Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Частичное приостановление операций по счету. Теперь можно легко проверить расчетные счета любой компании

Модуль 3 из книги "Как спасти свой бизнес? Руководство к действию для мелких и средних предпринимателей" * .

Итак, давайте сначала разберемся в сути проблемы. Операции по расчетному счету организации или индивидуального предпринимателя могут быть приостановлены, в случае если, например вы на десять дней задержали сдачу налоговой декларации или не заплатили своевременно какой-либо налог, сбор, штраф или пени. Это право дает налоговой инспекции ст. 76 «Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей» Налогового Кодекса РФ.

Однако операции по счету блокируются не полностью денежные средства на него можно зачислять, но расходовать их организация или индивидуальны предприниматель уже не может. Исключение, согласно статьи 855 «Очередность списания денежных средств со счета» Гражданского Кодекса РФ, составляют лишь те случаи, когда организация перечисляет денежные средства:

На возмещение вреда жизни и здоровья;

На алименты;

На выплату заработной платы сотрудникам, работающим по трудовому договору;

На отчисления во внебюджетные фонды и др.

Операции могут быть приостановлены по текущим рублевым и валютным счетам. Ссудные и депозитные счета не могут быть арестованы налоговой инспекцией.

Кроме налоговой инспекции операции по счету могут приостановить согласно статьи 46 «Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках» Налогового Кодекса РФ таможенные инспекторы. Однако они могут это сделать лишь, если у организации есть недоимка по уплате таможенной пошлины.

Сама процедура приостановки операции по расчетному счету отличается в зависимости от того, на каком основании она проводится. Как уже говорилось тут возможно два варианта:

1. У организации или индивидуального предпринимателя есть недоимка по налогам. В этом случае сотрудники налоговой инспекции сначала должны направить организации (индивидуальному предпринимателю) требование об уплате налога и пеней. В данном требовании дожжен быть указан срок в течении которого необходимо погасить задолженность.

В случае если организация (индивидуальный предприниматель) этого не сделает, сможет принудительно взыскать деньги с расчетного счета. Для этого налоговая инспекция в течение не более 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога вынесет решение о взыскании недоимки. Одновременно с этим решением выносится и решение о приостановлении операций по расчетному счету. Это делается, для того чтобы вы не успели перевести деньги со своего счета, до того как банк спишет с него причитающуюся бюджет сумму.

В этом случае налоговая инспекция отменит свое решение только после того как вы полностью погасите задолженность и предоставите подтверждающий документ: инкассовое или с отметкой банка об исполнении.

2. Организация или индивидуальный предприниматель более чем на 10 дней опоздал со сдачей налоговой декларации. В этом случае никаких требований организации (индивидуальному предпринимателю) налоговая инспекция не направляет. Инспекция выносит решение о приостановлении операции по вашему расчетному счету, направляет его в банк и одновременно передает вам под расписку или по почте с уведомлением.

Если вы столкнулись со второй ситуацией, то ее исправить не сложно. Достаточно лишь предоставить в налоговый орган декларацию и на следующий день операции по вашему счету будут разблокированы. При этом также будет необходимо заплатить штраф за просрочку предусмотренный ст. 119 «Непредставление налоговой декларации» Налогового Кодекса РФ.

После того как вы получили решение о приостановление операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на два исключительно важных момента:

Решение должно быть подписано руководителем или его заместителем той налоговой инспекции, которая направляла требование об уплате налога;

Решение должно быть вынесено одновременно с инкассовым поручением банку перечислить в бюджет налог из средств находящихся на расчетном счете организации (индивидуального предпринимателя).

В случае если одно из этих правил не соблюдено, то операции по счету приостановлены незаконно, однако доказывать это придется в суде.

В числе наиболее распространенных оснований для обжалования решения налоговой инспекции о приостановлении операций по расчетному счету следует выделить:

Организация (индивидуальный предприниматель) не получила требования об уплате налога;

Решение о приостановлении операции по расчетному счету вынесено позже решения о взыскании налога;

Решение о приостановлении операций по расчетному счету вынес сотрудник налоговой инспекции, который не обладает правами на это;

Организации (индивидуальному предпринимателю) заблокировали счет до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;

У организации (индивидуального предпринимателя) нет задолженности по налогам;

Решение о взыскании недоимки вынесено позже 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

Отсутствие важных реквизитов в частности суммы недоимки и пеней, название налога, по которому есть задолженность, период за который необходимо сдать налоговую декларацию в решении о взыскании налога и о приостановлении операций по расчетному счету.

В этих случаях вы вправе обратиться в арбитражный суд и, как правило, решение налоговой инспекции признается недействительным.

Также бывают случаи, когда организация (индивидуальный предприниматель) имеет лишь незначительную задолженность по налогам и при этом налоговая инспекция уже уведомляет о приостановке операций по расчетному счету. В таком случае арбитражный суд также может поддержать организацию и вынести решение в ее пользу с формулировкой «вина организации несоразмерна мере ответственности».

Поэтому не бойтесь обращаться в судебные инстанции, особенно тогда когда уверены в своей правоте. Проблема заключается лишь в том, что судебные разбирательства, как правило, длятся не один месяц и организация не может остаться без расчетного счета на столь длительное время.

Если вы попали в такую непростую ситуацию, то можно рекомендовать предпринять следующие действия:

1. Открыть новый счет в новом банке. Это не запрещено законодательством, и банк не потребует от организации каких-либо справок из налоговой инспекции. Дальнейшие действия будут следующими банк в течение 5 дней уведомит налоговую инспекцию, в которой организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете, а та в свою очередь вынесет решение о приостановлении операций уже по новому расчетному счету. Однако у вас будет достаточно времени для проведения всех нужных операций. Правда стоит отметить и существеннейший недостаток такой схемы: дело в том, что такие действия налоговая инспекция, как правило, расценивает как уклонения от уплаты налогов, что в свою очередь грозит возбуждением уголовного дела по статье 199 Уголовного кодекса РФ. Этого не произойдет в случае если вы сможете доказать, что погашение задолженности перед бюджетом приведет к банкротству организации.

И еще если вы не уведомите налоговый орган об открытии нового расчетного счета в течение 7 дней, то вас ожидает штраф в размере 5 тысяч рублей, согласно 118 НК РФ.

2. В продолжение первого пункта отметим, что в нашем налоговом законодательстве есть так называемые «пробелы». Так банку в случае приостановления операций по расчетному счету запрещается перечислять средства со счета налогоплательщика на счет другого налогоплательщика. При этом нет запрета на перечисление средств на другой счет того же налогоплательщика. Следовательно, если организация, предприниматель откроет другой , то сможет на него перевести денежные средства с арестованного счета. А дальше пока новый счет не заблокирован осуществить, необходимы операции. О дальнейших вплоть до уголовных последствиях мы уже говорили.

3. Есть еще один способ вывода средств с заблокированного расчетного счета – это выдача денежных средств клиенту по чеку. Эта операция признается исполнением банком иного платежного поручения, которое имеет в соответствии с законодательством преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет.

3. Производить расчеты наличными средствами. Налоговое законодательство это не запрещает, однако указание Центрального банка от 14 ноября 2001 года №1050-У ограничивает сумму расчетов наличными средства по одной сделке в 60000 руб. Если ваши расходы не превышают этого предела, то это, пожалуй, оптимальный выход из ситуации. Также это ограничение можно обойти, разбив сделку на несколько договоров, использовать в расчетах векселя, бартер.

4. Получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов. Они могут быть предоставлены на срок от одного до двенадцати месяцев. Отсрочка подразумевает полное погашение суммы в конце периода, рассрочка поэтапное погашение в течение этого периода.

Однако налоговая инспекция очень неохотно предоставляет такие разрешения и лишь в строго определенных законодательством случаях (ст. 64 Налогового Кодекса РФ):

Угроза банкротства;

Ущерб, причиненный организации (индивидуальному предпринимателю) стихийным бедствием;

Сезонный характер производства и реализации товаров (работ, услуг);

Прекращение и задержка финансирования из бюджета или оплаты госзаказа и другие случаи.

Практика показывает, что перенести срок уплаты налогов, как правило, получается в основном крупным предприятиям и то по местным налогам.

Вот пожалуй и все, что тут можно Вам посоветовать!

* Мансуров Р.Е. «Как спасти свой бизнес? Руководство к действию для мелких и средних предпринимателей » / Изд-во Салон-Пресс, М., 2012 г. –

Приостановление операций по счетам налогоплательщика - это прекращение банком всех расходных операций по счетам организации или ИП (п. 1 ст. 76 НК РФ). Банк перестает проводить операции на основании решения, полученного от налогового органа. При этом налоговая должна передать сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщику, направив ему копию решения не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения (п. 6 ст. 6.1 , п. 4 ст. 76 НК РФ). Кстати, с тем же успехом ИФНС может выдать «распоряжение» на блокировку счета налогового агента, плательщика взносов или плательщика сбора (п. 11 ст. 76 НК РФ).

Основанием для вынесения решения о приостановлении операций по счетам может быть:

  • непредставление налогоплательщиком декларации, срок подачи которой был пропущен, в течение 10 рабочих дней после срока (п. 6 ст. 6.1 , пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). За непредставление расчета по авансовому платежу, а также расчета по страховым взносам счет не заблокируют (Письма ФНС от 11.12.2014 N ЕД-4-15/25663 , Минфина от 12.01.2017 N 03-02-07/1/556);
  • непредставление налоговым агентом своевременно не поданного расчета 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней после срока (п. 3.2 ст. 76 НК РФ , п. 2 Письма ФНС от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515);
  • неисполнение в срок требования об уплате налога, взноса, пени, штрафа (п. 1 ст. 69 , п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • наложение налоговиками запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества по итогам налоговой проверки. В этом случае ИФНС может приостановить операции по счету в качестве обеспечительной меры, если общая стоимость имущества по данным бухучета меньше суммы недоимки, пени и штрафов, подлежащей уплате налогоплательщиком (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ);
  • непредставление организацией, обязанной сдавать налоговые декларации и расчеты в электронном виде, налоговому органу в срок квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган (п. 5.1 ст. 23 , пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • необеспечение условий для получения документов в электронной форме по ТКС из ИФНС налогоплательщиком, у которого появилась обязанность представлять налоговую отчетность в электронном виде (п. 5.1 ст. 23 , пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ , Письмо ФНС от 29.06.2016 N ЕД-4-15/11597@). При таких обстоятельствах организация должна, к примеру, заключить договор с оператором электронного документооборота и приобрести квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. А если она этого не сделает, налоговики будут вправе заморозить ей счет.

Проведение платежей не смотря на приостановления по счетам налогоплательщика

Наличие приостановлений по счетам налогоплательщика не означает, что по ним нельзя провести вообще ни одной операции.

Во-первых, если на счете денег было больше, чем заблокированная сумма, то свободным остатком средств организация или ИП может спокойно распоряжаться по своему усмотрению (п. 2 ст. 76 НК РФ). Однако при приостановлении операций за непредставление декларации блокируется вся сумма денег на счете (Письмо Минфина от 15.04.2010 N 03-02-07/1-167).

Во-вторых, даже при полной заморозке счета налогоплательщик может уплачивать с него налоги, сборы, взносы, пени и штрафы, зачисляемые в бюджетную систему РФ, а также делать платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 76 НК РФ , п. 2 ст. 855 ГК РФ). К ним относятся платежи:

  • по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов (1-я очередь);
  • по исполнительным документам о выплате выходных пособий и зарплаты работавшим по трудовым договорам, а также вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (2-я очередь);
  • по перечислению зарплаты работникам. А также платежи по поручениям ИФНС на перечисление в бюджет задолженности по налогам, сборам и взносам (3-я очередь);
  • по исполнительным документам в отношении других денежных требований (4-я очередь).

действительный государственный советник РФ 3 класса

Приостановление операций по счетам является одной из наиболее действенных мер воздействия на налогоплательщика. С 2016 года оснований для использования такой меры, обеспечивающей исполнение организацией и индивидуальным предпринимателем своих обязанностей, стало больше. Об этом – эксклюзивное интервью с экспертом.

- В чем заключается режим приостановления операций по счетам?

Приостановление операций по счету – это особый порядок совершения расходных операций по счету. Все расходные операции запрещаются, кроме прямо разрешенных статьей 76 НК РФ. Зачисление средств на счет происходит в обычном порядке.

- Какие платежи исполняются в период действия решения о приостановлении операций?

Платежи в бюджеты в счет уплаты налогов и страховых взносов по обязательному социальному страхованию и платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога. Очередность исполнения платежей установлена статьей 855 ГК РФ в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 345-ФЗ.

К третьей очереди отнесено списание средств:

  • в оплату труда (исключение из общего правила о приоритете исполнительных документов);
  • по поручениям налоговых органов и органов ПФР и ФСС по уплате налогов и страховых взносов (в данном случае имеется в виду погашение в принудительном порядке задолженности по уплате обязательных платежей).

Требования, относящиеся к одной очереди, исполняются в порядке календарной очередности поступления платежных документов. Это означает, что если поручения налогового органа на списание средств в уплату налога к счету не предъявлялись, платежи налогоплательщика на оплату труда исполняются без ограничений. Поручение налогоплательщика на перечисление зарплаты будет иметь приоритет в исполнении перед поручением налогового органа на списание задолженности, если оно поступило в банк раньше, чем поручение налогового органа.

Четвертая очередь – иные исполнительные документы.

Пятая очередь – иные добровольные платежи. Например, поручения налогоплательщика на перечисление налога отнесено к пятой очередности исполнения.

Из данных положений напрашивается вывод, что в период действия режима приостановления операций по счетам независимо от даты предъявления к счету не исполняются платежи пятой очереди – поручения налогоплательщика, за исключением его расчетов по оплате труда и налогам (страховым взносам).

- То есть, исполнительные документы, предъявленные к счету и предусматривающие списание средств в пользу коммерческого кредитора, имеют приоритет перед платежами налогоплательщика в бюджет?

Из разъяснений Минфина, в частности, письма от 05.03.2014 № 03-02-07/1/9544, можно сделать вывод, что под словосочетанием «платежи, предшествующие исполнению обязанности по уплате налогов и сборов» понимаются платежи первой и второй очереди, указанные в пункте 2 статьи 855 ГК РФ, то есть те платежи, которые предшествуют исполнению поручений налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Возможен второй подход к толкованию этого словосочетания, основанный на том, что «поручение налогоплательщика на списание денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации» – это тоже исполнение обязанности по уплате налога, а она отнесена к пятой очереди.

В предыдущей редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ, в статьях федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, относилось к одной очереди (независимо от основания уплаты – добровольное или принудительное). Федеральный закон от 02.12.2013 № 345-ФЗ изменил правовое регулирование очередности списания денежных средств со счета.

То есть, платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов – это платежи, отнесенные к первой – четвертой очереди. Тем самым, в период действия режима приостановления операций по счетам независимо от даты предъявления к счету не исполняются платежи пятой очереди – поручения налогоплательщика, за исключением его расчетов по оплате труда и налогам (страховым взносам).

- Каким подходом руководствоваться банку?

Второй подход представляется более обоснованным, поскольку иное толкование допускает приоритет добровольных перечислений по налогам , срок уплаты которых еще не истек, перед списанием денежных средств по исполнительным документам других кредиторов должника. На неправомерность такого толкования указано в Постановлении Конституционного Суда от 23.12.1997 № 21-П.

Иными словами, если к счету налогоплательщика предъявлен исполнительный лист кредитора по хозяйственному договору и поручение самого налогоплательщика на уплату налога, то при недостаточности средств на счете они вначале должны списываться в счет погашения задолженности перед кредитором, а только потом в уплату налогов.

Встречается промежуточная позиция, согласно которой приостановление расходных операций по счету налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации , при отсутствии документально подтвержденной задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебных решений, вступивших в законную силу (письмо Минфина России от 06.07.2015 № 03-02-07/1/38928).

Также обратим внимание на пункт 2 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов. Согласно Положению о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями, утвержденному Банком России 10.04.2006 № 285-П, на основании исполнительного документа банком составляется инкассовое поручение.

Таким образом, поскольку инкассовое поручение представляет собой другую форму безналичных расчетов, чем платежное поручение, независимо от разрешения вопроса, подлежат или не подлежат исполнению в период действия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика платежи, относящиеся к четвертой очереди, ответственность по статье 134 НК РФ за их исполнение к банку применяться не должна.

- Может ли организация открыть счет в другом банке, если ее счет в обслуживающем банке заблокирован?

Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ).

Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам (переводов электронных денежных средств) установлен приказом ФНС России от 20.03.2015 № ММВ-7-8/117. Согласно приказу информирование осуществляется путем обращения банка к интернет-сервису «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов».

В интернет-сервисе содержится информация из решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке, в частности, номер и дата принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке с указанием даты и времени его размещения (по московскому времени) в интернет-сервисе.

За открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам взыскивается штраф в размере 20 тыс. руб. (пункт 1 статьи 132 НК РФ). В данном случае для привлечения банка к ответственности достаточно только самого факта существования решения о приостановлении, наличие которого банк должен был проверить, обратившись к интернет-сервису ФНС России.

Но в период приостановления операций допустимо продление (пролонгация) ранее заключенного договора вклада (депозита), если при этом не происходит открытие нового счета по вкладу (письмо Минфина России от 20.11.2015 № 03-02-07/67417).

- А вправе организация открыть депозитный или номинальный счет?

Согласно статье 11 НК РФ счетом признается расчетный (текущий) и иной счет в банках, открытый на основании договора банковского счета.

При наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам банки не вправе открывать организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

В соответствии со статьей 860.1 ГК РФ номинальный счет открывается владельцу счета для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат другому лицу – бенефициару. Регулирование номинального счета осуществляется на основании положений главы 45 «Банковский счет» ГК РФ. Таким образом, номинальный счет является разновидностью банковского счета (пункт 2.8 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»).

Следовательно, если операции по счетам организации приостановлены, банк не вправе открыть организации номинальный счет (счет, владельцем которого заявлена такая организация).

Но при этом ответственность банка за открытие вклада, депозита при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика НК РФ не установлена.

- При каких условиях налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам?

Операции приостанавливаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по нескольким основаниям, которые, в свою очередь, возможно объединить в две группы. К первой могут быть отнесены решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей взыскание налоговой задолженности. Ко второй группе – решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей представление отдельных документов.

К первой группе относится решение о приостановлении операций, принимаемое в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом налогоплательщику также должно быть направлено требование об уплате налога . Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций может направляться к разным счетам налогоплательщика.

Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам, если налоговым органом нарушена процедура взыскания. Например, не было вынесено решение о взыскании налога или был пропущен срок его вынесения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 № 09АП-31156/2013).

Если решение арбитражного суда о признании незаконным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности вступило в законную силу, налоговый орган обязан отменить решение о взыскании налогов, а также решение о приостановлении операций по счетам. Налогоплательщику следует обжаловать незаконное бездействие налогового органа, которое выражается в непринятии решения об отмене приостановления операций по счетам (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2014 № Ф05-14131/2014).

К данной группе оснований также относится решение, принимаемое для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).

Последующая отмена решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сама по себе не означает, что решение о приостановлении операций было принято незаконно. Незаконным оно становится в случае его несвоевременной отмены.

Согласно статье 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Налогоплательщик может добиться отмены решения о приостановлении операций по счетам, заявив в арбитражном суде по спору с налоговым органом ходатайство о принятии обеспечительных мер.

После принятия судом обеспечительных мер инспекция должна отменить решение о приостановлении операций по счету применительно к положениям статьи 76 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 № 10765/12).

Но каждое из оснований для приостановления операций по счетам является самостоятельным и может применяться независимо друг от друга. Это означает, что если операции по счетам налогоплательщика в банке были приостановлены по двум основаниям, одно из которых прекратило свое действие, то это не влечет отмены или неисполнения обеспечительных мер инспекции, принятых по другому основанию.

Факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию налоговой задолженности, при наличии неотмененного налоговым органом решения, принятого в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ, не служит основанием возобновления расходных операций по счетам налогоплательщика.

- Какие основания приостановления операций условно можно отнести ко второй группе?

Прежде всего, это непредставление налоговой декларации.

Срок принятия решения о приостановлении операций по счетам за непредставление декларации с 2015 года составляет 3 года и 10 рабочих дней со дня, установленного НК РФ срока представления декларации . Данное ограничение по сроку принятия решения распространяется и на декларации, не представленные в налоговый орган до 2015 года.

С 2015 года за непредставление декларации могут быть приостановлены операции по счетам у любого лица, которое в соответствии с НК РФ должно представлять налоговые декларации, а не только у налогоплательщика.

- Могут ли приостанавливаться операции за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода?

Приостановление операций за непредставление декларации должно применяться при условии, что определенный документ является налоговой декларацией по содержанию, а не по названию.

За непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода приостановление операций применяться не должно, так как указанный документ не отвечает понятию «налоговая декларация», установленному статьей 80 НК РФ.

- Непредставление каких еще документов может повлечь приостановление операций по счетам?

С 1 января 2015 года еще одним основанием блокировки счета стало неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается в отношении лиц, обязанных представлять налоговые декларации в электронной форме, которые в нарушение пункта 5.1 статьи 23 НК РФ не передали квитанцию о приеме следующих документов:

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • уведомления о вызове в налоговый орган.
  • Квитанция подлежит направлению не позднее шести дней со дня отправки документов налоговым органом. Решение о приостановлении операций по счетам может быть принято в течение десяти дней после истечения установленного для отправки квитанции срока.

Следовательно, решение о приостановлении операций по данному основанию должно приниматься не ранее седьмого дня и не позднее шестнадцатого дня после отправки документов налоговым органом. Указанные сроки исчисляются в рабочих днях.

Операции не могут быть приостановлены, если налогоплательщиком исполнено полученное требование (уведомление) по существу: представлены документы, пояснения, осуществлена явка вызванного лица в налоговый орган.

Кроме того, налоговый орган не вправе принять решение о приостановлении операций по счетам при неполучении от налогоплательщика квитанции о приеме иных направленных в электронной форме документов, не являющихся требованием о представлении документов, требованием о представлении пояснений или уведомлением о вызове в налоговый орган.

- Что изменилось в перечне оснований для приостановления операций по счетам?

С 2016 года Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ закреплен новый вид отчетности налоговых агентов – расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (пункт 1 статьи 80 НК РФ).

Представлять указанный расчет налоговый агент будет за первый квартал, полугодие, девять месяцев – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом. За год (налоговый период) – не позднее 1 апреля следующего года (пункт 2 статьи 230 НК РФ). Расчет по форме 6-НДФЛ должен быть представлен в налоговый орган, в котором налоговый агент состоит на учете, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока не получит от налогового агента расчет, то руководитель (заместитель руководителя) этого налогового органа может принять решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств (новый пункт 32 статьи 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам не применяется, если расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представлен в установленный срок на бумажном носителе (независимо от численности физических лиц, получивших доходы от налогового агента).

НК РФ не установлен пресекательный срок для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам за непредставление формы 6-НДФЛ.

До введения в НК РФ пресекательных сроков для принятия решения о приостановлении операций за непредставление декларации, в судебной практике встречались примеры признания недействительным решения налогового органа, принятого спустя более чем 3 года после возникновения оснований для его принятия. Суд исходил из того, что превышение разумного срока принятия решения может означать его недействительность (Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2007, 08.08.2007 № КА-А40/7460-07).

Налоговому агенту можно рекомендовать использовать данный аргумент в споре в том случае, когда налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам не сразу (по истечении 10 дней со дня установленного срока для представления расчета), а спустя какое-то время.

- Каким образом организация узнает о принятых в отношении нее решениях, связанных с блокировкой счета?

От налогового органа. Копии всех принятых налоговым органом решений направляются организации не позднее дня, следующего за днем их принятия. О поступившем решении организацию-клиента также известит банк.

- Налоги уплачиваются в рублях. Допускается ли приостановка операций по валютному счету?

Налоговый орган вправе приостановить операции по всем счетам, которые открыты на основании договора банковского счета. То есть, приостановить операции по депозитному счету налоговый орган не вправе. А по расчетному (текущему) счету, включая валютный счет – вправе.

Если приостановление операций обеспечивает взыскание налога, то сумма на валютном счете, в пределах которой операции приостанавливаются, рассчитывается как деление задолженности, указанной в решении, на курс рубля к искомой валюте, установленный Центральным банком на день получения банком решения.

- А если в течение срока действия решения изменились реквизиты счета?

Ранее принятое решение продолжает действовать и автоматически применяется к счету с новыми (измененными) реквизитами, в том числе при изменении наименования организации.

- Что делать, когда налоговым органом приняты решения о приостановлении операций в отношении всех счетов налогоплательщика?

Действия налогоплательщика зависят от основания, в соответствии с которым принято решение о приостановлении операций.

За непредставление декларации НК РФ допускает принятие решения о приостановлении операций на всех счетах налогоплательщика и на всю сумму средств на этих счетах.

С 2015 года в таком же объеме могут быть приостановлены операции за не передачу налогоплательщиком квитанции о приеме направленных налоговым органом в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган, а с 2016 года – за непредставление налоговым агентом формы 6-НДФЛ.

Приостановление операций в случае взыскания задолженности ограничено суммой взыскиваемых средств. Если операции приостановлены для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, то заблокированная сумма определяется как разница между задолженностью и стоимостью имущества налогоплательщика, на которое уже наложен запрет на отчуждение (передачу в залог).

Поэтому превышение суммы на счетах, операции по которым приостановлены, над взыскиваемой суммой, может быть по обращению налогоплательщика устранено отменой налоговым органом действия решения о приостановлении в соответствующей части.

Налогоплательщик вправе оспаривать расчет суммы, в отношении которой принято решение об ограничении расходных операций.

- Предположим, налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счетам без достаточных оснований, например, при неполучении от налогоплательщика расчета по авансовым платежам по налогу на имущество или квитанции о приеме направленного в электронной форме решения о продлении проверки…

Основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам определены НК РФ исчерпывающим образом.

Принятое налоговым органом решение о приостановлении операций при отсутствии надлежащих оснований является неправомерным. В этом случае на всю сумму денежных средств, в отношении которых действовало решение, за каждый календарный день действия решения начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального банка. Напомню, что с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки и составляет 11%.

Аналогичные последствия наступают:

  • при принятии решения о приостановлении операций после установленного срока;
  • при несвоевременном принятии налоговым органом решения об отмене решения о приостановлении операций, в том числе при поступлении заявления налогоплательщика о превышении общей суммы заблокированных средств над суммой задолженности;
  • при несвоевременном направлении в банк решения об отмене решения о приостановлении. Налоговый орган должен отменить решение о приостановлении операций не позднее дня, следующего за днем устранения причин, вызвавших его принятие (погашение недоимки, представление декларации и т.п.). Не позднее следующего дня решение об отмене должно быть направлено в банк.
  • Во всех указанных случаях налогоплательщик вправе заявить требования об уплате процентов.

    - Как налогоплательщику получить проценты?

    Проценты подлежат уплате налогоплательщику по его заявлению. При отказе налогового органа в уплате процентов рекомендуется обращаться в суд.

    Проценты рассчитываются исходя из периода, который начинается со дня поступления в банк решения о приостановлении и заканчивается днем поступления в банк решения о его отмене или наступления иных обстоятельств, предусмотренных федеральными законами (в таких ситуациях принятие налоговым органом специального решения об отмене приостановления операций по счетам не требуется).

    НК РФ предусмотрено начисление процентов на сумму, в отношении которой действовало фактическое приостановление, а не на сумму, указанную в решении о приостановлении (Определение ВАС РФ от 15.05.2013 № ВАС-5501/13). Поэтому при фактическом отсутствии денежных средств на счетах в течение всего периода действия приостановления операций по счетам оснований для начисления процентов не имеется.

Проверка приостановления по счетам ФНС

В настоящее время все больше финансовых операций между партнерами по бизнесу осуществляется безналичным расчетом путем перевода денежных средств на банковские счета.

Такие операции производятся быстро и легко, однако, как и в любых других делах в осуществлении банковских операций могут возникать временные проблемы.

В случае проблем и задолженностей организации или юридического лица Федеральная налоговая служба может приостановить операции по счетам налогоплательщика. Денежные переводы и прочие операции с электронными средствами через банковские службы в этом случае запрещается.

Достигается выполнение банками требований ФНС наличием соответствующей статьи в законодательстве, запрещающей банкам производить какие-либо операции по приостановленным счетам организаций. Невыполнение банками этих условий чревато серьезными проблемами с законом, а потому обойти блокировку нельзя.

Во избежание заключения убыточных договоров с организациями, операции по счетам которых приостановлены решением ФНС, следует учитывать вероятность наличия такой блокировки. Прежде чем заключать сделку с организацией следует проверить работоспособность ее счетов. Ведь это не только временное неудобство, не позволяющее совершить банковскую операцию в данный конкретный промежуток времени, а еще и свидетельство того, что организация имеет финансовые проблемы и ненадежную репутацию налогового должника.

Проверка состояния счетов

Проверка приостановления по счетам ФНС необходима для выяснения наличия блокировки налогоплательщика в банках федерации. Также можно узнать об отмене блокировки.

Процедура может быть полезна как для проверки делового партнера перед заключением финансового соглашения, так и для личных целей, чтобы убедиться в благополучии своих счетов или своевременно узнать о приостановлении операций по счетам и его отмене.

Легко и быстро узнать текущее состояние счетов можно, обратившись за помощью в организацию, предоставляющую услугу такой проверки. Работники службы проверят состояние указанного счета в базах ФНС и предоставят клиенту информацию о проверяемом счете.

Если операции по счетам могут производиться без проблем, а, следовательно, у владельца счета нет проблем с ФНС, можно смело заключать любые договоры с уверенностью в правильном и своевременном исполнении взаимных обязательств. Если же у организации существуют проблемы с налоговыми органами, проведение некоторых операций стоит отменить или отложить.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, либо в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.

Не подлежат приостановлению операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 не применяются положения статьи Кодекса только в отношении текущих платежей в конкурсном производстве.

В отношении текущих платежей, начисленных в иных процедурах банкротства, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств налоговыми органами применяется с учетом особенностей Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Одновременно с принятием решения о взыскании принимается решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение о приостановлении) (по всем счетам) в соответствии со статьей Кодекса .

Решение о приостановлении заполняется по форме, утвержденной .

Копия решения о приостановлении передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения копии соответствующего решения налогового органа, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В целях соблюдения положений пункта 4 статьи Кодекса приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ предусмотрено направление налогоплательщикам решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Кроме того, информацию о принятых налоговым органом документах, позволяет получать Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя».

При направлении решения о приостановлении в электронном виде в соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» (зарегистрирован Минюстом России 25.11.2014 № 34911) (далее – Положение Банка России №440-П) по телекоммуникационным каналам связи, решение формируется в налоговом органе в соответствии со статьей Кодекса , подписывается и регистрируется как бумажный документ в установленном порядке. После подписания решения выполняется его формирование в электронном виде и отправление в МИ ФНС России по ЦОД для направления в банк. Бумажный экземпляр решения подшивается в дело налогоплательщика.

В целях реализации положений статьи Кодекса и Положения Банка России № 440-П были разработаны и утверждены Регламент взаимодействия участников информационного обмена при направлении в банк (филиал банка), подразделение Банка России отдельных документов налоговых органов, а также направления банком (филиалом банка), подразделением Банка России в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, а также Описание форматов сообщений, используемых при электронном обмене между банками (филиалами банков), подразделениями Банка России и налоговыми органами (Описание форматов «Налог») (Версия от 23.05.2017)».

В целях обеспечения возможности исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с решением о принятии обеспечительных мер налоговый орган принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента по всем его счетам в банке в порядке, предусмотренном статьей Кодекса только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 10 статьи Кодекса).

Решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента по счетам в банке принимается на сумму разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи Кодекса .

Налоговый орган не позднее одного дня, следующего за днем получения документов (их копий), подтверждающих факт исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, исполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов) организации, индивидуального предпринимателя или налоговым агентом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом, а также при наличии основания, предусмотренного пунктом 11 статьи Кодекса , принимает решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение об отмене приостановления).

Решение об отмене приостановления заполняется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ . Решение об отмене приостановления направляется в банк в электронной форме в соответствии с Порядком Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П .

Согласно пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства» с даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения об его отмене (абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 81, абзацы пятый и шестой пункта 1 статьи 94, абзац девятый пункта 1 статьи 126 Федерального закона № -ФЗ и абзац второй пункта 9.1 статьи Кодекса); кредитная организация уведомляет об этом налоговый орган.

Решение об отмене приостановления хранится в налоговом органе.

Копия решения об отмене приостановления вручается, направляется (предоставляется) налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту в порядке, установленном статьей Кодекса .

В целях недопущения нарушения прав налогоплательщиков в случае несвоевременной отмены решения о приостановлении операций или срока его вручения представителю банка (направления в банк), а также неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций начисляются проценты в порядке, установленном пунктом 9.2 статьи Кодекса , которые полежат уплате налогоплательщику.

При получении заявления налогоплательщика об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно средств для исполнения решения о взыскании в соответствии с пунктом 9 статьи Кодекса , в случае отсутствия документов, подтверждающих наличие денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, указанных в заявлении об отмене приостановления операций по счетам, до принятия решения об отмене операций необходимо в течение дня, следующего за днем получения соответствующего заявления должника, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.

При получении информации от банка в соответствии с пунктом 5 статьи Кодекса статьи Кодекса , в целях исполнения решения о взыскании предпринимаются действия по исполнению решения о взыскании с тех счетов или корпоративных электронных средств платежа налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, на которых достаточно денежных средств (драгоценных металлов) или электронных денежных средств для исполнения указанного решения.

В целях исполнения решения о взыскании налоговый орган при получении информации от банка в соответствии с пунктом 5 статьи Кодекса , статьей 86 Кодекса , а также до принятия решения об отмене приостановления в соответствии с пунктом 9 статьи 76 Кодекса , приостанавливает действие ранее направленных в рамках действующего решения поручений налоговых органов и в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от банка информации о наличии достаточных денежных средств (драгоценных металлов) на счете и электронных денежных средств, направляет поручения на те счета и корпоративные электронные средства платежа налогоплательщика, на которых достаточно денежных средств (драгоценных металлов) для исполнения указанного решения.

В случае, когда отмена приостановления операций осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами в порядке пункта 9.1 статьи Кодекса , принятие налоговым органом решения об отмене приостановления не требуется.

В случае отмены (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании одновременно с этим принимается решение об отмене приостановления.

В случае приостановления исполнения (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании решение об отмене приостановления не принимается, действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках не приостанавливается (за исключением случаев, когда имеется прямое указание суда на осуществление соответствующих действий).

При наличии решения о приостановлении, банки не вправе открывать налогоплательщику-организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума (пункт 12