Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Как уйти в женский монастырь. Как попасть в женский монастырь? Путь спасения или смирения

Если вы хотите знать, как уйти в монастырь женщине, читайте эту статью. Я расскажу обо всех нюансах и о том, что вам предстоит пройти на этом долгом пути. Когда-то и я задумывалась о том, чтобы отречься от мирской жизни, но потом поняла, что у меня другая миссия, а желание было вызвано стремлением убежать от проблем.

Как попасть в женский монастырь на проживание

Чтобы стать монахиней, нужно не только пройти долгий и сложный духовный путь. Есть и бюрократические моменты, о которых вам важно знать. Подготовьте документы заранее: понадобятся паспорт, текст с вашей автобиографией, справка о семейном положении и заявление, обращенное к настоятельнице монастыря.

Как решиться на жизнь в женском монастыре, и что делать:

  1. Для начала хорошо подумайте: нужно ли это вам? Решение должно быть твердым и не вызывать никаких сомнений. Данный шаг кардинально поменяет всю вашу жизнь. Жизнь в монастыре далеко не развлечение - вам предстоит тяжело трудиться физически, соблюдать пост и бороться с любыми плотскими желаниями. Взамен вы получите спокойную жизнь без мирских тревог, живете в чистоте, свете и вере.
  2. Если вы четко поняли, что вам это необходимо, поговорите со своим священником. Он не только поможет подобрать для вас монастырь, но и даст советы о том, как подготовиться к отказу от мирской жизни.
  3. Позаботьтесь о том, чтобы закончить все мирские дела: погасите долги, предупредите родственников и уладьте все юридические моменты с имуществом.
  4. Далее вам нужно прийти к настоятельнице монастыря, в котором вы планируете проходить службу. Она расскажет обо всем нюансах - о том, что нужно взять с собой, а что вам не понадобится, например.
  5. По приезду в монастырь вам понадобится показать все вышеперечисленные документы и получить согласие настоятельницы. После этого вы поступаете на службу на испытательный срок. В среднем он длится три года, но может быть завершен и ранее при условии хорошей службы. Все будет зависеть от мнения настоятельницы о вашей готовности стать монахиней.
  6. После этого времени на ваше имя настоятельница подает просьбу о постриге архиерею, после чего вы можете удостоиться звания монахини.

Важно: никаких взносов для поступления на службу делать не требуется. Пожертвования и благотворительность - дело сугубо добровольное. Если вы искренне хотите помочь, тогда можете отдать свои средства на счет монастыря.

Не менее важно заранее понять истинную причину, по которой вы желаете постричься в монахини. Если это лишь эмоциональный порыв, вызванный желанием сбежать от проблем, лучше выждать время, чтобы не жалеть в дальнейшем. Ваше намерение должно быть твердым и окончательным.

Жизнь в монастыре

Вы должны хорошо представлять, как складывается непритязательная монастырская жизнь, и к чему нужно быть готовым.

Жизнь монахинь регламентирована и строится по строгому графику. Правила устанавливаются русской православной церковью. Для мирского жителя это что-то совершенно непонятное и незнакомое, потому что открыто об этом никто не говорит.

Распорядок монастырской жизни подчиняется кругам богослужения. В пять часов утра нужно уже быть на утреннем богослужении, отказаться от его посещения нельзя. Одна из монахинь строго следит за присутствием и отмечает «прогульщиц».

После утренней службы наступает время завтрака. Сразу после него, примерно в полдень - время труда. То, чем займется конкретная монахиня, зависит от ее навыков и способностей. Те, у кого нет полезных навыков, занимаются тяжелым физическим трудом. «Избранные» несут службу в бухгалтерии, архивах и занимаются прочим интеллектуальным трудом.

В течение дня есть короткий перерыв на обед, а затем все снова приступают к работе. В пять вечера состоится вечерняя литургия, после нее - ужин и короткое личное время для общения.

Отбой наступает не позднее 23 часов, что строго проверяется. Практика показывает, что у монахинь не возникает желания полуночничать, потому что они устают в течение дня, а вставать приходится в 4-5 утра. Поблажек и отступлений от правил не делается ни для кого.

Покидать монастырь без разрешения и благословения настоятельницы нельзя. Нет интернета, телевизора, алкоголь тоже под запретом.

Посмотрите видео о том, как уйти в монастырь:

Как уйти в монастырь мужчине

Если мужчина осознает, что хочет посвятить жизнь служению Бога и отречься от мирских забот, он должен пройти несколько этапов.

Как попасть в монастырь в данном случае:

  1. В первую очередь, потребуется благословение. Со стороны людям может казаться, что его желание вызвано побегом от реальности, отсутствием целей и стремлений. Если это действительно так, батюшка может отказать. Поэтому священник будет долго присматриваться к будущему монаху, чтобы убедиться в верности решения. После благословения мужчина получает статус послушника и может перейти к следующему шагу. Важно смириться с любым решением, даже если оно будет отрицательным.
  2. Далее послушник начинает нести службу в монастыре, в который его определит духовный наставник. Сначала необходимо поговорит с настоятелем и получить его позволение. Во время послушничества мужчина живет в монастыре, проходит испытания постом, тяжелым трудом, ежедневными молитвами. Также он изучает Библию и постигает другие религиозные аспекты. Период послушничества небыстрый - он может продлиться от пяти до десяти лет. В этот период мужчина волен изменить свое решение и вернуться к обычной мирской жизни.
  3. Выдержав послушничество, мужчина проходит обряд пострига - только после этого он считается посвященным в монахи. Постриг - это символичный ритуал и знак того, что с этой минуты человек отдает себя целиком и полностью служению Богу.

Разумеется, мужчина должен понимать всю ответственность и все сложности, которые предстоит пройти. После того, как он становится монахом, обратного пути уже нет. Поэтому надо хорошо подумать, прежде чем решиться так кардинально поменять свою жизнь.

В монастырь приходят те люди, которым надоела мирская суета и они хотят найти спасение от житейских забот. Вы относитесь к таким людям, но не знаете, как уйти в монастырь? Задумайтесь о своем выборе и образе жизни, ведь это решение серьезное.

Как уйти в монастырь – хорошо подумайте о своем решении

Для того чтобы уйти в монастырь, вы должны обладать такими качествами:

  • искренняя вера в Бога;
  • терпение и смирение;
  • послушание;
  • ежедневный труд над собой;
  • полный отказ от мирской суеты;
  • отсутствие вредных привычек;
  • желание к молитве;
  • любовь к ближним.

Не принимайте спонтанно это важное решение. Жизнь в монастыре тяжелая. Вам придется там соблюдать посты, постоянно молиться и заниматься физическим трудом. Вы должны обладать духовной и физической силой, ведь в монастыре живут люди глубоко верующие в Бога. Они каждый день работают на благо монастыря, зарабатывая себе на пропитание. Если вы все это сможете выдержать – вы готовы к уходу в монастырь. Монастырская своеобразная атмосфера позволит забыть о мирских тревогах и на всю жизнь посвятить себя Богу.

Как уйти в монастырь – с чего начать

Если вы приняли такое ответственное решение, то должны сначала часто посещать городской храм. Исповедуйтесь, причащайтесь, придерживайтесь постов и исполняйте заповеди Божьи. Поговорите со своим духовником, расскажите ему о своем решении. Он поймет с полуслова и поможет выбрать монастырь, а также подготовиться к уходу. Приведите в порядок свои дела и уладьте все юридические вопросы, чтобы потом не отвлекаться на мирские проблемы. Передайте заботу о вашей квартире родственникам или знакомым, они будут оплачивать все коммунальные услуги и вести все ваши другие дела. Обязательно получите благословение духовного наставника на уход от мирской суеты.


Как уйти в монастырь – общение с настоятелем

Вы подготовились к уходу от мирской суеты и выбрали монастырь. Приезжайте туда и пообщайтесь с настоятельницей или настоятелем. Настоятель расскажет вам все о жизни в обители. Предъявите ему следующие документы:

  • паспорт;
  • автобиографию;
  • свидетельство о браке, разводе или смерти супруга (супруги);
  • прошение на имя настоятеля с просьбой принять в монастырь.

Замужняя женщина может стать монахиней, но у нее не должно быть несовершеннолетних детей. Дети также могут остаться с опекунами, которые смогут о них заботиться. С детьми в монастырь не принимают. Учтите, что монашеский постриг разрешен только с 30 лет и для женщин, и для мужчин. Никаких вкладов для поступления в монастырь не потребуется. Вы можете принести добровольные пожертвования.


Как уйти в монастырь – что меня там ждет

Сразу монахом или монахиней вы не станете. Если проживете в монастыре до пяти лет – примите монашеский постриг. Испытательный срок обычно составляет 3 года, но он может быть и сокращен. Все это время вы будете жить в монастыре, присмотритесь к укладу и жизни монахов и обители. Чтобы стать монахиней (монахом) вам придется пройти следующие этапы жизни в монастыре:

  • трудника. Вы будете выполнять физическую работу и поймете, сможете ли до конца своих дней прожить в монастыре. Вы будете четко выполнять все монастырские правила и задачи – убирать помещения, работать на огороде и на кухне и тому подобное. Значительное время отведено молитвам. Вы будете трудником около трех лет;
  • послушника. Если трудности вас не сломали – напишите прошение игумену и получите разрешение. Монашеский постриг не принимают, если не пройдете стадию послушника. Игумен удовлетворит вашу просьбу, если вы себя положительно зарекомендовали. Вам дадут подрясник, и вы будете постоянно подтверждать добрыми делами свою готовность стать монахом. Срок послушания индивидуальный для каждого человека. Трудник и послушник еще могут уйти из монастыря, если поймут, что сделали неправильный выбор.

Если вы смогли пройти вышеуказанные этапы, ваша вера в Бога окрепла и настоятель видит ваше старание – он подаст прошение Архиерею и вы примете монашеский постриг.


Если вы приняли решение уйти в монастырь сгоряча – побудьте в обители в качестве трудника некоторое время. Вы сможете уйти домой в любое время, ведь в монастырь каждый приходит по велению сердца. Но если вам там хорошо, не испугали трудности, хочется молиться – вы нашли утешение и тихий уголок для своей души и в этом ваше призвание от Бога.

Что заставляет россиянок становиться монашками

Сегодня мы на волне патриотизма становимся все более набожными — по крайней мере, внешне. А что у нас с женским монашеством — нашим отношением к нему и его к нам? Кто и почему становится монахинями? Есть ли у Бога испытательный срок, а то вдруг желание пройдет? И можно ли вернуться в мир, если оно прошло?

При СССР толковый словарь толковал монашество как зародившуюся при самодержавии «форму пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни, как жест отчаяния и неверия в возможность изменить эти условия». Тогда при слове «монахиня» представлялась разве что пожилая бабуля, так и не избавившаяся от предрассудков прошлого. Сегодня же те, кто отправляются в монастырь, выглядят совсем иначе.

Например, романтические барышни, «книжные» девушки, почерпнувшие свои представления о монастырях из романов и фильмов. Москвичка Лариса Гарина в 2006 году соблюдала послушание в испанском монастыре босоногих кармелиток (одном из самых строгих, с обетом молчания), готовилась к принятию обета и уверяла, что в эти стены ее привела только любовь к Богу. «Это неделю без секса тяжело, — уверяла Лариса, — а всю жизнь — нормально!» Сегодня Лариса счастлива, замужем, мать двоих детей. Юность на то и юность, чтобы ставить эксперименты.

Значительный контингент представляют собой девушки с проблемами, изначально попадающие в монастырь лишь на время. 25-летняя Алина 7 лет назад, в свои 18 пристрастилась к наркотикам. «Родители отправили меня в монастырь на 9 месяцев, — вспоминает она. — Это специальный монастырь, там таких, как я, было 15 послушниц. Тяжело было — вставать до рассвета к заутрене, целый день молиться и в огороде ковыряться, спать жестко... Некоторые сбежать пытались, ходили в поле какую-нибудь траву найти, чтобы хоть чем-то «убиться». Через какое-то время организм, видимо, очищается. А еще чуть позже наступает просветление. Я хорошо помню это состояние: как пелена с глаз падает! Я полностью пришла в себя, пересмотрела свою жизнь — и родители меня забрали».

— Монастырь — это еще и своего рода реабилитационный центр для людей «заблудших»: пьющих, бездомных, — подтверждает слова Алины духовник Богороднично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря отец Павел. — Заблудшие живут и работают в монастыре и пробуют начать нормальную жизнь.

Среди уходивших в монастыри немало и известных людей. Например, младшая сестра актрисы Марии Шукшиной Ольга, дочь Лидии и Василия Шукшиных. Сначала Ольга пошла по стопам родителей и снялась в нескольких кинофильмах, но вскоре поняла, что в этой среде ей некомфортно. Смысл жизни молодая женщина нашла в Боге, жила при православном монастыре в Ивановской области, где некоторое время воспитывался ее больной сын. Ольга несла «послушание» — помимо молитв пекла хлеб и помогала по монастырскому хозяйству.

В 1993 году оставила сцену и ушла в монастырь актриса Екатерина Васильева. В 1996 году актриса вернулась в мир и в кино и объяснила причину своего ухода: «Я лгала, пила, разводилась с мужьями, аборты делала…» Супруг Васильевой, драматург Михаил Рощин, после развода с которым она и покинула мир, уверял, что монастырь излечил его бывшую жену от алкогольной зависимости: «В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало. Но встретила священника отца Владимира — и он помог ей вылечиться. Думаю, она искренне стала верующей, иначе бы ничего не получилось».


В 2008 году народная артистка России Любовь Стриженова (мать Александра Стриженова) поменяла мирскую жизнь на монастырскую, дождавшись, когда вырастут ее внуки. Стриженова ушла в Алатырский монастырь в Чувашии.

Знаменитая актриса Ирина Муравьева не скрывает своего желания скрыться в обители: «Что чаще всего приводит в храм? Болезни, страдания, душевные муки... Вот и меня к Богу привела скорбь и щемящая пустота внутри». Но духовник актрисы пока не разрешает ей покинуть сцену.

Отправляюсь в подворье Новоспасского мужского монастыря в ближнем Подмосковье, известный тем, что принимает послушниц, а также предоставляет приют женщинам — жертвам домашнего насилия. Притом что сам монастырь — мужской.

Сообщаю батюшке, что приехала посоветоваться насчет 20-летней племянницы Лизы — мол, хочет уйти в монастырь и никаких уговоров не слушает.

Батюшка, отец Владимир, успокаивает:

— Вы приводите ее. Взять не возьмем, но поговорим непременно. Наверняка безответная любовь была. Возраст располагает... Нельзя ей в монастырь! К Богу нельзя приходить от горя и отчаяния — неразделенная ли это любовь или еще что. В монастырь приходят только от осознанной любви к Богу. Вон у матушки Георгии спросите, она 15 лет назад в сестричество пришла, хотя все у нее было хорошо — и работа, и дом полная чаша.

Сестру, а ныне матушку, в монастыре названную в честь Святого Георгия, в миру звали по-другому. Несмотря на черные одеяния и отсутствие макияжа, выглядит она лет на 38-40.

— В 45 пришла, — лукаво улыбается матушка, — а сейчас мне 61-й год пошел.

То ли взгляд просветленный дает такой эффект, то ли лицо расслабленное, доброе... Интересуюсь, что же привело ее к Богу?

— Вот у вас цель в жизни есть? — отвечает матушка вопросом на вопрос. — И какая она?

— Ну, жить счастливо, любить детей и близких, пользу обществу приносить... — пытаюсь формулировать я.

Матушка Георгия кивает головой: «Хорошо, а зачем?»

И как я ни стараюсь подобрать к своим, вроде бы благородным, целям объяснение, все время встаю в тупик: действительно, а зачем? Получается, что вроде как и цели мои не высокие, а суетные. Мелкие хлопоты — все затем, чтобы жилось комфортно, чтобы ни совесть, ни нищета не тревожили.

— Вот пока цели своей земной жизни не осознаешь, в монастыре делать нечего, — резюмирует матушка Георгия, а отец Владимир одобрительно улыбается. — Я пришла, когда вдруг одним прекрасным утром поняла, для чего живу. И проснулась с четким пониманием, куда мне идти. Даже не пришла в монастырь, ноги сами принесли. Все бросила, не задумываясь.

— И неужели ни разу не пожалели?

— Это такое состояние, когда ты ясно видишь свой путь, — улыбается матушка. — В нем нет места сомнениям и сожалениям. А Лизу свою приводите, мы с ней поговорим, расскажем, что не надо ей от мирской суеты отказываться — рано еще. Идти в монастырь только из-за неприятностей в личной жизни не годится! Да и от юной плоти все равно будут искушения, не до молитвы ей будет. Но поговорить надо непременно: а то если упрямая, секта какая заманить может.

— Вы молодых вообще, что ли, не берете? А вот эти женщины кто? — указываю на группу женщин в черных одеяниях, работающих на приусадебном хозяйстве. Некоторые из них кажутся молодыми.

— Есть те, кто пострига ждет, — поясняет батюшка, — но они давно тут послушницами, уж проверили свою любовь к Господу. А вообще до 30 лет женщине обычно настоятель благословения не дает. Есть те, кто просто послушание несет, они всегда могут уйти. А есть те, кто от мужа-изверга сбежал, они вон там живут, некоторые с детишками, — батюшка указывает на отдельно стоящий бревенчатый дом. Мы каждую приютим, но, чтобы как-то жить, надо трудиться в монастырском хозяйстве.

— А есть такие, кого принципиально не берут в монашки?

— Противопоказания примерно такие же, как к вождению, — улыбается батюшка, указуя перстом на свое авто. — Эпилепсия, психические отклонения и нетрезвый ум.

Но от какого же такого счастья может потянуть в монастырь, если от горя и разочарований нельзя? Мои беседы с теми, кто лишь собирался в монастырь или побывал, но вернулся в мир, показывают, что от хорошей жизни такие мысли не приходят.

У москвички Елены попала в страшную аварию взрослая дочь. Пока за ее жизнь боролись в реанимации, она поклялась, что уйдет в монастырь, если девушка выживет. Но дочь спасти не удалось. Через год после трагедии Елена признается, что иногда ей кажется, что дочь умерла, чтобы избавить ее от монашества. Потому что Елена рада, что ей не пришлось исполнить свое обещание и отказаться от мирской жизни. Сейчас осиротевшая мать корит себя за то, что тогда не сформулировала свою мысль иначе: пусть дочь выживет — и мы будем вместе жить полной жизнью и наслаждаться ею.

32-летняя саратовчанка Елена признается, что год назад хотела уйти в монастырь, депрессию вызвали серьезные осложнения после операции. Сегодня Лена счастлива, что нашлись добрые люди, которые сумели ее отговорить:

— От этого шага меня удержал мой духовник, а еще родные, близкие, друзья и психологи. Батюшка мне попался хороший, он меня выслушал и сказал: у тебя семья — это самое главное! И посоветовал обратиться к православному психологу. Сегодня я понимаю, что мое желание уйти в монастырь было лишь попыткой убежать от реальности и не имело ничего общего с истинным желанием придти к Богу.

— Стремление девушек в монастырь — чаще всего попытка самореализации таким образом, — подтверждает Эллада Пакаленко, психолог с редкой «православной» специализацией. Она является одним из немногих специалистов, работающих именно с «монашеством» — теми, кто хочет уйти от мирской жизни, но сомневается. К Элладе приходят сами, иногда приводят родственники, которым не удается самостоятельно отговорить близких от такого шага. Именно Пакаленко помогла Лене из Саратова избежать монастырской кельи. Эллада знает, о чем говорит: она сама в 20 лет ушла в Донецкий монастырь послушницей.


Эллада Пакаленко. Фото: из личного архива

— Вообще повальным бегством в монастыри всегда сопровождается экономический кризис, геноцид и перенаселенность, — утверждает Эллада. — Если обратиться к истории, видно, что массовые исходы мирян всегда происходят на фоне и как следствие больного социума. А массовый исход женщин — верный признак давления на них. Это происходит, когда женщины перестают справляться с поставленной перед ними задачей и хотят сбросить с себя груз ответственности, доверившись Богу. А у нас исстари девочек воспитывают с очень высокими требованиями: она должна быть и жена, и мать, и красавица, и образованная, и уметь детей прокормить. А мальчики вырастают безответственными, ощущая, что они сами по себе — счастье и подарок для любой женщины.

Православный психолог уверена: уход в монастырь замещает женщине нереализованную любовь:

— Как показывает практика, в монастырь идут девушки вовсе не из воцерковленных семей, а эмоционально закрытые, с низкой самооценкой и со слабой сексуальностью, полагая, что только в монастырских стенах они будут «поняты». Они не понимают, что это не выход и уж тем более никакое не благо Богу. Для усмирения плоти монастырь тоже не лучшее место: девушкам с нормальной сексуальностью, пытающимся ее таким образом подавить, в монастыре будет тяжко. В том смысле, что они не обретут там успокоения, которого ждут.

Пакаленко рассказывает, что посещала много монастырей, беседовала с послушницами и монахинями и может точно сказать, что приводит вчерашних беззаботных девчонок в кельи. Это плохие отношения с родителями, особенно с матерью, заниженная самооценка и перфекционизм.

— В одном монастыре я увидела таких монахинь, что Голливуд отдыхает! — вспоминает Эллада. — Высокие, стройные девушки модельной внешности. Оказалось, и правда — вчерашние модели, содержанки богатых людей. И такой вызов у них и в глазах, и в речах: «Мне здесь лучше!». Для молодых монастырь — это всегда убегание от проблем, от неудач. Попытка «смены координат» в собственной жизни, чтобы к ним относились иначе. Это не плохо, но это не про истинную веру, а про то, что у этих девушек нет другого инструментария, чтобы изменить свою жизнь — не унывать, работать, учиться, любить. Это про слабость и отсутствие воли к жизни, а вовсе не про любовь к Богу. Хорошие духовники таких отговаривают. А вот всякие секты, напротив, ищут и заманивают. Сектам всегда нужна свежая кровь из разочарованных, отчаявшихся, морально неустойчивых. И они всегда заманивают именно тем, что сулят избранность: «Мы особенные, мы другие, мы выше».

Эллада рассказывает о собственном пути в монастырские стены. Дело было в ее родном Донецке, ей было 20, она была статная и красивая девушка, пользовалась повышенным вниманием мужчин, за что в строгой семье ее постоянно упрекали. В какой-то момент ей захотелось паузы — внутренней тишины, чтобы познать себя. И она убежала в монастырь. С тех пор прошло 20 лет, и Эллада уверяет, что путь назад из монастыря есть. Хотя он, безусловно, нелегкий.

— Я знаю, что такое жить в монастыре послушницей, а потом понять, что это не твое, и уйти оттуда и вернуться в эти стены только в качестве специалиста — «отговаривателя» от монастыря. Сейчас мне 40, я учу людей верить в Бога и соблюдать его заповеди, а не отгораживать себя от внешнего мира просто потому, что нет сил получить то, что хочется, противостоять насилию, злу, боли.

Эллада вспоминает, что при монастыре кроме послушниц и монахинь жили и просто женщины с детьми, которым некуда было идти. У всех обитательниц монастырских стен были свои истории, но в постриг сразу не брали никого. Нужно было пробыть в обители от полугода и, если желание сохранялось, испросить благословения настоятельницы. В основном это были простые женщины, без особых запросов и образования.

Эксперт по православной этике и психологии Наталья Лясковская признает, что после наступления кризиса женщин, желающих удалиться от мира, стало больше. И выделяет 5 основных типажей «кандидаток в монашки».


Наталья Лясковская. Фото: из личного архива

1. На сегодняшний день чаще всего становятся монахинями воспитанницы монастырей. В России существует множество приютов, где находят защиту, заботу и уход девочки-сироты, потерявшие родителей, дети из неблагополучных семей. Эти девочки растут в женских монастырях под опекой сестер во Христе, которые не только заботятся о физическом здоровье своих воспитанниц, но и душевном — к детям относятся с той любовью, которой они были лишены. По окончании средней школы они могут выйти из стен монастыря, найти свое место в социуме, что нетрудно при обретенных навыках. Однако часто девушки остаются в родном монастыре на всю оставшуюся жизнь, принимают постриг и, в свою очередь, работают в приютах, домах престарелых, в больницах (по послушанию), в школах — а при монастырях есть и музыкальные, и художественные, и гончарные, и другие школы, не только общеобразовательные и церковно-приходские. Эти девушки не мыслят себе жизни без монастыря, вне монашества.

2. Вторая частая причина, по которой приходят в монастырь уже взрослые девушки и женщины, — большое несчастье, перенесенное в миру: потеря ребенка, смерть близких, измена мужа и т.п. Их принимают на послушание, если в течение долгого времени женщина все еще хочет стать монахиней и матушка-настоятельница видит: из нее получится монахиня, ее постригают. Но чаще всего такие женщины постепенно приходят в себя, обретают в монастыре душевные силы и возвращаются в мир.

4. Есть еще одна категория женщин, над которыми все чаще берут опеку наши монастыри. Это женщины, не сумевшие встроиться в социальную модель общества или по каким-то причинам выброшенные на обочину жизни: например, потерявшие жилье по вине черных риелторов, изгнанные из дому детьми, пьющие, борющиеся с другими зависимостями. Они живут в монастыре, кормятся при нем, работают по силам, но монахини из них получаются крайне редко. Нужно пройти большой духовный путь, чтобы в таком человеке возгорелся монашеский дух.

5. Иногда встречаются экзотические причины: например, я знаю одну монахиню, которая пошла в монастырь (кроме искренней душевной расположенности к монашескому образу жизни) из-за уникальной библиотеки, которой располагала обитель, избранная ею. В одном из сибирских монастырей есть девушка-негритянка, она приехала в Россию специально для того, чтобы стать монахиней и «жить в тишине»: на ее родине ей приходилось жить в негритянском гетто, где день и ночь стоял ужасный шум. Девушка приняла святое крещение и вот уже четыре года как постриглась в монахини.


Отец Алексей Яндушев-Румянцев. Фото: из личного архива

А отец Алексей Яндушев-Румянцев, префект по учебной и научной работе высшей католической духовной семинарии в Санкт-Петербурге, так объяснил мне истинное женское монашество:

«В избрании женщинами монашеского пути церковь видит особое благословение — как и всегда, когда ее чада посвящают себя молитве и духовному подвигу за мир и за все человечество, ибо в этом и есть любовь к ближнему. Сегодня, как и во все предыдущие эпохи, начиная с раннего Средневековья, среди людей, посвящавших всю свою жизнь служению Богу и молитве, большинство были женщины. Опыт нашей жизни говорит о том, что, будучи по природе деликатными и беззащитными, женщины на самом деле нередко являются более сильными и несравненно более самоотверженными личностями, нежели мужчины. Это сказывается и на их жизненном выборе».

Жаждущей света Господа. На самом деле, это не так. Священник, который благословляет на уход в монастырь , как правило, довольно долго присматривается к пришедшему к нему, пытаясь понять истинную цель решения. Получив благословение, будущий послушник может двигаться дальше на пути к Церкви. Если же решит, что вы не готовы к таким переменам в своей жизни, следует отступиться.

Поступите в монастырь послушником. Духовник посоветует, в какой монастырь лучше пойти. С его благословления вам с настоятелем, чтобы тот позволил вам стать послушником. Послушничество включает в себя жизнь в монастыре, труд, молитву, соблюдение поста, изучение Библии и другие занятия. Этот период может длиться до 5-10 лет, причем бывает, что послушник в этот период меняет свое решение и возвращается в мир. Часто изначально человеку предлагается стать трудником, то есть помощником в труде, и лишь затем - послушником.

Примите постриг. Постриг - это обряд посвящения с . Существует три последовательные степени монашества: рясофорный (рясофор) - это подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы принимает обет , нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа (схимонах) принимает обет отречения всего мирского. Постриг - это символическое действо, которое свидетельствует о том, что человек отныне будет служить только Господу. В монастыре его может совершать только настоятель. Безусловно, послушник может стать только в том случае, если он получил благословение духовника, когда тот убежден в его намерениях и смирении.

Обратите внимание

Расстрижение - это извержение из церковного сана. Возможно добровольное расстрижение и по указу церкви. После этого обряда монах возвращается в то состояние, в каком находился до принятия священного сана.

Полезный совет

К монашеству нужно готовиться задолго: есть простую пищу, не курить, не употреблять спиртные напитки, не злословить, часто молиться и исповедоваться. Все это облегчит жизнь вступающему на пусть монашества юноше или мужчине.

Источники:

  • Священнослужители о монашестве

У ухода в может быть только один повод – желание служить Богу. «Если кто хочет идти за Мной, тот да отвергнется себя, возьмет крест свой и последует за Мною,» - говорит Иисус в писании. Ни желание убежать от жизненных неудач, ни материальные трудности не могут быть поводом для добровольного ухода в монастырь .

Инструкция

Важно понимать, что монастыри имеют достаточно строгий и требующий безоговорочного исполнения устав, следовать которому непросто. Помимо этого, истинное служение требует полного самоотречения. Хорошо вдумайтесь в «полное самоотречение», и, прежде чем принять это решение, вы должны внимательно прислушаться к своим чувствам и оценить осмысленность этого шага. Если вас заподозрят в том, что вы неискренни и недостаточно усердны, настоятель (или настоятельница, если ) вполне может вас не готовым к служению.

Мирянам для того, чтобы уйти в монастырь , нужно получить духовника. Если вы опытный христианин, регулярно посещаете , давно имеете духовного отца, и он считает, что вы готовы к служению, то получить его вам будет несложно. Если вы в самом начале пути, и религиозного опыта у вас еще нет, то это может занять некоторое . Чем искренней ваше стремление, и чем вернее вы следуете советам духовного отца, тем быстрее вы его получите.

Есть и другой способ. Его нельзя назвать ни более сложным, ни более долгим – во многом все зависит от обстоятельств. Вам нужно явиться в монастырь и попросить благословения у настоятеля (настоятельницы) на то, чтобы стать трудником. В большинстве случаев люди благословение получают, даже если они не крещеные или вовсе иноверцы. Трудник принимает некоторое участие в богослужении, остальное же время в монастырском хозяйстве. Денег он за это не получает, ему предоставляется только жилье и пропитание, но если он демонстрирует свою искренность и усердие, то вполне может стать из послушников.

Часто бывает, что человека посещает мысль о жизни в монастыре. Случается ли это из-за каких-то житейских трудностей или глубокая вера направляет человека ближе к Богу, путь в монашество одинаков для всех.

Инструкция

Приготовьтесь к тому, что жизнь монашествующего человека сложна и тяжела в различных аспектах. Вам придется отказаться от большинства благ цивилизации и устоять перед различного рода искушениями.

Поездите по монастырям, если позволяет время, встретьтесь и поговорите с отцом-игуменом (настоятелем монастыря). Из вашей беседы он сделает выводы, готовы ли вы к монашеской жизни, нет ли у вас препятствий к постригу. Например, нельзя идти в без родительского благословения (если живы) или если вы женаты, и у вас есть несовершеннолетние дети, даже если супруга вас отпускает. Если игумен увидит, что желание ваше твердо, и нет каких-либо препятствий к уходу от мира светского, вас поселят в монастырь трудником.

Человек, который хочет всего себя и свою жизнь посвятить Богу, выбирает монашество. Часто такой выбор делают женщины, но не знают, как это сделать, как уйти в монастырь женщине Для начала необходимо выяснить как можно больше подробностей о монашеской жизни, послушаниях, проверить на прочность свое решение.

Нельзя стремиться уйти в монастырь женский только потому, что в миру не удалось найти надежного спутника жизни и создать семью.

Часто одинокие люди посвящают свою жизнь служению ближним, создавая детские дома и приюты, проводят активную общественную деятельность. В этом их призвание и смысл жизни. И еще неизвестно, какой монах (-иня) из них получились бы.

Нередко люди, потерявшие своих ближних, потеряли и самих себя. Жизнь для них остановилась в одной точке, кроме нее ничего больше не существует. Такое состояние иногда становится причиной того, что женщина всерьез задумывается о том, как уйти в женский монастырь. Но это является ошибкой. Убежать от себя и своих проблем не получится, даже спрятавшись за монастырскими стенами.

Рано или поздно депрессия, вызванная смертью или потерей любимого человека, проходит, возвращается интерес к жизни, радость от общения с людьми. И тогда монастырские стены становятся тесными, тихая и однообразная жизнь — невыносимо скучной. Если такое случается до принятия иноческого пострига - это большая удача. Человек возвращается в мир, и ведет тот образ жизни, в котором он испытывает внутреннюю потребность.

Существует две причины, по которым можно уйти в монастырь:

  1. Горячее желание стать монахом (-иней). При этом необходимо ясно отдавать себе отчет о всех тех трудностях, которые поджидают на этом пути. Иначе, столкнувшись с явлениями, которые не соответствуют вашим понятиям о святости и духовности, можно жестоко разочароваться и тем самым повредить себе.
  2. Глубокое искреннее покаяние в содеянных грехах и желание непременно их исправить, отдав всего себя и свою жизнь на служение Богу.

Только это может послужить толчком для становления на монашеский путь, и заставить задуматься о том, как попасть в монастырь.

Интересно! Когда отмечают по церковному православному календарю

Иногда люди, неустроенные в жизни материально или страдающие различными заболеваниями, ищут за монастырской оградой покой своей измученной душе, надеясь, что их жизненные трудности здесь разрешатся. Но в монашеской обители им также будет неуютно, потому что и здесь не сладко. Есть много трудностей, необходимо нести послушание. Без внутреннего стержня и упования на Бога здесь не выстоять.

Если все-таки вы всерьез задумались, как попасть в монастырь, во-первых, необходимо увидеть и пожить, как минимум, в нескольких местах. Каждая обитель имеет свои особенности. Нужно найти ту, где будет более всего по душе.

Чтобы уйти в монастырь окончательно, необходимо какое-то время пожить в нем в качестве трудника (-цы). Практически в каждой обители нужны рабочие руки. Вам будут только рады, если вы решите немного помочь.

Необязательно идти на послушание в женский монастырь. Можно потрудиться и при мужском. Там тоже очень нужны женские работящие руки, особенно в больших обителях, где идет нескончаемый поток паломников, которых нужно накормить, устроить на ночлег и так далее.

В мужской обители женщины-трудницы, как правило, находят себе постоянных духовников из числа братии. Священнослужитель, узнав о горячем желании верующему (-ей) посвятить себя монашескому пути, подскажет, как попасть в монастырь, а также поможет подыскать подходящую обитель, даст благословение и будет всячески поддерживать.

Монахи часто посещают соседние женские обители в качестве духовников для сестер, и хорошо знакомы с игуменьей, благочинной и другим лицами из административного звена. Поэтому, если женщина придет с благословением от своего духовника, который к тому же хорошо знаком здесь, ее примут без проблем.

Внимание! Как попасть в женский монастырь жить, чтобы потрудиться во славу Божью и определиться с жизненным предназначением, лучше сразу посоветоваться со своим духовником.

Труды во славу Божью

Жизнь в любой монашеской обители пойдет на пользу, даже если женщина, особенно с ребенком, не планирует оставаться здесь на всю оставшуюся жизнь. Утром все сестры идут на полунощницу, затем – литургию, если позволяет послушание.

В конце дня – вечерняя служба, после которой во многих монастырях совершают крестный ход вокруг главного храма обители. Тихая и размеренная жизнь, без суеты, пересудов и шума, доносящегося с экранов телевизоров.

Что надо делать в обители. На послушании сестры находятся с утра до вечера, и, соответственно, трудники (-цы) также. Работы всегда очень много.

Новоприбывших обычно направляют на самые тяжелые послушания:

  • огород,
  • кухня,
  • погреб,
  • скотный двор,
  • уборка территории.

На кухне всегда нужна дополнительная рабочая сила, чтобы почистить картошку или рыбу на всех, проживающих и прибывающих в монастырь. Летом горячая точка для прохождения послушания – это огород, который нуждается в уходе, сборе урожая и так далее. Зимой нужно перебирать овощи в погребе, отделять перегнившие от целых, чтобы не испортились и они.

И, наконец, самое сложное послушание в обители для вновь прибывших - это коровник или скотный двор. Потому что нужно таскать тяжелые ведра, вдыхать «аромат» навоза, всегда быть грязным и переодеваться в чистую одежду только поздно вечером, при этом неприятный запах отмыть удается далеко не всегда.

Вечером, едва живыми от усталости, новоприбывшие рабы Божьи возвращаются в свои келии — комнатки, выделенные им для проживания в монастырской гостинице или жилом корпусе. Через несколько часов будет ходить по коридору одна из сестер, держа в руках колокольчик. Его звонкий голос позовет всех на утренние молитвы и оповестит о начале нового дня.

Принятие в число сестер

Если вы себя показали хорошо на послушаниях, матушка-игуменья принимает вас в число монастырских сестер. Теперь платок на голове нужно повязывать особым образом, прикрывая им лоб. Это означает, что вы сделали первый шаг на пути отречения от мира и вам позволяется меньше вольности в поведении. За стены обители послушница без благословения выйти не может, иначе ее лишат права находиться здесь за нарушение устава.

Каждая из сестер участвует в чтении круглосуточной псалтыри. Как правило, новеньким достаются самые трудные ночные часы. От послушаний, на которые благословляет матушка-игуменья, отказываться не принято.

Считается, что монастырь - это школа смирения. Поэтому нужно себя зарекомендовать хорошо с самого начала. Если послушница успешно выдержала все тяжелые испытания, которые достались ей в начале, и не ушла с монастырской стези, скорее всего, из нее получится хорошая монахиня.

Монашеские обеты очень строги, и легкомыслие здесь нужно исключить полностью. Если церковь допускает женщине развод с мужем, то в монашестве такого нет и близко. Инокиня, отказавшаяся от своих обетов и ушедшая в мир, и даже вышедшая там замуж, все-равно остается под постригом. Церковь ее считает монахиней, живущей в грехе. По каноническим правилам иноческие обеты даются раз и навсегда.

Раньше к постригу в обители готовились много лет, преодолевая искусы монастырской жизни. Послушник долгое время находясь в обители, имел возможность с полной уверенностью принять иноческие обеты либо уйти обратно в мир, осознав, что его место там. Постригали только тех, кто по прошествии многих лет не разочаровался в своем выборе.

Сейчас во многих монашеских обителях дают на это от силы три года. Не всегда такое иночество оказывается продолжительным. Многие уходят с этой стези, возвращаются в мир, даже женятся, но редко находят то призрачное счастье, погоня за которым увела их из-под покрова Божьей Матери.

Некоторые, со временем поняв, что их вступление на монашескую стезю было ошибкой, продолжают «тянуть лямку», но уже без радости и вдохновения. Они тайком сбегают за монастырские ворота, чтобы глотнуть немного воздуха «свободы», часто впадают в уныние и прочие грехи.

Внимание! Только помощью Божьей можно преодолеть все трудности, которые ожидают тех, кто уходит в женский монастырь на послушание.

В монашеской (послушнической) жизни рано или поздно наступает критический момент. В миру, имея семью, сложное время можно достаточно безболезненно пережить при поддержке родных, близких. Здесь же остаешься наедине со своим проблемами и помощником имеешь одного только Бога. Если не молиться, удержаться во святой обители будет очень трудно.

Послушание с ребенком

Большинство женщин, пришедших на послушание, имеют детей. Можно ли таким женщинам стать монахинями. Некоторые из них уже вырастили детей, дали им образование, жилье, выдали замуж (женили).

А потом, закончив все свои земные дела, задумались, как уйти в монастырь и посвятить остаток жизни Богу. Соответственно, и возраст уже не маленький у таких послушниц. Но это не мешает им трудиться наравне с молодыми сестрами на монастырских послушаниях.

Если у женщины решили уйти в монастырь с маленьким ребенком, если у нее на попечении есть несовершеннолетние дети, то согласно монастырскому уставу, ее не примут в число сестер монашеской обители. Она, конечно, может на время прийти на проживание и потрудиться во славу Божью. Это никому не воспрещается. Но потом необходимо вернуться к своим самым важным обязанностям — заботе о детях и их воспитании в христианском духе.

Полезное видео

Подведем итоги

Монастырь можно приехать потрудиться вместе с детьми, походить с ними на службы, напитать душу Божественной благодатью. Возвращаясь в мир, такое дитя сохранит в своей душе воспоминания об этих светлых радостных днях, наполненных трудом и молитвой.

Чтобы уйти в монастырь, одного желания мало. Нужно запастись терпением, смирением, настроиться на трудности и искушения, а не ждать легкой и приятной жизни в монастырских стенах.