Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Правилу следуй упорно чтобы словам. Чтобы словам было тесно

Типовой совдеповский двор на окраине такого же типового города. Четыре многоэтажки, составленные в виде прямоугольника. Детская площадка, гаражи, фундамент беседки, песочница, лавочки у подъездов – всё повторяло форму двора, как будто ребёнок, неосознанно копирующий повадки родителей. Иногда казалось, что и люди имели такие же прямолинейные очертания. Нехитрый быт и незамысловатая жизнь делали их похожими друг на друга.

Детская площадка была огорожена сеткой – в сетке обязательный лаз. На площадке постоянно возились с резиновым мячом дети. За ними бегала собака, имя которой можно было угадать с трёх раз – Шарик, Бельчик (как вариант – Черныш) или Пират. Из достопримечательностей – хлебный магазин, будка сапожника и лесополоса за одной из пятиэтажек. Там – тот же аскетичный бедлам. Тутовник и алыча, которая съедалась местной шпаной, не успев созреть, заброшенный колодец, несколько поваленных деревьев. У одного из них расчистили место, наскоро соорудили стол и сделали турник.

По утрам иногда там мелькали физкультурники в динамовских майках и в трико с вытянутыми коленками, а по вечерам пили и гуляли. Чуть позже у этого места появилось название – Скирда, вполне точно отображавшее суть всего там происходившего.

Иерархия зоны; игра в карты – просто так и на деньги; портвейн; земля, усеянная «бескозырками» и осколками от бутылок; девочки; гитара. На смену шестиструнной «развратнице» в середине 80-х пришёл магнитофон – неуклюжий кассетник с многозначительным названием «Романтик». Да, это был романтизм эпохи позднего застоя. Высоцкий, Розенбаум, чуть позже – «Кино», «Наутилус», иногда – «Ласковый май». Под эту музыку теряли невинность и после уже не церемонились со своим телом. Про таких говорили: попал или попала в дурную компанию. Дай бог памяти – Виноградова, Укрáинская, Боговенко … Медсёстры – так их, кажется, называли за глаза. Сколько же новобранцев любви прошло через их заботливые... (так и хочется сказать – руки). Кто из нас теперь вспомнит своих боевых подруг? Да и где они сейчас? Давным-давно повыскакивали замуж и стали для своих благоверных преданными и заботливыми жёнами или сгинули где-то в неразберихе девяностых. А мы?.. Иногда кажется, что и нас нет, что и мы растворились, ушли сквозь пальцы того времени, когда ещё живой Цой допевал свою последнюю песню.

Чтобы словам было тесно

К микрофонной стойке подходит поэт с одухотворённым взглядом, из колонок звучит фоновая музыка, на сцене – лёгкий полумрак. В головах слушателей полумрак не такой лёгкий, но это уже неважно. Высокохудожественно откинутая прядь волос, и начинается священнодейство… Нуждаются ли стихи во всём этом? Почему бы и нет – скажет кто-то – кашу маслом не испортишь. Только поэзия совсем не каша, да и музыка – не масло. И вот начинаются споры: вспоминают бардов, рязановскую «Иронию судьбы» и, в конце концов, разговор упирается в Высоцкого и Окуджаву. Всё это так. Но справедливости ради нужно отметить, что свои стихи они в основном писали как песни, изначально оставляя в тексте место для музыки, которая связывала слова, как раствор связывает кирпичи в кладке. Но нуждаются ли во всём этом стихи как таковые?

Отвечая на этот вопрос однозначным «нет», вспоминается некрасовский посыл – «Чтобы словам было тесно,/ Мыслям – просторно». Именно таковы настоящие стихи.

«Ни одного пустого места, что называется – яблоку негде упасть».

И словам тесно, и мыслям – просторно. Нет в них места для игры, музыки и прочего, потому что они сами по себе уже есть игра, музыка, жизнь, смерть, да что угодно, и добавить туда нечего. Игрой и режиссурой, даже самой гениальной, их можно только деформировать, а значит – испортить. Монотонность голоса, которым поэты читают свои творения, только подтверждает это. Такой манерой они как бы удаляют все препятствия на пути стихотворения от автора к слушателю: один лишь голый текст, и ничего более. Многим авторам, конечно, льстило и льстит, что на их тексты пишут музыку, а чтецы с завыванием декламируют их со сцены. Но существует масса и обратных примеров. Бродский недолюбливал, когда из его стихов делали песни. Чухонцев с недоброжелательностью относился к мхатовской школе чтения стихов, начиная от Качалова и заканчивая Смоктуновским. Интересен в этом смысле опыт Смехова. В одном из телевизионных поэтических проектов он имитировал манеру чтения и голос автора, объясняя это тем, что хочет быть как можно ближе к оригиналу. И в какой-то мере это ему удалось.

Но время не стоит на месте, не стоит на месте и поэт, пытающийся идти с ним в ногу. Стихи, музыка, фото, видео, интернет – всё окончательно смешалось. Эклектика как самоцель. Слушатель (он же читатель) окончательно дезориентирован. Все эти художественные средства очень далеко уводят его от первоисточника и бросают на полпути под культурным забором не солоно хлебавши. Театр закрылся, а чувство голода только усилилось…

Как-то Эккерман похвастался Гёте, что один из его друзей собирается переделать для сцены байроновскую драму «Два Фоскари», на что тот ответил: «…Если в чтении какая-нибудь вещь производит на нас большое впечатление, мы воображаем, что со сцены она произведет не меньшее и что достигнуть этого можно без особого труда. Но мы роковым образом ошибаемся. Произведение, которое автор создавал не для подмостков, на них не уместится, и, сколько ты над ним ни бейся, в нем все равно останется что-то чуждое, что-то противящееся сцене…».

Слово «роковым» Гёте выделил особо.


Эта заметка предназначена исключительно для мудрых христиан, взыскующих духовных сокровищ православных подвижников древности. Представляем вниманию читателей подборку из нескольких великолепных […]


Эта заметка предназначена исключительно для мудрых христиан, взыскующих духовных сокровищ православных подвижников древности.

Представляем вниманию читателей подборку из нескольких великолепных афоризмов и поучений, принадлежащих Святым Отцам нашей Матери-Церкви. Надеемся, что через них каждый из вас обретёт пользу в развитии своей души и интеллекта!

Св. Амвросий Медиоланский о человеческом достоинстве:

“Не будь сам низкопоклонным, и не допускай других унижаться пред тобой и льстить тебе: первое есть свойство человека хитрого и коварного, а последнее - тщеславного и гордого.”

Св. Иоанн Кронштадский о том, зачем человеку Церковь:

“Церковь - земное небо: доколе я в церкви и сердечно участвую в богослужении - занимаю душу богослужением, молитвою, чтением или пением, дотоле я, как на небе, весь парю любовью к Богу, к небожителям, каюсь, умиляюсь, проливаю слезы, сочувствую всему человечеству, особенно единоверным братьям и сестрам; а когда удаляюсь из церкви, я подвергаюсь искушениям страстей: раздражению, гневу, чувственности, зависти, гордости, неприязни, лености мысли и чувства, - словом, делаюсь мишенью, прицелом для всяких искушений бесовских. Церковь - ограда безопасная для всех преданных ей чад; вне церкви я - добыча врагов или место уязвления для невидимых стрельцов. Как необходима для христианина церковь, ее богослужения, поучения, таинства руководящие! Мы все так слабы, грешны, беззащитны сами по себе, так нужна нам помощь, защита”.

Св. Амвросий Оптинский о том, как избежать осуждения:

“Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь.”

Св. Иоанн Златоуст о равенстве мужчины и женщины:

“Будь внимателен к самому себе. Жена, если она добрая, бывает твоею помощницею. А что, если она недобрая? Сделай ее доброю. Разве у других не были жены и добрые и злые, чтобы ты не имел предлога к оправданию? Какова была жена Иова? Напротив Сарра была доброю. Укажу тебе на жену худую и злую. Не повредила мужу жена Иова. Она была худа и зла и советовала ему богохульствовать. Что же? Поколебала ли она эту крепость? Сокрушила ли этот адамант? Преодолела ли эту скалу? Поразила ли она этого воина? Ниспровергла ли этот корабль? Исторгла ли это дерево? Нисколько. Она нападала, а крепость делалась более твердою; она воздвигала волны, а корабль не утопал, но плыл спокойно; плоды дерева были обрываемы, а само дерево не колебалось;листья падали, а корень оставался твердым. Говорю это для того, чтобы никто не ссылался на злобу жены. Худа она? Исправь ее. Она, скажешь, лишила меня рая. Но она возвела тебя и на небо . Природа одна и та же, но душевное настроение различно. Худа жена Иова? Но хороша Сусанна. Бесстыдна египтянка? Но скромна Сарра. Ты видишь ту? Посмотри и на эту. И из мужей одни злы, а другие добры. Иосиф был прекрасен, но старшие его (братья) бесстыдны. Видишь ли везде зло и добродетель, происходящие не от природы, а получающие отличительные свойства свои от душевного настроения? Не представляй мне предлогов к своему оправданию!”

Св. Серафим (Чичагов) о терпении и постоянстве:

“Не забывайте же, братья и сестры, этой заповеди Христовой и Апостольской. Всякое дело сначала трудно, но когда навыкните, то познаете, как сладко Имя Господне! Св. апостол Павел не стал бы нас обязывать молитвою, если бы это было крайне трудно и невозможно. Будемте телом работать и в это время духом молиться! Внешний наш человек пусть исполняет свои житейские дела, а внутренний пусть будет весь посвящен на служение Богу…”

Св. Нектарий Эгинский о счастье:

“Насколько заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это… Счастье – это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: “Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” (2Кор. 6:16) . Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо – Самого Бога!”

Св. Иоанн Златоуст об осуждении священноначалия:

“Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога… Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду. Прошу, убеждаю
и умоляю отстать от дурной привычки порицать духовных начальников. Священникам, о которых говорим худо, мы нисколько не повредим не только тогда, когда говорим ложь, но хотя бы и правду, а себя мы губим.”

Св. Иоанн Лествичник о природных талантах:

“Кто возносится естественными дарованиями, то есть остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротой разума и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ, ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен.”

Св. Антоний Великий об общении с праведными людьми:

“Человек, входящий к продавцу благовоний, заимствует приятный запах: и обращающийся с благочестивыми мужами нечувствительно привыкает подражать их добродетелям.”

Св. Тихон Задонский о воспитании в себе любви:

“Дети, обучающиеся чтению, сначала учат буквы, потом учатся по складам читать, а далее и книги читать научатся. Так должно и христианам в христианском учении поступать. Сперва должно научиться добром за добро воздавать, то есть иметь благодарность; потом злом за зло не воздавать, досаждением за досаждение, обидой за обиду и не мстить ни словом, ни делом обидевшему; а далее и врагов любить, и добро творить ненавидящим, и добром за зло воздавать. Это и есть лестница, по которой христиане восходят к совершенству, которое состоит в любви ко врагам.”

Св. Нил Синайский о христианском дружелюбии:

“Человеку надлежит быть существом общительным и дружелюбным, а не одиноким и необщительным, доставлять другим пользу, чем только в силах, возможною попечительностию доказывать свою сострадательность, подражая телесным членам во взаимном их содействии общей пользе.”

Св. Феофан Затворник о цели христианской жизни:

“Главная цель жизни нашей – живое общение с Богом. Для этого и Сын Божий воплотился, чтобы возвратить нам такое богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, [мы] вступаем в общение с Отцом и таким образом достигаем своей цели.”

Ещё немного христианской мудрости можно почерпнуть и .

Андрей Сегеда

Вконтакте

Курепина Маргарита

МБОУ «Гимназия №3, 10 класс

Тема эссе:«Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям - просторно» (Н. А. Некрасов)

Номинация "Лучшее эссе о лаконичности языка"

К моему удивлению, недавняя ссора с лучшей подругой натолкнула меня на размышления о словах Н. А. Некрасова. В ссоре люди говорят все, что приходит им на ум, не задумываясь о том, что сказанные слова могут обидеть собеседника. Кажется, что на одно слово, невозможно обидеться, но сказанное в сердцах, оно может стать причиной потери родного человека навсегда. В этом случае краткость не панацея.

А что на счет обычной жизни? Обычных разговоров? Здесь умные люди руководствуются «правилом Некрасова», чем больше они думают, тем меньше говорят. Зачем нужна пустая болтовня, когда можно сказать все кратко и по делу?

Со времен Древней Греции везде и всюду ценится лаконичность. Спартанцы славились своим непревзойденным умением в бою и, в то же время, слабостью в речах, «…но - как сказал однажды Сократ - …вдруг, в любом месте речи, метнет он, словно могучий стрелок, какое-нибудь точное изречение, краткое и сжатое, и собеседник кажется перед ним малым ребенком».

Очень трудно донести до собеседника свои мысли в одной фразе, но и по сей день, мы зачастую используем в своей речи, ставшие афоризмами слова, сказанные или написанные когда-то давно великими людьми. «Быть или не быть - вот в чем вопрос» - написал еще в шестнадцатом веке великий английский поэт Уильям Шекспир. Эта краткая фраза, сказанная в контексте размышлений о жизни, стала крылатой, и сейчас ее можно услышать даже в обсуждении обыденных вещей.

На мой взгляд, лаконичные высказывания, дают развиваться воображению, каждый человек может понять их по-своему. Когда Гете в трагедии «Фауст» описывал Маргариту, он лишь упомянул:

«О небо, вот так красота!

Я в жизни не видал подобной.

Как неиспорченно-чиста

И как насмешливо-беззлобна!

Багрянец губ, румянец щек, -

Я их вовеки не забуду!..»

По сути автор не дает нам описания девушки, воображение читателя само рисует его в голове. И у каждого, кто читает «Фауста» Маргарита своя. Вот и существует в нашем общем воображении бесконечное множество этих Маргарит.

И так же с народными жанрами. Вот к примеру японская лирическая поэзия - хайку:

Весеннее море -
Колышутся, холмятся волны
Целыми днями.

Ёса Бусон

Всего лишь три строчки, а закрывая глаза, предстает перед тобой дивный морской пейзаж, и ты слышишь шум волн, и тебе сразу так хорошо на душе становится, так спокойно, умиротворенно - это твои мысли уносятся вдаль. Всего лишь три строчки, а сколько картин нарисовало твое воображение!

Или например пословицы, поговорки. В них же заключена вся народная мудрость! Всем и каждому с детства твердят: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться!», «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь!». Эта мудрость бессмертна. Она передавалась из поколения в поколение, и, я думаю, так будет продолжаться до скончания веков.

Размышляя о краткости и лаконичности, нельзя не упомянуть Эрнеста Хемингуэя, который однажды поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. И написал. «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Сейчас это превратилось в некое движение - люди пытаются уместить в 6 словах (как было в оригинале Хемингуэя) законченную историю, и, на мой взгляд, у них здорово получается, и я надеюсь, что это движение наберет больше последователей.

В современном мире, мире ненужного шума важно уметь говорить четко, кратко и по существу, как завещал Антон Павлович Чехов - «Краткость сестра таланта».


Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Словам должно быть тесно, а мыслям просторно

Словам должно быть тесно, а мыслям просторно

Первоисточник - стихотворение «Форма. Подражание Шиллеру» (1879) Н. А. Некрасова (1821-1877):

Правилу следуй упорно:

Чтобы словам было тесно,

Мыслям - просторно.

Обычно приводится как основное правило ораторского искусства - в немногих словах сказать очень многое.

Используется также в шутливой форме как совет быть кратким, лапидарным.

Из книги 50 Приемов Письма автора Кларк Рой Питер

№ 5: Позвольте словам работать в полную силу Соблюдайте территорию слова. Оставляете место для ключевых слов. Не повторяйте экспрессивные слова, если только Вы не делаете этого специально, для получения особого эффекта.Я выдумал выражение «территория слова», чтобы

Из книги Как писать убедительно [Искусство аргументации в научных и научно-популярных работах] автора Графф Джеральд

Глава 3 «По его словам» Искусство цитирования Основная идея этой книги состоит в том, что для эффективного ведения полемики вы должны приводить в тексте не только свои, но и чужие аргументы. Один из лучших способов сделать это – не просто обобщить то, что «они говорят»,

Из книги Как разобраться в ЖКХ и не переплачивать автора Шефель Ольга Михайловна

Из книги Отменное здоровье после 60. Советы лучших экспертов. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

Что должно быть в аптечке Ниже дается краткий список самых необходимых препаратов для каждого человека старше 60 лет. Состав аптечки может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей организма, переносимости тех или иных препаратов, наличия различных

автора Серов Вадим Васильевич

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли Из пьесы «Дядя Ваня» (1897) Антона Павловича Чехова (1860-1904), слова доктора Астрова (действ. 2).Используется как способ сделать кому-либо замечание относительно внешнего вида, поведения и т. д.: мысли-де и так

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Добро должно быть с кулаками Первая строка стихотворения «Добро должно быть с кулаками...» (1959) советского поэта Станислава Юрьевича Куняева (р. 1932): Добро должно быть с кулаками Добро суровым быть должно. Как пишет поэт Евгений Евтушенко в своей антологии «Строфы века»

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Прекрасное должно быть величаво см. Служенье муз не терпит

Из книги Институт благородных читателей автора Бестужева-Лада Светлана Игоревна

Глава 13. В человеке все должно быть… элегантно Вот-вот, именно элегантно, а не просто красиво. Как утверждают мудрые французы, «элегантно - это красиво, но с чувством меры и в соответствии с фигурой, с учетом места и времени, сообразуясь с возрастом». Потому что подлинная

автора Никитин Юрий

Эстетическое должно быть динамичным Вот так сразу, в лоб. Так и запишите: эстетическое должно быть динамичным. Да что там должно, просто обязано! Вспомним, на что уж был скучнейшим и безликим герой «Человека в футляре»! Но прежде чем к концу короткого рассказа он попал в

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Из книги Полный контроль автора Паркс Ли

Какое давление должно быть в шинах? Для езды по улице необходимо поддерживать давление, рекомендованное производителем. Если его снизить его, то шина может перегреться в долгой дороге. На треке же сессия длится 20–30 минут, так что можно немного снизить давление в шинах,

Из книги Энергия мысли. Искусство созидательного мышления автора Лайт Сан

Противоядие негативным мыслям Мысли вещественны, и они обладают большой силой. С мыслью выбрасывается энергия – и вы постоянно это делаете. Ваш ум болтает. Вы бесполезно расточаете энергию. Вы разрушаете людей вокруг себя; вы разрушаете себя. Многое случается из-за вас.

автора estimata

Из книги Общие мысли: что должно быть в автомобиле? автора estimata

1. Что и сколько должно быть в автомобиле каждый должен решать сам Он может пригодиться в каких-либо аварийных ситуациях. Особенно актуально это становится зимой в пробке или в случае какой-то

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

Внимание к словам собеседника Беседуя с посетителем во время назначенной встречи, помните, что слушать не менее важно, чем говорить. Посетитель пришел к вам для того, чтобы что-то сообщить; дайте ему возможность высказать все, что человек считает нужным, и пусть человек

Из книги Энциклопедия домоводства автора Поливалина Любовь Александровна

Словам должно быть тесно, а мыслям просторно
Первоисточник - стихотворение «Форма. Подражание Шиллеру» (1879) N. А. Некрасова (1821-1877):
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям - просторно.

Обычно приводится как основное правило ораторского искусства - в немногих словах сказать очень многое.
Используется: также в шутливой форме как совет быть кратким, лапидарным.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Словам должно быть тесно, а мыслям просторно" в других словарях:

    Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

    Деловое общение: речевая культура - Речь сотрудников любой организации в деловом О. должна соответствовать требованиям гос. правового статуса и нормам цивилизованного, служебного и делового О. Правило нормативной вежливости обязывает всегда соблюдать требования соответствующих… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Великий князь, генерал адмирал, председатель Государственного Совета, второй сын императора Николая Павловича и супруги его императрицы Александры Федоровны, родился 9 сентября 1827 г., умер 13 января 1692 г. С раннего детства великий князь… … Большая биографическая энциклопедия

    - (ок. 46 ок. 127 гг.) философ, писатель и историк, из Херонеи (Беотия) Высшая мудрость философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели. Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино. Начальником… … Сводная энциклопедия афоризмов