Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Триумфальные арки Дрeвнего Рима. Триумфальная Арка Тита — самая древняя арка Рима

Триумфальная арка Константина - величественное строение и наиболее сохранившаяся из всех существующих ныне в Риме арок. Сооруженная меньше, чем за три года, она символизировала грандиозную победу, одержанную Константином над узурпировавшим власть в Римской империи императором Максенцием в битве у Мульвийского моста. Мировое значение битвы заключалось в том, что она привела к легализации христианства и превращению его в государственную религию.

Битва у Мульвийского моста, который до сих пор существует в Риме — сражение Константина с императором-самозванцем Максенцием, состоявшееся 28 октября 312 года. По стратегическим соображениям и будучи уверенным в своей победе, Максенций приказал разрушить Мульвиев мост, стоящий на пути продвижения армии Константина, не оставив, при этом, себе возможность для отступления. Решив биться с Константином на правом берегу Тибра, Максенций оказался перед необходимостью переправить туда свою армию, для чего велел навести недалеко от моста понтонную переправу из связанных между собой лодок.

Но увы, в этот раз судьба не улыбнулась императору-самозванцу. Битва оказалась непродолжительной - под сокрушительным натиском соперника, войска Максенция в панике бросились отступать, но за ними была только шаткая переправа, разрушенный каменный мост и широкое русло реки Тибр. Значительная часть армии, сумевшая избежать смерти от меча и копья, нашла её в водах реки, та же участь постигла и императора Максенция, который пошел ко дну реки под тяжестью своих доспехов.


Глядя на старые полотна, трудно представить, о чем мог думать император в последние секунды своей жизни, падая в воды Тибра с высоты разрушенного моста. Может, и мелькнула мысль сожаления о разрушенном мосте, который смог бы спасти как его жизнь, так и его армию, но история это умалчивает. А вот сама ситуация не оставляла места для неопределенности - Константин приказал достать из реки тело поверженного самозванца и на следующий день голову Максенция отправили в Рим. Победитель велел насадить ее на остриё копья, чтобы все видели — борьбе за власть в Риме положен полный и решительный конец. Константин стал единоличным правителем западной части Римской империи.

На протяжении веков архитектура была неотъемлемой частью политики - пришедшие к власти правители воплощали собственные амбиции и могущество в монументальных архитектурных сооружениях. А одержанная победа и императорский титул должны были материализоваться в нечто грандиозное и первым из таких сооружений стала триумфальная арка, заказчиком которой выступил Римский сенат. Её строительство началось в конце 312 году, вскоре после одержанной победы, а завершилось 25 июля 315 года.


Сегодня, глядя на эту огромную, высотой в двадцать один метр арку, трудно представить, что перед нами стоит не просто обычный памятник, а уникальный "коллаж" античного Рима. Дело в том, что элементы декора для триумфальной арки собирали с уже существовавших на то время построек античного Рима и готовыми фрагментами декорировали вновь созданное строение. Причина сего, скорей всего, кроется в узких временных рамках, которые были поставлены перед строителями, а также изобилие бесхозных скульптур и барельефов, которыми был насыщен Рим. Впрочем, есть и другая теория (на основе последних исследований), что эта арка была возведена в эпоху Флавиев (69—96 гг.) и её использовали как основу для новой конструкции. Имея изначально один вход, к арке были пристроены боковые пролеты, затем её декорировали как вновь созданными скульптурными барельефами, так и взятых с древних античных построек.

Восемь панелей времен Марка Аврелия (161—180), установленные на аттике, были взяты с арки, которую возвели в честь побед Марка Аврелия над германскими племенами и которая когда-то стояла на склоне холма Капитолия.

Барельефы с аттика арки, южная сторона, правая часть: император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка.


Барельефы с аттика арки, южная сторона, левая часть: перед императором предстаёт германский вождь и другие пленники.



Между панелями, на вершине каждой колонны, расположили фигуры плененных даков, взятые с форума Траяна и напоминающие о военном походе Траяна против них.



Над боковыми арками расположены парные медальоны, созданные во времена правления Адриана. Трудно сказать откуда они были взяты - исследования ученых показали, что они ранее не использовались для других сооружениях. Возможно, они уже украшали предшествующую арку. На медальонах изображены сцены охоты и жертвоприношений. Одной из фигур медальонов являлся император Адриан, однако на четырёх из них его голова была заменена на голову Константина, а на остальных четырех - головами его отца Констанция I-го или восточноримского соправителя Константина - Лициния.

На снимке - медальоны со сценами "Охота на дикого кабана" и "Принесение жертвы Аполлону", "Жертвоприношение Диане", "Жертвоприношение Аполлону", "Выезд на охоту", "Жертвоприношение Геркулесу".

При Константине был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается отбытием из Милана, продолжается сценами из военной кампании, далее идет въезд Константина в Рим, выступления перед народом и раздача денег. В это же время были созданы фигуры богини Победы, божеств рек и времен года, а также медальоны на коротких сторонах арки.


Восемь коринфских колонн выполнены из нумидийского желтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением римских солдат, богини Виктории и пленённых солжат.


Предполагается, что изначально это строение было увенчано квадригой, которая исчезла в результате вторжения вестготов под предводительством Алариха в 410 году или нападения Гейзериха в 455 году.

Надпись на арке гласит, что Флавий Константин Максим победил тирана и всех его сторонников "по божественному вдохновению и величии духа", однако под этими словами можно различить более ранний текст: " по мановению Юпитера Оптима Максима". Вероятно, изменение внесли, когда император впервые увидел надпись (которую составили без его ведома), то есть во время его возвращения в Рим в 315 году, когда его религиозная позиция, по-видимому, определилась чётче. Первоначальный текст показывает, что непосредственно после победы было ясно, что император - римлянин-язычник.

Каналетто (1697-1768). Вид на арку Константина


Совокупность различных элементов арки, как с точки зрения архитектурного стиля, так и с точки зрения исторических эпох, превратило арку Константина в яркий пример бесконечного римского контраста, подобно тому, как сегодня в современном Риме, бок о бок соседствуют архитектурные сооружения разных веков и стилей...

И вот такой интересный факт - перед боем с Константином на Палатинском холме императором Максенцием были спрятаны ценные для него вещи. Поскольку он погиб в битве у Мульвиева моста вместе со своими соратниками, на протяжении последующих семнадцати веков местонахождение клада оставалось неизвестным. В 2007 году, во время проведения строительных работ по прокладке тоннеля для римского метро, все эти сокровища, считавшиеся безвозвратно утерянными, были найдены. В деревянном ящике, обёрнутых шёлковой и льняной тканью - останки имперских боевых знамён - археологи обнаружили церемониальные артефакты: наконечники от флагштока, наконечники копьев и алебард, а также несколько скипетров, украшенных стеклянными сферами.



В этой статье мы решили объединить три самые знаменитые и значимые триумфальные арки Рима - Константина, Тита и Септимия Севера. Тем более что расположены они в пешей доступности друг от друга и осмотреть их можно в один заход.

Триумфальными арками считается архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки ранее устанавливались при входе в города, в конце улиц, на мостах, широких дорогах, в честь победителей или в память о важных событиях.

Ранее триумфальные арки возводились временные, они чаще всего были сооружены из дерева, и постоянные, такие арки должны были служить долго, поэтому сооружались из камня, кирпича или бетона. Именно постоянные римские арки и сохранились до наших дней, о них то и пойдет речь в данной статье. Все триумфальные арки могли иметь один, три или пять пролетов, были перекрыты полуцилиндрическими сводами, завершающимися антаблементом и аттиком. Украшались статуями, барельефами, горельефами или памятными надписями, или и тем и другим вместе взятым.

Начнем по порядку и рассмотрим каждую арку подробно и в отдельности

Триумфальная арка Константина в Риме

Триумфальная арка Константина расположена в Риме, возле самых знаменитых и значимых достопримечательностей Рима - и Римского форума, по адресу: Via di San Gregorio 184, 00186 Roma, Italia. Как и амфитеатр, арка Константина считается самой яркой аркой Италии и входит в группу основных памятников архитектуры и достопримечательностей Рима.

Арка расположена под открытым небом и посмотреть на неё можно совершенно бесплатно в любое время суток.

Триумфальная арка Константина (латинское название Arcus Constantini, итальянское - Arco di Costantino) представляет собой трехпролетную каменную арка, то есть имеет три прохода - самый большой центральный, расположен по центру монумента, и два меньших размеров по бокам.

Триумфальная арка Константина плюс ко всему имеет и довольно внушительные размеры, в высоту она достигает двадцати одного метра, в ширину более двадцати пять метров, а глубину более семи метров. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик же кирпичный и облицован мрамором.

Также арка Константина является самой посещаемой и позднейшей, то есть последней из всех сохранившихся римских триумфальных арок.

Арка была воздвигнута в 315 году нашей эры. Является единственной в Риме, построенной в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне, что делает её историческую ценность ещё более значимой. Посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.

В архитектуре арки используются элементы декора, снятые с более древних монументов - сполии. Сполии, в переводе с латинского означает «трофеи», в применении к аркам это элементы декора, в основном колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений, как правило, языческих храмов и использовались при строительстве новых зданий как правило, храмов христианских.

Так и в случае с аркой Константина, множество её украшений до возведения использовалось на других ранее разрушенных постройках. Например, на аттике находятся восемь мраморных статуй с форума Траяна. Меньшие пролеты украшены медальонами, изображающих сцены охоты времен Адриана, это ещё второй век.

Именно арка Константина позже стала основным примером для многих подобных сооружений, возводимых в более поздние периоды. Так в Риме появились и другие подобные трехпролетные каменные арки.

Триумфальная арка Тита в Риме

Триумфальная арка Тита (Arco di Tito) является самой древней триумфальной аркой Рима. Поэтому помимо архитектурного, носит ещё и ярко выраженное историческое значение.

Эта арка в отличие от арки Константина, арка Тита однопролетная и имеет более скромные размеры. Имеет высоту более 15 метров и ширину более 13 метров.

Расположена арка недалеко от первой, в восточной части Римского форума, на древней Священной дороге Via Sacr.

Возведена по приказу императора Домициана в 81 году нашей эры, в честь римского императора Тита, вскоре после смерти последнего, в память о взятии Иерусалима в 70 году.

Монумент выстроен из белого пентельского мрамора, добытого в Аттике. Арка декорирована полуколоннами, в углах возле пролета высечены четыре крылатых богини победы - Виктории. Внутри пролета расположены два барельефа, изображающие шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме, там же изображен сам император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге когда-то была расположена и на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась.

Именно арка Тита послужила моделью для создания многих других триумфальных арок Нового времени.

Кстати, для строительства этой арки в Рим были специально привезены более 50 тысяч пленных евреев. Строительство арки положило начало еврейской диаспоры в Европе.

Ходят слухи, что в аттике этой триумфальной римской арки был захоронен прах самого Тита. Подобных почестей были удостоены лишь три правителя за всю историю Римской империи - Цезарь, чье погребение было в Римском Форуме, Траян - в цоколе именной колонны и Тит. Таким образом, арка Тита является не только прародительницей более поздних триумфальных конструкций Рима, но еще и мемориалом, по типу московского мавзолея или в Испании.

Триумфальная арка Септимия Севера в Риме

Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo) как и арка Константина является трехпролетной аркой, достаточно хорошо сохранившейся до наших времен.

Арка Септимия расположена, как и арка Тита, на древней Священной дороге Via Sacra, в северной части Римского Форума между Курией и Рострой.

Построен монумент в 205 году нашей эры в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных эпизодах 195-203 годов.

Выполнена арка из кирпича и травертина (известковый туф). Поверхность облицована мраморными плитами. Имеет высоту более 20 метров, ширину чуть более 23 метров и глубину чуть более 11 метров.

С обеих сторон арка украшена надписями, прославляющими римского императора Севера и его род. Во внутреннем пространстве арки, между пролетами, изображены богини победы Виктории и эпизоды из сражений. Кроме того по обе стороны монумент декорирован парными колоннами с элементами различных ордеров. Ранее монумент также украшали скульптуры Севера с сыновьями, но до наших дней они не сохранились.

Последние изменения: Декабрь 20, 2018

Древнее сооружение, установленное возле Колизея, является одним из наиболее узнаваемых монументов Вечного города. Сохранившаяся до наших дней Арка Константина – один из самых величественных памятников Древнего Рима, располагавшийся на Улице Триумфов (Via dei Trionfi), которая в античные времена предназначалась для торжественных шествий, проводимых во славу императора.

Арка была возведена в честь императора Константина, ставшего для римского народа «освободителем и посланником мира» в качестве благодарности за его заслуги. Согласно заключениям историков, Константин Великий действительно был одним из лучших правителей Рима и полководцем, способным защитить империю.

История древнего памятника

Триумфальная арка была возведена по решению Сената в память о победе Константина над императором Максенцием в битве, произошедшей 28 октября 312г.н.э. у моста Мильвио. Официальное открытие памятника состоялось в 315 году. Проведенные исследования показали, что сооружение построили еще в первой половиной II века, во времена правления императора Адриана (117-138гг) и оно, по всей вероятности, изначально предназначалось совсем иному историческому персонажу, имя которого затерялось в анналах истории. В начале IVв. арку вновь отремонтировали, украсили новыми барельефами и использовали как основание для нового монумента славы.

Это интересно!

Арка Константина – единственный памятник в Риме, увековечивший победу не над внешним врагом, а в гражданском междоусобном конфликте двух императоров.
В 306г.н.э. очередным императором был провозглашен Марк Аврелий Максенций(278-312), пришедший к власти путем интриг. Неправедный тиран, погрязший в распутстве, обложил население непосильно высокими налогами, тратя собранные средства на пышные многочисленные празднества. В 312г. со своим войском против тирана выступил император Константин I и, разгромив в нескольких битвах основные силы Максенция, подошел к Риму. Противоборствующие стороны встретились у Понте Мильвио и после непродолжительной схватки войска Максенция обратились в паническое бегство. Узкий мост, не выдержав огромной массы скопившихся людей, в одночасье рухнул, погребя под своими обломками сотни тел и самого Максенция. Константин, торжественно вступив в Рим 28 октября, нес перед собой окровавленную голову тирана. Монументальную арку Константина воздвигли в Вечном городе в ознаменование именно этой победы.


В своем декоративном оформлении триумфальное строение имеет элементы разных исторических периодов. Они отличаются не только возрастом, но и качеством проработки деталей. Например достоверно известно, что на уже существовавшие ранее мраморные блоки старой кирпичной арки добавлялись барельефы и декор, прославлявшие эпоху Траяна (98-117гг.). Кроме этого, несколько позже появились изображения императоров Адриана и Коммода.
Капитальная реставрация арки Константина проводилась несколько раз: в XII, в XV-XVIвв., а также в 1733г. Тогда к строению были добавлены найденные недостающие фрагменты.

Описание Арки Константина

Триумфальная арка состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный является более высоким и широким по отношению к боковым. Ее архитектоника аналогична Триумфальной арке Септимия Севера, находящейся на . Обе фасадные части, внешние и внутренние стены сооружения украшены барельефами, которые представляют две сотни лет истории империи, запечатленные в мраморе. Для строительства арки был использован мрамор различного происхождения и качества, а некоторые блоки были заимствованы из более древних сооружений, как и ее некоторые декоративные элементы.

В центральной верхней части с обеих сторон арки высечена надпись на латыни, с одним и тем же текстом: «Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку триумфов Императору Цезарю Флавию Константину Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный божеством и величием своего духа вместе со своим войском расправился в одночасье с государственной тиранией верным оружием».

Сюжеты тондо фасада с северной стороны арки

  • Охота на кабана
  • Жертвоприношение Геркулесу
  • Жертвоприношение Аполлону
  • Охота на льва

Барельефы Марка Аврелия на Арке Константина

В аттике и на фасадах строения установлено восемь барельефов, относящихся к эпохе правления Марка Аврелия. Их расположение – попарно по обеим сторонам от надписи. Прямоугольные мраморные плиты, высотой около трех метров, содержат сцены битв Марка Аврелия, состоявшихся во второй половине II века против германских народов – Квадов и Маркоманнов.

Барельефы южного фасада арки

  • Rex datus – представление побежденного правителя Марку Аврелию;
  • Captivi – пленники императора;
  • Adlocutio – император со своим войском;
  • Lustratio — жертвоприношение на поле боя.



Два из них расположены в аттике на боковых сторонах арки, два других – на внутренней поверхности центрального пролета. Согласно заключениям исследователей, четыре мраморные плиты, использованные для декоративного оформления Арки Константина, являются лишь частью одного большого барельефа. Некоторые фрагменты античного Траянского барельефа сегодня хранятся в Лувре, Антиквариуме Римского Форума, а также в . Увидеть все четыре плиты, объединенные вместе, можно в Музее Римской Цивилизации, где представлены их копии.


Если сопоставить данные изображения с рельефами, выполненными на , становится очевидным тот факт, что все они были выполнены одним мастером или в одной мастерской.

Триумфальные арки и колонны. Наиболее распространенными были триумфальные арки, возводившиеся уже в республиканский период, но ставшие особенно популярными в императорскую эпоху. К IV в. н.э. в Италии и провинциях насчитывалось более 350 арок. Аркам придавалось самое различное значение - политическое, мемориальное, религиозное, триумфальное. Они возводились в честь императоров, государственных деятелей или даже частных лиц; в городах и в пограничных областях - в знак подчинения их Риму, а также по случаю постройки или реконструкции дороги или моста, у входа на форум или стадион, в цирк, в порт и т.д. Римская арка служила для прохода и проезда, а также как пьедестал для статуи, скульптурной группы или квадриги. В немногих сохранившихся памятниках эти венчающие части утрачены много столетий назад, поэтому наше представление о римских арках неполно. Арка состояла из двух или более пилонов, перекрытых одним или несколькими сводами, и завершалась аттиком, в поле которого помещалась посвятительная надпись. Римская арка сформировалась к середине I в. до н.э. На ее сложение оказали влияние городские ворота и арки эллинизма.

Самые ранние арки были деревянными. Из источников известно о существовании однопролетных триумфальных арок с позолоченными бронзовыми статуями, которые в начале II в. до н.э. были поставлены на Римском и Бычьем рынке столицы по случаю победоносного окончания похода в Испанию. Подобная арка в 133 г. до н.э. была воздвигнута в Риме в честь трибуна Тиберия Гракха, погибшего в борьбе за права народа. В ранних сооружениях наряду со сводчатыми еще встречались и плоские покрытия. В арке Августа на Римском форуме (29 г. до н.э.) центральный сводчатый пролет был фланкирован боковыми пролетами прямоугольных очертаний (рис. 135).

Среди дошедших до нас арок одна из наиболее древних - арка в Аримине (совр. Римини), 27 г. до н.э., построенная в ознаменование реконструкции важной в военном отношении Фламиниевой дороги (рис. 136). При въезде в Рим ей соответствовала арка на мосту Мульвия, через который дорога входила в столицу. Благодаря относительно малой глубине свода арка в Аримине, заключенная между двумя крепостными башнями, по своим пропорциям напоминала архитектурно оформленный проем в стене и была еще очень близка по типу к городским воротам, из которых она перестроена. Пролет арки (размером 9 м) обрамлен портиком из коринфских полуколонн с раскрепованными частями антаблемента над ними и низким фронтоном между ними. Западающий относительно полуколонн архитрав прикрывает продолженные клинья арки и включает в себя скульптурное украшение замкового камня, которому соответствуют рельефные медальоны в углах тимпана над профилированным архивольтом. Невысокий аттик с надписью, видимо, возвышался над средней частью, как и фронтон, акцентируя только арочный пролет. Таким образом, конструкция и декор арки в Римини мало согласованы друг с другом и в целом производили впечатление прорезанной проемом стены, на которую была наложена архитектурная декорация.

Арка Августа в Аосте (древней Августе Претории), построенная в 25 г. до н. э. в честь основания императором нового города-колонии, уже выделилась из линии городских стен и представляла собой изолированный объем с углами, подчеркнутыми колоннами, и одним глубоким сводчатым проходом шириной 8,86 м (рис. 137). Внутренняя часть арки была украшена росписями. В отличие от предыдущей эта арка мыслилась уже не как проем в стене, а как монументальный проход, образованный пилонами и сводом, т.е. тектоника стены заменена здесь тектоникой, проистекающей из особенностей нового вида сооружения. Ордер также приобрел другой смысл. Зрительно выделив из общей массы сооружения, несущие пилоны, которые одновременно ограничивали пролет и поддерживали верхние части постройки, ордер тем самым выявил обе функции арки - парадного проезда и пьедестала скульптурной группы. Это было важным достижением, определившим в дальнейшем основные черты монументальных римских арок.

В то же время некоторые архитектурные членения здесь еще разномасштабны и плохо согласованы друг с другом: пилястры архивольта чрезмерно малы по сравнению с коринфскими полуколоннами, а протяженность средней части дорического антаблемента, выступающего над архивольтом арки, подчеркивает слабость частей антаблемента над угловыми полуколоннами. Пропорции арки в Августе Претории несколько тяжелы, вследствие чего она сохраняет сходство с городскими воротами.

Уже к концу I в. до н.э. триумфальные арки приобрели стройность пропорций. Этим особенно отличается арка Августа в Сегузионе (совр. Сузе, Лигурия, 7 г. до н.э.), возведенная жителями города в память о проведении им дороги через Альпы (рис. 138). Эта арка окончательно приняла вид самостоятельного сооружения, уже ничем не напоминая ворота в крепостной стене. Объем ее более развит - глубина пролета равна его ширине. Трехмерность арки подчеркнута трехчетвертными колоннами по ее углам и сильной горизонталью лишенного раскреповок антаблемента, обходящего сооружение поверху. Гладь пилонов и плоское обрамление пролета, в котором архивольт плавно переходит в пилястры без импостов, прерываемый лишь их капителями, придают сооружению редкую целостность. Архитектурные средства применены здесь крайне лаконично, декор сведен к рельефной ленте фриза. От других арок I в. до н.э. арка в Сегузионе отличается ясностью форм и гармонией целого.

Дальнейшее развитие римской арки позволяет проследить арка Сергиев в Поле (рис. 139). Она была поставлена, видимо, в 1-й трети I в. частным лицом - знатной горожанкой Сальвией Постумой - в честь трех ее погибших братьев и носила ярко выраженный мемориальный характер. Стройность и тектоничность арки в Сегузионе здесь сохранены, но композиция усложнена введением двух коринфских полуколонн на фасаде. Вместе с угловыми они составили пары тесно сдвинутых полуколонн по сторонам пролета. Постановка пар полуколонн на отдельные цоколи повлекла за собой раскреповку соответствующих им частей антаблемента и аттика. В центре аттик тоже раскрепован, образуя так же, как и в боковых его частях, пьедесталы для ныне утраченных статуй трех Сергиев. Таким образом, фасады арки получили динамичное решение, образовав два пространственных плана, оживленных игрой светотени. Второй план украшен впервые появившимися на арке фигурами летящих гениев в углах тимпана и надписями в западающих плоскостях аттика. Поверхности пилястр и свода покрыты тонким плетением растительного орнамента, мелкий узор которого живописно оттеняет крупные архитектурные формы. Все членения арки хорошо согласованы друг с другом, образуя единый архитектурный организм.

140. Рим. Арка Тита, 81 г. н.э. Ордер, общий вид

Классической завершенности этот тип сооружений достиг к концу I в. в триумфальной арке Тита , посвященной победе в Иудейской войне 70 г. Воздвигнутая в 81 г. в самой высокой точке Священной дороги и хорошо обозримая, арка монументально оформила торжественное вступление триумфальных процессий на Римский форум и далее к Капитолийскому храму (рис. 140, 141). Ее фасады повторили в общих чертах композицию арки в Августе Претории, раскреповки антаблемента над пролетом и над угловыми колоннами. Но те элементы, которые там диссонировали друг с другом, в арке Тита гармоничны, благодаря удачным пропорциям. В этом отношении здесь преодолены крайности более ранних арок - слишком приземистой арки в Августе Претории и подчеркнуто стройной арки в Поле. Близкие к квадрату пропорции придавали арке Тита спокойную устойчивость. Это впечатление усилено четко воспринимаемым расчленением фасадов на три взаимно уравновешенные горизонтальные (цоколь, средняя часть и аттик) и вертикальные (пролет и пилоны с соответствующими им частями антаблемента и аттика) зоны. В то же время легкое преобладание вертикальных членений выражает упругость несущих усилий арки - пьедестала под квадригой императора.

Столь же гармонично, и соотношение гладких поверхностей и декора. В арке Тита композиционный и смысловой центры сооружения совпадают. Скульптурный декор, раскрывающий назначение арки, сосредоточен в ее проезде и в центральном поле фасада, где он оттенен гладкими плоскостями пилонов и боковых делений аттика. Ширина арочного пролета акцентирована узкими глухими окнами по его сторонам (за одним из них внутри пилона находится лестница, ведущая на аттик). Не одна триумфальная процессия проследовала через арку Тита. На расстоянии, которое скрадывало детали, арка представала в величавой цельности своего внешне простого объема, возносившего статую императора на колеснице. При приближении становились различимыми слова посвятительной надписи на аттике, а затем и фриз со сценами жертвоприношения богам в благодарность за победу. Пролет арки окаймлял сильно профилированный архивольт с резной волютой на замковом камне, украшенной фигурой Фортуны. Летящие Виктории в тимпанах осеняли знаменами вступающих под арку победителей. Внутри проезда, на рельефе правого пилона, параллельно идущим двигалась колесница триумфатора Тита, окруженная ликторами и направляемая богиней Ромой. На левом рельефе римские воины вели пленных и несли трофеи, взятые из Иерусалимского храма, - алтарь с трубами и священный семисвечник. Все рельефы выполнены с большим мастерством и отличались сочностью форм и тонкостью их обработки.

Арка носила и мемориальный характер: в середине ее кессонированного свода было изображение гения обожествленного императора, возносимого орлом Юпитера на небо. Внутри аттика, как полагают, находилась урна с прахом Тита, к которой и вела лестница в пилоне.

Арка Тита классична по достигнутому в ней органическому единству функций, архитектуры и декора, по безукоризненному чувству меры, которое проявилось и в композиции фасадов и рельефов, и в лаконизме архитектурных и декоративных средств. В арке Тита впервые применен композитный ордер.

Преемник Тита Домициан построил много арок, но все они были разрушены после его смерти. Арки начала II в. н.э. следуют типу, установленному аркой Тита. В правление Траяна в Анконе были реконструированы маяк и мол, опиравшийся на обращенные к морю аркады. При окончании работ в 115 г. порт украсила арка в честь Траяна и его семьи (рис. 142). Благородной простотой своего облика она близка к арке Тита, но пропорции её сильно удлинены: отношение ширины пролета к его высоте равно 3,25x8,2 м. Высота арки обусловлена сопоставлением ее с длинным молом, на котором низкое сооружение могло бы затеряться. Впечатление вытянутости усиливали резко обозначенные вертикали ордера, продолженные раскреповками не только аттика, но и цоколя. Раскрепованные части аттика служили пьедесталами для статуй, венчавших арку. Скромность декора - профилированные филенки и бронзовые гирлянды - отвечала деловому характеру портовых построек. Арка Траяна придала порту архитектурную законченность.

Другой архитектурный образ у арки Траяна в Беневенте (114-115 гг.), возведенной в честь постройки дороги Рим-Бриндизи (рис. 143). Ее фасады, целиком покрытые мраморными горельефами, воскрешали изобилие скульптурного декора эпохи Флавиев. На стороне арки, обращенной к городу, рельефы повествуют о созидательной деятельности императора, а на внешней стороне - о его завоеваниях. По сравнению с аркой Тита здесь нарушено равновесие между архитектурой и декором в пользу последнего, что привело к выразительности иного рода. Пилоны, в арке Тита гладкие, здесь разбиты и по горизонтали - скульптурными полосами двух разных масштабов, и в глубину - между сильно выступающими передними фигурами идет второй ряд фигур, а за ними - плоскость стены. Многоплановость фасадной поверхности выявлена светотенью, очерчивающей фигуры на рельефах. Густые тени от карнизов контрастировали с освещенными полуколоннами и выступами аттика, сообщая арке живописность. Но подобное решение фасадов арки зрительно создало обманчивое впечатление конструктивной слабости сооружения. Раздробленные рельефами несущие пилоны воспринимаются как заполнение между ордерными членениями, образующими хрупкий каркас, который наверху отягощен тяжелыми выступами карниза и аттика. Отсутствие чувства меры в употреблении декора проявилось и в более поздних арках.

К III в. развилась усложненная форма арки. Вместо однопролетных стали сооружаться трехпролетные арки, в которых центральный проем обычно превышал боковые. Колонны, прежде примыкавшие к фасаду, отделились от арки и стали помещаться перед пилонами на отдельных постаментах. Соответственно усилилась раскреповка венчающих частей ордера. Самой ранней аркой с тремя пролетами в Италии была несохранившаяся арка Августа на Римском форуме. В разработке типа трехпролетной арки немалую роль сыграли зодчие провинций - Галлии и Северной Африки.

Древнейшая сохранившаяся трехпролетная арка сооружена в начале империи в Араузио (рис. 144). Она имеет сходство с однопролетными арками того же времени: в оформлении главного фасада применен фронтон, как в арках Аримина и Вероны. На самое начало развития типа трехпролетной арки указывает и то, что в ней зодчие еще не следуют правилу, обязательному для более поздних арок: уровень импостов среднего прохода должен лежать над замком архивольта боковых сводов. Формы еще не уравновешены, аттик чрезмерно тяжел, членения фасада слишком дробны, а декор чрезвычайно обилен (черта, характерная для галльского искусства этого времени). Высокий, разбитый на два яруса аттик арки образует три постамента для скульптурных групп. Необычна трактовка антаблемента боковых фасадов арки. Раскрепованный над средними полуколоннами антаблемент изогнут в виде арки - прием, очень употребительный в восточно-римской архитектуре.

В пределах Италии сохранились только трехпролетные арки последних двух столетий империи.

В 203 г. в Риме у подножия Капитолия была воздвигнута мраморная триумфальная арка Септимия Севера , посвященная победам императора в Месопотамии. Ее большая высота - 23 м отчасти определялась постановкой в пониженной части форума. Арку увенчивали: в центре - фигуры Севера и его сыновей Геты и Каракаллы на колеснице с шестеркой коней, а по углам - четыре конные группы. Особенность арки составили внутренние проемы в средних пилонах. Композиция фасада не совсем удачна. В сопоставлении с плоским аттиком, заполненным рельефами, фасад кажется перегруженным. Особенно нетектонично решено его среднее звено. На облицованных барельефами пьедесталах колонны композитного ордера выглядят лишенными опоры, а наверху они не находят завершения, так как целиком занятый надписью аттик не раскрепован в центре. Рельефы арок - низкого качества, со слишком мелкими фигурами.


Почти все эти недостатки были преодолены в арке Константина , построенной в 315 г. между Колизеем и Палатином (рис. 145-147). Эта триумфальная арка в честь победы Константина над Максенцием достигала в высоту 20,35 м и была скомпонована из готовых фрагментов, снятых с сооружений конца I - начала II вв.г что очень характерно для строительства поздней империи. Рельефы среднего пролета, медальоны со сценами охоты и жертвоприношения и восемь статуй варваров на аттике перенесены с арки Траяна у Капенских ворот. Лишь низкие по качеству фризы над малыми пролетами, рельефы цоколей и медальоны коротких боковых фасадов арки одновременны сооружению. Несмотря на «сборность» и некоторую непропорциональность отдельных деталей, арка Константина обладает большими архитектурными достоинствами. Она ясно организована: коринфские колонны, продолженные раскреповками венчающих частей арки и статуями, делят весь фасад на три неравные звена. Принцип симметрии последовательно проведен в композиции арки в целом и в отдельных ее частях: боковые звенья симметричны среднему, а детали расположены симметрично главной оси каждого звена, которая выделена замковым камнем арки и вертикалью аттика. Столь четкое распределение отдельных элементов придает целому спокойную уравновешенность. Проходящие поверх горизонтальных членений арки сильные вертикали колонн и раскреповок объединяют все части фасада в один целостный объем, органичность которого особенно очевидна при сравнении с аркой Септимия Севера. В то же время выступы этих вертикалей, ритмически чередуясь с углублениями фасада, делают объем арки пластичным. Желтый мрамор ордера в сочетании с порфировым фоном облицовки оживил сооружение, придав ему не свойственную большинству арок мажорность цвета.

Для акцентирования центральной части сооружения применен противоположный по сравнению с аркой Тита прием. Скульптурный декор сосредоточен не в центре, а по краям фасада, поэтому широкое ровное поле среднего деления аттика с посвятительной надписью выделяется по контрасту с боковыми его частями, которые измельчены рельефными вставками. Высокое качество большинства рельефов со сценами битв и триумфа созвучно мастерству композиции, что делает арку Константина лучшей из арок поздней империи.

Кроме одно- и трехпролетных арок, а также более редких двухпролетных, ставившихся иногда в виде пропилей у входа в цирк, на мост и т.п., существовал еще интересный тип четырехстолпных арок - тетрапилов. Тетрапилы обычно воздвигались на перекрестке улиц и были равнофасадны.


Арка на Бычьем рынке , построенная в IV в. н.э. и известная под ошибочным на-званием арки Януса, - одна из немногих сохранившихся (рис. 148). Четыре массивных, частично пустотелых пилона с помещениями внутри были перекрыты крестовым сводом, облегченным амфорами, и увенчивались пирамидой. Внешний вид арки был необычен из-за отсутствия раскреповок и колонн. Одинаковая обработка равных по величине фасадов и аттика рядами декоративных ниш подчеркнула кубическую форму сооружения и его центричность. Обработанные в виде раковин полукруглые завершения ниш были обведены профилированными архивольтами и обрамлены тонкими колонками. Три яруса колонок образовали прозрачную сетку, наложенную на фасады. Изящные формы колонок, сопоставленные с нарядными нишами, контрасты света и тени, солнечные блики на белой мраморной поверхности фасадов делали объем арки легким и изысканным.

Арки сохранились во многих провинциальных городах империи, особенно в Африке. Провинциальные архитекторы, возводившие арки, по-своему истолковывали римские принципы. Это хорошо показывает арка Адриана в Афинах, поставленная в 120 г. н.э. на границе старого и нового города (рис. 149) и оформлявшая вход в Олимпейон. Являясь одновременно мемориальной аркой и воротами, включенными в ограду, она сильно отличается по своему облику от большинства римских арок. Вместо массивного аттика ее увенчивает легкая колоннада с двусторонней эдикулой в центре. Несколько большая ширина нижней части создает впечатление устойчивости конструкции, не лишая ее легкости и стройности. В то же время чрезмерная ширина прохода (6,1 м) и то обстоятельство, что архивольт врезается в архитрав, показывают, что греческим архитекторам было трудно проникнуть в логику римских конструктивных решений. Арка Адриана показывает греческую переработку римской архитектурной темы; она очень удачно вписывается в окружающий городской пейзаж, которому не соответствовала бы рядовая римская арка, слишком тяжелая для архитектуры Афин.

Очень распространенным в провинциях был тип трехпролетной триумфальной арки. Такими были арки II в. - в Пальмире на повороте дороги (Сирия, рис. 150), Антиное (Египет), Тимгаде и Сбейтле (Северная Африка). Особенно интересна трехпролетная арка в Тимгаде (рис. 151), обычно называемая аркой Траяна, хотя она построена несколько позднее. Здесь отчетливо видно, как изменилось оформление углов трехпролетных арок. В самых ранних арках (в Араузио) угол оформлен трехчетвертной колонной, в Тимгаде ее заменила пилястра, а в более поздних (арки Септимия Севера и Константина в Риме) оформление угла отсутствует. Четыре коринфские колонны на фасаде арки уже не связаны непосредственно с пилоном. Раскреповка антаблемента арки в Тимгаде и два сегментовидных фронтона, соединяющих колонны попарно, создавали впечатление, что они обрамляют в большей степени боковые проходы, чем центральный. Ниши со статуями над малыми проходами были обрамлены колонками, опиравшимися на консоли. Своеобразие арки в Тимгаде заключается в акцентировании боковых частей фасада. Их пластическая разработка представляет контраст плоскостной, заглубленной центральной части арки.

Кроме арок триумфальными сооружениями служили также колонны, лучшим образцом которых была триумфальная колонна Траяна на его форуме и повторившая ее позже колонна Марка Аврелия в Риме (рис. 152).

Трофеи . Эти монументальные памятники воздвигались римлянами в знак победы в завоеванных странах или на их границах, прославляя победоносное римское оружие и напоминая покоренным народам о могуществе завоевателей. По архитектурной композиции они чрезвычайно близки к мавзолеям тумулусного типа. Одни из трофеев имели большое сходство с высотными мавзолеями. Таков трофей Августа в Турби, воздвигнутый в 7-6 гг. до н.э. императором после его завоевания Альп. Это было стройное здание башенного типа: на низком цоколе располагался объем квадратного сечения со стороной 32,5 м, на который опирался цилиндр диаметром 21 м, прорезанный нишами и окруженный 24 колоннами. Над конической кровлей возвышалась бронзовая статуя Августа-победителя с фигурами скованных варваров у его ног (рис. 153). Внутри был ряд лестниц для подъема на верхний ярус.

154. Адамклисси (Дакия). Трофей Траяна, 109 г. н.э. Детали рельефного фриза; реконструкция

Другие по своему образу ближе к классическим мавзолеям I-II вв. н.э. К этой категории принадлежал трофей Траяна в Адамклисси, построенный в 109 г. н.э. после победы над даками, жившими по Дунаю, на территории современной Румынии (рис. 154). Могучее кольцо его стен (диаметром 27 м) окружал пояс метоп укрупненного масштаба. По гипотезе Ф. Бобу-Флореску (F. Bobu-Florescu. Monumentul de la Adamclissi Tropaeum, Bucuresti, 1961) он проходил в средней полосе стены. Его рельефы в шести батальных сценах, составленных из девяти метоп каждая, красноречиво раскрывали жестокую историю порабощения Дакии римлянами. Выложенная каменной черепицей крыша имела чешуйчатую поверхность. Ее плавное восхождение (под углом в 45°) подводило взор к двухъярусному шестигранному постаменту, на котором у подножия грозного трофея в мучительных позах застыли скульптурные фигуры пленных даков. Монумент в Адамклисси, посвященный Марсу Мстителю, достигал 32 м в высоту и был хорошо виден издалека. Его окружали широкие ступени, приглашавшие зрителей - в большинстве своем покоренных, но не смирившихся даков - рассмотреть на близком расстоянии рельефы фриза, которые показывали неумолимую силу захватчиков. Трофей, в Адамклисси, в полном смысле слова являвшийся памятником монументальной пропаганды, был поставлен для лучшего обозрения на открытом месте.

Рим считается колыбелью западной цивилизации. Город насыщен уникальными памятниками и строениями, характеризующие культуру и историю античной Римской империи. Сложный государственный переход от республики к империи, внутренние противостояния олигархических общин, бесконечные военные кампании, - все эти отзывы прошлого отражены в архитектурных шедеврах. Монументальные сооружения являются неотъемлемым продолжением политики Древнего Рима. Триумфальные арки строили в честь заслуг императоров. Барельефы и колонны строений олицетворяли победы и военную мощь державы.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 31 мая tours.guruturizma.ru предлагает промокоды на туры в экзотические страны - Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

В III веке Римская империя была истерзана нашествиями древнегерманских племён. Не добавляло стабильности в этом противостоянии внутренняя политическая смута, сложившаяся на то время. Государство состояло из нескольких провинций, в которых правили наместники со своим войском. Каждый из них норовил стать императором. В такой сложной обстановке появился лидер, сумевший сплотить страну. Это был Константин, впоследствии ставший Великим.

Константин получил превосходное военное образование. Его отец Констанций Хлор возглавлял Западную Римскую империю. Перед юношей открывались перспективы в достижении высокой цели. Молодой полководец успешно сражался против варваров на берегах Рейна. Константин зарекомендовал себя, как отважный и одарённый стратег, что способствовало приобретению авторитета среди военных. После смерти отца, армия провозгласила Константина претендентом на имперский трон. Для обретения полной власти необходимо было одержать победу над внутренним врагом.

В 306 году Римом правил узурпатор Максенций, являющийся воинствующим язычником. Любое своё решение он принимал, руководствуясь гаданиями жрецов на овечьих внутренностях. Константин, заручившись поддержкой других соправителей провинций Рима, объявляет тирана Максенция вне закона и готовит военный поход на столицу. Полководец со своей армией подходит к реке Тибр, которая считалась единственной преградой на дороге в Рим.

Там его встречает Максенций с войском, в разы превосходящее по численности армию Константина. В 312 году на берегу реки началась ожесточенная битва, в ходе которой Максенций был разбит. При постыдном бегстве узурпатор утонул в водах Тибра. Константин становится единоличным властителем Западной Римской империи.

В 315 году по решению Римского сената устанавливают триумфальную арку, символизирующую победу Константина над тираном. Архитектурное сооружение было построено и украшено фрагментами, снятыми с других античных памятников города. В этом был заключён особый политический замысел Константина. Идея собрания разновременных элементов декора в единый ансамбль заключалась в консолидации общества после гражданской войны. Были взяты барельефы и панно, изображающие события и подвиги предыдущих правителей Рима.

Стоит выделить один важный аспект, связанный с духовными ценностями императора Константина. На триумфальной арке отсутствуют символы христианства. Напротив, барельефы арки описывают сцены проведения языческих обрядов жертвоприношений. Имеются доказательства того, что во время кульминационной битвы против Максенция на щитах солдат армии Константина были изображены монограммы креста Иисуса.

Будущий император верил, что с христианским знаменем ему будет сопутствовать удача. Во время возведения арки Константин повёл себя как осторожный дипломат. Чтобы не допустить раскол в обществе, он решил объединить его позднее единым религиозным течением - христианством.

Описание

Триумфальная арка имеет три пролёта. Основная часть монумента воздвигнута из мраморных блоков. Высота сооружение составляет более 20 метров, а ширина - 25 метров. Архитектурное строение обрамляют восемь мраморных колонн, по четыре с каждой стороны. Также здесь установлены скульптурные композиции. Основания пилястр декорированы изображениями римских солдат, пленных варваров и богини победы Виктории.

Второй ярус арки представлен восемью крупными тондо, обрамлёнными красным камнем (порфиром). Изображения представляют разные эпизоды из жизни императора Адриана. Каждый медальон в отдельности — это сцены охоты и жертвоприношения богам. Рельефные композиции отображают выезд императора на охоту со своей свитой. Один из его сподвижников держит лошадь под уздцы, другой ведёт на поводке собаку. Участники облавы сражаются с медведем, кабаном и львом.

На других медальонах можно увидеть охотников, приносящих дары лесному богу Сильвану, а также Аполлону, Геркулесу и Диане. Тондо не имеют отношений к военным победам, однако их размещение на арке символизирует успехи императора во всех сферах его деятельности.

Вдоль всей средней части арки виден скульптурный фриз, характеризующий военные подвиги Константина. Данная композиция выполнена довольно примитивно в отличие от других барельефов. Отсутствуют чёткость и пропорциональность линий скульптур. В этих сценах больше идейности, чем художественной точности. Полководец со своим войском выступает в поход, осаждает города, победно сражается с Максенцием и затем входит в Рим. С другой стороны арки изображён император, раздающий деньги народу.

Оформление аттика

Верхний уровень арки считается истинным шедевром древнеримского искусства. Привлекают внимание отдельно стоящие статуи наверху колонн. Это фигуры врагов, покорённые императором Траяном. Скульптуры облачены в длинные штаны, плащи и остроконечные шапки, что свидетельствует об образах варваров. Ведь римляне носили исключительно тоги. Представители древних племён показаны в побеждённых позах: головы опущены, руки сложены вместе. Между статуями установлены барельефы, отражающие атаку римской конницы и натиск легиона на варваров.

Аттик северной части арки представлен несколькими сценами, описывающими политическую обстановку в Римском государстве при императоре Аврелии. Скульптуры изображают военные действия против сарматов в 169 году. Фигуры исполнены со скрупулёзной точностью мелких деталей. Император облачён в разных одеяниях: короткой тунике, мантии либо в походном плаще. Солдаты изображены в доспехах, шлемах со щитами и оружием. Барельеф описывают сцену обращения правителя к армии с вдохновляющей речью.

Впечатляет композиция, повествующая о допросе пленного германского вождя. Рядом расположены информативные скульптуры, демонстрирующие триумфальное возвращение Марка Аврелия в Рим после военного похода, раздачу им денег народу и проведение обряда очищения путём жертвоприношения. Центральная часть аттика украшена надписью, которая выражает благодарность Константину за освобождение Рима от тирании и гнёта.