Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Иероним стридонский переводчик и толкователь священного писания. Блаженный иероним

Блаженный Иероним Стридонский

Блаженный Иероним родился между 340 и 350 годами, умер в 419/20 году. Он был родом из Далмации (Паннонии) из богатой христианской семьи. Образование он получил в Риме, после чего родители отправили его путешествовать. Побывав в Галлии и в Палестине, после многих лет странствий Иероним прибыл в Антиохию, где неожиданно принял решение стать монахом. Он удалился в Халкийскую пустыню, где жил отшельником. Практикуя крайний аскетизм, ходил нагой и никогда не умывался, отчего впоследствии многие художники Возрождения изображали святого Иеронима в пещере в довольно неприглядном, хотя и вдохновенном виде.

В пустыне у Иеронима было много свободного времени, и он выучил еврейский и греческий языки. Он был рукоположен в священника Павлином, «староникейским» антиохийским епископом, враждовавшим с тем самым Мелетием, который рукоположил Златоуста. Иероним также придерживался крайнего варианта никейского Православия, которое в последние десятилетия IV века поддерживалось и Римской церковью.

В 381 году он находится в Константинополе, где проходит Второй Вселенский Собор. Вместе со своим другом Максимом Циником он полемизирует со святым Григорием Богословом, обвиняя его в недостаточно православных взглядах.

В продолжение всех этих лет он усиленно изучает Священное Писание и совершенствует свое знание греческого языка. Он пишет по-латыни жизнеописания восточных монахов? одно из первых агиографических сочинений в истории. Он переводит на латынь «Хронику» Евсевия, а также? самое главное? проповеди Оригена на книги пророков Исайи и Иеремии. Иероним на всю жизнь остался преданным поклонником Оригена и его экзегетического метода, что впоследствии сыграло большую роль в его жизни.

В 382 году блаженный Иероним возвращается в Рим, где проводит четыре года. Несмотря на то, что он продолжает монашеский образ жизни, вокруг него собирается небольшое светское общество, состоящее главным образом из богатых римлянок (в основном набожных вдовиц и дев), любивших проводить время в ученых разговорах. Главными действующими лицами последующих событий становятся Маркелла, Фабиана и Паула, которые под влиянием Иеронима выучили еврейский и греческий языки, после чего общими усилиями занялись переводом Библии на латынь. Их перевод Псалтири (так называемая «Римская псалтирь») лег в основу западной литургической традиции и используется почти без изменений на протяжении вот уже шестнадцати столетий.

В 386 году Иероним переехал жить в Вифлеем в сопровождении помогавших ему вдов и девиц, которых он разместил по окрестным монастырям. Они продолжают совместную работу по переводу Библии, пользуясь преимущественно «Гекзаплами» Оригена. Иногда, но не слишком часто, они сверяли свой перевод с еврейским оригиналом. Результатом их трудов явилась латинская Библия, Вульгата.

Помимо этого святой Иероним написал несколько книг об аскезе. Также, будучи непосредственным участником первых вспышек оригенистского спора, он написал трактат «Против Руфина». Руфин был одним из учеников блаженного Иеронима. Разделяя интерес своего учителя к Оригену, он перевел на латынь классический труд Оригена «О началах». В своем переводе Руфин по возможности сгладил все сомнительные места, сделав Оригена более православным, чем он был на самом деле. Антиоригенистские нападки святого Епифания Кипрского (того самого, который коллекционировал ереси) и архиепископа Иоанна Иерусалимского подвигли Руфина на публичное отречение от Оригена. Напротив, Иероним, прекрасно понимавший все спорные моменты Оригенова учения, остался верен его памяти и выступил с опровержением его врагов.

В целом блаженный Иероним предстает перед нами как необычайно цельная, последовательная натура, как очень симпатичный, хотя и причудливый человек, к тому же чрезвычайно трудолюбивый. Он не оставил нам интересных богословских трудов, но в его письмах мы находим обсуждение одного вопроса, и по сей день представляющего экклезиологический интерес, связанного с проблемой происхождения епископата. Здесь следует заметить, что обширная переписка Иеронима, адресованная в основном уже упоминавшимся его помощницам, является драгоценнейшим источником информации о жизни Церкви в то время. Также чрезвычайно интересны его личные мнения, в частности нескрываемая неприязнь к епископам. Блаженный Иероним, будучи сам пресвитером, был убежден, что между епископами и пресвитерами нет разницы:

Отсюда следует, что священник и епископ? одно и то же и что до того, как, подстрекаемое диаволом, в религию пришло честолюбие, и люди стали говорить: «Я Павлов», «Я Аполлосов», «Я Кифин», ? Церковь была одним телом и руководилась священниками.

(«На послание к Титу», 1, 1, 5)

Таким образом, святой Иероним отстаивал необходимость сохранения в Церкви коллективного руководства пресвитеров.

В своем знаменитом письме к Евангелу Иероним излагает ту же самую идею о равенстве священников и епископов. Он подчеркивает утилитарный характер епископства:

Когда впоследствии один пресвитер был избран для руководства всеми остальными, это было сделано, дабы исцелить раскол и предотвратить разрывание Церкви на части различными лицами, желавшими притянуть ее к себе.

Даже в Александрии со времен евангелиста Марка... пресвитеры всегда именовали епископом одного, избранного из их числа... Ибо кроме посвящения в чем заключается функция епископа, что бы не было в то же время и функцией пресвитера?

По весьма очевидным причинам эти высказывания святого Иеронима всегда вдохновляли протестантов, но и не только их. Когда в 1922 году украинская Церковь не пожелала признать русский епископат, группа священников, собравшись, рукоположила во епископы нескольких священников из своего числа, осуществив как раз тот самый «александрийский» способ рукоположения, о котором сообщает Иероним.

Касательно конкретного исторического случая в Александрии это письмо? наш единственный источник, и притом не слишком достоверный. Неясно, говорит Иероним о рукоположении или же об избрании епископов пресвитерами. Кроме того, поскольку Александрия была большим городом, в ней имелось несколько постоянных евхаристических общин, каждая во главе со своим пресвитером, которые выполняли роль своего рода епископов. Их роль в избрании архиепископа, возможно, объясняется именно этим.

С другой стороны, уже в I веке, как мы находим у святого Игнатия Антиохийского, епископ председательствует над собранием пресвитеров, которое действует как совещательный орган; поэтому в каждом отдельном месте может быть только один епископ? председатель евхаристического собрания.

Очевидно, решение важной проблемы происхождения епископата не может быть основано ни на личных предпочтениях блаженного Иеронима, ни на излагаемом им отдельном и малодостоверном историческом событии.

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Великая Борьба автора Уайт Елена

Глава 6 Гус и Иероним Евангелие проникло в Богемию еще в IX столетии. Библия была переведена, и общественное богослужение совершалось на родном языке народа. Но по мере увеличения папской власти Слово Божье все больше и больше заглушалось, становилось чем-то

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ

Из книги Учение и жизнь ранней церкви автора Холл Стюарт Дж.

Иероним Немало вреда монашескому движению на Востоке причинил внезапно разразившийся спор. Образованность Евагрия не понравилась тем, кто считал невежество добродетелью, а простоту - достоинством. Таких оказалось большинство, и объединенными усилиями они обрушились

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ИЕРОНИМ (Иван Евгеньевич Лаговский), архим. (1827–84), рус. правосл. библеист. Род. в семье сел. священника Костромской губ. Окончил Костромскую ДС и СПб.ДА (1853). Был направлен в Пермскую ДС, где преподавал Свящ. Писание в течение 25 лет. С 1868 ректор ДС. В 1856 принял сан священника, а в

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ Евсевий Софроний, блж. (ок.342–420), зап. отец Церкви, переводчик Библии, один из крупнейших экзегетов *святоотеч. периода. Род. в г. Стридоне (на с. - в. Балканского п–ова). Семья И. принадлежала к римским колонистам–землевладельцам, хотя, по некоторым

Из книги Путь отцов автора Амман А.

ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ

Из книги Формирование средневековой философии. Латинская патристика автора Майоров Геннадий Григорьевич

Иероним (†420)Художники Ван Эйк и Дюрер изобразили Иеронима склоненным над рукописью. Он сидит за пюпитром, подобно евангелистам из каролингских молитвенников. Сонный лев, как кот, вытянулся у стола. Голова Иеронима в сиянии лучей: видимо, на него снизошло вдохновение.

Из книги Творения автора Стридонтский Иероним

3. ИЕРОНИМ И АМВРОСИЙ Иероним Стридонский и Амвросий Медиоланский пользовались в средние века высочайшим авторитетом отнюдь не из?за философской оригинальности или теологической «глубины». Оба они были не столько теоретиками, сколько практиками. Их авторитет зависел

Из книги История христианства. Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации автора Гонсалес Хусто Л.

И.Н. Голенищев–Кутузов Иероним Современник Амвросия Медиоланского, ритор и анахорет, аскет и ругатель, Иероним был одним из любимых авторов Эразма Роттердамского, издавшего его произведения в Базеле в 1516–1520 гг. Великий писатель Возрождения видел в Иерониме не «отца

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Иероним Стридонский Иероним (из книги О знаменитых мужах) Я, Иероним, сын Евсевия из города Стридона, разрушенного гетами, который некогда находился на границе между Далмацией и Паннонией, до настоящего, т. е. до четырнадцатого года царствования императора Феодосия,

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

16 Иероним Честно признаюсь, что меня охватило негодование. Я не могу слышать таких кощунственных речей. Иероним Из всех выдающихся фигур IV века Иероним – личность самая необычайная. И выделялся он не святостью, как Антоний, не проницательностью в богословских вопросах,

Из книги История патристической философии автора Морескини Клаудио

Из книги Патрология. Период посленикейский (IV в.- первая половина V в.) автора Скурат Константин Ефимович

Иероним (Jerome, са. 347419). Библеист и переводчик, стремившийся познакомить западное христианство с лучшими образцами греческой мысли, Иероним чувствовал недостаточную образованность Запада и трудился во елаву Церкви.Иероним (латинское имя Eusebius Hieronomous)родился в небольшом

Из книги автора

III. Иероним Иероним, начиная с конца XIX в., стяжал славу как носитель безмерной, исключительной образованности, но эта слава затем, будучи подвергнута радикальному пересмотру, значительно померкла, ибо стали утверждать, что Иероним не был искренен, заявляя, что он прочел

Из книги автора

бл.Иероним Стридонский Житие Большую часть жизни своей бл. Иероним провел на Востоке, где и написана им большая часть его произведений. Но по характеру первоначального воспитания своего, он - римлянин, а потому и по всем симпатиям своим, по характеру своих ученых трудов,

Память блаженного Иеронима Стридонского совершается в Русской Православной Церкви 28 июня по новому стилю.

Жизнеописание блаженного Иеронима
Блаженный Иероним Стридонский является одним из учителей Церкви, много потрудившимся над переводами Священного Писания. О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений. Известно, что Иероним принял Крещение в Риме около 360 года. В этом же городе он получил прекрасное философское образование, обучаясь у известных преподавателей того времени и по праву назывался одним из самых ученых людей IV века. Блаженный Иероним владел греческим и латинским языками, а позже освоил и древнееврейский. О времени принятия им монашества ничего не известно, однако сохранились сведения о том, что покинув Рим, Иероним четыре года провел в Халкидской пустыне в полном одиночестве, предаваясь аскетическим подвигам. Позже он поселился в Святой Земле, где занимался переводом Священного Писания на латинский язык.

Переводческие и литературные труды блаженного Иеронима
Одним из основных трудов Иеронима Стридонского является полный перевод Библии на латинский язык, над которым он трудился более двадцати лет. Вначале он работал над книгами Нового Завета, которые переводил с древнегреческого языка, а после перевел с древнееврейского и древнегреческого все ветхозаветные книги. В XVI веке постановлением Триденского собора эти тексты были отредактированы и труд Иеронима Стридонского стал считаться основным переводом Библии, который использовался повсеместно на Западе, что и дало ему название «Вульгата», то есть «общедоступная Библия». Благодаря своим переводческим работам блаженный Иероним Стридонский считается покровителем и помощником всех переводчиков. Кроме того, перу блаженного Иеронима принадлежит несколько толкований на ветхозаветные книги, а также несколько жизнеописаний святых. Им было также создано несколько исторических трудов, в которых он писал о знаменитых людях и о событиях всемирной истории. Помимо этого до нас дошло около 120 писем Иеронима Стридонского, в которых он обсуждал со своими друзьями богословские, нравственные и научные вопросы.

Блаженный Иероним Стридонский в иконописи
Изображение блаженного Иеронима было весьма распространено в средневековой иконописи. Часто его писали вместе со львом, что связано со следующим повествованием. Рассказывают, что однажды к нему в монастырь пришел лев, у которого была повреждена лапа. Все насельники монастыря были испуганы, но блаженный спокойно принял льва и вытащил у него из больной лапы занозу. Пораженные тем, что дикое животное с такой кротостью пришло к святому, монахи просили Иеронима, чтобы лев остался в монастыре и работал там. Иероним повелел льву охранять осла, на котором возили дрова. Случилось так, что однажды лев отстал во время пути от осла, и его украли. Монахи посчитали, что лев съел осла, и требовали, чтобы он выполнял его работу, то есть возил дрова, что лев и делал. Вскоре мимо монастыря проходил караван, в котором лев увидел украденного осла и привел его обратно в обитель, доказав этим свою невиновность.
Существуют и другие распространенные сюжеты из жизни блаженного Иеронима, одним из которых является его работа над переводом Библии. Также иконописцы нередко изображали святого во время его подвижнической жизни в пустыне. Часто на иконописных образах, посвященных Иерониму Стридонскому, можно видеть человеческий череп, который в средние века символизировал быстротечность жизни и победу духа над плотью.

Тропарь, глас 3:
Велика имеет тя предстателя, Богомудре, / православных собрание, / якоже убо преподобных еси собеседник / и Божественныя премудрости сопричастник, / тако, пречудне Иерониме, / Христу Богу молися // даровати нам велию милость.

Кондак, глас 8:
В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песньми восхвалим Иеронима достохвальнаго,/ верных наставника и заступника, любовию тому зовуще:/ радуйся, отче Богомудре.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Иерониме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

Молитва:
О священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Иерониме, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя; поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый, аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание .

Отсюда он отправился, в обществе Епифания Кипрского , в Рим , где папа Дамас сделал его своим ближайшим советником и, по выражению самого Иеронима, "говорил его словами". Но из-за обличения блаженным нравов современного ему римского христианского общества образовалась целая партия недоброжелателей блаженного. После трехлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним, по смерти Дамаса (), вынужден был навсегда покинуть этот город.

Вместе со своим братом Павлинианом и друзьями блаженный Иероним посетил Святую Землю, монахов Нитрийской пустыни, слушал в Александрии известного Дидима , а в году поселился в пещере в Вифлееме , поблизости от пещеры Рождества Христова, и начал полную суровых подвигов жизнь.

Это был период расцвета его творческой деятельности. Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания , труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Священного Писания (известный как Вульгата).

Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима , завоеванного готами в году. А в году блаженного постигло новое испытание - набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается год . Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим .

Иероним Стридонский признается у нас лишь блаженным - тогда как в Западной Церкви он канонизован в святые, - по условиям канонизации в древ. вселенской церкви, по которым даже вел. святые Востока и Запада были лишь местночтимыми, до времени Константина Порфирогенита (см. Канонизация). Иероним принадлежит всецело Западу, для которого он местный святой, в силу великих услуг, оказанных Западной Церкви. На Востоке, где он провел около половины жизни, его знали не столько как монаха-подвижника, вроде Илариона или Антония, сколько как ученого аскета, вроде Оригена. Полемика, которую он вел с Руфином и другими учеными и неучеными врагами, отличалась иногда страстностью, запальчивостью; гордый и самолюбивый, Иероним знал, по-мирски, себе цену и был чужд монашеского смирения. Все это, в связи с любовью его к языческим классикам, не давало ему, в глазах восточных людей, репутации святости.

Тропарь блж. Иерониму Стридонскому

Велика имеет тя предстателя, Богомудре, / православных собрание, / якоже убо преподобных еси собеседник / и Божественныя премудрости сопричастник, / тако, пречудне Иерониме, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.

Труды

Из массы сочинений Иеронима Стридонского немногие (первые по времени) вызывали упреки критики: все остальные высоко ценились не ближайшими только к нему поколениями, но и в позднейшее время.

Они делятся на четыре главные группы: истолкования на св. Писание , догматические, нравоучительные и исторические.

Главный труд первой группы - латинский перевод св. Писания, известный под именем Вульгаты . Он исполнен Иеронимом по поручению папы Дамаса , чтобы заменить прежние употреблявшиеся на Западе тексты Библии, которые все были испорчены переписчиками. До некоторой степени труд блаж. Иеронима был облегчен предшествовавшими работами Оригена ; тем не менее Иерониму пришлось много трудиться самостоятельно. За его переводом Библии наука признает большие достоинства, хотя в некоторых местах и заметны неуместные отступления от перевода семидесяти . Он вызвал, однако, множество упреков, между прочим и со стороны Августина : но после данных блаж. Иеронимом объяснений все признали великую его заслугу. В начале VII в. перевод его на Западе был уже в общем употреблении, и хотя часто искажался переписчиками, так что до XVI в. потребовалось не менее 10 новых рецензий его, тем не менее Тридентский собор 1545 г. канонизировал этот перевод, как единственный церковный.

Объяснены блаж. Иеронимом, в целом составе, все книги пророков больших и малых, книги Бытия, Экклезиаста, Евангелие от Матфея и послания ап. Павла к Галатам, Ефесеям, Титу и Филимону. Из остальных книг св. Писания бесчисленное множество мест истолковано им в других сочинениях, эпизодически.

Хотя и не чуждые ошибок, толкования Иеронима принадлежат к числу наилучших. В связи с ними написаны им два сочинения: о местах еврейских и об именах еврейских; первое составляет переработку сочинения Евсевия, второе - переработку Филона, при пособии Оригена.

Догматические сочинения блаж. Иеронима имеют преимущественно полемическое происхождение и содержание: в одних он обличает монтанистов , евионитов , пелагиан , валентиниан , оригенистов и многих других еретиков; в других разъясняет положительное учение церкви о главных догматах христологии, о таинствах, о почитании святых икон и т. д.

В полемике он более силен, чем в изложении положительного учения Церкви; в последнем его превосходят отцы Церкви Восточной.

Нравственное христианское учение , излагаемое им главным образом в его многочисленных посланиях и письмах, имеет своим предметом не выяснение и изложение общих начал, а лишь разъяснение частных вопросов: о воспитании детей, о терпении в несчастиях, о непрестанном самоусовершенствовании и т.п. Особенно много писал он в посланиях о достоинствах девства и об иноческой жизни (против Гельвидия). В полемике его много остроумия и блеска: особенно замечателен спор его с Руфином, в котором последний отстаивал консервативные, по его мнению, начала церковного учения, а Иероним защищал свободу наследования на пользу церкви.

Из исторических сочинений Иеронима особенное значение имеет книга "О знаменитых мужах" ("De viris illustribus"), "Хроника" и "Жизнеописания отцов" ("Vitae patrum").

Первое содержит в себе драгоценные сведения (хотя и краткие) о жизни и сочинениях отцов церкви и церковных писателей первых четырех веков.

"Хроника" - в большей своей части - перевод сочинения Евсевия Кесарийского , но в последнем отделе (с 325 г. по 378 г.) составляет самостоятельный труд; все сочинение имеет задачей установить соответствие священной истории с сказаниями языческих историков.

"Жизнеописания отцов" имеют предметом жизнь египетских иноков. Дополнением к этому сочинению служит составленный блаж. Иеронимом "Мартиролог".

Главная заслуга блаж. Иеронима - в области изучения св. Писания . В этом отношении он стоит на той же степени исторического значения, как Василий Великий - в области христианского нравоучения, а Григорий Богослов - в области догматики.

Всех сочинений блаж. Иеронима, не считая мелких писем, около 180. Заслуживает внимания в мировоззрении Иеронима Стридонского его отношение к женщине. В то время, как его ученые друзья часто мучили его клеветой и сплетней, несколько благородных женщин (Павла, Агерухия, Евстахия, Маркелла) постоянно оставались неизменными его друзьями. Письма к ним блаж. Иеронима отличаются особенной задушевностью.

"Сочинения Иеронима сияют по всему миру как священные светильники; он - муж как учености обширной, так испытанного и чистого учения, учитель православных".

"пойду в сокровищницу святого Иеронима, хотя нищаго духом, яко законника, нищету хранить присягавшаго, но духовным имением не убогаго, и яко не последняго в Церкви Христовой учителя...".

Издания сочинений блаж. Иеронима

  • Vallarsi (Верона, 1734-1742);
  • Миня, в "Раtrologiae cursus completus ser. latina" (tt. XXII - XXX).
  • Творенія блаженнаго Іеронима Стридонскаго. Кіевъ: Типографія И. И. Горбунова, (Библіотека твореній св. отцевъ и учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, в 17 томах.)

Литература

Подробно исчислена у Zoeckler"a, "Hieronymus. Sein Leben und Wirken aus seinen Schriften dargestelt" (Гота, 1865). Особенного внимания заслуживают:

  • "Vita Hieronymi" - статья Vallarsi, в XI томе его издания сочинений Иеронима;
  • Collombet, "Histoire de S. Jérôme" (П., 1844);
  • Luckbeck, "Hieronymus quos noverit scriptores et ex quibus hauriens scripsit" (Лпц., 1872);
  • Amédée Thierry, "S. Jérôme. La société chrétienne à Rome et l"émigration romaine en Terre Sainte" (П., 1867; перевод нескольких глав из этого сочинения в "Трудах Киев. Духовной Академии", 1868 и 1869);
  • А Смирнов, "Иероним, как историк и полемист" ("Правосл. Обозрение" 1871 г.);
  • Щеголев, "Жизнь св. Иеронима" (при киевском переводе его творений, Киев, 1863);
  • "Жизнь блаж. Иеронима" (в "Христианском Чтении" 1847 г.);
  • Филарет, архиепископ черниговский, в "Историч. учениях об отцах церкви" (СПб., 1859, т. II):
  • Möhler - о споре Иеронима с Руфином, в "Gesammelte Schriften und Aufsätze" (Регенсб., 1839).

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Жития Святых, чтимых Православной Церковью (составленные архиепископом Черниговским Филаретом). Изд-е Сретенского монастыря, 2000.

(ок.330-420)

Рождение

Иероним родился, как полагают, между 330–340 гг. в Стридоне , лежащем на границе Далмации и Панионии (на с.-в. Балканского п-ова).

Семья Иеронима принадлежала к римским колонистам-землевладельцам, хотя, по некоторым сведениям, его родители были либо греками, либо иллирийцами (иллирийцы - предки нынешних албанцев).
Имел брата Павлиниана и сестру.

Христианская преемственность

Происходил он из христианской семьи
В возрасте ок. 25 лет он принял крещение от папы Дамаса около 367 г.

Деяния

Первоначальное образование получает дома.
Затем обучается в Милане.

УЧЕБА В РИМЕ

В 354 г. бл. Иероним поступает вместе с товарищем детства - Бонозом - в школу знаменитого римского грамматика Элия Доната.

Затем он изучает риторику у популярнейшего ритора того времени Марийя Викторина Арфа.

Греческую философию изучает в изложении Цицерона и Сенеки.
Здесь завязывается его дружба с Вонотием и Руфином Аквилейским.

Принимает крещение

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГАЛЛИИ.

Останавливается в Трире, возобновляет свои занятия.
Начинает свои богословские изучения.
Там в нем созревает решение целиком посвятить себя Богу и аскетическим подвигам.
Отправляется в Аквилею.
Вместе с друзьями принимает послушание у Хромациуса, епископа Аквилейского .
После того, как братство, к которому примкнул Иероним, распалось, отправляется на Восток.

ВОСТОК

Антиохия

Направляясь в Палестину для поклонения святым местам, останавливается здесь по причине болезни (370 г.)

Здесь он видит свой знаменитый сон:

Внезапно я был охвачен духом и поставлен перед престолом Судьи... Когда меня спросили, кто я такой, я ответил -христианин. Ты лжешь, - был ответ. - Ты последователь Цицерона, а не христианин. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”. Я сразу же онемел, и пока меня побивали плетьми (так как Он приказал меня наказать плетьми), я более мучился от огня совести... Я произнес клятву и призвал имя Его: “Господи, если у меня когда-либо будут мирские книги или если я буду читать их, то это значит, что я отказался от Тебя”... С того времени я читал книги Божьи с большим рвением, нежели я до того читал книги человеческие.

Письмо 22:30

После того, как Иероним дал клятву не брать в руки классиков, он действительно, в течение 15 лет не читал ни Цицерона, ни Виргилия.

Знакомится с Аполлинарием.

Не стремясь разобраться в многочисленных антиохийских сектах, он держится в стороне от всех.

Изучает греческий язык.

Посещает Св. Землю

пустыня Халкис(д)

в 374 г. удаляется в пустыню (являлась центром сирийского подвижничества) почти на 5 лет

      • предавался отшельническим подвигам
      • вел научные занятия,
      • изучал еврейский язык,
      • переписывал книги и составлял свою библиотеку
      • начал переписку со многими по разнообразным вопросам (Сохранилось до 120 писем)

Антиохия

Волнения среди Халкидского монашества (из-за разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия) заставили бл. Иеронима вернуться в Антиохию. Здесь епископом Павлином (362-388) он был посвящен в сан пресвитера.

Константинополь

По дороге из Сирии в Рим посещает Константинополь.

Здесь знакомится со свт.Григорием Назианзином и свт.Григорием Нисским. Благодаря им Иероним знакомится с творениями Оригена и становится его ревностным почитателем.

Похоже, присутствовал на Втором Вселенском соборе.

РИМ

Прибывает в Рим в 382 г.

На соборе 382 г. участвует в рассмотрении Мелетианского раскола.

Иероним исполняет обязанности личного секретаря и библиотекаря папы Дамаса (366–384)

Папа Дамас поручает Иерониму пересмотр лат. переводов Библии Представляет папе отредактированный НЗ и Псалтирь (382-83).

Пишет ряд полемических и нравственно назидательных произведений.

Собирает кружок знатных матрон, которые под его руководством изучают Слово Божье.

После смерти папы Дамаса (11 декабря, 384), положение Иеронима становится очень трудным, так как многие не могут смириться с его резкой критикой.
Спустя несколько месяцев он вынужден оставить Рим.

Посещает Антиохию.

Посещает Александрию.
Здесь слушает Дидима Слепого

ВИФЛИЕМ

Останавливается в Вифлееме в 386.

По его указанию были построены мужской и 3 женских монастыря, и в первом из них Иероним проводит последние 33 года своей жизни.

Здесь он целиком отдается научной работе и собирает богатую библиотеку.

Здесь в течение 15 лет работает над своим переводом Писания, получившим название Вульгаты (Vulgata)

Кончина

* * *

Личность бл. Иеронима, его подвиги послужили образцом для подражания в среде католического монашества, в котором со Средних веков существовали общества «иеронимитов», считавших бл. Иеронима своим покровителем, и живших строго по правилам, извлеченным из различных его писем об иноческой жизни.

_______________________

Из свидетельства самого Иеронима мы узнаём, что город Стридон был уничтожен готами и, следовательно, уже в 5 в. н. э. его не существовало, а поэтому где точно он находился — определить трудно. Есть, например, данные, что Стридон располагался около реки Муры, в самом сердце Паннонии, а не на границе с Далмацией. Римские провинции Далмация (территория современной Хорватии и Черногории) и Паннония (территория современной Венгрии и части Австрии с Югославией) образовались в 8 году н. э. после разделения провинции Иллирик.

Хромаций , Chromatius, ум. ок. 407 г. н. э., греческий христианский писатель Епископ Аквилейский (387-407). Был связан с аскетическим движением в Аквилее. Из его произведений сохранились 25 проповедей о Евангелии от Матфея, Гомилия о 8 благословениях (Sermo de octo beatitudinibus) и 31 недавно открытых гомилии. Был знаком с Иоанном Златоустом и переписывался с ним.Иероним и Руфин, которые с ним переписывались, посвятили ему некоторые из своих сочинений.

Блаженный Иероним Стридонский родился в христианской семье в городе Стридоне (Далмация и Паннония). Для завершения образования родители послали его в Рим, где он изучал светские науки. В начале своей жизни в столице юноша увлекся мирской суетой, но вскоре в нем созрело решение в корне изменить свою жизнь. Когда юноше было около 20 лет, он принял святое Крещение . После этого он посетил Галлию. Здесь у святого Иеронима пробудилось желание всецело посвятить себя Богу и принять монашество.

Около 372 года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Постриг пришлось на время отложить. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание.

Устроив домашние дела, он поехал на Восток и около 5 лет прожил в одном сирийском монастыре, соединяя работу над Священным Писанием с суровыми аскетическими подвигами. Кроме того, святой Иероним в совершенстве изучил еврейский и халдейский языки. В этот период началась его переписка с многочисленными лицами по самым разнообразным вопросам. Сохранилось до 120 писем, бесспорно написанных блаженным Иеронимом. В это время в Антиохии происходили разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия. Споры достигли и обители, где трудился блаженный Иероним. Вследствие несогласий ему пришлось покинуть обитель и уйти в Антиохию. Здесь епископ Павлин посвятил его в сан пресвитера. Затем блаженный Иероним посетил Константинополь, беседовал со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским , а в 381 году отправился в Рим. В Риме он продолжал ученые труды. Святой Папа Дамас I (366 - 384), также занимавшийся изучением Священного Писания, приблизил его к себе. Но из-за обличения блаженным нравов современного ему римского христианского общества образовалась целая партия недоброжелателей блаженного. После трехлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним вынужден был навсегда покинуть этот город. Вместе со своим братом Павлинианом и друзьями блаженный Иероним посетил Святую Землю, монахов Нитрийской пустыни, а в 386 году поселился в пещере в Вифлееме, поблизости от пещеры Рождества Христова, и начал полную суровых подвигов жизнь.

Это был период расцвета его творческой деятельности. Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.

Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в 411 году блаженного постигло новое испытание - набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год. Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.