Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Креативность и креативное мышление. Как развить креативное мышление

Марина Никитина

Слово «креативность» произошло от английского «create» – творить, создавать. Понятия «креативность» и «творчество» иногда используются в речи как слова-синонимы, но между ними есть разница.

Креативность – это способность создавать оригинальные идеи, решать стандартные задачи нестандартным образом. Творчество – это создание уникального, авторского творения, продукта творчества.

Креативность рождает идеи, творчество претворяет их в жизнь.

Природа креативности

Креативность – это характеристика мыслительной деятельности, генерирующей абсолютно новые, уникальные идеи. Креативное мышление – способность мыслить творчески, креативно.

Умение видеть проблемную ситуацию нестандартно, с новой стороны, под другим углом говорит о том, что человек использует креативный подход в мышлении. Креативное мышление – основа творческого процесса.

Если у человека есть врожденный талант, то креативность определена генетически и физиологически. Творческий человек всегда мыслит креативно. Креативность и творчество сочетаются в личности и обуславливают друг друга.

Традиционно способность мыслить нестандартно и творчески определяют как функцию правого полушария головного мозга. Если правое полушарие доминирует над левым, у человека правополушарный тип мышления, определяемый как «Художник».

В детстве, когда еще не усвоены нормы, правила, шаблоны и стандарты мышления, люди мыслят креативно. У детей хорошо , воображение, смекалка. Они выдумщики и фантазеры. Во взрослом возрасте люди чаще копируют и воспроизводят уже имеющиеся идеи, отказываясь от собственных.

Взрослым людям нужно активизировать творческое мышление, которое часто подавляется логикой, чтобы открыть и реализовать скрытый личностный потенциал.

Креативность помогает в личной жизни справляться с трудностями и кризисными этапами, в профессии – стать успешным и востребованным специалистом.

Творческое мышление обязательно для специалистов сферы искусства и культуры и ценится в других сферах человеческой деятельности.

В сферах жизни, где присутствует конкуренция, креативность ценится как возможность выгодно выделиться, найти нужную нишу в обществе. Она прописывается в резюме, отзывах, рекомендациях, при составлении психологического портрета как важная личностная характеристика.

Творческая креативность прогрессивна, конструктивна и позитивна. Итогом творческого процесса становятся открытия, изобретения и рационализаторские предложения.

Характеристика творческого мышления

Создание новых идей невозможно без участия в процессе мышления других психических познавательных процессов.

Креативность обуславливают три психические процесса:

Воображение. Способность создать образ, визуализировать идею и управлять ею. Творческий человек мыслит образами, сопоставляет и изменяет воображаемые картины. Они рождаются в сознании человека, словно сами по себе, когда он вдохновляется идеей создать нечто новое. Но любой мыслительный образ это продукт деятельности мозга, даже если она бессознательная.
Внимание. Креативный человек любознательный, умеет заинтересовываться. Он видит нестандартно привычные вещи потому, что рассматривает их внимательно, подробно, полноценно. Творческие способностиможно развивать только тогда, когда присутствует живой интерес к конкретному виду деятельности.
Память. Творческий процесс предполагает багаж знаний и опыта, которые можно вспомнить и проанализировать. Прошлый опыт накладывает отпечаток на настоящее. Скрытые воспоминания неожиданно всплывают, преобразовываются и дополняются творческими идеями.

Развивая воображение, внимание и память, человек развивает креативность и творческие способности.

Креативность включает особенности творческого мышления:

беглость – это скорость мышления, генерация множества идей в короткий промежуток времени;
оригинальность – способность мыслить неординарно, по-новому;
гибкость – умение использовать разные способы генерации идей и быстро переключаться;
открытость и восприимчивость – готовность воспринимать и изучать новую информацию;
образность – способность создавать целостные идеи, единый образ, картину;
абстрактность – способность обобщать, создавать сложносоставное общее на основе частного и простого;
детальность – способность подробно изучать, детализировать изучаемый объект;
вербальность – способность рассказать, обозначить словами идею;
стрессоустойчивость – способность придумать нечто новое в стрессовой, необычной ситуации.

Эти критерии креативности отличают ее от шаблонного, типичного мышления.

Развитие креативности

Креативность мышления и творческое отношение к жизни помогают . Креативность развивает личность, интеллект, эмоционально-волевую сферу, способности.

Развитие креативности предполагает , испытывать себя в творческой деятельности, заниматься тренировкой познавательных процессов (внимания, воображения, памяти).

Упражнений по развитию креативности множество. Классический пример: придумать как можно больше новых функций определенного предмета. Как и где еще можно использовать вилку, чашку, карандаш и другие бытовые предметы? Придумывая варианты, включить фантазию и отключить логику.

Творчество алогично, удивительно, восхитительно, и иногда кажется бессмысленным.

Творческий человек отключает внутренний контроль, выходит за рамки привычного, ловит всплывающие в сознании мысли, чувства, образы и преобразовывает их в идеи.

Упражнения, развивающие креативность:

Связать несвязное. Выбрать наугад два случайных предмета и попытаться найти сходство между ними. Какой один предмет получится при слиянии двух? Как им пользоваться? Можно соединять два разных, случайно выбранных слова и составить связный рассказ.
Несуществующее животное. Это проективная методика, которая диагностирует качества личности и уровень креативности. Нужно нарисовать животное, которого нет в природе, «сотворить» новое существо. Если тренироваться рисовать нечто новое, неизвестное, фантастическое, развивается креативность мышления.
Письмо наоборот, чтение или произношение слов с конца в начало. Это популярная детская игра. Слово «творчество» превращается в «овтсечровт». Чем длиннее слово, тем сложнее выполнять задание.

Интересный факт. Люди, пишущие левой рукой чаще, чем те, кто пишет правой, становятся творческими личностями. Так как левую часть тела контролируется правое полушарие, если писать левой рукой, развивается образное мышление, воображение, интуиция.

Чтобы стать креативным человеком нужно учиться находить новое в привычном, почаще фантазировать, мечтать, воображать.

Занимаясь творчеством, нетворческий человек развивает креативность. Рисование, лепка, кулинария, конструирование и другая деятельность, предполагающая создание нового продукта своими руками и умом, совершенствует способность мыслить нестандартно.

23 марта 2014, 15:53

Спросите любого психолога, что такое креативное мышление - вряд ли он вам даст точный и исчерпывающий ответ. Надо заметить, что универсальное определение этого понятия, которое всем будет понятно, ещё не создали. Попробуем и мы внести свою лепту и сформулируем, что же мы будем называть креативным мышлением.

Итак, креативным мышлением называют человеческую способность с помощью нестандартных способов и методов находить решения задач, которые ставятся перед ним, а также вырабатывать новые способы для достижения поставленных целей.

Как мыслить креативно?

Итак, с определением разобрались. Выясним, что следует знать и иметь человеку для того, чтобы развивать это самое креативное мышление.

Креативность по своей сути - это отсутствие традиционности, это необычность и новшество. Поэтому для этого нужно мыслить смело, не тормозя мышление стереотипами. А чтобы стереотипы, предрассудки и прочая ерунда не мешала, нам следует выйти на другой уровень мышления - независимый.

  1. Не принимайте ничего на веру .
  2. Авторитеты и кумиры не должны быть для вас неким подобием Бога, источником истины. Насколько умным и замечательным не был бы человек, он может и ошибаться. Нередко те, которые сами себя считают "авторитетами", начинают попросту излагать чушь и вводить своих кумиров в заблуждение. Не попадайтесь на такую удочку!
  3. Не бойтесь быть "белой вороной". То есть, не таким как все. Мысли в духе "как я выгляжу со стороны, похож ли я на других" не должны даже возникать в идеале. Мы все, как известно, индивидуальны и уникальны, а значит, нужно сравнивать себя только лишь с самим собой.

Следование перечисленным советам поможет видеть окружающие вещи более близкими к реальности. Это откроет путь к нестандартному мышлению и как следствие - ярким мыслям, нестандартным открытиям.

Этапы развития креативного мышления

По мере развития человека его мышление развивается поэтапно. Не факт, что каждый человек обязательно проходит все этапы. Большинство вообще добираются только до второго этапа. Остальные ступени - признак сильной личности, такие люди нередко являются приверженцами саморазвития.

  1. Мышление вообще - появляется ещё в детстве.
  2. Мышление критическое - формируется в подростковом возрасте. Это способность делать выводы, опираясь на свой прошлый опыт.
  3. Мышление независимое - это умение мыслить более верно, заключаемые выводы не зависят от стереотипов. На этот этап приходят не все люди, ибо он даёт настоящую свободу мышления.
  4. Мышление креативное - это наивысший этап. Он основывается на той самой свободе, которую даёт независимое мышление.

Нередко критическое и креативное мышление противопоставляют друг другу. Это логично, и в чём-то верно. Но контрастных противоречий тут нет. В человеке вообще не могут уживаться вместе сильные противоречия. На самом деле критическое мышление является основой для креативности. Критичное мышление способно тренировать подсознание и очищать его от навязанных мнений и установок. А "чистое" подсознание формирует нестандартные мысли.

Главное, не перегибать палку и не ставить критичное мышление "во главе угла", ибо в таком случае креативность будет подавляться. Главное в этом - освоить умение переключаться с критического на креативный тип мышления, и наоборот. Для этого можно провести два "мозговых штурма" - сначала с целью возникновения новых идей, затем проанализировать и при необходимости вычеркнуть часть идей.

Мышление - это инструмент и оно бывает разным. У каждого из “мышлений” есть своя сфера применения, границы и связи с другими инструментами. Говард Гарднер выделяет 5 типов мышления, пользуясь которыми человек сможет, смело смотреть в будущее, и в случае необходимости, - справиться с трудностями, предвидеть которые невозможно. Цель книги – рассказать о том, как развивать данные типы мышления.

Мышление - это инструмент и оно бывает разным. У каждого из “мышлений” есть своя сфера применения, границы и связи с другими инструментами. Публикуем очень краткий и содержательный конспект книги «Великолепная пятёрка. Мыслительные стратегии, ведущие к успеху».

Говард Гарднер выделяет 5 типов мышления , пользуясь которыми человек сможет, смело смотреть в будущее, и в случае необходимости, - справиться с трудностями, предвидеть которые невозможно. Цель книги – рассказать о том, как развивать данные типы мышления.

1) дисциплинарный тип

2) синтезирующий тип

3) креативный тип

4) респектологический тип

5) этический тип

Дисциплинарный тип мышления

Обычно люди не понимают разницы между предметом и дисциплиной, как правило, изучают предметы. Дисциплина представляет собой совершенно другой феномен. Она предполагает характерный способ мышления, видения мира. Наука наблюдает за миром, создаёт концепции, теории, экспериментально проверяет их, развивает в свете новых открытий, и затем, вооружившись новыми знаниями, проводит дальнейшее наблюдения, создаёт новые классификации, ставит новые опыты.

Люди, овладевшие научным способом мышления, знают, что любое научное убеждение будет рано или поздно подвергнуто сомнению, поскольку появиться новое открытие или революционная теория.

Очевидно, что для занятий естественными науками, историей, литературой, любой дисциплиной, человеку нужна информация, но без связи друг с другом, без основополагающих вопросов, без дисциплинарного метода объяснения этого свода информации, факты просто остаются «инертными знаниями».

Другими словами, студенты должны воспринимать информацию не как самостоятельную ценность, не как стартовую площадку для получения более сложной информации, а как средство, которое поможет эффективно действовать, опираясь на знания.Со своей стороны преподаватели, действующие, в том числе и как наставники, должны добиваться от студента отклика, направлять их способности в нужное русло, чтобы учащиеся выработали в себе профессионализм в области мышления и поведения.

Как развивать дисциплинарный тип мышления

Чтобы начать обучение, необходимо выявить цели и интересы человека, а затем смоделировать способ мышления.

Для развития необходимо пройти 4 ступени:

1. Определить самые важные вопросы или концепции в рамках дисциплин

2. Не жалеть времени на обучение

3. Рассматривать каждую тему с различных точек зрения

4. Установить показатели осмысления

Следует помнить, что любая форма мышления может принимать избыточные формы. Не нужно, чтобы профессиональное мышление проникало во все без исключения сферы вашей жизни.

Людям необходимо знать об ограничениях освоенных ими дисциплин

В этом человеку может помочь овладение несколькими дисциплинами. Конечно, следует помнить о контексте восприятия явления с той или иной точки зрения в зависимости от условий.

Нельзя заниматься дисциплиной одержимо ради самой дисциплины. Так, если человек является истинным знатоком права, он не станет просто знакомится с каждым опубликованным докладом и хвастаться своими знаниями. Такое поведение является признаком незрелости, а не профессионализма.

Следует помнить, что ни одним знанием нельзя овладеть полностью без привлечения сопутствующих дисциплин. Человек должен быть объективным в том, насколько глубоко он разбирается в одной или даже нескольких дисциплинах. Сделать это просто необходимо. Дисциплинарные методы должны быть инструментами, а не оковами.

Синтезирующий тип мышления

Способность связывать воедино информацию из разрозненных источников сегодня жизненно важна. Количество аккумулированных знаний удваивается каждые 2-3 года, источники информации обширны, они не похожи друг на друга, и люди ищут между ними связь, пытаются интегрировать.

Однако путь к умению синтезировать весьма непрост. Всё усложняет тот факт, что когнитивные способности человека во многом зависят от предметной области. Мы предрасположены получать навыки в определённом контексте и сопротивляемся их обобщению, более широкому применению.

Виды синтеза:

1. Изложение - интегрирования материала в связный рассказ (примеры - от Библии до современных книг по истории и общественным наукам).

2. Систематика - материалы структурируют исходя из значимых характеристик. Систематика часто присутствует в графиках и таблицах. Примеры, классификация растений и животных Линнея.

3. Комплексные концепции – совмещение разных феноменов. Примеры, концепция естественного отбора, концепция бессознательного Фрейда, 5-ти факторная модель Портера.

4. Поговорки и афоризмы

5. Сильные метафоры, образы и темы. Для описания концепций и идей часто используются метафоры.

6. Визуальные и музыкальные образы.

7. Теории. Концепции можно преобразовать в теорию. Например, теория эволюции Дарвина совмещает концепции изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора, выживания и воспроизведения.

8. Метатеория. Знания можно заключить в общие рамки, в «теорию теорий». Так, Гегель изобразил универсальную последовательность развития - от тезиса к антитезису и к синтезу.

Компоненты синтеза

Эффективный синтез информации – очень серьёзная задача. Каждая попытка интеграции должна включать 4 компонента:

1. Цель- формулировка концепции, которую вы пытаетесь создать с помощью синтеза.

2. Отправная точка-идея, образ, любая работа, предшествующая синтезу.

3. Выбор стратегии, методов и подхода.

4. Проекты и наброски. Рано или поздно, человеку, занятому синтезом, приходиться делать первый шаг.

    Бил Брайсон «Краткая история всего на свете»

    Кен Уилбер «Краткая история всего»

Синтез-задача сложная, но разрешимая. Синтезу препятствует – консерватизм нашего мышления. Жизнь людей, во многом зависит от обстоятельств, мы учимся действовать, вести себя, мыслить в определённых условиях.

По мере взросления мы сохраняем способность действовать и мыслить именно в тех обстоятельствах, в которых мы приобретали эти навыки и умения в ситуациях, не похожих на ситуацию обучения. Такой консерватизм не мешает человеку осваивать отдельно дисциплину, но препятствует овладению междисциплинарным подходом или занятием творчеством.

1. лазерный интеллект - глубоко проникает в предмет, однако не способен с лёгкостью переходить от одного предмета к другому, больше всего подходит для изучения отдельной дисциплины.

2. прожекторный интеллект - не проникает так глубоко, однако постоянно исследует окружающую среду, и поэтому с большей готовностью подмечает связи (и находит различия) между разными областями знаний.

Как сделать синтез успешным

Полноценный синтез включает в себя смесь сценариев, планов, концепций, которые обычно рассматриваются по отдельности. Это своеобразное искусство создания сочетаний.

Люди, которые могут представить идею или концепцию несколькими способами. Более способны к эффективному синтезу, чем те, кто ограничен единственным, порой нечётким представлением об этой идеи.

Для того, чтобы синтез был успешным, необходима чёткая стратегия его осуществления. Необходимо определить:

    цель и назначение синтеза

    желаемый результат

    набор инструментов синтеза

    способы оценки промежуточных результатов и критерии, по которым можно будет судить об успехе или неудачи проекта в целом.

Креативный тип мышления

Способность генерировать новые идеи и концепции, находить нетривиальные решения актуальных проблем, отвечать на новые вопросы и объяснять новые феномены. Переосмысление творчества.

Для понимания творчества очень важна идея психолога Михая Чиксентмихая, заключающаяся в том, что творческие достижения никогда не являются заслугой одного человека и даже группы людей. Скорее творчество возникает случайно в результате взаимодействия трёх автономных элементов.

1. Человека, освоившего какую-то дисциплину и постоянно работающего в этой области (например, историка, композитора, программиста и так далее).

2. Профессионального домена, в котором работает этот человек с присущими ему культурными моделями, тем, что в его рамках принимается и отвергается (представлениями того, что является научной работой, музыкальным произведением, программой).

3. Социального окружения - людей и институтов, которые предоставляют доступ к соответствующему образованию и возможность работать. Представители этого окружения оценивают заслуги человека и/или его творческие попытки.

По Чиксентмихаю, творчество имеет место тогда, и только тогда, когда продукт, созданный человеком или группой, признан новаторским в конкретном культурном домене соответствующим окружением и в свою очередь рано или поздно, оказывает уникальное и измеримое влияние на последующие работы в этом домене.

Этот подход применим к самым разным видам творчества разной степени новаторства.

Творчество и синтез

Цель человека, занимающегося синтезом, - представить уже достигнутое в максимально ясной и удобной форме. Цель творческого человека - расширить границы знания, нарушить законы жанра, направить свои усилия в новом, неизведанном направлении.

Креативный тип мышления - выходит за рамки дисциплинарных знаний и синтеза, ставит новые вопросы, предлагает новые решения. Творчество является надстройкой над одной или несколькими дисциплинами и требует компетентного «окружения», которое сможет судить о его инновационности и приемлемости.

Респектологический тип мышления

Умение принимать различные культуры, уважать людей вне зависимости от их расовой, национальной, профессиональной принадлежности, готовность взаимодействовать с самыми разными типами индивидуумов и социальных структур. (образование).

Стремление понять сверстников, учителей, других людей и эффективно работать с ними, каковы бы ни были их происхождение и культурная принадлежность. Примеры (работа). Умение эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями, сотрудниками, независимо от их происхождения и статуса.

Этический тип мышления

И трудовая и общественная жизнь требует того, чтобы человек посмотрел на свою жизнь под новым широким углом. Ему нужно ответить себе на следующие вопросы:

  • Что сегодня значит быть юристом/врачом/инженером/преподавателем?
  • Каковы мои права и обязанности?

    Что значит быть гражданином моего сообщества/региона/планеты?

    Ответственен ли я перед окружающими, особенно перед теми. Кто в силу различных обстоятельств живёт хуже?

Этический тип мышления предполагает, что человек способен мыслить абстрактно, поэтому нравственные установки формируются в юности и в последующие десятилетия. Встав на нравственную позицию, человек думает о себе как о представителе профессии, размышляет, как он должен себя вести для того, чтобы соответствовать этому званию.

Питер Сенге: «Если мы стремимся к цели большей, чем наши интересы, стремимся познать то, что шире нашего сознания, единственно возможное для нас решение - встать на этическую позицию. Этическая позиция требует, чтобы мы отказались от личной точки зрения и стали беспристрастными наблюдателями. Таким образом, смотря на вещи нравственно, вы выходите за пределы внутренних соображений и идентифицируете себя с самой объективной из возможных точек зрения». Описывая данный тип мышления, автор раскрывает понятие достойной работы. Работу можно назвать достойной, если она превосходна по качеству (высокодисциплинарна), когда учитываются интересы всех заинтересованных сторон и сообществ, в котором действует компания, когда она доставляет удовольствие (увлекательна), наполнена смыслом и приносит прибыль. В целом, станет ли человек достойным работником, зависит от его стремления работать хорошо, желания достичь цели, особенно если это нелегко.

1. Миссия. В школе и после школы, учась или работая, человек должен знать, чего он хочет достичь. Без чёткого знания своих целей человек, скорее всего, не сможет определить, в каком направлении нужно двигаться.

2. Примеры. Очень важно брать пример - лучше у достойных людей, но можно через книги или средства массовой информации- с людей, которые воплощают собой качества достойного работника. Если таких примеров нет, молодому сотруднику сложно двигаться вперёд. Временами отрицательный пример также может преподать необходимый урок.

3. Самокритичность. Молодой сотрудник должен иногда смотреть на себя со стороны и оценивать собственные поступки. Нужно задавать себе вопрос: «Хорошо ли я работаю, и если нет, что мне сделать, чтобы работать лучше?». Поскольку мы все склонны закрывать глаза на свои недостатки, нужно прислушаться к мнению знающих и беспристрастных людей.

4 . Профессиональная ответственность.

Это Вам будет интересно:

Этический тип - осознание необходимости выполнять человеческий, гражданский и профессиональный долг и нести ответственность за собственные действия в любой их этих сфер. Предусматривает последовательную реализацию нравственных установок в работе и жизни.

Примеры (образование): Размышление о своей роли как студента и будущего профессионала и стремление выполнить эту роль должным образом и с необходимой ответственностью.

Примеры (работа): Знание основных ценностей профессии и стремление поддерживать и продвигать их даже во время быстрых и непредсказуемых перемен. Чувство ответсвенности за профессию, готовность высказывать своё мнение даже в ущерб себе. Признание и выполнение обязанностей гражданина сообщества, региона, страны, мира.

Псевдоформы: На словах человек представляется хорошим работником и ответственным гражданином, однако слова его расходятся с делом. Такой человек склонен к недопустимым компромиссам в работе и общественной жизни.опубликовано

Текст: Елена Еремеева

Известный психолог Маслоу сказал, что креативность присуща всем людям, но она теряется из-за воздействия установленных норм поведения и мышления в обществе.

Креативностью называется умение создавать что-то новое, отклоняясь от шаблонов и общепринятых схем. С помощью креативности появляются новые идеи, схемы действий, предметы и многое другое. Благодаря такому мышлению человек может легко найти выход из затруднительной ситуации или в нужный момент обхитрить соперника в бизнесе. Поэтому развитие креативности является важным пунктом для людей, желающих стать успешными

Существует разница между креативом и творчеством. Последнее является процессом создания какого-либо предмета искусства, в то время как креативное мышление направлено гораздо шире и действует даже в повседневной жизни при воплощении элементарных муторных задач.

В английском языке есть отличное выражение, точно передающее понятие креативности. Оно переводится как – «мыслить вне рамок». В то же время фильм «Матрица» показывает человеку, что рамки существуют лишь в его голове.

Развивать креативность можно ежедневно, не тратя на этот процесс дополнительное время. Основные способы, с помощью которых можно повысить уровень креативного мышления в повседневной жизни:

  • Чтение вывесок с конца к началу, что иногда бывает довольно весело, так как результаты могут получаться самые разнообразные;
  • При чтении книги попробуйте читать предложения с низа страницы к верху, то есть, действия будут происходить в обратном порядке;
  • В свободную минутку можно заняться придумыванием разнообразных имен, путем комбинации совершенно случайных, приходящих в голову букв;
  • Хорошо на развитие мышления влияет рисование, особенно, всяких несуществующих вещей, существ;
  • Пока никто не видит, можно пописать левой рукой (или правой, если левша), а особо бесстрашные могут попробовать даже ногами;
  • Отлично помогают развиваться попытки сочетать на первый взгляд несочетаемые слова;
  • Также вы можете взять любое слово и представить его в качестве аббревиатуры, которую затем нужно расшифровать;
  • К каждому предмету повседневной жизни можно придумывать нестандартное применение;
  • Можно также один предмет складывать с другим, пытаясь добиться усовершенствования.

Выполняя эти несложные и на первый взгляд бессмысленные вещи, вы научитесь видеть нестандартные решения для той или иной ситуации, а также генерировать идеи путем совмещения несовместимого, тем самым развивая креативное мышление .

Путем исследований обнаружено, что креативность можно развивать в любом возрасте, в отличии от памяти. Кроме того, выделены два типа людей: у одних креативное мышление максимально развито еще в юношеском возрасте, а другие увеличивают его уровень постепенно, достигая максимума в средние года.

Упражнения и способы повысить креативность

Стив Джобс говорил, что креативность является ничем иным как нахождением связей между различными вещами. Именно поэтому, считал он, на вопрос: как же вы это придумали? – многие люди затрудняются с ответом, ведь они просто заметили эту связь.

Все упражнения для развития креативного мышления направлены на то, чтобы человек учился отбрасывать общепринятые понятия и связи, а взамен них строил нечто новое, раньше неизвестное даже ему.

Существует несколько наиболее действенных способов развития креативности:

  • Нужно взять любую книгу, а еще лучше словарь, и случайным образом выбрать два слова. А затем следует поразмышлять, что есть общего между этими словами. Причем отговорка – да совсем ничего – не принимается. Связь можно найти везде. И чем необычнее она и невероятнее, тем лучше.
  • Второй способ развития мышления связан с проектированием. Попросите знакомого придумать 10 любых слов существительных. Запишите их. Эти слова являются обязательными условиями, которые должны быть выполнены при проектировании дома. Важно не умение чертить или рисовать. Важно придумать, как воплотить в архитектуре и дизайне совершенно любые слова, например, курица или ботинок.
  • Еще один эффективный способ настроен на развитие ассоциативного мышления. Выбрав любой предмет в своем окружении, придумайте ему 5 подходящих эпитетов или просто прилагательных – это довольно легко. Однако после первой части задания, следует придумать столько же абсолютно не подходящих ассоциаций к этой же вещи.
  • Отлично развивается креативность и творческое мышление рисование. Однако есть одна особенность – предварительно на бумаге нарисуйте много одинаковых крестиков, кружочков, да даже обычных каракуль (главное, одинаковых). А затем каждую из них превратите в какой-нибудь отдельный осмысленный рисунок.
  • Также развивает умение выкручиваться из различных ситуаций следующий способ. На протяжении часа, что бы вы ни делали и где бы не находились, отвечайте на все вопросы либо утвердительно, либо отрицательно. При этом окружающие не должны заподозрить, что у вас какие-то проблемы. Поведение должно быть естественным и как можно более обыденным.

Используя эти интересные упражнения, вместе с повседневными поисками чего-то нового вы быстро и эффективно сможете добиться развития креативного мышления. А наш ресурс BrainApps поможет в этом с помощью различных тестов и игр.

ФОТО Getty Images

Предприниматель Томас Эдисон запатентовал за свою жизнь 1093 изобретения. Согласитесь, это сильное достижение. Он поставил себе цель: каждый десять дней делать маленькое изобретение и каждые полгода – придумывать что-нибудь значительное. Вам трудно представить себя в роли изобретателя? Начните тогда ежедневные тренировки ума с чего-то более простого и понятного.

Майкл Михалко (Michael Michalko), один из ведущих специалистов по креативности в мире. Будучи офицером НАТО, организовал группу ученых, которые стали работать над классификацией и исследованием методов креативного мышления. Автор нескольких бестселлеров, в том числе – «Игры для разума» (Питер, 2007), «Креативный взрыв» (Попурри, 2014). В книге «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно » (Манн, Иванов и Фербер, 2015) он собрал десятки техник выработки идей, игр и упражнений для развития интеллекта. Мы выбрали для вас шесть из них.

1. Записывайте свои идеи

2. Заведите банк данных

3. Полюбите спонтанность

Пообещайте чаще удивлять себя. Вместо того чтобы поехать после работы домой, сходите внезапно в кино или на выставку. Пробуйте новые рецепты. Примите вместо душа ванну. Измените время сна. Измените время работы. Познакомьтесь со своим почтальоном. Помойте машину на другой автомойке. Словом, ломайте сложившийся распорядок, чтобы ваш мозг постоянно подпитывался чем-то новым.

4. Спите наяву

Воспользуйтесь приемом, который помогал Сальвадору Дали придумывать новые идеи. Он садился в кресло, а на пол – возле подлокотника – ставил железную тарелку. Руку он клал на подлокотник, взяв в руку железную ложку. И начинал потихоньку засыпать. Когда он уже почти засыпал, его организм расслаблялся, ложка выскальзывала из рук и падала в тарелку. Этот звук будил художника. И как раз в этом пограничном состоянии мозга, в котором он был, ему и приходили в голову его знаменитые гипнотические образы. Вы тоже можете попробовать этот способ. Говорят, действительно приходят озарения.

5. Рисуйте свободно

У Леонардо да Винчи тоже был свой интересный метод. Он расслаблялся, садился за столом и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Он хаотично водил по листу, а потом останавливался. Далее он мог в течение получас разглядывать то, что получилось. Обычно он видел в этом какие-то образы и нюансы, которые помогали ему нарисовать новую картину или сделать еще одно научное изобретение.

6. Освойте технику SCAMPER

SCAMPER – это список вопросов, способных подстегнуть рождение новаторских идей, где

S = Substitute? – Заменить?

C = Combine? – Комбинировать?
A = Adapt? – Адаптировать?

M = Modify? = Magnify? – Модифицировать? = Увеличить?

P = Put to other uses? – Предложить другое применение?

E = Eliminate or minify? – Устранить или уменьшить?

R=Revers? = Rearrange? – Поменять на противоположное? = Реорганизовать?

Чтобы воспользоваться этой техникой, нужно на каждом этапе обдумывания новой идеи задавать себе правильные вопросы. Проделав эту процедуру в отношении каждого этапа, вы выработаете максимальное количество идей, касающихся улучшения ситуации. Теперь предположим, что производитель скрепок для бумаги хочет усовершенствовать выпускаемую продукцию.

Поиск идей он может начать со следующих вопросов

  • Что можно заменить в скрепке?
  • С чем можно скомбинировать скрепку, чтобы она превратилась в нечто новое?
  • Что можно адаптировать по отношению к скрепке?
  • Как можно модифицировать скрепку?
  • Чем можно ее дополнить?
  • Какие другие способы применения можно предложить для скрепки?
  • Что можно убрать из скрепки?
  • Что можно поменять в скрепке на противоположное?
  • Какой вид скрепок наилучший?

Один фабрикант решил заменить металл пластиком, добавил к этому цвет и создал разноцветные пластиковые зажимы, которые не только скрепляют листы бумаги, но и помечают их – тем самым всем знакомой скрепке было найдено еще одно применение. Подумайте и вы над этими вопросами.