Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Социализация личности. Социальная роль, статус и активность личности

Социально активный

социально активный


Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. - М.: Русский язык . Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая . 1998 .

Синонимы :

Смотреть что такое "социально активный" в других словарях:

    Прил., кол во синонимов: 1 активный (46) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    социально активный - соци ально акт ивный … Русский орфографический словарь

    социально активный - … Орфографический словарь русского языка

    социально активный - социа/льно акти/вный … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    Деятельный, энергичный, энергический, инициативный, предприимчивый, оживленный, живой, бойкий, динамичный, жаркий, бурный, кипучий, неистовый, крутежный, динамичный, боевой, боевитый, темпераментный, контокоррентный, действующий, развивающийся,… … Словарь синонимов

    Социально-экономическое развитие России в первой четверти XVIII в. - Сельское хозяйство. Положение крестьян Крепостническое землевладение, как и в допетровское время, продолжало расширяться за счет царских пожалований. Только с 1682 по 1710 г. были розданы из дворцового фонда 273 волости с более чем 43 тыс.… … Всемирная история. Энциклопедия

    ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ - наиболее широкое и общеупотребительное обозначение всей совокупности свойств работника как соц. категории (квалификация, мотивы поведения, интересы, сознание, культура и др.). Употребляется в сопоставлении с технич., экономич. факторами… … Российская социологическая энциклопедия

    ДУГЛАС (Douglas) Майкл (р. 25 сентября 1944), американский актер, продюсер. Учился в военной академии, на факультете драмы в Калифорнийском университете. Был ассистентом режиссера. Снимался в телесериалах (наиболее популярен «Улицы Сан Франциско» … Энциклопедия кино

    Полное имя Ralph Christian Möbius Дата рождения 9 января 1950(1950 01 09) Место рождения Берлин Дата см … Википедия

    Меня там нет I m Not There Жанр биографический фильм Режиссёр Тодд Хейнс Продюсер Кристин Вашон Автор сценария Тодд Хейнс В … Википедия

Книги

  • От общины к нации: евреи Восточной Европы в 1772 - 1881 гг.
  • От общины к нации: евреи Восточной Европы в 1772-1881 гг. , Исраэль Барталь. Книга профессора Еврейского университета в Иерусалиме Исраэля Барталя посвящена истории восточноевропейского еврейства в период от разделов Польши в конце XVIII столетия и до волны погромов,…

Отовсюду мы слышим такое понятие, как социальная активность. В школе мы должны быть активными, дома должны проявлять инициативу, на работе социальная активность приветствуется, да и проявление своего гражданского долгапо отношению к обществу никто не отменял.Так что же значит быть социально активным?

Давайте разберемся, социальная активность – это участие во всех общественных процессах. Будь то митинги, концерты, заседания и какие-либо скучные встречи собственников или участников чего-либо. На первый взгляд они не обещают ничего заманчивого, но к участию и проведению подобных мероприятий мы должны быть готовы. Сразу напрашивается вопрос, а зачем? Ответ будет таким же простым, как и вопрос. Потому, что мы все являемся частью общества. Игнорировать проводимые досуговые или информационные мероприятия очень глупо. Конечно сейчас полно отговорок, мол, и без меня разберутся, и от меня ничего не зависит. Но так ли это на самом деле? Цивилизованное общество, конечно, разберется, но наша цель стать частью этого общества, не пользоваться только благами потребления. Неужели вам не хотелось быть частью чего-тобольшого и прекрасного. Так почему не начать сегодня? Защищать свои права, права потребителя, отставить свою точку зрения.

Страх показаться не таким, как все. В театр ходит только определенный круг лиц, на собраниях выступают только умные, голосовать ходят те, кто разбирается в политике, а я ничего не умею, — скажете вы и останетесь дома. А если разобраться, то ведь по сути просто не хочу уметь, потому, что боюсь. Освободитесь от внутренних страхов и детских комплексов. Быть частью социальной жизни общества прекрасно, откройте для себя новый мир красок и новых знаний. Ежедневно для наших благ придумываются и разрабатываются новые методы и подходы к работе. Умные мира сего издают книги о том, как перестать себя мучить. Может сегодня тот день, когда пора выйти на улицу? Двери открыты для всех, не бойтесь показаться другим, все люди разные и, преодолев ваш страх, вы поймете, что каждый думает о себе, и по большому счету на вас не обращают внимания. На сайте сайт очень много полезных статей для всех тех, кто хочет узнать для себя что-то нового. Много статей, где говорится о защите прав потребителей.Ведь не каждый знает, что нужно делать и куда обращаться, если случилась какая-то беда.

фото blog.1and1.com

Также это касается наболевшей темы выборов, обычно фразу «Они и без меня решат» привычнее слышать от населения пожилого, которым уже не хочется вникать в сложные политические моменты и следить за нововведениями и обещаниями партий.И, между прочим, очередь из бабушек и дедушек создается еще до открытия участков! А все потому, что они не привыкли пускать все на самотек, они знают, что без них не решат! А молодежь, должна быть в этом плане менее скована, кому, если не молодым брать бразды правления в свои крепкие руки! Разумеется, принцип «меня не трогают и ладно» — не должен вообще появляться. Неужели все можно оставить так? Конечно, нет, пора срочно встать с дивана и начать действовать и приносить пользу миру и в первую очередь конечно себе.

Последствия игнорирования социальной жизни могут быть просто ужасны! Здоровье, как эмоциональное так и физическое. Эмоциональное заключается в постоянном информационном голоде, что очень опасно даже если вы его привыкли не замечать. Физическое, не двигаясь вы начинаете болеть и стареть.Постоянное чувство апатии, усталости преследует вас по жизни, до тех пор, пока вы окончательно не покроетесь уютным «мхом». Вы просто стоите на месте и не развиваетесь.

ВЫВОД. Не стоит бояться нового, за страшным понятием «социальная активность», если разобраться скрывается ваш шанс на самореализацию, познание мира и самосовершенствование. Сняв панцирь безразличия, вы легко сможете найти новых друзей, завести полезные знакомства и возможно встретить вторую половинку.

Социально быть активным —

Значит, мыслить позитивно,

Песни петь, митинговать!

Счастьем дом свой наполнять

И с друзьями зажигать!

Если думать что все плохо,

И без нас вполне логично

Справятся вполне прилично —

Апатично и уныло

Жизнь течет без позитива.

Нужно утром встать с улыбкой,

И вздохнувши полной грудью

Сделать жизнь свою красивой,

И украсить жизнь чужую!

фото curatti.com

Related posts:

Как развеселить себя, если скучно за компом

Чем заняться, чтобы заработать денег

Что такое испытательный срок и с чем его едят

Пять стрессовых ситуация на работе: причины и следствия

В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение.

Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности.

Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова – это ее связь с обществом, социальными общностями, человечеством. Социальность может быть раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями: классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне и характере ее реализации.

Социальная активность личности – системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостно, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.

Интересы личности, ценности, которые она принимает, могут вступить в противоречие с интересами более широких общностей, общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.

Социальная активность – это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.

Важнейшими признаками социальной активности личности (в противоположность личности пассивной) является сильное, устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы (в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру и уровню реализации социальная активность многообразна.

Критерии социальной активности:

Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на интересы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества.

Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой.

Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

Изучение механизма становления социальной активности личности в современных условиях требует, прежде всего, анализа влияния новации общественной жизни, формирования новых экономических, социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важно сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем различие понятий “человек”, “индивид”, “личность”, «индивид”?

2. Какова структура личности?

3. Что такое “социальный статус” и “социальная роль” личности? Как эти понятия связаны между собой?

4. Сформулируйте основные положения статусно-ролевой концепции личности.

5. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?

6. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности.

7. Какое значение для социализации личности имеют образование и воспитание?

В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение.

Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием - активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности.

Что же такое социальная активность?

Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова - это ее связь с социально целым: обществом, социальными общностями, человечеством. Социальность может быть раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями: классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне и характере ее реализации.

В условиях качественных изменений особенно важно выяснить уровень, характер социальности личности. Ощущает ли, понимает ли личность потребности, интересы социума и в связи с этим цели и задачи социальных движений? Принимает ли их в качестве собственных? Бездумно ли следует им, или способна осознать, самостоятельно осмыслить? Как реализует? Осознает ли себя в качестве субъекта общественных отношений? Насколько развито человеческое в человеке, усвоен ли опыт его исторического социального развития? Нельзя ответить на эти вопросы без обращения к категории социальной активности.

Социальная активность личности - системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостное, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.

Интересы личности, ценности, которые на принимает, могут вступать в противоречие с интересами более широких общностей, общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.



Социальная активность - это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.

Важнейшими признаками социальной активности личности (в противоположность личности пассивной) является сильное, устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы (в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру и уровню реализации социальная активность многообразна. Представляется, что именно анализ ее связи с социальностью позволит выявить определенные типы социальной активности. Можно выделить, исходя из особенностей этой связи, три основных критерия социальной активности .

Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на интересы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества. Социальная активность может иметь эгоцентрическую направленность, замыкая человека в пространстве его личной субъективности; альтероцентрическую, подчиняющую жизнь служению близким; социоцентрическую, направленную на реализацию общественных потребностей разного уровня, делающую жизнь человека неотделимой от забот и проблем широких



социальных общностей. В современных условиях возрастает значение ориентации на общечеловеческие ценности. Для социально активной личности они являются исходными, определяющими. Таким образом, первый критерий выявляет характер побудительных сил, потребностей, ценностей, лежащих в основе социальной активности.

Активная личность - личность, для которой наивысшей ценностью является жизнь во имя общественных интересов, жизнь в гуще социальных событий, жизнь, субъективно включенная в движение и развитие общественных организмов и общественных процессов.

В основе социальной активности лежат особые характеристики самосознания личности, идентифицирующие ее с социумом и рассматривающие ее в качестве субъекта, выражающего и защищающего интересы общности как собственные. Продуктивным является понятие генеральной ценностной направленности личности, которая интегрирует в целостное единство все ценности, представления. Зная содержание генеральной ценностной направленности индивида, нельзя с уверенностью предсказать его поступки на определенных, дискретных отрезках жизненного пути (они могут быть следствием влияния многих факторов), но можно с уверенностью прогнозировать общие линии его социальной активности в длительной жизненной перспективе .

Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой. Личность, может принимать ценности на уровне чувств, настроений, знаний или волевых устремлений. Как правило, на уровне эмоций личность усваивает ценности поверхностно, хотя и в яркой эмоциональной форме. На уровне знаний происходит более глубокое и конкретное усвоение ценностей. На уровне волевых устремлений формируются социальные установки, т.е. готовность к действию, к реализации потребностей, ценностей. Только в единстве все эти уровни дают действительно полное и глубокое принятие ценностей. Ярким выражением органической связи знаний, чувств и воли, обеспечивающим подлинную социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки. Показателями высокого уровня социальной активности является осознанная включенность в социальную жизнь, высокая личная значимость интересов общества в целом и конкретных общностей, осознание личностью своего места в обществе, персональной ответственности за происходящие в нем процессы.

Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

При анализе характера особенно важно выяснить, реализуются ли интересы, социальные роли чисто формально, стандартно или творчески, каков уровень творчества, новаций в методах, способах реализации. Является ли реализация внутренне непротиворечивым процессом, когда реализуются ценностные ориентации личности, ее социальные установки, или существует разрыв между ценностями, ценностными ориентациями личности, ее социальными установками и деятельностью, когда на базе ситуационных мотивов реализуются иные ценности. Выявление внутреннего единства процесса реализации достигается в результате сопоставления ценностных ориентации, социальных установок и деятельности личности.

При изучении масштабов необходимо выявить, берет ли личность на себя в связи с ориентацией на определенные ценности цели, дополнительные обязательства, более весомые специализированные роли или лишь добросовестно либо инициативно выполняет ранее ей присущие.

При изучении форм активности - самое существенное уяснение одноплановости или многоплановости выражений социальной активности. Реализуются ли определенные ценности, интересы, цели в одной или многообразных формах? В современных условиях продуктивным является сопоставление уровня развития форм активности и выявление их связи.

Тесная связь, взаимопроникновение форм социальной активности является необходимым условием ее существования и развития. И, напротив, активность приобретает ущербный характер, когда формы рассогласованы, не дополняют, а противостоят друг другу. В современных условиях мы сталкиваемся с противостоянием политической и нравственной активности. Развитие нравственной активности отстает, и это приводит к превращению политической активности в квазиактивность, порождающую вредные в нравственном и во всех иных планах последствия.

Можно дать следующую схему основных показателей социальной активности личности.

При системном подходе социальная активность предстает как внутренне многогранное явление, как единство субъективного и объективного, как система ориентации и ценностей, выражающих интересы тех или иных социальных общностей, как система чувств, знаний, волевых компонентов, как творческое отношение, предполагающее новации в понимании и реализации ценностей в многообразных формах.

Социальная активность - это системообразующее качество, характеризующее целостность личности. О его уровне свидетельствует согласованность элементов, не столько уровень их развития, сколько характер их взаимосвязи, единство.

Поэтому при измерении качества, уровня зрелости активности плодотворным является использование в качестве интегративного показателя культуры личности. Чаще всего культура определяется как совокупность определенных ориентации, ценностей, реализуемых в личность преобразующей деятельности. По А. Молю, культура личности - это ее духовное оснащение . Думается, что эти определения не являются достаточно точными. Культура - это более общее понятие, это качественно зрелое проявление социальности личности измеряемое через согласованность элементов духовного мира личности, это общий способ освоения личностью социального опыта, социальных ролей, функций. Культура - это не только направленность, настроенность сознания, не просто совокупность знаний, а определенное состояние их продуктивной реализации, выражение социальной активности и социальной инициативы личности. Это реализация духовного оснащения. Это способ восприятия мира, видов деятельности, который складывается на основе определенных ценностных ориентации, знаний, убеждений, определенной деятельности и является выражением внутренне присущих личности социальных свойств. Основными структурными элементами культуры личности являются убеждения, качества личности, характер деятельности, ее навыки и умения. Поэтому мы судим о культуре личности прежде всего по уровню освоения и реализации ею социальных ролей, выполнению определенных функций, по владению в этом плане механизмами усвоения и развития социального опыта. Обращение к культуре как интегративному показателю ориентирует на изучение моментов активности личности, выражающих ее целостную направленность, взаимосвязь, структурную упорядоченность, системность качеств, целостность деятельности.

Изучение механизма становления социальной активности личности в современных условиях требует прежде всего анализа влияния новаций общественной жизни, формирования новых экономических, социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важно сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм.

Понятие социальной активности и его сущность

В данной статье рассмотрены позиции учёных, педагогов, социологов, философов, психологов по вопросу содержания понятия «социальной активности». На основе анализа психолого-педагогической литературы автор уточняет понятие социальная активность студентов ключевые слова

Термин «социальная активность» в условиях становления постнеклассической научной картины мира фундаментально вошел в систему понятий целого ряда социально - гуманитарных наук: педагогики, социологии, психологии, философии. Термин «социальная активность» трактуется весьма противоречиво, несмотря на массовое распространение, в научной литературе существует неоднозначность в определении этого термина. Это связанно со сложностью самого понятия, а так же разнообразием проявления форм и видов «социальной активности».

Рассматривая проблему развития социальной активности студентов, нельзя не заострить внимание на парадигмальной цепочке «активность - социальная активность - социальная активность студента».

В.С. Мухина излагая в своей книге феноменологию и развитие самосознания личности, постулирует что, социальная активность личности основана на трех ипостасях: мировоззрение - долженствование - воля .

Н.Н. Башаев используя системный подход, изучая и раскрывая целостность феномена социальной активности личности, определил его как особое, интегральное качество человека, как высшую форму человеческой активности и как его способность изменяя окружающую действительность, мир действовать сознательно. При этом синтезировались представления о данном феномене, обеспечивающие его функционирование компоненты, заключающееся в определении сущности социальной активности, характеристики ее источников и условий функционирования .

Отсюда можно сделать вывод, социальная активность - высшая форма активности.

Социальная активность проявляется как особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя .

В.З. Коган дает следующее определение социальной активности - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно социально психологические качества, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности . На наш взгляд оно является развернутым и реализующим главный смысл социальной активности.

Существует трактовка социальной активности основанная на общефилософском понимании активной роли субъекта во взаимодействии с социумом, посредством которой субъект познает, преобразует социальную реальность и самого себя .

Педагогическая наука это понятие рассматривается с разных позиций.

За последние годы в педагогической науке понятие «социальная активность» рассматривалось с разных позиций и претерпело изменения.

Социальную активность можно рассматривать в двух полярных измерениях - как позитивную и как негативную. Традиционно психология обсуждает социальную активность как сознательную направленность на изменение обстоятельств, других людей и самого индивида для пользы общества, как ответственность за преобразование обстоятельств. Именно в такой форме проявляется позитивная активность. Однако в человеческом обществе формируются также и отчужденные от человечества вообще и от любого человека, стоящего на пути, социально опасные личности, которые тоже творят и изменяют обстоятельства, обладают рефлексией, действуют сознательно, предвосхищая результаты своих действий. Но по своей направленности они асоциальны, лишены чувства ответственности за людей. Асоциальные формы воздействия на общество следует отнести к негативной социальной активности .

Так же есть социальная пассивность, как антипод активности социальной выражается в отчуждении человека от общественных идеалов и задач, что проявляется в снижении социальной удовлетворенности и активности трудовой, в равнодушии к общественно - политическим проблемам, в потребительском стиле досуга. Рост активности социальной в обществе осуществляется не автоматически, а предполагает целенаправленное социальное стимулирование этого процесса .

Социальная активность в психологическом аспекте может быть определена через: мотивы поведения, смысловые системы, ценностные ориентации, конкретную направленность ее на решение общественных задач, в способности личности быть представленной в других, продолжении себя в других. «Личность, - как отмечает A.B. Петровский, - выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его «инобытие» в них (и, между прочим, в себе как «другом»), как его персонализация. Важнейшая особенность личности - обрести имеющую свою динамику вторую жизнь в других людях, производить в них долговечные изменения» .

Идея ученого, что представленность в других людях и есть мера личностного в человеке, а значит, и мера его социальной активности, нам понятна. Исследования психологов направлены, на раскрытие конкретных механизмов функционирования социально активной личности в зависимости от требований общества и задаваемых им критериев.

Социальная активность связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием и целеполаганием. С позиции философии - это понятие, «отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе» .

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова социальная активность - понятие, отображающее функционирование индивида в обществе и связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека .

Социология рассматривает социальную активность как свойство личности, ее способность к преобразованию как природной, так и социальной среды для своего существования. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой. К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует.

Н.Ф. Третьяков на основе данных социологических исследований, показал, что социальная активность личности в одном виде деятельности перестраивает свою внутреннюю структуру к овладению другими видами деятельности. Личность находит все новые сферы и формы приложения своих сил, блокируя отдельные звенья активности с целью усиления тех участков, где потребность в мере социальной активности более актуальна .

В философских, социологических, психолого - педагогических исследованиях социальная и общественная активность чаще всего выступает как синонимы (В.Ф. Бехтерев, К.А. Абульханова - Славская). Под общественной активностью В.Ф. Бехтерев понимает качество личности, проявляющееся в сознании необходимости общественно значимой деятельности и в готовности к этой деятельности, в умении действовать на общую пользу бескорыстно .

По мнению К.А. Абульхановой - Славской, общественная активность личности проявляется в ее отношении к деятельности и состоит в способности выдвигать новые общественные задачи и дела, брать на себя ответственность за их решение и т.д. .

Понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. Под социальной активностью в широком смысле понимается качество, отражающее уровень социальности личности, т.е. ее связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов. А в узком смысле под социальной активностью понимается качество личности, выражающее ее связи с определенной социальной общностью .

Сущность социальной активности состоит в творческом отношении к миру, которое объективируется в положительной деятельности. Данной точки зрения придерживаются многие ученые. Например, Е.А. Ануфриев в своей книге «Социальная активность личности» раскрывая понятие нравственной личности, природы нравственных отношений и их роль в становлении человеческого характера, прослеживая существенные этапы и факторы нравственного воспитания молодежи, определяет социальную активность как сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности .

Следовательно, творческое отношение к жизни предполагает наличие у личности таких черт, как высокая культура и нравственность, знания и мировоззрение.

Л.М. Архангельский, в своей книге рассматривая понятие нравственной личности, природы нравственных отношений и их роли в становлении человеческого характера рассматривает социальную активность как цель и средство развития личности и как активность творческую .

Так же социальная активность личности разными авторами определяется по - разному: как своеобразная мера деятельности в обществе; мера направленности деятельности; сама деятельность; совокупная способность субъекта к многообразию деятельных отношений с объективной действительностью .

Н.Е. Воробьев высказывает мнение, что «… социальная активность в ее общесоциологическом понимании - атрибут социального субъекта, субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств, свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия…» .

В данном случае, «социальная активность - это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во все видах общественной деятельности».

Социологи Г.Е. Зборовский и Г.П. Орлов дают следующее определение: «Социальная активность - интегративная характеристика социальной, целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности» .

В своем исследовании возьмем это определение понятия «социальная активность» как базовое.

Во всех сферах жизнедеятельности общества личность может проявлять социальную активность. Социальную активность личности можно подразделить на: трудовую, политическую, социальную активность в области духовной жизни, другие виды социальной активности.

Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни и видах деятельности личность может проявлять большую социальную активность, чем в других.

Все виды и подвиды социальной активности, как и сферы общественной жизни, связаны между собой. Ученые, занимавшиеся проблемой личности: Т. Парсонс, Ч. Кули, З. Фрейд, Г. Гегель, П. Сорокин, П. Лавров, Н. Михайловский, М. Вебер и другие .

Так же понятием, близким нашему пониманию социальной активности, является социальная инициатива. Под социальной инициативой многие авторы понимают деятельность, направленную на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социокультурного поля .

В Таблице 1 представлены в обобщенном виде различные трактовки авторов понятия «социальная активность».

Таблица 1

Понятие «социальная активность» с позиции различных авторов

Определение понятия «социальная активность»

Социальная активность - особое качество , как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя.

И.Ч. Христова

Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество , которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности.

В.З. Коган

Социальная активность - атрибут социального субъекта , субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств , свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия.

Н.Е. Воробьев

Социальная активность - понятие, отображающее функционирование индивида в обществе и связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека.

И.Т. Фролов

Социальная активность - форма диалектической связи человека с окружающей действительностью, во взаимодействии с которой изменяется как действительность, так и сам человек.

С.Л. Рубинштейн

Социальная активность - может быть определена через мотивы поведения, смысловые системы, ценностные ориентации, конкретную направленность ее на решение общественных задач, в способности

личности быть представленной в других, продолжении себя в других.

A.B. Петровский

Социальная активность - общественно-политическая активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

Н.В. Савин

Социальная активность проявляется как особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя.

И.Ч. Христова

На основании обобщенных данных перечисленных определений понятия «социальная активность» представленных в таблице, мы провели контент-анализ и выделили общие тенденции (социальная активность есть интегративное качество личности, как субъекта деятельности) и предлагаем следующее определение понятия «социальная активность».

Социальная активность - это итегративное качество и самостоятельная, инициативная, целенаправленная деятельность личности, направленные на осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социокультурной среды в соответствии с интересами общества.

Мы считаем что, сущность социальной активности невозможно определить вне рассмотрения отношения активности и деятельности.

Можно разделить на следующие группы различные мнения исследователей по поводу соотношения понятий «активность» и «деятельность»:

    социальная активность отождествляется с деятельностью;

В своем исследовании мы придерживаемся мнения что, эти категории соотносятся как целое к части, социальная активность реализуется в мировоззрении и деятельности субъекта.

Социальную активность можно рассматривать в нескольких аспектах: с одной стороны - как результат воздействия социальной среды, а с другой - как фактор, который определяет эту среду.

Социальная активность является показателем целеустремленности личности. Вместе с тем было бы неправильно рассматривать социальную активность лишь как «свойство» или «признак» отдельной личности. Это - показатель социальной сущности личности. Формы проявления и цели, и все другие особенности социальной активности порождены обществом, той социальной средой, в которой формируется личность. В этом смысле социальная активность является показателем степени социализации личности, свойственным соответствующим социальным общностям и социальным группам. Следует подчеркнуть, что социальная активность - это не просто приспособление личности к тем или иным условиям, главным образом она направлена на их преобразование, осуществляемое целенаправленно и организованно. Преобразование социальных условий является одним из важнейших показателей социальной активности личности .

Социальная активность может осуществляться в различных формах, не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей. Общественное значение социальной активности определяется ее содержанием и направленностью, тем, насколько она отвечает объективным интересам, потребностям общества в стратегической перспективе. Важно также, в какой сфере общественной жизни человек ее проявляет. Основными сферами активности социальной являются общественно - политическая, учебно - профессиональная деятельность и трудовая деятельность, предоставляющая наиболее широкие возможности для творческого и эффективного труда, для социальных инициатив, участия в управлении производством и обществом, в формировании новых социальных норм и ценностей. В тоже время не заменима по своему значению и сфера досуга, необходимого для развития личности.

Рассмотрев феноменологию понятий «активность» и «социальная активность» с педагогической, философской, психологической, социологическойточек зрения можно сделать вывод что, авторы часто компоненты социальной активности соотносят между собой как целое и часть: единство субъективной и объективной сторон, качество и свойство, деятельность и действие, самодеятельность и деятельность и т.д.

Как следует, из анализа литературы существуют многообразные, противоречивые точки зрения различных авторов на сущность данных понятий и выявить что, единства позиций в определении социальной активности и понимании ее сущности у ученых нет.

Это является свидетельством того, что понятийный аппарат проблемы социальной активности личности еще далек от его окончательного определения.

Под термином «активность» мы понимаем сложное, обобщённое понятие, выражающее не саму деятельность, а её уровень и характер. Как принадлежность деятеля, она влияет и на процесс целеполагания, и на создание мотивации, и на выбор способов деятельности.

Под социальной активностью мы понимаем - интегративное качество и самостоятельная, инициативная, целенаправленная деятельность личности, направленные на осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социокультурной среды в соответствии с интересами общества.

Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни и видах деятельности личность может проявлять большую социальную активность, чем в других. Все виды и подвиды социальной активности, как и сферы общественной жизни, связаны между собой. Социальная активность может осуществляться в различных формах, не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей.

Основными сферами активности социальной являются общественно - политическая, учебно - профессиональная деятельность и трудовая деятельность, предоставляющая наиболее широкие возможности для творческого и эффективного труда, для социальных инициатив, участия в управлении производством и обществом, в формировании новых социальных норм и ценностей.

Видов социальной активности столько же, сколько видов социальной деятельности.

Библиографический список используемой литературы

    Абрамова Н.Т. Сфера деятельности и уровень активности / Н.Т. Абрамова // Вопросы философии. - 1970. - № 9. - С. 75 - 85.

    Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: 1980. - 334 с. - с. 39.

    Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев. М.: Знание, 1969. - 37 с.

    Арефьева Г.С. Социальная активность / Г.С. Арефьева. - М.: Высшая школа, 1974. - 142 с.

    Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности/ Л.М. Архангельский М. :Мысль,1974. - 222 с.

    Башаев Н. Н. Роль физического воспитания в формировании социальной активности социальной активности студентов:дис. … канд. пед. наук / Н.Н. Башаев.- Л., 1979. - с. 21.

    Бехтерев В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся: Учебное пособие. Красноярск, 1985.- с. 12.

    Воробьев Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности / Н.Е. Воробьев. - Волгоград, 1976.- с. 8-29.- с. 9.

    Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. - М.: Интер-пракс, 1995. - 320 с.

    Коган В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1970. -22 с.

    Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Составители Э.М. Коршева, Н.Ф. Наумова. - Политиздат, 1989.-479 с.- с. 8.

    Купрейченко А.Б. Проблема определения и оценки социальной активности // Психология индивидуальности. Материалы IV Всероссийской научной конференции. М.: Логос, 2012.

    Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / Мухина В.С. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

    Никитина Л.Е. Прогнозирование развития воспитательной ситуации // Педагогика. 2006. - №10. с. 28-36.

    Олесич Н.Я., В.И. Ленин и революционное студенчество России / Н.Я. Олесич - М., 1982. - 89 с.

    Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

    Семенов. В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи / В.Е. Семенов// Социологические исследования. - 2007. - № 4. - с. 37-43.

    Социальная активность специалиста: истоки и механизм формирования /социологический анализ/. Киев, 1983. - с. 5.

    Социальная активность [Электронный ресурс] / Философский словарь. - Режим доступа: http://www.edudic.ru/fil/1160/# - Дата доступа: 10.09.2012.

    Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций / Е.М. Токарева. М.: МИЭМП, 2005.- 70 с.

    Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. -М.: Смысл, 2000. - 199 с.

    Филоненко В.И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации. Ростов н/Д, 2009. , с. 108

    Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В.Психологическая школа молодежных лидеров. - М., 2005. – 275с.

    Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе: учебное пособие для студентов пед. институтов / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.