Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Организации которые занимаются экологическими проблемами. Организация охраны природы

План:

Введение

Глобальные экологические проблемы, влияние которых на развитие земной цивилизации в целом и каждого государства в отдельности постепенно осознано подавляющим большинством населения планеты, обусловливают необходимость укрепления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. В этих условиях происходит формирование международного экологического права как одного из инструментов решения таких проблем и формы реализации международного сотрудничества.

Международное экологическое право возникло во второй половине XX столетия как закономерная реакция международного сообщества на глобальные экологические проблемы ─ загрязнение атмосферного воздуха, вызывающее трансграничные последствия, опасные изменения климата, связанные с выбросами парниковых газов и сокращением лесов, особенно тропических, разрушение озонового слоя, загрязнение морей и континентальных трансграничных вод, деградация животного и растительного мира, сокращение биологического разнообразия на Земле и др.

Международное сотрудничество
в сфере охраны окружающей среды

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время в мире функционирует более 100 различных международных организаций, в той или иной степени занимающихся проблемами охраны окружающей среды (схема 2). Все международные организации, участвующие в отношениях, урегулированных международным правом окружающей среды, можно разделить на две большие группы: международные правительственные и международные неправительственные (общественные) организации.

Международные правительственные организации , подразделяемые, в свою очередь, на глобальные (всемирные) и региональные.

Организация Объединенных Наций является наиболее авторитетной из глобальных международных организаций. Наряду с рассмотрением экологических вопросов на заседании Генеральной Ассамблеи, а также принятием различных резолюций и проведением конференций, при ООН создан специализированный орган ─ ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). Структура ЮНЕП включает Совет управляющих ─ главный межправительственный орган, руководящий ее политикой, Секретариат во главе с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды. По своей юридической природе ЮНЕП относится к числу вспомогательных органов ООН, хотя и пользуется определенной автономией при принятии решений.

Из числа реальных результатов деятельности ЮНЕП следует отметить инициативу ЮНЕП по подписанию государствами Монреальского протокола в 1987 г., который должен содействовать уменьшению ущерба, причиненного химическими веществами озоновому слою атмосферы; Базельской конвенции, инициированной ЮНЕП в 1989 г., которая направлена па обеспечение контроля за международными перевозками и удалением опасных отходов; организация и проведение международной конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г. и т. д.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Кроме ООН, под ее эгидой действуют другие специализированные международные организации:

    Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды».

    Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО). Основной ее экологической функцией является содействие экологическому образованию, воспитанию и просвещению, а также учет и охрана природных объектов, отнесенных к объектам всемирного наследия.

    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), основная экологическая функция которой ─ изучение вопросов охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой.

    Сельскохозяйственная и продовольственная организация объединенных наций (ФАО), занимающаяся экологическими проблемами в сельском хозяйстве, в частности, охраной и использованием земель, лесов, вод, животного мира, водных биологических ресурсов и т.д.

    Международная морская организация (ИМО), которая занимается проблемами охраны морей от загрязнения, участвует в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью, иными вредными веществами.

    Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО), которая исследует воздействие человека на природу и климат планеты посредством ведения глобального экологического мониторинга окружающей среды.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ (ОБЩЕСТВЕННЫЕ)
ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Их роль в международном праве окружающей среды постоянно возрастает. Кроме движения «Гринпис» в мире действуют такие международные экологические неправительственные объединения, как «Экология», «Зеленый крест» и другие.

Более известны такие международные неправительственные организации экологической направленности, как Международный союз охраны природы и природных ресурсов ─ МСОП, Всемирный фонд диких животных ─ ВФДЖ, Международный совет по праву окружающей среды ─ МСПОС и др.

Основным нормотворцем в международном праве является государство. Именно поэтому роль неправительственных природоохранительных организаций в международном нормотворчестве ограничена, однако крупнейшая из них ─ Международный союз охраны природы и природных ресурсов, используя консультативный статус при некоторых органах и учреждениях ООН, имеет возможность официально представлять собственную точку зрения на проекты документов, рассматриваемых на международных конференциях, в межправительственных органах 1 .

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Одной из развитых форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды являются конференции, двусторонние и многосторонние, правительственные и неправительственные. Ежегодно в мире проводятся сотни, а то и тысячи конференций по экологическим вопросам. В зависимости от целей они служат средством обмена опытом природоохранительной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных и практических проблем.

Особый интерес и особое международное значение имеют две конференции, проведенные под эгидой ООН.

Обеспокоенная резким ухудшением состояния глобальной окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения в конце 60-х гг., Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой о проведении международной конференции, на которой были бы обсуждены и выработаны международные меры по ограничению загрязнения окружающей человека среды. В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды , которая приняла Декларацию принципов и План действий. Эти документы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и положили начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН.

В целом эта Конференция сыграла огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации международного природоохранительного сотрудничества.

Тем не менее, несмотря на предпринимаемые на национальном и международном уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской конференции продолжало ухудшаться. Озабоченная этим обстоятельством, Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию и поставила перед ней задачи:

    предложить долгосрочные стратегии в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период;

    рассмотреть способы и средства, используя которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды, и др.

Результатом деятельности Международной комиссии, которую возглавляла премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд, стал фундаментальный труд под названием «Наше общее будущее » (Our Common Future), представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г. (переведен и опубликован в России издательством «Прогресс» в 1989 г.)

Основной вывод данной Международной комиссии состоял в необходимости достижения устойчивого социально-экономического развития, при котором решения на всех уровнях принимались бы с полным учетом экологических факторов. Выживание и дальнейшее существование человечества определяют мир, развитие и состояние окружающей среды.

По инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, то есть через 20 лет после Стокгольмской конференции, была созвана Конференция ООН по окружающей среде и развитию .

Судя по названию конференции, ее работа была основана на идеях Международной комиссии по окружающей среде и развитию. О значении, которое придавалось этой Конференции, свидетельствуют ее масштабы и уровень. В Конференции участвовали 178 государств и более 30 межправительственных и неправительственных международных организаций. 114 делегаций возглавлялись главами государств и правительств.

На Конференции в Рио обсуждались многие вопросы, главные из которых касались трех важных документов:

    Декларации по окружающей среде и развитию,

    Долгосрочной программы дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»),

    Принципов в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов.

Кроме того, участникам Конференции были представлены и открыты для подписания две конвенции ─ «О биологическом разнообразии » и «Об изменении климата ».

Программа «Повестка дня на XXI век » посвящена актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем веке. Она определяет направления деятельности государств, народов и международных организаций по решению этих проблем.

Программа содержит 4 раздела:

    социальные и экономические аспекты (национальная политика и международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах, борьба с нищетой, изменение структур потребления, динамика населения, охрана и укрепление здоровья человека, содействие устойчивому развитию населенных пунктов, учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решения);

    сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития (защита атмосферы, комплексный подход к использованию земельных ресурсов, борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой, об устойчивом развитии горных районов, регулировании использования токсичных и опасных веществ, включая отходы и радиоактивные вещества);

    укрепление роли основных групп населения (глобальные действия в интересах женщин, детей, молодежи, коренных народов и местных общин, усиление роли различных категорий трудящихся, профсоюзов и других неправительственных организаций и др.);

    средства осуществления (финансовые ресурсы и механизмы, информационные, научные, технологические и организационно-правовые средства решения экологических проблем).

Программа «Повестка дня на XXI век » была принята без церемонии подписания путем консенсуса государств. По юридической силе она является актом «мягкого» международного права и носит рекомендательный характер.

Для реализации программы в глобальном масштабе требуется 600 млрд. долл. в год, включая 125 млрд. долл., которые должны выплачивать развитые страны развивающимся. Участники Конференции согласились, что развитые страны в 2000 г. и в последующие годы будут предоставлять развивающимся странам финансовую помощь в размере 0,7% валового национального продукта каждой развитой страны. Россия, другие бывшие республики СССР и государства Восточной Европы вошли в группу стран с «переходной экономикой», в отношении которых отсрочено выполнение международных финансовых обязательств.

Основным инструментом организационно-финансового механизма реализации программы является Комиссия по окружающей среде и развитию , договоренность о создании которой была достигнута на Конференции в Рио.

Заявление о принципах в отношении лесов , принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, ─ первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды, так и использования деревьев и других форм лесной жизни для целей экономического развития.

Одной из самых старых организаций защитников природы является «Сьерра Клуб». Он был создан в 1892 году в США. Этот клуб ставил своей целью защитить Сьерра-Неваду. Когда же клуб приобрел все права гражданства, обнаружилось, что охрана природы не может ограничиваться границами Сьерра-Невады, что природным территориям угрожали и разные внешние факторы. Постепенно клуб перешел к защите природы в целом. Подобная эволюция характерна для большинства организаций. После 1948 года появились и международные организации.

ВСЕМИРНАЯ МЕТЕОРОЛОГИ­ЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВМО) – межправительственное учреждение Ор­ганизации Объединенных Наций, су­ществующее с 1947 г. Штаб-квартира - в Женеве (Швейцария). В ВМО входит Всемирная служба погоды (ВСП) с тре­мя мировыми центрами - в Москве, Вашингтоне и Мельбурне.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ) – спе­циализированное учреждение Органи­зации Объединенных Наций, основной задачей которого является достижение качеством лекарств, организует и проводит научные иссле­дования, создает справочные центры на базе национальных научно-исследова­тельских учреждений, организует на­учные конференции, проводит под­готовку национальных медицинских кадров, разрабатывает международные санитарные правила, ведет работу по укреплению здравоохранения в слабо­развитых странах. Основана в Женеве в 1946 году.

ВСЕМИРНАЯ СТРАТЕГИЯ ОХ­РАНЫ ПРИРОДЫ (ВСОП) – страте­гия охраны живой природы, разрабо­танная Международным союзом охра­ны природы и природных ресурсов (МСОП) при поддержке Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), содействии Всемирного фонда охраны дикой природы (ВВФ) и других меж­дународных организаций. Цели ВСОП: определение приоритетов в деле охра­ны природы, выявление доступных для этого путей и методов, информирова­ние и просвещение общественности. Объявлена 5 марта 1980 г. и поддер­жана большинством стран мира.

ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ОХРАНЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ - международ­ная общественная организация, субси­дирующая действия по охране и изуче­нию редких и исчезающих видов жи­вотных и растений. Основан в 1961 г. С тех пор эта организация выработала свыше 4000 проектов по охране природы более чем 130 странах.

ЗЕЛЕНЫЕ - политическое те­чение (в ряде стран оформлено в политические партии), выступающее за сохранение среды жизни, против ис­пытаний ядерного оружия, за чистоту атмосферы, океанов и т. п. Наиболее из­вестная международная организация 3. - ГРИНПИС. В России – КЕДР. Главной ареной ее действия является море.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (МСОП) – непра­вительственная международная органи­зация, ведущая исследования и пропа­ганду охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Создана в 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО. Издает международные Красные книги. Штаб-квартира в г. Морж (Швейцария).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕ­СУРСОВ <МС01И – неправительственная международная организация, ведущая исследования и пропаганду охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Среди международных организаций в области охраны окружающей среды главное место занимает ООН, ее органы и специализированные учреждения – ЭКОСОС, региональные экономические комиссии, ЮНИДО, ПРОООН.

ЮНЕП (Про грамма ООН по окружающей среде) была учреждена в 1973 г. на основании рекомендации Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды 1972 г., которая является вспомогательным органом ЭКОСОС.

Основная функция ЮНЕП – координация природоохранных программ в системе ООН, разработка и осуществление новых программ. С точки зрения своей юридической природы ЮНЕП является вспомогательным органом ООН, но имеет большую автономию и обладает определенными признаками ММПО. Главная задача ЮНЕП – развитие международного экологического права путем содействия разработке универсальных и региональных соглашений, принципов и стандартов поведения государств.

Основные направления деятельности ЮНЕП: 1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды; 2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания; 3) океаны; 4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов; 5) энергия; 6) образование, профессиональная подготовка; 7) торговля, экономика, технология.

Под эгидой ЮНЕП разработана Программа охраны региональных морей (Средиземного, Красного, Карибского), подготовлен проект Конвенции по защите озонового слоя 1985 г.

Среди специализированных учреждений ООН наибольшую роль в развитии международного экологического права играют ИМО, ЮНЕСКО, ФАО, МАГАТЭ, ВОЗ. Эти организации занимаются теми экологическими проблемами, которые в максимальной степени соответствуют их предметной компетенции.

Природоохранительная деятельность ЮНЕСКО – это:

  • а) руководство экологическими программами ("Человек и биосфера", Международная программа по образованию в области окружающей среды, Международная гидрологическая программа и т.д.;
  • б) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию;
  • в) оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов-экологов.

ФАО (Сельскохозяйственная и продовольственная организация Объединенных Наций) занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве: охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана. ФАО подготовила почвенную карту мира; по ее инициативе принята Всемирная почвенная хартия, проведены международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в разработке многих экологических программ, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

Среди МНПО в области охраны окружающей среды самым большим авторитетом пользуется МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов), созданный в 1948 г. Членами этой организации являются государства, национальные и международные организации и ассоциации, занимающиеся международным природоохранным сотрудничеством (свыше 500 членов). В рамках МСОП подготовлены проекты многих международных соглашений: Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция по охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Основные задачи МСОП: а) сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; в) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; г) экологическое просвещение.

При содействии МСОП проводятся международные конференции по охране природы, разрабатываются проекты международных конвенций по охране памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов. По инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных, разработана программа Всемирная стратегия охраны природы.

В 1994 г. учрежден Международный экологический суд (Международный суд экологического арбитража и примирения). Это неправительственный орган, который дает юридические консультации в случае возникновения юридических споров, оказывает содействие примирению спорящих сторон. По желанию сторон может выступать в качестве третейского суда. Компетенция: споры о возмещении вреда в результате трансграничного загрязнения окружающей среды, о выявлении и прекращении экологически вредной деятельности, об охране и использовании природных комплексов, о защите экологических прав граждан. Обращаться в суд имеют право все традиционные и нетрадиционные субъекты международного права.

Человеческая деятельность причиняет вред окружающей среде. Люди начинают задумываться о последствиях, благополучии завтрашнего дня. Результатом стало открытие организаций по защите окружающей среды.

Как зарождались общества

Публичные организации по охране природы действуют во всем мире. Впервые этот вопрос встал в 1913 году, когда в Швейцарии провели интернациональное заседание по охране природы. На форум съехались представители 18 государств. Встреча была академического характера, без предложений вариантов работы по защите окружающей среды. Спустя 10 лет в Париже провели конгресс, в Бельгии открыли комитет по охране природы. Попыток во влиянии на экологическую обстановку не было - специалисты собирали информацию о заповедниках.

В 1945 году создали ООН, которая начала новый этап в сотрудничестве между странами. Через три года Организация Объединенных Наций создала специальный филиал - совет защиты природы, который отвечал за партнерство по делам охраны атмосферы. Ученые осознали: нельзя справиться с экологическими бедствиями на уровне одного государства.

Если природный баланс изменится в одном уголке планеты, это трагически скажется на других. Проблемы необходимо решать совместно.


Международная охрана окружающей среды стала центральной программой дискуссий, научных, культурных мероприятий. В 1972 году Швейцария провела заседание ООН, в которой участвовали 113 государств. Тогда было положено начало современному движению по защите природы. В этот день отмечают межнациональный праздник - Всемирный день окружающей среды.

Со временем финансирование общественных организаций прекратилось - экологическое движение затихло. Популярность задумок пошла на спад.

В начале 80-х положение изменилось. В Рио-де-Жанейро провели конференцию ООН, на которой рассмотрели основные вопросы по последующему согласованному развитию человечества. На встрече предложили действия по охране природы, чтобы не навредить ей.

Современное общество волнуют экологические трансформации, спровоцированные человеческой деятельностью. В большинстве стран издали законопроекты по контролю окружающей среды. В каждом крупном государстве имеются делегации всемирных организаций по защите природы.


«Гринпис»

Популярнейшая мировая организация, создатели которой - противники неконтролируемых проверок атомного оружия. Они же были первыми участниками «Гринпис». Цель - экологическое возрождение и привлечение интереса людей, Правительства к защите природы. Финансировали общество неравнодушные граждане.

Главные задачи фонда:

  • остановка глобального потепления;
  • сохранение природы океанов;
  • оберегание лесов;
  • обеспечение атомного разоружения;
  • введение экологического земледелия;
  • прекращение изготовления токсинов.

Члены движения организовывают акции протеста по миру. Одно из достижений сторонников - прекращение жестокой охоты на китов.


В своей деятельности руководствуются принципами:

  • Независимость. Деньги на пожертвование участники принимают от людей, частных благотворительных компаний. Отказываются от помощи власти, политических партий.
  • Миролюбие. Достижения задач добиваются ненасильственным путем. Если им угрожают, не отвечают тем же.
  • Бойкоты действиями. Организация считает, что акции негодования привлекут внимание людей.

Деятельность членов сообщества носит мирный характер. Цель их операций - остановка варварского отношения к окружающей среде.

«Мировой фонд дикой природы»

Цель - охрана живой природы планеты. В начале создания в общество входили профессора, предприниматели, лидеры Правительства - это позволило провести первую акцию протеста. Постепенно к фонду защиты окружающей среды присоединялись другие страны. Эмблема организации - панда. Животное занесено в Красную книгу.

Общество действует по всему миру. Участники не только привлекают интерес к проблемам, но и решают их. Занимается фонд защитой отдельных видов животного, растительного мира. Из достижений - спасение тигров от истребления, защита морей от засорения, спасение тропиков.

В России действует представительство организации, которое достигло успехов. Главные программы - лесная (охрана биологического богатства), климатическая (предотвращение изменений воздуха), морская (рациональное использование водных запасов). В РФ сообществом созданы заповедники, парки.

«Международное общество защиты животных»

Функционирует в 150 странах. Миссия - создать глобальное движение в защиту животных. Борется против бездушного обращения со зверями - медведями, китами, дельфинами. Выступает против опытов над животными, убийства, заточения в клетки. Члены общества считают, что нельзя использовать представителей дикого мира для получения меха, развлечений.

«Глобальный экологический фонд»

Деятельность направлена на выделение средств для решения экологических проблем. Направления: оказание финансовой помощи для реализации мероприятий по снижению выбросов газа, охране биологического разнообразия и водных источников; поддержка в достижении целей в сфере пищевой безопасности, борьба с климатическими изменениями и ухудшением состава почвы.

«Европейское агентство окружающей среды»

Это организация Европейского союза по обеспечению информацией о состоянии природы. В комитетах есть представители разных профессий, остро понимающие необходимость бережного отношения к природе.

Располагается в Дании. Задачи:

  • предотвратить климатические изменения;
  • сохранить биологическое разнообразие;
  • защитить здоровье человека;
  • правильно использовать органические запасы;
  • рационально обращаться с отходами.

В состав входит 32 государства.


«Всемирный Зеленый крест»

Экологическое общество, открытое в 1993 году. Центральное отделение располагается в Женеве, имеет делегации в 30 государствах. Цель открытия организации - принять меры по обеспечению безопасного будущего Земли, научить людей отвечать за результаты влияния на атмосферу.

Направления:

  • разрешение спорных ситуаций, возникающих из-за ухудшения экологического состояния планеты;
  • недопущение катаклизмов;
  • помощь пострадавшим от природных бедствий.

В состав общества входят организации из 20 регионов России.

Занимается благотворительностью - проводит медицинское обследование, выдает бесплатные путевки детям из экологически загрязненных городов.

«Международный Союз охраны природы»

Мировая организация, направленная на сохранность окружающей среды. Создана в 1948 году, главная контора расположена в Швейцарии. Основная идея - помощь движению по охране природы. Задачи - борьба с вымирающими разновидностями животных, сохранение экологических систем, контроль по правильному использованию ресурсов. Содействует странам в создании стратегий по защите окружающей среды.


В России имеется представительство МСОП, деятельность которого направлена:

  • на сохранение лесов, правильное их использование;
  • охрану вымирающих видов фауны;
  • развитие сельского хозяйства.

Функционирование филиала в РФ стабилизирует экологическую обстановку страны.

Главное достижения Союза - издание Красной книги.

«ЮНЕП»

Международная программа, одобренная ООН. В совет вошло 58 государств, которые каждый год собираются для обсуждения основных вопросов охраны природы. Центральный офис расположен в Кении. Решает проблемы регионального, глобального уровня.

Направления деятельности:

  • заблаговременное предостережение, оценка обстановки;
  • реализация экологической направленности;
  • взаимодействие с регионами;

Общество публикует отчетности для населения, власти.

«Всемирный социально-экологический союз»

Всемирное общество, в составе которого находится свыше 10 000 человек из разных государств. Каждый член организации действует непринужденно, с соблюдением Устава Союза. Идея - набрать людей, заинтересованных в охране атмосферы. Благодаря работе участников общества созданы заповедники, природные парки, заказники, восстанавливаются нарушенные экосистемы.

«Зеленый патруль» России

Организация начала деятельность в 2006 году на Сахалине. С течением времени достигла общероссийского масштаба - распространилась на 40 субъектов РФ.

  • разработать и реализовать действия по охране окружающей среды;
  • привлечь население к решению экологических проблем;
  • усилить контроль по выявлению недобросовестных пользователей природных запасов;
  • развивать межнациональное сотрудничество.

Участники организации проводят исследования, независимые экспертизы, оценивают масштабы проблемы, разрабатывают меры по снижению неблагоприятного влияния на атмосферу.

Организация BirdLife

Британскими орнитологами было создано сообщество по защите птиц, охране мест их обитания. Эта международная организация объединяет 121 страну, имеется представительство в Российской Федерации. Функции: решить вопросы состояния видов птиц, содействовать охране, улучшить места их обитания.

Общество разрабатывает меры по контролю климатических изменений, поскольку они влияют на жизнь птиц, способствуют вымиранию. Члены организации распространяют информацию о важности сохранения экологических систем, чтобы проблему признали на международном уровне.

Защита окружающей среды - приоритетная цель. Для этого создаются организации, деятельность которых направлена на решение экологических проблем. Они контролируют сохранение неповторимого природного достояния, объединяют активистов земного шара. С такими темпами развития природа возродится, исчезающие виды животных и растений будут сохранены.

Межправительственные экологические организации:

Под эгидой ООН:

ЮНЭП, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МОТ, МАГАТЭ

Самостоятельные региональные:

ЕВРАТОМ, ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ, ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО, ХЕЛКОМ, АЗИАТСКО-АФРИКАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОМИТЕТ.

Неправительственные международные организации:

МСОП, ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ОХРАНЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ, МЮО, РИМСКИЙ КЛУБ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СУД, ГРИНПИС.

Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его история насчитывает более ста лет.

Важнейшие документы в системе международных природоохранных отношений:

1) Всемирная партия охраны природы, провозгласившая и взявшая под защиту право всех форм жизни на выживание;

2) Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;

3) Конвенция об изменении климата;

4) Конвенция о биологическом разнообразии;

5) Конвенция об охране озонового слоя;

6) Конвенция о международной торговле исчезающими видами диких флоры и фауны;

7) Декларация по окружающей человека среде, являющаяся сводом основополагающих принципов международного сотрудничества;

8) Конвенция по водно-болотным угодьям;

9) Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и еще целый ряд документов.

Международные организации осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координацию совместных усилий по охране природы и привлечению внимания общественности к экологическим проблемам.

Они могут быть международными (межправительственными) или неправительственными (общественными):

1) важнейшей среди межгосударственных организаций является ЮНЕП, созданная ООН в 1972 г. для реализации программы защиты окружающей среды;

2) медико-санитарные аспекты охраны окружающей среды рассматривает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

3) контроль за соблюдением строительства и эксплуатации атомных электростанций осуществляет МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии, созданное под эгидой ООН в 1957 г.;

4) для России и других стран, входящих в СНГ, особое значение имеет создание Межгосударственного экологического совета (1992 г.);

5) вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) ;

6) известной международной общественной организацией является «Гринпис», главным направлением деятельности которой является противодействие загрязнению окружающей среды.

Программа ЕЭС по гражданской защите включает следующие мероприятия:

1) распространение знаний о защитных мероприятиях и повышение качества обучения;

2) разработка единой терминологии;

3) развитие сетей по обнаружению природных зон риска с использованием спутников;

4) организация семинаров, симпозиумов, выставок и других общественных мероприятий;

5) создание европейской эмблемы ГО и учреждение почетных наград.

Правительственные и многие неправительственные программы возглавляет ЮНЕСКО – организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, созданная в 1946 г. для координации деятельности правительств и научных учреждений. В 1972 г. в Стокгольме ЮНЕСКО организовала первую крупную Международную конференцию по вопросам окружающей среды. В результате этой конференции была создана Межправительственная программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП (UNEP – UNITED NATION Environment Programme). ЮНЕП посвящена наиболее острым проблемам разрушения биосферы человеком (опустыниванию, деградации почв, исчезновению лесов, резкому ухудшению качества и уменьшению количества пресной воды, загрязнению Мирового океана).
После Стокгольмской конференции до наших дней было подписано в общей сложности 170 различных договоров и соглашений по охране окружающей среды, которые должны регламентировать использование природных ресурсов и загрязнение биосферы (табл. 3.3). Наиболее важная из них так называемая Вашингтонская конвенция – “Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения” (Вашингтон, 1973). До марта 1986 г. к конвенции присоединились 91 государство, в том числе и СССР. Конвенция включает три списка видов по опасности исчезновения, которые постоянно пополняются.
Важнейшим документом является “Всемирная стратегия охраны природы” (5 марта 1980 г.). Он подготовлен и курируется Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирным фондом дикой природы (WWF), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO) и другими международными неправительственными организациями, работающими под эгидой ЮНЕСКО.

МСОП – неправительственная организация, созданная в 1948 г. при ЮНЕСКО (со штаб-квартирой в Швейцарии). В составе МСОП более 130 государств (в том числе и РФ), а также 24 международные организации. МСОП издает международные Красные книги.

WWF (Всемирный фонд дикой природы) – Международная неправительственная организация, созданная в 1961 г. осуществляет фундаментальные исследования, учреждает и охраняет заповедники, предоставляет денежную помощь и занимается просветительской и воспитательной работой в сфере охраны природы. Им уже поддержано более 3000 проектов на сумму, превышающую 90 млн долларов.

В 1982 г. ООН была принята “Всемирная хартия природы” – Международный природоохранный документ, возлагающий ответственность за состояние биосферы на все государства, входящие в состав ООН. К сожалению, эта хартия оказалась малоэффективной.

В июне 1992 г. состоялась Международная конференция в Рио-де-Жанейро. В этом грандиозном форуме участвовало 40 тыс. человек, делегация из России состояла из 160 человек, ход работы форума освещало 2000 журналистов.

На конференции были сформулированы положения о необходимости перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития и планировалось подписать “Хартию земли” – основной документ о стратегии и тактике развития человечества на пути к обществу устойчивого развития (включая и обязательства богатых стран оказать помощь в улучшении экологической ситуации бедным странам). Однако текст хартии не был принят, так как богатые страны воздержались от конкретных обязательств (в основном по причине нестабильности демографической ситуации в бедных странах). Хартия была заменена “протоколом о намерениях” – Декларации по окружающей среде и развитию. Прогноз экологических последствий хозяйственной деятельности человека и обоснование роли заповедников – центральные задачи, которые решались Международной биологической программой “Человек и биосфера”. В результате выполнения этой программы была создана репрезентативная сеть биосферных заповедников (к 1990 г. их число превысило 243, 120 млн га). Важную роль играет Всемирная организация-а площадь здравоохранения (ВОЗ) – межправительственная организация, созданная в 1946 г., усилия которой направлены на борьбу с особо опасными болезнями. В сфере компетенции ВОЗ находится и влияние на здоровье человека различных загрязнений.
Международные обязательства РФ в области охраны окружающей среды
РФ – активный участник многих международных экологических организаций (как правительственных, так и неправительственных) и выполняет ряд важных проектов по двусторонним соглашениям (с США, ФРГ, Японией, Финляндией и др.).

На конференциях ООН по окружающей среде и развитию были при­няты важнейшие документы, направленные на решение проблем Земли. Ко всем этим документам присоединилась и Россия, заявив о поддержке международного сотрудничества в интересах устойчивого развития.

Разработана и утверждена Президентом РФ “Концепция перехода РФк устойчивому развитию”. Обсуждается проект “Государственной стратегии устойчивого развития РФ”. Разрабатываются планы действий Прави­тельства РФ по охране окружающей среды.

Правительства стран - членов Европейского регулярно пересматривают и обновляют свои структуры и процедуры-Союза (ЕС) управления качеством окружающей среды в целях повышения их эффективности. К прежним уровням управления, государственным, добавился еще один, межгосударственный, уровень.

Важной тенденцией современности является то, что центральные орга­ны власти стали передавать все больше полномочий местным органам.

Международное сотрудничество РФ осуществляется в форме участия в международных конвенциях, подписания соглашений по природо­охранной деятельности и выполнению различных проектов, в том числе и по решению задач регионального характера.

Основное взаимодействие осуществляется с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в рамках выполнения проектов на террито­рии России. Исполнительным органом ЮНЕП в России является Центр международных проектов Госкомэкологии, который выполняет также роль координатора ряда совместных проектов России, СНГ и ЮНЕП. Главное внимание сосредоточено на совершенствовании информационных сис­тем, гармонизации информационных систем и природоохранного зако­нодательства России и стран СНГ, проблемах Каспийского и Черного морей, других региональных программах.

В рамках деятельности Комитета по экологической политике ЕЭК ООН регулярно проводятся конференции министров охраны окружающей сре­ды стран Европы, разрабатываются экологические программы в целях совершенствования политики и управления природоохранной деятельно­стью в странах с переходной экономикой. Важным событием последних лет является участие России в Общеевропейской конференции министров охраны окружающей среды под эгидой ЕЭК ООН, итогом которой была «Экологическая программа для Европы».

В реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики участву­ют страны арктической «восьмерки», в том числе Россия.

Выполняются совместные региональные проекты. В соответствии с Декларацией, принятой министрами охраны окружающей среды регио­на Баренцева моря (1995 г.), ведутся работы по предотвращению радиоак­тивного загрязнения, готовности к ядерным авариям, экологическому управлению и др.

Сотрудничество в рамках Баренцева/Евроарктического региона включает предотвращение радиационного загрязнения, управление окружающей средой, снижение загрязнения от промышленной деятельно­сти, охрану мест обитания и сохранение флоры и фауны.

Соглашения о сотрудничестве РФ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности подписаны со многими стра­нами, в частности:


  • с Финляндией и Болгарией - о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, стихийных бедствий и ликвида­ции их последствий (1994);

  • с Норвегией - о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью в Баренцевом море (1994);

  • с Китайской Народной Республикой и другими странами - о со­вместной охране лесов от пожаров;

  • с США - о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (1994).

Соглашение с США 1994 г. является продолжением Соглашения от 1972 г. С США заключено также соглашение о сотрудничестве по предот­вращению загрязнения окружающей среды в Арктике и другие. Сотрудни­чество с США осуществляется, прежде всего, в рамках Комитета по окру­жающей среде Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству.

Россия имеет обязательства по выполнению подписанных ею меж­дународных договоров по окружающей среде (их более 20), включая конвенции, соглашения и протоколы к ним. Это Лондонская кон­венция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и дру­гих материалов, Конвенция по защите морской среды Балтийского моря, Конвенция по защите Черного моря от загрязнения, Конвенция по борьбе с опустыниванием, рамочная Конвенция ООН об изменении климата, Венская конвенция об охране озонового слоя, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Конвен­ция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Венская конвенция о гражданской ответственности за ядер­ный ущерб и другие.
Ратификация международных договоров и конвенций поддерживает­ся законами РФ.
В 1979 г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН раз­работана и принята Конвенция “О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния”.
В 1994 г. Россия подписала Протокол к Конвенции 1979 г. о трансгра­ничном загрязнении воздуха на большие расстояния относительно даль­нейшего сокращения выбросов серы. Обязательства по этому Протоколу, предусматривающему уменьшение выбросов на европейской части на 38 % к 2000 г. и на 40 % к 2005 и 2010 гг. по отношению к уровню 1980 г., фактически были выполнены к 1991 г.
В 1988 г. подписан Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков, согласно которому не позднее 31 декаб­ря 1994 г. они не должны были превышать уровня годовых национальных выбросов за 1987 г. Это обязательство выполняется Россией с 1991 г. (за счет спада производства).
Протокол 1991 г. об ограничении выбросов летучих органических со­единений или их трансграничных потоков (в целях предотвращения обра­зования приземного озона) не подписан Россией и не ратифицирован большинством стран.
Россия ратифицировала принятую в 1989 г. мировым сообществом Базельскую конвенцию «О контроле за трансграничной перевозкой опас­ных отходов и их удалением», в соответствии с которой импорт отходов в целях их захоронения или сжигания на территории РФ запрещен.