Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Виды и формы библиотечных мероприятий. Виды и формы мероприятий в библиотеке - методико-библиографические материалы - каталог статей - мбук "крыловская мб" Библиотечные крупные мероприятия

Организация и проведение массовых мероприятий в библиотеке

Основные требования к мероприятию и этапы его подготовки

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.

Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным позициям:

  • 1. Устные и наглядные.
  • 2. Монолог и диалог.
  • 3. Рассчитанные на однородную или разновозрастную (разнонациональную и т.д.) аудиторию.
  • 4. Единичные и комплексные.
  • 5. Уникальные и многоповторяемые.
  • 6. Авторские и по готовому сценарию.
  • 7. Проводимые силами библиотекаря и с приглашением других библиотекарей или специалистов других областей (актеры, журналисты и др.).

Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.

Надо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию:

  • 1. Понимать и четко формулировать цель библиотечного мероприятия.
  • 2. Cпланировать этапы мероприятия.
  • 3. Организовать подготовку в соответствии с поставленной целью.
  • 4. Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.
  • 5. Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия.
  • 6. Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением.
  • 7. Предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки».
  • 8. Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников.
  • 9. Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены).

Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.

  • 1. Подготовительный этап
  • · Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.
  • · Составление плана.
  • · Определение хода и содержания мероприятия.
  • · Анализ и подбор литературы, приобретение, если необходимо, или поиск в других библиотеках.
  • · Составление рекомендательного списка.
  • · Определение методов и приемов.
  • · Разработка сценария.
  • · Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита.
  • · Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.
  • · Проведение бесед, обзоров, лекций по теме.
  • · Определение участников (актеров, ведущих, судей и т.д.).
  • · Составление и оформление сценария
  • · Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
  • · Приобретение призов, грамот.
  • · Определение места, времени, даты проведения.
  • · Согласование с администрацией.
  • · Решение организационных вопросов.
  • 2. Коррекционный этап
  • · Организация книжной выставки.
  • · Подготовка оформления.
  • · Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
  • · Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
  • · Объявление.
  • · Приглашение зрителей, гостей.
  • 3. Основной этап
  • · Оформление кабинета, зала.
  • · Установка оборудования, технических средств.
  • · Проведение мероприятия.
  • · Подведение (оглашение) итога.
  • · Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).
  • · Возможное обсуждение коллегами, гостями.
  • · Описание опыта или разработка методических рекомендаций.
  • · Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара).
  • · Обобщение опыта работы в СМИ.

Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:

  • · Актуальность тематики.
  • · Адекватность содержания (соответствие теме ).
  • · реальны и выполнимы ).
  • · Ориентация на соответствующую аудиторию (темы, содержание, манеры подачи ).
  • · Доказательность позиции (подтверждение цифрами, фактами, примерами ).
  • · Лаконичность, ясность, доступность, четкость.
  • · Тщательность подготовки.
  • · Желательная системность мероприятий (по теме, контингенту ).

Успех зависит и от самого ведущего. Слагаемыми успеха являются:

  • · Умение войти в контакт с участниками.
  • · Учет возрастных и индивидуальных особенностей аудитории.
  • · Осведомленность по теме и эрудиция.
  • · Культура речи и культура поведения.
  • · Педагогический такт.
  • · Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.

Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия можно считать следующие методы :

  • · Побуждение (совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой ).
  • · Обращение к личному опыту (обсуждение темы, проблемы, ситуации, статьи, выставки; выполнение задания, социальных ролей; самостоятельная работа с источником или библиотечным аппаратом; тестирование; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта ).
  • · Убеждение (подача значимой и объективной информации ).

Существует множество форм работы в ходе мероприятия: практическая, монологическая, диалогическая, наглядная, словесная, объяснительно-иллюстративная, репродуктивная и другие. Главное, надо учесть, что выбранные формы должны соответствовать следующим моментам:

  • · Воспитательным и образовательным принципам, целям и задачам.
  • · Возрастным особенностям слушателей.
  • · Уровню подготовленности аудитории.
  • · Конкретным условиям.
  • · Отведенному времени.
  • · Возможностям ведущего.
  • · Возможностям книжного фонда, библиотечного аппарата, оснащенности техническими средствами и т.д.

Составление и оформление сценария

Немаловажным для каждого библиотечного работника является владение технологией написания сценариев.

Почему возникает такая необходимость?

  • - Несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки.
  • - Владение навыками оформления и написания сценария - универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и др. аналитических материалов.

Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария - занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил.

Требования к оформлению

Титульный лист

  • 1. «Новозыбковская городская Централизованная библиотечная система» (название)
  • 2. Логотип библиотеки (левый верхний угол).
  • 3. Тема сценария (центр листа, крупный шрифт), форма, применимая к данному сценарию: вечер, устный журнал и т. д. (ниже темы), выходные данные автора сценария: ФИО, должность (справа).
  • 4. Год выпуска сценария (низ листа).

При разработке и составлении сценария мы рекомендуем использовать следующую схему :

  • 1. Название. Эпиграф.
  • 2. Форма.
  • 3. Тема.
  • 4. Контингент (кому адресовано).
  • 5. Участники (кто проводит).
  • 6. Цели.
  • 7. Оформление и наглядность.
  • 8. Оборудование и технические средства.
  • 9. Дидактический, раздаточный материал.
  • 10. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  • 11. Ход (структура) мероприятия.

Предварительная работа

Очень важный аспект разработки сценария - подготовительная работа с материалом. Существует ряд требований, которыми необходимо руководствоваться.

Работа с материалом

  • 1. При подготовке сценария по возможности не пользоваться одним источником, т. к. в этом случае не избежать поверхностности и субъективности.
  • 2. Использованных источников д/б не менее 5 (в том числе и периодических изданий).
  • 3. При работе с источниками нужно уметь выбирать необходимое, то, что соответствует цели, идее мероприятия, авторскому взгляду на проблему.
  • 4. Для эффективного ознакомления с источниками, нужно уметь делать пометки карандашом, пользоваться закладками, производить предварительные записи.

При работе с источниками нужно умело обращаться с устаревшими по времени источниками (издания до 1985 г), т. к они могут быть идеологизированы

Концептуальность

После обработки материала следует приступить к собственно творческой части, первую ступень которой можно назвать - рождение концепции.

Что такое концепция? Это ядро будущего текста, его идея. Концепцию можно сравнить со скелетом, вокруг которого впоследствии нарастет «плоть» из фактов, доводов, иллюстраций.

После определения концепции следует приступить к составлению рабочего плана.

  • - Программа мероприятия.
  • - Основная содержательная часть.
  • - Список использованной литературы.

Работа над содержательной структурой сценария

Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: вступление , основная часть , заключение (классическое соответствие гегелевской триаде: тезис-доказательство- синтез). При работе над сценарием важно помнить, что объем вступления по отношению к основной части приблизительно равен 5 %, заключение - 10-15%. Также важно помнить о «законе раскрытия темы»: тема оглашается во вступлении, получает доказательное раскрытие Пример:

«Архитектура г. Новозыбкова» (информина).

Вступление : Даже неискушенный наблюдатель замечает, насколько не похожи друг на друга здания нашего города. Что же представляет собой архитектурный облик Новозыбкова?

Основная часть : повествование об основных архитектурных стилях, отразившихся в зодчестве Новозыбкова.

Заключение : стили барокко, классицизма, модерна и т.д. определяют архитектурное своеобразие города.

В основной части доказательно развивается тезис, заявленный во вступлении. По законам логики и стилистики основная часть должна представлять собой цепь доводов. Этот комплекс аргументов в лингвистике именуется микротемами (т.е. подразделами основной части). Каждая микротема раскрывает тезис и тесно связана в смысловом отношении с другой микротемой (такая взаимосвязь называется в некоторых источниках «семантическим мостиком», об этом ниже).

«Певец донских степей» (вечер, посвященный 100-летию М. А. Шолохова).

Тезис (концепция мероприятия): Шолохов велик в первую очередь как писатель, сумевший посредством художественного слова гениально представить душу донского казачества.

Микротемы основной части раскрывают и утверждают эту мысль. В данном случае возможен следующий перечень микротем: «Колорит казачьего быта и языка в шолоховском творчестве», «Казачья душа в донском фольклоре», «Нравственные устои казачества и их выражение в условиях исторических катаклизмов».

мероприятие сценарий текст тематический

Стилистические требования к составлению текста

  • 1. Основное требование к стилю составляемого текста - нейтральность (в лексике, синтаксисе), исключение составляют сценарии театрализованного характера.
  • 2. Тем не менее, при составлении текста, дабы избежать клишированных выражений, нельзя забывать о литературной эмоциональности, возможно уместное применение ярких фразеологизмов, крылатых выражений, стилистической орнаментовки (поэтические сравнения, инверсия, необычные эпитеты, метафоры).
  • 3. Признак любого стилистически грамотного текста - наличие переходов или «смысловых мостиков» , которые необходимы для логического построения текста, создания впечатления движения мысли.

Как сделать переход? Самый распространенный способ - использование вводных слов, предложений, выражений (значит, следовательно, в конце концов, во-первых, с одной стороны). Но часто, когда нужно связать два на первый взгляд не очень связанных тезиса, мысли, необходимо применить переходное предложение. Такое предложение обычно является первым в новом абзаце и логически соединяет предыдущую мысль с последующей. Механизм построения такого предложения прост: в нем нужно сказать о предыдущей мысли и обратиться к новой.

Вернемся к сценарию по Шолохову, к его основной части, где мы наметили 3 микротемы. Итак, предположим, что мы раскрыли первую из них «Колорит казачьего быта и языка в шолоховском творчестве» и нам нужно лаконично, одной фразой перейти к следующей - «Казачья душа в донском фольклоре». Каким может быть это предложение? «Неповторим колорит казачьего куреня, певуч и выразителен донской говор, и именно эта яркость народной жизни отразилась в казачьих песнях, пословицах и поговорках».

Теперь остановимся на некоторых содержательных требованиях к составлению текста.

  • - Лаконизм, временная регламентированность. При написании сценария нужно помнить, что невозможно объять необъятное. Время каждого мероприятия определено. Даже интересные и уместные факты, если их слишком много, перегружают восприятие, создают эмоционально негативную обстановку в аудитории.
  • - Логичность и аналитизм. Нельзя отходить от темы. Лирические отступления уместны лишь иногда. Факты нужно доказывать, а не просто перечислять. Даже в развлекательном мероприятии должен присутствовать анализ (объяснение фактов, подведение черты под вышесказанное).
  • - Необходимо избегать пересказа. Это касается не только мероприятий, посвященных худ произведениям, но и случаев, когда автор сценария опирается на какую-то ключевую статью, книгу. Всегда нужно стремиться не к пересказу, а к анализу.
  • - Объективность. Личная точка зрения должна присутствовать, но не превалировать.
  • - Обязательна ссылка на источники, а также обращение к книге. Популяризация книги, привлечение внимания к ней должно присутствовать на каждом библиотечном мероприятии.

Итак, сегодня мы остановились на основных правилах написания сценария. Однако существует еще немало нюансов и деталей, которые возникают в процессе работы над материалом. И разрешение этих проблем происходит иной раз благодаря не только каким-то знаниям, умениям, а исключительно интуитивно. Вообще, творческий человек, заинтересованный в создании своего творения (в данном случае текста) всегда найдет достойный выход из затруднительной стилистической ситуации. Хочется верить, что любой библиотекарь является, немного перефразируя выдающегося прозаика современности М. Кундера, в душе писателем, ибо стремится запечатлеть и увековечить доступную ему информацию в неповторимую форму массового мероприятия.

Анализ массового мероприятия

Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель : способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.

Анализ мероприятия (с подробными пояснениями ) мы предлагаем проводить по следующей схеме:

Тема, название.

Цели (образовательная, воспитательная, развивающая ).

Системность. Место данного мероприятия в системе занятий воспитательного характера: одноразовое системное; стихийное, плановое; вводное обобщающее, итоговое .

Место проведения.

Участники (количество, состав - школьники (их возраст), учителя, родители и т.д. ).

Кто проводит (библиотекарь, педагог, иной специалист ).

Форма (викторина, конкурс, игра, беседа и т.д. ).

Тип (получение новой информации, обобщение и систематизация, проверка знаний, творческое применение знаний, комбинированный и т.д. ).

Методы (способы достижения цели): наглядный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, диалогический, монологический, словесный, показательный, частично-исследовательский, эвристический и т.д.

Качество подготовки и проведения:

  • · Наличие плана, тезисов, сценария.
  • · Использование дидактического и раздаточного материала, пособий.
  • · Эффективное использование библиотечного аппарата.
  • · Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
  • · Творческие педагогические находки.
  • · Владение материалом, методикой проведения мероприятия.
  • · Профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
  • · Педагогический такт и коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера.
  • · Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
  • · Соответствие содержания, информативности и объема материала образовательно-воспитательной программе, возрасту, уровню подготовленности участников.

Оформление, наглядность: плакаты, таблицы, иллюстрации, рисунки детей, портреты, фотографии, табло, карты.

Оборудование, технические средства: выставка книг или творческих работ, стенд, экран, предметы мебели; аудио, видео, компьютер, проектор, фотоаппарат, микрофон.

Организация усвоения полученной информации: работа с книгой, слушание и запоминание с применением технических средств; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа .

Взаимосвязь цели, содержания, формы, методов, приемов и результата.

Итоги. Достигнут ли результат (цель).

Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его - способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.

Библиография

  • 1. Елесеева И. Как соткать полотно зрелища:[методика работы при подготовке мас. мероприятий] /Елесеева И. //Библиотека. 2009. №11. С. 75.
  • 2. Сапрунова Е.А. Схема анализа внеурочного мероприятия. /Сапрунова Е. //Классный руководитель. 2010. №5. С. 68-69.
  • 3. Седых Т, Максимова Г. Технология массового мероприятия / Седых.Т, Максимова Г.// Методический день. Вып.3. Вкладка в «БШ»№26. 2007. 16-31марта.


В современных условиях коммерциализации культуры и удорожания сферы досуга библиотеки остались практически единственными общедоступными учреждениями, где можно бесплатно провести свободное время, приобщиться к шедеврам мировой и национальной культуры.

Деятельность библиотеки обусловлена тем, что она является социальным институтом, который наряду с другими выполняет в обществе определенные функции. Библиотека, собирая и распространяя информацию, накопленную человечеством за все время своего существования, способствует реализации функций культуры. Первой функцией является защитная, которая предполагает создание безопасных условий жизнедеятельности людей. Вторая фундаментальная функция культуры – преобразование и освоение мира. Третья функция культуры – коммуникабельная. Она подразумевает передачу информации во времени и в пространстве различными способами, как индивидуальными, так и массовыми. Четвертая функция – нормативная. Каждый народ на протяжении веков вырабатывал нормы и правила поведения, формировал ценности, которые служили ориентирами в жизни человека. Библиотечные мероприятия ориентированы на пропаганду общечеловеческих ценностей, а также ценностей национальных. Пятая – релаксационная функция отдыха. Реализация библиотекой этих функций во многом осуществляется через культурно-досуговую деятельность.

Массовая работа – система реализации культурно-досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий. Она имеет свои цели, задачи, теорию и методику. Цель массовой работы можно определить как стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей (пользователей).

Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия. Эти мероприятия должны стать побуждением, превратиться в мотив чтения, познавательной деятельности.

Задачи массовой работы библиотек вытекают из основных функций библиотеки, зафиксированных в Федеральном законе «О библиотечном деле», а именно: информационной, образовательной и культурной. Для публичных, массовых, общедоступных библиотек актуализируются дополнительные функции – социализирующая, коммуникативная, рекреационная (досуговая).

Информационная функция реализуется в решении задач по организации массового, группового, индивидуального информирования пользователей библиотек.

По мнению российских ученых-библиотековедов, в библиотеке необходимо создать такую среду, чтобы читатель с помощью устных, наглядных и печатных методов находился в курсе событий культурной, политической жизни, мог получить информацию по всем интересующим его вопросам.

Задачи по реализации образовательной функции предполагают проведение мероприятий в помощь существующей в стране системе непрерывного образования – дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного и т. д.

Функции культурная и культурно-просветительская раскрываются в организации массовых мероприятий по приобщению читателей, пользователей библиотек к достижениям мировой культуры, что также прочно вошло в практику библиотечного обслуживания.

В последние годы немало пишут о расширении функций библиотек, называя, среди прочих, воспитательную функцию и функцию социализации. Однако в последнее время термин «воспитание» употребляется в связи с понятием «социализация», которая понимается как «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и предаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений, формирования у него социальных качеств».

Социализация личности в библиотеке происходит через документы, выдаваемые библиотекой, а также через то влияние, которое оказывает она сама, начиная от интерьера и заканчивая всей системой библиотечно-информационных ресурсов, куда включён и сам библиотекарь, а также те мероприятия, которые предлагаются читателю. Таким образом, можно говорить, что библиотечные мероприятия оказывают воспитательное, социализирующее влияние на читателей.

Коммуникативная функция реализуется в организации мероприятий, способствующих общению читателей между собой; между ними и библиотекарями; между читателями, сотрудниками и приглашёнными на мероприятие. Задача библиотеки – организовать оптимальное общение, дать людям возможность реализовать свою потребность в нём.

Досуговая функция ставит перед библиотеками задачи по организации полноценного использования свободного времени.

Среди функций библиотеки в последние годы, особенно в условиях социального и материального расслоения общества, чётко вырисовывается компенсаторная. Библиотеки должны предоставить читателям, пользователям услуги, которые компенсировали бы им отсутствие у них определённых, зачастую не только материальных, благ. Например, отсутствие у человека компьютера нередко является мотивом его прихода в библиотеку, дефицит общения, друзей побуждает к посещению массовых мероприятий и участию в работе клубов по интересам.

Задачами массовой работы также являются содействие увеличению объёма и качества чтения через пропаганду высокохудожественных произведений, что особенно актуально в условиях засилья массовой культуры и низкопробной литературы, а также приобщение читателей к достижениям мировой культуры.

МАССОВАЯ РАБОТА - это, в первую очередь, публичная деятельность, поэтому от того, как эта деятельность в библиотеке организована, во многом зависит ее имидж. Очень важна и роль личности библиотекаря, который непосредственно в эту деятельность вовлечен. Этот фактор при равных остальных условиях может определять успех или неуспех мероприятия. Поэтому так важен дифференцированный подход к распределению обязанностей среди библиотекарей.

Перед тем, как поручить сотруднику подготовку какого-либо мероприятия, необходимо учесть, насколько он способен к такого рода общению, умеет ли убедительно говорить, ясно, грамотно выражать свои мысли, обладает ли определенными артистическими способностями, умеет ли установить контакт с аудиторией. Далеко не каждый человек отвечает всем этим требованиям, поэтому далеко не каждый может и хочет проводить эту работу.

Если необходимость активной массовой работы во взрослой библиотеке сомнению, то в детской библиотеке таких вопросов не возникает. Массовая работа в детской библиотеке имеет свои особенности: она развивает, воспитывает ребенка, помогает через книгу найти ориентиры и выстроить свой жизненный путь. Она имеет множество разнообразных форм, способных дать ребенку знание о книгах, привить любовь к чтению, вкус к информации.

Традиционные формы массовой работы

День информации, день специалиста, библиографический обзор, обзор библиотечной выставки, обзор библиографических пособий, тематические обзоры - об этих формах массовых мероприятий мы с вами уже говорили в прошедшем году на семинаре, посвященном справочно-библиографическому обслуживанию, поэтому сегодня лишь упоминаем о них.

Читательские конференции – активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного.

Виды читательских конференций:

1. По произведениям художественной литературы: по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов.

2. Конференции по изданиям специальной литературы (являются своеобразной формой повышения квалификации в трудовых коллективах).

5. Читательско-зрительские конференции – обсуждение произведения связано с экранизацией его. Обсуждается трактовка режиссером идеи произведения, как выражена авторская позиция и т. д. От библиотекаря, в данном случае. требуется и знание специфики кино.

4. Заочные читательские конференции – через средства массовой информации. В данном случае, шире охват аудитории, больше возможности ознакомиться с мнением других читателей в любое удобное время и т. д.

Этапы подготовки и проведения читательских конференций:

— выбор книги – учитывается проблемность произведения, неоднозначная оценка критиков и читателей, актуальность; позиция библиотекаря – пропаганда лучшей литературы. Удачный выбор произведения определяет успех конференции;

— определение читательского назначения, выбор аудитории – желательно, чтобы она была однородная: участники чувствуют себя более раскованно, охотнее высказывают свое мнение;

— пропаганда произведения, литературы о нем и о творчестве автора: подбирается материал с целью ознакомления читателей. Также оформляются книжные выставки;

— разработка вопросов к конференции – один из наиболее сложных интеллектуальных этапов подготовки, требующий специальных знаний, творческого подхода. Эффективный метод – постановка вопроса, проблемы; акцентировать позицию автора; освещение художественных особенностей произведения;

— подготовка аудитории к мероприятию – важно создать атмосферу непринужденного общения, где нет конкретно ведущего и отвечающего, а есть диалог, общение на равных.

Большое значение имеет оформление мероприятия: книжные выставки, иллюстрации, фотографии, музыка и др.

— фиксация читательской конференции – в современных условиях ведут аудио- или видеозапись мероприятия, что позволяет лучше проанализировать его, сохранить историю библиотеки.

Несмотря на спад интереса к читательским конференциям, все же библиотеки должны осваивать и развивать данную форму деятельности, т. к. это один их основных методов пропаганды книги.

Литературный вечер – одна из самых распространенных форм библиотечных мероприятий Часто — это литературно-музыкальный вечер. Это достаточно мобильное мероприятие – можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. В основе литературного вечера лежит сценарий.

Очень актуальными и популярными в деятельности библиотек стали дискуссии, диспуты. Эти формы способствуют приобретению навыков межличностного общения, воспитывают умение слушать, принимать чужое мнение и формулировать собственное, учат культуре полемики. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи.

Реализовать цели мероприятия, определить содержание, логику дискуссии помогает вопросник, предварительно составленный библиотекарем. Его вывешивают рядом с объявлением о конференции, диспуте, публикуют в пригласительном билете и он выполняет функцию своеобразной программы мероприятия. Вопросы не должны допускать однозначные ответы.

Устный журнал – традиционный метод деятельности. Отличительная особенность – отражение актуальных, волнующих многих, проблем. Имеет периодичность.

Этапы подготовки:

— Выбор названия: определяется целевым и читательским назначением и служит визитной карточкой, или – брендом журнала.

— Определение состава редакционной коллегии. Кроме библиотекаря обычно туда входят специалисты в различных областях, авторитетные лица, краеведы, представители СМИ – все, кто могут содействовать работе.

— Разработка основных рубрик. Аналогично периодическим изданиям должны быть рубрики, разделы: «Проза», «Поэзия», «Встречи с интересными людьми» и т. д.

— Разработка оформления. Обложка, титульный лист, заголовки рубрик, иллюстративный материал, разнообразные символы и атрибуты – составляющие успеха журнала.

Инновационные формы массовых мероприятий

Литературное ревю. Ревю - представление, обозрение.

Это краткий рассказ основной сюжетной линии художественного произведения, опубликованного в последних номерах литературных журналов или новой книге.

Проводится в течение 20-30 минут. Количество представленных произведений для информационного обозрения не ограничено.

Цель- - оперативная информация о последних публикациях (новинках литературы), представление о том, что печатается в прессе.

Час интересных сообщений. Рассчитан на широкий круг читателей. Разрабатывается и проводится на одну определенную тему, требующую длительной подготовки и сбора материала (например, «НЛО», «Тайны древних цивилизаций» и т. д.). Содержание часа должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать читателя, заставить обратиться к источнику информации и прочитать самостоятельно рекомендуемую литературу. Материал «часа» группируется по принципу беседы, лекции. Завершается мероприятие кратким информационным обзором источников, на основе которых построен весь текст. Проводится не более 45-60 минут.

Литературный этюд

Мероприятие посвящается поэзии и, как правило, проводится к юбилейной дате поэта. Ведущие рассказывают о его жизни и творчестве.

Хорошо включить в программу художественное чтение стихов. Если имеются стихи, на которые положена музыка, то они должны прозвучать.

В подготовленных выступлениях ведущие этюда наряду с повествованием дают краткую критическую оценку творчества поэта, отзывы современников.

На мероприятии желательно использовать иллюстративный материал: фотографии, слайды, портреты и т.д., сопроводив их комментарием о периоде жизни юбиляра, который они запечатлели.

Проведение мероприятия должна сопровождать тихая мелодия, музыкальные паузы.

Исторический калейдоскоп

Посвящается историческому событию, знаменательной дате календаря.

Мероприятие строится с учётом рассматриваемой темы. Состоит из небольших блоков, связанных общностью тематики. Разделяют блоки музыкальные паузы исторической направленности.

Форма каждого блока различна, но каждая по времени не превышает 10 минут проведения.

Разновидностью являются экологические, литературные, краеведческие и т.д. калейдоскопы.

Мероприятие рассчитано на детскую аудиторию.

Литературная мозаика

Мероприятие строится из небольших, быстро сменяющих одна другую, форм подачи материала о книгах. Каждая отдельная форма мероприятия не превышает 5 минут проведения.

С целью усиления внимания к теме в программу следует включить музыкальные заставки между формами.

Соединенные воедино маленькие кусочки - формы дают общее представление о теме мероприятия в целом.

Краеведческие посиделки

Камерное мероприятие. На него обычно приглашаются 20-25 человек.

Главное действующее лицо посиделок - рассказчик в образе радушной хозяйки, сердечно принимающей у себя в доме - «светелке» своих гостей, пользователей библиотеки.

Помещение, где проходят посиделки, следует украсить домоткаными половиками, вышитыми полотенцами, домашней утварью времен старины данной местности. Неплохо использовать прием оформления спектакля: декорации с нарисованной печкой, кроватью с горой подушек и одеял.

Основное содержание таких встреч - увлекательный рассказ хозяйки, посвященный какой - либо теме из истории города или краеведческому событию.

В него органически вплетаются пословицы, поговорки, легенды и преданья, загадки.

Оживят посиделки забавные и веселые истории, пересказанные участниками встречи, воспроизведенные из книг краеведческие события, задушевная песня.

Мероприятие будет содержательным, если играя и развлекаясь, слушатели смогут узнавать новое, неизвестное из исторического прошлого своей малой родины.

А завершаются посиделки литературными подарками (благодарностью хозяйке) и чаепитием с вареньем и пирогами, выпекаемыми в данной местности издавна.

Без угощения из «светелки» не уходит ни один гость.

Возможно проведение фольклорных, литературных посиделок и т.д..

Фитобар

Мероприятие требует значительной подготовки, большого просмотра и подбора материала по лекарственным растениям и целебным травам.

Для этого вечера следует подобрать «памятники» литературного творчества о растениях: стихи, песни, мудрые мысли, афоризмы, загадки, выдержки из текста поэм и т.д..

В основе мероприятия лежит выставка. На ней могут быть представлены букеты из лекарственных растений, сухие сборы, интересные рецепты приготовления настоев и отваров из трав. Рядом выставляется литература и самые значимые периодические публикации, рядом с ними - экологический дайджест по травам.

Полезным вкладом в программу вечера будет консультация фитотерапевта «как правильно собирать травы», особенности приготовления лекарственных настоев, применение и использование в обиходе отваров из трав.

Можно организовать работу импровизированного «аптечного киоска» с приглашением фармацевта, в котором каждый желающий приобретет лекарственные сборы. К сборам желательно составить рецепты, оформленные в виде рябиновых, березовых листочков и т.д..

Библиотекарь знакомит участников мероприятия с наиболее интересными материалами по теме «фитобара», раздает каждому гостю как «памятку» экодайджест и рецепты красочно оформленных сборов.

Чайный вечер

Разновидностью вечера отдыха является «чайный вечер». Мероприятие включает в себя рассказ об истории чая, возникновении чайной церемонии, традициях русского чаепития.

Викторина сможет сделать вечер более интересным, заинтересовать участников, вызвать желание дать правильный ответ или услышать правильный ответ на незнакомый вопрос, познакомиться с литературой по теме вечера.

В программу вечера можно включить «дегустационный конкурс», требующий определить: каким чаем заварен кипяток в стакане, с какой травкой заварен этот чай, какое варенье представлено на конкурс, какие ягоды можно предлагать к чаю, чтобы сохранить его изысканный вкус и т.д..

Проводится на вечере и другое конкурсное задание. Его участники должны быстро приготовить вкусный чай по собственному рецепту, затем ответить на вопросы ведущего и продемонстрировать умение так составить «чайный букет», чтобы при заварке сохранился его аромат.

Организуется праздничное чаепитие, библиотекарь вручает гостям «литературные советы» в виде листочков смородины или рябиновых кисточек с секретами приготовления чая.

Праздник именинника

Популярная досуговая форма детского утренника. Мероприятие необходимо тщательно подготовить, оформить красочно помещение, где состоится торжество. Зал украшается листочками, снежинками, веточками, цветами в зависимости от времени года. Не лишними будут разноцветные шары, гирлянды.

Заранее изготавливается медаль с пожеланиями для именинника, неплохо оформить к этой дате «берестяную грамоту». Составляется поздравительная открытка, на которую наносится расшифровка имени.

В центре внимания участников «Именинное дерево», на котором висят фанты с заданиями.

Современные формы публичной работы - 2
(А-И)

Дорогие коллеги!

Хочу продолжить информирование библиотекарей об интересных формах массовой работы. Ранее подобная информация в блоге уже была - и . Цель предлагаемых рекомендаций – познакомить молодых библиотекарей с формами массовой библиотечной работы , а опытным библиотекарям – напомнить о них, обеспечив тем самым разнообразие проводимых мероприятий в библиотеках.

Материал окажет помощь при планировании деятельности библиотеки. В него вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные , только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества, изменением места библиотек на информационном и досуговом рынках. Перечень рекомендуемых форм библиотечных мероприятий приводится с краткими пояснениями. Очень важно, чтобы выбранная форма чётко соответствовала содержанию, структуре мероприятия и целевой читательской группе. Все термины приведены в алфавитном порядке .

Данный материал располагается на сайте Сернурской ЦБС , составлен зав. инновационно-методическим отделом ЦБ пос. Сернур Кошкиной И.Г., Марий Эл.

А

Агитбригада — небольшой, обычно передвижной, самодеятельный или профессиональный концертный коллектив, репертуар которого строился на остросовременном, злободневном материале.

Академия читательская — цикл мероприятий (уроков), посвященных обучению пользователей основам информационной культуры.

Акция - (от лат. actio) действие, выступление (например, политическая акция, дипломатическая акция).

PR-акция — разнообразные мероприятия, направленные на увеличение популярности библиотеки (книги, писателя) и ее (его) узнаваемость.

Альманах — (от араб. Альманах — календарь), мероприятие о книгах (произведениях, авторах) объединённых по тематическому, жанровому или др. признаку.

Арт-встреча — встреча с искусством.

Арт-пространство (выставочный зал) - художественная акция (творчество), активно внедряющееся в реальное пространство, при этом само пространство выступает в качестве арт-объекта, или служит лишь обрамлением для него.

Арт-час — час искусства.

Ассамблея — разновидность литературного вечера, стилизованная под эпоху ХУIII века. В России ассамблею насаждал Петр I. На ассамблеях танцевали, играли в шахматы, пили кофе и, в отличие от салонов ХIХ века, практически не вели умных разговоров. В библиотечных условиях возможны творческие выступления как читателей, так и библиотекарей.

Ассорти — мероприятие с набором разнообразных тем и форм работы.

Атака мозговая (мозговой штурм) интеллектуальная игра, требующая от участников в минимальные сроки предложить идеи (варианты) решения определенной задачи. Осуществляется путем свободного выражения мнения участников. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений. Подобные игры являются эффективным методом коллективного обсуждения.

Аукцион знаний — творческое мероприятие, разновидность викторины,

способствующие привитию интереса к познанию, расширению кругозора, росту творческой активности участников, приобретению знаний всеми участниками. Интеллектуальное развлечение. На аукционе «продаётся» вопрос или приз и его можно «купить»: «покупка» совершается путём предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы — приз получает тот, кто ответит последним. Сохраняется атрибутика аукциона: кафедра, молоток, колокольчик.

Аукцион интеллектуальный — интеллектуальное состязание, где можно «продать» и «купить» материализованную в книге, репродукции, пластинке, фотографии, слайде духовную ценность. «Покупка» совершается путем предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». Цель: укрепление авторитета. Знания, стимулирование интереса к интеллектуальным и художественным ценностям, источникам информации.

Аукцион литературный — литературная игра, где копируются правила настоящих аукционов: выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают знатоки литературных произведений. Самые начитанные получают возможность «купить» книгу. Для проведения игры необходимо заготовить книги для «продажи», а также вопросы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. Например; перечислить названия книг, где в заглавиях встречается цифра (цвет, имя, кличка животного и т. д.). На аукцион могут быть выставлены и «вещи» литературных героев.

Б

Бал — литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором тем, следующих в заранее определённым порядке.

Бал литературный — литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором литературных тем, следующих в заранее определённым порядке.

Бал-маскарад — костюмированный бал.

Балаганчик — маленькое, веселое, шутовское действие, явление подобное балаганному представлению, по духу передает атмосферу народного праздника.

Бенефис — мероприятие, устраиваемое в честь одного автора (книги, произведения, читателя).

Бенефис книги — мероприятие, устраиваемое в честь одной книги.

Бенефис читателя (библиотекаря и т.п.) — это мероприятие посвящено лучшему читателю. Заранее можно оформить книжную выставку любимых книг читателя. Читатель, в честь которого проходит бенефис, обязательно выступает перед собравшимися, рассказывая о себе и прочитанных книгах. Часто такое мероприятие готовится в форме праздника, где чествуют читателя, который сопровождается музыкальными номерами игровой программой.

Бенефис читающей семьи — мероприятие, устраиваемое в честь одной семьи, которая определяется лучшей читающей семьей в библиотеке.

Беседа — диалоговая форма массового мероприятия, которая начинается сообщением библиотекаря и продолжается разговором с аудиторией.

Беседа-диалог — беседа в форме диалога двух ведущих.

Беседа-диспу т - беседа с элементами диспута (спора).

Беседа-игра — беседа с элементами игры.

Беседа-обсуждение — беседа с элементами обсуждения.

Беседа-практикум — беседа с практическими занятиями.

Библиографический обзор — краткое изложение каких-либо документов, расположенных в логической последовательности. Различают виды по типам документов: обзор книг, обзор периодических изданий и т. д. Отдельным видом являются информационные обзоры, обзоры новых поступлений, которые могут быть универсальными и тематическими.

Библио-глобус — мероприятие, посвященное книгам об истории, культуре, традициях разных стран, путешествиях и путешественниках.

Библио-кафе — форма мероприятия, построенного по типу кафе, где в меню вместо блюд подаются книги (авторы, мини-меропрития) Например, «В „Библиоменю“ входят книги на любой вкус: от незатейливых книжных блюд до самых вкуснейших и изысканнейших!»

Библиокараван — цикл выездных мероприятий, выставок, обзоров, объединенных одной темой, и представленных в разных организациях и учреждениях.

Библио-кросс — акция, направленная на привлечение к чтению книг по определенной теме или за определенное время, выигрывает тот читатель, который прочитает наибольшее количество книг.

Библиолото – мероприятие, проходящее в виде игры «лото»

Библио-обзор контрастный — обзор, в который включены книги разные и контрастные по стилю, жанру, теме (драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.).

Библио-шоу — библиотечное мероприятие яркое, показное, рассчитанное

на шумный внешний эффект.

Блиц — какое-либо мероприятие, очень быстрое, проводимое за короткое время или содержащее список вопросов, ответ на которые дается за очень короткое время.

Блиц-опрос - очень быстрый, проводимый за короткое время опрос.

Блиц-турнир - очень быстрый, проводимый за короткое время турнир.

Бой — соревнование между группами с использованием, например, взаимообмена знаниями.

Бой интеллектуальный — соревнование знатоков чего-либо, интеллектуалов.

Бой ораторов — соревнование ораторов.

Брейн-ринг — игра между двумя (и более) командами в ответы на вопросы. Их преимущества в том, что они предполагают элемент соревновательности, проходят в неформальной обстановке, дают возможность проявить себя и свои знания. Они способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить познания и начитанность целого класса.

Бьеннале книжная — это выставка книг на определенную тему, которая проходит раз в два года.

Бюро литературных новинок — мероприятие по продвижению новинок литературы среди читательской аудитории, пропаганда лучших литературных имен, в том числе через организацию творческих встреч.

В

Вернисаж — мероприятие, посвященное художественному творчеству, проводимое в торжественной обстановке, на котором присутствуют специально приглашённые лица.

Вернисаж литературный — мероприятие, посвященное иллюстраторам книг, проводимое в торжественной обстановке.

Вернисаж поздравительных адресов

Вечер — вечернее собрание для дружеской встречи с целью развлечения; вечера могут быть литературными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими, т.д.; организуются, чаще всего, для старшеклассников. Цель: объединить участников, приобщить к искусству, литературе, чтению.

Вечер библиотечный — комплексное мероприятие, сочетающее

познавательные и занимательные элементы, межличностное общение участников, художественное (литературное, изобразительное, музыкальное) оформление. Может быть на любую тему: вечер исторический, вечер изящной словесности, вечер загадочный, вечер краеведческий, вечер критики и восхвалений, вечер отдыха, вечер памяти, вечер-фантазия, вечер семьи, вечер смеха/юмора, вечер-встреча, вечер-дискуссия, вечер-комплимент и др.

Вечер библиографический — вечер, посвященный библиографии, с использованием библиографических методов и форм работы.

Вечер вопросов и ответов — мероприятие, позволяющее участникам получить ответы на животрепещущие вопросы из «первых уст», из официальных источников (представителей органов местной власти, организаций, учреждений).

Вечер книги — посвящается фактам и событиям, изложенным в произведениях печати, а также жизни и деятельности авторов. Можно познакомить читателей с общественным деятелем, писателем, ученым, художником или раскрыть одно или несколько произведений. Проводятся вечера, знакомящие с деятельностью (творчеством) нескольких лиц или целой художественной школы. Вечер книги лучше всего сопровождать музыкой или номерами художественной самодеятельности, подобранными с учетом темы и привлекая профессионалов (по возможности). На вечере могут выступить автор книги и прототипы героев, люди, участвовавшие в событиях, описанных в книге.

Вечер литературный — массовое мероприятие, которое посвящается творчеству того или иного писателя или поэта (чаще всего приурочивается к юбилейным датам).

Вечер поэзии — массовое мероприятие, которое посвящается поэзии, может посвящаться творчеству одного поэта или отдельной теме.

Вечер поэтического настроения — массовое мероприятие, которое посвящается поэзии, сопровождается чтением стихов всеми присутствующими или большинством.

Вечер-аукцион — вечер с элементами аукциона.

Вечер-портрет — мероприятие, цель которого раскрыть различные грани личности героя вечера, ознакомить читателей с его биографией и творчеством. Героем вечера может быть местный старожил, заслуженный врач или педагог, народный умелец, писатель, художник, герой-земляк и т.п. Наибольший эффект мероприятие приносит когда присутствует герой вечера. Мероприятие проводится также как и литературный вечер.

Вечер-посвящение — вечер, посвященный кому-либо или чему-либо. Вечер-реквием — вечер памяти, посвященный печальным или трагическим датам истории.

Вечер художественного чтения — специально организованная

программа выступлений в неформальной камерной обстановке. Чтецы один на один со слушателями, без грима, декораций, бутафории, световых эффектов, исполняют композиции по известны произведениям, читают стихи или рассказы.

Вечер-элегия — музыкальный или лирический вечер, посвященный поэтическим или музыкальным произведениям, проникнутым меланхоличным, печальным настроением.

Комильфо-вечер (вечер хороших манер) — вечер, посвященный этикету.

Вечеринка литературная — встреча друзей, знакомых (обычно вечером) для обсуждения литературных произведений, посвященная литературным темам, проведенная в непринужденной, дружеской обстановке.

Вечеринка светская — встреча друзей, знакомых (обычно вечером) для совместного проведения времени, отдыха, развлечения в непринужденной, дружеской обстановке.

Видео—мероприятие или его часть, связанное с записью и воспроизведением видеоинформации, несущее информацию об изображении и демонстрирующее его.

Видеовикторина — викторина с использованием видеофрагментов.

Видеокруиз — мероприятие-путешествие (круиз) с использование видеоматериалов.

Видеолекторий — лекторий, использующий видеофрагменты.

Видеосалон — цикл мероприятий, где показываются видеоматериалы (фильмы, клипы и т.д.).

Видеоурок — урок, построенный с помощью видеоматериала. Видеоэкскурсия — экскурсия, записанная и воспроизводящаяся с помощью видеоаппаратуры Видеоэнциклопедия — мероприятие, построенное по типу энциклопедии, с помощью видеоматериала. Визит — официальное посещение, с деловой целью. Визитки литературные — мероприятие, состоящее из кратких характеристик каких-либо произведений, книг, авторов, поданных в интересной (можно театрализованной) форме.

Викторина — познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей знаний с целью расширения образовательного кругозора присутствующих. Подбор вопросов осуществляется с учетом возраста присутствующих, уровня их знаний. При проведении викторин могут быть использованы наглядные средства: карточки, плакаты, предметы и т.д., которые могут служить как «вопросами», так и «ответами».

Викторина-поиск — мероприятие с элементами поиска ответов на занимательные вопросы по содержанию художественного произведения, фактам биографии писателя, событиям литературной жизни, истории книги и литературы.

Викторина сюжетная — интеллектуальная игра, построенная на основе занимательного сюжета, в который вплетаются вопросы. Сюжет может быть любым: космическое путешествие, морская регата, сказочный, строительный, фантастический и т. д.

Шанс-викторина — викторина, в которой участвующему даются варианты ответов.

Экспресс-викторина — быстро (за короткое время) проведенная викторина.

Электронная викторина — викторина с применением компьютерных технологий.

Витражи - литературные мероприятие о произведениях декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера.

Встреча — собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-нибудь, беседы, обсуждения, торжество по поводу прибытия кого-либо.

Встреча за самоваром — встреча в камерной обстановке с угощением. Как правило, на фольклорную тему.

Встреча литературная — встреча, посвященная литературе.

Встреча тематическая — встреча, посвященная какой-либо теме.

Встреча-интервью — встреча, подготовленная и проведенная в форме интервью.

Встреча-презентация — официальное представление, открытие чего-либо созданного, организованного (например, презентация нового журнала, книги, организации и т. п.).

Встреча читающих людей (читателей) — собрание в библиотеке любителей и знатоков книги, чтения, с целью обсудить вместе вопросы формирования позитивного образа человека читающего.

Выборы литературные — мероприятие, посвященное избранию путем голосования лидеров среди литературных героев или имитация избирательной кампании, где кандидатами выступают литературные герои.

Выставка — форма библиотечного обслуживания, обеспечивающая путем наглядной демонстрации документов, других экспонатов информирование об изданиях, событиях, проблемах.

Г

Газета-молния — особый вид мероприятия, содержащий экстренные сообщения о каких-либо важных событиях, требующих безотлагательного размышления, призывающих к скорейшему решению.

Газета говорящая (устная) — чтение вслух одним или несколькими чтецами статей и информации из текущей прессы.

Газета живая — театрализованное представление, основанное на газетном материале или на острых злободневных фактах жизни, сценарий которой написан, придуман и поставлен с соблюдением жанров журналистики.

Галерея — мероприятие, построенное по типу последовательного ряда, вереницы образов, типов, тем.

Гид литературный — мероприятие-путеводитель по литературным местам или книгам (произведениям).

Глобус литературный — мероприятие — рассказ о писателях разных

стран.

Горница поэтическая — комплексное мероприятие, оформленное как поэтическая встреча в обстановке народного быта. Здесь уместен разговор о народной поэзии, прибаутках, частушках, былинах, колыбельных. Хозяйкой вечера может стать народная сказительница или баян, Арина Родионовна и др. В гости к ним приходят герои народного эпоса — богатыри, купцы и т.д. Оформление интерьера соответствует фольклорному характеру встречи.

Гороскоп литературный — мероприятие, построенное по типу гороскопа, где литература (книги, авторы) подобраны по знакам того или иного гороскопа.

Гостиная литературно-музыкальная - комплексное мероприятие, оформленное как тематическая встреча в камерной обстановке. Различают поэтические, литературно-музыкальная, музыкальные, театральные гостиные. Сбор гостей сопровождается музыкой, достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяева гостиной помогают всем удобно расположиться, каждого одаряют улыбкой, приветствуя. Представление гостей может быть остроумным, шутливым, серьезным, веселым. Тематика гостиной определяет и тематику разговоров, музыкальные или поэтические фрагменты, слайды или советы. В гостиной всегда звучат анекдоты — остроумные короткие рассказы. Театральная гостиная может быть костюмирована, уместны сцены из спектаклей, элементы театрального капустника.

Громкое чтение — мероприятие универсальное для всех возрастов, где читатели собираются для чтения вслух небольшого по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами.

Гуляние народное — времяпрепровождение большого количества людей под открытым небом с развлечениями, танцами, в библиотечной практике обычно посвящено различным народным календарным праздникам (масленица, святки и т. д.), сопровождается рассказом и показом народных традиций.

Гурман-вечер любителей…. жанра — вечер, посвященный определенному жанру литературы, подготовленный с учетом подчеркивания («смакования») лучших сторон данного жанра.

Д

Дебаты литературные — публичные споры при обсуждении литературных тем, обмен мнениями по литературным вопросам.

Дебют — первое появление для публики книги, автора, произведения и т. д.

Дебют литературный — первое появление для публики литературного произведения или автора.

Девичник — встреча, вечеринка, на которые собираются девушки, женщины или может быть мероприятие о книгах, посвященных женщинам или написанных женщинами.

Дегустация литературных новинок .

Декада (неделя) книги (отрасли знаний) — включает книжные выставки, экскурсии и беседы по ним, библиографические обзоры, Дни информации, встречи с авторами, литературные вечера и т. п. Массовые мероприятия проводятся в течение всего указанного срока (недели или декады). Цель — пропаганда литературы и знаний, привлечение к чтению.

Декада молодого специалиста — цикл мероприятий, проведенных в течение недели и посвященных информированию специалистов.

День — комплексная форма мероприятий, включает в себя мероприятия, проводимые в один день, и объединенные какой-либо темой

День библиографии — комплексное мероприятие, обеспечивающее информирование пользователей о библиографических источниках поиска литературы на основе использования рекомендательных пособий и справочно-библиографического аппарата. Включает выставку-просмотр, обзор, консультации.

День веселых затей — комплексное мероприятие, включающее ряд веселых, занятных, развлекательных мероприятий, проводимых в течение дня.

День возвращенной книги — комплексное мероприятие, направленное на работу с задолжниками.

День забывчивого читателя — акция, направленная на работу с задолжниками, предполагается в течение дня возвращение книг в библиотеку без взимания штрафных санкций.

День информации — это комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о новой литературе, поступившей в библиотеку за определенный период. Включает выставки, тематические подборки литературы, беседы или обзоры о литературе, консультации.

День библиотеки в школе – выход сотрудников библиотеки в

образовательные учреждения с целью знакомства детей с литературой (книгами и периодикой), как новой, так и по различным темам, имеющейся в фондах библиотеки. Включает в себя: выставку книг, библиографические обзоры и информирование о библиотеке и ее услугах через раздачу буклетов и закладок.

День библиотеки в детском саду («Книжный десант») - выход сотрудников библиотеки в детские дошкольные учреждения с обзорами книг и периодики для педагогов, детей и родителей. Могут включать в себя по возможности: выставки детской литературы, кукольные спектакли для дошкольников, беседы-консультации для родителей по воспитанию читательской культуры у детей, мастер-классы.

День школы в библиотеке – проведение уроков на территории библиотеки. Преподаватели определяют тему урока, обсуждают ее с библиотекарями, а те, в свою очередь, подключаются к проведению урока: готовят выставку и обзор книг, видеоряд.

День специалиста или День предметника – тематические мероприятия для педагогов и специалистов, работающих с детьми, проводимые районными методическими объединениями на базе библиотеки. Специалисты РМО определяют тему, сотрудники библиотеки оформляют выставку, подготавливают библиографические списки. На самом мероприятии педагогам даются методические разработки, озвучивается интересный опыт, иногда проводятся показательные уроки для учащихся. Библиотекари проводят библиографические обзоры литературы, делятся опытом работы библиотеки по данной теме.

День взаимной информации – в библиотеку приглашаются представители различных учреждений, которые доводят информацию до читателей, а библиотека информирует о литературе соответствующей тематики, готовит обзоры и подборки.

День книги — это комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о какой-либо книге.

День мудрости и долголетия (День пожилого человека)

День открытых дверей (библиотеки) — включает экскурсии по библиотеке, беседы, книжные выставки, игровые программы, встречи с писателями, интересными людьми, концерты и т. д. Мероприятия проводятся в течение одного дня. Цель — привлечение потенциальных читателей и создание положительного имиджа библиотеки.

День профессии — это комплексное мероприятие для широкого информирования пользователей о какой-либо профессии. Включает выставки, открытые просмотры литературы; библиографические обзоры; консультации со специалистами конкретных профессий; широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты; экскурсии; показы кинофильмов.

День специалиста — это комплексное мероприятие для широкого информирования пользователей о документах по конкретной специальности (медицинских работников, экономистов, учителей и др.) или по межотраслевой тематике, представляющей интерес для специалистов нескольких профессий. Включает выставки, открытые просмотры литературы; библиографические обзоры; консультации со специалистами конкретных профессий; широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты; экскурсии; показы кинофильмов.

День читательских удовольствий — комплексное мероприятие, включающее в себя яркие, праздничные мероприятия, направленные на пропаганду книги и чтения.

День чтения (семейного) — комплексное мероприятие, посвященное

семейному чтению, проводится в течение дня и включает в себя ряд мероприятий для всех членов семьи.

Десант библиотечный (например, в школу, в детский сад) — выездное мероприятие с целью информирования пользователей данного учреждения.

Десант литературный — выездное мероприятие с целью информирования о литературе пользователей данного учреждения.

Дефиле книжное (подиум литературный) — торжественный, величавый проход по сцене участников в ярких, красивых костюмах, демонстрирующих при этом книгу, возможно дефиле литературных героев, книг (обложек).

Дилижанс литературный — мероприятия в игровой форме, стилизация дороги или путешествия с обязательными остановками — станциями, опушками, островами, тропинками, домиками.

Диско-лекция — устный рассказ, сопровождаемый видеорядом (показ слайдов, фрагментов видеофильмов) и специально подобранной музыкой, сопровождаемые беседой, диспутом выставкой, диско-лекции являются удобной формой популяризации книг.

Дискотека — музыкальное мероприятие. Формы организации дискотек самые разнообразные: тематические, танцевальные. Организация требует хорошо оснащенной фонотеки, необходимой аппаратуры, соответствующего оборудования и оформления зала.

Дискуссия — специально организованный обмен мнениями (спор единомышленников) по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решений. Структура: определение темы, представление участников, объяснение условий дискуссии, выступление основных участников не более 20 минут, приглашение к обсуждению других людей, подведение итогов и краткий анализ высказываний. Необходимо соблюдение регламента и повестки дня, приличий во время дебатов. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи.

Диспут — публичный спор. Обычно диспут посвящается обсуждению политических или нравственных проблем. Главное при подготовке диспута: учесть интересы, особенности конкретной аудитории; правильно выбрать тему и четко сформулировать основные вопросы; организовать мероприятие по пропаганде соответствующей литературы.

Дуэль литературная — мероприятие в форме поединка, происходящего по определенным правилам, между двумя противниками на литературные темы.

Ж

Журнал - мероприятие, стилизованное под периодическое издание.

Живой журнал - театрализованное представление, основанное на газетном материале.

Журнал устный - активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже на печатный журнал. Он состоит из ряда разделов — «страниц». Каждая страница содержит информацию о литературе по определенной теме и завершается рекомендацией печатных источников. Традиционный метод деятельности. Отличительная особенность – отражение актуальных, волнующих многих, проблем. Имеет периодичность.

З

Завалинка – посиделки на народные фольклорные темы.

Завалинка музыкальная - посиделки на народные фольклорные темы, с музыкальным сопровождением.

Загадки литературные - это угадывание произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя и т.п. Необходимо чётко организовать систему ответов, чтобы избежать обид и необъективности оценки.

Звездный час – мероприятие в игровой форме, проводится по определенной теме. Состоит из 3 туров, 1 и 2 тур игроки получают вопросы по теме, игрок быстрее всех ответивший на вопрос получает звезду, в следующий тур проходят игроки, получившие больше всех звезд, в 3 тур проходят 2 участника, им дается задание составить как можно больше слов из слова, соответствующего заявленной теме. Побеждает тот, кто составит больше слов.

Звездопад поэтический – мероприятие, посвященное шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов.

Защита проекта – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Как разновидность — защита фантастических проектов. Роли участников взаимодействия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор. Защите проектов обязательно предшествует подготовка к представлению — придумывание, разработка и оформление проекта.

И

Игра – соревнование, состязание по заранее согласованным и
определенным правилам. Демократический вид деятельности, имитирующий реальную жизнь с четкими правилами и ограниченной продолжительностью. Форма организации игр разнообразна: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая, интеллектуальная, развлекательная и т.д.

Игра библиографическая - специально организованное развлечение, содействующее развитию информационно-библиографической эрудиции читателей. Библиографические игры стимулируют обращение детей к справочной литературе, библиографическим пособиям, помогают приобрести навыки самостоятельной работы с книгой.

Игра деловая – средство формирования целостной системы организационных, общественных знаний, умений и навыков на основе моделирования. В основе – модель общественно-полезной организационной деятельности.

Игра интеллектуальная – игра, где успех достигается за счет мыслительных способностей человека, его ума.

Игра тематическая – массовое мероприятие насыщенное игровыми элементами и посвященное какой-либо теме. Например, историческая, экологическая, экономическая, профориентационная, игра-загадка, игра-фантазия.

Игра литературная - массовое мероприятие, насыщенное игровыми элементами и посвященное литературе. К литературным играм относятся: викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, литературные загадки и шарады и т.д. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев).

Игра познавательная - игра, нацеленная на познавательную деятельность её участников. Игра ролевая – средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством ее участники дела становятся героями ситуации (по выбору), моделируют ее, вынося на суд коллектива.

Игра семейная – игра, между двумя или несколькими семейными командами.

Интервью - опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся ведущим.

Инфомания – развлекательная новостная программа.

Информ-дайджест - массовое мероприятие, содержащее краткое адаптированное изложение популярных произведений художественной литературы.

Информ-досье – мероприятие, проведенное в форме сборника материалов о ком-либо, о чем-либо.

Информ-релиз - "выпуск в свет", публичная демонстрация, публикация, сообщение, возможно - сам демонстрируемый объект. Обычно используется в музыке (релиз альбома, песни). Также в СМИ (пресс-релиз, интернет-релиз - сообщение о какой-либо новости, точке зрения).

Информина - это специально организованное мероприятие, обеспечивающее информирование пользователей о содержании одного или группы изданий, чаще как увлекательная интеллектуальная игра, раскрывающая и закрепляющая полученные знания участников, часто проводится по закреплению библиотечно-библиографических занятий. Особенность данной формы является тот факт, что информаторами выступают сами читатели. Краткие информационные сообщения посвящены отдельным публикациям журнала, альманаха, сборника.

Информминутка – краткое информационное сообщение на какую-либо тему.

Составитель Кошкина И.Г., зав. инновационно-метод. отделом ЦБ, пос. Сернур, Марий Эл.

Специалисты, анализирующие деятельность библиотек, отмечают негативную тенденцию использования в них одних и тех же форм работы. В настоящее время редко разрабатываются увлекательные программы для читателей. Как правило, перестраивается организация давно известных мероприятий без внесения в них каких-то новых элементов. Это существенно снижает интерес к посещению учреждений. В результате библиотеки постепенно начинают превращаться в архивы. Между тем одной из приоритетных задач культурно-просветительской сферы выступает развитие любви и уважения к книгам. Рассмотрим далее некоторые виды и формы библиотечных мероприятий.

День информации

В ходе него могут использоваться различные формы библиотечных мероприятий для детей и взрослых. Организация дня информации предполагает разработку увлекательной программы. Ее основной целью выступает донесение до читателей сведений о новых поступлениях. Периодичность проведения будет зависеть от объема поступающей литературы. Если он небольшой, то организовывать день информации целесообразно раз в месяц. Учреждение извещает читателей о дате с помощью плакатов, рекламы, в местной печати или специальными письмами. В сообщениях приводятся конкретные названия и формы библиотечных мероприятий, которые будут осуществляться в рамках дня информации. В программу может входить ознакомление с художественными изданиями, критическими заметками. В ходе дня информации могут выступать сами авторы, презентуя свои произведения. У такой формы проведения библиотечных мероприятий есть немало достоинств. В первую очередь, читатели знакомятся с произведениями одними из первых. Если на презентации присутствуют сами авторы, можно взять у них автограф, задать интересующие вопросы.

День специалиста

Он выступает в качестве особой формы библиотечных методических мероприятий. Организация дня специалиста также предполагает составление комплексной программы. В нее включается непосредственная демонстрация первичной и вторичной документации, ознакомление с передовыми научными достижениями в культурно-просветительской сфере. По своему характеру день специалиста выступает в качестве промежуточной формы работы. Библиотечных мероприятий может предусматриваться много. Однако день специалиста имеет особое практическое значение среди них. В ходе него сами сотрудники учреждения получают методическую информацию, пояснения к тем или иным инструкциям. В рамках дня специалиста целесообразно устраивать семинары, дискуссии. На них могут обсуждаться инновационные формы библиотечных мероприятий.

Обзор

У этой формы библиотечных мероприятий есть ряд особенностей. Обзор предполагает ознакомление с документами, изложение их краткого содержания. Он может быть тематическим. Например, формы библиотечных мероприятий по экологии предполагают ознакомление читателей с последними научными статьями по вопросам защиты природы, наглядную демонстрацию изданий, посвященных естественной среде обитания. В рамках обзорного дня могут выступать специалисты и эксперты. Они дают комментарии к статьям, заметкам, объясняют значение тех или иных открытий. Такие формы библиотечных мероприятий по экологии прививают тягу к познанию, понимание важности затрагиваемой темы и роли каждого человека в деле по защите природы.

Обсуждение книги

В рамках этой формы библиотечных мероприятий для детей и взрослых рассматриваются разные точки зрения относительно конкретного издания. Обсуждаются его содержательные и художественные достоинства и недостатки. В беседе внимание акцентируется на актуальности затронутых в книге проблем, тематике, способе подачи материала и так далее. Для этой формы библиотечных мероприятий характерна поэтапная организация. На первой стадии осуществляется подготовка. В частности, выбирается произведение и тема обсуждения в соответствии с интересами аудитории. После этого собирается и обрабатывается информация - мнения критиков, литературоведов, читательские оценки. После этого подготавливаются тезисы и составляется план обсуждения: введение в проблему, постановка вопросов. В ходе беседы важно организовать диалог, обмен мнениями и выводами, резюмировать все сказанное и оценить результат. На обсуждение может выноситься любое художественное произведение, в том числе и изучаемое в школе. Весьма познавательными будут такие формы библиотечных мероприятий по Лермонтову, Толстому, Пушкину и прочим классикам.

Читательский бенефис

В рамках этой формы библиотечных мероприятий для молодежи осуществляется знакомство с лучшими посетителями учреждения. Бенефис призван укрепить авторитет читателей, повысить их социальный статус. В ходе его проведения остальные посетители знакомятся с биографией человека, некоторыми сторонами его жизни. Лучшие читатели, в свою очередь, могут показать самые любимые свои книги, познакомить с их содержанием и своим мнением о них. В рамках бенефиса могут также прослушиваться и музыкальные композиции. Основной задачей этой формы библиотечных мероприятий выступает иллюстрация роли книги в становлении личности человека, его судьбе, овладении знаниями.

Буккроссинг и флешбук

В последнее время на практике стали использоваться совершенно новые формы библиотечных мероприятий. Список их на сегодня еще невелик, однако среди них можно отметить те, которые уже стали популярными. В первую очередь стоит сказать о буккроссинге. Он представляет собой, проще говоря, процесс освобождения различных книг. Человек, прочитав какое-то произведение, оставляет его в общественном месте. Это может быть станция метро, кафе, парк и так далее. Другой человек может эту книгу взять и, прочитав, также оставляет ее в каком-нибудь месте. При этом издание получает свой уникальный номер, по которому его можно отследить на специальных сайтах.

В качестве второй популярной сегодня формы библиотечных мероприятий выступает флешбук. Этим термином называют книжный флешмоб в сети Интернет. Желающие участвовать в акции создают страницу в соцсетях ("Одноклассниках", "ВКонтакте", "Фейсбуке" и пр.) на имя произведения. После этого инициаторы начинают приглашать в свое сообщество пользователей. На странице можно выкладывать яркие цитаты из произведения, иллюстрации, биографические сведения, выдержку из переписки автора и пр. Современные формы библиотечных мероприятий требуют, как правило, наличия ПК и интернета. При этом зачастую люди, состоящие в той или иной группе, встречаются и в реальной жизни.

Литературное караоке

Новые формы библиотечных мероприятий должны быть в первую очередь увлекательными. Важно обеспечить такую атмосферу, в которой читатели смогли бы без стеснения выражать свое мнение, демонстрировать свои способности и таланты. Новые формы библиотечных мероприятий включают в себя разные конкурсы и акции. Очень увлекательным может стать, например, литературное караоке. Оно представляет собой конкурс чтецов под музыку. Мелодия подбирается под ритм, размер или настроение стихотворения. Читающий не знает, какое именно ему произведение достанется. Задача состоит в том, чтобы уловить ритм музыки и стиха и соединить их.

Литературный вернисаж

Многие поэты, писатели в рамках своего творчества посвящают произведения выдающимся деятелям искусства, культуры. Литературный вернисаж - игра, в которой участвуют две команды. Первая представляет такие "портреты". Например, дается небольшая аннотация к биографии, читаются стихи или проза. Задача второй команды - угадать человека, о котором речь.

Шок-урок

Такая форма мероприятий подготавливается по определенной актуальной теме. Например, шок-урок может быть посвящен наркомании, табакокурению, СПИДу. В качестве основы могут выступать письма людей, попавших в зависимость или имеющих заболевания, их откровения. При этом исходный материал не редактируется, а представляется в первоначальном виде с сохранением лексики и содержания. В рамках таких занятий целесообразно показать видеозаписи. В ходе урока представляются статистические данные.

Вечер-дивертисмент

Он представляет собой небольшой концерт. В рамках вечера читаются стихи и проза, звучит музыка, вживую в том числе. Программа может включать в себя произведения совершенно разных жанров. Это могут быть популярные песни, классические мелодии, комические сценки, серьезные монологи. В такой непринужденной атмосфере происходит общение.

Вечер вопросов-ответов

В ходе мероприятия читатели вовлекаются в активизируется заинтересованность в отраслевой и художественной литературе. Вопросы могут быть посвящены какой-то конкретной теме или нескольким предметам. Выбор будет зависеть от интересов читателей. Предварительно читатели составляют перечни вопросов, из которых отбирается определенное их количество. Вечер можно, например, провести по теме краеведения. В учреждение приглашаются специалисты, историки, музейные работники. В рамках формы библиотечных мероприятий по краеведению читатели узнают много интересных фактов о своем регионе из уст экспертов.

Игры

Эти формы библиотечных мероприятий стали очень популярны в последнее время. Для приобщения читателей к культуре, истории региона, традициям организуются игры-путешествия. Мероприятия проводятся в воображаемых условиях. Все участники получают определенные роли. Они могут писать письма, дневники с места событий. Такие мероприятия активизируют воображение. Перед игрой участники готовятся, собирают и изучают сведения по теме, карты, справочники и прочее.

"Печа-куча"

Название этого мероприятия происходит от японского слова, в переводе означающего "болтовня". "Печа-куча" предполагает представление коротких докладов, ограниченных по содержанию и форме. Как правило, такая форма мероприятий используется на неформальных конференциях. Выступающий делает доклад-презентацию, состоящий из, например, 20 слайдов. Каждый из них показывается 20 секунд. После последнего кадра автоматически запускается доклад следующего участника. Количество таких презентаций может варьироваться от 8 до 12.

"5 минут с искусством"

Это мероприятие представляет собой гибкую и легкую форму приобщения к прекрасному. В нем реализуется принцип "небольшой дозировки". Такие мероприятия рассчитаны на людей, которые не приучены к художественному мышлению. В этой связи общение с искусством малообъемно и непродолжительно. На протяжении нескольких минут происходит восприятие одного или нескольких произведений. При этом не производится никакого анализа и оценивания. Суть мероприятия заключается в высказывании собственного впечатления о показанном произведении. В этом случае не должно быть навязывания чьего-либо мнения.

Организация и проведение такого мероприятия предполагают тщательную подготовку. В данном случае учитываются разные аспекты. Внимание обращается на расстановку стульев, интерьер, демонстрационное место. Обязательным должно быть короткое вступление. Оно обеспечит необходимый психологический настрой. Важен и заключительный момент, касающийся непосредственного общения участников.

Специалисты рекомендуют периодически проводить такие мероприятия. Например, можно сделать цикл показов произведений какого-либо автора, приурочив его к юбилею. Очень эффективно использовать двойной художественный ряд. Могут демонстрироваться произведения различных видов, при этом одно будет выступать в качестве фона. К примеру, при показе картины включается музыка Вивальди. В таком случае будут активизироваться два психологических канала: аудиальный и визуальный. Одни впечатления будут усиливать другие.

С особым внимание следует отнестись к содержанию материала. Оно должно быть доступным для понимания и познавательным. Положительные эмоции, вызванные такими пятиминутками, способствуют пробуждению интереса к искусству.

Библиотерапия

Дословно она означает "лечение книгами". Официальное определение библиотерапии дала Ассоциация больничных библиотек. Такое лечение предполагает использование специально отобранных произведений в качестве терапевтических средств в психиатрии и общей медицине. С помощью направленного чтения решаются разные личные проблемы. Изначально терапевтом называли мудреца, мыслителя, безупречного подвижника-аскета, посвятившего жизнь изучению духовной стороны мира. В современном понимании им можно считать "информационного работника, лечащего словом".

Суть терапии

Научно установлено, что чтение книг может оказывать благотворное влияние на человека. Определенные произведения способствуют выздоровлению, поддержанию психологического баланса. Искусство умного, прекрасного, доброго слова может вызвать переворот в сознании, изменить взгляды человека на те или иные явления. Сила художественных произведений очень велика.

Зарождение книготерапии

Впервые лечение произведениями стали использовать в монастырях. Как правило, это были церковные издания. Пастырь читал молитвы перед людьми, разъяснял Закон Божий. В настоящее время библиотерапия используется при лечении людей, страдающих неврозами. При этом воздействие осуществляется не только словом, но и музыкой. Последняя выступает как фон, оттеняя тональность читающего. Истину о том, что слово обладает лечебными свойствами, знали в глубокой древности. Наряду с музыкой оно благотворно влияло на все живое, на настроение и чувства людей. Всем известный Гиппократ специально прописывал пациентам курсы такого лечения. Пифагор в свое время говорил о том, что музыка может избавлять людей от безумства. В период болезни художественное восприятие человека изменяется. Так, некоторых начинают привлекать произведения, наполненные отчаянием и пессимизмом. В таких книгах человек пытается провести параллели со своей жизнью. Бывает и по-другому. Человека, наоборот, привлекают произведения, полные оптимизма и заканчивающиеся хорошо.

Методика

Библиотерапию можно проводить разными способами. Наиболее эффективным считается цикл "лечебных" часов. В рамках каждого из них представляется литературно-музыкальная композиция с определенным психологическим настроем. Специально подбираются стихотворения, проза, мелодия. Литературно-музыкальные композиции должны пробуждать в слушателях добрые, светлые чувства, способствовать обретению ими уверенности, точки опоры в стрессовой ситуации. Книготерапия направлена на коррекцию психологического восприятия окружающего мира.

Принципиальное отличие библиотерапевтических часов от традиционных мероприятий заключается в том, что для воздействия используются исключительно музыка и слово. В таких случаях отсутствует привычная пропаганда книги - элементы беседы, обзора и пр. Ключевая задача библиотекаря - выступить в качестве искусного исполнителя, чтеца. Немаловажное значение имеет и соответствие содержания книги подобранной мелодии. Композицию можно начать с медленной, спокойной музыки, переводя ее постепенно в более оживленную. Завершить мероприятие можно мелодией, передающей звуки природы. Темы часов могут быть самыми разными. Например, читаются произведения о счастье, семье, любви, дружбе, общении с природой, искусством.

Дополнительная информация

Стоит сказать, что сегодня ведутся споры о пользе и вреде тех или других литературных произведений. Терапевтический эффект, несомненно, оказывает книга, написанная духовно здоровым автором. Механизм терапии заключается в узнавании человеком себя в герое произведения, примеривании на себя уроков, которые он извлекает из описываемых событий. Известно, что быстрее выздоравливают оптимистично настроенные люди. Как утверждают представители восточной медицины, лечение не принесет никаких результатов, если человек подавлен и опустошен. Соответственно, не стоит давать пациенту, переживающему разлад в семье, "Анну Каренину". Как показывают наблюдения, чтение Бродского, Шекспира, Бунина способствует избавлению от мрачных мыслей, угнетающих человека. Произведения Достоевского отличаются таинственностью. Они пробуждают в некоторых читателей неизвестные ранее переживания и ощущения. Некоторых утомляют произведения Толстого. Книги Гоголя и Чехова отличаются своей необычностью, многообразием настроений. Есть среди них и веселые, и глубоко философские произведения.

Заключение

В последнее время активность читателей в библиотеках существенно снизилась. Это связано, безусловно, с внедрением в жизнь компьютерных технологий. Все больше людей отдают предпочтение электронным, а не бумажным книгам. Тем не менее библиотеки продолжают работать и привлекать людей, проводить различные мероприятия, направленные на привитие любви к литературе, активизацию познавательного интереса. Для повышения посещаемости необходимо разрабатывать увлекательные программы. При этом основываться нужно на интересах читателей.

Основными посетителями библиотек являются дети. Довольно сложно бывает добиться от ребенка усидчивости и проявления интереса к книге. Для привлечения детей к чтению используются игровые формы библиотечных мероприятий. Изучение литературы, как классической, так и написанной в последние годы, позволяет расширить кругозор, узнать много неизвестных ранее фактов из жизни людей.