Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Как проверяли беременность в древние времена. Старые способы определить беременность

"Смерть граничит с нашим рождением и наша колыбель стоит в могиле".
Джозеф Холл / Joseph Hall, епископ Эксетера (1564-1656)

В 19-м веке все знали о большой смертности рожениц. И сегодня любая будущая мать волнуется в ожидании родов, а ведь в прошлом риск осложнений был гораздо выше. В жизни молодой женщины едва ли случалось что-то более опасное, чем роды.

Конечно, часть женских смертей во время и после родов была причиной других заболеваний, которые только усугублялись из-за этого. Но ни одна, даже самая крепкая и здоровая женщина не была застрахована от неожиданной смерти из-за рождения ребенка. Они часто умирали, оставляя новорожденного и других детей с овдовевшим мужем.

Только в последнее время из молитвенника Церкви Англии убрали службу "воцерковления женщин, которые недавно родили", которая начиналась с благодарения Богу за "безопасное избавление и сохранение от великих опасностей родов".

Беременность

В 19-м веке беременность внезапно перешла в разряд слишком щекотливых для обсуждения тем. Подобные правила хорошего тона привели к тому, что женщины стали относиться к беременности как к недугу, а викторианские книги о деторождении ставили беременность в одни ряд с "женскими болезнями". Завеса тайны, окружавшая все, что связано с деторождением, усиливала страх неосведомленной женщины 19 века, впервые оказавшейся в "интересном положении". Незнание физиологии собственного тела доставляло ей в лучшем случае неудобства, а в худшем - грозило опасностью.

Большему риску умереть в родах подвергались, конечно, женщины низшего класса. Плохое и несбалансированное питание серьезно ослабляло здоровье беременной женщины. С другой стороны, у богатых дам была другая проблема, имея изобилие питательной пищи, они также употребляли много алкоголя во время беременности, что могло плохо отразиться на здоровье их детей.

Само время родов было очень важно для аристократических семей викторианской эпохи. Многие хотели съездить в Лондон, прежде чем женщины вынуждены будут уединиться от общества на несколько недель перед самими родами, чтобы провести это время с друзьями и близкими. Цель этого путешествия, называемого "выйти в город", была социально мотивирована: необходимо было придать огласке скорое рождение нового члена высшего общества. Дом, в котором они собирались остановиться, должен был быть подготовлен специально для размещения беременной женщины и ее мужа, друзей, семьи, врача и его помощников.

Не все женщины на самом деле совершали поездку в Лондон или в другое место, поэтому многие меняли обстановку своих комнат, чтобы подготовиться к родам в течение нескольких недель уединения. "Сосредоточение" - термин, используемый для описания последних нескольких недель беременности, которые женщина проводила дома в специально подготовленной спальне.

Вплоть до 18 века, когда стали появляться первые родильные дома, почти все люди появлялись на свет в стенах своего жилища. Жизнь человека начиналась в спальне и чаще всего заканчивалась там же. Лишь в начале 20-го века деторождение стало постепенно перемещаться из частного дома в общественные заведения.

В течение 19-го века женщина в среднем рожала шестерых детей, не включая выкидышей и мертворожденных детей. Из-за отсутствия современного медицинского обслуживания, женщины часто страдали из-за осложнений, вызванных послеродовыми разрывами и повреждением половых органов. Последствия этого делали последующие роды еще более болезненным.

Несмотря на то, что уже в 17 веке мужчины получили доступ в родильные покои, профессия повитухи оставалась востребованной вплоть до конца 19-го века, по-крайней мере в сельской местности. Повитуха, как правило, была единственной, кто мог оказать действительную помощь в родах, тем более услуги врача-акушера часто были не по карману женщинам рабочего класса. Повитуха же иногда могла остаться в доме в течение нескольких дней после родов, чтоб присматривать за матерью. Если же даже услуги повитухи были слишком дороги для семьи, то беременной женщине приходилось полагаться на своих родственников и соседей. Они могли, например, вызвать врача, когда встанет вопрос жизни и смерти.

Положением наиболее часто используемым при родах была поза Симса (в честь гинеколога Джеймса Мариона Симса (1813-1883) / James Marion Sims), когда пациент лежит на левом боку, сгибая правую ногу в колене и вытягивая другую. Это положение мешало врачу и роженице видеть друг друга, что позволяло матери сохранить лицо в неловком для викторианских женщин положении.

В 1847 году шотландский врач Джеймс Симпсон / James Simpson впервые использовал анестезию во время родов. До этого единственным обезболивающим средством, известным врачам, было кровопускание. Чтобы облегчить родовые схватки пускали до 50 унций крови...

Использование обезболивающих средств привело к началу новой эры в акушерской практике. Теперь матери могли быть избавлены от адовых мук во время родов. Это также привело к медицинской и моральной полемике, которая длилась в течение нескольких десятилетий. С одной стороны, женщины были обречены страдать из-за "проклятия Евы" и должны были испытывать боли во время родов. С другой стороны, гуманитарные общества отмечали моральные и физиологические причины для контроля и устранения болей при родах. Таким образом, в высшем обществе царило двойственное отношение к обезболивающим препаратам для рожениц.

Например, сама королева Виктория популяризировала хлороформ в качестве обезболивающего при родах, но делала это вопреки стойкому общественному мнению, убежденному, что применять хлороформ значит "поддаваться слабости". Многие ее подданные ставили знак равенства между "состоянием бесчувствия", вызванным виски, бренди, джинном, вином или пивом, и тем, к которому приводил эфир и хлороформ, - и то и другое делает человека мертвецки пьяным, а это неприлично. Как бы то ни было, когда у жены ученого и мыслителя Чарльза Дарвина начались родовые схватки, он усыпил ее хлороформом.

К тому времени, когда люди уже начали понимать, что в спальню к роженице можно занести невидимые микробы, даже если вымыть руки, доктора все ещё отказывались менять свои привычки. В 1865 году Женское медицинское общество обратилось к врачам с просьбой не приходить в родильный покой прямо из анатомического театра. В ответном заявлении журнал "Ланцет" назвал эту просьбу совершенно необоснованной: причиной послеродового сепсиса является вовсе не инфекция, а "состояние ума" женщины, вызванное перевозбуждением.

Как и во времена Тюдоров, женщинам 19-го века не разрешалась вставать после родов с постели: книга "Советы замужней женщине" (1853) рекомендовала молодой матери девять дней лежать на спине и лишь на десятый "на полчаса принять сидячее положение". По истечению двух недель позволялась "сменить спальню на гостиную".

Разумеется, существовавшие в обществе классовые различия проявлялись и в отношении к роженицам. Так, автор ещё одной книги полезных советов викторианской эпохи утверждал: "Совершенно недопустимо, чтобы жена рабочего отлынивала от работы... В этом нет никакой необходимости. Каждый должен нести свою ношу". Женщины трудового класса Великобритании и жены поселенцев Нового Света разрывались между материнскими и супружескими обязанностями. Врачи не рекомендовали беременным поднимать руки выше головы, но в Новой Англии обмазывать глиной потолок и стены в строящемся доме или нуждающемся в ремонте доме считалось женским делом, а для этого нужно было тянуться руками вверх. Даже во время беременности и после родов женщинам из сельских общин волей-неволей приходилось выполнять тяжелую физическую работу.

Источники:
"Английский дом. Интимная история" Люси Уорсли
http://www.loyno.edu/~kchopin/new/women/bcabortion.htmlT

Сегодня определить беременна женщина или нет - очень легко. Существует много разных тестов и анализов крови, которые можно сдать и получить ответ на интересующий вопрос. Как же определяли беременность раньше, когда не было никаких тестов, не существовало УЗИ, даже просто нельзя было сдать анализ крови, чтобы узнать о пополнении в семье? В то время, когда знания по медицине были очень примитивного уровня, женщина могла узнать что беременна благодаря очень странным методам, о которых вы узнаете из этой статьи.

Как выявляли беременность в Древней Греции?

Всем известный в Древней Греции врач Гиппократ, утверждал, что для того чтобы определить беременность необходимо женщине выпить воду с медом на ночь. Если у нее через некоторое время начнутся брюшные судороги, это верный признак того что она ждет малыша. Но если даже это считалось абсурдным, именно этот врач доказал связь беременности и прекращение месячных у женщины.

Также в Древней Греции акушерки могли делать свои выводы о беременности, основываясь на показателях таких признаков: отсутствие аппетита, тошнота, рвота, прекращение менструации и другие. Но наряду с этими методами действовали и весьма нелепые. Так для определения беременности перед лицом женщины расстилали красный специальный камень, считалось, что если пыль от этого камня попадет в глаза женщине, то она беременна.

Как можно было определить беременность в Древнем Египте?

Определение беременности у женщин в Древнем Египте, которые сохранились и до нашего времени, смогли дойти до нас.

Чтобы определить беременность и пол будущего малыша, вместо обычного теста на беременность использовали как ни удивительно зерно. Для этого женщине, как и при использовании теста на беременность, необходимо было помочиться на два вида зерна, которые находились в мешочках. В одном мешочке был ячмень, в другом пшеница. После того как женщина помочилась, ждали определенный период времени какое зерно прорастет. Если прорастал ячмень, то женщина ждала мальчика, а если прорастала пшеница, то необходимо было ждать появления на свет девочки.

В случае, когда ни пшеница, ни ячмень не прорастали, говорилось, что женщина не беременна. Проведенные в наше время исследования доказали, что 70% исследуемых женщин подтвердили беременность после того, как моча воздействовала на зерно. Зерно начинало прорастать. Все дело в том, что у беременной женщины выделялся специфический гормон, который содержался именно в моче. Когда эксперимент повторили на не беременной женщины и с мужчиной, то зерно не выросло.

Древний Египет раньше славился еще одним методом определения беременности. Для этого женщине необходимо было попить молоко матери, которая кормила ребенка и родила мальчика. Если после этого женщину тошнило и начинались приступы рвоты, это и было доказательством того, что она беременна.


Как выявляли беременность в Средние века?

В Средневековье женщины, когда хотели определить беременность, смешивали вино с утренней мочой в равных пропорциях. Если женщина ждала малыша, то жидкость должна было остаться светлой и прозрачной, в противном случае она мутнела и свертывалась.

Метод определения беременности в Древнем Китае

Древний Китай славился таким методом определения: по пульсу женщины определяли зачатие и пол ребенка.

Как происходило определение беременности на Руси?

Во время того, как проходила свадебная церемония, девушки завязывали специальную шерстяную нитку или коротенькие бусы на шею. Если нитка стягивала и становилась тесной, ее снимали и говорили о том, что девушка ждет малыша. Современные научные деятели объяснять этот факт тем, что у беременной женщины может увеличиваться щитовидная железа.

Определение беременности в Германии

Жительницы Германии использовали другой метод чтобы определить беременна женщина или нет. Женщине необходимо было помочиться на распустившийся цветок. После трех дней определяли результат: если цветок расцветал, значит, она ждет ребенка, а если не зацвел - не беременна.

Как было принято определять беременность у евреев?

Чтобы определить беременность еврейские женщины должны были ходить босиком по траве. Если они оставляли глубокий след в траве, это означало, что женщина беременна.


Женщинам во все времена хотелось пораньше узнать о своей беременности. При этом неважно, мечтали ли они об этом чуде или надеялись, что зачатия все-таки не произошло, но пребывание в неведении томило их в обоих случаях, что, впрочем, происходит и с современными женщинами.

Предлагаем вам ознакомиться со странными методами диагностирования "интересного положения" из прошлого.

Пшенично-ячменный тест


Один из первых тестов на беременность, если не самый первый, появился в Древнем Египте. В 1350 году до нашей эры женщинам рекомендовалось мочиться на зерна пшеницы и ячменя в течение нескольких дней. Если прорастала пшеница, то это значило, что женщине стоит ждать девочку, а если же прорастал ячмень, то мальчика. Если не прорастало ничего, то женщина не была беременной.

Что самое интересное, этот тест действительно работал: в 1963 году ученые провели эксперимент и обнаружили, что в 70 процентов случаев моча беременных женщин может заставить семена прорасти, а моча не беременных женщин или мужчин не приводила к такому эффекту.

Луковый тест


В то время как древние египтяне проверяли, беременна ли женщина, пшеницей и ячменем, древние греки пользовались для этих целей… луком. Гиппократ, который сегодня считается основателем медицины, предложил следующий тест: женщина, которая хотела провериться на беременность, должна была вставить во влагалище на ночь луковицу или другой сильно пахнущий овощ. Если ее дыхание пахло луком на следующее утро, то она не была беременна. Это было основано на идее, что если матка женщины открыта, то запах лука проникнет ко рту, как по аэродинамической трубе.

Пивной тест


В древнеегипетских папирусах вычитали еще один странный способ определения беременности. Нужно было разлить по полу в закрытом помещении много пива и перебродившего сусла, а затем усадить в эту лужу женщину. Неудивительно, что от запаха в помещении ее начинало тошнить. А по обильности рвоты и определялось, беременна ли она.

"Пророки мочи"


В XVI веке европейские "пророки мочи" утверждали, что они могут определить, беременна ли женщина, по цвету и прочим характеристикам ее мочи. Некоторые также смешивали мочу с вином и наблюдали за результатом (что интересно, алкоголь действительно может реагировать на белки, присутствующие в моче беременной женщины). Также эти диагносты определяли по моче не только беременность, но и болезни, которыми страдал их пациент.

Глаза


Врач Жак Гуллемо, который жил в XVI веке, утверждал, что можно судить о беременности женщины, просто посмотрев ей в глаза. Гуллемо, автор известного трактата по офтальмологии, заявил, что в начале второго месяца "глаза беременной женщины глубоко посажены, зрачки маленькие, веки приопущены, а в углах глаз имеются опухшие жилки". Это, вероятно, неправда, но доктор был прав в одном: во время беременности у женщины действительно может измениться зрение.

Знак Чедвика


Еще в самом начале беременности (на сроке примерно в шесть-восемь недель) шейка матки, влагалище и половые губы могут приобрести темно-синеватый или фиолетово-красный оттенок в связи с увеличением притока крови к этой области. Этот признак беременности, наряду с другими традиционными признаками, такими как тяга к соленому, был впервые замечен в 1836 году французским врачом-акушером Джеймсом Чедвиком (получил он одноименное название - "знак Чедвика"). Но, учитывая чопорность врачей того времени, подобные признаки беременности не проверяли практически никогда.

Кроличий тест


Помимо тестов-наблюдений, таких как "знак Чедвика", вплоть до XX века существовал очень неприятный способ тестирования беременности, который трагически оканчивался для кроликов, мышей и крыс. Так, в 1920-е годы двое немецких ученых, Сельмар Ашхайм и Бернхард Зондек, нашли в моче беременных женщин определенный гормон, который связан с ростом яичников (сегодня этот гормон известен как хорионический гонадотропин).

Инъекцию мочи беременной женщины вводили неполовозрелым крольчихам, крысам или мышам, чтобы побудить их яичники развиваться. На пятый день после инъекции несчастную зверюшку умерщвляли и вскрывали, чтобы посмотреть результат.

Лягушачий тест


Хотя этот способ работал по тому же самому принципу, что и кроличий тест, он был гуманнее, поскольку животное оставалось в живых. В конце 1940-х ученые установили, что если ввести мочу беременной женщины живой жабе или лягушке, то в течение 24 часов та начнет метать икру.

Тест щеколдой


В медицинском трактате конца XV века было сказано: "Если вы хотите знать, беременна ли женщина, нужно попросить ее помочиться в таз, а затем положить в этот таз щеколду или ключ на три-четыре часа. После этого нужно слить мочу, вынуть щеколду и посмотреть, остался ли от нее отпечаток на дну таза. Если да, то женщина беременна".

Большинству современных женщин трудно даже вообразить беременность и роды, не связанные с походами в женскую консультацию, роддомом и участием акушеров-гинекологов. А как же в давние времена женщины всего мира вынашивали и рожали детей? Какие традиции были связаны с этими таинствами?

В положении

В традиционной культуре наступившую беременность, а тем более дату родов следовало тщательно скрывать. Окружающие, в свою очередь, не могли напрямую спрашивать женщину о её положении и даже произносить слово беременность, так как это считалось грехом. Поэтому и появились образные фразы «в положении», «на сносях», «тяжёлая». Некоторые из них сохранились и по сей день. А самые чудные выражения были у французов. Они говорили: «наелась бобового супа», «упала на ядовитый терновник», «наполнила передник». Сегодня женщины открыто сообщают всем подряд предположительную дату родов, забывая, что последние могут произойти как за две недели до, так и через две недели после неё. Таким образом, они иногда обрекают себя на целый месяц расспросов «когда уже?», «ещё не родила?» и т.п.

К слову, день родов в старину определяли так же, как и сейчас: «от первого дня последнего очищения считают вперёд год без трёх месяцев и 10 дён». В Украине, когда ребёнок начинал двигаться, говорили, что он «ожил», к этому дню прибавляли ровно 4,5 месяца, уточняя дату родов. Считалось, что будущая профессия малыша будет связана с занятием, за которым женщина почувствовала его первое шевеление.

До наших дней сохранилось поверье, что во время беременности нельзя стричь волосы. Об этом свидетельствуют некоторые пословицы: «в волосах сила – пострижёшься и силы лишишься» или «стричь волосы – ребёнку жизнь укорачивать». Сейчас объясняют это тем, что внутренние резервы организма, которые он задействует во время беременности, находятся, в том числе, и в волосах, обрезая которые, женщина частично лишается запаса питательных веществ для малыша.

В труде беременную ограничивали, но и засиживаться без дела не давали, иначе плацента прирастёт или роды будут тяжёлыми. К примеру, нельзя было поднимать тяжести, но разрешалось мыть пол и косить. Современная гимнастика для беременных включает в себя упражнения, имитирующие эти занятия.

Родины

Накануне родов в европейских странах женщину пропаривали над углями, а на Руси – в бане. Оказывается, что распаренной да мягкой и рожать легче. О начале родов, как и о наступившей беременности, никому не говорили. Считалось, чем больше народу знает, что роды начались, тем дольше они будут длиться. «Меньше будут судить (знать) – легче будет родить». Тайком приглашали повитуху. Она должна была испечь хлеб и прийти в дом (иногда из соседней деревни) окольными путями. Обычно звали её только на первые роды, так как на последующие, с учётом соблюдения всех обрядов, она попросту не успевала. Тогда её роль брали на себя старшие женщины.

В первый период родов для облегчения схваток женщина выполняла несложную работу по дому – месила тесто, мыла пол. Роды сопровождались молитвами, зажигались свечи перед иконами. Как свеча догорит, так и роды закончатся. В доме открывали все запоры, развязывали все узлы. Это было своеобразной символичной помощью в раскрытии шейки матки. Женщине расплетали волосы. Сейчас трудно сказать по какой причине, возможно, чтобы не было обвития ребёнка пуповиной. Так или иначе, но на иконе «Помощница в родах» мы видим простоволосую Богородицу.

По мере усиления схваток способы обезболивания менялись: женщину заставляли перешагивать пороги или другие препятствия, попеременно поднимая ноги, дуть во фляжку, распаривали, делали тёплое обёртывание живота рушниками. Для усиления родовой деятельности и профилактики кровотечения давали различные напитки и настои трав, в том числе и содержащие алкоголь. Сегодня для этих целей используют специальную технику дыхания и медицинские препараты.

Считается, что раньше мужья не присутствовали на родах, однако это не совсем так. В некоторых регионах муж забирал детей и уходил к родственникам, оставляя жену наедине с повитухой, в других – принимал активное участие в родинах. В народе говорили: «спали вместе, и рожать должны вместе». К слову, рожали в бане, в хлеву или дома, стоя на коленях или сидя на коленях у мужа. От этой традиции произошло слово «поколение», а родню считают «до седьмого колена». В тяжёлых случаях практиковали вертикальные роды – через балку под потолком перекидывали полотенце, за которое женщина держалась, или пользовались поддержкой мужа. Словом, мудры были наши предки, недаром в последнее время снова всё более популярными становятся домашние, партнёрские и вертикальные роды. Но вот к посещению бани беременной женщиной врачи последние несколько десятилетий относятся критически.

Пол родившегося малыша называли образно: «конь с седлом», «расширепа». Традиции перерезания пуповины были весьма разнообразны. В одних случаях её рубили топором, в других – секли серпом, в третьих – перерезали ножницами над материнским рукоделием. В качестве средства для скорого рождения плаценты наибольшей популярностью пользовались алкогольные напитки, петрушка, отвар мальвы и прикладывание к пояснице распаренного сена. Об окончании родов тоже сообщали иносказательно, говорили «баба рассыпалась», «печь развалилась». А после, над дверью делали зарубку или вбивали гвоздь. Что означало окончание родин.

На этом работа повитухи не заканчивалась, а порой (при повторных родах), только начиналась, так как самым ответственным этапом её труда являлись не роды, а послеродовой период, который назывался «отродки».