Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Танки венгрии во второй мировой войне. Средний танк из средней европы

В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним танком ГЬ2с (Т-21) чехословацкой фирмы Jlkoda. Последний представлял собой развитие известного легкого танка той же фирмы 1Ъ2а (LT-35), с которым венгры смогли познакомиться в марте 1939 года. В пользу Т-21 высказались специалисты Института военной техники, они сочли его лучшим средним танком.из всех реально доступных. Немцев эта машина совершенно не привлекала, и они не возражали против передачи ее венграм. 3 июня 1940 года Т-21 был отправлен в Будапешт, а 10 июня прибыл на Центральный испытательный полигон Хонведшега в Хаймашкери. После испытаний, в ходе которых Т-21 прошел без поломок 800 км, 7 августа 1940 года стороны подписали лицензионный контракт. 3 сентября машину приняли на вооружение венгерской армии под названием «Туран» (Turan). Туран - мифологическая прародина мадьяр, находившаяся в Средней Азии, откуда в VI веке они начали свое переселение в Европу. Вскоре танк получил армейский индекс 40М.

Средний танк Т-21

В ходе подготовки к серийному производству первоначальная чешская конструкция подверглась некоторой модернизации и изменениям. Были установлены венгерские пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства связи. Эта работа проводилась под руководством конструктора фирмы Manfred Weiss инженера Яноша Корбуля. Первый заказ на 230

боевых машин, выданный министерством обороны 19 сентября 1940 года, поделили между четырьмя фирмами: Manfred Weiss (70 единиц), Magyar Vagon (70), MAVAG (40) и Ganz (50). Впрочем, от выдачи заказа до его реального выполнения было еще далеко. Началу производства мешало отсутствие полного комплекта технической документации, так как последние чертежи с фирмы Jlkoda были получены только в марте 1941 года. Затянулось и выполнение чертежей по модернизации. В результате первый прототип «Турана», изготовленный из неброневой стали, покинул заводской цех лишь 8 июля. В войска же новые танки начали поступать лишь в мае 1942 года. Всего было выпущено 285 танков 40М «Туран 40», в отечественной литературе они иногда обозначаются как «Туран I».

Компоновка и конструкция корпуса и башни, собиравшихся с помощью клепки на каркасе из уголков, в основном соответствовали чешскому прототипу. Толщина катаных броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 50 - 60 мм, бортов и кормы - 25 мм, крыши и днища - 8 - 25 мм.

Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое вооружение: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-ми пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована

40-мм орудие 41М 40/51 было разработано фирмой MAVAG на основе 37-мм пушки 37М, предназначавшейся для танка V-4, противотанковой пушки того же калибра и «шкодовской» 37-мм пушки А7. Один 8-мм пулемет 34/40АМ Gebauer устанавливался в башне в шаровой установке, другой - в лобовом листе корпуса слева вместе с оптическим прицелом, защищенным, как и стволы обоих пулеметов, массивным броневым кожухом. Боекомплект пушки включал 101 выстрел, а пулеметов - 3000 патронов.

Turan I

Танк оснащался шестью перископическими приборами наблюдения и смотровой щелью с триплексом в лобовом листе корпуса напротив места механика-водителя. Рядом с местом стрелка-радиста устанавливалась радиостанция R/5a.

8-цилиндровый карбюраторный V-об-разный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2 т разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков - 265 л, запас хода - 165 км.

Средний танк «Туран I» во время переправы. 2-я танковая дивизия. Польша, 1944 год

Трансмиссия «Турана» состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Предусматривался и дублирующий механический привод.

Следует отметить, что, имея удельную мощность 14,5 л.с./т, «Туран» обладал неплохой подвижностью и маневренностью. Они обеспечивались, помимо всего прочего, удобными и не требующими больших физических усилий органами управления.

Turan I с броневыми экранами

Продольный разрез

Поперечный разрез

Компоновка танка «Туран I»: 1 - установка курсового пулемета и оптического прицела; 2 - приборы наблюдения; 3 - топливный бак; 4 - двигатель; 5 - коробка передач; 6 - механизм поворота; 7 - рычаг механического (дублирующего) привода механизма поворота; 8 - рычаг переключения передач; 9 - пневмоцилиндр системы управления танком; 10 - рычаг привода механизма поворота с пневмоусилителем; 11 - амбразура пулемета; 12 - смотровой люк механика-водителя; 13 - педаль акселератора; 14 - педаль тормоза; 15 - педаль главного фрикциона; 16 - механизм поворота башни; 17 - амбразура пушки

Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 и применительно к одному борту состояла из восьми обрезинен-ных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.

Кроме линейного танка, был одновременно разработан и командирский вариант «Туран РК», предназначенный для командиров рот, батальонов и полков. На этой машине имелась не только штатная радиостанция R/5a, но и радиостанция R/4T, антенна которой крепилась на кормовом листе башни.

В мае 1941 года, то есть еще до поступления новых танков в войска, венгерский генеральный штаб поставил вопрос о модернизации «Турана» с целью изменения его вооружения, судя по всему, под впечатлением от немецкого танка Pz.IV. На машине, получившей обозначение 41М «Туран 75» («Туран II»), установили 75-мм пушку 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Башню пришлось переделать, увеличив ее высоту на 45 мм и изменив форму и размеры неподвижной командирской башенки. Боекомплект сократился до 52 артвыстре-лов. Остальные узлы и агрегаты танка изменениям не подверглись. Масса машины возросла до 19,2 т, немного снизились скорость и запас хода. В мае 1942 года «Туран II» приняли на вооружение, в 1943-м запустили в серийное производство; до июня 1944-го было выпущено 139 единиц.

«Туран I» из состава 2-й танковой дивизии. Восточный фронт, апрель 1944 года

Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием этой машины от линейного танка было наличие трех радиоантенн на башне. Из вооружения сохранен лишь курсовой пулемет; башенный пулемет и пушка отсутствуют (вместо орудия установлена его деревянная имитация)

Наряду с линейными танками выпускались и командирские машины 43М «Туран II». Вооружение их состояло только из одного 8-мм пулемета в лобовом листе корпуса. Башенный пулемет и пушка отсутствовали, причем вместо последней устанавливалась деревянная имитация. В башне размещались три радиостанции - R/4T, R/5a и немецкая FuG 16.

Поскольку короткоствольная пушка не годилась для борьбы с танками, Институту военной техники поручили проработать вопрос о вооружении «Турана» длинноствольной 75-мм пушкой 43М. Параллельно планировалось увеличить толщину лобовой брони корпуса до 80 мм. Масса при этом должна была вырасти до 23 т.

В декабре 1943 года был изготовлен образец танка 44М «Туран III», но серийный выпуск развернуть не удалось из-за отсутствия достаточного количества орудий.

В 1944 году на «тураны», по примеру немецких танков Pz.NI и Pz.IV, стали навешивать экраны, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Комплект таких экранов для «Турана» весил 635 кг.

Как уже упоминалось, в войска «тураны» начали поступать в мае 1942 года, когда первые 12 машин прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й

танковой дивизии - в нем насчитывалось 120 машин, а в 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии - 61 «Туран 40», еще 56 единиц находилось в составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два «турана» имелось в 1-й роте самоходных орудий и три использовались в качестве учебных.

Танки «Туран 75» стали поступать в венгерские войска в мае 1943 года; к концу августа их было уже 49, а к марту 1944-го - 107.





На фото вверху - массивная броне-маска противооткатных устройств 75-мм пушки.
В центре - автономная установка курсового пулемета, ствол которого закрыт броневым кожухом. Хорошо видны пулестойкие головки болтов. На бортах башни этого танка, помимо экранов, размещены траки гусениц.
Внизу - броневые кожухи прицела и курсового пулемета

В апреле того же года 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт, имея в своем составе 120 «Туран 40» и 55 «Туран 75». Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесис-той и гористой местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было остановлено. При этом потери составили 30 танков. В августе - сентябре дивизия участвовала в боях у Станислава (ныне Ивано-Франковск), понесла большие потери, и ее вывели в тыл.

1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в восточной Польше, отступая к Варшаве. Потеряв все свои танки, она была в сентябре выведена в Венгрию.

С сентября 1944 года 124 «турана» 1-й танковой дивизии воевали в Тран-сильвании. В декабре бои шли уже в Венгрии, близ Дебрецена и Ньиредьха-зы. Кроме 1-й, в них участвовали и обе другие упомянутые дивизии. 30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от столицы. В результате жестоких боев у озера Балатон в марте - апреле 1945 года венгерские танковые войска прекратили свое существование. Тогда же были уничтожены или захвачены Красной Армией и последние «тураны».

«Туран II» с сетчатыми экранами, изготовленными по образцу немецких «типа Тома»

Боец Красной Армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год

Как уже говорилось, венгерский средний танк создавался на основе чехословацкой конструкции середины 1930-х годов. Не затянись так подготовка к его серийному производству и успей его выпуск к 1941 году - «Туран» мог бы стать грозным противником для советских БТ и Т-26. Но в апреле 1944-го эта угловатая клепаная машина была уже полным анахронизмом. Следует отметить, что венгры перенимали немецкий опыт с существенным опозданием: «Туран II» получил короткоствольную 75-мм пушку по аналогии с Pz.IV. в то время, когда немецкие танки уже перевооружались длинноствольными орудиями.

В 1942 году, опять-таки с учетом немецкого опыта, венгры решили создать свое штурмовое орудие. Единственной подходящей базой для него был «Туран», ширину корпуса которого увеличили на 450 мм. В 75-мм лобовом листе низкопрофильной клепаной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Горизонтальные углы наведения гаубицы ±11°, угол возвышения - +25°. Боекомплект САУ состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у базового танка. Боевая масса составляла 21,6 т. Экипаж состоял из четырех человек. Эту наиболее удачную венгерскую бронированную боевую машину периода Второй мировой войны, получившую обозначение 40/43М «Зриньи 105» («Зриньи II»), названную в честь национального героя Венгрии Миклоша Зриньи, приняли на вооружение в январе 1943 года и выпустили в незначительном количестве - всего 66 единиц.

Предпринималась попытка создать и противотанковую САУ 44М «Зриньи 75», вооруженную 75-мм пушкой 43М, такой же, как у танка «Туран III». Опытный образец построили в феврале 1944 года, на базе прототипа «Турана». Однако дальше изготовления четырех серийных экземпляров дело не пошло.

С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых наряду с боевыми машинами немецкого производства стали поступать и штурмовые орудия «Зриньи». К 1945 году все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерского и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные этими самоходками, капитулировали на территории Чехословакии.

Zrinyi I

Zrinyi II

Вооруженная 105-мм гаубицей САУ «Зриньи» была мощным штурмовым орудием

Батарея самоходных орудий «Зриньи II» во время тактических занятий. 1943 год

«Зриньи» являлись типичными штурмовыми орудиями. Они успешно сопровождали атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году уже не могли. В подобной ситуации немцы перевооружили свои StuG III длинноствольными пушками, превратив их в истребители танков. Венграм же с их более отсталой экономикой такое мероприятие оказалось не по силам.

До наших дней сохранилось только две боевые машины из семейства венгерских средних танков. «Туран 75» (номер 2Н423) и «Зриньи 105» (номер ЗН022) можно увидеть в экспозиции музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

Средний танк «Туран»

В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним танком ГЬ2с (Т-21) чехословацкой фирмы Jlkoda. Последний представлял собой развитие известного легкого танка той же фирмы 1Ъ2а (LT-35), с которым венгры смогли познакомиться в марте 1939 года. В пользу Т-21 высказались специалисты Института военной техники, они сочли его лучшим средним танком.из всех реально доступных. Немцев эта машина совершенно не привлекала, и они не возражали против передачи ее венграм. 3 июня 1940 года Т-21 был отправлен в Будапешт, а 10 июня прибыл на Центральный испытательный полигон Хонведшега в Хаймашкери. После испытаний, в ходе которых Т-21 прошел без поломок 800 км, 7 августа 1940 года стороны подписали лицензионный контракт. 3 сентября машину приняли на вооружение венгерской армии под названием «Туран» (Turan). Туран - мифологическая прародина мадьяр, находившаяся в Средней Азии, откуда в VI веке они начали свое переселение в Европу. Вскоре танк получил армейский индекс 40М.

Средний танк Т-21

В ходе подготовки к серийному производству первоначальная чешская конструкция подверглась некоторой модернизации и изменениям. Были установлены венгерские пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства связи. Эта работа проводилась под руководством конструктора фирмы Manfred Weiss инженера Яноша Корбуля. Первый заказ на 230

боевых машин, выданный министерством обороны 19 сентября 1940 года, поделили между четырьмя фирмами: Manfred Weiss (70 единиц), Magyar Vagon (70), MAVAG (40) и Ganz (50). Впрочем, от выдачи заказа до его реального выполнения было еще далеко. Началу производства мешало отсутствие полного комплекта технической документации, так как последние чертежи с фирмы Jlkoda были получены только в марте 1941 года. Затянулось и выполнение чертежей по модернизации. В результате первый прототип «Турана», изготовленный из неброневой стали, покинул заводской цех лишь 8 июля. В войска же новые танки начали поступать лишь в мае 1942 года. Всего было выпущено 285 танков 40М «Туран 40», в отечественной литературе они иногда обозначаются как «Туран I».

Компоновка и конструкция корпуса и башни, собиравшихся с помощью клепки на каркасе из уголков, в основном соответствовали чешскому прототипу. Толщина катаных броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 50 - 60 мм, бортов и кормы - 25 мм, крыши и днища - 8 - 25 мм.

Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое вооружение: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-ми пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована

40-мм орудие 41М 40/51 было разработано фирмой MAVAG на основе 37-мм пушки 37М, предназначавшейся для танка V-4, противотанковой пушки того же калибра и «шкодовской» 37-мм пушки А7. Один 8-мм пулемет 34/40АМ Gebauer устанавливался в башне в шаровой установке, другой - в лобовом листе корпуса слева вместе с оптическим прицелом, защищенным, как и стволы обоих пулеметов, массивным броневым кожухом. Боекомплект пушки включал 101 выстрел, а пулеметов - 3000 патронов.

Turan I

Танк оснащался шестью перископическими приборами наблюдения и смотровой щелью с триплексом в лобовом листе корпуса напротив места механика-водителя. Рядом с местом стрелка-радиста устанавливалась радиостанция R/5a.

8-цилиндровый карбюраторный V-об-разный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2 т разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков - 265 л, запас хода - 165 км.

Средний танк «Туран I» во время переправы. 2-я танковая дивизия. Польша, 1944 год

Трансмиссия «Турана» состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Предусматривался и дублирующий механический привод.

Следует отметить, что, имея удельную мощность 14,5 л.с./т, «Туран» обладал неплохой подвижностью и маневренностью. Они обеспечивались, помимо всего прочего, удобными и не требующими больших физических усилий органами управления.

Turan I с броневыми экранами

Продольный разрез

Поперечный разрез

Компоновка танка «Туран I»: 1 - установка курсового пулемета и оптического прицела; 2 - приборы наблюдения; 3 - топливный бак; 4 - двигатель; 5 - коробка передач; 6 - механизм поворота; 7 - рычаг механического (дублирующего) привода механизма поворота; 8 - рычаг переключения передач; 9 - пневмоцилиндр системы управления танком; 10 - рычаг привода механизма поворота с пневмоусилителем; 11 - амбразура пулемета; 12 - смотровой люк механика-водителя; 13 - педаль акселератора; 14 - педаль тормоза; 15 - педаль главного фрикциона; 16 - механизм поворота башни; 17 - амбразура пушки

Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 и применительно к одному борту состояла из восьми обрезинен-ных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.

Кроме линейного танка, был одновременно разработан и командирский вариант «Туран РК», предназначенный для командиров рот, батальонов и полков. На этой машине имелась не только штатная радиостанция R/5a, но и радиостанция R/4T, антенна которой крепилась на кормовом листе башни.

В мае 1941 года, то есть еще до поступления новых танков в войска, венгерский генеральный штаб поставил вопрос о модернизации «Турана» с целью изменения его вооружения, судя по всему, под впечатлением от немецкого танка Pz.IV. На машине, получившей обозначение 41М «Туран 75» («Туран II»), установили 75-мм пушку 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Башню пришлось переделать, увеличив ее высоту на 45 мм и изменив форму и размеры неподвижной командирской башенки. Боекомплект сократился до 52 артвыстре-лов. Остальные узлы и агрегаты танка изменениям не подверглись. Масса машины возросла до 19,2 т, немного снизились скорость и запас хода. В мае 1942 года «Туран II» приняли на вооружение, в 1943-м запустили в серийное производство; до июня 1944-го было выпущено 139 единиц.

«Туран I» из состава 2-й танковой дивизии. Восточный фронт, апрель 1944 года

Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием этой машины от линейного танка было наличие трех радиоантенн на башне. Из вооружения сохранен лишь курсовой пулемет; башенный пулемет и пушка отсутствуют (вместо орудия установлена его деревянная имитация)

Наряду с линейными танками выпускались и командирские машины 43М «Туран II». Вооружение их состояло только из одного 8-мм пулемета в лобовом листе корпуса. Башенный пулемет и пушка отсутствовали, причем вместо последней устанавливалась деревянная имитация. В башне размещались три радиостанции - R/4T, R/5a и немецкая FuG 16.

Поскольку короткоствольная пушка не годилась для борьбы с танками, Институту военной техники поручили проработать вопрос о вооружении «Турана» длинноствольной 75-мм пушкой 43М. Параллельно планировалось увеличить толщину лобовой брони корпуса до 80 мм. Масса при этом должна была вырасти до 23 т.

В декабре 1943 года был изготовлен образец танка 44М «Туран III», но серийный выпуск развернуть не удалось из-за отсутствия достаточного количества орудий.

В 1944 году на «тураны», по примеру немецких танков Pz.NI и Pz.IV, стали навешивать экраны, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Комплект таких экранов для «Турана» весил 635 кг.

Как уже упоминалось, в войска «тураны» начали поступать в мае 1942 года, когда первые 12 машин прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й

танковой дивизии - в нем насчитывалось 120 машин, а в 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии - 61 «Туран 40», еще 56 единиц находилось в составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два «турана» имелось в 1-й роте самоходных орудий и три использовались в качестве учебных.

Танки «Туран 75» стали поступать в венгерские войска в мае 1943 года; к концу августа их было уже 49, а к марту 1944-го - 107.

На фото вверху - массивная броне-маска противооткатных устройств 75-мм пушки.
В центре - автономная установка курсового пулемета, ствол которого закрыт броневым кожухом. Хорошо видны пулестойкие головки болтов. На бортах башни этого танка, помимо экранов, размещены траки гусениц.
Внизу - броневые кожухи прицела и курсового пулемета

В апреле того же года 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт, имея в своем составе 120 «Туран 40» и 55 «Туран 75». Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесис-той и гористой местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было остановлено. При этом потери составили 30 танков. В августе - сентябре дивизия участвовала в боях у Станислава (ныне Ивано-Франковск), понесла большие потери, и ее вывели в тыл.

1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в восточной Польше, отступая к Варшаве. Потеряв все свои танки, она была в сентябре выведена в Венгрию.

С сентября 1944 года 124 «турана» 1-й танковой дивизии воевали в Тран-сильвании. В декабре бои шли уже в Венгрии, близ Дебрецена и Ньиредьха-зы. Кроме 1-й, в них участвовали и обе другие упомянутые дивизии. 30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от столицы. В результате жестоких боев у озера Балатон в марте - апреле 1945 года венгерские танковые войска прекратили свое существование. Тогда же были уничтожены или захвачены Красной Армией и последние «тураны».

«Туран II» с сетчатыми экранами, изготовленными по образцу немецких «типа Тома»

Боец Красной Армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год

Как уже говорилось, венгерский средний танк создавался на основе чехословацкой конструкции середины 1930-х годов. Не затянись так подготовка к его серийному производству и успей его выпуск к 1941 году - «Туран» мог бы стать грозным противником для советских БТ и Т-26. Но в апреле 1944-го эта угловатая клепаная машина была уже полным анахронизмом. Следует отметить, что венгры перенимали немецкий опыт с существенным опозданием: «Туран II» получил короткоствольную 75-мм пушку по аналогии с Pz.IV. в то время, когда немецкие танки уже перевооружались длинноствольными орудиями.

В 1942 году, опять-таки с учетом немецкого опыта, венгры решили создать свое штурмовое орудие. Единственной подходящей базой для него был «Туран», ширину корпуса которого увеличили на 450 мм. В 75-мм лобовом листе низкопрофильной клепаной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Горизонтальные углы наведения гаубицы ±11°, угол возвышения - +25°. Боекомплект САУ состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у базового танка. Боевая масса составляла 21,6 т. Экипаж состоял из четырех человек. Эту наиболее удачную венгерскую бронированную боевую машину периода Второй мировой войны, получившую обозначение 40/43М «Зриньи 105» («Зриньи II»), названную в честь национального героя Венгрии Миклоша Зриньи, приняли на вооружение в январе 1943 года и выпустили в незначительном количестве - всего 66 единиц.

С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых наряду с боевыми машинами немецкого производства стали поступать и штурмовые орудия «Зриньи». К 1945 году все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерского и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные этими самоходками, капитулировали на территории Чехословакии.

Zrinyi I

Zrinyi II

Вооруженная 105-мм гаубицей САУ «Зриньи» была мощным штурмовым орудием

Батарея самоходных орудий «Зриньи II» во время тактических занятий. 1943 год

«Зриньи» являлись типичными штурмовыми орудиями. Они успешно сопровождали атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году уже не могли. В подобной ситуации немцы перевооружили свои StuG III длинноствольными пушками, превратив их в истребители танков. Венграм же с их более отсталой экономикой такое мероприятие оказалось не по силам.

До наших дней сохранилось только две боевые машины из семейства венгерских средних танков. «Туран 75» (номер 2Н423) и «Зриньи 105» (номер ЗН022) можно увидеть в экспозиции музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

Словосочетание «венгерское танкостроение» само по себе вызывает сегодня улыбку. Справедливости ради стоит отметить, что в 1940-е годы не так много европейских стран могли позволить себе выпуск танков. Несмотря на все попытки, венгерским конструкторам не удалось создать конкурентоспособные боевые машины, они всегда отставали от ведущих танкостроительных держав. Шансов догнать советские танки по защищенности и огневой мощи у венгерского танка Turan не было.

Средний танк 41.M Turan II

При всех своих недостатках танки Turan приняли активное участие в боевых действиях на Восточном фронте, а сама Венгрия была одним из самых верных союзников гитлеровской Германии. Венгерские войска сражались на стороне гитлеровцев практически до самого завершения войны в Европе. Всего за время серийного производства с 1942 по 1944 год в Венгрии было собрано по разным оценкам до 459 танков Turan различных модификаций. Последней боевой операцией Второй мировой войны, в которой приняли участие танки «Туран», стали бои у озера Балатон в марте-апреле 1945 года. Именно в этом районе были потеряны последние боеспособные венгерские танки, а часть машин оказалась захвачена советскими войсками.

Чехословацкие корни венгерского танка Turan

Несмотря на то, что венгерские войска принимали активное участие в боях на Восточном фронте, какой-то славы в этих сражениях с советскими войсками они не снискали, да и заметных успехов в сражении с бойцами РККА у венгров было не очень много. Венгерские части наиболее активно использовались на южном направлении Восточного фронта, а основным театром боевых действий для венгерской армии стали степи, на которых лучше всего раскрывались возможности моторизованных и танковых подразделений. Но с бронетехникой у мадьярских подразделений были серьезные проблемы, на равных противостоять советским средним танкам Т-34 и тяжелым КВ венгерская бронетехника просто не могла. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что венгерского танкостроения берет начало лишь в конце 1930-х годов.

До этого венгерское правительство пыталось заключить контракты на поставку бронетехники сразу с несколькими странами. Так, в Швеции был заказан легкий танк «Толди», основным вооружением которого стало 20-мм противотанковое ружье. Масса этих боевых машин не превышала 8,5 тонны, а бронирование первых серий - 13 мм. Танк был создан на основе шведского Landsverk L-60, один экземпляр и лицензия на производство которого были приобретены Венгрией. Естественно, венгерские военные мечтали получить в свое распоряжение более совершенные танки с лучшим вооружением и защищенностью. Но попытки договориться с Германией о покупке танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV закончились ничем. Такая же судьба ожидала переговоры с Италией на передачу лицензии на производство средних танков M13/40, переговоры затянулись до лета 1940 года, когда потребность в итальянских машинах просто исчезла.


Прототип чехословацкого танка T-21

Спасителем венгерских бронетанковых войск стала Чехословакия, которая была полностью оккупирована гитлеровскими войсками в марте 1939 года. В руках Германии оказалась хорошо развитая промышленность страны, а также многочисленные военные разработки, среди которых был танк S-II-c или T-21, разработанный конструкторами фирмы «Шкода». Боевая машина была разработана на основе удачного чешского танка LT vz.35, который широко использовался в частях Вермахта. Немцев T-21 не заинтересовал, поэтому они были не против передачи Венгрии готовых опытных образцов. В свою очередь венгерские специалисты посчитали танки лучшим среди всех доступных для страны образцов средних танков. При этом разместить заказ на выпуск танков на заводах «Шкоды» венгры не могли, так как те были полностью загружены германскими заказами.

Первый опытный образец будущего танка «Туран» прибыл в Венгрию в начале июня 1940 года. После проведения испытаний и прохождения 800 км без поломок машина уже в июле того же года была рекомендована к принятию на вооружение после внесения в конструкцию ряда доработок и усовершенствований. К важным изменениям относились: появление командирской башенки; увеличение лобового бронирования до 50 мм; и увеличение экипажа танка до пяти человек, с размещением трех человек в башне. Примером для венгров при внесении изменений в конструкцию танка являлись немцы, которые считались признанными авторитетами в танкостроении и применении танковых войск.

Модернизированная венграми версия танка была принята на вооружение 28 ноября 1940 года под обозначением 40.M, при этом танк получил и имя собственное «Turan». Задержки с передачей технической документации и развертыванием серийного производства танков, которого до конца 1930-х годов в Венгрии просто не существовало, привели к тому, что первые серийные танки «Туран» попали в танковую школу в венгерском городе Эстергоме только в мае 1942 года.


Танк, опоздавший на войну

Для своего времени Turan вовсе не был самой плохой боевой машиной в мире. Важно понимать, что первый прототип будущего венгерского танка чехословацкие инженеры представили еще зимой 1937 года. Танк изначально разрабатывался на экспорт, планировалось, что его покупателями станут армии Италии, Румынии и Венгрии. В мае 1939 года танк сменил обозначение на Т-21 и под этим индексом через год оказался в Венгрии. Для конца 1930-х годов боевые возможности чешского танка еще годились. Усиленное до 30-мм лобовое бронирование (по сравнению с LT vz.35) и наличие 47-мм пушки Skoda A11 делали машину вполне грозным на поле боя.

Основная проблема была в том, что разработанный в конце 1930-х годов танк опоздал на войну, для которой он создавался. Венгерская адаптация хоть и получила усиленное до 50-60 мм лобовое бронирование (все бронеплиты устанавливались вертикально или с незначительными углами наклона) и командирскую башенку, отличалась установкой 40-мм полуавтоматической пушки собственного производства 41.M, созданной на базе немецкой противотанковой пушки PаK 35/36. Несмотря на неплохую длину ствола в 51 калибр, пушка не могла похвастаться большим бронепробитием. На расстоянии в 300 метров при угле встречи с броней в 30 градусов бронебойный снаряд данного орудия пробивал лишь 42 мм брони, на дистанции в километр – 30 мм. Возможностей 40-мм пушки было более чем достаточно для борьбы с легкими советскими танками Т-26 и БТ-7, которые составляли основу танкового парка РККА в 1941 году, но противостоять новым советским танкам Т-34 и КВ «Тураны» не могли.


Венгерский средний танк 40.M Turan I c 40-мм орудием

Проблема усугубилась тем, что первые серийные венгерские танки начали сходить с конвейера только в 1942 году, они не успели принять участие в наступлении на Сталинград и Кавказ. Но это же спасло их и от последующей катастрофы, в которой 2-я венгерская армия, сражавшаяся на Восточном фронте, по различным оценкам потеряла до 150 тысяч человек личного состава, до 70 процентов своей материальной части и все тяжелое вооружение.

Оценка возможностей танка Turan

Полноценный боевой дебют танков «Туран» затянулся на два года, они приняли участие в боях с советскими войсками только в апреле 1944 года. К тому моменту опоздавшие на войну танки попытались модернизировать. Уже в 1942 году параллельно с «Туран I» в Венгрии решили начать сборку танка «Туран II», главным отличием которого было наличие 75-мм короткоствольного орудия с длиной ствола 25 калибров. Масса данной версии венгерского танка увеличилась с 18,2 до 19,2 тонн. При этом оставшийся тем же 8-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 265 л.с. разгонял машину до 43 км/ч при движении по шоссе, у варианта с 40-мм пушкой показатели были чуть лучше – 47 км/ч. Обновленная модификация получила обозначение 41.M Turan II.

Попытки венгерских военных подарить проекту танка из конца 1930-х годов вторую жизнь следует признать неудачными. Но неудачными они были именно из-за времени появления танка на полях сражений. Еще в 1940 и 1941 годах машина смотрелась бы выигрышно по сравнению с легкими танками с противопульным бронированием, которые составляли основу бронетанковых сил РККА. Но в 1944 году основным противников «Туранов» стали средние танки Т-34 и Т-34-85, бороться с которыми на равных венгерские танкисты просто не могли. 40-мм пушка не пробивала лобовую броню Т-34 ни с каких дистанций, хоть как-то эффективно пробить можно было только нижнюю часть бортовых бронелистов «тридцатьчетверки». Переход на короткоствольную 75-мм пушку существенно ситуацию не изменял. По сути, в 1944 году на поля сражений вышел венгерский аналог немецкого танка Pz.Kpfw. IV, с которым Германия начала войну против СССР. Как танк поддержки пехоты 41.M Turan II можно было назвать хорошей машиной, 75-мм снаряд обладал неплохим осколочно-фугасным действием, но бороться с современной советской бронетехникой и ленд-лизовскими «Шерманами» для венгерского танка было очень трудной задачей.


Средние танки 41.M Turan II с 75-мм орудием в танковом парке

Противоснарядное бронирование в 50-60 мм лобовой брони хорошо смотрелось в начале 1940-х годов. Этого было достаточно, чтобы противостоять большинству противотанковых орудий довоенного периода до 45-мм включительно. На деле же «Тураны» столкнулись с массовым использованием советскими войсками 57-мм и 76-мм пушек, которые гарантированно пробивали их броню на дистанции до 1000 метров, а 85-мм пушка обновленных «тридцатьчетверок» вообще не оставляла венгерским танкистам никаких шансов. Никак не могли исправить ситуацию и противокумулятивные экраны, которые венгры начали устанавливать на свою бронетехнику в 1944 году. При этом устаревшая клепаная конструкция установки бронелистов также не повышала боевую эффективность и живучесть машин. При попадании снаряда в броню заклепки отлетали и даже при непробитии брони могли поражать оборудование и экипаж боевой машины. Не спасала ситуацию и трехместная башня с командирской башенкой, которая позволила разгрузить командира, который получал возможность руководить боем, не отвлекаясь на другие задачи.

Достойным ответом советским танкам Т-34 мог бы стать третий вариант модернизации «Турана», получивший обозначение 43.M Turan III. Но этот танк, вооруженный длинноствольной 75-мм пушкой (длина ствола 43 калибра), с усиленным до 75-мм лобовым бронированием был представлен лишь парой прототипов, серийно он никогда не производился. В реальности же при встрече с советской бронетехникой, которая была представлена в 1944 году не только новыми Т-34-85 и ИС-2, но и различной самоходной артиллерией, венгерские танки «Туран» быстро переходили из разряда боевых машин в разряд металлолома и братской могилы для экипажа из пяти человек.

После оккупации Чехословакии немецкими войсками в 1939 г. немцы провели тщательный учет всех чешских танков, как серийных, так и опытных, для того чтобы решить – какие из них вводить в состав вермахта и производить в дальнейшем. Варианты разрабатывавшихся чехами средних танков (в том числе наиболее «доведенный» Т-21) их не заинтересовали, поскольку были менее совершенны, чем Pz. III или Pz. IV. Тем не менее, танку Т-21 была суждена долгая жизнь в венгерской службе. Венгры, в 1939 г. получившие сведения о чешских танках, весьма заинтересовались ими, так как планировали дополнить свои бронетанковые силы более защищенной и вооруженной машиной, чем легкие танки Toldi. С разрешения немцев венгры приобрели лицензию на производство доработанного танка Т-21, получившего наименование 40M Turan. От прототипа он отличался установкой венгерского двигателя, радиостанции, несколько измененной башней и установкой полуавтоматического 40мм танкового орудия 41М (вместо 47мм чешкой пушки).

Принимая во внимание факт несоответствия танков Turan современной военной обстановке весной 1941 года появилось несколько проектов их модернизации. Вариант, рассмотренный в мае 1941 г., предусматривал установку 75-мм пушки 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Для этого пришлось увеличить высоту башни на 45 мм и изменить размеры командирской башенки.

Модернизированный таким образом танк визуально отличался оригинальной бронировкой противооткатных устройств орудия. После затяжного периода проектирования и испытаний танк был принят на вооружение в мае 1942 года под обозначением Turan II. Его серийное производство было развернуто в 1943 году.

Последняя модификация 44М Turan III появилась в декабре 1943 года и была связана с попыткой установки длинноствольной 75-мм пушки по аналогии с немецким танком Pz.IV Ausf.F2\Ausf.G. Параллельно предполагалось усилить броню лобовой части корпуса и башни до 80 мм, а также доработать башню путем установки надстройки со скошенным передним бронелистом и командирской башенкой. Соответственно, масса танка Turan III увеличилась до 23 тонн, что при прежней мощности двигателя Turan-Z снизило удельную мощность с 13,5 до 11,3 л.с.\т.

В 1943 г. разрабатывался еще один проект САУ на базе танка Turan – 105 мм длинноствольная гаубица для стрельбы с закрытых позиций – близкое по конструкции к немецким САУ Grille и Hummel. Однако проект не вышел из стадии проектирования.

Поскольку танк 40М к 1942 г. явно устарел, а, с другой стороны, он был уже хорошо отработан промышленностью, было принято решение создать на его основе САУ в двух вариантах: противотанковом и штурмовом. Артиллерийская установка, в соответствии с венгерской традицией получила собственное имя – Zrinyi.

Изначально рассматривался вариант создания открытой штурмовой САУ со 105мм гаубицей, близкой по типу к немецким Sturmpanzer.

Но он реализован не был – военные приняли решение, что САУ, действующая в непосредственном контакте с противником, должна иметь полностью забронированное боевое отделение.

Первый прототип САУ 44М Zrinyi I начали строить в мае 1943 г. и завершили к январю 1944 г. Для него было выбрано шасси танка без каких-либо улучшений. Вместо башни была установлена низкая бронированная рубка (лобовая броня была увеличена до 100мм, бортовая и кормовая аналогично танку Turan), полностью закрытая со всех сторон, в которой устанавливалась 75-мм длинноствольная пушка MAVAG 43.M (длина ствола 43 калибра) с боезапасом 80 снарядов. Всего было построено 6 единиц противотанковых САУ.

Второй вариант САУ – 43М Zrinyi II, поступил на испытания раньше - в декабре 1942 г. На нем устанавливалось 105-мм орудие 40\43.М (длина ствола 20 калибров), эффективное не только против укреплений, но и против легких и средних танков. Толщина лобовой брони была немного меньше – 75 мм, но в остальном эта модификация не уступала 43М Zrinyi I. Этот вариант стал самым массовым типом венгерских САУ – произведено больше 100 машин. Как САУ поддержки пехоты машина показала себя неплохо, но как противотанковое средство (а в этой, несвойственной ей роли, САУ приходилось также выступить) в целом неудачно.


Последним танком, созданным в период Второй Мировой войны в Венгрии, стал опытный тяжелый танк Tas.
Танк начали проектировать в 1943 г., и в августе уже приступили к созданию опытного образца без башни. Корпус танка и башня были сварными, лоб корпуса имел толщину от 100 до 120мм, борта 50мм. Танк предполагалось вооружить 75мм длинноствольной венгерской пушкой 43М, позднее было решено остановиться на немецком 75мм орудии, аналогичном тому, что устанавливалось на танк Pz. V Panther. Венгры приобрели лицензию на производство этих пушек. С пушкой должен был быть спарен 8мм пулемет, а второй предполагалось расположить в корпусе. Новый мощный двигатель для этого танка был только в стадии разработки, поэтому на прототип установили спарку двигателей по 260 л.с., что обеспечивало танку массой 38 т. Скорость до 45 км/ч. Опытный образец с башней готовился к испытаниям, но был уничтожен в ходе одной из бомбардировок в 1944 г.

Существовал вариант макета танка Tas с башней похожей на башню на Pz. VI Tiger, для установки в нее 88мм орудия, однако более никаких подробностей об этом проекте неизвестно.

Вместе с танком Tas проектировалась и противотанковая САУ на его базе, вооружить которую планировалось 88 мм орудием KwK 36 или KwK 43 (стоявшее на Pz. VI Ausf. B «Tiger II») по другому проекту. Лобовое бронирование, установленное под хорошими углами, составляло по плану 120 мм. Однако, провал программы создания танка Tas похоронил и эту очень интересную по концепции САУ.

Немцы однако ж лицензию им продавать отказались но предложили воспользоваться разработками Шкоды и взять за основу недоработанный чешский образец S-II-c, более известный у нас как Т-21.

В начале июня 1940 года танк прибыл в Будапешт. На ходовых испытаниях Š-II-c продемонстрировал отличные результаты: при массе в 16,5 тонн он развил на твердом дорожном покрытии максимальную скорость до 50 км/ч. С проходимостью проблем так же не было, но венгры, почему-то не удовлетворившись этими качествами, отправили танки для доработки на фирму Manfred Weiss.

Фирме было рекомендовано довести лобовое бронирование до 35 мм, в соответствии с германскими взглядами на тактику применения танков, служившими в то время образцом для венгров, увеличить число членов экипажа в башне с двух до трёх и установить командирскую башенку, а также внести ряд мелких изменений. Вместо чехословацкой 47-мм пушки уже на испытаниях была установлена венгерская 40-мм 41.M. Кроме того, венгерскими образцами было решено заменить пулемёты и двигатель танка.
В общей сложности в конструкцию танка было внесено более 200 различных изменений, и 28 ноября 1940 года модифицированный танк был принят на вооружение Венгерской армии под обозначением 40.M. Танк получил также имя собственное - «Туран», в честь исторической прародины венгров, которые некогда жили на территории современного Казахстана.

Первый прототип среднего венгерского танка, правда, изготовленный из неброневой стали, был готов в августе 1941 года, а два месяца спустя началось его серийное производство. В войска же Тураны начали поступать с мая 1942 года.
Туран имел противоснарядное дифференцированное бронирование. Броневой корпус и башня Турана собирались из катаных листов и плит гомогенной броневой стали, на каркасе с помощью болтов и заклёпок. Все плиты вертикального бронирования Турана устанавливались отвесно или с незначительными углами наклона к вертикали, толщина вертикальной брони лба корпуса и башни составляла, по разным данным, от 50 до 60 мм; бортов и кормы - 25 мм. Толщина бронелистов днища составляла 14 мм, а толщина крыши корпуса и башни в разных частях варьировалась от 8 до 25 мм. С 1944 года Тураны начали оснащаться комплектом 8-мм бортовых противокумулятивных экранов по образцу германских, но до конца боевых действий все танки оборудовать ими не успели.
Восьмицилиндровый карбюраторный V-образный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2 тонн разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков составлял 265 литров, запас хода - 165 км.
Трансмиссия Турана состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной (3+3) коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Имелся и дублирующий механический привод.
Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 и состояла из восьми обрезиненных сдвоенных опорных катков с каждого борта. Катки были попарно сблокированы в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.
Основным вооружением Туран была 40-мм пушка. Эта 40-мм полуавтоматическая пушка 41.M 40/51 была разработана фирмой MAVAG на основе 37-мм противотанковых пушек − германской PaK 35/36 и чехословацкой A7 − и имела длину ствола в 51 калибр. Начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 800 м/с, а масса осколочного снаряда − 0,96 кг. Пушка имела скорострельность 12 выстрелов в минуту.
Размещалось орудие в лобовой части башни на цапфах в установке, позволявшей осуществлять вертикальную наводку в пределах от −10 до +25°. Наведение на цель производилось при помощи телескопического прицела. Наводчик располагал оптическим дальномером. Боекомплект пушки составлял 101 унитарный выстрел с бронебойными и осколочными снарядами. Пушка могла использовать также боеприпасы от чешского Бофорса.
Вспомогательным же вооружением Туран

а были два 8-миллиметровых пулемёта 34/40AM Гебауэр.
Средством наблюдения за местностью в боевых условиях экипажу Турана служили поворотные перископические призменные смотровые приборы. По одному прибору имели механик-водитель, стрелок-радист, наводчик и заряжающий, а командир танка имел командирскую башенку с двумя смотровыми приборами. Механик-водитель, помимо этого, имел смотровую щель с защитным триплексным стеклом в верхнем лобовом листе корпуса.
Уже летом 1941 года стало очевидно, что что 40-мм пушка не в силах бороться со средними и тяжёлыми советскими танками
и
. Даже старенький
оказался этой пушчёнке не по зубам. Да и с поражением пехоты дела у этого орудия обстояли ничуть не лучше - слабый осколочно-фугасный снаряд не мог причинить никакого вреда полевой фортификации. Поэтому венгры решили, оставив бронирование без изменений, переоснастить Туран более мощным орудием 75-мм калибра. Наиболее подходящим вариантом оказалось австрийская 75-мм горная пушка с длинной ствола в 25 калибров. Её снаряд позволял бороться с лёгкими полевыми укреплениями, а само орудие имело весьма небольшой откат, что было важно при очень тесной башне, в которую, венграм так и не удалось впихнуть немецкую KwK 37, имевшую сходные характеристики.
Производство улучшенного танка начали только в 1943 году, а из заказанных 322 экземпляров было изготовлено всего 139. 15 танков из этой серии оснащались дополнительной радиостанцией FuG16 или R-4T, а некоторые экземпляры имели бронированные бортовые противокумулятивные экраны. Танки этой модификации получили полное официальное название 41M Turan 75 rovid, но в современных изданиях их чаще всего именуют как Туран II.

Туран II

До весны 1944 года танки Туран ни первой, ни второй модификации на фронте не появлялись. Впер

вые они были применены в составе 2-й венгерской танковой дивизии, которая вступила в бой 17 апреля 1944 года, контратаковав наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесистой и гористой местности не увенчалась успехом, и к 26 апреля венгерский контрудар был успешно отражён. При этом потери венгров составили 30 танков. В сентябре дивизия участвовала в боях у Торды, понесла большие потери и была выведена в тыл. Другим соединением, оснащённым Туранами, была 1-я кавалерийская дивизия. В летних боях в Галиции она потеряла все свои танки и в сентябре возвратилась на родину. 1-я танковая дивизия, также оснащённая Туранами, вступила в бой с нашими войсками уже в сентябре на территории Трансильвании, отнятой венграми у Румынии по Венскому арбитражу в 1940 году.
30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от него. В жестоких боях у озера Балатон в марте-апреле 1945 года венгерские танковые войска перестали существовать. Тогда же были уничтожены или захвачены Советской Армией и последние
Тураны. Один из них до сих пор стоит в Кубинке. Он представляет собой довольно редкий экземпляр модификации Туран II, имеющей бортовые и башенные противокумулятивные экраны.

Туран II в Кубинке

Смотрите также:

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года