Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Пальчиковые игры "осень". Пальчиковые игры "Осень"

Сказки Андерсена

Одна из лучших сказок Андерсена про гадкого утенка, родившегося и воспитанного в семье уток. По мотивам этой сказки снято немало мультфильмов, она переведена на многие языки мира. В сказке описана нелегкая судьба гадкого утенка, который с детства подвергался насмешкам и издевкам со стороны своих сородичей. Один раз Гадкий утенок увидел на пруду прекрасных и грациозных лебедей, с тех пор он завидовал этим благородным птицам и их красоте. Время все расставило по местам, гадкий утенок взрослел и в одно прекасное мгновение его настолько все замучили своими издевательствами, что гадкий утенок подплыл к прекрасным лебедям, в надежде, что они убьют его за его уродство, но каково же было его удивление, когда он склонил голову в ожидании смерти и увидел в воде свое отражение. Он превратился в прекрасного благородного лебедя, на зависть всем своим сородичам.

98f13708210194c475687be6106a3b84

Х орошо было за городом!

Стояло лето. Золотилась рожь, зеленел овес, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски - этому языку он выучился у матери.

За полями и лугами тянулись большие леса, а в лесах были глубокие озера. Да, хорошо было за городом!

Прямо на солнышке лежала старая усадьба, окруженная глубокими канавами с водой; от стен дома до самой воды рос лопух, да такой большой, что маленькие ребятишки могли стоять под самыми крупными листьями во весь рост. В чаще лопуха было глухо и дико, как в самом густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка.

Она должна была выводить утят, и ей это порядком надоело, потому что сидела она уже давно и ее редко навещали - другим уткам больше нравилось плавать по канавам, чем сидеть в лопухах да крякать с нею. Наконец яичные скорлупки затрещали.

Пип! Пип! - запищало внутри. Все яичные желтки ожили и высунули головки.

Кряк! Кряк! - сказала утка. Утята быстро выкарабкались из скорлупы и стали озираться кругом под зелеными листьями лопуха; мать не мешала им - зеленый цвет полезен для глаз.

Ах, как велик мир! - сказали утята.

Еще бы! Тут было куда просторнее, чем в скорлупе.

Уж не думаете ли вы, что тут и весь мир? - сказала мать. - Какое там! Он тянется далеко-далеко, туда, за сад, в поле, но там я отроду не бывала!.. Ну что, все вы тут?

И она встала.


- Ах нет, не все. Самое большое яйцо целехонько! Да когда же этому будет конец! Я скоро совсем потеряю терпение.

И она уселась опять.

Ну, как дела? - спросила старая утка, которая пришла ее навестить.

Да вот с одним яйцом никак не управлюсь, - сказала молодая утка. - Все не лопается. Зато посмотри-ка на малюток!

Просто прелесть! Все, как один, - в отца.


- А ну-ка покажи мне яйцо, которое не лопается, - сказала старая утка. - Наверняка это индюшечье яйцо. Вот точно так же и меня однажды провели. Ну и было же мне с этими индюшатами хлопот, скажу я тебе! Никак не могла заманить их в воду. Уж я и крякала, и толкала - не идут, да и только! Ну-ка, покажи яйцо. Так и есть! Индюшечье! Брось его да ступай учи деток плавать!


- Посижу уж еще! - сказала молодая утка. - Столько сидела, что можно и еще посидеть.

Как угодно! - сказала старая утка и ушла.

Наконец лопнуло и большое яйцо.

Пип! Пип! - пропищал птенец и вывалился из яйца. Но какой же он был большой и гадкий!

Утка оглядела его.

Ужасно велик! - сказала она. - И совсем не похож на остальных! Уж не индюшонок ли это, в самом деле? Ну да в воде-то он у меня побывает, силой да загоню!

На другой день погода стояла чудесная, зеленый лопух был залит солнцем. Утка со всею своею семьей отправилась к канаве. Бултых! - и она очутилась в воде.

Кряк! Кряк! - позвала она, и утята один за другим тоже побултыхались в воду. Сначала вода покрыла их с головой, но они сейчас же вынырнули и отлично поплыли вперед.


Лапки у них так и работали, и даже некрасивый серый утенок не отставал от других.

Какой же это индюшонок? - сказала утка. - Вон как славно гребет лапками! И как прямо держится! Нет, мой он, мой родненький... Да он вовсе и не дурен, как посмотришь на него хорошенько. Ну, живо, живо за мной! Сейчас я введу вас в общество, представлю вас на птичьем дворе. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!

Скоро добрались и до птичьего двора. Батюшки! Что тут был за шум!

Два утиных семейства дрались из-за одной головки угря, а кончилось тем, что головка досталась кошке.

Вот видите, как бывает на свете! - сказала утка и облизнула язычком клюв - она и сама была не прочь отведать угриной головки.

Ну-ну, шевелите лапками! - сказала она утятам. - Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех. Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскут. Как красиво! Это высшее отличие, какого только может удостоиться утка. Это значит, что ее не хотят потерять, - по этому лоскуту ее узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вовнутрь! Благовоспитанный утенок должен выворачивать лапки наружу, как отец и мать. Вот так! Смотрите! Теперь наклоните голову и скажите: "Кряк!"

Так они и сделали. Но другие утки оглядели их и сказали громко:

Ну вот, еще целая орава! Как будто нас мало было? А один-то какой безобразный! Уж его-то мы не потерпим!


И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в затылок.

Оставьте его! - сказала утка-мать. - Ведь он вам ничего не сделал!

Положим, но он такой большой и странный! - ответила чужая утка. - Ему надо задать хорошенько.

Славные у тебя детки! - сказала старая утка с красным лоскутом на лапе. - Все славные, вот только один... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Это никак невозможно, ваша милость! - ответила утка-мать. - Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать - лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. Он слишком долго пролежал в яйце, оттого и не совсем удался.

И она почесала у него в затылке и огладила перышки.

К тому же он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Я думаю, он окрепнет и пробьет себе дорогу.

Остальные утята очень, очень милы! - сказала старая утка. - Ну, будьте как дома, а найдете угриную головку, можете принести ее мне.

Вот утята и устроились как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и дразнили решительно все - и утки и куры.

Больно велик! - говорили они.

А индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью.

Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!..

Так прошел первый день, а потом пошло еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему:

Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!

А мать прибавляла:

Глаза бы на тебя не глядели!

Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

Не выдержал утенок, перебежал двор - и через изгородь! Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.


"Это оттого, что я такой безобразный!" - подумал утенок, закрыл глаза и пустился дальше.

Бежал-бежал, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Усталый и печальный, пролежал он тут всю ночь.

Утром дикие утки поднялись из гнезд и увидали нового товарища.


- Это что за птица? - спросили они.

Утенок вертелся и кланялся во все стороны, как умел.

Ну и страшилище ты! - сказали дикие утки. - Впрочем, нам все равно, только не думай породниться с нами.

Бедняжка! Где уж ему было думать об этом! Только бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы.

Два дня провел он в болоте. На третий день явились два диких гусака. Они лишь недавно вылупились из яиц и поэтому очень важничали.


- Слушай, дружище! - сказали они. - Ты такой урод, что, право, нравишься нам! Хочешь летать с нами и быть вольной птицей? Здесь поблизости есть другое болото, там живут хорошенькие дикие гуси-барышни. Они умеют говорить: "Га-га-га!" Ты такой урод, что, чего доброго, будешь иметь у них успех.

Пиф! Паф! - раздалось вдруг над болотом, и оба гусака замертво упали в камыши; вода обагрилась их кровью.

Пиф! Паф! - раздалось опять, и из камышей поднялась целая стая диких гусей. Пошла пальба. Охотники окружили болото со всех сторон; некоторые засели даже в нависших над болотом ветвях деревьев.

Голубой дым облаками окутывал деревья и стлался над водой. По болоту бегали охотничьи собаки - шлеп! шлеп! Камыш и тростник так и качались из стороны в сторону.

Бедный утенок был ни жив ни мертв от страха. Он хотел было спрятать голову под крыло, как вдруг прямо перед ним очутилась охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами.


Она сунулась пастью к утенку, оскалила острые зубы и - шлеп! Шлеп! - побежала дальше.

"Не тронула, - подумал утенок и перевел дух. - Уж видно, такой я безобразный, что даже собаке противно укусить меня!"

И он притаился в камышах.

Над головою его то и дело свистела дробь, раздавались выстрелы. Пальба стихла только к вечеру, но утенок долго еще боялся пошевелиться.

Лишь через несколько часов он осмелился встать, огляделся и пустился бежать дальше по полям и лугам. Дул такой сильный ветер, что утенок еле-еле мог двигаться.

К ночи добежал он до бедной избушки. Избушка до того обветшала, что готова была упасть, да не знала, на какой бок, потому и держалась.

Ветер так и подхватывал утенка - приходилось упираться в землю хвостом. А ветер все крепчал.

Тут утенок заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит так криво, что можно свободно проскользнуть через щель в избушку. Так он и сделал.

В избушке жила старуха с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если погладить его против шерсти.


У курицы были маленькие, коротенькие ножки, потому ее и прозвали Коротконожкой; она прилежно несла яйца, и старушка любила ее, как дочку.

Утром чужого утенка заметили. Кот замурлыкал, курица заклохтала.

Что там? - спросила старушка, осмотрелась кругом и заметила утенка, но по слепоте приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.

Вот так находка! - сказала старушка. - Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну, да увидим, испытаем!

И утенка приняли на испытание. Но прошло недели три, а яиц все не было.

Настоящим хозяином в доме был кот, а хозяйкой - курица, и оба всегда говорили:

Мы и весь свет!

Они считали самих себя половиной всего света, и притом лучшей половиной.

Правда, утенок полагал, что можно быть на этот счет и другого мнения. Но курица этого не потерпела.

Умеешь ты нести яйца? - спросила она утенка.

Нет.

Так и держи язык на привязи!

А кот спросил:

Умеешь ты выгибать спину, мурлыкать и пускать искры?

Нет.

Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!

И утенок сидел в углу нахохлившись.

Вдруг вспомнились ему свежий воздух и солнышко, страшно захотелось поплавать. Он не выдержал и сказал об этом курице.

Да что с тобой? - спросила она. - Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдет!

Ах, плавать так приятно! - сказал утенок. - Такое удовольствие нырять вниз головой в самую глубь!

Вот так удовольствие! - сказала курица. - Ты совсем c ума сошел! Спроси у кота - он умнее всех, кого я знаю, - нравится ли ему плавать и нырять. О себе самой я уж и не говорю! Спроси, наконец, у нашей старушки госпожи, умнее ее никого нет на свете! По-твоему, и ей хочется плавать или нырять?

Вы меня не понимаете, - сказал утенок.

Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймет! Ты что ж, хочешь быть умнее кота и хозяйки, не говоря уже обо мне? Не дури, а будь благодарен за все, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, ты попал в такое общество, в котором можешь кое-чему научиться. Но ты пустая голова, и разговаривать-то с тобой не стоит. Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя. Так всегда узнаются истинные друзья. Старайся же нести яйца или научись мурлыкать да пускать искры!

Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят, - сказал утенок.

Ну и ступай себе! - отвечала курица.

И утенок ушел.


Он плавал и нырял, но все животные по прежнему презирали его за безобразие.

Настала осень. Листья на деревьях пожелтели и побурели; ветер подхватывал и кружил их по воздуху. Стало очень холодно.

Тяжелые тучи сыпали на землю то град, то снег, а на изгороди сидел ворон и каркал от холода во все горло. Брр! Замерзнешь при одной мысли о таком холоде!

Плохо приходилось бедному утенку. Раз, под вечер, когда солнышко еще сияло на небе, из кустов поднялась целая стая прекрасных больших птиц, утенок никогда еще не видал таких красивых: все белые как снег, с длинными, гибкими шеями.

Это были лебеди.


Издав странный крик, они всплеснули великолепными большими крыльями и полетели с холодных лугов в теплые края, за синее море. Высоко-высоко поднялись лебеди, а бедного утенка охватила непонятная тревога.

Волчком завертелся он в воде, вытянул шею и тоже закричал, да так громко и странно, что сам испугался. Ах, он не мог оторвать глаз от этих прекрасных счастливых птиц, а когда они совсем скрылись из виду, нырнул на самое дно, вынырнул и был словно не в себе. Не знал утенок, как зовут этих птиц, куда они летят, но полюбил их, как не любил до сих пор никого на свете.

Красоте их он не завидовал; ему и в голову не приходило, что он может быть таким же красивым, как они. Он был бы рад-радехонек, если б хоть утки не отталкивали его от себя.

Бедный гадкий утенок!

Зима настала холодная-прехолодная. Утенку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замерзнуть совсем, но с каждой ночью полынья, в которой он плавал, становилась все меньше и меньше.

Морозило так, что даже лед потрескивал. Без устали работал лапками утенок, но под конец совсем выбился из сил, замер и весь обмерз.

Рано утром проходил мимо крестьянин. Он увидал утенка, разбил лед своими деревянными башмаками и отнес полумертвую птицу домой к жене.


Утенка отогрели.

Но вот дети вздумали поиграть с ним, а ему показалось, что они хотят обидеть его. Шарахнулся от страха утенок и угодил прямо в подойник с молоком.

Молоко расплескалось. Хозяйка вскрикнула и взмахнула руками, а утенок между тем влетел в кадку с маслом, а оттуда - в бочонок с мукой. Батюшки, на что он стал похож!

Хозяйка кричала и гонялась за ним с угольными щипцами, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали и визжали.

Хорошо еще, дверь была открыта, - утенок выскочил, кинулся в кусты, прямо на свежевыпавший снег, и долго-долго лежал там почти без чувств.

Было бы слишком печально описывать все беды и несчастья утенка за эту суровую зиму. Когда же солнышко опять пригрело землю своими теплыми лучами, он лежал в болоте, в камышах.

Запели жаворонки. Пришла весна! Утенок взмахнул крыльями и полетел. Теперь в крыльях его гудел ветер, и они были куда крепче прежнего.

Не успел он опомниться, как очутился в большом саду. Яблони стояли в цвету; душистая сирень склоняла свои длинные зеленые ветви над извилистым каналом.

Ах, как тут было хорошо, как пахло весною!

И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде.

Утенок узнал прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.

Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!

И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.

Убейте меня! - сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение.


Но он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем. Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!

Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, - он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие.

А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами.

В сад прибежали маленькие дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый младший закричал:

Новый прилетел!

И все остальные подхватили:

Новый, новый!

Дети хлопали в ладоши и плясали от радости, а потом побежали за отцом и матерью и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили:

Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!

И старые лебеди склонили перед ним голову.


А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем.

Он был очень счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости; ему вспоминалось то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных птиц.

Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так тепло, так ярко...

И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:

Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!

Пальчиковые игры "Осень"

«Осенние листья »

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальцем.)

«Осень»


Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
«Осень, осень к нам пришла...»

Осень, осень к нам пришла.

Дождь и ветер принесла. (Дети стучат пальцем левой руки по ладони правой)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят. (Трут ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны. (Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.

Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки
Льют дожди и нет просвета, затерялось где-то лето.
Но не будем мы скучать, будем с пальчиками играть

Пальчиковая игра
(движения по тексту)

Вышли пальчики гулять, стали листья собирать,
Красный листик, жёлтый листик,
А потом давай считать 1, 2, 3, 4, 5!
Сколько листиков собрали – 5!

«По грибы»
(движения по тексту, поочередно загибаем каждый пальчик)

Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик всё – всё съел,
От того и потолстел!

Подвижная игра: «Дождик»
(движения по тексту)

К нам на длинной, тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке
В лужицах- смотри, смотри, он пускает пузыри!
Стали мокрыми кусты, стали мокрыми цветы
Серый мокрый воробей, чистит пёрышки скорей!

Пальчиковая игра
(движения по тексту, разтирать, массировать пальчики поочерёдно)

Вот грибок какой!
Вот грибок большой!
Вот грибочек маленький,
Сидит как на завалинке.
Шляпкою качает,
С ребятками играет!

Осенние листья

Сколько листьев расписных,

Красных, желтых, золотых!
Листик для Сони,
Листик для Саши… (раздаем листочки, перечисляем всех детей)
Листиком помашем,
С листиком попляшем.
Красный, желтый, золотой,
Вьется листик надо мной (2 раза)
Вот листочки высоко, вот листочки низко,
Вот листочки далеко, вот листочки близко! (2 раза)
Мы – листочки, мы – листочки, (бежим по кругу с листочками)
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели (садимся на корточки)
Ветер дунул – полетели. (дуем)
Мы летали, мы летали,
Так устали, так устали!
Перестал дуть ветерок…
Лист на землю тихо лег...
Ветер снова вдруг подул (дуем)
И листочки с веток сдул. (бежим по кругу)
Все листочки полетели
И на землю снова сели. (Делаем движения по тексту)

Куча листьев здесь лежит,
Кто-то листьями шуршит.
Из-под листьев – черный нос.
Кто иголками оброс?
Вы, конечно, догадались,
С кем мы с вами повстречались?
С ежиком!
Топ-топ-топ – сюда, топ-топ-топ – туда.

«Ёжик»
По лесу гуляет, подарки собирает.
(Пальцы левой руки растопыриваем как иголки у ежика, правой рукой делаем колечки пальчиками и "надеваем" на иголочки)
Если ягодку найдет – на иголочку наткнет.
Если яблочко найдет – на иголочку наткнет.
Если листочек найдет – на иголочку наткнет.
Если грибочек найдет – на иголочку наткнет.

Вдруг выходит Страшный волк,
Страшный волк, зубами щелк!
-Не боюсь я волка! Вот мои иголки!
Испугался волк, убежал.

Маленький ежик, четверо ножек,
По лесу идет, подарочки несет.

Ежик в норку подарки принес,
Достал яблочко и стал делить.
Стал он яблочко делить,
Стал он детушек кормить:
Дольку Соне, дольку Саше,…
Ну и долечку себе.
Ах, какое яблочко вкусное!
Съел ежик дольку, «спасибо» сказал, и спать улегся.
«Хр-пси, хр-пси!»
Не будем ему мешать.

«Осень»
Ветер северный подул: «С-с-сс», все листья сдул…(пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились и на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу или ладошке.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперёд-назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

«Ёжик»
Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки. Малыш сжимает одной рукой каждый палец другой руки.
«Ежик по лесу идет, всем орешки раздает.
Зайке беленькому (сжимаем мизинчик),
Волчку серенькому (сжимаем безымянный палец)
Рыжей лисичке (сжимаем средний палец),
Белочке-сестричке (сжимаем указательный палец),
А медведю-мишке ежик дарит шишки (сжимаем большой палец).

Осень спросим
Благинина Елена
В эту игру мы играем так: посчитаемся, выберем Осень и Дождик… Дождик куда-нибудь пока прячется, а Осень выходит в середину круга.
Мы начинаем медленно ходить и петь:
– Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?

– Принесла я вам муки! – отвечает Осень.
– Значит, будут пирожки! – кричим мы хором.
– Принесла вам гречки! – говорит Осень.
– Каша будет в печке! – радуемся мы.
– Принесла вам овощей! – говорит Осень.
– И для каши и для щей! – кричим мы.
– Рады ли вы грушам? – спрашивает Осень.
– Мы их впрок насушим! – отвечаем мы.
– А уж яблоки – что мед! – говорит Осень.
– На варенье, на компот! – радуемся мы.
– Принесла и мёду! – говорит Осень.
– Полную колоду! – удивляемся мы.
После этого опять кружимся и поём:
– Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?
– Дождику вы рады? – хитро улыбается Осень.
– Не хотим, не надо! – кричим мы и бросаемся врассыпную.
Но Дождик тут как тут – он гоняется за нами, звонко приговаривая:
– Кто под дождик попадёт,
Тот сейчас водить пойдёт.
Мы бегаем до тех пор, пока Дождик кого-нибудь не поймает. Тот, кого он поймает,
становится Дождиком, а Осень мы выбираем новую. Посчитаемся и выберем.

Дождик
Дож-дик, Дож-дик, по-ли-вай
(на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь),
Будет хлеба каравай
(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке).
Будут булки
(перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке),
Будут сушки, Будут пряники, Ватрушки.

«Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца.)
Вышел дождик погулять.
(Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)
Шел неспешно, по привычке,
(«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
(Ритмично ударяют то ладонями, кулачками по столу.)
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
(Часто и ритмично бьют в ладоши.)
- Ох! (Один хлопок.)
И ушел. (Ритмичные хлопки по столу.)
Газон засох.

«Дождик»
Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи
Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Прыжок.)
Очень медленно сперва. (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)

«Дождик»
Дождик, дождик, веселей! каждым пальчиком правой
руки стучат по левой ладошке
Капай, капай, не жалей! каждым пальчиком левой руки стучат по правой ладошке
Только нас не замочи! изображать пальчиками «брызги»
Зря в окошко не стучи! правый кулачок стучит 2 раза по левому, затем меняем руки
Брызни в поле гуще: изображать пальчиками «брызги»
Станет травка гуще! скрестить ладоши - пальцы растопырены

Игра «Массаж спины»
(на слова песни «Дождик» Е. Попляновой)
(Дети встают друг за другом «паровозиком», образуя круг)
Дождик бегает по крыше Похлопывают ладонями по спинкам друг друга.
Бом! Бом! Бом!
По весёлой, звонкой крыше Постукивают пальчиками.
Бом! Бом! Бом!
- Дома, дома посидите, Поколачивают кулачками.
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите, Растирают рёбрами ладоней.
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте, Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями.
Бом! Бом! Бом!
Я уйду – тогда играйте. Поглаживают ладонями.
Бом! Бом! Бом!

Затем дети поворачиваются на 180 и повторяют массаж.

«Дождик»

Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. Особенно эффектно и весело это делать по воде.)
А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)
Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень. (Громко стучите ладошками.)
Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)
В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)

Была тишина - тссс, тишина - тссс, тишина - тссс. (На каждое слово „тишина” прикладывайте указательный палец к губам и говорите „тссс”.)
Вдруг силою ветра сменилась она - шшш. (Поднимите обе руки вверх и раскачивайте ими из стороны в сторону, говоря при этом: „шшш”.)
И вот уже дождик тихонько, ты слышишь (указательными пальцами слегка постучите по какой-либо поверхности),
Закапал, закапал, закапал по крыше. (Слегка постучите ладошками.)
Наверно, сейчас барабанить он станет. (Сильнее постучите ладошками.)
Уже барабанит, уже барабанит! (Сильно стучите ладошками.)

Осенние задания
В. Орлов

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки –
Телефонисты.
И вот уже от ёлки
До осинки,
Как провода,
Сверкают паутинки.
Звенят звонки:
– Внимание! Внимание!
Прослушайте
Осенние задания!
– Алло, медведь!
Вы слышите?
– Да, да!
– Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей –
От верхних
И до нижних этажей:
– Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли припасов;
Для зимовки?
Звенят звонки
У старого болота:
– У цапель всё готово
Для отлёта?
– К отлёту всё готово!
– В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!
– Алло, зайчата! –
Слышится из трубки. –
Идёт зима,
Скорей меняйте шубки!
Звенят звонки
У липы и у клёна:
– Алло, скажите,
Кто у телефона?
– Алло, у телефона
Муравьи.
– Закройте;
Муравейники свои!

Листья золотые
Е. Благинина

Листья золотые падают, летят.
Листья золотые украшают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них.
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.

С. Михалков
ЕСЛИ

Мы сидим и смотрим в окна.
Тучи по небу летят.
На дворе собаки мокнут,
Даже лаять не хотят.

Где же солнце?
Что случилось?
Целый день течет вода.
На дворе такая сырость,
Что не выйдешь никуда.

Если взять все эти лужи
И соединить в одну,
А потом у этой лужи
Сесть,
Измерить глубину,

То окажется, что лужа
Моря Черного не хуже,
Только море чуть поглубже,
Только лужа чуть поуже.

Если взять все эти тучи
И соединить в одну,
А потом на эту тучу
Влезть,
Измерить ширину,
То получится ответ,
Что краев у тучи нет,
Что в Москве из тучи - дождик,
А в Чите из тучи - снег.

Если взять все эти капли
И соединить в одну,
А потом у этой капли
Ниткой смерить толщину -
Будет каплища такая,
Что не снилась никому,
И не приснится никогда
В таком количестве вода!

Р. Сеф Дождик,
Дождик моросит
Осенний.
Сеет дождик через сито
Дым серый.
Дождь - художник:
Он рисует
Лужи,
И на трубах он играет
Не хуже.
Вот и серый снег пошел,
Лег густо.
До чего же хорошо
И грустно.

Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
10 Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Е. Благинина
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?

Н. Нищева
В огород пойдем,
Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный,
очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.

Идут по кругу, взявшись за руки.
"Таскают".
"Копают".
"Срезают".

Показывают круг руками - 3 раза.

"Рвут".
Идут по кругу, взявшись за руки.

полина фоменко

Сценарий осеннего праздника «Тётушка Осень » , в старшей- разновозрастной группе .

Воспитатель Фоменко. П. Д. р. п. Краснозёрское Новосибирской области

МКДОУ Краснозерский детский сад №4

Под музыку дети входят в зал и становятся полукругом.

1 ребенок

Быстро лето улетело

Перелетной птицей в даль,

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

2 ребенок

Одарила гостья – осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовков лесных грибов.

3ребёнок Так давайте славить осень

Песней пляской и игрой!

Будут радостные встречи,

Осень , это праздник твой !

(Под песню «Осень постучалась к нам (фонограмма) » появляются Осень обходит по кругу подпевает песенку,подтанцовывает.)

Здравствуй, Осень !

Здравствуй, Осень !

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень , спросим,

Что в подарок принесла?

Осень

– Принесла я вам муки!

Дети :

– Значит, будут пирожки!

Осень :

– Принесла вам гречки.

Дети :

– Каша будет в печке.

Осень

– Принесла вам овощей.

– И для каши, и для щей.

Осень :

– А уж яблоки, что мед.

Дети :

– На варенье, на компот.

Осень :

– Принесла я меду.

Полную колоду!

Воспитатель :

– Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

Осень :

– Дождику вы рады?

Дети :

– Не хотим, не надо!

Осень : нет ребятки а какая осень без дождя вот я припасла вам игру : «Кто лучше прыгает по лужам?» Музыка для игры

(2 команды, 2 зонтика, 2 полосы из луж. Первые игроки с зонтиком в руках прыгают по лужам до ёлочек, стоящих на другом конце зала, обратно возвращаются бегом, передают зонтик следующему игроку и т. д.)

Ведущий : видишь осень как нашим детям оказывается нравиться бегать по лужам. Ну они ещё приготовили для тебя песню «Тётушка осень "

Осень : Поете вы хорошо.

А теперь пришло время поразмяться, посоревноваться. Приглашаю вас на игру «Раз-два-три! Этот лист бери!

Раз-два-три! Красный лист бери!

Раз-два-три! Кленовый лист!

Раз-два-три! Два любых листа бери!

Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!

Раз-два-три! Ничего не бери!

Осень : молодцы ребята,умеете играть.

Вед : осень а мы знаем что с твоим приходом на деревьях листья становятся разноцветными . И поэтому мы приготовили для тебя танец «Осенних листочков »

(Исполняется танец)

Осень : ну молодцы детки и поёте и танцуете,а загадки умеете отгадывать?

Осень : У меня в руках корзинка, (показывает)

В ней - осенние дары .

Всё, чем только я богата,

Принесла для детворы.

Принесла я овощи

С огородной грядки,

А вот, чтобы их узнать,

Отгадай загадки.

Сладок, вкусен этот фрукт,

И полезен сей продукт.

Он в саду висит на ветке,

Обожают его детки. (Яблоко или груша) .

Этот овощ рос в земле,

Нынче горкой на столе.

Жарь иль в суп клади немножко-

Очень вкусная (картошка)

Без неё не вкусен суп.

В винегрет её кладут,

Трут на тёрке быстро, ловко,

Для салата две (морковки)

Лето всё росла, трудилась,

В сто одёжек нарядилась.

Разрослась на грядке густо

Наша сочная… (капуста)

Овощь вкусен, хоть и мал,

С грядки в банку он попал.

Стал солёным наконец

Наш хрустящий (огурец)

Осень :ай да молодцы,как все дружно отгадывали загадки, ай да молодцы!

Воспитатель : видишь осень как хорошо дети отгадывают загадки. И мы тебе предлагаем посмотреть сценку «спор овощей»

сценка "Спор овощей»

Овощи вместе : Кто из нас, овощей, и вкусней, и нужней?

Кто при всех болезнях будет всех полезней?

Вед.: Выскочил горошек. Ну и хвастунишка!

Горошек : Я такой хороший, зелёненький мальчишка!

Если только захочу – всех горошком угощу.

Вед.: От обиды покраснев, свёкла проворчала.

Свёкла : Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала,

Я нужна и для борща и для винегрета,

Кушай сам и угощай – лучше свёклы нету!

Капуста : Ты уж, свёкла помолчи!

Из капусты варят щи!

А какие вкусные пирожки капустные!

Зайчики-плутишки любят кочерыжки,

Угощу ребяток кочерыжкой сладкой!

Огурец : Очень будете довольны, съев огурчик малосольный!

А уж свежий огуречик всем понравится, конечно.

На зубах хрустит, хрустит… Я могу вас угостить.

Редиска : Я – румяная редиска!

Поклонюсь вам низко-низко.

А хвалить себя зачем? Я и так известна всем.

Морковка : Про меня рассказ недлинный.

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.

Вед.: Тут надулся помидор и промолвил строго.

Помидор : Не болтай, морковка, вздор.

Помолчи немного!

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный!

Дети : Витаминов много в нём. Мы его охотно пьём.

Вед.: У окна поставьте ящик, поливайте его чаще,

И тогда, как верный друг, к вам придёт зелёный лук.

Лук : Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям,

Угадали? Я ваш друг.

Я – простой зелёный лук.

Картошка : Я, картошка, так скромна,

Слово не сказала,

Но картошка всем нужна :

И большим и малым.

Вед.: Спор давно кончать пора,

Спорить бесполезно.

Знаем все, что вы все вместе

Вкусны и полезны. (овощи хором)

Осень . И чтобы окончательно всех вас помирить. Я предлагаю всем вместе

Становись в хоровод!

Оживает на глазах

Мой весёлый огород! (Детям надевают шапочки овощей)

Веду : Ребята, овощи наши помирились. За это я вам предлагаю сыграть в игру «заготовка овощей» Проводится игра (перевозим овощи на машине)

Осень . Ребята а вы обратили внимание у меня на плечах волшебный платок.

Платок разноцветный расписной ,

Необычный, непростой!

Предлагаю вам, друзья,

Поиграть с платочком я!

Хотите? Тогда становитесь все в круг.

Проводится игра «Волшебный платок»

Звучит веселая музыка, дети легким бегом передвигаются по залу, музыка меняется на спокойную - дети приседают и закрывают ладошками глаза. Осень обходит детей и накрывает одного платком, приговаривая слова :

Раз! Два! Три!

Кто же спрятался внутри?

Не зевайте, не зевайте!

Поскорее отвечайте!

Игра проводится три раза, в последний раз Осень накрывает корзину с яблоками.

Ведущий. Все ребятки тут! Кто же спрятался?

Осень .

Мы платочек поднимаем,

Что под ним, сейчас узнаем!

Что же это? Гостинцы мои! (Осень угощает детей ) .

Осень

Очень весело мне было!

Всех ребят я полюбила.

Но прощаться нам пора.

Что поделать, ждут дела!

До свиданья, детвора!

Осень уходит .