Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Боевой танк т 14. Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата

Не так давно в комментариях заходила речь о сравнении габаритов Т-14 с Т-90 и Абрамсом. Размер Арматы взят с просторов Интернета (рис. 1), считал от диаметра катка, принятого за 700 мм. Получившиеся результаты вызвали некоторые сомнения, после чего решил пересчитать, используя фото находящихся рядом Т-14 и Т-90 (рис. 2). Все расчёты ведутся с учётом всех выступающих элементов, кроме тонких антенн.

Рис. 1 Т-14 Армата



Рис. 2 Та самая фотография

Зная длину корпуса Т-90 в 6860 мм и ширину в 3780 мм, рассчитываем размеры Т-14. Получаем: длина корпуса 8677 мм, ширина 4448 мм, длина с пушкой вперёд 10642 мм, высота по ДПУ 3244 мм, по крыше башни 2723 мм. Площадь бортовой проекции 17,28 м2, из них башни 4,06 м2; площадь лобовой проекции 8,43 м2, из них башни 2,76 м2.

Наиболее современным танком в армии России до Т-14 был Т-90А (рис. 3). Его длина с пушкой вперёд 9530 мм, высота по крыше башни 2230 мм, высота по ДПУ 2732 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 11,37 м2, из них башни 3,29 м2; площадь лобовой проекции 6,18 м2, из них башни 2,63 м2. Стоит учесть, что значительная часть площади башни приходится на обвес, в котором чёрт ногу сломит.


Рис. 3 Т-90А

Долгое время принято было в первую очередь сравнивать Т-90 с американским Абрамсом (рис. 4). Для сравнения взята версия М1А1. Длина корпуса 7920 мм, ширина 3660 мм, длина с пушкой вперёд 9830 мм, высота по зенитному пулемёту 2822 мм, высота по крыше башни 2430 мм. Площадь бортовой проекции 15,22 м2, из них башни 4,80 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 3,42 м2.


Рис. 4 M1A1 Abrams

Можно считать, что Европа сейчас обладает единым танком – немецким Леопардом (рис. 5). Длина корпуса 7720 мм, ширина 3700 мм, длина с пушкой вперёд 10300 мм (для танков с орудием L55), высота по прицелам 3040 мм, высота по крыше башни 2790 мм. Площадь бортовой проекции 16,56 м2, из них башни 5,36 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 2,73 м2.


Рис. 5 Leopard 2A6

Французский Леклерк (рис. 6) не так распространён, как его немецкий собрат, но тоже является современной и опасной машиной. Длина корпуса 6880 мм, ширина 3710 мм, длина с пушкой вперёд 9870 мм, высота по прицелам 2950 мм, высота по крыше башни 2530 мм. Площадь бортовой проекции 14,73 м2, из них башни 4,74 м2; площадь лобовой проекции 7,12 м2, из них башни 2,78 м2.

Рис. 6 AMX-56 Leclerc

Ещё один представитель европейского танкостроения – английский Челленджер 2 (рис. 7). Длина корпуса 7400 мм, ширина 3520 мм, длина с пушкой вперёд 10740 мм, высота по прицелам 2930 мм, по крыше башни 2490 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 15,16 м2, из них башни 4,87 м2; площадь лобовой проекции 7,14 м2, из них башни 2,52 м2.


Рис. 7 Challenger 2

На основе Леопарда в Италии сделали свою машину – С1 Ариет (рис. 8). Длина корпуса 7590 мм, ширина 3800 мм, длина с пушкой вперёд 9670 мм, высота по пулемёту 2960 мм, по крыше башни 2500 мм. Площадь бортовой проекции 15,75 м2, из них башни 4,44 м2; площадь лобовой проекции 8,42 м2, из них башни 3,12 м2.


Рис. 8 C1 Ariete

Самый необычный современный танк – израильский Меркава Мк.4 (рис. 9). Длина корпуса 7800 мм, ширина 3720 мм, длина с пушкой вперёд 8800 мм, высота по пулемёту 3020 мм, по крыше башни 2600 мм. Площадь бортовой проекции 16,53 м2, из них башни 5,73 м2; площадь лобовой проекции 8,37 м2, из них башни 3,29 м2.

Рис. 9 Меркава Mk.4

Как видим, Т-14 имеет самые большие размеры среди существующих танков, причём башня вписывается в размеры западных машин. УВЗ даёт массу Арматы в 48 тонн, что в пределах Т-90, который в бортовой проекции меньше на треть, что значит либо тонкую пассивную защиту, либо заведомо ложные данные о танке.


Рис. 10 Силуэты вышеперечисленных танков

Танки производства Восточной Европы, основанные на Т-64, Т-72 и Т-80 для сравнения не брал. Проекции азиатских танков не нашёл.

Новейший танк российских конструкторов Т-14 на гусеничной универсальной платформе «Армата», даже будучи прототипом, вызвал фурор. Многие специалисты, военные обозреватели, авторитетные СМИ и миллионы обывателей считают «Объект-148» лучшим перспективным танком мира. По уверениям разработчиков «Уралвагонзавода», Т-14 на голову опережает по ТТХ существующих («Леопард-2», «Меркава-4», «Черная пантера», «Абрамс») и проектируемых конкурентов.

Предыстория

Еще советские оружейники работали над идеей создания высокоманевренного танка с всеракурсной защитой, современной системой управления вооружением на основе цифровых технологий и адаптированного к ведению боя в условиях насыщения поля боя современными средствами противотанковой обороны.

С 60-х готов последовательно разрабатывались опытные перспективные модели ОКР «Опережение», «Малахит», «Бунтарь», «Боксер», «Молот», Т-95. Лидером отрасли с приоритетным снабжением и финансированием было Харьковское КБМ. Впрочем, больше других на «Армату» похож «Объект 299» ленинградских конструкторов. Однако именно в Нижнем Тагиле, считавшимся третьим по значимости центром разработок (после Харькова и нынешнего Петербурга), создали уникальный Т-14.

Хронология работ над Т-14 «Армата»:

  • Год открытия опытно-конструкторской разработки универсальной платформы «Армата»: 2010-й.
  • Год проведения государственных испытаний: 2015-16.
  • Запланированное на 2015-2017 количество выпуска предсерийных машин: 48 (по 16 в год).

Защитный комплекс

Для обеспечения надлежащей защиты экипажа в танке Т-14 применены конструктивные решения, отработанные на ОКР Т-95. Весь экипаж размещен в сердце корпуса (специальном отделении управления) в один ряд. Это вызвано тем, что в ходе современных боевых действий корпус бронетехники прикрывается маской местности и укрытиями на поле боя. Согласно статистике, накопленной за последние 40 лет, 65% попаданий в ходе боевого применения танков пришлось в башню танка.

Применение безэкипажного боевого модуля позволило уменьшить объем и вес башни, нарастив пассивную защиту фронтальной проекции. Габариты ОБТ «Армата» ограничены железнодорожным габаритом Т02, а вес – требованиями авиатранспортабельности.

Защитный комплекс Т-14 состоит из:

  • пассивной защиты – бронирование корпуса и башни, элементов систем, размещенных на корпусе и башне;
  • динамической защиты корпуса и башни нового поколения;
  • комплекса активной защиты танка, который состоит из двух подсистем – собственно системы уничтожения боеприпасов, классифицируемых как опасные, и системы противодействия управляемым боеприпасам.

Пассивная защита

Необходимо учитывать, что точные тактико-технические характеристики «Объекта 148» засекречены. Специалисты при определении эффективности тех либо иных блоков ориентируются на данные предыдущих ОКР, технологические возможности предприятий, разработки ученых, просочившиеся данные.

Бронирование корпуса танка одновременно выполняет роль несущей конструкции для всех системе. Верхняя лобовая деталь (как и на танках третьего поколения «Молот» и Т-95) комбинированная. Оценочная толщина подбашенной зоны в районе отделения управления – 800 миллиметров гомогенной броневой стали (ГБС). Возможно такой же толщины борта Т-14 в районе вертикальных деталей корпуса. Согласно утечкам информации, лобовое бронирование достигает эквивалента 1000 мм ГБС. Кормовой лист корпуса меньшей толщины и имеет дополнительную броневую накладку.

Применение безэкипажной башни позволило уменьшить пассивную защиту модулей систем «Арматы», размещенных на башне до уровня, обеспечивающего защиту от 30-мм бронебойно-подкалиберных снарядов. С этой же целью все модули башни дополнительно защищены 5-мм экраном броневой стали 44С или ее аналогом с целью изменения направления полета бронебойных снарядов, разрушения сердцевин бронебойно-подкалиберных снарядов, отклонения снарядов других типов и защиты внешних электрических кабелей, водо- и воздуховодов от осколков и огня стрелкового оружия. Все обломки, долетающие до модулей систем танка, размещенных на башне, будут нейтрализованы бронированием самих модулей.

Пассивная защита башни Т-14 состоит из нескольких элементов, а именно:

  • Броневой маски пушки и корпуса башни.
  • Броневого кожуха модуля прицела наводчика.
  • Броневого кожуха модуля панорамного прицела-прибора для наблюдений командира танка.
  • Броневого кожуха модуля дистанционной пулеметной установки.
  • Внешних броневых экранов, которые легко снять при необходимости.

Динамическая защита

Уникальная динамическая защита представляет конструкцию, в которой на внешнюю пластину, сделанную из специального материала, нанесен путем напыления тонкий слой взрывчатого вещества (примерно сотые миллиметра). При срабатывании слоя взрывчатки, спровоцированной действием кумулятивной струи или бронебойно-подкалиберной сердцевины снаряда, не происходит традиционного метания пластин навстречу струе как в НДЗ Контакт-1 или ВДЗ Контакт-5. Такую динамическую защиту современные боеприпасы противотанковых ракетных комплексов «научились» преодолевать путем формирования двойной струи. В случае с «Арматой» большая часть энергии взрыва напыленной взрывчатки вызывает колебания пластины, которая начинает взаимодействовать с кумулятивной струей или бронебойно-подкалиберным сердечником и разрушать их, одновременно разрушаясь сама.

В защитном модуле может быть одна защитная пластина или несколько одна над другой. Использование нескольких защитных пластин обеспечивают защиту от кумулятивных боеприпасов с тандемной боевой частью и от бронебойно-подкалиберных сердечников большой длины.

Новая динамическая защита устойчива к боеприпасам стрелковых калибров. Ею прикрыты верхняя и нижняя лобные детали корпуса, борта танка в районе вертикальных деталей бортов, где динамическая защита встроена в бортовые экраны, и крыша башни.

Модули динамической защиты крыши корпуса и башни небольшие, ведь боеприпасы предназначенные для поражения танков с верхней полусферы, не слишком мощные боевые элементы, но их может быть много. Габариты высоты модуля крыши позволяют разместить защитные пластины в два слоя.

Активная защита

Комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит» с применением системы АФАР состоит из 4-х фазированных антенных решеток, которые отслеживают все воздушные и наземные цели в радиолокационном диапазоне вокруг танка. При классификации цели как опасная неуправляемая (снаряды, неуправляемые ракеты) задействуется пусковая установка с поражающими элементами. Таких пусковых установок 10 и они перекрывают фронтальную и фланговые проекции танка.

При классификации цели как опасная управляемая по лазеру или радиоканалу, задействуется пусковая установка, которая выстреливает вверх взрывной генератор электромагнитных импульсов или пассивные аэрозольные помехи, затрудняющие наведение управляемого боеприпаса на танк. Таких пусковых установок 32 (по 16 в блоке). При срабатывании взрывного генератора электромагнитных импульсов приходится на короткий срок защищать собственные ФАР.

Вооружение

Т-14 вооружен 125-мм пушкой 2А82 с расчетными характеристиками дульной энергии, превышающими отечественную 2А46М (предназначена для танков Т-72, Т-80, Т-90) в полтора раза и немецкую Rh120 в 1,2 раза. Ведутся работы по дальнейшему оснащению танковой версии «Арматы» 152-мм орудием.

В пушке 2А82 отсутствует эжектор, применено частичное хромирование ствола и увеличены размеры кожуха, который скрепляет ствол в районе зарядной кладовой. Нерешенной проблемой пушки является отсутствие серийного производства снарядов, которые бы обеспечили заявленные характеристики орудия.

Комплекс управления огнем Т-14 активно дорабатывается. К разработке привлечено белорусское предприятие «Пеленг». Экспериментальный автомат заряжания с вертикальной компоновкой боевых зарядов и снарядов емкостью 32 артиллерийских выстрела уже проверен эксплуатацией в войсках. Сами снаряды размещены в бронированном ящике за башней.

Прицел наводчика орудия и панорамный прицел-прибор для наблюдений командира танка не имеют оптических каналов и при выходе из строя электрических узлов системы управления огнем не обеспечивают функционирование системы и ведения прицельного огня из вооружения танка.

Перспективы увеличения калибра танка Т-14 путем замены орудия 2А82 (125 мм) на 2А83 (152 мм) имеют ряд сложностей из-за низкой несущей способности шасси, ограниченной высоты корпуса и низкой емкости разработанного автомата заряжания для 152-мм снарядов (22 артвыстрела). В случае преодоления конструктивных нестыковок, огневая мощь «Арматы» станет феноменальной.

В качестве вспомогательной огневой установки планируют применять новую автоматическую 30-мм пушку в модуле с дистанционным управлением. Ствол и боеприпасы к нему в стадии разработки. Отсутствие спаренного с пушкой пулемета свидетельствует о трудностях обеспечения его функционирования в безэкипажном боевом модуле.

Двигатель

С целью обеспечения высокой маневренности на поле боя, тактической и стратегической маневренности Т-14 оборудован Х-образным двигателем 2В-12 и роботизированной трансмиссией. История создания Х-образного двигателя тянется несколько десятилетий. Идея силового агрегата и принципиальная схема заимствованы у австрийцев, которые разработали и испытали так называемый двигатель Зимеринга.

Основное преимущество мотора – компактность. Его размеры позволяют размещать агрегат в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) танка перед экипажем. Специалисты также отмечают отменную мощность (оценочная не менее 1500 лошадиных сил) при достаточно легком весе танка (48 т).

В течение почти 30 лет не решена проблема теплоотвода от двигателя и уменьшения объема систем смазки и охлаждения, что привело к увеличению объема МТО. Также актуальна проблема создания современной топливной системы с применением электронного управления образования топливной смеси (двигатель при резких изменениях оборотов, при запуске, прогреве дымит в серо-голубом спектре).

Во время стоянок в головках цилиндров, расположенных в нижнем ряду, накапливается масло, которое перетекает из системы смазки. При запуске оно выбрасывается в выпускной тракт двигателя. При долгосрочном хранении без запусков это может привести к перетеканию масла в цилиндры до полного заполнения цилиндров и гидроудара двигателя.

Трансмиссия и подвеска

Трансмиссия «Арматы» обеспечивает плавный поворот танка в диапазоне всех скоростей движения, роботизированное переключение скоростей, восемь передач и реверс, возможность разворота на месте, быстрый разгон и надежное торможение. В то же время наличие в трансмиссии механического привода на вентиляторы системы охлаждения и привода на компрессор воздушной системы танке затрудняют ее строение и снижают надежность в целом.

Наличие механического привода вентсистемы указывает на недостаточную мощность генератора для обеспечения электропривода вентиляторов. То есть работа потребителей электрического тока будет ограничиваться мощностью генератора и способностью АКБ отдавать ток во время пиковых нагрузок в сети.

Подвеска Т-14 адаптивная, что обеспечивает улучшенную управляемость машины и создает благоприятные условия для улучшения условий стрельбы. В качестве амортизаторов используются цилиндрические амортизаторы с управляемыми характеристиками. Управление амортизаторами обеспечено системой датчиков и контроллером.

Доработка

Для завершения разработки, проведения заводских испытаний, устранения выявленных недостатков, проведения государственных испытаний, экспериментальной военной эксплуатации потребуется около двух лет. После начала серийного производства (2018) и активной эксплуатации в частях обычно идет накопление данных по типичным отказам и поломкам узлов и агрегатов, на устранение которых дополнительно потребуется еще 2-3 года. Таким образом, Т-14 «Армата» станет основным боевым танком – надежным, относительно дешевым в производстве, с налаженной подготовкой экипажей – не ранее 2020-го года.

Известные характеристики:

  • Экипаж: 3 человека. Комфортное время непрерывной работы – 72 часа.
  • Масса (т): заявленная – 48, с комплектом для боев в населенных пунктах – 53.
  • Основное вооружение: пушка с функцией пусковой установки 2А82-1М 125 мм с боекомплектом 45 артвыстрелов. Пулемет ПКТМ дистанционный 7,62 мм, запас боекомплекта в ленте 2000 патронов.
  • Силовой агрегат: многотопливный турбонаддувный X-образный двигатель 2В12-3 предполагаемой мощностью 1200-1500 л.с.
  • Скорость (км/ч): дорога – 80-90, бездорожье – 40-50. Запас хода со штатными баками 500 км.

Вопроса


Разработка танка нового (третьего послевоенного) поколения началась в СССР немногим позже создания нового основного танка Т-64А в 70-е. В работах под названием «Тема 101» участвовали Ленинградские, Челябинские и, в дальнейшем, Харьковские конструкторы.

Были реализованы ряд проектов, как с традиционной, так и новой компоновкой, большая часть которых так и осталась на чертежах или в виде макетов.

Танки с традиционными решениями, такие как «Объект 255» и «Объект 480» не давали существенного преимущества перед модернизированными вариантами Т-64А, Т-72 и танка с ГТД. Танки с новой компоновкой (Объект 450) требовали длительного поиска, как компоновочных решений, так и создания принципиально новых компонентов.

Данные работы подробно описаны в материале ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора Александра Александровича Морозова. Часть 2.

В конце 70-х и на протяжении 80-х годов харьковское КБ было выбрано головным по теме создания перспективного танка 90-х. Данные события рассмотрены с точки зрения одного из разработчиков танка, ответственного за его электронную составляющую - Последний рывок советских танкостроителей (дневник участника разработки танка «Боксер»). Варианты рассматриваемых в 80-е компоновок рассмотрены в материале - Танки "Бунтарь", "Боксер", "Молот" (объект 490, объект 490А, объект 477).

Разработка перспективного танка так и не была завершена до распада СССР.

Оставшиеся в России КБ принялись за создание перспективного танка на основе существовавшего задела. Из наиболее совершенных можно упомянуть Ленинградский Объект 299 (ОАО "Спецмаш"), который обладал весьма смелой компоновкой. Которая, на ряду с объективными причинами характерными для 90-х помешала его реализации.

Омский Объект 640 «Черный орел» также был проектом с весьма неоднозначными преимуществами, поэтому и был выбран для демонстрации (ВТТВ 1997) и даже продвигался за рубеж.

Нижний Тагил (УКБТМ) имел проект эволюционного развития Т-72 который не давал существенных причин для замены в производстве Т-72, так как заложенные в нем решения могли быть реализованы и в ходе модернизации.

С улучшением экономической ситуации работы активизировались. Здесь, как и в 70е реализовывались два проекта, один из них с высоким техническим риском, другой с традиционными и менее рискованными решениями. Первый – Нижнетагильский Объект 195 "Т-95" (ОАО "УКБТМ") и второй Омский проект Разработка унифицированного боевого отделения, тема «Бурлак» (ОАО "КБТМ").

В 2009 году было объявлено о закрытии этих проектов.

Начало складывается ощущение, что перспективный танк на постсоветском пространстве так и не будет создан.

Но в 2015 году на параде Победы широкой публике были представлены изделия на базе платформы «Армата» - танк нового поколения Т-14 и тяжелый БМП Т-15 с передним размещением МТО.

С появлением первых кадров «Арматы» появилось множество домыслов по поводу этого танка. Кто-то придавал ему приукрашенные качества, кто-то называл фанерным и выдумывал несуществующие недостатки.

Компоновка

Схема с сосредоточением экипажа в передней части корпуса, требует максимальной автоматизации управления , установленным в боевом отделении, создавая ряд трудностей технического порядка. Такая схема представляет интерес вследствие больших возможностей усиления защиты экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшением условий взаимодействия личного состава.

При размещение 3 членов экипажа плечом к плечу, как это сделано, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом
железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

Кроме того такая схема не обеспечивает хороший круговой обзор командиру танка, что в ряде стран, несмотря на развитие средств технического зрения считается важным качеством. Подробнее - Разработки перспективного танка в США.

Такая схема не однократно рассматривалась, начиная с 70-х годов в разных странах, но применения в танкостроении за исключением экспериментальных макетов, таких как американский FTTB не нашла.

Капсула экипажа. Место водителя находится слева по ходу танка.

Дисплейный комплекс механика-водителя (ДКМВ) установленный на танке предназначен для замены стрелочных контрольно-измерительных приборов и обеспечения решения задач управления, контроля функционирования, оперативного технического диагностирования систем и агрегатов шасси и выдачи рекомендаций по эксплуатации объекта.

Переключение передач осуществляется кнопками на штурвале. Наиболее важная информация о параметрах движения выводится непосредственно на выносное табло на штурвале управления. На монитор выводится изображение с тепловизионного прибора переднего обзора размещенного на верхней детали носового узла корпуса.


видеосмотровое устройство и блок кнопок управления


Вид на место водителя с места наводчика, размещенного по центру капсулы экипажа


Мониторы ПМФ-5.0 с ЖК-панелями высокого разрешения из серии многофункциональных панелей «5».

Слева на фото пульт наводчика.

Изделия ПМФ-5.0 (5.1) имеют расширенный набор интерфейсов, в том числе сенсорную панель с функцией мультитач и пр.
Разработка конструкторского бюро приборостроения (УКБП) которое входит в «Концерн Радиоэлектронные технологии».

Информационно управляющая система выводит на дисплее информацию о состоянии систем вооружения, защищенности, подвижности и пр.
Информационные сообщения выводится на экран ниже, красным показаны критические сообщения, желтым важные, белым штатные.


Вид на места командира и наводчика. Панели командира (3) правая часть фото.

На них выводится видеоинформация от внешних источников, синтезированная видеоинформация устройств (ТВ камеры, прицельные комплексы), обмен информацией, выдача навигационной картографической информации, а также ввод и передачу информации для управления основными системами танка. Пульты управления установлены под панели, наводчик и командир обладают аналогичными устройствами


Устройства производятся в РФ и унифицированы для всей линейки перспективных наземных машин («Армата», «Курганец», «Бумеранг»).

Производство и сборка устройств все еще происходит вручную, но надежность их растет.

Именно на этих устройствах основано управление танком.

Место командира. Визуальный обзор местности осуществляется через три смотровых прибора. Основную информацию предполагается получать через расположенные по периметру танку ТВ камеры и многоканальный панарамический прицел-прибор наблюдения.

Такое решение можно назвать весьма смелым, особенно для наземной техники, где условия намного более жесткие, чем в авиации. Справа пульт управления АВСКУ-Е (аппаратура внутренней связи, коммутации и управления). Под пультом - оптический датчик системы противопожарного оборудования (ОД1-1С). Установка оптических датчиков и быстродействующих баллонов в боевом отделении обеспечивает обнаружение пожара и выброс огнетушащего состава за время не более 150 мс. Такие датчики установлены по всему периметру капсулы


Вид на заднюю часть капсулы экипажа. Видны системы вентиляции и кондиционирования воздуха


Несмотря на множество цифровых новинок некоторые традиции в постсоветском танкостроении незыблемы, например не очень аккуратные сварочные швы.

Удобные сидения – большой шаг вперед в сравнении с танками прошлого поколения


Вид на боковую часть капсулы экипажа с места наводчика. Сидения экипажа имеют широкий диапазон регулировок, обеспечивая удобство экипажа

Защита

Компоновка «Арматы» аналогична отработанной на «Объект 195». Повышение защищенности экипажа достигается переносом рабочих мест экипажа, находившихся в башне, в высокозащищенный носовой модуль корпуса, масса защиты которого может быть увеличена на величину уменьшения массы защиты башни, вследствие уменьшения ее габаритов и внутреннего объема, предназначавшегося для рабочих мест экипажа.

Повышение защищенности и выживаемости экипажа в модуле достигается уменьшением суммарной площади внутренних поверхностей модуля управления (по сравнению с обитаемым отделением танков классической компоновки).

Модуль вооружения отделен от модуля управления поперечной перегородкой, что уменьшает вероятность поражения экипажа в модуле.

Пожаровзрывобезопасность модуля и выживаемость экипажа достигаются полным отделением рабочих мест экипажа от загерметизированного объема топлива и от боекомплекта.


Схематическое изображение общей компоновки
танка Т-14 «Армата» (аналогичная Т-95)

Указанное авторами патента преимущество, наряду с вышеперечисленными, обладает и еще одним недостатком – недостаточной защитой башни. К этому вопросу придут, как пришли и разработчики перспективного танка советских времен – «Молот», «Нота».

Комплекс защиты танка включает комбинированную и динамическую защиту, установленную в обеспечивающую защиту передней части корпуса с капсулой экипажа.

Также динамическая защита устанавливается на бортах корпуса (до моторно-трансмиссионного отделения). Спереди гусеничные ветви перекрыты ДЗ, что особенно важно при размещении экипажа в корпусе. В передней части борта корпуса блоки ДЗ выполнены откидными для простоты обслуживания ходовой части. В целом решения по установке ДЗ напоминают ее установку на танке «Нота» (ХКБМ).

Сверху динамической защитой прикрыта башня, также ДЗ устанавливается для защиты капсулы, включая люки. Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.


ДЗ прикрывает как верхнюю так и нижнюю деталь носового узла корпуса.

Внешне ДЗ аналогично устанавливаемому на Т-95. рабочая поверхность метаемой плиты значительно увеличена

Технические требования к перспективному танку заданные еще во времена СССР требовали обеспечения защиты сверху от кумулятивных боеприпасов с бронепробивной способностью 250- 300 мм. Несмотря на небольшой габарит крыши и люков, что прекрасно видно на фотографиях, можно предположить, что это требование выполнено.

Важнейшей особенностью танка является применения комплекса средств для защиты от высокоточного оружия. Включают они комплекс активной защиты, обеспечивающий прикрытие в диапазоне 120° по направлению башни танка и комплекс постановки многоспектральных завес и комплекс индикаторов лазерного и УФ излучения установленный по периметру башни.

Чтобы выстреливать ложные ИК и РЛ цели быстро и точно в направлении средства нападения откуда бы оно не подлетало, без поворота башни, требуется использование быстро поворачиваемых гранатометов.

Таким образом, от атакующих в горизонтальной проекции боеприпасов защиту обеспечивает КАЗ и комплекс постановки помех (в двух поворотных установках на башне). А от атакующих сверху – комплекс постановки помех (в двух фиксированных установках направленных верх).

Также устанавливается система противоминной электромагнитной защиты.

Комплекс защиты танка от ВТО

По периметру башни размещены индикаторы лазерного облучения и ультрафиолетового излучения (система обнаружения пуска ракеты).

Под передними индикаторами облучения и пуска ракет размещены РЛС с ФАР обнаружении и целеуказания КАЗ. На крыше башни система пуска многоспектральных помех в поворотных и в фиксированных установках


Индикаторы облучения и пуска на фото и в ходе демонстрации на параде прикрываются заслонками. Рядом с блоком индикаторов ТВ камеры переднего и бокового обзора

Под блоком РЛС установлены пусковые установки КАЗ. КАЗ «Афганит» является развитием системы «Дрозд». Эта разработка ЦКИБ СОО берет свое начало еще в 80-х. Отличием от «Дрозда» является возможность коррекции отстреливаемого контрбоеприпаса по азимуту (~0,5 м) и по вертикали (±4°). Комплекс обладает возможностью поражения противотанковых ракет атакующих цель на пролете, но от атакующих сверху не защищает


Для снижения заметности танка на башне устанавливается легкий кожух с геометрическими характеристиками оптимальными для снижения заметности в РЛ диапазоне длин волн

Вид сбоку на Т-14 армата, в центральной трети корпуса установлены блоки ДЗ оптимизированные для защиты от кумулятивных БЧ при угле попадания близком к нормали


Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.
Видны крепления бочек для топлива. На параде в Москве «Арматы» были без них. Видимо считают, что не модно

Огневая мощь

На танке установлена 125мм пушка повышенного могущества 2А82-1М. Судя по патентам пушка, может использовать как штатные выстрелы, так и вновь разрабатываемые с увеличенным пороховым зарядом. Боекомплект 40 выстрелов (из них 32 в автомате заряжания, 8 - возимый). Идеология АЗ сохранена от «Объекта 195», но малый боекомплект 152 мм увеличен до приемлемого значения.

7,62мм пулемет ПКТМ в дистанционно управляемой установке на совмещенной с панарамическим прицелом-прибором наблюдения платформе. Боекомплект 2000 патронов в непрерывной ленте.

Отсутствие спаренного с пушкой пулемета решение странное и несомненно неправильное. Это приведет к повышенному расходу боекомплекта наводчиком на не соответствующие снарядам 125 мм цели, к отвлечению командира от наблюдения за полем боя при применении единственного пулемета. Какое-то оправдание этому может быть в виде увеличенного на 10 выстрелов по сравнению с Т-72 автоматизированному боекомплекту. Автоматическая пушка калибра 30 мм как было на «Молоте» и Т-95, тоже отсутствует.


Схема АЗ необитаемой башни.

Снаряды и заряды располагаются вертикально.

Конвейер поднят над днищем корпуса для исключения заклинивания при прогибе днища (подрыв на мине).

Идея установки такой пушки возникла давно, еще в конце 70-х (Д-91Т) и продолжалась в дальнейшем, включая «Объект 187». По своему потенциалу она на 30% превосходит штатную.

Известно, что выстрелы повышенного могущества 3ВБМ22 с БПС 3БМ59 «Свинец-1» и 3ВБМ23 с БПС 3БМ60 «Свинец-2» с L=740 мм обладают повышенной по сравнению с штатным (3БМ44 «Манго» - 440 мм) бронепробиваемостью на 100- 150 мм. Усовершенствованные БПС разработанные для «Арматы» вероятно, достигнут уровня более 800 мм (450/60°). Обеспечивается возможность использования как штатных боеприпасов, так и вновь разработанных боеприпасов повышенного могущества.

Правда достигнут ли вопрос открытый, все эти темы ведутся уже больше двух десятилетий. Так те же «Свинец-1» и «Свинец-2» в формально в составе боекомплекта модернизированных Т-72БА, Т-80УА, Т-80УЕ1 еще с 2004 года.

Для борьбы с пехотой разработан выстрел 3ВОФ128 «Тельник»-1 (Завершение выполнения ОКР - 2014 г.) В снаряде реализован траекторный разрыв на подлете к цели (в упрежденной точке) с поражением цели осевым потоком ГПЭ; траекторный разрыв над целью с поражением цели круговым полем осколков корпуса; ударный наземный разрыв с установкой на мгновенное (осколочное) действие; ударный наземный разрыв с установкой на осколочно-фугасное действие (малое замедление); ударный наземный разрыв с установкой на проникающе-фугасное действие (большое замедление).

Стабилизатор вооружения 2Э58 - электромеханический с электрическим приводом вертикального и горизонтального наведения. Обладает пониженным энергопотреблением, повышенной точностью и меньшей пожароопасностью.

Приемо-передатчик УУИ-2 устанавливается у основания ствола. Обеспечивает автоматическое измерение изгиба ствола в процессе стрельбы.
Датчик ветра и давления (ДВД). Датчик емкостного типа обеспечивает измерение продольного, поперечного ветра и атмосферного давления.

Подвижность


«Армата» оснащена 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом 2В-12-3А. Механизм поворота с ГОП

Мощность двигателя 1200 лошадиных сил. По заявлениям разработчиков существуют возможности форсирования до 1500- 1800 л.с. в перспективе.

Общая емкость топливной системы танка 2015 литров с двумя подключенными бочками. Из них во внутренних и наружных топливных баках танка 1615 литров, топливо частично размещено внутри корпуса (816 литров), остальная часть в топливных баках на надгусеничных полках в кормовой части корпуса.

Трансмиссия механическая с планетарной центральной коробкой передач с автоматическим переключением. Встроенный реверс может обеспечивать равное количество передач переднего и заднего хода, что является важным при унификации шасси с задним и передним расположением МТО. Привод вентиляторов охлаждения двухступенчатый управляемый.

Жесткость подвески составляет 167…206 кН/м, а сопротивление гидравлического амортизатора на прямом и обратном ходах не превышает 55 кН и 120 кН, соответственно.

торсионный вал имеет уровень рабочих напряжений более 147·104 кН/м2 и допустимый угол закрутки более 80°.

Демпфирующая характеристика гидроамортизатора является скоростной, то есть представляет собой зависимость усилия сопротивления от скорости на рычаге. Кинематическое соединение гидроамортизатора с подвеской выполнено с возможностью обеспечения передаточного отношения вертикальной скорости опорного катка гусеничного движителя гусеничной машины к скорости перемещения рычага гидроамортизатора 0,15…3,5 с увеличением в конце хода опорного катка.

Достигается повышение прогрессивности характеристики подвески системы подрессоривания и плавности хода гусеничных машин массой до 55 т.


1 - направляющее колесо; 2 - гусеницы; 3 – опорные катки; 4 - поддерживающие катки;
5 - торсионный вал; 6 - балансир; 7 - гидроамортизаторы; 8 тяги


Изображена прогрессивная характеристика подвески, в сравнении с характеристикой подвески танка «Леопард 2»

Оценка проекта

Позитивная сторона проекта в том, что он все же был осуществлен, в большей степени, чем любой из существовавших проектов перспективного танка на постсоветском пространстве после создания танка Т-64.

Позитивным для отрасли в РФ является освоение новых технологий (сенсорные панели), новая элементная база в системах управления танком (ИУС, СУО и пр.), освоение которых может стать серьезным толчком в развитии электронной промышленности.

Уделено достаточное внимание комплексной защите танка – КОЭП, КАЗ, ДЗ и пр.

Эргономика соответствует современным требованиям.

Негативные особенности танка вытекают из выбора его компоновки, это невозможность обеспечения достаточного габарита бортовой брони капсулы из за размещения экипажа плечом к плечу, уязвимость башни от огня современных автоматических пушек, отсутствие визуального канала прицелов командира и наводчика, невозможность обеспечения кругового обзора с места командира. Выхлоп на оба борта повышает ИК заметность танка.

Из устранимых недостатков можно отметить отсутствие спаренного с пушкой пулемета. И прицела-дублера наводчика.

И главное, что можно еще добавить, танк проходит испытания, выпущено их на данный момент небольшое количество. Большинство систем, устанавливаемые в «Армате» еще достаточно не освоены, несомненно потребуется большое время чтобы вылечить «детские болезни». Так что быть или не быть «Армате» покажет время.


Вокруг российского танка Т-14 «Армата» разгорелись нешуточные страсти. Ряд зарубежных и отечественных СМИ сообщили о том, что власти РФ якобы отказались от новейшей боевой машины, в разработку которой были вложены сотни миллионов долларов.

Поводом для однозначных выводов послужило заявление куратора отечественной оборонки, вице-премьера РФ Юрия Борисова. Чиновник рассказал о том, что «Армата» получилась достаточно дорогой для армии, и по этой причине имеет смысл сделать ставку на модернизации нынешнего танкового парка.

«Ну и зачем наводнять «Арматами» все вооружённые силы? У нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с «Абрамсами», «Леклерками» и «Леопардами» по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит», - сказал Борисов.

По его мнению, в ближайшие годы армия может обойтись без массового поступления машин нового поколения, которые «достаточно дорогостоящие по отношению к существующим».

«Нам и так удаётся, имея бюджет в десять раз меньше стран НАТО, за счёт таких эффективных решений, когда смотрим модернизационный потенциал старых образцов, решать поставленные задачи», - подчеркнул Борисов.

Правда и лукавство Борисова

В настоящее время армия России вооружена примерна 1,8 тыс. танками, большая часть из них - это модернизированные версии Т-72. Борисов не лукавил, когда говорил, что отечественный танк не уступает по соотношению цены и качества американскому «Абрамсу», немецкому «Леопарду» и французском «Леклерку».

Т-72Б3 обладает худшими, по сравнению с зарубежными машинами, показателями огневой мощи, защищённости и автоматизации. В то же время российский танк значительно превосходит западных конкурентов в подвижности и надёжности.

На стороне Т-72 и экономика. Стоимость новенького Т-72Б3 составляет порядка 2 миллионов долларов, а модернизация каждого танка обходится в пределах всего лишь 200 тысяч долларов.

При этом цена за один «Абрамс», «Леклерк» и «Леопард» превышает 5–6 миллионов долларов. В неприхотливых условиях локальных конфликтов Т-72Б3 окажется, несомненно, сильнее. Помимо этого, покупка и обслуживание российского танка не требует больших расходов. Кстати, «Армата» не стоит совсем уж заоблачных денег. В СМИ можно встретить цифру в 250 миллионов рублей и 4 миллиона долларов за единицу.

Борисов не исказил реальность, когда подчёркивал достоинства Т-72, но его можно смело упрекнуть в смене представлений о развитии танковых войск. В 2013 году в интервью для «Эху Москвы», будучи в должности замминистра обороны, он заявил следующее: «Наша армия больше не может жить с техникой, которая осталась от СССР. Мы должны сделать большой скачок и создать новую боевую машину до 2015 года. И мы сделаем это».

Очевидно, что речь шла об «Армате». Тем не менее, прежнюю безапелляционность Борисова относительно советского наследия оправдывает фактор острого экономического кризиса, который поразил нашу страну в 2014 году. Минобороны и правительство были вынуждены корректировать закупочные планы и проводить секвестр военных расходов.

В 2017 году предшественник Борисова Дмитрий Рогозин сообщил, что Госпрограмма вооружения на 2018-2027 годы предполагает «серийные поставки» Т-14. Скорее всего, ещё в прошлом году военно-политическое руководство РФ решило оснастить «Арматой» несколько подразделений, что, как мы разобрались, совершенно некритично для российской армии.

Т-14 опередил своё время

С 2017 года в процессе модернизации находятся газотурбинные Т-80 и дизельные Т-90 (опытно-конструкторские работы «Прорыв-3»). Старт обновления парка, по сути, советских машин эксперты восприняли как результат буксовки процесса принятия на вооружение Т-14.

И всё же из заявления Борисова неразумно делать вывод о том, что Россия отказывается от Т-14. В пример можно привести ситуацию с Т-90 «Владимир», который считался самой совершенной боевой машиной в мире по состоянию на начало 1990-х годов. За четверть века российская армия получила только 350 этих танков (около 20% танкового парка).

На первый взгляд, проект Т-90 кажется провальным, так как по-настоящему масштабных поступлений новейших танков в войска не произошло. Однако на протяжении 25 лет ВС РФ не испытывали какую-то острейшую необходимость в этих машинах. Какой же был тогда смысл вкладывать деньги в создание Т-90?

Во-первых, на «Владимире» Россия смогла неплохо заработать. В 2000-е годы Т-90 стал самым продаваемым танком на международном рынке. Во-вторых, на основе некоторых технологических новшеств, воплощённых в Т-90, была создана «Армата». Не исключено, что в общих чертах Т-14 может повторить судьбу «Владимира».

Стоит добавить, что проект «Арматы» разрабатывался для ведения «сетецентрической войны», которую отличает высокая степень автоматизации процессов управления боем. Т-14 должен быть включён в единый информационный контур, который позволит получать информацию из множества источников. Именно в этом ключевое преимущество танка перед предшественниками.

Однако в российской армии пока не хватает беспилотников, да и формирование единого информационного контура находится на начальном этапе. «Армата» просто опередила своё время. И этот факт не может быть основанием для утверждений, что машина России не нужна. С большой вероятностью в рамках ГПВ, войска РФ получат несколько десятков Т-14, а при улучшении экономичного положения Минобороны увеличит объём закупок.

Как представляется, главная беда новейшего отечественного танка заключается в том, что его слишком рано расхвалили федеральные СМИ с подачи военных и политиков. На таком информационном фоне любая, даже не очень серьёзная проблема с Т-14, опрометчиво воспринимается как катастрофа.

Танк нового поколения Т–14 на платформе "Армата" впервые был показан в 2015 году на Параде Победы в Москве. "В этом году тоже будет "коробка", в которой будет 9 единиц танков Т–14 "Армата". Будет "коробка", в которой будет "Коалиция" и самоходная артиллерийская установка "Мста–С"", – сказал заместитель генерального директора ОАО НПК "Уралвагонзавод" по спецтехнике Вячеслав Халитов в эфире радиостанции "Эхо Москвы" (программа "Арсенал", тема: "Новейшие разработки в условиях кризиса", эфир: 22:10, 25.04.2016 года).

Сколько выпущено танков "Армата"?

В настоящее время выпущена опытно-промышленная партия, это - 12 танков Т-14 и 12 машин Т-15 , продолжается опытно-конструкторская работа и идут предварительные испытания. Об этом сказал замгендиректора ОАО НПК "Уралвагонзавод" по спецтехнике Вячеслав Халитов в эфире "Эха Москвы".

"Продолжается опытно-конструкторская работа. Сейчас идут предварительные испытания - это испытания, которые проводит главный конструктор. У нас выпущена опытно-промышленная партия, часть этой опытно-промышленной партии сейчас привлекается к подготовке к Параду . Будет участвовать танк Т-14 "Армата" в Параде Победы. Остальная часть опытно-промышленной партии сейчас частично проходит испытания, частично готовится к проведению испытаний", - сказал Вячеслав Халитов.

Контракт на 100 машин

Вячеслав Халитов уточнил, что опытно-промышленная партия - это чуть более 20 машин. "Заместитель министра обороны Борисов Юрий Иванович озвучил, что с нами подписан контракт, в котором около 100 машин. Действительно, у нас такой контракт есть, он уже около двух лет - он долгосрочный, мы его выполняем, и в рамках этого контракта как раз и была изготовлена опытно-промышленная партия. Дальше продолжается выполнение этого контракта", - сказал он.

На вопрос относительно сроков, когда эти 100 машин должны передать в Вооруженные силы, Вячеслав Халитов ответил:

"Прогнозируемый срок - это 2017-18 год. Пока кризис серьезного, существенного влияния на подготовку производства "Арматы", выполнение опытно-конструкторской работы не оказывает".

Он уточнил, что "12 машин собрано Т-14 и 12 машин собрано Т-15 - это опытно-промышленная партия . Надо понимать, что параллельно идет опытно-конструкторская работа независимо от опытно-промышленной партии".

Танки "Армата"

Танки Т-14 "Армата" на Параде Победы в 2015 году

Многоуровневая защита танка "Армата"

Вячеслав Халитов, говоря о защищенности машин, сказал, что в настоящее время защищенность выше, чем противотанковые средства. Немного коснувшись темы многоуровневой защита танка "Армата", были упомянуты:

  • система противодействия обнаружению, которая включает ряд подсистем;
  • система противодействия попаданию;
  • система противодействия поражению;
  • система живучести самой машины.

"Благодаря этой многоуровневой системе защиты в целом, у нас достаточно живучая машина и обеспечивается выживаемость экипажа. Мы сейчас тоже самое внедряем в ходе модернизации танков Т-72 и Т-90", - сказал заместитель генерального директора "Уралвагонзавода" по спецтехнике Вячеслав Халитов.

Двигатель

"Мощность двигателя в машине заложена таким образом, что она со временем модернизируется, и у нас несколько вариантов: мощность 1350, 1500 и 1800 лошадиных сил. Мы пока не форсируем эти события, потому что пока мощности 1350 л.с. достаточно для того, чтобы проводить испытания машины и подтверждать характеристики", - сказал Вячеслав Халитов. В целом - характеристики все подтверждаются .

Сколько будет стоить серийный танк?

Кризис не помешает передать первую партию из 100 машин "Армата" в ВС России в 2017-2018 годах. Ранее были сообщения, что стоимость одного серийного танка Т-14 "Армата" будет составлять менее 250 миллионов рублей.

Стоимость "однозначно будет откорректирована в сторону уменьшения. Потому что при хорошей серии - это более 100-150 машин в год примерно, уменьшится цена. И при уже отлаженном производстве", - отметил Вячеслав Халитов.

В инициативном порядке

В настоящее время рассматриваются вопросы о возможности разработки боевого модуля со 152-мм пушкой. "Мы этот вопрос пока рассматриваем в инициативном порядке. Действительно такой вопрос прорабатывается и больших проблем мы здесь не видим. И вполне допустима установка такого боевого модуля ", - сказал замгендиректора "Уралвагонзавода" по спецтехнике.

Также в инициативном порядке рассматривается дистанционное управление машиной. "Мы рассматриваем также вариант использования в перспективе "Арматы", как дистанционно-управляемую машину. То есть это - безэкипажная машина, экипажа нет внутри. Есть оператор, который дистанционно управляет несколькими машинами на определенной дальности, к примеру, от 3 до 5 километров", - отметил Вячеслав Халитов.

Полностью интервью можно послушать:

  • На сайте радиостанции