Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Первые дни марша дали нам представление. Первый Русский марш — как это было

Историческая Викторина для 8 классов

1 . Как называется данный архитектурный памятник? Где он находится и как зовут архитектора? Почему, согласно легенде, на строительство храма понадобилось несколько десятилетий?

2. Прочитайте отрывок из документа и определите имя автора, название созданной им организации, а также назовите роман выдающегося русского писателя, посвященный этим событиям.

« Революционер - человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью - революцией.

- Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира. Он для него - враг беспощадный, и если он продолжает жить в нем, то для того только, чтоб его вернее разрушить.»

3 . Кто изображен на картине? Справедливо ли этого человека при жизни считали «белой вороной»?

4. Какое историческое событие отражено в этой картине? Во всем ли прав художник?

5 . На­пи­ши­те на­зва­ние со­бы­тия, изоб­ражённого на карте. На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, за­щи­щая ко­то­рый погиб ад­ми­рал На­хи­мов и укажите цифру. Какое событие обозначено цифрой 2?

6 .Вставвьте пропущенные элементы

Им­пе­ра­тор

Война

Со­бы­тие

Алек­сандр II

Рус­ско-ту­рец­кая 1877-1878 гг.

Рус­ско-япон­ская

Ни­ко­лай I

Алек­сандр I

Бо­ро­дин­ский бой

1) Оте­че­ствен­ная война 1812 г. 2) осада Плев­ны 3) Цу­сим­ский бой 4) Ни­ко­лай II 5) Алек­сандр III 6) Смо­лен­ское сра­же­ние 7) Крым­ская война 8) Пер­вая ми­ро­вая война

7. Чтоизображено на картине, укажите год этого события.

8. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний офи­це­ра.

«Пер­вые дни на­ше­го марша дали нам пред­став­ле­ние пе­чаль­ной стра­ны, на за­во­е­ва­ние ко­то­рой мы шли: много лесов и ред­кие се­ле­ния, не мог­шие по бед­но­сти про­кор­мить две армии, осо­бен­но нашу [более, чем пя­ти­сот­ты­сяч­ную], каж­дый день всту­пав­шую в мест­ность, уже ис­то­щен­ную рус­ской ар­ми­ей, ко­то­рая, от­сту­пая, уни­что­жа­ла и жгла за собой все сред­ства жизни.

…за­ча­стую наша лёгкая ка­ва­ле­рия с остер­ве­не­ни­ем шла в атаку толь­ко с целью упре­жде­ния со­жже­ния тех мест, ко­то­рые рус­ская армия долж­на была оста­вить.

…Чем более про­дви­га­лись мы вперёд, тем усерд­нее рус­ские жгли всё за собою, уни­что­жая не толь­ко де­рев­ни, но и го­ро­да и всё то, что на­хо­ди­лось по сто­ро­нам до­ро­ги. На­ко­нец мы по­до­шли к Смо­лен­ску».

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

1) Во главе армии, к ко­то­рой от­но­сил­ся автор вос­по­ми­на­ний, стоял Карл XII.

3) Круп­ней­шим сра­же­ни­ем войны, к ко­то­рой от­но­сят­ся вос­по­ми­на­ния, был Пол­тав­ский бой.

4) Опи­сан­ная в тек­сте так­ти­ка рус­ских войск за­клю­ча­лась в уни­что­же­нии всего цен­но­го, что мог бы ис­поль­зо­вать не­при­я­тель.

5) В ходе войны не­при­я­тель за­хва­тил Моск­ву.

6) Одним из ру­ко­во­ди­те­лей рус­ско­го вой­ска в опи­сан­ный в тек­сте пе­ри­од был М.Б. Барк­лай де Толли.

9 . В честь какого события выпущена эта медаль? Что означают слова? Кто их произнес?

10 . Составьте «делегацию России» на «международную конференцию «Гордость человечества». В делегации должно быть представлено 10 человек: государственный деятель, реформатор, военачальник, ученый, литератор /поэт или прозаик/, художник, архитектор, скульптор, музыкант / композитор или исполнитель/, театральный деятель /актер или режиссер/.

Обоснуйте свой выбор по каждому делегату, перечислив его заслуги и право быть «первым среди равных». Период выберите сами из предложенных:

Россия XVIII века, Россия первой половины XIX века, России второй половины XIX века.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Подойдя к крепости, японцы решили взять её открытой силой, но ряд атак на наши позиции центра был неудачен. 3-го августа генерал Ноги прислал парламентёра с предложением сдать крепость, но собранный генералом Стесселем совет отклонил это предложение, а 6-го августа японцы начали артиллерийскую подготовку штурма и в тот же день перешли в наступление, направив после ряда демонстративных атак нашего западного фронта главный свой удар в центр наших позиций, против Орлиного Гнезда. Начался первый штурм Порт-Артура.
Первые дни японцы наступали густыми колоннами, думая массой задавить защитников крепости.
Строгая дисциплина, суровый военный закон, фанатизм и личная доблесть японцев приводили к тому, что японские батальоны, неся невероятные потери, всё же доходили до цели своих атак, хотя бы в составе нескольких человек и схватывались с нашими в штыки. В моём кратком обзоре невозможно описать всё то, что творилось под Орлиным Гнездом в дни с 6 по 11 августа включительно, дни сплошного, беспрерывного боя. Скажу одно, что доблесть была проявлена как с одной, так и с другой стороны. Два редута, №№ 1 и 2, на которых в то время сосредоточивался бой, много раз переходили из рук в руки, и в результате этого семидневного побоища японцы только овладели разрушенным фасом этих редутов, а внутренний остался в наших руках».
Б) «Первые дни нашего марша дали нам представление печальной страны, на завоевание которой мы шли: много лесов и редкие селения, не могшие по бедности прокормить две армии, особенно нашу [более, чем пятисоттысячную], каждый день вступавшую в местность, уже истощенную русской армией, которая, отступая, уничтожала и жгла за собой все средства жизни.
…зачастую наша лёгкая кавалерия с остервенением шла в атаку только с целью упреждения сожжения тех мест, которые русская армия должна была оставить.
…Чем более продвигались мы вперёд, тем усерднее русские жгли всё за собою, уничтожая не только деревни, но и города и всё то, что находилось по сторонам дороги.
Наконец мы подошли к Смоленску».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В отрывке речь идет о войне, завершившейся победой России.
2) В отрывке речь идет о войне, завершившейся поражением России.
3) В отрывке речь идет о войне, результат которой стало присоединение Крыма.
4) В отрывке речь идет о войне, в результате которой России запрещалось иметь флот на Черном море.
5) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой противник захватил Москву.
6) В отрывке речь идет о войне, в результате которой Россия потеряла южную часть Сахалина.
Фрагмент А
1. ...
2. ...
Фрагмент Б
1. ...
2. ...

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

К истории 1 Русского марша (2005 год)

Русский Марш - крупнейшая с мире ежегодная акция националистов и национально мыслящих граждан. Традиции проводить Русские Марше уже много лет. РМ проводится каждый год 4 ноября - в день русского национального единства.Многим кажется, что Русский Марш «случается» сам по себе, но это не так, РМ - результат кропотливой работы сотен людей занимающихся его подготовкой, на местах сегодня это десятки региональных оргкомитетов, соратников русских национальных организаций и добровольно помогающих граждан

Первый Организационный Комитет Русского марша - это структура, которая стала во многом прообразом будущей коалиции Русский марш, создавшей затем Этнополитическое Объединение Русские.

"Почти одновременно с евразийцами заявку на проведение шествия (под названием «Россия против оккупантов») подало Движение против нелегальной иммиграции от имени группы граждан. Целью шествия было заявлено празднование Дня народного единства, а также протест против нелегальной иммиграции....

Примерно в то же время на сайте ДПНИ появилось сообщение следующего содержания:

4 ноября Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) проведет в Москве массовый молодежный марш «Россия против оккупантов». Марш пройдет по местам массового проживания мигрантов. Цель акции - отпраздновать годовщину освобождения Москвы от иноземных захватчиков и заявить решительный протест ползучей оккупации России нелегальными и необоснованными иммигрантами. Лозунги марша: «Очистим город от непрошеных гостей!», «Чеченцы! Война закончилась! Пора ехать домой!», «Россия принадлежит нам!»

25 октября (по другим данным также 21 октября) состоялось закрытое совещание организаторов марша . Приглашения получили представители следующих организаций: ДПНИ, НДПР, НПР, «Память», Общество «Правда», РОНС, РОД, Всероссийский монархический центр, а также Кирилл Фролов, представлявший Союз православных граждан. Присутствовал также лидер Славянского Союза Дёмушкин, приглашённый Беловым.

31 октября состоялось закрытое совещание представителей префектуры, ГУВД и УФСБ Москвы, после чего власти города выдали согласование для ДПНИ и ЕСМ. Соответствующий документ был подписан заместителем префекта ЦАО Сергеем Васюковым и ответственной за митинги, шествия и пикеты в префектуре ЦАО Еленой Поляковой.

Тогда же был окончательно утверждён маршрут марша - от метро «Чистые пруды» (сквер возле памятника Грибоедову) до Славянской площади.

С этого момента началось проведение пропагандистских мероприятий...

ДПНИ - РЕАЛЬНАЯ СИЛА

Никто не ожидал такого эффекта. Численность колонны ДПНИ - около 1000 человек. Россия - для русских, Москва - для москвичей! ... ревели колонны.

Администрация в растеренности - дана команда не показывать сюжет о Марше по Центральному Телевидению.

Показательны жалкие попытки противников Марша воспрепятствовать его проведению. Невероятная выдержка соратников ДПНИ и оперативная реакция наших друзей позволила избежать кровавой расправы над подонками.

В то время, когда горит Париж и толпы разъяренных иммигрантов насилуют и грабят Белую Францию, в России, в Москве готов ответ ползучей оккупации.

Грозное - Россия принадлежит нам! Смерть оккупантам! Громом ревело на Славянской площади.

ДПНИ выражает глубокую признательность всем, кто не испугался угроз и вышел в этот день на улицу чтобы нас поддержать. Вместе мы сила.

Слава России!

Центральный Совет Движения против нелегальной иммиграции"

С тех пор минули годы, и сейчас уже не подлежит никакому сомнению, что Русский марш - состоялся как общенациональная ежегодная манифестация, которая объединяет русских. Несмотря на то, что вклад отдельных людей и организаций в подготовку Русского Марша огромен, вся сила РМ в том, что он проходит каждый год 4 ноября, невзирая на любые трудности. Все больше и больше людей выходит на Русский марш, все больше и больше городов присоединяются к нему. Русский Марш это зримое подтверждения - Русские проснулись, они начинают чувствуют себя нацией. Русский марш устремлен в будущее, а значит есть шанс для нашей страны и народа.

Русский марш сегодня - это уже традиция, русский марш - это праздник, это русский протест, это голоса десяток тысяч русских людей которые которые должны быть услышаны, это импульс к национальной мобилизации, это путь обретения политической субъектности русскими, это возможность почувствовать себя едиными народом.

Вариант 1 Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 34 задания, часть 2 содержит 6 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Ответ к заданиям 1–21 запишите в бланк ответов № 1 в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответами к заданиям 22–34 являются цифра, слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите в бланк ответов № 1. Задания части 2 (35–40) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему. Часть 1 Ответом к заданиям 1–21 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. 1. Какое событие относится ко времени правления Ярослава Мудрого? 1) установление уроков и погостов 2) подчинение Киеву племён северян 3) крещение князя и его дружины в Корсуни (Херсонесе) 4) создание первого на Руси письменного свода законов 2. Что из перечисленного было причиной Ливонской войны? 1) стремление Русского государства получить удобный выход к Балтийскому морю 2) попытка Ливонского ордена присоединить новгородскую и псковскую земли 3) притязания польского короля на московский престол 4) крестовый поход против Руси, провозглашённый римским папой 3. Кто из перечисленных деятелей культуры был иконописцем? 1) Иван Фёдоров 2) Феофан Грек 3) отец Сильвестр 4) Софоний Рязанец 4. Прочтите отрывок из поданного царю мнения иеромонаха Епифания Славинецкого и укажите, к какому времени относится этот исторический документ. «Велие зело нам, начинающим в настоящем приключении оставления престола, тщание приложити хотяще, да не впредь празден будет, разсуждати подобает: А. Мощно ли не низложивше соборне Никона возвести инаго? B. Мощно ли Никона отрекшася своего престола возвести паки? Г. Мощно ли низложити Никона и инаго возвести…? Д. Аще Никона низложити, то разсудити, от самаго ли престола или вкупе и от архиерейства?» 1) первая половина XVI в. 3) первая половина XVII в. 2) вторая половина XVI в. 4) вторая половина XVII в. 5. К какому периоду относится активная общественная деятельность В.Г. Белинского? 1) 1740–1750-е гг. 2) 1780–1790-е гг. 3) 1800–1810-е гг. 4) 1830–1840-е гг. 6. Что из перечисленного было одной из причин реформ Петра I? 1) поражение России в войне с Польшей во второй половине XVII в. 2) стремление царя даровать России конституцию 3) распространение в России идей философов-просветителей 4) стремление царя европеизировать Россию 7. Прочтите отрывок из сообщения иностранного посла и укажите императора, в чьё правление происходили описанные события. «Император решил перенести останки своего отца в гробницу императоров в крепости. До сих пор они находились в Александро-Невской лавре, где были погребены без почестей и обряда… Заупокойная служба по нему уже началась в часовне Зимнего дворца, и за два дня до переноса тела императрицы его тело будет отправлено в церковь при крепости. Там готовят два возвышения-катафалка, на которых мы увидим императрицу рядом со своим супругом, по случаю чего будут произнесены все возможные в таком случае надгробные речи... Траур будут носить по Петру III и Екатерине II. Их гробы будут поставлены на один катафалк, но погребены они будут в разных могилах...» 1) Иоанн VI 2) Павел I 3) Александр I 4) Николай I 8. Какая из перечисленных реформ была осуществлена позже, чем все остальные? 1) реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева 2) учреждение Государственного совета 3) создание губернских и уездных земских собраний и управ 4) денежная реформа Е.Ф. Канкрина 9. Что было одним из последствий проведения консервативного курса в сфере образования при Александре III? 1) закрытие всех земских школ 2) введение ограничений для детей «низших состояний» в получении образования 3) разгром Казанского университета 4) значительное сокращение государственных расходов на систему образования 10. Прочтите отрывок из исторического очерка И.А. Христофорова и укажите императора, в чьё царствование была проведена описанная реформа. «Целью реформаторов было максимально изолировать крестьян от их бывших владельцев… Но лишение помещиков непосредственного контроля над крестьянами, а значит и над местной жизнью в целом, означало, что этот контроль должен быть передан в другие руки… Так появилась идея мировых посредников, призванных взять на себя нелегкое бремя реализации реформы, разъяснения её и крестьянам, и их бывшим владельцам, улаживания конфликтов и т. п.» 1) Николай I 2) Александр II 3) Александр III 4) Николай II 11. Чем характеризовалось развитие русской культуры в XVIII в.? 1) секуляризацией культуры, её освобождением от религиозных ограничений и шаблонов 2) изолированностью, отсутствием каких-либо контактов с культурой других народов 3) преобладанием в литературе и искусстве реалистического направления 4) международным признанием достижений отечественной литературы 12. Среди республик, подписавших в 1922 г. договор о создании СССР, была 1) Казахская ССР 2) Молдавская ССР 3) Латвийская ССР 4) Белорусская ССР 13. Что было одним из последствий подписания СССР пакта о ненападении с Германией в 1939 г.? 1) укрепление позиций СССР в Лиге Наций 2) отказ руководства СССР от идеи присоединения территорий, ранее входивших в состав Российской империи 3) предотвращение для СССР войны на два фронта из-за возникших разногласий Германии и Японии 4) усиление влияния коммунистических партий в Западной Европе 14. Какое из перечисленных событий Великой Отечественной войны относится к 1941 г.? 1) Смоленское сражение 2) первая встреча глав СССР, США и Великобритании в Тегеране 3) форсирование Днепра 4) издание приказа №227 «Ни шагу назад!» 15. Кто из перечисленных военачальников прославился в годы Великой Отечественной войны? 1) Н.Ф. Ватутин и И.Д. Черняховский 3) А.А. Брусилов и Л.Г. Корнилов 2) М.Н. Тухачевский и В.К. Блюхер 4) А.П. Ермолов и Н.Н. Раевский 16. Прочтите отрывок из исторического очерка и укажите год, к которому относится описанная ситуация. «Наступление советских войск в [этом году] приобрело новые военно-политические черты. Во-первых, Красная Армия пересекла западную границу СССР… и приступила к выполнению миссии освобождения Европы от гитлеровской оккупации… Во-вторых, операции Красной Армии начали координироваться с действиями западных союзников, готовившихся к открытию второго фронта в Европе». 1) 1942 г. 2) 1943 г. 3) 1944 г. 4) 1945 г. 17. Что из перечисленного произошло в 1956 г.? 1) антикоммунистическое восстание в Венгрии 2) образование Германской Демократической Республики 3) подавление «Пражской весны» 4) «Бархатные революции» в Восточной Европе 18. Что было одной из причин роста розничных цен на продовольствие в начале 1960-х гг.? 1) масштабное стихийное бедствие – засуха – в основных земледельческих районах страны 2) административные перекосы при проведении кампании «Догнать и перегнать Америку!» 3) отказ государства от контроля над ценами на продовольственные товары, либерализация цен 4) проведение реформы А.Н. Косыгина по внедрению хозрасчёта в деятельность промышленных и аграрных предприятий 19. Прочтите отрывок из статьи В.Л. Шейниса и укажите год, пропущенный в тексте. «Крутому повороту в экономической политике предшествовали партийные постановления. Его оформление в советских институтах было делом техники. Сами же партийные решения, предопределившие характер развития на ряд лет вперёд, представляли серию импровизаций, продиктованных обстоятельствами и логикой запущенного процесса. Первый шаг – замену продразвёрстки продналогом, который «должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки обложения» и общая сумма которого «должна быть постоянно уменьшаема», торопились сделать на X съезде партии в марте ________ г., до начала весенних полевых работ, дабы должным образом ориентировать и мотивировать крестьянина». 1) 1919 г. 2) 1921 г. 3) 1924 г. 4) 1926 г. 20. Укажите советского писателя, который был удостоен в 1965 г. Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и правдивость, с которой он в своей донской эпопее срисовал историческую эпоху из жизни российского народа»? 1) К.М. Симонов 2) В.Г. Распутин 3) М.А. Шолохов 4) И.Г. Эренбург 21. Какое из перечисленных событий относится к 1990-м гг.? 1) создание Общественной палаты РФ 2) издание указа Президента РФ «О создании инновационного центра в Сколково» 3) создание партии «Справедливая Россия» 4) создание Содружества Независимых Государств Ответами к заданиям 22–34 является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Укажите ответы в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). 22. Расположите государственных деятелей в хронологическом порядке. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии государственных деятелей, в правильной последовательности. 1) А.Л. Ордин-Нащокин 3) А.Ф. Адашев 5) П.Д. Киселёв 2) П.И. Ягужинский 4) П.А. Столыпин 23. Какие три исторических деятеля были участниками событий Смуты? 1) Андрей Курбский 3) Фёдор Ртищев 2) Иван Болотников 4) Прокопий Ляпунов 5) Александр Меншиков 6) Дмитрий Трубецкой 24. Установите соответствие между событиями и руководителями Советской России – СССР в период, когда происходили эти события: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. СОБЫТИЯ А) начало стахановского движения Б) принятие первой советской конституции В) создание Съезда народных депутатов СССР Г) первый визит советского руководителя в США А Б РУКОВОДИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ РОССИИ - СССР 1) М.С. Горбачёв 2) В.И. Ленин 3) И.В. Сталин 4) Н.С. Хрущёв 5) Л.И. Брежнев В Г 25. Ниже приведён список терминов, понятий. Все они, за исключением одного, относятся к государственному устройству СССР 1940–1980-х гг. Найдите и запишите порядковый номер термина (понятия), не относящегося к государственному устройству СССР 1940–1980-х гг. 1) Верховный Совет; 3) народный депутат; 5) КГБ; 2) Совет Федерации; 4) Совет Министров; 6) автономная республика. 26. Напишите пропущенное слово. Первые бумажные деньги в России, введённые при Екатерине II и находившиеся в обращении вплоть до царствования Николая I, назывались _______________. 27. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. СОБЫТИЕ ДАТА УЧАСТНИК(-И) убийство императора Александра II составление Уставной грамоты Российской империи _________ (А) _________ (Б) 1820 г. _________ (В) _________ (Г) 1854-1855 гг. В.А. Корнилов, П.С. Нахимов деятельность Редакционных комиссий по подготовке проекта отмены крепостного права _________ (Д) _________ (Е) Пропущенные элементы: 1) Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин 2) 1881 г. 3) Н.Н. Новосильцев А 4) 1837–1841 гг. 7) оборона Севастополя 5) С.Л. Перовская, И.И. Гриневицкий 8) 1859–1860 гг. 6) создание «Земли и воли» 9) С.Ю. Витте Б В Г Д Е 28. Прочтите отрывок из воспоминаний офицера. «Первые дни нашего марша дали нам представление печальной страны, на завоевание которой мы шли: много лесов и редкие селения, не могшие по бедности прокормить две армии, особенно нашу [более, чем пятисоттысячную], каждый день вступавшую в местность, уже истощенную русской армией, которая, отступая, уничтожала и жгла за собой все средства жизни. …зачастую наша лёгкая кавалерия с остервенением шла в атаку только с целью упреждения сожжения тех мест, которые русская армия должна была оставить. …Чем более продвигались мы вперёд, тем усерднее русские жгли всё за собою, уничтожая не только деревни, но и города и всё то, что находилось по сторонам дороги. Наконец мы подошли к Смоленску». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) Во главе армии, к которой относился автор воспоминаний, стоял Карл XII. 2) В приведённом тексте автор отмечает богатство земель, через которые проходила его армия. 3) Крупнейшим сражением войны, к которой относятся воспоминания, был Полтавский бой. 4) Описанная в тексте тактика русских войск заключалась в уничтожении всего ценного, что мог бы использовать неприятель. 5) В ходе войны неприятель захватил Москву. 6) Одним из руководителей русского войска в описанный в тексте период был М.Б. Барклай де Толли. Рассмотрите схему и выполните задания 29–32. 29. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». 30. Заполните пропуск в следующей фразе: «Изображённое на схеме сражение произошло в тысяча девятьсот сорок ______ году». 31. Напишите название периода Великой Отечественной войны, к которому относится эта битва. 32. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. 1) В период боевых действий, обозначенных на схеме, в тылу противника проводилась партизанская операция «Рельсовая война». 2) В течение всей битвы осуществлялось наступление Красной Армии. 3) В результате битвы были освобождены города, обозначенные цифрами «2» и «4». 4) Близ населённого пункта, обозначенного цифрой «3», произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны. 5) Немецкими войсками в этом сражении командовал генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс. 6) Битва, события которой обозначены на схеме, проходила на берегах реки Волги. Рассмотрите изображение и выполните задания 33 и 34. 33. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. 1) Представленная на изображении монета была выпущена в 1965 г. 2) Изображённый на монете памятник находится в Москве. 3) Автор изображённого на монете памятника – М.М. Антокольский. 4) Одним из элементов изображённого на монете памятника является поверженная фашистская символика. 5) Изображённый на монете памятник посвящён выдающемуся советскому военачальнику. 34. Какой монумент был создан тем же скульптором, авторству которого принадлежит памятник на монете? В ответе запишите цифру, под которой этот монумент указан. 1) 2) 3) 4) Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (35–40) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (35, 36 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 35–37. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из письма В.А. Маклакова. «Многоуважаемый Иван Иванович. Я с большим удовольствием прочёл Вашу блестящую статью о Гучкове… Вы видите в его фигуре парадокс: Гучков страстно любил Россию и ненавидел то, что Россия любила, т. е. государя. В этом Вы видите и роковую ошибку его жизни. Как можно было низвергать даже плохого государя? Надо было сознавать, что «мистики, окружавшей историческую царскую власть, за несколько месяцев не создать». Всё это правда, но упрек не по адресу. Гучков это хорошо понимал; и не он стремился низвергнуть в России царскую власть. Если он оказался прикосновенным к дворцовому заговору, то из преданности монархии. По всему Петербургу ходила тогда поговорка: «чтобы спасти монархию, надо убить монарха». <…>Ведь Россия знала примеры, как низложением и убийством царей вели к лучшему царствованию… Гучков именно так смотрел на [государя], когда он в последние месяцы всецело попал под влияние императрицы и Распутина. Вы не так смотрите на [государя], но это спорный вопрос. Трагизм его судьбы, его поведение в последние месяцы с ним примирили. Вы правы даже в том, что, не будь катастрофы, его бы царствование могло бы оказаться блестящим. При нём была бы введена конституция и открыт выход в Средиземное море; но ведь всё это могло быть достигнуто только помимо него и вопреки ему. От него самого ничего хорошего не было. Судьба послала ему двух великих людей – Витте и Столыпина, он им мешал и завидовал им мелкой и не царской завистью; они его затмевали. Что в целом царская власть Россию двигала вперёд, я согласен, но это царская власть в совокупности, а не власть каждого отдельного монарха, некоторые её толкали назад». 35. Назовите государя, о котором идёт речь в тексте. Укажите годы его царствования. Какими событиями завершилось это царствование? 36. Как автор письма оценивает роль государя, о котором идёт речь в тексте, в развитии русской монархии? Какие личные черты, действия, поступки государя приводятся автором письма для аргументации своей позиции? Укажите не менее двух аргументов, приведённых автором в подтверждение своей оценки. 37. Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх причин «катастрофы», о которой говорится в тексте, кроме причин, указанных автором письма. 38. В 1380 г. русское войско разгромило ордынцев в битве на Куликовом поле. Казалось, что русские земли наконец-то освободились от ордынского владычества. Однако уже через два года войска хана Тохтамыша сожгли Москву, и возобновилась выплата дани. Дайте не менее трёх объяснений успеха хана Тохтамыша. 39. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Период руководства страной Л.И. Брежнева был одним из самых благоприятных, лучших для её населения». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … 40. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них одного и выполните задания. 1) Владимир Мономах; 2) Елизавета Петровна; 3) Отто фон Бисмарк; 4) Г.М. Маленков. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику. Характеристика каждого из направлений деятельности должна включать основные факты, относящиеся к этим направлениям. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.