Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Эдвард де Боно. Латеральное мышление

Здравствуйте, дорогие читатели! Когда перед нами стоит какая-либо задача, мы привыкли решать ее уже по знакомому алгоритму, так как это дает нам ощущение уверенности в результате. Но не всегда привычное решение – правильное. Иногда необходим творческий подход к делу. Вот здесь нам и может помочь латеральное мышление. Что это? Латеральное мышление – это способ мыслить нестандартно , максимально задействовав творческий потенциал.

Зачастую мы боимся давать волю латеральному мышлению, ведь нам неизвестен итог, к которому оно может нас привести. Но, если научиться им пользоваться, и включать его по мере необходимости, то можно выйти на абсолютно новый уровень жизни и профессиональной деятельности. О методах латерального мышления и советах по его развитию читайте далее.

Как развивать латеральное мышление?

Прежде чем рассматривать методы, изучите следующие 5 советов , которые как памятка помогут вам отказаться от догм в момент принятия решения или работой над сложными задачами.

Применяйте творческий подход в стандартных ситуациях

Даже если это нечто элементарное, стремитесь придумать что-то неординарное, экспериментируйте. Например, если вы часто ругаетесь с супругой, в следующий раз вместо активной агрессии напишите ей письмо, можете даже зарифмовать ваши проблемы в стих. Смена угла обзора и восприятия одной и той же ситуации может изменить ее в корне.

Не сдаваться раньше времени

Если вы сделали попытку, но у вас не получилось, это не значит, что пора опускать руки. Ищите новые решения и возможности.

Абстрагируйтесь от очевидного

Чтобы вам было максимально понятно, приведу пример:

«Жил на свете один ростовщик. Был он старый, немощный и злой. Приглянулась ему дочь купца, который денег был ему должен. Пришел ростовщик к ним в дом и говорит: «Отдашь мне дочь, прощу долг. А если не отдашь, в тюрьму брошу». Купец отказался, но ростовщик решил не сдаваться. «В пустой мешочек положу я 2 камня: черный и белый» — говорит ростовщик. «Если дочка твоя вынет черный, то долг прощаю, а ее себе забираю. А если белый, то с тобой она останется, и долг прощен будет». Согласились они на сделку. Но девушка заметила, что с земли ростовщик два камня поднял и оба черные, и в мешочек их положил».

Что бы вы предприняли на месте дочери купца? Поступок девушки – пример латерального мышления.

«Девушка вынула камень, не показав никому, сделала вид, что сразу уронила, и затерялся он на земле среди других камней. «Ой! Выронила камень! Ну не страшно, чтобы понять, какой я уронила, посмотрите, какой остался в мешочке».

Изучайте новое

Анализируйте поступающую информацию, не проходите мимо. Зачастую люди настолько убеждены в непоколебимости собственных суждений, что отказываются открыться для новых идей.

Подвергайте идеи сомнению

Так вы можете отсеять нерелевантные, оставив только продуктивные. Ваша задача нацелиться на результат. Если какая-то идея сомнительна и недостижима, то пробуйте подбирать другие.

Методы латерального мышления

Представленные методы помогут вам научиться нестандартному мышлению, если вы регулярно будете выполнять данные упражнения:

  • Обобщение. Пробуйте решать проблему, совместив несколько возможных развитий события, или сочетая мнения.
  1. Как решают эту проблему все? Самый простой и стандартный способ.
  2. Чтобы предпринял я на месте… (кого-то)?
  3. Как эту проблему решил бы тот, кому вы доверяете (авторитет)?
  4. Как не стоит решать эту задачу?
  • Творческая пауза. В ходе спора или обсуждения какого-либо вопроса мы не останавливаемся, чтобы обдумать и взвесить решения и суждения. Вам знакомо ощущение, когда вы, уже успокоившись, думаете, что не стоило делать или говорить что-то, а можно было поступить по-другому? Если вы будете применять метод творческой паузы, это даст вам возможность обдумать все за и против сразу и не сожалеть потом о своей поспешности.
  • Поиск альтернативных идей. Вы выдвигаете идею и сразу к ней альтернативу, т.е. как можно максимально изменить идею, при этом практически не снизив выгоду и результативность для себя? Этот метод поможет вам создать целую систему идей, которые в итоге можно будет сплотить в одну цельную.
  • Провокационные идеи. Поиск решений и идей, которые на первый взгляд могут звучать нелепо, глупо, нереально или смешно. Смысл в том, чтобы оттолкнувшись от провокации, перейти к реальной идее, которая сможет решить вашу задачу.

Заключение

Применять латеральное мышление – это не значит отказаться от других видов мышления. С помощью него вы сможете создать собственный подход к достижению целей. Способность нестандартно мыслить поможет вам увидеть выход там, где, казалось, был тупик.

Снова повторюсь, существуют и другие виды мышления, изучению которых стоит посвятить свое время. Для начала, изучите , с помощью него вы даже можете научиться справляться с заболеваниями.

Развивайте свое мышление. Подписывайтесь на обновление, а также не забудьте рассказать о статье друзьям в социальных сетях. До встречи!

Хочу рассказать об очень интересном приёме активизации творческого мышления. Точнее, латерального мышления. Термин «латеральное» ввёл Эдвард де Боно, так как слово «творческое» не вполне отражало суть дела, и обозначает оно «боковое» мышление. То есть отход от стереотипов и паттернов (шаблонов) и через это рождение новых идей. Поясню.

Скажем, художник, который пишет картину, безусловно, творит. Но вполне возможно, что он рисует в какой-то ему присущей манере и его кисть будет узнана. То есть его новая картина будет всё же неким повторением его картин. Причём я вовсе не хочу сказать, что это плохо. Отнюдь! Это – творчество!

Предположим, Вы придумали, как расположить компьютер и периферийные устройства у себя в офисе, как организовать сеть. Творчество? Конечно! Но ведь не исключено, что такой вариант уже много где используется.
А вот Вы взяли и придумали что-то этакое, чего до сих пор не было. Творчество? Само собой! То есть под творчеством может пониматься как применение чего-то известного, но в новом аспекте, так и создание новых ценностей. Согласитесь, что это разные процессы.

Посему Де Боно и ввёл термин «латеральное» мышление, как мышление, направленное на создание чего-то принципиально нового. И дал некоторые приёмы.

Например, такой понравившийся мне приём, как «по» - «провокационной операции», которая позволяет резко уйти с проторенных путей. Сейчас объяснюсь, а пока ещё немного рассуждений.

Часто великие открытия сделаны вопреки логике и здравому смыслу. Классический случай – молодой английский учёный плохо помыл пробирки и получил пенициллин.Задним числом все новации и путь их открытия выглядят очень логичными, но при их получении никакой логики не было. Так вот, слово «по» - провокационная операция.

Провокация не претендует на разумность. ПО-утверждение может казаться полной бессмыслицей. Мы просто берем любое слово (лучше существительное) и ставим его рядом с областью, в которой нужна новая идея.

Пример. Мы можем сказать “пирожок ПО стекло”, пытаясь найти новые идеи о том, как уделать конкурентов в области выпекания пирожков. Теперь поищем, что тут можно найти этакого… Стекло прозрачно, так может, стоит подумать о варианте выпекания пирожка так, чтобы было видно, что там внутри? Стекло хорошо держит температуру, так может стоит подумать о варианте упаковки с сохранением температуры пирожка? Стекло аморфно, так может стоит подумать о каком-то другом варианте замеса теста?

Из этого сопоставления мы можем получить идею, к которой обычным логическим путём не пришли бы. Потом бы всё выглядело логично, но «латеральное» или «боковое» мышление позволяет придти к новой идее совершенно неожиданным путём. Никто не говорит, что раз прозвучала связка «пирожок По стекло», то тут же надо думать, как в пирожок стекла добавить. Но вот такой случайный выбор слова позволяет сгенерировать нечто принципиально новое.

Использовать случайные слова чрезвычайно легко. Процесс работает потому, что случайное слово позволяет нам войти в колею (или паттерн) мышления с другой точки, увеличивая шансы наткнуться на новую колею.
ПО означает, что идея предлагается не в качестве верной, точной и не в качестве описания ситуации, а в творческом смысле - чтобы привести к новым идеям и новым взглядам на вещи. Творчество пытается найти новые колеи.

Итак, технология такова:
1. Берём понятие, в области применения которого хотим сгенерировать что-то новенькое.
2. Через слово «ПО» случайным образом подбираем другое слово. Можно хоть словарь использовать и наугад открывать. Слово желательно – существительное.
3. Начинаем искать какие-то объединительные мотивы.
4. Получаем совершенно новый путь, который приведёт к новому решению.
5. А потом можно и логически обосновать новое решение.

Я так стал поступать и в делах, и просто играя. Надо сказать, что решения приходят… Ого-го! Только воплощай!

Ещё примерчик, вот прямо сейчас. «Семинар ПО снег». Слово «снег» взял из детской книжки, которая лежит на столе. Начнём…
Снег белый. Ничего не придумалось… Снег тает. А что, если на каждом занятии раздавать в печатном виде круг вопросов, которые остались в программе. Народ как-то чётче будет осознавать ход прохождения семинара. Обычно все дают те вопросы, которые рассмотрены, а если давать им таблички, на которых и то, что осталось пройти, что ещё предстоит пройти.
Снег искрится. А что, если придумать какие-то искорки? Скажем, ставить оценки-искорки, титул «самый искромётный на занятии» вроде жёлтой майки лидера раздавать. А что, если искорки – это какие-то быстрые переключения в программе, быстрый возврат к пройденным вопросам? Из снега лепят снеговиков. Катают шары из снега разного диаметра. А что, если занятие так и построить – по принципу кругов разного диаметра? По снегу катаются на лыжах. Лыж обычно две. А что, если внедрить в семинар принцип парного обучения?

В общем, можно сгенерировать что угодно. «Снег» - всего лишь провокация, которая увела мышление от привычных стереотипов.
Другой пример ПО. ПО-утверждение. Например, такое утверждение, ставшее у Де Боно классическим – у автомобили должны быть квадратные колёса. Сразу возникает куча возражений – понадобится много бензина, автомобиль может развалиться, движение будет идти рывками, в автомобиле тряслось бы абсолютно всё. И всё это справедливо. Если применять суждения и логику.
Но в результате появилась регулируемая подвеска. Появилась идея создать конструкцию автомобиля для езды по пересечённой местности.

А вот ещё ПО. Фабрика должна находиться ниже самой себя по течению реки. Абсурд, ведь это предполагает, что фабрика находится в двух местах сразу. Но в результате этой провокации в США был принят закон, который гласит, что устройство забора воды должно находиться ниже стока по течению. То есть фабрика первой начинает потреблять собственную грязную воду. И владельца фабрики начинают волновать очистные сооружения. Что произошло? ПО начало движение к новой идее, которая либо не появилась бы вообще, либо появилась гораздо позже и мучительнее.

Суть ПО заключается в том, что вы не выносите суждение «верно – неверно», а просто начинаете движение к новой ценности.
Попробуйте сами. Например:
1. Какая новая мысль может появиться в случае такой связки – «чашка ПО сыр»?
2. Поработайте со следующим ПО – Заряда батареи в мобильном телефоне должно хватать на 5 минут.

Латеральное мышление

Латеральное мышление и его родственные связи с творчеством.

Юмор и латеральное мышление.

Изменение стереотипов сознания.

Применительно к мышлению в зеленой шляпе я использовал понятие творческого начала, потому что это понятие является общепринятым. Большинству из тех, кто сейчас читает эту книгу, вполне вероятно, никогда прежде не приходилось слышать ни обо мне, ни о предложенной мною концепции латерального мышления.

Мышление в зеленой шляпе открывает перед человеком широкие горизонты творчества, одним из проявлений которого и является латеральное мышление.

Термин «латеральное мышление» я ввел в употребление в 1967 году, и в настоящее время он официально занесен в Оксфордский словарь английского языка.

Необходимость введения в обиход нового термина вызвана двумя причинами. Во-первых, понятие «творчество» очень многозначно и достаточно расплывчато по своему значению. Творческое мышление, как мне думается, содержит в себе все творческое начало в целом – от создания творческого беспорядка на рабочем столе до написания симфонии. Латеральное мышление по своему понятию гораздо уже и касается исключительно видоизменения устоявшихся понятий и точек зрения, представляющих собой коллекцию моделей поведения и стереотипов мышления, сложившихся в процессе накопленного нами жизненного опыта.

Вторая причина для введения предложенного мной термина заключается в том, что латеральное мышление непосредственно связано с обработкой данных, представленных в виде активных самоорганизующихся информационных систем. Латеральное мышление – это изменение стереотипов в асимметричной системе сознания. Я понимаю, что это звучит излишне механистично, но для использования методов латерального мышления вовсе не обязательно разбираться в его механике. Принцип действия латерального мышления приводится мной на страницах этой книги только для удовлетворения любопытства тех, кто хотел бы во всем «дойти до самой сути». Если логическое мышление основано на закономерностях языка символов, представляющих собой часть целого, то в основе латерального мышления лежит деятельность системы стереотипов сознания, в свою очередь также являющих собой часть единого целого.

Существует тесная взаимосвязь между природой, или, как я начал обозначать это понятие, принципом действия юмора и принципом действия латерального мышления. И тот и другой основываются на асимметричности нашего восприятия. На этом основано внезапное переключение сознания и снисходящее на человека озарение, после которого «тайное становится явным».

Осознанное и целенаправленное использование приемов латерального мышления – различные формы ломки общественных представлений и устоявшихся стереотипов – непосредственно основывается на деятельности системы стереотипов сознания. Эти методы разработаны для того, чтобы помочь человеку уйти с наезженной колеи мышления, идти вразрез с устоявшимися стереотипами, а не следовать им. Обращающийся к латеральному мышлению человек сознательно «расчленяет» единую схему на части, и, когда это действие начинает давать свои результаты, возникает эффект внезапного озарения.

Значительная часть нашего мышления обращена на рассмотрение протекающих в нашем сознании процессов – на процессуальную часть нашего мышления, как я ее называю. Именно поэтому у нас оказываются настолько развиты такие дисциплины, как математика, статистика, обработка данных, язык и логика. Однако все эти дисциплины способны оперировать только словами, символами и образными взаимосвязями, предоставляемыми нашим восприятием. Именно восприятие сводит весь окружающий нас чрезвычайно сложный мир к этим простым формам усвоения. С восприятием и имеет дело латеральное мышление, призванное изменить установившиеся стереотипы сознания.

Латеральное мышление, природу которого я рассматривал в таких своих книгах, как «Латеральное мышление» и «Латеральное мышление для менеджмента», включает в себя соотнесенность с объектом, идиоматические выражения, этапы и методы. В этой книге нет необходимости обращаться к уже написанному ранее.

И тем не менее в следующих разделах я коснусь некоторых существенных сторон латерального мышления, поскольку они являются частью мышления в зеленой шляпе.

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

МЫШЛЕНИЕ Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.Мышление как

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Мышление Пример с 6-летним математиком ГауссомКогда знаменитому математику Гауссу было шесть лет, он учился в школе маленького города. Однажды учитель дал следующую задачу по арифметике: «Кто из вас скорее сосчитает сумму 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10?» Через некоторое время,

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

МЫШЛЕНИЕ Мышление – познавательный процесс установления закономерностей, взаимосвязей явлений окружающей действительности. Оно формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, затем приобретает характер

Из книги Шесть шляп мышления автора Боно Эдвард де

Творческое и латеральное мышление Источник рождения новых идей, понятий и представлений.Целенаправленный поиск новых идей.Больше всяческих точек зрения – новых и разных.Откуда веет ветер перемен.Зеленый цвет – цвет плодородия и роста; он символизирует растение,

Из книги Биология познания автора Матурана Умберто

Мышление (1)Я полагаю, что в нервной системе, детерминированной состоянием, нейрофизиологический процесс, состоящий в том, что нервная система взаимодействует с некоторыми из своих собственных внутренних состояний, как если бы они были независимыми сущностями,

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

МЫШЛЕНИЕ Мозг циклотимика обладает удивительным талантом к восприятию реальности. Как великий стратег, он видит вехи жизни, ее стремительность и краткость. И, как великий тактик, он подмечает каждую мелочь, каждый блик солнца, так же как и каждый оттенок патологии,

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

МЫШЛЕНИЕ Представителям этого характера далеко до изощренного интеллекта шизоида, тонкого и умного астеника, сверкающего циклотимика, на лету усваивающего информацию и мгновенно ее анализирующего. Мышление эпилептоида более неповоротливо.Однако здоровый подросток

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

МЫШЛЕНИЕ Особенностями мышления эпилептоида являются невысокий интеллект, отсутствие гибкости, трудность переключения, замедленность мыслительных процессов, легкость образования сверхценных идей.Психика его достаточно неповоротлива, ригидна. Она словно вырублена из

Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн Валентин

МЫШЛЕНИЕ Удивительные особенности мышления шизоида, причудливость его интеллектуальных процессов нашли свое отражение в произведениях литературы, искусства, в религиозных и философских построениях, в научных открытиях. Порождения его мышления сформировали целый

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

МЫШЛЕНИЕ Астеник обладает блестящими интеллектуальными способностями. Но как часто его интеллект вовлечен в нелепую борьбу, которую ведут с сознанием две армии - суперэго (социальные нормы) и подсознание.Победа сознания и его освобождение приводят к раскрепощению и

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Мышление О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый. Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метет? Ф.

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Из книги автора

Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном

Из книги автора

27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –

Из книги автора

Латеральное мышление Термин «латеральное мышление» ввел в обиход гуру творческого потенциала Эдвард де Боно в 1967 году.В кратком Оксфордском словаре латеральное мышление определено как «поиск решения проблем неортодоксальным и как будто нелогичным методом». В книге

Из книги автора

Позитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и

Применительно к мышлению в зеленой шляпе я использовал понятие творческого начала, потому что это понятие является общепринятым. Большинству из тех, кто сейчас читает эту книгу, вполне вероятно, никогда прежде не приходилось слышать ни обо мне, ни о предложенной мною концепции латерального мышления.

Мышление в зеленой шляпе открывает перед человеком широкие горизонты творчества, одним из проявлений которого и является латеральное мышление.

Термин «латеральное мышление» я ввел в употребление в 1967 году, и в настоящее время он официально занесен в Оксфордский словарь английского языка.

Необходимость введения в обиход нового термина вызвана двумя причинами. Во-первых, понятие «творчество» очень многозначно и достаточно расплывчато по своему значению. , как мне думается, содержит в себе все творческое начало в целом – от создания творческого беспорядка на рабочем столе до написания симфонии. Латеральное мышление по своему понятию гораздо уже и касается исключительно видоизменения устоявшихся понятий и точек , представляющих собой коллекцию моделей и стереотипов мышления, сложившихся в процессе накопленного нами жизненного .

Вторая причина для введения предложенного мной термина заключается в том, что латеральное мышление непосредственно связано с обработкой данных, представленных в виде активных самоорганизующихся информационных систем. Латеральное мышление – это изменение стереотипов в асимметричной системе сознания. Я понимаю, что это звучит излишне механистично, но для использования методов латерального мышления вовсе не обязательно разбираться в его механике. Принцип действия латерального мышления приводится мной на страницах этой книги только для удовлетворения любопытства тех, кто хотел бы во всем «дойти до самой сути». Если основано на закономерностях языка символов, представляющих собой часть целого, то в основе латерального мышления лежит деятельность системы стереотипов сознания, в свою очередь также являющих собой часть единого целого.

Существует тесная взаимосвязь между природой, или, как я начал обозначать это понятие, принципом действия юмора и принципом действия латерального мышления. И тот и другой основываются на асимметричности нашего . На этом основано внезапное переключение сознания и снисходящее на человека , после которого «тайное становится явным».

Осознанное и целенаправленное использование приемов латерального мышления – различные формы ломки общественных представлений и устоявшихся стереотипов – непосредственно основывается на деятельности системы стереотипов сознания. Эти методы разработаны для того, чтобы помочь человеку уйти с наезженной колеи мышления, идти вразрез с устоявшимися стереотипами, а не следовать им. Обращающийся к латеральному мышлению человек сознательно «расчленяет» единую схему на части, и, когда это действие начинает давать свои результаты, возникает эффект внезапного озарения.

Значительная часть нашего мышления обращена на рассмотрение протекающих в нашем сознании процессов – на процессуальную часть нашего мышления, как я ее называю. Именно поэтому у нас оказываются настолько развиты такие дисциплины, как , статистика, обработка данных, язык и . Однако все эти дисциплины способны оперировать только словами, символами и образными взаимосвязями, предоставляемыми нашим восприятием. Именно восприятие сводит весь окружающий нас чрезвычайно сложный мир к этим простым формам усвоения. С восприятием и имеет дело латеральное мышление, призванное изменить установившиеся стереотипы сознания.

Латеральное мышление, природу которого я рассматривал в таких своих книгах, как «Латеральное мышление» и «Латеральное мышление для менеджмента», включает в себя соотнесенность с объектом, идиоматические выражения, этапы и методы. В этой книге нет необходимости обращаться к уже написанному ранее.

И тем не менее в следующих разделах я коснусь некоторых существенных сторон латерального мышления, поскольку они являются частью мышления в зеленой шляпе.

Традиционные подходы, шаблонные решения, накатанные пути — хорошо это или плохо? На самом деле, хорошо — потому что привычный тип мышления дает нам возможность, не задумываясь, делать многие вещи, не тратить время на автоматически отработанные действия.

И, на самом деле, плохо — потому что, будучи единственно возможным образом мыслей, стандартный подход лишает нас массы альтернатив, свежих идей, прорывов, открытий, возможности развития и изменений.

Предисловие автора.

Почему деятельность одних людей всегда богата новыми идеями, в то время как у других, ничуть не менее образованных, она в этом отношении бесплодна?

Еще со времен Аристотеля логическое мышление превозносится в качестве единственно эффективного способа использования разума. Однако крайняя неуловимость новых идей показывает, что они совсем не обязательно рождаются в результате логического процесса мышления. Некоторым людям свойствен другой вид мышления, который наиболее просто определяется тем, что приводит к созданию самых элементарных идей. Последние становятся очевидными только после того, как уже найдены. В данной книге предпринимается попытка исследовать этот вид мышления, показать его отличие от обычного логического мышления и его большую действенность при получении новых идей. В ходе изложения материала мы назвали этот вид мышления нешаблонное в отличие от обычного, логического мышления, которое названо шаблонное мышление.

Слово нешаблонное более понятно, чем слово латеральное как указывается в первоисточнике. При чтении можно использовать вместо русского варианта нешаблонное авторское слово латеральное без каких-либо проблем.

Для того чтобы лучше понять, что происходит в человеческом мозгу в процессе мышления, необходимо всю его деятельность представить в виде определенных паттернов возбуждений, происходящих в нервной сети мозга.

Вполне возможно предложить общую концепцию его функциональной организации. Так же как можно разобраться в схеме электрической сети жилого дома, не зная детально схемы каждой отдельной проводки или конструкции каждого выключателя, так и процесс мышления можно понять, исследуя внешние проявления разума, показывающие, какие системы лежат в его основе.

С помощью такого рода системного анализа можно было бы, например, исследовать эффект сложного взаимодействия положительной и отрицательной обратной связи.

Однако подобный взгляд на функционирование мозга может служить только более или менее удобной моделью для развития понятия нешаблонного мышления. Но в этом случае полезность нешаблонного мышления ни в коей мере не зависит от того, соответствует ли эта модель действительности или нет. Даже если она соответствует действительности, это совершенно не отразится на умении пользоваться нешаблонным мышлением, как не сказывается знание техники на умении шофера водить машину. Ведь никому же в голову не придет предположить, что правильное использование логического мышления зависит от всестороннего понимания деятельности мозга.

Следовательно, идеи, высказанные в этой книге, основаны на наблюдении и на определенном понимании функциональной организации мозга. На страницах книги использованы такие привычные термины, как мысли, идеи, восприятия. Они несут наибольшую смысловую нагрузку при разработке понятия нешаблонного мышления.

Нешаблонное мышление не является какой-то повой магической формулой, а всего лишь иным и более творческим способом использования разума. Так, новые способы преподавания математики используют нешаблонное мышление соответствующим образом, в то время как в психоделическом культе оно явно искажено.

Ссылка на новые способы преподавания математики является в данном случае наиболее уместной, поскольку традиционные методы подхода к математике заменяются методом непосредственного развития ученика, представляющим ему возможность самому испытать чувство удовлетворения своими достижениями. Это в значительной степени развивает гибкость ума, ибо активно стимулирует ученика на рассмотрение той или иной проблемы с самых различных точек зрения и показывает, что существует множество путей получения правильного результата. Со временем те же принципы обучения, которые связаны с всеобщей основой нешаблонного мышления, могут быть распространены и на другие виды обучения.

Прочтя эту книгу, некоторые читатели узнают нешаблонное мышление, поскольку нечто подобное время от времени мелькало и в их сознании, и, вероятно, вспомнят случаи, когда на основе этих мимолетных ощущений были достигнуты блестящие результаты. Невозможно составить учебник по нешаблонному мышлению, однако на последующих страницах книги мы попытаемся показать, как можно сознательно использовать определенные технические приемы для того, чтобы помочь освободиться от сковывающего воздействия логического мышления. Основная идея книги — показать, что представляет собой нешаблонное мышление, как оно действует, а затем побудить читателя развить в себе свои собственные задатки к мышлению такого рода.

ГЛАВА 1
ШАБЛОННОЕ И НЕШАБЛОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.