Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Кто по национальности братья запашные. Аскольд запашный

Имя: Сергей Филиппов (Sergey Filippov)

Возраст: 77 лет

Место рождения: Саратов

Место смерти: Ленинград

Деятельность: комедийный актер

Семейное положение: был женат на Антонине Голубевой

Сергей Филиппов - биография

Среди многих «злодеев поневоле» Сергей Филиппов отличался не только талантом, но и потрясающей «демонической» внешностью. Однако за его грубыми манерами скрывалась тонкая чувствительная натура - при жизни актера не всем удалось ее разглядеть...

Вначале прошлого века в одном из приволжских городков в рабочей семье Филипповых 24 июня 1912 года родился единственный сын Сережа. Отец трудился у станка, мать занималась хозяйством и подрабатывала шитьем. Жили бедно, но любимого сына тянули как могли.

Сергей Филиппов - детские годы

Грянул 1917 год. Мгновенно обнищала вся страна. Завод встал, отец начал выпивать. Как-то раз явился домой пьяный, бросил с порога, что пойдет воевать. Забрал кое-какие вещи - и больше семья его не видела.

Детская биография Сережи Филиппова была тяжелой. Мать перебивалась случайными заказами: кому пальто перешить, кому платье... Ей было уже не до Сережи. А потом в доме появился отчим - нервный и властный комиссар, который даже спал с револьвером под подушкой. На впечатлительного мальчика такая домашняя обстановка действовала не лучшим образом. В школе перебивался с двойки на тройку, по поведению и вовсе имел кол. Когда же на уроке химии мальчик чуть не взорвал школу, его попросту отчислили - учителям надоело терпеть его выходки.

Мать отдала сына в ученики к пекарю, но Сережа зачитался Джеком Лондоном и забыл посолить хлеб. В итоге всю партию пришлось выбросить, а мальчику - искать нового наставника. Им стал немец-краснодеревщик. Казалось, этого флегматика ничто не может вывести из себя, но Филиппову это удалось: он испортил антикварный шкаф, вбив в него десяток гвоздей. Снова головная боль у матери: куда пристроить сына? Был он помощником и слесаря, и садовника, и даже грузчиком, но нигде надолго не задерживался.

Единственным занятием, которое заинтересовало Сережу, стали танцы. Он часами стоял перед зеркалом и втайне от посторонних глаз выделывал различные па и фуэте. Как-то раз Филиппов, возвращаясь домой мимо окон клуба, стал свидетелем занятий танцевального кружка и прилип к стеклу на целый час. Дома решился признаться в своей страсти матери. Та вздохнула: танцы так танцы.

Руководитель студии окинул взглядом высокого тощего подростка с длинными руками и ногами: «Ну как такой может танцевать?!» Но мальчиков в группе не хватало, поэтому Филиппову дали шанс. Вскоре он уже был первым учеником и даже решил подать документы в балетное училище.

Сергей Филиппов - из балета в театр

Путь в Москву, к заветной мечте, показался мгновением. Однако Филиппова ждало разочарование: он опоздал. Набор в балетную студию при Большом театре закончился. Тогда Сергей ринулся в хореографическое училище в Ленинграде -не успел и туда. Ему бы заплакать и вернуться в родной город, но Сережа был упрям. В итоге поступил в эстрадно-цирковой техникум, где стал любимцем преподавателей.

На более чем скромную стипендию не проживешь, поэтому Филиппов подрабатывал где мог: в кордебалете, на подтанцовке. Зная о его мечте танцевать в балете, преподаватели помогли ему сдать экзамены в Вагановское училище. Увы, Филиппова почти сразу выгнали оттуда за нарушение дисциплины. Тем не менее после окончания учебы в эстрадно-цирковом его каким-то чудом приняли в Театр оперы и балета.

Во время первого же представления ему стало плохо прямо на сцене. Приехавшие медработники констатировали у молодого танцора инфаркт: виноваты недостаток веса и голод. На балетной карьере пришлось поставить крест. Как же он сможет жить без сцены? И Филиппов поступил в театральную студию, а позже Николай Акимов пригласил его в Театр комедии.

Уже сложившаяся труппа театра приняла новичка враждебно. Филиппов часто слышал брошенные ему вслед реплики типа: «Кто этот человек с лицом убийцы?!» Но терпел, зато мог одной своей импровизированной репликой вызвать в зрительном зале приступ безудержного хохота.

Акимов его уважал и прощал многие выходки. Например, когда Филиппову выдали первую зарплату, он свирепо прокричал на весь театр: «Отдайте эту мелочь директору!» Когда тот вызвал строптивого актера на ковер, тот разошелся: «Да вы поймите, мне же не на мороженое... Мне семью кормить надо! У меня жена...» Акимов «понял» и повысил ему зарплату.

Американский сын Сергея Филиппова

Еще в цирковом училище Филиппов влюбился в симпатичную девушку Алевтину с актерского отделения. Они поженились, и вскоре у пары родился сын Юрий. Позже брак распался. Алевтина, работавшая учителем английского языка и переводчицей, при первой же возможности эмигрировала в Америку, забрав с собой ребенка.

Филиппов жену очень любил, но не смог ей простить такого поступка: Родину он любил больше. К тому же, говорят, он был рьяным коммунистом. Коллеги даже стали замечать, что после развода у Сергея Николаевича появились некоторые причуды - ему везде мерещились агенты КГБ, слежка, дома у него стоял «дежурный чемоданчик» на случай, если вдруг позвонят в дверь...


Больше он с Алевтиной не общался, хоть и признался однажды, что если бы она не уехала, их личная жизнь была бы долгой и счастливой. Сын писал ему из США письма, которые Филиппов даже не вскрывал. Но выбросить рука не поднималась - складывал их в коробку под кроватью. А конверты с иностранными марками все приходили и приходили... Много лет спустя Юра все же приедет на историческую родину - жаль, что отца в живых он уже не застанет.

Сергей Филиппов - актерское творчество комедианта

Сергей Филиппов обладал необыкновенным талантом комедианта. В отличие от большинства «шутов по случаю», он никогда не мечтал сыграть Отелло или произнести монолог Гамлета: наслаждался ролями злодеев, лентяев, пьяниц и прочих деградирующих «элементов». Незаметно высматривал психотипы на улицах, в транспорте, в магазинах. А потом с потрясающей точностью копировал на сцене «записанные» в памяти жесты.


Не кривлялся, нет. Просто выходил к зрителю таким, каким был - несуразным, с огромными ступнями и длинным носом. Таким его создала природа. Своим запоминающимся хрипловатым голосом произносил первые слова и... зрители падали от смеха. Сергея Филиппова много раз спрашивали, почему он берется только за отрицательных персонажей, на что тот резонно отвечал: «Посмотрите на мое лицо. Разве с таким лицом можно сыграть председателя партийной организации?»

Сергей Филиппов - кино

Наконец, актера пригласили в кино - конечно, не на главные роли. Но из любого эпизода он умел сделать шедевр. Режиссеры знали: есть Филиппов -значит, фильм публика запомнит. Рина Зеленая отзывалась о своем партнере по съемкам: «Он был так любим, что его героев цитировали все».

Каждый помнит шведского посла из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», капрала и скорохода из «Золушки», лектора из «Карнавальной ночи», дрессировщика Алмазова из «Укротительницы тигров» и, конечно, начальника из «Девушки без адреса» с его крылатой фразой: «Масик хочет водочки!» А вот с водочкой у актера начались проблемы. От тоски и одиночества, которых не могла заглушить даже напряженная работа, Филиппов все чаще стал закладывать за воротник. Позволял себе даже появляться на сцене навеселе. Николай Акимов, сколько мог, прикрывал артиста, а сам оправдывался: «Для меня один талантливый пьяница дороже десятка трезвых бездарей!»...

Снимать Филиппова любил и режиссер Эльдар Рязанов . Одна из ролей никак не удавалась Сергею Николаевичу. Обычно изобретательный и легкий на подъем, Филиппов все никак не мог попасть в точку. Дни съемок, метры пленки, столько стараний - все прахом. Делать нечего - неужели придется приглашать другого актера? И тут Рязанову приходит в голову идея. Он подзывает помощника и просит принести ему полрюмки водки. Протягивает Филиппову: «Пей!» После чудодейственного напитка все пошло как по маслу, сцену сняли с первого дубля.


Постепенно талант Филиппова заслужил уважение среди коллег и режиссеров. Несмотря на острый язык и вздорный характер, артист был трудоголиком и альтруистом: сам исполнял все трюки, отказывался от помощи. Надо несколько дублей подряд нырять в ледяную воду - нырял, зайти в клетку к хищникам -пожалуйста! Так было на съемках «Укротительницы тигров».

Все актеры попросили дублеров, а Филиппов отказался. Он признавался, что сначала у него мурашки бежали по коже от одной только мысли о хищниках. А когда увидел их вживую, от бравады не осталось и следа: сразу понял, какую глупость совершил. Но постепенно ему удалось найти общий язык с большими кошками, и они его даже полюбили. Филиппов так заигрался, что однажды одному из тигров дал увесистого пинка, после чего на него заорал дрессировщик: «Да что вы себе позволяете! Даже я так делать не смею...»

Популярность была для Филиппова и наградой, и пыткой. Его известность достигла таких масштабов, что народ останавливал его на улице. Алкоголики, тунеядцы, простые работяги считали его своим парнем. А Сергей Николаевич этого не терпел. Внутри он был очень ранимым, с тонкой душевной организацией, интеллигентным человеком. Но зрители почему-то всегда отождествляли его с исполняемыми им героями. Филиппов периодически жаловался коллегам: «Ну что я за актер такой? Почему ко мне вечно лезет знакомиться всякая шваль?»

Стоило ему приехать на гастроли - и тут толпа не давала прохода. Пожать руку, дернуть любимого артиста за карман пальто, потрогать за плечо - для провинциальных поклонников дело обычное. Иногда Филиппов срывался на крик: «О господи, что я вам - животное?! Вы можете пройти мимо и дать мне жить, как я хочу?» Без стеснения и матом послать мог. Но если приглашали выпить, всегда соглашался. Однажды после концерта он шел мимо буфета и увидел двух выпивающих коллег-актеров. Подошел к столику, опрокинул рюмку, а вместо благодарности бросил: «Не по таланту пьете!»

Филиппов всячески старался приукрасить жизнь хорошей шуткой. Как-то раз зимой он шел с другом по центральной улице Петербурга. Смотрит - а там дворник ломом ледышки разбивает, большая куча образовалась. Встал Сергей Николаевич посреди ледяной груды и во всеуслышание произнес: «Ой, я где-то тут кольцо с бриллиантом оборонил!» Вокруг собралась жадная толпа желающих помочь -все глыбы разбросали. А довольный артист с гордостью удалился.

Словно желая восполнить школьные пробелы в образовании, в зрелые годы Сергей Николаевич пристрастился к чтению. Собрал огромную библиотеку, в которую входили ценнейшие раритетные издания. Нелюдимый и замкнутый, он любил проводить время в одиночестве в своей квартире. Наверное, поэтому окружил себя красивыми и дорогими вещами: антикварной мебелью, бронзовыми статуэтками, картинами в золоченых рамах, фарфором и драгоценностями. Благодаря своей известности даже во время тотального дефицита Филиппов мог достать практически любую вещь. Спускал все гонорары, ничего не копил. Мог вдруг сделать приятелю или совершенно незнакомому человеку очень ценный подарок.

Сергей Филиппов - биография личной жизни

При всей своей внешней непривлекательности Филиппов пользовался успехом у слабого пола. Любил красавиц и часто заводил интрижки. Возможно, это и послужило причиной распада его первого брака. Вскоре после развода в ресторане судьба свела Филиппова с его второй супругой, писательницей Антониной Голубевой. Она была старше на 13 лет.


Актер ужинал в одиночестве, но кто-то его побеспокоил, и Филиппов умудрился ввязаться в пьяную драку. Ему проткнули руку вилкой. Сидевшая за соседним столиком Антонина быстро подскочила к известному артисту, перевязала руку салфеткой и увезла к себе домой, чтобы оказать медицинскую помощь и утешить.

С тех пор они стали жить вместе, образуя, по словам знакомых,очень странную пару: он - высокий, худой, а она - маленькая, толстая, с вечно недовольным выражением лица и поджатыми губами. Окружение Филиппова моментально возненавидело его вторую супругу. Он и сам часто признавался, что не любил ее, и всегда называл Барабулькой. На вопрос, кто это, отвечал: «Маленькая паршивенькая рыбка с выпученными глазами».

Голубева жутко ревновала Филиппова и к коллегам-актрисам, и к сцене, поэтому всюду ездила с ним, часто принимала за него решения. Актер был абсолютно не приспособлен к быту, а хозяйственная жена о нем заботилась: варила борщи, утюжила стрелки на брюках... Наверное, роль подкаблучника все же нравилась Филиппову, как бы он ни сопротивлялся. В этом браке они прожили 40 лет, вместе съели пуд соли.

Сергей Филиппов - болезнь и смерь актера

Голубева поддерживала супруга, когда того уволили из театра - сильнейший удар по его самолюбию! Потом у него обнаружили опухоль мозга - нужно было выхаживать мужа после сложнейшей операции. Что бы о ней ни говорили, а Антонина мужа вытащила, спасла. И когда ее не стало, Филиппов сильно сдал. Протянул без своей Барабульки всего год: рак снова дал о себе знать...

Актер, любимый миллионами зрителей, умер один в своей квартире. Это произошло 19 апреля 1990 года. Прежде чем соседи обнаружили тело, прошло две недели... Нищая обстановка его жилья повергла всех в шок. В квартире остались голые стены: ни знаменитой библиотеки, ни антиквариата. Никто не знал, куда все делось. По одной из версий, находясь в отчаянном положении, Сергей Николаевич постепенно распродавал вещи. По второй - накануне его кончины все богатство вынесли из дома родственники второй супруги. Одиночество и страшная бедность пошатнули его рассудок. Очевидцы рассказывали, что он ходил по квартире абсолютно голым - так и дверь знакомым открывал...

Денег на похороны не было. И коллеги Филиппова обратились за помощью на «Ленфильм». Удивительно, но киностудия, сделавшая на гениальном артисте миллионные сборы, не выделила на его проводы в последний путь ни гроша. Всем известный Шурик, несколько часов просидел на телефоне, обзванивая знакомых. Кое-как насобирали на скромный гроб и похоронили на Северном кладбище Петербурга рядом с могилой его Барабульки.

Сергей Филиппов родился в 1912 году в одном из поселений в Саратовской области. Семья с трудом зарабатывала на хлеб, а грянувшая вскоре революция еще сильнее ударила по семейному благосостоянию. Отец покинул дом, и будущего актера воспитывали мать и отчим. В школе он учился плохо, подработка на производствах также совершенно не давалась. Единственное, что хорошо получалось у Сергея – танцы, и он с удовольствием посещал хореографический кружок.

Юноша подумывал пойти в балетное училище, но опоздал на прием. Тогда он поступил в цирковой техникум и, окончив его, все же сумел занять свое место в балетной труппе. Танцевальной карьере помешал неожиданный инфаркт, который начинающий артист перенес прямо на сцене. Тогда в 1935 году он устроился в Ленинградский театр комедии, где проработал без малого 30 лет. В то время горожане часто посещали театральные представления, поэтому Филиппов быстро обрел известность как талантливый актер.

В 1937 году состоялся дебют Сергея Филиппова в кино. Это была небольшая роль в фильме «Падение Кимас-озера». Через некоторое время он снялся в лентах «Золушка», «Член правительства», а знаменитая фраза «Масик хочет водочки!» из картины «Девушка без адреса» надолго ушла в народ. Сергей прославился как блистательный комедийный актер, его начали узнавать на улицах и часто просили автограф.

В 40-е года Филиппову посчастливилось сыграть в знаменитой комедии «Карнавальная ночь», а в 1965 году он блистательно исполнил роль Кисы Воробьянинова в экранизации легендарного романа «12 стульев». Оба фильма не обошлись без ставших популярными среди зрителей крылатых фраз. В последующие годы актер уже реже появлялся на экране из-за ухудшения здоровья и запомнился лишь эпизодической ролью в фильме «Собачье сердце».

Личная жизнь

Сергей Филиппов был дважды женат. Свою первую супругу Алевтину Горинович он встретил в училище. В браке родился сын Юрий, однако прочный изначально союз дал слабину и распался через несколько лет. После этого бывшая жена и сын актера иммигрировали в США. Сергей надолго впал в депрессию и все никак не мог простить родных ему людей.

Второй женой Филиппова стала женщина по имени Антонина Голубева, которая оказалась старше его на 13 лет. Они не были идеальной парой и нередко ссорились: Антонина старалась во всем контролировать мужа. Супруга актера скончалась в 1989 году. Это сильно пошатнуло и без того слабое здоровье Сергея. У него начал быстро прогрессировать рак, и уже в 1990 году любимого советского артиста не стало. Его похоронили на Северном кладбище в Санкт-Петербурге.

Ленинградского актера-комика Сергея Филиппова знала и любила вся страна.

Актер Геннадий Воропаев как-то рассказал: "Я впервые видел, как на улице транспорт останавливается при виде знакомого артиста. Это было в Свердловске, 59-й год. Гастроли. Филиппов говорит: "Пойдем пройдемся". Выходим на главную улицу и вдруг! Прохожие останавливаются, смотрят на него, подходят к нему. Трамвай остановился, пассажиры высыпали и - к нему. А что было на "Уралмаше", куда нас пригласили на встречу с трудящимися. Завод просто прекратил работу, когда там узнали, что Филиппов приехал.

Как-то мы были на гастролях в Киеве. Тогда я еще не знал, что это такое - выйти с Филипповым на улицу. Мы шли по Крещатику. Все движение остановилось.

Филиппов, Филиппов! - раздавалось со всех сторон.

Мы с Сергеем шли по коридору, стены которого - живые люди. Так велика была его популярность".

Актер Александр Суснин утверждал: "Сергей Николаевич был единственным актером во всем СССР, который получал деньги, прежде чем артисты начинали съемки. "Сумма прописью!" Всё! Безропотно выплачивали".

Михаил Боярский вспоминает, что однажды его потрясло, как Филиппов говорил ему: "Мишка, копи деньги. Будешь старым, никому не будешь нужным. Все тебя забудут".

Эти и множество других историй собрал в книгу об актере его сын, петербургский художник Юрий Филиппов, с помощью своей супруги Татьяны Гринвич, и только что в московском издательстве "Эксмо" она вышла под названием "Есть ли жизнь на Марсе…", оформленная рисунками Юрия.

Корреспондент "РГ" встретилась с наследником выдающегося актера.

Российская газета: Юрий Сергеевич, как рождалась ваша книга? Как вы писали ее вдвоем? Вооружившись диктофоном?

Юрий Филиппов: Нет, у нас как-то попроще, по-домашнему, шутя. Из бесед, телефонных разговоров получилась книга. Слушали людей (Клару Лучко, Инну Ульянову, Тамару Носову, Арчила Гомиашвили, Леонида Куравлева, Олега Анофриева, Нину Гребешкову, многих-многих), запоминали, записывали - и на диктофон в том числе. Включили стихи, посвященные Сергею Филиппову. Собрали его фильмографию. Он снялся, как оказалось, в 118 картинах. Часто это были роли коротенькие, эпизодические, но всегда - колоритные.

Книгу мы задумали, еще находясь в эмиграции, году в 97-м. Дали объявление в газету "Новое Русское слово": может быть, кто-то поделится воспоминаниями. Архив-то пропал. Когда Сергей Николаевич умер, нас в Ленинграде не было, нам о его смерти не сообщили и квартиру просто разворовали. Исчезли фотографии, дневники, документы. Мы услышали о его смерти позже, случайно. Книгу собирали по крохам. Фактически начали ее после разговора с актрисой Юлией Николаевной Предтеченской, мамой художника Михаила Шемякина. Она работала вместе с Сергеем Николаевичем в Театре комедии и написала для нас воспоминания. Почти 10 лет ушло на книгу.

РГ: Вы упомянули об эмиграции…

Филиппов: Кто из мальчишек не мечтает об Америке? Я не был ни диссидентом, ни противником советской власти. Захотелось большей творческой свободы. Мы с женой уехали в Нью-Йорк в 1979 году, прожили там 25 лет. К счастью, мне не пришлось водить такси. Жизнь художника довольно трудна, неординарна, все время приходится искать разные заказы. За границей русских художников не ждут с распростертыми объятиями. Нужно энергично двигать локтями, искать работу самому. Я нашел ее на шестой день - сначала работал в чужом офисе, а потом открыл собственный. Кроме дизайнерских работ у меня были живописные, графические.

РГ: Ваша цель - рассказать неизвестные факты из жизни Сергея Филиппова?

Филиппов: Именно так. Зрители могут судить о Филиппове по его экранным образам, может быть, по чьим-то рассказам. А заглянуть в домашнюю жизнь известного артиста, в его актерскую "кухню", узнать его интересы, привычки, увлечения - это, конечно, любопытно. Мы с женой не киноведы, не театроведы, поэтому творческая биография отца в нашей книге не на первом месте. Сергей Николаевич жил среди людей, которые, несомненно, влияли на его творчество, ведь то, что делает артист на сцене, фактически синтез его жизненного опыта, впечатлений.

Помните эпизод Филиппова из фильма "А вы любили когда-нибудь?" замечательного режиссера Игоря Усова? В картине были две бабушки - Вицин и Филиппов. Для достоверности, чтобы хорошо проработать женские роли, актеры переодевались в бабушек, брали кошелки и ходили по Невскому, обращая на себя внимание прохожих, задевая их, заходили в магазины, стояли в очередях. Их никто не узнавал! Такие колоритные были старухи.

Книга получилась объемистой. Мы начали ее издалека - с истории нашей семьи. А во второй части - воспоминания папиных коллег. Сергей Николаевич - натура настолько богатая, щедрая на истории, есть еще масса материала, поэтому у нас есть замыслы на дальнейшее. Возможно, расширим книгу. Собираемся выпустить еще две книги: сказки, которые писал я для своей жены, и рассказы комического характера, которые Сергей Филиппов предположительно должен был читать со сцены, но этого не случилось.

РГ: Вам говорят, что вы похожи на отца?

Филиппов: Я не очень похож. Носом не вышел. А вот голоса похожи. Есть снимок, где папа с бородой, без усов, там он и я действительно похожи, только я немного длиннее, все-таки мама тоже принимала участие.

РГ: Живы ли еще родственники Сергея Филиппова?

Филиппов: Нет, только я, единственный сын.

РГ: А вы актером стать не хотели?

Филиппов: Не хотел. Я слишком ленив. Актер должен рано вставать. Ходить на репетиции. Учить роли. Вечером - спектакли. Куда-то надо ездить. Свободного времени совсем нет. Я всегда любил рисовать, и мама говорила: "Ты, сынок, не любишь работать, давай-ка в художники". Она почему-то считала, что художники ничего не делают. Ошибалась! Расскажу вам историю. Когда я учился в "Мухе" (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной), у нас было задание написать на летней практике несколько этюдов. Сижу на Дворцовой площади, пишу городской пейзаж. Подходит какая-то старушка: "Что, рисуешь, сынок?" - "Да, бабушка". - "Ну, рисуй, рисуй. Всё лучше, чем воровать". Тогда это меня так поразило! Я всюду показывал эту старушку и себя в лицах. А сейчас, спустя годы, пожалуй, даже не знаю, что лучше - рисовать или воровать. Но переучиваться поздно. (Смеется.)

афоризмы

Афоризмы Сергея Филиппова

Давай, сынок, будешь актером. Пойдешь по стопкам отца моим методом пробок и ошибок. Я научу тебя вживаться в образ - есть секреты. Самое главное, себя надо любить в искусстве. Ну и всех остальных!

Похвально, что девушка пьет молоко. Но запомните, милочка, что в жизни есть вещи и пострашнее трезвости.

Больше всего избегай гонорарной недостаточности. Люби свой гонорар как самого себя. Мой гонорар - это мое я! В чем душа держится? В гонораре!

Не встряхнуть ли мне стариной? Вдруг старого артиста наградят, как и прежде, рукохлестаниями?

Однажды Сергей Филиппов поскользнулся и упал. Лежит и говорит сам себе: "Как же низко я пал!"

Сергей Филиппов любил рисовать и однажды написал картину, которую назвал "Укратихаинская ночь".

Самые известные роли Сергея Филиппова в кино:

Киса Воробьянинов ("Двенадцать стульев")

Лектор ("Карнавальная ночь")

Казимир Алмазов ("Укротительница тигров")

Шведский посол ("Иван Васильевич меняет профессию")

Осип ("Инкогнито из Петербурга")

"Масик хочет водочки"

"Я-я, Кемска волость!"

"Алмазов - это имя! Афиша, публика, касса!"

"Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно!"

"Зашел я как-то в ресторан выпить… супу!"

Кстати

Известный петербургский режиссер-документалист Юрий Занин (фильмы "Курск. Последний причал", "Девять дней и вся жизнь", "Кино и Сталин", "Две славы Алексея Смирнова") только что снял 2-серийный фильм "Смех и слезы Сергея Филиппова", в котором о выдающемся актере вспоминают люди, близко знавшие его.

"Он был странным человеком, со своеобразной манерой общения. Думаю, такие неординарные личности рождаются раз в сто лет. Будучи уже немощным стариком, Сергей Филиппов все чаще вспоминал свое балетное прошлое и очень жалел, что не стал звездой балета, а пошел в кино. Балет он бросил не по своей воле - врачи обнаружили у него опухоль мозга, провели серию операций и запретили танцевать" - рассказала старейшая сотрудница "Ленфильма" Любовь Тищенко в интервью МК.

C первой женой Сергей Николаевич расстался после того, как она эмигрировала в Америку.



"Он до мозга костей был коммунистом, поэтому такой поступок жены расценил как предательство. Это заметно отразилось на его психике. В то время у него буквально "поехала" крыша. Ему казалось, что за ним следят органы КГБ, постоянно мерещились какие-то люди. Позже он говорил: "Конечно, я был дураком. У меня были совсем иные взгляды на жизнь, меня так воспитали. Спустя годы он осознал, что поступил неправильно. Однажды Филиппов мне признался, что никогда не бросил бы жену, если бы она не уехала в Штаты" - вспоминает она.

С сыном Сергей Филлипов не общался, жена увезла мальчика с собой.

"Помню, Сергей Николаевич достал из-под кровати целую пачку нераспечатанных писем от сына. "Хочешь, читай, а мне неинтересно", - сказал он мне. Но самое интересное, что ни одного письма он не выбросил. Видимо, чего-то выжидал. Надеялся, что сын вернется. Сын приехал только пять лет назад, когда Сергея Филиппова уже давно не было в живых".

Второй женой актера стала некая Антонина Голубева, которая была старше Филиппова на двадцать лет. В актерской среде эта женщина на тот момент вызвала бурю негативных эмоций.

"Я не знаю, чем вызвано такое отношение к этой трогательной и любящей женщине. Филиппов называл ее Барабулькой и сильно привязался к ней. Голубева была писательницей, правда, написала всего одну книжку. Это была странная, абсолютно неприспособленная к жизни семья. Cо своей дочерью и внучкой Барабулька совсем не общалась. Однажды она предложила Филиппову встретиться с ними, но он наотрез отказался. Зато они объявились после смерти актера. Буквально за два дня вывезли из квартиры Филиппова всю мебель и дорогой сервиз, остальные вещи сдали в комиссионку" - поведала Тищенко.

"Филиппов был очень расточительным человеком, поэтому ничего не скопил себе на старость. А по молодости он даже не знал ценность тем или иным вещам. В советское время он мог достать любой дефицит и постоянно баловал своих знакомых, - говорит Любовь Тищенко. - У Филиппова в доме была очень богатая библиотека. Когда я в очередной раз пришла к нему домой, то не обнаружила ни одной книги. Оказывается, когда у Филиппова были проблемы с деньгами, Голубева продала всю библиотеку за какие-то смешные деньги. Самое ужасное, что в одном из томов Сергей Николаевич хранил приличную заначку".

Лучшие дня

"Как это ни банально звучит, Филиппова сгубила слава! В период его бешеной популярности с ним все хотели выпить. Когда организм у Филиппова был молодой и крепкий, он никому не отказывал. А потом актер уже без этого не мог. Каждый день ему обязательно надо было принять коньячку или водочки. В последнее время Филиппов совсем бросил пить. Во-первых, ему не на что было покупать спиртное, а в долг он никогда ни у кого не просил. Во-вторых, он был уже тяжело больной человек" - вспоминает сотрудница "Ленфильма".

Любовь Григорьевна Тищенко ухаживала за Филипповым в последние годы его жизни.

"Он мне всегда нравился как человек. Этот нелюдимый грубый актер на самом деле был трогательным и ранимым человеком. Хотя посторонним людям он казался жестоким. Ведь он мог запросто обидеть совершенно незнакомого человека - нахамить и даже послать матом. Но это был не настоящий Филиппов, таким образом он защищался. Он крайне негативно относился к собственной популярности. Он искренне ненавидел своих поклонников. После выхода фильма "Двенадцать стульев" он не мог спокойно пройти по улице - людям хотелось его потрогать, поговорить с ним. Филиппова это страшно раздражало. Зачастую дело доходило до драк" - говорит она.

Тищенко рассказала о том, что Филиппов был одиноким человеком. Он сам выбрал такой образ жизни - он никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Коллеги по "Ленфильму", зная его суровый нрав, попросту вычеркнули его из своей жизни.По ее словам, он даже врачей не вызывал на дом вероятно, ему было очень стыдно за свой внешний вид, за беспорядок, творившийся в квартире. Любовь Николаевна приходила раз в неделю, и занималась уборкой. С годами Филиппов становился озлобленным.

Питерские актеры всегда были обделены, но Филиппов на фоне других буквально бедствовал.

"Квартплату не платил месяцами. Вы не поверите, но он буквально голодал. Я помогала чем могла - покупала крупу, лимончик, кусочек сыра. А в последнее время он вообще стал отказываться от еды", - вспоминает сотрудница "Ленфильма". - Он никогда ни у кого ничего не просил. Под конец жизни у Сергея Николаевича даже не осталось вещей. То ли продал все, то ли износились. За месяц до смерти мы положили его в больницу. Так у него не было тапочек, в которых он мог бы выйти из дома. Нам пришлось бегать по всему городу в поисках обуви 47-го размера. Вот так и госпитализировали его - в одних тапочках и какой-то рваной рубахе".

По ее словам, Филиппов за месяц до смерти был уже другим человеком. Он страдал от головных болей, у него ломило все тело, с психикой у него тоже было не все в порядке. Когда Тищенко приходила к нему домой, он встречал ее в чем мать родила.

Сергея Филиппова не стало 19 апреля 1990 года. Его похоронили рядом с Голубевой. За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте.

"Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, - вздыхал Филиппов. - Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме "Когда деревья были большие" досталась Юрию Никулину".

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Филиппова Сергея Николаевича

24.06.1912, Саратов - 19.04.1990, Москва.

Начало - «хулиганское»

Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье. Отец его был слесарем, мать – портнихой. В школе учился неважно, а в старших классах и вовсе прослыл хулиганом. Лишь два предмета давались мальчику особенно хорошо –литература и химия, последний из которых его однажды очень сильно подвел. Как-то в отсутствии учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов… создав тем самым по всей школе ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, и горе-химика исключили из школы.

Учеба

Сергей Филиппов особенно не расстроился: пошел учеником пекаря в частную пекарню. Потом он перепробовал еще несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию. И тут перед Филипповым открывалось блестящее будущее: через несколько недель он уже считался лучшим учеником. И юное дарование по совету преподавателей в 1929 году отправился поступать в Москву. Опоздав на приемные экзамены в балетное училище при Большом театре, а заодно и в хореографическое училище в Ленинграде, Сергей Филиппов, не растерявшись, подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.

Одаренному студенту все пророчили успех на многие годы. Окончив техникум, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. Но карьера балетного танцора, к сожалению, оказалась слишком короткой - во время очередного спектакля ему стало плохо, сердечный приступ. Из балета пришлось уйти.

Сергей Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Театр комедии. У легендарного режиссера Филиппов играл в основном комедийные роли. Да и в амплуа комика он чувствовал себя как рыба в воде. Актер был безмерно счастлив, что сказав всего одну реплику, он может заставить смеяться целый зал.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Кино

В кино впервые актер начал сниматься в начале 1937 года. И дебют стал судьбоносным в творчестве Сергея Филиппова. Его пригласили на бессловесную и, как казалась, в тот момент, легкую роль финна-шюцкоровца в фильме о гражданской войне в Карелии режиссеров Музыкантов «За Советскую Родину», но книге Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера». Нужны были только ловкость, сноровка, смелость, что Филиппову не надо было занимать.

Герою актера надо было выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающий каток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца. Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, он должен тут же рухнуть в воду. Одного плохо: съемки проходили зимой и падать приходилось в ледяную воду.

Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом. Приходилось повторять эпизод еще, и еще, и еще. Четыре раза Филиппов падал в воду, четыре раза, совершенно закоченевшего, парня извлекали из воды, растирали спиртом и переодевали. Казалось бы, все эти мытарства способны были отбить у кого угодно охоту сниматься в кино. Но Сергей Филиппов держался стойко, и желание сниматься росло с каждым дублем!

После «ледяного дебюта» актера заметили, и режиссеры охотно стали приглашать на съемки. Роль следовала за ролью.

Первый брак

К тому времени устроилась и личная жизнь актера. Он женился на Алевтине Ивановне Григорович, которая вместе с ним училась в эстрадно-цирковом техникуме. Рисковали они оба. Филиппов тем, что женился на дочери дворянина, а это ни как не поощрялось в те годы. Алевтина вполне могла навлечь на себя гнев бабушки, воспитывающей в строгости свою внучку (родители Алевтины погибли). Ведь у ее будущего мужа не было, как говорится, «ни кола, ни двора».

Бабушку, что говорится, просто поставили перед фактом, показав ей свидетельство о браке, и семья зажила. А в 1938 году у них родился сын Юрий.

Тридцатые годы

В 1939 году актер появился на экране сразу в трех фильмах. В картине «Член правительства» режиссеров Зархи и Хейфица в роли наглого и жестокого человека, лодыря и саботажника. Одного из тех, кто скоро начнет убивать из-за угла строителей новой колхозной жизни. С такими врагами Сергею Филиппову пришлось в свое время познакомиться. Будучи комсомольцем, он принимал участие в отрядах, отбиравших излишки зерна у кулаков. Хорошо запомнил он звериную ненависть этих врагов Советской власти и ярко перенес увиденное в жизни на экран.

Сергей Филиппов сыграл также эпизодическую роль погромщика в фильме «Выборгская сторона» Козинцева и Трауберга, где молодой артист выделился резкостью и точностью характера своего героя, и старого железнодорожника в картине «Аринка» Кошеверовой и Музыканта.

Сергей Филиппов переживал пору подъема. Талантливый режиссер Сергей Юткевич пригласил его в картину «Яков Свердлов» на роль матроса-анархиста и эта удачная работа как бы окончательно закрепила за молодым артистом право появляться на экране.

Своеобразие дарования актера, его легкая эмоциональная возбудимость, яркость и острота комедийных приемов, удивительно органическое существование в образе привлекало режиссеров. Артист поражал своей богатой мимикой и пластичностью. Его лицо могло передавать сложные психологические состояния, мимические реплики. Обращала на себя внимание и его невероятная физическая выносливость. Его трудно было удержать от опасных трюков и экспериментов.

«Приключение Корзинкиной»

Развитие советской эксцентрической кинокомедии проходило в сложных условиях. Этот жанр был отнесен к разряду «формалистических». Но первая картина - «Приключения Корзинкиной», режиссера Климентия Минца, с чудесной актрисой редкого комедийного дарования и огромного обаяния в главной роли, прошла с успехом. Сергей Филиппов сыграл в этом фильме роль мастера художественного слова, выступающего с чтением стихотворения на эстрадном конкурсе.

Герой актера, чтец вышел на сцену с мышкой, которая проскользнула за ворот фрака, читать «Умирающего гладиатора». Трагический смысл стихов Лермонтова и поведение самого исполнителя, хихикающего от того, что мышь его щекотала, находились в резком противоречии. Сергей Филиппов выдавал каскад мимических трюков, прибегал к самым острым приемам игры - гротеску и буффонаде - и достигал необыкновенного комического эффекта, роль удалась необыкновенно.

В таком же ключе сатирического преувеличения и буффонады актер сыграл следующую роль - ефрейтора Шпукке, в фильме «Новые похождения Швейка». В одной из своих статей режиссер этого фильма Сергей Юткевич, высоко оценивая творчество Сергея Филиппова, назвал его «великолепным буффоном».

«Ночной патруль»

Длинная вереница комедийных образов, созданных Сергеем Николаевичем в последующие годы, позволяет понять особенность его творчества. Он действительно ни на кого не был похож. У него были любимые комики, но, восхищаясь ими, их работой, он никогда не стремился повторять их приемы, не копировал их маски. Сергея Николаевича зрители узнавали сразу, да он и не пытается спрятаться под какой-либо маской. В каждой, даже самой маленькой роли он искал, прежде всего, характер.

«Чаще всего, - говорил Сергей Николаевич, - мне приходится играть роли советских людей, наших современников, а потому я и стараюсь найти в каждой из них общественный смысл» . Таким престал перед зрителями Сергей Филиппов в картине «Ночной патруль» в роли завмага Ползикова. Актер присутствовал на допросах проворовавшихся дельцов, подобных Ползикову. Ему казалось, что он нашел эту особенность и показал ее не просто как черту характера данного завмага, а как явление, обусловленное тем социальным строем. Это постоянный, панический страх Ползикова перед советским правосудием и неизбежным разоблачением его жульнических операций.

Личная жизнь

Слава, обрушившаяся на Сергея Филиппова, по сути, разрушила его семью. Актер пользовался огромной популярностью у женщин, чем с удовольствием и пользовался. Бесчисленные романы с первыми красавицами Москвы и Ленинграда, постоянные выпивки, все это привело к тому, что через полтора десятка лет Алевтина Ивановна забрала сына и ушла. Официально развод они так и не оформили…

Сергей Филиппов не долго оставался один. Очень скоро он сошелся с писательницей Антониной Георгиевной Голубевой, которая, кстати, была почти на двадцать лет его старше. Они зажили, как сегодня говорят, гражданским браком.

Филиппов очень любил свою супругу и одновременно очень ее боялся. Голубева, будучи женщиной весьма ревнивой, сразу же взяла его в руки. Она контролировала каждый шаг мужа и даже запрещала ему видеться с сыном и бывшей женой. Пыталась Антонина Георгиевна бороться и с его пристрастием к алкоголю, но все попытки оказались безрезультатными. Филиппов продолжал пить, превращаясь в настоящего алкоголика…

1950–е годы

С середины 50-х последовал новый взлет популярности Сергея Филиппова. Все началось с его Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров». Несмотря на резкие сатирические краски, его персонаж не изображен злодеем, не превращен в символ или карикатуру. Филиппов создал живого человека, наделенного жизненными чертами. Наглый, самовлюбленный, дурак Алмазов на каждом шагу подчеркивает свое превосходство над другими. Но его, как и каждого, кто возомнит себя незаменимым в этой жизни, ждал бесславный конец.

Вторая половина 50-х – это время когда Филиппов безраздельно господствовал на комедийной сцене и пользовался огромной популярностью у зрителей: в те годы настоящих комиков было немного. Одна из самых ярких удач Сергея Николаевича - лектор «из Общества» в картине «Карнавальная ночь» . Несколько мгновений присутствовал на экране лектор «из Общества» - Сергей Филиппов, а перед зрителем возникал незабываемый образ живого человека с ясной и подробной биографией, человека, далекого от современности, от науки, жалкого невежды, превратившего свою интересную профессию в унылое ремесло. Он произносил очень мало слов. Но с помощью тонко разработанной мимики и жестов Филиппов передал неизмеримо больше того, что было отпущено актеру по тексту.

Невозможно не вспомнить еще одну работу артиста. В фильме «Девушка без адреса» он сыграл начальника конторы Василия Никодимыча Комаринского. Перед нами очередной «пустобрех», уверенный в своей необходимости и незаменимости и рассуждающий о «своевременности оборачиваемости поступающих директив своевременно и точно в свое время» в его конторе. Зато в домашнем кругу он превращается в подкаблучника Масика. Помните его фразу, обращенную к жене: «Масик хочет водочки» .

Последние роли

Судьба комедийного артиста зависит от развития комедийной драматургии. У Филиппова были годы, когда он не сыграл ни одной роли в кино. На репертуаре Филиппова, не пренебрегающего короткими сценками и эпизодами, отразилось и потребительское отношение к его творчеству иных кинематографистов, которые использовали его дарование как «острую приправу к пресному блюду».

Так возникали на экране многочисленные варианты шоферов, разновидности милиционеров, швейцаров, жуликоватых администраторов, подвыпивших граждан. Но и каждому из этих персонажей гениальный актер стремился придать живые человеческие черты. И ему всегда это блестяще удавалось. А если при этом еще актера не стесняли узкие рамки роли, то все убеждались в его широких возможностях.

В 1965 году Сергей Николаевич Филиппов перенес тяжелую операцию по удалению опухоли мозга. Но болезнь, казалось, не повлияла на его работоспособность - он продолжал много сниматься в кино. Чего стоит только Киса Воробьянинов в комедии «Двенадцать стульев». Именно после этой работы актеру вскоре было присуждено звание народного артиста РСФСР.

70-е годы подарили нам также незабываемого шведского посла в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», требующего у царя «Кемску волость». Запомнились и роли Филиппова фильмах: «Не может быть!» и «Табачный капитан».

В 1980-е годы актер из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься. Однако достойны упоминания такие его работы, как роль Хювяринена в комедии