Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Причины образования природных зон закономерности их размещения. Распределение природных зон на территории земли

Слайд 2

Цель урока:

показать, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли; объяснить смену природных зон на Земле; показать изменение природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Задачи урока:

  • Обучающие:конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле.
  • Развивающие:продолжать формирование умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон.
  • Воспитательные:воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру.
  • Слайд 3

    Размещению большинства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной

    зональности.Причина зональности - неодинаковое количество тепла, поступающего на разные широты, в связи с шарообразностью Земли.Поэтому на одной и той же широте на суше могут быть влажные прибрежные районы и внутренние сухие, защищенные горами или открытые всем ветрам.

    Слайд 4

    От экватора к полюсам сменяются природные комплексы – природные зоны.Природные зоны

    зональные природные комплексы с разным сочетанием тепла и влаги, закономерно сменяющиеся от экватора к полюсам.Природные комплексы закономерно сменяются и в горах. Смена природных комплексов в горах с высотой называется - высотной поясностью.Высотная поясность существует в горах любой природной зоны.

    С высотой в тропосфере температура падает.

    Поднимаясь все выше и выше в горы, мы попадаем во все более холодные условия.

    Слайд 5

    • Смена растительности с высотой в умеренных (справа) и тропических (слева) широтах.
    • Смена природных комплексах в горах хорошо заметна по изменению растительности.
  • Слайд 6

    Природные зоны – зональные комплексы, они сочетаются с азональными.Азанольныеприродные комплексы бывают

    комплексы бывают

    • Мелкие (оазис, высотной пояс). (оазис, высотные пояса). (материки и их части, океаны).
    • Крупные
    • Мелкие
  • Слайд 8

    В кронах деревьев живут обезьяны, множество птиц,

    Ползают змеи и ящерицы. В многоводных реках водятся

    Крокодилы, бегемоты. Самый известный хищник - леопард.

    Слайд 9

    Саванны- это территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев.

    Здесь различают зимний сухой сезон и летний сезон дождей. Высокие травы, толстая кора редких деревьев, как у африканского баобаба и мелкие листья, как у акации помогают запасать воду.

    Слайд 10

    Дикие животные (антилопы, зебры) могут пробегать большие расстояния в поисках воды и пищи, величественно ступают слоны. Самые известные хищники - львы, гепарды.

    Слайд 11

    Отличительной особенностью пустыни- недостаток влаги, высокие температуры в течение всего года и их большие суточные амплитуды, скудность растительности и животного мира. На материке Африка располагается

    Одна из величайших пустынь планеты - Сахара, на западе Южной Америки самая сухая пустыня - Атакама. В оазисах растет царица пустыни - финиковая пальма.

    Слайд 12

    Животный мир представлен грызунами (тушканчики, песчанки),копытными животными (антилопами, верблюдами). Водятся змеи, ящерицы. Много насекомых - скорпионов, пауков, муравьев.

    Слайд 13

    ж

    В степях жаркое. Относительно сухое лето и суровая зима, плодородные почвы и богатая травянистая растительность. Степи сильно изменены человеком

    (в основном распаханы и густо заселены).

    Тема: «Природные зоны Земли»

    Цель: расширить уже имеющиеся знания учеников о природных зонах Земли (продемонстрировать размещение основных зон на поверхности планеты, объяснить причины смены природных зон, показать изменения природных зон под воздействием деятельности человека).

    Задачи обучающие:

    1. Объяснить понятия «природная зона», «высотная поясность», «широтная зональность».
    2. Сформировать целостное понятие о природных зонах Земли как естественных территориальных комплексах.
    3. Показать закономерность и причину смены природных зон.

    Задачи развивающие:

    1. Развитие навыков работы с географической картой.
    2. Умение обобщать и классифицировать информацию (самостоятельное составление характеристик природных зон Земли).

    Задачи воспитательные:

    1. Развитие уважительного и бережного отношения к живой природе.
    2. Развитие интереса к географии и смежным дисциплинам (биология, ботаника и т.п.).

    Этапы урока:

    1. Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
    2. Введение в тему (метод повторения пройденного материала), постановка проблемы.
    3. Изучение нового материала (лекционный метод, работа с географической картой, игровой момент).
    4. Физкультминутка.
    5. Обобщение пройденного материала.
    6. Домашнее задание.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    В качестве дополнительного введения в тему учитель может прочитать стихотворение (или попросить сделать это учащегося) о природных зонах Земли. Это необходимо для создания у учеников особого настроения и лучшей усвояемости новых знаний.

    В качестве эпиграфа можно использовать:

    • В. Кеулькута «Тихо в тундре на рассвете»;
    • В. Безладнов «А на Севере, друзья»;
    • Н. Заболоцкий «В тайге»;
    • Э. Асадов «В тайге»;
    • Ю. Друнина «В степи»;
    • П. Вяземский «Ещё тройка»;
    • Н. Божукова «Вы рассказали о пустыне...».
    1. Введение в тему, постановка проблемы

    Учитель напоминает ученикам о пройденных смежных темах о природных зонах земли, задаёт наводящие вопросы:

    Климат одинаков на всей Земле?

    Что такое зональность?

    Каковы причины зональности?

    Сколько поясов освещённости на Земле, как они называются?

    В каком из поясов освещённости мы живём?

    Что такое высотная поясность?

    Педагог корректирует ответы детей, дополняя их.

    1. Изучение нового материала

    Учитель под запись даёт определение термину «природная зона» и объясняет его на конкретных примерах. Далее педагог обращается к географической карте, а ученики - к личным атласам. Наглядно показываются природные зоны Земли. Для стимуляции мозговых процессов задаётся вопрос:

    Почему природные зоны называются природными ? (названы так из-за преобладающей на этой территории растительности)

    В форме рассказа педагог объясняет причину размещения природных зон (закон широтной зональности). Так происходит окончательное формирование понятия «широтная зональность».

    Для закрепления новых знаний ученики по очереди вызываются к доске и на карте показывают ту или иную природную зону.

    Учитель объясняет, что природные зоны меняются не только по широте, но и по высоте (формирования понятия «высотная зональность»). Для лучшего запоминания и рефлексии задаётся вопрос:

    Почему это происходит? (с высотой изменяется давление и температура)

    Для закрепления результата внедряется игровой момент - загадки. В качестве загадок могут использоваться следующие:

    Вот перед нами лесной биом,

    Растений и животных очень много в нём.

    Он многоярусный, лианой оплетён,

    И «лёгкими Земли» зовется он.

    В нём много «драгоценностей» растёт,

    Их в медицине использует народ.

    На карте вдоль экватора найдёшь

    И мне ты эту зону назовёшь

    (ответ: влажные экваториальные леса)

    С приближением лета с каждым днем все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветков, нет яркой травы - пожелтела, выгорела, будто огонь спалил: остались только травы с узкими листьями

    (ответ: степь)

    Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холод ная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев,

    снега немного, земля промерзает на большую глубину?

    (ответ: тундра) и т.п.

    Педагог делает краткие выводы по полученному объёму знаний.

    1. Физкультминутка

    Проводится в традиционной форме, т.е. в виде зарядки (приседания, прыжки на месте и т.д.). Может присутствовать и познавательный момент: на каждое совершаемое физическое упражнение ученик должен ответить на какой-либо вопрос (например, какие животные встречаются в тундре или чем полезны для планеты влажные экваториальные леса).

    1. Обобщение пройденного материала

    Осуществляется в виде рассказа с элементами беседы, т.е. вовлечением детей в процесс обучения. Ещё раз проводится работа с географической картой. В качестве закрепления дети рисуют контурные карты в тетрадях, закрашивая природные зоны определённым цветом.

    Резюме урока осуществляет учитель самостоятельно или с помощью учеников. Для этого задаются вопросы о полученных понятиях (природная зона, широтная и высотная зональность).

    1. Домашнее задание

    Даётся по рекомендации учебника. В качестве творческого задания можно предложить синтезированную работу - сочинение на тему «Как я побывал в... (тундре, пустыне, тайге и т.п.)». Это одновременно закрепит полученные на уроке знания, разовьёт творческие способности и благоприятно скажется на развитии речи.

    От чего зависит формирование природных зон? Какие природные зоны выделяются на нашей планете? Ответить на эти и некоторые другие вопросы вы сможете, прочитав данную статью.

    Природная зональность: формирование природных зон на территории

    Так называемая нашей планеты выступает крупнейшим природным комплексом. Он является весьма неоднородным, как в вертикальном разрезе (что выражено в вертикальной поясности), так и в горизонтальном (широтном), что выражено в наличии разнообразных природных зон на Земле. Формирование природных зон зависит от нескольких факторов. И в этой статье мы поговорим именно о широтной неоднородности географической оболочки.

    Это составляющая географической оболочки, которая отличается определенным набором природных компонентов со своими особенностями. К этим компонентам можно отнести следующие:

    • климатические условия;
    • характер рельефа;
    • гидрологическая сетка территории;
    • почвенная структура;
    • органический мир.

    Нужно отметить, что формирование природных зон зависит от первого компонента. Однако свои названия природные зоны получают, как правило, по характеру своей растительности. Ведь флора - это самый яркий компонент любого ландшафта. Иными словами, растительность выступает в роли некоего индикатора, отображающего глубинные (те, которые скрыты от наших глаз) процессы формирования природного комплекса.

    Следует отметить, что природная зона - это наивысшая ступень в иерархии физико-географического районирования планеты.

    Факторы природной зональности

    Перечислим все факторы образования природных зон на Земле. Итак, формирование природных зон зависит от следующих факторов:

    1. Климатические особенности территории (к этой группе факторов стоит отнести температурный режим, характер увлажнения, а также свойства воздушных масс, господствующих над территорией).
    2. Общий характер рельефа (данный критерий, как правило, влияет лишь на конфигурацию, границы той или иной природной зоны).

    На формирование природных зон также может влиять близость к океану, или же наличие мощных океанических течений у берегов. Однако все эти факторы являются второстепенными. Главной же первопричиной природной зональности является то, что разные части (пояса) нашей планеты получают неодинаковое количество солнечного тепла и влаги.

    Природные зоны мира

    Какие же природные зоны выделяют сегодня географы на теле нашей планеты? Перечислим их от полюсов - до экватора:

    • Арктические (и антарктические) пустыни.
    • Тундра и лесотундра.
    • Тайга.
    • Зона широколиственного леса.
    • Лесостепь.
    • Степь (или прерии).
    • Зона полупустынь и пустынь.
    • Зона саванн.
    • Зона влажных тропических лесов.
    • Зона влажных (гилея).
    • Зона дождевых (муссонных) лесов.

    Если взглянуть на карту природной зональности планеты, то мы увидим, что все природные зоны расположены на ней в виде поясов субширотного направления. То есть, эти зоны, как правило, простираются с запада на восток. Иногда это субширотное направление может нарушаться. Причиной этому, как мы уже говорили, являются особенности рельефа конкретной территории.

    Также стоит отметить, что четких границ между природными зонами попросту нет (как это изображено на карте). Так, практически каждая из зон плавно "перетекает" в соседнюю. При этом на стыке очень часто могут формироваться пограничные "зоны". Например, таковыми выступают зоны полупустыни или лесостепи.

    Заключение

    Итак, мы выяснили, что формирование природных зон зависит от множества факторов. Главные из них - это соотношение тепла и влаги на конкретной территории, свойства господствующих воздушных масс, характер рельефа, и так далее. Набор этих факторов одинаков для любой территории: материка, страны или маленькой области.

    Географы выделяют на поверхности нашей планеты свыше десятка крупных природных зон, которые вытянуты в виде поясов и сменяют друг друга от экватора до полярных широт.

    Планета Земля – это уникальный источник жизни, внутри которого все развивается закономерно. Каждый материк – это отдельный биокомплекс, на котором приспособились жить разные виды растений и животных. В географии отдельные территории, имеющие схожий климат, почву, растительный и животный мир принято называть природными зонами.

    Типы зональности

    Зональность – это разделение территорий континентов и океанов на отельные части, которые называются зоны. Отличить их друг от друга проще всего по характеру растительности, ведь именно от него зависит какие животные могут обитать в этом регионе.

    Рис. 1. Природа на Земле

    В закономерность размещения природных зон есть три типа зональности:

    • Смена природных зон по широтам . Двигаясь от экватора к полюсам, можно заметить, как сменяются комплексы один за другим в горизонтальном положении. Особенно четко прослеживается эта закономерность на Евразийском континенте.
    • Зональность по меридианам . Природные зоны, также сменяются по долготе. Чем ближе к океану, тем больше его воздействие на сушу. И чем дальше вглубь к континенту, тем умереннее климат. Такая зональность прослеживается в Северной и Южной Америке, Австралии.
    • Вертикальная поясность . Как известно, смена природных зон происходит в горах. Чем дальше от поверхности земли, тем становится холоднее и меняется характер растительности.

    Причины зональности

    Закономерность расположения природных зон обусловлена разным количеством тепла и влаги на разных территориях. Где выпадает много осадков и высокий уровень испарения – появляются влажные экваториальные леса, где много испарения, а осадков мало – саванны. Где вообще нет осадков и весь год сухо – пустыни и так далее.

    Главная причина зональности – разница в количестве тепла и влаги в разных районах, двигаясь от экватора к полюсам.

    Рис. 2. Рассвет в степи

    Чем обусловлено разное соотношение тепла и влаги?

    Распределение тепла и влаги на Земле зависит от формы нашей планеты. Как известно, она шарообразная. Ось вращения проходит не прямо, а имеет некоторый наклон. Это приводит к тому, что солнце нагревает разные участки планеты по-разному. Чтобы лучше понять этот процесс, рассмотрим рисунок.

    ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

    Рис. 3. Распределение солнечной энергии на планете

    На рисунке видно, что там, где солнца много, поверхность нагревается больше, а значит больше испарение около океанов, соответственно будет достаточно дождей. Глубже в континент – испарение высокое, влажность низкая, и т. д.

    Итак, выделим основные причины зональности:

    • шарообразная форма Земли;
    • вращение планеты вокруг своей оси под наклоном.

    Причиной зональности в горах является отдаление от поверхности земли.

    Что мы узнали?

    Природные зоны сменяют друг друга не только по широте, но и по долготе. Это связанно с отдаленностью или близостью с океаном. В горах прослеживается смена природных зон потому, что чем выше – тем холоднее климат. Существуют две основные причины, влияющие на закономерность смены природных зон: шарообразная форма Земли и вращение планеты по наклонной оси.

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 6.

    Земной поверхности и условий увлажнения в разных частях материков природные зоны не образуют непрерывных полос, параллельных экватору. Лишь в и на некоторых больших по площади равнинах они простираются в широтном направлении, сменяя друг друга с севера на юг. Чаще они сменяются в направлении от побережий океанов в глубь материков, а иногда протягиваются практически вдоль меридианов.

    Природные зоны формируются и в : от экватора к полюсам изменяются свойства поверхностных вод, состав растительности и животного мира. Существует и . Однако океанические природные комплексы не имеют ярко выраженных внешних различий.

    На Земле велико разнообразие . Однако на фоне этого многообразия выделяются крупные части - природные зоны и . Это связано с различным соотношением тепла и влаги, которые получает земная поверхность.

    Формирование природных зон

    Неравномерное распределение солнечного тепла по поверхности Земли - основная причина неоднородности географической оболочки. Почти в каждом суши приокеанические части увлажнены лучше, чем внутренние, континентальные районы. Увлажнение зависит не только от количества осадков, но и от соотношения тепла и влаги. Чем теплее, тем больше влаги, выпавшей с осадками, испаряется. Одинаковое количество осадков может привести к избыточному увлажнению в одном поясе и недостаточному в другом. Так, годовая сумма осадков 200 мм в холодном субарктическом поясе избыточна (образуются болота), а в жарких тропических поясах резко недостаточна (существуют пустыни).

    Из-за различий в количестве солнечного тепла и увлажнения внутри географических поясов формируются природные зоны - большие территории с однородными условиями температур и увлажнения, особенностями поверхностных и подземных вод, схожими , и животным миром.

    Особенности природных зон материков

    В одних и тех же природных зонах на разных материках растительность и животный мир имеют сходные черты.

    Вместе с тем на особенности распространения растений и животных, помимо климата, оказывают влияние и другие факторы: геологическая история материков, рельеф и особенности горных пород, человек. Объединение и разделение материков, изменение их рельефа и климата в геологическом прошлом стали причиной того, что в сходных природных условиях, но на разных материках обитают разные виды растений и животных. Для африканских саванн, например, характерны антилопы, буйволы, зебры, африканские страусы, а в южноамериканских распространены несколько видов оленей, броненосцы и похожая на страуса нелетающая птица нанду. На каждом материке встречаются эндемичные виды (эндемики), свойственные только данному материку.

    Под воздействием человеческой деятельности географическая оболочка претерпевает существенные изменения. Для сохранения представителей органического мира и типичных природных комплексов во всех природных зонах мира создают особо охраняемые территории - , заповедники и др. В национальных парках, в отличие от , охрана природы сочетается с туризмом и отдыхом людей.