Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Государство подобными образованиями в международном праве являются. Международная правосубъектность иных участников международных отношений (тнк, мнпо, индивида, человечества), в том числе государственно-подобных образований

Государство становится субъектом МП с момента возникновения (ipso facto – в силу факта своего существования).

Черты государства как субъекта МП:

1) суверенитет, абсолютно суверенных государств нет;

2) иммунитет – изъятие из под юрисдикции, распространяется на государство, его органы, государственную собственность, должностных лиц за рубежом. Государство само решает вопрос об объеме иммунитета, может отказаться в целом либо в какой-то части.

Концепции:

Абсолютного иммунитета – распространяется на все действия государства;

Относительного иммунитета – только на те действия, которые государство осуществляет как суверен, как носитель власти. Когда государство действует как частное лицо, то иммунитет не действует (США, ЮАР, Сингапур, Великобритания). Есть ряд международных договоров, придерживающихся эту концепцию: Европейская конвенция об иммунитете государства, Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся иммунитета торговых судов.

Виды иммунитетов:

а) Судебный иммунитет – неподсудность одного государства другому без его на то согласия; запрет применения мер по обеспечению иска, запрет принудительного исполнения судебного решения;

б) Иммунитет государственной собственности – неприкосновенность собственности, запрет изъятия, ареста, обращения взыскания;

в) Фискальный (налоговый) – деятельность государства за рубежом не облагается налогами, сборами, кроме тех, которые представляют собой плату за какое-либо обслуживание.

3) население – все лица, которые проживают на территории и государства и подчиняются его юрисдикции.

4) территория – в МП рассматривается как часть географического пространства, значение государственной территории: материальная основа существования населения; сфера действия права государства. В государственную территорию входит суша, недра, водное пространство (внутренние воды, архипелажные воды, территориальное море), воздушное пространство над сушей и водой. Пределы очерчены государственными границами. Существуют государственные территории с международным режими, например Шпицберген – территория Норвегии.

5) наличие системы органов, отвечающих за международные отношения государства (органы внешних сношений).

Органы внешних сношений:

а) внутригосударственные:

Предусмотренные конституцией государства: глава государства, парламент, правительство;

Не предусмотренные конституцией государства: ведомство иностранных дел, иные органы (например, министерство внешнеэкономических связей), органы, создаваемые для выполнения определенных международных обязательств – например, НЦБ Интерпола;

б) зарубежные:

Постоянные: дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые и иные специальные представительства (например, туристские), представительства при международных организациях (постоянные представительства либо миссии наблюдателей);

Временные: специальные миссии, делегации на конференции, совещания.

Особый вопрос МП – являются ли члены федеративных государств субъектами МП? в частности, являются ли ими субъекты РФ?

Анализ российского законодательства (ФЗ «О международных договорах РФ», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ») позволяет сделать ряд выводов:

Субъекты РФ могут заключать международные соглашения, но эти соглашения не являются международными договорами; и эти соглашения не могут заключать без разрешения Федерации.

Федерация согласует международный договор с субъектом РФ, если договор затрагивает территорию субъекта, но права вето у субъекта нет.

Субъекты могут быть членами международных организаций, но только тех, которые допускают членство несуверенных образований.

Таким образом, субъекты РФ не являются субъектами МП.

35. Государственно-подобные образования – субъекты международного права.

Государственно-подобные образования - производные субъекты международного права. Данный термин представляет собой обобщенное понятие, поскольку применяется не только к городам, но и к определенным районам. Г.п.о. создаются на основе международного договора или решения международной организации и представляют собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Они имеют свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Г.п.о. является, как правило, демилитаризованным и нейтрализованным. Выделяют политико-территориальные (Данциг, Гданьск, Западный Берлин) и религиозно-территориальные государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский Орден). В настоящее время существуют только религиозно-территориальные государственно-подобные образования. Такие образования обладают территорией, суверенитетом; имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы 1 .

Ö Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг).

Ö Особый ста­тус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объеди­нения Германии в 1990 г.).

Ö К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан . Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы - Рима. Ватикан имеет дипломатические отноше­ния со многими государствами в различных частях мира (в том чис­ле с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гих международных организациях, принимает участие в междуна­родных конференциях государств. Правовой статус Ватикана опре­делен специальными соглашениями с Италией 1984 г.

УДК 342 ББК 67

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ В ГОСУДАРСТВЕННО ПОДОБНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Виталий Васильевич Оксамытный,

руководитель Научного центра сравнительного правоведения, заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.01 - история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемы, связанные с содержанием правовых систем в иных, чем государства, государственно организованных образованиях, - непризнанных государствах, территориях с ассоциированной государственностью, зависимых территориях.

Ключевые слова: правовая система, государство, государственно подобные образования, непризнанные государства, территории с ассоциированной государственностью, зависимые территории.

LEGAL SYSTEMS IN STATE-LIKE FORMATIONS

Vitally V. Oksamytnyy,

Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Head of the Scientific Center of Comparative Law, Head of the Department of Theory and History of State and Law of the А.S. Griboedov Institute of International Law and Economics

Abstract. In article the author deals with problems related to the content of legal systems in state-organized entities other than the state - unrecognized states, territories with associated statehood, dependent territories.

Keywords: legal system, state, state-like formations, unrecognized states, territories with associated statehood, dependent territories.

Государственно-правовая карта современности свидетельствует о том, что системообразующие процессы становления, закрепления и развития государственности, начавшиеся тысячи лет тому в недрах родового общества, далеки от завершения.

В специальных источниках указывают на существование на современной карте мира более 250 различных стран1, из которых около 200 признаются независимыми государствами. Последние обладают суверенным территориальным и личностным верховенством, признаны всем международным сообществом и в таком качестве являются полноправными государствами-членами Организации Объединенных Наций2.

1 См., например, Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) // URL: http//www.kodifikant.ru.

2 Члены Организации Объединенных Наций. // URL: http:// www.un.org./ru/members.

В то же время, выделяя основоположную категорию современного мира, следует различать зачастую смешиваемых и нередко используемых как синонимичные понятия - «государство», «страна», «государственно подобные образования», «квазигосударство», «государственно организованные общества (сообщества)». Понятие «страна» скорее относится к историческим, культурным, общегеографическим (общность территории), другим факторам (особенности проживания и сложившейся культуры населения, привносимые языком общения, обычаями, традициями, менталитетом, религией) и, в силу этого, носит менее официальный характер.

Вполне возможны случаи, когда страной называют также колониальные владения, либо одна страна могла быть представлена двумя и более государственными образованиями.

В частности, Германия с 1949 по 1990 годы состояла из Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии и «особой политической единицы» - Западного Берлина, имевшего собственные властные структуры и даже конституцию 1950 года.

Йемен как страна был разъединен на протяжении трех десятилетий и состоял из собственно Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республики Йемен, пока не был объединен также в 1990 году в единое государство - Республику Йемен.

«Временное» разделение Вьетнама по результатам Женевской конвенции 1954 года вылилось в существование двух государств - Демократической Республики Вьетнам и Государства Вьетнам вплоть до их принудительного объединения в 1976 году в качестве Социалистической Республики Вьетнам.

После Второй мировой войны Корея была разделена по 38-ой параллели северной широты на две зоны военной ответственности - советскую и американскую, а в 1948 году на территории этих зон возникли: Корейская Народная Демократическая Республика на севере некогда единого государства и Республика Корея на юге страны, и т.д.

Различие в понимании и применении данных понятий существует, в частности, в европейских языках. Так, в английском языке - со словами «country», которое ближе к понятию «страна», и «state» (государство). В то же время в определенном контексте, как и в русском языке, они могут выступать как взаимозаменяемые.

К реалиям современного мира относят, в частности, ситуации, при которых ряд образований с элементами государственности, оспаривающих свою принадлежность к «материнским странам», претендуют на создание собственных государств и таковыми себя считают.

До сих пор существуют остатки колониальной системы, которые в эпоху политической корректности принято называть в рамках статистики, принятой в ООН, зависимыми территориями. Более 40 территориальных владений, зависимых или «самоуправляющихся» территорий, разбросаны по пространствам Земли. И большинство из них, обладая определенными самостоятельными правовыми

полномочиями, настаивают на предоставлении им особого государственного статуса.

Помимо стран, объявляющих о своей фактической либо мнимой независимости, в мире остаются и иные государственно организованные образования, которые обладают практически большинством характерных черт государства за исключением такого его определяющего в современную эпоху признака, как международного признания.

Среди них особое место занимают государственно организованные образования, претендующие на полную самостоятельность, однако считающиеся так называемыми непризнанными государствами, государствами в стадии становления, квазигосударствами.

Подобных образований, как в недавней истории, так и сегодня, насчитываются десятки3. У каждого - собственная судьба и место в мировом государственно организованном сообществе.

Причинами их появления могут быть как революционные потрясения, так затяжные межконфессиональные и межнациональные конфликты, национально-освободительная борьба и стремление отдельных частей сложносоставного государства к самостоятельности и независимости.

Они могут быть поддержаны единомышленниками в других странах, признаны соседями или влиятельными державами, могут десятилетиями оставаться в политической, экономической или военной блокаде. И в то же время поддерживать на собственной территории порядок, осуществлять властные, фискальные и иные функции, то есть обладать собственной правовой системой.

Правопорядок формируется на основе функционирования всех составных частей механизма действия права (а в него практически включаются как «неподвижные» элементы (например, источники права), так и процессы правотворчества, право-реализации и правотолкования) . И потому установление правового порядка в качестве цели правовой системы предполагает рассмотрение последней и в статике, и в динамике, что дает возможность включать в содержание правовой системы совокупность ее элементов и связей между ними.

3 Современные непризнанные государства и страны мира // URL: http://visasam.ru/emigration/vybor/nepriznannye-strany.html

Предлагаемая ниже трактовка компонентов правовой системы, учитывая проведенные в юридической науке сравнительные исследования, обращает внимание на последовательность проявления ее структурных частей и взаимосвязи между ними, рассматривая их как универсальные категории, характерные практически всем государственно организованным обществам:

Право во всех его проявлениях в общественной жизни (естественное и позитивное, легитимное и законодательное, субъективное и объективное, обычное и формальное, официальное и теневое и т.п.);

Правопонимаиие в совокупности доминирующих правовых учений общества, уровня и особенностей правового мышления народа;

Правотворчество как познавательный и процедурно зафиксированный способ подготовки, оформления и принятия общеобязательных правил поведения в обществе;

Источники права как официальные юридические документы и/или положения, содержащие общеобязательные правила поведения в государственно-организованном обществе;

Юридический массив, включающий в себя действующее в государственно-организованном обществе законодательство как систему официально установленных и взаимосвязанных нормативных актов общего значения;

Юридические учреждения, созданные в государственно организованном обществе для функционирования его правовой системы (правотворческие, правоприменительные, правозащитные, правоохранительные);

Механизм осуществления права, в котором сосредоточиваются процессы его реализации (правовые отношения, юридические факты, правореализация, решение пробельности в праве, разрешение юридических конфликтов, толкование права);

Результаты действия права, заключаемые в установлении в государственно организованном обществе правопорядка, определяемого режимом законности и правовой культурой его субъектов.

Среди современных государственно подобных образований, не входящих в ООН, но претендую-

щих на официальный государственный статус и в ряде случаев, признанных некоторыми государствами-членами ООН, выделяются:

Частично признанные государства, находящиеся в процессе создания (к ним отнесена Палестина, международно-правовой статус которой определен как «государство-наблюдатель при ООН, не являющееся ее членом»);

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию (к ним относятся Абхазия, Косово, Северный Кипр («Турецкая республика Северный Кипр»), Тайвань («Китайская Республика»), Южная Осетия);

Частично признанные государства, контролирующие часть своей территории (например, Палестина, Сахарская Арабская Демократическая Республика);

Непризнанные государственные образования, фактически контролирующие свою территорию (в частности, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Донецкая Народная Республика, Сома-лиленд);

Непризнанные протогосударственные образования, контролирующие часть заявленной ими территории (к такому квазигосударству относят ИГИЛ (ДАИШ) - запрещенную во многих государствах исламистско-суннитскую террористическую организацию с шариатской формой правления, которая насильственно удерживает часть территории Сирии и Ирака). Самопровозглашенные государственно-подобные структуры обладают практически всеми атрибутами государственной власти, в том числе законодательно-представительными и правоприме-няющими учреждениями. Существенное отличие их от суверенных государств заключается именно в международно-правовом статусе, не позволяющем рассматривать такие образования полноправными частями мирового сообщества.

Нередко их правовые системы качественно отличаются от государств, в состав которых они формально должны входить, и этот разрыв продолжает усиливаться.

Так, до фактического самовыделения Приднестровской Молдавской Республики из состава Молдавии на территории ПМР действовало законо-

дательство Молдавской ССР, позже - ССР Молдова. Со 2 сентября 1990 года (день одностороннего провозглашения независимости Приднестровья) их системы законодательства начали развиваться вне зависимости друг от друга и различие между «материнской» и отколовшейся правовыми системами все более возрастает .

Если новое право Республики Молдова ориентируется на традиции романской правовой семьи континентального (европейского) права, то законодательство Приднестровья с момента провозглашенной государственности следовало в целом российскому образцу. В литературе констатируется, в частности, что «особенностью правового режима территории ПМР являются значительное ограничение (почти отсутствие) влияния правовой системы Молдовы и действие на территории Левобережья Приднестровья, помимо законов ПМР, законов СССР и преломленных через акты органов ПМР законов РФ (без какой бы то ни было официальной инициативы России)» .

В ноябре 1983 года в северо-восточной части острова Кипр, оккупированной турецкими вооруженными силами, была провозглашена Турецкая республика Северный Кипр (в 1975-1983 гг. - Турецкое Федеративное государство Кипр), признанная в настоящее время только Турцией. Несмотря на международную изоляцию, эта территория пытается осуществлять собственную государственно-правовую политику, создав структуры собственной законодательной, исполнительной и судебной власти в рамках замкнутой правовой системы, ориентированной на принципы и институты турецкого права4. Более того, на картах, изданных в Турции и на Северном Кипре, именно эта часть острова именуется государством, тогда как южная - собственно Кипр (государство-член ООН и Европейского Союза) лишь «Греческой администрацией Южного Кипра».

Подобные непризнанные государства с собственными правотворческими органами и законодательством могут существовать десятилетиями. В частности, нынешняя правовая система Тайваня - острова, который его власти официально называют «Китайской Республикой», уже почти 70 лет явля-

4 Правовая система Кипра. URL// http://cypruslaw.narod.ru/ legal_system_Cyprus.htm.

ется «наследницей» правовой системы континентального Китая, имея основой принципы и институты германской правовой семьи континентального (европейского) права, при наличии некоторых элементов англо-американского права. Исторически на правосознание и правовую культуру населения острова в определенной степени влияют конфуцианские традиции китайцев.

В материковом Китае считают, что Тайвань должен признать КНР и по формуле «мирное объединение и одно государство - два строя» стать особым административным районом Китая под юрисдикцией единого правительства, получив право на высокую степень самоуправления с сохранением своей социальной системы. В 2005 году был принят Закон КНР о противодействии расколу страны. В ст. 2 документа особо подчеркивается: «в мире существует только один Китай, расположенный на материке и на острове Тайвань. Суверенитет и территориальная целостность Китая в равной степени распространяются на его материковую часть и на Тайвань» .

Однако, как отмечают авторы исследования политической системы и права КНР, Тайвань, оставаясь юридически провинцией Китая, продолжает быть «фактически независимым государственным образованием, присвоившим себе название, конституцию и атрибуты государственной власти Китайской Республики 1912-1949 годов» .

В то время как Китайская Народная Республика, исходя из идей Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, строит «социалистическое правовое государство с китайской спецификой», на Тайване продолжает действовать Конституция Китайской Республики 1947 года (с последующими изменениями и дополнениями) В соответствии с ней высшим представительным органом является Национальное собрание, решающее конституционные вопросы и избирающее президента и вице-президента. Также отдельно действуют Законодательная и Судебные палаты, занимающиеся разработкой новых законов и дополнений к Конституции, и Исполнительная палата - правительство. Многие кодексы разработаны под сильным влиянием германского, швейцарского и японского права и введены в действие еще в 20- 30-е годы прошлого столетия. Впоследствии эти законы были модифицированы и сведены в Люфа

цюаньшу - «Полную книгу шести законов», в которую вошли законодательные нормы, сгруппированные по следующим отраслям: конституционное, гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное и административное право.

Как Конституция, так и основные кодексы Тайваня подверглись определенным изменениям, последовавшими за переменами в этом образовании после изоляции на международной арене. Военно-авторитарный режим постепенно отошел в небытие, стали возникать оппозиционные партии, и в настоящее время политическая система Тайваня приобрела более демократические черты. В частности, возрастают полномочия президента при одновременном повышении роли Законодательной палаты, получившей функцию контроля над деятельностью правительства.

Характерным примером территории с переходным режимом служит Палестинская национальная автономия, которая сравнительно давно находится в стадии обретения независимости. После Первой мировой войны Палестина была территорией, управление которой осуществляла Великобритания на основе мандата, полученного от Лиги Наций (1922-1948). Генеральная Ассамблея Объединенных Наций 29 ноября 1947 года приняла резолюцию о создании на территории Палестины двух государств - еврейского и арабского. Последнее в силу ряда причин так и не было создано.

В 1988 году Национальный совет Палестины провозгласил образование на контролируемых Израилем территориях Западного берега реки Иордан и сектора Газа Палестинского государства. Генеральная Ассамблея Объединенных Наций признала это заявление и приняла решение именовать Организацию освобождения Палестины «Палестиной» без ущерба ее статусу наблюдателя при ООН. Через пять лет Израиль и Организация освобождения Палестины подписали в Вашингтоне Декларацию о принципах промежуточного урегулирования, предусматривающую создание временного палестинского самоуправления . Последнее стало реализовываться (непоследовательно и с большими преградами) в последующие годы в рамках Палестинской национальной автономии. В 2012 году Генеральная Ассамблея ООН предо-

ставила Палестине «статус государства-наблюдателя при Организации Объединенных Наций, не являющегося ее членом, без ущерба для приобретенных прав, привилегий и роли Организации Освобождения Палестины в Организации Объединенных Наций как представителя палестинского народа согласно соответствующим резолюциям и практике».

Создание в этом образовании поста президента как главы самоуправляющейся территории, правительства как органа исполнительной власти, парламента - Палестинского законодательного совета (Совета палестинской автономии) как органа, обладающего определенными законодательными полномочиями в районах, перешедших под контроль палестинцев, свидетельствуют о формировании собственных органов власти и управления и, как следствие, правовой системы. Ее основы базируются на исламских концепциях и классических институтах современного мусульманского права.

Интерес для сравнительно-правового исследования представляют такой юридический феномен как самоуправляемые части государства, исторически обладающие особым статусом, то есть практически функционирующих в рамках собственной правовой системы.

Так, ст. 105 Конституции Греческой Республики объявляет «район Святой горы Афон, в силу его древнего привилегированного статуса, ...самоуправляемой частью греческого государства», которая «в соответствии с этим статусом управляется находящимися на ней двадцатью Святыми монастырями, между ними поделен весь полуостров Афон, территория которого не подлежит принудительному отчуждению». Перечисляемые в статье «функции государства осуществляются управляющим» (Святым кинотом). Монастырские власти и Святой ки-нот на территории так называемой «Монашеской республики» осуществляют также судебную власть, таможенные и налоговые привилегии (Конституция Греции от 11 июня 1975 г.).

За время существования Организации Объединенных Наций с 1945 года около 100 территориальных образований, народы которых ранее находились под колониальным или иным внешним правлением, стали суверенными государствами и

получили членство в ООН. Кроме того, многие другие территории добились самоопределения благодаря политическому объединению или интеграции с независимыми государствами.

В то же время, несмотря на значительный прогресс, достигнутый в процессе деколонизации, в мире насчитывается порядка 40 территорий, находящихся под внешним управлением ряда государств. Их также называют территориями с переходным или временным, «поскольку речь заранее идет о неизбежном прекращении существующего статуса» правовым режимом.

Большая часть территорий не имеют собственной государственно-организованной структуры и отнесены, по классификации Организации Объединенных Наций, к несамоуправляющимся территориям. Среди них: Американское Самоа, Новая Каледония, Гибралтар, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гуам, Каймановы острова, Виргинские острова, Бермудские острова и др. Над ними публично-властные полномочия осуществляют так называемые управляющие государства, которыми в настоящее время являются Великобритания, Новая Зеландия, Соединенные Штаты и Франция. Однако и при таких условиях подобные образования обладают полномочиями организации и поддержания правопорядка.

Как пример, приведем Фолклендские (Мальвинские) острова - архипелаг в Южной Атлантике, над которым осуществляет контроль Великобритания как над своей заморской территорией. Фолкленды возглавляются английским губернатором, подотчетным своему правительству и британской короне. Однако практическое управление островами осуществляют Законодательный совет (8 из 10 членов которого избираются населением) и Исполнительный совет (3 из 5 членов совета избираются законодательным органом).

Однако есть и примеры зависимых территориальных структур, обладающих собственными представительно-управленческими учреждениями, в том числе законодательными и судебными, принимающими нормативные решения и осуществляющими их реализацию на всем пространстве образования и в отношении всего населения. Их называют территориями с ассоциированной государственностью, чьи статусы предполагают широкие рамки

самоуправления в рамках политической соединенности с метрополией.

В частности, к странам, самостоятельно осуществляющим внутреннее управление, отнесем, например, тихоокеанский остров Ниуэ, официально именуемый как «самоуправляемое государственное образование в свободной ассоциации с Новой Зеландией», а также остров в Карибском море - Пуэрто-Рико как «неинкорпорированная организованная территория».

Бывшая испанская колония Пуэрто-Рико в конце XIX века становится владением Соединенных Штатов. Впоследствии этот остров в Карибском море де-факто утратил режим несамоуправляющейся территории, получив от метрополии статус «государства, свободно присоединившегося к Соединенным Штатам Америки». Данное положение было закреплено в Конституции Пуэрто-Рико, принятой 25 июля 1952 года. В соответствии с ней верховная законодательная власть принадлежит Конгрессу США, в ведении которого находятся вопросы внешней политики, обороны, одобрения законов и т.д.

Региональную власть в рамках автономии осуществляет двухпалатное Законодательное собрание, избираемое прямым голосованием сроком на 4 года. Пуэрториканский парламент представлен в палате представителей конгресса США комиссаром-резидентом с правом законодательной инициативы, но без права голоса. Исполнительная власть осуществляется губернатором, избираемым с 1948 года пуэрториканцами также на 4 года. Губернатор является главнокомандующим вооруженной милиции и возглавляет Консультативный совет правительства, куда входят назначаемые им 15 министров.

Населению Пуэрто-Рико предоставлено широкое самоуправление, осуществляемое собственными законодательными, исполнительными и судебными органами. Это указывает на функционирование в данном территориальном образовании собственной правовой системы, к тому же по многим показателям отличной от правовых систем стран общего права, к которому принадлежат Соединенные Штаты. Действующие в «присоединившемся государстве» нормы гражданского права составлены по испанскому образцу, а процессуальные

и большая часть иных правовых норм соответствуют латиноамериканским моделям.

Специально созданная в США президентская комиссия по статусу Пуэрто-Рико рекомендовала предоставить жителям острова право на самоопределение. Однако проведенный в 2017 году уже пятый по счету за последнее полстолетия референдум вновь засвидетельствовал, что, имея три варианта выбора (сохранить статус-кво, стать независимым государством, обратиться к Конгрессу США с просьбой о присоединении), граждане Пуэрто-Рико не стремятся к получению полной самостоятельности. Лишь 3 процента пришедших на избирательные участки пуэрториканцев поддерживают требование о независимости. Подавляющее большинство граждан проголосовали за изменение политического статуса острова путем полного присоединения к Соединенным Штатам на правах 51-го штата5.

Обращение к различным проявлениям в мировой реальности правовой системы, объединяющей в себе все юридические явления, институты и процессы в государственно организованном обществе, свидетельствует в пользу вывода об ограниченности ее рассмотрения лишь рамками государственных пределов. Правовая система как политико-юридический феномен отражает многообразие современ-

5 Референдум в Пуэрто-Рико. // URL: https://www.pravda.ru/ world/northamerica/caribbeancountries.

ной государственно-правовой карты современного мира, требуя к себе и более пристального внимания.

Литература

1. Оксамытный В.В. Государственно-правовая карта современного мира: Монография. Брянск: Изд-во БГУ, 2016.

2. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

3. Оксамытный В.В., Мусиенко И.Н. Правовые системы современных государственно организованных обществ: Монография. М.: Изд-во МосУ МВД РФ, 2008.

4. Бабурин С.В. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013.

5. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 3. Правовые системы Азии. / Под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП; Юрид. фирма «Контракт», 2013.

6. Политическая система и право КНР в процессе реформ. / Рук. авт. колл. Л.М. Гудошников. М.: Русская панорама, 2007.

7. Основные факты об Организации Объединенных Наций: Департамент общественной информации ООН. Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь Мир», 2005.

Конституционное право России

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 671 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).

Новое, восьмое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

Государственно-подобные образования - производные субъекты международного права. Данный термин представляет собой обобщенное понятие, поскольку применяется не только к городам, но и к определенным районам. Г.п.о. создаются на основе международного договора или решения международной организации и представляют собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Они имеют свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Выделяют политико-территориальные (Данциг, Гданьск, Западный Берлин) и религиозно-территориальные государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский Орден). В настоящее время существуют только религиозно-территориальные государственно-подобные образования. Такие образования обладают территорией, суверенитетом; имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы. Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг).Особый ста­тус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объеди­нения Германии в 1990 г.).

Мальтийский орден в 1889 г. был признан суверенным образованием. Местопребывание Ордена - Рим. Его официальная цель - благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция.

К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан . Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы - Рима. Ватикан имеет дипломатические отноше­ния со многими государствами в различных частях мира (в том чис­ле с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гих международных организациях, принимает участие в междуна­родных конференциях государств. Правовой статус Ватикана опре­делен специальными соглашениями с Италией 1984 г.

21. вопрос соблюдение, применение и толкование международных договоров. недействительность международных договоров. Приостановление и прекращение действия договоров.

Каждый действующий договор обязателен для участников. Участники должны добросовестно выполнять принятые на себя по договору обязательства и не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения ими договора (ст. 27 Венской конвенции 1969 г.

Раздел 2 этой части Конвенции, посвященный применению договоров, содержит ст. 28-30. Первая из них устанавливает, что договоры не имеют обратной силы, если иное не явствует из договора или не установлено иным образом. Согласно ст. 29, договор обязателен для каждого государства-участника в отношении всей его территории, если иное не явствует из договора или не установлено иным образом. Статья 30 касается применения последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу.

Кроме того, общим правилом является то, что договоры не имеют обратной силы , т.е. не применяются в отношении событий, которые имели место до вступления договора в силу . Кроме того, если иное не следует из договора, он действует в отношении всей территории договаривающихся государств.

толкование имеет своей целью разъяснение смысла текста договора, тогда как применение предполагает установление последствий, вытекающих для сторон, а иногда и для третьих государств. Само толкование можно определить как юридическую процедуру, которая в связи с применением договора к реальному случаю направлена к разъяснению намерений сторон при заключении договора посредством исследования текста договора и других соответствующих материалов. Толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с основными принципами международного права. Оно не должно вести к результатам, противоречащим этим принципам, нарушать суверенитет государств, их основные права. Следующим принципом является добросовестность толкования, то есть честность, отсутствие желания обмануть контрагента, стремление установить истинный смысл международного договора, закрепленный в его тексте.

Главным объектом толкования, имеющим решающее значение, является текст договора, который включает все части договора, в том числе преамбулу и в соответствующих случаях приложения, а также любое соглашение, относящееся к договору, которое было достигнуто между всеми участниками в связи с заключением договора, и любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора и принятый другими участниками в качестве документа, относящегося к договору.

Международное толкование – это толкование договора международными органами, предусмотренными государствами в самом международном договоре или уполномоченными ими впоследствии, когда спор о толковании возник, разрешить этот спор. Такими органами могут быть специально создаваемые комиссии или международный суд (арбитраж). В первом случае говорят о международном административном толковании, во втором – о международном судебном толковании.

Неофициальное толкование. Это толкование, которое дается юристами, историками права, журналистами, общественными организациями и политическими деятелями. Сюда же относится доктринальное толкование, даваемое в научных трудах по международному праву.

Аутентичное толкование международного договора может быть воплощено в различные формы: специальный договор или дополнительный протокол, обмен нотами и т.п.

Международный договор объявляется недействительным, если:

1)он заключен с явным нарушением внутренних конституционных норм, касающихся компетенции и порядка заключения договора (ст. 46 Венской конвенции);

2) согласие на обязательство по договору дано по ошибке, если ошибка касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора и представлявших собой существенную основу для согласия на обязательность договора (ст. 48 Венской конвенции);

3) государство заключило договор под влиянием обманных действий другого участвующего в переговорах государства (ст. 49 Венской конвенции);

4) согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством (ст. 50 Венской конвенции);

5) представитель государства дал согласие на условия договора под принуждением или угрозами, направленными против него (ст. 51 Венской конвенции);

6) заключение договора явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН (ст. 52 Венской конвенции);

7) договор в момент заключения противоречит основным принципам международного права (ст. 53 Венской конвенции).

Различают виды недействительности международного договора:

1) относительная – признаками являются: нарушение внутренних конституционных норм, ошибка, обман, подкуп представителя государства;

2)абсолютная – к признакам относятся: принуждение государства или его представителя; противоречие договора основным принципам или императивной норме общего международного права (jus cogens).

Прекращение действия международных договоров есть утрата его юридической силы. Прекращение договора возможно в следующих случаях:

1. При исполнении международных договоров.

2. При истечении срока договора.

3. При обоюдном согласии сторон.

4. При возникновении новой императивной нормы общего международного права.

5. Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре, осуществляется высшим органом государственной власти, с уведомлением контрагента.

6. Признание договора недействительным в силу принуждения государства к его подписанию, обмана, ошибки, противоречия договора норме jus cogeiu.

7. Прекращение существования государства или изменение его статуса.

9. Аннулирование - признание договора недействительным в одностороннем порядке. Правомерными основаниями являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, прекращение существования контрагента и т. д.

10. Наступление отменительного условия; в договоре может быть предусмотрено условие, при наступлении которого прекращается действие договора.

11. Приостановление договора - прекращение его действия на определенное (неопределенное) время. Это временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином):

· освобождает участников от обязательства выполнять его в течение периода приостановления;

· не влияет на другие установленные договором правовые отношения между участниками

7 вопрос основные источники международного права

Источники международного права – это формы существования международных правовых норм. Под источником международного права понимается форма выражения и закрепления нормы международного права. Документ в котором содержится норма права. Виды источников международного права:1) основные: меж­дународные договоры;международные (международно-правовые) обычаи;2) производные: акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.(резолюции генаральной асамблеии ООН).

Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай – это правила поведения в результате неоднократного повторения в течении длительного времени приобрело молчаливое признание субъектов международного права.

К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.

8. международный договор как источник международного права

ГПО – это особая политико-религиозная, историческая или политико-территориальная единица, которая на основе международного акта или международного признания имеет относительно самостоятельный международно-правовой статус. Общие термины (обобщающие понятия) для обозначения ГПО – это вольные города или вольные территории, свободные территории или зоны.

ГПО являются полноправными субъектами международного права, по свою международную правосубъектность они получают по прямому волеизъявлению государств. Это самоуправляющиеся образования, которым международноправовой статус предоставлен на основе договора. ГПО вправе участвовать в международных публичных правоотношениях. Высший юридический акт для ГПО – это международный договор или акт международной организации, который определяет его особую международную правосубъектность.

Создание ГПО предопределено объективными факторами международного порядка. Как правило, это один из наиболее эффективных способов замораживания территориальных претензий. По существу, ГПО представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Может иметь собственную конституцию, государственные органы, вооруженные силы (но исключительно оборонительного характера). Создатели ГПО обычно разрабатывают механизм контроля за соблюдением его статуса. На международном уровне ГПО представляет либо заинтересованное государство, либо международная организация. Такое представительство не является обязательным – ГПО вправе самостоятельно участвовать в заключении международных соглашений, обмениваться официальными представительствами с другими государствами, предъявлять международные претензии. В международных организациях и на международных конференциях обычно имеют статус наблюдателей.

В старом международном праве существовало довольно большое количество вольных городов с особым международным статусом: Венеция, Новгород, Псков, Гамбург, Краков. Современное международное право демонстрирует тенденцию к сужению круга подобных субъектов. В 1918–1945 гг. статус ГПО имел вольный город Данциг (ныне – Гданьск) – спорная территория между Польшей и Германией. Данциг получил статус ГПО в целях замораживания территориальных претензий в соответствии с положениями Версальско- Вашингтонской договорной системы. В 1945 г. по итогам Второй мировой войны отошел к Польше.

В 1947–1954 гг. статус ГПО имела свободная территория Триест – предмет территориальных споров между Италией и Югославией. Создана на основе Мирного договора с Италией 1947 г. Находилась под защитой СБ ООН. В 1954 г. мирным путем была поделена между Италией и Югославией.

В 1945–1990 гг. единственный в своем роде особый международно-правовой статус имел Западный Берлин (на основе Соглашения между Великобританией, СССР, США и Францией 1971 г.). Эти государства имели особые права и несли особую ответственность относительно статуса Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на международных конференциях, осуществляло консульское обслуживание его граждан. В 1990 г. после объединения Германии действие Соглашения 1971 г. было прекращено, поскольку Западный Берлин стал частью территории ФРГ.

В 1947 г. была принята резолюция ГА ООН, предусматривавшая режим вольного города для Иерусалима, однако это решение не выполнено по сей день. В 2005 г. Ватикан призвал мировое сообщество наделить Иерусалим специальным статусом города, находящегося под международной защитой.

В настоящее время основным ГПО со специфическим международно-правовым статусом является Ватикан (Святейший Престол). Ватикан – это город-государство, резиденция, административный центр католической церкви. В качестве города-государства и субъекта международного права признан с 1929 г. (на основе Договора с Италией). Имеет специфическую международную правосубъектность – это правосубъектность именно Святейшего Престола, а не католической церкви в целом.

Ватикан обладает почти всеми внешними атрибутами государства – территорией, населением, гражданством, имеет собственные органы власти и управления. Однако это не государство в смысле социального механизма управления обществом. Это именно административный центр католической церкви. Ватикан поддерживает дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в том числе и с Российской Федерацией). В ООН Ватикан имеет статус наблюдателя, является членом многих специализированных учреждений ООН (МАГАТЭ, МОТ, ВПС, ФАО, ЮНЕСКО). Участвует во многих универсальных многосторонних конвенциях и в двусторонних договорах с государствами (конкордаты – соглашения о статусе католической церкви в каком-либо государстве).

Ватиканский паспорт приравнивается к дипломатическому. Чтобы получить его, нужно стать кардиналом или легатом Папы Римского. Граждане Ватикана либо постоянно живут и работают в самом Ватикане, или находятся за границей с дипломатической миссией по делам католической церкви. Привилегия быть гражданином Ватикана зависит от прямых и постоянных отношений с папским престолом. Когда связь прерывается, ватиканское гражданство утрачивается. Только один человек не может прервать эту связь до самой смерти: Папа Римский. У него паспорт с номером один, он абсолютный правитель в государстве Ватикан и единовластный авторитет католической церкви.

Святой Престол активно участвует в международной жизни, в борьбе за права человека. В 1965 г. была принята Nostra Aetate – Декларация Ватикана об отказе от обвинения евреев в ответственности за распятие Христа. В 2005 г. состоялся визит главы Израиля в Ватикан, в 2006 г. – ответный визит Папы Римского в Израиль. На VII конференции по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия (2005 г.) Постоянный представитель Ватикана при ООН отметил, что страны, обладающие ядерным оружием, не соблюдают своих обязательств о полном разоружении; растет подпольное производство ядерного оружия, которое рискует попасть в руки террористов.

Мальтийский орден является еще одним действующим ГПО в современном мире. Это официальное историкорелигиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Мальтийский орден, сначала носивший название ордена Сан-Хуана, был создан в 1050 г. в Палестине для оказания помощи странникам, посещавшим Святую Землю. После изгнания крестоносцев в 1187 г. мальтийские рыцари вынуждены были скитаться по странам Средиземноморья, пока испанский монарх не подарил им остров Мальту. Мальтийский орден был признан субъектом международного права и сувереном на международных конгрессах в Аахене в 1818 г., в Вероне в 1822 г., на переговорах с Грецией в 1823–1828 гг. и с Италией в 1912– 1922 гг. Официальная цель Мальтийского ордена – благотворительная и историко-архивная деятельность. Имеет дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в том числе с Россией). Папа Римский Бенедикт XVI является членом Мальтийского ордена.

В настоящее время Орден состоит из шести Великих приорств: в Риме, Венеции, Сицилии, Австрии, Богемии и Англии; трех суб-приорств (объединенного Силезии и Рейна-Вестфалии, Ирландии и Испании) и 54 национальных ассоциаций и орденских организаций (в том числе в России). Орден насчитывает более 10 тыс. членов и осуществляет более 150 проектов в 35 странах мира. При Великом магистре Ордена создана Вспомогательная комиссия но оказанию медицинской и гуманитарной помощи. Несколько сотен больниц и госпиталей Ордена размещены по всему миру (Орден является одной из крупнейших госпитальерских организаций). В ООН имеет статус наблюдателя. Представители Ордена участвуют в работе Комиссии ЕС, Совета Европы, ЮНЕСКО, ФАО, ИАТА, ЮНИДО и других международных организаций.

В 2004 г. состоялось подписание договора между правительством республики Мальта и Суверенным Мальтийским орденом о предоставлении Ордену одной из крепостей на территории Мальты в качестве экстерриториальной штаб-квартиры. Получив свою собственную территорию, Мальтийский орден стал самым маленьким в мире городом- государством (после Ватикана).

Государствоподобные образования не являются типичными субъектами международного права, поскольку их число нестабильно и часто имеют место ситуации, когда такие образования отсутствуют на международной арене. Однако это не исключает возможности появления новых ГПО в современном мире, прежде всего, в целях мирного разрешения территориальных разногласий. Представляется, что в настоящее время существует целесообразность придания такого статуса Южным Курилам.

(квазигосударства) являются производными субъектами международного права, поскольку также как и международные организации, создаются первичными субъектами – суверенными государствами.
Создавая , государства наделяют их соответствующим объемом прав и обязанностей. В этом и состоит принципиальное отличие квазигосударств от основных субъектов международного права. В остальном, государственно-подобное образование обладает всеми признаками, присущими суверенному государству: собственной территорией, государственным суверенитетом, высшими органами государственной власти, наличием собственного гражданства, а также способностью выступать в качестве полноправного участника международных правоотношений.
Государственно-подобные образования являются, как правило, нейтрализованным и демилитаризованным.
Теория международного права выделяет следующие виды государственно-подобных образований :
1) политико-территориальные (Данциг – 1919 г., Западный Берлин – 1971 г.).
2) религиозно-территориальные (Ватикан – 1929 г., Мальтийский Орден – 1889 г.). В настоящее время субъектом международного права является только одно религиозно-территориальное государственно-подобное образование – Ватикан.
Мальтийский орден признан суверенным военным образованием в 1889 г. Его местопребывание – Рим (Италия). Основной целью Ордена является благотворительность. В настоящее время Орден установил дипломатические отношения с суверенными государствами (104), означающими его международное признание. Кроме того, Орден имеет статус наблюдателя при ООН, собственную валюту и гражданство. Однако этого недостаточно. Орден не располагает ни своей территорией, ни собственным населением. Из чего следует, что субъектом международного права он не является, а его суверенитет и способность участвовать в международных отношениях, можно назвать правовой фикцией.
Ватикан, в отличие от Мальтийского ордена обладает практически всеми признаками государства: собственной территорией, населением, высшими органами власти и управления. Особенность его статуса заключается в том, что цель его существования – представление интересов католической церкви на международной арене, а практически все население является подданными Святого престола.
Международная правосубъектность Ватикана официально подтверждена Латеранским договором 1929 г. Однако еще задолго до его заключения институт папства получил международное признание. В настоящее время Святой Престол установил дипломатические отношения со 178 суверенными государствами и другими субъектами международного права – Европейским Союзом и Мальтийским орденом. Следует отметить, что весь объем международной правосубъектности, предоставленной Ватикану осуществляет Святой престол: участвует в международных организациях, заключает международные договоры, устанавливает дипломатические отношения. Сам Ватикан является только территорией Святого Престола.