Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Сколько взрывчатки несет томагавк. Крылатая ракета «Томагавк» — современный топор войны

Ракетный комплекс "Tomahawk" морского базирования включает крылатые ракеты с надводным или подводным стартом, пусковые установки, систему управления ракетной стрельбой и вспомогательное оборудование.

Крылатая ракета (КР) "Tomahawk" BGM-109 создана в двух основных вариантах: стратегическом (модификации A,C,D ) - для стрельбы по наземным объектам и тактическом (модификации B,E ) - для уничтожения надводных кораблей. Их конструктивно-схемное построение и летно-технические характеристики идентичны. Все варианты благодаря модульному принципу построения отличаются друг от друга только головной частью.

Состав

КР выполнена по самолетной схеме (моноплан), имеет корпус цилиндрической формы с оживальным обтекателем головной части, складывающееся и утапливаемое в корпус крыло в центральной части и крестообразный стабилизатор в хвостовой. Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, графитоэпоксидного пластика и радиопрозрачных материалов. Для уменьшения радиолокационной заметности на корпус, крыло и стабилизатор нанесено специальное покрытие.

Боевой частью стратегической ядерной КР "Tomahawk" BGM-109A служит боеголовка W-80 (масса 123кг, длина около 1м, диаметр 0.27м и мощность 200кт). Подрыв производится контактным взрывателем. Радиус зоны разрушения 3км. Высокая точность стрельбы и значительная мощность ядерной боеголовки стратегической КР "Tomahawk" BGM-109A позволяют с высокой эффективностью поражать сильно защищенные малоразмерные цели. По оценке американских специалистов, вероятность уничтожения защищенного объекта, выдерживающего избыточное давление 70 кг/см 2 , одной КР "Tomahawk" составляет 0.85, а БРПЛ "Poseidon-СЗ" - 0.10.

Стратегическая неядерная КР BGM-109C снаряжена моноблочной (полубронебойной) БЧ, a BGM-109D - кассетной, которая включает до 166 малокалиберных бомб BLU-97B комбинированного действия (масса каждой 1.5кг) в 24 связках.

Система управления и наведения КР "Tomahawk" BGM-109 A/С/D представляет собой комбинацию следующих подсистем (см.схему ):

  • инерциальной,
  • корреляционной по контуру рельефа местности TERCOM (Terrain Contour Matching),
  • электронно-оптической корреляционной DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlator).

Инерциальная подсистема управления работает на начальном и среднем участках полета ракеты (масса 11кг). Она включает бортовую ЭВМ, инерциальную платформу и барометрический высотомер. Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты в системе координат и трех акселерометров, определяющих ускорения этих отклонений. Подсистема обеспечивает определение места КР с точностью 0.8км за 1ч полета.

В систему управления и наведения стратегических КР с обычной боевой частью BGM-109C и D включена электронно-оптическая корреляционная подсистема DSMAC , которая позволяет существенно повысить точность стрельбы (КВО - до 10м). В ней используются цифровые картины предварительно отснятых районов местности по маршруту полета КР.

Для хранения и запуска ракет "Tomahawk" на ПЛА используются штатные торпедные аппараты (ТА) или специальные установки вертикального пуска (УВП) Мк45 (см. схему , фото ), а на надводных кораблях-установки контейнерного типа Мк143 (см. схему , фото1 , фото2 ) или УВП Мк41 .

Для хранения лодочного варианта ракеты применяется стальная капсула (масса 454кг), заполненная азотом под небольшим давлением (см. , ). Это позволяет сохранять ракету в готовности к применению в течение 30 месяцев. Капсула с ракетой загружается в ТА или УВП как обычная торпеда.

Американские ПЛА имеют по четыре носовых гидравлических ТА, размещенных побортно (по два) под углом 10-12° к диаметральной плоскости корабля и обеспечивающих стрельбу с больших глубин, что значительно снижает демаскирующие факторы. Трубы ТА изготовлены из трех секций: носовой, центральной и кормовой. Загрузка и правильное расположение капсулы с КР в трубах ТА осуществляются с помощью направляющих планок и поддерживающих роликов. Механизм стрельбы связан с приводами открывания и закрывания крышек аппарата. Задняя крышка оборудована водомерно-смотровым окном, позволяющим следить за заполнением (осушением) ТА, манометром, а также кабельным вводом, соединяющим приборы управления КР с пультом управления стрельбой. Гидравлическая система выстреливания КР имеет импульсный воздушный цилиндр высокого давления, гидроусилитель и нагреватель водяной системы. На каждую группу из двух труб ТА одного борта установлен гидроцилиндр. Гидравлическая система действует следующим образом. При подаче воздуха высокого давления из корабельной магистрали в воздушный цилиндр одновременно с перемещением его поршня перемещается сидящий на одном штоке с ним поршень гидроцилиндра. Последний работает на свою группу ТА и подает воду в них через нагнетательную цистерну, соединяющуюся с каждым аппаратом посредством щелевых прорезей. При движении поршня вода из нагнетательной цистерны под давлением поступает сначала в кормовую часть трубы ТА, а затем через отверстия в капсулу, создавая избыточное давление, необходимое для выброса ракеты из ТА. Рычаги привода открывания передних крышек ТА сблокированы таким образом, что одновременно может быть открыта только одна крышка в группе, а следовательно, один аппарат будет свединен с нагнетательной цистерной.

Управление стрельбой, контроль за состоянием КР в ТА и УВП, их проверка, координация запуска и учет расхода ракет осуществляются с помощью системы управления стрельбой (СУС). Ее компоненты на ПЛА размещаются в центральном посту и торпедном отсеке. В центральном посту лодки находятся пульт управления, ЭВМ и блок преобразования данных. Отображение информации и вывод контрольных данных производятся на индикаторной панели пульта управления. На надводных кораблях СУС хранится в контейнере, установленном в помещении корабельного поста управления оружием. В системе используется математическое обеспечение и интерфейсы для ЭВМ, позволяющие выдавать целеуказание и координировать стрельбу КР "Tomahawk" по наземным объектам с одного корабля другим кораблям соединения или группы.

Функционирование ракетного комплекса происходит следующим образом. С получением приказа на применение ракетного оружия командир объявляет тревогу и переводит корабль в повышенную техническую готовность. Начинается предстартовая подготовка ракетного комплекса, на что затрачивается около 20мин. На ПЛА при стрельбе из ТА морская вода подается в трубу аппарата и через отверстия поступает в капсулу с КР. В этот момент в ракете начинает действовать устройство, создающее внутри ее корпуса избыточное давление, примерно равное внешнему, что предохраняет корпус КР от деформации. Лодка выходит на глубину пуска (30-60м) и снижает скорость хода до нескольких узлов. В систему управления и наведения КР вводятся необходимые для стрельбы данные. Затем открывается крышка ТА, срабатывает гидравлическая система выброса КР, и ракета выталкивается из капсулы. Последняя эжектируется из трубы ТА через некоторое время после выхода ракеты. Ракета связана с контейнером фалом длиной 12м, при разрыве которого (через 5с прохождения подводного участка траектории) происходит снятие ступени предохранения и включение стартового РДТТ. По мере прохождения толщи воды давление внутри корпуса КР снижается до нормального (атмосферного), и она выходит из-под воды на поверхность под углом 50°.

При стрельбе из УВП Мк45 открывается крышка шахты, включается система выброса ракеты, и избыточное давление, создаваемое газогенератором, выталкивает ракету из шахты. При выходе она разрушает мембрану капсулы, сдерживавшей давление морской воды, вертикально выходит на поверхность и, осуществив разворот, переходит на запрограммированную траекторию полета. Через 4-6с после выхода КР из-под воды или с окончанием работы стартового РДТТ пиротехническими зарядами сбрасывается хвостовой термообтекатель и раскрывается стабилизатор ракеты. В течение этого времени КР выходит на высоту 300-400м. Затем на нисходящей ветви стартового участка длиной около 4км раскрываются консоли крыла, выдвигается воздухозаборник, отстреливается за счет пироболтов стартовый РДТТ, включается маршевый двигатель, и КР переходит на заданную траекторию полета (через 60с после старта). Высота полета ракеты снижается до 15-60м, а скорость - до 885км/ч. Управление ракетой при ее полете над морем осуществляется инерциальной подсистемой управления, которая обеспечивает вывод КР в первый район коррекции (как правило, он отстоит от берега на несколько километров). Размеры этого района зависят от точности определения места стартовой платформы и ошибки инерциальной подсистемы управления КР, накапливаемой за время полета ракеты над водной поверхностью.

Наряду с оснащением кораблей ракетным оружием "Tomahawk" США проводят широкомасштабную программу развития и совершенствования крылатых ракет морского базирования, которая предусматривает:

  • Увеличение дальности стрельбы до 3-4тыс.км за счет разработки более эффективных двигателей и топлив, снижения массо-габаритных характеристик.В частности, замена ТРДД F-107 его модификацией, по оценке американских специалистов, дает рост тяги на 19 проц. и уменьшение расхода топлива на 3%. Благодаря замене существующего турбовентиляторного двигателя винтовентиляторным в сочетании со специальным газогенератором дальность полета возрастет на 50% при неизменных массо-габаритных характеристиках ракеты.
  • улучшение точности наведения на цель до нескольких метров за счет оснащения КР приемной аппаратурой системы спутниковой навигации NAVSTAR и лазерным локатором. В него входят активный инфракрасный датчик переднего обзора и лазер на С0 2 . Лазерный локатор дает возможность осуществлять селекцию неподвижных целей, навигационное обеспечение и коррекцию скорости.
  • увеличение глубин пуска КР с ПЛА при использовании более мощного стартового РДТТ;
  • снижение воздействия средств ПВО и ПРО при боевом применении крылатых ракет. Снизить воздействие средств ПВО и повысить боевую устойчивость КР предполагается за счет уменьшения ее радиолокационной заметности, увеличения количества программ полетов, возможности их быстрой замены или корректировки во время полета ракеты. С этой целью планируется применять более производительные ЭВМ и спутниковую связь.

Новейшая модификация RGM/UGM-109E Tac Tom Block 4 (тактический «Томагавк») предлагалась флоту в 1998 году фирмой Raytheon как дешевая замена ракетам предыдущего поколения. Главной целью программы Tac Tom была ракета, которая станет значительно, почти втрое дешевле (569 тысяч долларов) в производстве, чем прежняя модель TLAM-C/D Block 3 (около полутора миллионов долларов).

Корпус ракеты, включая аэродинамические поверхности, почти полностью выполнен из углепластиковых материалов. С четырех до трех сокращено количество перьев стабилизатора. На ракете установлен более дешевый турбовентиляторный двигатель Williams F415-WR-400/402. Недостатком нового изделия оказалась невозможность стрельбы через торпедный аппарат. Система наведения обладает новыми возможностями идентификации целей и перенацеливания в полете. Ракету можно повторно запрограммировать в полете через спутниковую (ультравысокочастотную) связь на 15 любых заранее предопределенных дополнительных целей. У ракеты существует техническая возможность барражировать в районе предполагаемой цели в течение трех с половиной часов на удалении четырехсот километров от точки пуска до получения команды на поражение цели или же ее можно использовать в качестве беспилотного летательного аппарата для доразведки уже пораженной цели.

Общий заказ ВМС на новую ракету в период с 1999 по 2015 год составил более трех тысяч единиц.

В 2014 году компания Raytheon начала тестовые полеты усовершенствованной модификации Block IV для атаки надводных и ограниченно подвижных наземных целей. Новая активная радиолокационная ГСН IMS-280 с АФАР X-band (2) диапазона 10-12 ГГц (длина волны - 2,5 см) способна по отраженному электромагнитному сигналу, сравнивая его с архивом сигнатур потенциальных целей, хранящихся в бортовом компьютере, автономно определять: «свой»-«чужой» корабль или же гражданское судно. В зависимости от ответа, ракета самостоятельно принимает решение, какую цель атаковать. Новая ГСН будет установливаться вместо оптико-электронного модуля AN/DXQ-1 DSMAC. Общий объем топлива сокращается до 360 килограммов,операционная дальность полета ракеты - с 1600 до 1200 километров.

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы,км
BGM-109A при пуске с надводного корабля 2500
BGM-109С/D при пуске с надводного корабля 1250
BGM-109С/D при пуске с подводной лодки 900
Скорость полета максимальная, км/час 1200
Скорость полета средняя, км/час 885
Длина ракеты, м 6.25
Диаметр корпуса ракеты, м 0.53
Размах крыльев, м 2.62
Стартовый вес,кг
BGM-109A 1450
BGM-109С/D 1500
Боевая часть
BGM-109A ядерная
BGM-109С полубронебойная - 120кг
BGM-109D кассетная - 120кг
Маршевый двигатель F-107
Топливо RJ-4
Масса топлива, кг 550
Вес сухого двигателя, кг 64
Тяга, кг 272
Длина, мм 940
Диаметр, мм 305

Международную политику западных стран (прежде всего Англии) конца XIX — начала XX века историки часто называют «дипломатией канонерок» (gunboat diplomacy) за стремление решать внешнеполитические задачи при помощи угрозы применения военной силы. Если следовать этой аналогии, то внешнюю политику США и их союзников последней четверти XX и начала нынешнего столетия можно смело назвать «дипломатией томагавков». В этом словосочетании «томагавк» означает не излюбленное оружие коренного населения Северной Америки, а легендарную крылатую ракету, которую американцы регулярно применяют в ходе различных локальных конфликтов уже несколько десятков лет.

Этот ракетный комплекс начал разрабатываться еще в первой половине 70-х годов прошлого столетия, на вооружение его приняли в 1983 году и с тех пор он использовался во всех конфликтах, в которых принимали участие США. С момента принятия «Томагавка»на вооружение были созданы десятки модификаций этой крылатой ракеты, которые могут использоваться для поражения самых различных целей. Сегодня на вооружении американских ВМС стоят ракеты BGM-109 четвертого поколения, продолжается их дальнейшее усовершенствование.

«Томагавки» оказались настолько эффективными, что сегодня само их является практически синонимом крылатой ракеты. В разных конфликтах было использовано более 2 тысяч ракет, и несмотря на некоторые промахи и неудачи, это оружие показало себя весьма результативным.

Немного об истории ракеты Tomahawk

Любая крылатая ракета (КР) – это, по сути, летающая бомба (кстати, первые образцы этого оружия так и называли), беспилотный летающий аппарат одноразового применения.

История создания этого вида оружия началась еще в начале 20 века, до начала Первой мировой войны. Однако технический уровень того времени не позволил изготовить действующие системы.

Появлением первой серийной крылатой ракеты человечество обязано сумрачному тевтонскому гению: она была запущена в серию во время Второй Мировой войны. «Фау-1 » принимала активное участие в боевых действиях — гитлеровцы использовали эти КР для ударов по территории Великобритании.

«Фау-1» была оснащена воздушно-реактивным двигателем, ее боевая часть весила от 750 до 1000 килограмм, а дальность полета достигала от 250 до 400 километров.

Немцы называли «Фау-1» «оружием возмездия», и оно действительно было весьма эффективным. Эта ракета была простой и относительно дешевой (по сравнению с «Фау-2 »). Цена одного изделия составляла всего 3,5 тысячи рейхсмарок — примерно 1% от стоимости бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой.

Однако никакое «чудо-оружие» уже не могло спасти гитлеровцев от разгрома. В 1945 году все наработки нацистов в области ракетного оружия попали в руки союзников.

В СССР разработкой крылатых ракет сразу после окончания войны занимался Сергей Павлович Королёв, затем в этом направлении долгие годы работал другой талантливый советский конструктор – Владимир Челомей. После начала ядерной эры все работы в области создания ракетного оружия сразу же приобрели статус стратегических, ибо именно ракеты рассматривались в качестве основного носителя оружия массового поражения.

В 50-е годы в СССР шли разработки межконтинентальной крылатой ракеты «Буря», имевшей две ступени и предназначенной для доставки ядерных зарядов. Однако работы были остановлены по экономическим соображениям. Кроме того, именно в этот период были достигнуты реальные успехи в области создания баллистических ракет.

В США также была разработана крылатая ракета SM-62 Snark с межконтинентальной дальностью полета, она даже некоторое время находилась на боевом дежурстве, но позже была снята с вооружения. Становилось понятно, что в те времена баллистические ракеты оказались намного более эффективным средством доставки ядерного заряда.

Разработки крылатых ракет в Советском Союзе продолжились, но теперь перед конструкторами ставили несколько иные задачи. Советские генералы считали, что подобное оружие – прекрасное средство борьбы против кораблей вероятного противника, особенно беспокоили их американские авианосные ударные группы (АУГ).

В разработку противокорабельного ракетного оружия были вложены огромные ресурсы, благодаря чему появились ПКР «Гранит », «Малахит», «Москит» и «Оникс ». Сегодня ВС России обладают наиболее совершенными образцами противокорабельных крылатых ракет, ничего подобного нет больше ни у одной армии мира.

Создание «Томагавка»

В 1971 году американские адмиралы инспирировали начало разработки стратегических крылатых ракет морского базирования (КРМБ) с возможностью запуска с подводных лодок.

Изначально предполагалось создать два вида КР: тяжелую ракету с дальностью полета до 5500 км и запуском из ракетных пусковых установок ПЛАРБ (диаметром 55 дюймов) и более легкий вариант, который можно было бы запускать прямо из торпедных аппаратов (21 дюйм). Легкая КР должна была иметь дальность полета 2500 километров. Обе ракеты имели дозвуковую скорость полета.

В 1972 году был выбран вариант более легкой ракеты и разработчикам дали задание создать новую ракету SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile).

В 1974 году для демонстрационных пусков были выбраны две самые перспективные КР, ими оказались проекты компаний General Dynamics и Ling-Temco-Vought (LTV). Проектам были присвоены аббревиатуры ZBGM-109A и ZBGM-110A соответственно.

Два пуска изделия, созданного в LTV, закончились неудачами, поэтому победителем конкурса была объявлена ракета General Dynamics, и работы по ZBGM-110A были остановлены. Началась доработка КР. В этот же период руководство военно-морского ведомства США решило, что новая ракета должна иметь возможность стартовать и с надводных кораблей, поэтому значение акронима (SLCM) изменили. Теперь разрабатываемый ракетный комплекс стал называться Sea-Launched Cruise Missile, то есть, «крылатая ракета морского базирования».

Однако это было не последняя вводная, с которой столкнулись разработчики ракетного комплекса.

В 1977 году американское руководство инициировало новую программу в области ракетного оружия — JCMP (Joint Cruise Missile Project), целью которого было создание единой (для ВВС и ВМС) крылатой ракеты. В этот период активно шли разработки КР воздушного базирования, и объединение двух программ в одну стало причиной использование во всех ракетах единого двигателя ТРДД Williams F107 и идентичной навигационной системы.

Первоначально морская ракета разрабатывалась в трех различных вариантах, главными отличиями которых была их боевая часть. Был создан вариант с ядерной БЧ, противокорабельная ракета с обычной БЧ и КР с также обычной БЧ, предназначенная для удара по наземным целям.

В 1980 году провели первые испытание морской модификации ракеты: в начале года была запущена ракета с эсминца, а чуть позже «Томагавк» стартовал с подлодки. Оба запуска были успешными.

За три последующих года состоялось более ста запусков «Томагавков» различных модификаций, по результатам этих испытаний была выдана рекомендация о приеме ракетного комплекса на вооружение.

Навигационная система BGM-109 Tomahawk

Основной проблемой использования крылатых ракет против объектов, расположенных на суше, являлось несовершенство систем наведения. Именно поэтому крылатые ракеты очень долго являлись практически синонимами противокорабельного оружия. Радиолокационные системы наведения отлично различали надводные корабли на фоне ровной морской поверхности, но для поражения наземных объектов они не годились.

Создание системы наведения и коррекции курса TERCOM (Terrain Contour Matching) стала настоящим прорывом, сделавшим возможным создание ракеты Tomahawk. Что представляет собой эта система и на каких принципах она работает?

Работа TERCOM основана на сверке данных высотомера с цифровой картой земной поверхности, заложенной в бортовую ЭВМ ракеты.

Это дает «Томагавку» сразу несколько преимуществ, которые и сделали это оружие настолько эффективным:

  1. Полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Это обеспечивает высокую скрытность ракеты и сложность ее уничтожения средствами ПВО. Обнаружить Tomahawk можно только в последний момент, когда что-то предпринимать уже поздно. Не менее сложно разглядеть ракету и сверху на фоне земли: дальность ее обнаружения самолетом не превышает нескольких десятков километров.
  2. Полная автономность полета и наведения на цель: для коррекции курса Tomahawk использует информацию о неровности рельефа. Обмануть ракету можно только изменив его, что является невозможным.

Однако есть у системы TERCOM и недостатки:

  1. Навигационную систему нельзя использовать над водной поверхностью, до начала полета над сушей КР управляется с помощью гироскопов.
  2. Эффективность системы снижается над ровной малоконтрастной местностью, где перепад высот незначителен (степь, пустыня, тундра).
  3. Довольно высокое значение кругового вероятного отклонения (КВО). Оно составляло около 90 метров. Для ракет с ядерной БЧ это не являлось проблемой, но использование обычных БЧ такая погрешность делала проблематичной.

В 1986 году на «Томагавках» была установлена дополнительная система навигации и коррекции полета DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlation). Именно с этого момента «Томагавк» из оружия термоядерного Армагеддона превратился в угрозу для всех, кто не любит демократию и не разделяет западные ценности. Новая модификация ракеты получила наименование RGM/UGM-109C Tomahawk Land-Attack Missile.

Как работает DSMAC? Крылатая ракета входит в зону атаки, используя систему TERCOM, а затем начинает сверять изображения местности с цифровыми фотографиями, заложенными в бортовой ЭВМ. Используя такой способ наведения, ракета может попасть в отдельное небольшое здание — КВО новой модификации снизилось до 10 метров.

Крылатые ракеты с подобной системой наведения также имели две модификации: Block-II атаковала выбранную цель на бреющем полете, в то время как Block-IIA перед поражением цели делала «горку» и пикировала на объект, а также могла дистанционно подрываться прямо над ней.

Однако после установки дополнительных сенсоров и увеличения массы БЧ дальность полета RGM/UGM-109C Tomahawk сократилась с 2500 км до 1200. Поэтому в 1993 году появилась новая модификация - Block-III, которая имела уменьшенную массу БЧ (при сохранении ее мощности) и более совершенный двигатель, что увеличило дальность полета Tomahawk до 1600 км. Кроме того, Block-III стала первой ракетой, получившей систему наведения с использованием GPS.

Модификации «Томагавков»

Принимая во внимание активное применение «Томагавков», военное руководство США поставило перед производителем задачу существенно удешевить свое изделие и улучшить некоторые из его характеристик. Так появился RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk, принятый на вооружение в 2004 году.

В этой ракете использовали более дешевый пластиковый корпус, более простой двигатель, что почти в два раза снизило ее стоимость. При этом «Топор» стал еще смертоноснее и опаснее.

На ракете использовали более совершенную электронику, она оснащена инерциальной системой наведения, системой TERCOM, а также DSMAC (с возможностью использования инфракрасной картинки местности) и GPS. Кроме того, тактический Tomahawk использует двухстороннюю спутниковую систему связи UHF, что позволяет перенацеливать оружие прямо в полете. Телекамера, установленная на КР, дает возможность оценивать состояние цели в реальном времени и принимать решения о продолжении атаки или ударе по другому объекту.

Сегодня Tactical Tomahawk является основной модификацией ракеты, состоящей на вооружении ВМС США.

В настоящее время идет разработка «Томагавка» следующего поколения. Разработчики обещают устранить в новой ракете самый серьезный недостаток, присущий нынешним модификациям: невозможность поражать движущиеся морские и наземные цели. Кроме того, новый «Топор» будет оснащен современной РЛС миллиметрового диапазона.

Применение BGM-109 Tomahawk

«Томагавк» использовался во всех конфликтах последних десятилетий, в которых принимали участие США. Первым серьезным испытанием для этого оружия стала война в Персидском заливе в 1991 году. За время иракской кампании было выпущено почти 300 КР, подавляющая часть которых успешно выполнила задание.

Позднее КР «Томагавки» использовалис еще в нескольких менее масштабных операциях против Ирака, потом была война в Югославии, вторая иракская кампания (2003 г.), а также операция сил НАТО против Ливии. «Томагавки» применялись и во время конфликта в Афганистане.

В настоящее время ракеты BGM-109 стоят на вооружении ВС США и Великобритании. К этому ракетному комплексу проявляли интерес Голландия и Испания, но сделка так и не состоялась.

Устройство BGM-109 Tomahawk

Крылатая ракета «Томагавк» - это моноплан, оснащенный двумя небольшими складывающими крыльями в центральной части и крестообразным стабилизатором в хвостовой. Фюзеляж цилиндрической формы. Ракета имеет дозвуковую скорость полета.

Корпус состоит из алюминиевых сплавов и (или) специального пластика низкой радиолокационной заметности.

Система управления и наведения является комбинированной, она состоит из трех составляющих:

  • инерциальной;
  • по рельефу местности (TERCOM);
  • электронно-оптической (DSMAC);
  • с помощью GPS.

На противокорабельных модификациях стоит радиолокационная система наведения.

Для запуска ракет с подводных лодок используются торпедные аппараты (для старых модификаций) или специальные пусковые установки. Для пуска с надводных кораблей применяют специальные пусковые установки Мк143 или УВП Мк41.

В головной части КР расположена система наведения и управления полетом, за ней – боевая часть и топливный бак. В задней части ракеты находится двухконтурный турбореактивный двигатель с выдвижным воздухозаборником.

К хвостовой части крепится ускоритель, придающий начальное ускорение. Он выносит ракету на высоту 300-400 метров, после чего отделяется. Затем сбрасывается хвостовой обтекатель, раскрываются стабилизатор и крылья, включается маршевый двигатель. Ракета выходит на заданную высоту (15-50 м) и скорость (880 км/ч). Такая скорость является довольно небольшой для ракеты, но она позволяет наиболее экономно использовать топливо.

Боевая часть ракеты может быть самой разной: ядерной, полубронебойной, фугасно-осколочной, кассетной, проникающей или бетонобойной. Масса БЧ разных модификаций ракеты также различается.

Достоинства и недостатки BGM-109 Tomahawk

«Томагавк» - это, несомненно, высокоэффективное оружие. Универсальное, дешевое, способное решать множество задач. Конечно же, у него есть недостатки, но плюсов гораздо больше.

Достоинства:

  • за счет низкой высоты полета и использования специальных материалов «Томагавки» являются серьезной проблемой для средств ПВО;
  • ракеты обладают весьма высокой точностью;
  • это оружие не подпадает под действие соглашений о крылатых ракетах;
  • КР «Томагавк» имеют низкую стоимость обслуживания (если сравнивать с баллистическими ракетами);
  • данное оружие относительно дешево в производстве: стоимость одной ракеты на 2014 год составляла 1,45 млн долларов, для некоторых модификаций она может достигать 2 млн долларов;
  • универсальность: различные виды боевых частей, а также разные способы поражения объектов позволяют применять Tomahawk против самых различных целей.

Если сравнивать стоимость использования этих КР с проведением полномасштабной воздушной операции с применением сотен самолетов, подавлением вражеской ПВО и установкой помех, то она покажется просто смешной. Нынешние модификации этих ракет могут быстро и эффективно уничтожать стационарные объекты противника: аэродромы, штабы, склады и узлы связи. Весьма успешно применялись «Томагавки» и против гражданской инфраструктуры противника.

Используя эти ракеты, можно довольно быстро вогнать страну «в каменный век», а ее армию превратить в неорганизованную толпу. Задачей «Томагавков» является нанесение первого удара по противнику, подготовка условий для дальнейшей работы авиации или военного вторжения.

Есть у нынешних модификаций «Топора» и недостатки:

  • невысокая скорость полета;
  • дальность полета конвенционной ракеты ниже, чем у КР с ядерной БЧ (2500 против 1600 км);
  • невозможность атаковать движущиеся цели.

Еще можно добавить, что КР не может маневрировать с большими перегрузками для противодействия системам ПВО, а также применять ложные цели.

В настоящий момент работы над модернизацией крылатой ракеты продолжаются. Они направлены на продление дальности ее полета, увеличение боевой части, а также над тем, чтобы сделать ракету еще «умнее». Последние модификации «Томагавков», по сути, являются настоящими БПЛА : они могут барражировать в заданном районе 3,5 часа, выбирая себе наиболее достойную «жертву». При этом все данные, собранные сенсорами КР, передаются в пункт управления.

Технические характеристики BGM-109 Tomahawk

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Они прольются с небес огненным дождем. Словно порыв «божественного ветра», сметающий вражеские батальоны с лица Земли. Крылатые роботы-самоубийцы. Они храбрее самых смелых камикадзе и безжалостнее самых лютых зондеркоманд СС.

Ни один мускул не дрогнет перед ликом смерти. Машины не боятся убивать и умирать. Они уже изначально мертвы. И, если понадобится, они сгинут без раздумий в ослепительной вспышке при столкновении с целью.

Ну а пока… ракета мчится сквозь ночную тьму к месту своей гибели.
Час назад она покинула уютную ячейку на борту субмарины и, пробившись сквозь слой холодной воды, выскочила на поверхность. Загудело пламя бустера, поднимая «Томагавк» на высоту 1000 футов. Там, на нисходящей ветви стартового участка, выдвинулся воздухозаборник двигателя, раскрылись короткие крылья и хвостовое оперение: боевой робот помчался за головой своей жертвы. Теперь уже ничто не спасет несчастных, чьи фотографии заложены в память летающего убийцы…

Миф №1. «Томагавк» решает все.

Никита Сергеевич, вы все еще здесь?!

Ракетная эйфория не оставляет умы и сердца: впечатляющие способности «Топора» породили уверенность, что применение лишь только одних крылатых ракет способно принести победу в любой войне.

Зачем рисковать дорогущим самолетом и бесценной жизнью пилота? Эти бесконечные тренировки и повышения квалификации летного состава. Аэродромы, топливо, наземный обслуживающий персонал…
К чему такие сложности и неоправданный риск, если можно пригнать эскадру подлодок и забросать вражину тысячами летающих роботов-самоубийц? Дальность полета «Топора» в «конвенционном» исполнении - 1200…1600 км - позволяет выполнить задание, не входя в зону поражения армии противника. Просто, эффективно и безопасно.


12 пусковых установок в носовой части ПЛА типа "Лос-Анджелес"


Масса боевой части ракеты - 340 кг. Имеется дюжина различных вариантов БЧ для различных типов целей: кассетные, бронебойные, полубронебойные, «обычные» боевые части фугасного действия… Несколько алгоритмов атаки: с горизонтального полета, с пикирования, с подрывом при горизонтальном пролете над целью. Все это позволяет выполнить практически любое задание на территории противника.

Ликвидировать выбранную цель, разрушить любой объект военной или гражданской инфраструктуры. Разбить взлетно-посадочную полосу аэродрома, поджечь ангар с военной техникой, свалить радиовышку, взорвать электростанцию, пробить несколько метров земли и бетона - и уничтожить защищенный командный пункт.

Непрерывно ведутся работы над расширением тактической гибкости применения крылатых ракет: последнюю модификацию RGM/BGM-109E Tactical Tomahawk оснастили блоками спутниковой связи и GPS-навигации. Новая ракета умеет барражировать в воздухе в ожидании подходящего момента для атаки. Кроме того, она получила способность перепрограммироваться в полете и, в зависимости от обстановки, атаковать одну из 15 заранее намеченных целей.


Атака с горизонтального полета


Единственное, что до сих пор не умеет «Томагавк» - атаковать движущиеся объекты.*

* возможность эффективного поражения движущихся целей, в т.ч. кораблей, была реализована в модификации «Томагавк» Block IV Multi-Mode Mission (TMMM), признанной избыточно дорогой и так и не принятой на вооружение ВМС США

Кроме того, существовала модификация BGM-109B Tomahawk Anti-Ship Missle (TASM) - противокорабельный вариант «Томагавка» с активной радиолокационной ГСН от ПКР «Гарпун». В связи с отсутствием достойного противника TASM был снят с вооружения около 10 лет назад.

Перехватить конвой с (например, машины ЗРС С-300 на марше) или задержать наступающий танковый батальон? Современные крылатые ракеты бессильны на таких заданиях. Придется вызывать авиацию.
Фронтовые бомбардировщики, штурмовики, ударные вертолеты, БПЛА, в конце концов - этим «птичкам» до сих пор нет равных над полем боя. Высокая тактическая гибкость (вплоть до полной отмены задания и возвращения на базу) и широкий ассортимент боеприпасов делают авиацию незаменимой в борьбе с наземными целями.

Тем не менее, тенденция налицо: опыт локальных войн за последние 20 лет продемонстрировал 10-кратное увеличение роли крылатых ракет морского базирования (КРМБ). С каждым годом «Томагавки» обретают новые навыки и «получают допуск» к выполнению все более сложных заданий.


Эсминец USS Barry (DDG-52) обстреливает Ливию в рамках операции "Рассвет Одиссеи" (2011 год)


Как показала практика, КРМБ довольно успешно «втаптывают» жертву в каменный век, разрушают систему ПВО и дезорганизуют армию противника. Оставшись в первые же часы войны без радаров, ЗРК, аэродромов, электростанций, топливохранилищ, вышек сотовой и радиосвязи, командных пунктов и пр. стратегически важных объектов, противник оказывается неспособным оказать серьезное сопротивление. Теперь его можно брать «тепленьким».

В таких условиях становятся не нужны сверхдорогие и сложные стелс-самолеты и пр. «рэпторы». Бомбить мосты и отступающие танковые колонны с недосягаемой высоты? С таким заданием легко справляются простые и дешевые F-16.

Миф №2. «Томагавк» способен попасть в окно.

Точность «Томагавка» служит причиной горячих споров. В ходе операции «Буря в пустыне» обломки американских ракет находили даже на территории Ирана - некоторые из «Топоров» отклонились с курса на несколько сотен километров! Результат ошибки программистов или случайный сбой в бортовом компьютере ракеты…

Но каковы реальные возможности «Томагавков»? Каково расчетное значение их кругового вероятного отклонения (КВО)?

Традиционные методы наведения «Томагавков» включают в себя:

ИНС для полетов над местностью со слабо выраженной радиолокационной контрастностью (например, над морем - вода везде одинакова). Гироскопы и акселерометры работают до момента прибытия ракеты в первый район коррекции над побережьем противника, далее наведение осуществляется более высокотехнологичными способами.

Рельефометрическая система Terrain Contour Matching (TERCOM) - сканирует подстилающий рельеф и сравнивает полученные данные с радиолокационными снимками, заложенными в память ракеты.

Сам принцип работы TERCOM служит поводом для множества шуток: «Пока янки будут готовить полетное задание, наш стройбат заново перекопает весь рельеф»! Но если говорить серьезно, то TERCOM - один из самых надежных и эффективных способов наведения КРМБ. «Томагавк» ориентируется на местности в автономном режиме: ему не нужно постоянное наведение со спутника или от удаленного оператора. Это повышает надежность и исключает риск быть обманутым вражескими сигналами.

С другой стороны, это накладывает ряд ограничений - например, TERCOM малоэффективен при полетах над пустынями или заснеженной тундрой. Местность должна включать в себя максимум контрастных объектов (холмы, дороги и просеки, ж/д насыпи, населенные пункты). Маршрут прокладывают таким образом, чтобы избежать на пути ракеты открытых водных пространств (озера, устья больших рек и т.д.) - в противном случае, это может привести к критическим сбоям в навигационной системе ракеты.

Все это создает для янки такую проблему, как «предсказуемость» их ракетных ударов и, вследствие этого - увеличение потерь среди выпущенных ракет. Противник (если, конечно, у него есть хоть капля сообразительности) быстро вычислит основные направления угрозы - и выставит там средства ПВО.

Третий способ наведения. Оптико-электронная система DSMAC на финальном участке траектории ракета ведет себя, словно легендарный Терминатор из боевика Джеймса Кэмерона: она непрерывно сканирует местность своим электронным «глазом», сверяя облик «жертвы» с цифровой фотографией, заложенной в её память. Будущее уже наступило!

Наконец, последняя модификация «Топора» получила возможность наведения по данным GPS. Это существенно упрощает процесс подготовки к запуску, т.к. отсутствует необходимость в сложных картах для работы TERCOM (маршруты и радарные изображения местности готовятся заранее, на берегу - в центрах подготовки полетных заданий на территории ВМБ Норфолк и Кэмп-Смит).

В случае работы в режиме навигации по GPS экипаж корабля может самостоятельно «вбивать» координаты в память ракеты, без какого либо конкретного описания цели - дальше ракета все сделает сама, просто взорвавшись поблизости от указанного места. Уменьшается точность, но повышается оперативность. Теперь КРМБ могут использоваться в качестве средства огневой поддержки и работать по экстренным вызовам морских пехотинцев.

В полигонных условиях, при наличии качественных снимков «цели», значение кругового вероятного отклонения «Томагавка» указывается в пределах 5…15 метров. И это при дальности пуска в 1000 и более километров! Впечатляет.

Миф №3. «Томагавк» легко сбить.

Ну, так сделайте это! Не получается?...

Безопасность «Топора» обеспечивается его скрытностью. Предельно малая высота полета - всего несколько десятков метров - делает его невидимым для наземных РЛС. Радиогоризонт в этом случае не превышает 20-30 км, а если учесть естественные препятствия (холмы, строения, деревья) - обнаружение низколетящей ракеты, что ловко прячется в складках рельефа, представляется весьма сомнительным мероприятием.


Лодка для специальных операций на базе ракетоносца "Огайо". Всего в 22 ракетных шахтах корабля помещается 154 "Томагавка" + 2 шахты используются в качестве шлюзовых камер для боевых пловцов

Обнаружить, взять на сопровождение и поразить такую «трудную мишень» с земли - для этого необходима большая доля удачи и, желательно, знание наиболее вероятных маршрутов подлета «Томагавков». Случайность, не более того. Говорить о каком либо эффективном противодействии стаям КРМБ не приходится.

Не менее сложен перехват «Топора» с помощью воздушных средств - малые размеры и ЭПР ракеты делают «охоту на Томагавки» исключительно трудным мероприятием.

Габариты КРМБ «Томагавк»: длина - 5,6 м, размах крыла - 2,6 м.
Для сравнения - размеры истребителя Су-27: длина - 22 метра, размах крыла - 14,7 метров.

«Топор» имеет гладкую, обтекаемую форму, без каких-либо радиоконтрастных деталей и подвесных элементов. Янки намекают на использование в его конструкции радиопоглощающих покрытий и прозрачных для радиоволн материалов. Даже без учета элементов технологии «стелс» эффективная площадь рассеивания ракеты «Томагавк» не превышает 1 кв. метра - слишком мало, чтобы засечь её с большого расстояния. Наконец, поиск летящей ракеты производится на фоне земли, что вносит дополнительные сложности в работу радаров истребителей.

Официальные данные по перехватчику МиГ-31 подтверждают следующее: с высоты 6000 метров захват цели с ЭПР 1 кв. метр, летящей на высоте 60 метров, производится на дальности 20 км.
Учитывая, что только одна ПЛАРК на платформе «Огайо» способна выпустить до 154 КРМБ, требующееся количество истребителей для отражения атаки превысит возможности ВВС любой из стран, против которых собираются воевать янки.


Обломки сбитого "Томагавка" в Белградском музее авиации


На практике ситуация выглядела следующим образом: в ходе агрессии НАТО против Югославии, ВМС США и Великобритании выпустили по объектам на территории СРЮ около 700 «Томагавков». Официальный сербские источники приводят цифры в 40…45 сбитых КРМБ, представители НАТО не согласны и называют еще меньшие цифры. В целом, ситуация печальна: сербским военным едва ли удалось сбить 5% выпущенных по ним ракет.
Примечательно, что один из «Топоров» был сбит сербским МиГ-21 - летчик установил с ним визуальный контакт, сблизился и расстрелял робота из бортовой пушки.

Миф №4. «Томагавки» годятся лишь для войны с папуасами.

Стоимость ракеты «Томагавк», в зависимости от её модификации и типа БЧ, может достигать 2 миллионов долл. Выпустить 500 таких «штучек» - означает разорить бюджет США на 1 млрд. зеленых банкнот.
Дальность полета 1200…1600 км. Боевая часть 340 кг. Комбинированная система наведения - рельефометрический TERCOM, DSMAC, спутниковые системы связи и навигации. Стартовая масса в пределах полутора тонн. Носители - эсминцы и атомные подлодки.

Нет, господа. Столь разрушительное и дорогое оружие создано не для истребления несчастных жителей Папуа Новой Гвинеи. «Томагавком» следует пользоваться с умом; просто так разбрасывать двухмиллионные ракеты по пустыне - неслыханное мотовство даже для обеспеченных янки.


Запуск КРМБ "Томагавк" с борта атомного крейсера USS Mississippi (CGN-40), операция "Буря в пустыне", 1991 год. Ракета запускается из бронированной ПУ Mk.143 Armoured Launch Box


Не нужно иметь семи пядей во лбу, что определить назначение крылатых ракет - оглушающий удар по военной и гражданской инфраструктуре такого противника, который обладает некоторым военным потенциалом: Сирия, Иран, Ирак, Югославия… Против тех, кто способен огрызнуться и оказать сопротивление.

В этих случаях янки достают из рукава свой «страховой полис» - стаю летающих убийц, что «расчистят» коридоры в системе ПВО страны, дезорганизуют армию противника и позволят авиации НАТО захватить господство в воздухе. Крылатая ракета «Томагавк» не попадает под действие каких-либо договоров и конвенций об ограничении вооружений - а значит, можно не стесняться и запускать «Топоры» налево и направо без каких либо угрызений совести.

Что до обычных басмачей с берданками - их янки размазывают из 105 мм гаубиц, установленных в проемах бортов «ганшипов» АС-130. Ракеты «Томагавк» и прочий хай-тек там ни к чему.

Миф №5. «Томагавки» представляют опасность для России

Россия наряду с Индией и КНР - одна из немногих стран, кто может не обращать внимания на ВМС США и их бряцанье оружием. «Томагавк» - чисто тактическое оружие для локальных войн. С Россией такая фишка не прокатит - русский генштаб не поймет американских шуток, и дело может окончиться страшным термоядерным побоищем.

Даже в теории, при наличии ратифицированного договора с США о взаимном отказе от применения ЯО, морские крылатые ракеты неэффективны против сугубо континентальной России - все промышленные центры, арсеналы и стратегически важные объекты находятся в тысяче километров от побережья, на пределе дальности полета «Томагавков».

Что касается возможного оснащения «Топоров» термоядерными боевыми частями - эта угроза имела бы смысл лишь при отсутствии межконтинентальных баллистических ракет. В случае войны с применением «Трайдент-2» запоздалый удар крылатыми ракетами (подлетное время «Томагавков» будет исчисляться многими часами) уже не будет иметь никакого значения.

Экономные янки прекрасно понимали бесперспективность «Топора» как носителя ядерного оружия, поэтому отправили все свои ядерные КРМБ на слом 20 лет назад.


Количество ядерных зарядов на вооружении ВС США. Толстая линия - стратегические боеголовки для МБР. Тонкая линия - "тактическое" ядерное оружие, в т.ч. "Томагавки" с СБЧ


Запуск "Томагавка" из носовой УВП эсминца USS Farragut (DDG-99)

Крылатая ракета представляет управляемую бомбу с крыльями и двигателем, позволяющим пролететь 1,5-2 тыс. километров до цели. Но в конечном итоге на голову противника рухнет заряд, в целом идентичный БЧ обычной, не самой крупной, авиабомбы массой 300-400 кг.

И если в локальных конфликтах на вражеские позиции “высыпают” многие тысячи тонн средств воздушного нападения, то было бы наивно полагать, что применение пары десятков “летающих бомб” может хоть как-то повлиять на ход боевых действий даже в самом несущественном конфликте. Что, собственно, подтверждается текущей хроникой событий: несмотря на ракетные удары ВМФ России и десятки уничтоженных штабов террористов, войне в Сирии не видно конца.

Факт: В ходе операции “Буря в пустыне” военно-воздушные силы коалиции сбросили на позиции иракской армии 144 тысячи тонн бомб. 30% ударов пришлось на высокоточное управляемое оружие, в том числе почти триста крылатых ракет “Томагавк”. В результате ракетно-бомбовой феерии войска Саддама были вынуждены покинуть занятый ранее Кувейт. Однако, несмотря на все выдуманные и реальные потери, ни о каком тотальном разгроме иракских вооруженных сил речи идти не могло. Ирак сохранил значительную часть своего военного потенциала. Иначе с кем вновь доблестно сражались американцы двенадцать лет спустя? Тогда, кстати, пришлось выпустить по иракским целям уже 800 морских крылатых ракет. Это не считая ракетного обстрела в 1998 году (операция “Лиса пустыни”), когда по Ираку дополнительно запустили еще 218 “Томагавков”.

Из приведенной статистики видно, что боевая ценность единичных крылатых ракет, как и любых конвенционных средств, мягко говоря, невелика. Определенный эффект может возыметь лишь их массированное применение, и то лишь при непосредственном соучастии военно-воздушных сил и сухопутных войск.

КРМБ пригодны для поражения стационарных целей с заранее известными координатами, что делает невозможным их применение в условиях быстро сменяющейся обстановки на поле боя. Ситуацию осложняют часы ожидания, когда медлительная ракета (0,6-0,8М) доберется до цели… Наконец, неадекватно высокая стоимость КРМБ по сравнению с обычными авиационными боеприпасами: до $2 млн. долл. за серийный “Томагавк”. Стоимость российских “Калибров” засекречена, но с учетом их штучного производства она превышает стоимость аналогичного “Томагавка” в несколько раз.

Крылатые ракеты морского базирования — вспомогательный элемент для усиления огневой мощи ВВС. И они совсем не похожи на растиражированное в прессе “чудо-оружие”, способное в мгновение ока стереть с земли все базы и армии “вероятного противника”.

Факт: по состоянию на 2016 год ВМФ России располагает 17-ю носителями КРМБ семейства “Калибр”. Среди них:

Многоцелевая атомная подводная лодка К-560 “Северодвинск” (пр. 885 “Ясень”). В средней части атомохода расположено восемь пусковых шахт СМ-343 по четыре ракетные ячейки в каждой (суммарный боекомплект — 32 “Калибра”).

Фрегат пр. 22350 — “Адмирал Горшков”. Установленный на нём корабельный стрельбовый комплекс (УКСК) позволяет разместить на борту 16 “Калибров”.

Три фрегата пр. 11356: “Адмирал Григорович”, “Адмирал Эссен” и “Адмирал Макаров”. На кораблях установлен модуль УКСК на восемь ячеек для “Калибров”.

Сторожевой корабль “Дагестан” (пр. 11661К). Имеет аналогичный модуль УКСК на восемь ячеек.

Малые ракетные корабли пр. 21631 “Буян-М”, пять единиц. Имеют все тот же модуль УКСК на восемь ячеек.

Дизель-электрические подводные субмарины пр. 636.3 (модернизированные “Варшавянки”), шесть единиц проекта. Имеют в боекомплекте четыре КРМБ (запускаются через стандартные 533 мм торпедные аппараты).

Итого: 17 кораблей-носителей с размещенными на них 144 ракетами “Калибр”.

Второй крупный оператор крылатых ракет морского базирования — ВМС США. Они располагают значительно более внушительным арсеналом КРМБ и их носителей. “Томагавки” могут быть размещены на борту 85 надводных боевых кораблей и 57 подводных атомоходов.

Все американские крейсеры и эсминцы оснащены универсальными пусковыми ячейками — от 90 до 122 на каждый корабль (лишь у “Замволтов” их число было сокращено до 80). Как показывает практика, при проведении ударных и “карательных” операций до половины пусковых шахт корабля может быть отдано под размещение “Томагавков”. Тем не менее, при несении обычного боевого дежурства число крылатых ракет на борту невелико или они отсутствуют вообще. Большая часть УВП, как правило, пустует ввиду отсутствия адекватных задач и желания командования сократить количество инцидентов путем сокращения числа “опасных игрушек” на борту. Оставшиеся шахты заняты зенитными ракетами, космическими перехватчиками, а также противолодочными ракетоторпедами “Асрок”.

Основной способ размещения “Топоров” на американских подводных лодках — 12 вертикальных шахт в носовой части “Лос-Анджелесов” и “Вирджиний”. Часть устаревших “Лосей” способны запускать КРМБ горизонтальным способом через торпедные аппараты.

Подобным образом хранится и применяется боекомплект лодок “Сивулф” (8 ТА, до 50 морских боеприпасов, в т.ч. КРМБ “Томагавк”).

Наконец, подводные ракетоносцы типа “Огайо”. Четыре из 18 построенных ПЛАРБ в рамках договора СНВ были перестроены в носители крылатых ракет. По семь “Томагавков” в каждой из 22 шахт, где ранее размещались стратегические ракеты “Трайдент”. Оставшиеся две шахты переоборудованы в шлюзовые камеры для выхода боевых пловцов. Итого: каждая подлодка специальных операций может иметь на борту 154 “Топора”. Впрочем, на практике все иначе: пусковые стаканы установлены только в 14 шахтах, остальные восемь отданы под размещения водолазного оборудования. Рекордный залп принадлежит подлодке “Флорида”, запустившей за одну ночь 93 “Томагавка” (операция против Ливии, 2011 г.).

Ввиду высокой унификации ракет и возможности их размещения в любой конфигурации, в соответствии с текущей ситуацией и задачами флота, установить точное число КРМБ на кораблях ВМС США является невозможным. Из представленных фактов видно, что оно может достигать несколько тысяч единиц.

Краткое описание ракет

ЗМ-14 “Калибр” (противокорабельный вариант ЗМ-54 не рассматривался, т.к. конструктивно имеет мало общего с тактической крылатой ракетой БД).

Длина — от 7 до 8,2 метра.
Стартовая масса — по различным данным, от 1,77 до 2,3 тонны.
Дальность полета — от 1,5 тыс. в конвенционном до 2,5 тыс. км в ядерном оснащении (с относительно легкой спец БЧ).
Масса фугасной боевой части — 450-500 кг.

Управление в полете и способы наведения на цель: на маршевом участке ракета управляется инерциальной системой, а также использует данные спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Наведение производится на радиоконтрастную наземную цель с помощью радиолокационной головки самонаведения АРГС-14.

Первые испытательные пуски с отечественных кораблей — 2012 год. При этом экспортные модификации “Калибра” (Club) успешно поставлялись за рубеж уже с 2004 г.

BGM-109 TOMAHAWK

Оригинальный “Боевой топор” с ядерной БЧ был принят на вооружение в 1983 году. В 1986 году появился его конвенционный аналог BGM-109C с фугасной БЧ, с того момента начался рост популярности крылатых ракет.

Ниже представлены данные по модификации RGM/UGM-109E “Тактический Томагавк”, которая является основной модификацией КРМБ, стоящей на вооружении ВМС США. Основные изменения направлены на снижение стоимости боеприпасов (ракеты — не ценность, а расходный материал войны). Уменьшение массы, корпус из дешевого пластика, турбовентиляторный двигатель с минимальным ресурсом, три киля вместо четырех, из-за своей “хрупкости” ракета более непригодна для запуска через ТА. В плане точности и гибкости применения новая ракета, наоборот, превосходит все предыдущие версии. Двухсторонний спутниковый канал связи позволяет перенацеливать ракету прямо в полете. Появилась возможность стрельбы только по координатам GPS (без необходимости иметь фотоизображения и радиоконтрастные образы цели). Классические TERCOM (система навигации, измеряющая высоту рельефа по маршруту полета) и DSMAC (оптические и тепловые датчики, определяющие цель, сверяя данные с загруженной в память ракеты “картинкой”) дополнены ТВ-камерой для визуального контроля состояния цели.

Длина — 6,25 м.
Стартовая масса — 1,5 тонны.
Дальность полета — 1,6 тыс. км.
Масса боевой части — 340 кг.

Некоторые выводы из вышесказанного

1. Крылатые ракеты не являются прославленным “чудо-оружием”. Разрушительная мощь КРБД сопоставима с авиабомбой калибра 500 кг. Можно ли выиграть войну, сбросив на противника всего одну или несколько бомб? Ответ: конечно же, нет.

2. Возможность обстрела целей в глубине территории противника также не является прерогативой КРБД. На вооружении ВКС России имеются тактические крылатые ракеты воздушного базирования с дальностью полета в 5 тыс. км, что значительно превышает показатели любых “Калибров”.

3. Договор по ограничению РСМД, на который ссылаются фанаты “Калибра”, не стоит ломаного гроша. Прежде чем радоваться тому, как был обойден запрет на размещение на суше крылатых ракет с дальностью полета свыше 500 км, нужно подумать: а нужно ли такое оружие вообще? Данная ниша давно и прочно занята авиацией: самолеты “накроют” любую цель, гораздо быстрее и на большем расстоянии, чем способен “Калибр”.

4. Истории на тему того, как пять ракетных катеров прячутся в затонах Волги и “держат под прицелом” всю Европу, оставим на совести журналистов. Возня с МРК, у которого из серьезного вооружения только 8 крылатых ракет, означает одно: ОСК не способна построить боевой корабль океанской зоны, занимаясь профанацией и осваивая средства ГПВ-2020. Такие катера с “Калибрами” не значат ничего на фоне мощи воздушно-космических сил России.

5. Уничтожение объектов американской ПРО в Европе. Поверьте, для этого существуют гораздо более эффективные и действенные способы, чем горстка дозвуковых ракет, которым потребуются часы, чтобы доползти до Румынии.

6. С учетом той разницы в количестве крылатых ракет и их носителей запрет на размещение ядерного вооружения на кораблях (за исключением 14 стратегических подлодок) был безусловной победой российской дипломатии над американской стороной.

7. Надводные боевые корабли строятся как платформы для размещения зенитного вооружения. Это факт. Посмотрите на рождение “Иджисов”, “Тикондерог” и отечественных крейсеров класса “Орлан”. На количество зенитных ракет, радаров и ЗРК на их борту.

Облик ракетного крейсера определяют не ракетные шахты с "Томагавками". Главная конструктивная особенность "Тикондерог" — огромная надстройка с размещенными на её стенах восьмиугольниками антенн радара SPY-1.

Пуски сотен “Томагавков” — дань унифицированной установке вертикального пуска. Позволяющей принять на борт КРМБ вместо части зенитного боекомплекта. Но никак не первостепенная задача для крупного боевого корабля.

(По материалам сайта rusvesna.ru)

После Второй мировой войны на западных флотах сложилось достаточно сложное положение. С одной стороны, с их количеством проблем не было. С другой - были сложности с их качественным составом. В то время у нашей страны уже появились корабли с мощным ракетным вооружением, тогда как у западных держав такого и близко не было. Основу их флотов составляли корабли, вооруженные старыми артиллерийскими системами и торпедами.

На тот период все это выглядело жутким анахронизмом. Исключения составляли только крейсер (прообраз наших ТАКР) "Лонг Бич" и атомный авианосец "Энтерпрайз". Именно поэтому в конце 60-х годов начались лихорадочные работы по созданию управляемых крылатых ракет, которые были способны резко повысить боеспособность флотов. Так рождалась крылатая ракета «Томагавк».

Первые опыты

Конечно, работы по этому направлению велись и до того периода, так что первые образцы появились достаточно быстро, будучи основаны на сравнительно старых разработках. Самым первым вариантом стала ракета калибра 55 дюймов, предназначенная для использования с пусковыми установками типа "Поларис", которые к тому времени уже предполагалось снять с вооружения. Предполагалось, что она сможет лететь на 3000 миль. Использование же устаревших пусковых установок позволяло обойтись «малой кровью» при переоборудовании старых кораблей.

Вторым вариантом стала более миниатюрная ракета калибром 21 дюйм, предназначенная для запуска из торпедных аппаратов подводных лодок. Предполагалось, что в этом случае дальность полета составит порядка 1500 миль. Проще говоря, крылатая ракета (США) «Томагавк» стала бы тем козырем, который бы позволил шантажировать флот СССР. Получилось ли у американцев достичь своей цели? Давайте узнаем.

Победители конкурса

В 1972 году (феноменальная скорость, кстати) уже был выбран окончательный вариант пусковой установки под новые крылатые ракеты. Тогда же было окончательно утверждено положение об исключительно морском их базировании. В январе государственная комиссия уже отобрала двух наиболее многообещающих кандидатов для участия в полномасштабных испытаниях. Первым претендентом была продукция широко известной компании General Dynamics.

Это была модель UBGM-109A. Второй образец выпустила мало кому известная (и плохо лоббируемая) фирма LTV: ракета UBGM-110A. В 1976 году их начали тестировать, запуская ходовые макеты с борта подлодки. В общем-то, никто из высших чинов и не скрывал, что победители заочно уже признали модель 109А.

В начале марта Государственной комиссией принимается решение, что именно американская крылатая ракета «Томагавк» должна будет стать основным калибром всех надводных кораблей США. Через четыре года производится первый пуск опытного образца с борта американского эсминца. В июне этого же года прошли успешные летные испытания лодочного варианта ракеты. Это стало большим событием в истории всей истории флота, так как это был первый запуск с борта подводной лодки. За три последующих года новое вооружение интенсивно изучалось и тестировалось, было произведено около сотни запусков.

В 1983 году представители Пентагона заявили, что новая крылатая ракета «Томагавк» полностью протестирована и готова к началу серийного производства. Примерно в то же время полным ходом шли отечественные разработки в аналогичных областях. Думаем, что вам будет любопытно узнать о сравнительных характеристиках отечественной техники и вооружения возможного противника времен Холодной войны. Итак, крылатые ракеты «Томагавк» и «Калибр», сравнение.

Сравнение с «Калибром»

  • Длина корпуса без стартового ускорителя («Томагавк»/«Калибр») - 5,56/7,2 м.
  • Длина со стартовым усилителем - 6,25/8,1 м.
  • Размах крыльев - 2,67/3,3 м.
  • Масса неядерной боеголовки - 450 кг (США/РФ).
  • Мощность ядерного варианта - 150/100-200 кТ.
  • Скорость полета крылатой ракеты «Томагавк» - 0,7 М.
  • Скорость «Калибра» - 0,7 М.

А вот по дальности полета провести однозначное сравнение нельзя. Дело в том, что на вооружении стоят как новые, так и старые модификации ракет. Старые оснащаются только ядерной боеголовкой и могут пролететь до 2,6 тыс. км. Новые несут на себе неядерную боеголовку, дальность крылатой ракеты «Томагавк» составляет вплоть до 1,6 тыс. км. Отечественные «Калибры» могут нести оба типа начинки, дальность полета составляет 2,5/1,5 тыс. км соответственно. В общем, по этому показателю характеристики вооружений практически никак не отличаются.

Вот чем характеризуются крылатые ракеты «Томагавк» и «Калибр». Сравнение их показывает, что возможности обоих типов вооружения примерно идентичны. Особенно это касается скорости. Американцы всегда отмечали, что этот показатель у их ракет выше. Но последние модернизации «Калибра» летают ничуть не медленнее.

Базовые технические характеристики

Новый образчик вооружения выполнен по самолетной схеме моноплана. Корпус цилиндрический, обтекатель оживальной формы. Крыло может складываться и утапливаться в специальный отсек, расположенный в центральной части ракеты, сзади располагается крестообразный стабилизатор. На изготовление корпуса идут различные варианты алюминиевых сплавов, эпоксидные смолы и углепластик. Все они обладают предельно малым аэродинамическим сопротивлением, так как скорость крылатой ракеты «Томагавк» весьма высока. Любые «шероховатости» при таких характеристиках опасны, так как корпус может попросту развалиться на ходу.

Чтобы максимально понизить заметность устройства для локаторов, на всю поверхность корпуса наносится специальное покрытие. Вообще, в этом плане крылатая ракета «Томагавк» (фото которой вы увидите в статье) заметно лучше конкурентов. Хотя эксперты сходятся во мнении, что превалирующая роль в обеспечении незаметности для локаторов принадлежит схеме полета, при которой ракета летит, максимально используя особенности рельефа местности, и на минимальной высоте.

Характеристики боевой части

Основной «изюминкой» ракеты служит боеголовка W-80. Ее вес составляет 123 килограмма, длина - один метр, диаметр 30 см. Максимальная мощность подрыва - 200 кТ. Взрыв происходит после непосредственного контакта взрывателя с целью. При использовании ядерного боеприпаса диаметр разрушений в густонаселенном районе может достигать трех километров.

Одной из важнейших особенностей, которой отличается крылатая ракета «Томагавк», является очень высокая точность наведения, за счет которой этот боеприпас способен поражать малоразмерные и маневрирующие цели. Вероятность этого составляет от 0,85 до 1,0 (в зависимости от базирования и места старта). Проще говоря, точность крылатой ракеты «Томагавк» очень высока. Неядерная боевая часть обладает некоторым бронебойным действием, может включать в свой состав до 166 бом малого калибра. Вес каждого заряда при этом составляет 1,5 килограмма, все они находятся в 24 связках.

Системы управления и наведения на цель

Высокая точность наведения на цель обеспечивается за счет комбинированной работы сразу нескольких телеметрических систем:

  • Самая простая из них - инерционная.
  • За следование по очертаниям рельефа местности отвечает система TERCOM.
  • Служба электронно-оптической привязки DSMAC позволяет с исключительной точностью подводить летящую ракету непосредственно к цели.

Характеристики схем управления

Наиболее простой системой является инерционная. Масса этого оборудования составляет 11 килограммов, оно работает только на начальном и среднем этапе полета. В ее состав входят: бортовой компьютер, инерциальная платформа и довольно простой высотомер, в основе которого лежит надежный барометр. Три гироскопа определяют величину отклонения корпуса ракеты от заданного курса и трех акселерометров, при помощи которых бортовая электроника с высокой точностью определяет ускорение этих ускорений. Одна только эта система позволяет корректировать курс примерно на 800 метров за каждый час полета.

Куда надежнее и точнее DSMAC, наиболее совершенную версию которой имеют крылатые ракеты «Томагавк BGM 109 A». Нужно заметить, что для работы этого оборудования в память оборудования предварительно должна быть загружена оцифрованная съемка того района, над которым будет пролетать Tomahawk. Это позволяет задать привязку не только к координатам, но и к рельефу местности. Подобную схему, к слову говоря, использует не только американская крылатая ракета «Томагавк», но и отечественный «Гранит».

Сведения о способах и установках запуска

На кораблях для хранения и запуска этого типа вооружения могут быть использованы как штатные торпедные аппараты, так и специальные шахты вертикального старта (что касается подлодок). Если же говорить о надводных кораблях, то на них монтируются контейнерные пусковые установки. Нужно отметить, что корабельная крылатая ракета «Томагавк», характеристики которой мы рассматриваем, хранится в специальной стальной капсуле, будучи «законсервирована» в слое азота под высоким давлением.

Хранение в таких условиях не только позволяет гарантировать нормальную работоспособность устройства на протяжении сразу 30 месяцев, но и помещать его в обычную торпедную шахту без малейших доработок конструкции последней.

Особенности механизмов запуска

На американских подлодках имеется по четыре стандартных торпедных аппарата. Они располагаются по два с каждого борта. Угол расположения - 10-12 градусов, что обеспечивает возможность выполнения торпедного залпа с максимальной глубины. Это обстоятельство позволяет значительно снизить демаскирующие факторы. Труба каждого аппарата состоит из трех секций. Как и в отечественных торпедных шахтах, американские ракеты располагаются на поддерживающих роликах и направляющих. Стрельба инициируется в зависимости от открытия или закрытия крышки аппарата, что делает невозможным «выстрел в ногу», когда торпеда взрывается в самой подлодке.

На задней крышке торпедного аппарата имеется смотровое окно, при помощи которого можно следить за наполнением его полости и состоянием механизмов, манометром. Туда же крепятся выводы от корабельной электроники, которая контролирует процессы открытия крышек аппарата, их закрытие и непосредственный процесс запуска. Крылатая ракета «Томагавк» (характеристики ее вы прочтете в статье) выстреливается из шахты за счет работы гидравлических приводов. Один гидроцилиндр устанавливается на каждые два аппарата на каждый борт, работает он следующим образом:

  • Сперва в систему подается определенный объем сжатого воздуха, который действует одновременно и на шток гидроцилиндра.
  • За счет этого он начинает подавать воду в полость торпедных аппаратов.
  • Так как они заполняются водой быстро, начиная от задней секции, в полости создается избыточное давление, достаточное для выталкивания ракеты или торпеды.
  • Вся конструкция сделана так, что одномоментно с нагнетательной цистерной может быть соединен только один аппарат (то есть два с обеих бортов). Это препятствует неравномерному заполнению полостей торпедных шахт.

Как мы уже говорили, в случае надводных кораблей используются вертикально расположенные пусковые контейнеры. В их случае имеется вышибной пороховой заряд, который позволяет несколько повысить дальность полета крылатой ракеты «Томагавк» за счет экономии ресурса ее маршевого двигателя.

Управление процессом стрельбы

За проведение всех подготовительных этапов и, собственно, запуска, отвечают не только стоящие на боевых постах специалисты, но и система управления стрельбой (она же СУС). Компоненты ее размещаются как в самом торпедном отсеке, так и на командном мостике. Конечно, отдать приказ о произведении запуска можно только с центрального пункта. Туда же выводятся дублирующие приборы, показывающие характеристики ракеты и ее готовность к запуску в режиме реального времени.

Следует отметить одну важную особенность американских флотских соединений. В них используется сложная автоматизированная система корректировки и интеграции. Проще говоря, несколько подлодок и надводных кораблей, на вооружении которых имеются крылатые ракеты «Томагавк», ТТХ которых имеются в статье, могут действовать как единый «организм» и выпускать ракеты по одной и той же цели практически одновременно. С учетом высокой вероятности попадания, даже корабль или наземная группировка противника с мощной и эшелонированной системой ПВО почти наверняка будут уничтожены.

Запуск крылатой ракеты

После поступления приказа на запуск начинается предполетная подготовка, которая должна занимать не более 20 минут. В этот же момент давление в торпедном аппарате сравнивается с таковым на глубине погружения, чтобы старту ракеты ничего не мешало.

Производится ввод всех необходимых для проведения стрельб данных. Когда поступает сигнал, гидравлика выталкивает ракету из шахты. На поверхность она всегда выходит под углом около 50 градусов, что достигается в результате работы систем стабилизации. Вскоре после этого пиропатроны сбрасывают обтекатели, раскрываются крылья и стабилизаторы, включается маршевый двигатель.

За это время ракета успевает взлететь на высоту приблизительно 600 м. На основном участке траектории высота полета не превышает 60 метров, а скорость - достигает 885 км/ч. Сперва наведение и курсовую корректировку осуществляет инерциальная система.

Работы по модернизации

В настоящее время американцы ведут работы, направленные на увеличение дальности полета сразу до трех-четырех тысяч километров. Достичь таких показателей планируется за счет использования новых двигателей, топлива, а также снижения массы самой ракеты. Уже ведутся исследования в области создания новых материалов на базе углепластиков, которые будут очень прочными и легкими, но при этом достаточно дешевыми для того, чтобы их можно было запустить в массовое производство.

Во-вторых, планируется значительно улучшить точность наведения на цель. Достичь этого предполагается за счет внедрения в конструкцию ракеты новых модулей, ответственных за точное спутниковое позиционирование.

В-третьих, американцы были бы не прочь увеличить глубину запуска с 60 метров до (как минимум) 90-120 метров. Если им это удастся, факт пуска «Томагавка» станет еще сложнее засечь. Нужно сказать, что отечественные конструкторы в настоящее время работают практически над теми же задачами, но в отношении нашего «Гранита». Кроме того, ведется работа в области снижения радиолокационной заметности ракеты и противодействия средствам ПВО.

Для этой цели планируется использование более мощных компьютерных систем для тесного взаимодействия со своими устройствами подавления помех. Если все это будет работать в комплексе, а также будет повышена скорость, то «Томагавки» смогут эффективно проходить через многие эшелонированные системы ПВО.

Уникальной возможностью современных КР американского производства является возможность их использования в роли БПЛА: ракета может летать около предполагаемой цели не менее 3,5 часа, причем в это время она передает все полученные данные в центр управления.

Боевое применение

Впервые новые ракеты были широко использованы во время проведения небезызвестной операции "Буря в пустыне", которая была инициирована в 1991 году и направлялась против властей Ирака. С подлодок и кораблей надводной флотилии американцы запустили 288 «Томагавков». Считается, что не менее 85 % из них достигли установленных целей. В ходе многочисленных военных конфликтов, в которых участвовали США с 1991 года по настоящее время, они затратили не менее 2000 крылатых ракет различных модификаций. Впрочем, при этом использовались исключительно неядерные боеприпасы.