Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Советская гаубица м 30 руководство по эксплуатации. Военная история, оружие, старые и военные карты


Гаубица М-30, известна, наверное, всем. Знаменитое и легендарное орудие рабоче-крестьянской, советской, российской и множества других армий. Любой документальный фильм о Великой Отечественной почти обязательно включает в себя кадры ведения огня батареей М-30. Да и сегодня, несмотря на возраст, это орудие в строю во многих армиях мира.

А кстати, 80 лет как бы…

Итак, речь сегодня пойдет о 122-мм гаубице образца 1938 года М-30. О гаубице, которую многие специалисты артиллерии называют эпохой. А зарубежные эксперты - самым распространенным орудием в истории артиллерии (около 20 тысяч единиц). Системе, где самым органическим образом соединились старые, испытанные многолетней эксплуатацией других орудий, решения, и новые, ранее неизвестные.

В предшествующей этой публикации статье мы рассказывали о самой многочисленной гаубице РККА предвоенного периода - 122-мм гаубице образца 1910/30 годов . Именно эту гаубицу уже на второй год войны заменила по численности М-30. По данным из различных источников, в 1942 году численность М-30 была уже больше предшественницы.

Материалов о создании системы много. Разбираются буквально все нюансы конкурентной борьбы разных КБ, тактико-технические характеристики орудий, конструктивные особенности и прочее. Точки зрения авторов таких статей иногда диаметрально противоположны.

Разбирать все детали таких споров не хотелось бы. Поэтому историческую часть повествования «обозначим пунктиром», оставив читателям право на собственное мнение по этому вопросу. Мнение авторов всего лишь одно из многих и не может служить единственно верным и окончательным.

Итак, 122-мм гаубица образца 1910/30 годов устарела уже к середине 30-х годов. Та «малая модернизация», которую провели в 1930 году, всего лишь продлила жизнь этой системы, но не вернула ей молодость и функциональность. То есть служить орудие еще могло, весь вопрос - как. Ниша дивизионных гаубиц довольно скоро оказалась бы пуста. И это понимали все. Командование РККА, руководители государства и сами конструкторы артиллерийских систем.

В 1928 году даже развернулась достаточно бурная дискуссия по этому вопросу после публикации статьи в «Журнале артиллерийского комитета». Споры велись по всем направлениям. От боевого применения и конструкции орудий, до необходимого и достаточного калибра гаубиц. На основании опыта Первой мировой войны вполне обоснованно рассматривались сразу несколько калибров, от 107 до 122 мм.


Задание на разработку артиллерийской системы на замену устаревшей дивизионной гаубицы конструкторы получили 11 августа 1929 года. В исследованиях по вопросу калибра гаубицы однозначного ответа о выборе 122 мм нет. Авторы склоняются к самому простому и логичному объяснению.

Боеприпасов именно этого калибра у РККА было достаточно. Более того, у страны была возможность производить эти боеприпасы в необходимом количестве на уже имеющихся заводах. И третье, логистика доставки боеприпасов была максимально упрощена. Самая многочисленная гаубица (обр. 1910/30г.) и новая гаубица могли бы снабжаться «из одного ящика».

Описывать проблемы при «рождении» и подготовке к серийному производству гаубицы М-30 смысла нет. Об этом прекрасно рассказано в «Энциклопедии отечественной артиллерии», наверное, самого авторитетного историка артиллерии А. Б. Широкорада.

Тактико-технические требования к новой дивизионной гаубице Артиллерийское Управление РККА озвучило в сентябре 1937 года. Требования достаточно жесткие. Особенно в части затвора. АУ требовало клинового затвора (перспективного и имеющего большой потенциал для модернизации). Инженеры и конструкторы же понимали, что эта система недостаточно надежна.

Разработкой гаубицы занимались сразу три ОКБ: Уральского машиностроительного завода («Уралмаш»), завода № 172 имени Молотова («Мотовилиха», Пермь) и Горьковского завода №92 («Нижегородский машиностроительный завод»).

Представленные этими заводами образцы гаубиц были достаточно интересны. Но уральская разработка (У-2) существенно уступала горьковской (Ф-25) и пермской (М-30) по баллистике. Поэтому не рассматривалась как перспективная.


Гаубица У-2


Гаубица Ф-25 (с большой вероятностью)

Мы же рассмотрим некоторые ТТХ Ф-25 / М-30:
Длина ствола, мм: 2800 / 2800
Скорострельность, в/мин: 5-6 / 5-6
Начальная скорость снаряда, м/сек: 510 / 515
Угол ВН, град: -5…+65 / -3…+63
Дальность стрельбы, м: 11780 / 11800
Боеприпас, индекс, вес: ОФ-461, 21, 76
Вес в боевом положении, кг: 1830 / 2450
Расчет, чел: 8 / 8
Выпущено, шт: 17 / 19 266

Мы не случайно привели часть ТТХ в одной таблице. Именно в таком варианте прекрасно видно вроде бы главное преимущество Ф-25 - вес орудия. Согласитесь, разница более чем в полтонны впечатляет. И, наверное, именно этот факт стал основным в определении Широкорадом этой конструкции, как лучшей. Мобильность такой системы неоспоримо выше. Это факт.

Правда, и тут есть «зарытая собака», на наш взгляд. Предоставленные на испытания М-30 были несколько легче серийных. Потому и разрыв в массе был не так заметен.

Возникает вопрос о принятом решении. Почему М-30? Почему не более легкая Ф-25.

Первая и основная версия озвучена ещё 23 марта 1939 года в том же «Журнале артиллерийского комитета» №086: «122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом №92 в инициативном порядке, для АУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25».

Согласитесь, такое заявление в то время многое ставит на свои места. Гаубица есть. Гаубица прошла испытания и нечего больше тратить народные деньги на разработку никому не нужного орудия. Продолжение дальнейших работ в этом направлении было чревато для конструкторов «переездом в какую-либо шарашку» с помощью НКВД.

Кстати, авторы в этом плане согласны с некоторыми исследователями по вопросу установки на М-30 не клинового, а старого доброго поршневого затвора. Скорее всего, конструкторы пошли на прямое нарушение требований АУ именно по причине надежности поршневого затвора.

Проблемы с полуавтоматикой клинового затвора на тот момент наблюдались и у орудий меньшего калибра. Например, Ф-22, универсальной дивизионной 76-мм пушки.

Победителей не судят. Хотя, это с какой стороны посмотреть. Рисковали конечно. В ноябре 1936 г. был арестован и осужден на 5 лет лишения свободы начальник ОКБ Мотовилихинского завода Б. А. Бергер, аналогичная участь постигла в январе следующего года ведущего конструктора 152-мм гаубицы-пушки МЛ-15 А. А. Плоскирева.

После такого понятно стремление разработчиков использовать уже проверенный и отлаженный в производстве поршневой затвор, чтобы избежать возможных обвинений во вредительстве в случае возникновения проблем с его конструкцией клинового типа.

И есть еще один нюанс. Меньший в сравнении с конкурентами вес гаубицы Ф-25 обеспечивали станок и лафет от 76-мм пушки. Орудие было более мобильное, но имело меньший ресурс из-за более «хлипкого» лафета. Вполне естественно, что 122-мм снаряд давал совершенно другой импульс отдачи, чем 76-мм. Дульный тормоз, видимо, на тот момент не обеспечивал должного снижения импульса.

Очевидно, что более легкой и мобильной Ф-25 предпочли более прочную и обладающую большим ресурсом М-30.

Кстати, лишнее подтверждение этой гипотезе мы нашли в судьбе М-30. Мы часто пишем о том, что конструктивно удачные полевые орудия вскоре «пересаживались» на уже используемые или трофейные шасси и продолжали воевать уже как САУ. Такая же судьба ожидала и М-30.

Части М-30 использовались при создании СУ-122 (на трофейных шасси StuG III и на шасси Т-34). Однако машины получились неудачные. М-30, при всей своей мощи, оказалась достаточно тяжелой. Тумбовая установка вооружения на СУ-122 занимала много места в боевом отделении САУ, создавая значительные неудобства экипажу. Большой вылет вперёд противооткатных устройств с их бронировкой затруднял обзор с места механика-водителя и не позволил разместить на лобовой плите полноценный люк-лаз для него.


Но главное – база среднего танка была слишком непрочной для столь мощного орудия.

От использования этой системы отказались. Но попытки на этом не закончились. В частности, в одном из вариантов теперь уже знаменитой авиадесантируемой САУ «Фиалка» была использована именно М-30. Но предпочли универсальное 120-мм орудие.

Вторым минусом для Ф-25 как раз могла стать ее меньшая масса в комбинации с уже упомянутым дульным тормозом.

Чем легче орудие, тем больше его шансы на использование для непосредственной поддержки своих сил огнем.

Кстати, именно в такой роли в начале Великой Отечественной не раз и не два выступала слабо подходящая для таких целей М-30. Не от хорошей жизни, понятно.

Естественно, что отклоненные дульным тормозом пороховые газы, поднимающие пыль, песок, частички грунта или снег, легче выдадут позицию Ф-25 по сравнению с М-30. Да и при стрельбе с закрытых позиций на небольшом удалении от линии фронта при малом угле возвышения с возможностью такой демаскировки следовало считаться. Кто-то в АУ вполне мог принять все это во внимание.

Теперь непосредственно о конструкции гаубицы. Конструктивно она состоит из следующих элементов:

Ствола со свободной трубой, кожухом, накрывающим трубу примерно до середины, и навинтным казенником;

Поршневого затвора, открывавшегося вправо. Закрывание и открывание затвора производилось поворотом рукоятки. В затворе монтировались ударный механизм с линейно движущимся ударником, винтовой боевой пружиной и поворотным курком, для взведения и спуска ударника курок оттягивался спусковым шнуром. Выбрасывание стреляной гильзы из каморы производилось при открывании затвора выбрасывателем в виде коленчатого рычага. Имелся предохранительный механизм, предотвращавший преждевременное отпирание затвора при затяжных выстрелах;

Лафета, включавшего люльку, противооткатные устройства, верхний станок, механизмы наводки, уравновешивающий механизм, нижний станок с раздвижными коробчатыми станинами, боевым ходом и подрессориванием, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.

Люлька обойменного типа укладывалась цапфами в гнездах верхнего станка.
Противооткатные устройства включали гидравлический тормоз отката (под стволом) и гидропневматический накатник (над стволом).

Верхний станок штырём вставлялся в гнездо нижнего станка. Амортизатор штыря с пружинами обеспечивал вывешенное положение верхнего станка относительно нижнего и облегчал его вращение. С левой стороны верхнего станка монтировался винтовой поворотный механизм, с правой - секторный подъемный механизм.


Боевой ход - с двумя колёсами, колодочными тормозами, отключаемой поперечной пластинчатой рессорой. Выключение и включение подрессоривания производилось автоматически при раздвигании и сдвигании станин.


ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
М-30 - M1938


122-мм гаубица. Разработана в 1938 г. КБ "Мотовилихинских заводов" (г.Пермь) под руководством Федора Федоровича Петрова. Серийное производство гаубицы начато в 1939 г. сразу на трех заводах - в т.ч. на "Мотовилихинских заводах" (г.Пермь) и на артиллерийском производстве завода "Уралмаш" (г.Свердловск, с 1942 г. - артиллерийский завод №9 с ОКБ-9). Гаубица производилась по 1955 г. Всего произведено 16887 орудий / 19266 орудий (по др.данным - http://www.ugmk.com ). В послевоенное время гаубица долго состояла на вооружении в частях Сибирского и Уральского военных округов.

Конструкция - классическая с двухстанинным лафетом и жестко закрепленным щитом с поднимаемым центральным листом. Ствол нарезной без дульного тормоза. Лафет идентичен лафету 152-мм гаубицы . Колеса большого диаметра оснащены цельными скатами, заполненными губчатой резиной. Сошники на станинах двух типов - для твердой и мягкой почвы.

ТТХ орудия :
Расчет - 8 чел

Калибр - 121.9 мм
Длина орудия в походном положении - 5900 мм
Длина ствола - 2800 мм (22.7 калибра)
Ширина орудия в походном положении - 1975 мм
Высота - 1820 мм
Углы наведения по вертикали - от -3 до +63.5 град
Углы наведения по горизонтали - сектор 49 град

Масса походная максимальная - 2900 кг
Масса боевая максимальная - 2360 / 2450 кг
Масса снаряда:
- 21.76 кг (ОС)

Дальность стрельбы максимальная:
- 11800 м (ОС)
Дальность прямого выстрела - 630 м (БКС БП-463)
Скорость снаряда начальная - 508 / 515 м/с
Скорострельность - 5-6 выстр/мин
Скорость буксировки по шоссе - 50 км/ч
Ресурс орудия - 18000 выстр. (по опыту одного из серийных образцов)

Боеприпасы :
- осколочный снаряд (ОС) - основной тип боеприпасов гаубицы.

Бронебойный кумулятивный снаряд (БКС) БП-463 может применяться из гаубицы. Практически использовался крайне редко.
Бронепробиваемость - 200 мм на дальности 630 м

Модификации :
- М-30 - базовая модель 12--мм гаубицы.

СУ-122 - самоходная установка на шасси Т-34 с гаубицей М-30 с качестве орудия. Выпускалась серийно в годы Великой Отечественной войны.

Статус : СССР / Россия
- 2012 г. - возможно еще используется в учебных целях и точно есть в резерве.

Экспорт :
- Болгария - серийно выпускалась модификация гаубицы М-30 с колесами другой конструкции.

Венгрия - состояла на вооружении.

ГДР - состояла на вооружении.

Китай: гаубица выпускается серийно под наименованием Тип 54 и Тип54-1 - первая модель является точной копией гаубицы М-30, вторая имеет ряд конструктивных отличий. Так же еще в первой половине 1990-х годов серийно выпускалась САУ с гаубицей Тип 54-1 на шасси БТР Тип 531.

Ливан:
- 1992 г. - есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии; так же есть в составе Армии Южного Ливана (произраильские формирования).

Польша - состояла на вооружении.

Румыния - состояла на вооружении.

Чехословакия - состояла на вооружении.

Югославия - состояла на вооружении.

Источники
:
122-мм гаубица М-30 образца 1938 года. Сайт http://www.ugmk.com , 2005 г.
Желтоножко О. Под индексом «Д». К открытию Музея 9-го Артиллерийского Завода. Сайт http://www.otvaga2004.narod.ru , 2012 г.
О"Мэлли Т.Дж. Современная артиллерия: орудия, РСЗО, минометы. М., ЭКСМО-Пресс, 2000 г.
Юрчин В. Вооруженные силы Ливана. // Зарубежное Военное Обозрение. № 5 / 1993 г.

Гаубица М-30, известна, наверное, всем. Знаменитое и легендарное орудие рабоче-крестьянской, советской, российской и множества других армий. Любой документальный фильм о Великой Отечественной почти обязательно включает в себя кадры ведения огня батареей М-30. Да и сегодня, несмотря на возраст, это орудие в строю во многих армиях мира.

А кстати, 80 лет как бы…

Итак, речь сегодня пойдет о 122-мм гаубице образца 1938 года М-30. О гаубице, которую многие специалисты артиллерии называют эпохой. А зарубежные эксперты - самым распространенным орудием в артиллерии (около 20 тысяч единиц). Системе, где самым органическим образом соединились старые, испытанные многолетней эксплуатацией других орудий, решения, и новые, ранее неизвестные.

В предшествующей этой публикации статье мы рассказывали о самой многочисленной гаубице РККА предвоенного периода - 122-мм гаубице образца 1910/30 годов. Именно эту гаубицу уже на второй год войны заменила по численности М-30. По данным из различных источников, в 1942 году численность М-30 была уже больше предшественницы.

Материалов о создании системы много. Разбираются буквально все нюансы конкурентной борьбы разных КБ, тактико-технические характеристики орудий, конструктивные особенности и прочее. Точки зрения авторов таких статей иногда диаметрально противоположны.

Разбирать все детали таких споров не хотелось бы. Поэтому историческую часть повествования "обозначим пунктиром", оставив читателям право на собственное мнение по этому вопросу. Мнение авторов всего лишь одно из многих и не может служить единственно верным и окончательным.

Итак, 122-мм гаубица образца 1910/30 годов устарела уже к середине 30-х годов. Та "малая модернизация", которую провели в 1930 году, всего лишь продлила жизнь этой системы, но не вернула ей молодость и функциональность. То есть служить орудие еще могло, весь вопрос - как. Ниша дивизионных гаубиц довольно скоро оказалась бы пуста. И это понимали все. Командование РККА, руководители государства и сами конструкторы артиллерийских систем.

В 1928 году даже развернулась достаточно бурная дискуссия по этому вопросу после публикации статьи в "Журнале артиллерийского комитета". Споры велись по всем направлениям. От боевого применения и конструкции орудий, до необходимого и достаточного калибра гаубиц. На основании опыта Первой мировой войны вполне обоснованно рассматривались сразу несколько калибров, от 107 до 122 мм.

Задание на разработку артиллерийской системы на замену устаревшей дивизионной гаубицы конструкторы получили 11 августа 1929 года. В исследованиях по вопросу калибра гаубицы однозначного ответа о выборе 122 мм нет. Авторы склоняются к самому простому и логичному объяснению.

Боеприпасов именно этого калибра у РККА было достаточно. Более того, у страны была возможность производить эти боеприпасы в необходимом количестве на уже имеющихся заводах. И третье, логистика доставки боеприпасов была максимально упрощена. Самая многочисленная гаубица (обр. 1910/30г.) и новая гаубица могли бы снабжаться "из одного ящика".

Описывать проблемы при "рождении" и подготовке к серийному производству гаубицы М-30 смысла нет. Об этом прекрасно рассказано в "Энциклопедии отечественной артиллерии", наверное, самого авторитетного историка артиллерии А. Б. Широкорада.

Тактико-технические требования к новой дивизионной гаубице Артиллерийское Управление РККА озвучило в сентябре 1937 года. Требования достаточно жесткие. Особенно в части затвора. АУ требовало клинового затвора (перспективного и имеющего большой потенциал для модернизации). Инженеры и конструкторы же понимали, что эта система недостаточно надежна.

Разработкой гаубицы занимались сразу три ОКБ: Уральского машиностроительного завода ("Уралмаш"), завода № 172 имени Молотова ("Мотовилиха", Пермь) и Горьковского завода №92 ("Нижегородский машиностроительный завод").

Представленные этими заводами образцы гаубиц были достаточно интересны. Но уральская разработка (У-2) существенно уступала горьковской (Ф-25) и пермской (М-30) по баллистике. Поэтому не рассматривалась как перспективная.


Гаубица У-2


Гаубица Ф-25 (с большой вероятностью)


Мы же рассмотрим некоторые ТТХ Ф-25/М-30.

Длина ствола, мм: 2800 / 2800
Скорострельность, в/мин: 5-6 / 5-6
Начальная скорость снаряда, м/сек: 510 / 515
Угол ВН, град: -5...+65 / -3...+63
Дальность стрельбы, м: 11780 / 11800
Боеприпас, индекс, вес: ОФ-461, 21, 76
Вес в боевом положении, кг: 1830 / 2450
Расчет, чел: 8 / 8
Выпущено, шт: 17 / 19 266

Мы не случайно привели часть ТТХ в одной таблице. Именно в таком варианте прекрасно видно вроде бы главное преимущество Ф-25 - вес орудия. Согласитесь, разница более чем в полтонны впечатляет. И, наверное, именно этот факт стал основным в определении Широкорадом этого конструкции, как лучшей. Мобильность такой системы неоспоримо выше. Это факт.

Правда, и тут есть "зарытая собака", на наш взгляд. Предоставленные на испытания М-30 были несколько легче серийных. Потому и разрыв в массе был не так заметен.

Возникает вопрос о принятом решении. Почему М-30? Почему не более легкая Ф-25.

Первая и основная версия озвучена ещё 23 марта 1939 года в том же "Журнале артиллерийского комитета" №086: "122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом №92 в инициативном порядке, для АУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25".

Согласитесь, такое заявление в то время многое ставит на свои места. Гаубица есть. Гаубица прошла испытания и нечего больше тратить народные деньги на разработку никому не нужного орудия. Продолжение дальнейших работ в этом направлении было чревато для конструкторов "переездом в какую-либо шарашку" с помощью НКВД.

Кстати, авторы в этом плане согласны с некоторыми исследователями по вопросу установки на М-30 не клинового, а старого доброго поршневого затвора. Скорее всего, конструкторы пошли на прямое нарушение требований АУ именно по причине надежности поршневого затвора.

Проблемы с полуавтоматикой клинового затвора на тот момент наблюдались и у орудий меньшего калибра. Например, Ф-22, универсальной дивизионной 76-мм пушки.

Победителей не судят. Хотя, это с какой стороны посмотреть. Рисковали конечно. В ноябре 1936 г. был арестован и осужден на 5 лет лишения свободы начальник ОКБ Мотовилихинского завода Б. А. Бергер, аналогичная участь постигла в январе следующего года ведущего конструктора 152-мм гаубицы-пушки МЛ-15 А. А. Плоскирева.

После такого понятно стремление разработчиков использовать уже проверенный и отлаженный в производстве поршневой затвор, чтобы избежать возможных обвинений во вредительстве в случае возникновения проблем с его конструкцией клинового типа.

И есть еще один нюанс. Меньший в сравнении с конкурентами вес гаубицы Ф-25 обеспечивали станок и лафет от 76-мм пушки. Орудие было более мобильное, но имело меньший ресурс из-за более «хлипкого» лафета. Вполне естественно, что 122-мм снаряд давал совершенно другой импульс отдачи, чем 76-мм. Дульный тормоз, видимо, на тот момент не обеспечивал должного снижения импульса.

Очевидно, что более легкой и мобильной Ф-25 предпочли более прочную и обладающую большим ресурсом М-30.

Кстати, лишнее подтверждение этой гипотезе мы нашли в судьбе М-30. Мы часто пишем о том, что конструктивно удачные полевые орудия вскоре "пересаживались" на уже используемые или трофейные шасси и продолжали воевать уже как САУ. Такая же судьба ожидала и М-30.

Части М-30 использовались при создании СУ-122 (на трофейных шасси StuG III и на шасси Т-34). Однако машины получились неудачные. М-30, при всей своей мощи, оказалась достаточно тяжелой. Тумбовая установка вооружения на СУ-122 занимала много места в боевом отделении САУ, создавая значительные неудобства экипажу. Большой вылет вперёд противооткатных устройств с их бронировкой затруднял обзор с места механика-водителя и не позволил разместить на лобовой плите полноценный люк-лаз для него.

Но главное – база среднего танка была слишком непрочной для столь мощного орудия.

От использования этой системы отказались. Но попытки на этом не закончились. В частности, в одном из вариантов теперь уже знаменитой авиадесантируемой САУ "Фиалка" была использована именно М-30. Но предпочли универсальное 120-мм орудие.

Вторым минусом для Ф-25 как раз могла стать ее меньшая масса в комбинации с уже упомянутым дульным тормозом.

Чем легче орудие, тем больше его шансы на использование для непосредственной поддержки своих сил огнем.

Кстати, именно в такой роли в начале Великой Отечественной не раз и не два выступала слабо подходящая для таких целей М-30. Не от хорошей жизни, понятно.

Естественно, что отклоненные дульным тормозом пороховые газы, поднимающие пыль, песок, частички грунта или снег, легче выдадут позицию Ф-25 по сравнению с М-30. Да и при стрельбе с закрытых позиций на небольшом удалении от линии фронта при малом угле возвышения с возможностью такой демаскировки следовало считаться. Кто-то в АУ вполне мог принять все это во внимание.

Теперь непосредственно о конструкции гаубицы. Конструктивно она состоит из следующих элементов:

Ствола со свободной трубой, кожухом, накрывающим трубу примерно до середины, и навинтным казенником;

Поршневого затвора, открывавшегося вправо. Закрывание и открывание затвора производилось поворотом рукоятки. В затворе монтировались ударный механизм с линейно движущимся ударником, винтовой боевой пружиной и поворотным курком, для взведения и спуска ударника курок оттягивался спусковым шнуром. Выбрасывание стреляной гильзы из каморы производилось при открывании затвора выбрасывателем в виде коленчатого рычага. Имелся предохранительный механизм, предотвращавший преждевременное отпирание затвора при затяжных выстрелах;

Лафета, включавшего люльку, противооткатные устройства, верхний станок, механизмы наводки, уравновешивающий механизм, нижний станок с раздвижными коробчатыми станинами, боевым ходом и подрессориванием, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.

Люлька обойменного типа укладывалась цапфами в гнездах верхнего станка.

Противооткатные устройства включали гидравлический тормоз отката (под стволом) и гидропневматический накатник (над стволом).

Верхний станок штырём вставлялся в гнездо нижнего станка. Амортизатор штыря с пружинами обеспечивал вывешенное положение верхнего станка относительно нижнего и облегчал его вращение. С левой стороны верхнего станка монтировался винтовой поворотный механизм, с правой - секторный подъемный механизм.

Боевой ход - с двумя колёсами, колодочными тормозами, отключаемой поперечной пластинчатой рессорой. Выключение и включение подрессоривания производилось автоматически при раздвигании и сдвигании станин.

Прицельные приспособления включали прицел, независимый от орудия (с двумя стрелками) и панораму Герца.

В истории этой легендарной гаубицы до сих пор множество белых пятен. История продолжается. Противоречивая, во многом непонятная, но история. Детище конструкторского коллектива под руководством Ф. Ф. Петрова настолько гармонично, что служит до сих пор. Причем она прекрасно вписалась не только в стрелковые соединения, но и в танковые, механизированные и моторизованные части.

И не только нашей армии в прошлом, но и в настоящее время. Более двух десятков стран продолжают иметь на вооружении М-30. Что свидетельствует о том, что орудие удалось более чем.

Приняв участие практически во всех войнах, начиная со Второй мировой, М-30 доказала свою надежность и неприхотливость, удостоившись высочайшей оценки маршала артиллерии Г. Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Конечно же, может.

Ведь все лучшее, что было в гаубице М-30, воплотилось в 122-мм гаубице Д-30 (2А18), которая стала достойной наследницей М-30. Но о ней, естественно, будет отдельный разговор.

Благодарим администрацию Музея отечественной военной истории в Падиково за предоставленный экземпляр гаубицы.

Во многих фильмах про войну, на различных плакатах, посвященных тому нелегкому времени, можно увидеть изображение прославленной 122-мм гаубицы образца 1938 года М-30. После победы над фашистской Германией многие эксперты признали ее, не только лучшей среди гаубиц, но и не имевшей себе равных среди всей ствольной артиллерии Второй мировой войны.

Орудие не потеряло свою актуальность и после Второй Мировой, оставаясь востребованным во многих странах. Ее можно встретить во всех уголках мира, это ли не признание в ее совершенстве?

От предпосылок до создания

Еще до Первой мировой войны Россия закупила для армии 48-линейные гаубицы – орудия, рассчитанные для ведения навесной стрельбы тяжёлыми фугасными снарядами. Этот род орудий специально рассчитывался для борьбы с фортификационными сооружениями противника.

Для укрытой в окопах или за валом пехоты, летящие по крутой траектории тяжёлые снаряды очень опасны. Надо пояснить, что в русских единицах измерения – 48 линий соответствует 4,8 дюйма или 121,92 мм, сокращённый до привычных 122 мм, этот калибр по-прежнему считается оптимальным для лёгких полевых гаубиц.

Гаубицы образца 1909 – 1910 годов, разработанные концерном «Крупп» и французской фирмой «Шнейдер» соответственно, прекрасно справлялись с возложенными на них обязанностями и задачами. Более того массовое производство боеприпасов для них впоследствии сыграло свою роль в оснащении и советской армии.

В конце двадцатых годов артиллерийский парк РККА устарел морально и физически.

Проведенные модернизации в 1930 году Крупповских, а в 1937 – французских гаубиц не смогли удовлетворить все требования предъявляемые к современной артиллерии. Проводимый правительством курс на механизацию в армии зримо показал все их несовершенство.

Даже перемещение без подрессоривания и на деревянных колесах быстрее 10 км\ч было невозможно. Да и увеличенная в ходе модернизации дальность стрельбы осталась ниже требуемой.


«Журнал артиллерийского комитета» в 1928 году первым сформулировал требования к гаубице дивизионного звена следующего поколения. После публикации, 11 августа 1929 г вышло техзадание на ее разработку. Калибр постановили делать в границах 107-122 мм, основываясь на ТТХ английских и немецких гаубиц, имеющих аналогичное назначение.

Кроме этого орудие необходимо было приспособить для буксирования механизированными средствами.

Отдельным пунктом была выведена возможность маневрирования орудия на поле боя силами расчёта.

Тема создания нового орудия получила название «Лубок». Своих разработчиков не хватало, Гражданская война сильно подкосила грамотные инженерные кадры. Пришлось работу по «Лубку» поручить немецким специалистам из Веймарской республики, служившим в КБ-2, которое структурно принадлежало Всесоюзному орудийно-арсенальному объединению Народного комиссариата тяжёлой промышленности.

Необходимо отметить, что помощь немецких специалистов была на тот момент неоценима, так как стране советов не хватало не только инженеров, но и производственных мощностей. Сложности были даже с рабочими-станочниками.


Результатом работы стала 122 мм гаубица на однобрусном лафете. Подрессоренные металлические колеса позволяли развивать скорость до 10 км\ч, т.к. использование шин не предусматривалось. Угол вертикальной наводки ствола (длина 23 калибра) не превышал +50°, а горизонтальной – 7°. В походном положении система весила 2,8 т, в боевом – 2,25 т. По тем временам довольно неплохой результат.

Однако не были учтены материально-технические возможности заводов. Выпустили только 11 экземпляров гаубицы. Приход фашистов к власти в Германии привел к ликвидации КБ-2. В 1936 году проект закрыли, потому что изменились требования к современным орудиям.

Артиллерийское управление требовало создать для Красной Армии гаубицу с колесами на резиновом ходу.

Лафет в обязательном порядке проектировать с раздвижными станинами. Резиновый ход и подрессоривание позволило увеличить скорость буксировки орудия, раздвижные станины в свою очередь утяжеляли конструкцию, но давали большую огневую манёвренность орудия.

Опять рассматривали калибры 107 и 122 мм, но уже с требованиями увеличить все углы наводки. Предполагалось, что можно сделать даже гаубицу-пушку. Победил калибр 122 мм, хотя изготовление 107 мм орудий обошлось бы гораздо дешевле.

Дело в том, что в арсеналах накопился большой запас снарядов для 122 мм орудий, кроме того в отличие от 107 мм снаряда который требовалось разрабатывать и создавать практически с нуля, для выпуска 122 мм снарядов и зарядов существовали уже готовые и действующие производственные линии.

Мощность у таких орудий больше. Новый бетонобойный снаряд тоже требовал большого калибра. Таким образом,следующим шагом стало создание легендарной М-30.

Создание, постановка на вооружение и производство М-30

Задание на разработку получили сразу три группы конструкторов:

  1. Ф.Ф. Петров, с конструкторской группой Мотовилихинского завода в Перми, этот коллектив обладал богатым опытом в проектировании тяжёлых артсистем. До 1917 года завод занимался производством орудий для царской армии. Проект получил индекс – М-30.
  2. Завод №92, под руководством талантливого и молодого на тот момент конструктора Грабина В.Г. Инициативная разработка на конкурс. Внутренний индекс завода Ф-25.
  3. Завод №9, известный как уральский завод тяжелого машиностроения с гаубицей У-2(орудие к слову вышло довольно удачным). Предпринимались попытки вооружить им танки и тяжёлые самоходные установки.

В тяжёлой конкурентной борьбе победил проект М-30. У-2 провалила испытания (деформация станин) и выбыла из дальнейшего участия в соревновании. Несмотря на несколько достаточно интересных решений и находок.

С Ф-25 не все так просто. Орудие практически было равноценным М-30. В конструкции использовались наработки по «Лубку», кроме того использовался дульный тормоз, затвор был горизонтального типа, клиновой. Вес незначительно ниже, чем у М-30, но, тем не менее, Ф-25 отклонили.


Возможно, комиссия руководствовалась следующими достоинствами детища Ф. Ф. Петрова:

  • ствол без дульного тормоза (меньше демаскирует и улучшает условия работы расчета);
  • много хорошо отработанных узлов (поршневой затвор, канал ствола, тормоз отката и передок аналогичны «Лубку»);
  • возможность использования лафета для более мощных систем (в дальнейшем он был применён для ).

По итогам конкурса и испытаний была выбрана гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

В 1939 году орудие было поставлено в серийное производство под названием 122 мм дивизионная гаубица обр. 1938 года.

С 1940 года гаубицу серийно выпускали два завода. Первый – №92 в гор. Горький и №9, известный как Уральский завод тяжелого машиностроения.


Горьковчане выпускали М-30 всего один год и изготовили 500 шт, в 1941-1942 году, на заводе освоили изготовление М-30С, варианта гаубицы для установки в СУ-122, но после прекращения её выпуска орудие больше не производили. УЗТМ продолжал выпуск до 1955 года.

Конструктивные особенности и изменения в ходе производства

Как и большинство орудий классического типа, дивизионная гаубица обр. 1938 года состоит из следующих элементов:

  1. Ствол, металлическая труба-моноблок, дульного тормоза нет. В канале ствола имеется 36 нарезов.
  2. Казенная часть, с поршневым замком. Ствол ввинчивается в массивный казенник. На него же устанавливается система крепления к лафету.
  3. Лафет(М-30С – тумба)

Составные части лафета:

  • люлька;
  • противооткатные устройства;
  • верхний станок;
  • механизмы наводки;
  • уравновешивающий механизм;
  • нижний станок с раздвижными станинами, там же крепления для шанцевого инструмента и ЗИП;
  • ходовая часть, колеса со штампованными дисками и резиновым цельнолитым бандажом;
  • листовые рессоры;
  • прицельные приспособления;
  • щитовое прикрытие, из нескольких элементов.

Обойменная люлька цапфами помещается в специальные гнезда верхнего станка. В гнездо нижнего станка входит штырь верхнего, изготовленный с амортизаторами вывешивающими верхней станок и облегчающими его поворот. На верхнем станке смонтированы поворотный (слева) и подъемный (справа) механизмы.


Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката (под стволом) и гидропневматического накатника (над стволом).
В специальное гнездо независимого (две стрелки) прицела вставлялась панорама Герца, посредством которой ведется стрельба прямой наводкой и с закрытых огневых позиций.

За все время выпуска гаубица претерпевала небольшие изменения.

Это отражено в Руководстве службы 1948 г., но без номеров и дат выпуска. Изменения вводились с целью максимального упрощения и удешевления производства. Так примерно в 1945 году клепку на станинах заменили сваркой. Казенник после модернизации увеличили в размерах и повысили его прочность.

Был удален стопор походного положения курка и механизм облегчения заряжания. Изменению подверглись масленки катков люльки и сальники тормоза отката и накатника.


После начала выпуска 152 мм Д-1 унифицировали лафет для двух систем. Менялась конструкция прицелов и панорамы.

Боевое применение и ТТХ М-30

Тактико-технические характеристики:

Калибр 121,92 мм
Всего выпущено 19 266
Расчет 8 человек
Скорострельность 5 - 6 выстр/мин
Допустимая скорость по шоссе 50 км\ч
Высота линии огня 1200 мм
Длина ствола 2800 мм \ 22,7 кал.
Длина канала ствола 2278 мм \ 18,7 кал.
Масса в походном положении, 2900 - 3100 кг
Масса в боевом положении 2360-2500 кг
Длина 5900 мм (с передком 8600)
Ширина 1975мм
Высота 1820 мм
Клиренс 330-357 мм
Угол вертикальной наводки от −3 до +63,3°
Угол горизонтальной наводки 49°


Виды боеприпасов:

Индекс
выстрела
Индекс
снаряда
Масса
Снаряда
(кг)

Масса ВВ/ОВ
(кг)
Марка взрывателя Начальная скорость снаряда,
(м/с)
Максимальная дальность стрельбы, (км)
Кумулятивные
53-ВБП-463 53-ВБП-463 14,83 2,18 ГКВ 570 4
53-ВБП-463А 53-БП-460А 13,34 В-229 335 2
3ВБК1 53-БК-463(М)(У) (УМ) 21,26 2,15 ГПВ-1, ГПВ-2, ГКН 500
3ВБК11 53-БК-463У (М) 21,26 2,15 ГПВ-2 515
Осколочные
53-ВО-462А 53-О-462А 21,76 3,0 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 380 9,34
53-ВО-463А 53-О-460А 21,76 Д-1-У, РГМ-2, МГНС-2 458 10,77
53-ВО-463АМ 53-О-462А 21,76 3,0 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 458 10,77
Осколочно-фугасные
53-ВОФ-462 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 380 9,34
53-ВОФ-463 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 515 11,8
53-ВОФ-463М 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 Д-1-У, РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
3ВОФ7 3ОФ7/3ОФ8 21,76 2,98 АР-30 515 11,8
3ВОФ31 3ОФ24(Ж) 21,76 3,97 РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
3ВОФ46 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
3ВОФ80 3ОФ56(-1) 21,76 4,31 РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
Шрапнельные
3ВШ1 3ВШ1 21,76 2,075 ДТМ-75 515
Химические
53-ХН-462 3,1
53-ХС-462У 1,9
53-ХСО-462 1,9
53-ХСО-462Д 23,1 3,3
53-ХСО-463Б 22,2 1,325
Дымовые
3-ВД-462 53-Д-462 22,55 3,6 КТ(М)-2 380 9,34
53-ВД-463 53-Д-462 22,55 3,6 КТ(М)-2 515 11,8
53-ВД-463А 53-Д-462А 22,77 3,6 РГМ-2(М) 458 10,77
53-ВД-463М 53-Д-462С 22,55 3,6 КТМ-2, РГМ-2(М) 515 11,8
3ВД1 3Д4(М) 21,76 3,6 РГМ-2(М) 515 11,8
Осветительные
53-ВС-462 53-ВС-462 22,3 0,02 Т-6 361 7,12
53-ВС-463 53-ВС-462 22,3 0,02 Т-6 479 8,5
53-ВС-463М 53-С-463(Ж) 22,0 0,02 Т-7 515 11,0
3ВС10 3С4(Ж) 21,8 - Т-90 515
Агитационные
53-ВА-462 53-А-462 21,5 - Т-6 366 7,2
53-ВА-463 53-А-462 21,5 - Т-6 431 8,0
3ВА1 3А1(Д)(Ж)(ДЖ) 21,5 - Т-7 515

Согласно требованиям артиллерийской науки на дивизионные гаубицы возлагались следующие задачи:

  • уничтожение фортификационных сооружений полевого типа;
  • борьба с огневыми средствами противника;
  • контрбатарейная стрельба;
  • уничтожение живой силы противника и средств её доставки к передовой.

При крайней необходимости дивизионные стредства усилления могли работать и на прямой наводке. В этом случае снаряды 122 мм гаубиц просто проламывали броню средних танков противника, легкие переворачивались и опрокидывались от близких разрывов.


В дальнейшем для борьбы с тяжелобронированной техникой противника в боекомплект М-30С, а впоследствии и буксируемых вариантов орудия были введены и кумулятивные снаряды.

Во время ВОВ, чем только не буксировали трехтонную гаубицу. Лошадьми, и всевозможными грузовиками, тягачами «Сталинец» СТЗ-5 или Я-12. В бою орудие просто перекатывали вручную.

Служба М30 за рубежом

О качестве наших орудий можно судить по тому факту, что несколько сотен гаубиц М-30, захваченных немцами в 41-ом, были поставлены ими на вооружение и под названием 12,2 cm s.F.H.396(r) активно применялись как на восточном фронте, так и во Франции.Даже массовое производство боеприпасов для них наладили в 1943 году.

Всего заводы Германии выпустили 12573000 снарядов для М-30.

По некоторым данным даже на трофейные французские бронемашины немцы ставили наши орудия.

41 орудие в ходе боев осталось финнам, не имевшие собственного артиллерийского производства финская армия творчески и полноценно использовала все трофеи. Переименовав их в 122 H/38, орудия использовали против РККА, а в 1944, стволы орудий повернулись и против Германии.
В качестве резерва, финны хранили до 80-х годов прошлого века.

Китайская гаубица тип 54, практически полностью повторяет устройство М-30. Изменения незначительны и касаются лишь стандартизации производства.
В послевоенный период гаубица поставлялась более чем в тридцать стран мира. В большинстве из них продолжает стоять на вооружении и сейчас.

Целой эпохой в истории артиллерии можно назвать легендарную 122-мм гаубицу образца 1938 года М-30. Приняв участие практически во всех войнах, начиная со Второй мировой, она доказала свою надежность и неприхотливость, удостоившись высочайшей оценки маршала артиллерии Г. Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Видео

122-миллиметровая гаубица М-30, которая на Западе известна под обозначением М1938, – является стойким ветераном. Гаубицу разработали еще в 1938 г., и уже через год началось ее серийное промышленное производство. Выпускавшаяся в больших количествах и широко использовавшаяся во время Великой Отечественной войны, гаубица М-30, практически без изменений, по сей день широко распространена в СНГ и других странах, хотя сегодня во многих армиях ее используют лишь в учебных целях или перевели в резерв. Хотя в странах СНГ производство М-30 прекратили несколько лет назад, гаубицу до сих пор выпускают в Китае под обозначением 122-миллиметровая гаубица Тип 54 и Тип 54-1. Модификация Тип 54-1 имеет ряд конструктивных отличий, которые обусловлены особенностями местных технологий.

122-миллиметровая М-30 в целом имеет классическую конструкцию: надежный прочный двухстанинный лафет, щит имеющий поднимаемый центральный лист который жестко закреплен, и ствол без дульного тормоза длиной 23 калибра. Пушку была оснащена тем же лафетом, что и 152-миллиметровая гаубица Д-1 (М1943). Колеса имеющие большой диаметр оснащаются цельными скатами, для заполнения которой использована губчатая резина, однако болгарская модификация М-30, имеет колеса отличной конструкции. У каждого орудия имеются сошники двух типов - для твердой и мягкой почвы.

Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 в бою против немецких танков. На переднем плане погибший артиллерист. 3-й Белорусский фронт

122-мм гаубица М-30 старшего сержанта Г.Е. Макеева на Гутенберг штрассе (Gutenberg) в городе Бреслау, Силезия. 1-й Украинский фронт

Советский артиллерист-гвардеец отдыхает у своей 122-мм гаубицы М-30 после боя с немецкими танками под Каунасом. 3-й Белорусский фронт. Авторское название работы - «После жестокого боя»

Советские САУ СУ-122 идут по Ленинграду на фронт, возвращаясь из ремонта

Гаубица М-30 в свое время была основным вооружением САУ СУ-122, которая была создана на базе шасси Т-34, однако в настоящее время этих установок ни в одной армии больше не осталось. В Китае в настоящее время выпускается такая САУ: гаубица Тип 54-1 смонтирована на шасси БТР Тип 531.

Основной вид боеприпасов М-30 – высокоэффективный осколочный снаряд, массой 21,76 килограмм, имеющий дальность до 11,8 тыс. м. Для борьбы с бронецелями теоретически может использоваться кумулятивный бронебойный снаряд БП-463, который на максимальной дистанции прямого выстрела (630 м) пробить 200-миллиметровую броню, однако такие боеприпасы в настоящее время практически не используют.

До сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Тактико-технические данные122-миллиметровой гаубицы М-30:
Первый опытный образец – 1938 г.;
Начало серийного выпуска – 1939 г.;
Страны, в которых в настоящее время состоит на вооружении – бывшие сраны-члены Варшавского пакта, страны, которым Советский Союз оказывал военную помощь, Китай;
Расчет – 8 человек;
Длина в походном положении – 5900 мм;
Ширина в походном положении – 1975 мм;
Калибр - 121,92 мм;
Начальная скорость снаряда – 515 метров в секунду;
Масса снаряда – 21,76 кг;
Масса полного заряда – 2,1 кг;
Максимальное давление пороховых газов – 2350 кгс/см;
Максимальная дальность стрельбы – 11800 м;
Длина ствола (без учета затвора) – 2800 мм (22,7 калибра);
Число нарезов – 36;
Длина нарезной части ствола – 2278 мм (18,3 калибров);
Ширина нарезов – 7,6 мм;
Глубина нареза – 1,01 мм;
Ширина полей нарезов – 3,04 мм;
Объем каморы при использовании дальнобойного снаряда – 3,77 дм3;
Длина каморы – 392 мм (3,2 калибра);
Угол склонения - -3°;
Максимальный угол возвышения - 63°;
Угол горизонтального обстрела - 49°;
Скорость вертикального наведения (один оборот маховика) – приблизительно 1,1°;
Скорость горизонтального наведения (один оборот маховика) – приблизительно 1.5°;
Высота линии огня - 1200 мм;
Предельная длина отката – 1100 мм;
Длина отката при ведении огня полным зарядом – от 960 до 1005 мм;
Нормальное давление в накатнике - З8 кгс/см2;
Объем жидкости в накатнике – от 7,1 до 7,2 л;
Объем жидкости в тормозе отката – 10 л;
Высота орудия (угол возвышения 0°) – 1820 мм;
Ширина хода - 1600 мм;
Клиренс – 330-357 мм;
Диаметр колес – 1205 мм;
Вес ствола с затвором – 725 кг;
Вес трубы – 322 кг;
Вес кожуха – 203 кг;
Вес казенника – 161 кг;
Вес затвора – 33 кг;
Вес откатных частей – 800 кг;
Вес люльки – 135 кг;
Вес качающейся части – 1000 кг;
Вес лафета – 1675 кг;
Вес верхнего станка – 132 кг;
Вес колеса со ступицей – 179 кг;
Вес нижнего станка – 147 кг;
Вес станин (двух) – 395 кг;
Вес в боевом положении – 2450 кг;
Вес без передка в походном положении – 2500 кг;
Вес лыжной установки ЛО-4 – 237 кг;
Время перевода между походным и боевым положениями – 1-1,5 мин;
Скорострельность – до 6 выстрелов в минуту;
Максимальная скорость возки по хорошим дорогам – 50 км/ч;
Давление хобота на сцепной крюк – 240 кгс.

Батарея советских 122-мм гаубиц образца 1938 года (М-30) ведет огонь по Берлину