Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Всемирный потоп: история без границ. Библия, изложенная для семейного чтенияВсемирный потоп

Всемирный Потоп - описанная во многих религиях и мифологиях страшная катастрофа - широкомасштабное наводнение, которое было карой Бога или богов за человеческие грехи.
Ученые-этнологи обнаружили среди народностей Европы, Азии, Америки и Австралии более двухсот легенд о потопе, сюжеты которых поразительно схожи в деталях и мало чем отличаются от библейского варианта.
Протоиерей Ростислав Снигирев в книге «Библейская археология» выделяет три ключевых момента.
Во-первых, предвестником потопа являются различные божества, повелевающие своим избранникам построить большой корабль.
Во-вторых, в числе уцелевших фигурируют два человека - мужчина и женщина, иногда сопровождаемые детьми.
В-третьих, спасшиеся высаживаются на вершину горы. 4
Известный исследователь-этнограф и религиовед Джеймс Фрезер в своих работах (например «Фольклор в Ветхом Завете», 1923 год) прямо указывает, что библейское повествование о потопе не уникально, оно содержится в древних мифах многих народов. На основании этого он делает вывод: христианская точка зрения заключается в том, что содержание подобной информации в мифах - ярчайшее доказательство истинности Писания,так как легенды о потопе различных народов перекликаются между собой.
Реконструкции абсолютного возраста потопа также дают примерно схожий массив данных от 8 до 10 тыс. лет назад.
Из данных палеогеографии известно, что последнее покровное оледенение (Лаурентидский ледниковый щит в Северной Америке) в Северном полушарии исчезло от 8 до 10 тыс. лет назад.

Отсюда возникла гипотеза Райана - Питмена (William Ryan, Walter Pitman, University of Columbia) о том, что история о потопе является своеобразным отражением глобального процесса подъема уровня мирового океана.
Установлено (по данным анализа затопленных береговых линий и распространения слоев осадочных пород), что в это время уровень моря поднялся на десятки метров от -50 до 0 метров (в современной системе абсолютных координат), одним из следствий чего было образование Босфорского пролива и увеличение площади Чёрного моря почти в 1,5 раза.
Так что эффект от подобного затопления значительных прибрежных пространств безусловно сыграл свою роль в появлении и глобальном распространении истории о потопе.
Другой стороной вопроса было изменение базиса эрозии рек и соответствующей резкой перестройки всех речных долин на Земле (естественно для рек бассейна Мирового океана).
Эта перестройка заключалась в повсеместном затоплении речных пойм и прилегающих к долине речных террас.
В теории, все пространство от уреза реки до таяния покровных ледников и вверх по склонам речной долины на высоту в 50 метров должно было быть затоплено рекой и занесено ее наносами. Естественно, что подобные, примыкающие к рекам участки были местом повышенной концентрации людей, и, наблюдая подобные процессы, человек мог сделать определенные выводы (создать историю о потопе).
Получая информацию о «потопе» на побережьях морей и данные о «потопе» вдоль всех рек Земли любой разумный человек (а тем более группа) создаст миф о всемирности наблюдаемого явления.
Креационисты (т.е. исследователи рассматривающие планету Земля, а также мир в целом, как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством) отстаивают реальную историчность Великого потопа, основываясь на различных исследованиях, хотя большинство современных археологов и геологов не разделяют такой точки зрения.
Многие исследователи пытались найти останки ковчега в районе горы Арарат - там, где, согласно Библии, он пристал к берегу после потопа.
По утверждению Рона Уайетта, врача-анестезиолога и археолога-любителя, проведённые им исследования в этих местах доказали существование ковчега, а, следовательно, и реальность Потопа.
В 1957 г. в США в одном из журналов были опубликованы интересные фотографии Араратских гор (примерно 20 миль от горы Арарат), сделанных с самолёта .
Капитан турецкой армии Лихан Дюрупинар обнаружил на фотографиях интересное образования. Прочитав данную статью Рон Уайетт решил заняться исследованием данного феномена и пришёл к выводу, что данное образование - не что иное как Ноев ковчег.


Но не все профессиональные историки воспринимают это утверждение серьёзно.
То, что Земля могла полностью покрыться водой в течение сорокадневных дождей, у многих вызывает определенный скепсис и, надо признать, вполне обоснованный. Как считают, такого на самом деле не могло быть.
Но тот, кто внимательно читал Библию, знает, что то явление, которое принято называть Всемирным потопом, длилось ровно год. Проливной же дождь был лишь прелюдией к глобальному природному катаклизму, при котором «разверзлись все источники великой бездны».
Если перевести на современный язык библейское повествование о потопе, то речь может идти о мощном вулканическом извержении, в результате которого через разломы в земной коре на поверхность Земли хлынули подземные воды.
По расчётам учёных, энергия вулканического извержения была столь велика, что высота выбросов пород достигала двадцати километров, а поднявшийся в верхние слои атмосферы пепел вызвал активную конденсацию слоёв атмосферы, что и привело к столь продолжительному дождю.
Вырвавшиеся подземные воды, вкупе с проливным дождём, в считанные дни покрыли Землю.

Уровень же воды поднимался и после прекращения дождя в течение пяти месяцев.
Среди всеобщего хаоса, вызванного потопом, был лишь один островок безопасности - это дрейфующий в бушующей стихии ковчег, построенный Ноем, которого Бог предупредил о готовящемся наказании для развратившегося человечества.
Размеры ковчега поражают: длина - 150 метров, ширина - 25 и высота - 15 (по другим данным - 135, 23 и 14 м. 4). Габариты этого сооружения внушительны даже по современным меркам.
Трёхпалубное судно из плотно подогнанных, просмолённых досок напоминало современные цельнометаллические суда. Соотношение длины к ширине 6 к 1 сводило до минимума бортовую качку при любом волнении и делало ковчег (на современном русском языке это слово означает «ящик» или «шкатулка») практически непотопляемым.
Размеры ковчега невольно наводят на мысль, как же умудрился Ной при помощи лишь троих сыновей выстроить столь огромное сооружение?
Но, оказывается, в этом нет ничего удивительного, ведь строительство судна длилось сто лет. В течение ста лет трудился Ной, не покладая рук, и всё это время предупреждал соплеменников о готовящейся катастрофе. Но никто ему не поверил.
Если учесть, что средняя продолжительность жизни людей, живущих до потопа, была 900 лет, то и в цифре сто лет нет ничего удивительного. Столь длительная продолжительность жизни объясняется особенностью допотопного климата.
В Библии говорится, что до потопа «Господь Бог не посылал дождя на Землю... но пар поднимался с земли и орошал все лицо Земли».
Из этих и других библейских текстов следует, что земной шар поверх воздушного слоя окружал слой водяного пара, наличие которого приводило к существованию целого ряда климатических условий, отличных от сегодняшних.
Солнечный свет, проходя через слой водяного пара в верхних слоях атмосферы, равномерно рассеивался в разных направлениях, достигая всех широт с одинаковой интенсивностью.
Благодаря своеобразному экрану из водяного пара, тепло, излучаемое с поверхности Земли, задерживалось внутри земной атмосферы.
Это создавало среду с парниковым эффектом по всей территории
земного шара от полюса до полюса.
Задержка атмосферной водяной оболочкой вредоносных космических излучений и ультрафиолетовых лучей Солнца значительно удлиняло продолжительность жизни людей и животных, что, в свою очередь, объясняет громадные размеры допотопных динозавров , так как известно, что рептилии растут всю свою жизнь.
После того, как в результате 40-суточного дождя водяной покров исчез из атмосферы, Земля оказалась незащищённой от вредных излучений, что привело к ускорению процесса старения обитателей Земли.
После потопа Бог положил предел человеческой жизни - 120 лет. Меньше стали жить и другие обитатели Земли. Так что вполне возможно, что аллигаторы и драконы индонезийского острова Комодо - это просто недоросшие динозавры.
Другие виды динозавров, не выдержав новых экстремальных условий обитания, постепенно вымерли, оставшись в народной памяти фольклорными драконами и
змеями-горынычами. Некоторые же виды, условия жизни которых изменились несущественно, сохранились до сих пор.
К примеру, в 1977 году в сети японского рыболовецкого судна в районе Новой Зеландии попал погибший плезиозавр длиною около десяти метров и весом около двух тонн. Фотография этого чудища, выгружаемого из судна, обошла весь мир.
Естественно, плезиозавр не мог жить в единственном экземпляре. Наверняка существует целая популяция этих, а вполне возможно, и других существ, живущих в морских глубинах.
Всемирный потоп объясняет многие археологические загадки.
В школьной программе по зоологии рассказывается о ледниковом периоде, в результате которого вымерли мамонты. Но при этом так и осталось неясным, отчего при постепенном обледенении смерть их застала внезапно: некоторые особи погибали с недожёванной травой во рту.
Внезапную смерть можно объяснить лишь внезапным резким похолоданием. А именно это и произошло в первые дни потопа.
Исчезновение защитного атмосферного покрытия привело к практически моментальному похолоданию в полярных областях планеты. В вечную мерзлоту,
которая представляет собой не что иное, как слои мгновенно замерзшей водно-грязевой массы, вмёрзли мамонты, саблезубые тигры и прочая допотопная фауна.
Те же особи, взятые Ноем на ковчег и пережившие потоп, так и не смогли приспособиться к новым климатическим условиям и постепенно вымерли.

Если учесть, что на борт были взяты молодые особи, то заняли они всего треть судна, остальная же часть была предназначена для восьми членов экипажа и запасов продовольствия и корма. Впрочем, существует мнение, что в больших запасах корма, несмотря на годовое плавание, особой нужды не было. Резкое снижение величины атмосферного давления в результате разрушения водно-парового защитного слоя должно было привести и к резкому снижению обменных процессов живых организмов.

Такие перепады приводят к сонливости, и вполне возможно, что животные пребывали всё время плавания в состоянии, близком к анабиозу, и уход за ними был минимальный.
Так что в истории о Всемирном потопе нет ничего, что невозможно было бы объяснить с точки зрения естественных законов.
После того, как Ной сошел на твердую землю, Господь пообещал, что потоп больше никогда не случится, потомки Ноя будут плодовиты и снова заселят Землю, а все живое в ковчеге будет размножаться и служить человеку пищей. 4
18 октября 2001 г. с американской авиабазы Ванденберг в Калифорнии стартовал геодезический спутник Quick Bird . Его задача необычна - поиск Ноева ковчега.
Рассказывает руководитель проекта профессор Ричмондского университета Порчер Тейлор:
«Солнечным июньским днем 1947 года американский разведывательный самолет вел съемку в районе горы Арарат, неподалеку от которой сходились турецкая, иранская и советская границы. Когда фотографии проявили, на западном плато хребта и обнаружилась аномалия - необычный для формы горных пород продолговатый предмет длиной около 162 метров.
Сначала они решили, что это фюзеляж упавшего самолета. Хотя таких больших самолетов не выпускали тогда и не делают даже теперь.
Другим на фотографиях виделась подводная лодка - но откуда она там? Потом уже они вспомнили про Ноя, который, согласно Библии, построил ковчег, усадил на него «каждой твари по паре» и после 150-дневного плавания причалил именно к горе Арарат.
Версия напугала военных. Миссии разведывательных самолетов были строго засекречены.
В 1973 году я был курсантом военной академии в Уэст-Пойнте и, помимо прочего, изучал космическую фотографию. У нас говорили о спутнике ЦРУ, который вел съемку в районе советско-турецкой границы с высоты в 300 километров.
Его камеры случайно включили раньше положенного, и в их объективы попал склон Арарата с торчащими изо льда обломками, похожими на остов огромного корабля.
Тогда я впервые услышал, что это может быть то самое судно Ноя.
Шла «холодная война», о доступе к секретным фотографиям не могло быть и речи. Но я обратился к истории и нашел несколько любопытных подтверждений гипотезы о ковчеге.
О корабле на Арарате упоминал еще вавилонский историк Бероссус в 275 году до нашей эры.
Знаменитый путешественник Марко Поло в конце XV века писал, что «обломки ковчега еще видны на вершине Арарата».
В 1800 году американский журналист Клавдиус Рич опубликовал сообщение турецкого путешественника, добравшегося до Арарата и видевшего остатки ковчега.
В 1840 году турецкая экспедиция, которая была снаряжена для исследования снежных обвалов на Арарате, обнаружила гигантский каркас из дерева почти черного цвета, торчащий из ледника.
Проникнув внутрь судна, члены экспедиции констатировали, что он был устроен для перевозки скота и состоял из нескольких отделений. 4
В 1887 году принц Персии и архиепископ Джон Джозеф Нури сообщил, что нашел останки ковчега на Арарате. Спустя шесть лет он пытался организовать экспедицию, чтобы разобрать ковчег и доставить его на всемирную выставку в Чикаго. Но не получил разрешения на это у турецкого правительства.
«Чтобы добыть стопроцентные доказательства существования ковчега, необходимо подняться на Араратские горы, разобрать весь ледник, и только тогда можно будет делать какие-то более-менее точные интерпретации, - говорит историк Олег Мумриков. - Пока же мы имеем только несколько фотографий, сделанных еще во время первой мировой войны. В августе 1916 года русский летчик Владимир Ростовицкий, исследовавший турецкую границу, оказался над Араратом и наблюдал в восточной части вершины замерзшее озеро, на краю которого находился каркас гигантского корабля, частично погруженного в лед.
Несмотря на военные годы, Николаем II была сформирована экспедиция, которая вернулась с различными описаниями исследуемой местности и с фотографиями.
Но во время революции эти данные, к сожалению, были утеряны. После этого ковчег видели несколько раз с самолетов во время второй мировой войны». 4
Оказалось, что размеры таинственного объекта на склоне горы совпадают с библейским описанием Ноева ковчега. Согласно Библии длина судна составляла примерно 152 метра, ширина - 25 и высота 15 метров. То, что, возможно, является его останками, - предмет длиной в 162 и шириной в 25 - 30 метров. Высоту измерить невозможно, поскольку он увяз в снегу.
Качество сделанных тогда снимков несравненно ниже нынешних возможностей. Но некоторые из специалистов рассмотрели на них фрагменты поперечных балок и киля.
В конструкции присутствуют 90-градусные углы, что указывает на ее рукотворное происхождение. Мы попросили семерых независимых экспертов изучить фотографии и сделать свои заключения. В итоге четверо пришли к выводу, что перед ними конструкция, сделанная руками человека.
Двое считают, что на фотографиях просто камни, и один счел, что требуются новые съемки, чтобы установить истину.»
б июля 1955 года французский альпинист Фернанд Наварра нелегально совершил подъем на Арарат и на гористом отроге нашел останки гигантского корабля. Радиоуглеродный анализ фрагментов остова корабля показал, что находке около пяти тысяч лет.
В 1969 году научная экспедиция, организованная американскими археологами, обнаружила на горе Арарат, примерно в том же месте, на которое указывал Наварра, несколько деревянных обломков. Впрочем, их анализ показал, что останкам не более полутора тысяч лет.
Факт находки объекта в форме судна, который мы с полной уверенностью называем ковчегом, указывает на то, что он сохранился только благодаря тому, что был покрыт лавой, накрывшей его как бы «колпаком времени».
Однако гора, на которой находится ковчег не вулканическая.
Факты показывают, что лава, вышедшая из кратера вулкана, прошла много миль на юг по направлению к современному Ирану.
Лава выбрасывалась в воздух так, что долетала до вершины горного хребта, находящегося выше существующего месторасположения ковчега.
Существование этого вулкана подтверждается полуразрушенной стеллой, найденной в 1984 году на этом хребте, на которой изображён уникальный известняковый хребет и рядом с ним на юге вулкан.
Сегодня этот вулкан разрушен, и его нельзя заметить ни с вершины хребта, ни с позиции художника, рисовавшего стеллу.
Лава достигла вершины хребта и начала течь к подножию горы, покрывая ковчег. Путь лавы отчётливо прослеживается по застывшим следам грязевого потока. Селевые потоки образуются, когда вода выступает из медленно остывающей лавы.
Когда лава уходит в землю, огромное количество воды, захваченное вместе с нею, начинает иногда очень стремительно течь. Эти потоки называют селями.
Тяжесть огромного количества покрывшей ковчег лавы стала причиной разрушения двух верхних палуб.
Если это так, тогда почему ковчег не сгорел?
Есть два возможных ответа.
Первый - ковчег был очень быстро покрыт лавой, что перекрыло доступ кислорода и возгорание стало невозможным. Но если предположить, что объект охватывался более медленно, то существуют подтверждённые факты, что лава не всегда вызывает возгорание.
Но какой бы вариант Вы не выбрали, тот факт, что если ковчег был покрыт лавой, то совершенно не значит что он должен был при этом сгореть. Факт, что ярусы были разрушены приблизительно равномерно, указывает на то, что ковчег был покрыт лавой очень быстро, что прекратило доступ кислорода.
У нас есть некоторые образцы, которые имеют следы горения, но в очень небольшой степени.
Лава покрыла ковчег и загерметизировала его в воздухонепроницаемой «капсуле».
Почему же теперь его видно? Почему он больше не покрыт лавой?
Потому что лава с течением времени теряет свои свойства, разрушается и через некоторое время превращается в почву. Почвы, которые образовались из-за распада лавы, вулканических осадков и пепла очень богаты калием, известью и фосфатами. Многие районы мира с хорошо развитым сельским хозяйством обязаны этим вулканическому материалу.

Ковчег расположен на довольно покатом склоне горы. Корма судна располагается на высоте около 6350 футов (около 1935,5м) над уровнем моря, нос судна - на высоте 6250 футов (около 1950м).
Со временем лава начала разрушаться - она больше не была воздухонепроницаемой, а значит и водонепроницаемой. Зима в этом районе длится несколько месяцев и сопровождается снегами и низкими температурами. Весной снег медленно тает, и вода стекает к подножию гор. Это значит, что через разрушившуюся лаву вода начала проникать к ковчегу.
Поскольку вода медленно просачивалась сквозь сохранённые структуры ковчега, она начала вымывать мельчайшие частицы древесины и металла. Всё это происходило на молекулярном уровне - молекула смывалась молекулой. Но так как молекула вымывалась, после неё оставалось пространство её же размера, которое замещалось молекулой другого вещества. Этот процесс называется петрификация (окаменение) или молекулярная замена.
Чтобы объект окаменел, всегда требуется два условия: первое - быстрое захоронение объекта (прекращение доступа кислорода), и второе - постоянный проток воды через него. Если это не воздухонепроницаемый объект, и его не омывает вода, то он подвергается распаду и не сохраняется. Эволюционисты с радостью сообщат Вам, что процесс окаменения занимает миллионы лет, но это не так. Если процесс окаменения будет происходить медленнее, чем процесс распада, то предмет просто разрушится.
Поскольку вода стекала вниз по склону горы, а затем впитывалась в почву и достигала ковчега, структурные молекулы, находящиеся сверху по течению воды, окаменели вместе с молекулами минералов почвы. Дальше вода текла сквозь среднюю часть судна, поэтому началось окаменение ковчега с веществами его собственной структуры в дополнении к веществам покрывающей его почвы.
Именно это должно было произойти, если этот объект является ковчегом. Доказательства, найденные при раскопках, показывают, что всё как раз так и происходило.
Образец древесины палубы, который достали из трещины после землетрясения со средней палубы корабля, содержала более 13% железа - железа металлических стыков структуры, находящейся над средней секцией. Большинство молекул, участвующих в окаменении, являются молекулами естественных веществ земли и лавы. Первые исследования этих образцов с места раскопок показали 51% содержания кремнезёма.
Магма состоит из расплавленной кварцевой массы разного состава. Фактически, все окаменевшие объекты содержат большое количество кварца (кремнезёма), благодаря тому, что он содержится в окружающей объект почве.
Но существует одно вещество, которое не найдено в естественных минералах. Состав углерода в веществе показывает органическое или неорганическое происхождение объекта.
Поэтому с целью определения, был ли объект органическим соединением или нет, проводят тест на определение содержания углерода.
Анализ образца окаменевшего настила палубы в Галбрейской лаборатории показал, что он содержит 0,0081% неорганического углерода и в 100 раз больше органического углерода - 0,7019%.
Любой найденный когда-либо окаменевший объект: ветка дерева, кость или морская раковина, покажет при анализе наличие углерода. Очевидно, что образец настила палубы был когда-то живой материей. Теперь разрушившаяся лава открывает нам окаменевшие предметы, напоминающие древесину и содержащие в большом количестве железо и другие металлы.
Для того чтобы в окаменевшей древесине оказалось такое большое количество железа, вода, влияющая на процесс окаменения, должна до этого пройти через железный предмет. Почва, накрывающая ковчег, не содержит такого большого количества железа. Специальный образец грунта, взятый в этом районе для анализа, показал наличие 0,54% железа и 0,77% окиси железа.
Если мы предположим, что окаменевшая древесина получила своё железное содержание от железа, встречающегося в почве около ковчега, то тогда всё железо из почвы должно было попасть только в это окаменевшее дерево.
Другими словами, это невозможно.
Огромное количество металла, содержащееся в окаменевшей древесине, могло прийти только из одного места - из воды, проходящей через металл, содержащийся в структуре ковчега - металл, который, как мы теперь знаем, скреплял тысячи стыков деревянных конструкций ковчега.
Итак, ковчег был скрыт на многие, многие годы, и о его существовании не знал никто с тех пор, как он был накрыт потоком лавы, которая случайно (а скорее всего не случайно) понесла его с горы, пока он не наткнулся на огромный выступ горной породы.
В конце 1950-х годов фотография, сделанная с воздуха во время военных исследований, показала на склоне горы в селевом потоке этот необычный контур судна...
В 1978 году землетрясение вызвало осыпание грунта с загадочного объекта. После этого объект принял более узнаваемую форму корабля...
Многие ученые считают, что искать ковчег на горе Арарат бессмысленно. Их аргументы таковы: Арарат - спящий вулкан, в результате извержения которого в первой половине XIX века образовалось Ахурское ущелье. Если ковчег там и был, го его останки были полностью уничтожены в результате катаклизма 1840 года.
Некоторые энтузиасты предлагают искать ковчег на другом Арарате, том, что находится в окрестностях Геленджика. Эта скалистая гора, высотой всего 350 метров, находится в начале Кавказского хребта и теоретически также может являться конечной точкой путешествия Ноя.
А вот турецкий ученый Фарук Онжель уверен, что ковчег находится на склоне одного из горных хребтов в провинции Шанлыурфа. 4
Современная светская археология допускает, что библейский текст может нести историческую правду, а современные генетические исследования свидетельствуют, что все человечество является потомками малой группы людей, возможно. Ноя и его семьи. Безусловно, есть ряд проблем, связанных с датами, и они будут уточняться в ходе дальнейших исследований.
Но уже сейчас есть сведения, которые косвенным путем подтверждают факт реальности великого потопа в прошлом.
Турецкий океанолог Седа Окай уверена, что Черное море образовалось как раз в результате такого катаклизма, когда таяние ледников по всей планете подняло уровень Мирового океана. Воды Средиземного моря, преодолев естественную дамбу, которой являлся нынешний Босфор, с чудовищной мощью обрушились на Восточноевропейскую равнину.
Окай активно занималась изучением проблемы на протяжении пяти лет, исследовав, в частности, дно пролива Босфор у входа в Черное море. Было установлено, что уровень воды в Черном море в ледниковый период был на 110 метров ниже сегодняшнего.
Седа Окай: «Анализируя осадочные породы, мы установили, что воды Средиземного моря поступили в Черное, которое в свое время было закрытым бассейном, примерно семь-восемь тысяч лет назад, и произошло это в результате стихийного бедствия, более известного как Всемирный Потоп.» 4
Так ли это?
Итак, был ли Всемирный Потоп и существовал ли Ноев ковчег на самом деле или нет?
Если он действительно существовал, то мог ли он сохраниться до наших дней?
Если он сохранился, то как и где его найти?
Если мы его найдём, то что это будет для нас значить?
А нужен ли нам вообще Ноев ковчег?

Источники информации:
1. сайт Википедия
2. сайт Новейшие Библейские Археологические Открытия
3. С. Головин «Всемирный Потоп. Миф, легенда или реальность?»
4. А. Вартиков, Е. Гордеева «Память о Потопе»

«Всё то, что есть на земле, лишится жизни». Когда Ною было уже 600 лет, и в его семье выросли три сына — Сим, Хам и Иафет, на земле случилось страшное бедствие.

К тому времени людей было уже очень много, и вели они себя плохо: обманывали, грабили, убивали друг друга. Только Ной и его семейство жили честно и ничем не провинились перед Богом. А Бог смотрел-смотрел на дурные дела людей и раскаялся в том, что создал их. Решил он уничтожить весь род людской, пощадив только Ноя и его семью. Должны были погибнуть и остальные живые существа на суше.

Ною же Бог сказал: “Сделай себе ковчег [что-то вроде корабля, но без мачт] из дерева гофер [вероятно, кедр или кипарис] ; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега - триста локтей [локоть — около 50 сантиметров] , ширина его - пятьдесят локтей, а высота его - тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчеге сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни [то есть всякое живое существо] . Все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет [заключу союз] , и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужеского пола и женского пусть они будут.

Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею”.

«Из обитателей земли уцелели только те кто был в ковчеге». Ной построил ковчег, и за семь дней до начала потопа Бог приказал ему начать погрузку. Когда ковчег был наполнен пищей и живыми существами, Ной с женой и его сыновья со своими женами вошли туда, и Бог плотно закрыл за ними дверь.

Тогда сразу же “открылись окна небесные” и из них на землю хлынули потоки воды. Дождь продолжался сорок дней и ночей. Ковчег всплыл, а вода поднималась все выше и выше, пока не покрыла на пятнадцать локтей вершины самых высоких гор. Из обитателей земли уцелели только те, кто был в ковчеге.

Вода продолжала прибывать сто пятьдесят дней (кроме “окон в небе”, Бог открыл все водные источники на земле) и только потом пошла на убыль. Через пять месяцев после начала потопа ковчег остановился на горе Арарат. Прошло еще сорок дней, и Ной решился открыть окно и выпустить на волю ворона. Но тот даже не отлетел далеко, а стал кружить у ковчега, временами присаживаясь на него: вокруг был виден лишь бескрайний водный простор. Потом Ной выпустил голубя, но и голубь вернулся к окошку.

Прошло еще семь дней. Ной опять выпустил голубя. Тот вернулся только вечером, держа в клюве свежий лист оливкового дерева. Так Ной узнал, что вода сошла с земли. Но из осторожности он подождал еще семь дней, вновь выпустил голубя, который на этот раз не вернулся. Тогда Ной выпустил на волю всех обитателей ковчега, а сам построил из камней на вершине горы жертвенник и принес жертву Богу. Бог почувствовал приятный запах сжигаемой жертвы и сказал себе, что не будет больше посылать потоп на землю для уничтожения человечества. В знак того, что Он воздвигает завет (заключает союз) с Ноем и его потомками, Бог поставил радугу между облаком и землей и сказал Ною, что теперь радуга будет каждый раз напоминать о конце дождя и о том, что после потопа был заключен союз между Богом и всеми живыми существами.

Ной и его сыновья стали хозяйничать на опустевшей земле. Они научились выращивать виноград и делать вино. Однажды в летнюю жару Ной выпил вина и уснул без одежды в своем шатре. Это увидел Хам, его младший сын. Очень смешным показалось ему такое зрелище, и он рассказал об этом братьям. Но Сим и Иафет взяли одежду, отвернувшись, вошли в шатер и набросили ее на спящего отца. Когда Ной проснулся и узнал о случившемся, он проклял Хама и его сына Ханаана и предсказал, что их потомки будут рабами потомков Сима.

Потомство Ноя. Ной прожил после потопа еще 350 лет и умер, когда ему было 950 лет. Потомки его постепенно заселили всю землю. Иафет стал родоначальником северных народов, от Хама произошли народы Африки, а от Сима — семиты, жившие в Азии. Одним из семитских народов были евреи, и дальше Библия рассказывает главным образом о них.

Великий потоп в мифах разных народов.

«Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога.

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.

И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.

И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

Введи также в ковчег (из всякого скота, и из всех гадов, и) из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сказал Господь Бог Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем. Чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

Ной сделал все, что Господь Бог повелел ему.

Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И (из птиц чистых, и из птиц нечистых) из скотов чистых и из скотов нечистых (и из зверей), и из всех пресмыкающихся по земле. Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

И умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись (все высокие) горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся), бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.

По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона (чтобы видеть, убыла ли вода с земли), который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и (опять) выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.

Шестьсот первого года жизни Ноевой к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.

И сказал (Господь) Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, пусть разойдутся они по земле, и пусть размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и (весь скот, и) все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега».

(Быт. 6, 8-11, 13-14, 16-19, 21; 7, 1, 4-8, 10, 12, 17-24; 8, 1-19)



05 / 01 / 2007

Был опубликован Арно Пёбелем в 1914 году. К сожалению, две трети текста на единственной известной табличке разрушено, и содержание поэмы можно реконструировать лишь по аналогии с аккадскими поэмами, хотя шумерская версия могла и отличаться от них (сохранившийся текст предположительно датируется временем I династии Исина).

В начале рассказывалось, как бог ниспослал людям сути (ме ) и основал пять городов. Затем упоминается совет богов. Рассказывается, что благочестивый царь Зиусудра (по другому варианту чтения - Зиудзудду), жрец бога Энки , подслушивает обращённую к стене храма чью-то речь (вероятно самого Энки), рассказывающую о том, что на совете богов, по требованию Энлиля , решено было устроить великий потоп. После лакуны описано, что потоп длился семь дней и семь ночей, после чего Зиусудра вышел из своего корабля и принёс в жертву быков и овец.

Последний отрывок сообщает, что Зиусудра падает ниц перед Ану и Энлилем, и те клянутся, что возродят жизнь на земле. Они дают Зиусудре вечную жизнь и поселяют его в стране Дильмун на восходе солнца.

По гипотезе В. В. Емельянова (в статье 1997 г.), в полуразрушенной строке 255 упоминалась женщина, которую боги дают в жёны Зиусудре.

Сказание об Атрахасисе

Сказание об Утнапиштиме

Первоначальный рассказ о потопе в вавилонской версии удалось найти при раскопках знаменитой библиотеки Ашшурбанипала Ормузду Рассаму, христианину-халдею, бывшему дипломату, выполнявшему раскопки в Ниневии для Британского музея в Лондоне . Прочитать и перевести найденные таблички сумел Джордж Смит . Точнее, Смиту удалось разыскать начало эпического повествования о Гильгамеше , который в поисках травы бессмертия отправляется на край земли к единственному человеку пережившему древний потоп - Утнапиштиму. Здесь повествование обрывалось, однако Смит отправился на холм Нимруд, скрывавший древнюю Ниневию, и обнаружил там недостающую часть текста - в общем целом 384 таблички.

История потопа, изложенная в эпосе о Гильгамеше (таблица XI, строки 9-199, где Утнапиштим рассказывает её Гильгамешу), вероятно, была первоначально самостоятельной поэмой, позже целиком включённой в эпос. Имя Утнапиштим - аккадское соответствие шумерскому имени Зиусудра («Нашедший жизнь долгих дней»).

Рассказ начинается с того, что на собрании всех богов было решено уничтожить человечество. Причины такого решения не упоминаются. Один из инициаторов потопа - бог Энлиль - взял с каждого из других богов слово, что те не будут предупреждать людей. Бог Нинигику (Эа) решил спасти своего любимца и преданного ему человека - властителя города Шуруппака на берегу реки Евфрат - Утнапиштима, которого эпос называет «обладающий величайшей мудростью». Чтобы не нарушать клятвы, Нинигику-Эа сообщает во время сна Утнапиштиму, что тот должен построить корабль и готовиться к собственному спасению. Нинигику-Эа также советует Утнапиштиму отвечать тем, кто будет расспрашивать его о причинах неожиданного строительства, так, чтобы те ни о чём не догадались (он говорит, что собирается покинуть город).

Следуя указаниям Нинигику-Эа, Утнапиштим приказывает горожанам строить корабль (чертёж рисует сам Утнапиштим) - квадратное в плане сооружение с плоским днищем площадью три десятины, шестью палубами, высокими (сто двадцать локтей) бортами и кровлей. Когда корабль был готов, Утнапиштим погрузил на него своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.

Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой.
Скот степи, зверей степи, всех мастеров я поднял.

Ветер свирепствовал шесть дней и семь ночей и накрыл потопом всю землю без остатка (земля здесь отождествляется с равниной Шумера). На седьмой день вода успокоилась и Утнапиштим смог выйти на палубу. Всё человечество к тому времени было уничтожено и «стало глиной». Тогда корабль пристал к маленькому островку - вершине горы Ницир. На седьмой день стоянки Утнапиштим выпустил голубя и тот вернулся. Затем выпустил ласточку , но и она прилетела назад. И только ворон нашёл показавшуюся из воды сушу и остался на ней.

Тогда Утнапиштим покинул корабль и принёс богам жертвоприношения. «Божества слетелись как мухи на запах принесённых жертв » и начали ссориться между собой. Эллиль гневается, что люди спаслись. Иштар говорит, что лазурный камень на её шее всегда будет ей напоминать о днях потопа. После ссоры боги убедили Энлиля в его неправоте и тот благословил Утнапиштима и его жену и, подарив бессмертие, поселил вдали от людей в недоступном месте у истока рек (очевидно, Тигра и Евфрата).

Рассказ Бероса

Вавилонская легенда о потопе долгое время была известна европейским учёным благодаря её изложению у «халдейского» историка Бероса (III в. до н. э.), писавшего на греческом языке. Сам труд Бероса не сохранился, но его рассказ был пересказан греческим учёным Александром Полигистором, которого, в свою очередь, цитирует византийский автор Георгий Синкелл . Таким образом, данная версия могла быть искажена и, вероятно, несёт на себе отпечаток греческого влияния.

Согласно Беросу, бог (которого он называет Кронус или Крон) явился во сне Ксисутрусу (Ксисутру), десятому царю Вавилонии и сообщил, что боги решили уничтожить людской род и великий потоп начнётся в 15 день месяца десия (8 месяца по македонскому календарю). Посему Ксисутрусу было приказано написать историю мира и для сохранности закопать её в городе Сиппаре, и, построив огромный корабль, достаточный, чтобы вместить семью царя, его друзей и родственников а также домашних птиц и четвероногих животных, и, когда всё будет готово, отплыть «к богам», но прежде того «молиться о ниспослании добра людям».

Царь выполнил приказание, выстроив ковчег длиной в пять и шириной в два стадия . Из сохранившихся отрывков неясно, сколько дней продолжался потоп. Когда вода стала убывать, Ксисутрус выпустил одну за другой несколько птиц. Но, не найдя себе нигде пищи и приюта, птицы вернулись на корабль. Через несколько дней Ксисутрус снова выпустил птиц, и они вернулись на корабль со следами глины на ногах. В третий раз он их выпустил, и они больше на корабль не вернулись. Тогда Ксисутрус понял, что земля показалась из воды, и, раздвинув несколько досок в борту корабля, выглянул наружу и увидел берег. Тут он направил судно к суше и высадился на горе (называется Армения , хотя неизвестно, принадлежит ли эта деталь рассказа Александру Полигистору, Беросу или его источнику) вместе со своей женой, дочерью и кормчим. Высадившись на опустевшую землю, Ксисутрус воздал почести земле, построил алтарь и принёс жертву богам. Берос уточняет, что Ксисутрус, его жена, дочери и кормчий первыми вышли из корабля, и были отправлены к богам. Остальные спутники больше их никогда не видели, небесный голос объявил им, что за благочестие Ксисутрус и его семья присоединились к сонму богов. Согласно этой версии, человечество произошло от спутников Ксисутруса, вернувшихся в Сиппар.

Библейский потоп

Сравнение легенд о потопе
Тема Библейская история Шумерская легенда,
III тыс. до н. э.
(сохранилась в фрагментах XVIII в. до н. э.)
Вавилонская легенда,
XVIII-XVII вв. до н. э.
Источник Книга Бытие Клинописные таблички, найденные при раскопках Ниппура . 1) Вавилонский историк Берос , III в. до н. э., дошёл в перессказе греческих историков;

2) Клинописные таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала , вставной рассказ в XI таблице «Песне о Гильгамеше»;
3) То же, другой вариант текста.

Персонаж Ной ,
в 10-м поколении после Адама
Зиусудра ,
царь и жрец бога Энки
Зиусудра в буквальном переводе с шумерского означает «нашедший жизнь долгих дней»
1) Ксисутрус (Зиусудра), 10-й царь Вавилона ;

2) Ут-напишти в переводе с аккадского: «тот, кто нашёл дыхание»,
сын Убара-Туту, предок Гильгамеша ;
3) Атрахасис

Спасающий бог Яхве Энки (Эйа) 1) Кронус;
2) Эа
Приказ Построить ковчег, взять с собой семью и животных В тексте лакуна, но видно, что он близок к аккадской версии: упоминается обращение бога к стенке хижины, которое слышит Зиусудра Боги принимают решение на совете, но Эйа в тайне от остальных богов сообщает их решение Ут-напишти и советует построить ковчег, взять с собой семью и животных
Длительность ливня 40 дней и 40 ночей 7 дней и 7 ночей 7 дней и 7 ночей
Птицы Выпускает ворона, затем трижды выпускает голубя (текст отсутствует) 1) несколько птиц;
2) голубь, затем ласточка и ворон
Место причаливания г. Арарат 1) Армения ;
2) г. Ницир
Жертвоприношение после спасения Постройка алтаря и принесение жертвы Принесение в жертву быков и овец Постройка алтаря и принесение жертвы в виде воскурений от мирта, тростника и кедра
Благословение Бог заключает Завет с Ноем и благословляет его Ан и Энлиль даруют Зиусудре «жизнь как боги» и «вечное дыхание» и поселяют его вместе с женой на острове блаженных Дильмун (Тильмун в аккадском варианте) Ут-напишти и его жена (либо Атрахасис без жены) по выходе из судна получают благословение бога Эллиля

Мнения исследователей о происхождении библейского рассказа можно разделить на три группы:

Отличие библейской истории от древнемесопотамских

Ной ,
книжная иллюстрация, 1913 г.

Внешнее сходство с повествованием Книги Бытие очевидно: в обоих текстах речь идёт об уничтожении всего человечества в водах Потопа, о спасении одного человека с семьёй, о том, что он берёт с собой в корабль животных, посылает птиц на разведку, а, выйдя из корабля, приносит жертвы.

Однако гораздо большее значение имеют те отличия, которые при беглом знакомстве ускользают от внимания. По мнению Сончино, вавилонский эпос не основывается на каких-либо морально-этических нормах. Всё происходящее описывается в нём, как результат прихоти или игры божеств. Впрочем, С. Н. Крамер отмечает, что уже в шумерском сказании Зиусудра «предстаёт как набожный и богобоязненный царь, во всех своих делах руководствующийся указаниями, полученными от богов в сновидениях и предсказаниях» .

С традиционной точки зрения, Библия раскрывает пути управления мира Творцом, подчёркивая, что ничто в мире не происходит случайно. Господь посылает на землю Потоп только потому, что сам человек извращает пути свои на земле, «наполняя» её грабежом, насилием и развратом. Тут же, хотя и в скрытой форме, содержится мысль о том, что ответственность за состояние общества разделяют все, кто вольно или невольно принял его нормы и не выразил протеста. Ной спасается не по причине каприза божества и не потому, что он «обладает величайшей мудростью» (что не исключает возможности творить зло и приносить горе другим), а потому, что он человек праведный, то есть стремящийся к добру. Бог спасает Ноя не для того, чтобы тот мог бы вечно блаженствовать, а для того, чтобы он и его потомки стали фундаментом обновлённого человечества. Согласно Й. Вейнбергу, в Пятикнижии «Потоп изображен как испытание, которым и в процессе которого завершается превращение допотопного предчеловечества в послепотопное истинное человечество».

Морально-этическую силу, заложенную в библейском рассказе о Потопе, признают и исследователи из школы «Библейской критики»:

«Рассказ о Потопе, приводимый Библией, таит в себе скрытую силу, способную оказать воздействие на сознание всего человечества. Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению. Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Библией, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведённый в ней»

А. Джеремиас

«Вавилонский текст о Потопе словно специально был составлен для того, чтобы превосходство идеи Израиля о Едином Боге стало ещё более ясным и отчетливым. Со своей же стороны, Библия перечёркивает все те описания Потопа, которые были известны древнему миру до неё: их отталкивающие образы теряют какое-либо значение»

Германн Гункель (Hermann Gunkel)

Анализ и датировка истории Потопа
Подход приверженцев «Библейской критики»

Для этих версий примечательно не только то, чем они отличаются, но и то, что факты, в принципе совпадающие в обеих версиях, всё же упоминаются дважды, например:

  • У Ноя было три сына: Сим, Хам, Иафет (об этом сообщается в Быт. 5:32 и Быт. 6:10.
  • Бог видит, что велико зло на земле (в одном случае названо имя Яхве Быт. 6:5, в другом случае - имя Элохим Быт. 6:12).
  • К Ною дважды обращается бог и указывает ему спасение в ковчеге: один раз названо имя Элохим Быт. 6:13-21, а во второй раз - имя Яхве Быт. 7:1-4.
  • Дважды повторяется формула «и сделал он так, как ему повелел бог» (Быт. 6:22 и Быт. 7:5).
  • Дважды описывается, как Ной вместе с семьей и животными входят в ковчег (Быт. 7:7 и Быт. 7:13)
  • Дважды описывается, как Ной выходит из ковчега (Быт. 8:18 и Быт. 9:18).

Помимо этого, при прочтении библейской истории Всемирного потопа бросаются в глаза ряд противоречий:

Отличия между версиями
Источник I (J) Источник II (P) Вывод библейской критики
Проводится различие между чистыми и нечистыми животными: первые были взяты в ковчег по семь пар от каждого вида, а последние - только по одной паре. Отсутствует разделение на чистых и нечистых животных, число спасаемых в ковчеге животных ограничивается одной парой от каждого вида. Возможно, по представлению источника P, различие между чистыми и нечистыми животными было впервые открыто богом Моисею, так что Ной ничего об этом не мог знать; автор же Яхвиста полагал, что различие между чистыми и нечистыми животными является естественным и существовало с давних времён.
Ливень, вызвавший Потоп, продолжался 40 дней и 40 ночей, после чего Ной оставался в ковчеге ещё 3 недели, пока не спала вода и не показалась земля. Всего 61 день. До спада воды прошло 150 дней. Всего Потоп длился 12 месяцев и 10 дней. Принимая во внимание, что у евреев принят лунный календарь, 12 месяцев составляют 354 дня. Таким образом, Потоп длился 364 дня - целый солнечный год, что указывает на знакомство с вычислениями солнечного цикла.
В качестве причины Потопа указывается ливень - вода с небес. Вода хлынула одновременно с неба и из-под земли.
Описывается принесение жертв Ноем в благодарность за спасение от гибели во время Потопа. Жертвоприношение не упоминается Возможно свидетельствует о более позднем происхождении текста, когда появился запрет жертвоприношений вне Иерусалимского храма .

Выделяют также и семантические отличия, часто не отражающиеся в переводе текста Библии на другие языки. Так, например, слову «истребить» соответствуют в обоих источниках два разных слова.

Доводы в пользу традиционной точки зрения
С точки зрения еврейской традиции, появление в тексте разных имён Бога и их сочетание друг с другом не вызывает трудностей: имя Элохим употребляется всегда, когда говорится о проявлении правосудия Творца, а имя Тетраграмматон (отдельно или в сочетании с именем Элохим) - тогда, когда говорится о проявлении Его милосердия. Эти имена сменяют друг друга в зависимости от контекста. Три авторитетных учёных (Д. Гоффман, В. Грин и Б. Джейкоб) произвели тщательный анализ текста Книги Бытие и показали во всех без исключения случаях соответствие имени Бога контексту: в зависимости от проявления качества милосердия или правосудия. Рассмотрим один из многочисленных примеров: «и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог (Элохим). И затворил Господь (Тетраграмматон) за ним [ковчег] » (Быт. 7:16). Здесь в одном отрывке встречаются оба имени Бога. Адепты школы «библейской критики» утверждают, что этот отрывок написан на основе источника P. Но если это так, то, согласно их же теории, в тексте должно было бы встретиться только имя Элохим. Поэтому они разбивают этот отрывок на два и приписывают «основной текст» источнику J, а «вставку» относят к источнику P. В то же время, с традиционной точки зрения, употребление в этом стихе двух имён легко объяснить: четырёхбуквенное имя употребляется в связи с тем, что Всевышний закрыл вход в ковчег, спасая находившихся в нём от гибели, что, без сомнения, является проявлением милосердия Творца.
  • Противоречие в указаниях, которые даются Ною, также нетрудно объяснить. В 6:19 Ною приказано взять в ковчег по паре каждого вида животных, в то время, как в следующей главе ему велено взять по паре нечистых животных и по семь пар чистых.
Однако, фактически, стих 6:19 может рассматриваться как общее указание о том, что животные, которые войдут в ковчег, должны составлять пары. Это указание даётся за какое-то время до начала Потопа. В следующей главе даётся Ною конкретное указание непосредственно перед его выполнением. Здесь разъясняются детали, которые ранее были опущены: чистых животных должно быть по семь пар, так как впоследствии они будут нужны Ною для принесения жертв и для употребления их в пищу. Такой порядок описания заповедей Торы, - когда сначала приводится общее правило, а вслед за ним конкретизация, - отражён в одном из правил толкования Торы, которое определяет соотношение между общим правилом и его частной деталью.

Греческая мифология

Пол Мерварт. Девкалион, держащий свою жену

По наиболее распространённой греческой версии, потопов было три: Огигов, Девкалионов, Дарданов (в таком порядке). По Сервию, их было два, по Истру, четыре, по Платону , множество.

Огигов потоп

Огигов потоп произошёл в правление Огига , одного из мифических фиванских царей и основателя Элевсина . Вследствие потопа Аттика была опустошена и её полисы разрушены: наступил период безвластия, длившийся около двухсот лет и окончившийся лишь с воцарением Кекропа . Согласно Сексту Юлию Африкану , христианскому историографу III в. н. э., время Огигова потопа соотносится с исходом евреев из Египта.

Девкалионов потоп

Девкалионов потоп был вызван нечестием Ликаона и его сыновей, предложивших Зевсу человеческие жертвы. Зевс решил погубить в потопе греховное людское поколение. Сын Прометея Девкалион спасся со своей женой Пиррой в ковчеге, построенном по указаниям отца. На девятый день потопа ковчег остановился на горе Парнас или одной из вершин Офрийского хребта в Фессалии .

Сойдя на землю, они отправились к святилищу титаниды Фетиды у реки Кефисс, где вознесли молитву о возрождении людского рода. Фетида ответила им: «Покройте головы ваши и бросайте кости праматери через голову!» - поскольку у Девкалиона и Пирры были разные матери, они сочли, что «кости праматери» - это камни - кости Геи . Они стали собирать камни и бросать их через голову; из камней, брошенных Девкалионом, появлялись мужчины, а из камней, брошенных Пиррой, - женщины.

Однако Зевс не достиг своей цели: кроме Девкалиона спаслись и жители города Парнаса, основанного сыном Посейдона Парнасом, который изобрёл искусство предсказания. Они были разбужены волчьим воем и следом за волками направились на вершину горы Парнас, где переждали потоп. Часть из них затем переселилась в Аркадию и продолжила там Ликаоновы жертвоприношения .

Индуистская мифология

Вайвасвата, седьмой из Маннов (родоначальников человеческого рода), во время купания случайно поймал крошечную рыбку, которая обещала спасти его от грядущего потопа, если он поможет ей вырасти. Рыба (которая была воплощением Брахмы или Вишну) выросла до огромной величины, и по её совету Вайвасвата построил корабль и привязал его к рогу рыбы. На корабль он взял многие риши и семена всех растений. Рыба пригнала корабль к горе, а когда воды отхлынули, Вайвасвата принёс богам жертву , из которой появилась девушка, ставшая женой Манна.

Результаты научных исследований

В 1927-1928 году, при раскопках древнего Ура , Леонард и Екатерина Вуллей раскапывали, так называемые, «царские гробницы Ура», относившиеся, по всей видимости, к шумерийскому периоду. Неожиданно, прямо под ними исследователи наткнулись на 20-метровый слой аллювиальной (наносной) глины без каких-либо следов человеческого присутствия. Наиболее вероятным объяснением возникновения подобного слоя в этой местности могло стать катастрофическое по своей силе и последствиям наводнение, вызванное многодневными проливными дождями и как результатом - катастрофическим разливом обеих рек. Это открытие привело Вуллея к исключительно смелому выводу, что «благочестивый жрец» - Зиусудра, Утнапиштим - и он же - библейский Ной мог быть историческим лицом, шумером по происхождению, достаточно наблюдательным, чтобы заметив грозные признаки начавшегося наводнения, вовремя принять меры.

Археологические данные

Научные гипотезы

Чёрное море в наше время (голубой цвет) и в начале VI тыс. до н. э. согласно гипотезе Райана-Питмена

История о всемирном потопе распространена у многих народов, обитающих за десятки тысяч километров друг от друга. Реконструкции абсолютного возраста потопа дают примерно схожий массив данных от 8 до 10 тыс. лет назад. Из данных палеогеографии известно, что последнее покровное оледенение (Лаурентидский ледниковый щит в Северной Америке) в Северном полушарии исчезло от 8 до 10 тыс. лет назад.

Существует гипотеза Райана - Питмена (Уильям Райан и Уолтер Питмен из Колумбийского университета) о том, что история о потопе является своеобразным отражением глобального процесса подъёма уровня Мирового океана . Согласно В. А. Сафронову, общепланетарную катастрофу, вызванную быстрым таянием ледников, следует датировать 8122 годом до н. э.

В частности, Райан и Питмен связывают со Всемирным потопом подъём уровня воды Чёрного моря на 140 метров около 5500 г. до н. э. (см. Теория черноморского потопа). Ими установлено (по данным анализа затопленных береговых линий и распространения слоёв осадочных пород), что в это время уровень моря поднялся на десятки метров от −50 до 0 метров (в современной системе абсолютных координат), одним из следствий чего было образование Босфорского пролива и увеличение площади Чёрного моря почти в 1,5 раза. Эффект от подобного затопления значительных прибрежных пространств мог, по мнению исследователей, сыграть свою роль в появлении и глобальном распространении истории о потопе.

В пользу гипотезы о Потопе могло бы говорить, связанное с подъёмом уровня Мирового океана , изменение базиса эрозии рек и соответствующей резкой одновозрастной перестройки всех речных долин на Земле . . Эта перестройка заключалась бы в повсеместном затоплении речных пойм и прилегающих к долине речных террас. В теории, всё пространство от уреза реки до таяния покровных ледников и вверх по склонам речной долины на высоту в 50 метров должно было быть затоплено рекой и занесено её наносами. Естественно, что подобные, примыкающие к рекам участки были местом повышенной концентрации людей, и, наблюдая подобные процессы, человек мог создать историю о потопе. Получив информацию о «потопе» на побережьях морей и данные о «потопе» вдоль всех рек Земли, любой разумный человек (а тем более группа) создаст миф о всемирном масштабе наблюдаемого явления . Затопление долины реки при Потопе прекращает действие линейной эрозии, присущей работе водного потока в русле, что несомненно бы оставило отпечаток в геологической летописи и строении древней долины, повлияло на структуру отложений, а также сместило базис эрозии. Если принимать концепцию Всемирности Потопа, то подобные явления наблюдались бы в долинах всех крупных древних рек планеты, чего нет.

Примечания и источники

  1. Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989. С.157-158 (итоги)
  2. Poebel, A. Historical and grammatical texts (Museum of the University of Pennsylvania. Publications of the Babylonian section IV). Phildelphia 1914
  3. История Древнего Востока. Кн.1. Ч.1. М., 1983. С.473
  4. Это было расценено знатоками практически как чудо
  5. http://www.lib.ru/PRIKL/KERAM/bogi_archeology.txt
  6. http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st063.shtml
  7. Фольклор в Ветхом Завете. Гл. Великий Потоп . Джеймс Джордж Фрэзер
  8. Мидраш Берешит Раба 32:7
  9. Талмуд , Звахим 113а
  10. протоиерей Стефан Ляшевский, Библия и наука о сотворении мира. Часть четвёртая. Территория, затопленная во время потопа.
  11. Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.1. М.-Иерусалим, 2002. С.165-166
  12. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С.155-159
  13. История всемирной литературы. М., 1983. Т.1. С.90
  14. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С.157
  15. Описание Потопа в Торе и параллели в древневавилонской литературе . Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит.
  16. Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.1. Иерусалим-М., 2002. С.380