Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

История про 47 ронинов читать. Храм "47 самураев" Сэнгакудзи

Могилы сорока семи ронинов

«Месть Ако» , «Сорок семь ронинов» (яп. 赤穂浪士 , букв. «Странствующие самураи из Ако»); реже - «Сорок семь самураев» ) - основанное на реальных событиях японское народное предание , повествующее о мести сорока семи бывших самураев за смерть своего господина.

История 47 ронинов [ | ]

История повествует о том, как сорок семь ронинов подготовили и претворили в жизнь план отмщения Кире Кодзукэ-но-Сукэ , придворному сёгуна Токугавы Цунаёси , за смерть своего господина, даймё Асано Такуми-но-Ками Наганори из Ако . В 1701 году Асано был приговорён к сэппуку за нападение на придворного в ответ на оскорбления и издевательства со стороны последнего.

Потеряв своего господина, сорок семь ронинов во главе с главным советником Оиси Кураносукэ (яп. 大石 良雄 о:иси ёсио , титул 内蔵助, кураносукэ) , дали клятву отомстить смертью за смерть, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор.

Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами, Оиси же переехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни, развёлся с женой и взял себе молодую наложницу . Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным.

Между тем, ронины тайно собирали и переправляли в Эдо оружие, входя в доверие к домочадцам Киры (один из бывших слуг Асано даже женился на дочери строителя поместья чиновника, чтобы раздобыть планы постройки).

Когда всё было готово к исполнению задуманного, Оиси тайно перебрался в Эдо, где все заговорщики встретились и заново принесли клятву отмщения.

Изобразительное искусство [ | ]

Сюжет «Сорока семи ронинов» стал популярным среди японских художников, работавших в технике гравюры на дереве. Среди них были и такие известные мастера как

История 47 ронинов, или «Месть Ако» - одно из самых известных народных преданий Японии, которое ныне стало популярным во всем мире. «Ронинами» в Японии называли воинов-самураев, которые либо утратили покровительство своего сюзерена, либо не смогли уберечь его от смерти.
В соответствии с японскими традициями, ронин был фигурой постыдной, подвергавшейся насмешкам и унижениям. Статус ронинов был незавидным, так как они не получали постоянного жалования от своих господ, что, в свою очередь, было необходимым условием для каждого настоящего самурая.

Ронины стремились вновь поступить на службу, найдя себе нового покровителя. Не всегда это получалось, и многие оставались в статусе ронинов, зачастую добывая себе пропитание грабежом. С другой стороны, в японских преданиях есть истории о ронинах по убеждениям - свободных воинах, встававших на защиту бедняков. Такие истории перекликаются с английской легендой о Робин Гуде. Сюжет о 47 ронинах иной. Он посвящен верности воинов своему господину, а также самурайскому «Кодексу бусидо».

Ссора во дворце «Собачьего сёгуна»

Эта история произошла в период правления Токугава Цунаёси, 5-го сегуна из династии Токугава, известного также как «Собачий сёгун». Прозвище он получил за указ «О запрете лишения жизни живых существ», запрещавший под страхом смерти убивать бродячих собак, кошек и загнанных лошадей.

В 1701 году даймё (крупный феодал, владетельный князь средневековой Японии) Асано Такуми-но-Ками Наганори, или Асано Наганори из города Ако, был назначен для приема двух императорских послов во дворец сегуна.

Перед церемонией Асано Наганори должен был получить наставления у Киры Ёсинака, чиновника, который являлся потомственным знатоком ритуалов высшего ранга. Кира Ёсинака имел славу мздоимца, и ждал от даймё подношений. Однако Асано Наганори никаких подарков чиновнику не сделал.

Сэппуку с конфискацией имущества

Ёсинака, которому было около 60 лет, был крайне недоволен поведением князя. Не дав ему никаких наставлений, он вдобавок уничижительно отозвался о приготовлениях, которые вел сам Наганори.

Оскорбленный даймё выхватил меч и нанес обидчику несколько ударов. Ранения знатока ритуалов оказались несмертельными, а Асано Наганори заключили под арест. Обнажать меч в дворце правителя было запрещено под страхом смертной казни. Сегун приговорил князя к смерти. Правда, с учетом его титула и положения, он получил приказ совершить сэппуку - ритуальное самоубийство методом вспарывания живота. В Европе этот ритуал более известен как харакири.

Вечером дня, когда был вынесен приговор, Асано Наганори совершил сэппуку. В резиденцию клана, которому принадлежал князь, были отправлены послы, которые сообщили, что клан расформирован, его владения конфискованы, а все самураи объявляются ронинами.

Клятва мести

Новоявленные ронины собрались на совет, чтобы решить, как поступить. Одни предлагали искать нового господина, другие были готовы совершить сэппуку, третьи высказались за то, чтобы отомстить Кире Ёсинаке. Кира, однако, был опытным придворным и знал, что мстители могут появиться. Он перебрался в укрепленный особняк, окружив себя воинами.

47 ронинов во главе с Оиси Кураносукэ, советником Асано Наганори, дав клятву отмстить, разошлись в разные стороны. Кто-то стал торговцем, кто-то бродячим лекарем, кто-то учителем фехтования. Сам Оиси переехал в Киото, где показательно предавался пьянству.

Все это должно было убедить Киру Ёсинаку, что бояться ему нечего. Но мстители зорко следили за его домом, ожидая подходящего момента. Ждать пришлось более полутора лет. Час настал в 14 день 12 месяца 15 года эпохи Гэнроку. Ронины, собравшиеся в Эдо (ныне - Токио), выдавали себя за пожарных - плащ пожарного хорошо скрывал вооружение. Пожары в то время случались часто, и появление такого отряда не вызвало подозрений.

Отмщение

На рассвете 15 дня мстители, разделенные на две группы, атаковали особняк своего врага. Одна штурмовала главные ворота, вторая заходила с тыла. План был продуман до мелочей. При штурме погибли 17 охранников, а еще более 20 были ранены. Ронины отделались легкими ранениями.

Кира Ёсинака укрылся в помещении для хранения угля. Ему отсекли голову, которую отнесли в монастырь Сэнгакудзи, где был похоронен Асано Наганори. Ронины положили голову убитого врага на могилу хозяина, показав, что он отомщен. Самый молодой ронин, 16-летний Китиэмон Тэрасака, по приказу Оиси Кураносукэ отправился к вдове Асано Наганори, чтобы сообщить ей о том, что случилось. Остальные ронины сдались властям.

О случившемся узнала вся страна, которая разделилась на тех, кто считал ронинов героями, и тех, кто называл их преступниками. Был озадачен и сёгун. Дело в том, что согласно «Кодексу бусидо» месть за убитого сюзерена для самурая являлась «гири» - священным долгом, который подлежал исполнению даже ценой собственной жизни.

Многие в Японии считали, что ронины должны быть помилованы. С другой стороны, это был заговор, в результате которого был убит заслуженный придворный чиновник и его слуги. Сёгун постановил - все ронины должны совершить сэппуку.

Вечером 4 дня 2 месяца 16 года эпохи Гэнроку 46 воинов исполнили свой последний самурайский долг. Они были похоронены в том же монастыре, что и их господин.

Китиэмон Тэрасака был помилован сёгуном, прожил долгую жизнь, дожив до 78 лет, и после кончины был похоронен рядом со своими товарищами.

Спор о том, можно ли считать историю 47 ронинов подвигов, а не преступлением, не затихал в Японии на протяжении многих поколений. И все-таки большинство японцев считают своим долгом посетить могилы в храме Сэнгакудзи, дабы дать уважения людям, проявившим величайшую верность долгу и чести.

Предисловие

Сегодня мы поговорим об одной из самых известных легенд страны восходящего солнца, а именно о повести "Сорок семь ронинов из Ако". Предание повествует о 47 вассалах, которые отдали свою жизнь за честь своего господина. Следует отметить, что существует множество заблуждений и недомолвок по этому поводу. В этой статье на некоторые из них прольется свет.

История

В начале 18 века над замком Ако , провинции Харима , властвовал великий дайме по имени Асано Такуми-но Ками (в некоторых источниках Асано Наганори). Однажды один из придворных микадо был направлен ксёгуну Токугавы Цунаеши в город Эдо . Такуми-но Ками и не менее именитый Камэй Сама были назначены принимать высокого гостя, а также устроить великий пир в честь его прибытия. А даровитый чиновник Коцукэ-но Сукэ был назначен обучать господ этикету, предписанному по таким поводам.

Оба благородных господина каждый день посещали замок Широ , чтобы послушать наставления Коцукэ-но Сукэ . Последний был очень алчным человеком и ожидал большое вознаграждение со стороны великих даймё. Но вместо этого, он получил стандартное вознаграждение за свои усилия, как того предписывала древняя традиция. И после этого Коцукэ-но Сукэ затаил на господ злобу и отказался продолжать обучение. Также он не упускал возможности высмеять их при дворе.

*Токугава Цунаёши (徳川 綱吉; 23 февраля 1646 (Год Собаки) — 19 февраля 1709) — 5-й сёгун из династии Токугава, феодальный правитель Японии, руководивший страной с 1680 по 1709 год. Известен также под прозвищем Собачий сёгун.
*Микадо (帝(御門), «высокие ворота») — древнейший, теперь уже неупотребительный титул для обозначения светского верховного повелителя Японии, в настоящее время называемого тэнно (сын неба). Термин означал не только самого монарха, но его дом, двор и даже государство. Коренные японцы не используют этот термин — он был исключён из официальных документов.
*Эдо (江戸) — старое название Токио , современной столицы Японии, до 1868 года. Так называют старинную центральную часть города вблизи замка Эдо. В течение всего периода Эдо (1603—1867) город играл роль политико-административного центра Японии, хотя и не являлся столицей страны, роль которой в то время исполнял Киото. Город был резиденцией сёгуната Токугава , управлявшего Японией с 1603 по 1868 год.

Такуми-но Ками , сдерживаемый чувством долга, терпеливо сносил все выходки и насмешек в свой адрес. Но Камэй Сама был менее сдержан, и после очередной выходки впал в ярость и решил убить насмешника. И в первую же ночь, после окончания своей службы, он созвал своих советников на собрание. Он сказал им, что Коцуэ-но Сукэ его и Такуми-но Ками , когда они исполняли свой долг и несли службу при особе императорского посла. Он заявил, что не может мириться с таким грубым нарушением приличий. Он порывался уничтожить его на месте, но вспомнил, что это навлечет великое бесчестие на его род и будет стоить ему и его вассалам жизни. Он решил свести счеты со своим недругом на следующий день при дворе. После совещания, один из его верных слуг попросил аудиенции. Он был весьма прозорливым человеком и напомнил своему господину о последствиях такого решения. Но Камэй уже настроился на месть. Тогда слуга попросил прощения и удалился.

Но слуга понимал, такой исход событий не принесет ничего хорошего. Он долго обдумывал свой план действий и наконец рассудил, что Коцукэ-но Сукэ очень жадный человек и его можно подкупить. Он собрал все доступные деньги и лично приехал во дворец Коцукэ-но Сукэ . Встретившись с вассалами Коцукэ-но Сукэ, он отдал им золото и попросил передать искренние извинения от Камэй Сама . Известно, что он собрал около тысячи серебряных монет. Также советник выделил около ста монет для слуг Коцукэ-но Сукэ, чтобы они исполнили все в лучшем виде. Когда слуги увидели деньги, их глаза просияли от счастья и они поспешили к своему господину. Коцукэ-но Сукэ же обрадовался настолько, что сам лично принял советника Камэй Сама и уверил того, что на этом их разногласия закончены и что на следующий день он будет вежлив и особо тщательно проинструктирует Камэй Сама .

Камэй Сама с мрачной решимостью явился во дворец с целью навсегда избавиться от своего врага. Но в отличие от предыдущего дня, сегодня, Коцукэ-но Сукэ был крайне обходителен. Его почтительности небыль предела. Он расточал комплименты и просил прощения за свое бесстыдство. Камэй сама оттаял и отказался от намерения убивать Коцукэ-но Сукэ.


Но расточая комплименты, Коцукэ-но Сукэ не забывал оскорблять и всячески унижать Такуми-но Камэ . Тот терпеливо выносил все оскорбления и не придавал им внимания. Такое поведение злило Коцукэ-но Сукэ и он в конце концов заносчиво сказал: "Эй, господин Такуми , завязка на моем таби развязалась, потрудитесь завязать ее мне". Вне себя от ярости, Такуми-но Ками повиновался и завязал завязку на таби.


*Таби (足袋) являются традиционными японскими носками. Высотой до лодыжки и отсепарированным большим пальцем; их носят и мужчины, и женщины с дзори, гэта, и другой традиционной обувью с ремешками. Таби так же важны при ношении традиционной одежды — кимоно и других видов вафуку, в том числе и той, что носили самураи в средневековье. Наиболее распространённым цветом является белый, и белые таби надевают в официальных ситуациях, как, например, чайная церемония.

Тогда Коцукэ-но Сукэ, отвернувшись от него, раздраженно сьязвил: "О, вы так неуклюжи! Не умеете даже завязать завязки на таби как положено! Посмотрев на вас, всякий скажет: вот настоящая деревенщина, не имеющая никакого понятия о столичных манерах и приличиях". Это заявление насмешило окружающих и сам Коцукэ-но Сукэ разразился оскорбительным смешком. Затем он медленно направился в свои покои. Но Такуми-но Ками был взбешен. Он подбежал к Коцукэ-но Сукэ и выхватил свой кинжал, пока тот оборачивался. Такуми нацелил свой удар прямо в голову, но голову Коцукэ-но Сукэ защитила высокая шапка придворного.

И он отделался всего лишь легкой царапиной. Коцукэ-но Сукэ резко опомнился и стал спасаться бегством. Но Такуми догнал его и нанес еще один удар. Но промахнулся и воткнул кинжал в деревянный столб. В этот самый момент, старший самурай, по имени Кадзикава Ёшобей , бросился на помощь Коцукэ-но Сукэ и схватил разъяренного Такуми сзади. Коцукэ-но Сукэ благополучно сбежал.

Продолжение следует...

Просмотр фильма о 47 ронинах сподвиг меня на написание этого текста.
Собственно, историей я заинтересовалась давно, благодаря журналу «Вокруг света». Именно из-за этого журнала я обнаружила пресловутый сосновый коридор (Матсуно-о-рока) в замке императора Японии.
Вообще говоря, если попасть в это место, то ничего сильно удивительного вы не увидите. Действительно, некий коридор из деревьев и камень, гласящий, что события легенды о 47 ронинах, известные каждому японцу, и многим не японцам произошли именно тут.
Итак, что же собственно произошло?
О том, что Япония – это страна воинов, не знает только ленивый. В средние века подавляющее большинство крестьян мужского пола норовили попасть в воины, поскольку это означало возможность получить хоть какие-то средства к существованию. Кстати, сельское хозяйство, т.е. крестьяне Японии на протяжении совершенно немыслимых отрезков времени, исчислявшихся столетиями, оказывались на грани жизни и смерти. Из них выдавливали все, что можно, они голодали, это у них появлялась традиция убасутэ, когда стариков, на которых не хватило бы еды, уносили в горы и оставляли там умирать.
Так вот стать воином долгое время было едва ли не единственным способом бегства от такой жизни. Все остальные направления требовали предварительного обучения, а за него надо было платить. У крестьян не было таких возможностей. Конечно же, и за воина надо было платить. Но был шанс поступить к кому-нибудь на службу, тогда господин обязан был обеспечивать свою гвардию едой, одеждой, оружием и жильем.
Ронин – это свободный воин, не состоящий ни у кого на службе. Вообще говоря, это всегда было немножко позорно, потому что означало, что никто не решил связываться с этим воином и он по сути нищий. Но всегда была возможность пойти не к одному господину, так к другому и решить проблему.
Теперь перейдем немножко к политике. Государство здесь образовалось в 6-7 веках, хотя сами японцы считают, что оно намного древнее. Тем не менее, историки начинают отсчет с 6-го века (да, раньше были другие люди, айны, эпоха Дземон, но я про это не буду). К 9-12 векам государство расцвело и эти 300-400 лет приходятся на эпоху Хэйан, которую можно сравнить с древнегреческим золотым веком в Европе. Время расцвета и развития. Искусства, ремесла, поэзия, сам язык появляются и стремительно развиваются по всей стране.
По разным причинам выделяются четыре основных правящих клана. Татибана – действующие императоры, Минамото – их многочисленные отпрыски, не имеющие права претендовать на трон, Тайра и Фудзивара. Фудзивара никогда прямо не оказывались в императорах Японии, зато постоянно управляли ей то в эпоху регентства, то будучи канцлерами, то еще как-нибудь.
«Тайра Моногатари», сказание о доме Тайра, повествует нам о печальной схватке между домом Тайра и Миномото. Татибана к этому моменту утратили влияние и за власть схватились эти два клана. Поначалу победили было Тайра. Из всего клана Минамото выжил всего лишь один мальчик Ёритомо. Но этот мальчик стоил многого. Он сделал ставку на воинов, а не на аристократов и собрал возле себя достаточно сильную армию, а себя провозгласил ее главнокомандующим – сёгуном. Так появился первый японский сёгунат.
Ёритомо удалось отомстить Тайра. Они погибли полностью, как и клан Татибана. Фудзивара не вступали в прямую борьбу за трон и просто ушли в тень. Но власть первого сёгуна долго не длилась. В стране вспыхнули мелкие клановые войны, дошло до деления императорского двора на две части. Власть, как и во всем мире, от чистокровных аристократов стала переходить к богатым феодалам – даймё. Они же – тоже так же, как это было во всем мире, - стали строить мощные замки и укрепления, каждый заводил свою армию и готов был выйти за пределы замка только для войны с соседями.
Чтобы стало понятно – хаос длился пять столетий. Пять столетий страна не знала централизованной власти…
В 1603 г. к власти пришел настоящий сильный диктатор и его клан – Токугава. Он разбил большинство своих противников, сумел поставить на колени сопротивляющихся, пришел к власти и начал применять драконовские меры ко всем непокорным. Все, кто не слушал великого сёгуна, попросту казнились, имущество переходило в руки сёгуна. В лучшем случае семья казненного могла сохранить титул и шансы начать все заново. Особенно, если поддерживали Токугаву. В худшем, титула тоже можно было лишиться.
Чтобы предотвратить образование новых феодальных армий, Токугава пошел на две жесткие меры. Первое – ни один аристократ или воин не имел права строить мощного замка или армии. Мощность определялась простым критерием – армия самого Токугавы должна была легко взять замок при случае. А если нет – то все уничтожалось до нуля по схеме, описанной выше. Второе – своего рода крепостное право. Теперь никто не мог просто так сменить своего господина. То есть если раньше вы приходили к одному, поступали на службу, а потом если хотелось, его меняли, то теперь это было нельзя сделать.
Даже если вашего господина убили, вы больше никак не могли найти себе другого.
Такова, грубо говоря, экономическая основа кодекса Бусидо (пути воина). Согласитесь, что теперь вполне логично выглядят пункты насчет того, что если ты не сберег своего господина, ты покрыл себя позором. Или, что за господина надо отдать жизнь, это – самая важная персона. Честь клана выше… ну, и т.д. Ситуация-то была предельно простой – если господин убит, то вам дорога либо назад, в крестьяне, а каждый прекрасно себе представлял, что это значит. Либо … а что либо? Ронины стали сбиваться в стаи бандитов и атаковать всех подряд просто, потому что им надо было на что-то жить.
Впрочем, у них был один-единственный выход – напроситься лично к сёгуну. Приказы сёгуна стали выше приказов дайме. И это была логика сёгуната, она была абсолютно верной, но несколько противоречила предыдущим пяти столетиям поведения. Правда, не так-то просто было обратиться прямо к сёгуну – до него еще надо было добраться. Да и скорее всего, он попросту казнил бы лишних, вот и все. Так что разбой или деревенская жизнь – вот и весь выбор. Не забудьте, что в деревне тоже бы смеялись над неудачниками, так что к эпохе Токугава стать ронином было глубоким позором для любого воина-самурая. Это было хуже, чем смерть.
Кстати, были еще два пути – стать монахом и совершить самоубийство – сепукку. Но и то, и другое были не самым частым явлением, что бы там не говорили легенды. Разбойников было намного больше.
Я останавливаюсь на этом так подробно, потому что это все потребуется для нашей истории про 47 верных ронинов.
Кстати, чтобы вам не казалось, что это уж страшно жуткая эпоха, скажу, что второй расцвет культуры Японии, появление хайку и нового расцвета ремесел и искусств приходится на это время. Период Эдо, он самый. В это время творил Басё, основана легендарная школа Римпа, появился жанр укиё-э и первые гейши, основаны математические и астрономические школы. Кстати, японцы самостоятельно дошли до курса дифференциального исчисления примерно в одно время с Лейбницем и Декартом, но не нашли никакого интересного применения для такой штуки.
Отдав должное общему положению, вернемся во дворец сёгуна к сосновому коридору.
Во времена Токугавы тут был дворец или замок, который сгорел во время серии пожаров в конце 18-го - начале 19-го столетий, так что все происходило не под древесными ветвями, а в одном из коридоров дворца.
14 дня третьего месяца эры Гэнроку (14 марта 1701 года) состоялся ритуал приема императорского посольства. В этот день молодой даймё, глава клана Ако по имени Асано Такуми-но ками Наганори (ему было 34 года), имевший земли в префектуре Хёго (а тогда провинции Харима), вдруг бросился с обнаженным коротким мечом в руках на советника Ёсинака Киру (Кира Кодзукэ-но Ёсинака). Кира возглавлял протокольную службу при сёгуне и происходил из знатного рода аристократов.
Кира бросился бежать, но разъяренный Асано догнал его и нанес несколько ударов клинком по голове. Почему-то опытный все же воин не убил старого советника (ему было 60 и для Японии это была глубокая старость), все раны оказались неглубокие. Впрочем, может, дело в том, что короткий меч вакидзаси был неудобен, а катану полагалось оставлять на входе. Но я в это не верю – все же даймё воспитывались владеть мечами с раннего детства и смешно предполагать, что с коротким мечом против невооруженного человека что-то там неудобно делать.
Версий происшедшего существует так много, что по ним можно писать отдельный том. Кто-то говорит, что причина была в том, что семьи Киры и Асано владели соляными копями и чего-то там не поделили. Кто-то говорит, что Кира издевался над провинциальными манерами Асано во время приема.
Еще одно маленькое отступление. Император в Японии был всегда. Он – по легенде – происходит прямо от богов и любой нормальный японец по сей день предпочитает, чтобы род императора не прерывался. Ну, чисто на всякий случай, вдруг правда от богов? :) При этом власть императора довольно часто оказывалась совершенно номинальной. Во времена сёгуната Токугавы это был как раз такой случай. Хотя формально сёгун правил от имени императора, сам император не мог даже пальцем пошевелить без особого человека, представителя сёгуна при его дворе.
Между прочим, по сей день все действия японского императорского двора обязаны согласовываться со специальными распорядителями, которые могут сильно испортить жизнь всем представителям рода. Еще мама ныне действующего императора могла переговариваться с его отцом только посредством записок, которые в открытом виде подавала советникам, а уж те решали, передать их императору, или жена обойдется.
Так вот традиции диктуют, что каждый год императора следовало поздравить, так что даже бакуфу – правительство сёгуна отправлялось во дворец в Киото делегацию на праздники. После этого императорские послы должны были нанести ответный визит. Регламентирован каждый шаг. Каждое движение. Чтобы кто чего не перепутал, даймё получали специальные подробные инструкции, отступление от которых было немыслимым. И вот в 1701 г. сёгун (пятый представитель династии Токугава по имени Цунаёси) назначил принимающей стороной Наганори Асано. Кира должен был передать инструкцию, но решил это не делать и при каждом случае издевался над молодым Ако. В фильмах можно встретить сцены просьб Ако и жестокие отказы Кира. В конце концов, Ако оказался в глупом положении и делал ошибку за ошибкой, что каралось позором рода. Тогда он просто взорвался и…
Ну, вообще-то все не совсем так… Когда Асано был совсем молод, его вместе с другим молодым самураем отправили в Эдо учиться воинскому делу. Поступая на службу, они должны были принести подношения старшим. И то ли в их провинциях не было средств, то ли сказалось вечное презрение самураев к деньгам, а только Кира Ёсинака решил, что дали мало. И он начал угнетать обоих молодых людей, пока семья второго не собрала дары и не поднесла еще. А Ако Асано уперся на смерть и решил, что тот больше ничего не получит.
Кира продолжал издеваться и однажды сделал это в присутствии сёгуна. Простить насмешку означало позор. Убийство Киры в покоях сёгуна означало смерть и тоже позор. Выбора по сути уже не было…
Сёгун, вероятно, не любил Киру и симпатизировал Ако, но закон был суров и однозначен. Он позволил молодому Ако сделать сепукку и сохранить честь. Киру предложили добровольную отставку, которую он был вынужден принять.
Клан Ако был распущен, все имущество передано в казну.
Говорят, перед смертью Ако Асано написал положенные дзисэй – стихи смерти
Под порывом весеннего ветра
Цветы опадают.
Я еще легче
С жизнью прощаюсь.
И все же - почему?

Ритуал самоубийства тоже был выверен до … до японского ритуала. Перед самоубийством полагалось медитировать и готовиться к переходу в новое перерождение. Если кто не мог, то туда приглашался мастер чайной церемонии – мало кто знает, что в его обязанность входила и подготовка к свершению этого ритуала.
Далее самурай одевался в снежно белые одежды (это цвет смерти в буддизме), читал дзисэй, откладывал лист, брал в руки вакидзаси – ритуальный короткий меч, который даже охрана не смела отнять у самурая, обматывал лезвие белой же бумагой (чтобы не удобнее держать было, такой меч часто не имел рукояти), после чего должен был вонзить клинок в живот слева. Далее, самурай должен был провести мечом слева направо, перерезая внутренности, а потом провести вертикально от диафрагмы до пупка.
Мало кто мог провести второе движение. Как только тело самурая, совершающего ритуальное самоубийство, наклонялось вперед, кайсякунин – ассистент, взмахом меча отсекал голову и завершал ритуал. Как правило, на роль кайсякунина (кайсяку) выбирались лучшие друзья умирающего.
Теперь перенесемся в Хариму, в замок Ако. Всем сообщают новость о переходе ИМУЩЕСТВА в распоряжение сёгуна. Крестьяне тоже переходили к сёгуну, а воины могли делать что угодно. Они становились бездомными бродягами и вольны были делать что угодно. Нового хозяина им было не найти. Это с одной стороны.
С другой кодекс Бусидо требовал от них мести за убитого даймё. Управляющий землями Ако Оиси Кураносукэ (Ёсио Оиси) предложил оставшимся воинам месть Кире.
Скажем честно, это было не единственное решение. У Асано был жив младший брат, и он вполне мог бы стать новым даймё, если бы сёгун проявил такую милость. Сёгун мог это сделать, а мог и нет. Но к нему надо было обратиться, а клан Ако решил этого не делать. Возможно, они считали, что ничего не выйдет, может даже и правильно считали, теперь это невозможно понять.
Из 300 воинов клана Ако 47 отправились в Эдо для мести. (Заметьте, что 253 человека выбрали совсем другое решение).
Кира тоже был не так, чтобы уж последний дурак, он понимал, что клан Ако может отомстить. Поэтому он переехал в мини-крепость, расставил всюду воинов клана, усилил охрану поместья, личную охрану, в общем, пройти к нему просто так было невозможно даже всем кланом Ако.

Этот храм и так очень популярен среди японцев, которые собираются здесь ежегодно 14 декабря, чтобы поминуть 47 ронинов. А теперь благодаря голливудскому кинематографу об этом храме узнали и на Западе. Мало, кто до фильма с участием Киану Ривз, видел старый японский "47 ронинов" Акиры Куросавы, читал или смотрел пьесу "Тюсингура" :) Теперь же в этом храме часто можно встретить иностранных туристов.

Так что же произошло? Что это за храм и какое он отношение имеет к 47 самураям?

Этот небольшой буддийския храм знаменит своим кладбищем, где погребены все 47 самураев. Правильно их нужно называть "ронины" - это самураи, оставшиеся без своего хозяина-сюзерена.

Кто не читал и не смотрел, расскажу вкратце историю.
В марте 1701 года Асано Такуми-но-Ками, властитель района Ако (сегодня это префектура Хёго), потеряв терпение после оскорблений и издевательств самоуверенного чиновника Кира Кодзукэносукэ, напал (или, как говорят разные источники, просто обнажил катану) на него прямо в замке Эдо, но не смог убить его в атаке. В тот же день Асано был приговорен к сэппуку (вспарывание живота), в то время как Кира вообще не был наказан, несмотря на существовавший обычай наказывать обе стороны потасовки.

Кроме того, вся семья Асано была лишена власти, а верные самураи (теперь уже ронины) Асано остались без работы. Потеряв своего господина, сорок семь ронинов во главе с Оиси Кураносукэ, дали клятву отомстить смертью за смерть, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор.

Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами. А Оиси переехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни, развёлся с женой и взял себе молодую наложницу. Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным.

Между тем, ронины тайно собирали и переправляли в Эдо оружие, входя в доверие к домочадцам Киры (один из бывших слуг Асано даже женился на дочери строителя поместья чиновника, чтобы раздобыть планы постройки).
Когда всё было готово к исполнению задуманного, Оиси тайно перебрался в Эдо, где все заговорщики встретились и заново принесли клятву отмщения.

14 декабря 1702 года группа из 47 ронинов под предводительством Оиси Кураносукэ напали на дом Киры. Кира успел спрятаться в доме вместе с женщинами и детьми в большом чулане, и его долго не могли найти. Однако Оиси, проверив постель Киры и убедившись, что она ещё тёплая, преодолел отчаяние от казавшейся неминуемой неудачи и продолжил поиски. Вскоре за настенным свитком был обнаружен тайный ход, ведший в скрытый внутренний дворик с небольшим складским строением для хранения угля, которое защищали двое вооруженных охранников. Там и был обнаружен Кира. Оиси почтительно поведал ему о том, что они ронины — бывшие слуги Асано, пришли отомстить за своего господина. Как самураю Кире было предложено совершить ритуальное самоубийство через сэппуку, но тот отказался. Тогда Оиси сам убил Киру, отрубив ему голову.

Ронины принесли в храм Сэнгакудзи отрезанную голову Кира. Первоначально омыв ее в колодце, положили ее на могилу своего господина, тем самым исполнив клятву.

Власть была в затруднительном положении: с одной стороны ронины поступили согласно букве и духу бусидо - кодексу самураев, отомстив за своего сюзерена; с другой стороны, они ослушались приказа сёгуна, проникли в Эдо с оружием и напали на придворного чиновника. Из-за растущей в народе популярности сорока семи ронинов, сёгун получал множество прошений за них, но, как и ожидалось, приговорил заговорщиков к смерти. Однако им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казнёнными как уголовники.
Сэппуку состоялось 4 февраля 1703 года. Самого молодого отправили на родину в Ако гонцом. Сорок шесть оставшихся в Эдо ронинов были похоронены в том же монастыре, что и их господин. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения, а одежду и оружие их, как говорят, до сих пор хранят монахи Сэнгаку-дзи. Доброе имя рода Асано было восстановлено, его семье даже вернули часть бывших владений. Последний из этой группы ронин вернулся в Эдо, был помилован сёгуном и прожил 78 лет. Похоронен рядом со своими товарищами.

Сюжет истории о 47 ронинах успешно использовался в постановках спектаклей театра Кабуки. Причем первая такая пьеса появилась уже через две недели после гибели ронинов. И сейчас пьеса остается одной из самых популярных в Японии, где верность, терпение и воля — одни из наиболее уважаемых человеческих качеств.

Сюжет «Сорока семи ронинов» стал популярным среди японских художников, работавших в технике гравюры на дереве.

Главный храм.

Главные массивные деревянные ворота, были восстановлены в 1832 году.

При входе Вас встретит Оиси Кураносукэ.

Медитирующий буддийский монах Саваки Кодо, который сыграл большую роль в 20 веке в дзен буддизме.

Аллея, ведущая к захоронению 47 ронинов.

Это тот самый колодец, где ронины омывали голову Киры перед тем, как положить ее на могилу своего господина Асано.

Вот они, все могилы с одинаковыми надгробиями.

Могила Оиси.

План могил. Здесь видно, что могила господина Асано находится правее, вне территории, где захоронены ронины.

На территории храма есть небольшой музей, где хранятся вещи, принадлежавшие 47 ронинам, но я туда так и не зашла.