Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Американский эсминец "дональд кук" опять подвергся психической атаке. Эсминец УРО «Дональд Кук Американский эсминец uss donald cook

Положа руку на сердце, скажу: "Я не хотел об этом писать!" Но, так как народ продолжает "хавать" очередные бредни и запускать в небо "шарики Победы".... мне приходится внести ясность. В этой статье ставлю себе задачу - заставить Вас задуматься. Просто подумайте.

26 декабря 2014 года в проливе Босфор мелькнули очертания знакомого корабля. Высокий “атлантический” нос, восьмигранная призма надстройки, лихо заваленная фок-мачта, подчеркивающая стремительный силуэт Иджис-эсминца... В Черное море вернулся старый знакомый — USS Donald Cook (DDG-75). Ракетный эсминец ВМС США, ставший известным после громкого инцидента в апреле 2014 года.
Впрочем, “громким” тот инцидент стал лишь по одну сторону океана. На официальном сайте эсминца “Дональд Кук” не встречается никаких упоминаний об отказе “Иджиса”, включении РЭБ “Хибины” или рапортах 27 моряков, подавших в отставку с мотивировкой “не желаем подвергать свои жизни смертельной опасности”.

Ракетный эсминец 6-го флота (приписан к военно-морской базе Рота в Испании) весь прошедший год патрулировал акваторию Средиземного моря, выполняя задачи противоракетной обороны Европы и демонстрируя гарантии поддержки союзникам США в регионе. В новогодние праздники (26.12 — 14.01) американцы решили славно отдохнуть на Черном море. За 21 день активного отдыха эсминец посетил Констанцу и Варну, провел совместные маневры с кораблем ВМС Турции и единственным уцелевшим кораблем ВМС Украины — фрегатом “Гетман Сагайдачный”, а затем, в установленный конвенцией Монтре срок, покинул акваторию Черного моря.

В связи с предшествовавшими событиями (от 12 апреля 2014 года) возникает резонный вопрос: что это “Кук” вновь забыл в наших широтах? Янки ищут новых приключений? Совсем страх потеряли. Пришли за реваншем? Или их знакомство КРЭП “Хибины” не принесло заведомых ожиданий?

90 пусковых ракетных шахт с возможностью хранения и запуска зенитных ракет любого класса — от легких ЗУР самообороны ESSM (по 4 в каждой ячейке) до космических перехватчиков SM-3. Помимо ЗУР, универсальные шахты могут быть использованы для размещения “Томагавков” и противолодочных ракетоторпед — в любой комбинации, в зависимости от предстоящих задач. ПВО эсминца в ближней зоне дополнительно обеспечивают две скорострельные зенитки “Фаланкс” (4000 выстр./мин) с наведением по данным встроенных в них РЛС. Все оружие и системы находятся под единым управлением боевой информационно-управляющий системы “Иджис” (Эгида), обеспечивающей автоматическое обнаружение, сопровождение, селекцию и уничтожение выбранных целей на воде, под водой и в воздухе, а также контролирует работу ГЭУ, систем навигации, связи, а также средств борьбы за живучесть корабля. Автоматизированный корабль-робот способен обмениваться информацией со своими “коллегами” (на сегодняшний день “Иджисы” установлены на 84 крейсерах и эсминцах ВМС США), распределять задачи и самостоятельно принимать решения в боевой обстановке.

“Donald Cook более чем способен защитить себя от двух Су-24”

— заявил полковник Стивен Уоррен из пресс-службы Пентагона.

Сияние чистой энергии

Энергетическая установка эскадренного миноносца “Арли Бёрк” состоит из четырех газовых турбин General Electric LM2500 суммарной мощностью 77 миллионов Ватт (105 тыс. л.с.), что позволяет эсминцу развивать скорость свыше 30 узлов (~55 км/ч).

Система электроснабжения “Бёрков” первой подсерии состоит из трех газотурбинных генераторов Allison 501-K34 (GTGS, Gas Turbine Generator Sets) мощностью 2,5 МВт каждый, рассредоточенных по трем отсекам (генератор №1 — отсек вспомогательных механизмов, №2 — второй турбинный отсек, №3 — отдельный генераторный отсек), что позволяет обеспечить достаточную выработку электроэнергии для обеспечения всех корабельных потребителей, включая БИУС “Иджис” и её подсистемы: в первую очередь, развитые средства обнаружения и оружие.

Трехфазная электрическая сеть, напряжение 440 В, частота 60 Гц.

Эсминцы, строившиеся в начале нового века, были оснащены новыми 3-мегаваттными генераторами. В перспективе, в случае появления сверхмощного радара ПРО AMDR (эсминцы подсерии 3), для установки дополнительного генератора придется переоборудовать один из вертолетных ангаров эсминца: напряжение в сети повысится до 4500 Вольт, что повлечет за собой значительное кол-во техпроблем, связанных с электробезопасностью и питанию обычных потребителей.
Фронтовой бомбардировщик Су-24 (и его разведывательная версия Су-24МР) оснащен двумя генераторами переменного тока ГТ30П48Б мощностью 30 кВт каждый (вырабатывают ток под напряжением 200/115 В, частота 400 Гц) и двумя генераторами постоянного тока ГСР-СТ-12/40а мощностью 12,5 кВт (номинальное напряжение 28,5 В).
Для преобразования напряжения генераторов переменного тока в трехфазный ток номинальным напряжением 36 вольт и частотой 400 Гц предусмотрено наличие двух силовых трансформаторов (трехфазный ток необходим для функционирования прицельно-навигационного оборудования).

Фазированная антенна радиолокатора AN/SPY-1 (одна из четырех). Пиковая мощность излучения 6 МВт.

Станция радиоэлектронной борьбы AN/SLQ-32, известная на морском жаргоне как “Слик-32”. Входит в стандартное оснащение всех американских эсминцев.

Контейнер КРЭП “Хибины” (Л175В). Длина контейнера 4950 мм. Масса 300 кг. Потребляемая мощность 3,6 кВт

Исходя из вышеперечисленных данных, возникает известный парадокс “слона и моськи”.

«Кук» еще издали засек подход «сушки», сыграл боевую тревогу и замер по боевым постам. Все шло штатно, радары считали курс сближения с целью, «Иджис» исправно управляла системами наведения. И вдруг — хлоп! Все погасло. «Иджис» не работает, экраны показывают муть, даже «Фаланксы» не могут получить целеуказание! СУ-24 тем временем прошел над палубой «Кука», сделал боевой разворот и сымитировал ракетную атаку по цели. Конечно же, успешную — ведь противодействия нет! Потом развернулся и сымитировал еще одну. И так далее — еще 10 раз! Все попытки техников оживить «Иджис» и дать целеуказания для ПВО потерпели неудачу, и только тогда, когда силуэт «сушки» растаял в дымке над российским берегом, экраны ожили, а системы наведения добросовестно показали чистое, сияющее пустотой апрельское небо.

— Из популярной статьи "Хибины" против "Иджис", или Что так сильно испугало Пентагон?”

“Хлоп!” — хороший звук. Но обычная логика почему-то подсказывает обратное: различить импульсы “Хибин” на фоне импульсов радара SPY-1 и систем РЭБ эсминца — примерно как услышать сквозь рев двигателя дыхание водителя КамАЗа.

Поэтому все сказки о “глушении”, “отключении” и каком-либо “сведении с ума” радаров системы “Иджис” импульсами, уступающими по мощности на три (!) порядка, рассчитаны на жертв ЕГЭ и не могут восприниматься всерьез.

“Сжечь” или каким-либо образом повредить электронику эсминца авиационным контейнером РЭБ не представляется возможным. Для создания импульса требуемой мощности пришлось бы подорвать вблизи корабля ядерный заряд эквивалентом в десятки и даже сотни килотонн ТНТ.

Наконец, надо отдавать себе отчет в том, что КРЭП “Хибины” — не наступательное, но чисто оборонительное оружие.

Что умеют “Хибины”

Авиационные комплексы радиоэлектронного противодействия считаются важным элементом, повышающим шансы на выживание самолетов в современных боевых условиях. Принцип работы КРЭП основан радиопеленгации зондирующего сигнала источника облучения (радар противника) с последующим искажением параметров отражённого сигнала с целью:

— задержки обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника;
— маскировки истинного объекта на фоне ложных;
— затруднения измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
— ухудшения характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
— увеличения времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.

“Вырубить” радар противника с помощью КРЭП “Хибины” невозможно (такой задачи даже не ставится), но, действуя в локальном масштабе, вполне возможно превратить “сушку” в “трудную мишень”, подарив пилотам несколько драгоценных минут для выполнения задачи в зоне действия авиации и ПВО противника.

Теперь о том, как все это относится к случаю с “Дональдом Куком”. Ответ — никак!

КРЭП “Хибины” не устанавливается на самолеты Су-24 (немая сцена). Комплекс предназначен только для новых тактических бомбардировщиков Су-34 (упомянутые контейнеры Л175В, поставка 92 комплектов, согласно контракту Минобороны от 14.01.2013 г.). Вариант этой станции КС-418Э для экспортных Су-24МК и МК-2 в серию не пошел, последний раз его видели на стенде авиасалона МАКС в середине 2000-х.

Для эффективной работы “Хибин” не требуется подлетать в упор к радару противника. Мощность излучения РЛС обратно пропорциональная четвертой степени расстояния. И если на дистанции 200 км еще есть шанс исказить сигнал и “обмануть” радар Иджис-эсминца, то сделать это вблизи будет крайне проблематично: мощные сигналы быстро выявят истинное положение бомбардировщика и дальше пилотов не ожидает ничего хорошего.

С учетом всего перечисленного, становится понятна цена всех разговоров о разразившейся панике на борту, и добровольном сходе на берег 27 испуганных членов экипажа. Авиашоу, устроенное одиночным российским бомбардировщиком, несомненно, осталось яркой страницей в памяти американских матросов, но каких-либо серьезных последствий вызвать не могло. “Дональд Кук” продолжил выполнение поставленных задач в регионе. И, как видим, спустя восемь месяцев он, без особых страхов, вновь вернулся в Черное море. Американские моряки (каждый, в соответствии со своими должностными обязанностями) знают о возможностях своего суперкорабля и знают, насколько неуязвим их эсминец для атак одиночных самолетов.

Система “Иджис” не идеальна. Но, наводя критику, необходимо понимать, что там, где не справится Иджис-эсминец, другой корабль “откинется” еще раньше. Это одна из лучших корабельных систем ПВО, непрерывно эволюционирующая на протяжении 30 лет. Какие-либо насмешки здесь неуместны. Также, как и сомнения в боевых возможностях роботизированного эсминца: вопреки мнению жертв ЕГЭ, электроника — самый надежный элемент любой системы (пример — космические аппараты, где стараются сократить до минимума кол-во движущихся частей), наиболее устойчивый к сильным вибрациям и др. неблагоприятным факторам. Сказки о “мощных электромагнитных импульсах” оставим на совести фанатов ядерного оружия.

К тому времени, когда “заглючат” и “погаснут” компьютеры, все остальные корабельные системы (механика/гидравлика/электропривод) будут уже давно разбиты и выведены из строя.

Попытки обнаружить первоисточник новости о бегстве 27 матросов приводят на один и тот же русскоязычный интернет-ресурс. Официальное заявление Пентагона по поводу данного инцидента не содержит сколько-нибудь содержательной информации. Американцы лишь обиженно намекают, что это было невежливо.

А что это было?

Командиры экипажей самолетов каждой из Сторон должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие при приближении к самолетам другой Стороны, действующим над открытым морем, и кораблям другой Стороны, действующим в открытом море, в частности к кораблям, занятым выпуском или приемом самолетов, и в интересах взаимной безопасности не должны допускать: имитации атак путем имитации применения оружия по самолетам, любым кораблям, выполнения различных пилотажных фигур над кораблями и сбрасывания вблизи них различных предметов таким образом, чтобы они представляли опасность для кораблей или помехи для мореплавания.

— Статья 4 Соглашения между правительствами СССР и США о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним.

Инцидент с 12-кратным облетом “Дональда Кука” можно рассматривать как боевое маневрирование с целью демонстрации своего неудовольствия присутствием американского корабля в Черном море и вежливого предостережения янки от совершения каких-либо резких движений в условиях нарастающего внутриукраинского конфликта.

Технические характеристики, малоизвестные факты, а также истинные причины болезненной реакции Вашингтона на «очень опасное сближение» Су-24 с американским эсминцем - в материале «Русской Весны».

13 апреля представители главного военного ведомства США обвинили российских летчиков в имитации атак на эсминец «Дональд Кук» в Балтийском море и обнародовали фото и видеоматериалы, на которых был зафиксирован пролет Су-24 военно-космических сил РФ на малой высоте вблизи от американского эсминца.

При этом один из высокопоставленных сотрудников Пентагона Стив Уоррен назвал действия российских летчиков «провокационными и непрофессиональными». Комментарии были также сделаны в Белом доме, где данный «инцидент» был назван «не соответствующим нормам поведения военных».

Последовала и реакция со стороны Госдепартамента США. «Госсекретарь зафиксировал наш решительный протест в отношении небезопасных маневров, которые совершил российский военный самолет над кораблем ВМС США „Дональд Кук“ в Балтийском море», - заявил официальный представитель Госдепа США Джон Кирби на брифинге для представителей прессы 14 апреля .

На следующий день, 15 апреля, глава внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов Джон Керри заявил журналистам, что Пентагон мог дать команду сбить российские бомбардировщики СУ-24.

«Мы осуждаем подобное поведение… Это безрассудно. Это провокационно. И это опасно. И согласно правилам применения вооруженной силы, (российские бомбардировщики) могли быть сбиты», - сообщил журналистам Керри.

При этом, говоря о «провокационном поведении» российских самолетов, Керри не стал пояснять, почему, несмотря на «наличие оснований» для открытия огня, американские военные все же отказались от применения силы.

На этот вопрос в интервью «Navy Times» ответил бывший командир одного из военных судов военно-морского флота США Рик Хоффман , по словам которого в ситуации, когда Соединенные Штаты не находятся в состоянии войны, капитан должен действовать на основании собственной оценки той или иной ситуации.

«В том случае, если вы видите приближающийся самолет и можете его идентифицировать, если вы видите, что он не вооружен, и если вы не видите никаких признаков… указывающих на то, что на корабль направлена ракета, то ничего делать не надо», - прямо заявляет бывший военный, добавляя при этом, что «нельзя убивать людей просто потому, что они вас раздражают».

Согласно комментариям американских военных, в период с 10 по 12 апреля 2016 года российские Су-24 находились «в опасной близости» от «Дональда Кука» несколько раз.

Американцы вынуждены были признать, что ни в одном из случаев бомбардировщики не имели ни бомбардировочного, ни ракетного оружия, однако капитан «Дональда Кука» Чарльз Хемптон заявил, что российские бомбардировщики «симулировали атаку» на корабль.

«Наш корабль разработан так, чтобы обнаруживать и отслеживать подобные контакты, подобные самолеты, с расстояния в несколько сотен миль. Это соответствует нашей подготовке и нашим сценариям, которые мы практикуем на регулярной основе. Мы отслеживали самолеты в течение длительного времени. Мы следили за обоими на расстоянии 100 морских миль. ВМС США продолжит работать, продолжит работать с сотрудниками и партнерами и планировать мероприятия в море и, делая это, мы не уступим пространство», - заявил командир корабля.


На фото: капитан эсминца «Дональд Кук» Чарльз Хемптон

Кроме того, по данным Пентагона, 11 апреля к эсминцу на низкой высоте приближался также российский военный вертолет-Ка-27, с которого, как предполагают американцы, производилась фотосъемка судна.

Позиция России

Со своей стороны, в Министерстве обороны России не согласились с американской оценкой действий российских военных летчиков и выразили недоумение в связи с болезненной реакцией Вашингтона на рутинный инцидент.

Так, официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков заявил , что «обнаружив корабль в зоне визуальной видимости, российские летчики совершили отворот от него с соблюдением всех мер безопасности».

По его словам, «13 апреля экипажи самолетов Су-24 ВКС России выполняли плановые учебно-тренировочные полеты над нейтральными водами Балтийского моря.

Маршрут полета российских самолетов проходил через район, где находился эсминец ВМС США „Дональд Кук“, примерно в 70 км от российской военно-морской базы».

Представитель российского оборонного ведомства отметил, что командованию вооруженными силами «откровенно говоря, непонятна причина такой болезненной реакции наших американских коллег» и что, «находясь в оперативной близости от российской военно-морской базы Балтийского флота, принцип свободы судоходства эсминца ВМС США вовсе не отменяет принцип свободы воздухоплавания российских воздушных судов».

По его словам, «все полеты самолетов российских военно-космических сил выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами».

Член комитета по международным делам Совета Федерации Игорь Морозов , комментируя действия военных и реакцию на них американской администрации, заявил, что если бы США действительно сбили российские Су-24, пролетевшие вблизи американского военного корабля «Дональд Кук», на это последовал бы жесткий ответ.

В частности, в ответ на высказывание государственного секретаря Джона Керри о возможности применить оружия против наших самолетов, он сказал, что «они (американцы) должны знать, что „Дональд Кук“ подошел к нашим границам и может уже от них не отойти».

При этом российский политик выразил предположение, что военно-политическое руководство США до сих пор не может понять, что эпоха доминирования Вашингтона на международной арене уже закончилась. Он добавил, что в условиях многополярного мира необходимо уметь идти на компромиссы и в качестве положительного примера умения договариваться привел взаимодействие Соединенных Штатов и России в ходе проведения военной операции в Сирии.

Мнение сенатора подтвердил председатель комитета Государственной думы по обороне адмирал Владимир Комоедов , который, также комментируя ситуацию с «Дональдом Куком», выразил уверенность в том, что российские самолеты не имели на борту вооружения, а следовательно не могли имитировать атаку.

Согласно мнению парламентария, летчики не нарушили никаких международных норм, так как «на подвеске российских самолетов не было ни бомб, ни ракет, а на многочисленных видеороликах, размещенных американскими же матросами в интернете, видно, что самолеты не выполняют никаких пилотажных фигур над американским кораблем».

Он отметил, что «плановые учебно-тренировочные полеты над нейтральными водами Балтийского моря проходили в непосредственной близости от российской военно-морской базы и мест дислокации российских ВВС», а «вот что делали там американцы, мне непонятно».

Фото Reuters

Вчера стали известны подробности инцидента в Балтийском море. По заявлению Пентагона, подкрепленного фото- и видеоматериалами, российские бомбардировщики Су-24 в компании с палубным вертолетом Ка-27 в течение двух дней, опасно маневрируя на предельно малых высотах и периодически имитируя выходы в атаку, совершали облеты американского эсминца «Дональд Кук», принимающего участие в маневрах вместе с польскими Военно-морскими силами. Европейское командование уже выказало глубокую озабоченность «непрофессиональными маневрами российских самолетов». Обеспокоенность по поводу инцидента выразили и в Белом доме. При этом отмечается, что попытки связаться с пилотами на английском и русском языках оказались безуспешными.

Зато оперативно отреагировало Минобороны России. Официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков дал понять, что очень удивлен «болезненной реакцией американских коллег». По его словам, облетая находящийся в нейтральных водах американский миноносец, экипажи российских бомбардировщиков действовали с максимальной предосторожностью. «Обнаружив корабль в зоне визуальной видимости, - уточнил генерал, – летчики совершили от него отворот с соблюдением всех мер безопасности».

В общем, между двумя великими ядерными державами состоялся очередной обмен любезностями, характерный для наступившего ледникового периода холодной войны. Но если объективно, наши летали вокруг «Дональда Кука» действительно лихо, при этом высота полетов составляла не более 30 м. Однажды Су-24 прошел даже ниже корабельных надстроек – настолько, что от реактивных струй поднялось волнение, утверждает американский наблюдатель.

С приходом в Минобороны Сергея Шойгу российская авиация наконец-то стала регулярно подниматься в воздух, а после присоединения Крыма – как бы к этому историческому эпизоду ни относились! – обозначилась и некоторая государственная воля. Кстати, у эсминца «Дональд Кук» уже была возможность почувствовать ее на своей металлической шкуре.

В советские времена американский флот очень редко – все случаи можно пересчитать по пальцам – решался заглядывать в Черное море. А вот с появлением независимой Украины вообще перестал вылезать из этих вод, весьма значимых в оборонном смысле для России. Во-первых, появилось больше правовых оснований для постоянного присутствия. Во-вторых, считалось, что у Москвы нет военных аргументов, чтобы серьезно возражать.

По крайней мере экипаж все того же эскадренного миноносца «Дональд Кук», объявившегося ровно два года назад (10 апреля 2014 года) в нейтральных водах Черного моря, чувствовал себя хозяином положения. Новейшая боевая информационно-управляющая система «Иджис», позволяющая одновременно сопровождать сотни целей, и почти сотня крылатых ракет «Томагавк» в ядерном и обычном снаряжении, с дальностью пуска до 2500 км – это был, безусловно, сильнейший аргумент. Поэтому появление невооруженного Су-24 поначалу не произвело особого впечатления. Но ровно до того момента, пока экипаж бомбардировщика не включил комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибины»: «Дональд Кук» тут же ослеп и оглох – проще говоря, превратился в кусок плавающего железа, с которым можно было сделать все что угодно. А Су-24 сымитировал 12 заходов в атаку и лег на обратный курс.

Как потом стало известно, в результате встречи с российским Су-24 весь экипаж «Дональда Кука» был деморализован, а 27 американских моряков сразу же написали рапорты на увольнение с флота. Естественно, с берегов Потомака в адрес России моментально последовало обвинение в «нарушении собственных традиций и международных договоров». Но вот что примечательно: прежде на все настоятельные просьбы Москвы «не превращать Черное море в очередной натовский полигон» американцы ровным счетом никак не реагировали, а вот «Хибины» почему-то подействовали сразу же...

Но уроки, видимо, надо еще и закреплять. В ответ на протесты американской стороны в связи с последним инцидентом на Балтике генерал Игорь Конашенков отметил, что эсминец ВМС США «Дональд Кук» находился хоть и в нейтральных водах, но все-таки в 70 км от главной военно-морской базы Балтийского флота (г. Балтийск) – то есть на дальности применения бортового оружия. Причем с огромным запасом. Так что наша реакция не была столь уж необоснованной. К тому же «принцип свободы судоходства эсминца США вовсе не отменяет принцип свободы воздухоплавания российских воздушных судов», – отметил официальный представитель Министерства обороны России.

Кстати, совсем недавно в том же районе, над Балтикой, нашим Су-27 пришлось отгонять натовские истребители, пристроившиеся к самолету Сергея Шойгу, на борту которого находилась одна из ядерных кнопок, положенных министру обороны по должности. Тогда все обошлось. И все-таки военным лучше держаться друг от друга подальше. От международных контактов с применением кораблей и боевой авиации ничего хорошего не предвидится.


Причины несовершенства отечественных ПТУР

У нас до сих пор нет противотанковых ракет третьего поколения
……
СРАВНИВАЯ МИ-28 И АПАЧ

Рассмотрим боевые возможности вертолета Ми-28Н, которые определяются радиоэлектронной начинкой. От нее зависит эффективность ведения разведки и управления оружием.
Принятие на вооружение любого образца должно сопровождаться оценкой его эффективности и сравнением боевых возможностей с аналогом противника. Попробуем проделать такое сравнение применительно к Ми-28Н и АН-64 Апач.
Вертолет Ми-28Н предназначен для поражения наземных и воздушных целей. Особого внимания заслуживает анализ процесса поражения бронетехники с помощью ПТУР Штурм-СМ. В данной ситуации использование системы наведения по лазерному лучу ракеты крайне опасно, так как суммарное время визуального поиска наземной цели и управления ракетой значительно больше, чем время реакции современных средств войсковой ПВО противника.
Под временем реакции понимается время от обнаружения вертолета до схода зенитной ракеты с пусковой установки, которое для зенитного ракетно-пушечного комплекса малой дальности составляет 4–10 с. Наибольшей опасности Ми-28Н подвержен при стрельбе на дальности 6 км, что требует увеличения высоты полета для обеспечения надежного визуального контакта с объектом поражения. При цене вертолета, равной цене трех-четырех Абрамсов, ракета Штурм-СМ в условиях зарубежных средств войсковой ПВО не решит проблему поражения целей с учетом критерия эффективность–стоимость
С учетом дальности стрельбы 6 км для ракеты Штурм-СМ, время выполнения боевой задачи всегда будет превышать время реакции войсковой ПВО, что будет приводить к поражению Ми-28Н. Принимая во внимание, что при создании ракеты Штурм-СМ не отрабатывался вариант поражения танка М1А2 SEP, оснащенного САЗ, сложно полагать о серьезных показателях эффективности поражения Абрамсов.
Главным недостатком Ми-28Н является устаревшее вооружение, не способное поражать цели без захода в зону войсковой ПВО противника. Эти вертолеты в рядах армейской авиации вряд ли позволят внести заметный вклад в авиационную поддержку Сухопутных войск. Это относится ко всем вертолетам Ми с ракетами Штурм-СМ.
БРЭО вертолета Апач Лонгбоу и головка самонаведения (ГСН) ракеты Хеллфайр разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. ПТУР Хеллфайр постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114L) с использованием радиолокационной ГСН. При создании комплекса ПТРК Лонгбоу преследовалось значительное сокращение времени нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять залповый пуск ракет по скоплению бронетехники. “