Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Животные обитающие в разных средах. Познание мира среда обитания животных

Как и все живые существа, животные встречаются между нижней частью атмосферы и наибольшими океан-скими глубинами. Они освоили не только комфортные леса , степи и теплые водоемы , но и сухие жаркие, а также холодные ледяные пустыни , высокогорья и городские ландшафты . И где бы ни обитали животные, они всегда контактируют между собой, с другими орга-низмами и со своим неживым окружением. Таким образом, каждому из организмов присуща определенная среда обитания. На нашей планете есть четыре основные среды обитания организмов: водная , наземно-воздушная , почвенная и организмы живых существ .

Среда обитания часть пространства, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует.

Из окружающей среды животные получают необходимые им пита-тельные вещества и энергию. Туда же они выделяют продукты собствен-ного обмена веществ. Каждая среда обитания характеризуется определен-ной совокупностью условий: температуры , влажности , освещенности , соответствующим набором взаимодействующих между собой организмов .

Много видов животных обитает в водоемах : морях , реках , озерах и даже временных лужах . При этом если водные растения могут обитать только в поверхностных слоях воды (крас-ные водоросли встречаются только до глубины 268 м), то животные встречаются даже на максимальных глубинах Мирового океана.

На суше животные распространены на всех континентах: от жарких тропиков до покрытых льдом Антарктиды и Арктики . Животные встречаются в различных высотных поясах горных массивов . Очень разнообразен и мир животных — обитателей почвы . Среди них много одноклеточных видов, черви , насекомые , кроты , зем-леройки , мыши . Все они принимают участие в процессах почвообразо-вания , повышая плодородие почв и обеспечивая почвенное питание растений.

Для каждой местности характерны определенные виды животных, которые как можно лучше приспособлены к ее климатическим услови-ям. Их совокупность называют фауной (от лат. Фауна — богиня лесов и полей, покровительница животных). Есть, например, фауна Карпат, фауна Украины и т.д.

Животные населяют все основные среды обитания: наземно-воздуш-ную, водную, почвенную, организмы живых существ.

Понятие животные включает в себя совокупность всех многоклеточных, эукариотических организмов Царства Животные, обитающих на нашей планете. К миру животных относятся как дикие особи, так и одомашненные. Человек также находится в естественной систематике фауны.

Животные могут быть разделены на и . Позвоночные имеют позвонок или позвоночный столб, и их количество менее 3% от всех описанных видов фауны. Они включают в себя: рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Остальные животные являются беспозвоночными, которые характеризуются отсутствием позвоночника. К ним относятся: моллюски (мидии, устрицы, осьминоги, кальмары, улитки); членистоногие (многоножки, насекомые, пауки, скорпионы, крабы, омары, креветки); кольчатые (дождевые черви, пиявки), нематоды, плоские черви (ленточные черви), стрекающие (медузы, актинии, кораллы), гребневики и губки. Изучением животных занимается наука под названием .

Эволюция животного мира

Эволюция животных определяется как: постепенный процесс, с помощью которого живой организм становится более усложненным (изменяется в более сложную или лучшую форму) в ответ на . Теория эволюции животных в настоящее время является самой популярной концепцией того, как животный мир достиг своего нынешнего состояния.

На самом деле эволюция животных сопровождается множеством противоречий и имеет несколько важных компонентов: естественный отбор, макроэволюция и микроэволюция.

Естественный отбор - это механизм, который стимулирует эволюцию. Он вынуждает животных приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Некоторые свидетельства естественного отбора были замечены в природе мира, но не в той степени, которая могла бы изменить вид каким-либо значимым образом. Каждая генетическая мутация, которую наука наблюдала, включая изменения формы или функции организма, привела к снижению приспособленности в определенных условиях или даже смерти. Это означает, что экосистема уязвима для быстрых изменений, поскольку организмы, которые не могут адаптироваться, обычно умирают.

Никто не подвергает сомнению существование микроэволюции. Известно, что волки, койоты, динго, шакалы, лисы и сотни разных пород собак имели общего предка. Это вариации различных видов в пределах одного семейства псовых, а не восходящая эволюция от простого до сложного организма, как предполагает эволюционная теория Дарвина. Изменения всегда находятся в нисходящей тенденции и ограничены генетическим кодом (у собак не растут крылья и они не учатся летать). Никакая новая генетическая информация не добавляется, она всегда теряется: у первоначального предка псовых были все особенности разных потомков, тогда как сами потомки потеряли тот же самый потенциал. Псовые разделились на много видов, которые, в свою очередь, стали изолированными генофондами.

В то время как микроэволюция хорошо наблюдается и задокументирована, макроэволюция является весьма спорной. Макроэволюция - переход от одного вида животного к другому. Она предполагает большие или важные изменения в основных функциях организма. Это не может произойти во время жизни одного организма, а является результатом серии генетических мутаций. Каждая генетическая мутация, связанная с формой или определенной функцией, наблюдаемая в лабораториях, либо была фатальной (калечащей), либо самообращающейся. Макроэволюция - это эволюционистское объяснение того, как возникли миллиарды разнообразных видов на Земле - вариация от одного вида к другому.

Эволюция как основной механизм биологии имеет некоторые серьезные недостатки. Подавляющее большинство животных вынуждены страдать, а не извлекать выгоду из мутаций. Баланс земных экосистем, включая отношения между видами животных, почти невозможно объяснить при постоянно меняющемся взгляде эволюции. На самом деле эволюция не отличается от других философских или религиозных мнений о происхождении жизни. Она может подтверждаться некоторыми фактами и, опровергается другими. Существуют пробелы в теории, которые заполнены «предположениями».

Характерные особенности животных

Фауна имеет несколько особенностей, отличающих ее представителей от других живых существ. Животные являются эукариотами и многоклеточными, и это отделяет их от бактерий, и большинства простейших. Они гетеротрофы: как правило, переваривания пищи происходит в желудочно-кишечном тракте, а эта особенность не встречается у растений и водорослей. Кроме того, они отличаются от растений, водорослей и грибов отсутствием жестких клеточных стенок. Все животные подвижны, хотя бы на определенных этапах жизни. У большинства видов, эмбрионы проходят через стадию бластулы, которая является характерной исключительно для животных.

Многоклеточность

Животные, по определению, являются многоклеточными существами, хотя количество клеток сильно различается у разных видов. (Например, круглый червь Caenorhabditis elegans , который широко используется в биологических экспериментах, состоит из ровно 1031 клетки, не больше и не меньше, в то время как человек состоит из триллионов клеток). Однако важно понимать, что животные - это не единственные многоклеточные организмы; эта особенность также встречается у растений, грибов и даже некоторых видов водорослей.

Структура эукариотической клетки

Возможно, самым важным расколом в истории жизни на Земле являются те различия, которые наблюдаются между и клетками. Прокариотические организмы лишены клеточных ядер и любых мембранных органелл, и являются исключительно одноклеточными; например, все бактерии - прокариоты. В отличие от этого, эукариотические клетки имеют четко определенные ядра и внутренние органеллы (такие как, митохондрии), и способны группироваться вместе, образуя многоклеточные организмы. Хотя все животные являются эукариотами, не все эукариоты являются животными: в эту чрезвычайно разнообразную группу также входят , и крошечные морские .

Специализированные ткани

Одна из самых замечательных особенностей животных - их специализированные ткани. Они включают: нервные, соединительные, мышечные и эпителиальные ткани. Более продвинутые организмы проявляют еще более специфические уровни дифференцировки; например, различные органы нашего тела состоят из клеток печени, клеток поджелудочной железы и десятков других разновидностей. (Исключениями являются губки, которые технически являются животными, но практически не имеют дифференцированных клеток.)

Половое размножение

Большинство животных участвуют в половом размножении: у двух индивидуумов есть определенная совокупность генетически детерминированных признаков (определяющая пол), благодаря которой особи комбинируют свою генетическую информацию и производят потомство, несущее ДНК обоих родителей. (Предупреждение об исключении: есть животные, в том числе некоторые виды акул, размножаются бесполым способом.) Преимущества полового размножения огромны с эволюционной точки зрения: способность проверить различные сочетания геномов позволяет животным быстро адаптироваться к новым , и, следовательно, происходит нарушение конкуренции с бесполыми организмами. Опять же, половое размножение не ограничивается животными: этот способ также встречается у различных растений, грибов и даже некоторых очень перспективных бактерий!

Стадия развития бластулы

Когда сперма самца встречает яйцеклетку самки, в результате получается одиночная клетка, называемая зиготой; после того, как зигота проходит несколько раундов деления, начинается стадия морулы. Только настоящие животные переживают следующий этап: образование бластулы, когда появляется полый шар из нескольких клеток, окружающих внутреннюю полость жидкости. Когда клетки заключены в бластулу, они начинают дифференцироваться в разные типы специализированных тканей, как описано выше.

Моторика (возможность передвигаться)

Рыбы плавают, птицы летают, собаки бегают, улитки и змеи ползают - все животные способны к движению на какой-то стадии их жизненного цикла. Это эволюционное нововведение позволяет животным легче завоевывать новые экологические ниши, преследовать добычу и уклоняться от хищников. (Да, некоторые животные, такие как губки и кораллы, практически неподвижны, когда они полностью вырастают, но их личинки способны передвигаться до того, как укореняются на морском дне.) Это одна из ключевых особенностей, которая

Гетеротрофия (способность поглощать пищу)

Все живые существа нуждаются в органическом углероде для функционирования основных процессов жизнедеятельности, включая рост, развитие и размножение. Существует два способа получения углерода: из окружающей среды (в форме двуокиси углерода - свободно доступного газа в атмосфере) или путем потребления других богатых углеродом организмов. Живые организмы, получающие углерод из окружающей среды, такие как растения, называются , в то время как животные получают углерод путем поглощения других живых организмов и называются гетеротрофами. Однако представители фауны не являются единственными в мире гетеротрофами, к ним относятся: все грибы, многие и даже некоторые растения, по крайней мере частично.

Совершенная нервная система

Вы когда-нибудь видели куст магнолии с глазами или говорящий гриб? Из всех организмов на Земле, только млекопитающие достаточно развиты, чтобы обладать более или менее острыми органами чувств, включая зрение, слух, вкус, обоняние, чувство равновесия и осязание (не говоря уже об эхолокации дельфинов и летучих мышей, или о способности некоторых рыб и акул ощущать магнитные импульсы в воде, используя их «боковые линии»). Эти чувства, конечно, влекут за собой существование по крайней мере элементарной нервной системы (как у насекомых и морских звезд), а у самых продвинутых животных - полностью развитый мозг - возможно, это одна из ключевых особенностей, которая действительно отличает животных от остальной части .

Размеры и среда обитания

Животные могут быть самых разных размеров, от микроскопических, например, планктон до гигантских, например, синий кит. Они населяют практически все среды обитания на планете от полюсов до тропиков и от горных вершин до глубоких и темных океанических вод.

Классификация животного мира

Для того, чтобы мы могли понять, как все живые организмы связаны между собой, их организовали в разные группы. Чем больше особенностей, которые разделяет группа животных, тем она более конкретная. Животным даны научные имена, чтобы люди во всем мире могли идентифицировать их, независимо от того, на каком языке они говорят (эти названия традиционно представлены латиницей).

Царство

Все живые организмы сначала помещаются в разные царства. Существует пять различных царств для классификации жизни на Земле: животные, растения, грибы, бактерии и протисты (одноклеточные организмы).

Тип

Царство животных делится на 40 небольших групп, известных как типы. Здесь животные сгруппированы по основным признакам. Каждое животное, как правило, попадает в один из различных типов, которые включают:

  • (Chordata );
  • (Arthropoda );
  • (Mollusca );
  • (Echinodermata );
  • (Cnidaria);
  • (Annelida):
  • (Porifera) и т.д.

Класс

Затем тип делится на еще более мелкие группы, известные как классы. К примеру, тип хордовых (Chordata ), подтипа позвоночных (Vertebrata ) подразделяется на: млекопитающих (Mammalia ), лучепёрых рыб (Actinopterygii ), хрящевых рыб (Chondrichthyes ), птиц (Aves ), амфибий или земноводных (Amphibia ), рептилий или пресмыкающихся (Reptilia ) и т.д.

Отряд

Каждый класс снова делится на небольшие группы, называемые отрядами. Класс млекопитающих (Mammalia ) распадается на разные отделы включая: хищников (Carnivora ), приматов (Primate ), парнокопытных (Artiodactyla ), грызунов (Rodentia ) и т.д.

Семейство

В каждом отряде есть разные семейства животных, у которых встречаются очень похожие черты. К примеру, отряд распадается на семейства, которые включают: кошачьих (Felidae ), псовых (Canidae ), медвежьих (Ursidae ), куницевых (Mustelidae ) и т.д.

Род

Каждое семейство животных затем делится на небольшие группы, известные как рода. Каждый род содержит животных, которые имеют очень сходные черты и тесно связаны между собой. Например, (Felidae ) включает такие рода, как: кошки (Felis ) (включая домашних кошек); пантеры (Panthera ) ( , и ); пумы (Puma ) (ягуарунди и пумы) и т.д.

Вид

Каждый отдельный вид в роде назван в честь его индивидуальных особенностей и характеристик. Имена животных используются на латыни, так что они могут быть поняты во всем мире и состоят из двух слов. Первое слово в названии животного будет родом, а второе - конкретным видом.

Пример - Тигр

  • Царство: Животные (Animalia );
  • Тип: Хордовые (Chordata );
  • Класс: Млекопитающие (Mammalia );
  • Отряд: Хищники (Carnivora );
  • Семейство: Кошачьи (Felidae );
  • Род: Пантеры (Panthera );
  • Вид: Тигр (Panthera tigris).

Сколько видов животных на Земле?

Наша планета стала домом для огромного количества представителей фауны. Тем не менее точно оценить численность животных достаточно сложно. Это связано с тем, что не всем группам животных уделялось достаточно внимания. К примеру, самой изученной группой являются птицы, в то время как нематоды считаются плохо изученными. Размер особей и среда обитания также влияют на возможность детального изучения.

Согласно оценкам исследователей, в мире насчитывается от 3 до 30 млн видов животных, при этом около 97% составляют беспозвоночные животные (самой большой группой беспозвоночных выступают насекомые), а 3% - позвоночные (из них наиболее известные - млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы и птицы).

Животный мир континентов

Животные Австралии

Австралия стала домом для около 10% биоразнообразия нашей планеты, что делает ее одной из самых богатых стран мира, как так и фауной. Почти 80% животных материка являются эндемиками, а это означает, что они больше не встречаются нигде в мире.

Животные Азии

Чепрачный тапир

Азия - самая большая часть света по площади, в которой встречаются различные природные зоны - от жарких пустынь до суровых . Здесь находятся различные условия для обитания разных видов животных, однако со стороны человечества они подвергаются серьезным угрозам.

Животные Антарктиды

Императорский пингвин

Антарктида - самая холодная и негостеприимная часть света. Однако даже здесь можно встретить представителей мира животных, которые в большинстве случаев являются мигрирующими, поскольку условия для жизни в течение всего года здесь сложные.

Животные Африки

Африканский слон

Большой континент, через который проходит экватор. Он оказывает влияние на разнообразие и фауны. На материке можно встретить много эндемичных видов млекопитающих, рептилий, земноводных, птиц и беспозвоночных.

Животные Европы

Бурый медведь

Животный мир Европы не так богат, как в других частях света. Это связано с тем, что большая часть материка находится в умеренном климатическом поясе, который не способствует значительному биологическому разнообразию.

Животные Северной Америки

Девятипоясной броненосец

Континент Северная Америка располагается в северной части Западного полушария. Фауна материка, как и его , имеет значительное сходство с Европы. Тем не менее существуют и определенные различия, и особенности животного мира Северной Америки, характеризующие фауну матерка.

Животные Южной Америки

Гигантский муравьед

Животный мир Южной Америки включает сотни тысяч видов. Это связано с тем, что материк имеет различные природно-климатические зоны - от ледников до пустынь. Многие представители фауны континента являются эндемичными и не встречаются больше нигде в мире.

Роль животного мира

Значение фауны в жизни человека и природе является поистине огромным. Трудно представить себе мир без животных. От собак и кошек до пчел и бабочек, Царство животных включает миллионы особей. Даже люди относятся к этой группе. Жизнь каждого живого существа зависит от каких-то факторов, и поскольку животные образуют такую большую группу, их значение кажется неоценимым.

Экологическое значение

Каждая форма жизни играет важную роль в Земли. Например, плотоядные животные являются естественным способом борьбы с популяцией травоядных животных в и . Если бы не было хищников, тогда популяция этих парнокопытных могла бы расти так сильно, что они уничтожили бы значительную площадь лесов и лугов в попытках прокормить себя. Точно так же падальщики очищают землю от разлагающихся туш.

Экономическое значение

Шелкопряд относится к типу членистоногих Царства животных. Шелк шелкопряда (а также в некоторых случаях и искусственные волокна) поддерживает шелковую промышленность, которая имеет годовую коммерческую ценность в размере 200-500 млн долларов. Молочная, шерстяная, кожевенная и рыбная отрасли не только обеспечивают занятость миллионов людей, но и удовлетворяют ряд потребностей человечества.

Пищевая ценность

Мясо - важный источник белков, которые являются строительными элементами клеток нашего организма. Коровье молоко выступает важным источником белков, углеводов, жиров, витаминов и минералов, таких как кальций, калий и магний. Мёд, который производится пчелами, обладает не только приятным вкусом, но и высокой питательной ценностью. Он содержит 80 % углеводов, менее 20 % воды, а остальная часть состоит из витаминов, минералов и микроэлементов.

Опылители

Пчелы, летучие мыши и птицы являются важными опылителями, которые отвечают за опыление примерно 35 % сельскохозяйственных культур, обеспечивающих человечество продуктами питания. Без этих опылителей население планеты столкнулось бы с острой нехваткой продовольствия.

Другие виды использования

Медицинские исследования - это одна из областей, в которой животные играют важную роль. Собак, обезьян и мышей использовали в качестве животных моделей при обнаружении инсулина, вакцин против полиомиелита и бешенства. Косметика также проверяется на определенных животных, прежде чем ее выпускают на рынок. Такое использование животных в исследованиях может показаться жестоким. Тем не менее животные сыграли важную роль в разработке лекарств и способов лечения человека, и предпринимаются шаги по пресечению преднамеренной жестокости по отношению к братьям нашим меньшим. Некоторые животные также выступают в качестве компаньонов для людей с ограниченными возможностями. Собаки занимают первое место в списке служебных животных для слепых, пожилых и людей с физическими отклонениями.

Охрана животного мира

Животные в опасности

Около 100 лет назад большая часть планеты была населена животными, которые вообще не контактировали с людьми. Однако с развитием технологий и постоянно растущей потребностью в таких , как древесина, привили к тому, что в настоящее время в мире осталось мало областей, недоступных для людей. Из-за расширения человеческой популяции исчезают как естественные ареалы обитания многих животных, так и сами представители дикой природы. Эта проблема влечет за собой разрушительные последствия и многие виды фауны, чтобы выжить, вынужденны полагаться на помощь людей. Введение человеком некоторых видов животных в отдаленные районы, оказывает огромное влияние на окружающую среду. Во многих частях мира введение домашних животных, таких как кошки, собаки и козы, влечет за собой пагубное воздействие на местную флору и фауну.

Красный список МСОП

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) был основан ООН в 1940-х годах для наблюдения за состоянием всех живых организмов на Земле. Часть его работы заключается в составлении Красного списка угрожаемых видов, который опирается на информацию, представленную тысячами ученых со всего мира. Сегодня, Красный список показывает, что виды, находящиеся под угрозой исчезновения, часто находятся в одном и том же уголке мира. Районы Юго-Восточной Азии, Восточной Африки и Южной Америки больше всего пострадали из-за неконтролируемой , что привело к снижению популяции многочисленных видов фауны.

Охрана животных

Многие разновидности животных во всем мире подвергаются серьезному отлову и охоте. Правительствам предлагается участвовать в кампаниях, запрещающих охоту на определенные виды. Длинные дрифтерные сети использовались для массового рыбного промысла в открытом океане, но привели к гибели многих других животных, включая морских черепах, китов, тюленей и дельфинов. Чтобы этого не произошло, Организация Объединенных Наций в настоящее время запретила сбрасывать эти сети в океан. Для того, чтобы препятствовать браконьерству находящихся под угрозой исчезновения животных (как правило, из-за их частей тела), теперь существуют законы, запрещающие торговлю. Части тела, исчезающих животных, таких как , тигры, морские коньки и т.п., встречаются на рынках народной медицины, в восточных странах мира.

Защита среды обитания

Животные зависят от их естественной среды обитания для выживания, включая поиск достаточного количества пищи и . Лучший способ сохранить фауну мира - защитить места обитания, ведь сегодня многие животные вымирают из-за утраты среды обитания, включая обезлесение в лесах, и изменение климата, приводящее к таянию льдов в полярных регионах. Ряд районов джунглей, водно-болотных угодий и прибрежных зон были объявлены заповедниками, чтобы попытаться защитить виды, которые там обитают.

Разведение в неволе

Разведение в неволе может быть эффективным способом восстановить исчезающие популяции. Хотя племенное размножение может быть успешным, это не лучший способ сохранить определенные виды, поскольку он требует значительных человеческих ресурсов. Чтобы разведение было эффективным, оно должно происходить естественным способом, без непосредственной помощи людей.

Призыв к помощи животным

Одна из самых больших проблем сохранения заключается в том, что это экономически затратно. Многие люди не заинтересованы в том, чтобы жертвовать свои деньги тому, что не приносит немедленных результатов. Тем не менее во многих странах мира все больше и больше людей начинают брать животное под опеку из различных организаций, однако, к сожалению, не все виды способны вызвать положительные эмоции, поэтому некоторые представители фауны в конечном итоге получают меньше помощи, чем другие.

СИТЕС

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), была создана для контроля за перемещением видов и их частей через международные границы. СИТЕС, была подписана более, чем 120 странами мира и полностью запрещает торговлю многих животных и растений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Жизненная форма - морфологический тип приспособления животного к основным факторам местообитания и определённому образу жизни.

Водная среда обитания. Все пресноводные водоёмы можно разделить на три большие группы: реки, стоячие водоёмы (озёра, пруды и т. д.) и временные - пересыхающие водоёмы.

Животных, обитающих в водоёмах, подразделяют на крупные категории жизненных форм по приспособлениям к обитанию в разных ярусах и биоценозах (рис. 1): нейстон - обитатели поверхности воды; планктон - пассивно передвигающиеся, или «парящие», в толще воды; нектон - свободно перемещающиеся в толще воды, активно плавающие животные; бентос - обитатели дна водоёмов; перифитон - животные, прикрепляющиеся к подводным предметам. На быстром течении обитают реофильные формы, имеющие приспособления, препятствующие их сносу водой (уплощённое тело, цепкие конечности, прикрепительные приспособления). Реофильные формы живут в условиях хорошего обеспечения кислородом, поэтому многие из них обладают кожным дыханием. К этим формам относятся, например, личинки веснянок, подёнок, ручейников. Стагнофильные животные населяют стоячие или медленно текучие водоёмы. Это личинки стрекоз, комаров-звонцов, плавунцы и их личинки.

Рис. 1. Экологические группировки обитателей водоёмов

Наземно-воздушная среда обитания. Сюда относятся воздушное пространство, растительность и поверхность почвы.

Беспозвоночных, обитающих на более или менее открытых участках поверхности почвы, относят к группе эпигеобионтов (жужелицы, некоторые виды саранчовых). Среди них выделяют псаммобионтов - обитателей песчаного субстрата, петробионтов - обитателей каменистых россыпей и галобионтов - жителей засоленных участков почвы.

Беспозвоночных, обитающих в травянистом ярусе и объединённых сходными адаптациями к жизни на тонких стеблях и листьях растений, относят к хортобионтам (улитки, жуки-листоеды, гусеницы бабочек, пауки).

К тамнобионтам и дендробионтам относят животных, обитающих на кустарниках и деревьях.

Обитатели коры и древесины - это ксилобионты (личинки жуков короедов, лубоедов, заболонников, усачей, златок, некоторых двукрылых).

Почва. Поверхностнообитающие животные называются эпибиос , обитатели подстилки - стратобиос , толщи почвы - геобиос.

Существуют четыре размерные группы животных почвы:

Нанофауна - простейшие, коловратки и нематоды - физиологически водные животные, обитающие в тончайших плёночках воды, окружающей почвенные частицы, и в почвенных капиллярах. Их размеры не превышают 0,1 мм.

Микрофауна - к этой группе относятся микроартроподы и некоторые нематоды - обитатели мельчайших почвенных полостей, по которым они передвигаются как по системе пещер и тоннелей (рис. 2). Это клещи, нематоды, пауки, мелкие жуки.

Рис. 2. Микрофауна почвы:

1–4 - жгутиковые; 5–8 - голые амёбы; 9–10 - раковинные амёбы; 11–13 - инфузории; 14–16 - круглые черви; 17–18 - коловратки; 19–20 - тихоходки

Мезофауна - крупные беспозвоночные величиной до нескольких сантиметров. К этой группе относятся дождевые черви, мокрецы, многоножки, личинки многих насекомых (рис. 3).

Макрофауна - млекопитающие - землерои (кроты), жабы, змеи, грызуны, дождевые черви (рис. 4).

Рис. 3. Мезофауна почв:

1 - лжескорпион; 2 - гамазовый клещ; 3–4 - панцирные клещи; 5 - многоножка пауропода; 6 - личинка комара-хирономиды; 7 - жук семейства Ptiliidae; 8–9 коллемболы

Рис. 4. Макрофауна почв:

1- дождевой червь; 2 - мокрица; 3 - губоногая многоножка; 4 - двупарнононогая многоножка; 5 - личинка жужелицы; 6 - личинка щелкуна; 7 - медведка; 8 - личинка хруща

Рис. 5. Наездник, заражающий тлю

Живая природа не может существовать без света, так как солнечная радиация, достигающая поверхности Земли, является практически единственным источником энергии для поддержания теплового баланса планеты, создания органических веществ фототрофными организмами биосферы, что в итоге обеспечивает формирование среды, способной удовлетворить жизненные потребности всех живых существ.

Каждое животное живет в определенной среде обитания: одни - в воде, другие - около воды, одни - на поверхности земли, другие - внедряясь в почву или поселившись в пещерах. Среда обитания включает компоненты неживой и живой природы, которые на жизнь животного влияют по-разному. Одни им необходимы, без них животное не может жить и воспроизводить себе подобных, другие - вредны, третьи - безразличны. Главные компоненты среды обитания, т. е. условия существования, без которых животное не может обойтись и которые всегда оказывают на него влияние в процессе жизни. Это пища, вода, воздух, температура среды, жилище, другие организмы.

Пища дает животному вещества, необходимые для его роста и развития, и энергию для осуществления жизненных процессов в клетках, тканях, органах, в системах органов, во всем теле. Вода - основа внутренней среды организма, в ней происходит обмен веществ. Одновременно вода - среда обитания большого числа видов рыб, млекопитающих, членистоногих, моллюсков, простейших и других животных. Воздух необходим животным для дыхания. При потреблении кислорода вещества, попавшие в тело в виде пищи, окисляются с выделением энергии, а из тела животного удаляется углекислый газ. Водные животные усваивают кислород, растворенный в воде. В то же время воздушную среду многие виды птиц, насекомых и других организмов используют для перемещения в ней, осваивая наземное пространство. С пищей, водой и воздухом животное получает вещества, необходимые для его жизнедеятельности. Температура среды - ее тепловое состояние, которое благоприятствует или не благоприятствует жизни животного, активизируя или нарушая обмен веществ в теле.

Свет нужен для ориентации большинства животных в пространстве. В силу постоянства восходов и заходов солнца, изменчивости светового режима в течение дня, в разное время года и в зависимости от географической зональности свет непременно корректирует ритм жизни животных, влияя на их суточную активность, стимулируя сезонные явления в их жизни.

Жилище - нора, гнездо, логово, дупло, пещера. Эти места животные временно или постоянно используют для отдыха, сна, размножения, укрытия от врагов и непогоды. Жилище - это и территория, которая используется как пространство для обитания. В нем может проходить жизнь одного животного, всей семьи или группы. Это - местообитание, которым может быть многоярусный лес, или открытое поле с выросшими на нем культурными растениями, или ограниченный пруд, или бесконечные глубины океана.

Наконец, к условиям существования относятся другие организмы - животные и растения, которые живут рядом с животным, в контакт с которыми оно непременно вступает, либо просто обживая конкретное пространство, либо через пищевые связи. Воспроизводя себе подобных, каждое животное оказывается живущим в группе своих родственников, особей, с которыми его связывают отношения родительские, половые, родственные. Это, естественно, отражается на взаимодействии с прочими условиями существования, что особенно ощутимо при недостатке пищи, воды, воздуха, территории.

Жизнь животного вне связи со средой невозможна, даже если она протекает в ограниченном пространстве почвы, в пещере, в помещении, искусственно созданном для животного человеком (в террариуме, в аквариуме). Вместе с тем, живя в среде обитания, животные ее изменяют, а следовательно, меняют свои условия существования.

Познание мира 2 класс.

Тема: Среда обитания животных. Приспособленность животных к среде обитания.

Цель: формирование и расширение знаний о животных и их отличительных признаках.

Задачи: развивать познавательную и творческую активность, критическое мышление,

формировать понятие о среде обитания животных,

расширить и углубить знания о многообразии условий среды и местах обитания животных,

формировать представление об адаптации животных к среде обитания,

содействовать воспитанию самостоятельности, коллективизма, бережного отношения к природе.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.

Орг. момент .

В перемену отдохнули,
И опять звонит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению животного мира. Я предлагаю провести наш урок в виде слёта юных любителей животных. Слайд

Как называется наука, которая занимается изучением животных? (зоология) Как называют людей, которые изучают животных?

Как называется наука, изучающая птиц? А как называют людей, изучающих птиц?

Что должны знать и уметь юные зоологи и орнитологи? Слайд

Актуализация знаний.

«Мозговая атака»

Мы знаем много разных животных. Попробуйте отгадать, какие животные спрятались в ребусах.

Ребусы о животных. Слайды

тигр медведь

гусеница корова

    На какие группы можно разделить этих животных по способу питания? Слайд

Вывод:(всеядные, хищные, насекомоядные, растительноядные)

Соотнесите данных животных по способу питания. (Работа у доски)

    Какие классы животных вы знаете? (кроссворд)

Кроссворд. Слайд

    Животные, имеющие 3 пары ножек. Тело разделено на голову, грудь и брюшко. На теле имеются насечки. (насекомые)

    Морские и пресноводные животные, тело покрыто чешуёй. (рыбы)

    Животные, выкармливающие потомство молоком. (млекопитающие)

    Животные, обитающие в воде и на суше, кожа голая, часто покрыта слизью. (земноводные- амфибии)

    Животные, ползающие по земле или плавающие, тело покрыто роговыми чешуйками или пластинками. (пресмыкающиеся - рептилии)

    Название, какого класса животных не было названо? (ПТИЦЫ) Слайд

    Назовите особенности этих животных.

(тело покрыто перьями, передние конечности – крылья, откладывают яйца)

Ключевое слово: среда.

Целевая установка.

Попытаемся ответить на вопрос, что такое среда обитания. Расширим и углубим представление о среде обитания животных разных классов.

Тест: Многообразие животных

Задачи:

    Выявить уровень знаний у учащихся по данной теме;

    Формировать понятие о многообразие животного мира, о среде обитания животных, о значении животных в жизни человека и в природе.

    Основные группы животных:

а) млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые

б) окунь, пресмыкающиеся, паукообразные, земноводные, насекомые

в) дождевой червь, беркут, снежный барс, севрюга жук – олень, цапля

2. Насечки, 3 отдела (голова, грудь, брюшко), 6 ног у …

б) насекомые

3. к какой группе относятся бабочки, медоносная пчела, жук – олень?

а) земноводные

б) насекомые

в) пресмыкающиеся

4. Отличительные особенности представителей группы рыбы – это …

а) крылья, перья

5. Второе название пресноводных – это …

а) амфибии

б) рептилии

в) нет правильного ответа

6. Хвостатое земноводное – это …

а) лягушка

б) саламандра

7. Рептилии – это второе название …

а) насекомых

б) пресмыкающихся

в) млекопитающие

8. Отличительные особенности представителей группы птицы – это …

а) крылья, перья

б) насечки, 3 отдела (голова, жабры, брюшко), 6 ног

в) чешуя, плавники, жабры, плавательный пузырь, боковая линия

Изучение нового материала

Ассоциации.

Какие ассоциации возникают, когда слышите словосочетание «СРЕДА ОБИТАНИЯ»? Слайд

(лес, водоём, степь, пустыня, джунгли, лесостепь, тундра, горы,…)

Предположение.

Что такое «среда обитания»? Слайд

Поиск ответов.

Работа по учебнику. Чтение с пометками. Стр. 95 – 96 Слайд.

Рефлексия.

Что узнали о среде обитания животных?

Среда обитания – природная среда, где животное находит благоприятные для своей жизни условия и постоянно там обитает. Слайд

Физминутка. «Чунга-Чанга»

Среды обитания организмов

Давным –давно случилась приключилась такая волшебная история
Никто сегодня не знает когда это было, как это было и было ли… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличии от неживых тел матери Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличали их от других неживых тел ?
- Они дышат, размножаются, обладают раздражимостью, питаются, для них свойственно выделение, рост и развитие, процесс обмена веществ.
Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на той планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той сказочной Планете, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом … Но и сегодня их немало! Маги нынешних времен ведут летопись сказочных существ, подсчет каждого существа – святая обязанность магов. И насчитали Маги таких существ около 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…
Столько, что не перечесть их признаков отличных. И задумались Маги:
-
Почему все разные живые организмы? Почему отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются учителем или кем-то из учеников – организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.
Нашли и вы ответ Магов. В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ. И разделили Маги всю Планету на сказочные Королевства – Среды обитания живых организмов.
Среда обитания – условия, окружающие организм. (запись в тетради)
Таких королевств Маги насчитали и описали несколько на волшебной Планете.
(От понятия «среда обитания» учащиеся рисуют стрелки и составляют схему в тетради).
Первое королевство – Водная среда обитания, второе – Почвенная среда обитания, третья – Наземно-воздушная., четвёртая – организм.

Существует 4 среды обитания: вода, наземно-воздушная, почва, организм. Слайд

Первый признак каждого королевства – это наличие света. В какой среде обитания, в каком королевстве света больше, в каком меньше?

Сообщения уч-ся

Земная жизнь зародилась в воде. Всё что сейчас ползает, бегает и растёт на земле, летает над землёй и «роется» под землёй – всё это когда-то вышло из моря. Постепенно рыбы, птицы и звери расселились в разных местах. Они облюбовали себе леса, другие зарылись под землю, третьим понравились живописные луга, горы…

1.Какие же условия характерны для водной среды?

Прежде всего водная среда обладает невысокой прозрачностью, в ней часто не хватает кислорода, мало света, а на больших глубинах - высокое давление. Но зато температура здесь колеблется в меньших интервалах, чем в наземно-воздушной.

2. В наземно-воздушной среде много кислорода, достаточно света. Но очень часто температура колеблется в больших пределах, особенно в районах с холодной зимой, и, кроме того, часто не хватает влаги. Обычно ее мало в пустынях и степях. Конечно, обитатели этой среды приспособились к таким условиям.

3. В почвенной среде мало кислорода, нет света, часто бывает слишком много воды. Зато температура более ровная, чем на поверхности. В скрытом от глаз подземном мире живут самые разнообразные животные - птицы и пчелы, барсуки и дождевые черви, черепахи и жабы. Одни, такие, как кроты, проводят в этом царстве вечной тьмы практически всю жизнь. Другие используют норы только как временные убежища - для самих себя или для своего потомства. Например, роющие осы устраивают в земле норы, в которые откладывают яйца и заготавливают корм для будущих личинок. Всех перечисленных здесь обитателей подземного мира можно увидеть. Однако самые многочисленные организмы, которыми буквально кишит почва, настолько малы, что без микроскопа их не разглядеть.

Закрепление изученного.

Работа в группах.

Вы подбирали материал о животных каждого класса. Сейчас вам нужно будет обобщить собранный материал и попытаться ответить на вопрос, как животные вашего класса приспосабливаются к среде обитания.

Среды жизни и места обитания животных

Среды жизни

Названия животных

Место обитания

Приспособления к окружающей среде

Пруд, река, озеро, море, океан

Наземно-воздушная

Стволы деревьев, леса, степи и др.

Почвенная

Норы, муравейники

Проверка групповой работы.

Социализация. Уч-ся представляют свои проекты.

Рефлексия.

Учитель: Строение животных часто настолько соответствует их местам обитания и поведению, что по внешнему облику животного можно определить, где оно живёт, как передвигается, чем питается и т.п. С чем это связано?

Предполагаемый ответ: С приспособленностью животных к местообитаниям (окраска, форма тела и т.д.)

Какие приспособления имеются у животных?

Приспособления

Для дыхания

Для плавания

Для добывания пищи

Для тепла

Для маскировки

Плавники

Кожа и лёгкие

Перепонки на лапах

Хвост-руль

Перепонки на лапах

Подведение итога.

Вывод: в природе всё взаимосвязано друг с другом, каждый вид животных приспосабливается к условиям окружающей среды.

Мы все снимаем угол у матушки- природы

И крыша нам над головой – суть купол небосвода!

А весь большой и старый дом битком набит жильцами

И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами

Народу разного полно – кто мельче, кто крупнее,

Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее,

Кто любит раньше всех вставать, а кто поздней ложиться,

Умей соседа подобрать, чтоб вовремя ужиться.

Соседство сложное подчас, сообщество – не дружба

Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт

С ним есть, чем поживиться

Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!

Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми

Все животные нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"

Рефлексия:

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание . Стр. 95-98, пересказ

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

3 класс

ТЕМА УРОКА: Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

ЦЕЛЬ УРОКА : Изучить особенности (общие признаки) каждого класса

Сравнить эти классы животных по внешнему виду, строению скелета, среде обитания, органам дыхания, способу размножения

Организовать наблюдение за аквариумными рыбками

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА : Аквариум с рыбами

Индивидуальные карточки для учащихся

Учебник, рабочая тетрадь

Энциклопедии

Презентация по данной теме

ХОД УРОКА:

Организовать выставку .

1. орг. момент . Настрой детей на работу ./

На прошлом уроке мы с вами начали изучение большого раздела, большой темы: «Разнообразие животных».

Объясните, что обозначает слово «Фауна»? (мир животных).

Верно, фауна очень разнообразна. В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всей Земле. Больше всего на Земле насекомых, более 1 млн. видов.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (творческая работа)

Дома вы выполняли задание, в котором нужно было нарисовать любое насекомое и от его лица рассказать все о его жизни. (2 человека), рисунки остальных учеников идут на выставку.

Спасибо, молодцы.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Итак, давайте вспомним, на какие группы делятся все животные в зависимости от количества клеток? (одноклеточные и многоклеточные). СЛАЙД 1(по щелчку). Почему животные называются одноклеточными? (организм состоит из одной клетки). Приведите пример одноклеточных животных (амеба). А в чем состоит отличие многоклеточных животных? (организм состоит из множества клеток). Вспомните, как классифицируются многоклеточные животные? (СЛАЙД 1 (по щелчку) (позвоночные и беспозвоночные). Почему животные называются беспозвоночными? (нет позвоночника). Приведите примеры беспозвоночных животных (насекомые, черви, ракообразные, паукообразные). Почему животные называются позвоночными? (есть позвоночник). Приведите примеры позвоночных животных (птицы, рыбы, ------). СЛАЙД 1(по щелчку).

4. Знакомство с новой темой, постановка целей.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с разнообразием животных и будем изучать представителей 3 классов позвоночных животных. СЛАЙД 2 (тема урока). Посмотрите на доску и скажите, с представителями какого класса вы уже знакомы? (рыбы).

Верно, одними из представителей позвоночных животных являются рыбы.

Во втором классе по теме: «Водоем и его обитатели», мы подробно знакомились с рыбами, их строением, приспособлением к водной среде обитания. Как вы думаете, исходя из темы урока, какие цели мы поставим сегодня?

(вспомнить изученный материал о рыбах, познакомиться с представителями других классов позвоночных животных).

5 Организация наблюдений за рыбами.

Работа в группах.

Сейчас вам необходимо вспомнить ранее изученный материал, еще раз понаблюдать за аквариумными рыбками «Гуппи» (аквариум с рыбками). На этом этапе работа ваша будет проходить в группах. У каждой группы будет свое задание. Вы понаблюдаете за рыбами, посовещаетесь, и, 1 группа расскажет нам об органах движения рыб, 2 группа – об органах дыхания рыб, 3 группа – об органах зрения, 4 группа – о покрове тела рыб. А также все группы вспомнят, чем питаются и как размножаются рыбы. В помощь вам дается небольшой словарик. СЛАЙД 3.

Проверка работы в группах.

Итак, проверяем, как каждая группа справилась со своим заданием, дополняем ответы.(1?2?3?4? группы рассказывают о рыбах).

СЛАЙД 4.

1группа – плавники и хвост

2 группа – жабры

3 группа – нет век, окружающая вода увлажняет их и очищает

4 группа – тело покрыто кожей, в которой располагаются чешуйки, тело рыб скользкое, так как в коже много слизистых желез. Молодцы!

Вспомним, чем питаются и как размножаются рыбы? (Самка выметывает икру в воду, из икринок впоследствии появляются мальки. Но есть и живородящие рыбы, например, акула, которая рождает акулят. Питаются рыбы растительным и животным планктоном. Но есть и хищники, которые охотятся на рыб, креветок, червей). Верно.

6. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:

Обобщение учителем пройденного материала во 2 классе.

Обратим внимание на строение скелета рыбы.

Учитель рассказывает о рыбах (Скелет рыбы состоит из черепа, позвоночника, парных (грудных, брюшных) и непарных (спинных, хвостовой) плавников).

Обратите внимание на многообразие рыб, это самый многочисленный класс позвоночных животных. Он включает более 20 тысяч видов. СЛАЙД 5.

Итак, давайте вместе сделаем вывод: где обитают рыбы? Из чего состоит скелет? Каков покров тела? С помощью чего дышат рыбы? Как размножаются?

Заполнение таблицы в графе «Рыбы»: СЛАЙД 6 (по щелчку)

    Среда обитания (водная среда)

    Внешний вид (покров тела) (костная чешуя, тело обтекаемой формы, скользкое)

    Строение скелета (череп, позвоночник, парные и непарные плавники)

    Органы дыхания (жабры)

    Способ размножения (мечет икру)

7. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ, составление плана работы.

Следующими представителями позвоночных являются земноводные и пресмыкающиеся. Подумайте, какие цели мы поставим на этом этапе урока? (познакомиться с представителями данных классов). Верно. На доске вы видите план, СЛАЙД 7, по которому мы будем работать (среда обитания, внешний вид представителей земноводных и пресмыкающихся, их строение, органы дыхания, способы размножения). В конце урока у нас получится сравнительная таблица, по которой мы сравним классы по общим признакам и найдем отличительные черты каждого класса.

8. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ, самостоятельное знакомство с новым материалом.

Сейчас вы откроете учебник на странице 69 ---70

1,2 группа читает статью о земноводных, 3,4 – о пресмыкающихся. После прочтения вам необходимо в группах посовещаться, как образовались названия этих классов?

Проверка:

Итак, проверяем вашу работу, 1,2 группы:

Назовите представителей Земноводных? (__________________). Почему они так называются? (взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде).

Перед вами некоторые представители класса. СЛАЙД 9.

3,4 группы:

Назовите представителей пресмыкающихся? Почему они так называются? Может, кто-то догадался из ребят? (при движении касаются телом земли, пресмыкаются). Перед вами некоторые представители класса. СЛАЙД 12.

9. Работа со справочными материалами.

РАБОТА В ГРУППАХ:

Продолжаем работу в группах:

1,2 группа – попробуйте составить рассказ о земноводных по данному плану на доске (СЛАЙД 7)

3, 4 – попробуйте тоже составить рассказ о пресмыкающихся по плану.

В помощь вам даны энциклопедии.

ПРОВЕРКА:

1 группа отвечает, 2 - дополняет ответы, 3,4 группы внимательно слушают.

10. Работа над новым материалом, рассказ учителя .

Земноводные (амфибии) - группа наземных позвоночных животных, сохранивших тесную связь с водной средой. Земноводные по сравнению с рыбами имеют более сложное строение. Познакомимся со строением земноводных на примере лягушки. СЛАЙД 10. Тело лишено хвоста. Голова плавно переходит в туловище, 2 пары конечностей, конечности пятипалые. Кожа голая, покрыта слизью кожных желез. Слизь предохраняет кожу от быстрого иссушения и играет бактерицидную роль. Глаза крупные, подвижные веки защищают от засорения глаза, слезные железы смачивают глаза и смывают пылинки. Во внешнем строении лягушки сочетаются черты водных и наземных животных. Голая кожа, богатая железами, перепончатые лапы, выпуклые глаза характерны для водных позвоночных. Пятипалые парные конечности, глаза с подвижными веками и слезными железами, барабанные перепонки – это черты наземных позвоночных. У головастиков функционируют жабры, взрослые лягушки дышат легкими. Оплодотворение наружное, оплодотворенная икра прикрепляется к водным растениям или плавает в воде. Зиму проводят в оцепенении. Питаются насекомыми, пауками, слизнями. СЛАЙД 8. СЛАЙД 11 (тритон). Это водное животное, зимующее на суше. Самка откладывает икринки на водные растения так, чтобы они были завернуты в листок. А сейчас посмотрите видеоролик о некоторых видах лягушек (лягушка 1, 2).

Релаксация (двигательная) (земля, вода, воздух).

Продолжаем работу и следующим классом позвоночных являются пресмыкающиеся. СЛАЙД 12. О них готовили свой рассказ 3, 4 группы.

3 группа отвечает, 4 - дополняет ответы

Учитель обобщает ответы учащихся:

Пресмыкающиеся – наземные животные. Они передвигаются, опираясь на грунт, дышат атмосферным воздухом, используя легкие, размножаются на суше. Оплодотворение внутреннее. К жизни на суше хорошо приспособлены. Рассмотрим строение пресмыкающихся на примере ящерицы. СЛАЙД 13.Тело разделено на отделы: голову, туловище, хвост, 2 пары конечностей. Только змеи конечностей не имеют. Движутся благодаря мощной мускулатуре тела и многочисленным ребрам, концами которых, проступающими через кожу, цепляются за неровности почвы. Снаружи тело покрывает плотная сухая кожа, в которой развиваются роговые чешуйки. В коже нет желез, это предохраняет организм от потери влаги в засушливой среде. Чешуя не костная, как у рыб, а роговая, более мягкая. Рост тела сопровождается линькой. Старый покров слезает. Кроме черепах, их тело скрыто под костным панцирем. Веки подвижны, хвост может регенерировать, обламываться и восстанавливаться,2 пары ног, когти. Дыхание легочное. Есть ребра, имеется грудная клетка, которая предохраняет органы от повреждения. Как и земноводные, пресмыкающиеся – хладнокровные животные, температура тела зависит от температуры окружающей среды. Рептилии откладывают яйца на землю или в углубления. Но бывает и детенышей вынашивают в теле матери (гадюка, живородящая ящерица). На зиму впадают в оцепенение. Вот один из представителей пресмыкающихся хамелеон. Обитает в лесах на деревьях, питается насекомыми, которых захватывает длинным языком. Окраска тела меняется в зависимости от окружающей среды. Яйцекладущие, в слое сухих листьев, но есть и живородящие. СЛАЙД 14. Видеоролики о некоторых пресмыкающихся.

Итак, фауна разнообразна. Но, к сожалению, некоторые виды животных по вине человека оказались на грани вымирания. Понимая это, люди стали охранять редкие виды, заботиться о сохранении численности животных. И в 1966 году была издана Международная Красная книга, содержащая список исчезающих животных.

Релаксация (рыбы – тишина, земноводные – 1 хлопок, пресмыкающиеся – 2 хлопка).

11. СРАВНЕНИЕ ДАННЫХ классов позвоночных животных

СЛАЙД 15.

Посмотрите на итоговую таблицу, найдите отличительные черты каждого класса позвоночных животных (дети находят отличия).

Первичное закрепление, создание проблемной ситуации на уроке (работа с рисунками)

Перед вами рисунки представителей этих классов животных.

Внимательно посмотрите на рисунки животных и распределите их на 3 группы: рыбы – 1, земноводные -2, пресмыкающиеся -3

Проверка фронтальная :

Назовите представителей земноводных? пресмыкающихся? рыб? Рядом, с каким животным вы не поставили цифру? (кит). Почему?

(позвоночное животное, но млекопитающее) живорождение, вскармливание детенышей молоком. Верно.

Подведение итогов урока:

Обобщение материала, тестирование по данной теме.

Самостоятельная работа учащихся.

Итак, все вы внимательно слушали сегодня, и сейчас вам предоставляется возможность поработать самостоятельно и ответить на некоторые вопросы по теме. Возьмите карточку и галочкой отметьте только верные утверждения.

    Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде.

    У амфибий и рептилий глаза не имеют век, слезных желез.

    В процессе развития жабры у головастика заменяются на легкие.

    В период зимовки амфибии и рептилии находятся в оцепенении.

    Пресмыкающихся дышат жабрами.

    У земноводных и пресмыкающихся нет постоянной температуры тела.

ПРОВЕРКА:

Переверните карточку и проверьте себя самостоятельно. Правильные утверждения отмечены цифрами(1, 3, 4, 6).

Итог урока: Какие цели мы ставили на уроке? Как, по вашему мнению, добились мы поставленных целей?

Что нового узнали сегодня на уроке? (познакомились с 3 классами позвоночных, выяснили их отличительные черты).

Рефлексия:

А сейчас каждый сам попробует оценить свою работу сегодня на уроке. Перед вами водоем с кувшинками. Если вы усвоили хорошо материал, то возьмите белый лепесток, если остались вопросы, и вам, что- то непонятно, то возьмите желтый лепесток, если новый материал усвоен вами плохо, то возьмите оранжевый лепесток. Украсим водоем кувшинками. Спасибо всем за работу.

Домашнее задание : реферат об одном из представителей классов. Урок окончен.

Вопрос непонятный от детей если есть, то им дома найти ответ и на следующий урок нам рассказать.