Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Большие каменные головы на острове. У каменных голов острова пасхи есть туловища

Моаи
Загадки Острова Пасхи

(из цикла "На задворках планеты" )

Моаи (статуя, истукан, идол [с рапануйского языка]) - каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи , принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением в период с 1250 по 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.

Более ранние моаи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же просто на открытой местности. Возможно, что транспортировка некоторых статуй так и не завершилась. Таких аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики , установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку , взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, - на когда-то стоявшую перед ними деревню. Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле.


Месторасположение погребальных площадок аху на острове

Сейчас восстанавливают процесс периодического демонтажа статуй для переноса их на новые постаменты, а также окончательного погребения их под завалами камня. Почти половина или 45 % всех моаи (394 или 397) так и осталась в Рано Рараку . Часть не вырубили полностью или же они изначально должны были оставаться в таком положении, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Раньше считалось, что все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Сейчас предполагают, что они и были предназначены для этого места. Также им не собирались делать глаза. Позже эти статуи оказались погребены делювием (скоплением рыхлых продуктов выветривания горных пород) со склона вулкана.

В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты или упали по естественным причинам (землетрясения, удары цунами). Сейчас около 50 статуй восстановлены на церемониальных площадках или в музеях в других местах. Кроме того, сейчас одна статуя имеет глаза, так как было установлено, что в глубоких глазницах моаи некогда были вставки из белого коралла и чёрного обсидиана, последний мог заменяться чёрной, но затем покрасневшей пемзой.


Каменоломня и статуи на склоне Рано Рараку

Большинство моаи (834 или 95 %) вырублено в крупноблочном тахилитовом базальтовом туфе каменоломни вулкана Рано Рараку . Не исключено, что часть статуй происходит и из месторождений других вулканов, в которых имеется аналогичный камень и они ближе к местам установки. Несколько небольших статуй выполнены из другого камня: 22 - из трахита; 17 - из красной базальтовой пемзы вулкана Охио (в бухте Анакена ) и из других месторождений; 13 - из базальта; 1 - из муджиерита вулкана Рано Као . Последняя - это особо почитаемая статуя высотой 2,42 м из культового места Оронго , известная как Хоа-Хака-Нана-Иа . С 1868 года она находится в Британском музее. Круглые цилиндры «пукао» (пучок волос) на головах статуй изготовлены из базальтовой пемзы вулкана Пуна Пао . Не все моаи, установленные на аху, снабжались красными (изначально чёрными) цилиндрами пукао. Их изготовляли только там, где на близлежащих вулканах имелись залежи пемзы.


Cтатуя Хоа-Хака-Нана-Иа высотой 2,42 м. Вид спереди и сзади

Если говорить о весе моаи, то в очень многих публикациях он сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт (объёмная масса около 3-3,2 г/ куб.см), а не те лёгкие базальтовые породы, что указаны выше и из которых статуи сделаны(меньше 1,4 г/куб.см, редко 1,7 г/ куб.см). Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиеритовая статуи, действительно, изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала.

Обычный размер моаи - 3-5 м. Средняя ширина основания - 1,6 м. Средний вес таких статуй - менее 5 т (хотя указывается масса в 12,5-13,8 т). Реже высота статуй - 10-12 м. Не более 30-40 статуй имеет вес более 10 т.

Самая высокая из заново установленных - это моаи Паро на аху Те-Пито-Те-Кура , высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории - моаи на аху Тонгарики . Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран. Cамые высокие статуи острова находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку . Из них самая большая - Пиропиро , 11,4 м.


Аху Тонгарики

А вообще крупнейшая статуя - El Gigante , размером около 21 м (по разным сведениям - 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес - и 145-165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.

Вес каменных цилиндров не более 500-800 кг, реже 1,5-2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.


Крупнейшая статуя - El Gigante, размером около 21 м в Рано Рараку

Общеизвестный стиль статуй среднего периода истории острова Пасхи появился не сразу. Ему предшествовали стили монументов Раннего периода, которые подразделяют на четыре типа.
Тип 1 - четырёгранные, иногда плюснутые каменные головы прямоугольного сечения. Туловища нет. Материал - желтовато-серый туф Рано Рараку .
Тип 2 - длинные столбы прямоугольного сечения с изображением малореалистичной фигуры в полный рост и непропорционально короткими ногами. Найден только один завершённый образец на аху Винапа , первоначально двуглавый. Два других незаконченных - в карьерах Туу-Тапу . Материал - красная пемза.
Тип 3 - единственный экземпляр реалистичной коленопреклонённой фигуры из туфа Рано Рараку . Найдена там же, в отвалах древнейших карьеров.
Тип 4 - представлен большим количеством торсов, прототипов статуй Среднего периода. Изготовлены из твёрдого, плотного чёрного или серого базальта, из красноватой пемзы, из туфа Рано Рараку и муджиерита. Отличаются выпуклым и даже заострённым основанием. То есть они не предназначались для установки на постаменты. Их вкапывали в землю. Они не имели отдельного пукао и удлинённых мочек ушей. Три прекрасных образца из твёрдого базальта и муджиерита были вывезены и находятся в Британском музее в Лондоне , в Музее Отаго в Данидине и в брюссельском Музее пятидесятилетия .


Справа - один из образцов моаи раннего периода. Слева - Базальтовая статуя раннего периода, моаи Хава, из Британского музея на экспозиции в Ливерпуле

Статуи Среднего периода являются усовершенствованным вариантом менее крупных статуй предшествующего периода. Вопреки расхожему мнению, лица, воспроизведённые на них, не европейские, а чисто полинезийские. Излишне вытянутые головы появились благодаря непропорциональному растягиванию поздних монументов в погоне за всё большей высотой. При этом всё равно отношение длины к ширине носа (снизу) осталось «азиатским». Начиная с Хоа-Хака-Нана-Иа , также некоторые статуи Среднего периода покрывались резьбой. Она включает maro - изображение на спине, напоминающее набeдренную повязку, дополненную кругом и м-образной фигурой. Пасхальцы трактуют этот рисунок как «солнце, радуга и дождь». Это стандартные для статуй элементы. Другие рисунки более разнообразны. На передней стороне может быть что-то похожее на воротник, хотя, конечно, фигуры обнажены. Хоа-Хака-Нана-Иа сзади имеет также изображения вёсел «ао», вульв, птицы и двух птицечеловеков. Считают, что изображения, относящиеся к культу птицечеловека, появились уже в Среднем периоде. Одна статуя со склона Рано Рараку имеет на спине и груди изображения трёхмачтового камышового судна или, по другой версии, европейского корабля. Однако многие статуи могли не сохранить свои изображения из-за сильной эрозии мягкого камня. Изображения имелись и на некоторых цилиндрах пукао . Хоа-Хака-Нана-Иа , кроме того, имела раскраску тёмно-бордовой и белой краской, которая была смыта при перемещении статуи в музей.


Статуя среднего периода с реконструированными глазами


Позднейшие статуи Среднего периода в Рано Рараку

Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять, кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.

Легенды острова говорят о вожде клана Хоту Мату’а , который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестерыми его сыновьями, а затем - между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана ). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.

Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.

В 1955-1956 гг. известный норвежский путешественник Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Одним из основных в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению статуй моаи. В итоге тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих », получившее свое название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова - племени «короткоухих ». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.


Фотоиллюстрация из книги Тура Хейердала «Тайна острова Пасхи» 1959 г

По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана , лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня». Туземцы - участники эксперимента - сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили» перекантовываясь, и в 1986 году совместно с Туром Хейердалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 10-тонную статую в вертикальном положении. Антропологи повторили эксперимент в 2012 году, сняв на видео.


В 2012 американские исследователи успешно повторили эксперимент с 5 тонной «шагающей» статуей


Моаи острова Пасхи

Моаи (статуя, истукан, рапануйский идол) - каменные монолитные статуи.

Эти каменные истуканы самых разных размеров - от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн. С этих каменных статуй началась слава острова Пасха (Пасхи).

Было совершенно непонятно, как они могли появиться на затерянном в океане островке со скудной растительностью и «диким» населением. Кто вытесал их, приволок на берег, водрузил на специально сделанные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами? По версии участников экспедиции под руководством профессора Э. Мулдашева на остров Пасхи, его в своё время населяли 1 200 000 каменных истуканов, которые умели ходить. Эрнст Мулдашев считает, что у них была особая миссия на этой земле.

Гипотеза о том, что истуканы острова Пасхи являются своеобразными каменными Чипами Смерти, возникла у нас на основании изучения тибетской медицины. Дело в том, что у истуканов как бы нивелированы многие части тела (нет ног, почти нет черепа, отсутствуют контуры спины, лишь намёком показаны руки и т. д.), зато выпячены и подчёркнуты глаза, нос, уши и рот, которые в тибетской медицине считаются органами смерти, поскольку именно через них последняя и входит в организм человека.

Следует отметить, что в клетках организма недавно обнаружен так называемый ген апоптоза, или «ген смерти». Смерть как бы заложена в генетической программе клетки. Однако методы воздействия на «ген смерти» пока ещё не разработаны.

Если предположить, что истуканы острова Пасхи и в самом деле являются «чипами смерти», то как эти каменные статуи могли воздействовать на живые организмы?

Я уже говорил, что во многих преданиях и мифах мира камень считается живым существом, способным, видимо, не только обладать памятью (как чипы в электронике), но и излучать энергию информационного порядка. А если принять во внимание легенды о том, что истуканы ходили, удерживались в вертикальном положении и т. п. за счёт «каменной энергии» Мана , исходящей из подземного мира, то почему бы не выдвинуть гипотезу, что подземная Шамбала через истуканов острова Пасхи воздействовала на течение жизни в наземном мире, регулируя её через Смерть. Вполне понятно, что регуляция течения жизни должна осуществляться через «ген смерти» путём изменения его характеристик в программе жизни клетки. Такое воздействие может быть оказано волновым путём, так как 90–98% генома клетки, по последним научным данным (П. П. Гаряев и др.), составляет волновой компонент.

Вы хотите сказать, что истуканы острова Пасхи навели смертную жизнь на Земле? - Именно так. Если проанализировать древние религии, то можно понять, что телесная жизнь первоначально была заложена как бессмертная. Люди умели менять своё постаревшее тело на новое и молодое, о чём, кстати, свидетельствуют некоторые древние статуи в Латинской Америке. Это было во времена Лемурии, когда на Земле жили 10-метровые гиганты. Но даже эти прекрасные люди не избежали, как описывается, греха посчитать себя всемогущими и стали использовать технологии заклинаний со злыми целями. Наказание пришло в виде апокалипсиса, во время которого утонула основная часть Лемурии. После этого, около 4 000 000 лет тому назад, боги решили сделать земную жизнь смертной, чтобы люди не могли менять свои тела. Для этого, наверное, и были созданы истуканы острова Пасхи, которые постепенно вводили «ген смерти» в тела людей и всего живого.

Тур Хейердал пытался путём раскопок достичь основания одного из истуканов, но это ему не удалось. Основание уходило невесть куда под землю. Что вы думаете об этом?

Насчитывается несколько десятков таких истуканов в районе вулкана Рано-Рараку. Когда мы определяли направление их «взгляда», то оказалось, что все они смотрят только на запад, охватывая угол в 180 градусов, с разницей направления «взгляда» каждого истукана в 15 градусов. Это показалось нам любопытным. Дело в том, что в тибетской медицине считается, что запад - это закат, или смерть, а восток - это восход, или жизнь. Тибетская медицина исходит из принципа «микрокосм макрокосма», по которому считается, что Земля является клеточкой разумного Космоса, а человек - клеточкой Земли. Поэтому понятия «запад» и «восток» проецируются и на человека. И вполне можно допустить, что стационарные истуканы, торчащие из-под земли, являлись как бы «антеннами Шамбалы», которые управляли работой «мобильных истуканов», направляя их смертельное излучение в тот или иной сектор именно Западного полушария, как положено по принципу «микрокосм макрокосма» для регуляции жизни.

Статуи имеют чрезвычайно странный вид - у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. К какому человеческому племени принадлежали те, чьи портреты остались на острове в виде моаи? Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные как бы в гримасе насмешки и презрения. Глубокие выемки под надбровными дугами, большой лоб - кто они?

Статуи острова Пасхи привлекают внимание многих туристов своим специфическим исполнением. Некоторые из них можно увидеть в крупнейших музеях мира, но лучше всего отправиться в Чили и пройтись среди идолов, любуясь их масштабом и разнообразием. Считается, что сделаны они были в интервале от 1250 до 1500 годов. Впрочем, секрет создания скульптур до сих пор передается из уст в уста.

Статуи острова Пасхи и основные их характеристики

Многим интересно, сколько статуй подобного типа существует и откуда взялись эти огромные туловища на небольшом острове. В настоящий момент обнаружено 887 скульптур разного размера, выполненных в едином стиле. Их еще называют моаи. Правда, не исключено, что раскопки, время от времени проводимые на острове Пасхи, приведут к обнаружению дополнительных истуканов, которые местные племена так и не установили на места.

Материалом для изготовления каменных статуй является туффит – порода вулканического происхождения. 95% процентов моаи изготовлены из туфа, добытого из вулкана Рано Рараку, который находится на острове Пасхи. Лишь немногие из идолов сделаны из других пород:

  • трахита – 22 статуи;
  • пемзы вулкана Охио – 17;
  • базальта – 13;
  • муджиерита вулкана Рано Као – 1.

Многие источники предоставляют недостоверную информацию относительно массы моаи, так как рассчитывают ее с учетом того, что они изготовлены из базальта, а не менее плотной базальтовой породы – туффита. Тем не менее, средний вес статуй достигает 5 тонн, поэтому современники нередко выдвигают догадки, как такие тяжеленные фигуры были перемещены из каменоломни на места своего настоящего расположения.

Размер статуй острова Пасхи варьируется от 3 до 5 метров, а их основание в ширину достигает 1,6 метров. Лишь немногие статуи достигают высоты свыше 10 метров и веса около 10 тонн. Все из них принадлежат более позднему периоду. Отличают такие статуи вытянутые головы. На фото кажется, что они передают черты лица европеоидной расы, но на самом деле физиогномика повторяет особенности полинезийцев. К такому искажению прибегали с единственной целью – увеличить высоту статуй.

Вопросы, которыми задаются при виде моаи

Во-первых, многих интересует, почему статуи разбросаны по всему острову и в чем состоит их назначение. Большинство идолов установлено на аху – погребальных платформах. Древние племена считали, что моаи вбирают в себя силу выдающихся предков и позднее помогают своим потомкам с того света.

Существует легенда, что основоположником традиции по возведению истуканов стал вождь клана Хоту Мату’а, который приказал после своей смерти установить статую на острове Пасхи, а саму часть суши разделить между шестью сыновьями. Считается, что в идолах скрыта мана, которая при правильной медитации способна повысить урожай, принести племени благополучие, придать сил.

Во-вторых, кажется, что перенести такие каменные глыбы от вулкана на достаточно отдаленные места через джунгли невозможно. Многие выдвигали разные гипотезы, но истина оказалась гораздо проще. Во второй половине XX века путешественник из Норвегии Тур Хейердал обратился к вожаку племени «длинноухих». Он попытался выяснить, как называются статуи, для чего они нужны и как изготовлялись. В результате чего весь процесс был подробно описан и даже воспроизведен в качестве примера для приезжих исследователей.

Хейердалу стало интересно, почему ранее технология производства скрывалась ото всех, но вожак лишь ответил, что до этого периода никто не спрашивал о моаи и не просил показать, как их изготавливали. При этом по традиции нюансы техники создания статуй острова Пасхи передаются от старших к младшим, поэтому она до сих пор не забыта.

Для того чтобы выбить моаи из вулканической породы, необходимо изготовить специальные молотки, которыми отбиваются фигуры. При ударе молоток разбивается вдребезги, поэтому приходилось создавать сотни таких орудий труда. После того как идол был готов, его вручную огромным количеством людей при помощи веревок вытаскивали и тянули до аху. На месте погребения под статую подкладывали камни и с помощью бревен, используя метод рычага, устанавливали ее на требуемое место.

Место нахождения: Чили, остров Пасхи
Изготовлены: между 1250 - 1500 годами
Координаты: 27°07"33.7"S 109°16"37.2"W

Содержание:

Краткое описание

Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили . Ближайшие соседи - жители острова Питкэрн - проживают за 2000 км отсюда.

Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды - дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.

В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй . Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки - из сверкающих кусочков вулканического стекла.

Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.

Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.

В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты .

«Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»

Заселение острова Пасхи началось в 300 - 400 годах выходцами из Восточной Полинезии. По другой версии, предложенной Туром Хейердалом, первыми жителями острова являлись переселенцы из Древнего Перу . Переплыв Тихий океан от берегов Южной Америки до Полинезии на деревянном плоту «Кон-Тики», норвежский учёный доказал, что даже в условиях древней цивилизации американские индейцы могли преодолевать большие водные пространства.

Коренное население острова Пасхи принадлежало к двум племенам - «длинноухим», которые и создали моаи, и «короткоухим». «Длинноухие» получили своё название потому, что они носили в ушах тяжёлые украшения, иногда такого размера, что мочки оттягивались до плеч. Пасхальцы верили, что в каменных изваяниях заключена сверхъестественная сила их клана, называемая «маной». Вначале длинноухие и короткоухие жили в мире и согласии друг с другом, но их поздняя история отмечена чередой жестоких войн, вызванных нехваткой продовольствия.

Из-за засухи снижались урожаи, не хватало деревьев на изготовление лодок, с которых можно было ловить рыбу. Теперь моаи отождествлялись с образом врага, и статуи уничтожались племенами-соперниками. Существует множество теорий относительно назначения моаи. Возможно, это были островные боги, запечатлённые в камне, или портреты вождей, правивших островом. По мнению Тура Хейердала, статуи изображают белых индейцев, прибывших на остров из Латинской Америки . В эпоху культурного расцвета (XVI-XVII вв.) на острове Пасхи проживало до 20 тысяч человек.

После прибытия европейцев численность населения сократилась, многие пасхальцы были вывезены в Перу для каторжных работ. Сегодня остров населяют около 4000 человек. Условия жизни островитян значительно улучшились, построен аэропорт, туристы приносят небольшой доход. Но остров Пасхи по-прежнему кажется безлюдным, как во времена исследований Тура Хейердала, когда норвежцу виделся «какой-то окаменевший мир со своими окаменевшими жителями».

  • Адрес: остров Пасхи, Чили;
  • Изготовлены: между 1250 и 1500 гг.;
  • Примерное количество: 887 статуй;
  • Средний вес: менее 5 т;
  • Средняя высота: 3-5 м.

Одно из чудес света, статуи моаи, находятся на , расположенном в центральной части Тихого океана. Остров принадлежит , свое название он получил, потому что был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье. Кроме статуй, туристы приезжают увидеть уникальный пейзаж, вулканические кратеры, пляжи с прозрачной голубой водой.

Моаи – описание и интересные факты

Все хоть раз заочно видели статуи на острове Пасхи – фото монументов имеются в избытке, но они не смогут создать полное впечатление, поэтому при первой возможности следует посетить остров и в живую осмотреть их.

Сколько статуй на острове Пасхи? Благодаря постоянным археологическим раскопкам уже удалось найти около 887 статуй. Эти каменные исполины с большими головами и бесформенным телом разбросаны по всей территории острова.


Как называются статуи на острове Пасхи? Местные жители зовут их моаи, приписывая им особые силы и считая, что в глыбах заключена духовная сила острова. Только благодаря ей устанавливается хорошая погода, возможен успех в любви и войне, сбор богатого урожая. Довольно часто можно услышать, что каменные статуи острова Пасхи сами выбирают место установки. Мана, так называется сверхъестественная сила, оживляет статуи, после чего они сами находят свое место.

Из чего сделаны статуи на острове Пасхи? Их появление датируется XIII-XVI столетиями. Большинство моаи изготовлены из вулканического туфа, который легко поддается обработке, и лишь небольшая часть – из трахита или базальта. Также существует особо почитаемая местным населением статуя – Хоа-Хака-Нан-Иа, которая выполнена из муджиерита вулкана Рано Као.

Откуда взялись статуи на острове Пасхи? Очевидно, что их сооружение занимало много времени, сил. Сначала ходили легенды о вожде клана Хоту Мату`а, который первым нашел остров и поселился на нем. Лишь в 1955-1956 годах выяснилась правда, это произошло, когда известный норвежский археолог Тур Хейердал посетил – статуи, происхождение которых занимало умы всех ученых, возвело вымирающее племя «длинноухих». Такое странное название появилось из-за длинных мочек ушей, которые украшались тяжелыми серьгами. Поскольку тайна создания моаи тщательно скрывалось от коренного населения, жители приписывали им чудодейственные свойства.


Как объяснили путешественнику оставшиеся в живых представители племени «длинноухих», памятники моаи создавались их предками. Сами они знали процесс изготовления лишь в теории. Но уступив просьбам Тура Хейердала, представители племени высекли статую каменными молоточками, переместили волоком на определенное место, и приподняли, подкладывая камни под основание, рычагами выступили три бревна. Данная технология передавалась устно из поколения в поколения, с ранних лет дети слушали рассказы взрослые и повторяли то, что запомнили. Так продолжалось, пока дети не выучивали процесс полностью.

Слухи о злых каменных истуканах

Статуи моаи на острове Пасхи обвиняли в вымирании местного населения. Если верить одной группе ученых, то возведение памятников привело к истреблению леса, ведь их перевозили на деревянных катках. Из-за этого уменьшились источники пропитания, и вскоре наступил голод. Это привело к почти полному вымиранию местного населения. Другая группа ученых утверждает, что причиной исчезновения деревьев стали полинезийские крысы. Современные статуи были отреставрированы уже в 20-м веке, так как землетрясения и цунами изрядно повредили их. Уцелело всего несколько памятников, установленных древними рапануйцами.


Удивительные открытия

Сначала каменные моаи воспринимались как загадочные лики, установленные на склонах острова Пасхи. Так как археологи не оставляли попыток понять предназначение истуканов, стали проводиться раскопки. В итоге, когда статуи на острове Пасхи раскопали, то обнаружили, что у голов есть туловища, общая длина тел достигает около 7 м. По крайне мере 150 самых легко узнаваемых моаи были зарыты по плечи, это и ввело народ в заблуждение, что установлены только головы. Теперь, когда всему миру открылось, что нашли под статуями на острове Пасхи, поток туристов только увеличился, чему местные жители весьма рады, ведь туризм – это основной источник дохода для острова.