Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе на тему: “Дикие животные наших лесов и их детеныши”. Дикие животные наших лесов (конспект занятия) план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему Лого

Цель : Коррекционно-образовательная:— учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;Коррекционно-развивающие:— активизировать словарь по теме, развивать связную речь;— развивать мыслительную деятельность и внимание.Коррекционно-воспитательная:— воспитывать у детей любовь к животным.Оборудование: предметные картинки с изображением детенышей диких животных, набор игрушек диких животных или фотографии; картинки для проведения игры ««Чей? Чья? Чье?».

Ход занятия

Организационный момент

Игра с мячом игра «Назови семью»:Папа – медведь, мама –медведица;Папа – волк, мама – волчица;Папа – заяц, мама – зайчиха;Папа – еж, мама – ежиха.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение для губ и щек. «Ёжик фыркает» — вибрация губ.Упражнения для языка. «Белочка собирает грибы». Грибы на короткой и длинной ножках. – открывать и закрывать рот, не опуская языка.Мишка слизывает мёд. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.Медведь по лесу бродит.От дуба к дубу ходит.Находит в дуплах медИ в рот себе кладет.Облизывает лапуСластена косолапый,А пчелы налетают,Медведя прогоняют.

Объявление темы.

Сегодня к нам на занятие придут животные. А вот какие, надо отгадать.— Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (заяц) Ребенок выбирает фигурку животного (картинку) из ряда других и ставит на наборное полотно.— Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк) (выбрать фигурку животного (картинку) и поставить на наборное полотно).-Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса) (выбрать фигурку животного (картинку) и поставить на наборное полотно).— Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? (белка) (выбрать фигурку животного (картинку) и поставить на наборное полотно).-Летом гуляет, зимой отдыхает. (медведь) (выбрать фигурку животного (картинку) и поставить на наборное полотно).Сердитый недотрогаЖивет в глуши лесной.Иголок очень многоА нитки ни одной. (еж).На наборном полотне выставляются все картинки.— Дети, почему этих животных называют дикими?У наших животных есть детеныши. (картинки выставляются на доску) Кто это?
Давайте скажем полным предложением:- У лисы один лисенок.
У зайца один зайчонок, и т. д.

Физкультминутка.

— Что ж ты, ёж, Дети выполняют упражнение Такой колючий? Ежик. — Это я на всякий случай. Меняют руки. Знаешь, кто мои соседи? Сжимают и разжимают сплетенные пальцы рук. Лисы, волки, да медведи! Выполняют упражнение (лисичка), затем имитируют движения медведя.

Развитие зрительной памяти.
«Кого не стало?». Дети запоминают картинки на наборном полотне, затем закрывают глаза, а логопед убирает одну картинку. Дети открывают глаза и называют картинку, которой не стало.(не стало двух зайчат и т. д.) «Кто, где живет?». Где себе дикие животные устраивают «домики»?

Лиса живет (где?) — в норе. Ёж живет в норе.Белка – в дупле.Волк – в логове.Медведь в берлоге.

«Чей? Чья? Чье?»


8. Итог занятия и оценка работы детей.

Задорожная Татьяна Владимировна

Учитель-логопед МДОУ №31,

Республика Тыва, г. Кызыл

  • Конспект урока: Чтение слогов протяжно и слитно со звуком и буквой Б. Рассказ «Рыбалка»
  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Казакова Ю.В., учитель-логопед ГБОУ д/с № 586 “Обыкновенное чудо”, г. Москва.

    Цели: 1.Актуализация словаря по теме: “ Дикие животные наших лесов и их детёныши ”.

    2. Закрепление практических навыков словоизменения существительных в дательном и творительном падежах единственного числа.

    3. Формирование практических навыков словообразования притяжательных прилагательных с суффиксами -ья, -ьё, -ье.

    4. Развитие диалогической речи.

    5. Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления, памяти.

    6. Развитие общей и мелкой моторики.

    7.Воспитание бережного отношения к природе.

    Оборудование:

    Помещение, в котором будет проходить занятие, оформляется как “лесная полянка”;

    На импровизированной полянке стоят стульчики с карточками (волчье логово, лисья нора, беличье дупло, медвежья берлога);

    Игрушка “Лесовичок”;

    Предметные картинки (заяц, лиса, волк, лось, белка, медведь, зайчонок, лисёнок, волчонок, лосёнок, бельчонок, медвежонок);

    Мешочек с мелкими игрушками (морковка, бочонок, зайчонок, мышонок);

    Карточки с зашумленными изображениями зверей;

    Шапочки (лисёнка, лисицы, зайчонка, медвежонка, волчонка, бельчонка).

    Ход занятия.

    1.Организационный момент.

    Логопед: “Ребята, сегодня я получила письмо. Интересно, откуда оно пришло?”

    Предположения детей, откуда могло прийти письмо.

    Логопед, рассматривая конверт с письмом: “Письмо пришло из волшебного леса, а прислал его старичок-лесовичок. Прочитаем его”

    Текст письма.

    Дорогие ребятки! В моём сказочном лесу случилась неприятная история, пропали лесные жители, помогите мне их найти. Высылаю вам фотографии-загадки. Отгадаете загадки, узнаете, кто потерялся.

    2.Отгадывание загадок.

    Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубке беленькой зимой,

    А в шубке серой- летом (заяц).

    Я сознаюсь виновата,

    Я хитра и плутовата.

    Я в курятник вечерком

    Часто бегаю тайком (лиса).

    С ветки на ветку

    Быстрый, как мяч,

    Прыгает по лесу

    Рыжий циркач.

    Вот на лету он шишку сорвал,

    Прыгнул на ствол и в дупло убежал (белка).

    На овчарку он похож,

    Что не зуб, то острый нож.

    Он бежит, оскалив пасть,

    На овцу готов напасть (волк).

    Под зелёною сосной

    Протрубил трубач лесной,

    Опустил рога к земле

    И пропал в осенней мгле (лось).

    Дети отгадывают загадки, а логопед выставляет картинки с изображением диких животных на доску.

    3.Игра “Прятки”.

    Логопед: “Мы узнали, как выглядят дикие животные, а теперь нам нужно будет их найти в лесу”.

    Логопед раздаёт детям листы с зашумлёнными изображениями диких животных.

    Логопед: “Найдите на картинках диких животных и обведите их по контуру фломастером”.

    4.Игра “Найди детёныша”.

    Логопед раздаёт детям картинки животных. На доске – картинки с детёнышами этих животных.

    Логопед: “У каждого животного есть детёныш. Поможем мамам найти своих детей”.

    Логопед просит каждого из детей назвать детёныша, который потерялся, и взять соответствующую картинку.

    Логопед: “Кого нашла лисица? Ответь полным предложением” и т.д.

    5.Игра “Волшебный мешочек”.

    Логопед: “Ребята, что-то здесь спрятано за пенёчком. Ой, это волшебный мешочек старика-лесовика. Наверное, он оставил угощение для своих лесных жителей”.

    Логопед: “Ребята, сейчас мы на ощупь, не заглядывая в мешочек,

    угадаем, для кого и что приготовил лесовик ”.

    Логопед: “ Что ты нащупал в мешочке? Кого ты угостишь? Ответь полным предложением” и т.д.

    6.Физкультминутка.

    Логопед: “ Ребята, встанем в круг. Вокруг себя повернись и в медведя превратись ”.

    Из книги Ирины Лопухиной “Логопедия – речь, ритм, движение” (СПб.: Дельта,1997) стр.76-78

    Медведь по лесу бродит,

    От дуба к дубу ходит.

    Дети идут,

    изображая походку медведя.

    Находит в дуплах мёд

    И в рот себе кладёт.

    Изображают, как медведь достаёт и ест мёд.

    Облизывает лапу

    Сластёна косолапый,

    А пчёлы налетают

    Медведя прогоняют

    “Отмахивается от пчёл”.

    А пчёлы жалят мишку

    Не ешь наш мёд, воришка!

    Щиплют себя за нос, щёки, губы,

    Ладошки, изображая жалящих пчёл.

    Бредёт лесной дорогой

    Медведь к себе в берлогу.

    Дети идут,

    изображая походку медведя.

    Ложится, засыпает

    И пчёлок вспоминает.

    Приседают на корточки, а

    сложенные ручки кладут под щёку.

    7.Драматизация сказки “Где мой домик?”

    Воспитателями была проведена предварительная работа, направленная на знакомство с этой сказкой.

    Логопед: “Ребята, расскажем историю о маленьком лисёнке для старика-лесовика? А старик-лесовик посмотрит её по волшебному телевизору. Раз, два, три, волшебная палочка в разных зверей нас преврати”.

    Логопед предлагает детям надеть “шапочки-зверей” и разбежаться по своим домикам.

    Адаптированный текст “Где мой домик?”

    Логопед: “Однажды один, без мамы, лисёнок отправился путешествовать по лесу. Бегал, бегал он и понял, что заблудился. Лисёнок знал, что его дом - лисья нора. Вдруг видит чей-то домик на полянке, подбежал к нему лисёнок, постучался”.

    Лисёнок: “Чей это домик?”

    Медвежонок: “ А тебе, чей нужен?”

    Лисёнок: “Я ищу лисью нору”.

    Медвежонок: “Нет, это не лисья нора, это медвежья берлога”.

    Логопед: “Расплакался лисёнок, никак не может найти свой дом. А навстречу ему бежит зайчонок ”.

    Зайчонок: “Лисёнок, почему ты плачешь?”

    Лисёнок: “Я потерял свой домик ”.
    Зайчонок: “ Не плачь, лисёнок, я отведу тебя к лисьей норе”.

    Логопед: “Довёл зайчонок лисёнка до лисьей норы и бросился прочь”.

    А лисёнок закричал: “ Мамочка, мамочка, я дома, я так по тебе соскучился”.

    Лисица: “ Как я рада, что ты нашёлся. Не расстраивай меня так больше и не убегай далеко от лисьей норы”.

    8.Итог занятия.

    Логопед: “ О чём просил нас старик-лесовик в письме? Выполнили мы его поручение?

    Вы помогли найти зверей, а он передал вам угощение - малиновое варенье”.

    Список литературы:

    1. И. Лопухина “Логопедия – речь, ритм, движение” ,СПб.: Дельта,1997.

    2. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко “Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН”, Краснодар: Экспериментальный центр развития образования,1994.

    3.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

    Конспект подгруппового логопедического занятия

    по развитию лексико-грамматического строя речи

    «Дикие животные наших лесов»

    для детей подготовительной группы

    с общим недоразвитием речи 3 уровня

    (С использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий)

    Цель: способствовать расширению, активизации и обобщению словаря детей (названиями диких животных наших лесов и их детенышей, их жилищ; названиями способов передвижения; повадками и внешним видом; образе жизни).

    Задачи:

    Закреплять и совершенствовать навыки образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -енок-, -ат-, -ят-;

    Упражнять в образовании и практическом употреблении имён существительных в творительном падеже;

    Закреплять и совершенствовать навыки образования притяжательных прилагательных;

    Упражнять в составлении предложений с предлогом «В»;

    Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу;

    Развивать мышление детей на материале описательных загадок;

    Совершенствовать общую (сочетание речи с движением) и мелкую (элементы самомассажа рук) моторику;

    Развивать речевое дыхание (силу и длительность речевого выдоха);

    Совершенствовать зрительно-пространственное восприятие;

    Воспитывать эмоционально-положительное отношение к диким животным.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового логопедического занятия

    по развитию лексико-грамматического строя речи

    «Дикие животные наших лесов»

    для детей подготовительной группы

    с общим недоразвитием речи 3 уровня

    (С использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий)

    Цель: способствовать расширению, активизации и обобщению словаря детей (названиями диких животных наших лесов и их детенышей, их жилищ; названиями способов передвижения; повадками и внешним видом; образе жизни).

    Задачи:

    Закреплять и совершенствовать навыки образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -енок-, -ат-, -ят-;

    Упражнять в образовании и практическом употреблении имён существительных в творительном падеже;

    Закреплять и совершенствовать навыки образования притяжательных прилагательных;

    Упражнять в составлении предложений с предлогом «В»;

    Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу;

    Развивать мышление детей на материале описательных загадок;

    Совершенствовать общую (сочетание речи с движением) и мелкую (элементы самомассажа рук) моторику;

    Развивать речевое дыхание (силу и длительность речевого выдоха);

    Совершенствовать зрительно-пространственное восприятие;

    Воспитывать эмоционально-положительное отношение к диким животным.

    Материал: конверт с диском, презентация, картинка с наложенными изображениями, картинки с изображением диких животных, их детенышей, массажные мячики, лабиринты, медали, разрезные картинки по количеству детей.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран.

    Ход занятия

    Садитесь, пожалуйста, на свои места. Садитесь красиво, спинку прямо, ножки поставьте на пол, ручки положите на парту.

    Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу свои улыбки. Какое у вас сейчас настроение? А если настроение хорошее, то мы можем начать наше занятие.

    К нам в школу пришел конверт. Как вы думаете, откуда он пришел? (на конверте нарисован лес)

    Конверт пришел из леса. Давайте посмотрим, что в нем?

    В конверте письмо, но не простое, а электронное! Как же нам его прочитать? (нужно вставить диск в компьютер). Верно, вставим диск и узнаем, кто нам его прислал.

    Посмотрите внимательно на картинку. Кого вы на ней увидели (на экране картинка с наложенными изображениями диких животных). Верно - это волк, лиса, заяц, белка, ёж, лось.

    Как мы назовём их одним словом (дикие животные). От кого же пришло письмо? (от диких животных). Мы с вами сегодня поговорим о диких животных.

    Давайте же прочитаем их письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы узнали, что вы скоро пойдете в школу. Значит, вы уже многое знаете и умеете? Расскажите, что вы знаете о нас, диких животных. Если вы выполните все наши задания, то получите интересные призы! Вы готовы?» (да)

    Чтобы узнать от кого первое задание вам нужно отгадать загадку:

    Этот зверь живет в бору,

    У стволов грызет кору.

    Летом в шубке серенькой,

    А зимою - в беленькой. (Заяц)

    А как вы догадались, что это заяц? (он живёт в бору, питается корой, зимой меняет цвет шубки).

    Задание от зайца такое: «Ребята, почему нас так называют «Дикие животные»?

    Упражнение «Почему так называются»

    (Дикими мы называем их потому, что они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека. Они сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища).

    Молодцы!

    А вас ждет следующая загадка и задание.

    День и ночь по лесу рыщет,

    День и ночь добычу ищет.

    Ходит-бродит молчком,

    Уши серые торчком. (Волк)

    Как вы догадались? (серый, ходит и ищет добычу)

    А вот и задание от волка: «Ребята, вы знаете, что я очень люблю выть на луну. Покажите, как я это делаю».

    Дыхательное упражнение «Волк»

    И. п.: стоя, ноги на ширине плеч.

    На вдохе - голову поднять вверх, слегка прижать полусогнутые руки в груди.

    На выдохе - долго тянут звук «у – у – у – у…», сложив губы трубочкой, напрягая мышцы шеи.

    Умнички. Слушайте следующую загадку

    С ветки на ветку могу я летать.

    Рыженький хвост никому не поймать.

    Некогда летом в лесу мне играть –

    Надо грибы для зимы собирать. (белка)

    Как вы догадались (прыгает с ветки на ветку, рыжая, собирает на зиму грибы) Еще белка меняет на зиму шубку с рыжей, на серую.

    Слушайте внимательно задание от белки: «Ребята, у каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как они называются».

    Игра «У кого кто?» (Детям раздаются картинки с изображением животного и его детенышей).

    Кто у лисы? А если их много? (У лисы – лисенок, а если много – лисята; у волка – волчонок, а если много – лисята; у зайца – зайчонок, а если много – зайчата; у ёжа – ёжонок, а если много – ежата; у белки – бельчонок, а если много – бельчата, у лося – лосёнок, а если много - лосята).

    Очень хорошо! А впереди следующее задание! От кого же оно?

    Хвост пушистый,

    Мех золотистый,

    В лесу живет,

    В деревне кур крадет. (Лиса)

    Как вы догадались? (пушистый хвост, золотистый (рыжий) мех, крадет и ест кур)

    Задание от лисы: «Мои лисята очень любят играть. Покажите, пожалуйста, веселую игру для моих детёнышей».

    Логоритмическое упражнение «На водопой»

    (Дети выполняют движения согласно тексту, делая шаги на каждый ударный слог).

    Как-то раз лесной тропой

    Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом).

    За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).

    За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).

    За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках).

    За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).

    За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками).

    За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).

    Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).

    Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают «лакательные» движения).

    Молодцы ребята! Лисе и лисятам очень поправилась игра.

    Следующая загадка:

    Хозяин лесной

    Просыпается весной,

    А зимой под вьюжный вой

    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    Как вы догадались? (Зимой спит, а весной просыпается)

    Вот задание от медведя: «Ответьте, пожалуйста, чем питаются дикие животные?»

    Упражнение «Чем питаются дикие животные»

    Волк питается мясом (зайцами, овцами, лосями).

    Медведь питается малиной (медом, рыбой, насекомыми, корешками).

    Белка питается орехами (грибами, ягодами, молодыми побегали).

    Лиса питается мышами (рыбой).

    Еж питается жуками (червяками, грибами, ягодами).

    Заяц питается морковкой (капустой, травой, веточками).

    Лось питается травой (веточками, корой, грибами).

    Хорошо! Вы уже почти все рассказали о диких животных. Осталось совсем немного. Следующая загадка!

    Всю зиму между елками

    Проспал мешок с иголками.

    «Ф-ф.ф - хватит спать,

    Пора вставать!» (Еж)

    Как вы догадались? (у ежа есть иголки, зимой он спит под листвой и снегом)

    Ёжик приготовил задание для ваших пальчиков.

    Игра с массажными мячиками «Ежики».

    Ежик, спрячь свои иголки – мы же дети а не волки!

    (Сжимаем мяч в руке, перекладываем из руки в руку)

    Мы хотим тебя погладить, мы хотим с тобой поладить.

    (Катаем мяч по столу левой, затем правой рукой)

    Ёж иголки отряхнул, завернулся и заснул.

    (Катаем и сжимаем мяч в обеих руках)

    А вот и самая последняя загадка

    Трав копытами касаясь

    Ходит по лесу красавец.

    Ходит смело и легко

    Рога раскинув широко. (Лось)

    Как вы догадались? (у лося есть копыта и рога, он лесной красавец)

    Лось предлагает вам очень непростое задание. «Назовите, как называются жилища у диких животных?»

    Игра «Где живет, чей дом»

    Для этого, нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

    Где живет белка? (Белка живёт в дупле). Значит это чье дупло? (Это беличье дупло).

    Где живет волк? (Волк живёт в логове). Это чье логово? (Это волчье логово).

    Где живет лиса? (Лиса живёт в норе). Это чья нора? (Это лисья нора).

    Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге). Это чья берлога (Это медвежья берлога).

    Пройдите лабиринт, помогите животному найди дорогу к своему жилищу.

    Молодцы, ребята! Вы пополнили все задания диких животных!

    Вы очень порадовали их и меня своими ответами. (Похвалить каждого ребенка за что-то своё, сделанное хорошо).

    А вам понравилось сегодняшнее занятие?

    Задание: «Ребята, почему нас называют - Дикими животными»? Этот зверь живет в бору, У стволов грызет кору. Летом в шубке серенькой, А зимою - в беленькой.

    «Ребята, вы знаете, что я очень люблю выть на луну. Покажите, как я это делаю». День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит-бродит молчком, Уши серые торчком.

    «Ребята, у каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как они называются». С ветки на ветку могу я летать. Рыженький хвост никому не поймать. Некогда летом в лесу мне играть – Надо грибы для зимы собирать.

    «Мои лисята очень любят играть. Покажите, пожалуйста, веселую игру для моих детёнышей». Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет.

    «Ответьте, пожалуйста, чем питаются дикие животные?» Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.

    Ёжик приготовил задание для ваших пальчиков. Всю зиму между елками Проспал мешок с иголками. « Ф-ф.ф - хватит спать, Пора вставать!»

    «Скажите, как называются жилища у диких животных?» Трав копытами касаясь Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко Рога раскинув широко.

    Спасибо вам, ребята!


    Конспект логопедического занятия . Дикие животные

    Цели: расширять и активизировать словарь по данной теме; закреплять названия частей тела животных, их семей, жилищ, среды обитания; совершенствовать грамматический строй речи;закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных; упражнять в падежном управлении существительных; умение составлять рассказы-описания по схемам-моделям, зрительное восприятие и внимание, пространственные представления, ориентировку в помещении, мелкую моторику и координацию речи с движением.
    Оборудование: магнитная доска, магнитные предметные и сюжетные картинки с животными, их жилищами; панно «Лесная поляна»; схемы-модели; корзины с грецкими орехами; сундучок, книги о животных В. В. Бианки, Е. И. Чарушина, план-схема группы, «следы» (на каждом — номер задания), письмо;
    дидактические игры: «Чей детеныш?», «Это чье, чьи, чья?», «Кто где живет?» и др.
    Лексический материал: туловище, лапы, голова … Хищники, травоядные, всеядные, детеныши, жилища-дупла, ло­гово, нора, берлога.

    Ход занятия
    1. Организационный момент.
    Педагог. Нам пришло письмо (читает):
    Дорогие ребята!
    Мы, звери, приготовили для вас сюрприз — сундучок с кла­дом. Чтобы отыскать клад, вам надо пройти испытания, выполнить задания на волшебных следах. Желаем удачи!
    Лесные жители

    2. Беседа по вопросам.
    — Кто такие лесные жители?
    — Почему животных называют дикими?
    — Назовите диких животных.
    — Где живут дикие животные?

    3. Дидактические игры. (На ковролине — «следы» с номерами заданий.)
    «Это чье, чья, чьи?» (след-задание № 1). Педагог. Ищем след с заданием № 1.
    Дети получают картинки с частями тела животных. Ответ. Это лисий хвост, это медвежьи уши, это ежиные ко­лючки.
    «Где моя мама?» («Чей детеныш?») (след № 2).
    На магнитной доске висит панно «Лесная поляна» с изо­бражением диких животных. Рядом находятся картинки их детенышей. Педагог. Животные гуляли на полянке, и детеныши потерялись. Помогите им. Вот лосенок, его мама — лосиха… (и т. д.). (И наоборот при игре «Чей детеныш?».)
    «Назови всю семью» (сюжетные картинки выбирают дети) (след № 3).
    Педагог. Детеныши нашли своих мам и пап. Давайте назовем всю семью.
    Ответ. Это лисья семья. Папа — лис, мама — лисица, детеныш — лисенок.
    «Домики лесных жителей» («Кто где живёт?») (след № 4). Педагог. У всех зверей есть свой дом в лесу. Вам надо по­мочь животным найти свое жилище. Кто где живет?
    На магнитной доске картины жилищ: берлога, нора, дупло, логово… . Дети прикрепляют к жилищу сюжетные картинки с семьей животных.
    Ответ. Это лисья семья, они живут в норе; это бобриная семья, они живут в хатке…

    Физкультминутка
    Пальчиковая игра с грецкими орехами (у каждого ребенка ладонях два ореха для перекатывания).
    Сидит белка на тележке,
    Продает она орешки:
    Заиньке усатому,
    Мишке косолапому,
    Серому волчонку,
    Колючему ежонку.
    Имитация диких животных (след № 5).
    По-лосиному красиво Руки — «рога» над головой.
    Ходит лось в лесу густом. Шаги с высоким подниманием ног.

    По-мышиному пугливо Бег на месте мелкими шагами.
    Сменит мышонок в дом.

    И по-заячьи зайчишка Прыжки вправо-влево.
    Все спешит запутать след.
    По-медвежьи ходит мишка, Руки в стороны. Ходьба
    Косолап он с детских лет. наступая на внутреннюю строну стоп.
    «Расскажи о животном по плану-схеме» (след № 6). Дети составляют рассказы-описания по схемам-моделям, по цепочке и индивидуально.
    Примерный ответ. Это медведь. У него большое туловище и голова. На голове маленькие уши, нос, глаза, рот с острыми зубами. А на туловище широкие 4 лапы, короткийхвост. Все туловище покрыто густой шерстью. Медведи живут в лесах, зи­мой спят в берлоге. Питаются всем: ягодами, корешками, медом, рыбой — они всеядные животные. У медведей рождаются медвежата, один или два. Люди охотятся на медведей из-за медвежьего мяса, шкуры и жира.
    Ошибки художника «Чудо животные» (след № 7).
    Педагог. Посмотрите внимательно на картинку что перепутал художник? (Заяц с лисьим хвостом, волк с заячьими уша­ми и т. д.)
    4. Итог занятия.
    Педагог. Вы выполнили все задания, нашли все следы.
    Мы можем по плану группы найти клад (сундучок).
    Дети находят сундучок с книгами о животных.

    ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

    ЦЕЛЬ: Углублять знания детей о диких животных наших лесов.

    ЗАДАЧИ

    Коррекционно-развивающая:

    • расширение и активизировать словарь по теме, закрепление в речи детей названий животных наших лесов;
    • развивать связную речь;
    • развивать мыслительную деятельность, внимание, память;
    • продолжать развивать фонематический слух.

    Коррекционно-образовательная:

    • закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих животных;
    • учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;
    • закрепление умения составлять предложения с заданными словами по предложенной схеме;

    Коррекционно-воспитательная:

    • воспитывать умение внимательно слушать педагога и детей;
    • воспитывать у детей гуманное, бережное отношение к животным;
    • развивать любознательность, взаимопомощь.

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА: притяжательные прилагательные (Лисий, волчий…), лисенок, волчонок,…логово, нора, берлога…

    МАТЕРИАЛ: Иллюстрация Маши из сказки «Маша и Медведь», изображения диких животных, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, аудио запись «Лес», презентация по теме «Дикие животные наших лесов».

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент.

    ЛОГОПЕД: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.

    ЛОГОПЕД : Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо сделать массаж ушей старательно.

    Улыбнулись.

    Взяли наши ушки,

    Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим

    Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)

    Слушаем внимательно.

    Тянем, тянем наши ушки,

    Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)

    Тянем ушки в стороны,

    Чтобы все запомнить здорово.

    Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)

    Четко произносим каждое слово.

    Дыхательная гимнастика.

    Наращивание слов в предложении.

    ЛОГОПЕД: Какое сейчас время года? Верно, лето! (Дети за логопедом повторяют глубокий вдох через нос и на выдохе произносят следующие фразы)

    Лето.

    Летом жарко.

    Летними деньками жарко.

    Летними деньками бывает жарко.

    Летними солнечными деньками бывает жарко.

    Летними солнечными деньками бывает очень жарко.

    Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла Маша из сказки (выставляется предметная картинка с ее изображением).

    Маша – это персонаж, какой сказки?

    Вместе с ней мы отправимся на прогулку в сказочный лес (выставляется картинка с изображением леса). Встали в круг, слушаем внимательно и выполняем все действия старательно.

    Физкультминутка «Мы заходим с вами в лес»

    Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)

    Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)

    Сколько ёлочек зелёных,

    Столько выполним наклонов.(Раз, два, три.)

    Сколько здесь у нас игрушек,

    Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три...)

    Впереди из-за куста

    Смотрит хитрая лиса.

    Мы лесу обхитрим,

    На носочках убежим. (Бег на носочках.)

    Всё вокруг мы рассмотрели

    И тихонечко все сели.

    ЛОГОПЕД: Вот мы и пришли с вами в лес, давайте послушает звуки леса (звучит аудио запись звуки леса).

    Хотя ещё никто нам не встретился, мы с вами слышим, что лес живой. Какие звуки вы слышали?

    Шорох, пение птиц, треск, шелест листвы…

    ЛОГОПЕД: Посмотрите, вот и выходят поприветствовать нас лесные обитатели. Давайте и мы с ними поздороваемся, но здороваться надо не так как мы свами привыкли, а по-звериному. Смотрим на картинку, я показываю, как приветствует нас зверь, а вы повторяете.

    Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

    Артикуляционная гимнастика

    Ёжик - фыркает (разминаем губы)

    Лиса - улыбается, растягиваем губки в улыбке, губы при этом сомкнуты

    Волк - улыбается, показали все зубки.

    Рысь - широко открывает рот

    Зайка трусишка – поджал ушки, испугался. Открыли широко ротик, язычок зацепили за нижние зубки, вот он прислушивается, нет ли поблизости, каких ни будь хищников, ушки вверх поднял. Рот также широко открыт, широкий язычок поднимаем к верхним резцам.

    Змея уж – здоровается с нами, широко открыли рот, язычок острый высовываем вперед назад.

    Лось вышел, цокает

    Вон белочка спрыгнула, увидела большой гриб - «Белочка собирает грибы». Грибы на короткой и длинной ножках. – открывать и закрывать рот, не опуская языка.

    Мишка сладкоежка слизывает мёд. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

    Медведь по лесу бродит.

    От дуба к дубу ходит.

    Находит в дуплах мед

    И в рот себе кладет.

    Облизывает лапу

    Сластена косолапый,

    А пчелы налетают,

    Медведя прогоняют.

    Фокус дуем на пчел

    ЛОГОПЕД: Прекрасно, звери поняли, что мы не хотим причинить им вред и разрешают нам погулять по лесу.

    Развитие лексическо-грамматической стороны речи

    «Чей? Чья? Чье?»

    ЛОГОПЕД: Отправляемся мы с Машенькой дальше, и зашли мы с вами в самую глушь леса. Огляделись и увидели что-то необычное, вокруг нас как будто кто-то спрятался, из за дерева хвост торчит, а вон там ухо. Я кажется, догадалась, это звери решили с нами поиграть в прятки и выйдут они только тогда, когда мы узнаем кто и где спрятался. Поиграем? Ребята, но вам не просто надо будет называть, кто, где спрятался. Надо говорить красиво и правильно. Пр. Лиса спряталась за деревом, потомучто я виже лисий хрост…

    ЛОГОПЕД: Молодцы всех животных отыскали. Ну что отправляемся дальше?

    Физкультминутка

    «Медведь по лесу бродит»

    Медведь по лесу бродит.

    От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

    Находит в дуплах мед

    И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)

    Облизывает лапу

    Сластена косолапый,

    А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)

    Медведя прогоняют.

    А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)

    Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

    Бредет лесной дорогой

    Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)

    Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)

    И пчелок вспоминает.

    (И.Лопухина)

    ЛОГОПЕД: Здорово прогулялись, но вот перед нами новое задание, которое для нас приготовили волки. Давайте, его выполним и потренируем нашу память.

    Развитие зрительной памяти.

    «Кого не стало?»

    ЛОГОПЕД: Волки приготовили для вас непростое задание, это задание смогут выполнить ребята с самой хорошей памятью. Но я уверенна, что у всех наших ребят отличная память, так что приступаем.

    Детям предлагается ряд карточек и дается задание запомнить их, затем один из игроков закрывает глаза, а логопед убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и называет картинку, которой не стало. (Пр. не стало двух зайчат и т.д.)

    ЛОГОПЕД: Замечательно справились с заданием, и волки пропускают нас дальше.

    Развитие лексико-грамматической стороны речи.

    Игра «Детёныши»

    ЛОГОПЕД: Вышли мы с Машей на полянку, а на ней собрались все животные леса, кто воет, кто рычит, кто тявкает, все взволнованы. Их детеныши расшалились, попрятались по лесу. Родители очень переживают потому, что не могут их найти. Давайте вместе с Красной шапочкой им поможем, чтобы детеныши вышли их надо правильно назвать. Готовы.

    Давайте скажем полным предложением:

    У лисы один лисенок.

    У зайца один зайчонок, и т.д.

    ЛОГОПЕД: Вы прекрасно справились с заданием. Но вот в нашем лесу наступил вечер и всем животным их детенышам пора расходиться по домам давайте ин поможем. Вы должны назвать где, кто живет. Будьте внимательны и выполняйте упражнения старательно.

    Развитие лексико-грамматического стороны речи

    «Кто, где живет?».

    Где себе дикие животные устраивают «домики»?

    Лиса живет (где?) - в норе. Ёж живет в норе.

    Белка – в дупле.

    Волк – в логове.

    Медведь в берлоге.

    ЛОГОПЕД: Вот и разошлись наши животные по своим домам и нам пора возвращаться домой.

    ИТОГО ЗАНЯТИЯ