Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Военное обозрение и политика. Реактивная система залпового огня «Ураган Боевая ракетная артиллерийская система ураган

РСЗО 9К57 «Ураган» - это советская реактивная система залпового огня, разработанная в 70-х годах. Она до сих пор используется российской армией . Основной задачей этого оружия является поражение живой силы и других объектов противника на дистанциях от 10 до 35 км. РСЗО «Ураган» можно использовать для дистанционной постановки противопехотных и противотанковых мин .

Разработкой комплекса занималось тульское ГНПП «Сплав», в котором ранее была создана еще одна знаменитая реактивная система – «Град». Работами по созданию РСЗО 9К57 «Ураган» руководил генеральный конструктор Ганичев.

По основным характеристикам «Ураган» значительно превзошел Б-21 «Град» : он мощнее, имеет большую дальность стрельбы и может использовать более широкую номенклатуру боеприпасов , что повышает универсальность этого оружия.

РСЗО «Ураган» стоит на вооружении нескольких десятков стран мира, он принимал участие во множестве конфликтов и не раз доказывал свою высокую эффективность.

История создания

В середине 60-х годов советские военные получили на вооружение превосходную РСЗО «Град», аналогов которой на тот момент не имела ни одна из армий мира . Однако военным нужен был еще один комплекс РСЗО с несколько другими характеристиками: с большей дальностью стрельбы и более мощным боеприпасом. Начиная с 1963 года, конструкторы ГНПП «Сплав» в инициативном порядке работали над созданием подобного РСЗО. В 1967 году был готов эскизный проект системы, проведены стендовые испытания различных узлов и стрельба опытными реактивными снарядами.

В 1972 году начались полигонные испытания «Урагана» и доработка реактивной системы. На этом этапе конструкторы сумели получить характеристики, которые требовали от них военные. Дальность стрельбы новой РСЗО достигла 35 км, была значительно повышена ее кучность (она в 1,5 выше, чем у «Града») и эффективность поражения противника. Залп одной пусковой установки накрывал площадь в 42 гектара.

Конструкторы «Сплава» первые в мире сумели создать кассетную головную часть реактивного боеприпаса для РСЗО. С тех пор было разработано несколько видов кассетных боеприпасов для «Урагана», кроме боеприпасов с осколочными боевыми элементами, ракета может снаряжаться противотанковыми и противопехотными минами.

В 1975 году «Ураган» приняли на вооружение, ее производство продолжалось до 1991 года.

Боевым крещением «Урагана» стал Афганистан, советские войска широко применяли эту РСЗО на протяжении всего конфликта. Участвовал «Ураган» и в боевых действиях на территории Африки, сирийская армия использовала его против израильских войск в начале 80-х годов, а российские федеральные войска – в обеих чеченских кампаниях. РСЗО 9К57 «Ураган» активно применялся обеими сторонами конфликта на востоке Украины.

Описание

РСЗО «Ураган» имеет в своем составе следующие компоненты:

  • боевую машину 9П140;
  • реактивные снаряды;
  • транспортно-заряжающую машину;
  • комплекс управления огнем;
  • метеорологический комплекс;
  • учебное оборудование;
  • автомобиль для проведения топографической съемки.

Основной составляющей «Урагана» является боевая машина 9П140, выполненная на базе автомобиля ЗИЛ-135ЛМ с ко­лес­ной фор­му­лой 8х8. Артиллерийская часть состоит из шестнадцати трубчатых направляющих, которые объединены в единый пакет. Направляющие крепятся на прямоугольной платформе – люльке. Качающаяся часть устанавливается на вращающемся основании, которое обеспечивает наводку направляющих по азимуту. Наведение возможно и с помощью ручного привода.

Наводка в вертикальной плоскости возможна в диапазоне от +6° до +55°. Угол го­ри­зон­таль­но­го на­ве­де­ния составляет от — 30° до +30° от продольной оси автомобиля. В задней части автомобиля установлены домкраты, которые повышают устойчивость при стрельбе.

«Ураган» оборудован панорамным прицелом и орудийной панорамой, есть рация и прибор ночного видения.

Трубчатые направляющие имеют П-образный паз, с помощью которого реактивному снаряду придается вращательное движение.

Стрельбу можно вести как залпом, так и одиночными выстрелами. Возможен вариант так называемого рваного залпа, во время которого первые восемь ракет выпускаются с интервалом в 0,5 секунды, а остальные восемь – 2 секунды. Время обычного залпа – 8,8 секунды, а «рваного» - 20. Стрельбу можно вести из кабины или дистанционно. Дальность стрельбы достигает 35 км, если огонь ведется на меньшие дистанции, то на головную часть ракеты устанавливаются специальные тормозные кольца.

Автомобиль ЗИЛ-135ЛМ оснащен двумя восьмицилиндровыми двигателями, с мощностью 180 л. с. каждый. Силовая установка находится позади кабины. Колеса задней и передней оси управляемы, машина оснащена системой подкачки шин.

Аналогичное шасси используется и для транспортно-заряжающей машины. Она может нести до 16 реактивных снарядов. Заряжание может проводиться без специальной подготовки, на любых площадках, его время – 15 минут. Транспортно-заряжающая машина оборудована краном, лотком с досылателем, грузовыми тележками, приспособлениями для стыковки, электрооборудованием и механизмом выверки.

Самым простым и наиболее используемым типом реактивных снарядов для РСЗО «Ураган» является 9М27Ф с осколочно-фугасной боевой частью. Боеприпас состоит из головной и ракетной части. В головной части расположена БЧ и взрыватель, в ракетной части находится твердотопливный двигатель и стабилизаторы. Они (как и у «Града») имеют форму сектора цилиндра и раскрываются после вылета реактивного снаряда из направляющей.

Ракета РСЗО «Ураган» 9М27К имеет кассетную боевую часть, в ней находятся тридцать осколочных элементов. Они расположены пятью секциями по шесть штук вокруг оси снаряда. Каждый подобный элемент оснащается собственными стабилизаторами и содержит 350 готовых поражающих элементов с высокой пробивной способностью.

«Ураган» стал первой системой залпового огня, которую можно было применять для дистанционного минирования местности. На заданной высоте боевая часть ракеты раскрывается пороховым зарядом, и боевые блоки рассеиваются на определенной территории. Взрыватель каждой мины блокируется системой замедления, которая отключается через время после приземления боеприпаса. После этого мины становятся на боевое дежурство.

В качестве боевых элементов реактивный снаряд «Урагана» может нести противотанковые контактные мины (взрывается только после наезда на них) и мины, реагирующие на магнитное поле боевой машины. Последние имеют кумулятивные выемки и могут пробивать танковую броню.

Также боевая часть реактивного снаряда может быть снаряжена противопехотными минами ПФМ-1С (312 штук). Эта мина имеет пластиковый корпус и небольшое крыло, которое предназначается для рассеивания боеприпасов на большую площадь. По форме они напоминают бабочку или лепесток. Подобные мины широко применялись советскими войсками в Афганистане, от них сильно страдало гражданское население, в особенности дети.

Реактивный снаряд может оснащаться и объемно-детонирующей боевой частью.

Технические характеристики РСЗО 9К57 «Ураган»

Ниже указаны тактико-технические характеристики системы залпового огня «Ураган».

Характеристики боевой машины
Количество направляющих 16
Масса заряженной с расчетом, т 20
Масса без снарядов и расчета, т 15,1
Угол вертикальной наводки (зоны стрельбы), град +6…+55
Максимальная скорость наведения электроприводам, град/с 3
Минимальная скорость наведения электроприводам, град/с 0,2
Время полного залпа, с:
при постоянном темпе 8,8
при «рваном» темпе 20
Дальность стрельбы, км:
максимальная 35,8
минимальная 5
Время, мин:
перевода из походного положения в боевое 3
заряжания 14
подготовки для срочного перемещения 1,5
Шасси Зил-135ЛМ
Масса шасси, т 10,6
Габариты, м:
в походном положении 9,63х2,8х3,23
в боевом положении 10,83х5,34х5,24
Максимальная скорость, км/ч 65
Запас хода, км 570
Глубина преодолеваемого брода, м 1,2
Расчет мирного/военного времени, чел 4 (6)

Технические характеристики боеприпасов

Характеристики реактивных снарядов
Индекс Тип ГЧ Масса, кг Масса ГЧ, кг Длина Дальность стрельбы, км
9М27Ф осколочно-фугасная 280 99 4833 10-35,8
9М27К кассетная, осколочная 271 89,5 5178 7,5-35
9М27К2 противотанкового минирования 271 89,5 5178

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган» имеет калибр 220 мм. Она предназначена для поражения любых групповых целей, уязвимыми элементами которых являются открытая и укрытая живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника мотопехотных и танковых рот, подразделения артиллерии, тактических ракет, зенитных комплексов и вертолетов на стоянках; командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры. Принята на вооружение в 1976 году.

Боевая машина имеет шестнадцать направляющих для неуправляемых реактивных снарядов. В состав боекомплекта входят реактивные снаряды 9М27Ф с моноблочной фугасной головной частью, 9М27К с 30 осколочно-фугасными элементами, 9М27К2 с 24 противотанковыми минами, 9М27КЗ с 312 противопехотными минами и 9М59 с 9 противотанковыми минами.

В состав комплекса входят: боевая машина 9П140, транспортно-заряжающая машина 9Т452, комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381, учебно-тренировочные средства, комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б», автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М и радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44.

РСЗО Ураган имеет высокие эксплуатационные характеристики. Критическая температура (от -50 до +50 °С), высокая влажность воздуха (98% при температуре 20-25°С), запылённость приземного воздуха (до 2г/м3) - нормальные условия работы комплекса. Такие показатели позволяют использовать Ураган в любых климатических условиях. Комплекс позволяет вести стрельбу на высотах до 3000 метров над уровнем моря и приземном ветре до 20 м/с.

Тактико-технические характеристики

    Калибр, мм 220

    Дальность стрельбы, км:

    • Максимальная 35

      Минимальная 10

    Число направляющих боевой машины (БМ), шт 16

    Масса снаряда, кг 270..280

    Время залпа, с 20

    Расчет БМ, чел 4

    Расчет транспортно-заряжающей машины, чел 3

    Время заряжания БМ, мин 20

    Время развёртывания БМ не более, мин 3

    Время свёртывания комплекса не более, мин 1,5

Состав РСЗО

В состав РСЗО «Ураган » входят следующие боевые средства:

    Боевая машина БМ 9П140 (см.схему)

    Транспортно- заряжающая машина 9Т452 (см.схему)

    Реактивные снаряды

    Комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б»

    Учебно- тренировочные средства

    Автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М

    Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44

    Комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381

Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Артиллерийская часть включает пакет из шестнадцати трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающего механизма,а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 5° до максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения ±30° от продольной оси машины. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющих. БМ оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения.

РСЗО Ураган. Вид установки сзади.

Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. При движении по траектории вращение снаряд поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к продольной оси снаряда. Залп одной БМ накрывает площадь более 42га. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 - 6 человек (в мирное время - 4): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель, номер расчета (3 чел).

Пакет направляющих смонтированы на люльке - сварной прямоугольной платформе (см. компоновочную схему). С верхним станком люлька соединена двумя полуосями, вокруг которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Совокупность пакета направляющих, люльки, ряда деталей и узлов механизма стопорения, системы воспламенения, кронштейна прицела и пр. составляет качающуюся часть. Вращающаяся часть БМ служит для придания пакету направляющих нужного азимутального угла и включает в себя качающуюся часть, верхний станок, уравновешивающий, подъемный и поворотный механизмы, погон, площадку наводчика, ручной привод наведения, механизм стопорения качающейся части, гидрозамок качающейся части, механизм стопорения вращающейся части. Уравновешивающий механизм служит для частичной компенсации момента веса качающейся части и состоит из двух торсионов и деталей крепления. Подъемный и поворотный механизмы служат для наведения пакета направляющих по углу возвышения и в горизонтальной плоскости. Основной способ наведения - электроприводом. В случае отказа и при ремонте используется ручной привод. Механизмы стопорения фиксируют подвижные части устанвоки при движении. Гидрозамок качающейся части предотвращает сбиваемость наводки по углу возвышения и разгружает подъемный механизм при стрельбе.

На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерного устройств в прицеле используется штатная орудийная панорама ПГ-1М.

Система запуска БМ 9П140 обеспечивает:

    безопасную работу расчета, обслуживающего БМ при стрельбе,

    ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в кабине,

    ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в укрытии на расстоянии до 60м от БМ,

    ведение огня при выходе из строя основных блоков цепей стрельбы и источников питания.

Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются с темпом 0.5с), а также т.н. «рваного» темпа стрельбы (первые 8 ракет с темпом 0.5с, остальные 8 ракет с темпом 2с). Благодаря применению «рваного» темпа стрельбы удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний БМ, а, следовательно, улучшить кучность стрельбы.

РСЗО «Ураган» Машина заряжания

Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции в т.ч. с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут. Грузоподъемность крана ТЗМ 300кг.

Оборудование ТЗМ состоит из рамы, лотка с досылателем, крана, грузовых тележек, площадки оператора, грузозахватного приспособления, приспособления для стыковки, редуктора поворота крана, штанги, механизма выверки, электрооборудования, ЗИП. Лоток с досылателем представляет собой складную балку, по которой перемещается толкатель с ракетой. Механизм выверки предназначен для выравнивания оси ракеты, находящейся в лотке, с осью направляющей трубы. Тележки левая и правая предназначены для размещения ракет. На ТЗМ имеются три электропривода: подъема (опускания) ракет, поворота крана, досылания ракет в направляющие.

Заряжание БМ производится с верхнего яруса в следующей последовательности: поднять ракету и уложить в лоток, отцепить грузозахватное приспособление и произвести досылку ракеты в направляющую (см. схему взаимного расположения БМ 9П140 и ТЗМ 9Т452 при заряжании и схему расположения батареи БМ на огневом рубеже).

Особенность четырехосного колесного шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП - расположение силовой установки позади четырехместной кабины экипажа. Эта силовая установка состоит из двух V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. Каждый из этих двигателей при 3200 об./мин развивает максимальную мощность 180 л. с. Трансмиссия выполнена по бортовой схеме: колеса каждого борта приводятся во вращение от самостоятельного двигателя через отдельную коробку передач, раздаточные коробки и бортовые редукторы. Колеса первой и четвертой осей - управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Машина обладает очень высокой проходимостью и хорошими скоростными характеристиками. При движении по шоссе с полной нагрузкой она развивает скорость до 65 км/час, без предварительной подготовки преодолевает броды глубиной 1,2 м. Запас хода по топливу - 500км.

РСЗО (реактивная система залпового огня) "Ураган" предназначается для поражения живой силы, бронированной и легкобронированной техники танковых и мотопехотных подразделений противника на марше и в местах сосредоточения, разрушения командных пунктов, объектов военной инфраструктуры и узлов связи, дистанционной установки противопехотных и противотанковых минных полей в зонах боевых действий на удалении 10 – 35 тыс. м.

Учитывая принятие на вооружение Полевой реактивной системы М-21в 1963 году, Тульский ГНИИ Точного Машиностроения в 1963-1964 годах в инициативном порядке провел поисковые работы с целью исследования возможности создания более дальнобойной и мощной системы по количеству ВВ в залпе, с помощью которой можно было бы решать в оперативном порядке боевые задачи на дальностях от 10 до 40 тыс. м.

В Министерство машиностроения в июне 1964 г. на рассмотрение направили "Проект полевой реактивной системы залпового огня "Ураган", имеющей дальность снаряда 35 тыс. м. Проектом предлагалась система, имеющая высокую маневренность, скорость передвижения до 70 км/ч, высокую проходимость и возможность открытия залпового огня в короткий промежуток времени. Данная система может быть использована для уничтожения, открыто расположенной или укрытой в полевых сооружениях живой силы, огневых средств, танков, ядерного и химического и других целей и объектов противника на дальностях до 40 тыс. м.

На основании приказа Миноборонпрома (МОП), от 28 декабря 1966 г., в 1967 году начали научно исследовательская работа "Создание ракетного высокоточного комплекса залпового огня "Ураган" (НВ-121-66). Работу окончили в декабре 1967 г. с подтверждением возможности получения задаваемых характеристик, проведением теоретических проработок, стендовых испытаний двигателей, механизмов отделения, задержки раскрытия стабилизатора, аэродинамических продувок и огня модельными снарядами. Систему рекомендовали на проведение ОКР (опытно-конструкторской работы).

Результаты проведенных работ одобрила подсекция №1 секции 1 НТС Министерства Оборонной промышлености и тему рекомендовали для проведения опытно-конструкторских работ после устранения выявленных недостатков.

На основании приказа Министерства машиностроения и Министерства общего машиностроения №18/94 в 1968 г. был разработан аванпроект ракетного комплекса залпового огня "Ураган". В сентябре того же года работу рекомендовали на проведение опытно-конструкторских работ (из документа ТУЛГОСНИИТОЧМАШ (Тула) начала 1970-х гг.).

В 1969 г. – начале 1970 г. провели работы по составлению и корректировке ТТТ на опытно-конструкторскую работу: “Армейская РСЗО” “Град-3” (в начале 1970 года изменено на “Ураган”). По всей видимости, это и есть тактико-технические требования №0010 войсковой части 64176. В состав системы должны были войти боевая машина, командирская машина, транспортная машина и арсенальное оборудование. Предлагались использовать следующие типы головных частей снарядов: кассетные осколочного действия, фугасная (имеет заданное дроблением корпуса), кассетная, предназначенные для дистанционного минирования. Решение о разработке других типов боевых частей (зажигательной, кумулятивной, агитационной, в спец. наполнении) должны были приниматься Минобороны и Министерством машиностроения во втором квартале 1970 г. по результатам аванпроекта. В конструкции снарядов предполагалось использовать один для всех боевых частей твердотопливный реактивный двигатель с нерегулируемым соплом во всем интервале температур эксплуатации. Сменных сопл не было. В качестве базы РСЗО предлагалось использовать шасси ЗИЛ-135ЛМ. Во время эскизного проектирования должны были прорабатываться варианты боевой машины и транспортной машины на гусеничном шасси транспортера-тягача МТ-С (вариант Тактико-технические требования для Реактивной системы залпового огня "Град-3" ("Ураган") и технического задания на доработку командирской машины). Количество направляющих должно было равняться 20 шт. при использовании шасси от ЗИЛ-135ЛМ и 24 шт. на шасси МТ-С. Но точное количество направляющих должно было уточняться после рассмотрения эскизного проекта. Для транспортной машины в качестве базы также рассматривалось колесное шасси Краз-253.

Из письма Ганичева А.Н. (ТУЛГОСНИИТОЧМАШ) Елагину (ГРАУ) в в/ч 64176 стало известно, что Министерством машиностроения и Министерством обороной промышленности были утверждены следующие исполнители по реактивной системы залпового огня "Град-3":

Министерство машиностроения:
Научно-исследовательский химико-технологический институт (п/я А-7210, Московская область, Люберцы) для отработки порохового заряда и системы воспламенения;
Завод "Красноармеец" и Государственное конструкторское бюро приборостроения (п/я В-8475, Ленинград) для отработки средств воспламенения;
Казанский научно-исследовательский институт химической промышленности (п/я В-2281, Казань) для вышибного заряда для кассетной головной части;
Завод имени Масленникова (п/я Р-6833, Куйбышев) для создания взрывателя контактного действия фугасной боевой части, дистанционной трубки механического типа кассетной боевой части;
Институт "Геодезия" (п/я Р-6766, Московская область, Красноармейск) испытания и оценка эффективности боевой части;
Научно-исследовательский институт "Поиск" (п/я В-8921, Ленинград) для отработки контактного взрывателя для боевого элемента кассетной боевой части;
Красноармейский Научно-исследовательский институт механизации (п/я А-7690, Московская область, Красноармейск) для отработки снаряжения фугасной боевой части, разрывного заряда для боевого элемента кассетной боевой части;
Орский механический завод (п/я Р-6286, Оренбургская область, Орск) для изготовления корпусов боевых частей и двигателей.

Министерство оборонной промышлености:
Пермский машиностроительный завод имени В.И. Ленина (п/я Р-6760, Пермь) по транспортной и боевой машинам;
Всесоюзный научно-исследовательский институт "Сигнал" (п/я А-1658, Владимирская область, Ковров) по доработке командирской машины.

Работы по созданию РСЗО “Ураган” проводились на основании Постановления СМ СССР №71-26 от 21.01.1970 (приказ Министерства машиностроения №33 от 28.01.1970).

С целью проверки мероприятий, которые связаны с работами по увеличению дальности ведения огня, на январь-февраль 1971 г. были запланированы стрельбы в количестве 30 шт. снарядами РСЗО "Ураган" из баллистической установки, размещенной на лафете МЛ-20. Должны были быть поставлены снаряды, имеющие три вида оперения:
- ножевого типа, толщина пера 7 миллиметров, раскрытие перьев к продольной оси снаряда под углом 90°;
- по схеме снарядов "Град";
- комбинированного (сочетающего оперение снаряда ножевого типа и "Град").

Во время продувок в Центральном аэрогидродинамическом институте вариантов снарядов имеющих три вида оперения получили положительные результаты. При этом запас устойчивости составлял около 12 процентов.

В 1972 г. Тульским государственным НИИ точного машиностроения выполнялись работы по теме НВ2-154-72 "Одноканальная система угловой стабилизации к снарядам "Град" и "Ураган" (1 квартал 1972 г. – начало работ, 2 квартал 1973 г. – окончание).

В 1972 г. изыскание одноканальной системы угловой стабилизации вели по двум направлениям:
- основанной на датчике угловой скорости с применением газодинамических исполнительных органов;
- основанной на контактном датчике углов с применением пороховых импульсных исполнительных органов.

Согласно отчету Тульского государственного НИИ точного машиностроения о работе в 1972 г., в этом году провели теоретические расчеты, моделирование на аналоговых электронных машинах, экспериментальные лабораторные исследования одноканальной системы угловой стабилизации, а также ее элементов для реактивных неуправляемых снарядов типа "Ураган" и "Град". Определили основные требования к системе и элементам системы.

В состав системы стабилизации входили электроннопреобразовательный блок, датчик угловых перемещений, исполнительные органы газодинамического типа или импульсного типа.

Было определено, что использование одноканальной системы стабилизации в снарядах "Ураган" и "Град" улучшает в 1,5-2 раза их характеристики по кучности ведения огня.

На элементы системы угловой стабилизации разработали чертежи, изготовили макетные образцы и опробовали в лабораторных условиях. К моменту составления или предоставления отчета велось производство партии блоков одноканальной системы угловой стабилизации для летных испытаний.

В 1972 г., на основании приказа начальника второго Главного управления Министерства машиностроения №17 от 20.12.1970 , ТулгосНИИточмашем выполнялась научно-исследовательская работа по теме "Исследование путей создания дальнобойных снарядов для систем "Ураган" и "Град" (НВ2-110-71г).

В соответствии с целевой задачей, выполнили теоретические и экспериментальные работы, продемонстрировавшие возможность увеличения дальности ведения огня снарядами систем "Ураган" и "Град" за счет использования высокоимпульсного топлива и прочных материалов для изготовления корпуса.

В 1972 г. завершили заводскую отработку, и систему представили на полигонно-войсковые испытания в составе:
- неуправляемые реактивные снаряды с кассетной осколочного действия (масса 80-85 кг) и фугасной (масса 100-105 кг) боевыми частями;
- БМ 9П140 установленная на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ;
- транспортно-заряжающая машина 9Т452 установленная на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ;
- арсенальное оборудование.

Во время заводской отработки получили характеристики системы, которые удовлетворяли основным тактико-техническим требованиям:
- наибольшая дальность стрельбы снарядами, имеющими фугасную боевую часть – 34 тыс. м., кассетную боевую часть – 35 тыс. м.;
- кучность стрельбы:
снаряд, имеющий фугасную боевую часть: по направлению Вб/Х = 1/174, по дальности Вд/Х = 1/197;
снаряд, имеющий кассетную боевую часть: по направлению Вб/Х = 1/152, по дальности Вд/Х = 1/261;
- приведенная площадь поражения снарядом с кассетной боевой частью при подходе боевого элемента к цели 85-90 градусов:
живой силы расположенной открыто – 22090 м2 (Еуд. = 10 кгм/см2);
боевой техники – 19270 м2 (Еуд. = 135 кгм/см2);
- приведенная площадь поражения снарядом с фугасной боевой частью:
боевой техники – 1804 м2 (Еуд = 240кгм/см2);
- размер воронки:
глубина 4,8 м;
диаметр 8 м.

Боевая машина имеет 18 направляющих; время залпа – 9 секунд, возимый на транспортно-заряжающей машине боекомплект снарядов – 1 комплект.

Боевая машина была разработана под руководством главного конструктора Калачникова Юрия Николаевича.

Система постоянно модернизируется – например, сегодня существует ряд модификаций реактивных снарядов, а также боевых частей к данным снарядам.

В настоящее время РСЗО 9К57 "Ураган" состоит на вооружении в российской, казахской, белоруской, украинско, йеменской армиях, а также, вероятно, в сирийской армии.

Реактивную систему залпового огня "Ураган" широко использовали в Афганистане в боевых действиях. В начале 1980-х годов ее развернули и применили сирийские военные на начальном этапе войны с Израилем. Систему применяли федеральные войска в Чеченской Республике. Согласно открытым данным последний раз систему применяли российские войска в 2008 году во время грузино-южно-осетинского конфликта.

На Украине провели работы по установке артиллерийской части на доработанное под ее монтаж шасси КрАЗ-6322. Время проведения работ не установлено.

В состав реактивной системы залпового огня "Ураган " входят:
Боевая машина 9П140;
Транспортно-заряжающая машина 9Т452;
Реактивные снаряды
КАУО (комплекс автоматизированного управления огнем) 1В126 "Капустник-Б";
Учебно- тренировочные средства;
Автомобиль топографической съемки 1Т12-2М;
Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44;
Комплект арсенального спецоборудования и инструмента 9Ф381

Боевая машина 9П140 выполнялась на четырехосном шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП с высокой проходимостью и колесной формулой 8х8. Артиллерийская часть состоит из пакета, в который собрано шестнадцать трубчатых направляющих, поворотного основания с прицельными приспособлениями и механизмами наведения, уравновешивающего механизма, а также гидравлической и электротехнической аппаратуры. Механизмы наведения, снабженные силовыми приводами, дают возможность наводить в вертикальной плоскости пакет направляющих от 5 до +55 градусов. Угол горизонтального наведения составляет ±30 градусов от продольной оси боевой машины. Для увеличения устойчивости пусковой установки во время выстрела в кормовой части шасси имеется две опоры, которые оснащенные домкратами приводимыми вручную. Реактивные снаряды могут перевозиться непосредственно в направляющих. Боевая машина оборудована прибором ночного видения и средствами связи (радиостанция Р-123М).

Трубчатые направляющие – гладкостенные трубы с П-образным винтовым пазом, по которому во время выстрела скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом, обеспечивается его первоначальная раскрутка для придания снаряду устойчивости необходимой в полете. Снаряд при движении по траектории вращения поддерживается при помощи лопастей раскрывающегося стабилизатора, которые установлены к продольной оси снаряда под определенным углом. Залп одной боевой машины накрывает площадь более 42 гектаров. Основным способом стрельбы является огонь с закрытой позиции. Существует возможность ведения стрельбы из кабины. Расчет боевой машины 9П140 - 6 человек (4 человека в мирное время): командир боевой машины, механик-водитель, наводчик (старший наводчик), номера расчета (3 человека).

Пакет направляющих установлен на люльке – прямоугольной сварной платформе. Люлька с верхним станком соединена при помощи двух полуосей, вокруг которых она качается (поворачивается) при наведении по углам возвышения. Совокупность люльки, пакета направляющих, ряда узлов и деталей механизма стопорения, кронштейна прицела, системы воспламенения и прочих составляет качающуюся часть. При помощи вращающейся части боевой машины пакету направляющих придается нужный азимутальный угол. Вращающаяся часть состоит из качающейся части, верхнего станка, уравновешивающего, подъемного и поворотного механизма, погона, площадка наводчика, ручного привода наведения, механизма стопорения качающейся части, гидрозамка качающейся части, механизма стопорения вращающейся части. Уравновешивающим механизмом осуществляется частичная компенсация момента веса качающейся части. Он состоит из деталей крепления и пары торсионов. Поворотный и подъемный механизмы служат для наведения пакета направляющих в горизонтальной плоскости и по углу возвышения. Основным способом наведения является электропривод. При ремонте и в случае отказа используется ручной привод. Механизмами стопорения фиксируются подвижные части установки во время движения. Гидрозамком качающейся части разгружается подъемный механизм во время стрельбы и предотвращается сбиваемость наводки по углам возвышения.

На боевой машине имеется панорамный механический прицел Д726-45. В качестве угломерного и визирного устройств в прицеле используют штатную орудийную панораму ПГ-1М.

Системой запуска боевой машины 9П140 обеспечивается:
- безопасная работа расчета, который обслуживает боевую машину при стрельбе;
- ведение залпового и одиночного огня при нахождении в кабине расчета;
- ведение залпового и одиночного огня при нахождении в укрытии расчета на расстоянии до 60 метров от боевой машины;
- ведение огня в случае выхода из строя источников питания и основных блоков цепей ведения огня.

Системой запуска обеспечивается возможность залпового огня с постоянным темпом (запуск 16 ракет происходит с темпом 0,5 секунды) и так называемым "рваным" темпом стрельбы (первые 8 ракет запускается с интервалом 0,5 сек, остальные ракеты с интервалом 2 секунды). Благодаря использованию "рваного" темпа стрельбы позволяет значительно снизить частоту и амплитуду колебаний боевой машины, и, следовательно, улучшить кучность ведения огня.

Для заряжания пусковой установки используется транспортно-заряжающая машина 9Т452, разработанная на одинаковом с боевой машиной шасси. Каждая заряжающая машина 9Т452 может транспортировать 16 реактивных снарядов. Машина обеспечивает заряжание (разряжание) без спец. подготовки позиции, в том числе с любой транспортной машины, с другой транспортно-заряжающей машины или с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, время заряжения 15 минут. Грузоподъемность 300 кг.

Оборудование транспортно-заряжающей машины состоит из рамы, крана, лотка с досылателем, грузовых тележек, грузозахватного приспособления, площадки оператора, приспособления для стыковки, штанги, редуктора поворота крана, электрооборудования, механизма выверки, ЗИП. Лоток с досылателем – складная балка, по которой движется толкатель с ракетой. Механизм выверки выравнивает ось ракеты, которая находится в лотке, и ось направляющей трубы. Левая и правая тележки предназначаются для размещения ракет. Транспортно-заряжающая машина имеет три электропривода, которые осуществляют: подъем/опускание ракет, поворот крана, досылание ракет в направляющие.

Заряжание боевой машины производится в следующем порядке с верхнего яруса: поднять ракету, уложить ее в лоток, отцепить грузозахватное приспособление, дослать ракету в направляющую.

Особенностью четырехосного колесного шасси ЗИЛ-135ЛМП являлось расположение силовой установки за четырехместной кабиной экипажа. Данная силовая установка состояла из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. При 3200 оборотах в минуту каждый двигатель развивает мощность до 180 л.с. Трансмиссия имеет бортовую схему: колеса каждого борта вращаются самостоятельным двигателем через отдельную коробку передач, бортовые редукторы и раздаточные коробки. Колеса первой и четвертой оси - управляемые, с независимой торсионной подвеской имеющей амортизаторы. Колеса средних осей сближены, не имеют упругой подвески и к раме крепятся жестко. Машина оборудуется централизованной системой регулирования давления в шинах. Машина имеет очень высокую проходимость и скоростные характеристики. При движении с полной нагрузкой по шоссе максимальная скорость составляет 65 километров в час, без предварительной подготовки может преодолевать броды глубиной до 1,2 метров. По топливу запас хода составляет 500 км.

Боекомплект реактивной системы залпового огня "Ураган" состоит из следующих реактивных снарядов:
- 9М27Ф имеющий осколочно-фугасную головную часть;
- 9М27К имеющий кассетную головную часть с осколочными боевыми элементами;
- 9М27С имеющий зажигательную головную часть;
- 9М59, 9М27К2, 9М27К3 имеющие кассетную головную часть с противотанковыми минами;
- 9М51 имеющие головную частью объемно-детонирующего действия (во время войны в Афганистане показал высокую эффективность).

Максимальная дальность стрельбы – 35 тыс. м, для уничтожения на меньших дистанциях на реактивный снаряд надевают кольца, которые тормозят его в полете. Дальность полета кассетного снаряда с малым кольцом составляет 11-22 км, неуправляемого реактивного снаряда 9М27Ф составляет 8 – 21 км. В случае использования большого тормозного дальность полета кассетного снаряда составляет 9 – 15 км, а снаряда 9М27Ф составляет 8 – 16 км.

Комплекс может эксплуатироваться в условиях использования противником ядерного, бактериологического, химического оружия в различное время года и суток, при температуре воздуха -40… +50°С. в разных климатических условиях.

Реактивная система залпового огня "Ураган" может транспортироваться водным, железнодорожным или воздушным транспортом.

Тактико-технические характеристики РСЗО 9П140 РСЗО “Ураган”:
Масса боевой машины в боевом положении – 20 тонн;
Масса боевой машины без расчета и снарядов – 15,1 тонн;
Габариты в походном положении:
Длина – 9,630 м;
Ширина – 2,8 м;
Высота – 3,225 м;
Колёсная формула - 8x8
Количество направляющих – 16 шт;
Вращение направляющих – 240 градусов;
Время перезарядки – 15 минут;
Запас хода по шоссе – 500 км;
Время перевода боевой машины из походного в боевое положение не более – 3 минут;
Время оставления огневой позиции после произведения залпа менее – 1,5 минут;
Диапазон температур боевого применения – от -40 до +50 °С;
Приземный ветер – до 20 м/с;
Относительная влажность воздуха при 20..25 °С – до 98 %;
Запыленность приземного воздуха – до 2 г/м3;
Высота применения над уровнем моря – до 3000 м;
Общие характеристики реактивных снарядов:
Калибр – 220 мм
Вес твёрдотопливного порохового заряда – 104,1 кг
Максимальная дальность стрельбы – 35 км;
Минимальная дальность стрельбы – 8 км;
Температурный диапазон боевого использования – от -50 до +50 °С;
Диапазон температур кратковременного (до 6 часов) пребывания РС – от -60 до +60 °С.



Реактивная система залпового огня «Ураган» обеспечивает одновременное поражение бронированных и небронированных целей на площади около 43 гектаров.

Современные реактивные системы залпового огня (РСЗО) являются сегодня одним из главных огневых средств Сухопутных войск России. В период с 1941 по 1945 годы их знаменитая прародительница «Катюша» наводила ужас на немецкие войска и превосходила их буксируемые установки РСЗО Nebelwerfer и Wurfrahmen (были приняты на вооружение в 1940 году) по мобильности и дальности поражения. Для мгновенного поражения различных целей на больших площадях Российская армия оснащена известными РСЗО и их модифицированными вариантами «Град» («Торнадо-Г»), «Ураган» и «Смерч» («Торнадо-С»).

В настоящее время реактивная система «Ураган» считается одной из самых известных и распространенных в армиях мира. Свое могущество и эффективность воздействия по целям высокомобильный «Ураган» убедительно доказал в реальных боевых действиях в Афганистане, на Северном Кавказе и Украине, на Ближнем Востоке и в Африке.

История создания

РСЗО 9К57 «Ураган» создана по инициативе тульского Центрального НИИ точного машиностроения. На базе полевой реактивной системы М-21 в начале 60-х годов прошлого столетия здесь была разработана более мощная по огневому воздействию и дальности боевая машина реактивной артиллерии. На основании проекта (1964 года) в 1967-м научная работа «Создание высокоточного ракетного комплекса залпового огня «Ураган» (НВ-121-66) подтвердила возможность создания такой РСЗО с заданными характеристиками.

Во второй половине 1968 года был разработан аванпроект, в 1969–1970 годах уточнены тактико-технические требования для опытно-конструкторской работы. Проект предусматривал создание боевой (БМ) и транспортно-заряжающей (ТЗМ) машин на колесном (ЗИЛ-135ЛМ) и гусеничном (МТ-С) шасси. Рассматривался также вариант ТЗМ на базе автомобиля КрАЗ-253. Практические работы позволили определить типы боевых частей для реактивных снарядов. Главным конструктором системы в целом стал Александр Ганичев, боевой машины - Юрий Калачников. В окончательном варианте РСЗО «Ураган» была принята на вооружение и эксплуатируется с 1975 года. Серийно реактивную артиллерийскую систему «Ураган» производило ГНПП «Сплав» (Тула) в период с 1975 по 1991 годы.

Особенности

Советская реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган» предназначена для поражения открыто расположенной и укрытой живой силы, бронированной и небронированной техники, а также площадных (артиллерийских, ракетных и зенитных подразделений, командных пунктов, узлов связи, складов, мест базирования) и других объектов противника на дальностях от 8–10 до 35 километров. Кроме того, реактивная система «Ураган» может использоваться для сплошного минирования местности с использованием противопехотных и противотанковых мин.

Для решения указанных задач комплекс имеет боевые, обеспечивающие и учебно-тренировочные средства. Боевые элементы и средства боевого обеспечения РСЗО «Ураган» включают:

  • Боевую (БМ, 9П140) и транспортно-заряжающую (ТЗМ, 9Т452) машины;
  • 220-мм реактивные снаряды;
  • Комплекс автоматизированного управления огнем (1В126) «Капустник-Б»;
  • Автомобиль для топографической съемки (1Т12-2М);
  • Радиопеленгационный метеорологический комплекс (1Б44);
  • Комплект специального арсенального оборудования и инструмента (9Ф381).

Боевая машина (пусковая установка) боевой массой 20 тонн служит для транспортировки 16 реактивных снарядов, их пуска и поражения целей на площади не менее 42 гектаров. Артиллерийская часть - блок из 16 трубчатых направляющих с прицельными приспособлениями, механизмами наведения, средствами связи и управления - размещена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Блок может наводиться на цель в вертикальной (5–55 град.) и горизонтальной (до 240 град.) плоскостях. Направляющие с П-образным винтовым пазом придают первоначальное вращение снаряду для устойчивого полета по траектории. Реактивные снаряды могут запускаться залпом (интервал 0,5 секунды) и в «рваном» темпе (первые восемь через 0,5 секунды, последующие - через 2 секунды). В последнем случае снижается частота колебаний БМ и повышается кучность стрельбы. Расчет из четырех человек (в мирное время) обеспечивает перевод установки в боевое положение, оставление ею огневой позиции и перезарядку боекомплекта в течение 3, 1,5 и 15 минут соответственно.

ТЗМ (9Т452) на аналогичной колесной базе обеспечивает заряжание и разряжение пусковой установки. Перезарядка БМ боекомплектом из 16 реактивных снарядов производится в течение 15 минут. При полной загрузке БМ и ТЗМ могут передвигаться по шоссе с максимальной скоростью до 65 км/час и без предварительной подготовки преодолевать броды глубиной до 1,2 метра. Запаса топлива хватает на 500 километров пути.

Для решения задач пусковая установка может применять реактивные снаряды с различными головными частями:

  • Осколочно-фугасной (9М27Ф);
  • Кассетной (9М27К) с осколочными боевыми элементами;
  • Зажигательной (9М27С);
  • Объемно-детонирующей (9М51).

В зависимости от решаемой задачи их масса составляет от 89,5 до 99 кг. Для дистанционного минирования местности используются реактивные снаряды с кассетной головной частью для противотанковых (9М59) или противопехотных (9М27К2, 9М27К3) мин. Для морально-психологического воздействия на противника «Ураган» может применять снаряд (9М27Д), головная часть которого оснащается агитационными материалами.

Артиллерийская реактивная система «Ураган» безотказно работает при внешних температурах от –40 до +50ºС, ветре до 20 м/с, высокой влажности и запыленности воздуха на высотах до 3 тысяч метров над уровнем моря. Она может решать боевые задачи в условиях применения противником ядерного, химического и биологического оружия в любое время года и суток в погодно-климатических условиях любого региона мира, куда может быть доставлена любым видом транспорта. Система постоянно модернизируется с целью повышения боевых возможностей.

В настоящее время РСЗО «Ураган» является штатной огневой системой Российской армии. Кроме того, эта мощная огневая система имеется в армиях Украины, Афганистана, Чехии, Узбекистана, Туркмении, Белоруссии, Польши, Ирака, Казахстана, Молдавии, Йемена, Киргизии, Гвинеи, Сирии, Таджикистана, Эритреи, Словакии и других стран.

Боевое применение РСЗО «Ураган»

Боевое крещение РСЗО «Ураган» прошла в Афганистане - моджахеды называли ее «шайтан-труба» и очень боялись. Свою эффективность «Ураган» продемонстрировал в ЮАР и в войне Сирии с Израилем в начале 80-х годов. Огневая система использовалась против незаконных вооруженных формирований сепаратистов в Чеченской Республике и во время грузино-южноосетинского конфликта 2008 года. В 2014–2015 годах реактивную систему «Ураган» на автомобилях КрАЗ-6322 активно применяли вооруженные силы Украины на юго-востоке страны, а также ополченцы, которые захватили несколько пусковых установок в боях.

Высокие эффективность и эксплуатационная надежность РСЗО «Ураган» гарантируют ее применение в качестве огневого средства поражения в ближайшие 10–15 лет.

Разработка зенитного ракетного комплекса М-22 "Ураган" для советского Военно-морского флота была начата по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 13 января 1972 г. В данном Постановлении была задана разработка войскового ЗРК 9К37 "Бук". Данные комплексы унифицировались по зенитной управляемой ракете. Корабельный универсальный многоканальный комплекс средней дальности "Ураган" был разработан в НПО "Альтаир", главный конструктор Г.Н. Волгин.

Зенитная управляемая ракета 9М38

В ЗРК "Ураган" используется универсальная для сухопутных войск и ВМФ ракета 9М38, созданная Свердловским машиностроительным КБ "Новатор" под руководством главного конструктора Л.В.Люльева. В сухопутных войсках 9М38 входит в состав ЗРК "Бук".

Ракеты 9М38 и ее модификации (9М38М1 и другие) одноступенчатые с двухступенчатым твердотопливным двигателем. Ракета способна маневрировать с перегрузкой 20 g. Максимальная скорость полета ракеты 1200 м/с.

Ракета комплектуется полуактивной головкой самонаведения, автопилотом, активным радиовзрывателем, осколочной боевой частью, двухрежимным твердотопливным двигателем, а также турбогенератором и газовыми приводами, работающими на горячем газе. Перед пуском ракеты системами самоходной огневой или пускозаряжающей установок формируется полетное задание. С целью максимального использования возможностей ракеты и расширения зоны поражения комплекса используется дополнительная информация, передаваемая на борт ракеты по линии радиокоррекции. Для приема сигналов радиокоррекции полета в ракете имеется специальный канал приема и обработки получаемой информации.

Наведение ракеты на цель осуществляется по методу пропорциональной навигации по сигналам полуактивной радиолокационной головки самонаведения, имеющей в своем составе бортовой вычислитель. На каждую цель может наводиться одновременно до 3-х ракет.

Поражение цели производится боевыми частями, в состав которых входят активно-импульсный радиовзрыватель, боевая часть осколочно-фугасного действия и система контактных датчиков. Радиус зоны поражения целей - 17м. Контактный подрыв боевой части используется при стрельбе по надводным целям.

Зенитная управляемая ракета поставляется на флот в стеклопластиковом транспортном контейнере, полностью готовая к боевому применению без проверок бортовой аппаратуры, и не требует регламентных работ в течение длительного срока эксплуатации (до 10 лет) во всех климатических зонах.

Технические характеристики зенитной управляемой ракеты

Масса боевой части ракеты, кг 70
Длина ракеты, мм 5550
Масса ракеты, кг 690

Пусковая установка МС-196

Пусковая установка ЗРК М-22 © НПО "Альтаир"
Антенные посты РЛС подсвета цели © НПО "Альтаир"

Пусковая установка МС-196 (индекс МО 3С-90) - палубная наводимая, станкового типа с одной пусковой балкой и нижней подвеской ракеты. Устройство хранения барабанного типа с двумя концентрическими рядами вертикально расположенных направляющих, предназначенных для крепления 24 ракет. Темп схода ракет с одной ПУ - 12 секунд. Вес ПУ без ракет 30 тонн. Площадь погреба 5.2 х 5,2 м, глубина - 7,42 м. Темп схода ракет - 12 с.

ПУ разработана КБ "Старт" (бывшее ГКБКМ - компрессорного машиностроения), главный конструктор А.И.Яскин.

Система управления

Корабельный зенитный ракетный комплекс "Ураган" не имеет своей радиолокационной станции обнаружения целей, поскольку по мнению конструкторов создание системы обнаружения, дублирующей основную общекорабельную станцию, приведет к неоправдано большим трудозатратам и весогабаритным характеристикам комплекса. Поэтому информацию "Ураган" получает от общекорабельной трехкоординатной радиолокационной станции обнаружения и целеуказания.

В состав системы управления комплекса входят приборы отображения информации и управления стрельбой, цифровой вычислительный комплекс, система подсветки целей и система телевизионных визиров. Радиопрожекторы системы подсветки размещаются на надстройках корабля таким образом, чтобы была возможность их максимального одновременного использования в любом направлении.

Корабельная система управления ЗР-90 функционировала от установленной на грот-мачте РЛС общего обнаружения МР-700 ("Фрегат-М"). Координаты всех обнаруженных целей поступали в центральный пост на прибор ОИ-5Ц (размножитель воздушной информации). Прожекторы радиолокационного подсвечивания целей (ОП-3), два экстраполятора целей (ОИ-14), прибор распределения целей (ОК-10ВП), телевизиры (ОТ-10), прибор управления огнем (ОК-10) и другие - вот довольно сложная цепь передачи первичной радиолокационной информации собственно к ракете. Теоретически станция управления способна была обеспечить сопровождение 24 целей и обстрел 19 (при наличии на корабле соответствующего числа телеоптических визиров и прожекторов подсветки), но на практике эти цифры составляли 12 и 6 целей соответственно.

Время готовности комплекса из холодного состояния не превышает 3 минуты. В ходе боя комплекс может работать в автономном режиме или с централизованным управлением от общекорабельных систем управления ПВО.

"Ураган" обеспечивает устойчивую работу в любое время суток, в любых метеоусловиях и при волнении моря до 5 баллов.

Испытания

В 1974-1976 гг. большой противолодочный корабль пр.61 "Проворный" был переоборудован в пр.61-Э (экспериментальный) для испытания комплекса "Ураган" с РЛС "Фрегат". С корабля были демонтированы зенитные ракетные комплексы "Волна", и на месте кормового разместили опытный образец нового многоканального ЗРК "Ураган". В дальнейшем планировалось установить два таких же носовых и по этому проекту модернизировать минимум четыре корабля. Этим планам не суждено было осуществиться, и "Проворный" остался единственным фрегатом пр.61, вооруженным ЗРК "Ураган". А сам "Проворный" в 1990 г. был сдан на лом.

Принятие на вооружение

ЗРК "Ураган" вооружены ЭМ пр.956. Головной ЭМ пр.956 "Современный" (заводской номер 861) был заложен в 1976 году, спущен на воду в декабре 1978 года, а летом 1980 года прошел приемные испытания на Балтике, 25 декабря 1980 года был подписан приемный акт.

Сам же ЗРК "Ураган" был официально принят на вооружение только в 1983 году. К середине 1992 года в строй введено 15 ЭМ пр.956 с этим комплексом.

Комплекс устанавливался на советских эскадренных миноносцах типа "Современный" (проект 956). С 1985 года по настоящее время было построенно 16 кораблей данного класса, а также после 2000 года будут построены 2 эсминца для ВМФ Китая.

На ЭМ пр. 956 установлены две пусковые установки ЗРК М-22, которые находятся соответственно в носовой и кормовой частях корабля непосредственно за артиллерийскими установками АК-130-МР184. Боезапас ракет - 48 штук.

Максимальная дальность поражения целей комплексом "Ураган" на высоте более 1 км составляет 25 км, на высоте 25 м и ниже - 12 км. Зона обстрела - 360о. Максимальная скорость поражаемых целей - 830 м/с. Число одновременно обстреливаемых целей (определяется комлектацией комплекса) - до 12 ед.

Экспорт

На экспорт корабельный ЗРК "Ураган" предлагается под наименованием "Штиль ". В настоящее время комплексы "Штиль" поставляются Китаю в составе вооружения ЭМ пр. 956Э, Индии - фрегата пр. 11356, ЭМ класса "Дели".

Модернизация

По данным А.Павлова на ЭМ пр. 956, начиная с "Безудержного", устанавливается модификация ЗРК "Ураган" - "Ураган-Торнадо". У нового комплекса увеличена в два раза дальняя граница поражения до 70 км (скорее всего это опечатка, и дальняя граница не более 40 км - прим. Вестника ПВО ), нижняя граница поражения снижена до 5 м.

В западной прессе было упоминание о другой модернизации ЗРК "Ураган" - "Еж". В этом комплексе предполагается применть новую универсальную ракету 9М317 от сухопутного комплекса "Бук-М2".

А. Павлов "Эсминец "Современный"

А.Широкорад "Ракеты над морем", журнал "Техника и Оружие" №5, 1996

А.В. Карпенко "Российское ракетное оружие 1943-1993". Санкт-Петербург, "ПИКА", 1993

В.В.Костриченко, А.А.Простокишин "Поющие фрегаты". Большие противолодочные корабли проекта 61.