Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Характеристика обучения плаванию в подготовительной группе. Алгоритм обучения плаванию дошкольников

Детей дошкольного возраста лучше всего учить плаванию в специально отведенных для этого местах. В детских садах -- в плавательных бассейнах, а когда детям позволяют купаться в естественных водоемах, то при этом нужно придерживаться следующих правил :

Выбирая место для купания, воспитатель должен проверить глубину, тщательно изучить дно, чтобы убедиться, что оно не содержит ям.

Уровень воды не должен превышать 80 см, дно не должно быть каменистым, течение -- быстрым.

Дно должно быть ровным, вода проточной, берег сухим и не загрязненным.

Площадь, отведенная для купания детей, должна быть помечена отчетливо видными цветными поплавками, флажками, изгородью и т.д.

Воспитатель, обучающий детей плаванию, прежде всего, обязан сам хорошо уметь плавать, знать правила оказания помощи, уметь моментально оказать первую помощь. Хорошо, если на занятиях по плаванию присутствует кто-либо из медицинского персонала или другие работники детского сада.

6. Купание и подготовка к плаванию должны сочетаться с солнечными ванными и организуются ежедневно во время прогулки или после дневного сна.

Сначала детям разрешается быть в воде 5--10 мин при условии, что ее температура 20--24°С, а температура воздуха 24--28°С. Заметив, что детям становится хоть немного холодно (а об этом можно Догадаться по побледневшему лицу), нужно потребовать немедленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно луче вытерли полотенцами лицо, шею, голову, спину, живот и другие части тела, хорошо прочистили бы уши.

Когда дети учатся плавать, нужно приучить их не бояться воды Дети дошкольного возраста часто боятся воды -- нужно помочь им преодолеть этот страх, научить не бояться брызг, попадающих на лицо, смело входить в воду, окунаться, двигать в воде руками ногами. Если ребенок боится самостоятельно войти в воду, воспитатель берет его за руку, помогает преодолеть страх и окунуться Лучше всего чувство страха преодолевается, когда воспитатель держит ребенка за руки так, чтобы он был лицом к ней, и незаметно вводит ребенка в воду.

Обучение детей плаванию предполагает использование следующих упражнений .

Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на животе, на спине, бегать с игрушками по воде и без них. При этом воспитатель должен придать детской возне форму игры: движение, когда каждый машет одной рукой («лодочка с веслами»), спрятав руки за спиной («ледорез»), руки, сжатые в кулаки, выпрямлены вперед («рыба»), стоя на четвереньках («крокодил»), пятиться назад («рак») и бежать, высоко поднимая колени («лошадка»), и т.д.

Учить детей нырять в воду с головой. Дети плещутся, руками разбрызгивая воду, делают «дождь». После этих упражнений можно попробовать нырнуть, пригнувшись, чтобы вода доходила до уровня глаз, потом -- лежа на спине. Затем можно предложить окунуть голову, придерживая ее руками. Нужно, чтобы, окунувшись с головой, дети задержали дыхание. Научив ребят нырять таким образом, можно разрешить им посмотреть под водой сквозь пальцы рук.

Обучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, а потом уже сидя в воде. Движения выполняются выпрямленными ногами. Познакомив детей с движениями ног в положении сидя, можно приступать к обучению их тем же движениям в положении лежа на спине или на животе (в неглубоком месте). При этом упражнении нужно использовать различные резиновые игрушки: круги, надувные подушки и т.д.

Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки. Дети учатся попеременно каждой рукой выполнять гребок. После этого движения рук и ног выполняются в воде, вначале касаясь ногами дна (как «крокодил»). Это упражнение напоминает плавание стилем кроль, только без выбрасывания рук вперед.

Учить выдоху в воду. Это упражнение сперва можно выполнять на берегу. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку. листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до подбородка, дети стараются «сдуть» воду («охлаждают горячий чай»). После этих упражнений

можно разрешить детям, нырнув, делать выдох в воде. Необходимо знать, что дети дошкольного возраста обычно делают выдох в воде, п рисев на корточки, расставив руки в стороны. Так им легче сохранять равновесие.

В воде можно играть в разнообразные игры.

«Фонтан» -- дети, сидя в неглубоком месте, образуют круг. По сигналу воспитателя они колотят ногами по воде, стараясь вызывать как можно больше брызг. Эта игра позволяет детям привыкнуть к брызгам.

«Море штормит» -- дети входят в воду по пояс, встают один за другим чередой или в кружок. По знаку воспитателя разбегаются в стороны, приседают, выпрямив руки в стороны, стараясь поднять побольше волну. По следующему знаку воспитателя «ветер затихает», дети возвращаются в первоначальный строй.

«Воробьи в воде» -- на неглубоком месте дети подпрыгивают, отталкиваясь обеими ногами, стараясь выпрыгнуть из воды.

«Поезд и тоннель» -- стоя по одному, дети кладут руки впереди стоящему на поясницу, изображая «поезд». Двое детей, стоя лицом к лицу, соединив руки, изображают «тоннель», руки ребят касаются воды. Чтобы «поезд» миновал «тоннель», ребята должны нырнуть в воду. Когда весь «поезд» проезжает, дети, изображавшие тоннель, встают в хвост вереницы. А первая пара «поезда» образует «тоннель».

В дошкольном возрасте, как показывают результаты исследований, не ставится задача овладения ребенком прочной техникой плавательных движений. Важно, чтобы он усвоил элементы техники, правильный общий рисунок движений, на основе которого будет развиваться, и совершенствоваться навык плавания. И чем большим количеством плавательных движений будет овладевать дошкольник, тем более прочным будет навык плавания.

Учитывая возрастные особенности ребенка 5--6 лет, выполнение каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений. Это значительно повышает заинтересованность ребенка в целенаправленных действиях, способствует дисциплинированности, эффективности обучения.

У детей мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослых, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении удлиняются. Этим объясняется тот факт, что ребенок быстро Утомляется, однако физическая утомляемость у него быстро проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. Поэтому ребенку легче бегать, чем стоять на одном месте.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, которые уже к 5 годам достаточно хорошо развиты и постепенно начинают вовлекать в работу и мелкие слаборазвитые группы мышц. Поэтому занятия плаванием для всестороннего развития мышечной системы ребенка особенно благоприятны.

Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью, цикличностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечной группы последовательно чередуются, что оказывает очень благоприятное воздействие на ребенка. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также благоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы.

Многие ритмичные движения ног при плавании, особенно в старшем дошкольном возрасте при недостаточно развитом тазовом поясе, обеспечивают большую разностороннюю нагрузку на нижние конечности, чем укрепляется тазовый пояс.

Ребенок 6 лет способен усваивать сложные по координации движения, и именно плавание содействует их развитию.

Пребывание в воде вызывает отдачу тепла, и она будет тем больше, чем ниже температура воды. При продолжительном пребывании в воде температура тела снижается. Переохлаждение недопустимо. При систематических занятиях плаванием сосудистая система дошкольника быстро приспосабливается к изменениям температуры воды и возникает устойчивость к холоду, что немаловажно при закаливании организма.

В 5--6 лет ребенок достаточно хорошо осваивает и выполняет различные движения, однако у него наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения. В связи с этим движения дошкольников усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать.

Помимо прикладного значения плавания, необходимого для жизни, важно как можно раньше выявить у ребенка способность к освоению тех или иных плавательных движений в индивидуальной последовательности, сформировать и поддерживать у него в дальнейшем стремление к острой борьбе и победам в спорте, что будет способствовать развитию у него стойкого интереса к занятиям физкультурой и занятости во внеурочное время.

В результате обучения плаванию дети очень хорошо осваивают различные его способы: брасс, дельфин, выполнение поворотов и старта.

Исследования, проведенные с младшими школьниками и старшими дошкольниками , направленные на нетрадиционные системы одновременного освоения ребенком разных способов плавания, показали результативность данного метода. Каждому малышу изначально присущ свой способ плавания.

Наиболее эффективным для овладения навыком плавания на начальной стадии обучения ребенка шестого года жизни является плавание неспортивным способом, которое лучше получается у ребенка. Его знакомят с элементами всех спортивных стилей (брасс, кроль на груди и спине, дельфин) и с различными их сочетаниями (руки брасс -- ноги кроль; руки брасс -- ноги дельфин; дельфин на спине и т.д.).

Ребенок лучше усваивает неспортивный (облегченный) способ: руки брасс -- ноги кроль. При этом дыхание у него произвольное (в спортивном плавании это наиболее трудная часть обучения), что облегчает освоение этого стиля. На последующих занятиях совершенствуется освоение остальных способов по элементам и полной координации движений.

Обучение плаванию сочетается с различными упражнениями в воде -- гидроаэробикой: ходьба и бег по пояс в воде; ходьба, бег спиной вперед; подпрыгивания, прыжки; общеразвивающие упражнения: держась за поручень бортика типа велосипед, упражнения на растяжку и др.

Ребенка учат выполнять традиционные упражнения: дельфин, крокодил и др.; проводят подвижные игры, игровые упражнения, хороводы, эстафеты и т.д. Навыки, полученные ребенком, завершаются в спортивных праздниках.

Важную роль при обучении плаванию играет ознакомление ребенка с лучшими спортсменами-пловцами, формирующее и воспитывающее у него интерес и любовь к спорту.

Марина Кубанкова
Значение плавания в дошкольном возрасте

Значение плавания в дошкольном возрасте

Кубанкова Марина Олеговна

Инструктор по физической культуре МОУ Прогимназия №48

К большому сожалению, сегодня отмечается резкий рост числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья ребенка, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения устойчивости к различным заболеваниям. Превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств дошкольника является плавание . При этом важнейшее значение имеет раннее обучение детей плаванию . Сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка - одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм с момента рождения.

Занятия плаванием дают массу положительного. Это закаливание и профилактика простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета, формирование правильной осанки, улучшение обмена веществ, сна, аппетита, укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, предупреждение плоскостопия, улучшение физических способностей, координации движений, силы, выносливости. Это также помощь при синдроме повышенной возбудимости, гипертонусе, гипотонусе. И просто положительные эмоции ребенка.

Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию , стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать . При организации работы в нашем бассейне «Дельфин» предусмотрены следующие этапы обучения :

1. ознакомление с водной средой;

2. обучение дыханию с выдохом в воду;

3. обучение скольжению в воде;

4. обучение сразу всеми видами плавания («кроль» , «кроль на спине» , «брасс» , «дельфин» ).

Занятия на воде начинаются с упражнений на суше - «сухого плавания » .Перед посещением бассейна дети проходят обязательный медицинский осмотр, принимают гигиенический душ.

Важное значение имеет и подготовка ребенка к плаванию со стороны семьи . Перед началом плавательного сезона в каждой группе мы помещаем информацию для родителей «Как правильно подготовить ребенка к занятиям в бассейне» , проводим тематические родительские собрания.

Все дошкольники занимаются плаванием с вспомогательными поддерживающими плавательными средствами и без них. Дети второй младшей группы плавают с нарукавниками и кругами, средней группы – в нарукавниках, а старшей и подготовительной групп - в нарукавниках или без вспомогательных поддерживающих средств. Также применяем нудлы, плавательные доски , колобашки, мячи и надувные игрушки. Особенностью занятий в Прогимназии является то, что все ребята, начиная с 3 лет, занимаются плаванием на «большой воде» .

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия человека в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Мы наблюдаем, что поначалу не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость. Некоторые боятся входить в воду, не ощущать ногами дно. Прогимназия сельское учреждение, многие дети не имеют опыта плавания даже в ванной . Именно поэтому первые усилия педагога при обучении плаванию направлены на то , чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Неумение плавать – серьезнейший пробел в физическом воспитании. Древние греки говорили о невежественном человеке так : «Он не умеет ни плавать , ни читать» . И в наши дни не менее важно, чтобы каждый ребенок овладел не только азбукой грамотности, но и навыками уверенного передвижения в воде. Я регулярно провожу занятия, которые формируют навыки безопасного поведения на воде, учу старших ребят плыть в одежде (футболке, перевозить «утопающего» на надувном бревне. Уверена, это очень поможет им в жизни.

Одним из основных средств обучения плаванию , прекрасным стимулятором познавательной и двигательной активности ребенка являются подвижные игры. Игра – это естественная потребность дошкольника , умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. В этом случае каждое занятие приносит детям большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять ее на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Игры на воде – это заключительная часть занятий в младших группах. В средней группе занятия заканчиваются в основном соревнованиями, а в старшей и подготовительной группах – соревнованиями и водными эстафетами. Наиболее популярны в Прогимназии «Веселые старты» .

Я часто организую праздники на воде. Они создают основу для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках : «Новый год» , «Веселые сказки» , «9 Мая» , «8 Марта» -объединяет дошкольников общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовольствие. Ребята начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, у них пробуждается интерес к регулярным занятиям. Положительные эмоции и радостное ожидание праздника вызывает у детей художественное оформление бассейна. Я украшаю его блестящей мишурой и новогодними гирляндами, даже елку на новый год устанавливаем на воде. Обязательно использую музыкальное сопровождение. Это играет важную воспитательную роль, способствует формированию ценностного отношения к музыкальной культуре и культуре движения; формированию музыкального вкуса, эстетических переживаний образа и характера музыкального произведения в единстве с движением, пониманию красоты и эстетики выполнения плавательных движений в соответствии с музыкой.

Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физической культурой, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать и т.д. .

В настоящее время в России имеется значительное разнообразие методик и подходов к формированию плавательного навыка и решению задач оздоровления детей дошкольного возраста - Казаковцева Т.С., 1987; Котляров А.Д., Васильев В.С.,1989; Осокина Т.И., 1991; Мосунов Д.Ф., 1998; Меньшуткина Т.Г., 1999; Велитченко В.К., 2000 Булгакова Н.Ж., 2001; Еремеева Л.Ф., Большакова И.А.,2005; Петрова Н.Л., Баранов В.А., 2006, Воронова Е.К., 2010.

В своей исследовательской работе мы рассмотрим несколько методик.

Формирование умения плавать предусмотрено программой дошкольных учреждений, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста достаточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеническими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, уже хорошо адаптированы к условиям дошкольного учреждения. Выше, мы уже говорили, что в качестве основной программы обучения плаванию, можно считать методику Т.И. Осокиной (Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. «Учение плаванию в детском саду»).

По мнению авторов этой программы, в процессе обучения плаванию рекомендуется использовать принцип наглядности, который является основным во всем процессе обучения. Суть в том, мышление дошкольника конкретно, двигательный опыт маленький, восприятие движений в водной среде осложнено. Незнакомая обстановка возбуждает детей, внимание их рассеивается, плеск воды заглушает голос инструктора. В этих условиях тактильные ощущения - зрительные, слуховые, мышечные - в сочетании, создают более глубокое представление о разучиваемых движениях и способствуют их усвоению. Огромное значение при этом имеет тесная связь показа с живым, образным словом - рассказом, объяснением .

IV этап – (старший дошкольный и младший школьный возраст) происходит усвоение и совершенствование техники способов плавания на глубокой воде, несложных поворотов, разучивание движений ног, движений рук, изучение способа плавания в целом, т.е. постоянная работа по согласованию движения рук и ног и дыхания, умение способа плавания с полной координацией движения. Условное определение указанных этапов, позволяет инструктору по плаванию, более конкретно представить себе основные направления работы по обучению плаванию с детьми разного возраста и подготовленности .]

По мнению Т.И. Осокиной, к концу учебного плана обучения, воспитанники младшей группы в воде должны достать со дна игрушку, войти в воду с открытыми глазами; выдохнуть в воде 5-6 раз, скользить на груди (2-3 раза); выполнять упражнение «поплавок» (2 раза); с помощью взрослого лежать на спине (2 раза).

На занятиях в средней группе воспитанники обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение недолгого времени, тем самым получая знания о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Дошкольники должны научиться самостоятельно произвольно выполнять вдох - выдох в воду несколько раз. Методические рекомендации по обучению в средней группе:

Не следует выполнять данное упражнение у опоры, так как, работая ногами, ребенок не сможет почувствовать продвижения вперед.

Также не необходимости использовать поддерживающие предметы, потому что при этом нарушается горизонтальное положение тела, что, ведет к появлению значительных ошибок в работе ног .

Основной задачей в обучении по плаванию в средней группе, является достаточно умелое свободное лежание на груди и на спине. Для этого ребенка надо научить погружаться в воду, а также нырять и открывать в воде глаза, и после этого не тереть глаза руками. Научив открывать глаза под водой, помогает сохранить нужное направление движения и облегчает ориентировку под водой. Если ребенок умеет задерживать дыхание, можно научить его доставать со дна разные предметы (игрушки, шайбы, ракушки).

Дети также должны знать, что не смогут нырять, если их легкие заполнены воздухом. Для большей убедительности заставить их присесть под воду после глубокого вдоха и затем после энергичного выдоха.

Для получения знаний о плавучести тела и действий подъемной силы, Т.И. Осокина предлагает выполнять упражнение «Поплавок»: «стоя сделать вдох, присесть глубже, обхватить руками ноги чуть-чуть ниже колен, опустить лицо к коленям и сгруппироваться». Для того чтобы понять, что вода держит ребенка, можно выполнять упражнение «Крокодил». При выполнении упражнения необходимо достичь правильного дыхания - чередования короткого вдоха и медленного выдоха. Научив детей лежать на груди, необходимо перейти к обучению лежания на спине на неглубоком месте. Для этого ребенок, сидя на дне и незначительно опираясь на него локтями, пробует лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать. При этом ребенок не должен запрокидывать голову назад и не прижимать подбородок к груди (носик и животик вверх). Сначала необходимо помочь ребенку избавиться от лишнего напряжения: педагог, стоя сзади, мягкими руками уверенно поддерживает голову ребенка и, говорит нужные слова, добивается цели. Когда ребенок научится лежать на мелководье, нужно переходить к выполнению этого упражнения на большой глубине .

Очень важно научить подопечных вставать из положения лежа на спине. Т.И. Осокина рекомендует выполнять это упражнение следующим образом, дети вытягивают руки вдоль туловища и энергично нажимают ими на воду вниз; ноги подтягивают к туловищу (ребенок как бы садится). Туловище принимает вертикальное положение, после этого ноги вытягиваются и встают на дно.

Чтобы ребенок ощутил скольжение в воде, необходимо использовать упражнения с буксировкой (держась за руки, за обруч, сачок и т.п.), а также проплывать в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра).

Огромное значение в обучении уделяется прыжкам, которые придают занятию эмоциональную окраску, дети преодолевают неуверенность, появляется решительность и смелость. На обучение прыжкам в воду влияют объективные возможности бассейна. Можно прыгать с лестницы, но рекомендуется прыгать с прикрепленной к лестнице съемной тумбы со ступенями, это гораздо безопаснее, высота которой соответствует уровню воды. Нельзя заставлять ребенка прыгать, ни в коем случае нельзя толкать ребенка, если он не хочет. Во избежание травм, инструктор во время прыжков должен стоять на тумбочке и видеть место куда будет прыгать подопечный, оно должно быть свободно. Начинать лучше с простых прыжков - ногами вниз. После освоения этих прыжков переходят к обучению прыжков головой вперед (прыжок поверхностный). Сначала дети «плюхаются» в воду, разводя руки и ноги в стороны, инструктор должен научить детей хорошо отталкиваться, прыгать как можно дальше .

И.А. Большакова (2005) разработала альтернативную программу обучения плаванию «Маленький дельфин». Ее программа рассчитана на время пребывания ребенка в детском саду с трех до семи лет, так же как и традиционная методика Т.И. Осокиной. Программа «Маленький дельфин» имеет свои особенности, для должного усвоения плавательных движений широко используются контрастные упражнения, направленные на получение противоположного эффекта.

В методике, предложенной Большаковой, занятия проводятся в форме круговой тренировки, где плавательные упражнения и элементы техники выполняются на мелководье, а совершенствуются на глубокой воде. .

И.А. Большакова, так и Т.И. Осокина основной задачей обучения плаванию считают научить детей держаться на воде, экономично распределять силы при движении по воде, создание условий способствующих почувствовать уверенность в воде на начальном этапе обучения.

Выделяются следующие типы уроков: учебный, учебно-игровой; игровой, массового купания, индивидуального обучения, контрольный. Формы организации урока по плаванию - фронтальный, групповой и индивидуальный. При обучении плаванию детей дошкольного возраста, по мнению Васильева В.С. и Никитского Б.Н. (1973) ребенок должен учиться познавать окружающий мир, приобретать нужные для жизни знания и навыки. К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения. Их следует использовать не только для укрепления здоровья детей, формирования движений, двигательных навыков и физических качеств, но и для развития и совершенствования познавательной деятельности .

Авторы Васильев В.С. и Никитский Б.Н. (1973) рекомендуют инструкторам по плаванию использовать методы речевого воздействия (объяснительный рассказ и инструктирование), наглядно – демонстрационный метод, практический метод (расчлененно – конструктивный и целостный, кроме того методы частично регламентированные (игровой и соревновательный).

Кроме того, Васильев В.С. и Никитский Б.Н. (1973)говорят в своей программе, что при комплексном использовании различных методов и методических приемах в зависимости от задач урока, достигается наибольший результат в обучении плаванию.

При обучении плаванию по методике Васильева В.С. и Никитского Б.Н. воспитанники не только осваивают навык плавания, но и развивают функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма, усваивают гигиенические навыки, укрепляют здоровье и увеличивают уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости).

Далее мы рассмотрим методику индивидуализированного обучения, эффективность которой доказана в опыте, разработана и описана Т.А. Протченко и Ю.А. Семеновым. В их методике основным является обучение тем элементам техники, и тому способу плавания, который лучше всего получается.

Склонности и способности детей определяют при ознакомлении их с достаточным количеством разнообразных плавательных упражнений, применяемых при одновременном обучении элементам всех способов плавания. Чтобы найти то сочетание движений, которое получается лучше всего и с которого необходимо начать обучение, инструктор дает задание попробовать выполнить плавательное движение в различных вариантах. Такой прием значительно сокращает сроки обучения. Опираясь на этот избранный способ, дети комфортнее чувствуют себя в воде, быстрее осваивают навык плавания как "своим" способом, так и остальными.

Одновременно с этим неспортивным способом с первых же занятий детям предлагают элементы и других способов плавания. Их обучение начинается с движений рук. Каждому ребенку преподаватель указывает на те движения, которые у него лучше получаются .

Далее в своей исследовательской работе мы изложим конкретные методические особенности по организации и проведению учебных занятий по плаванию детей дошкольного возраста, которые совпадают практически у всех авторов программ.

Начнем с того что, обучение плаванию детей в дошкольных учреждениях может проводиться круглогодично.

Современные технологии позволяют в настоящее время использовать не только стационарные бассейны открытого типа, но и надувные бассейны, бассейны, состоящие из разборных секций, что позволяет при минимальных затратах быстро и эффективно организовать занятия по плаванию. Тем более для дошкольников требуются небольшие объемы бассейна, и, соответственно, места для его расположения нужно немного. Главное условие - выполнение санитарных норм и норм безопасности .

Организация обучения детей плаванию осуществляется в комплексе физкультурно - оздоровительной работы, в сочетании с рациональным режимом активности и отдыха детей.

Плавание в детском саду проводятся 1 раз в неделю для детей младшего возраста и 2 раза в неделю для детей среднего и старшего возраста. Те дошкольники, которые успешно занимаются и показывают отличные навыки, могут заниматься дополнительно ещё 2 раза в неделю.

Учебные группы для занятий плаванием комплектуются с учетом возраста и уровня физического развития детей. В каждой группе должно быть не более 6–10 человек.

Материально – техническое обеспечение для занятий плаванием состоит:

Большие и маленькие плавательные доски;

- «колобашки»;

Корзины с игрушками, мячами;

Горка для катания и отдыха;

Резиновые ласты.

Один из главных атрибутов это - резиновые ласты. Они развивают мышечную массу ног, увеличивают гибкость и подвижность стопы, что является неотъемлемой частью профилактики плоскостопия, помогают развитию чувства воды и скорости, они необходимы при обучении технике работы ног, обучению дыхательных упражнений, в полной координации всеми спортивными способами, кроме «брасса».

Дети четырех пяти лет занимаются без плавательных очков, а в старшей и подготовительной группе очки желательно иметь каждому ребёнку .

Воспитатели, проводящие занятие или помогающие инструктору, должны находится в воде. Во время урока необходимо присутствие врача или медсестры.

До проведения занятий плаванием допускаются только те воспитатели и инструктора, которые прошли специальную теоретическую и практическую подготовку. Инструктор по плаванию должен вести наблюдение за детьми, потому что дети своим поведением в воде сами подсказывают, какие упражнения необходимо учить. Если дети боятся брызг - учить опускать лицо в воду, боится упасть - учить вставать, боится захлебнуться - учить дышать, хочет поднять со дна игрушку - учить нырять и т.д.

Начальный период обучения (привыкание к воде) у воспитанников старшего дошкольного возраста значительно короче, но последовательность и постепенность выполнения плавательных движений для начального обучения сохраняется в работе с детьми всех возрастных групп.

На всех этапах обучения плаванию необходимо применять игровой метод обучения. Игра – часть занятия, она не является случайной. Игра повышает эмоциональное состояние, помогает дошкольнику устранить чувство боязни воды, неуверенность. Основными задачами игры – является овладение и закрепление элементов техники плавания, закаливание организма. Разучивание игр происходит постепенно, от простых игр к сложным. При этом, ранее изученные игры, чередуются с новыми. Надо сказать, что каждое занятие для детей – это еще и большая радость. Использование подвижных игр позволяет сохранить радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые спокойные дети быстро привыкают к воде. Игровой метод приносит заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разные исходные положения. Нужно учитывать, что дети в этом возрасте, увлекшись игрой, плохо контролируют свои силы, возможности и поэтому могут играть и выполнять физические упражнения до полного изнеможения. Поэтому инструктор должен использовать интенсивные, эмоциональные упражнения и игры с более спокойными и менее утомительными занятиями.

По мнению Г.Б.Муратовой особое место в дошкольном возрасте занимает сюжетная игра, потому что именно она способствует развитию воображения ребенка, в сюжетно игре можно изображать сказочных героев, животных и.т.д. Кроме того в обучении плаванию должны использоваться образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений («раки», «черепашки», «крокодилы», «морской паровоз» и. т.д.). Эти образы помогают создать реальные представления о выполнении движения, облегчают овладение им. При этом обязательно используется игровой и наглядный материал .

Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

При обучении плаванию, сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм влияет на достижения положительных результатов. Воспитатель доходчиво должен объяснять упражнения, чтобы дети достаточно хорошо поняли, как выполнять движение, на что при этом обратить внимание (оттолкнуться сильнее, чтобы проскользить подальше).

Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствует осмыслению и осознанию значения упражнений. Это побуждает дошкольников выполнять движения как можно лучше, четче. .

Кроме того, после разбора занятий и оценке выполнения ими упражнений у занимающихся также повышается уровень сознательности и активности в выполнении заданий.

В качестве отправных установок, регламентирующих проведения занятий по плаванию сформированы принципы систематичности, последовательности, преемственности.

В занятиях упражнения должны постоянно меняться, от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе задачи обучения не будут решены. Инструктор - педагог должен иметь хорошие знания и понимать всю схему последовательного обучения, где учебные задачи находятся в порядке возрастающей сложности с учетом постепенного увеличения нагрузки и глубины воды.

Следует помнить, что доступность заданий для детей дошкольного возраста предполагает выполнение упражнений такой сложности, успешное выполнение которых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил.

Преемственность и последовательность в переходе от привыкания к воде во время несложного передвижения по дну к разучиванию различных плавательных движений, является главным из условий обучения детей.

При работе с воспитанниками детского сада обязателен индивидуальный подход в обучении, так как организм ребенка еще не полностью сформировался и окреп и имеет различную физическую подготовленность. Главно, чтобы учитывались задачи определенного этапа обучения, особенности возраста занимающихся, подготовленность детей, их эмоциональное состояние, условия проведения занятий .

При организации и проведении занятий по плаванию в детском дошкольном учреждении должны соблюдаться требования по технике безопасности:

Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения инструктора.

Не проводить занятия в бассейне раньше, чем через 40 минут после принятия пищи.

Одно из условий успеха в работе с маленькими детьми - это поддержание положительного отношения детей к плаванию на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли дошкольникам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению отлично плавать.

В процесс обучения должны обязательно вовлекаются родители, особенно нужна их помощь на первом этапе привыкания к водной среде. Воспитатели должны проводить консультации. На примере куклы, сидящей в игрушечной ванне, показываются приемы, которые дети должны приобрести дома, прежде чем они попадут в бассейн .

Резюме: плавание является уникальным средством физического воспитания, и оказывает прямое влияние на состояние его здоровья. Безопасность на воде маленьких детей основное назначение массового обучения плаванию.

В настоящее время в России имеется множество различных методик и подходов по обучению плавательного навыка и решению задач оздоровления дошкольников – это методика В.С. Васильева, Т.И. Осокиной, Д.Ф. Мосунова, Н.Ж. Булгаковой, И.А. Большаковой и другие.

Обучению плаванию в детских дошкольных учреждениях начинается с четвертого года жизни ребенка. За основу берется программа Т.И. Осокиной.

1 – этап (третий – четвертый годы жизни ребенка) ознакомление со свойствами воды, плотностью, вязкостью, прозрачностью, которое необходимо получить в раннем и младшем дошкольном возрасте;

II этап - (четвертый – пятый годы жизни ребенка) приобретение детьми умений и навыков в погружении, всплывании, лежании, скольжении, учить выдоху в воду, которые необходимо осуществлять в младшем и среднем, дошкольном возрасте;

III этап – (шестой - седьмой годы жизни ребенка) дети должны уметь проплыть 10-15 метров способом «кроль на груди» на мелкой воде;

С детьми четырех пяти лет используется следующий спортивный инвентарь: обручи, мячи, резиновые и тонущие игрушки, большие и маленькие плавательные доски – «лодочки», а также нестандартный материал – камешки.

При организации и проведении занятий по плаванию должны соблюдаться требования по технике безопасности:

Допускать детей к занятиям по плаванию только с разрешения врача;

Обязательно организовать перекличку детей до входа в бассейн и после выхода из него;

Во время выполнения физических упражнений в воде, внимательно наблюдать за детьми, видеть каждого воспитанника;

Не допускать случаи толкания детей и погружать с головой в воду, нырять навстречу друг другу, хватать за руки и за ноги, кричать о помощи, когда она не требуется;

При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) увести детей из бассейна и дать им согреться.


Заключение

Анализ научно-методической литературы по дошкольному образованию позволяет нам сделать вывод о том, что в настоящее время для дошкольного образования установлены новые федеральные государственные образовательные стандарты. Цель физического воспитания детей дошкольного возраста это - воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка, а также создание комфортной развивающей образовательной среды,оптимизация оздоровительной деятельности.

В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для решения задач физического воспитания в ДОУ используются различные средства: физические упражнения, гигиенические факторы, естественные факторы внешней среды и др.

В дошкольных учреждениях проводятся занятия по здоровье сберегающим технологиям. Задачи образовательных областей должны решаться в разнообразных формах деятельности. К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья.

Плавание является уникальным средством физического воспитания, и оказывает прямое влияние на состояние его здоровья. Безопасность на воде маленьких детей основное назначение массового обучения плаванию.

В настоящее время в России имеется множество различных методик и подходов по обучению плавательного навыка и решению задач оздоровления дошкольников – это методики В.С. Васильева, Т.И. Осокиной, Д.Ф. Мосунова, Н.Ж. Булгаковой, И.А. Большаковой и другие.

Обучению плаванию в детских дошкольных учреждениях начинается с четвертого года жизни ребенка. В основном за основу берется программа Т.И. Осокиной.

В методике обучения плаванию детей дошкольного возраста принято выделять 4 этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методик:

1 – этап (третий – четвертый годы жизни ребенка) ознакомление со свойствами воды, плотностью, вязкостью, прозрачностью, которое необходимо получить в раннем и младшем дошкольном возрасте;

II этап - (четвертый – пятый годы жизни ребенка) приобретение детьми умений и навыков в погружении, всплывании, лежании, скольжении, учить выдоху в воду, которые необходимо осуществлять в младшем и среднем, дошкольном возрасте;

III этап – (шестой - седьмой годы жизни ребенка) дети должны уметь проплыть 10-15 метров способом «кроль на груди» на мелкой воде;

IV этап – (старший дошкольный и младший школьный возраст) происходит усвоение и совершенствование техники способов плавания на глубокой воде, несложных поворотов, разучивание движений ног, движений рук, изучение способа плавания в целом.

На всех этапах обучения плаванию необходимо применять игровой метод. Игра повышает эмоциональное состояние, помогает дошкольнику устранить чувство боязни воды, неуверенности. Использование подвижных игр позволяет сохранить радость на протяжении всего занятия. Игровой метод приносит заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разные исходные положения. Особое место в дошкольном возрасте занимает сюжетная игра, потому что именно она способствует развитию воображения ребенка, в сюжетно игре можно изображать сказочных героев, животных и.т.д. Кроме того в обучении плаванию должны использоваться образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений («раки», «черепашки», «крокодилы», «морской паровоз» и. т.д.). Эти образы помогают создать реальные представления о выполнении движения, облегчают овладение им.

Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательности и активности, постепенности и последовательности, систематичности, наглядности и доступности.

Большакова И.А.(2005), Васильев В.С. и Никитский Б.Н. (1973) и др. разработали альтернативные программы обучения плаванию, которые успешно используются в практике детских садов.

Организация обучения дошкольников плаванию осуществляется в комплексе физкультурно - оздоровительной работы, в сочетании с рациональным режимом двигательной активности и отдыха детей.

Учебные группы для занятий плаванием набираются с учетом возраста и уровня физического развития детей, не более 6–10 человек.

Материально – техническое обеспечение для занятий плаванием состоит: большие и маленькие плавательные доски, «колобашки», обручи, корзины с игрушками, мячами, горка для катания и отдыха, резиновые ласты.

С детьми четырех пяти лет используется следующий спортивный инвентарь: обручи, мячи, резиновые и тонущие игрушки, большие и маленькие плавательные доски – «лодочки», а также нестандартный материал – камешки.

Дети четырех пяти лет занимаются без плавательных очков, а в старшей и подготовительной группе очки желательно иметь каждому ребёнку. Воспитатели, проводящие занятие или помогающие инструктору, должны находится в воде. Во время урока необходимо присутствие врача или медсестры.

При организации и проведении занятий по плаванию есть свои особенности:

Допускать детей к занятиям по плаванию только с разрешения врача;

Обязательно организовать перекличку детей до входа в бассейн и после выхода из него;

Во время выполнения физических упражнений в воде, внимательно наблюдать за детьми, видеть каждого воспитанника;

Не допускать случаи толкания детей и погружать с головой в воду, нырять навстречу друг другу, хватать за руки и за ноги, кричать о помощи, когда она не требуется;

При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) увести детей из бассейна и дать им согреться.

Инструктор по плаванию должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли дошкольникам удовольствие и радость.


Список использованной литературы

1. Акулина, Н. Интеграция на занятиях по плаванию [Текст] / Н. Акулина // Дошкольное воспитание. - 2014. -№ 2. - С. 66-69

2. Бабенкова, Е.А. Оздоровительная технология для детей в образовательных учреждениях [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Бабенкова. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 80 с.

3. Божко, Н. Л. Праздник в бассейне для детей и родителей (в подготовительной к школе группе) [Текст] / Н. Л. Божко // Инструктор п о физкультуре: науч.-практ. журн. - 2014. -№ 7. - С. 64-67.

4. Большакова, И.А. Маленький дельфин: Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов ДОУ /И.А. Большакова. – Изд. АРКТИ, 2005. – 24 с.

5. Булгакова, Н.Ж. Плавание [Текст] / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 160 с.

6. Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Бычкова С.С. – М.: АРКТИ, 2001. - 64 с.

7. Васильев, В.С. Обучение детей плаванию [Текст] /В.С. Васильев. М.: Физкультура и спорт, 1989. С. 65-67

8. Вахрушев, А.А. Модель организации образовательной деятельности "Мы сами" как способ реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / А. А. Вахрушев [и др.] // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 5. - С. 72-75

9. Викулов, А.Д. Плавание [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов. - М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004. - С. 67

10. Жигаленкова, Л. В. Организация занятий на глубокой воде со старшими дошкольниками [Текст] / Л.В. Жигаленкова // Инструктор по физкультуре: науч.-практ. журн. - 2012. -№ 1. - С. 24-27

11. Залетова, Н. Н. Решение типичных проблем при начальном обучении плаванию [Текст] / Н.Н. Залетова // Инструктор по физкультуре: науч.-практ. журн. - 2012. -№ 2. - С. 49-55

12. Иоакидими, Ю. А. Значение и организация занятий плаванием в дошкольном учреждении [Текст] / Ю. А. Иоакидими, Д. А. Гринева // Инструктор по физкультуре: науч.-практ. журн. - 2013. -№ 3. - С. 10-14

13. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие /А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М., 1985.- С. 34-41

14. Клецко, С. Обучение дошкольников плаванию в условиях глубокого бассейна [Текст] / С. Клецко // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 5. - С. 31-36

15. Козляковская, Н. Плавание - залог здоровья [Текст] / Н. Козляковская // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 4-5

16. Курцева, З. И. Социально-коммуникативное развитие личности ребенка в свете ФГОС дошкольного образования [Текст] / З.И. Курцева // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 3. - С. 11-16.

17. Лакеева, Т. Учимся плавать, играя! [Текст]: игры для детей от 3 до 6 лет / Т. Лакеева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 5. - С. 106-109

18. Муратова, Г. Б. Плавание в ДОУ. Перспективный план обучения плаванию детей младшей группы [Текст] / Г. Б. Муратова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 8. - С. 35-39

19. Мухортова, Е. Лодочка, плыви!" [Текст]: обучение плаванию детей раннего возраста в малогабаритном бассейне / Е. Мухортова // Здоровье дошкольника. - 2013. - № 1. - С. 18-28

20. Никитушкин, В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта [Текст]: учебник / В.Г. Никитушкин. – М.: Советский Спорт, 2013. – 280 с.

21. Новикова, М. В. Плавать раньше, чем ходить [Текст] / М. В. Новикова // Инструктор по физкультуре: науч.-практ. журн. - 2014. -№ 3. - С. 32-39

22. Нечунаев, И.П. Плавание [Текст] / И.П. Нечунаев. – М.: Издательство: Эксмо, 2012.- С. 272 – 274

23. Орлова, М. В. Учимся плавать в детском саду [Текст] / М. В. Орлова // Инструктор по физкультуре: науч.-практ. журн. - 2012. - № 8. - С. 50-61. –

24. Осокина, Т.И. Учите детей плавать [Текст] /Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1985. С. - 34

25. 2. Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей [Текст] /Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Е.А. Богина. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

26. Павлова, Е. Обучение плаванию в детском саду. Путешествие Лягушонка Кваки [Текст] / Е. Павлова // Здоровье дошкольника. - 2013. - № 3. - С. 21-23

]

При организации и проведении начального обучения детей спортивному плаванию необходимо всегда учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детского организма. Методика начального обучения спортивному плаванию взрослых и детей не имеет особо принципиальных различий. Но несмотря на это, преподаватель плавания, занимающийся с детьми, должен применять методические приемы сообразно с возрастными особенностями и возможностями детей.

Метод показа и объяснения особенно широко используется при обучении плаванию детей. В занятиях с детьми младшего возраста показ должен сопровождаться популярным и образным объяснением. Занимаясь с детьми среднего и старшего возраста, нужно объяснять полнее и глубже, используя при этом фотографии и другие наглядные пособия. Необходимо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к показу. Поэтому показ должен быть точным и высококвалифицированным. От качества показа во многом зависит и качество овладения занимающимися техникой спортивного плавания и спортивное будущее учеников.

Метод упражнений также используется в занятиях с детьми всех возрастов. Для обучения плаванию детей также применяется метод раздельного и целостного изучения техники плавания, однако количество повторений для детей младшего возраста должно быть меньше, так как им нужны более продолжительные и частые паузы для отдыха. При этом необходимо предлагать различные варианты упражнений, так как однообразные упражнения утомляют психику детей, у них ослабевает интерес к ним, что приводит к неряшливому их выполнению.

Дети среднего и старшего возраста большинство учебных плавательных упражнений могут с успехом выполнять без поддерживающих средств, в то время как дети младшего возраста в начальной стадии обучения большую часть упражнений могут выполнять только с помощью поддерживающих средств или при поддержке и непосредственной помощи преподавателя. Во время исполнения упражнений не следует допускать того, чтобы дети неряшливо или неверно выполняли технику плавательных движений. После того как дети овладеют техникой плавания в общей, грубой форме, необходимо повседневно совершенствовать и оттачивать каждое плавательное движение в процессе выполнения упражнения.

Дети 5 - 6-летнего возраста, как правило, не умеют плавать, и многие из них не могут решиться самостоятельно войти в воду и тем более выполнить даже простое упражнение. При попытках плавать самостоятельно на резиновых плавательных кругах они начинают применять движения ногами и руками, сходные с движениями при ходьбе, поднимая при этом голову высоко над водой. В результате этого ноги глубоко погружаются в воду, тело принимает почти вертикальное положение, и продвижение в воде становится почти невозможным.

Дети дошкольного возраста плохо воспроизводят движения, показанные им в воде, и слабо понимают словесное объяснение. Упражнения или отдельные плавательные движения они делают с большим трудом. В этот период обучения они особо нуждаются в непосредственной помощи и моральной поддержке преподавателя. Поэтому до тех пор, пока дети не научатся самостоятельно и уверенно входить в воду и выполнять плавательные упражнения, преподаватели должны быть особенно внимательны. Они должны ободрять их своим непосредственным присутствием и помогать им правильно выполнять плавательные движения ногами и руками. При этом желательно, чтобы преподаватель был в воде вместе с детьми.

Прежде чем приступить к изучению техники спортивного плавания, необходимо применить комплекс специальных подготовительных упражнений, направленных на освоение с водой.

Эти упражнения значительно отличаются от подготовительных упражнений, выполняемых при начальном обучении взрослых и детей среднего и старшего возраста. Подготовительные упражнения по освоению с водой для детей дошкольного возраста выполняются в определенной последовательности.

1. Окунать ребенка в воду (вначале по грудь, затем до плечевого пояса и после этого с головой), держа его на руках и погружаясь вместе с ним в воду. При этом необходимо обучать ребенка задерживать дыхание на вдохе во время погружения под воду.

2. Выполнять то же, держа ребенка руками, но не погружаясь в воду.

3. Плавать брассом на груди или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, который держится за плечи преподавателя и находится у него за спиной.

4. Плавать на спине или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, лежащим на груди, держа его за руки, и с лежащим на спине, держа его за подмышечные впадины или поддерживая за голову.

5. Приучить детей принимать и сохранять горизонтальное положение (на груди и на спине) при помощи преподавателя, который их поддерживает: под спину и живот; за руки, прижатые к туловищу; за туловище в области поясницы; за трусы, при различных положениях рук: а) прижаты к туловищу, б) вытянуты вперед, в) одна рука вытянута вперед, другая прижата к туловищу, г) ладони прижаты к затылку, локти развернуты в стороны (только в положении на спине).

Эти упражнения выполняются вначале на месте, а затем с перемещением преподавателя по дну.

6. Научить детей сохранять горизонтальное положение на воде (на груди и на спине, с различным положением рук) в скольжении от одного преподавателя к другому от преподавателя к бортику и от бортика к преподавателю, используя скорость скольжения, сообщенную преподавателем (легкое подталкивание) или полученную ребенком за счет отталкивания ногами от борта. Упражнения выполняются с постепенным увеличением расстояния между преподавателями и преподавателем и бортиком бассейна.

Упражнения 3, 4, 5 и 6 проводятся вначале без движений, а затем с движениями ногами кролем на груди и на спине, которые изучаются в процессе освоения подготовительных упражнений. Упражнения 5 и 6 в положении на груди выполняются с задержкой дыхания на вдохе, а в положении на спине с произвольным дыханием.

Детей младшего возраста следует вначале обучать способу плавания кроль на спине, так как при плавании на груди они не могут быстро освоить ритмичное дыхание. При плавании же на спине в начальной стадии обучения вполне допустимы некоторые нарушения в ритме дыхания.

Технику плавательных движений и их согласование следует изучать в такой последовательности:

  • изучение движений ногами способами кроль на груди и на спине, с поддерживающими средствами у бортика, и в скольжении при помощи преподавателей и самостоятельно;
  • плавательные движения ногами при выполнении упражнений 3 и 4 из серии подготовительных;
  • то же, при выполнении упражнения 5 из серии подготовительных;
  • то же, при выполнении упражнения 6 из серии подготовительных;
  • то же, держась руками за палку, с которой преподаватель идет по борту бассейна (палку, прижатую к туловищу, можно держать под мышкой);
  • то же, скользя поперек бассейна в сопровождении преподавателя, идущего рядом по дну бассейна;
  • плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног, с различными положениями рук в сопровождении преподавателя, плывущего рядом с ребенком;
  • то же, в сопровождении преподавателя, идущего по борту и страхующего ребенка с помощью палки, за которую в случае необходимости ребенок может взяться рукой и восстановить устойчивое положение и продолжать плыть;
  • то же, в сопровождений преподавателя, идущего по борту без страховочной палки. Время от времени преподаватель дает ребенку необходимые указания голосом и жестикуляцией, все время подбадривая и поощряя его на проплывание всего бассейна без остановки;
  • то же, под наблюдением преподавателя, стоящего на месте, откуда начал плыть ребенок;
  • групповое плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног (с различными положениями рук) под наблюдением и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна, дающих детям необходимые указания, направленные на соблюдение ими правильного положения тела в воде и правильного выполнения плавательных движений ногами и дыхания.

Когда дети научатся уверенно плавать на спине за счет выполнения плавательных движений ногами, при различных положениях рук, следует перейти к изучению плавательных движений руками и согласования их с движениями ногами и дыханием в такой последовательности:

  1. изучение плавательных движений руками при поддержке и помощи преподавателя, идущего по дну бассейна сбоку или впереди ребенка, плывущего на спине за счет движений ногами. Преподаватель берет одну или обе руки ребенка в области локтевых суставов и помогает ему выполнять движения руками;
  2. плавание на спине поперек бассейна в сопровождении преподавателя, идущего по дну бассейна рядом с ребенком и показывающего ему движения руками и выполнение вдоха и выдоха;
  3. плавание на спине вдоль бассейна при страховке преподавателя, плывущего рядом с ребенком;
  4. то же, в сопровождении преподавателя, идущего по борту бассейна (со страховочной палкой или без нее) и показывающего ребенку движения руками и согласование их с дыханием;
  5. групповое плавание на спине поперек и вдоль бассейна под наблюдением и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна и показывающих детям движения руками и согласование их с дыханием.

Перечисленные упражнения делают:

  • с раздельным выполнением плавательного движения отдельно каждой рукой с остановкой ее в исходном положении, другая рука прижата к туловищу или вытянута вперед;
  • с раздельным выполнением попеременных чередований плавательных движений руками (во время движения одной рукой и остановки ее в исходном положении (вытянутой впереди) производится полное движение другой рукой) и т.д.;
  • с одновременными движениями рук остановкой их в исходном положении (одна рука вытянута вперед, другая вдоль туловища), т.е. в то время, когда одна рука делает гребковое движение, другая движется над водой.

После того как дети научатся легко проплывать на спине длину бассейна, сохраняя правильное положение тела и правильно выполняя плавательные движения ногами и руками в согласовании с дыханием, необходимо периодически включать в урок упражнения на освоение безостановочного проплывания, постепенно увеличивая расстояние (до 200 м), п на овладение навыками скоростного проплывания коротких отрезков без учета времени с оценкой техники плавания.

После того как дети научатся легко и уверенно плавать на спине, следует перейти к изучению способа плавания кроль на груди, выполняя соответствующие упражнения в той же последовательности. В урок включают также упражнения, направленные на изучение дыхания, согласование дыхания с движениями ног и рук, на согласование движений рук и ног с задержкой дыхания н согласование движений рук, ног и дыхания.

После овладения техникой способов плавания кроль на спине и груди изучается техника способа плавания брасс, а затем баттерфляй.

В специальном мелком детском плавательном бассейне или на детском пляже с ровным мелким дном обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится в той же последовательности. Многие упражнения дети выполняют самостоятельно под руководством и наблюдением преподавателя. Температура воды в зимнем бассейне должна быть 27 - 29 °С и 23 26 *С в открытом водоеме в солнечную погоду.

В процесс обучения плаванию включаются соскоки и прыжки ногами в воду, а также спады головой вперед с бортика и стартовой тумбочки.

  1. Соскок в воду по направлению к стоящему на дне преподавателю. который подхватывает ребенка, окунает его в воду, а затем подталкивает к борту.
  2. То же, но преподаватель подхватывает ребенка после того, как он погрузится и воду.
  3. То же, при страховке преподавателем, но ребенок сам выбирается из воды и подплывает к борту.
  4. То же, по когда преподаватель стоит на бортике со страховочной палкой.

Вначале упражнения проделывают с резиновым плавательным поясом, а затем без него.

Спады в воду головой вперед выполняются в такой последовательности:

  • из положения сидя на борту, упираясь стопами в пенное корытце. Туловище до отказа наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой;
  • из положения глубокого приседа, ухватившись пальцами ног за край борта. Туловище наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой;
  • то же, из положения наклона вперед. Туловище наклонено вперед до горизонтального положения. Hоги прямые, руки сомкнуты над годовой;
  • то же, из положения согнувшись. Туловище наклонено до отказа вперед вниз. Руки опущены вниз и касаются ладонями голеностопных суставов.

После успешного овладения перечисленными спадами можно перейти к изучению стартового прыжка вначале с борта, а затем со стартовой тумбочки.

Обучение поворотам проводится при непосредственной помощи преподаватели, который находится в воде, демонстрирует детям поворот и помогает им выполнять его.

Обучение нырянию с доставанием предметов со дна мелкого бассейна также проходит при непосредственной помощи преподавателя, который находится в воде, показывает детям, как нужно нырять, находить и доставать предметы со дна. Помогает им овладеть этим навыком, вначале ныряет вместе с каждым ребенком, а затем наблюдает, как они по очереди ныряют без его помощи.

Процесс обучения плаванию детей в возрасте 7- К) лет в основном аналогичен процессу обучения детей среднего и старшего возраста и взрослых. Однако в первой стадии обучения при проведении общих подготовительных упражнений по освоению с водой и изучению техники движений ногами преподаватели должны находиться в воде, чтобы показывать и помогать детям выполнять изучаемые упражнения, а также поддерживать и страховать их.

Применение игровой формы проведения уроков с различного рода играми и развлечениями в каждом занятии на суше и в воде создает жизнерадостную обстановку, повышает эмоциональное состояние детей и вызывает у них повышенный интерес к последующим занятиям в бассейне.

Преподаватель должен мобилизовать весь свой опыт, изобретательность и смекалку, чтобы с первых же занятий с малышами организовывать и проводить посильные и доступные игры и развлечения в воде (с использованием поддерживающих средств и без них), различного рода хороводы и передвижения в воде, игры с мячами и игрушками, игры в пятнашки и т.д.

На начальных этапах обучения с детьми применяются игры, включающие элемент соревнования, которые проводятся на материале подготовительных упражнений по освоению с водой. В дальнейшем используются сюжетно-образные игры, которые требуют предварительного разъяснения на суше. Игры плодотворно сказываются на успешном овладении детьми умением плавать.