Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Т–80 оказался полной катастрофой. Т–80 оказался полной катастрофой Объем бака танка т 80


С начала прошлого века и до конца 50-х годов конструкторы бронетехники исходили из разделения танков на тяжелые, средние и легкие. Но со временем на смену легким танкам пришли БТРы и БМП. А производство тяжелых танков, страдавшие недостаточной маневренностью, постепенно было прекращено.

Общая информация

  • классификация - основной боевой танк;
  • вес танка Т-80 в тоннах- 42;
  • компоновочная схема - классическая;
  • экипаж - 3 человека;
  • годы эксплуатации - с 1976 года;
  • модификации - есть (для отдельного изучения);
  • количество выпущенных - более 10 тысяч штук.

в этом году в СССР основной боевой машиной стал Т-80

Средние танки, переняв их лучшие черты, стали основными для бронетанковых войск. Или основными боевыми танками (ОБТ по иностранной классификации). В 1976 году такой боевой машиной стал Т-80.

Исторический экскурс


60-е и 70-е годы прошлого столетия для советского танкостроения ознаменовались двумя главными направлениями работы. Борьбой за живучесть боевой машины и созданием более мощного двигателя, который обеспечивал бы и скорость, и маневренность. Прежде чем добиться результата было пройдено несколько этапов:

  • 1964 г. - решение ЦК КПСС о создании нового танка, главными характеристиками которого должны стать - запас хода не менее 450 км и мощность двигателя - 1000 л.с. Дизельный двигатель для достижения такой мощности нуждался в увеличении системы охлаждения и, соответственно, к увеличению габаритов танка;
  • Начало 60-х - создание на Харьковском заводе танка Т-64 (700 л.с.). Танк - в целом неудачный, двигатель взят на вооружение Кировским заводом в Ленинграде;
  • 1968-1974 гг . - проходят испытания объекта 219 (в последствии Т-80);
  • 1973 г. - начало серийного производства танка Т-72 «Урал» (840 л.с.) на нижнетагильском Уралвагонзаводе;

  • 1976 г. первый в мире танк с газотурбинным двигателем Т-80 (1000 л.с.) принят на вооружение в Советской Армии;
  • 1978 г. появляются модификации танка -Т-80Б и Т-80 БК;
  • 1985 г. стала серийно использоваться система дистанционной защиты от снарядов. В этом же году создаются еще две модификации - Т-80 БВ и Т −80 УМ-1.

Трем, разработанным почти одновременно, моделям среднего танка, была уготована разная судьба. Производство Т-64, как не очень удачного, прекратилось. Танк Т-72 (неофициальное название - «коммерческий»), оставаясь на вооружении в некоторых частях и соединениях СА, с 1976 г. стал массово экспортироваться как в страны Варшавского Договора, так и ряд других (в Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию, Югославию). Некоторым странам были проданы лицензии на производство танка «Урал».

Десятки, а то и сотни параметров, характеристик, дающих оценку техническому и боевому уровню танка можно разделены на три группы. А именно: броневая защита, огневая мощь, маневренность как на марше, так и на поле боя. Это и основные параметры ТТХ танка Т-80, и главная забота создателей машины.

Технические характеристики танка Т-80 (ТТХ)

Броневая защита

Огневая мощь

Маневренность

Конструктивные особенности

Инженеры, техники, конструкторы танка Т-80 смогли наконец создать первый в мире успешный газотурбинный двигатель (ГТД). Ведь разработки начались практически после Великой отечественной войны.

Поставленный на серийное производство двигатель стал более экономичным и всеядным (работает на любом топливе от дизельного до авиационного керосина). Система очистки воздуха от пыли удерживает до 97% пылевых частиц. Отсутствие такой системы и было главным недостатком предыдущих моделей ГТД.


Наряду с серийным применением газотурбинного двигателя, создатели танка Т-80 и его модификаций, внесли огромный вклад в разработку и внедрение беспрецедентной системы защиты от различных видов противотанковых средств, что многократно улучшило ТТХ танка Т-80. В первую очередь, это многослойная металлокерамическая броня и динамическая защита.

Динамическая защита (ДЗ)- разновидность дополнительной защиты танков и другой бронетехники. Она представляет собой металлические контейнеры, наполненные небольшим количеством взрывчатого вещества и прикрепленные к основной броне. Принцип действия такой защиты в направленном взрыве, который разрушает кумулятивную струю противотанковой ракеты или артиллерийского снаряда.

Контакт-1

динамическая защита которую стали устанавливать в 1985 году на танк Т-80

Разработка ДЗ началась еще в годы Великой отечественной войны. Но на стадии завершающих испытаний система оказалась в начале 80-х гг. В 1985 году динамическую защиту, получившую название «Контакт-1», стали серийно устанавливать на различные виды боевой техники, в том числе и на танк Т-80 (модификация Т-80Б).

Вероятность поражения танка, оснащенного новой защитой, уменьшилась почти в 2 раза. Но только от кумулятивного снаряда. Появление в 1986 г. второго поколения динамической защиты «Контакт-5» обеспечило частичную защиту (в 1,2 раза) танка от бронебойных подкалиберных снарядов. Элементы ДЗ первого и второго поколения взаимозаменяемые.

Модификации танка Т-80

За те годы, когда Т-80 оставался основным боевым танком советских и российских Вооруженных сил, его отдельные узлы и агрегаты получили не один десяток поправок и новшеств. Технические характеристики танка Т-80 существенно улучшились. Были применены и серьезные изменения, позволившие говорить о создании новых модификаций боевой машины. Не вдаваясь в особенности всех моделей семейства Т-80, динамику развития танка можно проследить на трех из них.

Модификация

Боевая машина Т-80 Т-80Б Т-80УМ-1 «Барс»
Завод производитель Кировский завод г. Ленинград
Принят на вооружение 1976 г. 1978 г. 1997 г.
Вес танка Т-80 42 т 42,5 т 47 т
Наличие и тип защиты
Динамичная Нет «Контакт-1» «Контакт -5»
Активная Нет Нет «Арена»
КОЭП Нет Нет «Штора -1»
Броня Литая и накатанная комбинированная
Вооружение
Пушка/калибр 2А46-1/125 мм 2А46-1/125 мм 2А46М/125 мм
Дальность стрельбы (м) 0…5000
Боекомплект 38 40 45
Пулемет 1х12,7 мм 1х7,62 мм
Силовая установка
Тип двигателя Газотурбинный
Мощность двигателя л.с. 1000 1100 1250
Макс. скорость по шоссе 65 70 70
Расход топлива (л/км) 3,7
Запас хода макс. (км) 350

К сожалению, в таблице невозможно отразить все ТТХ танка Т-80 и его конструктивные особенности, которые вносились в очередные модификации боевой машины. Но на самых важных из них остановиться необходимо:

  • модель Т-80 УК - командирский, с дополнительной радиостанцией и навигационной системой;
  • модель Т-80 УД была оснащена дизельным двигателем и предназначалась для экспорта;
  • большинство модификаций с конца 70-х годов комплектуются управляемыми оружейными комплексами «Кобра» и «Рефлекс». Проще говоря - это ракеты, пуски которых производятся из штатной пушки. Целями являются вертолеты, танки, ДОТы.

  • через несколько лет после начала серийного производства Т-80, постепенно все модели стали оснащать автоматическими системами управления работой двигателя. Она выбирает наиболее экономичный вариант движения, способствует сокращению расхода топлива;
  • последняя из модификаций «восьмидесятки», Т-80УМ-1 «Барс» оснащена более совершенной системой управления огнем. Она определяет дальность до цели, ее скорость, вносит данные о ветре и температуре, и с учетом скорости самого танка выдает прицельные данные. Специалисты высоко оценивают ТТХ Т-80У;
  • не забывают разработчики новых моделей и о комфорте экипажа. На «Барсе» создана удачная система кондиционирования.

Отдельно надо остановиться на результатах работы по дальнейшему совершенствованию системы защиты и обеспечения живучести танка. Речь идет об оснащении Т-80УМ-1 комплексом активной защиты «Арена» и КОЭП «Штора-1».

Комплекс активной защита «Арена»- система направленных мини взрывов, уничтожающих артиллерийские кумулятивные снаряды и ПТУРы на подлете к танку. Она состоит из бортовой РЛС, контролирующей пространство вокруг боевой машины и 26 узконаправленных быстродействующих снарядов.

Броня крепка…

Основные этапы совершенствования характеристик танка Т-80 и создания его новых модификаций проходили в сложный для страны, армии, оборонно-промышленного комплекса период. Развал СССР привел к нарушениям экономических и производственных связей.

Взять хотя бы тесно взаимосвязанную работу харьковских и ленинградских танкостроителей. А развал Вооруженных сил и не лучшее использование бронетехники в конфликтах на постсоветском пространстве. А отсутствие финансирования различных КБ и НИИ. Можно долго продолжать…Но, честь и хвала тем, кто смог сохранить основной боевой танк и даже усовершенствовать его.

9 мая 2015 года на параде Победы был представлен новый танк Т-14 «Армата». Но это уже другая история.

Т-80 – это основной боевой танк советского производства. Он является первым в мире танком, который оснастили единой силовой газотурбинной установкой. Состоял на вооружении Советской Армии с 1976 года. Первые серийные образцы, которые были созданы на основе Т-64 в СКБ-2, были выпущены в Кировском заводе в Ленинграде. Имеются в составе Вооруженных сил таких государств, как Южная Корея, Украина, Россия и других. Модификация Т-80У изготовлялась на заводе «Омсктрансмаш», а Т-80УД на харьковском заводе имени Малышева. В свою очередь, у Т-80УД также имеются модификации – украинские БМ «Оплот» и Т-84.

1. Фотографии

2. Видео

3. История

Дебютный «кировский» газотурбинный танк нового поколения, получивший обозначение «объект 219 сп 1», был произведен в 1969 году и внешне был похож на опытный газотурбинный танк Т-64Т, изготовленный в Харькове. Машину оборудовали разработанным в НПО им. В.Я. Климова, двигателем ГТД-1000Т. Разработка с обозначением «объект 219 сп 1» отличалась от прототипа-предшественника значительными изменениями ходовой части. В частности, были разработаны поддерживающие и опорные катки, новые направляющие и ведущие колеса, гидравлические амортизаторы, гусеницы с беговыми обрезиненными дорожками и торсионные валы с усовершенствованными характеристиками. Также видоизменилась форма башни. С Т-64А этот танк объединяли боеприпасы, пушка, механизм заряжения (не такой, который имеется на Т-72 и его модификациях), бронезащита, а также отдельные системы и узлы.

4. Тактико-технические характеристики

4.1 Размеры

  • Длина корпуса, мм: Т-80 – 6780; 6982; Т-80У – 7012; Т-80УД — 7020
  • Длина с пушкой вперёд, мм: Т-80 – 9656; Т-80Б (Т-80БВ) – 9651; Т-80У – 9556; Т-80УД — 9664
  • Ширина корпуса, мм: Т-80 – 3525; Т-80Б (Т-80БВ) – 3582; Т-80У – 3603; Т-80УД — 3755
  • Высота по крышу башни, мм: Т-80 – 2300; Т-80Б (Т-80БВ) – 2219; Т-80У, Т-80УД — 2215
  • Клиренс, мм: Т-80, Т-80Б (Т-80БВ), Т-80У – 451; Т-80УД – 529.

4.2 Бронирование

  • Тип брони: противоснарядная, литая и катаная комбинированная и стальная
  • Динамическая защита: Т-80У, Т-80УД – Контакт-5
  • Активная защита: Т-80УД — «Штора».

4.3 Вооружение

  • Марка пушки: Т-80 — 2А46-1; Т-80Б (Т-80БВ) – 2А46-2/2А46М-1; Т-80У – 2А46М-1/2А46М-4; Т-80УД – 2А46М-1
  • Тип пушки: гладкоствольная пушка
  • Калибр пушки: 125 мм
  • Длина ствола, калибров: 48
  • Боекомплект пушки: Т-80 – 40; Т-80Б (Т-80БВ) – 38; Т-80У, Т-80УД — 45
  • Углы ВН, град.: −5…+14°
  • Дальность стрельбы, км: ПТУР: 5,0, БОПС: 3,7
  • Прицелы: ночной перископический ТПН-3-49, оптический прицел-дальномер ТПД-2-49
  • Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ, 1 × 12,7-мм НСВТ
  • Управляемое вооружение: Т-80Б (Т-80БВ) — 9К112-1 «Кобра» / 9К119 «Рефлекс»; Т-80У — 9К119 «Рефлекс» / 9К119М «Рефлекс-М»; Т-80УД — 9К119 «Рефлекс».

4.4 Подвижность

  • Марка и тип двигателя: Т-80 — ГТД-1000Т (газотурбинный); Т-80Б (Т-80БВ) — ГТД-1000ТФ (газотурбинный); Т-80У — ГТД-1000ТФ/ГТД-1250 (газотурбинный); Т-80УД – 6ТД (дизельный)
  • Мощность двигателя, л. с.: Т-80, Т-80УД: 1000; Т-80Б (Т-80БВ): 1100; Т-80У – 1100/1250
  • Скорость по шоссе, км/ч: Т-80, Т-80Б (Т-80БВ), Т-80У – 70; Т-80УД — 60
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: Т-80 – 50; Т-80У — 60
  • Запас хода по шоссе, км: Т-80, Т-80Б (Т-80БВ) – 500; Т-80У – 450; Т-80УД — 560
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 250
  • Удельная мощность, л. с./т: Т-80 — 23,8; Т-80Б (Т-80БВ) — 25,8 (25,17); Т-80У — 21,74/27,2; Т-80УД — 21,7
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: Т-80 — 0,83; Т-80Б (Т-80БВ) — 0,865; Т-80У — 0,93; Т- 80УД — 0,924
  • Преодолеваемый подъём, град.: 32°
  • Преодолеваемая стенка, м: 1,0
  • Преодолеваемый ров, м: 2,85
  • Преодолеваемый брод, м: 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой; 5,0 с ОПВТ).

4.5 Остальные параметры

  • Боевая масса, т: Т-80 – 42; Т-80Б (Т-80БВ) — 42,5 (43,7); Т-80У, Т-80УД – 46
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 3.

5. Модификации

  • 219 сп 1 — модификация Т-64А с внедренным газотурбинным двигателем ГТД-1000Т
  • 219 сп 2 — предсерийный образец с новой ходовой частью
  • 219 сп 2 — основной боевой танк Т-80.
  • 219А — опытный основной танк Т-80А. Разработка проводилась одновременно с «Объектом 478». Впоследствии был дополнен навесной динамической защитой.
  • 219АС — основной боевой танк Т-80У. Оборудован пушкой 2А46М-1; системой запуска дымовых гранат 902Б «Туча»; ППО 3ЭЦ13 «Иней»; комбинированной броней с динамической встроенной защитой; комплексом управления оружием 1А45 «Иртыш» (электронный БВ, ПРНК ТПН-4С, лазерный прицел-дальномер 1Г46, ночной комбинированный прицел ТПН-4 «Буран-ПА», стабилизатор 2Э42) и КУВ 9К119 «Рефлекс». Впоследствии использовались двигатели КУВ 9К119М «Инвар» и ГТД-1250
  • 630А — основной танк Т-80УК. Командирский вариант Т-80У. Оборудован тепловизором «Агава-2»; радиостанциями Р-163К и Р-163У, системой «Штора-1», навигационной системой ТНА-4, усовершенствованным датчиком параметров атмосферы, автономной энергоустановкой АБ-1-П28, системой дистанционного подрыва ОФ-снарядов
  • Т-80УЕ — вариант Т-80УМ, предназначенный для Греции; оборудован усовершенствованными органами управления и гидрообъемной передачей
  • 219АМ-1 — основной танк Т-80УА. Усовершенствованный вариант Т-80У.
  • 219АС-М — основной танк Т-80УМ. Усовершенствованный вариант Т-80У, оборудован: радиопоглощающим покрытием, радиостанцией Р-163-50У, тепловизором «Агава-2»
  • 219АС-М1 — основной танк Т-80УМ1 «Барс». Вариант Т-80УМ, оборудованный двигателем ГТД-1250Г, пушкой 2А46М-4, комплексом активной защиты «Арена-Э», ТВН-5, Р-163УП, «Штора-1», Р-163-50У, системой кондиционирования воздуха, «Велиж»
  • 640 — основной опытный боевой танк Т-80УМ2
  • 291 – оборудован силовой вспомогательной установкой ГТА-18, противопожарным оборудованием ППО «ИНЕЙ», ночным прибором механика водителя ТВН-5 «Манго», тепловизионным прицелом «Агава-2», пушкой 2А46М-4 калибра 125-мм, КУО 1А45М (ИУС 1В558, СТВ-2Э42М, ПДПН-1Г46М) и новый отвал для самоокапывания, включённый в схему защиты. Также использовано радиопоглощающее покрытие РПЗ-86М. Сначала на танк был установлен тепловизионный прицел «Прогресс-2» (Т01-П05), а впоследствии Т01-К05 «Буран-М». Механизм заряжания был приспособлен для размещения снарядов БПС длиной 750 мм
  • 219Р — основной боевой танк Т-80Б. Оборудован пушкой 2А46-2, системой запуска дымовых гранат 902А «Туча», КУВ 9К112-1 «Кобра» и СУО 1А33 (в нее входят БВ 1В517, стабилизатор 2Э26М, комплект датчиков, блок разрешения выстрела 1Г43, лазерный прицел-дальномер 1Г42). Усилилось бронирование башни. Впоследствии оборудовался двигателем ГТД-1000ТФ, башней, унифицированной с Т-64Б и пушкой 2А46М-1
  • 219РВ - основной боевой танк Т-80БВ. Т-80Б, оборудованный динамической навесной защитой «Контакт»
  • 219АС-1 — основной танк Т-80УЕ-1. Усовершенствованный Т-80БВ. Оборудован модернизированной СУО 1А45-1 и башней от списанных Т-80УД. Кроме этого, установлено еще несколько обновлений
  • 219М — усовершенствованный Т-80БВ
  • 219РД — опытная модификация Т-80Б, оборудованная дизельным двигателем А-53-2 (2В-16-2)
  • 219Е — опытная модификация Т-80Б, оборудованная комплексом электро-оптической активной защиты от высокоточного оружия «Штора-1»
  • 630 — основной танк Т-80БК. Командирский вариант Т-80Б, оборудованный дополнительной установкой радио- и навигационной аппаратуры
  • 644 — опытная модификация Т-80, оборудованная дизельным двигателем В-46-6
  • 478 — опытный основной танк. Шасси Т-80, башня «Объекта 476», дизельный двигатель 6ТД
  • 478М - проект основного танка. Усовершенствованный «Объект 478». Оборудован дизельным двигателем 12ЧН и комплексом активной защиты «Шатер»
  • 478Б — основной танк Т-80УД «Берёза». Оборудован зенитной пулемётной установкой с дистанционным управлением; дизельный двигатель 6ТД и навесной ДЗ. Затем – встроенной ДЗ.
  • 478БК - опытная модификация Т-80УД, оборудованная сварной башней.
  • 478Д — опытный основной танк на основе Т-80УД, оборудованный системой управления ракетным вооружением «Айнет»
  • 478ДУ — украинский опытный основной танк на основе объекта 478Д с усовершенствованной ходовой частью. Разработан в Украине.
  • 478ДУ1 — вариант Т-80УД на экспорт. Разработан в Украине
  • 478ДУ2 — основной танк Т-84. Модернизированный Т-80УД, оборудованный новой ДЗ и системой «Штора-1». Разработан в Украине
  • Т-84-120 «Ятаган» — вариант Т-84 на экспорт в Турцию, оборудован двигателем 6ТД-2, пушкой калибра 120 мм, встроенной ДЗ «Нож» и сварной башней с АЗ в кормовой нише. Разработан в Украине
  • 478ДУ9 — основной танк Т-84У. Модернизированный Т-84. Разработан в Украине
  • 478ДУ10 — основной танк БМ «Оплот». Модернизированный Т-84У. Разработан в Украине
  • 478ДУ3 — модернизированный Т-80УД. Разработан в Украине
  • 478ДУ4 — модернизированный Т-80УД, оборудованный улучшенной коробкой переключения передач Разработан в Украине
  • 478ДУ5 — модернизированный Т-80УД, оборудованный кондиционером. Разработан в Украине
  • 478ДУ6 - модернизированный Т-80УД. Разработан в Украине
  • 478ДУ7 - модернизированный Т-80УД. Разработан в Украине
  • 478ДУ8 - модернизированный Т-80УД. Разработан в Украине.

6. Машины на базе танка

  • Ладога — транспортное средство с высокой степенью защиты
  • БРЭМ-80У — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
  • Мста-С — самоходная артустановка
  • Пион — самоходная артустановка
  • С-300В — ЗРК
  • СПМ — пожарная спецмашина
  • ПТС-4 — плавающий транспортёр

7. На вооружении

  • СССР – поступили на вооружение к государствам, образовавшимся после 1991 года
  • Россия – Армия России по состоянию на 2013 год распоряжается 4000 Т-80У и Т-80БВ. 3000 машин находится на хранении. Отказаться от танков планируется к 2015 году
  • Береговые войска Военно-Морского Флота РФ – по состоянию на 2013 год 160 танков Т-72, Т-55М и Т-80
  • Ангола – неопределенное количество Т-80
  • Белоруссия — 69 Т-80Б
  • Великобритания — некоторое количество Т-80У, приобретенное неоткрытым образом для стратегических исследований
  • Египет — 20 Т-80У и 14 Т-80УК
  • Йемен — 66 Т-80
  • Кипр — 82 Т-80У
  • Республика Корея — 80 Т-80У
  • Пакистан — 320 Т-80УД
  • США — 4 Т-80УД, 1 Т-80У
  • Узбекистан — неопределенное количество Т-80БВ
  • Украина — 165 Т-80 на хранении.

8. Боевое применение

  • 4 октября 1993 года шесть танков Т-80УД 12-го гвардейского танкового полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии расстреляли Белый Дом
  • В ходе первой чеченской войны штурмовали Грозный. Во время второй чеченской войны не использовались
  • В январе 2015 года Т-80Б применялись в вооруженном конфликте между войсками правительства и повстанцами-шиитами в Йемене
  • Миссия ОБСЕ в том же месяце обнаружила 10 танков Т-80 на востоке Украины, находящихся на территории, которая контролируется повстанцами.

Представляет собой дальнейшее развитие танка Т-80Б. Усовершенствования коснулись всех основных боевых и эксплуатационных свойств. Прежде всего, значительно повышена живучесть танка за счет изменения конструкции броневых преград, включения встроенной динамической защиты, некоторого увеличения массы материала, отпущенного на бронирование. Улучшены возможности ведения как дальнего, так и ближнего огневого боя благодаря использованию нового комплекса управляемого вооружения, повышению характеристик оружия и системы управления огнем. Показатели подвижности возросли вследствие применения более мощного ГТД (919 кВт), совершенствования трансмиссии и приводов управления движением.

Танк принят на вооружение в 1985 году. С 1987 года в Харькове было освоено производство модификации с дизельным двигателем, получившей индекс Т-80УД. Использование двухтактного дизельного двигателя привело к конструктивным изменениям в трансмиссии и приводах управления движением. Имеются и другие конструктивные отличия, например, в установке зенитного пулемета. Основные же характеристики остались без изменений.

С целью улучшения противоминной стойкости танка сиденье механика-водителя крепится не к днищу, а подвешивается к крыше (подбашенному листу). Слева за сиденьем установлен пиллерс, повышающий жесткость конструкции.

В боевом отделении, в отличие от танка Т-80БВ, дополнительно размещено семь выстрелов (немеханизированная боеукладка). Несколько изменилось взаимное расположение приборов вследствие введения дублированного управления огнем и использования тепловизора.

Топливные баки размещены в отделении управления, в боевом отделении и в МТО. Емкость внутренних топливных баков 1090 литров. Еще 680 литров топлива помещается в пяти наружных баках. Можно устанавливать на танк три дополнительные бочки по 200 литров каждая. Таким образом, возимый запас топлива достигает 2370 литров.

Для питания потребителей электроэнергией и подзарядки АКБ при неработающем основном двигателе, подачи электроэнергии совместно с АКБ при запуске и прокрутке основного двигателя, на танке имеется газотурбинный энергоагрегат с генератором мощностью 18 кВт. Он размещен в корме машины в бункере на левой надгусеничной полке. Пульт управления энергоагрегатом находится в отделении управления.

Основным вооружением является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка 2А46М-1 - пусковая установка.

В люльке новой конструкции для уменьшения влияния зазора между трубой и направляющими люльки на точность стрельбы смонтированы три люфтовыбирающих устройства.

Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода экипажа из танка имеется устройство встроенного контроля, состоящее из целика на дульной части ствола, длиннофокусного объектива и призмы между защитным стеклом и головкой прицел-дальномера.

Боекомплект к пушке состоит из 45-выстрелов раздельно-гильзового заряжания. В его состав входит выстрел с управляемой ракетой 9М119, имеющей кумулятивную боевую часть. Основная часть боекомплекта размещается во вращающемся транспортере механизма заряжания (28 выстрелов). Другие артвыстрелы находятся в немеханизированных укладках в корпусе и башне (семь снарядов и зарядов в отделении управления, остальные - в боевом отделении).

Комплекс управления огнем обеспечивает поиск целей и слежение за ними командиром и наводчиком, автоматический ввод поправок на отклонение условий стрельбы от нормальных, наведение и стабилизацию пушки и спаренного с ней пулемета, пуск и автоматическое наведение ракеты, целеуказание от командира. Функционально он объединяет комплекс управления пушкой и спаренным пулеметом; комплекс управляемого оружия.

В состав аппаратуры управления пушкой и спаренным пулеметом входит информационно-вычислительный дневной прицельный комплекс наводчика, стабилизатор вооружения, прицельно-наблюдательный комплекс командира и ночной прицельный комплекс наводчика.

Прицел-дальномер - прибор наведения имеет независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях и панкратическую систему увеличения от 3,6 до 12 крат. Он обеспечивает наведение и стабилизацию информационного лазерного луча, измерение и индикацию дальности до целей и выработку сигналов управления приводами пушки и башни.

Электронный баллистический вычислитель вырабатывает поправки на дальность до цели, ее фланговое движение, скорость собственно танка, отклонение температуры воздуха и заряда, износ канала ствола, атмосферное давление, боковой ветер, угол наклона оси цапф пушки.

Стабилизатор вооружения включает усовершенствованный малогабаритный электрогидравлический привод вертикального наведения пушки и электромашинный привод башни.

Ночной прицельный комплекс наводчика включает тепловизионный прицел, которым может пользоваться и командир танка с помощью своего видеосмотрового устройства, и параллелограммный привод с устройством ввода поправок в положение осветителя.

Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С обеспечивает наблюдение за полем боя, приоритетное дублированное управление пушкой и спаренным пулеметом, стрельбу из пушки днем и ночью артиллерийскими снарядами, целеуказание.

Комбинированный дневной-ночной прицел ТКН-4С командира имеет независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости. В состав прицела входят два дневных оптических канала (однократного и 7,5- кратного увеличения) и пассивно-активный ночной канал.

В качестве вспомогательного оружия танк имеет спаренный с пушкой пулемет ПКТ калибра 7,62 мм и зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм.

Комплекс управляемого вооружения 9К119 состоит из аппаратуры, установленной в танке и выстрела с управляемой ракетой. Для наведения ракеты используется полуавтоматическая система дистанционного управления по лучу лазера. Дальность стрельбы ракетой - до 5000 метров.

Корпус имеет сварную конструкцию, с большими углами наклона носовых деталей. Верхний лобовой лист - комбинированный, с углом наклона 68 градусов от вертикали. Башня литая, в лобовом секторе имеет комбинированную броневую защиту.

Динамическая защита выполнена во встроенном варианте. Такая схема обеспечивает прирост защищенности, как от кумулятивных, так и от кинетических снарядов.

Защита экипажа от поражающих факторов ОМП обеспечивается системой коллективной защиты, аналогичной системе танка Т-80БВ. В комплект машины входят индивидуальные противорадиационные жилеты. Танк оснащен быстродействующей системой ППО 3ЭЦ13 «Иней».

На танке установлен газотурбинный двигатель ГТД-1250, выполненный по трехвальной схеме, с двумя независимыми компрессорами и свободной силовой турбиной. Мощность двигателя 919 кВт (1250 л.с.). Основным топливом считается дизельное. Кроме того, разрешается использовать низкооктановые бензины, реактивные топлива. Трансмиссия имеет, по сравнению с танком Т-80БВ, некоторые отличия, обусловленные повышенной мощностью двигателя и использованием гидротормоза.

Ходовая часть такая же как у танка Т-80БВ.

Основные модификации танка Т-80

Т-80 (1976 г.) - базовый образец.

Т-80Б (1978 г.) - установлена модернизированная пушка, усовершенствованная СУО, введен КУВ, улучшены характеристики защиты. С 1980 года двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с.

Т-80БВ (1985 г.) - установлена навесная динамическая защита.

Т-80У (1985 г.) - установлена модернизированная пушка, новая СУО с дублированием от командира, введен новый комплекс управляемого оружия с наведением ракеты по лазерному лучу, газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. (или ГТД-1250 мощностью 1250 л.с.), улучшены характеристики защиты. С 1992 года на танке устанавливается тепловизор.

Т-80УД (1987 г.) - установлен дизель 6ТД мощностью 1000л.с., динамическая защита во встроенном исполнении.

Боевая и техническая характеристики танка Т-80У

Боевая масса............................ 46 т Экипаж.................................. 3 чел. Высота по крыше башни................... 2202 мм Пушка................................... 125-мм гладкоствольная - пусковая установка Боекомплект............................. 45 выстрелов Типы боеприпасов........................ БПС, ОФС, БКС, управляемая ракета Комплекс управляемого вооружения........ 9К119 Управляемая ракета...................... 9М119 с управлением по лучу лазера Дальность пуска УР...................... 100-5000 м Вероятность попадания УР................ 0,8 по цели типа танк при стрельбе с места и с ходу Дальномер............................... лазерный Стабилизатор............................ электрогидравлический по вертикали, электромеханический по горизонтали Баллистический вычислитель.............. электронный Тепловизор.............................. есть Заряжание............................... автоматическое Дублированное управление огнем.......... от командира танка Пулеметы................................ один 12,7-мм, один 7,62-мм Броневая защита......................... комбинированная Динамическая защита..................... встроенная Дымовые гранатометы..................... 8 шт. Максимальная скорость................... 70 км/ч Запас хода по шоссе..................... 400 км Двигатель............................... газотурбинный, трехвальный Мощность двигателя...................... 919 кВт (1250 л.с.) Трансмиссия............................. механическая планетарная Подвеска................................ торсионная Гусеница................................ с РМШ с обрезиненной беговой дорожкой Глубина преодолеваемой водной преграды.. 5 м (с подготовкой)

Советский основной боевой танк Т-80 стал не только первым в мире запущенным в серию танком с газотурбинной силовой установкой, но и лучшим в своё время, превзойдя самые совершенные западные образцы.

В наши дни он удивляет своей подвижностью, маневренностью, способностью эффектно прыгать с трамплинов, его лёгкость управления покорила сердца многих военнослужащих, а защита от оружия массового поражения не уступает и превосходит защиту многих современных ОБТ .

Создание

Идея замены привычного дизельного двигателя на газотурбинную силовую установку (ГТД) витала в воздухе ещё с 1948 года, когда Старостенко проектировал тяжёлый танк с таким двигателем, к ней вернулись в 1955 году Чистяков и Оглоблин, разрабатывая Объект 278, а в 1957 году появились на свет первые образцы ГТД-1 мощностью 1000 л.с.

Но все эти танки так и остались проектами, и из-за курса правительства на новое вооружение, и из-за несовершенства тогдашних турбин.

Лишь в 1963 году была выпущена газотурбинная версия Т-64Т, получившая вертолётный ГТД мощностью 700 л.с. Инженеры ожидаемо столкнулись с проблемой очистки воздуха, которая доставляет хлопоты и в наши дни.

Из-за разработки США и Германией МВТ-70 было принято решение создать новый танк, превосходящий западный образец. Указ об этом подписали 16 апреля 1968 года.

В 1969 году появился Объект 219сп1, схожий с Т-64Т, но имевший ГДТ-1000Т, развивающий 1000 л.с., Объект 219сп2 получил глубоко усовершенствованную ходовую часть и башню, а 6 июля 1976 года, через 7 лет доработки, на свет появился и был принят на вооружение ОБТ Т-80.

Конструкция и компоновка

Ещё на испытаниях Объекта 219 стало ясно, что взятый за основу Т-64 придётся серьёзно перерабатывать. Ходовая не слишком подходила для танка с возросшей массой, установка ГТД требовала изменить моторно-трансмиссионное отделение(МТО).

В итоге на Т-80 появилась оригинальная ходовая часть, а длина была увеличена из-за продольного расположения мотоблока массой 1050 кг, который включал в себя турбину, радиаторы, фильтры и т.д., также появилась новая башня.

При этом осталось много сходства с компоновкой Т-64, его боевым отделением и механизмом заряжания.

Экипаж по-прежнему остался в составе 3 человек - командира, наводчика и механика-водителя.

Корпус

Корпус сварной, имеет сильно дифференцированную защиту. Лобовой лист состоит из комбинированной металлокерамической брони и расположен под углом 65°, остальные части произведены из монолитной стальной брони.

Борта Т-80 прикрыты резинотканевыми экранами, защищающими от кумулятивных снарядов.

Изнутри, в боевом отделении, листы брони покрыты полимерным подбоем специального состава, защищающего не только от осколков, но и от гамма-излучения вместе с нейтронным.

Дополнительно имеется плита под местом механика-водителя, защищающая его от облучения на заражённой местности.

Также имеется полуавтоматическая система коллективной защиты, состоящая из прибора радиационной разведки, фильтровентиляционной установки и уплотнений корпуса и башни.

Башня

Уже 2 опытный образец получил свою башню, отличную от Т-64. Она производилась с помощью литья и имела заливаемые стержни в лобовой части, а её толщина достигала около 450 м в наиболее толстом месте.

Как и в корпусе, в башне был установлен подбой для защиты экипажа от облучения и динамическая защита.

Позже, в 1985 году, Т-80БВ получил усовершенствованную сварную башню с меньшей площадью ослабленных зон и дополнительным наполнителем.

Вооружение

Т-80 унаследовал 125 мм орудие 2А46-1 / 2А46-2 от Т-64, способное стрелять управляемыми ракетами. Кобра, Рефлекс и Инвар в зависимости от модификации. На серийных танках пушка получила термокожух.

Механизм заряжания остался прежним, с гидроэлектромеханическим приводом и расположенными в себе вертикально 28 снарядами из 45 всего. Благодаря ему скорострельность находится в районе 6-9 выстрелов в минуту.

В роли вспомогательного вооружения выступает два пулемёта. Спаренный с орудием 7,62 мм ПКТ с боекомплектом 1250 патронов и зенитный пулемёт с ручным управлением калибром 12,7 мм НСВТ с боекомплектом 300 патронов.

Для постановки дымовых завес используются дымовые гранатомёты Туча.

Двигатель и трансмиссия

Больше всего Т-80 от других ОБТ отличает его силовая установка газотурбинного типа. Двигатель ГТД 1000Т мощностью 1000 л.с. ставился с начала производства, после чего несколько раз заменялся на более современные версии, мощностью до 1250 л.с.

Именно ГТД даёт танку как плюсы, так и минусы, временами заставляя спорить приверженцев одного из типа силовой установки.

Турбина с лёгкостью запускается при температурах от -40 до +40 градусов, при этом оперативная готовность всего 3 минуты, практически не расходует масло, обладает пониженным уровнем шума, способна работать на практически любом топливе и не глохнет при внезапном увеличении нагрузки. Приятным бонусом является лёгкая управляемость, позволяющая меньше утомляться механикам-водителям.

Самым главным недостатком является сложность фильтрации воздуха, однако, её можно считать решённой. Ещё в 70-х годах специалисты создали уникальный способ очистки с помощью пневмоударников вокруг сопла, которые созданной вибрацией стряхивали все отложения. Эффективность такого решения неоднократно была подтверждена, в том числе во время испытаний в Греции и Индии. Двигатели Т-90 , например, индийские испытания не выдержали.

Также недостатком принято считать повышенный расход топлива, однако, с появлением вспомогательного агрегата, обеспечивающего питание всех систем без запуска основного двигателя, расход заметно снизился и стал даже ниже, чем у танков с традиционной силовой установкой.

Последним минусом является стоимость, достигавшая 167000 рублей в момент появления ГТД-1000Т и снизившаяся до 100000 во время массового производства. Стоимость Т-64А всего 174000 рублей.

Обороты ГТД могут достигать 26650 оборотов в минуту, её мощность передаётся на редуктор и трансмиссию. Благодаря тому, что двигатель вместе со своими узлами и дополнительными агрегатами помещён в моноблок, время его замены составляет 5 часов, а каждой из коробок передач всего 4,5.

Для сравнения Т-72 требует на замену двигателя 24 часа, а на замену коробки передач - 10,5.

Ходовая часть

Для Т-80 создали полностью переработанную ходовую часть. По причине возросшей мощности и веса понадобились новые ведущие и направляющие колёса, опорные и поддерживающие катки тоже были заменены. Также разработали гусеницы, отличающиеся обрезиненными беговыми дорожками и применили гидроамортизаторы вместе с усовершенствованными торсионными валами.

Телескопические амортизаторы считаются основной проблемой, но при этом беспроблемно и весьма быстро заменяются при необходимости.

Многие считают ходовую Т-80 самой лучшей, превосходящей используемые на Т-72 и Т-64. Вполне вероятно, что это правда, поскольку именно гусеница Т-80 перешла на новые версии Т-72 и Т-90.

Модификации

На базе газотурбинного ОБТ было создано несколько машин, например, Ладога, Пион, Мста-С и С300-В, также танк получил множество модификаций, не прекращающихся и сейчас. Ниже будут перечислены самые значимые из них.

Т-80Б 1978 года получил новую систему управления огнём, пушки 2А46-2/2А46М-1, усиленное бронирование, башню, двигатель ГТД-100ТФ.

Т-80БВ 1985 года получил навесную динамическую защиту Контакт.

Т-80У 1985 года получил ракетный комплекс рефлекс, новую СУО Иртыш, новую броню и двигатель ГТД-1250.

Т-80АТ получил орудие 2А46М-4, встроенную динамическую защиту Кактус, новую башню с вынесенным в кормовую нишу автоматом заряжания, новую СУО, систему Айнет, комплекс спутниковой навигации и двигатель ГТД-1250Г.

Т-80УД вариант с дизельным двигателем, выведенные из состава российской армии и нашедшие применение в украинской.

Эпилог

Т-80 получился неоднозначным. С одной стороны он имел отличные характеристики и неоднократно назывался одним из лучших в мире, с другой стороны потребовалось много времени на доводку силовой установки и решение её проблем, да и высокая цена мешала массовости.

Во время боевых действий в Чечне Т-80 не смогли себя никак проявить, впрочем, это с лёгкостью объясняется неадекватным применением бронетехники без поддержки и прикрытия. Этого урока к счастью хватило, чтобы в следующих боевых конфликтах более обдуманно использовать танки.

Именно на базе Т-80 создавался Чёрный Орёл , жаль, что в итоге проект закрыли. Сейчас Т-80 остаётся в строю в количестве около 5000 и продолжает совершенствоваться.

Основной боевой танк (ОБТ) – термин, присвоенный боевой машине, способной сочетать высокую маневренность, защищенность а так же огневую мощь. Примером советского ОБТ служит тяжелый танк Т-80, который несет свою службу уже 42 года.

Это первая машина, где в качестве двигателя конструкторами была использована газотурбинная установка, опередившая свое время. По данным Западного военного округа сейчас в армии Российской Федерации находится около 4000 единиц техники. Всего было выпущено более 10000 машин разнообразнейших модификаций, в том числе 6000 танков Т-80У.

Как создавали легендарную машину

На самом деле корни создания Т-80 уходят к далеким 1942-1948 годам прошлого столетия. Именно тогда конструктор Александр Старосенко спроектировал первый танк с газотурбинным двигателем вместо стандартного дизельного двигателя. К сожалению, проект не был пущен в свет, но и забыт не был. Через семь лет в 1955 году конструкторы Чистяков и Оглоблин на ленинградском заводе имени Кирова спроектировали и выпустили «Объект 278», с двигателем ГТД-1.

Его мощность составила тысячу лошадиных сил. Данная машина, имевшая массу 53,6 т развивала не шуточную для своего веса скорость – целых 57,3 км/ч. Но снова неудача – выпущенные немного ранее версии с дизельным двигателем «Объекта» были отвергнуты Хрущевым, и танк вновь ушел в тень, на сей раз на три года.

В 1963 году вместе с новым средним танком Т-64 была сконструирована его газотурбинная версия под кодовым названием Т-64Т.

Конструкцию продолжали модифицировать до 1976. В итоге от «шестьдесят четверки» мало что осталось. Помимо двигателя была переделана ходовая часть, форма корпуса, даже башня. Конструкторы оставили только орудие, автомат заряжания и боеприпасы.

А летом 1976 года от армии СССР поступил заказ на совершенно новый основной боевой танк под названием «Т-80». Техника получилась удачной и пригодной к глубокой модификации, которая продолжалась до конца девяностых годов. Именно так начался тернистый и сложный путь нашей «восьмидесятки».

Конструкционные особенности и изменения

Хотя Т-80 был, по факту, переделанной «шестьдесят четвёркой», изменений в его конструкции предостаточно, и касается она не только двигателя. Компоновку оставили прежней – классической, экипаж состоит из трех человек. Зато механик-водитель обзавелся сразу тремя смотровыми приборами, хотя ранее располагал всего одним.

В отличии от предшественников конструкторы добавили возможность обогрева его места теплым воздухом из компрессора турбины.

Корпус у Т-80 по-прежнему был сварным. Угол наклона его лобовой детали тоже решено было не менять – он остался равен 68°. Защита экипажа дифференцирована, лобовые части корпуса техники состоят из многослойного комбинированного бронирования. Материалы – сталь вместе с керамикой. Остальная броня стальная, с разнообразными углами наклона и толщиной. Борта покрыты специальными защитными экранами, из армированной резины, данное решение позволило улучшить защиту от кумулятивных снарядов.

Внутри техники присутствует полимерный подбой, выполняющий несколько функций. При пробитии брони кинетическими снарядами, подбой уменьшает разлет осколков внутри машины, тем самым повышая защиту экипажа. Вторая функция – снижение воздействия гамма излучения. Для предотвращения облучения на радиоактивных участках местности, под сиденье механика-водителя конструкторами была установлена специальная плита. Масса танка варьируется в зависимости от модификаций – от 42 до 46 тонн.


Башня изначально у Т-80 была литая, с толщиной в 450 мм в самом толстом месте. В 1985 году была проведена замена на более современную, сварную с меньшим количеством уязвимых зон. После модернизации присутствует возможность крепления динамической защиты «Контакт-1/2» и «Кактус». Конструкторы разместили оборудование подводного вождения танка на корме башни, таким способом прикрыв отсек МТО и обеспечив ему дополнительную защиту.

Вооружение Т-80

Танк имеет в наличии 125 мм гладкоствольное орудие 2А46-1, позже 2А46-2 / 2А46М-1, способное стрелять управляемыми ракетами типа «Кобра», «Инвар», «Рефлекс-М». Дальность выстрела прямой наводкой – 4000 метров, ракеты летят до 5000 метров. Боекомплект вмещает в себя подкалиберные, осколочно-фугасные и конечно кумулятивные снаряды, с раздельно-гильзовым зарядом. Общее количество варьируется от модификаций танка (38-45 зарядов).

Механизм заряжания конструкторы тоже перенесли из Т-64А.

Карусель механизированной боевой укладки Т-80 вмещает 28 снарядов, средняя скорострельность 6-9 выстрелов. На серийных образцах пушка получила термокожух. Танк оснащен спаренным , калибр 7,62 мм. На башенке командира расположен зенитный 12,7 мм «Утес», дальность ведения огня 1500 метров по воздушным и 2000 метров по наземным целям.


В таблице приведены ТТХ различных танков типа Т-80

Тип Т-80 Т-80Б Т-80У Т-80УД
Завод-конструктор Кировский завод тяжелого танкостроения Харьковский завод тяжелого танкостроения
Танк поступил в войска 1976 1978 1986 1987
Масса техники 42 42,5 46 46
Основные размеры
Длина, (мм) 6781 6983 7013 7021
Ширина, (мм) 3526 3583 3604 3756
Высота, (мм) 2300 2220 2216 2216
Клиренс, (мм) 450 527
Наличие и тип динамической защиты машины
Динамическая броня Нет «Контакт-1» «Контакт-5» «Кактус»
Активная защита Нет «Штора»
Броня Литая, сварная, комбинированная
Вооружение Т-80
Главное орудие 2А46 2А46-2 2А46М-1 2А46М-1 2А46М-4 2А46-1
Дальность ведения стрельбы, м 0-4000
Боекомплект танка 40 38 45 45
Экипаж Т-80 3
Двигатель
Тип Газотурбинный (ГТД) Дизельный
Мощность, л.с. 1000 1110 1200 1000
Максимальная скорость по асфальту 70 60
Скорость по проселочным дорогам 40-50
Мощность двигателя 23,8 25,7 21,73 21,6
Запас топлива, л 1845
Расход топлива л/км 3,65
Подвеска Торсионная

Двигатель и трансмиссия

Главным отличием Т-80 от предшественников и современников является газотурбинный двигатель. Конструкторам пришлось увеличить длину корпуса, из-за его продольного расположения. Масса двигателя составляет 1050 килограмм, а максимальные обороты – около 26 тысяч оборотов в минуту. В моторном отделении находятся четыре бака с горючим общей емкостью 1140 литров. Главное достоинство ГТД это его многотопливность.


Двигатель успешно работает на разнообразном авиационном топливе (ТС-1/2), а также на солярке и низкооктановом бензине. Благодаря направленному назад выхлопу турбины, шумовая заметность танка заметно снизилась, что положительно сказалось на общей маскировке.

Для облегчения пуска газотурбинного двигателя на Т-80 конструкторы установили систему автоуправления работы двигателя (САУР). Это позволило повысить его износостойкость в 10 раз. Двигатель запускается в пределах от -40° до +40° по шкале Цельсия. Оперативная готовность 3 минуты, расход масла у двигателя минимален.

Трансмиссия была сильно переработана по сравнению с Т-64.

Возросшая масса и мощность заставила конструкторов заменить ведущие и направляющие колеса, поддерживающие и опорные катки. Новые гусеницы обзавелись прорезиненными дорожками. Некоторые специалисты считают телескопические амортизаторы бичом танка, но их замена не составляет труда даже в полевых условиях. Благодаря этим изменениям ходовая часть Т-80 считается лучшей в своем классе.

Сравнение с ОБТ вероятного противника

По праву главным конкурентом Т-80 является американский основной . Это вполне логично, ведь машины поступили на вооружение своих стран примерно одновременно. Американский конкурент моложе отечественного танка всего лишь на 4 года.


Интересным фактом является еще то, что обе машины оснащены газотурбинными двигателями. При этом размеры Т-80 меньше чем у М1А1. Это делает его менее заметным на поле боя. Хотя при возможностях современного высокоточного оружия это довольно спорное преимущество, ради которого конструкторам пришлось пожертвовать теплообменником двигателя.

По заявленным данным степень воздухоочистки двигателя М1А1 является стопроцентной, а у Т-80 на 1,5 % меньше. Но в условиях пустыни Абрамс почему-то сложнее эксплуатировать. Глохнет американский двигатель, из-за засоренного фильтра. Отечественный аналог прекрасно себя чувствует при любой погоде и климатических условиях.

Масса М1А1 составляет 60 тонн, запас хода 395-430 километров с максимальной скоростью 70 км/ч. Наш Т-80 может похвастаться 46 тоннами живого веса, и 355 километрами запаса хода. Это можно обусловить меньшим расходом топлива у Абрамса. Исправляется установлением дополнительных баков на корпусе Т-80, к сожалению, это не позволяет повысить потолочную скорость в 60 км/ч.

Вооружение американца немного отличается от Советского конкурента.

М1А1 оснащен 120 мм гладкоствольной пушкой, с боекомплектом 40 снарядов (против наших 45 у Т-80У). Имеется возможность вести огонь подкалиберными и кумулятивными снарядами, управляемыми ракетами. Заряд орудия проводится вручную, поэтому количество танкистов равно четырем. На башне у Абрамса установлен 12,7 мм зенитный пулемет, еще два 7,62 мм спарены с главным орудием.


Самый главный вопрос – цена. Стоимость М1А1 Абрамс составляет примерно 6 миллионов долларов. Т-80 обходится казне около двух миллионов, что дешевле.
Спорить чей основной боевой танк лучше можно до бесконечности. Плюсы и минусы есть у каждого, самое главное, чтобы они встречались только на танковых соревнованиях, листках в клеточку и виртуальном пространстве.

Как ни странно, техника, созданная для защиты рубежей советской родины в их защите участия не принимала. Ни один экземпляр Т-80 в боях за СССР не участвовал. Первое боевое применение произошло на территории Российской Федерации осенью 1993 года.

Именно «восьмидесятые» вели огонь по зданию «Белого Дома» в Москве.

А потом была Чечня. С 1995 по 1996 год танки Т-80 участвовали в боях против республики Ичкерия. Хочется отметить, что техника использовалась неадекватно, порой не по назначению.


Плохая подготовка экипажей, отсутствие динамической защиты, применение машин в городских и горных условиях привело к потерям. Командование сделало выводы и во второй Чеченской кампании Т-80 больше не использовали.

Следует сказать, что большинство танков после распада СССР осталось на территории Украины, вместе с Харьковским заводом, на котором эта техника и выпускалась.

Победы на виртуальном пространстве

Танк Т-80 ассоциируется у геймеров с противостоянием СССР – США. В большинстве игр, где эти сверхдержавы сталкиваются лбами, главной бронетанковой силой страны советов является эта машина. Новые «Free to play» игры, такие как «Armored Warfare» тоже обещают в конце ветки прокачки этот экземпляр советской техники. Он пользуется популярностью у разработчиков военных стратегий.

Т-80 стал финальным аккордом советских конструкторов, которые трудились над созданием техники 10 лет.

В 2015 году правительство Российской Федерации решило заменить данную модель техники на . Причина замены – бесперспективность модернизации танка.

Вместо него в войска также поступят новейшие танки «Армата». Нельзя сказать, что это конец Т-80, ведь замена будет происходить постепенно, и техника еще долго прослужит своей родине. Особенно в холодных регионах России, где газотурбинный двигатель является хорошим козырем в рукаве. Все-таки для танка 42 года - самый расцвет сил, а никак не срок завершения жизненного пути.

Видео