Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Ян амос коменский биография кратко. ​Ян Амос Коменский - великий чешский педагог, писатель, гуманист и общественный деятель

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., - в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) - руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.


В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

чеш. Jan Amos Komenský , лат. Comenius

чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы

Краткая биография

– выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., - в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) - руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.

В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

Биография из Википедии

Деятельность

Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского (Martin Komenský) и Анны Хмеловой (Anna Chmelová). Мартин Коменский был уроженцем соседней деревни Комне. Отец Мартина - Ян Сегеш (Jan Segeš) - перебрался в Моравию из Словакии, и взял себе фамилию Коменский - в честь деревни Комне, в которой поселился. Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя - Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 г. Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618-1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы - союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.

В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 г. капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica ), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Семья

  • 1618 - женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалине Визовской.
  • 1622 - жена и двое детей скончались от чумы.
  • 1624 - в Брандисе Коменский женится на дочери епископа Марии-Доротее.
  • 1648 - скончалась вторая жена Коменского.
  • 1649 - Коменский женится на Яне Гаюсовой.

Философские воззрения

По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания - чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени - эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Педагогическая система Я. А. Коменского

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф. Бэкон , Ф. Рабле.Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система.Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Великая дидактика

Via Lucis", 1668

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», то есть общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

Глава 16. Общие требования обучения и учения, то есть как учить и учиться.

Основоположение 1

  • Образования человека надо начинать в весну жизни, то есть в детстве.
  • Утренние часы для занятий наиболее удобны.
  • Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста - так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

  • Подготовка материала: книг и др. учебных пособий - заранее.
  • Развивать ум ранее языка.
  • Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
  • Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

  • В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

  • С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
  • Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

  • Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы - так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
  • Время должно быть распределено с величайшей точностью - так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Глава 17. Основы лёгкости обучения и учения

Основоположение 1

  • Образование юношества должно начинаться рано.
  • У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
  • По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение 2

  • Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
  • Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Основоположение 3

  • Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
  • Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
  • Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Глава 18 Основы прочности обучения и учения

  • Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
  • Всё последующее должно опираться на предыдущее.
  • Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
  • Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём-то одном.

Глава 26 О школьной дисциплине

  • «Школа без дисциплины есть мельница без воды»
  • Для поддерживания дисциплины руководствоваться:
  • Постоянными примерами воспитатель сам должен показывать пример.
  • Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.

9 правил искусства обучения наукам

  • Всему, что должно знать, нужно обучать.
  • Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
  • Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
  • Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путём изучения причинных связей.
  • Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
  • Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
  • Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
  • На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
  • Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16 правил искусства развивать нравственность

  • Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
  • Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
  • Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
  • Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
  • Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая своё влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
  • Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому своё, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
  • Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
  • Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
  • Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
  • Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель- готовность услужить другим и охоту к этому.
  • Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
  • Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
  • Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
  • Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
  • Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
  • И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.

Библиография

  • Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни = «Orbis Sensualium Pictus» / Пер. с латинского Ю. Н. Дрейзина; Под ред. и со вступит. статьёй проф. А. А. Красновского. - Изд. 2-е. - М.: Учпедгиз, 1957. - 352 с. - 20 000 экз. (в пер.)
  • Dílo, sv. 1-2, 17, Praha, 1969--1971 (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, 1970: в рус. пер.- Избр. соч., ч. 1-3, Ревель, 1892-1897
  • Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1-2, М., 1902-1911
  • Избр. педагогические сочинения, т. 1-3, М., 1939-1941
  • Избр. педагогические сочинения, М., 1955
  • Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М., 1768
  • Материнская школа / Пер. с нем. С-Пб., 1892 (репринт М.,1992,тираж 100000)
  • Лабиринт света и рай сердца. М.: Изд-во МИК, 2000
  • Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009, 288 с.

Афоризмы

  • Спорить с Природой - напрасное дело (Великая дидактика, гл. XXIII).
  • Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни (Великая дидактика, гл. XIII).
  • Без примера ничему не выучишься.
  • Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
  • Книги - это инструмент насаждения мудрости.
  • Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
  • Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
  • Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
  • Тот, кто мало знает, малому может и учить.
  • Ничто притворное не может быть продолжительным.
  • Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.
  • Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.
  • Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Ян Амос Коменский (родился 28.03.1592 в Нивнице, Моравия, умер 14.11.1670 в Амстердаме, Нидерланды) - чешский реформатор системы образования и религиозный деятель. Известен инновационными методами обучения, в частности языкам.

Ян Амос Коменский: биография

Младший из пяти детей, Коменский родился в умеренно зажиточной семье набожных членов протестантской общины Богемских братьев. После смерти его родителей и двух сестер в 1604 году, предположительно от чумы, он жил с родственниками и получил посредственное образование, пока в 1608 г. не поступил в латинскую школу богемских братьев в Пршерове. Три года спустя благодаря патронату графа Карла Жеротинского он под влиянием Иоганна Генриха Альстеда поступил в Реформатский университет в Херборне. Многие аспекты мысли Коменского очень напоминают философию последнего. Альстед, противник Аристотеля и последователь Петра Рамуса, глубоко интересовался Раймундом Луллием и Джордано Бруно, в теологии был хилиастом и работал над собранием всех знаний в своей знаменитой «Энциклопедии» (1630). После окончания учебы в Гейдельберге в 1614 г., Ян Коменский вернулся на родину, где сначала преподавал в школе. Но в 1618 году, через два года после его рукоположения священником Богемских братьев, он стал пастором в Фульнеке. Его первый напечатанный труд, «Грамматика латыни», датируется этими годами.

И битва на Белой горе в ноябре 1620 г. оказали значительное влияние на жизнь Коменского, так как большая часть его работы была направлена на возвращение его народу земли и веры. В течение следующих восьми лет он не был в безопасности, пока окончательное изгнание братьев из имперских земель не привело его в Лешно, Польша, где он предварительно побывал, договариваясь о возможности поселения.

Ян Амос Коменский, биография которого за эти годы была отмечена смертью его первой жены Магдалены и их двоих детей, в 1624 году женился во второй раз. Он закончил «Лабиринт света и рай сердца» в 1623 году и Centrum securitatis в 1625-м, опубликовав их в 1631 и 1633 годах соответственно на чешском языке.

С 1628 по 1641 год Ян Коменский жил в Лешно как епископ для своей паствы и ректор местной гимназии. Он также находил время для работы по реформированию знаний и педагогики, письма и помимо всего прочего для своей первой большой книги Didactica magna. Написанная на чешском, она была опубликована в 1657 г. на латыни как часть Opera didactica omnia, в которой содержится большая часть работ, созданных с 1627 г.

Еще одна книга, которую написал в это время Ян Амос Коменский, «Материнская школа», посвящена первым шести годам воспитания ребенка.

Неожиданная популярность

В 1633 г. Ян Коменский неожиданно получил европейскую известность благодаря публикации Janua linguarum reserata («Открытая дверь к языкам»), увидевшей свет в том же году. Это простое введение в латынь в соответствии с новым методом, основанном на принципах, вытекающих из Вольфганга Ратке и учебников, изданных испанскими иезуитами Саламанки. Реформа языкового обучения, ускорившая и упростившая его для всех, была характерной для общего реформирования человечества и мира, которого все хилиасты стремились добиться за оставшиеся часы до возвращения Христа.

Ян Коменский заключил договор с англичанином Сэмюэлем Хартлибом, которому он послал рукопись своего «Христианского всезнания» под названием Conatuum Comenianorum praeludia, а затем, в 1639 году, Pansophiae prodromus. В 1642 г. Хартлиб опубликовал английский перевод под названием «Реформа школ». Ян Амос Коменский, вклад в педагогику которого вызвал большой интерес в определенных кругах в Англии, был приглашен Хартлибом в Лондон. В сентябре 1641 г. он прибыл в столицу Великобритании, где встретил своих сторонников, а также таких людей, как Джон Пелл, Теодор Хаак и сэр Чейни Калпепер. Он был приглашен навсегда остаться в Англии, планировалось создание пансофского колледжа. Но Ирландское восстание вскоре положило конец всем этим оптимистическим планам, хотя Коменский оставался в Британии до июня 1642 г. Пребывая в Лондоне, он написал труд Via Lucis («Путь света»), который распространялся в виде рукописи в Англии, пока не была напечатан в 1668 году в Амстердаме. В то же время чешский педагог получил предложение от Ришелье продолжить свою деятельность в Париже, но вместо этого он посетил Декарта близ Лейдена.

Работа в Швеции

В Швеции Ян Коменский снова встретился с трудностями. Канцлер Оксеншерна хотел, чтобы он писал полезные книги для школ. Коменский же, по настоянию своих английских друзей, предлагал работать над пансофией. Он сосредоточился на двух проблемах одновременно, удалившись в Эльбинг в Пруссии, в то время находившийся под властью Швеции, между 1642 и 1648 годами. Его труд Pansophiae diatyposis был опубликован в Данциге в 1643 году, а Linguarum methodus nouissima - в Лешно в 1648 г. В 1651-м «Пансофия» была издана на английском языке в качестве образца универсального знания. Его «Натуральная философия, реформированная Божественным Светом», или Lumen divinuem reformatate synopsis (Лейпциг, 1633), появилась в том же году. В 1648 г., вернувшись в Лешно, Коменский стал двадцатым и последним епископом Богемского братства (впоследствии преобразованного в Моравское).

Неудача в Шарошпатаке

В 1650 году педагог Ян Коменский получил вызов от князя Сигизмунда Ракоци из Трансильвании, младшего брата Георга II Ракоци, прибыть в Шарошпатак для консультаций по вопросам школьной реформы и пансофии. Он ввел много изменений в местной школе, но, несмотря на напряженную работу, его успехи были небольшими, и в 1654 г. он вернулся в Лешно. В то же время Коменский подготовил одно из самых известных своих произведений, Orbis sensualium Pictus («Чувственный мир в картинках», 1658), на латыни и на немецком. Важно отметить, что работа открывалась эпиграфом из «Бытия», когда Адам давал имена (Быт. 2: 19-20). Это была первая школьная книга, в которой для обучения языкам использовались изображения предметов. Она иллюстрировала основополагающий принцип, который исповедовал Ян Амос Коменский. Кратко он звучит так: слова должны сопровождаться вещами и не могут изучаться отдельно от них. В 1659 году Чарльз Хул издал английскую версию учебника, «Видимый мир Коменского, или Изображение и перечень всех главных вещей, которые существуют в мире, и человеческих занятий».

Отсутствие успеха в Шарошпатаке, вероятно, объясняется в значительной степени увлеченностью фантастическими пророчествами визионера и энтузиаста Николая Дарбика. Не первый раз Коменский поставил на пророка последнего дня - слабость, которой поддавались и другие хилиасты. Они слишком доверяли прогнозам апокалиптических событий и неожиданных поворотов, которые должны произойти в ближайшем будущем, например о падении дома Габсбургов или о конце папства и римской церкви. Публикация этих высказываний с целью оказания влияния на политические события имела негативное влияние на репутацию выдающегося педагога.

Последние годы

Вскоре после возвращения Коменского в Лешно между Польшей и Швецией началась война, а в 1656-м Лешно было полностью разрушено польскими войсками. Он потерял все свои книги и рукописи и снова был вынужден покинуть страну. Его пригласили поселиться в Амстердаме, где он провел оставшиеся годы своей жизни в доме сына своего бывшего покровителя Лоуренса де Гира. В эти годы он закончил большую работу, которая занимала его, по крайней мере, двадцать лет, De rerum humanarum emendatione consultatio catholica. Состоящая из семи частей книга подвела итоги всей его жизни и стала всеобъемлющей дискуссией на тему об улучшении человеческих вещей. «Пампедии», наставлениям по всеобщему образованию, предшествует «Пансофия», ее основы, за которой следует «Панглоттия», наставления по преодолению смешения языков, которая сделает возможной окончательную реформацию. Хотя некоторые части работы были опубликованы еще в 1702 году, она считалась утерянной до конца 1934 года, когда книга была найдена в Галле. Впервые она была опубликована в полном объеме в 1966 году.

Коменский похоронен в церкви Валлонии в Наардене, недалеко от Амстердама. Его мысли были высоко оценены немецкими пиетистами XVIII века. В своей собственной стране он занимает видное место как национальный герой и писатель.

Путь света

Ян Амос Коменский труды свои посвящал быстрому и эффективному реформированию всех вещей, имеющих отношение к жизни человека в сфере религии, общества и знания. Его программой был «Путь света», предназначенный для обеспечения максимально возможного просветления человека до его скорого возвращения в земное тысячелетнее царство Христа. Универсальными целями были благочестие, добродетель и знание; мудрость достигалась преуспеванием во всех трех.

Таким образом, источником и целью всех работ Коменского было богословие. Его убеждения и устремления разделяли многие из его современников, но его система была, безусловно, наиболее полной из многих, которые были предложены в XVII веке. Это был, по существу, рецепт спасения через знания, поднятые до уровня всеобщей мудрости, или пансофии, поддерживаемые соответствующей программой образования. Божественному порядку вещей того времени, когда считалось, что грядет последний век, соответствовала возможность достижения всеобщей реформы посредством изобретения печати, а также расширения судоходства и международной торговли, которые впервые в истории обещали всемирное распространение этой новой, реформирующей мудрости.

Поскольку за его работой скрывается Бог, человек должен открыться для трех откровений: видимому творению, в котором явлена сила Божья; человеку, созданному по образу Божию и проявляющему доказательство его божественной мудрости; слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку. Все, что человек должен знать и не знать, должно быть извлечено из трех книг: природы, разума или духа человека и Писания. Для достижения этой мудрости он наделен чувствами, разумом и верой. Так как человек и природа являются Божьими творениями, они должны разделять один и тот же порядок, постулат, гарантирующий полную гармонию всех вещей между собой и с человеческим разумом.

Знать себя и природу

Эта известная доктрина макрокосма-микрокосма дает уверенность в том, что человек действительно способен обрести до сих пор нереализованную мудрость. Каждый, таким образом, становится пансофистом, маленьким богом. Язычники, которым не хватает явленного слова, не могут достичь этой мудрости. Даже христиане до недавнего времени терялись в лабиринте ошибок по причине традиции и под влиянием потока книг, которые в лучшем случае содержат разрозненный знания. Человек должен обращаться только к божественным произведениям и учиться при прямом столкновении с вещами - с помощью аутопсии, как это называл Коменский. Ян Амос педагогические идеи основывал на том, что все обучение и знания начинаются с чувств. Отсюда следует, что ум имеет врожденные представления, которые делают человека способным постичь порядок, с которым он сталкивается. Мир и жизнь каждого индивида являются школой. Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты - священниками в храме природы. Человек должен знать себя и природу.

Энциклопедия всезнания

Чтобы найти выход из лабиринта, человеку нужна метод, с помощью которого он будет видеть порядок вещей, понимая их причины. Этот метод должен подаваться в книге о пансофии, в которой порядок природы и порядок ума будут постепенно двигаться к мудрости и проницательности. Она не будет содержать ничего, кроме конкретного и полезного знания, заменив все другие книги. Полная запись сведений, организованная таким образом, представляет собой настоящую энциклопедию, во многом совпадающую с «хранилищем» Роберта Гука природных диковинок в Королевском обществе, организованных в соответствии с категориями Джона Уилкинса в его «Опыте о подлинной символике и философском языке». Следуя этому естественному методу, люди смогут легко обретать полное и всестороннее владение всеми знаниями. Результатом этого будет истинная всеобщность; и снова будет порядок, свет и мир. Благодаря этому преобразованию человек и мир вернутся в состояние, подобное тому, которое было до грехопадения.

Новаторство в образовании

Ян Коменский, педагогика которого требовала того, чтобы с самого раннего детства ребенок учился сопоставлять вещи и слова, считал родную речь первым знакомством с реальностью, которая не должна быть затуманена пустыми словами и плохо понимаемыми понятиями. В школе иностранные языки - прежде всего соседних стран, а затем латынь - должны изучаться на родном, а школьные книги должны следовать методу пансофии. «Дверь к языкам» будет предлагать тот же материал, что и «дверь к вещам», и обе будут представлять собой небольшие энциклопедии. Школьные учебники должны делиться по возрастным группам и касаться только тех вещей, которые находятся в пределах опыта ребенка. Для всеобщего общения лучше всего подходит латынь, но Коменский с интересом ожидал появления совершенного философского языка, который отражал бы метод пансофии, не вводил в заблуждение и не был бы неинформативным. Язык - это просто носитель знаний, но его верное использование и преподавание являются верными средствами достижения света и мудрости.

Жизнь как школа

Ян Коменский, дидактика которого была направлена​ ​не только в сторону формального школьного образования, но также на все возрастные группы, считал, что вся жизнь является школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны учиться вместе. Так как все люди имеют врожденное стремление к знаниям и благочестию, они должны обучаться в спонтанной и игривой манере. Телесные наказания не должны применяться. Плохая учеба не является виной ученика, а свидетельствует о неспособности учителя выполнять свою роль «слуги природы» или «акушера знаний», как говорил Коменский.

Ян Амос, педагогические идеи которого считались наиболее значимым и, возможно, его единственным вкладом в науку, сам считал их лишь средством всеобщего преобразования человечества, основой для которого была пансофия, а теология - единственным направляющим мотивом. Обилие библейских цитат в его произведениях является постоянным напоминанием об этом источнике вдохновения. Ян Коменский книги пророчеств Даниила и откровений Иоанна считал главными средствами обретения знаний для неминуемого тысячелетия. История о раздаче Адамом имен в «Бытии» и сформировали его представление о человеке и его убежденность в порядке, который нашел отражение в пансофии, потому что Бог «все расположил мерой, числом и весом». Он полагался на сложные метафорические и структурные свойства храма Соломона. Для него человек был, как Адам, в центре создания. Он знает всю природу и таким образом контролирует и использует ее. Поэтому преобразование человека было лишь частью полного преобразования мира, которое воссоздало бы его первоначальную чистоту и порядок и было бы конечной данью своему создателю.

Человек своего времени

Ян Амос Коменский не внес никакого вклада в естествознание и был глубоко чужд развитию науки, которое происходило в то время. Делались и другие оценки его творчества, но они полностью игнорировали его зависимость от априорных постулатов и его богословскую ориентацию. С другой стороны, несколько выдающихся членов Королевского общества показали близкое родство с большей частью его мыслей. Девиз общества Nullius in Verba занимает значительное место в книге Коменского «Натуральная философия, преобразованная Божественным Светом», и в обоих контекстах он имеет такое же значение. Это напоминание о том, что традиции и авторитет больше не являются арбитрами истины. Она дана природе, и наблюдение является единственным источником конкретного знания. Широко обсуждаемая проблема взаимосвязи между Коменским и ранним Королевским обществом все еще не решена, в основном потому, что обсуждение этого вопроса основано на скудном знакомстве с его произведениями и почти полном неведении о его корреспонденции.

Утверждения о влиянии чешского реформатора на Лейбница сильно преувеличены. Он был настолько типичным проявлением верований, доктрин и проблем того времени, что те же мысли высказывались другими, занимающими более значимое место в ранних работах Лейбница. Ян Амос Коменский идеи свои черпал из теологии Богемских братьев (с их сильными хилиастическими тенденциями), а также у таких известных личностей, как Иоганн Валентин Андреэ, Якоб Беме, Николай Кузанский, Хуан Луис Вивес, Бэкон, Кампанелла, Раймунд де Сабунде (Theologia naturalis которого он опубликовал в Амстердаме в 1661 г. под названием Oculus fidei) и Мерсенн, чья переписка свидетельствует о положительном отношении к Коменскому и его работе.

Биография

Василий Васильевич Каменский

В одной из автобиографий В. В. Каменского написано, что он родился в каюте камского парохода, капитаном которого был его дед по материнской линии. В другом варианте этот факт несколько уточняется: «Родился в селе Усть-Боровское (ныне северная часть г. Соликамска) на Среднем Урале. Дед ходил по Каме на пароходах капитаном».

Рано оставшись сиротой, В. В. Каменский воспитывался в семье тёти в г. Перми. Всё детство его прошло на Каме. Но муж у тёти умер, и юному Каменскому пришлось идти на службу в бухгалтерию Пермской железной дороги. В 1901 году в газете «Пермский край» появилась первая его публикация - статья о народной столовой. Энергия била в нём ключом, требовала выхода. В 1902 году он поступает в театральную группу, едет с ней в Москву, затем Тамбов, Севастополь … Турцию. В это время он знакомится с режиссёром В. Э. Мейерхольдом. Но вскоре В. В. Каменский оставляет сцену и возвращается на Урал, поступает работать на Нижнетагильский завод, но за участие в забастовке (1905 г.) его арестовывают и через несколько месяцев выпускают под надзор полиции. И В. В. Каменский уезжает, вначале в Пермь, затем в Севастополь, Персию. Вернувшись в Россию, он на время останавливается в Петербурге. Здесь поступает на Высшие сельскохозяйственные курсы. В эти годы он попадает в профессиональную литературную среду. Много пишет, печатается.

В 1910 году к нему приходит увлечение авиацией. Каменский едет в Париж учиться лётному делу, затем в Лондон, в города Италии и возвращение в Петербург. Показательные полёты на собственном аэроплане. Первое падение. Совершает в 1911 г. полёты в Перми, Нижней Курье. В 1912 году, в Варшаве, один из полётов заканчивается катастрофически, аэроплан разбился, пилот получил серьёзные травмы. Летать после этого Каменский перестал, но, живя после этого в Перми, он изобретает и испытывает на Каме аэроход.

В 1913 году он сближается с поэтами-футуристами (В. Маяковским, Д. Бурлюком и др.). Ездит с ними по стране, много пишет. 1913-1917 гг. - в творческом плане для поэта это время очень плодотворный период.

Октябрьскую революцию В. В. Каменский встречает восторженно, вступает в Красную Армию. Каменский стал одним из организаторов Союза поэтов. В 20-е годы он пишет свои наиболее значимые произведения, в том числе и прозу: «27 приключений Хорста Джойс», «Путь энтузиаста», «Лето на Каменке», поэму «Емельян Пугачёв», сборники стихов «Его-моя биография великого футуриста», значительно дорабатывает и переиздаёт поэму «Степан Разин».

Но начиная со второй половины 30-х гг. В. В. Каменский уже не создал ни одного нового значительного произведения. Пришла болезнь, а затем вынужденная неподвижность. Умер В. В. Каменский в Москве. На его могиле установлен памятник с надписью «Василий Каменский. Поэт. Авиатор».

Василий Васильевич Каменский (1884-1961) появился на свет в селе Усть-Боровское. Рано осиротел и воспитывался теткой из Перми. Служил бухгалтером Пермской железной дороги. Первым произведением Каменского была статья, посвященная народной столовой, напечатанная в газете «Пермский край».

В 1902 году он поступил в театральную группу и путешествует с ней сначала городами Родины, а потом и в Турцию подались. Оставив сцену, Каменский едет на Урал, где работает на заводе в г. Нижний Тагил. Как участник забастовки 1905 года, арестован, потом отпущен. Побывав в Персии и вернувшись в Россию, остановился в Петербурге и поступил на Высшие сельскохозяйственные курсы. Попав в профессиональную литературную среду, много пишет и активно печатается.

С 1910 года увлекся авиацией. Летному мастерству учится в Париже, Лондоне и городах Италии. Вернувшись в Петербург, летает на своем аэроплане, переживает первое падение, а потом и вторую катастрофу с серьезными травмами. Каменский больше не летает, но испытывает в Перми аэроход.

Сблизившись с поэтами–футуристами в 1913 году, Каменский колесит с ними по стране и много пишет. Именно этот период в его творчестве считается самым плодотворным. Встретив с восторгом революцию, Каменский вступил в ряды Красной армии, затем стает организатором Союза поэтов.

Тридцатые годы уже не дали такого результата, поскольку писатель заболел и стал неподвижен. Смерть настигла его в Москве в 1961 году. На могильном надгробии надпись: «Василий Каменский. Поэт. Авиатор».

Коменский Ян Амос (Komensky, Comenius) .

Чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском ун-те (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности. В 1614-20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Без примера ничему не выучишься.

Коменский Ян Амос

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

В творчестве Коменский получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев.

Ещё в период учёбы Коменский собрал огромный языковой материал к кн. "Клад чешского языка" (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию "Театр всевозможного" ("Theatrum universitatis rerum"), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.

Коменский- ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе 30-летней воины он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат "Лабиринт света и рай сердца" ("Labirint sveta a raj srdce", 1623), в котором отразилась его общественно-критическая позиция. Острая обществ, сатира в "Лабиринте..." дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества ("Рай сердца"), Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира он видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в "Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликованную в1849), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по его мнению, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицательное отношение к "Дидактике".

В 1631-32 Коменский переработал "Дидактику", назвав её "Рай церкви или рай чешский", и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к "Дидактике" создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь "Информаторий материнской школы", ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Коменский Ян Амос

В г. Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633-38 переработал, расширил и перевёл на лат. яз. "Дидактику". Так возникла "Великая дидактика" ("Didactica magna"), ставшая основной теоретической базой средней (лат.) ступени образования. Ученый создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). Коменский считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения - в лат. школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит наряду с традиционными семью свободными искусствами естествознание, историю, географию. Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков" ("Janua linguarum reserata", 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности. В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат. языка. После Вестфальского мира (1648) он возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: "Преддверие лат. языка" ("Vestibulum latinae linguae"), "Зал латинизма" ("Atrium linguae latinae", 1643-49, опубл. 1649), а также "Новейший метод языков" ("Linguarum methodus novissima", 1649).