Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Американские эсминцы класса «Arleigh Burke. Военно-морские силы сша Вооружение арли берк

Тактико-технические характеристики

Тип «Орли Бёрк» (Arleigh Burke)
Водоизмещение: 8300 т. стандартное, 9200 т. полное.
Размерения: длина 142,1 м, ширина 18,3 м, осадка 7,6 м
ЭУ: двухвальная газотурбинная (четыре газотурбинных двигателя LM2500 компании «Дженерал электрик») мощностью 105 000 л. с.
Скорость хода: 32 уз.
Вооружение: две четырехконтейнерные ПУ ПКР «Гарпун» (на первых 25 кораблях), две УВП Мк 41 (90 ЗУР «Стандарт» SM-2MR, КР «Томагавк» и ПЛУР ASROC на первых 25 кораблях, 106 - на остальных), ЗРК «Усовершенствованный Си Спэрроу» на кораблях серии IIA; одна одноорудийная универсальная 127-мм АУ Мк 45, два 20-мм ЗАК «Фаланкс»; два трехтрубных 324-мм ТА Мк 32 (противолодочные торпеды Мк 46/50); вертолетная площадка, начиная с DDG 79, два вертолета SH-60B (SH-60R) системы LAMPS III.
РЭВ: РЛС - многофункциональная SPY-1D системы AEGIS с четырьмя фазированными антенными решетками, ОНЦ SPS-67, навигационная SPS-64, три управления стрельбой SPG-62 (ЗУР «Стандарт»); система РЭР SLQ-32; две ПУ системы постановки ложных целей Мк 36 SRBOC; ГАС -подкильная SQS-53 и SQR-19 с буксируемой антенной решеткой.
Экипаж: 303-327 человек.

Эсминцы УРО типа «Орпи Бёрк», оснащенные газотурбинной ЭУ, пришли на смену ЭМ УРО типа «Кунтц» и крейсерам УРО типа «Леги» и «Белкнап».
Первоначально предполагалось, что это будет более дешевый, чем крейсер типа «Тикондерога», корабль, обладающий меньшими боевыми возможностями. Однако он стал многоцелевым боевым кораблем с очень большими боевыми возможностями, основанными на наличии современного вооружения и других боевых систем.

Эсминец УРО «Орпи Бёрк» (DDG 51) стал первым крупным американским боевым кораблем, построенным с применением технологии «стелс», что уменьшило радиолокационную заметность корабля. Первоначально планировалось использовать эти корабли в противостоянии с ВМФ СССР, но в настоящее время они осуществляют противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону передовых группировок ВМС США, а также наносят удары по наземным объектам в ходе проведения операций в кризисных регионах.
Конфигурация корпуса этих кораблей значительно улучшила их мореходность и позволила поддерживать высокую скорость хода в сложных морских условиях. Конструкции корабля, кроме мачт, изготовленных из алюминиевых сплавов для снижения массы, выполнены из стали. Боевые посты и помещения ЭУ дополнительно защищены кевларовой броней. Как это ни удивительно, эсминцы этого типа стали первыми кораблями в ВМС США, способными вести боевые действия в условиях применения оружия массового поражения за счет полной герметизации корпуса и надстроек.
РЛС AN/SPY-1D с фазированными антенными решетками значительно повысила возможности системы AEGIS, особенно в условиях применения противником средств РЭБ.



Система AEGIS способна отразить массированный удар существующими и перспективными крылатыми ракетами по кораблям американской группировки. Обычная РЛС с вращающейся антенной «видит» цель, когда луч антенны подсвечивает ее один раз за полный оборот вокруг своей оси. Для сопровождения же этой цели требуется другая РЛС.
В РЛС же системы AEGIS эти процессы совмещены. Четыре антенны с фазированными антенными решетками РЛС SPY-1D излучают энергию сразу во все направления, обеспечивая постоянный поиск и сопровождение одновременно. РЛС SPY-1D и система управления стрельбой Мк 99 обеспечивают поражение самолетов и крылатых ракет противника на большой дальности ракетами «Стандарт», запускаемыми из УВП. Для самообороны используются ЗАК «Фаланкс» Block 1.

ВМС США планировали иметь в боевом составе к 2004 году 57 эсминцев типа «Орли Бёрк», однако бюджетные ограничения, наложенные Конгрессом США, отодвинули этот срок до 2008 года. Одним из элементов проекта этих кораблей, подвергавшимся критике, было отсутствие ангара для вертолета, хотя на первых 28 эсминцах имеется площадка для вертолета SH-60.
Вертолетный ангар устанавливается на эсминцах серии ПА. Они также оснащены УВП увеличенного размера, новой 127-мм АУ и усовершенствованным РЭВ.

DESTROYERS OF THE TYPE DDG-51 ARLEIGH BURKE

25.06.2019


Как сообщает Associated Press, 22 июня на предприятии компании General Dynamics Bath Iron Works в Бат (шт.Мэн) состоялась церемония крещения нового эсминца УРО (DDG-118) «Дэниел Инуе» класса «Арли Берк».
DDG-118 станет 68-м эскадренным миноносцем класса «Арли Берк» и 37-м кораблем этого типа, построенным компанией General Dynamics Bath Iron Works (GDBIW). Церемония закладки киля DDG-118 состоялась 14 мая 2018 года. Планируется, что эсминец «Дэниел Инуе» будет передан ВМС США в 2020 ф.г.
DDG-118 будет построен в текущей версии Флай-2A с системой управления оружием «Иджис» Baseline 9, которая включает РЛС AN/SPY-1, систему управления огнем Mk.99, ВПУ Mk.41 и ЗУР SM-3 «Стандарт», обеспечивающие поражение воздушных угроз и противоракетную оборону.
Последним из построенных General Dynamics Bath Iron Works 1 декабря 2018 года в боевой состав ВМС США вошел эскадренный миноносец УРО (DDG-116) «Томас Хаднер» класса «Арли Берк».
В стадии постройки на предприятии General Dynamics Bath Iron Works также находятся эскадренные миноносцы (DDG-120) «Карл М.Левин», (DDG-122) «Джон Басилон, (DDG-124) «Харви С.Барнум».
ЦАМТО

01.08.2019


Командование ВМС США объявило о состоявшейся 27 июля в Форт-Лодердейл (шт.Флорида) церемонии ввода в боевой состав эсминца (DDG-117) «Пол Игнасиус» класса «Арли Берк».
DDG-117 стал 67-ым кораблем класса «Арли Берк» (DDG-51) и 31-ым эскадренным миноносцем серии, построенным Huntington Ingalls Industries (HII). Резка первой стали для постройки DDG-117 началась 30 сентября 2014 года, церемония аутентификации киля состоялась 30 сентября 2015 года. Корабль был спущен на воду 12 ноября 2016 года. Церемония крещения состоялась 8 апреля 2017 года, а 22 февраля 2019 года (DDG-117) «Пол Игнасиус» был передан ВМС США. Портом приписки корабля станет Мейпорт (шт.Флорида).
DDG-117 построен в конфигурации «Флай-2A» (Flight IIA) с системой управления оружием «Иджис» Baseline 9, которая включает РЛС AN/SPY-1, систему управления огнем Mk.99, ВПУ Mk.41 и ЗУР SM-3 «Стандарт», обеспечивающих поражение летательных аппаратов различных типов и баллистических ракет.
На сегодняшний день в стадии постройки на предприятии HII в Паскагуле находятся еще четыре корабля серии: «Дэлберт Д.Блэк» (DDG-119), «Френк Э.Петерсен младший» (DDG-121), «Лена Сатклифф Хигби» (DDG-123) и «Джек Лукас» (DDG-125).
Командование ВМС США 28 сентября 2018 года заключило с Ingalls Shipbuilding долгосрочный контракт стоимостью 5,104 млрд. долл. на постройку 6 эскадренных миноносцев УРО класса «Арли Берк» (DDG-51) версии «Флай-3″ (Flight III) с расширенными возможностями по противовоздушной и противоракетной обороне.
ЦАМТО

21.09.2019


Компания BAE Systems San Diego Ship Repair получила два контракта на общую сумму более 170 млн долл США на ремонт и модернизацию двух эсминцев типа Arleigh Burke ВМС США, базирующихся в Сан-Диего, сообщает navyrecognition.com 19 сентября.
Верфь получила 86,1 млн долл на проведение ремонта эсминца USS Decatur (DDG 73). В 2018 году эсминец находился на развертывании в Южно-Китайском море, в ходе которой был атакован китайским эсминцем, который прошел в 45 ярдах от носовой части «Декейтер». Работы по контракту планируется завершить к октябрю 2020 года. Эсминец вернулся на военно-морскую базу Сан-Диего в апреле 2019 года после развертывания в районах действия 7-го и 5-го флотов США.
USS Decatur (DDG-73) назван в честь бывшего морского офицера Стивена Декейтера-младшего, является 23-м эсминцем типа «Арли Берк». USS Decatur был 13-м кораблем этого класса, построенным на верфи Bath Iron Works в Бате, штат Мэн, строительство началось 11 января 1996 года. Эсминец был спущен на воду 10 ноября 1996 года, а 29 августа 1998 года корабль был введен в эксплуатацию.
Военный паритет


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ТИПА DDG-51 ARLEIGH BURKE


Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» (Arleigh Burke class destroyers) - тип эскадренных миноносцев УРО (с управляемым ракетным оружием) третьего поколения. Эсминцы строятся по заказу ВМС США с 1988 года, строительство кораблей этого типа продолжается.
Разработка эсминцев УРО нового типа, способных дополнить 31 эсминец типа «Спрюэнс» и заменить эсминцы предшествующих типов, началась в конце 1970-х годов и, в итоге, привела к созданию облика кораблей данного типа и появлению программы по их строительству. Принципиально новый тип эсминцев УРО должен был стать средством для достижения превосходства ВМС США над Военно-морским флотом Советского Союза. Первоначально разработка нового проекта эскадренного миноносца была предложена в 1980 году конструкторам семи судостроительных предприятий. Их число уже в 1983 году сократилось до трёх компаний: Todd Shipyards, Bath Iron Works, и Ingalls Shipbuilding.
В итоге 5 апреля 1985 года контракта на постройку первого корабля серии Ι добилась судостроительная верфь Bath Iron Works. Контракт был заключён на сумму в $ 321,9 млн, а общая стоимость эсминца-первенца вместе с вооружением составила $ 1,1 млрд (в ценах 1983 года). Верфь Bath Iron Works получила также контракт на постройку 3-го и 4-го эсминца в серии, а позднее добивалась всё новых и новых контрактов. Второй эсминец первой серии был заказан второй компании, Ingalls Shipbuilding (компания Todd Shipyards не смогла добиться получения контракта).
Постройка USS Arleigh Burke (DDG-51) началась в конце 1988 года, а на День независимости 1991-го он вошел в строй. В дальнейшем двумя верфями – Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding – было построено еще два десятка подобных кораблей. Первые два десятка кораблей нового проекта делались в соответствии с первой версией проекта, которая получила наименование Flight I. Однако вскоре после начала строительства головного проекта первой серии американские судостроители занялись модернизацией.
Как результат, заказанный еще в 1992-м эсминец USS Mahan достраивался, как первый корабль второй серии. Строительство эсминцев версии Flight II имело более скромные масштабы: всего семь кораблей. Утверждается, что небольшая вторая серия изначально рассматривалась в качестве переходного звена от первой к третьей. Так и случилось, однако вопреки логике новая версия проекта имела в индексе не тройку, а обозначение IIA. Эта линейка оказалась самой многочисленной.
На данный момент построено 34 эсминцев «Арли Берк» серии IIA и строительство их продолжается.
Все существующие серии кораблей – I, II и IIA – имеют только незначительные отличия в конструкции. Вызваны они особенностями устанавливаемой аппаратуры и особенностями эксплуатации вертолетов. В остальном конструкция аналогична.
Каждый корабль оснащен 29 носовыми и 61 кормовыми вертикальными пусковыми установками, в которых размещаются ракеты четырех типов. Зенитные управляемые ракеты SM-2 «Standard» способные уничтожать цели противника находящиеся на расстоянии 166 км. Противолодочные ракеты-торпеды RUM-139 «VL-Asroc» с дистанцией эффективной стрельбы свыше 16 км. Противокорабельные ракеты AGM-84 «Harpoon», угрожающие даже из-за горизонта и наконец, главный калибр крылатые ракеты BGM-109 «Tomahawk».
Помимо пусковых установок на борту эсминцев класса «Arleigh Burke» устанавливается 127 мм артиллерийская установка с боекомплектом 680 снарядов, две шестиствольные 20 мм зенитно-артиллерийские установки «Phalanx» и четыре пулемета системы «Browning» калибром 12,7 мм. Кроме палубного вооружения на борту могут размещаться два вертолета SH-60B «Seahawk» с комплектами противокорабельного и противолодочного вооружения, расширяющий радиус действия эсминца, позволяя обнаруживать и атаковать вражеские цели за десятки километров. С таким арсеналом на борту эти военные корабли могут не только защитить эскадру, но и нанести высокоточные удары по кораблям противника. Другими словами эти военные корабли являются не просто тактической единицей вооружения, а и оперативно-тактической, то есть поражать цели в глубине противника.
На май 2010 года эсминец «Арли Бёрк» является самым крупносерийным типом надводного боевого корабля с полным водоизмещением более 5000 тонн за всю послевоенную историю флота. Учитывая достаточно низкие темпы строительства эсминцев в других государствах, в ближайшие годы ни одно государство мира не сможет побить этот своеобразный рекорд.
Помимо флота США, четыре корабля типа «Арли Бёрк», правда с несколько изменённой конструкцией и построенные по гражданским стандартам (эскадренные миноносцы типа «Конго»), стоят на вооружении морских сил самообороны Японии. На 2000 год планировалось ввести в состав ВМС Японии к 2010 году ещё три корабля, модернизированных до уровня серии IIA, но в настоящее время от строительства этих кораблей отказались в пользу более совершенных эскадренных миноносцев типа «Атаго».
В марте 2012 года ВМС США заключили с компанией General Dynamics Bath Iron Works контракт стоимостью 663 миллиона долларов на строительство очередного эскадренного миноносца типа «Арли Берк». Строительство эсминца под номером DDG-116 предусмотрено опционом к контракту ВМС, заключенному осенью 2011 года. DDG-116 станет 66-м по счету кораблем проекта «Арли Берк».
В 2012 году исследователи из состава подразделения Центра надводного вооружения ВМС США в Кардероке завершили двухнедельный цикл гидродинамических испытаний бульбовых обтекателей ГАС, предназначенных для установки на эсминцы типа DDG51 Arleigh Burke, сообщил официальный сайт американского флота. Выступающий обтекатель гидроакустической стации в форме слезы планируется устанавливать в районе ватерлинии судна с целью снижения волнового сопротивления корпуса и, следовательно, расхода топлива. На предварительном этапе учеными были разработаны более 20 вариантов обтекателей, из которых по результатам проведенных испытаний отобраны 4 для продолжения работы по совершенствованию их формы и размера.
В соответствии с решением, обнародованным в сентябре 2009 года, архитектура ПРО США в Европе будет создаваться в четыре этапа. На первом – в период по 2011 год – в Средиземном море были дислоцированы корабли, оснащенные комплексами Aegis, и ракетами-перехватчиками RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3), размещен радар ПРО в Турции. На втором – к 2015 году – намечается перебросить мобильные батареи с ракетами SM-3 на территорию Румынии. Далее – к 2018 году – их предполагается развернуть в Польше. А к 2020 году планируется заменить эти ракеты на более совершенные, способные защищать уже всю территорию стран – членов НАТО не только от ракет средней и меньшей дальности, но и межконтинентальных баллистических ракет.
В июне 2013 года командование ВМС США заключило с судостроительными предприятиями General Dynamics и Hungtington Ingalls контракты на постройку девяти новых эсминцев типа «Арли Берк». Сумма сделки составила 6,1 миллиарда долларов. Все заказанные корабли должны быть поставлены заказчику до конца 2017 года. Как ожидается, первые два корабля заказа ─ DDG-117 и DDG-118 ─ получат имена «Пол Игнатиус» и «Дэниэл Иноуи». Имена остальных эсминцев пока не определены. Все заказанные ВМС США эсминцы будут строиться по модернизированному проекту и получат ряд существенных улучшений. В частности, вместо устаревших радаров SPY-1D на корабли будут устанавливаться новые радиолокационные станции противовоздушной и противоракетной обороны AMDR. Поскольку энергопотребление новых радаров значительно выше, чем у SPY-1D, эсминцы типа «Арли Берк» получат усовершенствованные системы энергообеспечения.
12 сентября 2013 года компания Huntington Ingalls Industries начала строительство следующего ракетного эсминца Aegis для ВМС США – Ralph Johnson (DDG-114). Этот корабль станет 30-м эсминцем класса Arleigh Burke (DDG-51), построенным кораблестроительным подразделением Ingalls Shipbuilding.
В октябре 2013 года компания «Рейтеон» объявила о заключении контракта стоимостью 385,74 млн дол на реализацию проектирования, разработки, интеграции, испытаний и поставки РЛС ПВО/ПРО S-диапазона AMDR-S (Air and Missile Defense Radar S-Band Radar) и комплекта управления РЛС (RSC). AMDR – это РЛС ПВО/ПРО следующего поколения, предназначенная для оснащения эскадренных миноносцев класса «Арли Берк» версии Флай III (DDG-51), начиная с 2016 года. Система AMDR будет представлять собой комплекс из РЛС S-диапазона (2-4 ГГц), РЛС X-диапазона и блока управления РЛС (RSC).
США возобновили программу строительства эсминцев типа «Арли Берк», заложив 4 ноября 2013 года очередной такой корабль. Эсминец получит имя «Джон Финн»; его строительство ведется на верфи Hungtington Ingalls Industries в Паскагуле штата Миссисипи. Строительство эсминца ведется в рамках продолженной «Серии IIA»; он станет 29-м по счету кораблем этого проекта и 63-м ─ типа «Арли Берк».
В январе 2014 года компания Lockheed Martin получила очередной контракт на сумму 574 млн долл США на производство компонентов системы ПРО Aegis для семи эсминцев класса Arleigh Burke (DDG 117-123) и сборки одного берегового комплекса Aegis Ashore.
Первый из американских военных кораблей, которым предстоит составить морскую компоненту системы противоракетной обороны (ПРО) США в Европе, эсминец УРО Donald Cook в феврале 2014 года прибыл на испанскую военно-морскую базу Рота. Donald Cook оснащен комплексом управления вооружением Aegis, которая при взаимодействии с другими наземными, воздушными или космическими системами позволяет обнаруживать и уничтожать баллистические ракеты противника.
Второй из четырех американских эсминцев ПРО, предназначенных для поддержания «противоракетной архитектуры» Европы, покинул США 3 июня 2014. Эсминец USS Ross (DDG 71) класса Arleigh Burke вышел из ВМБ Норфолк (шт. Вирджиния) и присоединится к однотипному кораблю USS Donald Cook (DDG 75).
В марте 2014 года командование кораблестроения и вооружения ВМС США 14 марта подписало два контракта на строительство эскадренных миноносцев класса DDG-51 «Арли Берк» в 2014 ф.г., общая стоимость которых составляет 1,244 млрд дол. С компанией «Дженерал Дайнемикс Бат Айрон Уоркс» (BIW) заключено соглашение стоимостью 642,58 млн дол на строительство одного эсминца класса DDG-51 в рамках подписанного в июне 2013 года долгосрочного контракта (рассчитанного на 2013-2017 ф.г). Строительство будет осуществляться в Брунсвике (шт.Мэн). Соглашение также включает 79,4 млн дол на финансирование закупки материалов для последующих кораблей серии, которые будут заказаны в 2016-2017 гг. Первоначально предполагалось, что программа строительства эскадренных миноносцев класса DDG-51 будет завершена в 2012 году после передачи ВМС США 62-го корабля серии DDG-112 «Майкл П. Мерфи». Однако по причине возросшей стоимости эсминцев класса DDG-1000 «Зумвальт» ВМС США приняли решение продолжить заказ кораблей класса «Арли Берк».
В апреле 2014 года компания BAE Systems получила контракт от ВМС США на проведение работ по техническому перевооружению и модернизации девяти эскадренных миноносцев, приписанных к порту Pearl Harbor на острове Оаху (Гавайи). Контракт рассчитан на 5 лет. Ремонтные работы будут проведены на следующих боевых кораблях: эсминцах с управляемым ракетным оружием типа Arleigh Burke «USS Chafee» (DDG-90), «USS John Paul Jones» (DDG-53), «USS Chung-Hoon» (DDG-93), «USS Hopper» (DDG-70), «USS Michael Murphy» (DDG-112), «USS O’Kane» (DDG-77), «USS Halsey» (DDG-97), «USS Milius» (DDG-69) и «USS Preble» (DDG-88). Данный контракт является продолжением работ по модернизации эсминцев этого типа, которые осуществлялись компанией BAE Systems в рамках предыдущего 7-летнего контракта.

На верфи Huntington Ingalls Industries (HII) 23 сентября 2014 года заложен киль очередного ракетного эсминца USS Ralph Johnson (DDG 114) класса Arleigh Burke. Это 30-й корабль данного типа, построенного/строящегося на верфи Паскагула (шт. Миссисипи). Сообщается, что строительство блоков эсминца завершено на 26%, строительство продлится до 2017 года.
На верфи «Хантингтон ингаллс индастриз» в Паскагуле (шт.Миссисипи) 30 сентября состоялась церемония резки первой стали для эскадренного миноносца «Пол Игнатиус» (DDG-117) класса «Арли Берк». Планируется, что «Пол Игнатиус» будет передан ВМС США в первой половине 2017 года. Этот корабль станет 30-м эскадренным миноносцем класса «Арли Берк», построенным подразделением «Ингаллс шипбилдинг». Эсминец «Пол Игнатиус» будет построен в текущей версии Флай-2A и станет в общей сложности 67-м кораблем класса «Арли Берк» (DDG-51).

Ожидается, что корабли этого типа прослужат в составе ВМС США по меньшей мере до 2070 года.

СЕРИЯ:
FLIGHT I
USS Arleigh Burke (DDG 51), Norfolk, VA
USS Barry (DDG 52), Norfolk, VA
USS John Paul Jones (DDG 53), San Diego, CA
USS Curtis Wilbur (DDG 54), Yokosuka, Japan
USS Stout (DDG 55), Norfolk, VA
USS John S McCain (DDG 56), Yokosuka, Japan
USS Mitscher (DDG 57), Norfolk, VA
USS Laboon (DDG 58), Norfolk, VA
USS Russell (DDG 59), Pearl Harbor, HI
USS Paul Hamilton (DDG 60), Pearl Harbor, HI
USS Ramage (DDG 61), Norfolk, VA
USS Fitzgerald (DDG 62), Yokosuka, Japan
USS Stethem (DDG 63), Yokosuka, Japan
USS Carney (DDG 64), Mayport, FL
USS Benfold (DDG 65), San Diego, CA
USS Gonzalez (DDG 66), Norfolk, VA
USS Cole (DDG 67), Norfolk, VA
USS The Sullivans (DDG 68), Mayport, FL
USS Milius (DDG 69), San Diego, CA
USS Hopper (DDG 70), Pearl Harbor, HI
USS Ross (DDG 71), Norfolk, VA

FLIGHT II
USS Mahan (DDG 72), Norfolk, VA
USS Decatur (DDG 73), San Diego, CA
USS McFaul (DDG 74), Norfolk, VA
USS Donald Cook (DDG 75), Norfolk, VA
USS Higgins (DDG 76), San Diego, CA
USS O’kane (DDG 77), Pearl Harbor, HI
USS Porter (DDG 78), Norfolk, VA

FLIGHT IIA
USS Oscar Austin (DDG 79), Norfolk, VA
USS Roosevelt (DDG 80), Mayport, FL
USS Winston S Churchill (DDG 81), Norfolk, VA
USS Lassen (DDG 82), Yokosuka, Japan
USS Howard (DDG 83), San Diego, CA
USS Bulkeley (DDG 84), Norfolk, VA
USS McCampbell (DDG 85), Yokosuka, Japan
USS Shoup (DDG 86), Everett, WA
USS Mason (DDG 87), Norfolk, VA
USS Preble (DDG 88), San Diego, CA
USS Mustin (DDG 89), Yokosuka, Japan
USS Chafee (DDG 90), Pearl Harbor, HI
USS Pinckney (DDG 91), San Diego, CA
USS Momsen (DDG 92), Everett, WA
USS Chung-Hoon (DDG 93), Pearl Harbor, HI
USS Nitze (DDG 94), Norfolk, VA
USS James E Williams (DDG 95), Norfolk, VA
USS Bainbridge (DDG 96), Norfolk, VA
USS Halsey (DDG 97), San Diego, CA
USS Forrest Sherman (DDG 98), Norfolk, VA
USS Farragut (DDG 99), Mayport, FL
USS Kidd (DDG 100), San Diego, CA
USS Gridley (DDG 101), San Diego, CA
USS Sampson (DDG 102), San Diego, CA
USS Truxtun (DDG 103), Norfolk, VA
USS Sterett (DDG 104), San Diego, CA
USS Dewey (DDG 105), No homeport
USS Stockdale (DDG 106), San Diego, CA
USS Gravely (DDG 107), Norfolk, VA
USS Wayne E. Meyer (DDG 108), San Diego, CA
USS Jason Dunham (DDG 109), Norfolk, VA
USS William P. Lawrence (DDG 110), San Diego, CA
USS Spruance (DDG 111), San Diego, CA
USS Michael Murphy (DDG 112), Pearl Harbor, HI
PCU John Finn (DDG 113), В стадии строительства
PCU Ralph Johnson (DDG 114), В стадии строительства
PCU Rafael Peralta (DDG 115), В стадии строительства
PCU Thomas Hudner (DDG 116), В стадии строительства
Paul Ignatius DDG-117, В стадии строительства
Daniel Inouye DDG-118, В стадии строительства
Delbert D. Black DDG-119, В стадии строительства
Carl M. Levin DDG-120, В стадии строительства
Frank E. Petersen Jr. DDG-121, В стадии строительства
John Basilone DDG-122, В стадии строительства
Lenah H. Sutcliffe Higbee DDG-123, В стадии строительства
Harvey C. Barnum Jr. DDG-124, В стадии строительства
Jack H. Lucas DDG-125, В стадии строительства
Louis H. Wilson Jr. DDG-126, В стадии строительства

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение (тонн): 8373
Длина (м): 153,8
Ширина (м): 20,4
Скорость (узлов): 30
Запас хода (миль): 4400
Осадка (м): 6,3
Экипаж: 346 чел.

ВООРУЖЕНИE

ЗРС: Иджис
УВП: MK41 – 90 ячеек для ЗУР и КР
Пушка: 1 х 127-мм Mk45
Торпедные аппараты: 6 318 мм
Противо-корабельные комплексы: 8 Гарпун
Зенитные установки: 2 Вулкан MK.15
Радиоэлектронное вооружение
ГАС: 1 AN/SQS-53C(V)
РЛС: 1 AN/SPY-1D 3-D
1 AN/SPS-67(V)3
1 AN/SPS-64(V)9


Эсминцы давно стали рабочими лошадками современного военного флота. Самая последняя и самая сложная версия подобного корабля эсминец класса «Arleigh Burke ». Современная платформа для вооружения и самая современная радарная система позволили этим кораблям доминировать в морях на десятилетия вперед. Именно эти военные корабли определяют стандарты мирового военного кораблестроения вот уже много лет. В чем секрет известных эскадренных миноносцев.

На фото выше представлены современные эскадренные миноносцы класса «Arleigh Burke ». Они состоят на вооружении ВМС США и считаются самыми лучшими кораблями в мире из-за их универсальности. Мало того на сегодняшний день «Arleigh Burke » это эсминцы рекордсмены - их водоизмещение составляет 5000 тонн. По этому показателю они считаются самыми большими надводными кораблями за всю послевоенную историю американского флота.

головной эсминец «USS Arleigh Burke»

головной эсминец «USS Arleigh Burke»

Эсминцы класса «Arleigh Burke » американские конструкторы начали разрабатывать еще в конце 70-х годов. Новые корабли должны были прийти на смену другим эсминцам, которые воевали еще во времена Второй мировой войны и считались устаревшими, причем главным требованием при разработке эсминцев нового типа стала универсальность. Корабль должен был превосходить все, что к тому моменту имел флот СССР.

В итоге 4 июля 1991 года американские верфи построили первый эсминец новой серии «USS Arleigh Burke » (бортовой номер DDG 51), который стал настоящим шедевром военного кораблестроения. Его назвали в честь адмирала Arleigh A. Burke - легендарного командира эсминца периода Второй мировой войны. Сражаясь в Тихом океане Arleigh A. Burke командовал 23 эскадрой эсминцев; выиграл несколько ключевых сражений с японским флотом, включая битву при мысе Сент-Джордж в ноябре 1943 года. А также сыграл существенную роль в формировании послевоенного флота.

новые подходы судостроения эсминцев класса «Arleigh Burke»

Эсминцы класса «Arleigh Burke » демонстрируют новые подходы судостроения и одной из самых впечатляющих изменений - форма корпуса. Традиционно эсминцы были длинными и узкими. Конструкторы данного корабля подошли к этой проблеме по-другому. В корабельной архитектуре эсминца «Arleigh Burke » сохранилась одна уникальная величина это соотношение длины к ширине, что означает увеличение остойчивости. Опыт эксплуатации эсминцев этого класса подтверждает преимущества нового дизайна. При волнении моря и высоте волн до 7 метров эти боевые корабли способны сохранять скорость хода до 25 узлов.

Помимо уникальной формы корпуса эсминцы получили и другие изменения корабельной архитектуры. Например, возвращение к стальной конструкции. Дело в том, что эсминцы Второй мировой войны были сделаны из стали, а к 60-м и 70-м годам сталь была заменена алюминием. Изменение материала было вызвано утяжелением радаров и прочих датчиков, расположенных на мачтах. Алюминий превосходная альтернатива стали (прочность при меньшем весе), но у него имеются определенные недостатки - уязвимость к огню. Конструкторы современного эсминца «Arleigh Burke » решили вернуться к стали, но в тоже время сохранили многие современные электронные системы, ставшие незаменимыми во всех современных кораблях. Жизненно важные помещения эсминцев этого класса дополнительно защищены листами брони толщиной 25 мм и покрыты кевларом.

Эсминцы «Arleigh Burke » имеют более компактный дизайн, чем его предшественники. Их надстройки более спокойны, менее суматошны, чем у прежних конструкций.

боевые возможности эсминца «Arleigh Burke»

Изменения в архитектуре придали эсминцу живучести в бою, но первоначально корабли этого класса могут показаться просто лишенными оружия. Однако внешность обманчива.

Эсминцы класса «Arleigh Burke » оснащены вооружением не имеющих аналогов в мире - установкой вертикального пуска Mk-41. Удивительно, но эта система способна выпускать по одной управляемой ракете в секунду, а это значит, что всего за несколько минут американский эсминец способен поразить около ста целей неприятеля. Весь боекомплект может быть выпущен за две минуты.

Каждый корабль оснащен 29 носовыми и 61 кормовыми вертикальными пусковыми установками, в которых размещаются ракеты четырех типов. Зенитные управляемые ракеты SM-2 «Standard» способные уничтожать цели противника находящиеся на расстоянии 166 км. Противолодочные ракеты-торпеды RUM-139 «VL-Asroc» с дистанцией эффективной стрельбы свыше 16 км. Противокорабельные ракеты AGM-84 «Harpoon», угрожающие даже из-за горизонта и наконец, главный калибр крылатые ракеты BGM-109 «Tomahawk».

Помимо пусковых установок на борту эсминцев класса «Arleigh Burke » устанавливается 127 мм артиллерийская установка с боекомплектом 680 снарядов, две шестиствольные 20 мм зенитно-артиллерийские установки «Phalanx » и четыре пулемета системы «Browning » калибром 12,7 мм. Кроме палубного вооружения на борту могут размещаться два вертолета SH-60B «Seahawk» с комплектами противокорабельного и противолодочного вооружения, расширяющий радиус действия эсминца, позволяя обнаруживать и атаковать вражеские цели за десятки километров. С таким арсеналом на борту эти военные корабли могут не только защитить эскадру, но и нанести высокоточные удары по кораблям противника. Другими словами эти военные корабли являются не просто тактической единицей вооружения, а и оперативно-тактической, то есть поражать цели в глубине противника.

Боевую мощь эсминцев класса «Arleigh Burke » уже нельзя оценивать только по вооружению. Куда более важны электронные сенсоры. Они позволяют точно определить цель на дальних подступах и направить оружие с потрясающей точностью. Это стало возможным благодаря новейшей системе управления «Aegis ». Ее отличия от предыдущих систем заключается в том, что она объединяет все технические и боевые средства эсминца и сама управляет ими. В зависимости от тактической обстановки «Aegis » перераспределяет цели в зависимости от степени угрозы. Например, при отражении массированного нападения с воздуха система прекращает поиск новых целей и сосредотачивается на сопровождении и уничтожении обнаруженных. «Aegis » это вычислительный центр из двадцати мощных компьютеров, принципиально новыми радарами с предельной дальностью обнаружения целей до 450 км. Ее шестигранные излучающие антенны спрятаны от глаз противника и вмонтированы в плоскости надстройки эсминца.

Эсминцы «Arleigh Burke » являются самыми распространенными военными кораблями своего класса. Морские силы самообороны Японии имеют на вооружении корабли класса «Atago », в ВМС Южной Кореи корабли класса « » и все они являются аналогами американских «Arleigh Burke » и имеют на своем вооружении системы «Aegis ». Кроме азиатских стран подобные корабли имеются у Норвегии и Испании. Многие из стран пытаются создать подобные корабли, но получается пока только у Китайской Народной республики.

…К своим двадцати пяти годам Вася совершенно опустился и потерял смысл жизни. Дурная наследственность и сокращение финансовой помощи от богатых родителей сыграли с ним злую шутку: в общем-то неплохой парень, по словам соседей и знакомых, он окончательно «выбился из колеи» и подсел на иглу. Изможденный скелет с опухшим лицом - все, что осталось от прежнего спортсмена, кандидата в мастера спорта по вольной борьбе.

Бывший претендент на титул победителя областных соревнований по боевым искусствам полностью утратил связь с реальностью и теперь придает значение вещам, мягко говоря, странным - изредка разминает свои дряблые мышцы, обижая малышей во дворе, а большую часть времени проводит в коматозном состоянии, сотрясаясь в судорогах очередной передозировки…

Как уже догадался читатель, речь идет не о живом человеке, а о корабле - эскадренном миноносце с управляемым ракетным оружием (эм УРО) типа . Эсминец во многом необычный, признанный рекордсмен по ряду боевых характеристик и по объёмам строительства.

62 построенных корабля на 2013 год - количество американских «Берков» превышает число эсминцев под флагами всех остальных стран мира, вместе взятых! При этом строительство «Берков» продолжается: еще два корабля новой серии IIA+ были заложены в 2011 году. Всего, согласно планам, серия IIA+ будет включать 9 единиц. А потом хлынут стальной лавиной еще более совершенные «Берки» серии III (Flight III) - двадцать единиц после 2020-го года.

Спуск на воду USS John McCain (DDG-56), 1992 год

Это без учета зарубежных «реплик» американского -эсминца» - японских «Атаго» и «Конго», испанских «Альваро де Басан», южнокорейских «Кинг Сёджон»… Ситуация принимает просто пугающий оборот. «Иджисы» расползаются по миру, словно ядовитые насекомые.

Массовое появление «Берков» - результат максимальной стандартизации и унификации ВМС США: в ближайшей перспективе в составе флота должен сохраниться только один тип универсального эсминца, который заменит собой все существующие (или существовавшие) типы ракетных крейсеров, эсминцев и фрегатов.

Насколько справедливо подобное решение? Сможет ли «Иджис»-эсминец эффективно решать задачи кораблей других классов?

Ответ очевиден - эсминец «Берк» блестяще справятся с задачами любого фрегата, но экономика любой страны «загнется» от такой «стандартизации» - эсминец водоизмещением 10 тыс. тонн вместо 4-5- тысячетонного фрегата! Янки строят свои кораблики в неоплаченный кредит, потому не слишком задумываются насчет непомерных расходов на флот. При том, что стоимость последних «Берков» оценивается в пределах 1,8…2 млрд. долл.

Адмиралы попросят еще 20 эсминцев? Да не вопрос…


Сценарии развития ВМС США до 2042 года. Первый, оптимистичный, предполагает 40-летний жизненный цикл эсминцев. Второй, пессимистичный, при ограниченном финансировании, предполагает 35-летний цикл. В планах - удержать количество эсминцев на отметке 90 ед.
Крейсера типа «Тикондерога» (CG-47) будут однозначно списаны к 2028 году «Берки» I и II серии (DDG-51) постепенно заменяются на DDG-51 серии III «Замволты» (DDG-1000) - узкая полоса, серия из трех экспериментальных эсминцев DDG(X) - эсминец нового поколения. Пока даже никто не знает, как он будет выглядеть

Почему отечественный БПК не уступает «Берку»

90 ракетных пусковых установок. Боевая информационно-управляющая система «Иджис», объединившая в себе все средства обнаружения и связи, комплекс вооружения и системы борьбы за живучесть корабля. Надежная и эффективная ГЭУ. Корпус, построенный с учетом технологии «стелс». Многофункциональный корабль-робот, способный громить цели на земле, под водой и в воздухе.

Однако, первое впечатление обманчиво. Восхищение при знакомстве с «Арли Берком» быстро сменяется подозрением по поводу несоответствия его заявленных боевых возможностей реальному положению дел.

Ведь, создававшийся как «кастрированная» версия ракетного крейсера «Тикондерога», эсминец «Берк» изначально не блистал высокими характеристиками и являлся «шагом назад» в плане создания надводных боевых кораблей. Единственное, что привлекало адмиралов в этом проекте - заявленная дешевизна и эффективность: согласно первоначальным расчетам, эсминец должен был сохранить 2/3 возможностей крейсера при 1/2 его стоимости. Но даже эти цифры оказались чересчур оптимистичным.

Спущенный на воду под звуки фанфар, головной USS Arleigh Burke (DDG-51) оказался далек от представлений об «идеальном» эсминце.

Истина познается в сравнении. Чтобы понять основные проблемы, с которыми столкнулись американские моряки, предлагаю взять для сравнения его советские/российские ровесники - большие противолодочные корабли проектов 1155 и 1155.1.

Даже по своему прямому назначению - в качестве корабля ПВО - конструкция «Берка» вызывала массу вопросов. Первое и самое важное - отчего у суперэсминца имеется всего три РЛС подсветки целей? Из них на переднюю полусферу приходится всего лишь одна. Явное свидетельство того, что эсминец, вопреки заявленным качествам, не способен отражать массированные атаки с воздуха .

Для сравнения - советский БПК, который никогда не позиционировался как корабль ПВО, оснащался двумя антенными постами наведения ракет ЗР95. Каждая РЛС с ФАР обеспечивала ОДНОВРЕМЕННОЕ наведение до 8 ракет по 4 воздушным целям в секторе 60 х 60 градусов.

Малое число РЛС подсветки и ограниченное число обстреливаемых целей - далеко не все проблемы американского эсминца. Руководство ВМС США оставило без внимания претензии моряков к многофункциональному радару AN/SPY-1 (еще бы! после того, как в программу по созданию суперрадара были вложены миллиарды - назад пути нет).

Главный компонент системы «Иджис» - мощная трехкоординатная РЛС с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками, способная засекать и автоматически брать на сопровождение сотни воздушных целей, программировать автопилоты выпущенных зенитных ракет и следить за целями на низкой околоземной орбите.

На практике она показала обратное. Несмотря на свой суперсовременный облик и широкие возможности по контролю воздушного пространства на больших дистанциях, радар AN/SPY-1 оказался «подслеповат» при обнаружении низколетящих целей (НЛЦ) - и поделом!

Обычно на боевых кораблях для обнаружения скоростных НЛЦ применяются специализированные радары - например, отечественная РЛС «Подкат» с узконаправленным лучом поиска и высокой частотой обновления данных или двухдиапазонный японский радар с активной ФАР FCS-3A, работающий в диапазонах частот С (длина волны 7,5 до3,75 см) и Х (длина волны от 3,75 до2,5 см).

Американцы, вероятно, полагали, что они умнее всех, потому пытались решить проблему обнаружения НЛЦ с помощью многофункционального AN/SPY-1 - один радар на все случаи жизни! Ценой огромных усилий команде программистов удалось «заглушить» помехи и научить AN/SPY-1 сканированию узконаправленным лучом по небольшому углу места. Но насколько эффективной оказалась работа AN/SPY-1 в таком режиме?

В открытой печати до сих пор отсутствует информация о поражении «Иджисом» сверхзвуковых воздушных целей на предельно малой высоте - вероятно, американские «Берки» так и не научились бороться с подобными угрозами. Выпущенный «Москит» или русско-индийский «Брамос» с высокой вероятностью прорвется сквозь систему ПВО/ПРО эсминца и поразит цель.

Ко всему прочему, возможности AN/SPY-1 по обнаружению НЛЦ ограничены ввиду неудачного расположения антенных устройств: в отличие от других кораблей, где антенные посты стараются разместить на вершинах мачт, фазированные антенные решетки AN/SPY-1 висят на стенах надстройки, словно картины в Третьяковской галерее.

Это придает кораблю стильный, современный облик, но уменьшает дальность обнаружения НЛЦ (проблема радиогоризонта). Наконец, как следует из специфики работы самого радара, четыре неподвижные ФАР - не самое лучшее решение при отражении массированных атак с одного направления. Одна из решеток становится перегружена информацией, в то время как три остальные бездействуют.

К настоящему времени «Арли Берк» со своим AN/SPY-1 полностью устарел - современные британские «Дэринги», франко-итальянские «Горизонты» или японские «Акидзуки» на голову превосходят американский эсминец по возможностям ПВО, особенно в вопросах перехвата скоростных НЛЦ.

На эсминцах других флотов уже давно применяются РЛС с активными ФАР (SAMPSON, S1850, FCS-3A). Вовсю летают зенитные ракеты с активными головками самонаведения (европейский ЗРК PAAMS с ракетами семейства Aster). Но у американцев нет ничего подобного! «Берк» по-прежнему использует устаревшие технологии с подслеповатым радаром AN/SPY-1 и ЗУР семейства «Стэндерд-2» и RIM-162 ESSM с полуактивным наведением. При том, как уже упоминалось выше, у эсминца всего три РЛС подсветки AN/SPG-62, способных одновременно наводить лишь по одной ракете.

Наличие супербоеприпасов SM-3, способных поражать цели на заатмосферных высотах, ничего не дает эсминцу в реальном бою - трехступенчатый перехватчик SM-3 бесполезен против самолетов и низколетящих ПКР.

Вот такие дела. Супергерой оказался на деле «фраером» с весьма посредственными характеристиками.

Если возможности эсминца «Берк» по отражению воздушных атак можно определить как «средние», то его противолодочные и противокорабельные возможности оцениваются как «ниже среднего», а то и вовсе «никакие».

К примеру, первые 28 эсминцев (Flight I и II) вообще не имели вертолетного ангара - только посадочную площадку на корме. В то время, когда отечественные БПК несли на борту по два противолодочных вертолета!
Дальнейшее сравнение противолодочных (ПЛО) возможностей первых «Берков» с БПК пр. 1155 (шифр «Удалой») подобно «игре в одни ворота».

Наши БПК оснащались грандиозной гидроакустической станцией «Полином» массой 800 тонн. Дальность обнаружения подводных лодок, торпед и морских мин при благоприятных гидрологических условиях могла достигать 40-50 км. Едва ли такими характеристиками смогут похвастаться даже самые современные модификации американского сонара AN/SQS-53.

На борту БПК имелись восемь противолодочных ракето-торпед с дальностью пуска до50 км («Раструб-Б»/«Водопад-НК»), не считая вспомогательных средств в виде РБУ. Для сравнения: модернизировавнные американские ракето-торпеды RUM-139 Vertical Launch ASROC способны поражать цели на дальности не более22 км. С точки зрения реальных условий, 22 и50 км уже не имеют особого значения, ввиду сложности обнаружения субмарин на таких дистанциях. Тем не менее, цифры свидетельствуют против «Берка»…

Противолодочные возможности «Иджис»-эсминцев заметно возросли, лишь начиная с серии IIA (головной эсминец - «Оскар Остин» был введён в боевой состав ВМС в 2000 году). У кораблей этой серии была полностью перекомпонована вся кормовая часть, где появились два ангара для размещения вертолетов «Си Хок» системы ПЛО LAMPS III.

Как ловко выразился один из читателей «Военного обозрения», современные корабли не предназначены для морского боя. Они созданы для комфортного прохождения службы контрактников в мирное время .

Данное утверждение в полной мере относится к эсминцам типа «Арли Берк» - Wi-Fi, бассейны и ресторанное питание,4,4 кв. метра жилого пространства на каждого моряка… Единственное, о чем забыли конструкторы корабля - эсминец должен уметь вести морской бой. А современный «Берк» на это категорически не способен.

БПК «Адмирал Чабаненко» (пр. 1155.1), принят в состав ВМФ в 1999 году.
Новый комплекс ПЛУР «Водопад-НК» с запуском через обычные ТА позволил разместить на борту восемь сверхзвуковых ПКР «Москит». Носовая батарея 100-мм орудий заменена на спаренную автоматическую 130-мм установку АК-130. Скорострельные АК-630 заменены на 2 ЗРАК «Кортик»

Помимо общей «хлипкости» конструкции, свойственной всем современным кораблям (эсминец «Коул» вышел из строя после подрыва лодки с 200-300 кг ВВ рядом с его бортом, 17 погибших моряков, 34 раненых. Полная потеря хода и боеспособности - нетрудно представить, что произойдет в случае прямого попадания в эсминец ВМС США самой скромной ПКР) - помимо низкой живучести и устойчивости к боевым повреждениям, современный «Берк» полностью лишен противокорабельного оружия!

Наличием универсальной «пятидюймовки» и теоретической возможности стрельбы ЗУР по надводным кораблям можно пренебречь.

Как же так?

Очень просто. Эсминцы первых серий оснащались двумя грозными системами морского боя:
- специализированными дозвуковыми ПКР «Гарпун» (дальность стрельбы 130 км, скорость 0,85 М, масса боевой части 225 кг) в двух счетверенных пусковых установках Mk141 на корме эсминца;
- противокорабельными ракетами BGM-109B TASM, являющимися модификацией известной КРМБ «Томагавк». Рельефометрическая система наведения TERCOM заменена на активную радиолокационную ГСН, аналогичную ракетам «Гарпун».

Несмотря на насмешки по поводу дозвуковой скорости (0,75М), противокорабельный «Томагавк» представлял собой труднообнаруживаемый смертоносный боеприпас, летевший на маршевом участке на высоте всего нескольких метров над гребнями волн (в отличие от советских монстров П-500/700/1000, взмывавших ввысь на пару десятков километров). Малая скорость и устаревание данных ЦУ компенсировалось особыми режимами полета на конечной участке траектории (поиск «змейкой»). Наконец, дальность полета в полтысячи километров и боевая часть массой 450 кг - в 2-3 раза больше, чем у обычных малогабаритных ПКР (экзотические громоздкие «Граниты» и «Вулканы» не в счет).

В 1990-е годы некоторое количество BGM-109B Tomahawk Anti-Ship Missle обычно имелось в ячейках установок вертикального пуска на борту эсминцев и крейсеров ВМС США.

Стандартная компоновка кормовой части «Арли Берка» серии I. Две РЛС подсветки AN/SPG-62 для прикрытия кормовых углов (за дымовыми трубами), лафет «Фаланкса» (сам комплекс демонтирован по тех. причинам), наклонные пусковые установки Mk.141 для ПКР «Гарпун» и, наконец, ячейки УВП с «Томагавками»

Увы, к настоящему времени «Берк» совершенно деградировал. Ввиду исчезновения единственного достойного противника - ВМФ СССР, противокорабельный «Томагавк» превратился в ненужный балласт. BGM-109B полностью сняли с вооружения в начале 2000-х.

На эсминцах серии IIA установку противокорабельных ракет вообще почитали ненужным и бесполезным мероприятием. В результате «Берк» лишился своего последнего оружия - ПКР «Гарпун». Разумеется, моряки не думали отказываться от ракет - все решило за них командование флота, стремившееся сократить и без того непомерные расходы.

В результате возникла позорная ситуация: любой иранский корвет или МРК может «огреть» беззащитный «Берк» парой противокорабельных ракет, а американскому эсминцу будет даже нечем огрызнуться.

Понимая свою беспомощность, моряки подняли шум. Результатом прений стал проект LRASM (Long Range Anti Ship Missle) - разработка дозвуковой стелс-ПКР большой дальности на основе авиационной крылатой ракеты AGM-158 JASSM, запускающейся из ячеек УВП Mk41.

Вместо скоростной «гонки на выживание», LRASM делает ставку на «интеллектуальный» прорыв системы ПВО/ПРО противника - высокая автономность, малозаметность, сложные маневры уклонения, постановка помех. Ожидается, что новая ракета поступит на вооружение ВМС США во второй половине этого десятилетия.

Ну а пока… американцы бессильно сжимают кулаки при виде иранских ракетных корветов.

Другой момент деградации «Арли Берка» - последние эсминцы вступают в строй без систем ближней самообороны . Привычный признан устаревшим оружием, взамен эсминец получил … пустое место. Изначально предполагалось, что на смену зениткам с радарным наведением придут ракетные комплексы RIM-116 Rolling Airfame Missle (RAM) - 21-зарядная пусковая установка на лафете «Фаланкса»; конструкция ракеты - фюзеляж от авиационного «Сайдвиндера» + инфракрасная ГСН от ПЗРК «Стингер». Комплекс годится для поражения воздушных целей на дальности до 9 км.

Однако, на ЗРК самообороны было решено сэкономить. «Берк» лишился последнего рубежа обороны.

USS Spruance (DDG-111) эсминец серии IIA. На корме - устаревший «Фаланкс». Спереди - пустота

В настоящий момент ударное вооружение эсминцев типа «Арли Берк» ограничивается крылатыми ракетами «Томагавк» - множество модификаций с различными алгоритмами наведения и типами боевых частей. В этом зачете американским эсминцам равных нет - «Берк» в «ударном» варианте способен принять на борт 56 «Топоров». Мощный ракетодром для ведения локальных боевых действий, способный одним залпом прикончить ПВО любой «банановой республики». Главное - не приближаться близко к берегу, иначе можно здорово «огрести» от контрафактных китайских ПКР C-802 и прочего «вундерваффе», расплодившихся по миру в чрезвычайных количествах. Надежды на AN/SPY-1 нет, а вместо старого доброго «Фаланкса» у американцев теперь, пардон, голый зад.

Планов громадье

Интересно, каким образом янки собираются воевать на этих, даже сейчас устаревших «лоханках», в течение следующих 50 лет? Ведь как бы ни пыжился Пентагон, других эсминцев у ВМС США в ближайшей перспективе не будет (три экспериментальных «Замволта» погоды не делают).

Даже если допустить появление перспективных эсминцев DD(X) в 2030-х гг., «Берки» останутся основой надводного компонента ВМС США как минимум до середины века. А по ряду прогнозов, последние из эсминцев «Берк» покинут действующий состав 2070-х годах! Еще ни один тип корабля в истории не оставался на службе в «первой линии» столь продолжительное время.

Изменением длины ствола пушки с 54 до 62 калибров здесь не отделаешься. Как и добавлением различных хай-тек систем (например, MASKER, подающей к днищу корабля пузырьки воздуха для снижения гидроакустической заметности). Автономные роботы-миноискатели RMS, активно-реактивные снаряды, пять бронированных переборок в надстройке… нет! Нужно что-то принципиально другое!

Янки очень надеются на Третью серию (Flight III). Точная информация по этим кораблям отсутствует. Наверняка даже сами разработчики еще не определились с обликом модернизированного «Берка».

Но уже ясно одно - радар AN/SPY-1 отправится в отставку. Вместо него появится РЛС с активной ФАР AMDR или нечто подобное - чрезвычайно энергоёмкое, для контроля верхних слоёв атмосферы и НОО. Потерпев фиаско с «универсальным» эсминцем, янки все сильнее склоняются к идее превращения «Берков» в плавучие ракетодромы национальной системы ПРО.

Имеются планы по перекомпоновке машинных отделений - взамен газовых турбин эсминцы оснастят полным электродвижением. При необходимости один из вертолетных ангаров будет пожертвован для установки дополнительного генератора.

155-мм дальнобойная пушка AGS вместо носового орудия, активные системы защиты на основе лазерного оружия, новые типы ракетных боеприпасов, целеуказание от радаров истребителей F-35…



Полным ходом идут испытания и мелкосерийная сборка зенитных ракет SM-6. Фирма Raytheon обещает поставить ВМС первую крупную партию в 2015 году. Янки с опозданием на 10 лет все-таки надеются принять на вооружение ЗУР с активным наведением.

«Деградация» эсминца «Берк» - не более чем злобная шутка. Современный американский эсминец действительно не блещет своими ТТХ, но количество рано или поздно переходит в качество. У янки действительно много эсминцев, и еще больше планов по их модернизации.