Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Сыновья лота. Печальная история Лота — комментарий к ежедневной главе

Во время которого жена Лота стала соляным столбом, и соблазнение Лота его дочерями.

История Лота.

Лот, равно как и его отец Аран, родились и выросли в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат, что в нижней Месопотамии, примерно четыре тысячи лет назад. Отец Лота умер рано. Дед Лота, Фарра, взял всю семью и отправился

… из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там (Бытие, глава 11).

Во время странствований и Лот, и Авраам обзавелись значительным количеством скота. Обеим семьям не хватало пастбищ, что приводило к постоянным конфликтам между пастухами Лота и Авраама. Тогда Авраам предложил Лоту разойтись и поселиться в разных местах, чтобы не было между ними конфликтов.

Лот отправился жить на Иорданскую равнину, которая, в те времена была прекрасна и орошалась водой. Он поселился вблизи Содома. Авраам же стал жить на земле Ханаанской. Зеленая Иорданская равнина располагалась между пятью городами. Правители этих городов вели междоусобные войны. Во время одного из таких конфликтов Лот был взят в плен, а его имущество разграблено.

Когда Авраам узнал, что случилось с его племянником, он вооружил спасательный отряд из 318 рабов. Авраам напал на неприятеля ночью и спас Лота и все его имущество. Лот снова поселился в Содоме.

Вскоре Содом и Гоморра были разрушены гневом Господа. Как и почему это случилось, можно прочесть в статье . Единственным праведником Содома был Лот, а потому Господь дал ему время уйти из города вместе со своей семьей – женой и двумя дочерями.

Жена Лота.

Имя жены Лота в Библии не упоминается. Уход, а точнее бегство из Содома, тяжелее всего далось жене Лота. Весь предыдущий день был наполнен хлопотами и тревогами, а теперь, ночью, ей приходится оставить все и бежать в неизвестном направлении. Она уже немолода, и такие события для нее сопряжены не только с психологическим стрессом, ей нелегко еще и физически.

Господь, указав Лоту и его семье путь к спасению, запретил им оглядываться. Жена Лота думает о том, а под силу ли ей начинать все сначала… Она пребывает в нерешительности и оглядывается. Оглянувшись, она превращается в соляной столп. И сегодня можно увидеть этот столп на берегу мертвого моря.

Почему же Господь обратил жену Лота в соляной столп? Многие считают, что это наказание за любопытство, однако, едва ли это правда. Скорее всего, сердце и душа жены Лота остались в Содоме, и она должна была погибнуть, как и все. Бог требует решительного отказа от греха.

В , в Евангелии от Луки мы находим христианское толкование истории жены Лота:

Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Вспоминайте жену Лотову.

Таким образом, жена Лота погибла, так как радела больше о материальном, нежели о спасении души.

Город Сигор, где жил Лот.

Лот и две его дочери направились в один из городов долины, который Господь пощадил. Это был город Сигор. Название города Сигор переводится как “маленький”, “незначительный”. Сигор также известен как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор – на севере или на юге от Мертвого моря. Сигор - единственный город содомского пятиградья, который был пощажён Богом. Лот поселился в Сигоре, однако вскоре его покинул.

Лот и его дочери.

История Лота и его дочерей описана в Бытии 19:30-38. Лот, побоявшись жить в Сигоре, жил в горах в пещере со своими дочерями. Дочери Лота, посчитав, что не осталось больше мужчин, напоили своего отца и вступили с ним в связь, что того, чтобы продлить род. Обе дочери Лота забеременели от отца своего.

У старшей родился сын Моав (имя в переводе означает «от отца»). У младшей также родился сын Бен-Ами (в переводе «сын моего народа»). Моав стал прародителем моавитян, а Бен-Ами – аммонитян.

История дочерей Лота отражает мысль о превосходстве Израиля над моавитянами и аммонитянами , так как эти народы появились в результате греховной кровосмесительной связи. Племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа.

Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми и в наши дни рождает много вопросов, споров и теорий относительно того, каковы были реальные мотивы дочерей, и кто действительно был виноват в случившемся. Да и был ли кто-то виноват? Кровосмесительные браки не редкость в среде библейских патриархов. Авраам женился на своей единокровной сестре Саре; брат Авраама, Нахор, женился на племяннице Милке; Исаак женился на своей родственнице Ревеке и еще множество примеров. С другой стороны, в книге целая глава посвящена данной теме (глава 18), где сказано:

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу.

Многие исследователи оправдывают кровосмесительные браки тем, что левитские законы появились позже, и созданы они были патриархами нации, в том числе праведным Лотом (вместе с Авраамом, Иаковом, Иудой, Моисеем, Давидом). Левитские законы, в том числе и против кровосмешения, были созданы с целью разделить образ жизни Иудея от образа жизни народа Ханаан, вопреки всем инцестуальным проявлениям, которые патриархи имели в прошлом. Левитские законы – новый шаг в развитии общества, часть прогрессивных идей человечества на пути к современной цивилизации.

Отражение истории в живописи.

История Лота и его дочерей легла в основу многих картин. Картины на данный сюжет, как правило, изображают Лота и его дочерей в горном убежище. Часто на фоне можно заметить маленькую фигурку жены Лота, и горящий город на отдалении.

Персонаж Лота в разных религиях.

В иудаизме .

Фигура Лота в иудаизме – спорна. Он считается праведником, праведность которого постоянно оспаривается. Считается, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Лот упоминается в торе,

В христианстве

В Новом Завете мы находим сочувственное отношение к Лоту. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей.

Исламский взгляд

Лут в Коране считается посланником Бога и пророком Бога. Его история практически созвучна с библейской. В Исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрахима (Авраама). Он мигрировал с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в городах Содом и Гоморра. Ему было велено Аллахом идти в землю Содома и Гоморры проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей. Проповеди Лута были проигнорированы, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Лут покинул город, его жена оглянулась назад и погибла.

, Амон

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Уважаемый раввин, мне очень понравилось, как ортодоксальные евреи понимают предназначение женщины и ее роль в семье. Разъясните мне, пожалуйста, почему же праведник Лот предлагал своих дочерей на поругание толпе развратников? Какой глубинный смысл в этом заключен? Я верую в единого Творца, восхищаюсь тем, что Он создал, но не придерживаюсь ни одной из религий. В силу этого мне сложно понимать тексты Ветхого завета. Надежда

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Надежда!

Прекрасно, что Вы сумели по достоинству оценить отношение ортодоксального еврейства к женщине и ее предназначению.

Что же касается Лота, тут действительно надо понять, кем были люди, которых описывает Танах. Да, Лот был членом семьи Авраама, великого праведника и основателя еврейского народа. И сам он тоже был праведным, особенно - по сравнению с жителями Сдома. В том рассказе, об эпизоде которого Вы упоминаете, хорошо видно, как Лот радушно принимает гостей вопреки жестоким обычаям Сдома, подвергая себя опасности.

Но, все же, таким праведным, как Авраам, Лот не был. Это тоже проявилось в упомянутом эпизоде. Так пишет Рамбан , один из ведущих комментаторов Торы: самоотверженное гостеприимство было благородным делом, но предложение «Вот ныне у меня две дочери, не познавшие мужа, я выведу их к вам, и поступите с ними, как вам угодно» (Берейшит 19, 8) как раз продемонстрировало недостойное отношение к женщине.

В чем же дело? Почему в одном Лот был праведен, а в другом не был?

На том этапе истории еврейский народ только создавался, и не все члены семьи праотцев автоматически включались в его состав. Ибо еврейский путь - это не просто праведность. Это выработка определенных черт характера и достижение их правильного баланса. Этой работой над собой и занимались праотцы.

А именно: с одной стороны, необходима доброта и любовь. Эти качества выработал Авраам, воплощение милосердия и гостеприимства. Но, с другой стороны, необходима дисциплина. Это качество развил сын Авраама Ицхак. А затем необходимо было правильно совместить эти, казалось бы, противоречащие друг другу свойства и таким образом достичь равновесия - золотой середины. Это сумел сделать сын Ицхака Яаков.

Но не всем людям, окружавшим праотцев, удалось полностью проделать эту сложную работу над своим характером. Так, в семье Ицхака другой его сын, Эйсав, также научился строгости у отца, но, в отличие от Яакова, не сумел уравновесить ее добротой и любовью. В результате его строгость приняла крайние формы и превратилась в жестокость и склонность к одному из тягчайших грехов - убийству. Ведь, как известно, недостатки - продолжение достоинств. А в семье Авраама другой его сын, Ишмаэль, также научился у отца любви и гостеприимству, но, в отличие от Ицхака, не уравновесил их дисциплиной. В результате получилась не терпящая рамок анархия, дикость, разнузданность и склонность к другому тяжелейшему греху - прелюбодеянию.

Поэтому ни Эйсав, ни Ишмаэль не смогли стать частью еврейского народа - они не сумели прийти к предписанной евреям золотой середине, впали каждый в свою крайность. Среди них могут быть достойнейшие люди, но предписанного евреям равновесия у них нет. Ведущие свое происхождение от них соответственно христианская и исламская (сегодня) цивилизации приняли законы, следуя которым люди могут быть набожными, но - и впадать в крайности.

Теперь, возможно, сумеем понять и Лота. Он изначально был членом семьи Авраама, и из рассматриваемого эпизода видно, что он тоже научился от него гостеприимству. Но, с другой стороны, он не сумел правильно уравновесить доброту и любовь строгостью, в результате чего мягкость превратилась в бесформенность: произошло размывание границ нравственности, был утрачен правильный подход к любви и интимным отношениям. Понимание того, что поддерживает достоинство женщины, а что его подрывает.

Это проявилось и далее: в той же главе (стихи 30-38) описано, как после разрушения Сдома Лот позволил дочерям напоить себя, после чего они вступили в интимные отношения уже с ним самим. Именно от этой связи родились его потомки - Моав и Бен-Ами, ставшие родоначальниками народов - Моава и Амона. Мотивация дочерей была благородной - они думали, что разрушен не только Сдом, но и весь мир, и нет другого способа продолжить человеческий род. Но Лот, хотя бы после эпизода с первой дочерью, должен был хоть что-то вспомнить и быть более осторожным. Однако он позволил истории повториться, показав, что не считает этот грех особо серьезным.

Это действительно было не по-еврейски. Поэтому потомки Лота, народы Амон и Моав, не стали частью еврейского народа. Более того, они настолько отклонились от еврейского пути, что их нельзя даже принимать в еврейское общество, если они решат принять иудаизм (в отличие от выходцев практически из всех других народов, даже совершивших многочисленные преступления и причинивших нам страдания). Тора объясняет запрет тем, что эти народы не проявили гостеприимства к евреям во время их странствий по пустыне. Неприветливыми тогда были не только они. Но они тогда еще приняли участие в совращении еврейского народа, склонении к прелюбодеянию (см. Бэмидбар 25, 1). А это значит, что они настолько отклонились от золотой середины, что даже изначально естественная для них мягкость сохранилась не в правильной и умеренной форме гостеприимства, а в крайней и извращенной - форме разврата. Этому в еврейском народе не место. У Лота же еще сохранялось гостеприимство, «правильная» мягкость, но уже начали проявляться и ее извращенные формы. Отсюда и такое противоречивое поведение.

Только сыну Авраама Ицхаку удалось не впасть в крайнюю мягкость и выработать необходимую дисциплину. А его сыну Яакову удалось правильно сбалансировать эти качества и направить уже всю свою семью, всех потомков по еврейскому пути.

По-сле сме-ше-ния Бо-гом язы-ков в Ва-ви-лоне лю-ди, раз-де-лив-шись на мно-гие на-ро-ды, за-бы-ли ис-тин-но-го Бо-га и ста-ли по-кло-нять-ся идо-лам. То-гда Гос-подь по-ве-лел Ав-ра-му: «Вый-ди из зем-ли тво-ей. Я про-из-ве-ду из те-бя ве-ли-кий на-род, бла-го-слов-лю те-бя и воз-ве-ли-чу имя твое». С ве-рою и по-кор-но-стью при-няв по-ве-ле-ние Бо-жие, Ав-рам вы-шел из Ура Хал-дей-ско-го и со сво-ей же-ной Са-рой и пле-мян-ни-ком Ло-том по-се-лил-ся в зем-ле Ха-на-ан-ской. Вско-ре Лот от-де-лил-ся от Ав-ра-ма, но го-род, где он по-се-лил-ся, был за-хва-чен вра-га-ми, и Лот по-пал в плен. Ав-рам во-ору-жил сво-их ра-бов, раз-бил непри-я-те-лей и осво-бо-дил Ло-та. Ко-гда Ав-рам воз-вра-щал-ся с по-бе-дой, на-встре-чу ему вы-шли ца-ри. Мел-хи-се-дек, царь Са-лим-ский, свя-щен-ник Бо-га Все-выш-ня-го, вы-нес хлеб и ви-но и бла-го-сло-вил Ав-ра-ма. Сам Гос-подь был с Ав-ра-мом и за-клю-чил с ним за-вет, ска-зав: «По-смот-ри на небо и со-чти звез-ды, ес-ли толь-ко мо-жешь, столь-ко у те-бя бу-дет по-том-ков». (Под по-том-ка-ми его под-ра-зу-ме-ва-ет-ся Цер-ковь Гос-под-ня). Ко-гда Ав-ра-му ис-пол-ни-лось 99 лет, Гос-подь явил-ся ему и ска-зал: «Я — Бог Все-мо-гу-щий; хо-ди пред Ли-цем Мо-им и будь непо-ро-чен: и Я по-став-лю за-вет Мой с то-бою и дам те-бе мно-го-чис-лен-ное потом-ство. Те-перь ты не бу-дешь на-зы-вать-ся Ав-ра-мом, но да бу-де те-бе имя Ав-ра-ам; ибо Я сде-лаю те-бя от-цом мно-же-ства на-ро-дов. (Имя Ав-ра-ам озна-ча-ет «отец мно-же-ства»). Жене же тво-ей да бу-дет имя Сар-ра. И ро-дит те-бе сы-на, и имя ему бу-де Иса-ак».

У дуб-ра-вы Ма-м-ре, где по-се-лил-ся Ав-ра-ам, ему явил-ся Гос-подь под ви-дом трех стран-ни-ков (про-об-раз Пре-свя-той Тро-и-цы). При-няв с по-че-стя-ми и щед-ро уго-стив го-стей, Ав-ра-ам об-рел бла-го-во-ле-ние Бо-жие. Один из го-стей ска-зал: «На сле-ду-ю-щий год, ко-гда я опять в это вре-мя бу-ду у те-бя, у же-ны тво-ей бу-дет сын». Бы-ло от-кры-то Ав-ра-аму и о на-ме-ре-нии Гос-по-да по-гу-бить жи-те-лей го-ро-дов Со-до-ма и Го-мор-ры, по-гряз-ших в гре-хе. Ав-ра-ам ис-про-сил из-бав-ле-ния от ка-ры сво-е-го пле-мян-ни-ка Ло-та, ко-то-рый жил пра-вед-ной жиз-нью в Со-до-ме. В дом Ло-та при-шли два Ан-ге-ла в ви-де стран-ни-ков. Со-дом-ляне ста-ли тре-бо-вать вы-да-чи их. То-гда Ан-ге-лы по-ра-зи-ли со-дом-лян сле-по-той, а Ло-ту и его род-ствен-ни-кам по-ве-ле-ли ухо-дить из го-ро-да в го-ры. «Спа-сай ду-шу свою и не огля-ды-вай-ся на-зад», — ска-за-ли они. По-сле их ухо-да Со-дом и Го-мор-ра бы-ли по-ра-же-ны нис-пав-шим с неба ог-нем с се-рой, и вся стра-на та об-ра-ти-лась в со-ле-ное озе-ро (ныне Мерт-вое мо-ре). Же-на Ло-та не ис-пол-ни-ла по-ве-ле-ния Ан-ге-ла. Обер-нув-шись на-зад, она пре-вра-ти-лась в со-ля-ной столб.

Ко-гда Ав-ра-аму ис-пол-ни-лось сто лет, Сар-ра ро-ди-ла ему сы-на Иса-а-ка. То-гда Ав-ра-ам по-ве-лел сво-ей слу-жан-ке Агарь, от ко-то-рой у него был сын Ис-ма-ил, по-ки-нуть дом. Лю-бя Ав-ра-ама, Гос-подь про-из-вел от Ис-ма-и-ла мно-го-чис-лен-ные ара-вий-ские на-ро-ды. И вот по-сле мно-гих лет жиз-ни Гос-подь по-сы-ла-ет Ав-ра-аму по-след-нее ис-пы-та-ние, пре-вос-хо-дя-щее си-лы обык-но-вен-но-го че-ло-ве-ка. Ис-пы-ты-вая ве-ру Ав-ра-ама, Бог воз-звал к нему: «Возь-ми сы-на тво-е-го един-ствен-но-го, ко-то-ро-го ты лю-бишь, Иса-а-ка, пой-ди в зем-лю Мо-риа и там при-не-си его во все-со-жже-ние на од-ной из гор, ко-то-рую Я те-бе ука-жу». Несмот-ря на ве-ли-кую скорбь, Ав-ра-ам по-ви-но-вал-ся во-ле Гос-под-ней. При-шед с сы-ном на го-ру Мо-риа (в цен-тре ны-неш-не-го Иеру-са-ли-ма), он раз-ло-жил ко-стер. И ска-зал Иса-ак Ав-ра-аму: «Отец мой! Вот огнь и дро-ва, где же аг-нец для все-со-жже-ния?» Ав-ра-ам от-ве-чал: «Бог усмот-рит Се-бе агн-ца, сын мой». Свя-зав Иса-а-ка, Ав-ра-ам по-ло-жил его на жерт-вен-ник и, взяв нож, про-стер свою ру-ку, чтобы за-ко-лоть его. Но в этот мо-мент он услы-шал глас Бо-жий: «Ав-ра-ам! Не под-ни-май ру-ки сво-ей на от-ро-ка, ибо те-перь Я знаю, что ты бо-ишь-ся Бо-га и не по-жа-лел сы-на тво-е-го един-ствен-но-го для Ме-ня». Ав-ра-ам раз-вя-зал Иса-а-ка и, уви-дев ов-на, за-пу-тав-ше-ю-ся в ку-стах, при-нес его во все-со-жже-ние. И ска-зал Гос-подь: «Мною кля-нусь, что так как ты сде-лал сие де-ло и не по-жа-лел сы-на тво-е-го един-ствен-но-го для Ме-ня, то Я бла-го-слов-лю те-бя, и бла-го-сло-вят-ся в се-ме-ни тво-ем все на-ро-ды зем-ли за то, что ты по-слу-шал-ся гла-са Мо-е-го».

Спу-стя несколь-ко лет скон-ча-лась Сар-ра, и Ав-ра-ам всту-пил в но-вое су-пру-же-ство с Хет-ту-рою, от ко-то-рой имел еще ше-сте-рых сы-но-вей. Про-жив сто семь-де-сят пять лет, Ав-ра-ам мир-но пре-дал дух свой Гос-по-ду Бо-гу. От него, как ро-до-на-чаль-ни-ка на-ро-да Иудей-ско-го, про-изо-шел по пло-ти Сам Хри-стос, и все ис-тин-но ве-ру-ю-щие во Хри-ста на-зы-ва-ют-ся сы-на-ми Ав-ра-ама.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

1. Два ангела - В еврейском подлиннике сказано: «Пришли те два ангела». Приведенные слова свидетельствуют о том, что это были ангелы, посетившие Авраама в тот же день (Быт.18:22). Прямо об этом не говорится, что они пришли в тот же день, но это видно из 27 стиха. Расстояние от Хеврона до Содома было, по крайней мере, 27 миль по гористой местности, и путешествие их могло занять 7 - 8 часов. Так как ангелы покинули Авраама во второй половине дня, то они могли, идя пешком добраться только к ночи.

Лот сидел у ворот - Лот, прежде поставивший свои шатры вблизи Содома (Быт.13:12) к этому времени успел построить дом внутри города. В древних городах общественная жизнь сосредотачивалась у городских ворот. Здесь были расположены рыночные площади (4Цар.7:1, Неем.13:19) и тут же заседали старейшины города (Втор.21:19, 22:15, 25:7, Ис.Нав.20:4, Руф.4:1 и т.д.). Так Давид сел у ворот, желая говорить с народом (2Цар.19:8), у ворот так же обсуждались события дня (Пс.69:12, Пр.31:31) и делались все публичные объявления (Пр.1:21, 8:3). Почему Лот сидел у ворот города, не сказано. Ясно одно, что он ожидал пришельцев, которым он мог оказать гостеприимство, и которых мог бы защитить от содомлян. Некоторые толкователи считают, что он был в этом городе поставлен судьей. Такой вывод не обязательно следует из Быт.19:19, но вполне возможен, особенно учитывая его родственный связи с Авраамом, который однажды спас весь город от рабства.

Лот увидел и встал - Увидев пришельцев Лот, как и Авраам, немедленно предложил им свое гостеприимство. Его приветствие во всем было похоже на Авраамово (Быт.18:2-5).

2. Мы ночуем на улице - Приглашение Авраама ангелы приняли тут же, но на приглашение Лота они медлили. Они испытывали Лота, желая видеть, продиктовано ли приглашение его только холодной вежливостью или сердечным желанием. Из древних летописей видно, что нередко странники проводили ночь в открытой местности (Быт.23:11). Если бы не жители Содома, то ночлег на улице не представлял бы большого неудобства, так как в городах долины был субтропический климат. Забота Лота о других сделалась средством его собственного спасения. Он проявил дух противоположный духу жителям Содома (Матф.25:34-40).

3. Он же сильно упрашивал их - Видя в Лоте человека праведного, но, не желая пока открыться ему, ангелы согласились остаться под его гостеприимным кровом. Много веков после этого Христос так же не открывался по дороге в Эмаус двум идущим туда ученикам (Лук.24:28-30).

4. Весь народ - Это выражение, вероятно, символизирует большое число людей, представителей всех классов общества.

5. Где люди - Нечестивые жители Содома, что видно из их поступков (Быт.13:18,21). Весть о прибытии странников быстро облетела весь город. Жители города собрались вокруг дома Лота, намереваясь попрать Восточный обычай гостеприимства ради удовлетворения своих низких страстей. О значении слова «познать» см. Быт.4:1. Слово, употребленное здесь, указывает на отвратительный разврат, описанный ап.Павлом в послании к Римлянам 1:27. Согласно археологическим данным этот грех, который по Моисееву закону наказывается смертью (Лев.18:22) был сильно распространен среди хананеев. Слова Моисея, что от мала до велика - все собрались у дверей дома Лотова, показывает, сколь праведен был Бог, решивший предать эти города полному истреблению (Быт.6:5-8).

7. Не делайте зла - Лот вышел из дома, тщательно запрев за собой дверь, чтобы нечестивая толпа не могла войти и стал усиленно просить своих сограждан не делать никакого зла.

8. У меня две дочери - Видя, что его слова не действуют на них, он решился на крайность, чтобы спасти своих гостей от бесчестия. Его вера в высокий долг гостеприимства, так высоко почитаемый среди восточных народов объясняет, однако никак не оправдывает его решения. Тот, кто принял странника под свой кров, должен был защитить его даже жертвой своей жизни. В некоторых странах Ближнего Востока долг гостеприимства по-прежнему рассматривается очень высоко. Отношение Лота к своим гостям можно оправдать или, по крайней мере, извинить, ссылаясь лишь на восточный обычай. Целомудрие и непорочность его двух дочерей в таком городе как Содом - свидетельство его заботы, которую он проявил в их воспитании и доказательство того, что данное предложение ему было высказать нелегко. Восточный обычай оберегать женщин от бесчестия показан на примере сынов Иакова (см. Быт.34). Тот факт, что Лот сделал необдуманное предложение, доказывает, что он испробовал средства, чтобы избежать зла и был в отчаянном предложении. Ему были хорошо известны разврат и нечестие жителей города (2Петр.2:7-8).

9. Вот пришелец и хочет судить - Попытка Лота расстроить их злые намерения возбудила в них еще большую ярость. Они не допускали, чтобы кто-то учил их, а особенно пришелец. Если Лот был у них судьей, можно предположить из ст. 2, то они теперь увидели, что наступил момент избавиться от него. Из их слов видно, что Лот как судья или просто как гражданин города призывал оставить их злые пути. В своей слепой ярости они стали угрожать за это Лоту еще большей расплатой, чем с его гостями, если он и дальше будет мешать им. Только сдерживающая сила Божия и нерешительность наложить руки на того, чей благочестивый пример пробудил в их развращенных душах чувство уважения, помешали разъяренной толпе разорвать его на куски.

11. Слепотою - Бог позволил Лоту попытаться изменить злые намерения Содомлян с тем, чтобы он мог убедиться в степени их падения. Когда все его ни к чему не привели, тогда вмешались божественные вестники, ограждая его и себя от беды. Еврейское слово, переведенное здесь «слепотою» встречается в Ветхом Завете еще только один раз (4Цар.6:18-20). В обоих случаях оно обозначает сверхъестественную слепоту. По-видимому, это не было безвозвратной потерей зрения, а только временным мраком, который окутал их взор. Выражение: «Они измучились, искав выхода», указывает не только на их физическое ослепление, но и на их умственное замешательство. Если бы они были ослеплены в буквальном смысле, то вряд ли они стали бы упорствовать в своем нечестивом намерении.

12. Кто у тебя еще здесь? - Теперь Лот убедился в сверхъестественной природе своих посетителей. Пришло время открыть ему намерения Божии, и они самым ясным образом открыли ему нависшую опасность истребления всего города. Хотя семейные дети Лота казалось свыклись с образом жизни содомлян, однако ангелы хотели спасти их ради Лота, если они пожелают оставить город. Хотя они участвовали в грехах Содома, но только их личный выбор сделал неизбежным их истребление.

14. Вышел Лот - Отсутствие упоминания здесь сынов и дочерей не говорит о том, что Лот имел только зятьев, равно не говорит и о том, что эти зятья были молодыми людьми, готовящимися вступить в брак с его двумя незамужними дочерями. Лот поверил словам ангелов и приложил все старания к тому, чтобы убедить детей покинуть город ради своего спасения. Но они только смеялись над его словами о том, что Бог может истребить целый город.

15. Взошла заря - Очевидно Лот уговаривал своих детей ночью. Когда же взошла заря, то небесные ангелы стали торопить его вместе с его женой и двумя дочерями выйти из города. Выражение: «Которые у тебя» свидетельствует о том, что у Лота были и другие дочери, не пожелавшие выйти вместе с ним из нечестивого города.

16. Как он медлил - Лот и его жена поверили ангелам, но им было трудно расстаться со своими владениями. Растерявшись Лот медлил, не зная, что взять с собой. Ангелы, не проявившие никакого интереса к их владениям, с силой вывели и «по милости к нему Господней». Слабость человеческой натуры может быть крайне велика, так что даже благочестивый человек может быть до такой степени привязан к тому миру, что ему оторваться от него невозможно. Он уподобляется путнику, застигнутому снежным бураном, чувствующему как коченеет его тело, и все же готов покориться смертельному сну. Необходимо, что бы кто-то встряхнул его и вывел на безопасное место.

17. Спасай душу свою - Тот, перед Которым ходатайствовал Авраам накануне, теперь присоединяется к ангелам за воротами города и настойчиво предостерегает их спасаться. Если Самому Христу пришлось присоединиться к ангелам, чтобы убедить Лота и его жену, то это показывает, что Лот и его жена еще не решились оставить все и выйти из города. Разве истребление нельзя отсрочить на некоторое время, чтобы успеть спасти богатство? Если будет дано время, то они постараются убедить других последовать за ними. К чему такая спешка? Но Христос повелевает: «Спасай душу свою».

Не оглядывайся назад - Поскольку едва хватало времени на то, чтобы избежать огня, то дальше медлить было нельзя. Если бы Лоту было дано по его просьбе дополнительное время, для него оказалось бы чрезвычайно трудным его расставание с накопленным богатством. Разве что при таком богатстве он бы решил остаться совсем. Его единственное спасение заключалось в немедленном и окончательном разрыве с тем, что привязало его сердце к Содому. Точно так же обстоит дело и теперь.

Спасайся на гору - Местность, которая некогда была столь привлекательной на вид и плодородной, сделалась самым опасным местом на земле. Отсюда нужно было бежать. Каким роковым было решение Лота сделать этот район своим местом жительства! (Быт.13:11) Теперь ему пришлось искать убежища в горах (Пс.121:1). Здесь в горах и расселинах скал он будет безопасен от лавины огня, который вскоре изольется на прекрасную долину.

18. Нет, владыка - Вместо того, чтобы с радостью сотрудничать с Божьим планом спасения его собственной жизни, Лоту пришлось положиться на великую милость Божию. Говоря о том, что он не может бежать в горы, он просит позволения укрыться в небольшом соседнем городе Бела (Быт.14:2), нынешний Сигор. Лоту не хотелось менять уютную и обеспеченную городскую жизнь на неустроенное и неопределенное существование.

22. Сигор - Единственно оставшиеся развалины времен Авраама, найденные в Содомской долине - это развалины Бабед-Дара. Это место, обнаруженные археологической экспедицией под руководством Кайля и Олбрайта в 1924 году недалеко от юго-восточного побережья Мертвого моря, по всей видимости есть прежний Сигор.

24. Серу и огонь - Суд, произнесенный ангелами, свершился неожиданно (Лук.17:28-29). Хотя здесь упоминается только Содом и Гоморра, видно, что и другие города долины, в том числе Адма и Севоим так же были истреблены (Втор.29:33, Ос.11:8, Иуды.1:7). Только небольшой город Бела (Сигор) был пощажен, и то на короткое время (Быт.19:30).

Выражение «огонь и сера» - обычное идиоматическое выражение в еврейском языке в значении «горящая сера». Чудеса, посредством которых Бог вмешивается время от времени в естественные явления, состоят в использовании природных сил и стихий необычным образом. И поныне южный район Мертвого моря богат асфальтом (см. Быт.14:3-10). Из щелей земли продолжают выходить легко воспламеняющиеся газы. Асфальт, поднимающийся на поверхность в Южной части Мертвого моря, послужил поводом в классические времена назвать это озеро «асфальтовым озером». Массивные глыбы асфальта, плавающие на поверхности, нередко способны удержать в воде сразу несколько человек. В этом районе с давних пор добывают асфальт, серу и другие горячие вещества и экспортируют в другие страны. Арабы, живущие по соседству, используют асфальт для охраны садов от различных вредителей, а так же в медицинских целях. Какое бы средство ни было использовано, чтобы предать города огню, ясно одно, что этот огонь был сверхъестественным, ибо истребление обрушилось в точно назначенное Богом время. В течение веков засушливый пейзаж этой местности остается немым свидетелем катастрофы, которая превратила некогда цветущую долину в место запустения. На примере Содома Моисей показывает, чем может стать Израиль в результате непослушания (Втор.29:21-24). Писатели классического периода дают нам красноречивое описание района в южной части Мертвого моря, представляющего собой ныне глыбы выжженной земли и пепла. Они упоминают так же о разрушенных городах долины. То, что ныне является частью Мертвого моря, в библейские времена было сушей. За последние времена, конкретные годы - уровень моря, не имеющего стока, значительно поднялся и покрыл большую часть территории. Из воды торчат голые деревья, подобно прозрачному лесу. Некоторые исследователи стараются отождествлять истребленные города с развалинами в Темлат-Эль-Гассул на северном побережье Мертвого моря. Но на основании многочисленных данных видно, что катастрофа произошла в южной части Мертвого моря. Память о страшном событии сохранилась в народе до сего дня этого района. Это видно, например, из арабского наименования Мертвого моря «Барет Лут», что значит «Озеро Лота», а так же из названия горного хребта, граничащего с юго-западным побережьем озера «Иевель Усдум», означающее «Гора Содома».

25. Ниспроверг города сии - Это выражение напоминает землетрясение, но употребляется так же для описания городов, разрушенных настолько, что они уподобляются Содому и Гоморре («Цар.10:3, Ис.13:19). Об этой катастрофе неоднократно упоминается в Ветхом Завете (Втор.29:23, Ис.1:9, Иер.49:18, 50:40, Ам.4:11).

Истребление города служит примером окончательного наказания огнем всех нечестивых (2Петр.2:6, Иуды 7).

26. Жена же Лотова оглянулась - Ангелы вывели всех четырех из обреченного города и дали им ясное указание о том, что делать и чего избегать, чтобы сохранить свою жизнь. Только выйти из города было не достаточно, необходимо было исполнить все указания. Жена Лотова оглянулась назад, чтобы видеть, где остался ее дом, богатство и некоторые из детей. Ее закостенелое сердце стало постоянным предостережением тем, которые, желая быть спасенными, довольствуются полумерами, которые как будто готовы оставить мир, но сердца их привязаны к нему. Не выдержав испытания до конца, они не могут получить спасения (Матф.24:12, Фил.1:6). Нам нужно помнить торжественный призыв нашего Господа: «Вспоминайте жену Лотову» (Лук.17:32). Если бы Лот тотчас послушал ангелов и в этом проявил большую твердость, то это привело бы к спасению его жены. Ангелы вывели ее из города, но они не могли вопреки ее желанию спасти ее. Она была человек далекий от религии, урожденная хананеянка, она предпочла лучше умереть, чем покинуть Содом. Ныне мы оплакиваем ее участь. Давайте же научимся на ее примере.

Соляным столпом - Трудно сказать, сколько времени этот соляной столб, образованный из ее тела, оставался видимым столпом. В некоторых местах юго-западного побережья Мертвого моря встречаются соляные глыбы, некоторые из них напоминают человеческие фигуры. Тот или другой из них путешественникам напоминает «жену Лотову», но утверждать, что один из них «точно жена Лотова», было бы ошибочно.

27. Рано утром - Горя желанием знать результаты своего ходатайства перед Богом, Авраам вернулся к северо-востоку от Хеврона, на то место, где он расстался с Господом. Как велико, должно быть, было его разочарование, когда он увидел долину, охваченную огнем, где дым поднимался к небу!

29. вспомнил Бог об Аврааме - Не имея возможности спасти города, о которых ходатайствовал Авраам, Господь все же вознаградил его искреннюю молитву, пощадив тех, которые пожелали выйти из города. Ради Авраама, как здесь сказано, семье Лота было дано спасение.

30. И вышел Лот из Сигора - В страхе Лот вскоре покинул Сигор, опасаясь, что его постигнет та же участь, что и четыре Содомских города.

36. Беременными от отца своего - Это состояние дочерей Лотовых свидетельствует о развращенном влиянии Содома. Они выросли в стране, где процветало пьянство и все виды разврата. В результате их служение притупилось, совесть умерла. Лот сумел оградить своих дочерей от нашествия садомлян (см.гл.8), но ему не удалось воспитать в их сердцах здравые принципы. Они скорее вызывают у нас сожаление, нежели осуждение, потому что сам Лот сделался участником их греха. Он был виновен, что не препятствовал тому, что вело ко греху и даже согласился пить вино, поданное ему его дочерями (Быт.9:21). Несколько лет, проведенных Лотом в Содоме, обошлось ему очень дорого: он потерял всю семью. Его потомки стали моавитяне и амаликитяне - языческие народы.

37. Моав - «От отца моего» - буквально это имя по переводу семидесяти. Моав - предок моавитян. Будучи братьями израильтян, моавитяне однако всегда оставались во вражде с ними. Первоначально они обитали между Арноном и Шаредом, к Востоку от Мертвого моря. Со дней Давида и до дней Ахава они оставались данниками своим западным соседям, но обрели независимость при царе Месе (4Цар.3:4-5), который расширил пределы своего царства к северу.

38. Бен-Амми - Имя родоначальника амонитян, вероятно означает: «сын моего народа». Этими словами его мать показывает, что его отец и мать были из одной семьи. Ее сын был в действительности ее единственным братом. Но их предки были злющими. Амонитяне сделались кочевым народом. Они обитали в восточной части района, расположенного между Яввоком и Арноном. Название их главного крепостного города «Раббат Аммон», который в настоящее время является столицей королевства Иордании.

История Лота и его семьи трагична. Позорное пятно в его жизни служит напоминанием всем покалениям. Его грех прощен, но многолетняя приверженность его к удовольствиям и наживе осталась долгое время жить в его потомках.

По материалам библейского комментария АСД

2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.

3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом 5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы позна"ем их.

6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, 7 и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; 8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

9 Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь.

10 Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; 11 а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

12 Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, 13 ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

15 Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.

16 И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

17 Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

18 Но Лот сказал им: нет, Владыка! 19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; 20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда,- он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя].

21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; 22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.

23 Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.

24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, 25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли.

26 Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.

27 И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа, 28 и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

29 И было, когда Бог истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе", и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.

31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;