Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Учебный проект родной край в произведениях литературы. Н.А

Проектная работа учащихся 4 класса

Слово о родной земле

Задание №1:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №94

Проектная работа по литературному чтению

Сборник произведений учащихся

о Родине

Выполнили обучающиеся

4 в класса, школы № 94

РуководительВитальева М.С., учитель начальных классов

2009 – 2010 учебный год

Слово о родной земле………………………………………………… стр. 3 - 4

Семёнов А.

Камалин А.

Алексеев А.

Маслова Т.

АбаимоваА.

Прошла по земле война……………………………………………… стр. 5 - 7

Семенов А.

Казаков А.

Трутнев А.

Володина А.

Волкова С.

О добре и красоте…………………………………………………….. стр. 8 - 15

Трутнев А. «Волшебное украшение»

Проба пера «И снилось мне, что мы как в сказке…»

Алексеев А. ТрутневА.

Мартынец Е. Кузьмин А.

Тремасова А. Абаимова А.

Казаков А. Маслова Т.

Спирина Ю. Канторин Д.

Тимеров М. Пичужкин И.

О жестоком отношении людей к природе

Абаимова А.

Тремасова А.

Маслова Т.

Губанова В.

Казаков А.

Кузьмин А.

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь»

Мартынец Е.

Спирина Ю.

Пичужкин И.

Камалин А.

Врубель В.

Канторин Д.

Абаимова А.

Приложения (Работы обучающихся)

Слово о родной земле

«Мама» (отрывок из книги «Моя Родина» Ю. Яковлева)

Задание №1:

Какой ты представляешь свою родину?

Вспомни и расскажи, какие первые открытия в детстве помогла тебе сделать мама?

Семёнов Артём

Моя родина – Россия. Эта страна занимает огромную территорию, находится в разных временных поясах. Например, в Нижнем Новгороде пятнадцать часов, а на Камчатке полночь. Столицей России является Москва.

Наша страна богата полями, лесами и реками. Большое количество природных ресурсов добывают из недр земли. Великие реки заслуживают особого внимания, благодаря своей красоте и разнообразию фауны. Реку Волгу называют матушкой, так как она является кормилицей.

Россия многонациональная страна. В ней живут русские, евреи, грузины, таджики, армяне…

«Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Этими строками из песни всё сказано.

Я хочу, чтобы в нашей стране не было войны и царил мир. Россия – самая красивая и необыкновенная страна в мире.

Камалин Саша

Моя родина – это там, где мой дом, там, где родились и выросли мои близкие и родные люди. Моя родина – это большая семья за одним столом с бабушкиными пирогами. Моя родина всегда при мне и никто её у меня не отнимет.

Алексеев Алёша

Моя родина – это дружная семья: мама, папа, бабушки Люда и Аля, дедушки Коля и Женя, тётя Наташа и двоюродный брат Никита. Я их очень люблю и с удовольствием провожу с ними много времени.

А ещё моя родина – это мой двор и мои друзья. Мы вместе играли в детском саду, играем и сейчас, когда я стал учиться в школе.

Моя маленькая родина находится в красивом Нижнем Новгороде, где я люблю гулять в парках и в Кремле.

Маслова Таня

У каждого человека есть своя Родина. Моя Родина – Россия. Я знаю, что она большая, многонациональная, мирная, гостеприимная. В ней живут, учатся и работают люди разных народов. Я представляю её светлой и красивой. Пусть у каждого человека будет такая Родина!

Абаимова Настя

Мама помогла мне сделать первые открытия в детстве:

Первый салют – испуг и восхищение;

Первое свидание с морем – восторг;

Первый полёт на самолёте – «Ура!»;

Первые шаги на коньках – боль падения;

Первое знакомство с компьютером – радость;

Первое знакомство и поездка на верблюде – удивление;

Первый урок в школе, первый учитель – открытие, доброта…

Прошла по земле война

Семёнов Артём

Великая Отечественная война началась на рассвете 22 июня 1941 года, когда Германия напала на Советский Союз. Мощные немецкие армии двигались в трёх направлениях: на Ленинград, на Москву, на Украину и Кавказ. Первыми приняли удар фашистов защитники Брестской крепости, которые героически оборонялись.

К Ленинграду были направлены большие силы противника, но прорвать оборону они не смогли. Тогда немецкие войска замкнули кольцо вокруг города. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая длилась 950 дней. От голода и холода погибло огромное количество человек.

Захватить Москву немцам тоже не удалось, благодаря командованию Жукова и отваге москвичей.

Летом 1942 года начались бои за Сталинград, которые длились 200 дней. Тысячи героев стояли за Сталинград насмерть. У матроса Михаила Паниваха в руках взорвалась бутылка с горючей смесью, он превратился в факел и бросился под фашистский танк, подорвав его. После войны отважному матросу поставили памятник.

В июле 1943 года была Курская битва с крупнейшим танковым сражением. Немецкие бронетанковые дивизии были уничтожены. Немецкие войска больше не смогли провести ни одной атаки.

В 1944 году Советский Союз был освобождён от врага. Тяжёлые бои развернулись в столице Германии – Берлине. 8 мая 1945 года Германия капитулировала. 9 мая в нашей стране было объявлено Днём Победы.

Казаков Саша

В фотоальбоме у моей бабушки долгое время хранится открытка. На ней изображён молодой солдат Пётр Сергеевич Дернов. Он родился в 1925 году.

1941 год. Началась война. И вот Пётр – рядовой, автоматчик, Герой Советского Союза. Своим телом закрыл вражеский пулемёт, обеспечив подразделению выполнение боевой задачи. Мы не знаем, когда он погиб, но если это случилось в конце войны. То ему было всего двадцать лет.

Девичья фамилия моей бабушки – Дернова. Её дед, Дернов Василий Иванович, вернулся с войны инвалидом, в бою гранатой ему оторвало пальцы на руках.

Много родных по фамилии Дерновы ушли из села Яковцево на фронт. Но вернулся один мой прадед.

После войны он долго работал в родном совхозе председателем. К тому же был хорошим печником. Почти в каждом доме людей грела печка, сложенная руками моего прадедушки. Как мог в трудные послевоенные годы он помогал людям.

Трутнев Алёша

Мой прадед Кузьмичёв Александр Михайлович – участник войны. В этом году в честь празднования 65-летия Победы он был награждён юбилейной медалью

В годы войны прадедушка был подростком, поэтому не мог участвовать в военных действиях. Ему очень хотелось помогать военным. Первые годы войны он перевозил раненых с передовой в тыл на лошадях. К концу войны он стал работать кочегаром на паровозе. Для того, чтобы получить эту работу, ему пришлось идти на обман и увеличить себе возраст. Так до конца войны он работал на паровозе, который перевозил раненых.

Я горжусь своим прадедом, потому что он даже подростком внёс свой вклад в дело победы над фашистами. Он для меня герой!

Володина Настя

Мой прадедушка Лялин Николай Романович родился в 1919 году. Он участвовал в двух войнах и получил два ранения.

Первый раз он воевал в Финской войне в 1939 году. Был ранен в ногу и отправлен домой лечиться. Стал председателем совхоза. А в 1941 году ушёл добровольцем на войну с фашистами. Прадед Николай защищал Москву, был старшим пулемётчиком, был контужен. Целый год после ранения он не мог говорить и слышать. Мой прадедушка был сильным и отважным солдатом. Он умер в 1990 году.

Волкова Света

Волкова Евгения Ивановна, моя бабушка, была работником тыла. Она работала в колхозе. Вместе с другими солдатками пахала, косила, таскала торф. Была работа и в лесу. Женщины валили лес, пилили ручной пилой большие деревья. Вместе с другими солдатками и с детьми бабушка работала в поле: жали хлеб, собирали колоски, пропалывали и убирали картошку. Из картошки пекли лепёшки. Такие лепёшки многих спасли от голодной смерти.

Моя бабушка не видела настоящего боя. Она только слышала грохот самолётных бомбардировок. Но и это было очень страшно. В тылу людям приходилось очень трудно. И всё-таки они выстояли и помогли советским воинам победить в той страшной войне.

Мохова Даша

Во время войны в тылу жилось нелегко. Все мужчины ушли защищать Родину. В тылу остались старики, женщины и дети. Весь нелёгкий труд лёг на их плечи. В городах люди работали на заводах, которые обеспечивали фронт оружием, техникой, снаряжением. Работали днём и ночью.

Я хочу рассказать о своей прабабушке. Жила она в деревне Николаевка за 200 километров от Нижнего Новгорода. В сёлах, в деревнях в то время не было ни газа, ни света. Люди жгли керосинки, еду готовили в печи. Работали люди не за деньги, а за трудодни. Жилось очень тяжело, был голод и холод. Так пусть будет мир на земле!

Маслова Таня

Бабушка и дедушка рассказали мне, какими тяжёлыми были годы войны.

Немцы бомбили город. От бомб люди прятались в бомбоубежищах. Бомбоубежища устраивались даже в подвале под церковью. Пленных немцев водили строить дома.

Мой прадедушка Губанов Пётр Иванович трудился на Горьковском автозаводе. Он

собирал танки «Черчилль» и «Матильда». За стахановский труд его фотография была помещена на «Доску почёта».

Другой прадедушка Пестов Фёдор Осипович был призван в ряды Советской Армии в 1942 году. Участвовал в боевых действиях и погиб, защищая Родину.

О добре и красоте.

Трутнев Алёша «Волшебное украшение»

Около моего подъезда растёт тополь. Однажды морозным вечером я вышел гулять и удивился. Тополь весь искрился в лунном свете. Все веточки тополя были покрыты инеем и искрились, как бенгальские огни. Я весело засмеялся. Это мороз украсил дерево к Новому году.

И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Задание № 2: попробуй продолжить стихотворение, которое начинается словами:

«И снилось мне, что мы, как в сказке…»

Алексеев Алёша

Одев животных разных маски,

Кружились в вихре карнавала.

Ну, а к утру всё затихало.

Мартынец Лиза

И снилось мне, что мы, как в сказке.

Кругом белым-бело.

Вблизи светило солнце,

Сиял снежок на ветках ели,

Мороз играл на окнах и на двери,

Стояли сосны, ели, одетые в метели.

Тремасова Настя

И снилось мне, что мы, как в сказке,

И снилось мне, что будто мы в лесу.

Вот видим белую берёзку,

Вот видим рыжую лису.

Вот зайка по опушке проскакал,

И волк притих за ёлкою зелёной,

Но, к сожаленью, сон растаял и пропал.

Беру скорее в руки карандаш,

Рисую ту берёзку, ели, клёны.

Казаков Саша

И снилось мне, что мы как в сказке,

Хрустальный замок на горе,

И катим мы свои салазки

Сквозь зимний лес в пушистом серебре.

Дорожка вывела из леса

И манит замок: «Приходи скорей!»

В том замке белокурая принцесса

В сияньи лунном ждёт нас у дверей.

А с нами принц весёлый, юный, статный,
Торопит нас: «Скорей, скорей, скорей!»

И льётся лунный свет из сказочных дверей.

И слышен в замке хрустальный перезвон,

И сердце рвётся ввысь,

Ведь принц в неё влюблён.

Но это к сожаленью только сон…

Спирина Юля

Летим на сказочном коне.

Я на балу танцую в маске,

Как всё легко даётся мне.

Здесь Золушка, Щелкунчик, Леший

Подолгу водят хоровод.

А утром зазвонит будильник –

Исчезнет сказочный народ.

Тимеров Максим

И снилось мне, что мы, как в сказке

Летаем в облаках,

А рядом птицы кружат в стае,

Внизу трава, леса, поля.

Весь лес поёт, сверчок стрекочет,

Роса сверкает в серебре.

Ночная жизнь к утру проходит

С лучами солнца на листве.

Трутнев Алёша

И снилось мне, что мы, как в сказке

Гуляем по лесу весной.

Медведи спят ещё, закрывши глазки,

Не нарушают сладостный покой.

В лесу всё тихо, снежно, бело,

Берлога Мишкина укрыта снегом,

Но уж весенний, тёплый светлый день!

Мораль той сказки такова:

Уж хватит спать – пришла весна!

Кузьмин Толя

И снилось мне, что мы, как в сказке

Несёмся в санях в вышину.

Сверкают звёзды, ярче краски,

В пучине неба я тону.

Раздвину облака рукою –

Поляну вижу пред собою:

Ромашки, ландыши, тюльпаны

Возьму с собой для милой мамы

И утром непременно подарю!

Вот я проснулся, взял альбом и краски,

Нарисовал тот чудный я букет,

Сегодня ведь Международный Женский праздник!

Для мамы лучше моего подарка нет!

Абаимова Настя

И снилось мне, что мы, как в сказке…

Вот лес волшебной красоты.

Лес в серебре… Покрыты сосны, ели…

Кружат снежинки в зимней пляске.

А вот могучий и красивый бежит олень,

Напуган он собакой…

Стремительно бежит вглубь леса,

Петляя след, и красоту от смерти унося…

Маслова Таня

И снилось мне, что мы, как в сказке

Средь белых-белых облаков,

Но стоит лишь открыть мне глазки,

Как мы опять среди домов.

Я знаю, мы туда вернёмся

И вновь научимся летать.

Лишь только за руки возьмёмся

И будем снова мы мечтать…

Там солнце, ветерок, долины,

А под тобою суета.

Там даже горные вершины

Хрупки, как в мире красота.

Канторин Дима

Однажды ночью мне приснился волшебный сон – не сон, а просто сказка!

Передо мною появился волшебный лес, а рядом с ним – поляна, на которой разноцветным ковром раскинулись полевые цветы: Иван-да-Марья, зверобой, ромашки, колокольчики… Вдалеке я услышал журчание ручья. Он переливался от солнечных лучей разными небесными оттенками. В ручье плескались золотые рыбки, а над ним кружились чудесные бабочки. Это был яркий, незабываемый сон!

Пичужкин Ваня

И снилось мне, что мы, как в сказке,

Живём в родимой стороне.

Там лес густой, поля и степи,

Моря, озёра, горы, реки,

Там мама, папа, я, друзья –

Всё это – родина моя.

Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Саша»

Задание № 3: сочини рассказ, в котором говорится о жестоком отношении людей

К природе.

Абаимова Настя

Лес стоит. Тишина.

Только слышно, как весело поют птички. Стучит по дереву дятел. Звери: заяц, белка, лисица весело бегают по лесу.

Вдруг в тишине леса раздался звук топора. Испуганные птицы и звери попрятались по норам и дуплам.

Пришли в лес недобрые люди и нарушили тишину природы. Топорами и пилами люди рубили лес.

Жестокость нарушила покой леса и мир природы.

Тремасова Настя

Мы живём в большом городе. Вокруг нас большие дома улицы машины.

Тает снег, открывается земля, и появляются бутылки, банки, бумага и много разного мусора, который люди кидают прямо на улице. Они не задумываются, что вода уносит весь этот хлам в реку, в которой потом купаются дети, из которой берётся вода для питья, вода, которой мы живём. Если каждый человек бросит на улице по бумажке, бутылке, банке, улицы утонут в грязи и превратятся в свалку. Деревья, кусты погибнут, птицы улетят, реки высохнут и превратятся в грязные овраги.

Маслова Таня

Некоторые люди не ценят красоту природы. Вырубая леса, они не задумываются о том, что здесь живут звери, птицы, насекомые. А так же они уничтожают свежий воздух. Ведь на месте вырубленного леса обычно строят каменные дома или заводы. Их отходы уходят в реки, в которых тоже есть живые существа. После постройки дорог здесь начинают ездить машины, которые выбрасывают выхлопные газы. Уничтожая природу, человек делает хуже и себе. Например, в лесах не будет грибов, ягод и целебных трав, полезных для человека, в реках не будет водиться рыба. В этом месте нельзя будет жить. Поэтому нужно беречь природу и ценить её красоту.

Губанова Варя

Однажды субботним вечером мы поехали в лес. Была отличная погода. Но в лесу мы увидели разбитые бутылки, консервные банки, поломанные кусты… Мы хотели, чтобы красота природы не уничтожалась, поэтому мы убрали весь мусор.

Есть люди, которые портят природу, а есть те, которые ухаживают за ней.

Нужно беречь природу!

Казаков Саша

Человек – самый злейший враг природы. Всё в природе создано так, чтобы была гармония. И только человек иногда ведёт себя хуже зверя: вырубает леса, засоряет водоёмы, свозит бытовой мусор в лес, убивает диких животных, разоряет гнёзда птиц.

Ради своей наживы люди рвут и продают цветы, которые занесены в Красную книгу. Из-за шкурок убивают детёнышей нерпы и тюленя. Дети ломают деревья, ветки, качаются на них, а взрослые равнодушно проходят мимо, не задумываясь о том, что природа может отомстить человечеству.

Кузьмин Толя

Люди обязаны беречь природу. Очень много стало браконьеров, которые незаконно вырубают деревья. С заводов отходы сливают в реки и озёра. Из-за неосторожности людей сгорает много лесов. Вместе с лесами погибают животные. Много делают мест с игровыми аппаратами на местах парков. На улицах стало очень много машин и они загрязняют воздух.

Люди, берегите природу!

Ведь мы должны беречь её дары!

Задание № 4: напиши сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь».

Мартынец Лиза

Картина И.И.Шишкина «Рожь» мне очень понравилась. Глядя на неё, я восхищаюсь красотой русской природы.

С порывами ветра густая спелая рожь колышется, как волнующееся море. Рожь – это хлеб, а хлеб – это богатство! Посередине поля тянется уходящая вдаль петляющая дорога.

По обе стороны поля раскинулись сосны могучие, как великаны. Они, словно уставшие путники, отдыхают и наслаждаются прелестными запахами природы.

Небо светло-голубого цвета, а кучевые облака вот-вот готовы пролить свежие капли дождя.

Наверняка, если бы я оказалась там, то услышала бы чудесные звуки русской природы: голоса птиц, шорох деревьев, лёгкий ветер, ну и конечно, шелест ржи, которая пытается о чём-то рассказать.

Спирина Юля

На картине И.И.Шишкина изображено бескрайнее поле ржи красивой и густой, как волнующееся море. Художник показывает богатство нашей русской земли, её красоту, плодородие.

На картине видна дорога, уходящая вдаль. Среди поля растут сосны могучие, высокие, как исполины. Их ветки раскидистые, зелень густая и тёмная. Конец лета близок.

Живописец показал и красоту неба. Оно занимает большую часть картины. Это создаёт ощущение простора. На небе видны кучевые облака, несущие дождь.

Пичужкин Ваня

На переднем плане картины мы видим густую и спелую рожь. Это – дар земли! Её золотистый цвет завораживает взор. А лёгкое колыхание напоминает волнение моря. Среди поля видна петляющая дорога. Она уходит вдаль к могучим деревьям. Деревья эти похожи на великанов, которые охраняют рожь.

Вдалеке на аквамариновом небе видны серебристые облака. Будет дождь!

Картина поражает своей красотой и естественностью.

Камалин Саша

Я вижу на этой картине небо. По нему плывут серебристые облака. Стоят деревья могучие, как великаны. Их ветки качаются при порывах сильного ветра.

Всё поле засеяно рожью. Её колосья спелые и золотистые. Во ржи до самого горизонта петляет дорога. Куда же она ведёт?..

Мне понравилось это художественное произведение. Ведь на нём изображены деревья, небо, рожь и дорога, которые с детства мне знакомы. Такие пейзажи я не раз видел в деревне у бабушки и дедушки. Это картина моей родины!

Врубель Вика

Лето. Жаркий солнечный день. Золотая рожь колышется на ветру и напоминает жёлтое море. Широкая просёлочная дорога углубляется в море ржи и утопает в нём.

Огромная сосна стоит посреди поля. Она похожа на старую бабушку, к которой в гости пришла вся её семья. Сосны, которые стоят рядом – это и есть её семья.

Над желтым морем ржи и красавицами-соснами светит ярко-голубое небо. Вдали появились кучевые облака, несущие дождь.

При взгляде на эту картину у меня возникают приятные воспоминания о деревне. Рядом есть такое же поле. Оно по-своему красиво в каждый летний месяц.

Канторин Дима

Я хочу рассказать о картине И.И.Шишкина «Рожь». На переднем плане картины изображено бескрайнее поле спелой золотой ржи. Ветер колышет её и она разливается на солнце, как волнующееся море.

Поле разделяет широкая петляющая бесконечная дорога, уходящая вдаль.

Посреди поля ржи, словно могучие великаны, стоят сосны. Они раскинули свои густые тёмные ветви, как будто охраняют поле от врагов.

А над полем раскинулось лазурное небо, как безбрежное море.

Картина произвела на меня незабываемое впечатление. Она наполнена красотой и чистотой родных просторов. Хочется оказаться там и вдохнуть ароматы спелой ржи и могучих сосен.

Абаимова Настя

Картина лета… Веет теплом, спокойствием и приближением осени…

Белые пушистые облака плывут по голубому бесконечному небу. От ярких красок лета радостно на душе.

Широко раскинулось золотое поле ржи: колосок к колоску… Подует ветерок, заколышется ржаное поле, словно колоски перешёптываются и хранят только им известные тайны.

Могучие кроны сосен, как на страже, возвышаются над полем и охраняют покой дружной армии колосков.

Художник с любовью языком красок передаёт красоту родного края.

Анненский Иннокентий Федорович () Родился в Омске в семье государственного чиновника. В 1860 семья переехала в Петербург, где Анненский получил начальное и высшее образование. В 1879 окончил историко- филологический факультет Петербургского университета. Начал заниматься педагогической деятельностью. Был преподавателем древних языков, античной литературы, русского языка и теории словесности в гимназиях и на Высших женских курсах, директором Царскосельском гимназии. В 1870-е годы начал писать стихи. Лирика Анненского, носившая психологически-символический характер, отличалась глубокой искренностью.






Дмитрий Мережковский Родился в Петербурге. Воспитание будущий поэт и писатель получил в классической гимназии. Тогда же начал писать стихи, выслушав которые, Достоевский сказал: "Слабо... плохо... чтоб хорошо писать, страдать надо, страдать!" Эта фраза осталась в памяти Мережковского на всю жизнь. В 1884 поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Очень серьезно занимается наукой. В 1890-е начинает сотрудничать в журнале "Северный вестник", где выпускает первый сборник стихов. Становится одним из основоположников символизма в русской литературе.












Родился 7 мая в Казани в семье агронома. Детские годы прошли недалеко от города Уржума. По окончании реального училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование. Поступает в Московский университет сразу на два факультета - филологический и медицинский. В эти годы сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обериутами«. В это же время Заболоцкий активно сотрудничает в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". Выходят его детские книжки в стихах и прозе "Змеиное молоко", "Резиновые головы" и др. В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в "Вторая книга". Был репрессирован. Стихи Заболоцкого, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса", "Противостояние Марса" и др., сделали его имя известным широкому читателю. Николай Заболоцкий


В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, не очарованных людей. Вечер на Оке


И лишь когда за темной чащей леса Вечерний луч таинственно блеснет, Обыденности плотная завеса С ее красот мгновенно упадет. Вздохнут леса, опущенные в воду, И, как бы сквозь прозрачное стекло, Вся грудь реки приникнет к небосводу И загорится влажно и светло.








Уступи мне, скворец, уголок, Посели меня в старом скворешнике. Отдаю тебе душу в залог За твои голубые подснежники. И свистит, и бормочет весна, По колено затоплены тополи. Пробуждаются клены от сна, Чтоб, как бабочки, листья захлопали. И такой на полях кавардак, И такая ручьев околесица, Что попробуй, покинув чердак, Сломя голову в рощу не броситься!


Начинай серенаду, скворец! Сквозь литавры и бубны истории Ты - наш первый весенний певец Из березовой консерватории. Открывай представленье, свистун! Запрокинься головкою розовой, Разрывая сияние струн В самом горле у рощи березовой. Я и сам бы стараться горазд, Да шепнула мне бабочка-странница: «Кто бывает весною горласт, Тот без голоса к лету останется»


А весна хороша, хороша! Охватило всю душу сиренями. Поднимай же скворешню, душа, Над твоими садами весенними. Поселись на высоком шесте, Полыхая по небу восторгами, Прилепись паутинкой к звезде Вместе с птичьими скороговорками. Повернись к мирозданью лицом, Голубые подснежники чествуя, С потерявшим сознанье скворцом По весенним полям путешествуя. 1948


Николай Рубцов Рубцов Николай Михайлович родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли в детдоме. Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землей... священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным". Служил на Северном флоте, затем жил в Ленинграде, работал рабочим. В 1962 он поступил в Литературный институт. Первая книга стихов "Лирика" вышла в 1965 Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники "Звезда полей", "Душа хранит», "Сосен шум". Сборник "Зеленые цветы" появился после смерти поэта, который трагически погиб 19 января 1971.








Привет, Россия... Привет, Россия родина моя! Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое... Как будто ветер гнал меня по ней, По всей земле по сёлам и столицам! Я сильный был, но ветер был сильней, И я нигде не мог остановиться.


Привет, Россия родина моя! Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к твоим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле. За все хоромы я не отдаю Свой низкий дом с крапивой под оконцем. Как миротворно в горницу мою По вечерам закатывалось солнце! Как весь простор, небесный и земной, Дышал в оконце счастьем и покоем, И достославной веял стариной, И ликовал под ливнями и зноем!




Николай Оцуп Поэт, прозаик, публицист, историк литературы. Творческая деятельность Н. Оцупа начиналась на родине, полностью же развернулась и проявилась в эмиграции. Закончив гимназию с золотой медалью, продолжил учёбу в Париже. Во время первой мировой войны вернулся на родину, служил в армии. В 1918 г. Оцуп работал в издательстве «Всемирная литература». В 1922 г. Оцуп эмигрировал. Жил в Берлине, затем переехал в Париж. В начале войны он был арестован за антифашистские убеждения, отправлен в концлагерь, откуда бежал и вступил в итальянское Сопротивление. После войны Оцуп издал свой монументальный «Дневник в стихах », через год защитил в Сорбонне докторскую диссертацию. В 1957 г. вышли под его редакцией «Избранные стихи» Тютчева, в следующем году - с его предисловием «Избранное»Н.Гумилева.


Мне трудно без России… Земля, и человек, и та или другая Страна, особенно для сердца дорогая, Чей радует обычай и язык, Чьё имя связывать ты с жребием привык, Остаться без неё… А может быть, тогда –то Такую (и такое) потеряв, Но ей чужим или врагом не став,- Тогда – то, может быть, и чувствуешь впервые Всю жизни глубину… Мне трудно без России…


Зинаида Гиппиус Поэтесса, прозаик, критик. Получила домашнее образование, увлекалась русской классикой. После переезда в Петербург начинается её литературная деятельность. В 1889 выходит замуж за Д. Мережковского, вместе с которым публикует первые стихи. Октябрьскую революцию Гиппиус встретила крайне враждебно, в 1920 она вместе с Мережковским эмигрировала во Францию. В эмиграции выступала в статьях и стихах с резкими нападками на советский строй. За границей вышла книга стихов "Сияния" и два тома воспоминаний "Живые лица».







Иван Бунин Русский писатель, поэт, переводчик. В 1903г. за сборники стихов "Под открытым небом» и "Листопад» был Удостоен высшей премии Академии наук - Пушкинской премии. В 1920 г эмигрировал во Францию. В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия "за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер"


У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь,в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!



Классные часы на тему патриотизма способны решить проблемы становления гражданской позиции у школьников. Как провести классные часы на эту тему?

Какие цели и задачи поставить для классного часа?

Цель — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

  • актуализировать понятия «патриотизм», «гражданственность», «Родина», «нравственность», «гордость»;
  • развить этические и нравственные качества учащихся;
  • познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ;
  • привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.

Какие темы выбрать для патриотического классного часа?

  • Что такое патриотизм?
  • Наследие России.
  • Есть такая профессия — Родину защищать!
  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Я люблю свой край!
  • Я — гражданин.

Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?

Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.

Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.

  • К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
  • «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).
  • Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (издание с комментариями для детей).
  • «Богатырская застава» (сборник былин).
  • «За Землю Русскую» (сборник Куликовского цикла).
  • «Идет война народная» (сборник произведений поэтов-фронтовиков).

Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».

Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.

Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.

В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:

  • «И в торжественные годины и в будни идея отечества должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право называть себя гражданином» (М. Салтыков-Щедрин).
  • «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (А. Радищев).
  • «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Белинский).
  • «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина» (М. Пришвин).
  • «Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот» (М. Шолохов).

Форма проведения

Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.

Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.

В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.