Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Атмосферные фронты бывают. Атмосферный фронт

На первый взгляд кажется, что воздух в атмосфере неподвижен. На самом деле движение происходит непрерывно и в вертикальном, и в горизонтальном направлении. В движении огромные воздушные массивы взаимодействуют друг с другом. Их размеры соизмеримы с площадями континентов. На этом основано такое явление, как атмосферный фронт.

Воздух в таком массиве имеет однородные свойства, полученные при зарождении над поверхностью суши или акватории океана, где он сформировался. Воздушные вихри Земли перемещают воздух тропосферы с одной территории на другую, перенося и изменяя вместе с ними и их свойства. Поведение и свойства воздушных массивов определяют типы климата и погодные особенности территории.

Классификация воздушных масс

В зависимости от свойств воздушные массы разделяют на типы. Главный критерий классификации - соотношение тепла и влаги:

  • холодные и сухие - воздух Арктики и Антарктики;
  • изменяют температуру и влажность по сезонам года - полярные (умеренных широт);
  • жаркие и сухие - тропические;
  • жаркие и влажные - экваториальные.

При движении воздушные массы сталкиваются, а на их границе стремительно развиваются атмосферные события.

Атмосферный фронт - определение

География - наука, которая изучает различные природные явления. Здесь же рассматривается понятие атмосферного фронта. Он может быть очень обширным: несколько десятков километров в длину, сотни метров в высоту и по протяжённости тысячи километров. Переходная зона от одних свойств к другим называется фронтальной поверхностью, а её пересечение с поверхностью земли - линией фронта. На ней разворачиваются основные события, сопровождающиеся резкими изменениями погоды. От того, какой воздух принёс фронт, будет зависеть погодная обстановка.

Таким образом, атмосферный фронт в географии - это граница между разными по свойствам массивами воздуха.

Отличие атмосферных фронтов друг от друга обусловлено не только температурой воздуха, но и тем, как происходит их зарождение.

Теплый фронт

Образуется, когда лёгкий тёплый воздух при большей скорости движения нагоняет холодную массу, из-за тяжести не способную двигаться быстро. При соприкосновении с холодным воздухом, тёплый начинает ползти вверх по пологому склону, образованному холодным массивом. Уже две воздушные массы совместно продолжают движение в направлении, куда двигался тёплый воздух. Поднимаясь, тёплый воздух остывает и образует дождевые облака.

Тёплый атмосферный фронт всегда можно распознать по следующим признакам:

  • барометры показывают понижение атмосферного давления;
  • отмечается повышение температуры воздуха;
  • появляются предвестники дождя - перистые облака, постепенно переходящие в перисто-слоистые, а потом - в высокослоистые;
  • ветер усиливается, изменяя своё направление;
  • облака наливаются тяжестью;
  • выпадают осадки.

Потепление - постоянный спутник тёплого фронта. Летом осадки имеют затяжной характер, поэтому устанавливается ненастная, хотя и тёплая погода. Зимой приход тёплого фронта связан с обильными снегопадами и оттепелями.

Холодный фронт

Холодный фронт атмосферный возникает тогда, когда холодный воздух в движении нагоняет тёплый, подхватывает его и стремительно поднимает вверх. Из-за своей лёгкости тёплый воздух быстро оказывается на большой высоте, также быстро остывает. Влага из тёплого воздуха превращается в пар и образует клубы кучево-дождевых облаков. Воздух продолжает своё движение в том направлении, куда перемещался холодный воздух. Всегда сопровождается ливнями и похолоданием.

Характерные признаки холодного фронта:

  • происходят скачки давления как за линией фронта, так и перед ним;
  • появляются кучевые облака;
  • дует шквалистый ветер, резко меняя направление слева направо;
  • начинается ливень с грозой, возможен град, осадки могут продолжаться несколько часов;
  • резко холодает, разница температуры может составлять до 10 0 С;
  • за линией облачности видны прояснения.

Погода, которая сопровождает холодный фронт - это всегда испытание, особенно для тех, кто находится в пути.

В зависимости от интенсивности движения воздуха выделяют фронт атмосферный 1-го рода, отличающийся медленным движением, и фронт 2-го рода, движущийся стремительно и приносящий летом дожди и шквалистый ветер, а зимой снегопады и пургу. Они также различаются скоростью атмосферных процессов, проходящих внутри.

Фронты окклюзии

Это области соединения нескольких фронтов. Они также бывают тёплыми и холодными. Механизм их образования сложен и зависит от того, какой по свойствам воздух встречается. Как правило, в их формировании участвуют два массива холодных, а один тёплый, и наоборот.

При фронтах окклюзии наблюдаются:

  • сплошная облачность и обложные дожди;
  • не усиление, а изменение направления ветра ;
  • отсутствие скачков атмосферного давления;
  • температурное постоянство;
  • образование циклонов.

Циклоны и антициклоны

Характеристика погодных явлений при прохождении всех типов фронтов невозможна без упоминания циклональных и антициклональных типов погоды.

Воздух над поверхностью планеты распределяется неравномерно, поэтому происходит его перетекание оттуда, где его много, в районы, где воздуха недостаточно. В результате возникает разница в давлении воздуха на земную поверхность. При перетекании воздушных масс в атмосфере образуются вихри.

Воздушная воронка с низким давлением в центе называется циклоном, а с высоким - антициклоном. Циклональной называется пасмурная, снежная или дождливая погода, антициклональной - сухая и ясная, зимой - морозная.

Географические атмосферные различия

В основу географической классификации атмосферных фронтов положено два признака:

  • географические широты, в которых происходит образование фронтальных зон;
  • формирующая фронт (атмосферный) подстилающая поверхность.

На границе климатических поясов, отличающихся господствующими воздушными массами, образуются пояса фронтальных зон. На земном шаре их три:

  1. В полярной зоне Северного и Южного полушария на границе холодных полярных и умеренных воздушных масс сформировалась арктическая (в северном полушарии) и антарктическая (в южном полушарии) фронтальные зоны.
  2. Между умеренными и тропическими широтами сформировался полярный фронт атмосферный. Он опоясывает земной шар в районе северного и южного тропика.
  3. На границе тропического и экваториального воздуха расположена тропическая фронтальная зона.

В зависимости от сезона зоны смещаются в меридиональном направлении. Циркуляционные процессы в географических фронтальных зонах формируют климатические пояса.

Подстилающая поверхность и фронтальные зоны

Над континентом образуются сухие континентальные массивы воздуха, а над океаном - влажные морские. В процессе циркуляции атмосферы они также сталкиваются, на границе образуются фронтальные зоны, в которых свойства воздуха трансформируются. Образуются морские и континентальные атмосферные фронты. Типы погоды, связанные с ними, зависят от свойств воздуха.

Итак, мы разобрались с таким понятием, как атмосферный фронт, определение которого звучит следующим образом - это линия соприкосновения воздушных масс разных типов. Свойства атмосферного фронта зависят от того, в каком направлении по отношению друг к другу воздушные массы двигаются. Прохождение атмосферных фронтов всегда сопровождается изменением погодных условий и характерными для каждого фронта атмосферными явлениями.


Воздушные массы, отличающиеся своими физическими свойствами, отделяются друг от друга слоем воздуха, называемым фронтальной поверхностью. В слое фронтальной зоны температура, влажность, плотность, ветер резко изменяются. Фронтальная зона всегда наклонена в сторону холодного воздуха. Над нею расположен тёплый воздух, как менее плотный и лёгкий, а над ним в виде клина – холодный. Основной причиной образования фронтов является сближение разнородных воздушных масс. Фронт считается динамически выраженным, если на 1000км расстояния разница температур тёплого и холодного воздуха составляет 8-10С. Скорость фронта зависит от угла пересечения фронта с изобарами.

Фронты, разделяющие основные географические типы воздушных масс, называются главными фронтами.

Различают:

· арктический фронт, отделяющий арктический воздух от воздуха умеренных широт;

· полярный фронт, разделяющий умеренный и тропический воздух;

· тропический фронт, лежащий между тропическим и экваториальным воздухом.

По скорости движения эти фронты могут быть стационарными (средняя скорость их движения 5-10км/час. Они располагаются на периферии циклона или антициклона) медленно движущимися, быстродвижущимися. По температуре теплыми, холодными и фронтами окклюзии. По высоте развития - приземными, тропосферными, высотными.

Тёплым фронтом называется участок главного фронта, перемещающийся в сторону холодного воздуха, за этим фронтом движется тёплый воздух, который, будучи менее плотным, натекает на холодный воздух.

Холодным фронтом называется участок главного фронта, перемещающийся в сторону тёплого воздуха. За эти фронтом движется холодный воздух, который более плотный и подклинивается под тёплый воздух.

Фронт, образовавшийся в результате смыкания тёплого и холодного воздуха, называется фронтом окклюзии .

3.3 Тёплый фронт зимой и летом. Условия полётов.


На тёплом фронте тёплый воздух натекает на холодный, расположенный в виде клина внизу. Впереди приземной линии наблюдается область падения давления, которая обусловлена заменой холодного воздуха тёплым. С падением давления усиливается ветер, максимальной скорости от достигает перед прохождением фронта, затем ослабевает. Пред фронтом преобладают ветры юго-восточного направления, переходящие за фронтом на южные и юго-западные.

Медленное восходящее движение тёплого воздуха вдоль фронтальной поверхности приводит к его адиабатическому охлаждению и образованию облачной системы и зоны осадков большой протяженности, ширина зоны облаков простирается до 600-700км.

Наклон фронтальной поверхности наблюдается в пределах 1/100 до 1/200.

Основной облачной системой фронта являются слоисто-дождевые и высоко-слоистые облака Ns-As, расположенные в нижнем и среднем ярусах (5-6 км). Их верхняя граница почти горизонтальная, а нижняя понижается от переднего края к линии фронта, где достигает высоты около 100м (в холодное время может быть ниже). Выше As-Ns располагаются перисто-слоистые и перистые облака. Иногда они сливаются с нижележащей облачной системой. Но зачастую облака верхнего яруса отделены от системы Ns-As облачной прослойкой. Под основной облачной системой наблюдается зона обложных осадков. Она лежит впереди приземной линии фронта и имеет протяженность по нормали от фронта до 400 км.

В зоне осадков образуются низкие разорванно-дождевые облака с нижней границой 50-100м, иногда возникают фронтальные туманы, при температурах от 0 до –3 наблюдается гололёд.

Зимой при сильных ветрах прохождение фронта сопровождается сильными метелями, Летом на тёплом фронте могут возникать отдельные очаги кучево-дождевых облаков с ливнями и грозами. Чаще всего они возникают ночью. Их развитие объясняется сильным ночным выхолаживанием верхнего слоя основной фронтальной облачной системы при относительно неизменной температуре в нижних слоях облака. Это приводит к возрастанию температурных градиентов и к увеличению вертикальных токов, которые и приводят к образованию кучево-дождевых облаков. Они, как правило, замаскированы слоисто-дождевой облачностью, что затрудняет их визуальное определение. При подлёте к слоисто-дождевым облакам, внутри которых скрыты кучево-дождевые, начинается болтанка (турбулентность), повышенная электризация, отрицательно влияющая на работу приборного оборудования.

Зимой в зоне отрицательных температур облачности тёплого фронта имеется опасность обледенения самолётов. Нижней границей обледенения является нулевая изотерма. Сильное обледенение наблюдается в полёте в зоне переохлажденного дождя. В холодное время года тёплый фронт обостряется и чаще даёт сложные погодные условия: низкую облачность, ухудшенную видимость в метелях, осадках, туманах, обледенение в осадках, гололёд на земле, электризацию в облаках.


Видимость после прохождения фронта некоторое время сохраняется ограниченной, так как воздух насыщен большим количеством влаги, что позволяет долгое время удерживаться туманам, дымке и низкой облачности.

За тёплым фронтом температура повышается. На картах погоды теплый фронт обозначается красной линией.

3.4 Холодный фронт 1 рода зимой и летом. Условия полётов.

Холодный фронт 1 рода перемещается со скоростью не более 30 км/час.

В этом случае имеется упорядоченное медленное поднятие тёплого воздуха по вторгающемуся клину холодного воздуха. В холодное полугодие в восходящем тёплом воздухе процесс конденсации не носит бурного характера. Вследствие этого над фронтальной поверхностью образуются слоисто-дождевые облака. Осадки начинаются у самой линии фронта, ширина зоны осадков составляет 100-200 км.

В этот сезон облачная система имеет сходство с облачностью системы тёплого фронта, расположенной в обратной последовательности. Облака верхнего яруса располагаются позади приземной линии фронта и могут быть отделены от основной облачной системы безоблачной прослойкой.

Верхняя граница слоисто-дождевых и высоко-слоистых облаков (Ns-As) располагается на высоте 4-5км.

В тёплое время года перед системой облаков Ns-As образуются кучево-дождевые облака большой вертикальной мощности, их которых выпадают ливневые осадки, сопровождающиеся грозами, эти облака располагаются грядами вдоль линии фронта с шириной 50-100 км. Верхняя граница может достигать тропопаузы и выше. Под облаками наблюдаются ливневые осадки, грозы, шквалы. В зоне осадков почти всегда образуются низкие разорванно-дождевые облака, Ветер после прохождения фронта поворачивает вправо и ослабевает, давление перед фронтом падает, за фронтом плавно растёт, температура понижается.

3.5 Холодный фронт 2 рода зимой и летом. Условия полётов.

Быстродвижущийся холодный фронт 2 рода является самым опасным их всех видов атмосферных фронтов. Вследствие большой скорости перемещения (40-50 км/час) холодный воздух с большой энергией вытесняет тёплый воздух вверх до больших высот. В летнее время в результате этой сильной динамической конвекции в тёплом воздухе образуются кучево-дождевые облака большой вертикальной мощности, иногда пробивая тропопаузу. В холодное время года


мощность облаков бывает меньшей.

Кучево-дождевые облака вытесняются вперед по направлению ветра на больших высотах, на 100-300км от линии фронта. Предвестником приближения такого фронт являются высококучевые облака чечевицеобразные (Ac), появляющиеся за 200км перед приземной линией фронта. У самой линии фронта кучево-дождевые облака сопровождаются шкваловыми вихрями с разрушительными скоростями ветра и грозами. Ширина облачной системы достигает нескольких десятков километров, нижняя граница находится обычно на высоте 300-400м, а в зоне осадков может опускаться до 100-200м.

В облаках большую опасность представляют восходящие потоки силой до 30м/с и более и нисходящие до 15 м/с и более. Кроме того, в облаках могут быть грозы, сильные ливневые осадки, а в зоне отрицательных температур – интенсивное обледенение. Но ширина этой опасной зоны небольшая, примерно 50 км.

У земли этот фронт сопровождается шквалами, ливнями, грозами, ширина зоны ливневых осадков – несколько десятков километров и наблюдается обычно впереди приземной линии фронта. Давление перед фронтом резко падает, за фронтом быстро растёт. Ветер после прохождения фронта резко меняет направление вправо и усиливается до 20-30 м/с. Температура за фронтом понижается на 10-12°С за 1 час.

Наиболее ярко выражена погода на этом фронте летом во второй половине дня.

Зимой при прохождении фронта отмечаются сильные снегопады, метели, ухудшающие видимость до нескольких десятков метров. Основные облака – кучево-дождевые (Cb) с верхней границей 4-5 км.

Полёты на эшелоне проходят в простых метеоусловиях, а основное влияние их проявляется на низких эшелонах при взлёте, посадке и в наборе.

3.6 Фронты окклюзии. Условия полётов.

Тёплые и холодные фронты являются фронтами молодых циклонов. Холодный фронт, как более активный и быстродвижущийся, обычно нагоняет тёплый фронт и смыкается с ним. При этом смыкаются две холодные воздушные массы – находящаяся перед тёплым фронтом и лежащая за холодным фронтом. Тёплый воздух, заключенный между фронтами, отрезается от земли и вытесняется вверх. Облачные системы тёплого и холодного фронтов сближаются и частично накладываются друг на друга и также вытесняются вверх. Указанный процесс называется процессом окклюдирования циклона, а образовавшийся в результате фронт называется фронтом окклюзии (окклюзия – «оклюзис» - запирать замыкать).

В результате окклюдирования возникают два типа фронтов окклюзии:

1. тёплый фронт окклюзии (окклюзия по типу тёплого фронта);

2. холодный фронт окклюзии (окклюзия по типу холодного фронта).

Тёплый фронт окклюзии.

Этот фронт возникает, если в тыловой части циклона холодный воздух является более тёплой воздушной массой, чес холодный воздух в его передней части. При окклюдировании циклона менее холодный воздух натекает на более холодный воздух, образуется многоярусная система облаков, состоящая из системы облаков тёплого фронта – слоистообразной и облаков холодного фронта – кучево-дождевыми, под которой могут возникнуть низкие разорванно – дождевые облака.

Обложные осадки начинаются впереди линии фронта за 300-400 км, постепенно переходя в ливневые у точки окклюзии. Ветер у земли имеет резкое правое вращение и усиливается. Давление быстро падает. Окклюзии данного типа встречаются в основном в холодное полугодие. На средних и больших высотах полёта ВС могут встретить замаскированные кучево-дождевые облака, которые вызывают сильную турбулентность и обледенение. Ширина такой зоны по нормали к фронту 50 км. При полетах на малых высотах всегда встречается низкая облачность, переходящая в туман, обледенение, на аэродроме гололёд..

Атмосферные фронты, имеют несколько различных характеристик. По ним происходит деление этого природного явления на разные виды.

Атмосферные фронты могут достигать ширины 500-700 км, а в длину простираться на 3000-5000 км.
Атмосферные фронты классифицируют по перемещению относительно расположения воздушных масс. Еще один критерий – пространственная протяженность и циркуляционная значимость. И, наконец, географический признак.

Характеристика атмосферных фронтов

По перемещению атмосферные фронты можно разделить на холодные, теплые и фронты окклюзии.
Теплый атмосферный формируется, когда теплые воздушные массивы, как правило, влажные надвигаются на более сухие и холодные. Приближающийся теплый фронт приносит постепенное понижение атмосферного давления, незначительное повышение температуры воздуха и небольшие, но продолжительные осадки.

Холодный фронт образуется под влиянием северных ветров, нагнетающих холодный воздух в области, которые ранее занимал теплый фронт. Холодный атмосферный фронт влияет на погоду в небольшой полосе и часто сопровождается грозами и понижением атмосферного давления. После того, как фронт пройдет, температура воздуха резко понижается, а давление увеличивается.

Циклон, который считается самым сильным и разрушительным в истории, обрушился на дельту Ганга в восточной части Пакистана в ноябре 1970 года. Скорость ветра достигла более 230 км/ч, а высота приливной волны была около 15 метров.

Фронты окклюзии возникают при наложении одного атмосферного фронта на другой, образованный ранее. Между ними располагается значительная масса воздуха, температура которого намного выше, чем у воздуха, который его окружает. Окклюдирование возникает при вытеснении теплой воздушной массы и ее отрыве от поверхности земли. В результате фронт перемешается у поверхности земли уже под воздействием двух холодных масс воздуха. На фронтах окклюзии нередко расположены глубокие волновые циклоны, образованные в виде очень хаотичных волновых возмущений. Ветер при этом значительно усиливается, и волна становится четко выраженной. В результате фронт окклюзии превращается в большую размытую фронтальную зону и по прошествии некоторого времени полностью исчезает.

По географическим признакам фронты разделяются на арктические, полярные и тропические. В зависимости от того, в каких широтах они образованы. Помимо этого, в зависимости от подстилающей поверхности, фронты делятся на континентальные и морские.

Нижняя часть атмосферы Земли, тропосфера, находится в постоянном движении, смещаясь над поверхностью планеты и перемешиваясь. Отдельные ее участки обладают различной температурой. При встрече таких атмосферных зон и возникают атмосферные фронты, которые представляют собой пограничные зоны между воздушными массами разной температуры.

Образование атмосферного фронта

Циркуляция тропосферных потоков приводит к тому, что теплые и холодные воздушные течения встречаются. В месте их встречи из-за разницы температур происходит активная конденсация водяных паров, что приводит к образованию мощных облаков, а впоследствии - сильным осадкам.

Граница атмосферных фронтов редко бывает ровной, она всегда извилиста и неоднородна, вследствие текучести воздушных масс. Более теплые атмосферные течения натекают на холодные воздушные массы и поднимаются вверх, более холодные - вытесняют теплый воздух, заставляя его подниматься выше.

Рис. 1. Приближение атмосферного фронта.

Теплый воздух по массе легче холодного и всегда поднимается вверх, холодный - наоборот, скапливается у поверхности.

Активные фронты двигаются со средней скоростью в 30-35 км. в час, однако они могут и временно прекращать свое движение. По сравнению с объемом воздушных масс граница их соприкосновения, которую и называют атмосферным фронтом - очень невелика. Ширина его может достигать сотни километров. В длину - в зависимости от величины сталкивающихся воздушных течений, фронт может иметь тысячи км.

Признаки атмосферного фронта

В зависимости от того, какое атмосферное течение движется более активно, различают теплые и холодные фронты.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Рис. 2. Синоптическая карта атмосферных фронтов.

Признаками приближающегося теплого фронта являются:

  • перемещение теплых воздушных масс в сторону более холодных;
  • образование перистых или слоистых облаков;
  • постепенное изменение погоды;
  • моросящие или обложные дожди;
  • повышение температуры после прохождения фронта.

О приближении холодного фронта свидетельствуют:

  • перемещение холодного воздуха в сторону теплых областей атмосферы;
  • образование большого количества кучевых облаков;
  • быстрые изменения погоды;
  • ливневые и грозовые дожди;
  • последующее понижение температуры.

💡

Холодный воздух движется быстрее теплого, поэтому низкотемпературные фронты более активны.

Погода и атмосферный фронт

В областях прохождения атмосферных фронтов погода изменяется.

Рис. 3. Столкновение теплого и холодного воздушных течений.

Изменения ее зависят от:

  • температур встретившихся воздушных масс . Чем больше разница температур - тем сильнее будут ветра, интенсивнее осадки, мощнее облачность. И наоборот, если разница температур воздушных течений невелика, то атмосферный фронт будет слабовыраженным и его прохождение над поверхностью Земли не принесет особых погодных изменений;
  • активности воздушных течений . В зависимости от их давления, атмосферные потоки могут обладать различной скоростью передвижения, от чего будет зависеть скорость изменения погоды;
  • формы фронта . Более простые линейные формы поверхности фронта более предсказуемы. При образовании атмосферных волн или замыкании отдельных выдающихся языков воздушных масс образуются вихри - циклоны и антициклоны.

После прохождения теплого фронта устанавливается погода с более высокой температурой. После прохождения холодного - наступает похолодание.

Что мы узнали?

Атмосферные фронты - это пограничные области между воздушными массами, обладающими разной температурой. Чем больше разница температур - тем более интенсивным будет изменение погоды при прохождении фронта. Приближение теплого или холодного фронта можно отличить по форме облаков и типу осадков.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 203.

Мы рассмотрели типы атмосферных фронтов. Но при прогнозировании погоды в яхтинге следует помнить, что рассмотренные виды атмосферных фронтов отражают только главные черты развития циклона. В действительности могут быть значительные отклонения от этой схемы.
Признаки атмосферного фронта любого типа могут быть в одних случаях резко выраженными, или обостренными, в других случаях — слабо выраженными, или размытыми.

Если тип атмосферного фронта обостренный, то при переходе через его линию резко изменяются температура воздуха и другие метеорологические элементы, если размыт — температура и другие метеорологические элементы меняются постепенно.

Процессы образования и обострения атмосферных фронтов называются фронтогенезом, а процессы размывания — фронтолизом. Эти процессы наблюдаются непрерывно, подобно тому, как непрерывно формируются и трансформируются воздушные массы. Об этом необходимо помнить при прогнозировании погоды в яхтинге.

Для образования атмосферного фронта необходимо существование хотя бы небольшого горизонтального градиента температуры и такого поля ветра, под действием которого этот градиент значительно увеличился бы в некоторой узкой полосе.

Особую роль в образовании и размывании разных видов атмосферных фронтов играют барические седловины и связанные с ними деформационные поля ветра. Если изотермы в переходной зоне между соседними воздушными массами располагаются параллельно оси растяжения или под углом менее 45° к ней, то в деформационном поле происходит их сближение и горизонтальный температурный градиент увеличивается. Наоборот, при расположении изотерм параллельно оси сжатия или под углом менее 45° к ней расстояние между ними увеличивается, и если уже сформированный атмосферный фронт попадет под такое поле, произойдет его размывание.

Профиль поверхности атмосферного фронта.

Угол наклона профиля поверхности атмосферного фронта зависит от разности температуры и скорости ветра теплой и холодной воздушной массы. На экваторе атмосферные фронты не пересекаются с земной поверхностью, а превращаются в горизонтальные слои инверсии. Следует отметить, что на величину наклона поверхности теплого и холодного атмосферного фронта некоторое влияние оказывает трение воздуха о земную поверхность. В пределах слоя трения скорость движения фронтальной поверхности с высотой увеличивается, а выше уровня трения почти не изменяется. Это по разному влияет на профиль поверхности теплого и холодного атмосферного фронта.

Когда атмосферный фронт начал смещаться как теплый, в том слое, где скорость движения с высотой возрастает, фронтальная поверхность становится более отлогой. Аналогичное построение для холодного атмосферного фронта показывает, что под влиянием трения нижняя часть его поверхности становится более крутой, чем верхняя, и даже может получить внизу обратный наклон, так что теплый воздух у земной поверхности может располагаться в виде клина под холодным. Это осложняет прогнозирование последующих событий в яхтинге.

Движение атмосферных фронтов.

Важным фактором в яхтинге является движение атмосферных фронтов. Линии атмосферных фронтов на картах погоды проходят вдоль осей барических ложбин. Как известно, в ложбине линии тока имеют сходимость к оси ложбины, а следовательно, к линии атмосферного фронта. Поэтому при прохождении его ветер довольно резко изменяет свое направление.

Вектор ветра в каждой точке перед и за линией атмосферного фронта можно разложить на две составляющие: касательную и нормальную. Для движения атмосферного фронта имеет значение лишь нормальная составляющая скорости ветра, величина которой зависит от угла между изобарами и линией фронта. Скорость движения атмосферных фронтов может колебаться в весьма широких пределах, так как она зависит не только от скорости ветра, но и от характера барического и термического полей тропосферы в его зоне, а также от влияния приземного трения. Определение скорости перемещения атмосферных фронтов чрезвычайно важно в яхтинге при выполнении необходимых действий по уклонению от циклона.

Следует отметить, что сходимость ветров к линии атмосферного фронта в приземном слое стимулирует восходящие движения воздуха. Поэтому вблизи этих линий имеются наиболее благоприятные условия для образования облаков и выпадения осадков, и наименее благоприятные для яхтинга.

В случае резкого типа атмосферного фронта над ним и параллельно ему в верхней тропосфере и нижней стратосфере наблюдается струйное течение, под которым понимают узкие потоки воздуха с большими скоростями и большой горизонтальной протяженностью. Максимальная скорость отмечается вдоль мало наклоненной горизонтальной оси струйного течения. Длина последнего измеряется тысячами, ширина — сотнями, толщина — несколькими километрами. Максимальная скорость ветра по оси струйного течения составляет 30 м/сек и более.

Возникновение струйных течений связано с образованием в высотных фронтальных зонах больших горизонтальных градиентов температуры, обусловливающих, как известно, термический ветер.

Стадия молодою циклона продолжается до тех пор, пока в центре циклона у земной поверхности остается теплый воздух. Продолжительность этой стадии в среднем 12-24 ч.

Зоны атмосферных фронтов молодого циклона.

Обратим еще раз внимание, что как в начальной стадии развития молодого циклона теплый и холодный фронты представляют собой два участка волнообразно изогнутой поверхности основного атмосферного фронта, на которой развивается циклон. В молодом циклоне можно выделить три зоны, резко отличающиеся по условиям погоды, а соответственно и по условиям для яхтинга.

Зона I - передняя и центральная части холодного сектора циклона перед теплым атмосферным фронтом. Здесь характер погоды определяется свойствами теплого фронта. Чем ближе к его линии и к центру циклона, тем мощнее система облаков и тем вероятнее выпадение обложных осадков, наблюдается падение давления.

Зона II - тыловая часть холодного сектора циклона за холодным атмосферным фронтом. Здесь погода определяется свойствами холодного атмосферного фронта и холодной неустойчивой воздушной массы. При достаточной влажности и значительной неустойчивости воздушной массы выпадают ливневые осадки. Атмосферное давление за его линией растет.

Зона III - теплый сектор. Поскольку теплая воздушная масса является преимущественно влажной и устойчивой, то условия погоды в ней обычно соответствуют условиям погоды в устойчивой воздушной массе.

На рисунке вверху и внизу даны два вертикальных разреза через область циклона. Верхний сделан к северу от центра циклона, нижний — к югу и пересекает все три рассмотренные зоны. На нижнем виден подъем теплого воздуха в передней части циклона над поверхностью теплого атмосферного фронта и образование характерной облачной системы, а также распределение течений и облаков у холодного атмосферного фронта в тыловой части циклона. Верхний разрез пересекает поверхность основного фронта только в свободной атмосфере; у земной поверхности лишь холодный воздух, теплый течет над ним. Разрез проходит через северный край области фронтальных осадков.

Изменение направления ветра при движении атмосферного фронта видно из рисунка, где показаны линии тока холодного и теплого воздуха.

Теплый воздух в молодом циклоне движется быстрее, чем перемещается само возмущение. Поэтому через возмещение протекает все новый и новый теплый воздух, опускающийся по холодному клину в тылу циклона и восходящий в его передней части.

С ростом амплитуды возмущения теплый сектор циклона суживается: холодный атмосферный фронт постепенно нагоняет медленно движущийся теплый и наступает момент, когда теплый и холодный атмосферные фронты циклона смыкаются.

Центральная область циклона у земной поверхности вся заполняется холодным воздухом, а теплый воздух оттесняется в более высокие слои.