Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Измети форму прилагательных в скобках Идёшь по (зимний тихий) лесу и не налюбуешься. правописание безударных окончаний имён прилагательных ударными

МКОУ Киргинцевская СОШ

Открытый урок русского языка

в 6 классе

Путешествие по зимнему лесу

(урок обобщающего повторения по теме

«Имя прилагательное»)

Урок подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

II квалификационной категории

МКОУ Киргинцевской СОШ

Маер Ирина Александровна

2012

Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Тип: урок обобщающего повторения

Цели:

Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;

Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.

Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.

Метод: частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас буду вести я. Зовут меня Ирина Александровна. Надеюсь, что урок получится плодотворным и интересным.

Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное».

Для того чтобы наш урок стал интересным и плодотворным, предлагаю вам отправиться в путешествие по февральскому лесу.

Ну что, в путь?

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

II . Введение в тему.

Ребята, перед вами карта. Отправной точкой будет, конечно же, ваша школа. Как вы видите, после путешествия мы с вами должны в нее вернуться. В пути мы сделаем несколько привалов, на которых вам будут предложены задания. Лишь в случае успешного выполнения мы с вами сможем продолжать путешествие. На каждом привале вы сами будете оценивать свою работу. Если все выполнено отлично, отмечаем красным флажком. Если сделали задания с небольшими помарками, отмечаем зеленым флажком. Ну а если будут ошибки, поставим синий флажок.

III . Повторение.

Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

Молодцы, ребята, все вспомнили.

Ну что, в дорогу?

IV . Первый привал – разряды имен прилагательных.

Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

(И.С. Соколов – Микитов)

Определите тип текста. (Описание).

Озаглавьте текст.

Каковы тема и основная мысль текста?

Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?

Послушайте стихотворение.

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

Стихотворение подтвердило ваши слова?

Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).

Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).

Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?

(имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).

Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).

На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)

Сейчас, ребята, я бы хотела, чтобы несколько человек выполнили карточки, а остальные поработают с текстом. Выполним распределительное письмо (коллективно).

Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные. (таблицы на обратной стороне карточек с текстом).

Качественные

Относительные

Притяжательные

Хорош

Тихий

Глубокие

Чистые

Белыми

Молодых

Тяжелыми

Белого

Темно-зеленые

Высоких

Маленьких

Тихому

Высокие

Синеватые

Стройных

Белых

Легкие

Маленькие

Русский

Зимний

Лесными

Кружевными

Зимнему

Зимний

Беличьи

Мышиные

Птичьи

Карточки.

Из предложений выпишите словосочетания прилагательное + существительное в три столбика: качественные, относительные и притяжательные.

1) У этого рыцаря заячье сердце. 2) Дама носила на счастье заячью лапку. 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп. 4) Для леди сшили лисью шубу. 5) На воротник пошел лисий хвост. 6) Она заметила его лисий взгляд. 7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 8) Охотники наткнулись на волчье логово. 9) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку.

(три человека устно отвечают)

Итак, задание первого привала выполнили, но прежде чем отправиться дальше, давайте отметим флажком, насколько хорошо вы справились с заданием.

(один ученик отмечает флажком привал)

V . Охотничий домик.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку. Все встали, послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперед – назад, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз.

Задание понятно? Тогда выполняем.

Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.

Отметим на карте, как прошла физминутка.

VI . Второй привал – степени сравнения.

Вы, наверное, устали, поэтому давайте сделаем полминутки для шутки.

(диалог из веселых уроков радионяни)

Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?

(сравнительная и превосходная)

Что такое положительная степень?

Как образуются сравнительные степени: простая и составная?

А как образуется превосходная степень простая и составная?

Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)

Вы должны устно отредактировать текст.

Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.

(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).

Задание выполнено. Давайте отметим на нашей карте флажочком, насколько успешно вы с ним справились.

VII . Привал «Загадочный»

Ребята, следующий привал «Загадочный».

Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные.

(оконная рама)

Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели?

В чем особенность написания этих прилагательных? (слова-исключения).

А расскажите о написании прилагательного «оконная».

На этом привале вам приготовлена еще одна загадка.

Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора

И мышами поживиться

Любит шустрая…

Кто же это? (лисица).

Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее? (прилагательные).

Ребята, в чем особенность прилагательных «коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные).

Как образуются краткие прилагательные?

От всех прилагательных можно образовать краткие формы?

Давайте выполним синтаксический разбор первого предложения и вспомним, какими членами предложения являются прилагательные.

Ну что ж, задание выполнили. Давайте определим, насколько хорошо. Выставляем флажок.

VIII . Привал «Зимнее творчество».

Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце?

Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

Какие стихотворения, пословицы о феврале вы знаете?

Изменчивый месяц февраль –

Он любит весну, и зимы ему жаль.

Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет,

А в полдень он яркие звезды роняет.

И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в замлевшую даль,

Улыбчиво-грустный февраль.

Лежат на снегу ярко-синие тени

От черных деревьев, и, став на колени,

Чуть слышно он шепчет пробудные сказки земле,

Над снегом колдует для тех,

Кто под снегом во мгле.

И радость морозную вешняя точит печаль

В обманчивый месяц февраль.

Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую.

Ребята, назовите эпитеты в стихотворениях и пословицах.

Посмотрите на экран. Перед вами фотоэтюд февральского леса. Вы должны написать сочинение – миниатюру по данному фотоэтюду, используя эпитеты.

(дети зачитывают несколько работ).

Еще один привал позади. Давайте отметим, как успешно мы с ним справились

IX . Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.

Привал «Финальный»

Что сегодня на уроке мы повторили?

Что вам понравилось?

А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».

Что такое синквейн знаете?

(пятистрочная стихотворная форма ).

    Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное )

    Вторая строка – характеристика темы

    (двумя прилагательными)

    Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)

    Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)

    Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы

Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.

Ребята, где мы поставим флажок на нашей карте? Конечно на школе. Мы вернулись с прогулки.

Понравилась вам прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок.

X . Домашнее задание.

Морозы стали слабее.

Выполните морфологический разбор прилагательного.

Повторите орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное».










Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки. (И.С. Соколов – Микитов)


1) У этого рыцаря заячье сердце. 2) Дама носила на счастье заячью лапку. 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп. 4) Для леди сшили лисью шубу. 5) На воротник пошел лисий хвост. 6) Она заметила его лисий взгляд. 7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 8) Охотники наткнулись на волчье логово. 9) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку.














Редактирование текста Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.


Вот и наступил самый морозный месяц зимы – февраль. В этом году морозы лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежных горках и строят ледяные городки лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с вкуснейшими пирожками.














Изменчивый месяц февраль – Он любит весну, и зимы ему жаль. Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет, А в полдень он яркие звезды роняет. И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в замлевшую даль, Улыбчиво-грустный февраль. Лежат на снегу ярко-синие тени От черных деревьев, и, став на колени, Чуть слышно он шепчет пробудные сказки земле, Над снегом колдует для тех, Кто под снегом во мгле. И радость морозную вешняя точит печаль В обманчивый месяц февраль.

Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Высокие, неподвижные, спят сосны, синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез, тяжелыми шапками белого снега покрыты ветки высоких и маленьких елей. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели - долго серебрится в морозном воздухе легкая снежная пыль.

Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки

Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Высокие, неподвижные, спят сосны, синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез, тяжелыми шапками белого снега покрыты ветки высоких и маленьких елей. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели - долго серебрится в морозном воздухе легкая снежная пыль. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки

0 /5000

Определить язык Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Источник: Цель:

Наступила зима. В лесу замело все дорожки. Медведь ложится в зимнюю спячку на всю зиму. Как прекрасен,и загадочен этот зимний лес. Вокруг летят, кружатся белоснежные, лёгкие снежинки. Куда не глянь по всюду белым бело, чистый снег ложится на холодную землю. Повсюду сугробы и метель. Птицы улетают на юг. Зима-это сказочное и волшебное время года,особенно в лесу.

3 класс. Сочинения на тему «Лес зимой»

Вокруг холодно. Зайцы в лесу поменяли шубку. Волчьи и лисьи следы лежат на белом серебристом снегу. Снегири сидят нахохлившись на ветвях снежных деревьев. Но кто там? Так это же ведь зима! Она идет словно лебедь плывущий по озеру.Зимушка идет и покрывает всё вокруг инеем, а снежинки падают словно вата. Зима в лесу как хозяйка, ухаживает за не прикрытыми снегом деревьев, украшает зимний лес снегом. Как хороша зима!

4 класс. Сочинения на тему «Зима в лесу»

Я люблю бывать зимой в лесу. Все деревья покрыты снежными кружевами, а вершины заснеженных елок украшены необычными гирляндами из шишек. Зимой в лесу на поляне особняком красуются крохотные березки. Как хороши они теперь, как пригожи! Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Глубок зимний сон леса, но теплится жизнь под снегом, и на лесных полянах видны дорожки из следов животных: лисицы, зайца-беляка, лося. Зимой в непроходимых лесах медведи спят в свои берлоги. В колючих ветвях ели строят свои домики – гнезда белки.

5 класс. Сочинения на тему «Зимний лес»

– прекрасное время года. А особенно хорошо зимой в лесу.

Нам кажется, что в зимнем лесу царит покой и беззвучие, но это только на первый взгляд. Когда появляется солнце, весь лес преображается и блестит. Многие лесные жители легли в спячку, а те, кто остался, прикладывают большие усилия, чтобы прокормить себя. Вот заяц-трусишка, сдирает кору с березы, а вот и синичка перелетает с дерева на дерево. Вдруг с огромной ветки ели упал снег, это белка скачет с орешком в зубах. Даже волк и лиса не сидят на месте, они рыщут по лесу в поисках добычи. Снегири, как ягоды рябины. Присели на ветке. Вдалеке важно бродит лось с огромными рогами.

А сам лес принаряжен пушистым, белоснежным снегом, искрящимся в лучах солнца. Как хорошо зимой в лесу!

6 класс. Сочинения на тему «Зимой в лесу»

Особенно красив зимой лес. Это зрелище похоже на сказку. Огромные деревья-великаны, стоят в белых снежных шубах, пушистые ветви покрыты охапками снега, кое-где на земле видны следы животных. Прекрасен зимний лес! Больше всего я люблю прогуливаться в зимнем лесу на лыжах.

Оденешься потеплее, возьмешь лыжи, палки и прямиком в лес. Легкие, слегка похрустывающие снежинки ломаются под ногами, создается впечатление, что идешь не по заснеженной лесной дороге, а скользишь по мягким пушистым легким облакам.

Прекрасна зимняя прогулка в лесу, но лучше всего, на мой взгляд, это катание на санках и коньках. Незабываемое ощущение, когда летишь с горы на санках, в лицо слегка дует ветер, под тобой проносятся сугробы, сверху голубое-голубое ясное небо.

Прекрасна природа зимой: заледеневшие реки, словно зеркало играют на солнце, снежные шапки деревьев игриво качаются на ветру, легкие снежинки падают кружась на землю. Я любви зиму, ведь эта пора напоминает мне о сказке, веселье, и я понимаю, что чудеса случаются и зима – прямое тому доказательство.

7 класс. Сочинения на тему «Лес зимой»

Когда в лесу, за шумным и сырым городом, царит самая настоящая зима, ее холодной красе подвластен даже тот, кто считает это время года слишком докучливым и суровым. И действительно, именно в лесистой местности вся прелесть зимы раскрывается в своем истинном значении, поражая воображение чудесными и удивительными картинами. Как величественно прекрасны своей гордой неподвижностью высокие сосны, чьи лапы клонятся к земле под тяжестью снежных покровов. Какими волшебными и загадочными кажутся оледеневшие кусты и ветви деревьев, словно кружевным узором обрамляющие темные стволы. Каким контрастно-ярким и неожиданным может вдруг показаться алое пятно рябиновой грозди на белоснежно-искрящемся фоне, как увлекательно наблюдать следы птиц и зверей на нетронутом полотне чистейшего снега. Зимой даже ночной лес преображается, теряя свое сумрачное и подчас устрашающее лицо и заменяя его изысканной таинственностью, голубым отблеском лунного света и замысловатыми тенями, которые, словно странные мифические существа, меняют свое обличье и являются лишь с приходом тьмы. Хорошо в лесу зимой, когда стоит безветренная и морозная погода, а под ногами поскрипывает чистый и свежий снег. Хорошо, когда мягкие хлопья тихо опадают на ветки деревьев и сладостно тают на ладони. В этот час так тихо и благостно, что в душе царят лишь добро и умиротворение, наслаждение истинной красотой и радостью жизни.

9-11 класс. Сочинения на тему «Зимний лес»

Зима, словно заботливая хозяйка, пришла в наши леса. У опушки небольшой холмик. Подул шаловливый ветер и снес с него белую шапку. Зима нарядила деревья в тяжелые снеговые шубы, нахлобучила на их верхушки белоснежные шапки, даже о ветках не позабыла - одела им пуховые варежки. А рябине подарила белую шаль, из-под которой виднеются гроздья ягод, словно янтарные серьги.Вдруг из-за серой тучи выглянуло солнышко, и сказочную полянку уже не узнать. Все вокруг заискрилось, засверкало, проснулись и потянулись к солнцу мохнатые ветви елей. Может хвастаются своим нарядом? Вот на ветке засуетился глухарь. Вот рябчик на ели сидит. Настойчиво застучал дятел. Белка выглянула из дупла, ей тоже хочется погреться на солнышке. Весело перекликаются птицы. Радуются.А воздух такой чистый, искристый, словно пропитанный свежестью леса. В зимнем лесу дышится легко. Здесь хорошо проводить выходные. Лес красив всегда. Но зимой он красив по настоящему. Это красота природы, красота чистоты и тишины.Зима дарит пришедшим в лес людям радость и спокойствие. Как здорово смотреть на могучие ели, на вершинах которых висят гирлянды шишек! Как легко они поддерживают снег своими ветвистыми руками. Их коричневатый ствол, темная зелень хвои, белый снег на сучьях, голубизна неба сверху сливаются в неповторимую палитру.Пойдешь в зимний лес и на сердце становится радостно и светло, так и хочется спеть какую-нибудь хорошую песню. Но несмотря на завораживающую красоту этого зимнего леса, мне почему-то стало в нем грустно.Замерзнув и загрустив, я уже собралась возвращаться домой, и тут встретила взглядом совсем неприметную зеленую елочку. Незаметная среди высоких деревьев, она была просто королевой леса! Тоненькие, но уже сильные лапки-веточки слегка присыпаны снежными блестками, яркий узор кроны будто нарисован на зимнем сугробе.Я всерьез задумалась: какой же главный смысл моего сочинения о зиме? Возможно, я хочу призвать людей, чтобы они берегли и охраняли природу. Ведь если мы не сохраним природу, то не сможем любоваться такой необыкновенной красотой зимнего леса.

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Цель: повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное».

Задачи: развитие творческих способностей детей; воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.

Оборудование: Компьютер, доска, раздаточный материал.

Технологии: игровая технология, технология критического мышления, технология дифференцированного подхода, тестовые технологии

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Здравствуйте! Прошу вас работать хорошо, активно и показать, чему вы научились. Запишите, пожалуйста, число, классная работа.

2. Введение в тему

Звучит 2-ая часть вокально-симфонической поэмы «Поэмы памяти Сергея Есенина».

– Ребята, мы сейчас с вами слушали замечательную вокально-симфоническую «Поэму памяти Сергея Есенина» ,которую создал композитор Георгий Свиридов.
– Что вы представили, когда слушали музыку? (зимний лес, вьюга. метель, то удалая, полная богатырской силы, то яростная, то, наконец, утихающая)
– А вы любите гулять в зимнем лесу?
– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по зимнему лесу. Наше путешествие особенное, мы будем делать с вами остановки и на привалах повторять изученное о прилагательном. Наша задача – повторить материал и подготовиться к к/р и творческой работе.

Итак, в путь. (Звучит музыка. Чайковский «Времена года») .

3. Актуализация знаний

– Мы с вами в лесу. Какой он? Давайте прочтём отрывок из рассказа Соколова-Микитова «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты ветви высоких и маленьких елей.
Идёшь по зимнему лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

– О чём текст?
– Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
– А для чего автор использует столько прилагательных?
– Сделайте вывод, для чего нужны имена прилагательные?
– Давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные?
– Мы сейчас попробуем найти качественные, относительные и притяжательные прилагательные в лесу, который описал Соколов-Микитов.

– Молодцы, ребята. В лесу живут разные птицы и звери. Послушайте словосочетания и определите разряд прилагательных.

1. Волчье логово
2. Медвежья берлога
3. Медвежий рёв
4. Волчья стая
5. Лисий хвост
6. Волчий аппетит
7. Лисья добыча

– Справились и с этим заданием. Продолжим наше путешествие. (Звучит музыка. Чайковский «Времена года. Декабрь».На доске кластер)
– Итак, ребята. Мы с вами проделали большой путь по зимнему лесу, видели, что ветви дерев украсились инеем, будто заячьим мехом. Понаблюдали, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой. Мы очень замерзли и нам хочется погреться в охотничьем домике. Но домик этот не простой, он пустит погреться только тогда, когда мы с вами заполним кластер.
– Какие орфограммы здесь представлены? Приведите примеры.
– Молодцы, ребята. Проходим в охотничий домик. Здесь нам тоже приготовили задание.

4. Тренировочные упражнения

А. Комментированное письмо

Узкая лавка, октябрьский день, одесское солнце, резкий ветер, казацкое седло, дерзкая девчонка, французский язык, ткацкий станок, солдатская шинель, рыбацкая сеть, грецкий орех, плюшевый медвежонок, холщовый мешок, кумачовая рубашонка, парчовое покрывало пунцового цвета, воздух чист и свеж, день хорош, свинцовые облака, ежовый.

Б. Мы справились и с этим заданием, продолжаем наш путь дальше. У нас на пути – поэтический привал. Прочитайте отрывки и выпишите слова с орфограммой Н-НН в суффиксах прилагательных. Выборочное письмо.

1. Зима навалила за окнами россыпи мягкого серебра. Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. За стенами дома наступила необыкновенная тишина.
Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна. За два часа так необыкновенно изменилась земля.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
– Вот и умылась земля, – сказал дед Митрий,– снеговой водой из серебряного копыта. (К.Паустовский)

2. И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

(«Берёза». С.Есенин)

3. Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

(Б.Пастернак. «Зимняя ночь»)

4. Где сладкий шёпот
Моих лесов?
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет.

(Е.Баратынский. «Где сладкий шёпот»)

5. Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

(И.Бунин. «Первый снег»)

– Пожалуйста, дополните этот список своими примерами. В список внесите слова-исключения.

В. Физкультминутка

– Молодцы. Вы много трудились. Давайте отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Посмотрите налёво – заячьи следы, направо – лисьи. А вон высоко на дереве белка сидит в дупле. Много интересного в лесу можно увидеть. Можно и поиграть. Давайте слепим снежки и бросим их, кто дальше. Пожалуйста, садитесь.

Г. Синтаксическая роль прилагательных в краткой форме

Эта рыжая плутовка
И коварна и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора
И мышами поживиться
Любит шустрая... (лисица)

– Кто же это?
– А что вам помогло так быстро найти отгадку? (прилагательные)
– Ребята, в чём особенность прилагательных «Коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные)
– Ото всех прилагательных можно образовать краткую форму?
– Какова синтаксическая роль прилагательных коварна и хитра?

Д. Тестирование

– Ребята, наше путешествие подходит к концу. И нас ждёт трудное испытание. Сейчас мы выполняем тест.

Тест

1. В каких прилагательных пишется суффикс К?

А) немец__ий
Б француз__ий
В) вяз__ий
Г) низ__ий

1) А, Б, В, Г
2) А, Б
3) В, Г
4)А,В,Г

2. В каких прилагательных пишется ЕНН?

А) солом__ый
Б) серебр___ый
В) глин___ый
Г) клюкв__ый

1) А, Г
2) Б, В
3) А, Б
4) А, Б, В, Г3

3. В каких существительных в окончании пишется гласная О?

А) лиц__м
Б) платьиц__м
В) зайц__м
Г) борц__м

1) А, Б, В, Г
2) А, Г
3) Б, В
4) А, В, Г

4. В каких прилагательных в суффиксе пишется гласная О?

А) холщ__вый
Б) кумач__вый
В) грош__вый
Г) лиц__вой

1) А, Б
2) В, Г
3) А, Б, В
4) А, Б, В, Г

5. В каком существительном НЕ пишется слитно, так как существительное без НЕ не употребляется?

А) Невнимание
Б) Ненастье
В) Несвобода
Г)

1) А, Б, В, Г
2) А, Б
3) Б
4) В, Г

6. В каких прилагательных НЕ пишется слитно, так как прилагательное без НЕ не употребляется?

А) Невнимательный
Б) Ненастный
В) Несвободный
Г) Нелепый

1) А, Б, В, Г
2) Б, Г
3) В, Г
4) Б, В, Г

7. На месте каких цифр в прилагательных пишется НН?

Ю(1)ые румя(2)ые девушки показывали покупателям деревя(3) сундучки искус(4)ой работы, кожа(5)ые сумочки, стекля(6)ые фигурки, изображавшие животных и птиц.

1)1, 3, 6 2)1, 2, 4 3) 3, 6 4) 3, 5, 6

8. На месте каких цифр в словах пишется О?

Малышка была в ш(1)лковом пунц(2)вом платье и держала в руч(3)нке плюш(4)вую собач(5)нку беж(6)вого цвета.

1) 1, 2, 3, 5 2)3, 5 3) 2, 4, 6 4) 2, 3, 5

9. В каком ряду оба слова пишутся с Не слитно?

1) далеко (не)красивый вид; (не)вероятное путешествие
2) настоящий (не)вежда, (не)вежливый,а очень грубый
3) (не)навистное занятие; нисколько (не)занимательный фильм
4) ужасная (не)погода; 9(не)счастный человек

Проверка по ключу.

1.4 2.1 3.2 4.3 5.3 6.2 7.3 8.4 9.4

5. Творческая работа. Работа в парах.

– Молодцы. Все справились с заданием. А сейчас привал «Зимнее творчество».
Вы сейчас поработаете в парах. Результат вашей работы– синквейн. Правила у вас на столах.

Первая строка – обозначение темы. Имя существительное.
Вторая строка – характеристика темы. Два прилагательных.
Третья строка – описание действия. Три глагола.
Четвёртая строка – отношение к теме. Фраза из четырёх слов.
Пятая строка – синоним из одного слова, которое повторяет суть темы.

Задание: напишите синквейн. Первая строка: Лес

6. Итоги урока. Рефлексия

– Что сегодня на уроке мы повторили?
– Что вам понравилось?
– Вам понравилась прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок.