Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Фантастика научная. Энциклопедия фантастики — фанфик по фэндому «Фикбук и всё, что с ним связано

Е. Харитонов, 2003

Харитонов Е. Наука о фантастическом в России: Биобиблиографический справочник. Исправленная и дополненная версия: 19 мая 2003 г.

    П севд.; наст. ф. и. о - КОВАЛЬЧУК Михаил Андреевич
)

Критик, журналист, очеркист. Родился в Казани, окончил физический факультет МГУ по специальности "теоретическая физика", работал физиком в нескольких институтах, был сотрудником редакции журнала "Наука и религия"; с 1989 г. - профессиональный литератор. В 1990 г. читал курсы по истории научной фантастики в Центрально-Мичиганском университете в Маунт-Плезанте (шт. Мичиган, США); в1995-1998 гг. читал аналогичные курсы в московских колледжах. Печататься начал с 1976 г. (первые публикации выходили в соавторстве с А. Гавриловым и В. Гопманом - под тем же псевдонимом; в дальнейшем псевдоним остался за одним К.). Живет в Москве.

В конце 1970-х гг. Г. быстро выдвинулся в ряды ведущих специалистов в области зарубежной НФ. Англо-американской НФ посвящен небольшой, но содержательный обзор "Виток спирали. Зарубежная фантастика 60-70-х гг. " (1980) ; цикл исторических очерков о НФ переработан в книгу "Четыре путешествия на машине времени. Научная фантастика и ее предвидения" (1983) - своеобразную, увлекательную историю НФ на примере некоторых генеральных идей, разрабатываемых фантастами (освоение космоса, человек и робот, экология; война). Последней теме посвящена так же монография "Ультиматум. Ядерная война и безъядерный мир в фантазиях и реальности" (1989) . Немало страниц посвящено НФ и "НФ-культам" (в частности, связанным с НЛО и религией) в книге, формально не относящейся к фантастоведению - "Темна вода во облацех..." (1987) .

Г. - автор многочисленных статей и обзоров, посвященных как истории и отдельным аспектам НФ литературы, так и творчеству отдельных авторов зарубежной фантастической прозы (всего около 100 литературных портретов). Из журнальных публикаций выделяется серия литературных портретов в журналах "Фантакрим-MEGA" и "Если", а так же очерки, посвященные творчеству ведущих художников-фантастов.

Выступал в качестве составителя антологий советской и зарубежной НФ, изданных в СССР и за рубежом, в частности, антологии "Фантастика века" (1995) , вышедшей в книжной серии "Итоги века"; его антология советской НФ "Весна света" (1977) награждена шведским призом им. Жюля Верна как лучшая книга года. Г. - автор большинства статей по российской и советской НФ для 2-го издания авторитетной англоязычной "Энциклопедии научной фантастики" под ред. Д. Клюта и П. Никколса (1993); он является редактором-составителем первой отечественной "Энциклопедии фантастики. Кто есть кто" (1995) .

__________________________

Аркадий и Борис Стругацкие. - М.: ВААП-ИНФОРМ, 1981. - 8 с.

Виток спирали: Зарубежная фантастика 60-70-х гг. - М.: Знание, 1980. - 64 с.

"Темна вода во облацех..." - М.: Политиздат, 1987. - 128 с.

Ультиматум: Ядерная война и безъядерный мир в фантазиях и реальности. - М.: Политиздат, 1989. - 347 с.

Фантастика и приключения. - М.: ВААП-ИНФОРМ, 1981. - 18 с.

Четыре путешествия на машине времени: (Науч. фантастика и ее предвидения). - М.: Знание, 1983. - 192 с.

Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / Под ред. Вл. Гакова. - Минск: Галаксиас, 1995. - 695 с.

__________________________

Золушкин век, или Фантастика, которую они потеряли: ["Золотой век" англо-амер. НФ: 1920-1940-е гг.] // Если. - 1996. - № 12. - С. 224-239.

Бунтарский век, или Фантастика, которую они обрели и вновь потеряли: [Англо-амер. НФ 1960-70-х гг.] //Там же. - 1997. - № 1. - С. 241-256.

Век сытых, или Фантастика, на которую они теперь обречены: [Англо-амер. НФ 1970-80-х гг.] // Там же. - № 4. - С. 258-274.

Век сытых. Финал? : [Англо-амер. НФ 1990-х гг.] // Там же. - № 6. - С. 243-260.

__________________________

Америки, открытые по ошибке: [Прогнозы фантастов - сбывшиеся и нет] // Если. - 1999. - № 12. - С. 242-252; То же // 2000. - 1999. - Окт. - С. 82-85.

Андре Нортон, волшебница мира ведьм // Фантакрим-МEGA. - 1992. - № 5. - С. 13-14.

Архитектор воображаемой реальности: [О творчестве художника-фантаста Роджере Дине] // Если. - 2001. - № 5. - С. 97-102.

Атомная война в 1914 году: Герберт Уэллс. "Освобожденный мир" // В мире книг. - 1984. - № 9. - С. 54-55.

Безмолвная звезда: [Экранизации произведений Станислава Лема] // Если. - 2001. - № 9. - С. 95-104.

Безответная любовь: (Киносудьба произведений Рэя Брэдбери) // Если. - 1998. - № 7. - С. 293-301.

Бесконечная война: К столетию романа Г. Уэллса "Война миров" // Если. - 1997. - № 11. - С. 23-28.

Блуждающий в облаках: [Жизнь и творчество Эдмунда Купера] // Там же. - 2001. - № 4. - С. 244-251.

Брешь в твердыне: (Судьба "Туманности Андромеды" И. А. Ефремова) // Там же. - 2002. - № 7. - С. 279-285.

Бросающий вызов: Артур Конан Дойль. "Затерянный мир" // В мире книг. - 1984. - № 6. - С. 71-72.

Брюс Стерлинг, зав. агитпромом // Фантакрим-MEGA. - 1991. - № 5. - С. 79-81.

Век Толкина. К 100-летию со дня рождения писателя // Там же. - 1992. - № 1. - С. 4-9, 32-39. - Подп.: М. Ковальчук.

Великий мастер: жизнь как роман: [О жизни и творчестве Лестера Дель Рэя] // Если. - 1999. - № 4. - С. 191-199.

Вечная война: [Лит. портрет Джо Холдемана] // Если. - 2002. - № 10.

Вечный поборник // Муркок М. Рунный посох. - М., 1996.

В зеркале политики: [О соврем. фр. НФ] // Лит. обозрение. - 1978. - № 8. - С. 34-39.

В непараллельных мирах: [Фантаст. проза ГДР] // Там же. - 1979. - № 11. - С. 27-31. - В соавт. с Э. Симоном.

Восхождение Девида Брина // Если. - 1998. - № 10. - С. 247-253.

Возвращение космического робинзона: (О Франсисе Карсаке и его книгах) // Карсак Ф. Львы Эльборадо. - М.: АСТ, 2001. - С. 695-701.

В тени чужой судьбы: [Загадка Джеймса Типтри-мл.] // Если. - 1998. - № 1. - С. 164-171.

Второе место - тоже почетно! // Рэкхем Дж. Угроза с Веги. - М.: Армада, 1999.

Гений авантюры: (Эдгар Райс Берроуз) // Фантакрим-MEGA. - 1992. - № 2. - С. 91-93.

Где проходит фронтир?: [Космическая НФ и война] // Вокруг света. - 1984. - № 1. - С. 26-30. - В соавт. с В. Бабенко.

"Дважды два" свободы и достоинства: (Джордж Оруэлл. "1984") // Фантакрим-MEGA. - № 3. - С. 30-32, 37-38.

День Уиндема: [Об экранизациях произведений Дж. Уиндема] // Если. - 2001. - № 3. - С. 136-142.

Дикарь в искусстве: [О творчестве художника-фантаста Фрэнка Фразетты] // Там же. - 2003. - № 3. - С. 119-124.

Дэвид Джэрролд на звездном распутье // Если. - 1996. - № 11. - С. 211-216.

Дэн Симмонс: Портрет поэта в интерьере будущего // Фантакрим-MEGA. - 1993. - № 3. - С. 78-79.

Еще одна фантастическая бабушка: Мэрион Зиммер Брэдли // Там же. - 1993. - № 4. - С. 57-58.

Железная дама со стальной собачкой: О НФ-живописи Хосими Сороямы // Если. - 1997. - № 10. - С. 273-277.

Жук в янтаре: Роджер Желязны // Фантакрим-MEGA. - 1991. - № 4.

Загадочная К. Дж. Черри // Там же. - 1993. - № 3. - С. 56-57.

Звездные сальто-мортале Барри Лонгиера // Если. - 1997. - № 3. - С. 240-245.

Звездный час кинофантастики // FPM. - 1991. - № 1. - С. 80-86.

Звездный Доктор Айболит: [Очерк жизни и творчества амер. фантаста Джеймса Уайта] // Если. - 1999. - № 9. - С. 223-228.

Звездный король Эдмонд Гамильтон // Гамильтон Э. Звездный волк. - М., 1996.

Звезды, отраженные в море: [О книгах Артура Кларка] // Кларк А. Остров дельфинов. - Одесса: Маяк, 1978. - С. 3-6.

История одной планеты: [Планета Венера в произведениях НФ] // Урал. следопыт. - Свердловск, 1979. - № 4 - 5.

Иэн в чреве кита: [Лит. портрет англ. писателя Иэна Уотсона] // Если. - 2002. - № 12. - С. 174-180.

Йен Уотсон: здорово, но не понятно // Фантакрим-MEGA. - 1992. - № 4. - С. 76-78.

Как попасть на Луну: [Ж. Верн. "Из пушки на Луну". Ошибки и совпадения] // В мире книг. - 1985. - № 2. - С. 51-53.

Картографы ада, рая и окрестностей: [История становления и развития зарубежного фантастоведения] // Если. - 1999. - № 1 - 2, 5.

Кино в поисках искусственного интеллекта // Там же. - 2000. - № 4. - С. 61-67.

Кому нужно, чтобы звезды зажигали?: [Секреты "изготовления" космических ландшафтов и звездных кораблей в кинофантастике] // Там же. - 2003. - № 5. - С. 182-183.

Конан и канон: Литературная фэнтези на экране // Там же. - 1998. - № 9. - С. 298-304.

Королева отказывается от короны: [Жизнь и творчество Пат Кадиган] // Там же. - 2000. - № 4. - С. 215-219.

Космическая опера: (Эдвард "Док" Смит. Космический жаворонок) // Фантакрим-MEGA. - 1992. - № 5. - С. 79-80.

Кровоточащее перо (В. Ф. Одоевский. "4338-ой год") // Там же. - 1991. - № 5. - С. 15-17.

Круглый стол, изрубленный мечами: [Король Артур на страницах хроник и фантаст. романов] // Если. - 2000. - № 1. - С. 231 - 241.

Лауреаты премии Мечты: [О фантаст. премиях] // Урал. следопыт. - 1981. - № 3.

Лес пламенного блаженства: [О жизни и творчестве Кордвайнера Смита] // Фантакрим-MEGA. - 1993. - № 2. - С. 82-83.

Литературоведение изучает Апокалипсис // Иностр. лит. - 1988. - № 1. - С. 243-245.

Марс атакуют!: [Тема Марса в соврем. кинофантастике] // Там же. - 1999. - № 12. - С. 129-130. - Подп.: Михаил Ковалев.

Мастер-отделочник: О творчестве Джина Вулфа // Там же. - 1999. - № 7. - С. 205-213.

Миссионер: [Жизнь и творчество Джеймса Блиша] // Там же. - 2002. - № 6. - С. 42-48.

Монстр между прошлым и будущим: [О жизни и творчестве Мэрри Шелли] // Коммерсант-Деньги. - 2001. - 24 янв. (№ 3). - С. 51-56.

Мудрая ересь фантастики: [Религия и фантастика] // Другое небо: Сб. - М.: Политиздат, 1990. - С. 8-42.

Мэрион Зиммер Брэдли, мирная амазонка фантастики // Брэдли М. З. Руины Изиды. - М., 1996.

На витке спирали: Амер. фантастика 60-70-х годов // Лит. обозрение. - 1976. - № 9. - С. 83-89.

На гребне "Волны": ["Новая волна" англ. НФ] // Лит. обозрение. - 1977. - № 10. - С. 76-82.

Найденный в реальном времени. Литературная судьба В. Винджа // Если. - 1997. - № 9. - С. 232-236.

Научная фантастика: взгляд с орбиты // Знание-сила. - 1981. - № 4. - С. 42-43.

Незнакомый Рэй Брэдбери // Брэдбери Р. Что-то страшное грядет: Роман. - М.: Олимп, 1992. - С. 3-6.

Не отрекшаяся от Дарковера // Брэдли М. Королева бурь. - М., 1996.

Нестареющая Аэлита: К 60-летию книги // В мире книг. - 1983. - № 12. - С. 58-59.

Ночь, которая не наступила: (тема фашизма в англоязычной фантастике вчера и сегодня) // Иностр. лит. - 1985. - № 9. - С. 185-192.

Одиссея Криса Ахиллеоса: [О жизненной пути и творчестве англ. художника-фантаста] // Если. - 1998. - № 9. - С. 273-278. - Подп.: Михаил Ковалев.

Очередная жертва: [Киносудьба произведений Роберта Шекли] // Там же. - 1999. - № 9. - С. 15-18. - Подп.: Михаил Ковалев.

Первый контакт // Лейнстер М. Пираты Зана. - М., 1999.

Пересмешник: [Лит. портрет Роберта Шекли] // Если. - 2000. - № 9. - С. 205-212.

Писатель, бегущий по лезвию: [Филип Дик и кинематограф] // Там же. - 2002. - № 8. - С. 117-122.

Писатель, которого мы не знали: [Очерк жизни и творчества Эрика Фрэнка Рассела] // Там же. - 2000. - № 5. - С. 70-76.

По Шомбургскому счету: [О творчестве художника-фантаста, знаменитого иллюстратора НФ 1920-1950-х гг. Алексе Шомбурге] // Там же. - 2002. - № 11. - С. 75-80.

Побег из детства. Жизнь и книги Рэя Брэдбери // Брэдбери Р. Избр. произведения в 3 т. Т. 3: Что-то страшное грядет. - М.: Олимп, 1992. - С. 272-303.

Подвиг: Александр Беляев. "Голова профессора Доуэля" // В мире книг. - 1984. - № 3. - С. 55-56.

Пол Андерсон, патрульный времени: Штрихи к портрету // Фантакрим-MEGA. - 1991. - № 3. - С. 81-83.

Похищение Европы: Ист. -крит. очерк о западноевроп. НФ // Если. - 1997. - № 10-11.

Поэт в Science Fiction больше, чем поэт: [Очерк жизни и творчества Дэна Симмонса] // Если. - 2000. - № 3. - С. 226-232.

Предвестник: Уильям Моррис. "Вести ниоткуда" // В мире книг. - 1984. - № 11. - С. 53-54.

Предвидения Лукиана из Самосаты // Там же. - 1986. - № 4. - С. 49-50.

Предчувствие, ставшее прозрением: [Войны будущего в лит.] // Там же. - 1985. - № 12. - С. 52-54.

Проповедь-бестселлер: [Очерк творчества Орсона Скотта Карда] // Если. - 2000. - № 7. - С. 161-168.

Путь Урсулы Ле Гуин // Фантакрим-MEGA. - 1992. - № 1. - С. 54-56.

Путь Дарсая: (О творчестве Гордона Диксона) // Если. - 1998. - № 7. - С. 231-239.

Пэт Мэрфи, одинокая волчица // Фантакрим-MEGA. - 1992. - № 3. - С. 15-16.

Размышляя о немыслимом: Атомный контекст американской фантастики // Иностр. лит. - 1986. - № 11. - С. 206-213.

Рассвет космической эры (Когда фантастика была юной) // НФ: Сб. - Вып. 27. - М.: Знание, 1983. - С. 200-229.

Рвавшийся в небо: [Об Эдгаре По] // В мире книг. - 1985. - № 4. - С. 69-71.

Реальность фантастике: [Роман Р. Мерля "Мальвиль"] // Там же. - 1983. - № 8. - С. 53-55.

Роберт Шекли: Забавен и не очень опасен // Фантакрим-MEGA. - 1993. - № 5. - С. 13-14.

Роман, заслуживший покой: [Судьба романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"] // Если. - 2002. - № 9.

Рэй Бредбери, выпускник библиотеки // Дет. лит. - 1980. - № 10.

Саламандра - в огне!: К 50-летию романа Карела Чапека "Война с саламандрами" // В мире книг. - 1986. - № 11. - С. 68-69.

Свет одинокой звезды: [Ш. Дефонтенэ. "Стар, или Пси Кассиопеи", 1854] // Там же. - 1984. - № 7. - С. 55-56.

Сказание о Марсе и о Земле (Три хроники): Очерк жизни и творчества Рэя Брэдбери // НФ: Сб. - Вып. 25. - М.: Знание, 1981. - С. 176-193.

Скафандры "Unisex" от Джеймса Шмица // Если. - 1997. - № 5. - С. 221-225.

Со временем накоротке: [О творчестве Пола Андерсона] // Библиогр. - 1995. - № 3. - С. 56-61.

Создатели жанра: [История зарубеж. журналов фантастики] // Если. - 2001. - № 6.

Сон в рассветный час: К 350-летию выхода в свет книги Иоганна кеплера "Сон" // В мире книг. - 1984. - № 10. - С. 54-55.

Спорт Будущего: [Спортивные игры будущего в киновоплощении] // Если. - 2000. - № 5. - С. 157-164.

Сталкеры на обочине: [Киносудьба произведений А. И Б. Стругацких] // Там же. - 1999. - № 4. - С. 227-233.

Странные песни о главном: [Очерк жизни и творчества Джорджа Мартина] // Там же. - 1999. - № 12. - С. 206-212.

Странствующий рыцарь в стране фантазии: К 150-летию со дня рождения Марка Твена // В мире книг. - 1985. - № 11. - С. 69-71.

"Суть всякого воображения - правда": [О жизни и книгах Урсулы Ле Гуин] // Ле Гуин У. Порог: Роман. - М.: Известия, 1989. - С. 5-15.

Театр на подмостках Вселенной: [Лит. портрет Фрица Лейбера] // Если. - 2000. - № 11. - С. 178-186.

Тени на снегу: О творчестве У. Ле Гуин // Ле Гуин У. Левая рука Тьмы. - М.: Радуга, 1992. - С. 371-383.

Терри Биссон: победитель, задержавшийся на старте // Фантакрим-MEGA. - 1992. - № 2. - С. 37-38.

Три возвращения Роберта Силверберга // Фантакрим-MEGA. - 1995. - № 3. - С. 2-3.

Тридцать лет спустя...: Фантастика издательства "Знание" // День гнева: Сб. - М.: Знание, 1992. - С. 313-316.

Трубач науки: К 425-летию со дня рождения Фрэнсиса Бэкона // В мире книг. - 1986. - № 2. - С. 53-54.

Ужель тот самый Холдеман... // Если. - 2001. - № 5.

Фантастика ручной работы: К 100-летию кинофантастики. Ее первые шаги // Там же. - 2002. - № 8. - С. 126-128.

Фантастическая игра: [Шахматы в НФ] // Там же. - 2001. - № 7. - С. 226-234.

Фантастический год - 1962-ой: [О романе Р. Хайнлайна "Чужак в чужой стране"] // Хайнлайн Р. Чужак в чужой стране: Роман. - М.: ДО "Глаголь", 1992. - С. 3-14.

Фантастический конвейер Кеннета Балмера // Балмер К. Ключи к измерениям. - М., 2000.

Фантастический реализм Майкла Уэлана: О творчестве художника-фантаста // Если. - 1997. - № 11. - С. 289-293.

"Феномен Крайтона", или Как фантасты прозевали проблему: (Экол. катастрофа: фантазии и реальность) // НФ: Сб. - Вып. 21. - М.: Знание, 1979. - С. 218-250.

Фронтир // На суше и на море: Альм. - М.: Мысль, 1985; То же // Иностр. лит. - 1986. - № 2.

Харизма Майкла Коуни // Если. - 1998. - № 5. - С. 200-205.

Хорошо, что коровы летают!: О работах художника-фантаста Патрика Вудроффа // Если. - 1997. - № 12. - С. 273-277.

Хьюго Гернсбек и его "Эмейзинг" // Урал. следопыт. - Свердловск, 1980. - № 10. - С. 55-56.

Человек из машины: Драма в 2 д. с прологом: [Тема "Человек и робот" в НФ прошлого и настоящего] // НФ: Сб. - Вып. 23. - М.: Знание, 1980. - С. 194-221.

Четырехликий Джеффри Лорд // Лорд Дж. Блейд. - М., 1999.

Чтобы войны не было: [Ядерное оружие в НФ] // Вокруг света. - 1983. - № 7. - С. 32-35.

Чужак в чужой стране: [О творчестве художника-фантаста Х. Р. Гигера] // Если. - 2000. - № 8. - С. 43-47.

Чужак в своей стране: [Киносудьба произведений Роберта Хайнлайна] // Там же. - 2002. - № 6. - С. 115-120.

Чужак с виллы Диодати: (Мэри Шелли. Франкенштейн) // Фантакрим-MEGA. - 1991. - № 4. - С. 26-30.

"Школы Левшина птенцы..." // В мире книг. - 1984. - № 5. - С. 74-75.

"Эти книги еще принесут немало сюрпризов": [Киносудьба произведений М. А. Булгакова] // Если. - 2003. - № 3. - С. 57-62.

ЛИТ.: Филимонов И., Харламов И. [Рец. на кн.: Гаков Вл. Ультиматум] // Кн. обозрение. - 1990. - 8 июня (№ 23). - С. 9.

Моё личное восприятие:
- Стругацкие -читать всё, начинать с "Понедельник начинается в субботу", "Пикник на обочине", "Трудно быть богом"
- Гаррисон - циклы "Стальная крыса", "Мир смерти" и роман "Фантастическая сага".Если Вам понравится это, то можете читать остальное. И упаси Боже Вас начать с цикла "Билл - Герой Галактики". Да, к "научной" фантастике (science fiction) отношения практически не имеет.
- Брэдбери - сильно раздутая пиаром псевдофилософия. Все книги - полное отсутствие логики и здравого смысла. Кроме того, книги сильно устарели "технически", да и в "новом" виде были нечитаемы для технарей из-за наличия огромного количества технических ляпов. Для нечитавших - 451 градус по Фаренгейту наиболее интересен для первого знакомства. Антиутопия, ляпы не так видны, ну и классика фантастики уже, как то стыдно не прочесть. Научность книг на нуле, социальная - да, научная - нет.
- Азимов - фантастика, несомненно, научная, но сильно устаревшая. Причём устарела не потому, что мы можем делать описанное в книгах, а потому что доказано-разведано, что так делать нельзя или нерентабельно, или нафиг не надо. Если отвлечься от "технических" подробностей и несуразностей, то почитать можно, но в настоящее время уже не так интересно. Начинать стоит с циклов о роботах, там есть всё ещё интересные рассказы. "Основание" - только для любителей Азимова
- Артур Кларк - очень сильный писатель. Настоящая НФ, классика жанра. Начинать стоит всё же не с Одиссеи, а с романов "Пески Марса" и "Лунная пыль"
- Джон Уиндэм. День триффидов. - отличный роман-катастрофа. Абсолютно не мешает то, что написано о более "старом" времени. В догонку могу посоветовать Джон Кристофер Смерть травы.
- Фрэнк Герберт. Дюна. - Это, конечно, целая эпоха. Но к НФ никакого отношения не имеет. Я бы назвал Фэнтези в НФ антураже. Книга интересная, но сильно на любителя. Либо понравится, либо - нет.
- Цветы для Элджернона. Дэниел Киз - Да, читать обязательно. Скорее социалка, но и к НФ принадлежит.
- Беляева надо читать всего. НФ без сомнений. Подустарела, но даже сейчас весьма актуальна, а идеи весьма интересны. Классика
- Лукьяненко и Бушков - весьма интересные книги,но нифига не НФ. Если Лукьяненко ещё где-то как-то, то Бушков - полная труба в этом плане. Боевики и космические приключенцы (иногда - виртуальные приключенцы). Наиболее удачная у Лукьяненко - циклы "Диптаун" и "Лорд с планеты Земля", а также роман в соавторстве с Перумовым " Не время для драконов "
- Хайнлайн - да. Круто. К НФ отнести можно с большим натягом, но всё же. Начинать стоит с "Пасынки вселенной", "Двойная звезда", "Луна жёстко стелет", "Дверь в лето" (обязательно!), "Звёздный зверь", "Имею скафандр - готов путешествовать", "Космические рейнджеры" (именно в таком переводе), "Марсианка Подкейн". Надо добавить, что все экранизации его книг весьма фиговы и только путают любителей фантастики и злят поклонников Хайнлайна
- Станислав Лем. - отличный писатель. Скорее философия, но НФ всё же есть. Солярис, несомненно, стоит прочесть. Могу добавить в список к прочтению: " Рассказы о пилоте Пирксе" (технически устарело, в остальном - нет), "Эдем", "Непобедимый" . Если понравится это - смело читайте у Лема всё - не пожалеете
- Мартин - весьма средненький писатель, тем не менее весьма популярный. К НФ имеет весьма далёкое отношение. "Короли-пустынники" одна из самых сильных его вещей.
- Саймак - очень сильный автор, но опять же - не НФ ни разу. Хотя и считается отцом-основателем американской НФ. Но читать нужно всё.
- Дэн Симмонс - очень мощно, захватывающе, но на любителя.

Нет в обзоре отличных советских авторов НФ:
- Обручев - ""Плутония, "Земля Санникова"
- Казанцев - циклы Георгий Седов, " Полярное противостояние", "Планета Бурь"
- Снегов "- цикл "Люди как боги"
- Павлов - цикл "Лунная радуга"
- Немцов - фантастика ближнего прицела, многое уже осуществлено, но тем не менее
- Георгий Мартынов - "Звездоплаватели", "Гость из бездны", "Каллисто", "Спираль времени"
- Адамов - "Победители недр", "Тайна двух океанов"
- Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов ("Ур, сын Шама" - одна из любимых книг)
- и многие другие.

И из импортных:
- Жюль Верн вообще где?
- Ларри Нивен "Мир-Кольцо"
- Пол Андерсон. Не могу сказать, что сильно НФ, но гораздо ближе многих из представленных
- и т.д.

ФАНТАСТИКА НАУЧНАЯ. Научную фантастику можно определить следующим образом – разновидность фантастической литературы, проникнутая материалистическим взглядом на реальность и основанная на представлении о том, что наука (современная или будущая) способна разрешить все тайны нашей Вселенной.

Главным героем научной фантастики оказывался эволюционирующий, развивающийся человек. Недаром возникновение собственно научной фантастики совпало с духовной революцией в западноевропейском обществе, вызванной выходом книги Ч.Дарвина Происхождение видов путем естественного отбора (1859). Даже когда позже на страницах научно-фантастических романов замелькали могущественные инопланетяне, авторы научной фантастики подразумевали, что обитатели иных миров когда-то находились на той же стадии развития, что и люди, но просто сумели раньше «эволюционировать» до более высокого уровня развития.

Непосредственным предтечей научной фантастики оказался американский писатель Эдгар По . В его отдельных рассказах уже была заложена концептуальная основа многих научно-фантастических произведений: человек при помощи только своих знаний одолевает непонятные явления природы (Низвержение в Мальстрем , Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля ). Однако По никогда не стремился быть просто научным фантастом, создавая произведения, относящиеся и к другим главным направлениям фантастики (в первую очередь, к «области» «хоррора» – литературы ужасов).

Первым профессиональным писателем-фантастом стал французский литератор Жюль Верн. Именно время выхода в свет его первых книг из серии Необыкновенные путешествия (Пять недель на воздушном шаре (1862), Путешествие к центру Земли (1864), насквозь проникнутых верой во всесилие науки, можно считать официальной датой возникновения научной фантастики. Книги Жюля Верна пользовались гигантской популярностью во всех европейских странах, поэтому элементы «жюль-верновского» подхода к реальности, основанного на идее «наука всесильна», использовали многочисленные авторы, в том числе и известные писатели (Л.Буссенар, Л.Жаколио, К.Лассвиц и др.)

Первый переворот в развитии научной фантастики произвел в конце 90-х годов 19 в. выдающийся английский писатель Герберт Уэллс. Он внес в «жюль-верновскую», ранее в целом оптимистичную научную фантастику элементы пессимизма, гротесковости и социальной критики. После выхода важнейших романов Г.Уэллса первого периода его творчества (Машина времени , Остров доктора Моро , Человек-невидимка , Война миров , Первые люди на Луне , Когда спящий проснется ) «тематическое поле» научной фантастики в значительной части оказалось заполнено. Все главные темы, эксплуатирующиеся современными авторами, были реализованы если не Верном и Уэллсом, то уж другими фантастами к началу 20 в. Так, например, о параллельных мирах четко написал У.Ходжсон в 1908 в Доме на границе , а о мутантах – Ж.Рони-старший в рассказе Неведомый мир (1898).

С этого времени и по сей день «пространство научной фантастики» по сути дела ограничено следующими темами:

Космическое путешествие – тексты о полетах землян сначала к ближайшим планетам Солнечной системы, затем – к ближайшим звездам, и, наконец – к иным Галактикам. В этот же раздел попадают многочисленные произведения о колонизации землянами иных планет и приключениях, с этим связанных.

Контакт с нечеловеческим разумом – описания встреч землян с представителями таинственных рас, обитающих в потаенных регионах на нашей Земле, с марсианами, селенитами, венерианцами или обитателями дальних звезд. Разновидностью этой тематики является фантастика о вторжении инопланетных существ на Землю.

Путешествие во времени – рассказ о посещении изобретателем машины времени прошлого или будущего, о попытках воздействия на историю человечества или, напротив, стремление этим попыткам воспротивиться.

Параллельные миры – описание планет, почти таких же, как Земля, но отличающихся от нее тем, что они находятся в некоем параллельном пространстве или параллельной Вселенной. В качестве разновидности истории о параллельных мирах может восприниматься такое популярное направление в современной научной фантастике, как «альтернативная история» () – попытки поразмышлять о том, что было бы, если бы какого-нибудь события или героя в мировой истории вовсе бы не существовало (например, если бы Наполеон умер во младенчестве).

Эволюция или мутация человека – рассказ о будущем эволюционном развитии человечества или о внезапном возникновении у людей сверхъестественных сил и способностей (чаще всего психических – телепатии, телекинеза, пирокинеза и т.д.), а также о реакции (обычно – негативной) немутировавших людей на эту новую разновидность «хомо сапиенс».

Моделирование общества – описание различных проектов идеального (утопия) или кошмарного (дистопия) общественного устройства. Сюда же относятся рассказы об истории различных обществ, существующих в современности, но в изолированных областях Земли: в заброшенных тибетских долинах, на островах и даже в перевернутом танкере на дне Тихого океана. К такого рода литературе можно отнести и «криптоисторические произведения», согласно которым современный мир развивается под влиянием тайных сил (чаще всего – секретных орденов). Авторы подобных текстов обычно не стремятся раскрыть загадки истории, а пытаются нарисовать некое общество, управляющееся «незримой властью» (криптократию).

Судьба научных изобретений – рассказ о самых невероятных научно-фантастических изобретениях (от антигравитации до машины времени). Наиболее разработанное направление здесь – это создание произведений об искусственных разумных существах (роботах, андроидах, самостоятельно мыслящих компьютерах).

Войны грядущего – произведения, которые могут содержать как вполне реалистичные прогнозы возможного хода столкновений между современных земными державами в недалеком будущем, так и описание глобальной ядерной войны, межпланетных конфликтов и даже войн между обитателями разных Галактик.

Катаклизм – сочинения о глобальных бедствиях, вроде всемирного потопа или столкновения Земли с кометой. Однако могут создаваться произведения, связанные и с катастрофами локальными. Правда, в последнем случае фантаст обычно подчеркивает антропогенное происхождение катастрофы и, следовательно, эта тема связывается с темой 7.

В чистом виде каждая из тем крайне редко появляется в научно-фантастической книге. Фактическое любое значительное произведение научной фантастики представляет собой талантливый синтез нескольких тем. (Например, в романе Г.Уэллса Первые люди на Луне использованы темы «Научного изобретения» (создание антигравитационного вещества ученым Кейвором); «Космического путешествия» (полет на антитгравитационном корабле на Луну); «Контакта с иным разумом» (встреча с селенитами) и даже «Моделирования общества» (описание государства разумных обитателей Луны). Другой пример: непосредственной темой романа американских фантастов Д.Пурнелла и Л.Нивена Молот Люцифера является описание столкновения Земли с кометой («Катаклизм»). Однако рассказ о катастрофе искусственно осложнен описанием ядерной войны между СССР и Китаем («Войны грядущего») и рассказом о государстве, возникшем на территории США после катастрофы («Моделирование общества»).

Несмотря на обилие поднятых в научной фантастике оригинальных тем, уже в 1910-е. Научная фантастика стала приобретать все более заметные черты просто развлекательной литературы, одновременно теряя и господствовавший во времена Жюля Верна просветительски-популяризаторский акцент, и социальную направленность, характерную для творчества Герберта Уэлса. Последний фактически перестал создавать значимые научно-фантастические произведения с 1914, когда вышел в свет его роман Освобожденный мир , посвященный грядущей атомной войне и появлению на развалинах современной цивилизации новой, основанной на исключительно научном фундаменте. (Об этом же говорилось и в одном из самых поздних произведений Уэллса – сценарии Облик грядущего , также рассказывающего о возникновении новой цивилизации после почти столетия социального хаоса).

Однако читателям, пережившим не придуманную фантастами, а вполне реальную бойню Первой мировой войны, не хотелось размышлять о социальных проблемах или трудностях, с которыми может столкнуться человечество. Поэтому значительно больший успех в 1920-е получили произведения развлекательного, часто даже эскапистского толка, вроде тех, что создавали А.Меррит и Э.Р.Берроуз. (Последний начал писать еще до Первой мировой войны, приобретя грандиозную известность после выхода в свет книг о Тарзане, этаком африканском варианте киплинговского Маугли, взращенного не волками, а обезьянами). Произведения Меррита и Берроуза можно было бы с чиcтой совестью отнести к фэнтези, если бы авторы в духе своего материалистического времени не старались (часто очень надуманно) дать описываемым в книгах событиям якобы научное обоснование или хотя бы использовать научно-фантастический антураж. Так герои второго по значению цикла фантастических произведений Берроуза («марсианского», рассказывающего о приключениях американского полковника Д.Картера на Марсе), хоть и сражаются со своими противниками при помощи мечей, над поверхностью Красной планеты предпочитают путешествовать на атомных кораблях. Столкновения персонажей Меррита с представителями забытых цивилизаций заставляющие вспомнить о приключенческих романах Г.Р.Хаггарда , все-таки сопровождаются рассуждениями о «мутационном воздействии радиации» (Лик в бездне , Лунный бассейн ) или напрямую базируются на научно-фантастической идее (возможность существования разумных организмов из металла (роман Металлический монстр ).

Переломным моментом в истории научной фантастики оказался выход в 1926 первого специализированного журнала научной фантастики «Эмейзинг сториз», главным редактором которого был писатель и журналист Хьюго Гернсбек. На долгое время именно «Эмейзинг» стал настоящим флагманом мировой фантастики. Именно в «Эмейзинг сториз» в первый раз были опубликованы произведения таких выдающихся авторов, как А.Азимов , Д.Уильямсон, Э.Э. «Док» Смит.

В целом наука рассматривалась в этот период истории научной фантастики в качестве вспомогательного средства для оживления сюжета, и неслучайно период до начала 1930-х можно считать временем первого, пока еще локального, расцвета фэнтези и хоррора на американском континенте. Этот расцвет связан с деятельностью, в первую очередь, двух людей – Р.Говарда и Х.Ф.Лавкратфа. Первый заложил базовую основу для многих последующих авторов фэнтези, создав одновременно и традицию изложения событий, и арехетипичный персонаж для подобной литературы – Конана-варвара. (Характерно, что Говард, при всех своих симпатиях к фэнтези, не ушел от соблазна синтезировать научно-фантастический и фэнтезийный подход – некоторые его тексты, например, роман Альмурик представляют собой явную научную фантастику. И даже в одном из ранних рассказов о Конане самый известный герой Говарда сталкивается с пришельцем-инопланетянином). Лавкрафт, который справедливо заслужил титул создателя современной «литературы ужасов», тоже не избежал соблазнов эпохи, связанных с кризисом привычных моральных и религиозных основ общества после Первой мировой войны. «Великие Древние», зловещие существа, угрожающие человечеству, в произведениях Лавкрафта (особенно в более поздний период его творчества, в тридцатые годы) оказываются могущественными пришельцами из иных времен и иных миров, фактически – инопланетянами (Шепчущий в ночи , Хребты безумия и др.).

В 1920-х наметилось заметное обособление трех основных потоков фантастической литературы: научной фантастики, фэнтези и «литературы ужасов». Вскоре это проявилось даже в специализации журналов, издающих фантастические произведения. (А в этот период фантастика появляется преимущественно на страницах максимально дешевых и доступных, так называемых «пальп-фикшн», изданий). Если «Эмейзинг сториз» специализировался на преимущественно развлекательной научной фантастике, изредка сочетая ее с фэнтези, то второй ведущий журнал фантастики США – «Уизерд тейлз» публиковал в основном фэнтезийные произведения и тексты «литературы ужасов». Возрождение серьезной научной фантастики, начавшееся в 1930-е и приведшее к так называемому «Золотому веку научной фантастики», началось на страницах журнала «Эстаундинг сайнс фикшн», возникшего в 1930. Именно благодаря позиции возглавившего этот журнал в 1937 писателя Джона У.Кэмпбелла современная научная фантастика отождествляется с жестко наукообразной литературой, с «литературой идей» и с «популяризацией научных знаний».

В Европе, на континенте, породившем научную фантастику, это литературное направление в 1920–1930-е (не говоря уже о сороковых) влачило жалкое существование. Появлялись отдельные любопытные произведения, но их воспринимали либо как «бульварное чтиво», либо как причуду известных мастеров (среди таких авторов можно отметить – Ж.Рони-старшего во Франции, Г.Эверса и Э.Киша – в Германии, К.Чапека – в Чехословакии).

Особое положение занимала научно-фантастическая литература в СССР. Новая советская литература (особенно в период НЭПа) склонна была заимствовать литературные схемы и приемы у западных писателей, особенно – у казавшихся столь передовыми авторов из Соединенных Штатов. Пожалуй, тексты советской фантастики этого времени от развлекательной фантастики США 1920-х отличали только резкая сатирическая направленность да четко выраженная коммунистическая идеология. Еще одним заметным признаком советской научной фантастики в 1920-е было то, что фантастические произведения в это время писали многие авторы, впоследствии ставшие крупными писателями-реалистами, классиками советской литературы (А.Толстой , М.Шагинян, И.Эренбург , В.Катаев и др.). Из авторов, начинавших создавать фантастику в этот период, позже верность научно-фантастическому жанру сохранил лишь А.Р.Беляев, ведущий советский фантаст довоенного периода. (Первый рассказ Беляева был опубликован в 1925.)

Несмотря на разницу в идеологической обстановке и жесткое идейное давление, которое оказывалось на писателей в СССР, в развитии советской фантастики 1920–1930-х прослеживаются тенденции, сходные с американскими. За одним-единственным, но немаловажным исключением – в СССР жанры фэнтези и «литературы ужасов» находились под фактическим запретом, как «реакционные» и «отрывающие от реальности». Научная фантастика хоть и не одобрялась, но разрешалась как литература, «проповедующая научные знания». Этот запрет жестко проводился в жизнь с начала 1930-х и сохранялся, хоть и временами в смягченной форме, вплоть до падения советского строя.

С начала 30-х советские писатели от развлекательной научной фантастики, которую ярче всего символизирует такое направление в советской фантастике, как Красный Пинкертон (рассказы о борьбе коммунистов за мировую революцию или за контроль над каким-нибудь важным научно-техническим изобретением) переходят к фантастике строго научной, основанной на научной идее и часто даже служащей прямой ее популяризации. Любопытно, что совершенно независимо сходные тенденции проявляются и в литературе американской. Здесь их глашатаем становится Д.Кэмпбелл.

Кэмпбелл стремился к тому, чтобы любые произведения, появляющиеся на страницах «Эстаундинг сайнс фикшн», в обязательном порядке базировались на оригинальной научной идее. Конечно, несомненным благом было, что Кэмпбелл не подошел к этому требованию столь догматически, как советские литературные цензоры. Американский фантаст и редактор смотрел на понятие «научность» достаточно широко, публикуя иногда произведения авторов, которые в наше время с научной фантастикой никак не ассоциируются. (Например, именно в «Эстаундинге» вышел один из известнейших рассказов Лавкрафта Сияние извне ). Кэмпбеллу было достаточно, чтобы в произведениях авторов, приносивших свои сочинения в его журнал, соблюдалось главное правило научной фантастики, отличающее ее от двух других направлений фантастики – материалистическое объяснение существующего мира. С точки зрения Кэмпбелла, всякие упоминания о сверхъестественных силах автоматически выводили произведение за пределы научной фантастики и, следовательно, закрывали его автору возможность печатания в «Эстаундинге».

Несмотря на ограниченность таких взглядов, Кэмпбелл сумел положительно повлиять на творческий прорыв, породивший так называемый «Золотой век американской научной фантастики» (1938 – 1946). Главный редактор «Эстаундинг сайнс фикшн» лично «открыл» таких знаменитых авторов научной фантастики США, как Р.Хайнлайн , Т.Старджон, А.Э.Ван-Вогт, Л.Дель Рей. Многие известные писатели, формально начинавшие свою карьеру в других журналах, впоследствии были привлечены Кэмпбеллом в его издание и стали настоящими «звездами» «Эстаундинга» (в первую очередь, это касается А.Азимова и К.Саймака)

Если подход Кэмпбелла, благодаря существующей конкуренции со стороны других журналов, не столь жестко придерживавшихся требований сугубой научности, оказался плодотворен для развития американской научной фантастики, то в СССР то же стремление к научности фантастики в условиях идеологического диктата и давления со стороны коммунистической власти привело к вырождению и деградации советской фантастической литературы. В 1930-е резко упало число выходящих научно-фантастических книг; профессиональным автором, работающим в этом жанре, по сути дела остался один А.Р.Беляев . (Однако его последующие книги по уровню литературного качества значительно уступают произведениям 20-х и часто напоминают беллетризованные и слабо скомпонованные научно-фантастические очерки). В советском литературоведении начинает пропагандироваться концепция «фантастики ближнего прицела», которая была призвана «воспевать» непосредственные достижения современной науки. Некоторые оригинальные произведения отечественной научной фантастики конца 1930-х – начала 40-х были связаны с описанием будущей войны коммунистического СССР с соседними капиталистическими государствами (книги Н.Шпанова, П.Павленко, А.Казанцева, Г.Адамова, «футуристические главы» романа Дорога на океан Л.Леонова). Однако проявиться возможным новым тенденциям в развитии советской научной фантастики (как и европейской вообще) помешала Вторая мировая война.

В отличие от европейских государств, в США, где боевые действия не шли на собственно национальной территории, научная фантастика продолжала развиваться. Более того, период Второй мировой войны является значительной частью «Золотого века» американской научной фантастики. Именно в эти годы были созданы такие известные книги американских фантастов, как Оружейники Ишера А.Э.Ван-Вогта, Основание А.Азимова, Нервы Л. Дель Рея, Город К.Саймака, Собирайся, тьма! Ф.Лейбера. Тогда же начался и творческий взлет американского фантаста Роберта Хайнлайна. В своих рассказах, составивших цикл История будущего , он говорил о грядущем не в традиционной романтической манере, восходящей к авантюрной фантастике 1920-х, а используя приемы реалистической литературы. Он описывал не захватывающие (и часто неправдоподобные) приключения в космосе, а жизнь простых людей, таких же американцев, как и его читатели, только работающих на атомных электростанциях или добывающих руду на Луне.

Конец 1940 – начало 1950-х стали закономерным продолжением «Золотого века» американской научной фантастики. Именно тогда в научную фантастику пришли писатели, долгие годы определявшие «лицо фантастической литературы» в США, – Пол Андерсон, Гарри Гаррисон, Роберт Шекли, Филип К. Дик, Фрэнк Херберт и др. Это же время стало расцветом творчества мастеров начального этапа «Золотого века» – Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна, Клиффорда Саймака, Альфреда Ван-Вогта, Лестера Дель Рея, Фрица Лейбера. Одновременно 1950-е оказались периодом окончательно формирования системы съездов любителей научной фантастики (конвентов). Вокруг конвентов еще в предшествующие десятилетия сформировалось сообщество ярых приверженцев фантастической литературы («фэндом»). В 1953 состоялся всемирный конвент научной фантастики, на котором была основана премия «Хьюго», считающаяся самой престижной в мире научной фантастики. (Названа награда была в честь Хьюго Гернсбека, основателя журнала «Эмейзинг сториз». А первую премию получил писатель Альфред Бестер за роман Уничтоженный человек )

Пока на территории США продолжался «Золотой век», в Европе фантастика переживала состояние застоя, в еще большей степени усугубленного последствиями Второй мировой войны. Некоторое исключение составляла лишь научно-фантастическая литература Великобритании, тесно связанная с издательствами и журналами США и находившаяся под заметными влиянием тенденций, развивавшихся в американской фантастике. Здесь в послевоенные годы появились интересные книги Д.Уиндема, А.Кларка, Д.Браннера, Д.Кристофера. Во Франции также в 1950-е начали творить некоторые замечательные фантасты (Р.Баржавель, Ф.Карсак, Ж.Клейн, П.Буль), но сравнить результаты их деятельности с мощным потоком американской научно-фантастической литературы все-таки невозможно. Особняком стоит творчество польского фантаста-мыслителя Станислава Лема (род. в 1921), чрезвычайно плодовитого и оригинального мастера, работающего в русле скорее всего фантастики научной, хотя диапазон его произведений настолько широк, что вряд ли может исчерпываться лишь одним определенным жанром.

В СССР в послевоенные годы окончательно восторжествовала «фантастика ближнего прицела», призванная проповедовать технические изобретения. В подобной литературе фантазия писателей была ограничена (самым заметным и наиболее одиозным автором «фантастики ближнего прицела» стал В.Немцов). Положение несколько изменилось в середине 1950-х, после относительной демократизации во внутренней политике Советского Союза.

По мнению некоторых исследователей (например, французского литературоведа Ж.Садуля), один и тот же год стал годом начала кризиса в американской научной фантастики и годом подъема фантастики советской – 1957. Действительно, именно с 1957, года запуска первого искусственного спутника Земли, резко падают тиражи американских научно-фантастических журналов, многие из них прекращают свое существование. (Если в 1953 выходило 40 подобных журналов, то в начале 1960-х их осталось только 7). Некоторые фантасты уходят из литературы, другие не перестают заниматься литературной деятельностью, однако их интерес к этому жанру заметно падает. (Например, А.Азимов начинает заниматься прямой популяризацией научных знаний, забросив художественную литературу). После запуска искусственного спутника Земли фантастика в стиле Хайнлайна стала казаться «слишком реалистичной», слишком похожей на существующую действительность.

В СССР, напротив, выдающийся успех советской науки и техники способствовал прорыву и в области научной фантастики. Прорыв этот осуществил писатель и ученый-палеонтолог И.А.Ефремов , издавший в 1957 роман Туманность Андромеды , в котором нарисовал широкую панораму будущего Земли в 25 в. Роман Ефремова приобрел огромную популярность как в СССР, так и за его пределами, открыв путь и другим советским научно-фантастическим произведениям об отдаленном будущем. Публикация романа Ефремова фактически похоронила «фантастику ближнего прицела» и способствовала бурному взлету научной фантастики в СССР в 1960-е. Советские фантасты вновь стали активно учиться у зарубежных (в первую очередь – у американских) собратьев по перу. (В это же время начинают издаваться и первые произведения зарубежных писателей-фантастов на русском языке, а с 1965 в издательстве «Мир» возникает специальная серия «Зарубежная фантастика»). Вместе с тем идеологическая цензура по-прежнему ограничивала свободное развитие советской научной фантастики. По-прежнему под запретом были фэнтези и «литература ужасов», а попытки написать чисто авантюрную фантастику резко пресекались – хорошим примером служит кампания, организованная против романа А.Колпакова Гриада , показавшегося слишком несерьезным и развлекательным.

И все же именно 1960-е стали временем расцвета таланта братьев Аркадия и Бориса Стругацких, выдающихся отечественных фантастов советского времени. Хотя первые книги Стругацких вышли еще в конце 50-х, в период так называемой «оттепели» (), самые важные их произведения были написаны и изданы в следующем десятилетии. В таких своих произведениях, как Хищные вещи века , Трудно быть богом , Улитка на склоне Стругацкие поднимали сложные морально-этические и социальные проблемы, пытались изобразить реальных людей в фантастических ситуациях. Именно в книгах Стругацких совершился окончательный переход от фантастики – «средства пропаганды научных идей» к фантастике как литературе. Стругацкие первыми среди писателей-фантастов нашей страны стали трактовать фантастическую идею не как цель, а лишь как способ для лучшего выявления чувств, характеров и мыслей героев произведения.

Близкий по сути, но отличный по форме процесс шел в это время и в фантастике Великобритании и США. Этот процесс был назван движением «Новая волна». Первыми авторами, «поднявшими» «Новую волну», критики называют Д.Баллрада, Д.Браннера и Б.Олдисса в Великобритании, С.Дилэни, Т.Диша, Х.Эллисона и Н.Спинрада в США. (Впоследствии к движению примкнул еще ряд известных писателей-фантастов, а главным рупором «Новой волны» стал английский журнал «Нью Уорлдс»). Наиболее яркие приверженцы «Новой волны» предлагали настолько радикальное изменение направления развития научно-фантастической литературы по сравнению с кэмпбелловскими принципами, что Х.Эллисон даже предложил новую разновидность научной фантастики называть не «сайнс-фикшн» (научной фантастикой), а «спекулятив-фикшн» (фантастикой размышлений). Идеологи «Новой волны» активно призывали заимствовать приемы и достижения современной им нефантастической литературы, в первую очередь, самых крайних и авангардных ее направлений. Сторонники «Новой волны» были склонны к языковым и сюжетным экспериментам. И хотя некоторые опыты участников движения кажутся слишком эпатажным и чрезмерно радикальными (вроде романа Б.Олдисса Доклад о вероятности-А , написанного в технике французского «нового романа» и оказавшегося нудным), все же «Новая волна» стала революционным событием, резко оживившим ситуацию. Она не только вывела в передние ряды фантастов таких писателей, как Р.Желязны, С.Дилэни, Х.Эллисон, Д.Баллард, Д.Браннер, М.Муркок, но и заставила мобилизоваться представителей старшего поколения, усвоить некоторые приемы их противников и значительно обогатить как арсенал идей, так и приемов научно-фантастической литературы.

После «Новой волны» ни один англоязычный фантаст уже не мог бы просто преподносить в произведении научно-фантастическую идею, не обращая внимания на стиль и вообще литературное оформление своих сочинений. Хотя «Новая волна», как шумное и революционное движение, к началу 1970-х, можно сказать, сошла «на нет», она все-таки оставила после себя значительное наследие в виде изменения самого подхода литераторов к фантастике – как и в СССР, творцы новой американской и английской фантастической литературы стремились теперь использовать научную идею скорее как прием, нежели как цель произведения.

В 1970-е стало хорошо заметно стремление практически всех англо-американских фантастов ко все большей литературности своих текстов, к использованию приемов, ранее характерных для нефантастической литературы. Подобный подход, популяризированный «Новой волной», теперь активно использовали и писатели, непосредственно в этом движении не участвовавшие. Фантасты стремились синтезировать все лучшее, что создала научно-фантастическая литература периода «Золотого века», с достижениями авангардной научной фантастики 1960-х. Например, роман Ф.Пола Врата , получивший в 1978 сразу три высших премии в области фантастики («Хьюго», «Локус» и мемориальную премию имени Д. Кэмпбелла), основан на оригинальной научной идее: находка и испытания космических кораблей исчезнувшей нечеловеческой расы. Вместе с тем его автор прибегает к литературным приемам «Новой волны»: исповедальный тон прозы; перебивка текста якобы подлинными «документами из будущего»; сам образ главного героя, весьма далекий от безусловно положительных персонажей романов «Золотого века». Заметным явлением в эти годы стала феминистская научная фантастика, правда, скорее не как направление в рамках научной фантастики, сколько как ответвление феминистической литературы США (творчество Д.Расс, С.М.Чарнас, П.Сарджент, С.Элджин и др.)

В СССР, да и в других странах «социалистического лагеря», период 1970-х – начала 80-х оказался временем новой изоляции от западных литературных влияний. В критике появились теории об «особом пути развития» отечественной научной фантастики, резко усилилась цензура. Трудности с публикацией произведений переживали даже самые известные отечественные фантасты – братья Стругацкие, особенно после того, как выпуск научно-фантастических книг в нашей стране почти полностью монополизировало издательство «Молодая гвардия». В то же время в 70-х – начале 80-х возник феномен так называемой «Четвертой волны» советской фантастики, когда многие талантливые молодые писатели-фантасты, как и их коллеги за океаном десятилетием раньше, призвали обращать внимание прежде всего на литературное качество произведений, а не на идеи, в них заложенные. Однако это движение вызвало противодействие со стороны руководства, считавшего, что научная фантастика должна являться пропагандистской или, в лучшем случае, научно-популярной литературой. В итоге поколение «Четвертой волны» (Э.Геворкян, В.Покровский, В.Рыбаков, А.Столяров и др.) оказалось практически отлучено от печатного станка до 1990-х. Писателям удавалось публиковать в лучшем случае отдельные рассказы и повести в периодических изданиях или альманахах. Развитие научной фантастики в СССР вновь резко затормозилось.

Первая половина 80-х в англо-американской научной фантастике оказалась связана с возникновением двух многообещающих движений, которые, однако, не оправдали возлагавшихся на них надежд. Первое из них, «гуманитарная НФ», по сути дела реанимировало некоторые тенденции, заложенные еще значительно более сложной и многогранной «Новой волной». Последователи этого направления из всех приемов, использованных в книгах «Новой волны», выбрали только один – внимание к духовному миру человека, показ изменений его «внутренней жизни» в новых условиях. Эти писатели последовательно отстаивали одну, хотя, конечно, вполне гуманистическую идею – «несмотря на любые трансформации окружающего, лучшие качества человека не изменяются»). Слишком оптимистичная и, можно сказать, «благодушная» по отношению к людям «гуманитарная научная фантастика» не смогла создать сколько-нибудь мощного движения, и интерес к ней довольно быстро угас.

Куда более влиятельным движением оказался «кибер-панк», литературное направление, порожденное надвигавшейся информационной революцией и тесно связанное с наследием «Новой волны». «Кибер-панк» использовал другую часть наследия движения 60-х, а именно: резкий «нон-конформизм», внимание к контр-культуре и андерграунду, крайний индивидуализм героев, стремление к литературному эксперименту. Эти элементы «Новой волны» последователи «кибер-панка», как на некий смысловой стержень, «накручивали» на идею насквозь компютеризированного общества, в котором большая часть населения обитает в виртуальном пространстве. Видными представителями «кибер-панка» были и остаются У.Гибсон, Б.Стерлинг, Р.Рюкер.

Некоторое оживление ситуации в англо-американской научной фантастике первой половины 1980-х оказалось слишком слабым, чтобы можно было говорить о новом этапе в развитии этой области фантастической литературы.

Для научной фантастики социалистических стран период конца 1980-х–начала 90-х (после падения коммунизма в центрально-европейских государствах и распада СССР) оказался довольно сложным. Так, после краткого всплеска интереса к отечественной научной фантастике, вызванного резким увеличением научно-фантастических произведений в период «перестройки», внимание читателей и издателей оказалось обращено к зарубежной (в первую очередь, англо-американской) научно-фантастической литературе. Практически всю первую половину 1990-х отечественная научная фантастика в России не издавалась. Ситуация изменилась только в середине десятилетия, когда попытки отдельных издательств («Локид», АСТ) выпустить новые книги российских фантастов показали – современный читатель вновь обращается к книгами отечественных авторов. Вторая половина 1990-х позволила раскрыть свой талант многим научным фантастам, начинавшим еще в начале десятилетия, но потом вынужденных на несколько лет замолчать (С.Лукьяненко, А.Громов, В.Васильев, М.Тырин и др.).

На Западе в научно-фантастических произведениях 90-х – начала 21 в. в основном эксплуатируются старые приемы, формы и достижения. В современной американской фантастике идет «пережевывание» открытий, сделанных гораздо раньше. Словно модернизируются литературные «изобретения», сделанные в «Золотом веке», а то и вообще в двадцатые годы. Например, 90-е стали временем ренессанса «космической оперы» – возникшего еще в самом начале 20 в. направления научной фантастики, в котором сочетаются тема «Космического путешествия» и «Войн грядущего». Новый вариант «космической оперы» получил даже особое и несколько ироничное название: «космоопера в стиле барокко». Для обновленной «космической оперы» характерны тщательная проработка персонажей, исключительное внимание авторов к подробностям и деталям, запутанная интрига произведения, часто нетривиальная космологическая идея. Однако ясно, что «космическая опера» осталась «космической оперой» – историей авантюрных приключений главных героев, развертывающейся на широком галактическом фоне. Качественного прорыва не произошло.

Глеб Елисеев

Литература:

Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман . Л., 1970
Ляпунов Б.В. В мире фантастики: обзор научно-фантастической и фантастической литературы . М., 1975
Sadoul J. Histoire de la science-fiction moderne . P., 1976
Гаков Вл. Виток спирали: зарубежная научная фантастика 60–70-х годов. М., 1980
Гуревич Г.И. Беседы о научной фантастике . М., 1982
Геллер А. Вселенная за пределами догмы: размышления о советской фантастике . L., 1985
Энциклопедия фантастики: кто есть кто . Под ред. Вл. Гакова. Минск, 1995
Осипов А.Н. Фантастика от «А» до «Я»: (основные понятия и термины). Краткий энциклопедический справочник. М., 1999
The Encyclopedia of science fiction . Ed. J. Clute and P.Nicholls. L., 1999



Доброго времени суток, дорогие читатели!

Был обычный вечер, коих в жизни моей прошло немало. Горячий шоколад медленно остывал в любимой кружке, монитор ноутбука рассеивал голубоватый свет в полумраке кухни. «Странно», - думала я, читая очередной комментарий в Сети. - «Многие совершенно не разбираются в фантастике, наверно надо искоренить такое невежество».

Да-да, надо расставить всё по полочкам, объяснив всем, что такое фантастика! Займёмся этим.

Фантастика - обширный жанр, встречающийся в литературе, кинематографе, изобразительном и других формах искусства, включающий в себя десятки поджанров. Основа всему - фантазия автора, не ограниченная рамками реального мира и реального хода вещей.

Фикбук говорит нам следующее: «Фантастика - это истории о техническом прогрессе, далеких планетах и других мирах, звездолетах и бластерах». Забудьте это определение, ведь оно урезано до невозможности и лишь раскрывает один поджанр. Также строго-настрого запомните: фэнтези, которое на обывательском уровне выделяется в отдельный жанр, на самом деле является одним из поджанров фантастики.

Избавимся ещё от одного стереотипа. Если в произведении есть орки, эльфы, вампиры или другие несуществующие в реальном мире существа, то это не обязательно фэнтези. Орки в силовой броне и с плазмомётом наперевес - привет от боевой фантастики, эльфы сидят в матрице - чем вам не киберпанк, а вампиры - это генномодифицированные люди - сто процентов не фэнтези.

А теперь обо всём подробнее. Будем рассматривать каждый поджанр в отдельности, отвечая на три вопроса: о чём он, где встречается и какими особенностями обладает.

Научная фантастика (Sci-Fi) - жанр фантастики, включающий в себя огромное количество поджанров (киберпанк, стимпанк, космоопера и так далее). Основывается на допущениях (вымысле) в различных научных дисциплинах и сферах жизни. Описывает вымышленные технологии и научные открытия, альтернативный ход истории, ближайшее и далёкое будущее, знакомство с нечеловеческим разумом. Твёрдая научная фантастика - это взгляд вперёд, прогнозирование, оценка и анализ будущего.
Особенности жанра. Сложно выделить «чистую» научную фантастику, жанр собирательный, поэтому проще выделить конкретный поджанр (ы). Также отличаться различной степенью допущений.

Космоопера (или космическая опера) - поджанр научной фантастики. Место действия - космос и/или другие планеты. Существует конфликт, чаще военный, между различными расами с других планет, между землянами и инопланетянами.
Особенности. Эпичность, размах, излишняя героичность.

Что посмотреть? «Звёздные врата», «Пандорум», «Звёздный десант», «Стар Трек».

Во что поиграть? «Galactic Civilizations», «Mass Effect», «Spore».

Киберпанк - поджанр научной фантастики. Основная идея - описание антиутопического мира будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве.
Сюжет обычно строится на конфликте, например, между корпорациями и хакерами, между людьми и искусственным интеллектом. Нередко имеется психологический и философский контекст, скажем, при осознании роботом своей человечности, появлении чувств и эмоций у искусственного интеллекта.
Мир киберпанка наполнен атрибутами будущего: биороиды, гиноиды, андроиды, аугументации и улучшения человеческого тела с помощью киберпротезов и биоимплантов, виртуальная реальность. Несмотря на всю современность, города напоминают или многоуровневые муравейники, или состоят из квартала для элиты и бедняцкие, напоминающие постапокалиптические виды, трущобы. Кроме всего, мир киберпанка полон болезней, депрессий, суицидов, наркотиков, алкоголя; даже роботы порой сходят с ума.
Особенности. Чёткое сохранение атмосферы, соответствующей жанру. Использование особой лексики (киборг, матрица и тому подобное). Местами мрачность и часто антиутопичность.

Что посмотреть? «Призрак в доспехах», «Бегущий по лезвию», «Агент Вексилл», «Джонни Мнемоник», «Матрица», «Робокоп», «Трон».

Во что поиграть? «Deus Ex», «Syndicate», «Remember Me».

Киберпанк относится к одному из видов таймпанка - жанра, моделирующего мир, стоящий на каком-то ином (отличительным от сегодняшнего) технологическом уровне. Ниже рассмотрим ещё несколько видов таймпанка:

Стимпанк (от английского «steam» - пар; другое название жанра - паропанк) - альтернативное развитие науки и техники, где упор делается на паровые двигатели и механику. Стилизация (одежда героев, архитектура, социальные устои) идёт под Англию 19 века. Присутствует несправедливость, выраженная в конфликте между обычными людьми и государством, между разными социальными слоями. Общий сюжет далёк от утопии.

Дизельпанк - уклон в сторону дизельной эпохи (20-е - 50-е годы прошлого века).

Биопанк - в этом жанре внимание уделяется биотехнологиям, в частности генной инженерии и биологическому оружию, а также затрагивается моральные и социальные аспекты их использования.

Космопанк - смесь жанров киберпанк и космоопера. Масштабная космическая экспансия, колонизация сотен и тысяч планет на фоне мира, наполненного киборгами, роботами и разумными компьютерами. В отличие от чистой космической оперы, присутствует больше реализма (научно-обоснованных предметов и фактов), в частности в оружии и технике.

Стоунпанк (от английского «stone» - камень) - моделирует мир, стоящий на технологическом уровне Каменного века.

Клокпанк (от английского «clock» - часы) - описывает мир от эпохи Возрождения до Викторианства. Слуги во фраках и платьях, придворные инженеры, самоходные марионетки вместо классических роботов, голубиная почта и первое огнестрельное оружие. Ключевая черта жанра - часы, которые выступают альтернативой двигателю, и с их помощью работает примитивная техника и самодвижущиеся куклы. Иногда вмешиваются фэнтези-элементы, точнее магия.

Нанопанк - изображает мир будущего, в котором активно используются нанотехнологии. Как и в биопанке, затрагиваются моральные, психологические и социальные аспекты.

Утопия - поджанр, направленный на описание социального устройства. В утопии говорится об идеальном обществе.

Антиутопия. Автор пишет об обществе, полностью противоречащем идеальному, часто описывается тоталитарное общество. Жизнь людей ужасна, мир покрыт язвами из-за правительства и его жестоких законов.
Особенности. Острый конфликт, драматичность событий.

Альтернативная история - ещё один поджанр научной фантастики. Автор ставит вопрос, что было бы, если какое-то историческое событие не произошло, или произошло совершенно не так, как на самом деле. Что бы случилось, скажем, если Наполеон не стал императором, а СССР не распался?
Особенности. Присутствие реальных исторических личностей, фактов, стран.

Что посмотреть? «Альтернативная история» - цикл постановочно-документальных фильмов.

Альтернативная география. Описывается наш реальный мир лишь с одним фантастическим допущением - иным расположением материков/островов/стран. К примеру, Атлантида внезапно всплыла у берегов Китая, или Антарктида переместилась на экватор.

Апокалиптическая фантастика - жизнь людей, непосредственно, во время свершения «судного дня». Самый распространённый случай - зомби-апокалипсис, который не редко выделяют в отдельный жанр.

Что посмотреть? Практически любой зомби-фильм («Война миров Z», «Обитель зла»).

Постапокалиптическая фантастика. Основа сюжета - описание существования людей после глобальной катастрофы (ядерная война, падение метеорита, тотальное вымирание из-за болезни и тому подобное). Также постапокалиптическим произведением может считаться такое, в котором присутствует настроение пустынности, заброшенности, одиночества, а также проявление этого в общем антураже: заброшенные здания, города, отсутствие или частичное отсутствие жизни.
Особенности. Мрачность, антиутопичность.

Что посмотреть? «Книга Илая», «Безумный Макс», «Водный мир».

Во что поиграть? «Fallout».

Боевая фантастика - описание военных событий, сражений, с применением фантастического оружия и/или в нереальных условиях. Герои произведения часто наделены сверхвозможностями, отважны и мужественны и на удивление живучи.
Особенности. Огромное количество экшен сцен, описания боёв, погонь, драк.

Что посмотреть? Любой боевик с фантастическим допущением («Хроники Риддика», «Хищник»).

Во что поиграть? «Halo», «Quake», «Doom».

Хронофантастика. Весь сюжет закручен на путешествиях во времени, это может послужить и завязкой для сюжета, и быть фантастическим элементом на протяжении всего произведения. Часто герои являются «попаданцами» в прошлое, где произведение плавно переходит в альтернативную историю, или в будущее.

Что посмотреть? «Назад в будущее», «Гостья из будущего».

Фэнтези - жанр фантастики, основанный на использовании сказочных и мифологических мотивов. Действие происходит в вымышленном мире, напоминающем Средневековье (латы, холодное оружие, архитектура и так далее). Фэнтези наполнено мифическими (драконы, бабайки, эльфы) и вымышленными (ягодо-феи, жирафо-мутанты) существами; возможно существование богов, демонов, различных потусторонних сущностей (призраки, фантомы). Кроме всего, магия, колдовство, алхимия - обычное дело для данного жанра.
Особенности. В отличие от научной фантастики автор не объясняет с точки зрения логики/физики/биологии и других наук вещи, происходящие в этом мире. Также не объясняется и не указывается расположение вымышленного мира относительно нашего реального.

Эпическое фэнтези. Сюжет такого произведения заключается в том, что главные герои, олицетворяющие сторону добра, пытаются победить зло, и с успехом справляются с этой задачей. События затрагивают весь мир или же большую его часть.
Особенности. Огромных размах действий, масштабность.

«Меча и магии» - классический вариант фэнтези. «Меч» - означает использование героями холодного оружия всех видов; «магия» - присутствие магических элементов: волшебные артефакты, колдуны и чернокнижники, заклинания и призывы существ. Мир произведения напоминает средневековье с королями, рыцарями и огромными замками. Также присутствуют драконы, эльфы и другая живность.

Тёмное фэнтези (Dаrk Fantasy). Сюжет состоит в том, что миром правит Зло и нет другой силы, которая может исправить эту ситуацию. Мир тёмного фэнтези суров, жесток и несправедлив, главные герои неоднозначны, но их невозможно назвать святыми. Основа - противостояние двух зол: «малого» и «большого».
Особенности. Мрачная атмосфера, налёт готичности, чувство страха и безысходности. Очень тонкая грань между ужасами и классическим фэнтези.

Хоррор-фэнтези (или фэнтези-ужасы) - произведение, цель которого - напугать читателя. Местом действия не обязательно должен быть мир, напоминающий средневековье. Используются элементы фэнтези: выдуманные и мифические существа, колдовство и чародейство.

Славянское фэнтези - в основе стоит использование славянской мифологии, которое проявляется в существах (лешие, русалки, барабашки), в общей атмосфере (одежда героев, архитектура и тому подобное).

Женское фэнтези (Lady Fantasy). Произведение, написанное обычно женщиной и для женщин. В сюжете чётко прописана любовная линия между главной героиней, типичной Мэри Сью, и не менее харизматичным вампиром/колдуном/аристократом-демоном.

Юмористическое фэнтези (также отнесём сюда пародии) - жанр, пронизанный шутками и иронией. В произведениях могут высмеиваться черты, свойственные фэнтези, возможно полное пародирование знаменитых книг.

Во что поиграть? «Overlord».

ЛитРПГ - совсем юный жанр, расшифровывается как литературная ролевая игра (от английского «RPG - role play game», жанр видеоигр). События таких книг происходят в онлайн играх, чаще всего фэнтезийной направленности (магия, средневековые атрибуты). Встречаются случаи, когда игры проникают в реальность, и главный герой должен «выиграть», чтобы спасти весь мир. Иногда данный случай выделяют в жанр обратное ЛитРПГ.
Особенности. Автор описывает именно игру, поэтому в тексте часто мелькают специфические слова из сленга геймеров (например, баф, агрить, каст, спел, НПС). Также есть подробнейшие описания интерфейса, окон, кнопок, иконок, полосок жизни и маны. Встречаются огромные куски, выделяемые другим шрифтом (курсив, жирный) - тексты квестов, действия магии или предмета, урон от монстров, который ещё и цифрами подкреплён. Ещё излюбленный приём - особый тип оформления текста. Пример: > Вы получили благословление Авангарда. + 5% к жизни.

Фантастика по уровню допущений

Рассмотрим произведения жанра, основываясь на разном количестве фантастических допущений.

Малое количество (одно-два не глобальных допущений). Покажем на примере, мультфильм «Фиксики» (или повесть Успенского «Гарантийные человечки»). В нашем мире живут существа, которые своим домом выбрали бытовые приборы. Все остальные аспекты произведения соответствуют описанию реального мира.
Или другой пример, обычная чаща, в которой живут безобидные пикси (феечки).
Обобщим. В данную категорию подходят литературные сказки (с местом действия в нашем мире), произведения любовной направленности (отношения между вампиром/оборотнем/колдуном/инопланетянином и обычной девушкой), «несерьёзные» работы (комедии, юмор, пародии).

Среднее количество. Существование параллельных миров и/или скрытых магических областей (например, Хогвартс); недалёкое будущее; наличие в реальном мире огромного количества различных выдуманных существ и так далее. Главное - присутствует мир планеты Земля определённого временного периода.

Большое количество. Абсолютно другой мир. Например, фэнтези-страна, кишащая нагами (змееподобными существами) и наядами (нимфами, подобием русалок). Или же далёкая планета с ксеносами.

Теперь, когда мы разобрались с жанрами и поджанрами, избавимся ещё от нескольких стереотипов. Телепорт - атрибут не только научной фантастики, в фэнтези вполне уместен магический портал, работающий абсолютно так же. Магия порой может быть объяснена, хотя фэнтезийность мира того не требует. У многих существ нет чёткого канона, канон создаётся самостоятельно для каждого произведения в отдельности (вспомните банальных вампиров, они везде разные). Для пущего усложнения жизни существует синтез жанров (технофэнтези, стимпанк с магией и другие), что не позволяет подобные произведения отнести к чему-то одному.

Сейчас, настало время прощаться.

Друзья, до новых встреч!