Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Одна женщина у разных художников серебряного века. Щедрая благотворительность – русский стиль Евфимия рябушинская

Двухэтажный особняк по улице Малая Семеновская, 1, строение 1 был поднят в 80-х годах девятнадцатого столетия на каменном фундаменте стоявшего здесь тогда деревянного дома. Заказчиком стал тогдашний владелец - купец-старообрядец Василий Дмитриевич Носов.

Архитектурный проект был составлен московским зодчим Петром Павловичем Щеголевым.

После свадьбы сына и наследника Василия Васильевича, который взял в супруги Евфимию Рябушинскую, Носов-старший переселился во вновь отстроенный в этих владениях деревянный усадебный дом по нынешней , оставив бывшее свое жилище молодым. Разделил он пополам и обширный сад.

Настоящей хозяйкой в семье и доме стала Рябушинская, которая начала переделывать купеческий особняк в некий изысканный салон «серебряного века». Она с необычайной энергией принялась менять внутреннее убранство и внешний декор, привлекая к сотрудничеству известных в то время архитекторов и художников.

С тех самых пор, с 1910-х годов, здание не претерпело больше никаких изменений.

По чертежам Ивана Жолтовского внутри дома на улице Малой Семеновской, 1 был оформлен парадный, отделанный мрамором, зал, украшением которого стали огромные зеркала и колонны коринфского ордера.

Настенную роспись парадной столовой был приглашен выполнить в 1911 году художник Валентин Александрович Серов, для чего им было изготовлено 29 эскизов, отражающих тему «Диана и Актеон». К сожалению, внезапная смерть не позволила мастеру довести начатое до конца, а потому Носова-Рябушинская привлекла живописцев Сергея Юрьевича Судейкина и Николая Николаевича Сапунова.

Парадная лестница городского особняка была оформлена в период с 1912 по 1913 годы Мстиславом Валериановичем Добужинским. Интересно, что живописец вначале был отправлен Евфимией Павловной в Италию, где он должен был ознакомиться с росписями флоренцийского дворца, принадлежавшего некогда Козимо Медичи, а уже потом приступить к выполнению подобного, но уже в ее доме.

Интересно, что фреску Добужинского в 1940 году заклеили бумагой, поверх которой наложили слой краски. Открыли шедевр лишь в 70-х годах прошлого века и пришли в изумление от того, как он хорошо сохранился.

Именно по окончании этой работы усадебный дом Носовых москвичи стали называть меж собой «дворцом Козимо Медичи».

Осенью 1917 года хозяйка, наслышавшись о реквизиции, проводимой большевиками, все художественные ценности передала в дар Третьяковской галерее, а сам собралась и выехала за границу.

Евфимия Павловна Носова (ур. Рябушинская; 8 августа 1881, Москва - 26 августа 1976) - коллекционер начала ХХ века.

Родилась в семье московского промышленника и общественного деятеля Павла Михайловича Рябушинского, сестра Михаила, Николая и Степана Рябушинских. В начале 1900-х гг. вышла замуж за Василия Васильевича Носова, одного из владельцев известной в Москве суконной фирмы.

Как и её братья, стала собирать художественную коллекцию. Особняк Е. П. Носовой стал одним из художественных центров Москвы, где устраивались литературные вечера, театральные представления, вернисажи с участием поэта Кузмина, художников Судейкина, Сомова, Добужинского и других. Часто позировала для своих портретов.

«Она была типичной представительницей меценатствующего московского капитализма, - вспоминал ее племянник Ю. А. Бахрушин. - Окруженная поэтами-символистами и художниками-„мирискуссниками“, она „рассудку вопреки, наперекор стихиям“ превращала памятный мне по детству старый носовский дом на Введенской площади во дворец Козимо Медичи».

После 1917 г. эмигрировала. Еще до отъезда самые ценные картины сдала на временное хранение в Третьяковскую галерею и в Театральный музей им. А. А. Бахрушина (позже также переданы в ГТГ). Похоронена на римском кладбище Кампо-Верано (RE, в стене против R4, 23).

В искусстве

    На портрете Константина Сомова

    В бюсте Анны Голубкиной

    На портрете Н. Феофилактова

Рассказывают, что своим появлением Особняк В. Д. Носова обязан Евфимии Павловне Рябушинской, которая, выйдя замуж за единственного сына текстильного фабриканта, обосновалась в особняке на Введенской площади (это здание сохранилось и находится на том же земельном участке справа и выше особняка, за подпорной стенкой), интерьеры которого сразу подверглись переделкам по ее вкусу под руководством архитектора Жолтовского и петербургского художника Мстислава Добужинского. В советское время в здании устроили краеведческий музей, а теперь банк. Он называется "Особняк Носовой". По слухам, именно бурная деятельность невестки, похоже, так подействовала на свекра, что он был вынужден оставить старый дом молодым, а себе заказал у арх. Кекушева шале в стиле франко-бельгийского, раннего, модерна в дереве.Хотя возможно, что все это досужие сплетни. Свадьбу Рябушинская и Носов-младший сыграли в 1910 году, а новый особняк Носов-отец заказал Кекушеву в 1903.

02 В кабинете особняка на 2-м этаже висит копия работы художника Константина Сомова: "Портрет Е.П.Носовой", 1911 г, (оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее). В 1910 году, в дни, когда Сомов приехал в Москву и приступил к работе над портретом Евфимии Павловны Носовой, он писал в письмах: «Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым взглядом и очень нарядная, хорошего вкуса при этом». Евфимия Павловна была дочерью одного из Рябушинских, знаменитых купцов и промышленников в третьем поколении, прямых участников во главе с архитектором Шехтелем в развитии Русского модерна. А ее портрет работы Сомова попал в Третьяковскую галерею вместе с ее коллекцией, куда она передала в 1917 году на хранение. В ее коллекции были картины Рокотова, в то время вовсе всеми забытого, Боровиковского, Кипренского, Венецианова.

03 Рядом висит еще один портрет Е.П.Носовой работы Александра Яковлевича Головина,1916 год (Оригинал хранится в Государственном Историческом музее)

04 Особняк располагается на шумной улице, в промышленном районе Москвы, спрятавшись между бесконечными зданиями Электрозавода.

05 Но зайдя во внутренний дворик не слышно ничего кроме пения птиц.

06 В наши дни в доме Носова располагается хранилище Российской Государственной Юношеской Библиотеки.

07 Также здесь открыт Историко-культурный центр для молодежи. В его структуре - отдел изданий по музыке с огромной фонотекой.

08 Старообрядцы братья Носовы — основатели суконно-шерстяной фабрики на берегу Хапиловки — были простыми ткачами. В 1829 г., основали на берегу Хапиловского пруда небольшую фабрику, выпускавшую драдедамовые платки. Браться сами ткали, красили и сушили платки, а жены их делали бахрому. К 1880 году на фабрике работали более 1000 человек. Главой дела в продолжение многих лет был сын одного из основателей - Василий Дмитриевич Носов. Именно он заказал себе у архитектора Л. Н. Кекушева новый особняк в модном стиле «модерн», который и был выстроен по соседству на берегу речки Хапиловки в 1903 году.

09 Дом Носова исполнен в манере загородных дач с пристроенной с трех сторон верандой.

10 В декоративной отделке используются фигурные козырьки и фигурные резные обрамления.

11 Любящий все новое В.Д. Носов задумал свой дом со всеми достижениями комфорта того времени: водяным отоплением, горячей и холодной водой. Вместе с тем, дом строился не каменный, а деревянный - для того, чтобы в нем был более здоровый воздух, лучше сохранялось тепло. И кстати, это единственное в Москве деревянное здание в стиле модерн.

12 Задний двор, на котором так хорошо слушать птиц.

13 Замечательны окна в стиле модерн.

18 Ее украшает орнамент Абрацемской резьбы по дереву.

19 Мотивы его можно проследить на вентиляционных решетках особняка.

Малая Семёновская улица

Малая Семёновская улица находится на востоке Москвы в районах Соколиная Гора и Преображенское: между площадью Журавлёва и улицей Измайловский Вал.

Своё название улица получила в XIX веке по бывшему селу Семёновское.

Малая Семёновская улица начинается от Электрозаводской улицы и площади Журавлёва и проходит на восток параллельно Большой Семёновской, справа к ней примыкают Нижний Журавлёв переулок, Барабанный переулок, Медовый переулок, Мажоров переулок и Семёновский переулок, слева- напротив Медового переулка- улица Девятая Рота.
Заканчивается Малая Семёновская упираясь в улицу Измайловский Вал примерно напротив Ткацкой улицы.

Совершенно недавно гуляя по этой улице я проверяла наличие тех зданий, которые чудом сохранились с прошлого времени и представляют исторический интерес. Особенно меня поразил дом купца Егорова, который стоит до сих пор целый и невредимый. Деревянная постройка с необыкновенно красивыми лепными наличниками на окнах. А вот салон Рябушинской, о котором далее пойдёт речь, совершенно ни то что не узнать, его просто не видно за крепким металлическим забором какой-то серьёзной организации.

Итак, богатое своей историей здание на Малой Семёновской улице, дом 1 это особняк В.Д.Носова широко известный в Москве как салон серебряного века Евфимии Павловны Носовой (урожденной Рябушинской).

С начала 1880-х годов участок земли между Лаврентьевской (с 1929 года часть Электрозаводской) и Малой Семёновской улицами принадлежал Василию Дмитриевичу Носову- купцу 1-й гильдии, потомственному почётному гражданину Москвы, владельцу расположенной по соседству фабрики Промышленно-Торгового товарищества Носовых, славившейся качеством своей текстильной продукции: платками, пуховыми одеялами и сукном для обмундирования.

Когда единственный сын Носова Василий женился в 1902 году на Евфимии Павловне Рябушинской- дочери П.М.Рябушинского, и вскоре поселился с женой в главном доме усадьбы Василия Дмитриевича, вероятно пришло решение о строительстве нового дома.
Это предположение подтверждается и воспоминаниями внука В.Д.Носова, Ю.А.Бахрушина, который писал: «…когда дядя женился, дед мой Носов выстроил себе новый деревянный дом, а старый особняк на Введенской площади подарил сыну».

Облик особняка (помимо архитектора, конечно) по-видимому определяла жена сына В.Д.Носова Евфимия Павловна. Она была из семьи Рябушинских и близка к кругам художественной интеллигенции.
К выбору Василия семья Носовых отнеслась скептически по той причине, что якобы «за купцами Рябушинскими шел шлейф скандала». Но сын сумел настоять на своем, и красавица Евфимия вскоре на правах его законной супруги поселилась в особняке на Малой Семеновской, № 1. Она сразу показала, кто в доме хозяин: энергичная Евфимия Павловна полностью поменяла интерьеры дома и велела пристроить к нему левое крыло. Особняк стал более комфортабельным, оснащенным водяным отоплением, горячей и холодной водой…
В своём доме она устроила художественный салон, где ставились пьесы А. Толстого и М. Кузмина.
Портреты хозяйки дома писали К.А. Сомов и А.Я. Головин, ее скульптурный бюст лепила А.С. Голубкина.

В коллекции русской живописи Е. П. Носовой были картины Рокотова, Боровиковского, Венецианова, Кипренского. По примеру П.М. Третьякова, Евстафия Павловна собиралась со временем передать коллекцию городу, а сам дом сделать своеобразным музейным экспонатом.
Архитектор И.В. Жолтовский построил в особняке парадный столовый зал, три стены которого должен был расписывать В.А. Серов. Эскизы росписи, по отзыву И.Э. Грабаря, изобиловали «чудесными деталями и хитроумными выдумками», которые к огромному сожалению воплощены не были – художник вскоре скоропостижно скончался.

Для отделки парадной лестницы Е.П. Носова пригласила М.В. Добужинского.

Е.П.Носова коллекционировала русскую живопись XVIII - начала ХIХ вв. Осенью 1917 г., после совершения Октябрьской революции, передала ее на временное хранение в Третьяковскую галерею, где и сохранилось собрание шедевров.
После революции Е.П. Носова уехала за границу и дожила там до преклонных лет.
После революции национализированный особняк Носовой подвергался не раз переделкам, утратив часть росписей, декоративное оформление залов и лестниц, но внешне дом сохранился в основном в том виде, каким он был при Е.П.Носовой.
Здание является объектом культурного наследия федерального значения.

На фото особняк В.Носова. Слева картина А.Я. Головина "Портрет Е.П. Носовой" 1914г., справа- К.Сомов" Портрет Е.П.Носовой"

P.S.При подборке материала использованы статьи, сведения, фотографии из интернета без обязательной ссылки на источники. Приношу огромную благодарность авторам.

Этот портрет, который я очень люблю, находится в Третьяковке. На нем изображена Евфимия Павловна Носова, урожденная Рябушинская.

Говорят, художник страшно мучился, заканчивая его, поскольку к тому моменту "совершенно изменился к своей модели". Самому Сомову Ефимия, которая была дамой с характером, вроде бы не досаждала, но при нем ругалась с коллегой Судейкиным и другими живописцами, которые расписывали ее дом. И творческая душа не вынесла. Считается, что Носова здесь одета в платье работы знаменитого российского модельера Надежды Петровны Ламановой. Что вполне логично. Ламанова была одной из самых востребованных и знаменитых фигур мира моды своего времени, а Носова была, как бы сейчас сказали, светской дамой и иконой стиля. В чем же еще позировать на парадном портрете? К слову, платье, на мой взгляд, совершенно потрясающее.

В от несколько работ великолепного модельера дореволюционного периода и 1920-х годов

И еще одна работа Ламановой на знаменитом полотне - портрет великой актрисы М.Н. Ермоловой в платье ее работы. Это Серов


Евфимия Носова была представительницей последнего российского поколения семьи известных промышленников, предпринимателей Рябушинских. Среди ее 8 братьев был Степан Павлович, владелец знаменитого особняка Рябушинского, он же музей М. Горького на Малой Никитской, ученый-специалист по аэродинамики и гидродинамики Владимир и покровитель искусств Николай Павлович, сам художник, оказывавший поддержку журналу "Золотое руно" и обществу "Голубая роза". В бывшей молельне особняка, к слову, есть замечательная эскпозиция, посвященная этой семье. На самом деле сестер Рябушинских, доживших до совершеннолетия, было пять, но только Евфимия сумела тягаться в известности, блеске со своими знаменитыми братьями. А по части эксцентричности, вероятно, и провосходила их. Хотя может дело в том, что она просто была женщиной, а с них и сейчас зачастую спрос другой.

Это фрагмент еще одного портрета Носовой работы А.Я. Головина, на сей раз, конного

А вот эксцентричная москвичка в мраморе работы А. С. Голубкиной.

Евфимия Павловна была замужем за сыном суконного короля Василием Васильевичем Носовым. К сожалению, фотографий четы найти не удалось. Она коллекционировала русский портрет 18 - первой половины 19 веков, собиралась оставить свое собрание Третьяковской галерее. Умерла Носова в эмиграции в возрасте 89 лет.