Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Карикатуры советского периода для школьной программы. Карикатуры в ссср: «не станут ли карикатуристы безработными

Некоторое время назад я нашел в парадной нашего дома четырехтомник «Оружием сатиры» 1967 года, издатель — журнал «Крокодил». В нём собраны советские карикатуры. Я уже делился небольшой подборкой . Теперь хочу показать вам самые ранние советские карикатуры в период становления этого непростого дела. И хочу присоединиться к совету карикатуриста Д. Моора: «Гражданин, не ковыряй в носу, есть дела поважней!» (1921). Хотя бы на время просмотра этой чудесной подборки:


***
На обложке изображена карикатура Бориса Ефимова (тот самый, что недавно умер в возрасте 108 лет) 1922 года! Называется она «Нашествие четырнадцати языков»:

***
Д. Моор. 1917
— Гражданин, возьмите и корону: она не нужна больше России!

***
Д. Моор. 1921

***
Я долго не мог понять, почему Ленин в каком-то педерастическом виде и без бороды сам себе пишет письма. Потом увидел, что "Ллойд Джордж" это не подпись автора, а премьер-министр Великобритании. Но почему он так разительно похож на Ленина? Боюсь, В. Дени унёс эту тайну в могилу.

В. Дени. 1921. "ГЕНУЭЗСКАЯ ТАТЬЯНА" (письмо к Ленину).
— "Я вам пишу... чего же боле?!"

***
В. Дени. 1922
— Уважаемый товарищ красноармеец! Каждой весной я чувствую себя плохо...
Помни: от твоей бдительности зависит улучшение моего здоровья.

***
Б. Антоновский. 1922. НА ПУТЯХ МИРА
КУЧЕР (беспризорному ангелу мира):
— Пошел вон! Не видишь, господина делегата с мирной конференции везу?!

***
М. Черемных. 1922. ТРУБКА МИРА.
ЛИТВИНОВ (протягивая трубку мира): — Не хотите ли затянуться, господа?
АНТАНТА: — Извините, некурящие!

***
Д. Моор. 1922. ИЛЬИЧ ВЫЗДОРОВЕЛ
Появление Ленина на Всемирной конференции

***
Ив. Малютин. 1922. РАЗРУХА
Налседство царя и буржуазии

***
М. Черемных. 1922
Вот на какое разоружение они согласны

***
Ив. Малютин. 1922. МУТЬ ВЫЛЕЗАЕТ
— Оставь, мальчик! Эта собачка не кушает черного хлеба...

***
М. Черемных. 1922

***
М. Черемных. 1922

***
Д. Моор. 1922. МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ
Разыгрались аппетиты:
Манят, тянут их магниты —
Наши уголь, нефть, руда.
Только красные огни там
Не пускают их к магнитам!
— Подождите, господа!

***
Ив. Малютин. 1922. ТОГДА ЕЩЁ МАРИОНЕТКИ...

***
Бор. Ефимов. 1922. ПРОЛЕТАРСКОЕ ОКО

***
Д. Моор. 1923. МАЛЕНЬКОЕ ПОЖЕЛАНИЕ
КЕРЗОН:
— Я ничего не имел бы против Советской России, если бы она согласилась сделать некоторые поправки, например, такие.

***
М. Черемных. 1923
— Не могу же я за всем уследить. Ведь у меня на затылке глаз нет!..

***
В. Дени. 1924. ЧИЧЕРИНСКИЕ НОТЫ
Ту-лу-лу-ла, ту-лу-ла, ветром голову надула-а-а!

***
В. Дени. 1924

***
В. Дени. 1924

***
К. Елисеев. 1925. СТРАШНОЕ МЕСТО (канцелярия)
— Сколько раз я вам говорил "приходите завтра", а вы всегда приходите сегодня!

***
К. Ротов. 1925. ТРУДНЫЙ ПУТЬ
С получкой

***
Ю. Ганф. 1926. НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ
— Этот верблюд куплен еще до режима экономии. Теперь мы одногорбых покупаем? публике все равно, верблюд и верблюд. А мы на горбах экономим.

***
И. Малютин. 1926
МАКДОНАЛЬД: — Написано: "От преданных рабочих"... Но от каких? Разве упомнишь, когда и кого я предавал?..

***
Б. Антоновский. 1926. "НОВОБЫТНИК"
— Ну, теперь уж у меня окончательно новый быт. Не подкопаешься! Все электрифицировано.

***
И. Малютин. 1926. "РЕВИЗОР" В ПРОВИНЦИИ
— Удивительная халтура! Даже имени городничего запомнить не могут. У Гоголя — Антон Антонович, а тут его Денисом зовут! Безобразие!
— Никакого безобразия! Тут особые соображения: нашего предисполкома тоже Антоном Антоновичем зовут. Неудобно. Обидеться может...

***
И. Малютин. 1926. СУЕВЕРНЫЙ НАРОД
— Могу вам посоветовать что-нибудь из новых советских имен: Смета, например...
— Ни в коему случае! Чтоб через два дня девчонка пухнуть начала?!.

***
К. Ротов. 1926. ЧЕЛОВЕК...
...РАБОТАЮЩИЙ "С ОГОНЬКОМ"

***
Н. Денисовский. 1927
Весна, выставляется первая рама...

***
К. Ротов. 1927. ВО ТЬМЕ ВРЕМЕН (канцелярия эпохи каменного века). Вот откуда взялась "Семейка Флинстоун"
Всякий, кто хоть немного знаком с современной канцелярией, может найти в это картине из далеких доисторических времен некоторые общие черты, отчасти близкие нашей канцелярской современности. Такова закономерность культурного развития.

***
К. Ротов. 1927
Маленькие разногласия на общей кухне по поводу исчезновения одной иголки для прочистки примуса.

***
К. Елисеев. 1927
Нэпманы, пишущие декларацию фининспектору

***
К. Елисеев. 1927
— До чего бестолковый народ! Битых два часа ждут —
и не догадаются спросить, есть ли нынче прием?
А приема-то нет!

***
М. Черемных. 1928. БЮРОКРАТ НА ПЛЯЖЕ
— Ну, хорошо. Тут для мужчин, там для женщин, а где же для ответственных?..

***
К. Ротов. 1928. Во время финала по футболу...
...большинство московских учреждений пустовало.

ПОСЕТИТЕЛЬ: — Наконец-то достижение: все учреждения вместе и все служащие на месте!

***
К. Ротов. 1928
ЗАВКОМЩИК: — Как вам не стыдно, товарищи, по восемь часов в уборной просиживать!
ЗАВСЕГДАТАИ: — Подожди, перейдём на семичасовой рабочий день,— только семь часов сидеть будем!

***
М. Черемных. 1928. МУКИ ХОЗЯЙСТВЕННИКА
— Ясно помню: Мане — пять рублей, обед — два рубля, мазь для ботинок — двадцать копеек. А куда делись восемь миллионов, ума не приложу!

***
И. Малютин. 1929. ПЕРВЫЙ ПОЕЗД ТУРСИБА
Верблюд: — Ого, вот и мне, кажется, идет смена!

***
И. Малютин. 1929. ТОНКИЙ НАМЕК НАЧАЛЬСТВА
— Граждане! Прежде чем критиковать, вспомните, что у каждого из вас есть семья...

***
Б. Антоновский. 1929. ЛОЖНАЯ ТРЕВОГА

***
К. Елисеев. 1929. НЕВОЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ
— Будь такой добрый, батюшка! Я ведь тебя как человека прошу.
— Извиняюсь, гражданка! Я не человек, а старший делопроизводитель.

***
М. Черемных. 1929
— Встань, товарищ. К социализму не дойдешь на четвереньках.

Спасибо за внимание!

В 1945 закончилась Вторая мировая война, а бывшие союзники - США и СССР уже готовились к новой войне, на этот раз холодной.

5 марта 1946 года Уинстон Черчилль произносит известную речь в Фултоне, которая считается началом холодной войны. По иронии судьбы ровно через семь лет 5 марта 1953 скончается главный противник США и всего Западного мира - Сталин. Было ли это просто совпадение или знак, сейчас уже не важно, но факт остаётся фактом.

Сразу после окончания Второй мировой войны закладывались правила ведения боевых действий на фронтах холодной войны. Пропагандистское оружие обрело новую ценность: если ядерные бомбы, которыми обзавелись сверхдержавы, были оружием сдерживания и не подлежали применению, по понятным причинам, то пропаганда стала единственно возможным наступательным оружием, которым обе стороны пользовались иногда изящно, а иногда довольно топорно.

Мы подобрали карикатуры, которые возможно перекликаются с нынешнем временем и показывают накал борьбы в те годы. Карикатуристы, разумеется, были на передовой этого фронта, а журнал «Крокодил» был одним из мощнейших орудий этой войны.

Начнем мы с корейской войны, о которой сегодня мало кто вспоминает, но чья значимость была не менее вьетнамской. В ней две сверхдержавы не имели прямого столкновения, но активно участвовали в вооруженном конфликте, поставляя оружие, специалистов, финансируя противоборствующие стороны. Разумеется, стороны обвиняли другу друга в прямом участии в конфликте, хотя обе стороны не признавали своего участия.

Любопытно отметить, что нынешние «успехи» Америки в локальных конфликтах в Ираке, Ливии, Афганистане, оказывается, базируются как раз на Корейской войне. Официально считается, что конфликт между Севером и Югом Кореи с 1950 по 1953 год был внутринациональным, но на самом деле в него были широко вовлечены и две сверхдержавы. Как известно, результатом этой войны стало разделение страны на две части, а США были вынуждены покинуть Север Корейского полуострова.

Обе стороны обвиняли друг друга в массовой гибели мирного населения, разрушении мирных объектов.

Карикатуристы немало внимания уделяли работе ООН. Уже тогда СССР постоянно упрекал США в манипулировании ООН. Ниже - карикатура, вдохновлённая цитатой беседы Сталина с корреспондентом «Правды» «По сути дела, ООН теперь является не столько всемирной организацией, сколько организацией для американцев, действующей на потребу американским агрессорам».

Кликни, чтобы рассмотреть

И что всё диктует капитал с Уолл-стрит.

А конгресс США, как сугубо враждебная институция, изображался вполне себе зловеще.

Союзники США, как правило, обвинялись в отсутствии своей собственной позиции. Примерно такая же ситуация сейчас складывается и в Евросоюзе. Особенно это очевидно, если рассматривать позицию Европы в отношении санкций против России.

Россию, как тогда, так и сейчас беспокоит расширение НАТО и появление большого количества военных баз США по всему миру. В 1952 году прошла первая волна расширения блока НАТО к двенадцати странам - основателям присоединились две новые страны - Греция и Турция. С момента основания НАТО было шесть волн расширения этого блока.

Нефть решала всё, как полвека назад, так и сейчас. И цели были всегда одни - контроль над нефтью на Ближнем Востоке.

"Крокодил" иногда печатал карикатуры из дружественных журналов социалистического лагеря, к примеру, польского журнала «Шпилька». В них карикатуры не были столь агрессивно-наступательными, там больше обращали внимание на экономическое положение США. Надо признаться, что с тех пор шаблонное отражение экономического состояния Америки мало чем отличается.

СССР всегда указывал на то, что США прикрываясь целями распространения демократии, на самом деле, преследуют иные цели.

Стороны, конечно, обвиняли друг друга в необъективности, в предвзятости СМИ, в том числе, в нежелании видеть что-то хорошее у другой стороны. По мнению СССР тон задавали медиамагнаты, в том числе медиа империя Уильяма Херста, которой на сегодняшний момент принадлежит более полусотни газет, а также известные глянцевые журналы Cosmopolitan, Esquire, Harper’s Bazaar и многие другие.

Для пропаганды использовались любые поводы. Столетие со дня смерти Н.В. Гоголя было использовано на полную катушку, использовали цитаты из его произведений. Очень интересная цитата о Европе была размещена на главной странице «Крокодила».

И ещё цитаты из Гоголя и карикатуры.

Всегда в истории были персоны, которым приписывается особая роль в ухудшении отношений той или иной страны. Сейчас мало кто помнит, кто такой Гарриман Аверелл, про которого Сталин сказал, что он несёт долю ответственности за ухудшение отношений между СССР и США после Второй мировой войны. Он занимал пост координатора плана Маршалла с 1948 по 1950, с 1950 по 1951 год — специальный помощник президента Трумэна по внешнеполитическим вопросам, а по совместительству ещё и промышленник. И здесь пригодились цитаты из «мёртвых душ».


Кликни, чтобы рассмотреть

С середины второй мировой войны США, СССР и Великобритания начинают крупномасштабные работы по производству бактериологического оружия. В 1971 году была принята конвенция о запрещении биологического оружия. Бактериологическая война носит весьма специфический характер. Для распространения заражённого материала используются перья, насекомые, животные, растворы, что для карикатуриста является невозделанным полем для сюжетов.

Кликни, чтобы рассмотреть

В целом, отношение к США создавалось не только враждебное, но и даже брезгливое.


Как видно из карикатур, обе страны достигли в демонизации друг друга немыслимых высот. Над образами трудились лучшие карикатуристы, создавая запоминающиеся персонажи. Мир поменялся с тех пор, но подходы остались те же, а вот инструменты поменялись. Карикатура, особенно, политическая сдала свои позиции. Основными инструментами стали ТВ и Интернет, которые, как говорится «глаголом жгут сердца людей», подкрепляя это визуальным рядом. Не смотря на то, что в карикатурах создавались зловещие образы, это была абстракция и человек мог посмотреть на это со стороны. Сегодняшние инструменты достигли небывалой натуралистичности и люди буквально вовлечены в пропаганду.

А закончить подборку хочется жизнеутверждающим рисунком и цитатой из подписи к этому рисунку «Армия мира. Зря стараетесь, господа! Мы его в обиду не дадим!»


Пролистал пыльные страницы "Крокодила" Борис Агатов

Западные карикатуры на Советский Союз

Этот пост я задумала, как продолжение поста о карикатурах советского времени. Мне стало интересно, какие карикатуры в западных странах рисовали на СССР?

Как и ожидалось, их было немало. Множество карикатур было сделано на Сталина - это была излюбленная тема! И притом карикатуры порой были очень злы.

Журнал «Vanity Fair» в 1936 году опубликовал карикатуру мексиканского художника Мигеля Коваррубиаса, где в воздухе, держась за стропы парашютов, Эльза Скиапарелли(итальянский модельер, дизайнер, создательница стиля «прет-а-порте»)разговаривает со Сталиным, у которого тоже за спиной парашют.

А рядом с рисунком был помещен вот такой диалог:


«Сталин . Что вы здесь делаете, портниха?
Скиап . Совершаю обзор туалетов ваших женщин.
Сталин . Не можете оставить в покое наших женщин?
Скиап . А они не желают, чтобы их оставили в покое, хотят быть похожими на других женщин в мире.
Сталин . Как, на эти чучела без ляжек и грудей вашей агонизирующей цивилизации?!
Скиап . Знаете, они уже любуются нашими манекенами, нашими моделями. Рано или поздно они примут наши идеалы.
Сталин . Никогда, пока существует советская идеология!
Скиап . Посмотрите вниз, стальной человек: возникают институты красоты, парикмахерские салоны, вслед за ними придет мода. Через несколько лет вы не увидите больше платков на головах.
Сталин . Вы недооцениваете глубину души русских женщин.
Скиап . А вы — естественное женское кокетство.
Сталин . Может быть, перерезать стропы вашего парашюта…
Скиап . На мое место придут сто других.
Сталин . Тогда я перережу свои!»

Карикатура на Сталина и коллективизацию сельского хозяйства

"Все следуют за играющим на дудочке"

Надписи на сидящих вокруг котла "рабство", " война", "голод".

Ок. 1939 года.
«Сталин целыми лопатами скармливает Преисподней людей и железо»..
До Второй мировой войны на Западе царила мода на антисталинские карикатуры. Итальянская газета Stampa Sera изображает советского вождя в образе дьявола.


Было огромное количество карикатур на Сталина и Гитлера

А вот так вот начиналась Вторая Мировая Война.Знаменитая карикатура из западной печати была подписана так: "Любопытно, сколько продлится этот медовый месяц?"

А вот карикатура на мюнхенский сговор 1938 года

Лето 1940. Политическая карикатура на попытки присоединения Прибалтийских Государств к СССР. Западная Европа, 1940 г. О-о-очень злая карикатура...

Карикатуры на Сталина и Черчилля


"Я думаю дела пойдут лучше, когда вы на нашей стороне" — это говорит Черчилль из-за спины Сталина. Черчилль на этой карикатуре на себя, кстати, не слишком похож. Карикатура датирована концом июня 1941-го. Немцы прибывают в уверенности, что скоро придет конец и Британии, и Советскому Союзу.

"Ты должна верить ему, Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить". Карикатура на обложке журнала Lustige Blätter — реакция на заключение военного союза между СССР и Британией.

А это уже зима 1942 года. "Результаты зимнего наступления. Он укусил сталь". Под Москвой немцы впервые за всю войну потерпели сокрушительное поражение. Но не признаваться же в этом, в самом то деле. Немцы в тылу должны быть уверены в том, что на фронте все хорошо.

1942 год. «Ждем!!!» А так Советский Союз в первые годы войны представляет американский художник Артур Шик из журнала Collier’s. Пока Сталин бьет Гитлера и Муссолини, Черчилль и Рузвельт выжидают.

Плакат авторства Paix et Liberté - французской антикоммуниститческой группы художников, приурочившей его распространение к участию СССР в Стокгольмском воззвании (документ, принятый на сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира, проходившей в Стокгольме с 15 по 19 марта 1950 года по инициативе Фредерика Жолио-Кюри) . Этим плакатом они указывали на, по их мнению, пустую риторику Сталина, призывающего к миру, а на самом деле, как мы видим, стремящегося уничтожить бедных французов с помощью дробящего холодного оружия.

Удивительный образец антикоммунистической пропаганды - комикс 1947 года про Америку, в которой к власти пришли коммунисты. Дети-стукачи, религия вне закона, неограниченная власть правительства, продовольствие по карточкам и концлагеря на Аляске - таким представляли коммунистическое будущее авторы комикса.


Карикатура на Хрущева. Карибский кризис...

Следующим любимым объектом карикатур стал Брежнев.

Карикатура из арабского журнала 1981-82 гг. С большими мускулами г-н Р.Рейган, а рядом - тов. Брежнев

Брежнев в ЧССР

Брежнев и Сахаров.



1980 год. Войска СССР уже второй год в Афганистане.

Брежнев и лидер афганских коммунистов Бабрак Кармаль попивают мартини на безымянной могиле.

Карикатуры израильских изданий. "Третий", надпись на тазу: "Ближний Восток".Кариэль Гардош ("Дош"), иллюстрации к книге "Извините, что мы победили" 1967-го года.


"Не отчаивайся! Попробуй еще раз!". Надпись на дереве: "Израиль".


Еще карикатура на наши отношения с Ближним Востоком. "Сегодня... и завтра!". 1/5/70 - зависимость Абдель Насера от СССР растет.


На карикатуре слева от удара американской ракетки отлетает руководитель Тайваня, справа - от удара китайской ракетки отлетает Леонид Ильич Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС (СССР).

Подпись под карикатурой - кульминация пинг-понговой дипломатии.


Хороший, плохой, злой... и ваще - ось зла!!!

Рейган и Брежнев


"Как ответить Москве?"

"Наши страны создали противоракетную ракету и противоракетную противоракету...эээ, если честно, то я запутался!" На карикатуре Косыгин и Эйзенхауэр


Наступили времена других политиков - появились новые карикатуры.

Эта карикатура - из американской газеты "Нью-Йорк Таймс"


М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин.


История СССР, как в капле воды, отразилась и в истории советской карикатуры. По мере того, как всё дальше в глубь времён уходила революция 1917 года, всё меньше раздолья становилось сатирической карикатуре.

Может показаться, что после революции карикатура весело высмеивала только разных «буржуев», но никак не затрагивала собственных вождей. Однако это не так.
Советская печать начала 20-х годов пестрит карикатурами на вождей революции. Особенно часто вождей рисовали в виде святых, богов и православных священников. Видимо, само уподобление главных безбожников планеты святым в те годы бесконечно веселило, как вершина абсурда. Например, одна из карикатур изображала Владимира Ильича в образе супруга Девы Марии - праведного Иосифа, с нимбом вокруг головы (а роль Богородицы играл Лев Троцкий)… А вот известный рисунок - Троцкий в образе Георгия-Победоносца:



Пролистаем подшивки журнала «Красный перец» за 1923–1924 годы. Журнал помещает на рисунке набор париков, бород и усов. Прилепляя их по-разному к лысой, безбородой и безусой болванке, можно получить портреты вождей - Маркса, Ленина, Троцкого… (В набор входят даже ленинские морщинки у глаз). Ленина при жизни рисовали на шаржах в виде Ильи Муромца, смотрителя маяка коммунизма, футболиста, шахматиста… На одной из карикатур Ленин древком флага протыкал пузатого буржуя. Самый известный советский шарж на Ленина - рисунок Дени (печатался и в форме плаката) - председатель Совнаркома в качестве дворника с метлой, чистит земной шар от всякой нечисти - царей-королей в горностаевых мантиях, миллионеров с тугими мешками золота…

Между прочим, в 1917 году тот же Дени был противником большевиков и рисовал на Ленина куда более злые карикатуры, вот, например, как эта в журнале «Бич», изображавшая Владимира Ильича в образе Иуды Искариота, в древнеиудейской одежде, с веревочной петлей на шее. Ленин принимает от некоего «неизвестного лица» в маске и с усиками а-ля кайзер Вильгельм мешок с серебрениками: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин… Тридцать сполна!» «Верная служба - честный счёт», - иронизировал художник…

Были и другие похожие карикатуры Дени. В начале 1923 года советский журнал «Красный перец» решил припомнить Дени этот его давний грех. Журнал перепечатал в виде загадки старый рисунок Дени - уродливый человек, похожий на трактирного забулдыгу, с нацепленной на голову царской короной. Рисунок первоначально появился в журнале «Бич» в конце 1917 года с подписью «Владыка дней наших. Его Величество Хам I». Картинку сопровождала многозначительная подпись: «Печатая этот рисунок, „Красный Перец“ предлагает всем читателям поломать голову над следующими тремя вопросами:
1. Кто нарисовал?
2. Когда нарисовал?
3. Кого нарисовал???».

Один из мэтров советской карикатуры Борис Ефимов рассказывал об этом случае: «Перепуганный Дени всполошился и прибежал искать защиты у Марии Ильиничны, сестры Ленина. Как она потом рассказывала в редакции, когда она показала номер «Красного перца» Владимиру Ильичу и начала говорить о том, как хорошо работает Дени в «Правде», Ленин только махнул рукой и сказал:
- Боже, какими пустяками занимаются люди! Передай, пожалуйста, от моего имени в «Красный перец», чтобы оставили этого Дени в покое.»
Известны также шаржи другого мастера советской карикатуры - Дмитрия Моора - на Ленина.

Владимир Ильич в качестве факелоносца, разжигателя «пожара мировой революции»:


Воображаемое появление Ленина на Генуэзской конференции в 1922 году:

Ничуть не меньше, а пожалуй, и побольше Ленина доставалось другому вождю Октября - Троцкому.
Лев Давидович в образе дьявола («Троцкий в представлении благочестивой Антанты»), рисунок Дени:

Троцкий «по Брэму» (популярная тема карикатур того времени - изображать вождей в образе животных), автор - тоже Дени:

Другая карикатура «зоологического направления» - Дзержинский в образе щуки («На то и щука в море, чтобы карась не плодился»), рисунок Мина:

А здесь Троцкий шутливо сравнивается с Рокфеллером - не в пользу последнего:

Излюбленной мишенью карикатуристов в 20-е годы был нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Безо всякого пиетета в начале 20-х годов карикатуристы обходились с образом Сталина. На одной из известных карикатур тех лет большевики, как репинские запорожцы, пишут письмо «аглицкому керзону». Генсек партии Сталин запечатлён здесь в виде хохочущего запорожского казака. А на другой карикатуре в «Красном перце» бойкое перо художника превратило генсека в знак зодиака - Козерога, с натуральными копытами и рогами…
Шаржи на Сталина - Дмитрия Моора (слева) и Бориса Ефимова:

Позднее шаржи и весёлые рисунки со Сталиным стали мягче (вот как этот рисунок Дени «Трубка Сталина»), но не исчезли совсем:

При Хрущёве шаржи на него порой появлялись, но это были уже редкие исключения. Один из них, Бориса Ефимова в «Правде», например, изображал Никиту Сергеевича в виде шахтёра, дробящего отбойным молотком ледяную, с носом-сосулькой, «холодную войну»:

Другой запечатлел его в форме статуи «Перекуём мечи на орала». Перепечатывали иностранные карикатуры на Хрущёва: вот он высоко поднимает бокалы вместе с президентом США, а вот - зарывает «топор войны»… В 1960 году дружеский шарж на Хрущёва появился в «Известиях», когда он провёл огромное - на треть - сокращение армии. На рисунке премьер добродушно командует войску: «Каждый третий, выходи!». Из строя выходят военные с чемоданами, остаются - с автоматами… Несколько чаще самого премьера на весёлые рисунки попадали его автомобили или морские корабли, которыми он путешествовал. Довольно часто карикатуры иллюстрировали цитаты из речей - в 20-е годы Троцкого и Зиновьева, потом Бухарина, Сталина, наконец, Хрущёва.

Леонид Ильич Брежнев был первым руководителем СССР, при котором никаких шаржей, даже самых мягких, на первое лицо государства, и весёлых рисунков (даже в виде шутливых иллюстраций к речам) в открытой печати уже не было. Серьёзные живописные картины с изображением генсека, впрочем, допускались - но никак не легкомысленные газетные рисунки. Более того. В это трудно поверить, но и персональные карикатуры на западных деятелей появлялись в печати всё реже и реже. «Из уважения к президенту (США) мы его не нарисовали», - говорилось в подписи к одному рисунку в «Крокодиле». Высмеивались абстрактные герои, вроде американского дядюшки Сэма, британского льва или галльского петуха (потом к ним добавилась пекинская утка). В момент наибольшего обострения отношений с Китаем либеральной «Литературной газете» разрешили опубликовать пару карикатур на Мао - но это был исключительный случай.

А обычно разрешалось высмеивать только «маргинальных», фашистских и полуфашистских мировых деятелей вроде чилийского правителя генерала Пиночета или президента расистской ЮАР Питера Боты. Среди рисунков Бориса Ефимова в 80-е годы можно найти отдельные карикатуры на Рональда Рейгана, но даже и тут в подписи фамилия и должность президента США целомудренно не указывались.

Опять-таки, надо заметить, что всё тут решали вовсе не личные свойства Леонида Ильича (генсек не только любил сатирические рисунки, но и сам их в молодости рисовал, признался как-то художникам-сатирикам: «Как вы этих империалистов по кумполу бьёте, по кумполу. А между прочим, я в юности такими рисуночками баловался. Вам бы показать - такой бы тут хохот стоял!»). Всё решала «атмосфера эпохи», с которой карикатуры на первых лиц государства - и даже на глав не слишком враждебных западных государств - уже решительно не сочетались. Борис Ефимов, по его воспоминаниям, публично спросил у Брежнева в 1977 году:
- Не станем ли мы скоро безработными?
«Он несколько секунд смотрел на меня с удивлением, как бы не понимая вопроса, потом спохватился:
- Карикатуристы - безработными? Э, нет! До этого ещё ой как далеко, продолжайте работать!».


Л. И. Брежнев и Б. Е. Ефимов на выставке художников-сатириков, 1977 год

Подводя итоги, можно сказать: конечно, карикатура и вообще сатира - это кривое зеркало реального мира, но именно его «кривизна» отчасти позволяет этому миру сохранять устойчивость и равновесие. Смех, несомненно, - разрушительная стихия, но прочно бывает лишь то, что опирается в том числе и на смех. Один из нынешних идейных «гуру», называющий себя даже «красным», всерьёз доказывал как-то, что роковую роль в разрушении СССР сыграла книга Михаила Бахтина о «смеховой культуре» (вышедшая, между прочим, именно на заре брежневской эпохи, в 1965 году). Это было бы смешно, когда бы не было так грустно… На самом деле существенную (хотя и не основную, конечно) роль в разрушении СССР сыграло именно сужение легального поля для политического смеха, сатиры и карикатуры. Ведь смех, как вода - «всегда дырочку найдёт», но только если эта дырочка не предусмотрена конструкцией корабля, она легко может оказаться для него фатальной…