Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Общественная (социал-демократическая) модель социального государства: проблемы и решения. Либеральная (американо-британская) модель Достоинства и недостатки либеральной модели

Теоретическое задание

Основные модели социального государства, их различия

Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

Особенности социального государства в том, что оно, регулируя экономическую и другие сферы общественной жизни, акцент делает на проведении социальной политики. Существует несколько моделей социального государства.

1) «Либеральные» (европейская; англо-саксонская; восточно-азиатская).

Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована, основными субъектами социальной политики являются граждане, семья и различные негосударственные организации - социально - страховые фонды и ассоциации третьего сектора.

Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Поэтому при реализации данной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий, например, прямую зависимость между размерами страховых взносов и объемом и стоимостью социальных услуг, получаемых в системе социального страхования, а не принцип солидарности, предполагающий перераспределение доходов от одного лица в пользу другого.



При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственной социальной политики, например, негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных способов повышения гражданами своих доходов.

Основным достоинством либеральной модели является ориентация на раскрытие способностей членов общества (прежде всего к производительному и творческому труду) в интересах не лимитируемого государством роста уровня их потребления и частичное перераспределение ресурсов в интересах социальной поддержки нуждающихся в ней граждан. Граждане, постоянно участвовавшие своими взносами в системах обязательного социального страхования (прежде всего пенсионного), уровень доходов при наступлении страховых случаев (например, достижении пенсионного возраста) снижается незначительно. Следствием экономической и социальной самореализации граждан является независимость большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

Недостатки этой модели проявляются в существенных различиях между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан; величинах социальных выплат, осуществляемых из государственного бюджета, с одной стороны, и систем социального страхования - с другой стороны. Эти различия для различных категорий людей имеют место и в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.

Важным моментом либеральной модели социальной политики является закрепление в индивидуальном и общественном сознании чувства высокой личной ответственности за свое социальное благополучие и отношение к государству не как к единственному источнику социальных благ, а как к гаранту своих прав и свобод.

2) «Эгалитарные» (скандинавская, советская).

Принятие в рамках корпоративного общества и социального государства законов о минимальной заработной плате, о социальном страховании рабочих в случае безработицы, о социальном обеспечении нетрудоспособных и наиболее бедных слоев общества предопределили отход от рыночной справедливости и рыночной модели распределения доходов к эгалитарной модели их распределения. Как известно, наиболее крайняя форма уравнительной справедливости, трактуемая как установление полного равенства, ведет к снижению трудовой и предпринимательской активности и как следствие этого к социальному иждивенчеству.

Это объясняется тем, что основное место в реализации уравнительной (статичной) модели распределения доходов отводится системе прогрессивного налогообложения, которая в сочетании с организацией программы трансфертных платежей является инструментом по выравниванию уровня доходов населения.

Эти модели социальной политики сгруппированы по трем типам социальной политики:

- «институциональному» (англо-саксонская и восточно-азиатская модель),

- «программному» (европейская модель);

- «структурному» (скандинавская, советская модель).

В Европе сложилось два типа стран, принципиально различающихся соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ.

К первому типу относятся страны с социально ориентированной рыночной экономикой, где бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны и основными каналами перераспределения являются государственные частные (т.е. находящиеся под государственным контролем) социально-страховые фонды. К таким странам относятся Германия и другие государства.

Ко второму типу относятся страны так называемого рыночного социализма, в которых значительная часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, а основным каналом перераспределения является бюджет (например, Швеция).

Определение 1

Социальная политика – это комплекс мероприятий, которые направлены на достижение благосостояния общества, улучшение жизнеобеспечения российских граждан, а также на обеспечение социальной стабильности в социуме.

Социальная политика может реализовываться по следующим направлениям: обеспечение социальной защиты и социальных гарантий граждан, стимулирование полной занятости граждан, партнерство на социальном уровне, защита национального здоровья и дифференциация доходов. На сегодняшний день в государстве формируется эффективная социальная политика, которая направлена на защиту социально уязвимых групп населения и граждан в целом.

Обзор основных моделей социальной политики

История прошлого столетия открыто продемонстрировала, что государственные идеи касаемо социального механизма могут быть принципиально различными. В развитых государствах с рыночной экономикой в послевоенные годы сформировались различные модели и механизмы реализации социальной политики.

Консервативная модель социальной политики (институциональная, континентальная европейская) имеет основное центральное направление – особое внимание уделяется страхованию и рынку. Данная модель базируется на принципе тех достижений, где трудовая деятельность определяет будущее социальное обеспечение, а вот социальные услуги в данном случае государство не реализует. При консервативной модели социальной политики сложности могут возникнуть у тех групп населения, которые не имеют страховки и не являются занятыми профессиональной деятельностью, поскольку уровень налогового распределения в данном случае очень мал. Граждане вынуждены рассчитывать только общественную помощь и региональные благотворительные учреждения. При этом страховые взносы работника и бюджетные отчисления на социальные мероприятия равны. Основными инструментами перераспределения являются частные и государственные социально-страховые фондовые организации. Консервативная модель социальной политики активно используется в Германии, Австрии, Франции и Бельгии.

Социал-демократическая модель также носит название нордической или скандинавской. Основным ее принципом социальной защиты и обеспечения является универсальность. В соответствии с ее политикой, все граждане имеют право на социальное обеспечение и страхование, которые реализуются через государственный бюджет. Государственные налоги, реализуемые через розничные услуги, имеют косвенный характер, прямым налогом облагаются только доходы. Социал-демократическая модель базируется на таких принципах:

  • независимо от производительности и возрастной категории, все граждане имеют одинаковую ценность;
  • социальная поддержка и помощь реализуется в добровольном порядке;
  • социальная защита должна охватывать все сферы жизни и быть непрерывной;
  • социальное обеспечение должно выравнивать социальные условия всех категорий населения.

Данная модель активно используется в политике таких государств, как Дания, Швеция, Финляндия и Норвегия.

Либеральная модель социальной политики рассматривает рынок, как основной инструмент для организации взаимодействия между людьми. Данная модель предусматривает социальную защиту остаточного типа, когда люди могут существовать в обществе и без социального обеспечения. Государство в данном случае несет ограниченную ответственность за социальное обеспечение населения. Из-за такого характера финансирования реализация либеральной модели зависит от большого уровня неформальной и добровольной помощи. Данная модель применяется в Англии, Великобритании, США и Ирландии.

Католическая модель основана на принципе вспомогательности, в соответствии с которой ближайшая инстанция обязана решать все проблемы. В данном случае ближайшей инстанцией является человек. И если он не может помочь себе самостоятельно, то он обращается к своим родственникам и семье. Если и данные инстанции не смогут помощь, то следующим этапом будет община, включая гражданские организации и церковь. Если это не окажет помощи, то человек может обратиться к услугам страхования. Последней инстанцией в католической модели является государственный сектор.

Замечание 1

Можно подытожить, что скандинавская и социал-демократическая модель являются улучшенными вариантами либеральной модели, а вот католическая – худшим вариантом консервативной модели социальной политики.

В соответствии с принципами организациями комиссия Европейского сообщества выделяет две главные модели социальной политики: «бевериджская» и «бисмарковская».

Идеей «бевериджской» модели является то, что любой гражданин имеет законное право на минимальную защищенность своего здоровья или же по причине сокращения доходов. В тех государствах, которые выбрали данную модель социальной политики, действуют системы страхованию по заболеваниям, а пенсионные структуры обеспечивают минимальные социальные выплаты всех пожилым гражданам независимо от их прошлой трудовой деятельности. Данные системы социального обеспечения финансируются через налоговую структуру из бюджета государства. В данной модели преобладает принцип солидарности нации.

«Бисмарковская» модель устанавливает связь между профессиональной деятельностью и уровнем социальной защиты. Права граждан на социальные выплаты обусловлены теми отчислениями, которые были выплачены на протяжении всей жизни, т.е. социальные выплаты трансформируются в страховые взносы. В данном случае социальная защита не зависит от бюджета государства.

Рисунок 1. Модели социальной политики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Классификация моделей социальной политики

В зависимости от типа базового процесса социальная политика подразделяется на такие модели:

  1. Социальная помощь. Данная модель социальной политики заключается в благотворительной поддержке малообеспеченных семей, а также нетрудоспособных и уязвимых граждан. В последние десятилетия в Российской Федерации реализован именно такой подход, который привел к снижению эффективности социального обеспечения и угасанию государственных социальных функций.
  2. Социальное попечительство. Данная модель заключается в компенсировании негативных социальных факторов, которые образовались по причине неравномерного социально-экономического развития. Основной целью данной модели является минимизация дифференциации на заявительной основе в уровне жизни граждан.
  3. Социальное страхование. Модель заключается в финансировании социальных услуг и выплат за счет страховых взносов работодателей и сотрудников предприятия. Основная идея данной модели – это формирование среднего класса и повышение ответственности граждан за свою жизнь и будущее.
  4. Социальное развитие. Данная модель социальной политики заключается в повышении основных критериев качества жизни – здоровья, занятости, образования, жилья, а также состояния окружающей природной среды. Основным направлением социального обеспечения в данном случае является организация различных акций, которые обеспечивают начальные возможности для самостоятельного обеспечения.

Социальная политика в зависимости от субъекта ответственности подразделяется на такие модели:

  1. Либеральная модель. Ее основным принципом является то, что личная ответственность каждого гражданина за свою жизнь, а также роль социальной помощи минимизирована. Финансовую основу в данном случае составляют частное страхование и сбережения.
  2. Корпоративная модель. Основная идея заключается в том, что ответственность за судьбу своего персонала несет организация, где работает данный гражданин. Корпорация стимулирует сотрудников к внесению трудового вклада в деятельность предприятия и предлагает различные страховые гарантии в виде частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и пенсионного обеспечения.
  3. Общественная модель. Данная модель социальной политики является перераспределительной, при которой за бедного платит богатый, за больного здоровый, за старого молодой. Основным институтом, который реализует данное распределение, является государство.
  4. Патерналистская модель. Финансовой основой данной модели являются средства государственного бюджета, в ней реализуются принципы равенства и доступности в потреблении социальных и материальных благ, благодаря этому обеспечивается высокий уровень социального выравнивания.

Социальная политика в зависимости от степени участия может подразделяться на такие модели:

  • благотворительная модель – средства на благотворительную помощь формируются из пожертвований в благотворительные и государственные фонды;
  • административная модель – осуществляется вмешательство государства в рынок и перераспределение доходов, что находятся под государственным контролем;
  • стимулирующая модель – в решении социальных проблем государство принимает косвенное участие (данная модель может реализоваться в ситуациях с высоким уровнем развития экономики, а также развитым рыночным хозяйством и инфраструктурой гражданского общества).

Ответ 4 (начало) Либеральная модель функционирует в таких странах, как США, Канада, Австралия и Великобритания. Исторически эта модель формировалась под влиянием либеральной трудовой этики в условиях преобладания рыночных отношений. Либеральная модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия, но отличается от консервативной по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т.е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с большими вложениями, приводящими, таким образом, к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи.

Таким образом, либеральная модель характеризует наименьшее вмешательство государства в рыночные отношения. В этой модели граждане удовлетворяют свои потребности через страховую защиту. Государство не вмешивается в этот процесс до тех пор, пока не наступает особая необходимость для этого, причем только ограниченными мероприятиями и ограниченное время. Помощь индивиду требует обязательной проверки нуждаемости. Государственные органы дают незначительные трансферты и существует социальная страховая система с низкими выплатами.

В странах с либеральной моделью поддерживается частная благотворительность через щедрое снижение налога для дарителя с подобными намерениями. За трудящимися остается право вести коллективные переговоры через представительные организации (профсоюзы) относительно последствий решений администрации и отстаивания интересов трудящихся.

Социальное страхование в США гораздо моложе континентального и началось с Закона о социальном страховании 1935 г. Толчком для его появления была драматическая ситуация во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда миллионы людей потеряли работу, а пособий по безработице не получали. Федеральный закон 1935 г. установил два вида социального страхования: пенсии по старости и пособие по безработице. США в 1948 году приняли закон о трудовых отношениях («закон Вагнера»). Так, администрация предприятия в случае сокращения производства или его модернизации может уволить работника без предупреждения или с минимальным периодом уведомления за 2-3 дня. При этом не учитывается ни стаж работы, ни квалификация работника.

Со временем закон обрастал дополнениями и поправками, вводящими новые формы страхования и расширяющими круг страхуемых: пенсии в случае утраты кормильца, медицинское страхование «Медикейд» и т.п. Сложились уровни, на которых действовали определенные виды страхования: например, страхование по инвалидности в результате производственной травмы или болезни действовало на уровне штатов, учитывая их специфику.


Сегодня в США существует ряд категорий занятых, не охваченных социальным страхованием. Это сельскохозяйственные рабочие, поденщики, работники предприятий, численностью менее 50 чел. 35 млн. чел вообще не имеют медицинской страховки. Учитывая, что возраст выхода на пенсию единый – 65 лет со стажем для полной пенсии 35 лет, многие не имеют полной пенсии.

Наиболее характерные черты модели:

· Минимальное вмешательство государства в рыночные отношения;

· Ограничение сферы государственного регулирования проведением макроэкономической политики;

Небольшой объем государственного бюджета в ВВП. Ответ 4 (конец)

Государственная социальная помощь, финансируемая не из бюджета, а из предварительно выплаченных взносов-страховок, начала развиваться в США параллельно со страхованием и достигла сейчас расцвета. Толчок к ее развитию был дан президентом Д. Кеннеди, а затем молодежным движением «зеленеющей Америки» (термин Ч. Рейча). Критерий для получения социальной помощи один – малообеспеченность, бедность. Точное число программ социальной помощи в США установить трудно, так как среди них есть федеральные, федерально-штатные, штатные и муниципальные. По оценкам, их около 8 тыс. Характерно, что критерии нуждаемости варьируются от штата к штату, а пособие ни по одной программе не дотягивает до прожиточного минимума. Зато каждый нуждающийся может получить помощь по нескольким программам сразу: муниципальное жилье плюс продуктовые талоны плюс медицинская помощь «Медикер» и т.п. Это позволяет с достаточной полнотой и гибкостью учитывать потребности разных групп клиентов, но приводит к многочисленные злоупотреблениям со стороны клиентов и ошибкам социальных работников в начислении пособий. В известной мере «играет на руку» недобросовестным просителям и отсутствие в США института прописки, что позволяет получать помощь в нескольких штатах одновременно. Так, власти Нью-Йорка недавно организовали работу целого отряда детективов, которые займутся проверкой условий быта клиентов и правильности оформления документов, выявлением нелегальных доходов. Содержание детективов обойдется городской казне в 50 млн. дол. в год, но их работа сохранит в городском бюджете примерно 250 млн.дол.

Либеральная (американо-британская) модель

Данная модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Поэтому иначе ее называют либеральной. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ОТВетственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства характерна для США, Великобритании и Ирландии.

Модель социальной защиты, используемая Великобританией и Ирландией, радикально отличается от немецкой. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству в 1942 г. Беверидж предложил организовать систему социальной защиты, во-первых, на принципе всеобщности (универсальности), т.е. распространить ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан, и, во-вторых, на принципе единообразия и унификации социальных услуг, что выражается в едином размере пособий, а также условий их выдачи. Условие «равные пособия за равные взносы» Беверидж считал социально справедливым, а потому в большинстве случаев соблюдался принцип равенства пенсий и пособий независимо от размера утраченного дохода. В основе этой модели лежала идея о том, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет неотъемлемое право на минимальную социальную заботу. Финансирование подобных систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из общего налогообложения. Так, семейные пособия и здравоохранение финансируются из госбюджета, а прочие социальные пособия - за счет страховых взносов наемных работников и работодателей.

Следует отметить, что внутри англосаксонской модели существуют некоторые различия. Так, в Великобритании бесплатные медицинские услуги оказываются всем гражданам независимо от уровня их дохода, а в Ирландии - только низкооплачиваемым. Обращают на себя внимание две особенности британской системы социальной защиты. Во-первых, отсутствие в ее рамках социальных, организационно оформленных институтов, занимающихся страхованием конкретных видов социальных рисков (старость, болезнь, безработица, несчастные случаи на производстве и др.). Все программы социального страхования образуют единую систему. Во-вторых, большая роль в обеспечении социальной защиты принадлежит государственным учреждениям, а также - в силу исторического развития - их тесная связь с частными страховыми программами. Существует единый фонд, который формируется из отчислений работников, работодателей и дотаций. За счет средств этого фонда формируется пенсионное и медицинское страхование, пособия по болезни и пенсии по инвалидности.

Особенностью британской государственной системы социальной защиты является то, что она не предусматривает отдельных страховых взносов, предназначенных для содержания конкретных страховых программ (пенсионного, медицинского страхования, пенсий по инвалидности и т.д.). Все расходы на финансирование этих программ покрываются за счет единого социального взноса, поступления от которого направляются на нужды определенной отрасли социального страхования.

Американская модель социальной политики базируется на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения в общественно-политической жизни страны.

Начало развитию современной системы социального обеспечения в США было положено принятием президентом Ф. Рузвельтом фундаментального закона о социальном страховании. Толчком для его появления была драматическая ситуация во времена Великой депрессии, когда миллионы людей потеряли работу, а пособий по безработице не получали. Закон 1935 г. установил два вида социального страхования: пенсионное по старости и пособие по безработице. Со временем закон обрастал дополнениями и поправками, сложились уровни, на которых действовали определенные виды страхования.

Социальное обеспечение в США признано важнейшим приоритетом общества. Здесь считается, что ответственность за социальное обеспечение должна быть разделена между частными компаниями и государством. Частные компании должны заботиться о своих работниках, а государство - поддерживать нуждающихся в целом. Государство отвечает за предоставление минимального уровня помощи, а также за его широкую доступность. Бизнес предоставляет социальные услуги (пенсии, пособия) в более высоком объеме и лучшего качества.

Единой общенациональной централизованной системы социального обеспечения в США не существует. Она образуется из разного рода программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штатов, либо совместно федеральными органами и органами власти штатов. Отдельные программы принимаются также местными властями. Государственное социальное обеспечение в США включает две сферы - социальное страхование и социальное вспомоществование. Социальное страхование предусматривает пенсии по старости, пособия по безработице, медицинскую помощь престарелым и другие статьи. Эта сфера забирает львиную долю социальных расходов государства. Программы социального страхования охватывают основную часть американцев.

Вторая сфера государственного социального обеспечения - социальное вспомоществование. Это выплаты тем, кто по причине бедности освобожден от налогов («пасынки бюджета»). Программы социального вспомоществования предусматривают материальную помощь матерям-одиночкам, медицинскую помощь бедным, выдачу продовольственных талонов, жилищные пособия, бесплатное отопление, установку кондиционера, завтраки для детей в школах и т.д. Всего существует 180 подобных программ.

Активная социальная политика американского государства обеспечила высокую квалификацию рабочей силы. 90% американцев, занятых в экономике, имеют среднее и высшее (включая незаконченное) образование. В 1990-х гг. администрация Клинтона провозгласила повышение уровня образования постоянной функцией на протяжении жизни человека. Это необходимо в условиях непрерывной технологической революции. Не случайно США остаются лидером в самых перспективных технологиях. В свою очередь, экономический рост расширял возможности для социальной защиты граждан. Свыше 80 млн американцев регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования.

Государственная социальная помощь, финансируемая из бюджета, а не из предварительно выплачиваемых взносов-страховок, начала развиваться в США параллельно со страхованием и достигла сейчас расцвета. Критерий для получения социальной помощи один - малообеспеченность, бедность, но критерии варьируются от штата к штату.

Основным адресатом социальной помощи является семья. Основной критерий получения материальной поддержки - бедность, т.е. доход ниже официально установленного прожиточного минимума на члена семьи. Основным видом помощи малоимущим семьям в США является пособие на детей. Особенностью социальной политики США является преобладание «натуральных» видов помощи нуждающимся над денежными. Это могут быть, например, талоны на питание, которые включают покупку только пищевых продуктов (за исключением корма для животных, алкоголя, табака и импортных продуктов). Страхование является строго персонифицированным.

Одна из них - либеральная модель. Либеральная модель рассматривает рынок как наиболее эффективную сферу организации взаимодействия людей, на основе частной собственности и свободы предпринимательства. Высокий уровень жизни обеспечивается в основном за счет двух источников: трудовых доходов и доходов от собственности, отсюда вытекает довольно значительная дифференциация доходов по их величине.

Предполагается, что люди могут существовать в обществе и без социального обеспечения. Выплачиваемые пособия должны быть не высокими, чтобы не подавлять «склонности» к труду. Одновременно на правительства возлагается определенная ответственность за социальное обеспечение граждан, которая реализуется преимущественно в виде социальных программ. Такая модель используется в США, Англии и других странах.

Либеральная модель имеет свои достоинства. С одной стороны, она формирует сильную личность, способную противостоять жизненным трудностям. С другой - эта модель безжалостна: нищий, например, здесь является жертвой собственной лености и безнравственности.