Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Российские ракеты «Гранит» - смертельная опасность для флота США. "базальт" и "малахит", спрессованные в "гранит" Гранит оружие

Если в эпоху холодной войны СССР и страны-участницы Варшавского блока больше внимания уделяли развитию сухопутных сил и совершенствованию ракетного оружия, то символом военной мощи США и блока НАТО стали авианосцы. Авианосные ударные группы (АУГ) были и остаются основной ударной силой ВМФ США , которая позволяла этой стране проводить военные операции в любой точке мира.

Для СССР американские АУГ стали настоящей головного болью. По многим причинам (прежде всего из-за недостатка средств) Советский Союз не мог противопоставить Америке ничего похожего, но ему были необходимы средства для эффективной борьбы с американскими авианосцами. Советский военно-промышленный комплекс все годы холодной войны искал асимметричный ответ на эту американскую угрозу. Особенно хорошо на роль «убийцы авианосцев» подходили крылатые противокорабельные ракеты, разработка которых началась еще в середине 50-х годов.

Именно благодаря десятилетиям, потраченным на конструкторские разработки в этой области, сегодня Россия обладает лучшими в мире противокорабельными ракетами, одной из которых является П-700 «Гранит». Ничего подобного больше нет ни у одной страны мира: эти противокорабельные крылатые ракеты значительно превосходят своих иностранных конкурентов и по дальности полета, и по массе боевой части, и по скорости, а также по другим характеристикам.

История создания

Первой крылатой ракетой, которая была принята на вооружение, производилась серийно и участвовала в боевых действиях, стала немецкая «Фау-1 ». Немцы применили ее в конце войны против Великобритании, но изменить ход боевых действий это оружие уже не могло.

После окончания Второй Мировой войны немецкие ракетные технологии попали в руки союзников и стали основой их дальнейших собственных разработок. В СССР в этом направлении трудился талантливый ракетный конструктор Владимир Челомей и его коллеги.

Особенно перспективно выглядели крылатые ракеты в качестве средства борьбы с авианосцами противника. В 1959 году в СССР приняли на вооружение противокорабельную крылатую ракету (ПКР) П-5, созданную под руководством Челомея, и предназначенную для уничтожения надводных кораблей противника, в том числе и авианесущих. Ракета могла нести ядерный заряд.

П-5 имела скорость, близкую к скорости звука, боевую часть весом в одну тонну, а также дальность полета 500 километров. Весьма неплохие характеристики, даже на сегодняшний день, но была одна проблема: стрелять этой ракетой можно было только из надводного положения. Это лишало атакующую подводную лодку своего основного преимущества – скрытности. Нужно было искать альтернативное решение.

Разработка нового ракетного комплекса началась в 1969 году. Челомей предложил создать единый комплекс, чтобы вооружить как подводные лодки, так и боевые надводные корабли. Новая ракета должна была получить возможность подводного старта и иметь высокую скорость полета и дальность. Ракетный комплекс получил название «Гранит», его разработка заняла почти пятнадцать лет.

Летно-конструкторские испытания новой ракеты начались в 1975 году, а государственные – в 1979 году. В 1983 году противокорабельный комплекс П-700 был принят на вооружение.

При разработке ракеты П-700 был учтен весь опыт производства и использования подобного оружия. Конструкторы отработали все возможные варианты конструкции будущей ракеты, ее системы управления, размещения и старта с подводной лодки.

П-700 была принята на вооружение подлодок проекта 949 «Гранит» и 949А «Антей », а также надводных кораблей 1144 «Орлан», 1144.2 «Орлан» и 1143.5 «Кречет».

Противокорабельные ракеты «Гранит» и сегодня стоят на вооружении ВМФ России , хотя уже и считаются морально устаревшими. Подобное оружие установлено на атомных подводных крейсерах проекта 949А «Антей» (по 24 ПКР на каждом). Двадцатью крылатыми ракетами «Гранит» вооружен флагман Северного флота, тяжелый атомный крейсер «Петр Великий », еще 12 установлены на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов ».

П-700 «Гранит» никогда не применялись в реальных боевых действиях, эксперты по-разному относятся к эффективности этого оружия.

Устройство

Ракета «Гранит» выполнена по нормальной аэродинамической схеме, она имеет сигарообразную форму, кольцевой воздухозаборник расположен в передней части ракеты.

П-700 оснащена раскладывающимися крыльями высокой стреловидности, расположенными в центральной части фюзеляжа, а также крестообразным хвостовым оперением (оно также раскладывается).

Ракета оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-21-300, расположенным в ее задней части. На большей части своей траектории ракета развивает скорость в 1,5 раза превосходящую скорость звука (1,5 Маха), что значительно усложняет ее обнаружение и уничтожение. На большой высоте П-700 может разгоняться до 2,5 М. Специально для «Гранита» был разработан прямоточный реактивный двигатель, который мог разогнать ракету до скорости в 4 Маха.

Особо стоит выделить автономную систему управления этой ПКР. Вычислительная машина, которая является основой системы управления, имеет несколько информационных каналов, она способна успешно противостоять средствам радиоэлектронной борьбы.

Ракета П-700 «Гранит» находится в специальном пусковом контейнере, который перед стартом для уравнивания давления заполняется забортной водой (это происходит и на надводных кораблях). Затем с помощью специальных твердотопливных ускорителей П-700 выходит на поверхность воды. В воздухе начинает работать маршевый двигатель, раскрываются крылья и хвостовые стабилизаторы.

«Гранит» может быть оснащен различными типами боевых частей. Это может быть фугасная проникающая БЧ, с весом до 750 килограмм. Также ракета может быть оснащена ядерной боевой частью мощностью до 500 килотонн.

Головка наведения – активная, радиолокационного типа.

П-700 «Гранит» является весьма «интеллектуальной» ракетой. Сразу после запуска она поднимается на большую высоту и засекает свою цель. После этого ракета снижается на максимально низкую высоту и следует на ней до самого поражения цели. Такой режим полета сильно усложняет работу вражеской ПРО.

Ракеты «Гранит» могут охотиться на свою добычу «стаей». Первая П-700 захватывает цель (или цели) и наводит на них все остальные ракеты. Каждая из них получает собственную цель, если же ракета-наводчик уничтожена, то ее функции берет на себя другой член «стаи». Ракеты классифицируют цели по степени важности, выбирают самую оптимальную тактику атаки и ее план. В электронной системе управления ракеты заложены данные всех современных кораблей, способы их противодействия атакам. Ракеты, заходящие на цель, постоянно обмениваются между собой информацией.

Все это позволяет П-700 решить, что находится перед ней: АУГ, обычный конвой или десантная группа , чтобы действовать соответственно. Если корабль уничтожен одной ракетой, то остальные выбирают себе другие цели.

Каждая ракета оснащена устройством постановки радиолокационных помех и может выбрасывать ложные цели.

Старт ракеты происходит из специального контейнера, который установлен под углом 47º.

Технические характеристики

Описание

Обозначение Комплекс П-700 «Гранит»
Ракета 3М45
Система управления инерциальная с активным радиолокационным наведением
Размеры и масса
Длина, м 10
Размах крыла, м 2,6
Диаметр, м 0,85
Стартовый вес, кг 7000
Тип боеголовки фугасно-кумулятивная ядерная (500 кт)
Масса БЧ, кг 750
Силовая установка
Маршевый двигатель ТРД КР-93
Летные данные
Скорость, км/ч на высоте 2800 (2,5)
у земли (1,5)
Дальность пуска, км 550 (625)
Минимальная высота полета, м 25
Потолок, м 14000-17000

Сравнение с другими ПКР

Если сравнивать ракетный комплекс «Гранит» с его иностранными аналогами, то следует признать, что эта ракета является лучшей на сегодняшний день.

Стартовый вес ракеты 3М45 в десять раз (!!!) превосходит аналогичные параметры американской противокорабельной ракеты «Гарпун». Также «Гранит» в два с лишним раза превосходит американца по массе боевой части, в два раза по скорости. П-700 имеет в пять раз большую дальность поражения.

Еще большая разница в характеристиках с французской противокорабельной ракетой «Экзосет», китайской С-802 и израильской «Габриэль».

Разрушительная мощь ракеты 3М45 позволяет одним попаданием уничтожить современный эсминец или крейсер. Для гарантированного уничтожения авианосца необходимо 8-10 подобных ракет.

Эти советские ракеты действительно хороши и не имеют аналогов в мире, но есть одна проблема, связанная с обнаружением цели и наведением на нее ПКР П-700. Именно она является «ахиллесовой пятой» этого комплекса. Это и заставляет сомневаться в том, что ракеты «Гранит» могут потопить современный авианосец.

Может ли «Гранит» уничтожить современную АУГ?

Споры относительно возможности П-700 поразить авианосец ведутся довольно давно. Теоретически противокорабельные ракеты «Гранит» представляют большую опасность для любого военного корабля, в том числе и для авианосца. Но есть одна проблема, которая сводит все преимущества данной ракеты практически на ноль. Это целеуказание.

При стрельбе на большие расстояния головка самонаведения П-700 не может самостоятельно захватить цель, она нуждается в целеуказании, которое теоретически может производиться с воздушных летательных аппаратов или из космоса.

Чтобы уничтожить вражеский АУГ с помощью «Гранита», российская подводная лодка или надводный корабль должен обнаружить и классифицировать цель, подойти к ней на расстояние залпа, выпустить ракеты, которые смогут поразить корабли противника. При этом не стоит забывать, что авианосные ударные группы являются весьма сложной целью. Они предельно защищены самыми разнообразными средствами ПВО, ПРО и РЭБ, постоянно маневрируют, имеют мощную авиационную группу, прикрываются подводными лодками. Поразить эту цель (и даже сблизиться с ней на расстояние ракетного залпа) очень непросто.

Нынешний российский флот крайне ограничен в вопросе обнаружения целей. Радиус их обнаружения обычно ограничен пределами радиогоризонта. Вертолеты, которыми располагают некоторые российские боевые корабли, для решения этой проблемы пригодны мало, прежде всего, по причине своего небольшого радиуса действия. Производить его с помощью самолета Ту-95РЦ неэффективно, так как разведчику для прибытия в определённый район Мирового океана иногда необходимо большое количество часов.

Во времена СССР использование подводных атомных крейсеров, оснащенных ПКР «Гранит», опиралось на мощную систему военно-морской разведки, которая располагала информацией о вероятном противнике во всех зонах океанского ТВД.

Ее основой были наземные центры радиотехнической разведки, расположенные как на территории СССР и за его пределами. Можно вспомнить подобные центры, расположенные на Кубе, во Вьетнаме (Камрань), в Южном Йемене. Сегодня ничего этого нет.

Кроме наземных баз, Советский Союз располагал эффективной системой космической разведки и целеуказания, которая могла обнаружить вражеский корабль практически в любой точке Мирового океана. И не только обнаружить: эта система постоянно наблюдала за АУГ вероятного противника и в случае войны могла дать целеуказания для ракетного оружия.

ПКР «Гранит» можно назвать только одной из составляющих советской системы уничтожения авианосцев, вторым ее элементом была космическая система целеуказания «Легенда». Ее начали разрабатывать в середине 70-х годов под руководством академика Келдыша.

Проект «Легенда» заключался в создании на околоземной орбите спутниковой группировки, способной передавать информацию о передвижении надводных целей и производить целеуказания для ракетного оружия. В состав этой группировки входили аппараты как активной (радиолокация), так и пассивной (пеленг объектов) разведки. Система «Легенда» была способна навести советские ракеты в любой точке земной поверхности.

Однако в настоящий момент «Легенда» уже давно стала историей. В 1998 году закончил свою работу последний аппарат спутниковой группировки. В настоящее время в стадии формирования находится аналогичная система «Лиана».

Поэтому любой российский корабль, оснащенный ПКР «Гранит», будет обнаружен намного раньше, чем он сможет подойти на расстояние пуска этих ракет. Если говорить о запуске ракет с подводной лодки, то здесь есть свои сложности.

Чтобы произвести успешный залп ракетами П-700 подлодка должна войти в ближнюю зону противолодочной обороны ордера, где вероятность обнаружения подводного корабля будет весьма высокой. Даже при успешном запуске ракет далеко не все из них смогут достичь своих целей, так как АУГ имеет весьма сильную ПВО и ПРО.

На сегодняшний день вероятность уничтожения американского авианосца любыми средствами нападения, которыми располагает ВМФ РФ, кажется весьма маловероятным. Без реанимации системы глобальной разведки сделать это весьма проблематично. Разве что на ракеты будет установлены ядерные боевые части.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Создавался для борьбы с американскими авианосными ударными группами – входил в группу сил и средств, носившую на Западе обобщенную кличку «убийцы авианосцев». В значительной степени являлся «главным калибром» советского флота.

Советский флот строился вокруг двух крупных задач: прикрытие районов развертывания лодок с баллистическими ракетами (и противодействие вражеским ракетоносцам) и борьба с авианосными ударными группами НАТО. Вторая задача решалась комплексом так называемых противоавианосных сил, включавших в себя надводный (корабли), подводный (субмарины) и воздушный (морские бомбардировщики) компоненты.

Для использования в надводном и подводном компоненте противоавианосных сил в 1970-е годы и проектировался комплекс «Гранит». Разработчик — реутовское «НПО Машиностроения». «Гранит» испытывался с 1975 года, принят на вооружение в 1983 году, неоднократно модернизировался (очередной раз, по ряду сведений, около 2003 года — с переводом бортовой электроники на новую элементную базу).

Ракета 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса «Гранит» в музее «НПО Машиностроение», г. Реутов. Фото: militaryphotos

Ракета комплекса 3М45 имеет массу свыше 7 тонн. Стартовый ускоритель сбрасываемый твердотопливный, маршевый двигатель турбореактивный. Боевая часть фугасно-проникающая (750 кг) или ядерная. Дальность стрельбы по разным сведениям от 500 до 700 км по комбинированной траектории. Максимальная скорость полета ракеты около 2,5 М.

При загоризонтной стрельбе пользовались сведениями системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда»: низкоорбитальной группировки спутников с мощными радиолокаторами. Система наведения ракет комбинированная: инерциальная с работой активной радиолокационной головки самонаведения на конечном этапе траектории.

Пусковая установка и головная часть ракеты комплекса «Гранит» на ПЛАРК «Курск» после подъема. Фото: forums.airbase.ru

При залповой стрельбе используется система обмена информацией между ракетами в залпе, формирующая единое информационное пространство для всех ракет (что видит одна, то видят все) и позволяющая осуществлять целераспределение в ордере кораблей противника с оценкой размеров потенциальной цели. В бортовые вычислительные средства вложен типовой набор сведений о сигнатурах кораблей и схемах ордеров, что дает ракетам возможность определять тип цели. Используется гибкий адаптивный алгоритм формирования траекторий при групповой атаке, применение которого получило неофициальную кличку «волчья стая»: ракеты залпа сами в автоматическом режиме «разбираются», кто из них какую часть боевой задачи будет выполнять.

В частности, применяется схема «ракеты-наводчика» , идущей по высокой траектории, имеющей в связи с этим больший радиогоризонт, и снабжающей всю «стаю» информацией о целях. В случае перехвата «наводчика» «стая» назначает следующего. На конечной стадии полета ракеты выполняют противозенитный маневр по заранее рассчитанной программе уклонения.

MED. Морской полигон у острова Иль-ду-Левант

Тревожным рубином вспыхнула и засияла панель SWG-1, операторы БИЦ эсминца «Рафаэль Перальта» начали подготовку к запуску экспериментальной ракеты. Проснулись системы наведения, в бортовой компьютер ПКР потекли данные о координатах точки пуска и оптимальном маршруте движения к цели, расчетная схема и способ атаки. Когда по цепи прошла команда «Пуск», корабль вздрогнул от гула стартующей ракеты. Последнее, что видели стоявшие на мостике офицеры, - как страшно изогнулась переборка под натиском неистовой мощи. Через миг она лопнула, и все, что было рядом, унеслось куда-то в ночь, ночь, в ночь.

Передайте о случившемся в штаб учений. Holy Christmas!!! Американский эсминец прострелил себе надстройку...

Что же случилось (или могло случиться) на морских учениях НАТО? Об этом - в новой главе военно-морского боевика о противостоянии современного и средств защиты.

В спорах о морских вооружениях главный аргумент всех знатоков - ПКР П-700 “Гранит”. Семь тонн на трех скоростях звука пробьют любую защиту. И никто из умников как-то не догадался: чего это они собрались топить русские корабли русскими же ракетами? Кто тут мечтает повторить подвиг лейтенанта Шмидта? Если уж собрались в бой, то выбирайте адекватного противника.

Универсальная ракета воздушного, корабельного и подводного базирования “Гарпун” (США и двадцать пять их верных союзников), Exocet (на вооружении 30 стран мира), ничем не примечательная “Тип 90” (Япония), запредельно “умная” и современная NSM (Норвегия - НАТО), малоизвестная RBS (Швеция), экспортная отечественная Х-35 “Уран”, перспективная американская LRASM, снятый с вооружения «Томагавк» модификации TASM, израильская “Габриэль”, итальянская “Отомат”, европейская “Скальп-Наваль”, китайская контрафактная “Инцзи” для оборванцев Хизбаллы и ИГИЛ...

Слабоват списочек? Слишком слабые ракеты, самые массивные из которых (LRASM и TASM) весят всего около тонны.

И это поразительно. Ни одна из зарубежных ПКР даже близко не приблизилась к семитонным “монстрам двух стихий” из конструкторского бюро Чаломея.

Ну, а вдруг “за бугром” все же решат создать свой “Гранит” и вооружить им все крейсеры, эсминцы и подлодки? Что ж, запросто!

“Гремучая змея”

В ответ на строительство в Китае серии крупных эсминцев агентство передовых оборонных исследований (DARPA) развернуло работы по созданию адекватного ответа. Проект стал известен как “Революционный подход к нанесению срочных ударов на больших дистанциях” или, коротко, RATTLRS (“Гремучая змея”).

Сверхзвуковая КР нового поколения, способная за счет массивной боевой части и высокой скорости вывести из строя корабль 1-го ранга. Подобное оружие никогда ранее не применялось ВМС западных стран. Единственным прототипом могли послужить советские сверхтяжелые ракеты конструкции КБ им. Челомея: “Гранит” - “Базальт” - “Вулкан”.

Длина с ускорителем - 30 футов 9 метров.
Диаметр корпуса - 1,14 м.
Стартовая масса - 15000 фунтов 7000 кг.
Расчетная дальность пуска - 500 миль 800 км.
Профиль полета - комбинированный, с маршевым участком на высоте 20 000 м.

Благодаря современным технологиям планировалось повышение запредельных характеристик “челомеевских” ракет до уровня фантастических блокбастеров. Заявленная скорость RATTLRS на маршевом участке 3-4 Маха - свыше километра в секунду! Тем не менее, на конечном участке из-за сопротивления воздуха на малых высотах RATTLRS, как и её предшественники, замедлялась до полутора скоростей звука.

Как и её советские аналоги, RATTLRS могла быть оснащена фугасной БЧ массой 700 кг с фокусированным воздействием на цель. Согласно расчетам, направленный взрыв боеголовки мог разорвать обшивку на площади 22 кв. м и начисто “выжечь” отсеки вглубь на 12 метров.

Не важно, сколько лет заняла бы разработка ракеты. Для начала требовалось определить круг её возможных носителей. И вот на этом этапе возникли «некоторые сложности технического характера».

Основным и практически единственным вариантом размещения ракетного боезапаса на флотах США и их союзников является универсальная установка Марк-41. Ею оснащены 85 надводных боевых единиц ВМС США, а также 24 японских эсминца, семь кораблей ВМС Германии, пять - ВМС Испании и т.д. и т.п. Всего свыше 150 крейсеров, эсминцев и фрегатов под флагами 13 государств мира.

Все эти «Орли Берки» и их клоны изначально строились в расчете на данную систему. Подпалубная установка со множеством пусковых ячеек - одно из главных «ноу-хау» в конструкции западных кораблей, строившихся с момента окончания холодной войны.

Установка предельно компактна. Масса 64-ячеечной конструкции вместе с ракетами составляет 230 тонн, и она занимает весьма немного места относительно размеров корабля.


Едва различимые пунктирные прямоугольники в носовой и кормовой части эсминца. Это и есть весь боезапас «Орли Берка» вместе с техническими средствами контроля и обеспечения пуска ракет

УВП самой длинной «ударной» модификации (ставится только на корабли ВМС США) обеспечивает хранение и запуск ракет длиной до 7,7 метра и максимальной стартовой массой 1,6 тонны.

Этих ограничений хватает для размещения на борту эсминцев «Томагавков» и космических перехватчиков SM-3. Но хватит ли размеров УВП для размещения аналогов «Гранита»?

Для сравнения: диаметр описанной окружности (1350 мм, диаметр корпуса с учетом сложенных крыльев) у советской ПКР почти в три раза превышает диаметр пусковой ячейки у американской УВП. Иначе говоря, при размещении на борту «Гранитов» (по одному на месте каждых 9 ячеек) боекомплект американских эсминцев резко сократится с 90 до 10 ракет.

Разумеется, «Граниты» как перспективные RATTLRS оказались бы длиннее, чем все, что ставилось до них. Если их «утрамбовать» в УВП, то они пробьют нижнюю палубу и провалятся вниз.

Но самое смешное начнется при попытке запуска монстров. Пусковые установки атомных «Орланов» (СМ-233 комплекса «Гранит») по факту не являются вертикальными. Это наклонные шахты, установленные под углом 60 градусов к горизонту.

Сделано это было по двум причинам.

1. С целью снижения потребной мощности стартового ускорителя и связанных с ним механических и термических нагрузок на конструкцию корабля.

При наклонном пуске ракета, едва выбравшись за пределы шахты, немедленно раскрывает крылья и начинает использовать аэродинамическую подъемную силу для поддержания себя в полете.

2. Из соображений безопасности. При вертикальном старте, в случае отказа стартового ускорителя, 7-тонная ракета «шлёпнется» на палубу и разнесет весь корабль. При применении наклонного старта отказавший боеприпас успеет отлететь в сторону на десятки (сотни) метров и рухнет в море.

Но и этого оказалось недостаточно. Чтобы в процессе старта монстр не спалил весь корабль, установку СМ-233 пришлось заполнять перед пуском забортной водой.

К этому моменту стало очевидно, что стандартная американская УВП, мягкого выражаясь, не отвечает требованиям к хранению и запуску ракет, подобных «Граниту» и «Вулкану».

Если же безумные конструкторы все же решат оснастить «Атаго» и «Тикондерогу» подобной системой, то шахта СМ-233 благополучно "проткнет" несколько переборок и встанет поперек отсеков, прежде чем займёт своё место. Что они будут делать с магистралями для подачи забортной воды и новыми требованиями к охлаждению пусковых шахт? Ответ на данный вопрос уже не имеет смысла.

Можно вернуться на 40 лет назад, попытавшись разместить ракеты в ПУ на верхней палубе. Побортно, в два ряда, как это сделано на РКР пр. 1164 «Атлант».

Но, едва получив эскизы, агентство передовых оборонных исследований свернуло программу. Дело в том, что АБСОЛЮТНО ВСЕ корабли, строившиеся с начала 90-х гг., имеют единый облик с гипертрофированной коробчатой надстройкой, растянувшейся от «борта до борта».


Японский "Атаго"


Французский FREMM


Российский пр. 22350 "Адмирал Горшков"

Во-первых, для снижения сигнатуры корабля по технологии «стелс».

Во-вторых, для удобства компоновки. Разместить повыше мостик, попутно использовав саму надстройку (вместо традиционной мачты) в качестве «башни» для размещения радаров. Чьи антенные устройства зачастую «приклеены» к внешним стенам надстройки.

При таком раскладе эсминец первым же залпом снесет себе надстройку. Примерно так же, как это произошло в самом начале статьи.

Можно попытаться смонтировать пару установок на баке, перед надстройкой. Примерно так же, как стояли на «Спрюэнсах» счетверенные пусковые боксы для запуска «Томагавков». Единственное недоразумение - «Томагавк» в пять раз легче семитонного «Гранита».

Семь тонн огня от стартового ускорителя прожгут надстройку «Арли» насквозь и «сдуют» к чертям все фазированные антенны эсминца.

Еще один вариант с поперечным размещением ПУ, когда факел двигателя стартующей ракеты обращен за борт, также не пройдёт. Чисто из-за особенностей компоновки современных «Берков», «Дэрингтов» и «Горизонтов». Большая часть силуэта этих кораблей занята той самой коробчатой надстройкой «от борта до борта». Оставшиеся «пятачки» палубы на носу и в корме до предела загружены необходимым оборудованием. Ячейками УВП, универсальной артиллерией и вертолетной площадкой. Попытка «воткнуть» туда семитонные ракеты - только за счет отказа от части вооружения и систем. Впрочем, обмен 32-х универсальных ракетных шахт американского эсминца на «бокс» с четырьмя ПКР RATTLRS, с точки зрения отечественного ВМФ, был бы великолепным результатом. Мы добились своего. Эсминец «вероятного противника» начисто утратил свою универсальность, львиную долю ударной и оборонительной мощи. А все ради чего? Четырех многотонных ПКР. Три раза «ха».

Проект Revolutionary Approach to Time Critical Long-Range Strike (иначе RATTLRS) в виде семитонной ПКР превратился в полный абсурд. Ни один из современных западных боевых кораблей не способен стрелять чем-то, даже отдаленно похожим на «Гранит» или «Вулкан». Эти экзотические монстры были визитной карточкой советского ВМФ, причём из-за своей громоздкости они сохранились лишь на считанных действующих единицах.

Вредные советы

В рамках перевооружения на новые ракеты повышенной мощности американцам настоятельно рекомендуется порезать на иголки все 22 крейсера и 64 эсминца, а заодно 58 многоцелевых атомных субмарин. Так как ни один из этих кораблей в существующем виде не имеет возможности для стрельбы многотонными суперПКР. Для этого могла бы потребоваться глубокая модернизация с заменой всей надстройки и полной перекомпоновкой корпуса, сопоставимая по стоимости с постройкой нового корабля.

Что касается местных завсегдатаев форума «ВО», то на вопрос «Какая проблема поставить «Граниты» на современный эсминец?» был дан исчерпывающий ответ.

Статус стоит на вооружении Разработчик НПО машиностроения (ОКБ-52) Главный конструктор В. Н. Челомей Годы разработки - 1983 годы Начало испытаний ноябрь - август 1983 года Принятие на вооружение 12 марта 1983 года Основные эксплуатанты ВМФ СССР
ВМФ России ↓Все технические характеристики

ПКР П-700 комплекса ракетного оружия «Гранит» (Индекс УРАВ ВМФ : 3М45 , по кодификации НАТО : SS-N-19 «Shipwreck» , кораблекрушение ) - крылатая противокорабельная ракета (ПКР) дальнего действия, предназначенная для борьбы с мощными корабельными группировками, включая авианосные .

При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка 3-х элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и ПКР. Созданный комплекс приобрел возможность решать сложнейшие задачи морского боя нарядом огневых средств одного носителя.

Состав

Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена на основе трёхпроцессорной бортовой вычислительной машины (БЦВМ) с использованием нескольких информационных каналов, что позволяет успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне помех.

В БЦВМ заложены электронные данные по современным классам кораблей; тактические сведения, например, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в её составе; данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способные постановкой помех уводить ракеты от цели; тактические приёмы уклонения от огня средств противовоздушной обороны.

Ракета 3М-45 (П-700) имеет несколько гибких адаптивных траекторий в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции. Ракета имеет маршевый турбореактивный двигатель КР-93 и кольцевой твёрдотопливный ускоритель в хвостовой части, начинающий работу под водой (при пуске с надводных кораблей шахты заполняются забортной водой). Вариант ракеты с опытным сверхзвуковым прямоточным двигателем 4Д 04 позволял ракете развивать скорость до 4М.

ТТХ

Параметр Значение
Длина, м 10
Диаметр, м 0,85
Размах крыла, м 2,6
Стартовый вес, кг 7000
Скорость на высоте, 2,5
Скорость у земли/воды, 1,5
Дальность, км 550(625) км по комбинированной траектории, 200-250 км по исключительно маловысотной траектории
Потолок, м 14000-17000 метров на маршевом участке, в зависимости от схемы траектории
Минимальная высота полета, м До 25 метров на участке атаки
Система управления ИНС + АРЛГСН
Боевая часть Проникающая 750 кг или
ядерная, до 500 кт

Атака

Комплекс обеспечивает залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и позволяет действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета-один корабль» или совместно против ордера кораблей.

После выполнения залпа с борта носителя, ракеты взаимодействуют друг с другом, обнаруживая, классифицируя и распределяя между собой цели по степени важности и с учётом боевого порядка флота противника (авианесущая группа, конвой, десант). Атака на соединение организуется так, что поражение второстепенных целей происходит только после уничтожения приоритетных, и таким образом, что одна цель не атакуется двумя ракетами.

При стрельбе на большую дальность, ракеты поднимаются на высоту порядка 14000-17000 метров и выполняют большую часть полета на ней, чтобы снизить сопротивление воздуха и увеличить радиус обнаружения целей ГСН. Обнаружив цель, ракеты проводят идентификацию, распределяют между собой цели и затем снижаются до высоты в 25 метров, скрываясь за радиогоризонтом.

Опыт боевой и оперативной подготовки ВМФ показывает, что большая масса и высокая скорость ракет комплекса затрудняют их поражение зенитными ракетами противника. Тем не менее, так как ракета ни разу не применялась в боевых условиях, мнения о ее реальной эффективности расходятся .

Носители

  • 5 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа «Антей» - по 24 ПКР. Еще две лодки К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск» - в отстое, подводная лодка К-141 «Курск» - погибла, строительство К-139 «Белгород» - приостановлено (достраивается по спец. проекту).
  • Пётр Великий - 20 ПКР. Еще 3 тяжелых крейсера проекта 1144 небоеспособны.
  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5 - 12 ПКР.

Размер ракеты ограничивает типы носителей, на которых она может быть размещена.

Разработчики

Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ «Гранит» под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В. В. Павлова.

Маршевый турбореактивный двигатель КР-93 разработан в КБ Уфимского моторостроительного ПО под руководством главного конструктора Сергея Гаврилова. Система управления двигателем разработана кафедрами Технической кибернетики и Промышленной электроники совместно с НПО «Молния».

Вариант ракеты с опытным сверхзвуковым прямоточным двигателем 4Д 04 разработан в ОКБ-670 под руководством Михаила Бондарюка.

Теоретические основы построения космической системы целеуказания, взаимное положение спутников на орбитах, параметры их орбит разработаны непосредственно с участием академика М. В. Келдыша .

История создания

  • с ноября - этап лётно-конструкторских испытаний
  • - август - государственные испытания
  • 12 марта - комплекс принят на вооружение.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "П-700 Гранит" в других словарях:

    Крылатая противокорабельная ракета П-700 «Гранит» (3М-45) - Крылатая противокорабельная ракета П 700 «Гранит» (3М 45) 1983 Универсальный ракетный комплекс «Гранит» с дальней противокорабельной крылатой ракетой П 700 подводно надводного старта предназначен для поражения авианосных групп … Военная энциклопедия

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-50 / П-700 "Гранит" 3К45, ракета 3М45 - SS-N-19 SHIPWRECK
Комплекс "Гранит-2" 3К45-2 / ОКР "Гранитит", ракета 3М45-2

Противокорабельная крылатая ракета. Разработка комплекса начата "НПО Машиностроения" (ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) в 1969 г. Главный конструктор - В.И.Патрушев, начиная с 1978 г. - В.А.Вишняков, начиная с 2003 г. после создания дирекции "НПО Машиностроения" по КР "Гранит" - А.А.Малинин (по 2010 г. как минимум), по состоянию на 2012-2013 г.г. главный конструктор по направлению - Константин Данилов ().

Разработка ракеты "Гранит" явилась продолжением работ по созданию ракеты подводного старта с дальностью 400-600 км и скоростью полета 3200-3600 км/ч типа (носитель - ПЛАРК пр.688, проект). В связи с усилением ПВО авианосцев ВМС США истребителями F-14 с ракетами "Феникс" и многоканальной РЛС, для достижения гарантированного поражения предполагалось наносить удар группой ПКР не менее 20 шт. Согласно решению ВПК при Совмине СССР от 08 апреля 1966 г. в первом квартале 1967 г. ОКБ-52 должно было в рамках НИР "Гранит" () представить аванпроект ПКР. Проработка аванпроекта показала, что ракета с заданными ТТХ будет иметь длину 13 м и РДТТ не сможет быть маршевым двигателем. Решением ВПК при СМ СССР от 21 октября 1968 г. внесены изменения ТТХ с сохранением требования вписаться в габариты ПУ ПКР "Малахит". Данные ТТХ легли в основу Постановления Совмина СССР №539-186 от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию комплекса (), срок начала совместных испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г.

Особая благодарность пользователю SHARK () за помощь в подготовке материалов.





Выгрузка ракет 3М45 Гранит" с ПЛАРК "Курск" пр.949А. Видна конструкция СРС и складывающиеся аэродинамические поверхности ракеты. (http://militaryphotos.net , обработано).


Пуск ПКР 3М45 "Гранит" - SS-N-19 SHIPWRECK. Пуск с крейсера пр.1144. Фото 2009 г. как минимум, опубликовано 05.10.2013 г. ().


Ракета 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса "Гранит" в музее "НПО Машиностроение", г.Реутов (http://militaryphotos.net , обработано).


ОКР "Гранит" предусматривала создание противокорабельной ракеты с автономным (без взаимодействия с носителем) выбором главной цели в ордере кораблей и универсальным стартом - надводным либо подводным. Эскизный проект выпущен в 1969 г. и утвержден в 1970 г. (?).

Испытания ракет начаты на наземном стенде в ноябре 1975 г. первый подводный пуск в рамках автономных испытаний проведен около мыса Фиолент в Крыму 26 февраля 1976 г. Автономные испытания завершены в 1976 г. При испытаниях на полигоне в Неноксе выявлено много сбоев в работе БРЭО производства серийных заводов (Ленинградский завод им.А.М.Кулакова, "Северный пресс", казахстанский завод "Омега"). Летные испытания комплекса "Гранит" проводились с середины 1979 г. до конца 1980 г. Всего проведено 17 пусков на полигоне Ненокса (стенды ЦСК и БСГ-9), в т.ч. 9 пусков ракет со стенда БСГ-9. Совместные испытания комплекса и носителей проводились с 1980 г. по август 1981 г. Пуски с ракетного крейсера "Киров" пр.1144 проводились в ходе государственных испытаний крейсера с сентября по декабрь 1980 г. - 4 пуска, в том числе 1 пуск двухракетным залпом на близкую к максимальной дальность. Мишени - судно-мишень пр.1784 в окружении корабельных щитов. При одиночных пусках на минимальную и среднюю дальность ракеты успешно навелись на главную цель. При залповой стрельбе главная цель была поражена одной из ракет, вторая ракета поразила один из щитов. Первый пуск с головной ПЛАРК К-525 произведен 8 декабря 1980 г. При пуске произошел сбой бортовой системы управления и ракета не спикировала на цель. При втором пуске 10 декабря 1980 г. ошибка повторилась. В ходе изучения проблемы была обнаружена ошибка в алгоритме работы СУ и после её исправления двухракетный и одиночный пуски в середине декабря 1980 г. прошли успешно. Совместные испытания завершены в августе 1981 г. - всего выполнено 20 пусков с ПЛАРК и 8 пусков с ракетного крейсера "Киров" (в августе 1981 г. проведено 4 пуска ракет). Всего в ходе испытаний с 1975 г. по август 1981 г. произведено 45 пусков ракет.

Комплекс принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина СССР №686-214 от 19 июля 1983 г. ( , в некоторых источниках встречается дата 12 марта 1983 г., но она не соответствует действительности). Ракеты производились Оренбургским машиностроительным заводом (ПО "Стрела").


ПКР "Гранит" во время проведения летно-конструкторских испытаний (кадры из документального фильма серии "Ударная сила", ОРТ).


Погрузка ранней модификации ракет комплекса П-50 / П-700 "Гранит" на ракетный крейсер "Киров" пр.1144 (монтаж кадров из документального фильма Kirov.flv - http://youtube.com)


Пусковые установки :
- согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г. и 1968 г. на создание комплекса ракеты должны были запускаться из ПУ комплекса "Малахит".

ЦСК и БСГ-9 - наземные испытательные стенды;

СМ-225 / СМ-225А - наклонная (40 град) ПУ разработки КБ Специального Машиностроения (КБСМ) для ПЛАРК и . Старт "мокрый" - ПУ перед стартом заполняется водой для снижения термических нагрузок на ПУ и носитель и выравнивания давления. ПУ состояла из корпуса и пускового стакана с ракетой, между корпусом ПУ и пусковым стаканом размещались средства аммортизации, внутри пускового стакана находились направляющие. Резинокордовое соединение препятствовало воздействию воды на средства аммортизации. Во время пуска и при проведении погрузочно-разгрузочных работ стакан фиксировался. При катастрофе на ПЛАРК "Курск" ракеты не получили значительных повреждений в ПУ.


Пусковая установка СМ-225 / СМ-225А комплекса "Гранит" (Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение).


Пусковая установка и головная часть ракеты комплекса "Гранит" на ПЛАРК "Курск" после подъема, полиуретаном зафиксирована ракета (http://forums.airbase.ru).


Погрузка ракеты "Гранит" на ПЛАРК пр.949А (http://forums.airbase.ru).


- СМ-233 / СМ-233А - подпалубная наклонная (угол наклона - 60 град.) ПУ на ракетных крейсерах пр.1144 и тяжелых авианесущих крейсерах . Старт "мокрый" - ПУ перед стартом заполняется водой для снижения термических нагрузок на ПУ и носитель; пусковые установки созданы на базе лодочных ПУ СМ-225 и подобны им по конструкции и системе управления.

Создание модификации ПУ СМ-233А для кораблей велось по решению Минсудпрома, Минобщемаша и ВМФ СССР №1/0018 от 05 февраля 1982 г. Конструкционный материал пускового стакана в ПУ СМ-233А - стеклопластик. Защитная крышка снабжена устройством радиомаскировки. Изменения в ПУ СМ-233А:
- уменьшение количества механизмов и устройств задействованных в предстартовой подготовке и пусках ракет;
- снижение трудозатрат и стоимости ПУ за счет уменьшения металлоемкости и упрощения конструкции;
- сокращение объемов и упрощение условий технического обслуживания;
- повышение ремонтопригодности;
- уменьшение количества взаимных связей ПУ с кораблем;


Пусковая установка СМ-233 комплекса "Гранит" (Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение).


Пусковые установки СМ-233 на ракетном крейсере "Киров" пр.1144 (http://militaryphotos.net).

Пусковые установки СМ-233А ПКР "Гранит" на ТАКР пр.1143.5 (Военный парад , 1998 г.)


Пусковые установки СМ-233А ПКР "Гранит" на ТАКР пр.1143.5 ("Арсенал", №1 / 2008 г.)


Ракета 3М45 :
Конструкция ракеты - нормальной аэродинамической схемы с треугольным крылом, треугольными килями и стабилизаторами, на стартово-разгонной ступени так же треугольные стабилизаторы, аэродинамические поверхности в предпусковом положении сложены. Торовидная СРС сбрасывается после отработки, колпак воздухозаборника и крышка сопла маршевого ТРД отстреливаются сразу после пуска (выхода ракеты над поверхностью воды при подводном старте).


Ракета 3М45 комплекса "Гранит" в музее НПО "Машиностроение", г.Реутов (http://militaryphotos.net)


Разрезная схема устройства ПКР 3М45 комплекса 3К45 "Гранит" - SS-N-19 SHIPWREK. Красным цветом обозначена фугасно-проникающая боевая часть. (из архива пользователя TR1, http://forum.keypublishing.com , опубликовано 23.09.2011 г.).


Предположительные проекции ракеты 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса П-50 / П-700 "Гранит" (с) версия от 03.10.2011 г. (при использовании - ссылка).


Система управления и наведение - система управления ракеты инерциальная с автопилотом с корректировкой по данным системы наведения, включающей в себя несколько БЦВМ (вероятно, 4 БЦВМ), активную РЛ ГСН и систему обмена информацией между ракетами (СОИР) залпа с несколькими каналами приема-передачи информации. Антенна РЛС ГСН расположена в центральном теле воздухозаборника двигателя. Система управления ракеты и оборудование наведения разработаны НИИ-49 (ЦНИИ "Гранит"), главный конструктор - В.Б.Голованов, с 1973 г. - Н.М.Мозжухин. Бортовая аппаратура разработана под руководством Л.М.Камаевского, комплекс аппаратуры для ПЛАРК - Б.Н.Степанов, для надводных кораблей - Е.П.Михеев. Производство бортовой аппаратуры системы управления велось опытным заводом НИИ-49 / НПО "Гранит" (ныне - ОАО "Северный пресс").

Система из 4-х БЦВМ вероятно включала в себя две счетно-решающих БЦВМ параллельно выполнявших программу (обрабатывая информацию от первичных преобразователей), третья БЦВМ выполняла функции "арбитра" - сравнивала результаты вычислений, при несовпадении проводилось тестирование и отключалась сбойная БЦВМ. При добавлении четвертой БЦВМ, проводилось циклическое тестирование трех БВЦМ.

По западным данным РЛ ГСН работает в двух диапазонах - J - 10-12 ГГц и К - 27-40 ГГц.

В алгоритмах наведения ракеты использована логика выбора главной цели в ордере кораблей. Анализировался размер целей и удаление целей от точки ожидаемых координат цели. Подобный алгоритм позволял выбрать самую крупную цель в ордере кораблей. Позже подобный алгоритм был использован на ПКР " ".

При групповом пуске ракет после обнаружения цели РЛС ракеты (радио-локационным визиром) происходит целераспределение с использованием СОИР, согласно введенного при пуске типа цели. После определения координат целей, назначенных при целераспределении и их параметров движения, ракета с выключенной РЛС снижается на малую высоту и совершает полет к точке предполагаемых координат цели. При подходе к точке предполагаемых координат цели РЛС (визир) включается и происходит захват цели. Каждая ПКР выходит к своей цели согласно ранее проведенному целераспределению.

На первом этапе разработки комплекса предполагалось использовать наведение ракеты через радио-локационный визир оператором корабля-носителя, аналогично ПКР и .

Распределение целей между ракетами залпа осуществлялось с использованием системы обмена информации между ракетами (СОИР) по нескольким алгоритмам, созданным с использованием теории игр в ЦНИИ "Гранит". Через СОИР шел обмен данными РЛ ГСН ракет, координировался боевой порядок ракет в зависимости от схемы атаки. Система управления комплекса на стороне носителя позволяет осуществлять залповую стрельбу всем боекомплектом.

Типовые траектории полета:
- по надводным кораблям - высотная и маловысотная траектории;
- по береговым целям - высотная траектория;
- по подводным лодкам - маловысотная траектория (с применением ядерной БЧ)

Целеуказание комплексу осуществляется средствами обнаружения носителя либо с помощью авиационной или космической системы целеуказания. Авиационный комплекс целеуказания "Успех" использовался с применением самолетов-целеуказателей (Ту-95РЦ и др.) или вертолетов Ка-25Ц. Космический комплекс разведки и целеуказания МКРЦ "Легенда" создавался при непосредственном участии на этапе теоретической проработки академика М.В.Келдыша.

Ракета оснащена системой защиты, разработанной начиная с 1965 г. в лаборатории отдела №25 ЦНИИ "Гранит" под руководством Р.Т.Ткачева и Ю.А.Романова. Основным компонентом системы является станция постановки активных помех 3Б47 "Кварц" разработанная в Таганрогском НИИ связи. Ракета может совершать противозенитные маневры.

Двигатели :
- СРС (стартово-разгонная ступень) - торообразный корпус СРС содержит два типа зарядов РДТТ (по 4 шт, вероятно, стартовые и разгонные). СРС разработана Пермским КБМ (ныне - НПО "Искра"), главный конструктор - Л.Н.Лавров.

Маршевый - короткоресурсный ТРД КР-21-300 / изделие 21 разработки АМНТК "Союз", главный конструктор - С.А.Гаврилов, двигатель производился Уфимским Моторостроительным ПО (г.Уфа). Разработка маршевого ТРД с ускоренным запуском на максимальный режим начата по Постановлению Совмина СССР №539-186 от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию ракетного комплекса (). Государственные испытания двигателя завершены в 1981 г. и рабочая конструкторская документация передана УМПО (г.Уфа) для серийного производства двигателя ().

Двигатель со сверхзвуковым воздухозаборником с центральным телом, запуск двигателя происходит по команде датчика давления после выхода из воды (при старте с подводной лодки) или после старта (при старте с надводного корабля), пиропатроны сбрасывают обтекатель воздухозаборника и маршевый ТРД работает вместе со стартово-разгонной ступенью. По данным некоторых источников, двигатель создан с использованием турбокомпрессора отработанного на двигателе КР-17-300 ПКР " ". В части источников (Широкорад ) встречается наименование двигателя "КР-93".

Система регулирования работы двигателя - ЭРРД-21 (электронный регулятор работы двигателя)
Стартер двигателя - твердотопливный газогенератор (расположен в центральном теле сопла двигателя)
Время выхода на режим - не более 10 с


- по состоянию на 2010 г. отделением 08 "НПО Машиностроения" ведутся работы по частичной модернизации маршевого двигателя ракеты 3М45-2 (). В этимх же работах принимает участие и разработчик двигателя - НПП "Мотор" ().

ТТХ ракеты :
Длина корпуса - 8840 мм (или ракеты с СРС?)
Диаметр корпуса - 1140 мм
Размах крыла - 2600 мм
Диаметр описанной окружности (ракета в контейнере) - 1350 мм

Масса стартовая - 7360 кг
Масса СРС - 1760 кг
Масса БЧ:
- 584 кг
- 750 кг (обычная БЧ по др.данным)
- 618 кг (по неподтвержденным путанным данным, лента.ру)

Дальность действия:
- 700-800 км (на высотной траектории, согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.)
- 200 км (на маловысотной траектории, согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.)
- 500 км (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1968 г.)
- 700 км (по береговым целям)
- 625 км (ядерная БЧ, высотная траектория, данные неподтвержденные)
- 500-550 км (ПКР, обычная БЧ, высотная траектория, данные неподтвержденные)
- 200 км (ядерная БЧ, маловысотная траектория)
- 145 км (ПКР, обычная БЧ, маловысотная траектория)

Скорость полета:
- 3500-4000 км/ч (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.)
- 2500-3000 км/ч (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1968 г.)
- 1.5-1.6 М (на малой высоте)
- 2.5-2.6 М (на большой высоте)

Высота полета:
- 20000-24000 м (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.)
- до 14000 м

Типы БЧ :
- ядерная мощностью до 500 кт - по др.неподтвержденным данным 618 кт, радиус поражения - 1200 м; согласно договоренностей между СССР и США (1991 г.) крылатые ракеты с ядерными БЧ на кораблях ВМФ России и США не базируются;

Фугасно-проникающая БЧ разработки НПО "Алтай" (г.Бийск), принята на вооружение в 1983 г. Боевая часть имеет бронированный корпус и взрыватель с замедлением.


Фугасно-проникающая БЧ ПКР "Гранит" разработки НПО "Алтай" (http://frpc.secna.ru).


Разрез фугасно-проникающей БЧ ПКР 3М45 "Гранит" (фото из архива пользователя "Дмитрий", http://paralay.iboards.ru , опубликовано 09.09.2011 г.).


Модификации :
- П-500П - проект ракеты подводного старта со скоростью полета более 3000 км/ч прорабатывавшийся ОКБ-52 для вооружения ПЛАРК пр.688, вероятно, в 1964-1966 г.г. Пусковая установка - ПУ ПКР "Малахит". СРС и маршевый двигатели - РДТТ.

- "Гранит " с ПВРД - на стадии аванпроекта прорабатывался вариант ракеты с ПВРД 4Д04 разработки НПО "Красный Октябрь" (ОКБ-670 генерального конструктора М.М.Бондарюка).
Скорость полета - до 4М

- П-50 / П-700 "Гранит", ракета 3М45 - ПКР, базовый вариант.

- ОКР "Гранитит" / комплекс 3К45-2 "Гранит-2", ракета 3М45-2 - модернизированный вариант комплекса с обновленным оборудованием. Разработка начата в 2001 г. по государственному контракту №А-583 между Министерством обороны (в/ч №42888) и НПО машиностроения от 10.05.2001 г. на проведение опытно-конструкторской работы (ОКР) по теме «Гранитит». Тактико-техническое задание выдано Министерством обороны России 09.07.2001г. Главный конструктор по направлению - А.А.Малинин. В том числе по частичной модернизации маршевого двигателя ракеты 3М45-2 (). Работы по модернизации двигателя (изделие 21) касаются увеличения срока службы и обеспечения возможности работы на большей скорости и высоте - работы в 2010 г. вело НПП "Мотор" (ист. - Годовой отчет за 2010 г. ). Общая стоимость госконтракта на проведение ОКР "Гранитит" на момент заключения составляла 370 000 000 рублей. Работа по проекту разбивалась на несколько этапов ():
- 1 этап - разработка эскизного проекта, срок исполнения 03.01.2001 г. - 30.11.2001 г., стоимость этапа 6 000 000 рублей;
- 2 этап - разработка рабочей конструкторской документации (РКД) на комплекс «Гранитит», срок исполнения 01.10.2001г. - 30.11.2002 г., стоимость этапа 15 500 000 рублей;
- 3 этап - разработка эксплуатационной документации на комплекс «Гранитит», срок исполнения 03.01.2003г. - 30.06.2003г., стоимость этапа 1 000 000 рублей;
- 4 этап - изготовление опытных образцов составных частей комплекса «Гранитит», стендового и технологического оборудования для проведения наземных, автономных и комплексных испытаний в обеспечение летных испытаний, срок исполнения 01.07.2002 г. - 30.11.2003г., стоимость этапа 83 300 000 рублей;
- 5 этап - проведение наземных, автономных и комплексных испытаний составных частей комплекса «Гранитит», корректировка рабочей документации по результатам испытаний, срок исполнения 03.01.2001 г. - 30.06.2002 г., стоимость этапа 98 000 000 рублей;
- 6 этап - изготовление и поставка составных частей комплекса «Гранитит» для летных испытаний, срок исполнения 01.07.2002 г. - 30.09.2004 г., стоимость этапа 162 000 000 рублей;
- 7 этап - проведение летных испытаний, срок исполнения 03.01.2004 г. - 30.11.2004 г., стоимость этапа 5 000 000 рублей;
- 8 этап - участие в летных испытаниях, корректировка рабочей документации по результатам летных испытаний, доработка составных частей комплекса, срок исполнения 03.01.2004 г. - 30.11.2004г.
По состоянию на 2010 г. работы по проекту еще продолжались, но письмом от 17 декабря 2010 г. № 205/223/1362 государственный заказчик (Минобороны) уведомил ОАО ВПК «НПО Машиностроения» о том, что в связи со срывом предприятием графика выполнения ОКР шифр «Гранитит» и невозможностью ее дальнейшего продолжения в рамках действующей лимитной цены, выполнение указанной ОКР приостановить. Согласно протоколу согласования фактических затрат № Н/18 от 30.08.2011 г. заказчиком согласованы фактические затраты в размере 713 067 201 руб. 29 коп., выплаты по контракту составили 706 680 616,00 руб ().
Актом проверки Рособоронзаказа от 15.07.2010 г. № 2/3/25-10К установлено, что ОКР «ЗМ45-2»выполняется по ТТЗ Минобороны России от 09.07.2001 г. и государственному контракту от 10 мая 2001 г. № А-583, по состоянию на 1 июня 2010 г. из 86 этапов (подэтапов) ведомости исполнения выполнено 52, готовность выполнения ОКР составляла 70 % ().

Носители :
- тяжелые авианесущие крейсера , и ("Ульяновск") - 12 подпалубных ПУ СМ-233А, в строй введен 1 корабль - ныне "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". В конце 1990-х годов выведен из строя боевой пост ракетного комплекса "Гранит" - в результате ошибочных действий экипажа залит топливом при заправке корабля и не подлежит восстановлению (сведения не подтверждены ).


Испытательный пуск ПКР 3М45 "Гранит" с борта ТАКР пр.11435 "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" ().


Пуск ракеты "Гранит" с ТАКР пр.1143.5 (фото из архива sevstud1986, обработано, http://forums.airbase.ru)



- атомный ракетный крейсер пр.1165 "Фугас" (проект) - 32-48 подпалубных ПУ (проект не реализован).


Эскиз атомного ракетного крейсера пр.1164 "Фугас" (автор - А.Н.Соколов, Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение).


- атомные ракетные крейсера - 20 подпалубных ПУ СМ-233 (на стадии проекта крейсера - 16 ПУ), в строй введено 4 корабля:
"Киров" пр.1144 (ныне - "Адмирал Ушаков") - 1980 г. (объявлено о модернизации 26.07.2010 г.)
"Фрунзе" пр.1144.2 (ныне - "Адмирал Лазарев") - 1984 г. (объявлено о модернизации 26.07.2010 г.)
"Калинин" пр.1144.2 (ныне - "Адмирал Нахимов") - 1988 г. (объявлено о модернизации 26.07.2010 г.)
"Петр Великий" пр.1144.2 - 1998 г. (в строю, 2010 г.)


- атомный ракетный крейсер пр.1293 (проект) - 16 подпалубных ПУ (проект не реализован).


Эскиз атомного ракетного крейсера пр.1293 (автор - А.Н.Соколов, Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение).


- ПЛАРК пр.688 (проект) - ракеты (проект) в пусковых контейнерах идентичных или аналогичных ПУ ПКР "Малахит" ПЛАРК пр.670.
- 2013 г. 04 октября - в ходе учений силами Северного флота выполнены успешные пуски противокорабельных крылатых ракет по мишеням в центральной части Баренцева моря. В том числе, по одному пуску ракет "Гранит" из акватории Баренцева моря произвели ПЛАРК "Орел" и "Ворнеж" пр.949А. Так же один пуск произвел атомный ракетный крейсер "Петр Великий" пр.11442. Дальность пусков составила не более 400 км ().


Пуск ракеты 3М45 "Гранит" ракетным крейсером "Петр Великий" в ходе учебных стрельб 4 октября 2013 г. (кадры телеканала RT).


- 2017 г. 05 июля - ПЛАРК пр.949А Северного флота "Смоленск" выполнила из подводного положения пуск крылатой ракеты «Гранит» по сложной морской мишенной позиции, находящейся на удалении порядка 400 километров. По данным объективного контроля, цель поражена успешно ().

2017 г. 19 сентября - в ходе учений Северного флота выполнен успешный пуск противокорабельных ракет 3М45 "Гранит" с атомного ракетного крейсера "Петр Великий" пр.11442, а так же с ПЛАРК пр.949А "Орел" и "Воронеж". Пуски выполнялись из разных районов Баренцева моря по единой цели, находившейся на удалении от 200 до 300 километров от кораблей. Ракетные подводные крейсеры выполнили стрельбу из подводного положения ().


Успешный пуск ракеты 3М45 Гранит" с атомного ракетного крейсера пр.11442 "Пётр Великий" 19 сентября 2017 г. (кадр видео Министерства обороны России).


Источники :
Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение. №10 / 2006 г., №№ 6, 9 / 2007 г., № 6 / 2009 г.
Годовой отчет за 2010 г. ОАО "НПП "Мотор". Уфа, 2011 г.
Лазарев Н.М. Океанский ракетно-ядерный флот Советского Союза в биографиях его творцов, создателей и военно-морских корабельных инженеров-механиков. т. III, М., 2003 г.
Лента.ру. 2001 г.
НПО "Алтай" - 50 лет. // Бийский вестник. №1-2 / 2009 г.
ОАО ФНПЦ "Алтай". Официальный сайт http://frpc.secna.ru , 2011 г.
Осинин С.Н., РЭБ в Военно-Морском Флоте. От Порт-Артура до наших дней. М., "Оружие и технологии", 2006 г.
С опорой на силу и разум. // Трибуна ВПК. №11 / 2010 г.
Творцы и создатели. Ода коллективу. М., НПО Машиностроения, 2009 г.
Чижов А.В., "80 лет ЦНИИ "Гранит" (хроника испытаний)". С.-Пб., ЦНИИ "Гранит" , 2001 г .
Широкорад А.Б., Огненный меч Российского флота. М., "Яуза", "Эксмо", 2004 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru , 2010 г.
Balancer.ru. Сайт http://forums.airbase.ru , 2010-2011 г.г.
Kirov.flv. Документальный фильм начала 1980-х г.г. Сайт http://youtube.com , 2010 г.
сайт. Сайт http://military.tomsk.ru/forum , 2010 г.
P-700 Granit SS-N-19 Shipwreck missile. Сайт