Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Какая роль оон в разрешении международных конфликтов. Роль оон в урегулировании международных конфликтов геграева лейля хамзатовна

Международная организация объединенных наций, в миру именуемая ООН, была создана во времена второй мировой с целью укрепления мира и безопасности между государствами, а также развития их сотрудничества.

Структура ООН

Для обеспечения своей деятельности ООН имеет строгую структуру. Каждый орган в структуре организации отвечает за определенную сторону международных отношений:

  1. Совет безопасности отвечает за поддержание мира между странами и обеспечение их безопасности. Постановлениям совета безопасности вынуждены подчиняться все страны-участники ООН, хотя в его состав входит всего 15 представителей.
  2. Секретариат имеет в своем штате более 40 тысяч сотрудников. По сути все они являются международным персоналом, который обеспечивает работу ООН по всему миру.
  3. Генеральный секретарь возглавляет секретариат и избирается из числа представителей стран, не входящих в Совет безопасности.
  4. Международный суд – это орган ООН, осуществляющий судебную и юридическую деятельность организации.
  5. Экономический и социальный совет помогают реализовывать экономическое и социальное сотрудничество между странами соответственно.
  6. Специализированные учреждения утверждаются одним из вышеперечисленных органов с целью лучшего выполнения их международных обязанностей. Самыми известными среди таких организаций стали Всемирный банк, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО.

ООН и урегулирование конфликтов

Деятельность по содействию сохранения мира и безопасности между странами осуществляется в первую очередь в урегулировании международных конфликтов. ООН организует миротворческие операции по всему миру. При этом проводятся расследования причин конфликтов, ведутся переговоры, а в случае подписания соглашений о перемирии, контролируется их соблюдение всеми сторонами-участниками конфликта.

При необходимости ООН оказывает гуманитарную помощь пострадавшим во время международных конфликтов или стихийных бедствий. Она складывается не только из предоставления медикаментов, питания и предметов первой необходимости, но и из спасательной деятельности ООН.

Сравнение провозглашенного в Уставе ООН с реализованным на деле, высоких и благородных стремлений с реальными методами и способами их реализации, а также результаты и последствия многих акций ООН не могут не вызывать смешанных чувств. Обобщенный показатель эффективности деятельности ООН за 55 лет таков: в конце ХХ в. прожиточный минимум более 1,5 млрд человек составлял менее 1 доллара в день. Более 1 млрд. взрослых людей, преимущественно женщины, не умели читать и писать; 830 млн. человек страдали от недоедания; 750 млн. человек не имели доступа к надлежащему жилью или медико-санитарному обслуживанию.

Организация Объединенных Наций, безусловно, сыграла заметную роль в истории и оставит в ней более яркий след, чем ее предшественница – Лига Наций. Образно говоря, ООН сыграла роль своеобразной международной конституционной ассамблеи по согласованию норм права, ставших общими не только для отдельных людей, но и для целых государств. И в этом качестве сделано немало.

Несомненным достижением является уже само объединение всех народов и государств планеты под общим знаменем обеспечения международного мира и безопасности. Безусловным достижением является также признание принципа суверенного равенства всех государств и всеобщее обязательство не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Благодаря всемирной организации значительно сократились доля и роль тайной дипломатии, мир стал более открытым, а человечество – более информированным о происходящем в нем. Ежегодные сессии Генеральной Ассамблеи, собирающие вместе руководящих деятелей почти всех государств мира, дают каждому государству возможность обратиться к международному сообществу со своими проблемами и тревогами, а жителям планеты – своевременно узнать, что в первую очередь тревожит человечество в целом.

При активном участии ООН разработаны и приняты важные международные правовые акты, в известном смысле определившие ход мировой политики во второй половине ХХ в. Достаточно отметить, что уже первая резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 24 января 1946 г., касалась проблем мирного использования атомной энергии и ликвидации атомного и других видов оружия массового уничтожения.

Продолжая традиции Лиги Наций, ООН организовала работу своего постоянного органа – международной Конференции по разоружению в Женеве. На ней обсуждались основные идеи договоров о запрещении испытаний ядерного оружия: сначала в атмосфере, под землей и под водой (подписан в 1963 г.), а затем и над морями и океанами (1971 г.). Здесь же обсуждались основные идеи договора о нераспространении ядерного оружия, согласно которому ядерные державы обязывались не предоставлять ядерное оружие другим странам, а государства, не еще обладающие таким оружием – не разрабатывать и не производить его. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний принят ГА ООН 10 сентября и открыт для подписания с 24 сентября 1996 г., т. е. более полувека спустя после принятия первой резолюции ГА ООН о ликвидации атомного и других видов оружия массового уничтожения. В 1972 г. подписан договор о запрете на разработку, производство и хранение бактериологического оружия, а еще через 20 лет (в 1992 г.) – аналогичный документ в отношении химического оружия. В 1990 г. удалось добиться заключения договора о сокращении обычных вооруженных сил в Европе.

Человечество давно пользуется богатствами морей и океанов, но пока всего лишь малой толикой того, что они могут дать людям. Земля, реки и озера уже поделены между народами и государствами, принадлежа тем, кто живет на соответствующих территориях. Огромные богатства находятся на дне морей и океанов, являющихся международными. Как ими пользоваться и на основании какого права?

В 1958 г. государства-члены ООН подписали Конвенцию о континентальном шельфе, согласно которой шельф международно-согласованной ширины делится между всеми прибрежными государствами. В 1982 г. была заключена международная Конвенция по морскому праву. В связи с началом освоения космического пространства встал вопрос о принадлежности объектов космоса и их природных богатств. После продолжительных дискуссий в 1979 г. было подписано соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Эти соглашения и Конвенция о континентальном шельфе провозгласили космос, глубоководное морское дно и его минеральные ресурсы общим наследием человечества .

Согласно этим международным соглашениям, было установлено, что:

1) сфера общего наследия человечества не подлежит какому бы то ни было присвоению государствами, физическими и юридическими лицами;

2) при использовании ресурсов общего наследия человечества должны учитываться интересы всего международного сообщества;

3) государства обязаны следить, чтобы деятельность их организаций и отдельных лиц в районах общего наследия человечества осуществлялась в строгом соответствии с международными правилами;

4) при освоении ресурсов в данных районах должны приниматься необходимые меры по охране окружающей среды.

Другим важным полем деятельности ООН является ее содействие процессу ликвидации колониальной зависимости и обретения народами Африки, Азии и бассейнов Тихого и Атлантических океанов государственной независимости. Исключительно важную роль в этом процессе сыграла принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г. «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам» . В соответствии с ней более 60 бывших колоний получили государственную независимость и стали членами ООН. Ко дню 50-летия ООН (в 1995 г.) в мире оставались еще 17 самоуправляющихся территорий. Юбилейная сессия генеральной Ассамблеи объявила 2000 год годом конца колониализма. Определенный позитивный вклад внесла ООН и в процесс урегулирования политических и этнических конфликтов в отдельных странах.

Особенно значима роль ООН в выработке международного кодекса прав человека. О неотъемлемости и не отчуждаемости прав человека говорится уже в самом Уставе ООН. Там же сказано о миссии ООН, которая состоит в необходимости «…осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» . Непреходящее значение имеют Всеобщая декларация прав человека и принятые ГА ООН в 1966 г. и вступившие в силу в 1976 г. «Пакт об экономических, социальных и культурных правах» и «Пакт о гражданских и политических правах» . Подписавшие их государства обязывались создать у себя все необходимые условия для реализации провозглашенных здесь прав и свобод человека. В развитие Всеобщей декларации прав человека и международных пактов о правах человека ООН приняты многие десятки деклараций и конвенций о правах и свободах различных слоев и групп населения. К достижениям ООН относится и рассматривавшаяся выше деятельность специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ и др.)

Наибольших успехов ООН добивалась в тех сферах деятельности, где слабее проявлялось соперничество ведущих держав мира. Хотя нельзя отрицать, что именно ведущие державы мира вносили в этот успех самый весомый вклад. Как ни странно, именно соперничество США и СССР и олицетворявшихся ими систем общественных отношений сыграли человечеству добрую службу, и значительно продвинуло его по пути прогресса. Так, за 85 лет ХХ столетия, несмотря на две разрушительные мировые войны, мировое производство товаров и услуг увеличилось более чем в 50 раз. 80 % этого колоссального роста приходятся на период самого острого противостояния двух систем – с 1950 по 1985 г. В этот период темпы экономического роста в мире были самыми высокими за всю историю человечества – около 5 % ежегодно. Безусловно, подобное развитие стало возможным благодаря множеству факторов, в том числе и научно-технической революции. В условиях острого соперничества между собой государства стремились использовать их с максимальной для себя выгодой. Все это вместе взятое позволило добиться самых высоких темпов экономического роста и самого продолжительного цикла бескризисного развития мира. Заслуги ООН и его специализированных учреждений в этих успехах значительны. В 1990-х гг., после распада СССР, «конфликты по идеологическим соображениям и разногласия биполярного мира сменились этнической и религиозной нетерпимостью, политическими амбициями и жадностью, и часто усиливается нелегальной торговлей оружием, драгоценностями и наркотиками». Значительно снизились также и темпы экономического роста.

Полномочия и функции Совета Безопасности ООН

Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и десяти непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблей ООН на два года без права немедленного переизбрания .

Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования .

Стороны спора, продолжение которого может угрожать международному миру или безопасности, вправе самостоятельно принять решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности. Однако если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он может рекомендовать такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими .

Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором оно является стороной, если в отношении этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров .

Кроме того, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН .

Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений .

Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы .

При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности .

Каждое государство - член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя .

Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето) .

Совет Безопасности может учреждать вспомогательные органы, необходимые для выполнения его функций. Так, для оказания помощи Совету Безопасности по вопросам использования войск, предоставленных в его распоряжение, и регулированию вооружений, был создан Военно-Штабной Комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей .

Структура Совета Безопасности ООН

Статья 29 Устава Организации Объединенных Наций гласит, что Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, которые он найдет необходимыми для выполнения своих функций. Это также отражено в правиле 28 Временных правил процедуры Совета .

В состав всех нынешних комитетов и рабочих групп входят 15 членов Совета. Хотя председателем постоянных комитетов является Председатель Совета, должность которого ежемесячно замещается на основе ротации, председателями или сопредседателями других комитетов и рабочих групп являются назначаемые члены Совета, имена которых ежегодно представляются в записке Председателя Совета Безопасности .

Сфера охвата мандатов вспомогательных органов, будь то комитеты или рабочие группы, весьма широка - от процедурных вопросов (например, документация и процедуры, заседания вне Центральных учреждений) до вопросов существа (например, режимы санкций, борьба с терроризмом, операции по поддержанию мира) .

Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) являются вспомогательными органами Совета Безопасности по смыслу статьи 29 Устава. Будучи таковыми, они являются зависимыми от Организации Объединенных Наций в том, что касается административных и финансовых вопросов, однако в качестве судебных органов они являются независимыми от любого государства или группы государств, включая учредивший их орган - Совет Безопасности .

Комитеты

Контртеррористический комитет и комитет по нераспространению

Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001)

Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (Комитет 1540) .

Военно-штабной комитет

Военно-штабной комитет помогает планировать военные меры Организации Объединенных Наций и регулировать вооружения .

Комитеты по санкциям (специальные)

Применение обязательных санкций призвано оказать давление на то или иное государство или образование с целью заставить его придерживаться определенных Советом Безопасности целей, не прибегая к использованию силы. Таким образом, для Совета Безопасности санкции являются одним из важных инструментов обеспечения соблюдения его решений. Благодаря своему универсальному характеру Организация Объединенных Наций является особенно подходящим органом для введения таких мер и отслеживания их применения .

Совет прибегает к имеющим обязательную силу санкциям как к одному из инструментов обеспечения выполнения его решений тогда, когда мир находится под угрозой, а дипломатические усилия оказались бесплодными. В число санкций входят всеобъемлющие экономические и торговые санкции и/или целенаправленные меры, такие как эмбарго на оружие, запреты на поездки, а также ограничения финансового или дипломатического характера .

Постоянные комитеты и специальные органы

Постоянные комитеты являются органами открытого состава и обычно учреждаются в целях решения определенных процедурных вопросов, таких, например, как вопрос о приеме новых членов. Специальные комитеты учреждаются на ограниченный период времени для решения того или иного конкретного вопроса .

Операции по поддержанию мира и политические миссии

В той или иной операции по поддержанию мира задействован военный, полицейский и гражданский персонал, который проводит работу в целях оказания поддержки в области безопасности и в политической области, а также на ранних этапах миростроительства. Деятельность по поддержанию мира является гибкой, и на протяжении последних двух десятилетий осуществляется в рамках многочисленных конфигураций. Нынешние многоаспектные операции по поддержанию мира призваны не только обеспечивать поддержание мира и безопасности, но и содействовать политическим процессам, обеспечивать защиту гражданских лиц, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов; оказывать поддержку в организации выборов, защищать и поощрять права человека и оказывать помощь в восстановлении верховенства права .

Политические миссии являются одним из элементов в целом ряду операций Организации Объединенных Наций в пользу мира, которые проводят свою работу на различных этапах цикла конфликта. В некоторых случаях после подписания мирных соглашений на смену политическим миссиям, которыми управляет на этапе мирных переговоров Департамент по политическим вопросам, приходят миссии по поддержанию мира. В некоторых случаях операциям Организации Объединенных Наций по поддержанию мира приходят на смену специальные политические миссии, задача которых заключается в отслеживании осуществления более долгосрочных по своему характеру мероприятий в области миростроительства .

Международные суды и трибуналы

Совет Безопасности учредил Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в 1993 году после того, как в бывшей Югославии в ходе военных действий были совершены широкомасштабные нарушения гуманитарного права. Он стал первым за послевоенное время судом, учрежденным Организацией Объединенных Наций в целях преследования за военные преступления, и первым после Нюрнбергского и Токийского трибуналов, которые были учреждены в конце Второй мировой войны, трибуналом для преследования за военные преступления. Трибунал рассматривает дела тех лиц, которые несут главную ответственность за такие чудовищные акты, как убийства, пытки, изнасилования, обращение в рабство и уничтожение собственности, а также за другие сопровождаемые насилием преступления. Его цель - обеспечить отправление правосудия в интересах тысяч жертв и их семей и таким образом способствовать установлению прочного мира в этом районе. По состоянию на конец 2011 года Трибунал вынес обвинительные приговоры 161 человеку .

Совет Безопасности учредил Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) в 1994 году для преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные в Руанде в период с 1 января по 31 декабря 1994 года. Он может также заниматься преследованием руандийских граждан, которые совершали акты геноцида и другие подобные нарушения норм международного права на территории соседних государств в этот же период. В 1998 году Трибунал по Руанде стал первым международным судом, который вынес приговор по делу о геноциде, а также в первые в истории назначил наказание за такое преступление .

Консультативный вспомогательный орган

Комиссия по миростроительству (КМС) является межправительственным консультативным органом, который оказывает поддержку усилиям, направленным на установление мира в странах, переживших конфликты, а также является одним из важных дополнительных инструментов международного сообщества в его деятельности в рамках широкой повестки дня в области мира .

Комиссия по миростроительству играет уникальную роль в плане:

обеспечения согласованного взаимодействия всех соответствующих субъектов, в том числе международных доноров, международных финансовых учреждений, национальных правительств и предоставляющих войска стран;

мобилизации и распределения ресурсов;

Комиссия по миростроительству является консультативным вспомогательным органом как Совета Безопасности, так и Генеральной Ассамблеи .

Особую роль в поддержании международной стабильности и обес-печении международной безопасности, предупреждении и урегули-ровании международных конфликтов играет Организация Объеди-ненных Наций. ООН была создана в соответствии с давней идеей о том, что универсальная организация сможет помочь странам и наро-дам мира навсегда избавиться от войн и конфликтов, заменить сило-вой механизм регулирования международных отношений политико-правовым.

Первый опыт деятельности универсальной организации, каковой была Лига Наций , основанная в 1919 г., оказался неудачным. Лига На-ций не оправдала надежд, она не стала международным институтом, гарантирующим всеобщий мир и безопасность, и после начала Второй мировой войны фактически прекратила свое существование (формаль-но была распущена в 1946 г.).

Проект создания новой универсальной организации начал обсуж-даться представителями стран антигитлеровской коалиции уже в кон-це 1941 г. В годы Второй мировой войны появилось и само название — «Объединенные нации», которое первоначально применялось для обо-значения государств — участников антигитлеровской коалиции. На про-шедшей в апреле-мае 1945 г. в Сан-Франциско конференции был раз-работан Устав ООН, вступивший в силу в октябре того же года.

В со-ответствии со ст. 1 Устава ООН, эта организация была создана для того, чтобы:

Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;

Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

Осуществлять международное сотрудничество в разрешении меж-дународных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

Быть центром согласования действий наций в достижении этих об-щих целей.

В соответствии с Уставом ООН все члены организации должны:

Добросовестно выполнять обязательства;

Разрешать свои международные споры мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедли-вость;

Воздерживаться от применения силы или угрозы силой против лю-бого государства;

Оказывать Организации Объединенных Наций всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых в соответствии с Уставом ООН, и воздерживаться от оказания помощи любому государству, про-тив которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера.


Первоначально в состав ООН входило только 51 государство, по-скольку странам — союзникам Германии и Японии, так же как и им са-мим, путь в организацию был закрыт. Впоследствии число членов ООН расширялось как за счет этих же государств, так и за счет новых, воз-никших в результате деколонизации. Последняя волна расширения числа членов ООН пришлась на начало 90-х гг. XX в. и была связана с распадом таких сложных по своему составу государств, как СССР, СФРЮ, ЧССР, выходом Эритреи из состава Эфиопии. Сегодня число государств — членов Организации Объединенных Наций превысило 190 и может еще возрастать.

При создании ООН были учтены идеи английского историка Д. Митрани, который в годы Второй мировой войны пришел к выводу о том, что причиной краха Лиги Наций была сама идея, изначально ле-жавшая в основе ее создания. Лига Наций задумывалась как междуна-родный институт общеполитического характера, при том что уровень конфликтности международных отношений оставался традиционно высок. В результате в обсуждении вопросов политического сотрудни-чества постоянно проявлялась межгосударственная разобщенность и несходство интересов.

Поэтому Д. Митрани предложил начинать по-иски пути к международному сотрудничеству не с глобальных поли-тических проблем, а с конкретных вопросов неполитического характе-ра, представляющих интерес для самых разных государств независимо от их общественного устройства. Именно для решения таких конкрет-ных вопросов есть необходимость и возможность создания междуна-родных организаций, которые Д. Митрани назвал организациями функ-ционального типа. Это организации, дистанцирующиеся от политической проблематики и сосредоточившие свою деятельность на решении конкретных вопросов. Д. Митрани считал, что совместная работа пред-ставителей разных государств в рамках таких организаций покажет преимущества международного сотрудничества перед конфронтацией и приведет их к пониманию необходимости сотрудничества и более высокого уровня взаимного доверия. Функциональные организации могут стать, по мнению Д. Митрани, тем фундаментом, которого была лишена Лига Наций, что и предопределило ее гибель.

В систему ООН наряду с уже существовавшими ранее организа-циями функционального типа, например Международной организа-цией труда (МОТ), были включены около тридцати новых. Все они как специализированные учреждения работают в различных сферах жизнедеятельности мирового сообщества, дополняя общие усилия ООН по выполнению заявленных в ее Уставе задач. Функциональ-ный, исключительно технический характер деятельности организаций системы ООН позволил им успешно пережить глобальную междуна-родную конфронтацию периода холодной войны и попутно решать не-мало стоящих перед человечеством проблем, например помощь жерт-вам международных и внутригосударственных конфликтов оказывает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Управление Верховного комисса-ра ООН по делам беженцев.

В структуру самой Организации Объединенных Наций входят ее высшие органы — Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Ме-ждународный суд, а также Секретариат. Генеральная Ассамблея — пленарный орган ООН; все ее полноправные члены обладают одним решающим голосом. В заседаниях ООН кроме представителей госу-дарств-членов могут принимать участие и представители других меж-дународных межправительственных и неправительственных органи-заций и движений с правом совещательного голоса. Генеральная Ас-самблея собирается на ежегодные сессии, которые начинаются в третий вторник сентября и продолжаются до декабря.

В начале каждой сес-сии проводятся общие прения, потом работа продолжается в шести главных комитетах:

Первый комитет занимается вопросами разоружения и междуна-родной безопасности;

Второй — экономическими и финансовыми вопросами;

Третий — социально-гуманитарными и культурными вопросами;

Четвертый — социально-политическими вопросами (раньше это были вопросы деколонизации);

Пятый — административными и бюджетными вопросами;

Шестой — правовыми вопросами.

В случае необходимости работа сессии Генеральной Ассамблеи мо-жет быть продолжена, а после ее завершения могут специально созы-ваться чрезвычайные сессии. Чрезвычайные сессии созываются по требованию Совета Безопасности, а также большинства членов ООН. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи может быть созвана и по требованию одного члена Организации, если его поддерживает боль-шинство остальных.

Устав ООН определяет следующие функции и полномочия Гене-ральной Ассамблеи:

Рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания ме-ждународного мира и безопасности, в том числе принципы, опре-деляющие разоружение и регулирование вооружений, и вырабаты-вать рекомендации в отношении этих принципов;

Обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и вырабатывать по ним рекомендации, за исключе-нием тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмот-рении Совета Безопасности;

Обсуждать и за тем же исключением вырабатывать рекомендации по любым вопросам в пределах Устава или по вопросам, касаю-щимся полномочий и функций любого органа ООН;

Организовывать исследования и вырабатывать рекомендации в це-лях: содействия международному сотрудничеству в политической области, развития и кодификации международного права, осуще-ствления прав человека и основных свобод для всех и содействия международному сотрудничеству в экономической и социальной областях, а также в области культуры, образования и здравоохра-нения;

Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;

Рассматривать и утверждать бюджет ООН и определять размеры взносов отдельных членов;

Избирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов Эко-номического и социального совета и подлежащих избранию чле-нов Совета по опеке;

Совместно с Советом Безопасности участвовать в избрании судей Международного Суда и по рекомендации Совета Безопасности назначать Генерального секретаря.

Решения Генеральной Ассамблеи по процедурным внутриоргани-зационным вопросам принимаются простым большинством голосов. По вопросам принятия новых членов ООН, принятия бюджета требу-ется квалифицированное большинство: 2/3 голосов + 1 голос. Столь-ко же необходимо для принятия решений по вопросам мира и безопас-ности. Однако решения Генеральной Ассамблеи по этим вопросам не носят юридически обязательного характера. Они важны с морально-политической точки зрения, поскольку отражают позицию большин-ства международного сообщества. В этом плане решения Ассамблеи могут воздействовать на ситуации в зонах конфликтов, а также везде, где возникает угроза всеобщей безопасности, но юридически обяза-тельные решения, согласно Уставу ООН, может принимать Совет Безопасности.

В отличие от Генеральной Ассамблеи, Совет Безопасности работа-ет на постоянной основе, при необходимости он может быть созван в любое время суток, так как именно Совет Безопасности несет главную ответственность за сохранение всеобщего мира, предупреждение и устранение всех угроз мировому сообществу. Начиная с 1965 г. Совет Безопасности состоял из пяти постоянных и десяти непостоянных членов. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года. Ежегодно должны переизбираться пять непосто-янных членов, при этом должны сохраняться региональные квоты на представительство в Совете Безопасности.

Отличие постоянных чле-нов, в число которых входят США, РФ, КНР, Великобритания и Франция, от непостоянных в том, что кроме постоянного членства при принятии решений они обладают привилегией, известной как «право вето». Решения Совета Безопасности принимаются, когда за них проголосуют не менее девяти из пятнадцати членов, если при этом ни один из постоянных членов не выскажется против. Таким образом, голосуя против, любой постоянный член Совета Безопасности может заблокировать принятие решения. Все решения Совета Безопасности имеют обязательную юридическую силу и опираются на наиболее влиятельные государства мира.

Функции и полномочия Совета Безопасности, в соответствии с Ус-тавом ООН, заключаются в следующем:

Поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;

Расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным конфликтам;

Вырабатывать планы для создания системы регулирования воору-жений;

Определять наличие угрозы миру или акта агрессии и рекомендо-вать меры, которые следует предпринять;

Призывать членов Организации к применению экономических санкций или других мер, не связанных с использованием силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

Предпринимать военные действия против агрессора;

Осуществлять функции Организации Объединенных Наций по опеке в «стратегических районах»;

На своих заседаниях Совет Безопасности принимает обязательные для исполнения резолюции по вопросам, относящимся к его компе-тенции. При возникновении угрозы миру и безопасности Совет Безо-пасности должен принять меры для урегулирования конфликтной ситуации и предложить мирные способы решения спорных вопросов. Если дело доходит до вооруженного насилия, Совет Безопасности обязан предпринять шаги к его прекращению.

В соответствии с Уста-вом ООН только Совет Безопасности имеет легитимное право на ис-пользование силы для восстановления мира и пресечения агрессии. Совет Безопасности может прибегнуть и к принудительным мерам, обеспечивающим выполнение принятых им решений. Это могут быть экономические санкции, эмбарго на поставку оружия, при крайней не-обходимости Совет Безопасности может санкционировать коллектив-ные военные действия, как это случилось в 1991 г., когда была принята резолюция о применении силы против Ирака, оккупировавшего тер-риторию Кувейта.

Экономический и социальный совет координирует деятельность ООН по решению экономических и социальных проблем мирового развития. В состав ЭКОСОС входят 54 члена ООН, избираемых Гене-ральной Ассамблеей ООН сроком на три года. Под эгидой ЭКОСОС действуют специализированные организации и учреждения ООН, ко-торые решают экономические, социальные, гуманитарные и культур-ные проблемы. По линии ЭКОСОС осуществляется официальная по-мощь ООН слаборазвитым странам. Общая сумма этой помощи ис-числяется миллиардами долларов, часть этих денег идет на решение проблем, возникающих в зонах международных и внутригосударст-венных конфликтов, стихийных бедствий и природных катастроф.

Совет по опеке был создан для помощи в обретении полной незави-симости и государственного суверенитета населению тех территорий, которые ранее не были самостоятельными. Предполагалось, что быв-шие колонии и другие зависимые территории будут переходить пер-воначально под управление Совета по опеке. А уже потом, после пере-ходного периода, власть от временной администрации должна была переходить к легитимным органам, представляющим население ранее несамостоятельных территорий. На практике деколонизация в целом шла иначе, и под управлением Совета по опеке оказалось лишь не-сколько небольших территорий, сегодня ставших самостоятельными.

Международный Суд был создан еще в 1919 г. под эгидой Лиги На-ций, а в 1945 г. включен в структуру ООН в качестве ее полноправного органа.

Секретариат ООН задумывался как структура, обеспечивающая административный и технический аспект ее деятельности. В настоя-щий момент в Секретариате работает почти 9 тыс. человек, выполняю-щих самые разные функции, в том числе и связанные с урегулирова-нием конфликтных и кризисных ситуаций: это и посредничество на переговорах, и выработка мирных предложений, и организация оказа-ния гуманитарной помощи жертвам конфликтов. В аппарате Секрета-риата трудятся переводчики, референты, технические секретари, без которых работа ООН невозможна.

Возглавляет Секретариат Генеральный секретарь ООН. В соответ-ствии с Уставом он должен доводить до сведения Совета Безопасности информацию обо всех угрозах международному миру и безопасности, а также выполнять поручения как Совета Безопасности, так и Гене-ральной Ассамблеи и других высших органов ООН. На практике роль Генерального секретаря ООН в мировой политике, в том числе и в раз-решении проблем урегулирования внутренних и международных кон-фликтов, больше, чем первоначально предполагалось. Это обстоятель-ство принимается во внимание, когда обсуждаются проекты реформи-рования Организации Объединенных Наций.

Сама идея реформирования ООН появилась в конце 80-х гг. XX в., когда стало ясно, что в мировой политике происходят серьезные изме-нения. Организация, созданная в середине столетия, отразила в своей структуре и характере деятельности особенности международных от-ношений, сложившихся непосредственно после окончания Второй мировой войны. За прошедшие десятилетия накоплен огромный опыт, позволяющий судить о том, что в структуре и принципах деятельно-сти ООН оправдало себя, а что требует пересмотра.

Среди мер, кото-рые предлагается осуществить в рамках реформирования ООН, часто называется упразднение Совета по опеке как выполнившего свои за-дачи, повышение статуса и эффективности работы Генеральной Ас-самблеи, реформирование Совета Безопасности, расширение его со-става как за счет постоянных членов, так и путем увеличения числа непостоянных. Пока согласия по вопросу о количестве и о персональ-ных кандидатурах новых государств — постоянных членов Совета Безопасности — нет. При обсуждении вопросов реформирования ООН речь идет и о совершенствовании миротворческой деятельности этой организации.