Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Шляпы кто гордец не снимет. Открытое занятие "Город чудный - город древний" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: совершенствовать представление учащихся о столице нашей Родины- Москве.
Задачи:

  • познакомить учащихся с историей возникновения Москвы;
  • формировать у учащихся представление о Москве как о главном городе России, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
  • развивать внимание, читательский интерес учащихся;

Оборудование:

  • компьютер и мультимедийный проектор, экран;
  • магнитофон и аудиоэнциклопедия «Московский Кремль»;
  • выставка книг о Москве;
  • плакаты с пословицами;
  • виды Москвы;
  • макет Кремля;

ХОД УРОКА:

I этап. Первое знакомство с Москвой ( Презентация )

СЛАЙД 1. «ГОРОД ЧУДНЫЙ, ГОРОД ДРЕВНИЙ…»

Звучит мелодия о Москве. Учащиеся читают стихотворение: «Здравствуй, Столица!»

Здравствуй, Столица! Здравствуй, Москва!
Здравствуй, московское небо!
В сердце у каждого эти слова –
Как далеко бы он ни был.

Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени – город МОСКВА,
Для площади – КРАСНАЯ площадь.

На свете немало других площадей,
Героев на свете немало.
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй нигде не бывало.

Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут полагая опасный,
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади КРАСНОЙ.

Вводное слово учителя:

– Ребята, сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по столице нашей РОССИИ городу-герою Москве.

Просматривание видеоролика о Москве. На фоне видеоролика звучат слова:

Москва… Как много может вместить в себя это короткое слово…Москва …
Это – большой, красивый, многолюдный главный город государства, сердце нашей Родины.
Москва… Это знаменитые на весь мир музеи, театры, памятники и архитектурные ансамбли. Это гигантские заводы и фабрики, оснащённые самым современным оборудованием, лаборатории, институты. Это город древний и одновременно молодой. Это город – герой, на знамени которого высшие награды страны за трудовые успехи и славные воинские подвиги. Славное и гордое имя – Москва!

II этап. Видеопутешествие по Москве и знакомство с достопримечательностями столицы с использованием мультимедийной презентации ( Приложение 2 )

СЛАЙД 2. ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О МОСКВЕ

– Трудно представить, что когда-то Москва была маленьким посёлком. Впервые поселение Москва упоминается в летописи в 1147 году в связи с именем суздальского князя Юрия. Место, где строился город, было очень удобным. Широкая река, луга, густые леса. До сих пор живёт в названиях московских улиц память о тех лесах: Моховая, Ольховская, Полянка, Марьина роща, Лосиный остров.

СЛАЙД 3. ОСНОВАТЕЛЬ МОСКВЫ – ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ

Основателем Москвы был князь Юрий Владимирович Долгорукий. Сценка: «Разговор князей». Деревянные стены не раз укрывали жителей от врагов.

На холме в бору сосновом
У слияния двух рек,
Древний город был основан.
Поселился человек.
Боровицким холм назвали,
А потом века прошли.
Кремль Московский основали,
И столицу возвели.

В начале XIV века Москвой стал править князь Иван Калита. Он велел построить мощные стены из дуба.

СЛАЙД 4. МОСКВА БЕЛОКАМЕННАЯ

В 1367 году внук Ивана Калиты великий князь Дмитрий Донской окружил холм крепостной стеной из белого камня. Со всей округи были собраны мастера каменного дела. Выросла стена толщенной в 2 – 3 м. Над белоснежными стенами стали возвышаться башни из известняка. С тех пор Москву прозвали Белокаменной.
Стены первой Кремлёвской крепости
Долгорукий построил в древности.
Но Иван Калита поднял новые:
Стены толстые, стены дубовые.
А при Дмитрии князе Донском
Стены выложили известняком.
Белым камнем весь Кремль наш украшен
И пожар ему больше не страшен.

СЛАЙД 5. НОВЫЕ СТЕНЫ КРЕМЛЯ

Ещё через 100 с лишним лет, при Иване выстроили новые стены и башни из красного обожжённого кирпича. Он пригласил великих русских мастеров и зодчих из Италии. Под их руководством началось новое строительство. Строили новый Кремль 10 лет. Мощная получилась крепость. Кремль был сооружён на высоком холме. Стены высокие, толстые. Поверху – тысячи зубцов с бойницами. Его мощные стены и высокие башни должны были не только устрашать, но и показывать заморским купцам и путешественникам могущество России, которая на всех картах обозначалась именем Московия. Вот эти стены и дожили до наших дней.

СЛАЙД 6. СПАССКАЯ БАШНЯ

Современные стены Кремля состоят из 20 башен. Самая большая, красивая и стройная - Спасская башня, построенная в 1491 году. Во все времена она считалась главной среди своих сестёр. Её часто изображают как символ нашей страны. На Спасской башне 4 огромных циферблата, которые смотрят на 4 стороны света. Бой её башенных часов – курантов слышат по радио каждый день люди всего мира.

СЛАЙД 7. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Далее мы попадаем на Красную площадь – главную площадь нашей страны. Раньше словом «красное» называли красивое. Каждый, кто приезжает в Москву, прежде всего, хочет посмотреть Красную площадь. У всех россиян с Красной площадью связано самое дорогое. Перед полётом в космос сюда приходил Юрий Гагарин. С тех пор все космонавты считают своим долгом побывать возле звёзд кремлёвских, прежде чем подняться к звёздам космическим. Вдоль Кремлёвской стены захоронены видные деятели нашей страны, космонавты, учёные, полководцы.

СЛАЙД 8. ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Памятник русской архитектуры, ныне филиал Исторического музея. Построен в 1555 – 1560 г. Зодчими Бармой и Постником. Сооружение состоит из 8 столпообразных храмов, группирующихся вокруг центра девятого шатрового столпа, объединённых общим основанием и внутренними переходами. Над резными крылечками застыли 10 башен храма. Вот уже более четырёх веков не могут наглядеться люди на его дивную красу.

Храм Василия Блаженного пригож,
На игрушку расписную он похож.
10 луковок – резные купола,
Сколько башенок – звонят колокола.
Церкви сказочные строят по России.
Мастеров российских руки золотые.

СЛАЙД 9. «ЦАРЬ-ПУШКА»

Когда люди впервые посещают Московский Кремль, прежде всего спешат посмотреть на знаменитые «Царь-пушку» и «Царь-колокол». Обе эти достопримечательности находятся рядом и поражают своей величиной. «Царь – пушка» была сделана немного раньше, чем «Царь – колокол». Частые набеги врагов заставляли москвичей всегда быть готовыми к обороне. Металл – долговечен. Пушку отлил в 1586 году замечательный русский мастер литейного дела Андрей Чохов. «Царь – пушка» предназначалась для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли. Она так и осталась памятником русского литейного искусства XVI в. Вес пушки достигает 40 тонн, длина 5,34 м, калибр – 89 см.

СЛАЙД 10. «ЦАРЬ-КОЛОКОЛ»

«Царь-колокол» был отлит из бронзы мастером Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733 – 1735 годах. Он самый большой в мире. Весит этот гигантский колокол свыше 200 тонн, высота его 6,14 м, а диаметр – 6,6 м. Во время большого московского пожара в 1737 году отливка «Царь-колокола» сильно раскалилась, он треснул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Так и остался колокол на земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном. В 1836 году он был установлен на постаменте около колокольни Ивана Великого.

В века минувшие бывало
Царей в Кремле перебывало.
Теперь встречают нас как встарь
«Царь-колокол» и «Пушка-царь».

СЛАЙД 11. МЕМОРИАЛ НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА

Вот Он, не вернувшийся из боя,
Вышедший на линию огня,
Для того, чтоб заслонить собою
Родину, столицу и меня.

Ю. Друнина

Неизвестный солдат лежит у северо-западной стены Кремля, в Александровском саду. Это символично. Он защищал подступы к столице и словно остался её бессменным дозорным, её вечным стражем. Кто он? Мы не знаем его имени. Мы знаем: он погиб на подступах к Москве в суровом 1941 году. Сюда идут матери и отцы, не дождавшись сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, правнуки знающие родственников по фотографиям. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек…
Неизвестный солдат шагнул в бессмертие. И его вечный покой трепетно и преданно хранят столица, Россия.
(Минута молчания)

СЛАЙД 12. МГУ им. М.В.ЛОМОНОСОВА

Все, кто бывает в Москве, стремятся попасть на Воробьёвы горы, чтобы увидеть Московский университет. Главный его корпус состоит из 36 этажей. Здесь аудитории, лаборатории, библиотека, музеи землеведения. К главному корпусу примыкают общежития для студентов и аспирантов. Перед входом в главный корпус университета стоит памятник тому, чьё имя носит Московский университет: Михаилу Васильевичу Ломоносову. Ломоносов стал великим учёным и основал в Москве первый в России университет. В нём учатся и выпускники нашего города.

СЛАЙД 13. БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Большой театр – крупнейший центр русской и мировой музыкально – театральной культуры, основан в 1776 году в Москве. В нём ставились первые русские оперы и балеты М.И.Глинки, П.И. Чайковского, А.П. Бородина, Н.А. Римского – Корсакова, Ф.И.Шаляпина и др. В труппе Большого театра – прославленные на весь мир певцы и артисты балета, в его оркестре лучшие музыканты, знаменитые художники готовят к спектаклям декорации. Большой театр – это чудо искусства. Его построили архитектор Осип Бове и Андрей Михайлов. Над входом поставлен колоссальной величины Аполлон на колеснице, запряжённый четырьмя конями. Как наряден пятиярусный зрительный зал, который вмещает две тысячи зрителей.

СЛАЙД 14. ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Это один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. Основан в 1856 году П.М.Третьяковым, который передал в дар Москве, народу огромную бесценную коллекцию картин. Галерея была главной целью и смыслом жизни Павла Третьякова. Уже передав галерею городу, он по-прежнему заботился о ней, покупал новые картины, встречался с художниками. Последними словами его были – «берегите галерею»…Более 60 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры насчитывают сегодня фонды Третьяковской галереи. Ежегодно здесь бывает до полутора миллионов человек.

СЛАЙД 15. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

В 1812 году Российский император Александр I подписал указ, согласно которому предполагалось построить храм в честь победы русских солдат над Наполеоном. Храм был построен, но неоднократно был, подвергнут разрушению. В 1992 году президент России Борис Ельцин подписал указ, о восстановлении храма. Его реконструкция велась на пожертвования людей и была закончена в 2000 году.

III этап. Москва в фольклоре. Пословицы о Москве

  • Москва – всем городам мать.
  • Наш городок – Москвы уголок.
  • Славится Москва церквами, колоколами да калачами.
  • Питер – голова, Москва сердце.
  • Москва – царство, деревня – рай.
  • Москва людна и хлебна.
  • Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят.
  • В Москве каждый день праздник.

– Как вы понимаете смысл пословиц?

IV этап. Викторина

1. Какой по счёту День рождения будет отмечать наша столица в этом году? (860
2. В каком году в Летописи впервые упоминается о Москве? (В 1147 г.)
3. С именем какого князя связано основание Москвы? (С именем Юрия Долгорукова.)
4. Сколько Башен в Московском Кремле? (Двадцать.)
5. Какая башня Кремля самая большая, красивая и стройная? (Спасская.)
6. Что находится на Спасской башне? (Кремлёвские куранты.)
7. Какая площадь в Москве самая главная? (Красная площадь.)
8. Кто является основателем МГУ? (М.В.Ломоносов.)
9. Назовите мэра Москвы? (Юрий Лужков.)

Подведение итогов викторины. Кто больше всех отвечал – получает в подарок открытки с видами Москвы.

V этап. Итог урока

Заключительное слово учителя. Вот и закончилось наше путешествие.
– Что вам понравилось?
– Кому-нибудь захотелось побывать в Москве?
– Да, Московский Кремль и Красная площадь – сердце нашей Родины. Для всех россиян Москва не просто город: она – наше прошлое и будущее, наша память и мечта, наша жизнь.

Исполнение учащимися песни «Москва – златоглавая».
Чтение учителем наизусть стихотворения о Москве.

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Список используемой литературы:

1. «Всё обо всех», АТС, Компания «Ключ – С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. Ломоносова, Москва, 1997 г., том 3.
2. «Пословицы русского народа», Сборник В. Даля в двух томах. Москва, «Художественная литература», 1989 г.
3. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю». Издательство «Дрофа», 2005 г.
4. Саплина Е.В., Саплин А.И. Книга для учителя. Москва, Издательский дом «Дрофа», 1997 г.
5. Советский энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1981 г.
6. Чутко Н.Я., Родионова Л.Е. «Твоя история». Учебник-хрестоматия по истории 3 класс, Издательство «Духовное возрождение», 1998 г.
7. «Я познаю мир». История. Москва, АТС, 2000 г.

Цели и задачи:

Закреплять начальное представление об истории возникновения и развития Москвы;

Расширять представления детей о Москве;

Продолжать знакомство с историческим центром Москвы;

Приобщать к русской национальной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

в старшей группе

«Город древний-город чудный»

Воспитатель Анисимова И.Е.

ГБОУ гимназия №1583 ДО №27

Цели и задачи:

Закреплять начальное представление об истории возникновения и развития Москвы;

Расширять представление детей о Москве;

Продолжать знакомство с историческим центром Москвы – Кремлём, Красной площадью; с самыми известными в Москве, да и во всем мире, памятниками архитектуры Большим театром и Государственной Третьяковской галереей;

Приобщать детей к русской национальной культуре;

Способствовать развитию эстетического вкуса.

Предварительная работа: Рассматривание картин о Москве, чтение рассказов и стихов, слушание музыки, знакомство с флагом и гербом Москвы, с историческими памятниками, с историей возникновения Москвы, «Художественное творчество (рисование) » «Москва Златоглавая», «Спасская башня Кремля»

Оборудование: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, книги о Москве, иллюстрации.

Ход занятия:

Вводная часть

Посмотрите на картинку и догадайтесь, о чем мы сегодня поговорим? Правильно, мы поговорим о столице нашей Родины – о Москве.(слайд 2) В Москву приезжают люди со всех концов света полюбоваться её красотами. Вы знаете, как называются люди, которые живут в Москве? (москвичи) Вот и мы совершим сегодня прогулку по нашей столице, (слайд3, 4)

Москва- город старинный, древний. Много лет назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери; реки, в которых было много рыбы. Здесь стали селиться люди, образовалось, много маленьких сёл. Князь Юрий Долгорукий решил объединить эти сёла – ведь вместе было легче ловить рыбу, охотиться на зверей, защищаться от врагов. Так появилась Москва. В сентябре москвичи отмечают день рождения своего любимого города, (слайд5, 6) Как называется река на которой стоит Москва? (слайд 7)

Каждому русскому человеку дорога Москва. Вот какими теплыми словами говорил о Москве А.С.Пушкин. (слайд 8)

Как часто в горестной разлуке

В моей блуждающей судьбе

Москва, я думал о тебе.

Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Рассмотреть с детьми иллюстрацию памятника Ю. Д. Долгорукого.

О Москве написано много стихов, но всем известно стихотворение Ф.Глинки «Город чудный, город древний» (слайд 9,10)

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах.

Исполинскою рукою

Ты, как хартия, развит.

И над малою рекою

Стал велик и знаменит.

На твоих церквях старинных

Вырастают дерева.

Глаз не схватит улиц длинных,

Это матушка Москва?

Кто, силач, возьмет в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьет златую шапку

У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернет?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?!

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

Посмотрите, как выглядела древняя Москва. Много старинных церквей, храмов на длинных улицах Москвы. А теперь дети мы с вами отправимся на Красную площадь, посетим Кремль. Посмотрите, какой был Кремль в древние времена. Сначала деревянный, потом белокаменный, и только потом его построили из красного кирпича. (слайд 11-14)

Воспитатель: Дети, мы с вами уже много узнали и увидели, а давайте немного отдохнём и разомнёмся, (слайд 15)

Физкультминутка

Едем, едем, долго едем

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать,

Прочь усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать.

Воспитатель:

Все отдохнули и немного размялись.

Что такое достопримечательности? (то, что отличает один город от другого) Давайте вспомним, какие достопримечательности есть в Кремле, которые упоминал в своем стихотворении Ф. Глинка? Царь – колокол, Царь – пушка, колокольня Ивана Великого. А какие еще достопримечательности есть в Москве? Большой театр, храм Василия Блаженного.(15,16)

Послушайте еще раз стихотворение Ф.Глинки «Город чудный, город древний», закройте глазки и попробуйте представить древнюю Москву.

Вам понравилось? Получилось представить древний город?

А теперь поиграем. Игра «Собери картинку» (работа в парах)

Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего?

На прощание послушайте гимн города Москвы, если помните слова подпевайте.


Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Анализ стихотворения «Москва» Глинки

Федор Николаевич Глинка, офицер и общественный деятель, выйдя в отставку, пишет гимн русской истории и победам — стихотворение «Москва». Оно по праву занимает свое место в золотой фонде отечественной классической поэзии XIX века.

Стихотворение «Москва» написано в 1840 году. Его автору — 44 года, позади военные сражения, чиновничья служба, опала за поддержку восстания декабристов. Он сотрудничает с журналами «Москвитянин» и «Современник», пробует себя в жанре духовного стихотворения.

Произведение относится к жанру гражданской лирики (уместно назвать также оду и гимн), по размеру — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой. Лирический герой — сам поэт.

Лексика возвышенная, торжественная, много восклицаний и риторических вопросов, обращений к столице: город чудный, город древний, кто Царь-колокол подымет? Это матушка Москва!

Это произведение духом и ликующей интонацией перекликается со стихотворением 1831 года . Оно афористично и легко запоминается. Автор подчеркивает значимость прописной буквой: Царь-пушку. Вообще, много сложных (двусоставных) слов, роднящих стихотворение с устным народным творчеством: Кремля-богатыря, Ивана-звонаря.

Эпитеты подобраны с любовью к городу и стране: чудный, древний, бедовой, белокаменная, бурнопламенная, полоненною, срединный, сердечный, коренной. Город одушевлен поэтом: ты не гнула, лежала, восстала. Метафора: исполинскою рукою. Затруднение могут вызвать, пожалуй, лишь два слова: хартия (свиток, важный документ) и «выи» (шея). Автор с почти фотографической точностью описывает панораму Москвы. Любуясь городом в годы его наивысшего расцвета, он вспоминает былые бедствия.

Он адресуется и к непокорным окраинам империи: пасынки России поклонятся. В 6 строфе вопросительный знак соседствует с восклицательным, чтобы подчеркнуть невозможность даже для гордеца не смириться: у святых в Кремле ворот?! Сравнение: как мученик. Ф. Глинка употребляет обе формы слова: город и град. Повторы: кто. Упоминаются семь холмов, на которых стоит великий город. Поэт желает процветания Москве и России.

Участник Отечественной войны 1812 года, поэт и общественный деятель Ф. Глинка создал в 1840 году хрестоматийное патриотическое стихотворение «Москва». Соединение пейзажной лирики и возвышенного настроя — ключ к его нестареющему очарованию.