Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Как же грамотно поступить в этом случае? Клиническая смерть или другая жизнь.

Смерть близких

Утрата близкого человека - несомненное горе и испытание для всей семьи, но отдельный вопрос всегда касается детей. Ситуация осложняется тем, что окружающие ребенка взрослые сами находятся в угнетенном состоянии эмоционального потрясения.

Детское понимание смерти

Первое представление о смерти появляется у ребенка в возрасте 2-3 лет. Безусловно, в этом возрасте дети еще не осознают понятие смерти, но сталкиваясь с ним в сказках, в рассказах взрослых, начинают интересоваться и задавать вопросы.

В возрасте 5-7 лет ребенок проходит через первый этап понимания смерти, что связано с развитием логического мышления дошкольника. Ребенок в этом возрасте осознает, что все люди стареют, умирают, что на свете существуют аварии и болезни, а главное - ребенок вдруг понимает, что все это касается и его самого, и его близких людей . Дошкольники могут задавать много вопросов о смерти, бояться отпускать от себя маму и других родных людей.

В младшем школьном возрасте эмоциональность переживания вопросов жизни и смерти несколько снижается, но ребенок продолжает постигать это понятие на интеллектуальном уровне, познавая мир вокруг себя. Важно в разговорах с дошкольниками и младшими школьниками не обходить стороной этот вопрос, так страхи ребенка лишь усиливаются.

Говорить или скрывать?

Многие взрослые, задаваясь этим вопросом, выбирают вариант скрыть от ребенка печальный факт, аргументируя это заботой о психике малыша либо же тем, что он все равно «еще не понимает». На самом деле, за таким решением во многом стоит и собственный страх взрослого столкнуться с этой темой, с необходимостью как-то обходиться с непредсказуемой реакцией ребенка и общая растерянность.

На самом деле, даже маленький ребенок, еще не способный в полной мере осознать, что означает слово «смерть», на эмоциональном уровне остро ощущает происходящие вокруг него изменения. В то же время общая позиция психологов сводится к тому, что любое горе требует времени на проживание, и только прожив эту эмоцию человек способен вернуться к полноценной жизни. Нередко сразу после трагедии близкие не решаются сказать ребенку правду, прикрываясь легендами о длительных командировках или болезнях, но в какой-то момент становится очевидным, что правду сказать придется. Такая «отсроченная» правда часто еще сильнее травмирует ребенка.

Таким образом, важно донести до ребенка горькую правду при первой же возможности . И быть рядом, помогая малышу пережить утрату. В зависимости от возраста, осознание может прийти к ребенку не сразу. Постепенно взрослея, он будет возвращаться к пережитому и наделять смерть близкого все новыми смыслами, осознавать ее глубже и глубже.

Как объяснить ребенку смерть?

Часто говоря ребенку о смерти близкого, взрослые стараются избегать употребления самого слова «смерть», «умер», заменяя их туманными «ушел от нас», «смотрит на нас с неба», «ушел в другой мир» и так далее. Это не совсем правильно, наши туманные формулировки помешают ребенку по-настоящему понять, что же произошло . Потому начиная разговор, важно называть вещи своими именами.

Уже для дошкольников важно также понимать причины произошедшего. Объясните по возможности что произошло, будь то болезнь, авария, несчастный случай. Ребенку важно внутренне выстроить логическую цепочку, чтобы смерть не представлялась ему еще более устрашающей и мистической.

Рассказывая о смерти, отвечая на вопросы о том, где же близкий сейчас, придерживайтесь того, во что верите вы сами . Здесь допустимы любые религиозные модели, но только в том случае, если вы не придумываете их как сказку для ребенка, а искренне верите в них. Можно рассказать ребенку о душе и теле человека, о том, что умерший навсегда остается в памяти любящих его людей. Безусловно важно, чтобы трагическое известие сообщил малышу кто-то из близких ему людей.

Обязательно скажите ребенку о том, что это серьезная трагедия для вашей семьи, что нормально чувствовать боль, одиночество, печаль , что вы разделяете эти чувства, и будете стараться держаться вместе, чтобы помогать друг другу.

Как может отреагировать ребенок?

Будьте готовы к тому, что реакция ребенка может оказаться совершенно непредсказуемой. От безутешных рыданий до внешнего игнорирования новости. Каждый из нас переживает горе по-разному, и дети здесь не исключение. Кто-то из детей старается делить свои чувства с близкими, а кто-то замыкается в себе . Так или иначе, на осознавание произошедшей трагедии требуется время.

Безусловно, ребенку требуется поддержка и помощь в переживании смерти близкого человека. Прежде всего, речь об эмоциональном тепле, важно просто быть рядом, утешать, разделять чувства малыша и принимать их. У ребенка обязательно будет возникать и много вопросов о том, что произошло, как жить на свете дальше, не случится ли такого и с другими близкими и им самим.

Ребенку, переживающему смерть близкого, в большинстве случаев будет полезной специальная работа с детским психологом, позволяющая смягчить переживания, справиться с ними в менее травматичной форме. Рекомендуется обратиться к специалисту и тогда, когда ребенок переживает горе очень остро, и, наоборот, когда он замкнулся в себе и никак не проявляет своих чувств. Особенно актуально это и в ситуации, когда другие близкие ребенка сами очень тяжело переживают случившееся и не могут полноценно помочь малышу.

Без преувеличения, можно сказать, что каждый человек с определенного возраста задумывается о смерти и спрашивает себя: Когда человек умирает, что происходит…

Что случается после смерти с человеком

И,вообще, происходит ли что-то? Подобными вопросами сложно не задаваться просто потому, что смерть единственная неизбежное событие в жизни каждого живого существа. Множества событий могут произойти или не произойти с нами в течение жизни, но смерть, это то, что произойдёт с каждым.

В то же время мысль о том, что со смерть - это конец всего и навсегда кажется настолько пугающей и нелогичной, что она сама по себе лишает жизнь какого-либо смысла. Не говоря уже о том, что страх собственной смерти и кончины близких людей способен отравить самую безоблачную жизни.

Наверное, отчасти по этой причине, на протяжении всего существования человечества ответ на вопрос: «Когда человек умирает, что с ним происходит?» искали мистики, шаманы, философы и представители всевозможных религиозных направлений.

И, надо сказать, вариантов ответа на этот вопрос столько же, сколько существует религий и различных духовных и мистических традиций.

И сегодня информацию о жизни после смерти можно найти не только в религиозных и мистических традициях. Развитие психологии и медицины, в особенности со второй половины XX века, позволило накопить большое количество записанных, зарегистрированных свидетельств от людей переживших клиническую смерть или кому.


Число людей испытавших опыт отделения от тела и совершивших путешествие в так называемые загробные или тонкие миры сегодня настолько велико, что это стало фактом, который сложно игнорировать.

На эту тему пишутся книги и снимаются фильмы. Одни из самых известных произведений, ставшие бестселлерами и переведенные на многие языки «Жизнь после жизни» Раймонда Моуди и трилогия «Путешествия души» Майкла Ньютона.

Раймонд Моуди работал клиническим психиатром и за долгое время врачебной практики он столкнулся с таким количеством пациентов, переживших околосмертный опыт и описывающих его на удивление схоже, что даже, будучи человеком науки, признал, что это не может объясняться просто случайностью или совпадением.

Майкл Ньютон, доктор философии и гипнотерапевт, за время своей практики сумел собрать несколько тысяч случаев, когда его пациенты не только помнили собственные прошлые жизни, но и очень подробно вспоминали обстоятельства смерти и путешествие души после смерти физического тела.

На сегодняшний день книги Майкла Ньютона содержат, пожалуй, самое большое и подробно описанное число посмертных переживаний и жизни души после смерти физического тела.

Подводя итог, можно сказать, что существует множество теорий и историй о том, что происходит с человеком после смерти тела. Порой, эти теории сильно отличаются друг от друга, но все они основаны на одинаковых базовых предпосылках:

Во-первых, человек это не только физическое тело, помимо физической оболочки есть бессмертная душа или сознание.

Во-вторых, с биологической смертью ничего не заканчивается, смерть - это просто дверь в другую жизнь.

Куда попадает душа, что происходит с телом после смерти


Во многих культурах и традициях отмечается важность 3-х, 9-ти и 40-ка дней с момента смерти тела. Не только в нашей культуре принято поминать усопшего на 9-й и 40-й дни.

Считается, что в течение трех дней после смерти лучше не погребать и не кремировать останки, поскольку, в течение этого времени связь души с телом еще сильна и погребение или даже перемещение праха на дальнее расстояние, может разорвать эту связь и таким образом нарушить естественное разделение души с телом.

Согласно буддийской традиции, в большинстве случаев душа в течение трех дней, может и не осознать факта смерти и вести себя так же как при жизни.

Если вы смотрели фильм «Шестое чувство», то с героем Брюса Уиллиса происходит по сюжету киноленты именно это. Он не осознает, что умер в течение некоторого времени и его душа продолжает жить дома и посещать привычные места.

Таким образом, в течение 3-х дней после смерти душа остается рядом с родными и часто даже в доме, где жил покойный.

В течение 9-ти дней душа или осознание, принявшее факт смерти, как правило, завершает, если есть такая необходимость, мирские дела, прощается с родственниками и друзьями и готовится, к путешествию в другие тонкие, духовные миры.

Но что именно видит душа, кого она встречает после конца


Согласно большинству записей людей переживших кому или клиническую смерть, происходят встречи с умершими ранее родственниками и любимыми. Душа испытывает невероятную легкость и покой, которые были недоступны при жизни в физическом теле. Мир, глазами души наполнен светом.

Душа после смерти тела видит и переживает, то, во что человек верил в течение жизни.

Православный человек может видеть ангелов или деву Марию, мусульманин способен увидеть пророка Мухаммеда. Буддиста скорее всего встретит Будду или Авалокитешвара. Атеист не повстречает никаких ангелов и пророков, но и он узрит умерших близких людей, которые станут его проводниками в духовные измерения.

В том, что касается жизни после смерти, мы можем полагаться либо на воззрения религиозных и духовных традиций, либо на описания опытов людей, переживших клиническую смерть или помнящих свои предыдущие жизни и посмертный опыт.

С одной стороны, эти описания так же разнообразны как жизнь. Но, с другой, практически во всех них есть общий момент. Опыт, который получает человек после смерти физического тела, во многом определяется его верованиями, душевным состоянием и деяниями в прожитой жизни.

И сложно не согласиться с тем, что наши поступки в течение жизни так же определялись нашим мировоззрением, убеждениями и верой. И в духовном мире, свободном от физических законов, желания и страхи души реализуются мгновенно.

Если при жизни в материальном теле наши мысли и желания могли быть сокрыты от других, то на духовных планах все тайное становится явным.

Но, несмотря на различия, в большинстве традиций считается, что до истечения 40-ка дней душа умершего находится в тонких пространствах, где она анализирует и подводит итоги прожитой жизни, но еще имеет доступ к земнму существованию.

Часто, родственники видят умерших во снах именно в этот период. По истечении 40-ка дней, душа, как правило, покидает земной мир.

Человек чувствует свою смерть


Если вам довелось терять кого-то близких, то возможно вы знаете, что часто накануне смерти или появления смертельной болезни человек интуитивно чувствует, что его время жизни заканчивается.

Могут часто возникать навязчивые мысли о конце или просто предчувствия беды.

Организм чувствует приближение своей кончины и это отражается на эмоциях и мыслях. Сняться сны, которые интерпретируются человеком, как предвестие скорой смерти.

Здесь все зависит от чувствительности человека и оттого насколько хорошо он может слышать свою душу.

Так, экстрасенсы или святые, практически всегда не только предчувствовали приближение смерти, но могли знать дату и обстоятельства конца.

Что чувствует человек перед смертью


Что чувствует человек перед смертью, определяется ситуациями, в которых он покидает эту жизнь?

Человек, жизнь которого была наполненной и счастливой или глубоко верующий человек может уйти спокойно, с благодарностью, в полном принятии происходящего. Умирающий от тяжелого заболевания может даже рассматривать смерть, как избавление от физических мук и возможность покинуть одряхлевшее тело.

В случае неожиданной серьезной болезни, произошедшей с человеком в молодом возрасте может быть горечь, сожаление и неприятие происходящего.

Переживания накануне смерти очень личные и вряд ли найдется два человека с одинаковым опытом.

Одно можно сказать наверняка, то, что чувствует человек перед тем как перейти, сильно зависит от того какой была его жизнь, как много из желаемого он успел реализовать, сколько было любви и радости в жизни, и, конечно, от обстоятельств самой смерти.

Но, согласно многочисленным медицинским наблюдениям, если смерть не была мгновенной, человек чувствует как постепенно силы, энергия покидают тело, связь с физическим миром истончается, восприятие органов чувств заметно ухудшается.

По описаниям людей переживших клиническую смерть в результате болезни, кончина очень похожа на засыпание, но просыпаешься ты уже в другом мире.

Как долго умирает человек

Смерть, как и жизнь у всех разная. Кому-то везет и конец происходит быстро и безболезненно. Человек может просто погрузиться в сон, пережить в этом состоянии остановку сердца и больше не проснуться.

Кто-то долго борется со смертельной болезнью, такой как рак, и живет на грани смерти некоторое время.

Здесь нет, и не может быть никакого сценария. Но душа покидает тело в тот момент, когда жизнь уходит из физической оболочки.

Причиной, по которой душа оставляет этот мир может быть старость, болезнь, травмы, полученные в результате несчастного случая. Поэтому как долго умирает человек, зависит от причины, приведшей к смерти.

Что ждет нас «в конце пути»


Если вы не являетесь человеком, который верит в то, что смертью физического тела все заканчивается, то в конце этого пути вас ждет начало нового. И речь идет не только о новом рождении или жизни в райском саду.

В XXI веке, многие из ученых уже не рассматривают смерть физического тела как конец души или психики человека. Конечно, ученые, как правило, не оперируют понятием душа, вместо этого они чаще используют слово сознание, но главное, многие из современных ученых уж не отрицают наличие жизни после смерти.

Например, Роберт Ланца, американец, Доктор медицины и профессор Wake Forest University of Medicine утверждает, что после смерти физического тела сознание человека продолжает обитать в других мирах. По его мнению, жизнь души или сознания, в отличие от жизни физического тела вечна.

Кроме того, с его точки зрения, смерть не более чем иллюзия, которая воспринимается как реальность по причине нашего сильного отождествления с телом.

Свой взгляд на то, что происходит с сознанием человека после смерти физического тела, он описывает в книге «Биоцентризм: жизнь и сознание – ключи к пониманию истинной природы вселенной».

Суммируя, можно сказать, что хоть и нет однозначного ответа на вопрос, что произойдет после смерти, но согласно всем религиям и последним открытиям в медицине и психологии, со концом физического тела жизнь не заканчивается.

Что происходит с душой после смерти в разных религиях

С точки зрения различных религиозных традиций жизнь после кончины физического тела однозначно существует. Различия по большому счету только в том где и как.

Христианство


В христианских традициях, включая православие, существуют понятия суда, судного дня, рая, ада и воскрешения. После смерти каждую душу ждет суд, на котором взвешиваются богоугодные, благие и грешные деяния и возможность перерождаться отсутствует.

Если жизнь человека была отягощена грехами, то его душа может отправиться в чистилище или, в случае смертных грехов в ад. Все зависит от тяжести прегрешений и от возможности их искупления. При этом на судьбу души после смерти могут повлиять молитвы живых.

Вследствие этого, в христианской традиции важно совершать обряд отпевания над могилой в день погребения и периодически молиться за упокой души мертвых во время церковных богослужений. Согласно христианской религии искренние молитвы об ушедших способны спасти душу грешника от вечного пребывания в аду.

В зависимости от того как жил человек, его душа попадает в чистилище, рай или ад. В чистилище душа попадает в случае, если совершенные грехи не были смертными или в ситуации отсутствия обряда отпущения грехов или очищения в процессе умирания.

После переживания неприятных терзающих душу ощущений и обретения раскаяния и искупления, душа получает шанс попасть в рай. Где она будет жить в мире среди ангелов, серафимов и святых до момента ссудного дня.

Рай или царствие небесное это место где души праведников пребывают в блаженстве и наслаждаются жизнью в совершенной гармонии со всем сущим, и не знают никакой нужды.

Человек, совершавший смертные грехи независимо от того крещенный он или нет, самоубийца или просто некрещенный человек, не могут попасть в рай.

В аду грешников терзают адовым огнём, разрываются на части и испытывают в качестве наказания бесконечные муки и все это длится до судного дня, который должен состояться со вторым пришествием Христа.

Описания ссудного часа можно найти в Новом Завете в Библии, в Евангелие от Матфея стихи 24–25. Божий суд или великий судный день навсегда определит судьбу праведников и грешников.

Праведники воскреснут из гроба и обретут жизнь вечную одесную Бога, а грешники будут осуждены гореть в аду навеки.

Ислам


Концепция суда, рая и ада в исламе в целом очень перекликается с христианской традицией, но есть отдельные отличия. В исламе большое внимание уделяется тем наградам, которые получает святая душа в раю.

Праведники в мусульманском раю не только наслаждаются миром и покоем, но живут в окружении роскоши, прекрасных женщин, изысканных яств и все это в чудесных райских садах.

И если рай – это место для справедливого вознаграждения праведников, то ад — это место, созданное Всевышним для законного наказания грешников.

Мучения в аду страшны и бесконечны. У того кто осужден находиться в аду, «тело» увеличивают в размере в несколько раз, для умножения мук. После каждой пытки останки восстанавливаются и подвергаются страданиям вновь.

В мусульманском аду, как и в христианском, есть несколько уровней, которые отличаются степенью наказания в зависимости от тяжести совершенных грехов. Довольно подробное описание рая и ада можно найти в Коране и Хадисах Пророка.

Иудаизм


Согласно иудаизму жизнь по сути своей вечна, поэтому после смерти физического тела жизнь просто переходит на другой, более высокий, если можно так сказать уровень.

В Торе описаны моменты перехода души из одного измерения в другое, в зависимости от того какое наследство из поступков душа накопила при жизни.

Например, если душа было слишком сильно привязана к физическим удовольствиям, то после смерти она испытывает невыразимые страдания, поскольку в духовном мире, не имея физического тела, она не располагает возможностью их удовлетворить.

В целом можно сказать, что в иудейской традиции переход в высшие, духовные параллельные миры отражает жизнь души в теле. Если в физическом мире жизнь бытовала радостной, счастливой и наполненной любовью к Богу, то переход будет легким и безболезненным.

Если душа при жизни в теле не знала покоя, была наполнена ненавистью, завистью и другими ядами, все это перейдет в загробный мир и усилиться во много раз.

Также, согласно книге «Заор», души людей находятся под постоянным покровительством и наблюдением душ праведников и предков. Души из тонких миров помогают и наставляют живущих, поскольку они знают, что физический мир, является лишь одним из миров, сотворённых Богом.

Но, хотя наш привычный мир, лишь один из миров, души всегда возвращаются в этот мир в новых телах, поэтому заботясь о живущих, души предков заботятся и мире, в котором им предстоит жить в будущем.

Буддизм


В буддийской традиции есть очень важная книга, которая подробно описывающая процесс умирания и путешествия души после смерти тела – «Тибетская книга мертвых». Этот текст принято читать в ухо усопшему в течение 9 дней.

Соответственно, в течение 9-ти дней после смерти не совершают похоронный обряд. Все это время душа получает возможность слышать пошаговые наставления о том, что она может увидеть и куда может попасть. Передавая суть, можно сказать, что душа будет чувствовать и переживать то, что она была склонна любить и ненавидеть при жизни.

То, к чему душа человека испытывала сильную любовь, привязанность или страх и отвращение определят какие именно картины будет видеть человек в течение своего 40-ка дневного путешествия в духовном мире (бардо). И, в каком мире душе суждено переродиться в следующем воплощении.

Согласно «Тибетской книге мертвых», на протяжении путешествия в посмертном бардо у человека остается шанс на освобождения души от кармы и дальнейших воплощений. В этом случае душа не получает нового тела, а отправляется в светлые земли Будды или тонкие миры Богов и Полубогов.

Если же человек испытывал слишком много гнева и проявляла агрессию при жизни, такие энергии могут притянуть душу в миры асуров или полудемонов. Излишняя привязанность к физическим удовольствиям, которая не растворилась даже со смертью тела, может стать причиной перерождения в мирах голодных духов.

Совсем примитивный образ существования, направленный только на выживание может привести к рождению в мире животных.

При отсутствии каких-либо сильных или излишних привязанностей и отвращений, но при наличии привязанности к физическому миру в целом, душа получит рождение в человеческом теле.

Индуизм

Взгляд на жизнь души после смерти в индуизме очень схож с буддийским. Что не удивительно, поскольку буддизм имеет индуистские корни. Присутствуют небольшие отличия в описании и названиях миров, в которых может переродиться душа. Но суть также в том, что душа получает перерождение согласно карме (последствиям тех действий, которые человек совершал при жизни).

Участь души человека после смерти - может ли она застрять в этом мире


Существуют свидетельства, что душа может застрять на какое-то время в физическом мире. Это может произойти в случае, если есть сильная привязанность или боль, по отношению к тем, кто остался или в случае необходимости завершить важное дело.

Часто это происходит по причине неожиданной гибели. В таких случаях, как правило, смерть является слишком большим шоком для самой души и для родных умершего. Сильная боль близких, их нежелание смирится с потерей, важные незавершённые дела не дают душе возможности двигаться дальше.

В отличие от тех, кто умирает от заболевания или от старости, у людей умерших неожиданно нет возможности составить завещание. И часто душа желает попрощаться со всеми, помочь, попросить прощения.

И если у души нет никаких болезненных привязанностей к месту, человеку, или физическому удовольствию, то она, как правило, завершая все дела, покидает наш земной мир.

Душа в день похорон


Душа человека в день церемонией погребения или кремации, как правило, присутствует рядом с телом среди родных и близких. Поэтому считается важным в любой традиции молиться за легкое возвращение души домой.

В христианских обычаях это заупокойные службы, в индуизме это священны тексты и мантры, или же просто хорошие и добрые слова, произнесенные над телом покойного.

Научные доказательства существования жизни после смерти

Если свидетельства очевидцев переживших околосмертный опыт, экстрасенсов, видящих души и людей, способных выходить из тела можно считать доказательствами, то таких подтверждений сейчас без преувеличения сотни тысяч.

Большое количество записанных рассказов людей, переживших кому или клиническую смерть, с комментариями врачей-исследователей можно найти в книге Моуди «Жизнь после жизни».

Несколько тысяч разнообразных уникальных историй о жизни после смерти, полученных в результате регрессивного гипноза доктором Майклом Ньютаном описаны в его книгах, посвященных путешествиям души. Одни из самых известных «Путешествие души» и «Предназначение души».

Во второй книге «Далекое путешествие» он детально описывает, что именно творится с душой после смерти, куда она направляется и с какими сложностями может столкнуться на своем пути в другие миры.

Квантовые физики и нейробиологи сейчас уже научились измерять энергию сознания. Они еще не придумали ей названия, но зафиксировали тонкую разницу в движение электромагнитных волн в сознательном и бессознательном состоянии.

А если удастся измерить невидимое, измерить сознание, которое часто приравнивают к бессмертной душе, то станет очевидно, что наша душа тоже разновидность очень тонкой, но энергии.

Которая, как известно, из первого закона Ньютона никогда не рождается, не уничтожатся, энергия лишь переходит из одного состояния в другое. А это значит что смерть физического тела, это не конец – это всего лишь еще одна остановка в бесконечном путешествии бессмертной души.

9 признаков того, что умершие близкие люди находятся рядом


Иногда, когда душа задерживается в этом мире, она остается на время для того, чтобы завершить свои земные дела и попрощаться с близкими людьми.

Есть чувствительные люди и экстрасенсы, которые явственно ощущают присутствия души умерших. Для них это такая же часть реальности, как наш мир для обычных людей, без экстрасенсорных способностей. Однако даже люди без особых способностей рассказывают о том, что ощущают присутствие умершего человека.

Поскольку общение с душами возможно только на уровне интуиции, то этот контакт часто происходит во снах, или проявляется в тонких, психических ощущениях, которые сопровождаются картинками из прошлого, или голосом покойного, звучащим в голове. В те минуты, когда душа открыта, многие способны заглянуть в духовный мир.

Нижеперечисленные события могут служить признаком того, что душа умершего человека находится рядом с вами

  • Частое появление умершего во снах. Особенно если во сне покойный о чем-то просит вас.
  • Неожиданное и необъяснимое изменение запахов рядом с вами. Например, неожиданный запах цветов, притом, что цветов нет рядом, или прохлады. А если вы вдруг почувствовали запах парфюма умершего или его любимый аромат, то можно быть уверенны, что его душа находится рядом.
  • Непонятно передвижение предметов. Если вы вдруг обнаруживаете вещи там, где они никак не могли оказаться. Особенно если это вещи умершего. Или вы вдруг стали обнаруживать неожиданные предметы у себя на пути. Возможно, умерший так привлекает внимание и желает что-то сказать.
  • Четкое несомненное ощущение присутствия ушедшего человека рядом. Ваш мозг, ваши чувства, все еще помнят, как это было, быть рядом с покойным до его смерти. Если это чувство становится таким же отчетливым, как при его жизни, не сомневайтесь, его душа рядом.
  • Частые и явные нарушения в работе электрических приборов и электроники могут быть одним из признаков наличия рядом души умершего.
  • Неожиданно услышать любимую или значимую для вас обоих музыку, в то время когда вы думаете об ушедшем, — еще один верный признак что его душа рядом.
  • Явные ощущения прикосновений, когда вы одни. Хотя для многих это пугающий опыт.
  • Если какое-либо животное вдруг проявляет к вам особое внимание, или настойчиво привлекает вас своим поведением. Особенно в том случае, если это было любимое животное умершего человека. Это также может быть весточкой от него.

Свет и туннель - довольно популярное восприятие смерти, но, как обнаружила Рэйчел Ньювер, в отчетах можно найти много других странных переживаний. В 2011 году мистер, А, 57-летний социальный работник из Англии, был доставлен в больницу общего профиля Саутгемптона после сердечного приступа на работе. Медики как раз вводили ему паховый катетер, когда его сердце остановилось. Мозг перестал получать кислород, и мистер, А умер.

Рэйчел Ньювер

Несмотря на это, он помнит, что произошло дальше. Медики применили автоматизированный внешний дефибриллятор, чтобы попытаться возобновить работу сердца. Мистер, А слышал механический голос, два раза сказавший: «Разряд». Между этими словами он поднял голову и увидел странную женщину, которая манила его к себе из угла комнаты, под потолком. Он присоединился к ней, оставив свое тело. «Я чувствовал, что она знала меня и что я могу доверять ей, и я знал, что она была там по какой то причине, но не знал, по какой именно, - позже вспоминал мистер, А, - в следующую секунду я уже был около нее и смотрел на самого себя сверху вниз, видел медсестру и еще одного человека, с лысиной».

Больничные записи позже подтвердили слова мистера А. Описания мистером, А людей в комнате и тех, кого он не видел до того как потерял сознание, и их действий были также точны. Он описывал события, которые произошли в течение трех минут после своей клинической смерти, о которых, согласно нашим знаниям о биологии, он не должен был иметь ни малейшего понятия.

История мистера, А, описанная в журнале «Реаниматология» - одна из многих, в которых люди делятся своим предсмертным опытом. До сих пор исследователи не предполагали, что, когда сердце перестает биться и прекращает подачу крови к мозгу, сознание гаснет не сразу. В это время человек фактически мертв - хотя как только мы узнаём больше о смерти, то начинаем понимать, что в некоторых случаях смерть может быть обратимой. В течение многих лет те, кто вернулся из этого непостижимого состояния, делились воспоминаниями об этом событии. Врачи в основном не принимали во внимание эти рассказы, считая их плодом галлюцинаций. Исследователи до сих пор неохотно углубляются в изучение клинической смерти, в основном потому что им приходится изучать что-то, находящееся за пределами досягаемости научного исследования.

Но Сэм Парниа, врач-реаниматолог и руководитель исследований в области реанимации медицинской школы Нью-Йоркского университета, вместе с коллегами из 17 учреждений в США и Великобритании захотел покончить с предположениями о том, что люди испытывают или не испытывают на смертном одре. Это возможно, считает он, если собрать научные данные о последних минутах жизни. В течение четырех лет он и его коллеги анализировали информацию о более чем 2000 пациентах, переживших остановку сердца.

Парниа и его коллеги смогли взять интервью у 101 из них. «Цель в том, чтобы попытаться в первую очередь понять их психологический опыт смерти, - говорит Парниа, - и потом, если есть люди, которые утверждают, что помнят свои ощущения после смерти, мы должны определить, действительно ли это так».

Семь привкусов смерти

Оказалось, что мистер, А не единственный пациент, который смог что-то вспомнить о своей смерти. Почти 50% участников исследования тоже что-то вспомнили, но в отличие от мистера, А и еще одной женщины, чьи приключения вне тела можно было проверить, воспоминания других пациентов не имели отношения к реальным событиям, происходившим во время их смерти.

Вместо этого они рассказывали сказочные или галлюцинаторные истории, которые Парниа и его соавторы классифицируют по семи основным темам. «Большинство из них не были последовательны в описании того, что называется опытом близкой смерти, - говорит Парниа, - похоже, психическое переживание смерти гораздо шире, чем предполагалось ранее».

Вот эти семь тем:

  • Страх
  • Животные или растения
  • Яркий свет
  • Насилие и преследование
  • Дежавю
  • Семья

Описание событий после остановки сердца

Эти психические переживания находятся в диапазоне от страха до блаженства. Были те, кто сообщили, что чувствуют страх или страдают от преследований. «Я должен был пройти через церемонию… и на церемонии меня сожгли, - рассказал один пациент, - вместе со мной было четыре человека, и в зависимости от того, кто солгал, а кто сказал правду, - тот умирал или возвращался к жизни… Я видел мужчин в гробах, похороненных в вертикальном положении». Еще он вспомнил, как его «утащили в глубину».

Другие, однако, испытали противоположные ощущения, а 22% сообщили об ощущении «умиротворения и спокойствия». Некоторые видели живых существ: «Все растения, без цветов» или «Львов и тигров»; в то время как другие грелись в лучах яркого света или воссоединились с семьей. Некоторые из них сообщили о сильном ощущении дежавю: «Я знал, что люди собирались сделать, прежде чем они это делали». Обостренные чувства, искаженное восприятие течения времени и чувство отключения от тела также были среди тех ощущений, о которых сообщали пережившие клиническую смерть.

«Совершенно ясно, что люди что-то ощущают в то время, когда они мертвы», - говорит Парниа и утверждает, что люди на самом деле предпочитают интерпретировать эти переживания в зависимости от их окружения и существующих верований. Кто-то, проживший в Индии, может вернуться из мертвых и рассказать, что он видел Кришну, в то время как кто-нибудь на Среднем Западе США может испытать то же самое, но будет утверждать, что видел Бога. «Если на Среднем Западе отец говорит ребенку: «Когда мы умрём, вы увидим Иисуса, и он будет полон любви и сострадания «, то ребенок, конечно, это и увидит, - говорит Парниа, - а вернувшись с того света, скажет: „О папа, ты прав, я определенно видел Иисуса!“ Было бы справедливым признать, что это действительно так. Вы не знаете, что такое Бог. Я не знаю, что такое Бог. Ну кроме того, что это человек с белой бородой, как его обычно изображают».

«Все эти вещи: душа, рай и ад - я понятия не имею, что они означают, и есть, вероятно, тысячи и тысячи толкований, основанных на том, где ты родился и что тебя окружает, - продолжает он. - Важно перейти из области религиозных учений к объективности».

Общие случаи

До сих пор командой ученых не выявлено никаких закономерностей в воспоминаниях вернувшихся с того света. Нет и объяснений, почему некоторые люди испытывают страх, в то время как другие сообщают об эйфории. Парниа также указывает на то, что все большее число людей испытывают клиническую смерть. У многих людей воспоминания почти наверняка вызваны отеком головного мозга, который происходит после остановки сердца, или сильными седативными препаратами, введенными пациентам в больницах. Даже если люди явно не помнят свою смерть, это, однако, может влиять на них на подсознательном уровне. Некоторые перестают бояться смерти и начинают альтруистически относиться к людям, в то время как у других развивается посттравматическое стрессовое расстройство.

Парниа и его коллеги уже планируют следующие исследования, чтобы попытаться разрешить некоторые из этих вопросов. Они также надеются, что их работа поможет расширить традиционные понятия о смерти. Они думают, что смерть следует рассматривать в качестве предмета исследования - так же как и любые другие предметы или явления. «Любой человек, мыслящий объективно, согласится, что дальнейшие исследования в этой области необходимы - говорит Парниа, - и у нас есть средства и технологии. Пришло время сделать это».

Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть? Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

Смерть как часть жизни

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла к себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психостеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Андрей Гнездилов
Подготовила текст; фото: Мария Строганова