Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Дом романовых на варварке. Музей "палаты бояр романовых"

По соседству с Кремлем, в восточном направлении, расположился один из старейших районов Москвы Зарядье, получивший свое название еще в XVI веке, благодаря тому, что находился "за рядами" торговых лавок. Именно там можно увидеть своеобразное трехэтажное здание с высокой четырехскатной крышей – усадьбу бояр Романовых, которая является частью комплекса «Палаты в Зарядье».

В него также входят несколько церквей и храмы. Дом Романовых делятся на две части – мужскую и женскую. В подвалах находятся кладовые. Интерьер усадьбы представлен подлинными предметами XVII века, по которым можно судить о культуре и жизни русского дворянства того времени.

Временем основания палат принято считать конец XV века, потому как палаты были отмечены на первой карте Москвы 1597 года. Возвел усадьбу Никита Романович, с отца которого, Романа Юрьевича, началась династия русских царей Романовых, брат Анастасии, жены Ивана Грозного, дед Михаила Федоровича, первого русского государя Романова. Увы, до наших дней в исходном виде сохранился лишь подвал, строительство которого относено к XVI веку.

В 1571 году дом Никиты Романовича, как предполагается, пострадал от пожара, сопутствующего нашествию Девлет-Гирея, как и весь город. А спустя десять лет владелец палат был подвергнут опале Ивана Грозного, отправившего к нему стрельцов для расхищения его состояния, лишившего крова. Оставшись в полной нищете, Никита Романович прибегнул к помощи своих соседей англичан, с которыми поддерживал хорошие отношения во время своего процветания. Иван Грозный все же вернул милость к родственнику супруги и, будучи при смерти, назначил Никиту Романовича советником своего сына, царствующего Федора Ивановича.

Получивший по наследству усадьбу, Федор Никитич, будучи в добрых отношениях с двоюродным братом царем Федором Ивановичем, привел двор в хорошее состояние. По приданию здесь появился на свет царь Михаил Федорович. Во времена Бориса Годунова Романовы, являясь претендентами на царский престол, вновь впали в немилость. Федор Никитич в 1599 году был заключен в тюрьму, а затем насильно пострижен в монахи, получив имя Филарет. Несмотря на то, что Филарет Никитич некоторое время все же жил в Москве при самозванцах, как монах, не мог находиться в своем доме.

После избрания Михаила Федоровича государем, который занял палаты Кремля, усадьба возродилась и стала известна как «Старый государев двор». В то время в палатах никто не жил, хотя при Знаменской церкви был протопоп Иаков и два священника. После того, как умерла мать царя, инокиня Марфа Ивановна, он создает указ о Знаменском монастыре, к которому должны отойти царские имения и угодья, в частности, родовая усадьба. Благодаря усилиям монастырских обитателей на подвалах были построены два кирпичных этажа – жилой, с тяжелыми сводчатыми перекрытиями, и подклеть. Помимо двух сооружений, которые являлись палатами Романовых, были сооружены деревянные кельи и больница.

В 1668 году Знаменский монастырь с усадьбой были повреждены во время пожара, о чем был донесено царствовавшему в то время Алексею Михайловичу. Дом был разобран до подвала и на его месте, благодаря стараниям мастера Мелетия Алексеева, было построено новое каменное здание с крыльцом, которое в наши дни и является музеем. С 1679 по 1752 год в палатах находилось монастырское управление и хранилище драгоценностей. В 1737 году произошел очередной пожар, поэтому казенные кельи перевели в другое место, а в усадьбе с 1752 года стал жить грузинский митрополит Афанасий со своими приближенными, который пробыл там 10 лет. С тех пор и до 1856 года из-за бедности монастыря палаты сдавались в аренду. После перенесения столицы в Петербург состояние усадьбы и самого монастыря и вовсе оставляло желать лучшего.

Только в середине XIX века императором Александром II было принято решение об устройстве в родовой усадьбе музея, который получил название «Дом бояр Романовых». Все наслоения, которые появились во время аренды, были убраны, усадьба обмерена и отреставрирована. Благодаря историческим аналогам придворный архитектор Ф.Ф. Рихтер воссоздал верхний деревянный этаж и достроил крыльцо. Комнаты были украшены изразцовыми печами, на стенах появилась дорогая парча с царскими вензелями, которая частично дожила до наших дней.

После революции усадьба получила название «Музея старого русского быта», в котором сохранились подлинные предметы ушедшей старины. Статус филиала Государственного Исторического музея палаты получили в 1932 году. На территории усадьбы обнаружена уникальная находка – гончарная мастерская XV-XVII веков и порядка 500 глиняных предметов, среди которых игрушки, изразцы, фрагменты посуды.

Палаты представляют собой русскую избу в классическом стиле в форме буквы «Г». Снаружи стены избы украшены наличниками окон, карнизами, угловыми полуколоннами. Изнутри находятся комнаты небольшого размера с низкими сводчатыми потолками, толстыми стенами и печами. Убранство комнат соответствует интерьеру XVII века.

Самая большая комната – боярская столовая, предназначенная для обедов, проведения пиров, приема гостей. Окна комнаты смотрят на улицу Варварка. В углу комнаты стол, за которым усаживались в соответствии со служебными должностями: самые почетные гости садились около хозяев усадьбы, менее знатные – с противоположной стороны. Руки можно было помыть в кумгане (умывальнике) с помощью лохани. В комнате стоят пять кресел, что было редкостью в русских домах, деревянные лавки, а также ларцы, обитые прорезным железом. Столовая украшена и иноземными предметами: шведским паникадилом, полавочниками из турецкого бархата, шкафом со слюдяными створками, нижние дверки которого украшены росписью.

Окна кабинета боярина смежного со столовой выходят во двор. Комната была местом досуга и ведения дел хозяина дома. В комнате стоят стулья, кресло, лавка и стол с принадлежностями для письма, над которым висит икона. В комнате можно увидеть книги в кожаных переплетах, находящиеся в сундуке-теремке, амстердамский глобус, произведение искусства 1642 года, портрет Т. Грамотина, относящийся к XVII веку и картину. На стенах – обивка из сукна и золоченой фландрской кожи, особо изысканного украшения для XVII века. Печь декорирована зелеными поливными образцами, на которых рельефно изображены исторические сюжеты, сказки и бытовые сцены.

Чтобы попасть в другую часть дома, надо пройти через лестничную площадку. Первая от площадки комната – сени, которые использовались в качестве «спальных чуланов» и мест хранения необходимых в быту вещей. В комнате стоят шкатулки, короба и ларцы с кружевами и тканями. Стенные ниши украшены кокошниками и барабаном с коклюшками и сколками. Из сеней можно пройти в светелку, женскую комнату. Комната светлая с тремя окнами. Комната особо передает суть быта женщин XVII века. Интерьер светлицы обставлен предметами, связанными с шитьем: пяльцами с образцами орнаментального шитья, сундука-укладки с шитьем. Стена украшена шитой пеленой с изображением Иисуса Христа. В светлице также можно увидеть створчатое зеркало, короба для тканей, ларец для драгоценностей, лавку, покрытую бархатом.

В подвал XVI века, сохранившийся до наших дней, можно попасть по внутренней лестнице. Там находятся сундуки для ценностей и денег, различная одежда и обувь, столовые принадлежности, железные светцы. Особое внимание привлекают доспехи, убор коня, холодное и огнестрельное оружие, с которыми боярин отбывал военную службу.

Все эти достопримечательности, являющиеся бесценными предметами искусства, интереснейшим образом преподносятся посетителям музея. Гостей и жителей столицы ждет театрализованная экскурсия с подробнейшим рассказом о быте дворян XVII века, а также с песнями и угощениями.

Адрес: 121345, Москва, ул. Варварка, д.10, м. Китай-город

Время работы:

Пн., чт., пт., суб.,вс. - с 10.00 до 18.00, касса до 17.00
ср. - с 11.00 до 19.00, касса до 18.00
Вторник - выходной день
Первый понедельник каждого месяца - санитарный день

В настоящей статье я не ставлю задачу подробно описать экспозицию музея и раскрыть историческую подоплёку артефактов. Также я не собираюсь в деталях пересказывать историю рода Романовых. Данная публикация может служить подспорьем для гидов-переводчиков при изложении материала иностранным туристам. Поэтому, по возможности, я упростила все имеющиеся в распоряжении данные, постаралась сделать рассказ понятным, доступным и интересным для публики, у которой нет никакой исторической базы для восприятия детальных сведений. В описание включены лишь совершенно необходимые материалы, достаточные для формирования представления о Романовых, их старом доме и быте богатой знатной семьи второй половины XVII века.

Краткие сведения о первых Романовых и истории их дома – “Старого государева двора”

Археологические исследования утверждают, что усадьба на месте современного здания музея существовала ещё в XV веке. С XVI века она принадлежала Романовым – старинному русскому роду.

Первые Романовы

Родоначальником фамилии историки считают Андрея Кобылу. В древней Руси прозвище человека часто заменяло фамилию. Нередко люди звались по имени отца или деда. Иногда одновременно использовали имена и отца, и деда, от поколения к поколению фамилия изменялась. Потомком Андрея Кобылы был Роман Юрьевич Захарьин. Его сын звался Никитой Романовичем Захарьиным-Юрьевым. Сыном Никиты Романовича был Фёдор Никитич Романов. В XVII веке фамилии закрепились за родами. (Чтил эту традицию и Пётр I. Путешествуя инкогнито по Европе он называл себя Пётром Алексеевым сыном Михайловым. То есть Пётр сын Алексея сына Михаила).

Никита Романович Захарьин-Юрьев

Владельцем дома, который мы называем «палаты бояр Романовых», был Никита Романович Захарьин-Юрьев. Жил он в XVI веке и этот дом не строил. На этом месте уже стояли каменные палаты, надстроенные деревянною светлицею. Вероятнее всего, Никита Романович получил усадьбу в качестве приданого после женитьбы на Варваре, дочери боярина Ховрина, которому дом и принадлежал до этого.

Когда сестра Никиты Романовича, Анастасия Романовна, вышла замуж за царя Ивана Васильевича IV (Грозного), царский родственник (шурин, брат в законе 🙂) стал одним из самых высоких сановников того времени. Перед смертью Иван Грозный назвал его одним из четырёх ближайших советников сыну Фёдору, последнему царю из династии Рюриковичей.

Первая жена Никиты Романовича, Варвара Ховрина, прожила недолго. От второй супруги, княжны Евдокии Александровны Горбатой-Шуйской, у боярина было 13 детей – шестеро дочерей и семеро сыновей (Фёдор, Александр, Михаил, Иван, Лев, Василий, Никита). Усадьба на Варварке досталась старшему сыну, Фёдору Никитичу. Он слыл первым красавцем в Москве. В XVII веке на Москве даже ходила такая поговорка – если одежда хорошо подходила фигуре, то говорили: «Сидит, как на Фёдоре Никитиче».


На снимке – Фёдор Никитич Романов. Справа – его супруга в монашеском одеянии

Романов Фёдор Никитич

Фёдор Никитич взял в жёны Ксению Ивановну Шестову. Из шестерых детей, родившихся в этом браке, в живых остались только дочь Татьяна да сын Михаил, остальные умерли в младенчестве.

В царствование Бориса Годунова всех Романовых обвинили в заговоре с целью отравить государя и самим занять престол. Братьев пытали, а затем сослали в разные монастыри. Фёдора Никитича – в Сийский монастырь (под Архангельском), где он стал иноком Филаретом, Ксению Ивановну – в Заонежский, где её постригли под именем Марфа. Пятилетнего Мишу разлучили с родителями, вместе с тёткой (А.Н.Черкасской) отослали на Белоозеро. Усадьбу на Варварке отписали в казну.

Романовы. Смутное время

Но с наступлением Смутного времени в судьбе старшего Романова (кроме него в живых остался только Иван Никитич) наступили перемены. Самозванец Лжедмитрий I (монах кремлёвского Чудова монастыря Григорий Отрепьев) назвался сыном Ивана Грозного, сводным братом царя Фёдора Иоанновича. Таким образом, он должен был признать Романовых, ведь они были его родственниками (царь Фёдор Иоаннович и Фёдор Никитич Романов были двоюродными братьями). Последнего вызвали в Москву и возвели в сан митрополита Ростовского и Ярославского. Привезли в Москву и его жену, инокиню Марфу с сыном Михаилом. По всей видимости, содержали Марфу с сыном на Варварке, в их старом доме.

После падения Лжедмитрия I, Филарет вначале оказался в плену у Лжедмитрия II, после освобождения отправился в Смоленск во главе русского посольства к польскому королю Сигизмунду III, где снова был пленён и вернулся в Москву лишь в 1619 году.

Марфа и Михаил после освобождения Москвы от поляков уехали в свои родовые костромские вотчины, затем в Ипатьевский монастырь. Туда и прибыло Великое Посольство с сообщением об избрании 17-ти летнего Михаила Фёдоровича на царство.

Палаты бояр Романовых после 1613 года

С 1613 года Романовы жили в Кремле. Марфа стала инокиней Вознесенского монастыря. В 1619 году, когда Филарет вернулся на родину, его венчали на патриаршество. Он стал соправителем сына.

В 1631 году скончалась инокиня Марфа (похоронена в Вознесенском монастыре). По всей видимости, её смерть побудила царя и патриарха основать Знаменский монастырь и передать ему земли, на которых стояла родовая усадьба. Дом Романовых стали использовать для монастырских нужд.

В 1668 году Знаменский монастырь со всеми постройками выгорел, сильно пострадали и древние палаты. Перестройка палат началась в 1674 году. После этого они долго использовались монастырём как казённые кельи.

Старый государев двор в XVIII – XIX веках. Реставрация

К концу XVIII века монастырь уже не мог сам себя содержать, палаты стали сдавать арендаторам, которые перестраивали их для своих нужд. Пострадали палаты и в 1812 году, после пожара вновь сдавались в аренду. Их вновь переделали, добавив многочисленные пристройки.

Новая жизнь палат началась в 1856 году, когда Александр II принял решение о восстановлении старого государева двора и создании музея «Палаты бояр Романовых». Палаты выкупили у Знаменского монастыря, их восстановление поручили архитектору Фёдору Фёдоровичу Рихтеру. Он самым тщательным образом подошёл к ответственному поручению императора. Со всей скрупулёзностью изучал старые планы, проводил исследования. В результате обнаружились древние части дома, узкие и маленькие двери, подвал из белого камня с печами, остатки росписей в крестовой палате.

Много вопросов вызвал третий этаж дома. Существование деревянного верха подтверждалось старыми планами Москвы, прежде всего, годуновским чертежом, где палаты изображены с вышкой. Кроме того, стены второго этажа достаточно тонкие, чтобы держать каменный верх. Логичнее предположить, что он был деревянным. Также известно, что русские люди не любили жить в сырой и холодной каменной части дома, называли такие покои «нежилыми». Когда надстроили деревянный терем, палаты получили законченный вид.

На шпиле Ф.Ф.Рихтер планировал установить флюгер в виде прапора, но, по указанию Александра II его заменили на герб Романовых – грифона, держащего в лапах щит и меч.

Нижний этаж раскрасили гранями «под бриллиантовый руст» по традиции XVII века.

Если взглянуть на палаты со стороны двора (южной стороны), легко выделить членение на этажи. Каждый этаж использовался по назначению – подклет, клеть и терем. Также традиционно строились и русские избы. Дом стоит углом («глаголем», буквой «Г»), два крыла поставлены под прямым углом друг к другу.

Музейная жизнь

Создание экспозиции было непростым делом. Основные предметы поступили из Оружейной палаты. В музее представлено много подлинных артефактов, личных вещей Михаила Фёдоровича, патриарха Филарета и инокини Марфы. Музей открылся 27 августа 1859 года.

Тщательный ремонт в «Палатах бояр Романовых» проводили в 1913 году, в год празднования 300-летнего юбилея дома Романовых. Музей посетил император Николай II с семьёй. С балкона на северной стене он приветствовал народ, собравшийся на Варварке. (Балкон отлично виден, если идти к дому по Варварке от метро Китай-город).


На кокошнике балкона тоже увидим грифона.

После революции музей переименовали в «Палаты боярина XVII века». Во время Великой Отечественной войны его экспозицию передали ГИМ, а здание занимали посторонние организации и жильцы. Палаты вернули музею в 1951 году, но в них проводились выставки. В 1984-1991 годах вновь провели серьёзную реставрацию, восстановили утраченные в советское время интерьеры. В настоящее время музей «Палаты бояр Романовых» – филиал ГИМ.
Рассказ об экспозиции в следующих публикациях.

Белокаменные палаты бояр Романовых в районе Зарядье, по нынешней улице Варварке, 8-10, некогда являлись частью строений большого городского двора. По мнению исследователей, усадебный комплекс начал формироваться еще в конце XV столетия, и уже в 1597 году был отмечен на первом плане города Москвы.

По преданию, именно здесь в июле 1596 года появился на свет Михаил Федорович Романов – зачинатель новой царской династии. Само строение в своем первозданном виде не сохранилось, но зато нынешнее здание стоит на глубоком подвале, выложенном из белого камня и построенного, по всей вероятности, еще в XVI веке.

В годы царствования Бориса Годунова представители рода Романовых, как явные претенденты на российскую корону, подвергались гонениям. Так, Федора Никитича – отца будущего самодержца Михаила Федоровича – в 1599 году бросили в застенки, а потом и вовсе постригли в монахи. В тот период местные Палаты остались без присмотра.

Как говорилось выше, усадебные владения занимали приличную территорию, что было зафиксировано уже на плане Первопрестольной от 1613 года. Главным жилым строением для проживания бояр Романовых являлись «Палаты на нижних погребах», что располагались по центру усадьбы и были более обширными, чем ныне существующие.

В 1626 году, 3 мая, в Москве случился очередной пожар, в огне которого пострадали и палаты Романовых на Варварке. К их возрождению приступили уже в годы правления Михаила Федоровича. Сам он проживал тогда в кремлевских царских палатах, а это владение именовалось уже как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы».

Со временем Романовы отписали палаты Знаменской обители и в дальнейшем строения не раз подвергались реконструкции.

В 1859 году палаты были выкуплены у монастыря за 20 тысяч рублей и по повелению Александра II здесь открыли «Дом бояр Романовых» - ставший одним из первых музеев Российской империи. Интересно, что монастырское верховенство хотело передать владение безвозмездно светским властям, но император повелел все-таки пожаловать им денежное вознаграждение.

Проект будущего ансамбля поручили выполнить придворному зодчему Федору Федоровичу Рихтеру. Главной задачей стало воссоздание бытового антуража предков первого русского самодержца из рода Романовых.

В результате работ восстановили верхний этаж, подняв его из дерева и придав вид теремка с высокой кровлей (в эпоху первых Романовых палаты из камня поднимали лишь до уровня 2 этажей, а при необходимости третий уровень выстраивали только из дерева). Венчал строение флюгер по подобию грифона – геральдического знака романовского рода.

В тот же период достроили парадное крыльцо, а во внутренних помещениях установили богато декорированные изразцовые печи, обили парчой с нанесенными царскими вензелями стены, настелили паркет.

Хотя от изначальных палат бояр Романовых остались лишь клети подвалов, а само строение возвели и перестраивали в годы нахождения здесь монастыря, придворными была придумана красивая легенда, что именно эти стены первыми увидели родившегося здесь будущего царя Михаила Федоровича.

История палат Романовых на Варварке после революции

После 1917 года музей в палатах бояр Романовых на Варварке, 8-10 закрыли, но уже в 1923 году, определив архитектурную и историческую ценность объекта, открыли в этих стенах «Музей боярского быта».

Во время реставрационных работ, проводившихся в советское время, на территории музейного комплекса нашли уникальные деревянные артефакты – три венца древнего сруба, часть печной кладки, а также некрополь XVI столетия. Но особый интерес вызвала обнаруженная гончарная мастерская с двумя стоявшими там некогда печами для обжига.

Сегодня Палаты Романовых являются филиалом Исторического музея. Для посещения открыты все имеющиеся 3 этажа, в которых расположены: на первом уровне – каменные и кирпичные подвальные помещения; на втором, находящемся вровень с уровнем Варварки, посетители могут увидеть трапезную, боярские библиотеку и кабинет; на третьем уровне – женская половина со светлицей. Стоит отметить, что убранство помещений воссоздали с использованием подлинных вещей семнадцатого столетия.

В музейный комплекс, помимо Палат бояр Романовых, входят собор, несколько церквей, сохранившаяся древняя крепостная стена – в общей сложности 11 объектов, возведенных в период с XVI по XVII века.

В 2008 году Палаты обрели прежний элемент декора – лепного грифона в нише стены со стороны улицы Варварки, сбитого еще большевиками в начале своего правления. А вот расстрелянный ими флюгер так и оставили в прежнем виде – с отверстиями от пуль. Реставрация стала возможной благодаря потомкам рода Романовых и семьи архитектора Федора Рихтера.

1.Макет. Предположительно, так выглядели палаты после восстановления в 1674 году, ведь за 6 лет до этого дом сильно пострадал во время пожара 1668 года.

Макет музея “Палаты бояр Романовых”. Вид с Варварки (северная сторона).

Следует показать красное крыльцо, по нему поднимаются посетители, чтобы войти в музей.


Макет городской усадьбы бояр Романовых. Южная сторона, Красное крыльцо.

Хозяином дома был Никита Романович Захарьин-Юрьев, царский шурин, брат царицы, первой жены Ивана IV. К сожалению его изображение не сохранилось. Следующим владельцем дома был Фёдор Никитич Романов.

2.На стене справа от “Годунова чертежа” Москвы висит рисунок – это портрет Ф.Н.Романова. Рядом – портрет его жены Ксении Шестовой в иноческом одеянии.


На снимке – Фёдор Никитич Романов. Справа – его супруга в монашеском одеянии

3.Портрет Ф.Н.Романова в зрелом возрасте, в его бытность патриархом, расположен на противоположной плану Москвы стене.

Патриарх Филарет (Ф.Н.Романов) Портрет из титулярника XVII века. Копия

4.Сына Фёдора Никитича и Ксении Ивановны Шестовой (инокини Марфы) Михаила Фёдоровича в 1613 году избрали на царство, он стал первым царём династии Романовых.

Его портрет находится над изображением родителей.

5. “Годунов чертёж” Москвы. В начале XVII века Москва выглядела так, как показано на этом плане. На ней легко увидеть Кремль, Китай город, район Зарядья, Белый город и Земляной город.

Одна из версий происхождения слова Китай-город связано с названием деревянных свай, которыми удерживали земляную насыпь. Чтобы высокий земляной оборонительный вал не осыпался, его укрепляли частоколом – сваями, между которых переплетали прутья. Такое укрепление называлось китай-город. При Елене Глинской построили кирпичные стены Китай-города, строил их архитектор Петрок Малый.

6.Рядом с планом находится увеличенный фрагмент, на котором обозначена усадьба бояр Романовых.

Первое изображение городской усадьбы бояр Романовых. Фрагмент из плана Москвы 1597 г.

7. На стене справа от входа можно обратить внимание на рисунок – так в XVII веке выглядела одна из улиц Москвы.

Улицы Москвы. Гравюра из книги А.Олеария XVII век

Дома стояли плотно друг к другу, но у каждого дома был свой двор. На дворе стояли нежилые постройки – баня, ледник, кухня. Русские всегда блюли чистоту душевную и телесную. Приезжавшие из Европы послы и купцы всегда отмечали, что на западе нет культуры соблюдения личной гигиены. Русские послы писали про Людовика XIV (Короля-Солнце), что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали странными людьми за то, что те слишком часто ходили в баню.
На этом же рисунке же показаны некоторые городские ремёсла.

8.В маленькой витрине показаны монеты того времени – самая крупная – копейка, на ней изображён всадник с копьём. Монетки поменьше – деньга и полушка.(Снимка нет).

9.В этом районе города, в основном, селилась знать. На стене мы видим изображение боярина – знатного служилого человека.

Он одет в шубу. В средние века шубы носили мехом внутрь и использовали очень дорогие меха – соболь, куницу, норку, даже горностая. Сверху шубу покрывали дорогой тканью. Украшением служили пуговицы. Величина пуговиц иногда достигала размеров куриного яйца. Но голове носили высокую меховую шапку. Сапоги были на довольно высоком каблуке. В зазор между каблуком и подошвой свободно проходила крупная слива.

Экспозицию этого зала при желании можно поменять. (Это могут сделать лишь штатные экскурсоводы). При повороте ручки изображения меняются и появляется фрагмент из Лицевого летописного свода, где можно видеть царский пир и свадьбу – в центре изображены жених и невеста. Показана средневековая школа. Далее можно рассмотреть различные ремёсла – перепись книг, кузницу, где чеканят монеты, иконописца, литьё колокола, портного, сапожника, гончара, каменщика, ювелира, в верхнем углу видно, как крестьяне жнут рожь.

Лицевой летописный свод меняется на план Москвы XVIII века. Он отличается от первоначального плана, который представлен на постоянной экспозиции – на нём мы видим Петровские бастионы, построенные во время Северной войны, когда существовала опасность шведского вторжения в Первопрестольную.

Это помещение является подклетом. По стенам могли стоять лавки, где слуги ожидали поручений. Также здесь находится печь. Пищу здесь не готовили, могли только разогревать перед подачей на стол. В Москве долгое время действовал царский указ, запрещающий топить печи в летнее время под угрозой сурового наказания – своеобразная противопожарная мера.

В маленькой нише под печью мы видим немного крупы в мисочках. Люди были очень суеверны. Днём ходили в церковь, верили в Спасителя, Божию Матерь, молились святым. С наступлением ночи верили в леших и домовых. Для того, чтобы задобрить домашнего духа – домового, оставляли ему угощение – немного еды.


На снимке в нижней части печи видна ниша, там стоят мисочки с “угощеньем” для домового. Справа – дверь и лестница вниз, проход в следующее помещение.

Переходим в следующее помещение

Палаты бояр Романовых. Кирпичный подвал

В подвале сохранился кирпичный свод XVI века времён Ивана Грозного. Всю конструкцию свода можно хорошо рассмотреть.

В этом помещении могли хранить некоторые продукты. Основные запасы держали в ледниках, а в подвалах находился небольшой запас продовольствия и крупы.

На стене висит плетёная сумка. Если люди отправлялись в путь или на службу, то запас еды с собой брали в таких сумках.


В корзинах хранили фрукты. В железных (медных) чашах с носиком (ендова) подавали горячие напитки. Чай до XVII века не был широко распространён ни на Руси, ни в Европе. В качестве горячего напитка у нас подавали сбитень – настоенный на травах и пряностях напиток с мёдом и добавлением небольшого количества виноградного вина.

На снимке на левой стене вверху видна плетёная сумка. На первом плане слева – медный сосуд с носиком (ендова) для горячих напитков.

Деревянная чаша – капкарь служила для холодных напитков (кваса или студёного взвара). В ступе толкли крупу. Также в ней отделяли зёрна от шелухи, например гречиху. Сухие зёрна хорошо отшелушивались. Потом зерно вместе с шелухой высыпали в деревянные блюда, выносили на улицу и ветер выдувал ненужную шелуху.

В бочках (кадках) хранили соленья. Соль была единственным известным консервантом. Солили овощи, фрукты, мясо, рыбу.

У стены стоит светец. Как правило, знатные бояре в подвал не спускались, поэтому внизу на дорогие свечи не тратились. Светили подвальные комнаты лучиной, помещали её в своеобразную подставку с подносом, куда наливали воду.


В центре хорошо видно ступку с пестиком, у стены – светец с лучиной.

Задачей боярина было преумножение своих богатств. Где он хранил накопленное добро посмотрим в следующем зале.

Казна

В этом помещении обратим внимание на белокаменный свод. Это самое древнее помещение палат, датируется XV веком. Из такого же белого камня в конце XIV века выстроили белокаменную стену Московского Кремля.

Деньги в домах знати хранили в холщовых мешках. Но богатство исчислялось не только монетами. Посуда для пира стоила немалых денег и тоже служила мерой достатка. К богатству относилась и “мягкая рухлядь” – так на Руси называли меха. У стены стоит сундук с мехами.

Меха стоило хранить особенно бережно – следить за влажностью помещения, чтобы в сундук не забралась моль, просушивать одежду, выжаривать на солнце.

Непременным атрибутом каждого знатного человека было оружие – холодное и огнестрельное. Ведь в любую минуту великий князь или царь мог призвать его в военный поход и слуга государев должен был явиться на сбор «конным, людным и оружным». Есть версия, что слово “боярин” происходит от слова «бой».

На экспозиции присутствует как холодное (стоит у стены), так и огнестрельное оружие. Огнестрельное оружие появилось примерно в одно и тоже время в Европе и Московии – в XIV веке. Секрет изготовления пороха пришёл к нам из Персии. К XVII веку оно усовершенствовалось, в коллекции музея представлены ружья и пистолеты, они лежат на сундуке.

Рядом с ружьями и пистолетами представлены кошель и пороховница – порох нужно было держать сухим, поэтому о нём особенно заботились.

У стены стоит прапор – прообраз знамени. На прапоре изображён герб Романовых.


На этом осмотр подсобных помещений завершён, для продолжения осмотра надо подняться вверх по лестнице в жилую часть здания.

Красное крыльцо. Палаты бояр Романовых

В каждом знатном доме того времени существовали мужские и женские половины. Мы идём в мужскую половину по Красному крыльцу. На макете в первом зале хорошо было видно, что в старину оно было открытым. На левой стене окна украшены наличниками, напоминая о том, что когда-то здесь была внешняя стена палат.

На ночь окна закрывали ставнями, днём их открывали и в комнатах было светло. Ф.Ф.Рихтер решил сделать крыльцо закрытым.



Трапезная или столовая палата. Палаты бояр Романовых

Трапезная или столовая палата – самое красивое помещение дома. Орнамент потолка был взят из рисунков украшений царских грамот. В основном узор состоит из растительного орнамента.

В элементах ясно читается виноград, вишни, крыжовник, лимон и ананасы. Последние отнюдь не считались чем-то очень диковинным – и лимоны и ананасы выращивали в теплицах, в висячих садах в Москве.

В центре потолка под люстрой (паникадилом) находится государственный герб – двуглавый орёл.

На стене видны изображения грифонов – герба рода Романовых.


Будучи царским воеводой, Никита Романович служил в Пернау или Пернове, современный Пярну (Эстония). Ему очень понравился герб города и он присвоил себе такой символ. Также на стенах и сводах присутствуют монограммы – переплетённые буквы МФР (Михаил Фёдорович Романов).

Обратим внимание на кресло для хозяина, которое стоит в дальнем углу.


Стул хозяина дома стоит слева, обит красной тканью с золотым орнаментом

Почему его не поместили ближе к двери, на противоположной стороне стола? Потому что оно стоит в самом почётном, сакральном месте – под иконами, в Красном углу.

За столом гости размещались в соответствии со строжайшей иерархией. Наиболее важные гости садились рядом с хозяином, причём место по правую руку было более почётным, чем по левую.

Палаты бояр Романовых. Посуда

Отдельными тарелками пользовались только хозяин и особые гости. Все остальные ели из общего блюда. Ложки каждый носил при себе, таков был обычай. На поясе крепился специальный длинный кошель, где всегда при себе держали ложку. Нож и вилку в то время широко не использовали, хоть и знали о них.

У боярина могло быть около сорока перемен блюд (у царя – более 100). Начинался пир около полудня. Заканчивался вечером. Во время пира можно было и объесться, сползти с лавки. Тогда гостя выводили ненадолго на улицу, чтобы он пришёл в себя. Часов тогда не было и время наблюдали по свету за окошком. Когда начинало темнеть, гости благодарили хозяина, прощались и уходили.

На столе представлена посуда для ежедневной, будничной трапезы из олова и меди. Известно, что несколько раз гостем Никиты Романовича был сам царь Иван Грозный. Это редкий случай, когда монарх снисходил до визита хоть и к знатному, хоть и к родственнику (шурину), но к боярину, служилому человеку. Это говорит о том, насколько был уважаем Никита Романович Захарьин-Юрьев. Когда принимали царя, то стол сервировали драгоценной посудой – она представлена в застеклённой витрине (поставце). Ножи и вилки впервые появились в Византии в XII веке. С их помощью вкушали фрукты. В Европу вилка с ножом пришли в XV веке. В Московии в домах знати их стали применять к XVII веку.

В той же витрине представлен наградной ковш.


Говоря современным языком Никита Романович был «орденоносцем», чем немало гордился. В старину награждали не орденами, которых просто не было, а драгоценной посудой русской и иноземной работы. Предметом гордости были и часы – они стоили баснословных денег, часы, представленные в экспозиции, сделали в Нюрнберге.

Интересен шкаф со слюдяными окошками средневековой русской работы.

Если в доме не случалось долгого обильного пира, то день боярина по обычаю начинался рано. Кроме государственной службы у хозяина дома было много личных дел по управлению хозяйством. Решать их удобно в кабинете.

Палаты Романовых находятся в Зарядье, районе Москвы, расположенном «за рядами» торговых лавок, к востоку от Кремля, между улицей Варварка, в советские времена носившей имя Разина, и Москвой-рекой. Своё название он получил в XVI веке. Палаты Романовых в Зарядье — это единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых.

В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена—одиннадцать разнообразных по назначению и стилю построек XVI—XVIII вв. Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом. Ранее рядом с ним располагалось огромное сооружение гостиницы «Россия».

В соседствующем с Красной площадью районе, среди построек старой и новой Москвы, на улице Варварке, дом 10, расположено своеобразное по архитектуре, увенчанное высокой четырехскатной кровлей трехэтажное здание, каждый из этажей которого по мере подъема в высоту уменьшается в размере. Это Палаты XVI—XVII вв., филиал Государственного Исторического музея, «Палаты в Зарядье».

Варварка и Зарядье с палатами бояр Романовых в XIX веке

На территории комплекса находятся несколько церквей, правда, до революции их было еще больше. Среди них — церковь великомученицы Варвары, по которой и названа была улица, собор Знаменского монастыря, храмы Максима Блаженного и Георгия на Псковской горке, а также церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом в честь Климента, папы римского, на Варварской площади. Также здесь расположены, наверное, самые древние из сохранившихся в городе зданий — Старый Английский двор и Палаты бояр Романовых. Довершает архитектурный ансамбль — зубчатая крепостная стена Китай-города.

Палаты разделены на две половины — мужскую и женскую. На первом этаже, мужской половине, представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже, женской половине, «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». В подвалах представлены кладовые. Интерьеры древних Палат передают своеобразие русской жизни и культуры XVII в. Интерьеры и обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII в.: изразцовые печи, серебряная и расписанная эмалями посуда, шитье, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, прекрасные росписи на стенах.

А. П. Рябушкин, «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате». 1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Белокаменное здание палат некогда входило в состав обширного городского двора. По предположениям учёных, время основания усадьбы, относится к концу XVI века — она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года. По преданию, здесь, 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов родоначальник новой царственной династии.

Михаил Федорович Романов

Сама усадьба, с XVI века, принадлежала его деду — Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, сыну того самого Романа Юрьевича, который и дал начало династии русских царей Романовых, брат Анастасии Романовой, ставшей супругой царя Ивана IV Грозного, дед первого царствующего Романова — Михаила Федоровича. Само здание, к сожалению, до нас не дошло в своём первоначальном виде. Зато сохранился глубокий белокаменный подвал, построенный еще в XVI веке. Сами Палаты одно время относились к монастырскому подворью, впоследствии неоднократно подвергались огню, разграблению.

Во времена правления Борис Годунова, Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале. В 1599 г. Фёдора Никитича заключили в тюрьму, а затем, насильно, постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени Палаты остались бесхозными. И, несмотря на то, что Филарет Никитич и был при самозванцах в Москве, но не долгое время и, будучи монахом, не жил в своём доме.



Некогда усадьба была обширной, и занимала видное место в топографии Москвы XVI в.. Даже была особо отмечена на плане города 1613 г.. В углу усадьбы находилась тогда другая постройка — «Палаты на верхних погребах»; она, вероятно, являлась одной из вспомогательных построек усадьбы, возникавших постепенно, в связи с ростом семейных бытовых потребностей. Основным жилым помещением боярской семьи Романовых, служили, более обширные «Палаты на нижних погребах», стоявшие в центре усадьбы.

3 мая 1626 г., в Москве, случился пожар, опустошивший город. Бушевавший огонь не пощадил и Двор Государев. После пожара Варварская улица была расширена. Возрождение двора началось только по избрании Михаила Федоровича на престол Российский. Новый Государь разместился в царских палатах в Кремле, отчего дом стал известен как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы». К этому времени, при Знаменской церкви на государевом дворе, был уже протопоп Иаков с двумя священниками и третьим придельным и другими лицами клира. Сами же царские палаты едва ли кем были заняты.

24 сентября 1631 г., по смерти матери, инокини Марфы Ивановны, Михаил Фёдорович, подписал царский указ об основании Знаменского монастыря, и грамотой от 1 ноября 1631 г. наделил обитель бывшими за ней родовыми царскими населенными имениями и угодьями, а также и самими Палатами, вместе со всей усадьбой — «Старым государевым двором», ставшими неотъемлемой частью монастыря. Монастырь, на белокаменных подвалах, выстроил два этажа из кирпича — подклети и первый жилой этаж с тяжелыми сводчатыми перекрытиями. Кроме двух зданий, непосредственно составлявших палаты Романовых, были также построены деревянные кельи и больница. Вся площадь монастыря была обнесена частично решетчатым забором, а больше частоколом.

Во время пожара 1668 г., сильно пострадал Знаменский монастырь, о чём и подано было царю Алексею Михайловичу донесение и прошение. Сами Палаты также сильно пострадали, и в 1674 г. были разобраны под «погребной свод» (подвал). На месте сохраненной белокаменной основы XVI в. мастер Мелетий Алексеев «со товарищи» соорудили в камне новые Палаты с крыльцом — нынешние первый и второй этажи филиала музея. В 1675—1679 гг., перестроенное здание служило кельями монахов. А в 1679—1752 гг. — «казенными кельями» (управление монастыря), которые считались первым местом в монастыре после храмов Божьих, так как в них находилось монастырское правление и хранились драгоценности.

Фёдор III Алексеевич.Красавица (Художник - К.Е. Маковский)

Царевич Фёдор Алексеевич, объявленный престолонаследником после кончины старшего брата Алексея, был очень слаб здоровьем, как и все сыновья Алексея Михайловича от Марии Милославской. Он с детства страдал многими болезнями, в том числе параличом и цингой. Так случилось, что стал он царем, после смерти отца, в четырнадцать лет.

Милославские, при жизни Алексея Михайловича с молодой женой Натальей Нарышкиной, отошедшие на второй план, воспрянули духом. Старшие сестры помогали Федору, как могли. Молодой царь, как и все дети Алексея Михайловича, был очень хорошо образован, интересовался европейской политикой. На заседаниях Боярской Думы ему и боярам зачитывали составленные в Посольском приказе обзоры западной прессы (куранты). Увлекался царь музыкой и пением.

В 1680 г. царь Фёдор Алексеевич (внук Михаила Фёдоровича), после свадьбы на Агафье Грушецкой (28 июля 1680 г.), занялся постройкой новых деревянных хоромов, как для себя и для своей супруги, Агафьи Грушецкой, так и для своих сестер, бóльших и меньших царевен. Его хоромы были поставлены у терема, возле западной стены Воскресенской теремной церкви; сюда же перенесены были и хоромы Натальи Кирилловны.

В 1737 году монастырь и палаты вновь подверглись пожару. В первой половине XVIII века, казенные кельи, из палат, были переведены в другое место, а в палатах поместился на житье грузинский митрополит Афанасий, вместе со своим штатом. В них он жил десять лет, с 1752 по 1762 год, отчего палаты назывались архиерейскими. С 1752 по 1856 гг., здание сдавали в аренду разным лицам.


Дом бояр Романовых в 1857 году (до реставрации).
Фасады: дворовый и со стороны Варварки.
Уже в 1857 году здание стало носить статус исторического памятника. Этому послужил появившийся в середине XIX в. интерес к памятникам старины, в том числе и к данной постройке, как непосредственно относящейся к семье Романовых. Император Александр II устроил в своей родовой вотчине музей «Дом бояр Романовых», один из первых музеев в Москве. Палаты были выкуплены у монастыря, расчищены от поздних наслоений, тщательно обмерены и отреставрированы.

Проект ансамбля разработал придворный архитектор Ф. Ф. Рихтер, который в своей работе использовал исторические аналоги. Идея основателей музея была такова, что он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя. Реставрвция была осуществлена в 1857—1858 гг..

Был надстроен полностью утраченный верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей, достроено крыльцо. В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями. Эта обивка сохранилась частично и сегодня. В комнатах также находилась серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, стены были украшены прекрасными росписями. И, хотя, здание строилось как часть монастыря, сочиненная в 1850-х годах придворными кругами легенда, стала называть его местом рождения царя Михаила Романова.

Жилые помещения представляли собой небольшие комнаты с тяжелыми сводчатыми потолками, и предназначались для мужчин. Кроме общей «трапезной», где семейство обедало, а также принимались гости, здесь находится «кабинет боярина» и «комната старших сыновей» с обширной библиотекой и «учебными пособиями»: астролябией, телескопом, географическими картами. Женщинам отводился верхний, деревянный этаж, который назывался теремом.

Здесь, наоборот, большие и просторные помещения, освещенные множеством окон. Самое светлое из помещений — светлица — предназначалось для занятий рукоделиями. В женской половине также находилось большое количество книг, зеркала, разные женские принадлежности: коробочки и ларчики для румян, белил и сурмил, серьги, перстни, опахалы, а также и материалы для всевозможных рукоделий. Боярская дочь трудилась над прялкой или пяльцами наравне со своими служанками.

В те времена девушке стыдно было выходить замуж, не научившись шить, прясть и вышивать. Своё приданое невеста должна была изготовить своими руками. Только выйдя замуж, боярыня становилась полноправной хозяйкой дома. И, хотя она и не была посвящена в торговые или государственные дела своего мужа, но зато в домашнем хозяйстве зачастую имела решающий голос.

Шахматы царя Михаила Фёдоровича в Палатах бояр Романовых
После революции 1917 г., в музее открыли «Музей старого русского быта», или «Музей боярского быта», сохранившего подлинные предметы давно прошедших лет. Музей был частично перестроен.

С 1932 г. он является филиалом Государственного Исторического музея. На территории музея обнаружили уникальное деревянное сооружение — три венца сруба, столбики, поддерживающие его основание, фрагменты русской печной кладки, а также некрополь XVI века. Наиболее интересная и важная находка — производственный комплекс конца XV—XVII веков с двумя одновременно работавшими печами — гончарная мастерская. Рядом с горнами были обнаружены глиняные игрушки, фрагменты посуды, изразцы — всего около 500 предметов.

Здание филиала состоит из трех частей, разбитых на разные исторические отрезки: боярской кладовой XVI в., монашеских келий XVII в. и музейной надстройки XIX в. Палаты сохранили классический тип русской избы, состоящей из «клети» (жилое помещение) и «подклета» (подсобное помещение).




Построены они, как и характерно для большинства русских домов XVII в., в виде буквы «Г». С внешней стороны стены имеют декоративное убранство XVII в, наличники окон, карниз, полуколонны на углах. Внутри терема — небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены, двери, окна и печушки с закруглениями верхов. Два помещения подвала и четыре комнаты второго этажа здания оформлены в характерном для того времени интерьеров боярского дома. Убранство комнат состоит из, преимущественно, подлинных предметов XVII в.

В интерьере
Боярская столовая — самая большая из комнат, с окнами, обращенными на ул. Варварка. Это помещение, в котором семья собиралась для обеда. Здесь устраивались пиры, иногда носившие официальный характер, принимались гости.


В самом углу стоит стол, порядок мест за которым соблюдался согласно обычаю «местничества» — распределения служебных должностей по признаку родовитости: наиболее знатные гости садились около хозяина, менее знатные — в противоположном конце стола.

Рядом со столом — небольшой столик с кумганом (умывальником) и чашей (лоханью) — принадлежности для мытья рук во время пиршества. В просторной столовой стоит пять кресел, которые были редкостью в русском доме XVII в. Вдоль стен и стола, расположено множество традиционных лавок. Лавки покрасуются разного вида и размера деревянные, обитые прорезным железом ларцы с изящно расписными изнутри крышками. У стены находится поставец, имеющий вид горки с уступами, на котором расставлена столовая посуда.

Также в столовой выставлены иноземные вещи, свидетельствующие о развитии торговых связей России с Востоком и Западом. Среди них — шведское паникадило, полавочники турецкого бархата, немецкая гравюра, портрет боярина Т. Стрешнева в раме (в те времена портреты только входили в обиход и их могли себе позволить лишь небольшой круг знати), шкаф с слюдяными створками, фигурным фронтоном, и украшенными росписью в виде крупных тюльпанов, нижними дверьми.

Смежная со столовой комната, оформлена как кабинет боярина . Окна её обращены во двор. В комнате представлена будничная обстановка домашних дел и служила для досуга главы дома. Под иконой расположен рабочий стол с письменными принадлежностями.


Возле стола стоит кресло, лавка и два стула. Также в комнате стоит сундук-теремок с книгами в кожаных переплетах, глобус голландской амстердамской работы 1642 г., портрет русского дипломата XVII в. и думного дьяка И. Т. Грамотина и картина «Осада Смоленска польско-литовскими войсками в 1610 г.».

Две стены комнаты обиты сукном и ещё две — золоченой фландрской кожей, считавшейся в те времена, особо изысканным украшением. Возле входной двери расположена печь из зеленых поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен («Александр Македонский», «Соловей-разбойник», «Борцы борются» и другие).

Проход в другую половину дома, состоящую из двух помещений, проходит через площадку лестницы. Первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней, служившие в боярских домах и как «спальные чуланы», и как места хранения необходимых в повседневной жизни вещей. По комнате на лавках расставлены ларцы, шкатулки и коробья, в которых находятся кружева и ткани. В стенных нишах расположен кокошники (женские головные уборы) и барабан с коклюшками и сколками. Отсюда же, из сеней — вход в женскую комнату, светелку, в которой окна с трех сторон.

Таковое расположение женской комнаты , за сенями, в изолированной части дома, лучше всего передает характерные особенности женского быта XVII в. Единственное развлечение для женщины того времени (если, конечно же она не умела читать) было шитье, которое и заполняло досуг.


Соответственно и основная обстановка интерьера светлицы — предметы, связанные с шитьем: пяльцы, в них образцы орнаментального шитья, сундук-укладка с шитьем, на стене — шитая пелена с изображением Христа во гробе (Плащаница). Помимо этого в светлице находятся зеркало со створками, «коробья» и ларец для тканей и драгоценностей, широкая лавка, крытая бархатом, на ней подголовок — ларец со скошенным верхом, который ночью ставили в изголовье постели, под подушку.



Далее, из жилых комнат, в подвал XVI в., некогда принадлежавший боярину Никите Романовичу ведёт внутренняя лестница. В подвале стоят сундуки для денег и ценностей, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда. Помимо этого — предметы, которые напоминают о военной службе боярина, который был обязан являться на войну при своем вооружении и на своем коне — холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор.

Герб на Палатах Романовых
Герб Романовых — с изображением грифона был расположен на фасаде музея над входной дверью северного фасада со стороны улицы Варварки. «В Советское время ниша была заделана, грифон снят и дальнейшая судьба этого памятника не известна. Во время реставрационных работ 1984—1991 гг. нишу раскрыли. Её предназначение выяснили в результате работы в архивах. Нашли ряд малоизвестных проектов Ф. Ф. Рихтера и фотографию 1913 года, на которой изображен император Николай II на фоне северного фасада палат, над входом хорошо виден грифон».

В 2008 годе потомки Ф. Ф. Рихтера — семья Черновых-Рихтеров и Пол Эдвард Куликовский, потомок сестры Николая II, финансово помог реконструировать эти два рельефа с изображением геральдических грифонов на фасадах здания

Кондратьев И. К. «Седая старина Москвы».
Кондратьев И. К. «Памятники архитектуры Москвы».