Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Кто стоял за пол потом. Краткая, но поучительная история кампучийских красных кхмеров

В 1968 году находившаяся в оппозиции к власти Коммунистическая партия Кампучии (КПК) создала военизированное течение, которое стало одной из сторон гражданской войны в Камбодже. Это были красные кхмеры. Именно они сделали Камбоджу еще одним оплотом социализма в Юго-Восточной Азии.

Истоки течения

Плачевно известные «Красные кхмеры» появились через год после начала крестьянского восстания в провинции Баттамбанг. Ополченцы выступили против правительства и короля Нородома Сианука. Недовольство крестьян было подхвачено и использовано руководством КПК. Сначала силы бунтующих были незначительными, однако за считаные месяц Камбоджа погрузилась в хаос гражданской войны, которую справедливо рассматривают как еще один эпизод холодной войны и борьбы между двумя политическими системами - коммунизмом и капитализмом.

Через несколько лет красные кхмеры свергли режим, установившийся в стране после получения независимости от Франции. Тогда, в 1953 году, Камбоджа была объявлена королевством, правителем которого стал Поначалу он даже пользовался популярностью среди местного населения. Однако обстановку в Камбодже дестабилизировала война в соседнем Вьетнаме, где, начиная с концов 1950 гг., тлело противостояние между коммунистами, поддерживаемыми Китаем и СССР, и демократическим проамериканским правительством. «Красная угроза» скрывалась и в недрах самой Камбоджи. Местная коммунистическая партия образовалась в 1951 году. К моменту начала гражданской войны ее лидером стал Пол Пот.

Личность Пол Пота

Чудовищные события в Камбодже в 1970-х в массовом сознании (в том числе и в нашей стране) больше всего связаны с двумя образами. и красные кхмеры стали символами бесчеловечности и геноцида. Но начинал лидер революции крайне скромно. Согласно официальной биографии, он появился на свет 19 мая 1925 года в маленькой непримечательной кхмерской деревушке, скрытой где-то в тропических джунглях Юго-Восточной Азии. При рождении никакого Пол Пота не было. Настоящее имя лидера красных кхмеров - Салот Сар. Пол Пот - партийный псевдоним, который молодой революционер взял уже в годы своей политической карьеры.

Социальным лифтом мальчика из скромной семьи оказалось образование. В 1949 году молодой Пол Пот получил правительственную стипендию, которая позволила ему переехать во Францию и поступить в Сорбонну. В Европе студент познакомился с коммунистами и увлекся революционными идеями. В Париже он вступил в марксистский кружок. Образование, однако, Пол Пот так и не получил. В 1952 году он за неуспеваемость был отчислен из университета и вернулся на родину.

В Камбодже Пол Пот вступил в Народно-революционную партию Камбоджи, которая потом была преобразована в коммунистическую. Свою карьеру в организации новичок начал в отделе массовой пропаганды. Революционер стал публиковаться в печати и вскоре стал крайне известным. Пол Пот всегда отличался недюжинными амбициями. Постепенно он поднимался по партийной лестнице, а в 1963 году стал ее генеральным секретарем. Геноцид красных кхмеров был еще далеко, но история делало свое дело - Камбоджа приближалась к гражданской войне.

Идеология красных кхмеров

Коммунисты год за годом становились все влиятельнее. Новый лидер заложил новые идеологические основы, которые он перенял у китайских товарищей. Пол Пот и красные кхмеры являлись сторонниками маосизма - комплекса идей, принятого в качестве официальной доктрины в Поднебесной. Фактически коммунисты Камбоджи проповедовали радикальные левые взгляды. Из-за этого красные кхмеры с двойственным чувством относились к Советскому Союзу.

С одной стороны, Пол Пот признавал СССР кузницей первой коммунистической Октябрьской революции. Но камбоджийские революционеры имели и много претензий к Москве. Отчасти на этой же почве возник идеологический раскол между СССР и Китаем.

Красные кхмеры в Камбодже критиковали Советский Союз за политику ревизионизма. В частности, они были против сохранения денег - одного из важнейших признаков капиталистических отношений в обществе. Также Пол Пот считал, что в СССР из-за форсированной индустриализации было плохо развито сельское хозяйство. В Камбодже аграрный фактор играл огромную роль. Крестьяне составляли в этой стране абсолютное большинство населения. В итоге, когда к власти в Пномпене пришел режим «красных кхмеров», Пол Пот не стал просить помощи у Советского Союза, а гораздо больше ориентировался на Китай.

Борьба за власть

В начавшейся в 1967 году гражданской войне красных кхмеров поддерживали коммунистические власти Северного Вьетнама. Их противники также обзавелись союзниками. Правительство Камбоджи ориентировалось на США и Поначалу центральная власть была в руках короля Нородома Сианука. Однако после бескровного переворота в 1970 году его свергли, а правительство оказалось в руках премьер-министра Лон Нола. Именно с ним еще пять лет боролись красные кхмеры.

История представляет собой пример внутреннего конфликта, в который активно вмешивались посторонние силы. В это же время продолжалось противостояние во Вьетнаме. Американцы стали оказывать значительную экономическую и военную помощь правительству Лон Нола. В США не хотели, чтобы Камбоджа превратилась в страну, куда могли без проблем уходить для отдыха и восстановления сил вражеские вьетнамские войска.

В 1973 году американская авиация начала бомбежки позиций красных кхмеров. К этому времени США вывели войска из Вьетнама и теперь могли сосредоточиться на помощи Пномпеню. Однако в решающий момент свое веское слово сказал Конгресс. На фоне массовых антимилитаристских настроений в американском обществе политики потребовали от президента Никсона прекратить бомбежки Камбоджи.

Обстоятельства играли на руку красным кхмерам. В этих условиях правительственные войска Камбоджи стали отступать. 1 января 1975 года началось финальное наступление красных кхмеров на столицу Пномпень. День за днем город лишался все новых линий снабжения, а кольцо вокруг него продолжало сужаться. 17 апреля красные кхмеры установили полный контроль над столицей. За две недели до того Лон Нол объявил о своей отставке и перебрался в США. Казалось, что после окончания гражданской войны наступит период стабильности и мира. Однако на самом деле Камбоджа стояла на пороге еще более страшной катастрофы.

Демократическая Кампучия

Придя к власти, коммунисты переименовали страну в Демократическую Кампучию. Пол Пот, ставший главой государства, объявил о трех стратегических целях его правительства. Во-первых, он собирался прекратить разорение крестьянства и оставить в прошлом ростовщичество и коррупцию. Вторая цель заключалась в ликвидации зависимости Кампучии от других стран. И, наконец, третье: необходимо было навести в стране порядок.

Все эти лозунги казались адекватными, однако на деле все обернулось созданием жесткой диктатуры. В стране начались репрессии, инициаторами которых были красные кхмеры. В Камбодже, по разным оценкам, было убито от 1 до 3 миллионов человек. Факты о преступлениях стали известны только после падения режима Пол Пота. Во время его правления Камбоджа отгородилась от мира «железным занавесом». Новости о ее внутренней жизни едва ли просачивались наружу.

Террор и репрессии

После победы в гражданской войне красные кхмеры приступили к полной перестройке общества Кампучии. Согласно своей радикальной идеологии, они отказались от денег и ликвидировали этот инструмент капитализма. Городские жители стали массово выселяться в деревню. Уничтожению подверглись многие привычные социальные и государственные институты. Правительство ликвидировало систему медицины, образования, культуры и науки. Под запретом оказались иностранные книги и языки. Даже ношение очков стало причиной ареста многих жителей страны.

Красные кхмеры, лидер которых был настроен крайне серьезно, буквально за несколько месяцев не оставил и следа от прежних порядков. Репрессиям подверглись все религии. Самый сильный удар был нанесен по буддистам, которые в Камбодже составляли заметное большинство.

Красные кхмеры, фото результатов репрессий которых вскоре облетели весь мир, разделили население на три категории. В первую вошло большинство крестьян. Во второй оказались жители районов, долгое время сопротивлявшихся наступлению коммунистов во время гражданской войны. Интересно, что тогда в некоторых городах даже базировались американские войска. Все эти населенные пункты подверглись «перевоспитанию», или, иначе говоря, массовым чисткам.

В третью группу попали представители интеллигенции, духовенства, чиновники, находившиеся на государственной службе при прежнем режиме. Также к ним присоединили офицеров армии Лон Нола. Вскоре на множестве этих людей были опробованы изуверские пытки красных кхмеров. Репрессии проводились под лозунгом борьбы с врагами народа, предателями и ревизионистами.

Социализм по-камбоджийски

Насильно согнанное в деревню население стало жить в коммунах, отличавшихся жесткими правилами. В основном камбоджийцы занимались тем, что высаживали рис и тратили время на другой низкоквалифицированный труд. Зверства красных кхмеров заключались в жестких наказаниях за любые преступления. Без суда и следствия расстреливались воры и другие мелкие нарушители общественного порядка. Правило распространялось даже на срыв фруктов на плантациях, принадлежащих государства. Разумеется, вся земля и предприятия страны были национализированы.

Позже мировое сообщество охарактеризовало преступления красных кхмеров как геноцид. Массовые убийства осуществлялись по социальным и этническим признакам. Власти казнили иностранцев, в том числе даже вьетнамцев и китайцев. Еще одним поводом для расправы стало высшее образование. Идя на сознательную конфронтацию с иностранцами, правительство полностью изолировало Кампучию от внешнего мира. Дипломатические контакты сохранились только с Албанией, Китаем и Северной Кореей.

Причины массовых убийств

Для чего красные кхмеры устроили в родной стране геноцид, нанеся невероятный вред ее настоящему и будущему? Согласно официальной идеологии, государство для строительства социалистического рая нуждалось в миллионе работоспособных и верных граждан, а все остальные несколько миллионов жителей должны были быть уничтожены. Иначе говоря, геноцид не являлся «перегибом на местах» или результатом реакции против мнимых предателей. Убийства стали частью политического курса.

Оценки количества погибших в Камбодже в 70-е гг. крайне разноречивы. Разрыв от 1 до 3 миллионов вызван гражданской войной, обилием беженцев, ангажированности исследователей и т. д. Разумеется, режим не оставлял свидетельств своих преступлений. Людей убивали без суда и следствия, что не позволило восстановить хронику событий хотя бы с помощью официальных документов.

Даже фильмы про красных кхмеров не могут в точности передать масштаб катастрофы, обрушившейся на несчастную страну. Но и те немногие свидетельства, которые стали достоянием общественности благодаря международным судам, проведенным после падения правительства Пол Пота, приводят в ужас. Главным символом репрессий в Кампучии стала тюрьма Туол Сленг. Сегодня там расположен музей. В последний раз в эту тюрьму отправили десятки тысяч человек. Всех их предполагалось казнить. Выжило только 12 человек. Им повезло - их не успели расстрелять до смены власти. Один из тех заключенных стал ключевым свидетелем на судебном процессе по камбоджийскому делу.

Удар по религии

Репрессии против религиозных организаций были законодательно закреплены в конституции, которую приняла Кампучия. Красные кхмеры видели в любой конфессии потенциальную опасность для своей власти. В 1975 году в Камбодже было 82 тысячи монахов буддийских монастырей (бонз). Лишь единицам из них удалось спастись и бежать за границу. Истребление монахов приняло тотальный характер. Исключений не делалось ни для кого.

Разрушались буддийские библиотеки, храмы и пагоды (до гражданской войны их было около 3 тысяч, а в итоге не осталось ни одной). Как и в свое время большевики или коммунисты в Китае, красные кхмеры использовали религиозные сооружения в качестве складов.

С особенной жестокостью сторонники Пол Пота расправлялись с христианами, так как они были носителями иностранных веяний. Репрессиям подверглись как миряне, так и священники. Множество церквей подверглось разорению и разрушению. Во время террора погибло около 60 тысяч христиан и еще 20 тысяч мусульман.

Война с Вьетнамом

За считанные годы режим Пол Пота привел Камбоджу к экономическому краху. Многие сферы хозяйства страны были полностью разрушены. Огромные жертвы среди репрессированных привели к запустению огромных пространств.

Пол Пот, как и каждый диктатор, объяснял причины коллапса Кампучии вредительской деятельностью предателей и внешних врагов. Вернее, эту точку зрения отстаивала партия. Никакого Пол Пота в публичном пространстве не существовало. Он был известен как «брат № 1» в восьмерке крупнейших деятелей партии. Сейчас это кажется удивительным, но в Камбодже, помимо этого, ввели и свой собственный новояз на манер романа-антиутопии «1984». Из языка были удалены многие литературные слова (их заменили на одобренные партией новые).

Несмотря на все идеологические усилия партии, страна пребывала в плачевном состоянии. К этому привели красные кхмеры и трагедия Кампучии. Пол Пот тем временем был занят нарастающим конфликтом с Вьетнамом. В 1976 году страна объединилась под властью коммунистов. Однако социалистическая близость не помогла режимам найти общий язык.

Напротив, на границе постоянно происходили кровопролитные стычки. Самой крупной стала трагедия в местечке Батюк. Красные кхмеры вторглись на территорию Вьетнама и вырезали целое селение, в котором проживало около 3 тысяч мирных крестьян. Период столкновений на границе закончился в декабре 1978 года, когда в Ханое решили покончить с режимом красных кхмеров. Для Вьетнама задача облегчалась в силу того, что Камбоджа переживала экономический коллапс. Сразу после вторжения иностранцев начались восстания местного населения. 7 января 1979 года вьетнамцы взяли Пномпень. Власть в нем получил только что созданный Единый фронт национального спасения Кампучии, который возглавил Хенг Самрин.

Вновь партизаны

Хотя красные кхмеры потеряли столицу, под их контролем осталась западная часть страны. Следующие 20 лет эти повстанцы продолжали беспокоить центральные власти. Кроме того, лидер красных кхмеров Пол Пот выжил и продолжал руководить крупными военизированными отрядами, укрывшимися в джунглях. Борьбу против виновников геноцида возглавили все те же вьетнамцы (сама Камбоджа лежала в руинах и едва ли могла искоренить эту серьезную угрозу).

Каждый год повторялась одна и та же кампания. Весной вьетнамский контингент величиной в несколько десятуов тысяч человек вторгался в западные провинции, проводя там чистки, а осенью возвращался на свои исходные позиции. Осенний сезон тропических ливней делал невозможной эффективную борьбу с партизанами в джунглях. Ирония заключалась в том, что в годы собственной гражданской коммунисты использовали ту же самую тактику, которую теперь против них применяли красные кхмеры.

Окончательное поражение

В 1981 году партия частично отстранила Пол Пота от власти, а вскоре ее саму и вовсе распустили. Некоторые коммунисты решили сменить свой политический курс. В 1982 году была образована партия Демократической Кампучии. Эта и еще несколько организаций объединились в которое вскоре признала ООН. Легитимизировавшиеся коммунисты отреклись от Пол Пота. Они признали ошибки прежнего режима (в том числе авантюрность отказа от денег) и попросили прощения за репрессии.

Радикалы во главе с Пол Потом продолжали укрываться в лесах и дестабилизировать ситуацию в стране. Тем не менее политический компромисс в Пномпене привел к тому, что центральная власть укрепилась. В 1989 году Камбоджу покинули вьетнамские войска. Противостояние между правительством и красными кхмерами продолжалось еще около десяти лет. Неудачи Пол Пота заставили коллективное руководство повстанцев отстранить его от власти. Когда-то казавшийся непобедимым диктатор был помещен под домашний арест. Он скончался 15 апреля 1998 года. По одной версии, причиной смерти стала сердечная недостаточность, по другой - Пол Пота отравили его же сторонники. Вскоре красные кхмеры потерпели окончательное поражение.

Камбоджийский политик, лидер «красных кхмеров» и премьер-министр Камбоджи. Являлся одним из лидеров крайне левого режима «красных кхмеров», за 3,5 года уничтожившего от полутора до двух миллионов человек – около четверти всего населения Кампучии, включая убийство нескольких сот тысяч человек из числа буржуазии и интеллигенции, поддерживающей режим Лон Нола. Следует помнить, что при проведении расчетов демографических потерь, часто вообще не учитывались или принимались заведомо заниженные данные потерь населения от предшествующих американских бомбардировок, когда на Камбоджу было сброшено около 3 миллионов тонн бомб.


Салот Сар родился в 1928 году в деревне Прексбаув в семье зажиточного крестьянина. В возрасте девяти лет был отправлен в Пномпень к родственникам. После переезда несколько месяцев провёл прислужником в буддийском монастыре Ват Ботум Ваддей, где изучал кхмерский язык и основы буддизма. В 1937 году Сар поступил в католическую начальную школу École Miche, где получил основы классического образования. После её окончания в 1942 году Сар продолжил учёбу в Колледже Нородома Сианука в Кампонгтяме. Попытка Сара в 1948 году продолжить образование в престижном Лицее Сисовата закончилась неудачей, он не сумел сдать экзамены и был вынужден продолжить обучение в Технической школе в Пномпене. В 1949 году Салот Сар получил правительственную стипендию для получения высшего образования во Франции. Предполагалось, что он продолжит обучение в профессиональной школе в Лиможе или Тулоне.

Годы учёбы во Франции

Прибыв во Францию, Сар отправился в Париж, где начал изучать радиоэлектронику. Вспоминая о первом годе своей студенческой жизни, Сар позже отмечал, что много работал и был хорошим студентом. Летом 1950 года вместе с другими студентами Сар отправился на работу в Югославию, где около месяца работал в Загребе. В конце того же года в Париж прибыл старый друг Сара - Иенг Сари. Иенг Сари познакомил Салот Сара с Кенг Ваннсаком, патриотически настроенным националистом, с которым учился в Лицее Сисовата. Именно на квартире Кенг Ваннсака начал работать марксистский кружок, инициаторами создания которого были Иенг Сари и Рат Самоён. Среди обсуждаемых в рамках кружка работ - «Марксизм и национальный вопрос» Сталина и «Капитал» Маркса.

В середине 1952 года Салот Сар под псевдонимом Кхмер Даом выступает со своим первым политическим произведением - в специальном выпуске журнала камбоджийских студентов «Khmer Nisut» выходит его статья «Монархия или демократия?». Вероятно в том же году Салот Сар вступил и в Коммунистическую партию Франции. К этому времени Салот Сар потерял интерес к учёбе и был отчислен из университета. 15 декабря 1952 года Салот Сар покинул Францию.

Возвращение в Камбоджу

В январе 1953 года Салот Сар вернулся в Камбоджу и поселился в Пномпене у своего старшего брата Лот Суонга. Через месяц он предпринял попытки установить контакт с антифранцузскими партизанскими отрядами, а затем познакомился с местным представителем Коммунистической партии Индокитая (КПИ) - Фам Ван Ба. Салот Сар обратился к нему с просьбой принять его в КПИ на основании своего членства в КПФ. Фам Ван Ба связался с Парижем через Ханой, и в августе 1953 Салот Сар вступил в КПИ, начал работать в отделе массовой пропаганды штабной ячейки, посещать школу для партийных кадров. Наставником Сара стал Ту Самут. В 1954 году Салот Сар занимался подготовкой будущих выборов.

Через некоторое время Салот Сар основал движение, известное под названием «красные кхмеры». В 1967 году «красные кхмеры» начали партизанскую войну против центрального правительства. В 1975 году отряды Пол Пота захватили Пномпень. В стране установился режим жесточайшего террора против представителей буржуазии, чиновников и военнослужащих прежнего режима, интеллигенции, уничтоживший за 3,5 года несколько сот тысяч человек. (Протокол "О преступлениях клики Пол Пота - Иенг Сари - Кхиеу Самфана по отношению к кампучийскому народу в период 1975-1978 годов") Общее сокращение населения Кампучии за это время составило 3 374 768 человек (около 40 % населения страны).

В январе 1979 года режим красных кхмеров был свергнут вторгшимися вьетнамскими войсками. При этом Вьетнам, свергая режим «красных кхмеров» и оккупируя Камбоджу, преследовал исключительно собственные политические цели.

До 1998 года года Пол Пот скрывался в джунглях в труднодоступных районах Камбоджи с отрядами «красных кхмеров». Умер 15 апреля 1998 года от сердечного приступа.

В 2010 году правительство Камбоджи приняло решение превратить дом, в котором жил Пол Пот, а также его могилу, в национальный музей.

Происхождение псевдонима

Салот Сар начал использовать псевдоним «Пол Пот» в 1976 году. К псевдониму «Пол» он начал прибегать ещё в 1950-е годы. Псевдоним «Пол Пот» является сокращением от французского «politique potentielle» - «потенциальная политика».

«Красные кхмеры» и трагедия Кампучии. Пол Пот. 17 апреля 1975 года войска «красных кхмеров» вошли в Пномпень. В стране начался эксперимент, который привел страну к ужасающим последствиям. Стремление кхмерских коммунистов построить «стопроцентное коммунистическое общество» слишком дорого обошлось всему кхмерскому народу. Но нельзя, видимо, рассматривать события исключительно под углом влияния маоизма или желания каких-то отдельных личностей осуществить задуманный эксперимент. Коммунисты Камбоджи имели определенную идеологическую базу своей политики. Лидеры Коммунистической партии, разрабатывая концепцию камбоджийской революции, использовали определенные положения марксистской политэкономии и философии, особенно теорию диктатуры пролетариата и идею уничтожения враждебных классов и вообще всех врагов революции. Безусловно, на Пол Пота и его сторонников большое влияние оказал Мао Цзэдун. Пол Пот признавал в Мао Цзэдуне «великого учителя мирового пролетариата». Используя положения марксизма, ленинизма и маоизма, полпотовцы изобретали новое общество, но в этом плане были не единственными. Большинство их положений отражались в давних идеях анархистов-баку-нинцев и модных в 60-е годы максималистски радикальных теориях Г. Маркузе и Д. Кон-Бендита.
Широкое распространение в Камбодже получили концепции и труды одного из главных идеологов полпотовской группы Ху Юна, выступивший с теорией двух экономических систем. Одну из них он назвал «природной, или естественной», другую - «товарной». Все беды социальной жизни, разделение труда и классовое неравенство, по данной теории, рождала товарная система, которую необходимо было уничтожить и заменить ее «естественной системой», где производство ведется не на продажу, а на удовлетворение потребностей каждой семьи и коллектива. В этом конгломерате идей рождались основные принципы политической деятельности Пол Пота и его сподвижников.
Вопрос о собственности есть главный вопрос любой революции. Взгляд лидеров Компартии Камбоджи на частную собственность как источник эксплуатации имел свои глубинные корни, уходящие вглубь традиционализма кхмерского народа. Частная собственность в стране возникла относительно недавно. Веками кхмерская деревня развивалась на основе корпоративной собственности, право на которую осуществляли государство и в меньшей степени крестьянская община. За многие столетия до появления частной собственности государство даровало и отбирало землю, организовывало прокладку дорог, каналов и т. д. Государство в лице монарха и чиновников распоряжалось не только материальными богатствами, но и самой жизнью человеческой. Поэтому объявление Пол Потом «общества чистого коллективистского социализма» идеалом общественного устройства было понятным основной массе кхмерского населения. По теории Самфана, ближайшего соратника Пол Пота, следовало, что Камбоджа в целях достижения прогресса, должна была повернуть вспять, отречься от капиталистического развития.
Абсолютизация кхмерских представлений о собственности позволила «красным кхмерам» приступить к обобществлению собственности и полной ликвидации любой формы предпринимательства. В этом случае Пол Пот выступил как крайний консерватор, сделав попытку насильственно втиснуть современные средства производства в рамки старых отношений собственности. Ху Юн мечтал о повороте назад, к «золотому веку» крестьянина. В этих мечтах кооперативы представлялись как орудие беднейшего народа. По замыслам партийных лидеров компартии, крестьянство должно объединиться в кооперативы, а затем в коммуны. В них обобществлению подлежало все, за исключением предметов личного пользования. Вся страна виделась как сообщество коммун.
В послевоенное время в Камбодже индустриальная промышленность и города только начинали развиваться на основе развития частной собственности и рынка. Поэтому у Пол Пота и его сторонников города стали воплощением эксплуатации. Пропагандировалась идея о том, что город это огромный насос, вытягивающий жизненные силы из кхмерской деревни. Началось переселение городского населения в деревни на сельскохозяйственные работы, что привело к запустению городов, к полному развалу экономических основ государства и разрухе. В идеях М. Бакунина содержится мысль, что в сообществе коммун должны отсутствовать товарно-денежные отношения. В полпотовской «республике» в 1975 году была произведена полная ликвидация денежного обращения, ва-лютно-финаисовой и кредитно-банковской системы, осуществлен переход к натуральному товарообмену. Бакунин мог бы гордиться, что впервые в мире его идеи почти в полном объеме воплощены в жизнь. Воплощалось в жизнь намерение создать «невиданное в мире государство» без городов, денег и собственности. Но вместо «всеобщего благоденствия» страна нищала и разорялась. Толпы голодных беженцев стали типичным явлением в повседневной жизни страны.
Сианук фактически способствовал приходу к власти Пол Пота. До начала 1976 года формально продолжал существовать НЕФК, и его как ширму продолжали использовать «красные кхмеры». Сианук вернулся из Китая в Камбоджу только осенью 1975 года и тут же попал под домашний арест. Противники монархии, лидеры Компартии уничтожили многих членов семьи Сианука, родственников и соратников. Сианук уцелел только потому, что Мао Цзэдзш и Ким Ир Сен называли его личным другом. Коммунисты до конца старались использовать авторитет и влияние Сианука в стране. После выборов в Собрание народных представителей на первом и последнем его заседании была принята формальная отставка Сианука. В начальный период проведения «эксперимента» Сианук был заложником политических действий Пол Пота.
«Красные кхмеры» приняли республиканскую форму правления и в япваре 1976 года провозгласили новую конституцию, так как прекрасно понимали необходимость юридического оформления своей диктатуры. Согласно конституции, страна получила название Демократическая Кампучия (древнее название страны). Этим полпотовцы старались увязать страну с глубокими традициями, на самом деле возвращая народ кхмеров в средневековую древность. В провозглашенной Демократической Кампучии Кхиеу Самфан стал президентом, Иенг Сари занял пост министра иностранных дел. Однако вся власть сосредоточилась в руках Пол Пота, который был премьер-министром республики. Им был создантоталитарный режим, равного которому не было за всю историю второй половины XX века.
В теории и практике «красных кхмеров» идея равенства прослеживалась буквально во всем. Придя к власти и решая национальные проблемы, Пол Пот и его сторонники объявили, что национального вопроса в стране нет. В стране существует только одна нация и один язык, кхмерский, Партия поставила задачу вытравить сознание национальной принадлежности, этнические особенности, обычаи национальных меньшинств. Использование вьетнамского, тайского и китайского языков запрещалось под страхом смерти. В этой связи и проблема религии разрешалась сама собой. Она была признана вредной для дела революции, и поэтому ее просто запретили.
Практически все, что делали полпотовцы, не могло осуществляться без насилия. Насилие и террор стали главным спутником власти, без которых невозможно стало осуществить ни одного мероприятия. Как-то Пол Пот сказал, что «вокруг все враги». Революционная бескомпромиссность сподвижников Пол Пота, рожденная и воспитанная десятилетней гражданской войной в джунглях, породила в них неограниченную веру в насилие как наиболее эффективный инструмент решения любых проблем. Заняв Пномпень, «красные кхмеры» столкнулись с огромным количеством трудностей, справиться с ними цивилизованными средствами малограмотному представителю госаппарата было практически невозможно. Отказавшись от прежней администрации, полпотовцы создали свою систему управления, но на принципах, привнесенных из джунглей партизанской войны.

Гражданская война научила «красных кхмеров» не считаться с человеческой жизнью. Террор продолжался весь период нахождения Пол Пота у власти. Из семи с половиной миллионов населения страны более трех миллионов человек погибло в ходе организованных Пол Потом преследований и террора. Хотя эти цифры сегодня оспариваются историками, которое называют количество погибших более миллиона человек, все равно, эти цифры носят ужасающий характер. Для кхмерского народа режим и преобразования Пол Пота стали величайшей трагедией, принесшей не только гибель огромной массы людей, но и отбросившей страну в среду средневекового общества. Пол Пот возвратил Камбоджу, которая находилась на стадии капиталистического развития, в ее средневековое состояние. Однако следует обратить внимание на факт, что Пол Пот и его небольшая кучка сторонников вряд ли смогли бы совершить эти многочисленные по размаху преобразования. Лидеры коммунистов опирались на монолитную и воспитанную в духе фанатизма политическую партию, своего рода «орден меченосцев». Компартия использовала критическое положение кхмерского населения, измученного гражданской войной. Почти половина населения страны превратилась в беженцев, лишилась крова и работы. Именно этот слой был питательной средой партии Пол Пота. Обещание построить в короткие сроки справедливое общество находило отклик не только у обездоленного населения, но и у интеллигенции.
Пол Пот сумел привлечь значительную часть интеллигенции к участию уникальном в мире эксперименте. Сианук признавал за Пол Потом редкий дар популиста, умение обращаться к людям так, что они верили ему и шли за ним. По воспоминаниям, Пол Пот был приветливым, мягким и вежливым в общении с людьми, улыбчивым, всегда располагал к себе собеседника. Конечно, Пол Пот был авантюристом и революционером-фанатиком, пренебрегшим личными сторонами своей жизни. Он так же, как и многие другие лидеры Востока, пытался играть роль мессии в своем народе и стране. К этому он шел всю свою жизнь и верил в свое предназначение. Его настоящее имя Салст Сар, затем в период революционной борьбы и подпольной деятельности он сменил свое имя. Пол Поту удалось получить хорошее образование во Франции, он был выпускником Сорбоны, хотя происходил из большой крестьянской семьи середняка, где был седьмым ребенком. Как и многие другие студенты в Париже, был вовлечен в левое радикальное движение, знакомился с работами Троцкого, Сталина и пр. На родине активно включился в деятельность Кхмерской Народно-революционной партии и в 1963 году стал ее генеральным секретарем, и по его настоянию она была преобразована в Коммунистическую партию Камбоджи (КПК). Вершиной его деятельности стало руководство преобразованиями в Кампучии на посту премьер-министра.
События в Кампучии оказались втянутыми в водоворот внешнеполитических противоречий, хотя Пол Пот и его окружение меньше всего стремились к участию в международных делах. Осуществляя политику «опоры на собственные силы», «красные кхмеры» проводили изоляционистскую политику, насколько она была возможной в тот период. Сложность внешнеполитической ситуации состояла в том, что все страны Индокитая оказались в фокусе борьбы между Москвой и Пекином. Во многом эти противоречия определяли содержание и исход политической борьбы в Кампучии и за ее пределами. Мао Цзэдун одновременно протянул руку помощи «красным кхмерам» и предоставил убежище Сиануку. Пекин выглядел как миротворец, и в то же время он готовил необходимую базу в Кампучии для антисоветской и антивьетнамской политики. Китай поставлял Пол Поту оружие и все, что ему требовалось. В совместных политических документах Пекин и полпотовцы клеймили советский «гегемонизм».
СССР влиял на события в Кампучии, используя вьетнамские позиции в Индокитае. Вплоть до свержения Пол Пота Советский Союз упорно молчал о преступлениях кампучийских коммунистов. В 1978 году Вьетнам вступил в СЭВ и одновременно начал получать большие партии оружия. В ноябре того же года был подписан главный договор Вьетнама с СССР, имевший и военный смысл. Этот договор был смертельным приговором режиму Пол Пота. В свою очередь в Пномпене надеялись на помощь Пекина. Столкновение стало неизбежным. Первые крупные военные стычки начались уже с января 1977 года, когда «красные кхмеры» вели регулярный обстрел вьетнамской территории, а к концу года начались приграничные бои. Летом 1978 года после крупномасштабной полпотов-ской «чистки» из Кампучии хлынул поток беженцев в приграничную зону Вьетнама. Люди спасались от преследований в джунглях и во Вьетнаме. Из числа бежавших в восточной зоне удалось создать организованные группы вооруженных людей, готовых воевать против кампучийского режима. Их возглавил Хенг Самрин. Ханой получил союзников-кхмеров.
Решение о вторжении в Кампучию было принято в Ханое на пленуме КПВ в феврале 1978 г., а в апреле ханойское радио призвало кхмерский народ к свержению режима Пол Пота. В январе 1979 года вьетнамцы вошли в Пномпень. В Китае никто не ожидал, что кхмеры получат такое сокрушительное поражение. Пол Пот бежал, но «красным кхмерам» удалось удержаться в районе гористой местности вдоль таиландской границы. Война «красных кхмеров» была продолжена и не прекращалась вплоть до конца 90-х годов.
Поражение полпотовцев означало поражение Китая. Китайцы не могли простить Вьетнаму столь дерзкого выступления против китайских интересов. В январе 1979 года Дэн Сяопин в США произнес слова угроз в адрес Вьетнама. В феврале 1979 года Народно-освободительная армия Китая перешла вьетнамскую границу. Этот факт рассмотрен в нашем разделе по истории Вьетнама. Война не приняла широкого размаха, но обе стороны сделали соответствующие выводы. Полпотовцы продолжали получать необходимую экономическую и военную помощь из Китая. Они снабжались китайским оружием через территорию Таиланда и успешно сопротивлялись правительственной армии. «Красные кхмеры» были уверены, что с помощью Китая они вернутся к Еласти,
С поражением Пол Пота и вводом вьетнамских войск на территорию Кампучии вновь в стране происходит перегруппировка политических сил. Власть с января 1979 г. перешла к созданному при поддержке вьетнамцев Народно-революционному совету Кампучии во главе с Хенг Самрином. Новый режим предпринял попытки восстановления нормальной жизни в стране. Правительство постепенно ввело товарно-денежную систему, восстановило в правах верующих и т. д. Полностью разрушенную Кампучию можно было восстановить, только опираясь на экономическую и военную помощь Вьетнама, за спиной которого стоял Советский Союз. Вьетнамским войскам пришлось ликвидировать основные опорные базы полпотовцез в стране, но они продолжали контролировать пограничную территорию с Таиландом. В Пномпене был создан трибунал, который заочно приговорил Пол Пота к смертной казни. Значительная часть «красных кхмеров» порвала с прежней Компартией, признав прежние эксперименты «трагической ошибкой». Это позволило в будущем решать многие проблемы мирными способами. Ориентируясь на Вьетнам, Хенг Самрин взял курс на постепенное создание в Кампучии предпосылок перехода к строительству социализма.
После того как вьетнамцы выбили «красных кхмеров» из Пномпеня, Сианук во второй раз оказался в эмиграции. Он обосновался в Пхеньяне, где Ким Ир Сен выстроил ему виллу и оплачивал его расходы. Но в 1982 году Сианук покинул добровольное заточение и выехал в КНР. Китаю в переговорах с Сиануком удалось добиться соединения всех оппозиционных сил Вьетнама и СССР в единую коалицию. В июне 1982 года в столице Малайзии встретились соратник Пол Пота Кхиеу Сам-фан, глава свободных кхмеров Сон Сан и монархист-демократ Сианук. Они подписали соглашение о создании «коалиционного правительства Демократической республики Кампучии в изгнании». Объединялись ультралевые, в какой-то мере признавшие свои ошибки, республиканцы и монархисты в борьбе против провьетнамского режима. Такой коалиции еще не было. Национализм брал верх. Влияние Вьетнама на события в Кампучии постепенно ослабевало.
Присутствие вьетнамских войск в Кампучии создавало напряженную атмосферу как внутри страны, так и на международней арене. Народная республика Кампучия (так она называлась при Хенг Самрине) была признана только странами социалистического содружества, кроме Румынии, а также их союзниками в странах «третьего мира». Что касается США, КНР и большинства стран - членов ООН, то они продолжали официально признавать коалиционное правительство в изгнании. Период перестройки в СССР также привел к ослаблению внимания Советского Союза к политическим событиям в Юго-Восточной Азии. СССР постепенно покидал Вьетнам. Вынуждены покинуть Кампучию и вьетнамские войска. С уходом вьетнамских войск из Кампучии в 1989 году началась новая страница и новый поворот истории кхмерского государства.

род. в 1928 году) Глава левоэкстремистскогорежима «красных кхмеров» в Кампучии (1975–1979), осуществившего геноцид собственного народа. С1979 года находился в эмиграции. На мировой арене Пол Пот провел всего лишь четыре года в качестве одиозного руководителя Кампучии (бывшей Камбоджи) после отстранения от власти президента Лон Нола в 1975 году. Тем не менее за этот сравнительно короткий период времени ему удалось фактически разрушить целую нацию в угоду утопической идее, навязанной голодным, затравленным людям. Под властью Пол Пота некогда прекрасная страна стала называться Землей Ходячей Смерти. Всего за четыре года его правления страна потеряла 3 миллиона человек. Более четверти населения было зверски уничтожено. Настоящее имя Пол Пота - Салот Сар. Он родился в мятежной провинции Кампонгтхом. В Камбодже тогда правили французы. Отец диктатора считался крупным землевладельцем, у него было 30–40 голов буйволового стада, в период сбора урожая он нанимал десятки батраков. Мать - Док Нием произвела на свет 7 сыновей и 2 дочери. Глава семейства был неграмотным, но о детях позаботился, постаравшись дать им образование и пристроить получше. Салот Сар с пяти лет пристрастился к чтению. Он рос замкнутым, сторонился окружающих. Окончив провинциальную школу, Салот Сар в15 лет поступил в технический колледж в Пномпене. По его собственным рассказам, он «за выдающиеся успехи в учебе получил государственную стипендию и был направлен на обучение за рубеж». Однако немногие оставшиеся в живых очевидцы утверждают, что особым прилежанием Салот Сар не отличался, и в том, что он смог поехать учиться за границу, главную роль сыграли деньги отца и связи семьи. Таким образом, в 1949 году он оказался во Франции. Еще в годы Второй мировой войны Салот Сар вступил в коммунистическую партию Индокитая. В Париже он вступил в ряды Французской компартии и сблизился с другими камбоджийскими студентами, проповедовавшими марксизм в интерпретации Мориса Тереза. В 1950 году камбоджийские студенты создали марксистский кружок, в котором особое внимание уделялось изучению сталинской теории классовой борьбы, тактики тотального организационного контроля, национальной политики сталинизма. Кроме этого, Салот Сар читал французскую поэзию и писал памфлеты против камбоджийской королевской династии. Вернувшись на родину в конце 1953 года или в 1954 году, Салот Сар стал преподавать в престижном частном лицее в Пномпене. Что он преподавал, в точности неизвестно: то ли историю, то ли французский язык (впоследствии он называл себя «профессором истории и географии»). На рубеже шестидесятых годов коммунистическое движение в Камбодже оказалось расколотым на три почти не связанные между собой фракции, действовавшие в разных районах страны. Наиболее малочисленной, но самой активной была третья фракция, сплотившаяся на почве ненависти к Вьетнаму. Главной целью группировки было создать посредством «сверхвеликого скачка» сильную Камбоджу, которой боялись бы соседи. Особо подчеркивалась «опора на собственные силы». Именно к этой фракции, чья платформа носила откровенно национал-шовинистический характер, и примкнул Салот Сар. К этому времени идеи сталинизма, почерпнутые во Франции, он дополнил изучением теоретического «наследия» Мао Цзэдуна. За короткое время Салот Сар выдвинулся в лидеры своей фракции. В 1962 году при загадочных обстоятельствах погиб секретарь камбоджийской компартии Ту Самут. В 1963 году Салот Сар утвержден новым секретарем партии. Он стал лидером «красных кхмеров» - коммунистических партизан Камбоджи. Салот Сар оставил работу в лицее и перешел на нелегальное положение. За всеми его родственниками был установлен постоянный полицейский надзор, хотя в этом не было особой необходимости: встреч с родней будущий диктатор избегал. Во Франции Салот Сар познакомился с привлекательной камбоджийкой Кхиеу Полнари. Они поженились, но детей у них не было. По сведениям лондонской «Тайме» судьба Кхиеу Полнари сложилась трагично: она сошла с ума, не выдержав кошмара, в который превратилась ее супружеская жизнь. Принц Сианук в интервью «Дейли телеграф» говорил: «Мы знаем, что он чудовище, но, если вы встретитесь с ним, он покажется вам человеком очень приятным. Он улыбается, говорит очень мягко, словом, совсем не похож на образ второго Гитлера, который закрепился за ним… Ничего не поделаешь, он обладает обаянием». В 1965 году Салот Сар предпринял поездку по зарубежным странам. Проведя безрезультатные переговоры в Ханое, он направился в Пекин, где нашел понимание и поддержку у тогдашних китайских руководителей. К началу 70-х годов группа Салот Сара захватила ряд постов в высшем партийном аппарате Своих оппонентов он уничтожал физически. Для этих целей в партии был создан секретный отдел безопасности, подчинявшийся лично Салот Сару. В 1975 году правительство Лон Нола, несмотря на поддержку американцев, пало под ударами «красных кхмеров». Хотя американские бомбардировщики Б-52 сбросили на джунгли, в которых укрывались «красные кхмеры», больше бомб, чем на Японию за все годы Второй мировой войны, «красные кхмеры» не только выстояли, но и захватили 23 апреля 1975 года Пномпень - столицу Камбоджи. К этому времени группа Салот Сара занимала прочные, но не единоличные позиции в руководстве партией. Это вынуждало ее маневрировать. Со свойственной ему осторожностью глава «красных кхмеров» отошел в тень и начал готовить почву для окончательного захвата власти. Для этого он прибег к целому ряду мистификаций. С апреля 1975 года его имя исчезло из официальных сообщений. Многие думали, что он умер. 14 апреля 1976 года было объявлено о назначении нового премьер-министра. Его звали Пол Пот. Неизвестное имя вызвало удивление в стране и за рубежом. Никому, кроме узкого круга посвященных, не пришло в голову, что Пол Пот - это исчезнувший Салот Сар. Назначение Пол Пота премьер-министром стало результатом компромисса его группы с другими фракциями. Вскоре политика массовых репрессий, проводимая Пол Потом внутри страны, к середине 1976 года стала вызывать недовольство даже среди кадровых работников. Руководители ряда северных и западных провинций направили ему петиции, взывая быть милосердным к населению. Сложная ситуация, в которой фракции Пол Пата оказалась к осени 1976 года, усугубилась смертью Мао Цзэдуна. 27 сентября Пол Пот был смещен с поста премьер-министра, как объявили, «по состоянию здоровья». Позднее Иенг Сари - второй человек режима - назовет те события попыткой сентябрьского переворота, совершенной агентами Вьетнама и КГБ. Вслед за сменой власти начала либерализироваться обстановка в стране, стали развиваться внешние связи: Камбоджа начала экспортировать каучук в Таиланд, направила торговые делегации в Албанию, Югославию и КНДР, установили связи с ЮНИСЕФ и даже с американскими фирмами по поводу закупки противомалярийных средств. Однако едва наметившиеся изменения продолжались недолго. Через две недели Пол Пот снова стал премьер-министром. Помогли ему новые китайские лидеры. Пол Пот после возвращения во власть провел кампанию под лозунгом «За политическое образование кадров!». Во главе ее встала руководимая Пол Потом «Ангка» - политическая организация «красных кхмеров». Формула «так требует „Ангка“» стала высшим приказом и оправданием любых действий. Укрепившись у власти, Пол Пот развернул генеральное наступление на своих противников, а фактически на весь народ Камбоджи. Список его преступлений внушает ужас. Полпотовский режим систематически и преднамеренно уничтожал население в самых широких масштабах. Геноцид против собственного народа потряс весь мир. Полпотовская клика разделила население на три категории: первая категория - «старые жители», то есть те, кто жил в районах баз сопротивления до «освобождения» в 1975 году, вторая категория - «новые жители», которые обитали в районах, находившихся под властью прежнего режима Лон Нола, третья категория - лица, сотрудничавшие с прежним режимом. Пол Пот и его помощники (прежде всего Иенг Сари) поставили своей целью истребить третью категорию и провести чистку второй. С лицами первой категории вначале обращались как с привилегированными, но с 1977 года, когда Пол Пот почувствовал, что власть прочно держится в его руках, они также стали подвергаться чисткам. Диктатор и его подручные задались целью уничтожить всех, кого считали потенциально опасными, и действительно уничтожили почти всех офицеров, солдат и государственных служащих старого режима. Люди уничтожались вместе с семьями, независимо от того, добровольно они сотрудничали со старым режимом или были вынуждены это делать, и независимо оттого, одобряют они новый режим или нет. Вместе со взрослыми гибли дети. Когда Пол Пота спросили: «Почему вы уничтожаете невиновных детей?» - он ответил- «Потому что они могут стать опасными позднее». 17 апреля 1975 года Пол Пот отдал приказ о насильственной ассимиляции 13 национальных меньшинств, живущих в Демократической Кампучии (такое название получила страна после прихода к власти Пол Пота). Им было приказано говорить на кхмерском языке, а тех, кто не мог говорить по-кхмерски, убивали. 25 мая 1975 года солдаты Пол Пота совершили массовое убийство тайцев в провинции Кахконг на юго-западе страны. Там жили 20 000 тайцев, а после бойни осталось лишь 8 000 человек. Полпотовцы систематически преследовали и уничтожали тех, кто был против них или мог бы стать их противником в будущем. Истребив значительную часть населения третьей категории, режим Пол Пота в целях укрепления своей власти подверг массовым репрессиям подозреваемых в оппозиции и активизировал чистки в партии, административном аппарате и армии. В мае 1978 года, чтобы подавить восстание в восточной зоне, которой руководил секретарь зонального комитета партии Со Ян, полпотовцы начали настоящую войну против населения, пустив в ход войска военной зоны Кандаль, танки, самолеты и тяжелую артиллерию. Почти все офицеры и солдаты местных армейских подразделений были убиты. Вдохновленный идеями Мао Цзэдуна о коммунах, Пол Пот бросил лозунг «Назад в деревню!». Во исполнение его население крупных и малых городов выселялось в сельские и горные районы. 17 апреля 1975 года, применяя насилие в сочетании с обманом, полпотовцы вынудили более 2 миллионов жителей только что освобожденного Пномпеня покинуть город. Те, кто отказывался уезжать или медлил с отъездом, подвергались избиениям или просто расстреливались на месте. Всех без разбора - больных, старых, беременных, калек, новорожденных, умирающих - отправили в сельскую местность и распределили по коммунам, по 10 000 человек в каждой. Жителей принуждали к непосильному труду независимо от возраста и состояния здоровья: работам по укреплению дамб, рытью каналов, расчистке леса и т. п. С примитивными орудиями или вручную люди работали по 12–16 часов в день, а иногда и дольше. Как рассказывали те немногие, кто сумел выжить, во многих районах их дневное пропитание составляло всего одну миску риса на 10 человек. Они были вынуждены питаться корой банановых деревьев. Рабочий цикл состоял из девяти дней, затем следовал один выходной, который новая власть использовала для политического воспитания своих граждан. Дети начинали трудиться с 7-летнего возраста. Руководители полпотовского режима создали сеть шпионов и поощряли взаимные доносы, чтобы парализовать волю народа к сопротивлению. «Ангка» установила строгий контроль над мыслями и действиями членов «коммун». Граждане имели право думать и действовать только так, как им приказывала «Ангка». Все проявления свободомыслия, независимые суждения и жалобы осуждались, а лица, обращавшиеся с жалобами, попадали под подозрение, зачислялись в противники режима. Существовало только два вида наказаний, во-первых, людей заставляли в два или три раза больше работать и давали меньше еды или не давали ее вообще; во-вторых, приговаривали к смерти. Традиционные семейные отношения упразднялись. Мужьям и женам не разрешалось жить вместе, детей отрывали от родителей. Любовь была запрещена. Мужчины и женщины вступали в брак по указанию «Ангки». Молодые люди, полюбившие друг друга и пытавшиеся бежать, наказывались как преступники. Более того, упразднялась любая личная собственность, кроме спального матраса и выдаваемой раз в год пары черной рабочей одежды. Отныне в стране не было собственности и торговли, а значит, и деньги были больше не нужны, их тоже отменили. Полпотовцы попытались упразднить буддизм - религию, которую исповедывали 85 процентов населения. Буддийских монахов вынуждали отказываться от своей традиционной одежды и заставляли работать в «коммунах». Многие их них были убиты. Уничтожались статуи Будды и буддийские книги. Пагоды и храмы были превращены в склады зерна, и людям запрещалось поклоняться Будде или уходить в монастыри. Не осталось ни одной из 2800 пагод, которые украшали Кампучию. Лишь немногим из 82 000 бонз удалось бежать. Наряду с буддизмом был запрещен ислам. В первые же месяцы после «освобождения» стали преследоваться магометанские священнослужители. Были уничтожены Хари Рослое, глава мусульман, и его первый заместитель Хаджи Сулейман Сокри. Священные книги уничтожались, мечети разрушались или превращались в свинарники, тюрьмы. Пол Пот стремился истребить интеллигенцию и вообще всех тех, кто имел какое-то образование, технические связи и опыт. «Красные кхмеры» пытались уничтожить национальную культуру, чтобы полностью устранить всякую возможность критики и оппозиции режиму. Примерно тысяча представителей кампучийской интеллигенции, которых обманом убедили вернуться в Кампучию из-за границы, были обречены на принудительный труд, сотни из них убиты. Из 643 врачей и фармацевтов в живых осталось всего 69. Полпотовцы ликвидировали систему просвещения на всех уровнях. Школы были превращены в тюрьмы, места пыток, в склады навоза. Все книги и документы, хранившиеся в библиотеках, школах, университетах, научно-исследовательских центрах, были сожжены или разграблены. Министерство информации, печати и культуры Кампучии сообщало, что за четыре года правления Пол Пота было убито примерно четыре пятых всех преподавателей, в том числе профессоров и преподавателей колледжей. Клика Пол Пота подорвала структуру национальной экономики, что привело к застою в производстве и обрекло тысячи людей на голодную смерть. Поскольку Пол Пот выступал против того, чтобы использовать в промышленности технических специалистов, работавших при прежнем режиме, инженеров и техников уничтожали, а рабочих отправляли в сельскую местность На некоторых больших фабриках, особенно в лесной и текстильной промышленности, оставалось всего по несколько рабочих. Большие участки пахотных земель оставались необработанными, рис экспортировался в обмен на оружие или запасался в целях подготовки к войне, в то время как крестьяне плохо питались и ходили в лохмотьях. Рыболовство, которое прежде давало 100–140 тысяч тонн в год, могло дать лишь 20–50 тысяч тонн рыбы в год. Для запугивания населения полпотовский режим использовал зверские виды пыток и массовые убийства. Людей убивали ударами мотыг, киркомотыг, палок, железных прутьев. Ножами и листьями сахарной пальмы с острыми краями жертвам перерезали горло, вспарывали животы, извлекали оттуда печень, которую затем съедали, и желчные пузыри, которые шли на приготовление «лекарств». Бульдозерами давили людей и применяли взрывчатку, чтобы одновременно убивать как можно больше тех, кого подозревали в оппозиции режиму, хоронили живьем, сжигали, постепенно срезали с их костей мясо, обрекая на медленную смерть. Особо опасных преступников, вроде голодных крестьян, пойманных за поеданием мертвого тела, закапывали по шею в землю и оставляли умирать. Затем их головы срезались и сажались на высокие жерди в качестве предостережения остальным. Детей подбрасывали в воздух, а потом накалывали на штыки, отрывали у них конечности, разбивали головы о деревья. Людей бросали в пруды, где держали крокодилов. Жертвам вводили яд в вены. Таким методом отравляли сразу большое количество людей. Пол Пот лично руководил внутренними делами, особенно претворением в жизнь политики геноцида в тех населенных пунктах, жители которых решительно выступали против репрессивного режима, в том числе в юго-западных, северо-западных, северных и восточных районах страны, где политика геноцида проводилась с особой жестокостью. Внешняя политика режима Пол Пота характеризовалась агрессивностью и замаскированным страхом перед сильными державами. Полпотовцы отказались принять помощь от иностранных государств и международных организаций, предлагавшуюся поначалу для преодоления трудностей, вызванных гражданской войной. Режим дважды провоцировал конфликт с Таиландом (середина 1975-го и начало 1977 года). Солдаты Пол Пота захватили на реке Меконг множество мелких островов, принадлежащих Лаосу. Граница с Вьетнамом стала местом постоянных боевых действий. В марте 1976 года под влиянием Китая количество инцидентов на камбоджийско-вьетнамской границе резко сократилось Затем была достигнута договоренность насчет соглашения о границе. В первой половине мая в Пномпене состоялись переговоры. В июле в одном из интервью Пол Пот заявил: «Вьетнамский народ и народ Камбоджи - друзья и братья». После окончательного утверждения у власти Пол Пот решил отгородиться от внешнего мира. В ответ на предложение Японии об установлении дипломатических отношений полпотовцы заявили, что Камбоджа «не будет заинтересована в них еще 200 лет». Исключения из общего правила составляли лишь несколько стран, к которым Пол Пот по тем или иным причинам испытывал личную симпатию. В сентябре 1977 года он совершил поездку в Пекин, оттуда отправился в Пхеньян, где в ходе официального визита ему было присвоено звание героя КНДР. В мае 1978 года в Камбодже побывал Н. Чаушеску. В остальном главарь «красных кхмеров» старательно избегал контактов с иностранцами, особенно с представителями прессы. Лишь однажды по какому-то непонятному капризу он принял в марте 1978 года группу югославских журналистов. В январе 1977 года, после почти годового затишья, зазвучали выстрелы на камбоджийско-вьетнамской границе, Пол Пот задумал спровоцировать наступление вьетнамцев, ответить на него победным контрнаступлением и, «наступая на пятки противнику», захватить территорию Южного Вьетнама (она в древности входила в состав камбоджийского государства). При этом он всерьез рассчитывал осуществить свой бредовый замысел убивать жителей Вьетнама в пропорции «1 кхмер на 30 вьетнамцев» и уничтожить таким образом все вьетнамское население. Отряды «красных кхмеров», перейдя вьетнамскую границу, убивали жителей приграничных поселков дубинками, палками, ножами, экономя таким образом патроны. Пленным втыкали колья в грудь. Повсюду валялись головы, отрезанные у собак и людей. В 1978 году Вьетнам подписал пакт с единственным союзником Кампучии Китаем и начал полномасштабное вторжение. Китайцы не пришли на помощь Пол Поту, и в январе 1979 года его режим пал под натиском вьетнамских войск. Падение произошло настолько стремительно, что тирану пришлось бежать из Пномпеня на белом «мерседесе» за два часа до триумфального появления в столице армии Ханоя. Однако сдаваться Пол Пот не собирался Он укрепился на секретной базе с кучкой своих верных последователей и создал Национальный Фронт Освобождения Кхмерского Народа. Вскоре затем появился редкостный по лицемерию манифест этой организации, призывавший бороться за политическую и религиозную свободу. «Красные кхмеры» организованно отступили в джунгли на границе с Таиландом. 15–19 августа 1979 года народно-революционный трибунал Кампучии разбирал дело по обвинению «клики Пол Пота - Иенг Сари» в геноциде. Пол Пот и Иенг Сари были признаны виновными и заочно приговорены к смертной казни. Полпотовцы оставили Кампучию в тяжелейшем состоянии. Несмотря на все это в Пномпене некоторое время оставались представители «красных кхмеров» во главе с Кхиеу Самфаном. Стороны долго искали пути к взаимному примирению. Полпотовцам помогала себя уверенно чувствовать поддержка США. Настояниями сверхдержавы за полпотовцами сохранялось место в ООН. Но в 1993 году, после бойкота «красными кхмерами» первых в стране и проводившихся под наблюдением ООН парламентских выборов, движение полностью спряталось в джунглях. С каждым годом нарастали противоречия среди руководителей «красных кхмеров». В 1996 году на сторону правительства с 10 000 бойцов перешел Иенг Сари, бывший в полпотовском правительстве заместителем премьера. В ответ Пол Пот традиционно прибегнул к террору. Он приказал казнить министра обороны Сон Сена, его жену и девятерых детей. Перепуганные соратники тирана организовали заговор, возглавленный Кхиеу Самфаном, Та Моком, командующим войсками, и Нуоном Чеа - влиятельнейшим в настоящее время человеком в руководстве «красных кхмеров». В июне 1997 года Пол Пот был помещен под домашний арест. С ним оставили вторую жену Миа Сом и дочь Сет Сет. Охранял семейство диктатора один из полпотовских командиров Нуон Ну. В начале апреля 1998 года США неожиданно стали требовать передачи Пол Пота международному трибуналу, указывая на необходимость «справедливого возмездия». Труднообьяснимая в свете прошлой его политики поддержки диктатора позиция Вашингтона вызвала немало споров среди руководства «Ангки». В конце концов было решено обменять Пол Пота на собственную безопасность. Начались поиски контактов с международными организациями, но смерть кровавого тирана в ночь с 14 на 15 апреля 1998 года сразу решила все проблемы. По официальной версии, Пол Пот скончался от сердечного приступа. Его тело кремировали, а череп и кости, оставшиеся после сожжения, передали жене и дочери. Вероятно, никто и никогда уже не узнает доподлинно, сколько кхмеров скончалось от болезней, голода, насилия и от рук палачей. Однако в июне 1979 года министр иностранных дел Иенг Сари признал, что с момента прихода к власти «Красных кхмеров» в стране умерло около трех миллионов человек. Принимая во внимание, что до революции в Камбодже проживало восемь миллионов, журналисты заметили, что такой результат сложно назвать положительным итогом четырехлетнего правления. Министр выразил по этому поводу свои сожаления и объяснил случившееся тем, что приказания Пол Пота «понимали неправильно». Массовые убийства, по мнению министра, были «ошибкой».

mysea в Я тебя замучию, как Пол Пот Кампучию

На самом деле, пост мрачный. Вот Пол Пот. Закончил католическую школу, учился в Париже. Увлёкся учением великого кормчего Мао

Вернувшись в Камбоджу и получив власть, стал наводить в стране свой адский порядок. В апреле 1975 года режим «красных кхмеров» пришел к власти в Камбодже. В стране началось построение «стопроцентного коммунистического общества», что слишком дорого обошлось всему кхмерскому народу. Лидеры Коммунистической партии, разрабатывая свою концепцию камбоджийской революции, использовали марксистскую теорию диктатуры пролетариата и идею уничтожения враждебных классов и всех врагов революции. Пол Пот установил в камбоджийском королевстве коммунистическую диктатуру аграрного толка, запретив иностранные языки, религии и валюты. «Красные кхмеры» приняли республиканскую форму правления и в январе 1976 года провозгласили новую конституцию. В провозглашенной Демократической Кампучии Кхиеу Самфан стал президентом, Иенг Сари занял пост министра иностранных дел. Но вся власть сосредоточилась в руках премьер-министра страны, лидера и идеолога «красных кхмеров» Пол Пота. Настоящее имя этого камбоджийского политика – Салот Сар. К псевдониму «Пол» он начал прибегать ещё в 1950-е годы, а с 1976-ого использовал его постоянно. Псевдоним «Пол Пот» является сокращением от французского «politique potentielle» - «политика возможного»


Униформа красных кхмеров

15 июля 1979 года в Пномпене был организован Народно-революционный трибунал для рассмотрения преступлений геноцида, совершённый лидерами красных кхмеров. Спустя два месяца, 19 августа, Народно-революционный трибунал признал Пол Пота и Иенг Сари виновными в геноциде и заочно приговорил их к смертной казни с конфискацией всего имущества


Могила Пол Пота

На могиле Пол Пота, который умер в 1998 году, до сих пор масса паломников, венков, поминальных свечей. Есть камбоджийцы, которые до сих пор считают, что Пол Пот хотел как лучше, а получилось не совсем то, что он задумывал. Его идеи в провинции во многом сильны до сих пор, и до сих пор в джунглях существуют отряды "красных кхмеров".