Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Неоднородные согласованные определения. Информационно-справочная система поддержки обучения иностранных граждан с использованием современных информационных технологий

17 июля 2015

Неправильная постановка знаков препинания - одна из типичных ошибок, допускаемых в письменной речи. К числу наиболее сложных пунктуационных правил обычно относят постановку запятых в предложениях, где есть неоднородные или однородные определения. Только четкое представление об их особенностях и различиях помогает сделать запись правильной и хорошо читаемой.

Что такое определение?

Это второстепенный член предложения, обозначающий признак, свойство или качество предмета, обозначаемого существительным. Чаще всего выражается именем прилагательным (белый шарф ), причастием (бегущий мальчик ), местоимением (наш дом ), порядковым числительным (второе число ) и отвечает на вопросы "какой?" "чей?". Однако возможны случаи употребления в качестве определения имени существительного (платье в клетку ), глагола в форме инфинитива (мечта о возможности летать ), прилагательного в простой сравнительной степени (показалась девушка постарше ), наречия (яйцо вкрутую ).

Что такое однородные члены

Определение данного понятия дается в синтаксисе и касается строения простого (или предикативной части сложного) предложения. Однородные члены выражаются словами одной части речи и одинаковой формой, зависят от одного и того же слова. Следовательно, они будут отвечать на общий вопрос и выполнять в предложении одинаковую синтаксическую функцию. Однородные члены связываются между собой сочинительной или бессоюзной связью. Также нужно отметить, что обычно возможна их перестановка в составе синтаксической конструкции.

Опираясь на приведенное выше правило, можно сказать, что однородные определения характеризуют предмет на основе общих (похожих) признаков, качеств. Рассмотрим предложение: «В саду над своими собратьями-цветами гордо возвышались белые, алые, бордовые бутоны еще не распустившихся роз ». Используемые в нем однородные определения обозначают цвет, а значит, характеризуют предмет по одинаковому признаку. Или другой пример: «Вскоре над изнывающим от жары городом нависли низкие, тяжелые тучи ». В этом предложении один признак логически связан с другим.

Видео по теме

Неоднородные и однородные определения: отличительные признаки

Этот вопрос часто вызывает сложности. Чтобы разобраться в материале, рассмотрим подробнее, какими признаками обладает каждая группа определений.

Однородные

Неоднородные

Каждое определение относится к одному определяемому слову: «Со всех сторон раздавался веселый, безудержный смех детишек »

Ближайшее определение относится к существительному, а второе к получившемуся сочетанию: «В это морозное январское утро долго не хотелось выходить на улицу »

Все прилагательные, как правило, качественные: «На плече Катюши висела красивая, новая сумка »

Сочетание качественного прилагательного с относительным или с местоимением, причастием, числительным: большой каменный замок, мой хороший знакомый, третий междугородний автобус

Можно вставить соединительный союз И: «Для поделки понадобились белые, красные, (И) синие листы бумаги »

Невозможно употребление с И: «В одной руке Татьяны была старая соломенная шляпа, в другой она держала авоську с овощами »

Выражены одной частью речи. Исключение: прилагательное+причастный оборот или несогласованные определения, стоящие после существительного

Относятся к разным частям речи: «Наконец-то дождались первого легкого морозца (числительное+прилагательное) и отправились в дорогу »

Это главные признаки, знание которых позволит без труда различать предложения с однородными определениями и неоднородными. А значит, правильно расставлять знаки препинания.

Кроме того, выполняя синтаксический и пунктуационный анализ предложения, нужно помнить о следующих важных моментах.

Определения, которые всегда однородны

  1. Стоящие рядом имена прилагательные характеризуют предмет по одному признаку: размеру, цвету, географическому положению, оценке, ощущениям и т.п. «В книжном магазине Захар заранее приобрел справочники по немецкой, итальянской, французской культуре ».
  2. Употребленная в предложении группа синонимов: они один и тот же признак называют по-разному. «С раннего утра все в доме пребывали в веселом, праздничном настроении, вызванном вчерашней новостью ».
  3. Определения, стоящие после имени существительного, за исключением терминов, таких, как кран мостовой грейферный. Например, у А. Пушкина в стихотворении находим: «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит ». В этом случае каждое из прилагательных относится непосредственно к имени существительному, при этом логически выделяется каждое определение.
  4. Однородные члены предложения представляют собой смысловую градацию, т.е. обозначение признака по нарастанию. «Сестры, охваченные радостным, праздничным, лучезарным настроением, не могли больше скрывать эмоций ».
  5. Несогласованные определения. Например: «В комнату бодро вошел высокий человек в теплом свитере, с сияющими глазами, завораживающей улыбкой ».

Сочетание одиночного прилагательного и причастного оборота

Нужно остановиться также на следующей группе определений. Это употребленные рядом и относящиеся к одному существительному прилагательное и причастный оборот. Здесь пунктуационное оформление зависит от положения последнего.

Однородными практически всегда являются определения, соответствующие схеме "одиночное прилагательное + причастный оборот". Например, «Вдали виднелись темные, возвышающиеся над лесом горы ». Однако если причастный оборот употреблен перед прилагательным и относится не к существительному, а ко всему сочетанию, правило «знаки препинания при однородных определениях» не работает. Например, «На влажную землю плавно опускались кружащиеся в осеннем воздухе желтые листья ».

Нужно учитывать еще один момент. Рассмотрим такой пример: «Посреди густых, потемневших в сумерках, развесистых елочек с трудом можно было разглядеть узенькую тропку, проложенную к озеру ». Это предложение с обособленными однородными определениями, выраженными причастными оборотами. Причем первое из них располагается между двумя одиночными прилагательными и уточняет значение слова «густых». Потому по правилам оформления однородных членов выделяется на письме знаками препинания.

Случаи, когда запятая не обязательна, но предпочтительна

  1. Однородные определения (примеры их часто можно найти в художественной литературе) обозначают разные, но обычно сопровождающие друг друга причинные признаки. Например, «На ночных, (можно вставить ПОТОМУ) пустынных улочках отчетливо виднелись длинные тени от деревьев и фонарей ». Другой пример: «Вдруг до слуха старика донеслись оглушительные, (ПОТОМУ) страшные удары грома ».
  2. Предложения с эпитетами, дающими разноплановую характеристику предмету. Например, «И теперь, глядя на большое, бледное лицо Лужина, она... исполнилась... жалости » (В. Набоков). Или у А. Чехова: «Наступила дождливая, грязная, темная осень ».
  3. При употреблении прилагательных в переносном значении (близки к эпитетам): «Большие, рыбьи глаза Тимофея были грустны и внимательно смотрели прямо перед собой ».

Подобные однородные определения - примеры это показывают - являются прекрасным средством выразительности в художественном произведении. С их помощью писатели и поэты подчеркивают отдельные значимые детали в описании предмета (лица).

Исключительные случаи

Иногда в речи можно встретить предложения с однородными определениями, выраженными сочетанием качественного и относительного прилагательных. Например, «Еще недавно на этом месте стояли старые, низкие дома, теперь же красовались новые, высокие ». Как показывает данный пример, в подобном случае выделяются две группы определений, относящихся к одному существительному, но имеющих противоположное значение.

Еще один случай касается определений, связанных между собой пояснительными отношениями. «Совсем другие, чужие мальчику звуки послышались из открытого окна ». В этом предложении после первого определения будут уместны слова «а именно», «то есть».

Правила постановки знаков препинания

Здесь все зависит от того, как связаны между собой однородные определения. Запятые ставятся при бессоюзной связи. Пример: «На крыльце сидела на стуле невысокая, морщинистая, горбатая старуха, молча указавшая на раскрытую дверь ». При наличии сочинительных союзов («как правило», «и») знаки препинания не нужны. «Бабы в белых и синих домотканых рубахах всматривались в даль, надеясь узнать приближавшегося к ним всадника ». Таким образом, на данные предложения распространяются пунктуационные правила, применимые ко всем синтаксическим конструкциям с однородными членами.

Если определения неоднородные (их примеры рассмотрены в таблице), запятая между ними не ставится. Исключение составляют предложения с сочетаниями, допускающими двоякое толкование. Например, «После долгих споров и размышлений было решено прибегнуть к другим проверенным методам ». В данном случае все зависит от значения причастия. Запятая ставится, если перед словом «проверенными» можно вставить «а именно».

Заключение

Анализ всего вышесказанного подводит к выводу, что пунктуационная грамотность в большей степени зависит от знания конкретного теоретического материла по синтаксису: что такое определение, однородные члены предложения.

Без определений, объясняющих свойство и качество предмета, человеческая речь была бы «сухой» и неинтересной. Все, что имеет признак, в предложениях передается с помощью определений. Именно описание предметов создает наше знание о нем и отношение к нему: вкусный плод, горький опыт, красивый человек, белый и пушистый кролик и т. д. Подобные пояснения, характеризующие предметы помогают лучше их понять.

Понятие однородных членов

Для большего раскрытия содержания предложения или усиления какой-либо его части часто используют предложений. Они отвечают на один вопрос и поясняют один и тот же член предложения или относятся к нему. Однородные члены абсолютно самостоятельные и связываются в предложении либо перечислительной интонацией, либо Редко их могут связывать передающие смысл уступки или причины происходящего.

Например:

Однородными одинаково могут быть все члены предложения как второстепенные, так и главные. Трудности при расстановке знаков препинания часто вызывают сомнения в их однородности. Чтобы знать, когда запятые нужны, а когда нет, следует понять, что различает однородные и неоднородные определения.

Определения неоднородные и однородные

Однородными считаются определения, относящиеся к одному члену предложения или которые характеризуют его, и отвечают на один вопрос. Между однородными определениями ставятся запятые, так как они описывают предмет с какой-либо стороны либо перечисляют его разновидности, например:


Неоднородные определения дают описание предмета с разных сторон, характеризуя по различным его качествам.

Этим и отличаются однородные и неоднородные определения. Примеры показали, что однородные разделяются по признакам и условиям, которые они характеризуют. Также им свойственна перечислительная интонация.

Неоднородные определения

По способу выражения признаков и по месту в предложении можно разделить однородные и неоднородные определения.

К неоднородным относятся:

  • Определения, которые характеризуют или раскрывают свойства предмета с разных сторон. При этом могут перечисляться различные его качества - форма, цвет, ширина, высота, материал и т. д. Например: длинный черный шарф был несколько раз обернут вокруг шеи (определения указывают на длину и цвет предмета).
  • Определения, состоящие из сочетания качественного и относительного прилагательных. Например: девочка сняла с руки красную шерстяную варежку и погладила котенка («красную» - качественное прилагательное, характеризующее цвет, «шерстяную» - относительное, указывающее на материал).
  • Определения, представленные качественными прилагательными, входящими в разные смысловые группы. Например: его веселые зеленые глаза прищурились (два качественных прилагательных характеризуют определяемое слово с разных сторон).

Еще одним признаком, различающим однородные и неоднородные определения (примеры это наглядно демонстрируют), является отсутствие перечисляющей интонации, когда они раскрывают в предметах их различные свойства.

Основные признаки однородности

Чтобы определить, к какому виду относятся определения в предложении, следует знать, какие именно признаки предмета они могут характеризовать. В разделе «Однородные и неоднородные определения» (8 класс) даются основные признаки, указывающие на однородность:

  • перечисление качеств различных предметов: осины украсились желтой, пурпурной и красной листвой, березы - золотой (определения характеризуют различную по цвету листву);

  • раскрытие признаков предмета, с одной стороны, или состояния: по листве зашуршал теплый, тихий, неспешный дождик (однородные определения передают состояние дождя);
  • каждое следующее определение раскрывает или дополняет значение предыдущего: каждый сентябрь лес ненадолго преображается, приобретая особенный, яркий, неповторимый вид (последующее определение раскрывает смысл предыдущего);
  • между определениями можно подставить союз и: на столе лежали карандашные, чернильные наброски (карандашные и чернильные наброски);
  • когда они передают разные признаки предмета, объединенных в общем контексте единым свойством: воспаленные красные глаза (красные из-за воспаления);
  • когда они стоят после определяемого слова: мы сразу присмотрели себе елку пушистую, высокую, стройную (определяемое слово «елку», после которого идут описывающие его определения);
  • когда этот второстепенный член предложения является прилагательным и идущим за ним из печи достали ароматный, подрумяненный каравай.
  • Еще отличают однородные и неоднородные определения знаки препинания в предложении. При однородных второстепенных членах они ставятся всегда.

    Знаки препинания при однородных определениях

    Важно правильно определять ставить или нет знаки препинания, когда в предложении есть однородные и неоднородные определения. Урок (8 класс), посвященный этой теме, дает следующие примеры расстановки запятых:

    • Когда однородные определения выражены одиночным прилагательным и идущим за ним причастным оборотом, то между ними ставится запятая: сын протянул маме большой, собранный им букет из полевых цветов.

    • Когда они перечисляют признаки различных предметов, например: красные, желтые, оранжевые, синие цветы, нарисованные детьми на сером заборе, сделали его праздничным.
    • Когда перечисляются разные свойства одного предмета, указывая на одно из его свойств: холодные, твердые шарики мороженого были разного цвета.
    • Когда все однородные определения относятся к одному слову и между ними можно поставить союз и: он ответил честным, спокойным взглядом (честным и спокойным взглядом).
    • Когда они расположены непосредственно после определяемого слова: он увидел девушку изящную, хрупкую, нежную.
    • Когда перечисляют синонимичные свойства предмета в едином контексте: разразился бурный, ревущий, оглушительный шторм.
    • Когда есть признаки, обусловленные взаимной зависимостью: сильный, затяжной ливень (затяжной из-за того, что сильный).
    • Запятые не ставятся, если однородные и неоднородные определения разделены сочинительным союзом и. Например: красные и желтые шары (однородные определения); дом был большой и каменный (неоднородные определения).

      Дополнительные признаки однородности и неоднородности

      Кроме основных, есть дополнительные признаки, указывающие на то, что определения однородные. либо стихотворным формам, связанным требованиями рифмы, либо терминологии. В подобных речевых конструкциях определения, даже стоявшие после определяемого ими предмета, могут быть неопределяемыми. Например:


      Однородные и неоднородные определения (упражнения это подтверждают) могут переходить из одного качества в другое. Например, когда одно определение стоит перед другим, составляющим с предметом единое словосочетание: длинный железнодорожный состав.

      Особая разновидность определений

      К особой разновидности относятся определения, которые связывают пояснительные отношения. В этом случае легко определить, где однородные и неоднородные определения. Тест для их различия заключается в подстановке союзов «а именно» и «то есть».

      • Совсем другое, интересное наступило время (другое, а именно интересное).
      • Пьеса получила новое, самобытное звучание (новое, то есть самобытное).

      Между однородными определениями, связанными пояснительными условиями, ставится запятая.

      Примечание

      Как показывает правила, у них могут быть исключения или примечания, что и подтверждает изучение темы «однородные и неоднородные определения». Урок в 11 классе знакомит учащихся с примечанием на эту тему. Как однородным, так и неоднородным определениям свойственно менять смысл предложения, например:

      • На улицах города появились новые, желтые такси (прежние не были желтыми).
      • На улицах города появились новые желтые такси (увеличилось количество желтых такси).

      В первом примере акцент на то, что такси в городе стали желтыми. Во втором, что среди желтых такси появились новые машины.

      Двоякая пунктуация

      В зависимости от того, какую интонацию применяет говорящий, в некоторых словосочетаниях определение, следующее за первым, может стать не однородным, а пояснительным. Например:

      • К результату привели новые проверенные методы (до этого этих методов не было).
      • К результату привели новые, проверенные методы (предыдущие методы не были проверенными).

      Во втором примере можно подставить союзы «то есть» и «а именно», поэтому ставится запятая и меняется интонация.

Если к одному и тому же подлежащему или дополнению относится несколько определений, то это не означает, что перед вами обязательно ряд однородных определений. Бывают и неоднородные определения. В чём их различие?

Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.

Однородные определения соединены между собой сочинительной связью; они равно непосредственно относятся к определяемому существительному и произносятся с перечислительной интонацией.

Между однородными определениями обычно можно вставить союз и .

Например: В комнату вбежала веселая , громко смеющаяся девочка. (Весёлая, смеющаяся – однородные определения, выражающие настроение, состояние, между ними можно поставить союз и .) В вазе стояли красные , оранжевые и желтые цветы. (Красные, оранжевые и желтые – однородные определения, обозначающие общий признак – цвет.)


Неоднородные определения
характеризуют предмет с разных сторон. При этом непосредственно к определяемому слову относится только ближайшее определение, а другое относится к сочетанию определяемого существительного с первым определением.

Между неоднородными определениями нет сочинительной связи, они произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза и .

Как правило, неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным ).

Например: В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка. (Маленькая , смеющаяся – неоднородные определения, между ними нельзя поставить союз и .)

В вазе стояли крупные красные душистые цветы. (Крупные, красные, душистые – прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения.)

Для разграничения однородных и неоднородных определений необходимо учитывать целый комплекс признаков. При разборе и расстановке знаков препинания обращайте внимание на значение, способ выражения и порядок расположения определений в предложении.

Признаки однородности определений

Обозначают признаки однородных предметов: синие , желтые , красные шары ;
обозначают взаимозависимые в условиях контекста признаки (= так как, поэтому): лунный , ясный вечер (= ясный , потому что лунный );
обозначают художественные образы, метафоры: свинцовые , погасшие глаза ;
присутствует смысловая градация: радостное , праздничное , лучезарное настроение ;
одиночное определение расположено перед распространенным: пустое , запорошенное снегом поле ;
расположены после определяемого слова: женщина молодая , прекрасная , добрая , интеллигентная , обаятельная ;
обозначают субъективную характеристику (факультативный признак): маленькое , золотистое облачко; длинный , узкий ковер ;
в позиции после определяемого слова: облака круглые , высокие , золотисто-серые , с нежными белыми краями .
обозначают синонимичные в условиях контекста признаки, при этом в условиях контекста они объединяются каким-нибудь общим признаком (сходством производимого ими впечатления, внешним видом и т.д.): Он протягивал мне красную , опухшую , грязную руку; Тяжелые , холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор; В густых , темных волосах блестели седые пряди; бледное , строгое лицо; веселый , добродушный смех; пустынный , неприветливый дом; ласковые , живые глаза; гордый , храбрый вид; сухие , потрескавшиеся губы; тяжелое , злое чувство; серый , непрерывный , мелкий дождь и т.д.

Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая .

Например: Красные , белые , розовые , желтые гвоздики составили красивый букет. Странный , резкий , болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой.

Признаки неоднородности определений

Обозначают форму и материал: пузатое ореховое бюро ;
обозначают цвет и форму: белые круглые облака ;
обозначают размер и материал: большие каменные дома ;
обозначают качество и местонахождение: угрюмая сибирская река .

Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи.

Например: В конце ноября выпал первый лёгкий снежок. (Слова первый и лёгкий первый – числительное, лёгкий – прилагательное; они не образуют ряда однородных членов). Мой старый дом. (Слова "мой" и "старый" относятся к разным частям речи: мой – местоимние, старый – прилагательное, они также не образуют ряда однородных членов). Запущенный фруктовый сад. (Слова "запущенный " и "фруктовый" относятся к разным частям речи: запущенный – одиночное причастие, фруктовый – прилагательное).

Обращаем ваше внимание на то, что неоднородным будет одиночное причастие, а причастие с зависимым словом (причастный оборот) входит в ряд однородных определений, причем причастный оборот должен стоять на втором месте.

Например: чёрные причёсанные волосы (неоднородные определения); чёрные, гладко причёсанные волосы (однородные определения). Запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится.

Между неоднородными определениями запятая не ставится .

Однородные и неоднородные приложения

1. В зависимости от значения приложения, не соединенные союзами, могут быть однородными и неоднородными. Приложения, стоящие перед определяемым словом и обозначающие близкие признаки предмета, характеризующие его с одной стороны, являются однородными и разделяются запятыми.

Например: Лауреат Нобелевской премии, академик А.Д. Сахаров почетные звания; доктор филологических наук, профессор С.И. Радциг – ученая степень и звание; обладатель Кубка мира, чемпион Европы спортивные звания; олимпийский чемпион, обладатель «золотого пояса» чемпиона Европы, один из самых техничных боксеров, кандидат технических наук, профессор – перечисление разных званий.

Если приложения обозначают разные признаки предмета, характеризуют его с разных сторон, то они неоднородны и запятыми не разделяются .

Например: первый заместитель министра обороны генерал армии – должность и воинское звание; главный конструктор проектного института по строительному машиностроению для сборного железобетона инженер – должность и профессия; генеральный директор производственного объединения кандидат технических наук – должность и ученая степень.

2. При сочетании однородных и неоднородных приложений соответственно расставляются и знаки препинания: заведующий межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики доктор педагогических наук, профессор; заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, двукратная обладательница Кубка мира студентка Института физкультуры; заслуженный мастер спорта, абсолютный чемпион мира студент Института физкультуры.

Если к одному и тому же подлежащему или дополнению относится несколько определений, то это не означает, что перед вами обязательно ряд однородных определений. Бывают и неоднородные определения. В чём их различие?

Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.

Однородные определения соединены между собой сочинительной связью; они равно непосредственно относятся к определяемому существительному и произносятся с перечислительной интонацией.

Между однородными определениями обычно можно вставить союз и .

Например: В комнату вбежала веселая , громко смеющаяся девочка. (Весёлая, смеющаяся – однородные определения, выражающие настроение, состояние, между ними можно поставить союз и .) В вазе стояли красные , оранжевые и желтые цветы. (Красные, оранжевые и желтые – однородные определения, обозначающие общий признак – цвет.)


Неоднородные определения
характеризуют предмет с разных сторон. При этом непосредственно к определяемому слову относится только ближайшее определение, а другое относится к сочетанию определяемого существительного с первым определением.

Между неоднородными определениями нет сочинительной связи, они произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза и .

Как правило, неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным ).

Например: В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка. (Маленькая , смеющаяся – неоднородные определения, между ними нельзя поставить союз и .)

В вазе стояли крупные красные душистые цветы. (Крупные, красные, душистые – прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения.)

Для разграничения однородных и неоднородных определений необходимо учитывать целый комплекс признаков. При разборе и расстановке знаков препинания обращайте внимание на значение, способ выражения и порядок расположения определений в предложении.

Признаки однородности определений

Обозначают признаки однородных предметов: синие , желтые , красные шары ;
обозначают взаимозависимые в условиях контекста признаки (= так как, поэтому): лунный , ясный вечер (= ясный , потому что лунный );
обозначают художественные образы, метафоры: свинцовые , погасшие глаза ;
присутствует смысловая градация: радостное , праздничное , лучезарное настроение ;
одиночное определение расположено перед распространенным: пустое , запорошенное снегом поле ;
расположены после определяемого слова: женщина молодая , прекрасная , добрая , интеллигентная , обаятельная ;
обозначают субъективную характеристику (факультативный признак): маленькое , золотистое облачко; длинный , узкий ковер ;
в позиции после определяемого слова: облака круглые , высокие , золотисто-серые , с нежными белыми краями .
обозначают синонимичные в условиях контекста признаки, при этом в условиях контекста они объединяются каким-нибудь общим признаком (сходством производимого ими впечатления, внешним видом и т.д.): Он протягивал мне красную , опухшую , грязную руку; Тяжелые , холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор; В густых , темных волосах блестели седые пряди; бледное , строгое лицо; веселый , добродушный смех; пустынный , неприветливый дом; ласковые , живые глаза; гордый , храбрый вид; сухие , потрескавшиеся губы; тяжелое , злое чувство; серый , непрерывный , мелкий дождь и т.д.

Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая .

Например: Красные , белые , розовые , желтые гвоздики составили красивый букет. Странный , резкий , болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой.

Признаки неоднородности определений

Обозначают форму и материал: пузатое ореховое бюро ;
обозначают цвет и форму: белые круглые облака ;
обозначают размер и материал: большие каменные дома ;
обозначают качество и местонахождение: угрюмая сибирская река .

Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи.

Например: В конце ноября выпал первый лёгкий снежок. (Слова первый и лёгкий первый – числительное, лёгкий – прилагательное; они не образуют ряда однородных членов). Мой старый дом. (Слова "мой" и "старый" относятся к разным частям речи: мой – местоимние, старый – прилагательное, они также не образуют ряда однородных членов). Запущенный фруктовый сад. (Слова "запущенный " и "фруктовый" относятся к разным частям речи: запущенный – одиночное причастие, фруктовый – прилагательное).

Обращаем ваше внимание на то, что неоднородным будет одиночное причастие, а причастие с зависимым словом (причастный оборот) входит в ряд однородных определений, причем причастный оборот должен стоять на втором месте.

Например: чёрные причёсанные волосы (неоднородные определения); чёрные, гладко причёсанные волосы (однородные определения). Запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится.

Между неоднородными определениями запятая не ставится .

Однородные и неоднородные приложения

1. В зависимости от значения приложения, не соединенные союзами, могут быть однородными и неоднородными. Приложения, стоящие перед определяемым словом и обозначающие близкие признаки предмета, характеризующие его с одной стороны, являются однородными и разделяются запятыми.

Например: Лауреат Нобелевской премии, академик А.Д. Сахаров – почетные звания; доктор филологических наук, профессор С.И. Радциг – ученая степень и звание; обладатель Кубка мира, чемпион Европы – спортивные звания; олимпийский чемпион, обладатель «золотого пояса» чемпиона Европы, один из самых техничных боксеров, кандидат технических наук, профессор – перечисление разных званий.

Если приложения обозначают разные признаки предмета, характеризуют его с разных сторон, то они неоднородны и запятыми не разделяются .

Например: первый заместитель министра обороны генерал армии – должность и воинское звание; главный конструктор проектного института по строительному машиностроению для сборного железобетона инженер – должность и профессия; генеральный директор производственного объединения кандидат технических наук – должность и ученая степень.

2. При сочетании однородных и неоднородных приложений соответственно расставляются и знаки препинания: заведующий межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики доктор педагогических наук, профессор; заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, двукратная обладательница Кубка мира студентка Института физкультуры; заслуженный мастер спорта, абсолютный чемпион мира студент Института физкультуры.

Разрабатывая новый урок, мы задаем вопросы: что будем изучать, зачем и как? Определяя цель, мы ориентируемся на уровень класса: лицейский – нелицейский, а также на профиль – гуманитарный или негуманитарный. После этого можно сделать выбор, каким материалом пользоваться – заранее подготовленным или привлекаемым по ходу урока. Не забывая “дальнюю” цель – становление языковой личности учащегося, в гуманитарном классе ставим задачи перед каждым учеником – определить собственную позицию: говорящий – пишущий, слушающий – читающий. В обоих случаях исследуются примеры, в которых при определенных условиях существует (или отсутствует) языковое явление, например, когда согласованные определения будут или не будут однородными. При этом пунктуационное правило перестает быть организующим центром, оно усваивается как следствие, вытекающее из анализа словосочетаний или предложений. Ученик приходит к выводу: существуют разные варианты постановки знаков препинания.

В негуманитарном, нелицейском классе цель может быть сформулирована по-другому: необходимо грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными/неоднородными определениями. Отсюда задачи: выяснить, когда между согласованными определениями ставится/не ставится запятая, научиться правильно читать и писать предложения с однородными/неоднородными определениями, уметь грамотно их составлять.

Самостоятельное исследование по теме “Однородные и неоднородные определения” способствует более прочному усвоению, лучше сохраняется долговременной памятью. Его мы предлагаем в гуманитарном классе в форме лабораторной работы.

Предварительное домашнее задание на повторение пройденного – ответить на вопросы, подобрать примеры:

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Какой член предложения называется определением?

– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?

– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?

– Слова каких частей речи согласуются с существительным?

– Какие сочинительные союзы являются соединительными?

– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

(Вопросы можно дать по вариантам, раздать по группам.)

ХОД ПЕРВОГО УРОКА

I. Подготовительный этап

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с понятиями однородный/неоднородный.

1) Даны два ряда синонимов. Решите, с какими синонимами сочетается слово определение в качестве лингвистического термина.

а) Разнородный, смешанный, разноликий, разнотипный, разношерстный, неоднородный, гетерогенный.

б) Похожий, одинаковый, близкий, подобный, вылитый, аналогичный, гомогенный, неоднородный.

2) Подумайте, что означают словосочетания: однородные определения, неоднородные определения.

II. Основной этап

1. Актуализация внимания. Мотивация.

Ученик, рассказывая историю появления в доме сорочонка, написал: “Я шел по осеннему и сырому парку, как вдруг не то под желтой, не то под высокой лиственницей увидел что-то непонятое. Потом из куста выскакнул кто-то маленький и черный, и с белой грудкой”.

Описывая характер птенца, ученик составил следующие словосочетания: самостоятельный и независимый, драчливый и своевольный; или аккуратный, или капризный.

Какие речевые и грамматические ошибки вы бы отметили?

2. Форма урока.

3. Тема занятия.

5. Задача.

6. Работа с раздаточным материалом.

Задание. Внимательно прочитайте примеры из книги А.М. Зимина “Незнакомый знакомый лес” и заполните таблицы.

Однородные определения

Признаки и условия однородности Примеры
1. Перечисляют признаки разных предметов
2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние
3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее
4. Между определениями можно вставить союз и
5. Стоят после определяемого слова
6. Выражены прилагательным и причастным оборотом
7. Выражены качественными прилагательными

Рядом с баней растет высокая, толстая черемуха. На березу прилетел зяблик и запел короткие, веселые песни. Нигде я еще не видел столько белых и желтых лилий. Елки дышали в лицо теплым и густым ароматом хвои. По течению плывут крупные и мелкие пузыри. Сыроежка стоит на дороге открыто – мокрая, розовая, радостная. Березы оделись в золото, осины и клены – в желтые, оранжевые и пурпурные платья. На сером, не обсохшем от вешней воды берегу раскрыл ярко-желтые бутоны кустик калужницы. Рядом в траве я нашел два молодых, подрумянившихся на солнце белых гриба. Когда весной улетят зимние птицы, с юга ласточки в гости пожалуют: и деревенские, и городские. Казалось, воробьи собрались сюда не обедать, а затеяли с хлебной коркой очень интересную, но непонятную для меня игру. Дождинки падают все чаще и чаще, и вот уже идет тихий, теплый, неторопливый дождик, от которого не хочется прятаться ни под елкой, ни под клеенкой. Под елкой росли долговязые, подрумяненные, как булочки, белые грибы-еловички, около сосен стояли круглые, красновато-коричневые боровики-бочонки. Пузан-боровик весь на виду, солидный и гордый.

Неоднородные определения

Небольшое круглое лесное озеро. Я нашел удобный плоский камень в воде. На осинке появились молодые розовые листья. Подальше от воды стояли тихие неподвижные сосны. Запели в светлом березовом лесу зяблик и пеночка-весничка. Я шел по черному горелому берегу речки. Дрова искать в темноте было трудно, и я поддерживал огонь сухой прошлогодней травой. Утенок подплывает к коряге-тюленю, что-то собирает с его мокрой гладкой спины и о чем-то с ним разговаривает. В неясных серых кустах без устали скрипит коростель. Иду по заросшей узкой дороге. Все чаще дорогу перегораживают упавшие сухие суковатые деревья. Раздвигаю траву и вылавливаю из нее крупные спелые ягоды. Здесь вокруг меня кипит удивительная суматошная жизнь. По сырому мшистому ельнику росли только красные болотные сыроежки. Прошумела над лесом грозовая туча и оставила на дороге чистые теплые лужи.

7. Составление схем.

Однородные определения – ,

неоднородные определения –

III. Заключительный этап

1. Оценка своего состояния и своей работы.

2. Замечания и предложения по уроку.

IV. Домашнее задание (по выбору учащихся)

1) Подобрать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

2) подобрать текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями;

3) придумать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

4) составить текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями.

Материал для второго урока

1. Будьте внимательны! Определите, во всех ли предложениях согласованные прилагательные являются определениями. (Не во всех. В примерах 1, 3, 5 прилагательные являются частью составного именного сказуемого.)

1) Высохший мох похрустывал под ногами, а морошка была на удивление сочной и крупной.

2) В луче света мельтешит серебряный ночной мотылек.

3) Речка здесь узкая, берега высокие и крутые.

4) Я пришел собирать морошку в жаркий безветренный день.

5) Толстая подстилка из опавшей листвы была сухой и мягкой.

2. Объяснительный диктант.

1) К нашей стоянке на берегу озера, гудя басом, прилетела шмелиная матка в черной пушистой шубке с желтым поясом.

2) Казалось, что осень развесила на осине разноцветные праздничные фонарики.

3) Вода в реке уже остыла от длинных холодных ночей и за день не успевает согреться.

4) В кустах послышались сильные, резкие, тревожные крики дрозда.

5) Я втиснул в рюкзак свою большую грибную корзину, и вместе с сыном мы подались на наши заветные места к Родниковому озеру.

6) Болотная трава пушица подобралась к самому озеру, ее головки в белых пуховых шапочках склонились к воде и стали к чему-то прислушиваться. (А.Зимин)

3. Спишите, озаглавив, текст, объясните постановку знаков препинания. Сверьтесь с авторской пунктуацией.

Небо чистое синее солнце хотя и не очень теплое но яркое праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер осины бросают в меня ворохи красных желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету снова подбрасываю их кверху радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней постоял рядом но помочь ей не мог даже расспросить не сумел.

ОСИНКА В ТРАУРЕ

Небо чистое, синее, солнце хотя и не очень теплое, но яркое, праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер, осины бросают в меня ворохи красных, желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету, снова подбрасываю их кверху, радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней, постоял рядом, но помочь ей не мог, даже расспросить не сумел. (А.Зимин)

4. Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

УЛЕТАЮТ ГУСИ

Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)

5. Тест. Укажите номера предложений с однородными определениями.

1) Из-за поворота вышла большая и лохматая, какого-то неопределенного цвета собака.

2) Гуси заметили щенка и, недовольно гогоча, собрались теснее, распекая его на разные лады. Особенно старался большой белый гусак, вожак стаи.

3) Получив порцию молока, лосенок ложился тут же под молодой раскидистой березкой и отдыхал до обеда.

4. Приближалась зима. Лисанькина шуба стала пушистой и густой.

5) К осени лисанька превратилась во взрослую красивую лису и стала доставлять нам хлопоты.

6) Кошка скосила глаза и увидела, как мышонок, маленький, серый, с длинным, волочащимся по полу хвостом, забегал неподалеку, настороженно поглядывая в ее сторону.

7) Куры, словно дохлые, лежали в пыли на боку, воробьи сидели на заборе, поблизости от старого тазика, из которого, не торопясь, став на его край лапами, лакала белая с желтыми пятнами кошка.

8) Не успела Найда добежать и до первых кустов, как в нос шибануло лисьим запахом – сильным, нестерпимым.

9) Лиса вильнула к оврагу, скатилась вниз по склону и сразу же наверх, перескочила через замерзший ручей, продралась сквозь густые и колючие кусты, оставляя на них клочья рыжей шерсти, и стала забирать вправо.

10) Весна выдалась ранняя и на редкость скорая. (В.Свинцов)

Ответ. 1, 4, 6, 8, 9, 10.

При изучении новой темы в нелицейских классах, как показывает многолетняя практика, лучше всего идти от опыта детей: усвоение материала всегда выше, если сначала разбираются примеры словосочетаний, предложений, текстов, придуманных учениками, и только потом – из учебника. По этой причине работа по теме “Однородные и неоднородные определения” может быть построена следующим образом:

1. Загадка.

Об этой птице в пословице говорится, что она да воробей – морские захребетники. Может быть одновременно полудомашней и дикой. (Голубь.)

2. Беседа.

– Как вы думаете, верно ли составлено словосочетание голубь смелый и полудомашний ?

(Нет, допущена речевая ошибка, так как назван признак, определяющий характер голубя, и указан признак, определяющий среду обитания.)

– Можно ли сказать голуби почтовые и декоративные ?

(Можно, потому что указаны признаки, обозначающие предназначение голубей.)

– Грамотно ли составлено словосочетание оперенье белое, голубое и коричнево-бурое ?

(Да, прилагательные обозначают цвет.)

– Есть ли речевая ошибка в предложении Питаются голуби семенами бобовых и злаковых ?

– Здесь: поперечная белая полоска на пояснице ? Или: широкая темная полоса на конце хвоста ?

(Словосочетания составлены без ошибок.)

– Определения в словосочетаниях согласованные, но однородные ли?

(Неоднородные.)

– Приведите пример, где определения, на ваш взгляд, являются однородными.

3. Сообщение темы урока.

4. Предложение – в конце занятия самостоятельно сформулировать цель урока.

5. Движение темы. Работа с материалом.

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложения.

В каком предложении определения выражены качественными прилагательными? Какими по разряду являются прилагательные в первом предложении? Чем выражены определения в третьем предложении? Где определения однородные, неоднородные? Обратите внимание на постановку знаков препинания. В каком случае между определениями нельзя вставить союз и? Попытайтесь сформулировать пунктуационное правило.

Задание 2. Рассмотрите рисунок.

Составьте словосочетания: качественное прилагательное + качественное прилагательное + существительное, а также качественное прилагательное + относительное прилагательное + существительное (порядок слов можно менять). Составляя словосочетания первого вида, опишите клюв, крылья, лапки, хвост голубей. Составляя словосочетания второго вида, учтите размер, возраст, оперение, выносливость, предназначение, среду обитания птиц.

Задание 3. Опишите характер каждой птицы, используя подходящие определения.

Независимый, неприхотливый, осторожный, сдержанный, скрытный, смелый, неуживчивый, гордый, кроткий, важный, спокойный, драчливый.

Задание 4. Прочитайте текст. Кратко перескажите. Найдите неоднородные определения и объясните постановку знаков препинания.

Голубь – символ чистоты, кроткого нрава, также нежности и любви. В ряде традиций голубь выступает как небесный вестник и как символ души умершего. Так, по поверью славян, душа умершего превращается в голубя. Кроме того, он является жертвенным животным.

Белый почтовый голубь, извещавший греческие полисы о победе Олимпийских игр, стал прообразом голубя мира с оливковой ветвью в клюве, так как во время игр в Греции объявлялся мир. Античную символику воскресил художник Пикассо, нарисовав для Всемирного конгресса мира белого махрового почтового голубя. (По В.В. Адамчику)

Задание 5. Найдите в тексте и выпишите однородные и неоднородные определения в составе словосочетаний. Объясните постановку знаков препинания.

Канюк – крупная хищная птица, заметно крупнее вороны, с заостренным крючковатым клювом. Окраска у него простая: от серовато-охристой до темно-бурой, низ более светлый, с продольными пестринами. Короткий закругленный хвост в поперечных полосах. У летящей птицы снизу широких крыльев видна светлая полоса. (В.Д. Ильичев)

Задание 6. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Подчеркните волнистой линией однородные определения и прямой чертой – неоднородные.

У камышевки тонкий заостренный клюв коричневатое сверху и серовато-охристое снизу оперение. Стройная подвижная, она быстро и маневренно перемещается в кронах и кустарнике ведет скрытный образ жизни хотя и не боится человека. Активна в светлое и ночное время. (По В.Д. Ильичеву)

6. Формулирование цели занятия.

7. Обобщение.

– Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны или с разных сторон? (С одной стороны.) При этом прилагательные чаще всего относятся к какому разряду? (Это качественные прилагательные.)

– Когда однородные определения перечисляют признаки разных предметов? Приведите пример.

– Верно ли, что неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон? (Верно.)

– При каком условии между согласованными определениями ставится запятая? (Если они однородные.)

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Прочитайте и перескажите по учебнику параграф, выберите и письменно выполните одно упражнение.

Дополнительный материал для контроля и коррекции: работа с текстами В.Ильичева (6-й вариант адаптирован).

1) Прочитайте текст.

2) Определите тип и стиль речи.

3) Найдите и выпишите однородные и неоднородные определения, укажите их признаки. Объясните знаки препинания.

Вариант 1

Белый аист – крупная, статная птица с черными на концах крыльями, удлиненным красным клювом и красными ногами.

Аист много ходит по земле, хорошо летает, прерывая полет парением. Не имея голоса, он характерно трещит клювом.

Обитает эта птица в степной и лесостепной зоне западной части России. Охотно селится в населенных пунктах, на полях и в болотистых лугах. Зимует в Африке. Гнезда белый аист устраивает на столбах, крышах домов или больших деревьях.

Его пища – лягушки, мыши, насекомые.

Вариант 2

Кто же не видел эту умную и осторожную птицу! Черноголовая, с заостренным черным клювом, черными сильными ногами и закругленным хвостом. Снизу она серая, такого же цвета шея и спина.

Удивительно, но серая ворона относится к певчим птицам, хотя назвать пением ее неблагозвучное пронзительное карканье, щелканье и треск трудно. Она хорошо летает, быстро ходит по земле, ловко лазает по ветвям. Много времени проводит в кронах деревьев и на зданиях. Ведет оседлый образ жизни, предпринимает кочевки в осенне-зимний период.

Вариант 3

Конек лесной – изящная птичка, мельче и стройнее воробья, с тонким прямым и заостренным клювом, длинными ногами, слабо вырезанным хвостом. Летом ее спинка покрыта глинисто-сероватыми пятнами и пестринами. Брюшная сторона охристо-желтоватая, с широкими пестринами на зобе и груди. Ноги розовые, задний палец с удлиненным и изогнутым когтем. Крайние перья хвоста белые.

Вариант 4

Несмотря на такое непочтительное название, пустельга – хищник, хотя и мелкий, размером с голубя. Это птица с длинным ступенчатым хвостом, широкими закругленными крыльями, заостренным крючковатым клювом. У самцов голова, хвост и надхвостье сизые, крылья и спина в черных пятнах, хвост серый, с черной и белой каймой на вершине, нижняя сторона охристая, с бурыми продольными пятнами. У самки верх бурый, с поперечным рисунком на спине, плечах и хвосте, голова с продольными полосами.

Вариант 5

Трудно представить себе человека, который не знает синицу! Вот она: чуть меньше воробья, с прямым заостренным клювом, недлинными цепкими ножками. Верх головы у синицы блестящий, черный, затылок и щеки белые, спина зеленоватая, желтый низ с черной продольной полосой, широкой у самцов и узкой у самок. На серо-голубом крыле светлая поперечная полоса, крайние перья хвоста белые. Эта подвижная, ловкая птица, активная днем, много времени проводит в кронах деревьев, в кустарниках, на земле. Человека не боится, особенно детей.

Вариант 6

Зимнюю природу украшают наши любимцы – красавцы снегири. Обыкновенный снегирь крупнее воробья. У него толстый, короткий, сильно вздутый черный клюв. Оперенье мягкое, длинное, густое. Хвост черный, прямообрезанный. Сильные и цепкие ноги удерживают птицу на ветке дерева вниз головой, когда она тянется за ягодами и семенами. У самцов низ ярко-красный, у самок – беловато-серый, у обоих темя, лоб, щеки, крылья и хвост блестяще-черные. Спина серая, низ брюшка, надхвостье и подхвостье белые.

Т.В. СЕНЮШКИНА,
лицей “Сигма”,
г. Барнаул