Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Когнитивный диссонанс: как распознать проблему и справиться с ней. Когнитивный диссонанс в психологии


Люди от природы склонны к тому, чтобы жить в согласии с самими собой, своим мировоззрением, убеждениями, принципами, философией. Именно это позволяет нам чувствовать себя целостными и удовлетворёнными. Но нередко в своей обыденной жизни мы можем встретиться с таким явлением, когда в нашем сознании сталкиваются друг с другом какие-то противоречивые представления, реакции, идеи. Именно здесь заходит речь о состоянии когнитивного диссонанса. И, несмотря на периодическое появление этого феномена в жизни каждого из нас, мало кто задаётся вопросом о том, что же это такое на самом деле. Тем не менее, обладать элементарными нужно каждому человеку, ведь это поможет ему лучше узнать, в первую очередь, себя самого.

Итак, что такое когнитивный диссонанс и как он проявляется в нашей жизни?

Понятие «когнитивный диссонанс» происходит от двух латинских слов – «cognitio», означающего «познание» и «dissonanita», означающего «отсутствие гармонии», и представляет собой особое состояние, во время которого человек ощущает психический дискомфорт, вызванный столкновением в его сознании противоречащих друг другу убеждений, идей, реакций в отношении какого-то явления или объекта.

В качестве примера можно привести такую ситуацию: вы стоите на улице и видите двух человек – солидного мужчину и бродягу. У вас есть своё представление о каждом из них: солидный мужчина представляется интеллигентным, воспитанным, джентльменом, а бродяга – скорее, полной его противоположностью. Но вот у приятного мужчины звонит телефон, он отвечает на звонок и начинает громко разговаривать, употребляя массу нецензурных выражений, плюясь на тротуар и совершенно не обращая внимания на окружающих. В то же время бродяга подходит к вам, и достойным настоящего интеллигентного человека тоном интересуется у вас о том, который час и как ему пройти по такому-то адресу. Как минимум, вы будете удивлены и обескуражены таким положением вещей – противоположные представления и убеждения только что столкнулись в вашем сознании. Это и есть когнитивный диссонанс.

Впервые теорию когнитивного диссонанса предложил американский психолог Леон Фестингер в 1957 году. При помощи неё он пытался объяснить конфликтные ситуации в познавательной сфере личности, вызванные событиями, явлениями или действиями других людей. Эта теория обусловлена двумя гипотезами :

  • В состоянии когнитивного диссонанса человек неизменно будет стремиться к устранению несоответствий, вызвавших его. На это влияет, главным образом, сопутствующее диссонансу состояние психологического дискомфорта.
  • Для нейтрализации этого дискомфорта человек будет стремиться избегать ситуаций, которые могут его усугубить.

Причины для возникновения когнитивного диссонанса могут разными:

  • Какая-либо ситуация из настоящего не соответствует опыту из прошлого
  • Мнение одного человека идёт вразрез с мнением окружающих
  • Незнакомые человеку традиции и обычаи других народов
  • Логическое несоответствие каких-либо фактов

Влияние когнитивного диссонанса часто недооценивается, в то время как на самом деле оно очень серьёзно. Как уже говорилось, само это состояние возникает при несоответствии знаний человека. Поэтому, к примеру, для принятия решения человек иногда должен оставить в стороне свои знания и поступить как-то иначе, что, в свою очередь, создаёт несоответствие между тем, что он думает, и тем, что он делает. Результатом этого становится изменение установок, что просто необходимо и неизбежно для того, чтобы знания человека были согласованы. Именно это служит катализатором того, что многие люди часто оправдывают какие-то свои поступки, мысли, ошибки и действия, изменяя свои убеждения в угоду им, ведь это нейтрализует внутриличностный конфликт.

Когнитивный диссонанс, в зависимости от ситуации, имеет свойство становиться сильнее или слабее. Например, в ситуации, когда человек помогает человеку, которому это особо не нужно, степень диссонанса минимальна, но в случае, если человек понимает, что должен срочно приступать к важной работе, но занимается чем-то посторонним, степень будет выше. Интенсивность состояния диссонанса напрямую зависит от важности выбора, стоящего перед человеком. Однако любой факт диссонанса мотивирует человека на его устранение . Способов это сделать существует несколько:

  • Изменить тактику своих действий
  • Изменить свои убеждения
  • Критически оценивать новую информацию

Ситуация для примера: человек стремится к обретению спортивного телосложения. Это красиво, приятно, позволяет чувствовать себя хорошо, и здоровье станет крепче. Чтобы он должен начать заниматься, посещать спортзал, регулярно ходить на тренировки, правильно питаться, соблюдать режим и т.п. Если человек не делал этого раньше, он должен, во что бы то ни стало начать, либо найти множество причин, по которым ему это не нужно, и он не станет этим заниматься: нет времени или денег, плохое (якобы) самочувствие, да и так телосложение, в принципе, нормальное. Таким образом, любые действия человека будут направлены на уменьшение диссонанса – избавление от противоречий внутри него самого.

Но появления когнитивного диссонанса можно избежать. Чаще всего в этом помогает простое игнорирование всякой информации касаемо проблемы, которая может отличаться от уже имеющейся. А в случае уже возникшего состояния диссонанса, нейтрализовать дальнейшее развитие этого процесса можно, добавив в систему своих убеждений новые, заменив ими старые. Получается, что нужно найти такую информацию, которая «оправдает» имеющиеся мысли или поведение, и стараться избегать противоположной информации. Но нередко такая стратегия приводит к страху диссонанса, предубеждениям, возникновению личностных расстройств и даже неврозам.

Чтобы не воспринимать когнитивный диссонанс болезненно, нужно просто принять то факт что это явление вообще имеет место быть. Важно понимать, что несоответствие между каким-то элементами системы убеждений человека и действительным положением вещей всегда будет находить отражение в жизни. По сути, гораздо проще принять факты такими, какие они есть, и постараться подстроиться под обстоятельства, не тратя свои силы на мысли о том, что, возможно, что-то сделано не так, какое-то решение было принято неверно, какой-то выбор был осуществлён не совсем правильно. Если что-то уже свершилось, значит, так тому и быть. В одной из книг знаменитого писателя Карлоса Кастанеды, в которой он описывает процесс своего обучения у индейского шамана, его учитель говорит ему об одном очень эффективном способе жить – быть Воином. Здесь не стоит вдаваться в подробности философии этого пути, а нужно лишь сказать о том, что одной из основных его особенностей является то, что человек может сомневаться и раздумывать до того момента, пока он не принял решение. Но сделав свой выбор, он должен отбросить прочь все свои сомнения и мысли, сделать то, что нужно, и спокойно принять результат каким бы он ни был.

Что же касается мировоззрения в целом, то состояние когнитивного диссонанса возникает чаще всего лишь потому, что мы твёрдо убеждены, что что-то должно быть именно так и никак по-другому. Многие люди считают, что их мнение – единственно верное, правильно только так, как они думают, всё должно быть, как они хотят. Эта позиция самая малоэффективная для гармоничной и счастливой жизни. Наилучшим же вариантом будет принятие того, что всё может совершенно отличаться от наших мыслей, воззрений и убеждений. Мир полон не просто разных людей и фактов, но также всяческих загадок и необычных явлений. И нашей задачей является научиться смотреть на него с разных углов, принимая во внимание любые возможности, а не быть «узколобыми», упёртыми и зацикленными на себе и своих знаниях людьми. Когнитивный диссонанс – состояние, присущее, в разной мере, каждому человеку. Важно о нём знать и уметь его определять и нейтрализовывать. Но не менее важно принять его как данность.

Каково ваше мнение по этому вопросу? Наверняка, при прочтении статьи вам вспомнилось несколько интересных примеров когнитивного диссонанса из личной жизни. Расскажите о своём опыте, ведь ничто не вызывает такого интереса, как реальные истории. Кроме того, многим будет интересно почитать и о том, как кто-то другой выходит из этого состояния. Так что ждём ваших историй и комментариев.

Когнитивный диссонанс - это психическое состояние, сопровождающееся дискомфортом, вызванным несоответствием или несостыковкой в сознании ряда противоречивых идей и понятий. Несмотря на сложность названия и определения, каждый человек практически ежедневно сталкивается с чем-то подобным. Иногда мы, сами того не зная, ввергаем себя в подобное состояние, но чаще это происходит по независимым от человека причинам.

Значение понятия

Когнитивный диссонанс - это психологическое явление, которое сопровождается возникновением некоторого несответствия между двумя когнициями. Так, зачастую в своих действиях человеку приходится либо пренебречь общественными установками, либо же поступиться личными принципами. Из-за этого возникает определенное разногласие между действием и убеждением.

В результате наступления когнитивного диссонанса человек может прибегнуть к оправданию собственных поступков или заблуждений, которые идут вразрез с общепринятыми нормами. В ином случае индивиду приходится направлять свое мышление в новое русло, которое соответствовало бы мнению окружающих и уменьшало противоречивые ощущения.

Когнитивный диссонанс - что это простыми словами?

Многие психологические понятия и термины не так просто понять и разобраться в их значении. Иногда требуется подробное разъяснение. Это касается также и такого явления, как когнитивный диссонанс. Что это простыми словами? Объяснение данного понятия намного проще, чем может показаться на первый взгляд.

Каждый человек имеет какой-либо жизненный опыт и личное мнение касательно решения тех или иных ситуаций. Тем не менее не всегда удается решить ту или иную проблему на основании собственных представлений. Иногда человек идет наперекор собственному мнению, например в угоду мнению окружающих, общественным ценностям или же нормам закона. Такое несоответствие между мыслями и действиями носит название когнитивный диссонанс.

Иногда случается так, что индивид осознанно или неосознанно нарушает те или иные правила (или даже совершает преступление). В этом случае важно получить оправдание не только со стороны окружающих, но также и от самого себя. Таким образом, человек начинает искать или придумывать моменты, способные смягчить вину, чтобы ослабить внутреннее противоречие. Стоит также отметить, что подобные противоречия могут возникнуть не только у одного индивида, но также и на уровне коллектива.

Когнитивный диссонанс также нередко возникает в том случае, когда человеку предстоит принять важное решение. Индивида одолевают сомнения, которые не проходят даже в том случае, когда окончательный выбор сделан. Умственная деятельность еще некоторое время будет направлена на то, чтобы перебирать в голове возможные варианты и их последствия.

Причины возникновения когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс может возникнуть в связи с несколькими распространенными причинами, среди которых стоит выделить следующие:

  • несоответствие идей и понятий, которыми человек руководствуется при принятии тех или иных решений;
  • расхождение жизненных убеждений с общепринятыми нормами в обществе или же в определенном кругу;
  • дух противоречия, вызванный нежеланием следовать общепринятым культурным и этическим нормам, а особенно, когда они идут вразрез с законодательством;
  • несоответствие информации, полученной в результате того или иного опыта новым условиям или ситуации.

Автор теории

Автор теории когнитивного диссонанса - Леон Фестингер. Это учение было представлено в 1957 году и имело своей целью объяснить сущность, причины, а также закономерности данного явления. Автор рассматривал данное понятие как явление несоответствия между различными мыслями и идеями индивида (или коллектива).

Смотрите видео: "Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера"

Гипотезы теории

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера основывается на двух основных гипотезах, которые звучат следующим образом:

  • ввиду того что возникновение когнитивного диссонанса сопровождается психологическим дискомфортом, индивид будет всячески пытаться преодолеть данное несоответствие;
  • из первого пункта можно вывести второй, который гласит, что человек будет всячески избегать ситуаций, которые могут ввергнуть его в подобное состояние.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера не только дает толкование и разъяснение понятий, но также и поясняет пути выхода из данного состояния. Кроме того, ученый рассматривает ряд реальных случаев, которые являются наиболее типичными примерами в психологии.

Суть теории

Первое, что стоит отметить, это тот факт, что теория когнитивного диссонанса относится к разряду мотивационных. Это значит, что данное состояние является определяющим в поведении индивида. Можно сказать, что именно идеи и убеждения во многом влияют на действия человека, а также на его жизненную позицию. Таким образом, нельзя трактовать знания только лишь как набор определенных фактов. Это прежде всего мотивационные факторы, которые определяют поведение человека как в повседневной жизни, так и в нестандартных ситуациях.

Понятие когнитивного диссонанса объединяет в себе две категории. Первая из них - это интеллект, который рассматривается как совокупность определенных убеждений и знаний, а также отношения к ним. Вторая - это аффект, то есть реакция на возбудители и раздражители. В тот самый момент, когда человек перестает находить связь или ощущает внутренние противоречия между данными категориями, наступает состояние когнитивного диссонанса.

Сам процесс неразрывно связан с прошлыми событиями и опытом индивида. Так, совершив определенный поступок, человек может начать раскаиваться или же испытывать угрызений совести. Причем произойти это может спустя значительный промежуток времени. Тогда индивид начинает искать оправдание своему поступку или же некоторые факты, которые могут смягчить его вину.

Как уменьшить диссонанс?

Состояние когнитивного диссонанса вызывает психологический дискомфорт, от которого индивид, вполне естественно, старается избавиться (или же, по крайней мере, несколько уменьшить неприятные ощущения). Существует несколько способов, которые позволяют добиться облегчения противоречивого состояния, а именно:

  • изменить линию своего поведения (если вы чувствуете, что поступаете неправильно, или же действуете вразрез своим убеждениям, стоит направить свои усилия в противоположное русло, если это представляется возможным в данном конкретном случае);
  • переубедить себя (имеется в виду поиск оправдания своим поступкам, чтобы уменьшить их виновность или же вовсе сделать их правильными в своем понимании);
  • фильтровать информацию (чтобы не ощущать внутренних противоречий, стоит воспринимать только положительные данные, а весь негатив не воспринимать серьезно или же вовсе обходить стороной);
  • принять во внимание все сведения и факты о сложившейся ситуации, составить представление о ней, после чего построить новую линию поведения, которая будет считаться единственно правильной.

Как избежать диссонанса

Поскольку явление когнитивного диссонанса ассоциируется с дискомфортом и психологическим напряжением, многие предпочитают предотвратить данное состояние, нежели потом бороться с его последствиями. Одним из самых доступных способов добиться этого является избегание любой негативной информации, которая может противоречить вашим личным убеждениям или же сложившейся ситуации. Этот метод вписывается в концепцию психологической защиты, которая была разработана Зигмундом Фрейдом, а позже развивалась его последователями.

В том случае, когда возникновения когнитивного диссонанса избежать не удалось, можно бороться с его дальнейшим развитием. Для этого в когнитивную систему вводятся дополнительные элементы, которые призваны представить сложившуюся ситуацию в положительном свете. При этом нужно игнорировать или всячески избегать тех источников информации, которые способны вернуть вас к начальному состоянию.

Один из самых распространенных и доступных способов справиться с диссонансом является принятие действительности и адаптация к ней. В связи с этим стоит убедить себя в том, что ситуация приемлема. Кроме того, если явление носит долгосрочный характер, то психологическая работа должна быть направлена на то, чтобы изменить собственные убеждения

Когнитивный диссонанс: примеры из жизни

В жизни реальной достаточно часто можно столкнуться с такими явлениями, которые вызывают ощущение противоречивости или несоответствия убеждений реальной ситуации. Это и есть когнитивный диссонанс. Примеры их достаточно многочисленны.

Самый простой пример - это золотой медалист и троечник, которые поступили в университет. Вполне логично, что от первого преподаватели ожидают высоких результатов и достойного уровня знаний, а на второго не возлагают особых надежд. Тем не менее, может сложиться так, что отличник ответит на вопрос весьма посредственно и неполно, а троечник, напротив, даст грамотный осмысленный ответ. В данном случае у преподавателя наступает когнитивный диссонанс ввиду того, что его убеждения оказались несоответствующими реальной ситуации.

Еще один пример, приведенный психологом А. Леонтьевым, иллюстрирует желание уменьшить дискомфорт. Так, заключенных революционеров принуждали копать ямы в качестве наказания. Естественно, узникам данное занятие было неприятно и даже отвратительно. Чтобы снизить ощущение психологического дискомфорта, многие придавали своему действию новый смысл, а именно - причинение вреда действующему режиму.

Также когнитивный диссонанс может быть рассмотрен применительно к людям, имеющим вредные привычки (например, курильщикам, или тем, которые злоупотребляют алкоголем. Вполне естественно, что все они рано или поздно осознают вред данных явлений для своего организма. В таком случае существует два сценария. Либо индивид пытается всеми доступными способами избавиться от вредной привычки, либо же начинает искать себе оправдания, которые в его сознании могут перевесить возможный вред, который будет нанесен здоровью.

Еще один пример также связан с типичной жизненной ситуацией. Так, например, вы видите на улице нищего, который просит подаяние, но по его внешнему виду вы можете сказать, что он не совсем заслуживает денег или же не так сильно нуждается в них (а может он потратиться не на продукты или лекарства, а на алкоголь или сигареты). Тем не менее под действием своих жизненных принципов или моральных норм вы не можете пройти мимо такого человека. Таким образом, под руководством общественных устоев вы совершаете то, чего не хотите.

Иногда случается так, что перед ответственным экзаменом студент попросту не готовится к нему. Это может быть связано с ленью, состоянием здоровья, непредвиденными обстоятельствами и так далее. Таким образом, понимая свою ответственность за результат и осознавая возможные последствия, индивид, тем не менее, не предпринимает никаких попыток выучить конспект.

Когнитивному диссонансу часто подвергаются девушки, которые стремятся похудеть и мучают себя диетами. Если в это время им захочется съесть, например, пирожное, то это будет противоречить поставленным целям и общим представлениям о правильном питании. Здесь возможно несколько вариантов решения проблемы. Можно продолжать настаивать на своем и отказать себе в сладком, а можно и вовсе прекратить диету, убедившись, что вы и так неплохо выглядите. Также можно сделать для себя единоразовую поблажку, которая позже будет возмещена голоданием или физическими нагрузками.

Вывод

Рассмотрением проблематики когнитивного диссонанса занимались многие ученые и психологи. Особенно стоит уделить внимание работам Леона Фестингера, а также Зигмунда Фрейда и его последователей. Их теории являются наиболее полными и содержат не только информацию о самом явлении и его причинах, но также и о способах решения проблемы.

Стоит отметить, что теория, которая описывает явление когнитивного диссонанса относится к мотивационным. Противоречие, возникающее в результате несоответствия убеждений и желаний реальным действиям, во многом влияет на то, каким будет поведение индивида в дальнейшем. Он может смириться с ситуацией и постараться пересмотреть свои идеи, что несколько уменьшит состояние диссонанса, а может прибегнуть к попыткам объяснить или оправдать свое поведения, избегая реальные данные и факты (оградив себя от внешнего мира).

Чтобы избежать состояния когнитивного диссонанса, стоит избегать противоречивых состояний и информации, которая противоречит вашим убеждениям. Таким образом, вы сможете защитить себя от внутренних противоречий, возникших из-за необходимости действовать вразрез с вашими желаниями и убеждениями.

Когнитивный диссонанс это психическое состояние, сопровождающееся дискомфортом, вызванным несоответствием либо несостыковкой в сознании ряда противоречивых идей и понятий. Не обращая внимания на сложность названия и определения, любой человек фактически каждый день сталкивается с чем-то подобным. Время от времени мы, сами того не зная, ввергаем себя в подобное состояние, но чаще это происходит по независимым от человека обстоятельствам.

Значение понятия

Когнитивный диссонанс это психологическое явление, которое сопровождается происхождением некоторого несответствия между двумя когнициями. Так, обычно в своих действиях человеку приходится или пренебречь публичными установками, или же поступиться личными правилами. Вследствие этого появляется определенное разногласие между убеждением и действием.

В следствии наступления когнитивного диссонанса человек может прибегнуть к оправданию собственных поступков либо заблуждений, каковые идут вразрез с общепринятыми нормами. В другом случае индивиду приходится направлять свое мышление в новое русло, которое соответствовало бы точке зрения окружающих и уменьшало противоречивые ощущения.

Когнитивный диссонанс что это несложными словами?

Многие психологические понятия и термины не так и разобраться в их значении. Время от времени требуется подробное разъяснение. Это относится кроме этого и для того чтобы явления, как когнитивный диссонанс. Что это несложными словами? Объяснение данного понятия существенно проще, чем может показаться на первый взгляд.

Любой человек имеет какой-либо жизненный опыт и личное вывод касательно решения тех либо иных обстановок. Однако не всегда удается решить ту либо иную проблему на основании собственных представлений. Время от времени человек идет наперекор собственному точке зрения, к примеру в угоду точке зрения окружающих, публичным ценностям либо же нормам закона. Такое несоответствие между действиями и мыслями носит название когнитивный диссонанс.

Время от времени случается так, что индивид осознанно либо неосознанно нарушает те либо иные правила (либо кроме того совершает правонарушение). В этом случае принципиально важно взять оправдание не только со стороны окружающих, вместе с тем и от самого себя. Так, человек начинает искать либо придумывать моменты, талантливые смягчить вину, дабы ослабить внутреннее несоответствие. Необходимо также подчеркнуть, что подобные несоответствия смогут появиться не только у одного индивида, вместе с тем и на уровне коллектива.

Когнитивный диссонанс кроме этого часто появляется в том случае, в то время, когда человеку предстоит принять ответственное решение. Индивида одолевают сомнения, каковые не проходят кроме того в том случае, в то время, когда окончательный выбор сделан. Умственная деятельность еще некоторое время будет направлена на то, дабы перебирать в голове вероятные варианты и их последствия.

Обстоятельства происхождения когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс может появиться в связи с несколькими распространенными обстоятельствами, среди которых стоит выделить следующие:

  • несоответствие идей и понятий, которыми человек руководствуется при принятии тех либо иных решений;
  • расхождение жизненных убеждений с общепринятыми нормами в обществе либо же в определенном кругу;
  • дух несоответствия, вызванный нежеланием направляться общепринятым культурным и этическим нормам, а особенно, в то время, когда они идут вразрез с законодательством;
  • несоответствие информации, взятой в следствии того либо иного опыта новым условиям либо ситуации.

Создатель теории

Создатель теории когнитивного диссонанса Леон Фестингер. Это учение было представлено в 1957 году и имело своей целью растолковать сущность, обстоятельства, и закономерности данного явления. Создатель разглядывал данное понятие как явление несоответствия между идеями индивида и различными мыслями (либо коллектива).

Догадки теории

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера основывается на двух основных догадках, каковые звучат следующим образом:

  • ввиду того что происхождение когнитивного диссонанса сопровождается психологическим дискомфортом, индивид будет всячески пробовать преодолеть данное несоответствие;
  • из первого пункта возможно вывести второй, который гласит, что человек будет всячески избегать обстановок, каковые смогут ввергнуть его в подобное состояние.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера не только дает толкование и разъяснение понятий, вместе с тем и поясняет пути выхода из данного состояния. Помимо этого, ученый разглядывает ряд настоящих случаев, каковые являются наиболее обычными примерами в психологии.

Сущность теории

Первое, что необходимо подчеркнуть, это тот факт, что теория когнитивного диссонанса относится к разряду мотивационных. Это значит, что данное состояние есть определяющим в поведении индивида. Возможно сказать, что именно идеи и убеждения во многом воздействуют на действия человека, и на его жизненную позицию. Так, нельзя трактовать знания лишь только как комплект определенных фактов. Это в первую очередь мотивационные факторы, каковые определяют поведение человека как в повседневной жизни, так и в нестандартных обстановках.

Понятие когнитивного диссонанса объединяет в себе две категории. Первая из них это интеллект, который рассматривается как совокупность определенных убеждений и знаний, и отношения к ним. Вторая это аффект, другими словами реакция на возбудители и раздражители. В тот самый момент, в то время, когда человек перестает находить связь либо чувствует внутренние разногласия между данными категориями, наступает состояние когнитивного диссонанса.

Сам процесс неразрывно связан с прошлыми событиями и опытом индивида. Так, совершив определенный поступок, человек может начать раскаиваться либо же испытывать угрызений совести. Причем случиться это может спустя большой временной отрезок. Тогда индивид начинает искать оправдание своему поступку либо же кое-какие факты, каковые смогут смягчить его вину.


Как уменьшить диссонанс?

Состояние когнитивного диссонанса приводит к психологическому дискомфорту, от которого индивид, в полной мере естественно, старается избавиться (либо же, по крайней мере, пара уменьшить неприятные ощущения). Существует пара способов, каковые разрешают добиться облегчения противоречивого состояния, в частности:

  • поменять линию своего поведения (если вы ощущаете, что поступаете неправильно, либо же действуете вразрез своим убеждениям, стоит направить свои силы в противоположное русло, в случае если это представляется вероятным в данном конкретном случае);
  • переубедить себя (имеется в виду поиск оправдания своим поступкам, дабы уменьшить их виновность либо же вовсе сделать их верными в своем понимании);
  • фильтровать данные (дабы не чувствовать внутренних противоречий, стоит принимать лишь положительные данные, а целый негатив не принимать без шуток либо же вовсе обходить стороной);
  • учесть все сведения и факты о ситуации, составить представление о ней, по окончании чего выстроить новую линию поведения, которая будет принимать во внимание единственно верной.

Как избежать диссонанса

Потому, что явление когнитивного диссонанса ассоциируется с дискомфортом и психологическим напряжением, многие предпочитают не допустить данное состояние, нежели позже бороться с его последствиями. Одним из самых доступных способов добиться этого есть избегание любой негативной информации, которая может противоречить вашим личным убеждениям либо же ситуации. Данный способ вписывается в концепцию психологической защиты, которая была создана Зигмундом Фрейдом, а позднее развивалась его последователями.

В том случае, в то время, когда происхождения когнитивного диссонанса избежать не удалось, возможно бороться с его предстоящим развитием. Для этого в когнитивную систему вводятся дополнительные элементы, каковые призваны представить ситуацию в положительном свете. Наряду с этим необходимо проигнорировать либо всячески избегать тех источников информации, каковые способны вернуть вас к начальному состоянию.

Один из самых распространенных и доступных способов совладать с диссонансом есть принятие действительности и адаптация к ней. Вследствие этого стоит убедить себя в том, что обстановка приемлема. Помимо этого, в случае если явление носит долговременный темперамент, то психологическая работа должна быть направлена на то, дабы поменять личные убеждения

Когнитивный диссонанс: примеры из жизни

В жизни настоящей достаточно довольно часто возможно столкнуться с этими явлениями, каковые вызывают ощущение противоречивости или несоответствия убеждений настоящей ситуации. Это и имеется когнитивный диссонанс. Примеры их достаточно бессчётны.

Самый простой пример это золотой медалист и троечник, каковые поступили в университет. В полной мере логично, что от первого преподаватели ожидают высоких результатов и достойного уровня знаний, а на второго не возлагают особенных надежд. Однако, может сложиться так, что отличник ответит на вопрос очень посредственно и неполно, а троечник, напротив, даст грамотный осмысленный ответ. В этом случае у преподавателя наступает когнитивный диссонанс ввиду того, что его убеждения оказались несоответствующими настоящей ситуации.

Еще один пример, приведенный психологом А. Леонтьевым, иллюстрирует желание уменьшить неудобство. Так, заключенных революционеров принуждали копать ямы в качестве наказания. Естественно, узникам данное занятие было не очень приятно а также отвратительно. Дабы снизить чувство психологического дискомфорта, многие придавали своему действию новый суть, в частности причинение вреда действующему режиму.

Кроме этого когнитивный диссонанс возможно рассмотрен применительно к людям, имеющим вредные привычки (к примеру, курильщикам, либо тем, каковые злоупотребляют алкоголем. В полной мере естественно, что все они непременно поймут вред данных явлений для своего организма. При таких условиях существует два сценария. Или индивид пробует всеми доступными методами избавиться от вредной привычки, или же начинает искать себе оправдания, каковые в его сознании смогут перевесить вероятный вред, который будет нанесен здоровью.

Еще один пример кроме этого связан с обычной жизненной обстановкой. Так, к примеру, вы видите на улице бедного, который требует подаяние, но по его внешнему виду вы имеете возможность заявить, что он не совсем заслуживает денег либо же не так очень сильно испытывает недостаток в них (быть может он потратиться не на продукты либо лекарства, а на алкоголь либо сигареты). Однако под действием своих жизненных правил либо моральных норм вы не имеете возможность пройти мимо для того чтобы человека. Так, под управлением публичных устоев вы делаете то, чего не желаете.

Время от времени случается так, что перед важным экзаменом студент попросту не готовится к нему. Это возможно связано с ленью, состоянием организма, непредвиденными событиями и без того потом. Так, понимая свою ответственность за итог и осознавая вероятные последствия, индивид, однако, не предпринимает никаких попыток выучить конспект.

Когнитивному диссонансу довольно часто подвергаются девушки, каковые стремятся похудеть и мучают себя диетами. В случае если сейчас им захочется съесть, к примеру, пирожное, то это будет противоречить поставленным целям и неспециализированным представлениям о верном питании. Тут вероятно пара вариантов решения проблемы. Возможно продолжать настаивать на своем и отказать себе в сладком, а возможно и вовсе прекратить диету, убедившись, что вы и без того хорошо выглядите. Кроме этого возможно сделать для себя единоразовую поблажку, которая позднее будет возмещена голоданием либо физическими нагрузками.

Вывод

Рассмотрением проблематики когнитивного диссонанса занимались многие ученые и психологи. Особенно стоит уделить время работам Леона Фестингера, и Зигмунда Фрейда и его последователей. Их теории являются наиболее полными и содержат не только данные о самом явлении и его обстоятельствах, вместе с тем и о методах решения проблемы.

Необходимо подчеркнуть, что теория, которая обрисовывает явление когнитивного диссонанса относится к мотивационным. Несоответствие, появляющееся в следствии несоответствия убеждений и жажд настоящим действиям, во многом воздействует на то, каким будет поведение индивида в будущем. Он может согласиться с обстановкой и попытаться пересмотреть свои идеи, что пара уменьшит состояние диссонанса, быть может прибегнуть к попыткам растолковать либо оправдать свое поведения, избегая настоящие данные и факты (оградив себя от внешнего мира).

Дабы избежать состояния когнитивного диссонанса, стоит избегать противоречивых состояний и информации, которая противоречит вашим убеждениям. Так, вы сможете обезопасисть себя от внутренних противоречий, появившихся из-за необходимости функционировать вразрез с вашими жаждами и убеждениями.

Когнитивный диссонанс – это негативное состояние, при котором наблюдается у индивидов психический дискомфорт, вызванный конфронтацией в их сознании противоречащих представлений, ценностей, знаний, мировоззрений, идей, верований, поведенческих установок или реакций эмоционального характера.

Концепция когнитивного диссонанса впервые была предложена Л. Фестингером, специалистом в сфере психологии управления мышлением. В своих изысканиях в ходе анализа мироощущения личности он основывался на принципах равновесия. Свою теорию он начал с постулата, что индивиды устремлены к определенной слаженности как необходимому внутреннему состоянию. При возникновении противоречий у индивидов между багажом знаний и действиями они стремятся каким-то образом объяснить такое противоречие, вследствие чего представляют его в качестве «непротиворечия» с целью достижения чувства внутренней когнитивной слаженности.

Причины когнитивного диссонанса

Выделяют следующие факторы, вызывающие состояние когнитивного диссонанса, вследствие которого индивиды зачастую ощущают внутреннюю неудовлетворенность:

— логическое несоответствие;

— несхожесть мнения одного человека с общепринятым;

— нежелание следовать нормам культуры, устоявшимся на определенной территории, где традициям временами руководствуются больше чем законодательством;

— конфликт уже пережитого опыта со сходной новой ситуацией.

Когнитивный диссонанс личности возникает вследствие неадекватности двух когниций индивида. Личность, располагая сведениями по какой-нибудь проблеме, бывает вынуждена проигнорировать их при принятии решения и как результат, появляется несоответствие или диссонанс между представлениями индивида и его реальными действиями. Вследствие подобного поведения наблюдается смена определенных представлений индивида. Оправдывается такое изменение, исходя из жизненной необходимости человека, поддерживать согласованность собственных знаний.

Именно поэтому человечество готово оправдывать собственные заблуждения, ведь индивид, совершивший проступок, склонен выискивать оправдания для себя в мыслях, при этом постепенно сдвигая собственные установки относительно произошедшего в направлении того, что случившееся в действительности не настолько страшно. Таким путем индивид «управляет» собственным мышлением с целью минимизации конфронтации внутри себя.

Современная теория когнитивного диссонанса Фестингера обнаруживает свою цель в изучении и истолковании противоречий, возникающих, как у отдельных человеческих особей, так и у коллектива людей.

Каждый в течение определенного отрезка времени приобретает некоторое количество жизненного опыта, но преодолевая временной предел, ему надлежит функционировать согласно обстоятельствам, в которых он существует, вразрез полученным знаниям. Это будет вызывать психологический дискомфорт. А для ослабления такого дискомфорта личности приходится выискивать компромисс.

Когнитивный диссонанс в психологии это попытка объяснить мотивацию человеческих поступков, их действий в многообразии житейских ситуаций. А эмоции являются основным мотивом соответствующего поведения и действий.

В концепции когнитивного диссонанса знаниям логически противоречивым приписывается статус мотивации, которая призвана обеспечить ликвидацию зарождающегося чувства дискомфорта при столкновении с несоответствиями за счет трансформации существующих знаний или социальных предписаний.

Автор теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер утверждал, что данное состояние является сильнейшей мотивацией. По классической формулировке Л. Фестингера, диссонанс когниций является несоответствием между мыслями, установками, информацией и др., при этом отрицание одного понятия исходит из существования другого.

Концепция когнитивного диссонанса характеризует методы ликвидации или сглаживания таких противоречий и демонстрирует то, как индивид это совершает в типичных случаях.

Когнитивный диссонанс — примеры из жизни: в институт поступило два индивида, один из которых медалист, а второй – троечник. Естественно преподавательский состав ожидает отличных знаний от медалиста, а от троечника ничего не ждут. Диссонанс наступает тогда, когда такой троечник отвечает грамотнее, более развернуто и полно на вопрос, чем медалист.

Теория когнитивного диссонанса

Большинство мотивационных теорий впервые обнаруживаются еще в трудах древних философов. Сегодня насчитывается таких теорий уже несколько десятков. В современных психологических учениях о мотивации, притязающих на объяснение человеческого поведения, превалирующим сегодня считается когнитивный подход к мотивационной сфере личности, в направлении которого особым значением обладает феномены, связанные с пониманием и знаниями индивида. Основным постулатом авторов когнитивных концепций была точка зрения, заключавшаяся в том, что поведенческие реакции субъектов направляют знания, суждения, установки, представления, взгляды о происходящем в мире, мнения о причинах и их следствиях. Знание не представляет собой простую совокупность данных. Представления личности о мире предопределяют, конструируют будущее поведение. Все совершаемое индивидом и то, каким образом он совершает, зависит не столько от фиксированных нужд, глубинных стремлений и извечных желаний, сколько от относительно переменчивых представлений о действительности.

Когнитивный диссонанс в психологии это состояние дискомфорта психики личности, спровоцированное конфронтацией конфликтующих представлений в его сознании. Социально-психологическое ученье о когнициях разработано для объяснения изменений когниций (мнений, аттитюдов, установок) в качестве метода ликвидации логических конфликтных ситуаций.

Когнитивный диссонанс личности характеризуется специфической особенностью, которая заключается в связывании воедино и , другими словами эмоциональный и познавательный составляющие установок.

Состояние когнитивного диссонанса зарождается вследствие осознания индивидом того, что его поступки не имеют под собой достаточных оснований, то есть он действует в конфронтации с собственными аттитюдами и установками, когда личностное значение поведения неясно или неприемлемо для индивидуумов.

Концепция когнитивного диссонанса приводит доводы того, что из вероятных методов толкования и оценивания подобной ситуации (предметов) и собственных действий в ней индивид отдает предпочтение тем, которые порождают минимум тревоги и угрызений совести.

Когнитивный диссонанс — примеры из жизни приводил А. Леонтьев: арестанты-революционеры, которых заставляли копать ямы, безусловно, воспринимали подобные действия в качестве бессмысленных и неприятных, уменьшение когнитивного диссонанса произошло после того, как арестанты переинтерпретировали собственные действия – они стали думать, что копают могилу царизму. Такая идея способствовала появлению приемлемого личностного смысла для деятельности.

Диссонанс когниций может возникать как следствие прошлых поступков. Например, когда индивид в конкретной ситуации совершил поступок, который затем провоцирует у него появление угрызений совести, вследствие чего в толкование обстоятельств и их оценивание могут быть внесены поправки, которые ликвидируют основания для переживания данного состояния. В большинстве случаев это выходит просто, так как жизненные обстоятельства зачастую неоднозначны. Так, например, когда курильщик узнает об открытии причинно следственной связи между возникновения раковых опухолей и курением, у него появляется множество средств, направленных на уменьшение когнитивного диссонанса. Таким образом, в соответствии с когнитивными теориями о мотивации, поведение личности имеет зависимость от ее мировоззрений и когнитивной оценки ситуации.

Как избавиться от когнитивного диссонанса? Зачастую для ликвидации когнитивного диссонанса применяется внешняя атрибуция или оправдание. Ответственность за действия может сниматься признанием их в качестве вынужденных мер (заставили, приказали) или оправдание может базироваться на корысти (хорошо оплатили). В случаях, когда поводов для внешнего оправдания мало, то в ход идет другой метод – изменение установок. Например, если индивид был вынужден солгать, то потом неосознанно он вносит поправки в свое первоначальное суждение о действительности, подстраивая его под «ложное заявление», вследствие чего оно субъективно преобразуется в «правду».

По ряду постулатов данная концепция сходится с положениями теорий когнитивного баланса и атрибуции, введенными австрийско-американским психологом Ф. Хайдер, который основывался в своих теориях на принципах гештальтпсихологии.

В многообразии ситуаций, возникающих в обыденной жизни, диссонанс может увеличиваться или уменьшаться. Степень его выраженности зависит от проблемных задач, которые встают перед индивидом.

Диссонанс возникает при любых условиях, если индивиду необходимо сделать выбор. При этом его уровень будет увеличиваться в зависимости от степени важности данного выбора для человека.

Наличие диссонанса независимо от уровня его интенсивности принуждает индивида освободиться от него на сто процентов или существенно уменьшить его, если по каким-либо причинам совершить это пока невозможно.

Для уменьшения диссонанса, индивид может использовать четыре способа:

— изменить собственное поведение;

— трансформировать одну из когниций, другими словами заверить себя в обратном;

— отфильтровывать поступающие сведения относительно конкретной проблемы;

— применить критерий правды к поступившим сведениям, признать ошибки и действовать согласно новому, более конкретному и четкому постижению проблемы.

Иногда индивид может предупредить возникновение данного состояния и его следствия внутреннего дискомфорта с помощью попытки избежать информации о своей проблеме, которая вступает в конфронтацию с уже имеющимися данными.

Фильтрационные механизмы личностно значимой для индивидов информации хорошо прописаны в теории Зигмунда и Анны Фрейд о психологических «защитах». Противоречие, зарождающееся в сознании субъектов относительно значимой глубинно-личностной тематики, является согласно З. Фрейду, ключевым механизмом в формировании неврозов.

Если диссонанс уже зародился, субъект может предупредить его преумножение посредством присоединения одного или нескольких элементов когниций в познавательную схему на смену существующего отрицательного элемента, провоцирующего диссонанс. Следовательно, субъект будет заинтересован в отыскивании такой информации, которая одобрит его выбор и ослабит или устранит данное состояние полностью при этом необходимо избегать источников информации, которые могут спровоцировать его увеличение. Нередко подобные действия субъектов могут привести к отрицательным результатам – у индивида может появиться предубеждение или боязнь диссонанса, что представляет собой опасный фактор, воздействующий на взгляды индивида.

Между несколькими когнитивными составляющими могут наличествовать отношения противоречия. При возникновении диссонанса индивиды стремятся к снижению его интенсивности, избеганию или абсолютному избавлению от него. Подобная устремленность оправдывается тем, что субъект своей целью ставит трансформацию собственного поведения, нахождение новой информации, которая касалась бы ситуации или явления, породившего диссонанс.

Совершенно объяснимо, что для индивида проще согласиться с имеющимся положением дел, подправив собственные внутренние представления в соответствии со сложившейся ситуацией, вместо продолжительного размышления над проблемой правильности его действий. Зачастую это негативное состояние появляется как результат принятия серьезных решений. Предпочтение одной из альтернатив (одинаково заманчивых) дается личности непросто, однако совершив, наконец, такой выбор, индивид нередко начинает осознавать «противопоставленные когниции», другими словами позитивные аспекты той версии, от которой он отвернулся, и не совсем позитивные стороны той альтернативы, с которой согласился.

Для ослабления или полного подавления диссонанса, индивид стремится преувеличить важность принятого им суждения, в то же время, приуменьшая существенность отвергнутого. Вследствие такого поведения другая альтернатива утрачивает в его глазах всякую привлекательность.

Когнитивный диссонанс и полная (состояние тяготящего напряжения, чувства безысходности, тревожности) имеют одинаковые адаптивные стратегии для избавления от проблемной ситуации, так как и диссонанс и фрустрация вызывают у субъектов чувство дисгармонии, которое они всеми силами стараются избегать. Однако наряду с этим диссонанс и ситуация, его спровоцировавшая, могут являться одновременно и фрустрацией.

Когнитивный диссонанс Фестингера

Когнитивные мотивационные теории, интенсивно разрабатывающиеся сегодня, берут собственное начало от широко известных трудов Л. Фестингера.

Теория когнитивного диссонанса в работе Фестингера обладает двумя принципиальными достоинствами, которые отличают научную концепцию от ненаучной. Первое достоинство заключается, если пользоваться формулировкой Эйнштейна, в ее опоре на максимально общие основания. Из таких общих оснований Фестингер вывел следствия, которые возможно подвергнуть экспериментальной проверке. Это является вторым достоинством ученья Фестингера.

Когнитивный диссонанс Леона Фестингера подразумевает некоторую конфронтацию между несколькими когнициями. Он трактует когницию довольно широко. В его понимании когницией является любое знание, убеждение, мнение относительно среды, собственных поведенческих реакций или себя. Негативное состояние переживается субъектом как ощущение дискомфорта, от которого он стремится избавиться и восстановить внутреннюю гармонию. Именно такое стремление считается мощнейшим мотивирующим фактором поведения человека и его мировоззрения.

Состояние противоречия между когницией Х и когницией Y зарождается, если из когниции Х не выходит когниция Y. Консонанс между Х и Y, в свой черед, наблюдается, когда из Х выходит Y. Индивид всегда устремлен на достижение внутренней непротиворечивости, то есть стремится к состоянию консонанса. Так, к примеру, индивид, расположенный к полноте решил придерживаться диеты (Х-когниция), но не в состоянии отказать себе в плитке шоколаде (Y-когниция). Индивиду, желающему похудеть, не рекомендуется употреблять шоколад. В этом и заключается диссонанс. Его зарождение мотивирует субъекта на редукцию, другими словами на ликвидацию, уменьшение диссонанса. Для решения данной проблемы у индивида имеется в наличии три главных способа:

— одну из когниций трансформировать (в конкретном примере – перестать употреблять шоколад или завершить диету);

— минимизировать значимость когниций, входящих в отношения противостояния (решить, что излишний вес не является большим грехом или что употребление шоколада не влияет на значительное увеличение массы тела);

— присовокупить новую когницию (плитка шоколада увеличивает вес, но наряду с этим, благотворно воздействует на интеллектуальную сферу).

Последние два способа являются своеобразной адаптивной стратегией, то есть индивид приспосабливается с сохранением проблемы.

Когнитивный диссонанс требует снижения и мотивирует его, ведет к видоизменению отношений, а затем и поведения.

Ниже представлены два наиболее знаменитых эффекта, связанных с появлением и устранением когнитивного диссонанса.

Первый – происходит в ситуации поведения, конфликтующего с оценочным отношением к чему-либо индивида. Если субъект соглашается сделать без принуждения что-нибудь, каким-либо образом несоответствующее его установкам, точке зрения, и если такое поведение не имеет убедительного внешнего оправдания (денежное вознаграждение), то в последующем установки и взгляды трансформируются в направлении большего соответствия поведения. В случае, когда субъект согласится на действия, идущие немного вразрез с его моральными ценностями или нравственными ориентирами, то результатом этого будет появление диссонанса между нравственными убеждениями и знанием о поведении, а в дальнейшем убеждения изменятся в направлении понижения нравственности.

Второй эффект, полученный в ходе исследований диссонанса когниций, называется диссонансом после принятия трудного решения. Тяжелым называется решение, когда альтернативные явления или предметы, из которых предстоит сделать выбор, одинаково привлекательны. В подобных случаях, чаще всего, после свершения выбора, то есть после принятия решения, индивид переживает когнитивный диссонанс, который является следствием вытекающих противоречий. Ведь в избранном варианте, с одной стороны, существуют негативные аспекты, а в отвергнутом варианте, с другой стороны, обнаружены положительные черты. Другими словами принятая альтернатива отчасти плоха, но все же принята. Отклоненный вариант отчасти хорош, но отвергнут. В ходе экспериментального анализа результатов трудного решения было выявлено, что со временем после принятия подобного решения растет субъективная привлекательность выбранной альтернативы и снижается субъективная привлекательность отклоненной.

Индивидуум, таким образом, освобождается от когнитивного диссонанса. Другими словами личность убеждает себя по поводу выбранного варианта, что такой вариант не просто немного лучше отклоненного, а существенно лучше. Подобными действиями субъект как бы расширяет альтернативы. Отсюда, можно сделать выводы, что сложные решения увеличивают вероятность поведенческих реакций, соответствующих выбранному варианту.

Например, когда индивид долго терзался выбором между автомобилями марки «А» и «Б», но в итоге отдать предпочтение марке «Б», то в последующем шанс выбора автомобилей марки «Б» будет несколько выше, чем до его приобретения. Это связано с ростом относительной привлекательности автомобилей марки «Б».

Когнитивный диссонанс Леона Фестингера является специфической вариацией проблемных ситуаций. Поэтому необходимо определить при помощи каких защитных механизмов и незащитных адаптивных инструментах осуществляется адаптивная стратегия, если она применяется с целью избавления личности от диссонансов. Такая стратегия может быть неудачной и вызывать усиление диссонанса, порождая новые фрустрации.

Также существуют силы, оказывающие сопротивление уменьшению диссонанса. Например, изменение в поведении и суждениях о таком поведении зачастую меняются, но иногда это сложно или связано с утратами. Сложно, к примеру, отказаться от привычных поступков, так как они нравятся индивиду. Новый когнитивный диссонанс и полная фрустрация могут возникнуть вследствие трансформации других вариаций привычного поведения, несущей за собой материальные и финансовые потери. Существуют формы поведения, порождающие диссонанс, которые индивид не в состоянии видоизменить (фобические реакции).

В заключение можно сказать, что теория когнитивного диссонанса Фестингера достаточно проста и в кратком изложении выглядит следующим образом:

— могут существовать между когнитивными элементами отношения несоответствия;

— возникновение диссонанса способствует зарождению стремления к снижению его воздействия и избеганию его дальнейшего роста;

— проявления такого стремления заключаются в трансформации поведенческого реагирования, видоизменении отношения или в сознательном поиске новых мнений и информации относительно суждения или явления, породившего диссонанс.

Примеры когнитивного диссонанса

Что такое когнитивный диссонанс? Определение данного понятия лежит в понимании того, что каждое действие индивида, идущее вразрез с его знаниями или убеждениями, будет провоцировать возникновение диссонанса. При этом неважно будут ли такие действия вынужденными или нет.

Как избавиться от когнитивного диссонанса? Для того чтобы это понять можно рассмотреть стратегии поведения на примерах. Данное состояние могут вызвать простейшие ежедневные житейские ситуации. Например, индивид стоит на остановке и видит перед собой двух субъектов, один из которых производит впечатление солидного и успешного мужчины, а второй – напоминает бомжа. Двое этих людей что-то едят в обвертке. Согласно знаниям индивида первый субъект должен выкинуть обвертку в урну, которая находится на той же остановке в трех шагах от него, а второй субъект, по его мнению, скорее всего, выкинет бумажку там же где и стоит, то есть не будет утруждать себя тем, чтобы подойти и выкинуть в урну мусор. Диссонанс наступает тогда, когда индивид видит поведение субъектов, которое идет вразрез с его представлениями. Другими словами, когда солидный мужчина бросает обвертку себе под ноги и когда бомж преодолевает расстояние в три шага, чтобы выкинуть бумажку в урну, наступает противоречие – в сознании индивида сталкиваются противоположные представления.

Другой пример. Индивид желает обрести спортивное телосложение. Ведь это красиво, притягивает взгляды противоположного пола, позволяет ощущать себя хорошо, способствует улучшению здоровья. Для достижения цели ему необходимо начать заниматься регулярными физическими упражнениями, нормализовать питание, стараться соблюдать режим и придерживаться определенного дневного распорядка, или найти кучу оправдывающих факторов, свидетельствующих о том, что ему не так уж и нужно (не достаточно финансов или свободного времени, якобы плохое самочувствие, телосложение в пределах нормы). Любые действия индивида, таким образом, будут устремлены в сторону уменьшения диссонанса – освобождения от конфронтации внутри него самого.

При этом практически всегда можно избежать появления когнитивного диссонанса. Зачастую этому способствует элементарное игнорирование любой информации относительно проблемного вопроса, которая от имеющейся может отличаться. В случае уже зародившегося состояния диссонанса, следует нейтрализовать его дальнейшее развитие и усиление, путем добавления в систему собственных представлений новых убеждений, заменив ими старые. Примером этому служит поведение курильщика, понимающего, что курение наносит вред здоровью его и окружения. Курильщик находится в состоянии диссонанса. Выйти из него он может:

— изменив поведение – бросить курить;

— изменив знание (убедить себя в преувеличенной опасности курения или внушить себе, что вся информация о вреде курения вовсе недостоверна);

— воспринимая любые сообщения о вреде курения с осторожностью, другими словами попросту игнорировать их.

Однако нередко подобная стратегия может привести к боязни диссонанса, предубеждениям, появлению личностных расстройств, а иногда и к неврозам.

Что значит когнитивный диссонанс? Простыми словами определение его заключается в следующем. Диссонанс – это некоторое состояние, при котором личность чувствует дискомфорт, вызываемое наличием двух и более противоречивых знаний (убеждений, представлений) об одном явлении. Поэтому для того чтобы не ощущать когнитивный диссонанс болезненно, следует просто принять за факт то, что такое явление просто имеет место быть. Необходимо понимать, что противоречия между какими-то элементами системы верований личности и реальным положением вещей неизменно будут находить отражение в бытие. А принятие и осознание того, что абсолютно все может полностью отличаться от собственных мыслей, позиций, представлений и убеждений позволяет избегать диссонансов.

Когнитивный диссонанс - это выход из эмоциональной зоны комфорта, который спровоцирован состоянием внутреннего противоречия, отрицания или растерянности. Он может явиться причиной глубокой депрессии или сильнейшего стресса. Само по себе состояние диссонанса неопасно, но неумение распознать его и справиться с ним приведет к накоплению психоэмоционального напряжения, которое потребует лечения.

Психологический дискомфорт при правильном понимании и отношении является своеобразным тренажером деятельности головного мозга. Он учит мозг лояльности, концентрации и тренирует способность к быстрому усвоению и осмысливанию новой информации.

    Показать всё

    Сущность когнитивного диссонанса

    Теория когнитивного диссонанса личности основывается на убеждении, что каждый человек стремится обрести и сохранить внутреннюю гармонию. Ее также называют теорией соответствия.

    Название теории и ее постулаты были сформулированы в 1956 г. Автором является ученик Курта Левина, основоположника многих теорий в психологии, американский психолог Леон Фестингер.

    Основные положения теории простыми словами можно сформулировать так:

    1. 1. Гармоничное состояние внутреннего мира достигается за счет соответствия знаний, убеждений и морально этических ценностей (когнитивных элементов) с последовательностью действий и происходящих явлений.
    2. 2. При несоответствии между когнициями (знаниями, опытом, установками, мыслями и т. д.) человек стремится найти этому оправдание. Это способствует восстановлению гармонии его внутреннего мира.
    3. 3. Индивид, поведение которого противоречит пониманию и знаниям человека, но не вызывает у него когнитивного диссонанса в сознании, должен расцениваться как исключение. Поэтому его жизнедеятельность подлежит изучению и анализу.

    Личностный конфликт

    Когнитивный диссонанс может возникнуть по отношению к себе из-за столкновения собственных когниций. А может появиться из-за различия взглядов и жизненной позиции с окружающими. Это естественный процесс, который сопровождает человека на протяжении жизни с момента начала мыслительной деятельности и до момента ее прекращения.

    Для понимания когнитивного диссонанса, вызванного несоответствием собственных элементов когниций к собственным же поступкам, следует рассмотреть примеры из жизни.

    Пример №1

    Человеку неприятен коллега, их взгляды и мнения на рабочий процесс диаметрально противоположные. Знание правил хорошего тона диктует, что человек должен улыбаться неприятному субъекту и быть с ним вежливым. Но, так как коллега вызывает раздражение, хочется направить негатив в его адрес.

    Описанная ситуация является демонстрацией конфликта между знаниями и ощущениями человека. Сам же выбор и его оправдания выглядят так:

    1. 1. Придерживаться правил вежливого общения. При таком выборе человек оправдывает себя воспитанием и нормами, принятыми в цивилизованном обществе.
    2. 2. Выйти на открытый конфликт. Тут оправдание будет позиционироваться как умение отстоять свои интересы.

    Пример №2

    Человек получает предложение о работе, которая не соответствует его миропониманию, но за нее предлагают большое материальное вознаграждение. У него появляется выбор:

    1. 1. Выполнить работу и получить вознаграждение. Материальный фактор перевесил, но чтобы не ощущать себя корыстным, человек начинает думать, что благодарность за оказанную услугу в виде материального вознаграждения была ему необходима. Он старается убедить себя в том, что проявление корысти - лишь временное явление, спровоцированное непреодолимыми обстоятельствами.
    2. 2. Отказаться, не улучшив свое материальное положение. При таком варианте человека будет мучить мысль об упущенной выгоде. Чтобы погасить внутренний диссонанс, он постарается убедить себя в незначительности вознаграждения и собственной порядочности.

    Пример №3

    Человек, придерживающийся правильного питания, купил себе на ужин нечто вкусное, но вредное для здоровья. После употребления в пищу неподходящего на его взгляд продукта он ощущает внутреннее недовольство. Чтобы устранить душевный дискомфорт, человек может:

    1. 1. Найти причины для обоснования необходимости употребления продукта.
    2. 2. Признать, что допустил ошибку, и пообещать себе максимально исправить последствия от нее. Например, в следующий отрезок времени съесть меньше обычного, увеличить физические нагрузки или совершить любое другое действие, в результате которого восстановится внутренняя гармония.

    Диссонанс масштабного значения

    В истории есть случаи массового возникновения когнитивного состояния.

    Крещение Руси

    Христианство пришло взамен язычества. У людей забрали их привычный уклад и навязали другую веру. Когнитивный диссонанс массово возникал в душах людей.

    Князь Владимир Красно Солнышко в 988 г. принял решение о смене вере самостоятельно. Те люди, которым было приказано изменить веру, выбирали разные пути для приведения в соответствие своего внутреннего мира и новой реальности:

    1. 1. Принимали веру. Для изменения религиозных взглядов искали доказательства существования Бога в новой вере. Проводили параллели между язычеством и христианством. Убеждали себя, что князь знает, какая религия верна.
    2. 2. Делали вид, что принимают христианство. Оправдывая себя страхом перед наказаниями от князя. Таким образом люди достигали душевного компромисса. Прилюдно проповедовали христианство, а тайно проводили языческие обряды.
    3. 3. Отвергли навязываемую веру, не достигнув компромисса с собой. Такие люди пошли насмерть с убеждением, что языческое поклонение - единственно возможный вариант их веры.

    Научное открытие

    Еще один массовый когнитивный диссонанс был спровоцирован теорией о том, что земной шар вращается вокруг своей оси. Подобную теорию выдвинули Д. Бруно и Г. Галилей. Большинство их современников восприняли это предположение агрессивно. Это было когнитивным конфликтом между собственным мнением и мнением большинства.

    Г. Галилей отрекся от своей теории, мотивируя это желанием жить и продолжать быть причастным к миру науки. Д. Бруно не смог привести в соответствие свои знания и убеждения окружающих. Он не стал отрекаться от своего утверждения и искать этому оправдание, а выбрал смертную казнь.

    Когнитивный диссонанс у детей

    В детском возрасте, когда ребенок познает мир, он неизбежно сталкивается с дисбалансом между собственными ощущениями и реакцией окружающих.

    Ситуация №1

    У ребенка, увидевшего, как кого-то хвалят за раскроенную или сшитую вещь, в сознании складывается последовательность действий, необходимых для достижения похвалы. Он воспроизводит эти действия из подручных предметов. Показывая результат окружающим, ребенок уверен в их одобрении. Чаще всего реакция выглядит так:

    1. 1. Взрослые выказывают недовольство и наказывают. Ребенок, не имеющий достаточных знаний и опыта, не способен понять, почему его действия спровоцировали негативную реакцию. Чтобы этого избежать, ребенку необходимо объяснить доступными для него словами, почему он не получил ожидаемого результата.
    2. 2. Выдают ожидаемую реакцию. Благодаря этому в сознании ребенка гармония не нарушается, но формируются неправильные стереотипы поведения.

    Ситуация №2

    Ребенок, которому внушают отрицательное отношение к вранью, уличает родителей в преднамеренном искажении действительности. Для него это психологическая травма, так как знания, полученные им от родных, не соответствуют их действиям. Для избавления от внутренних несоответствий ребенок принимает решение:

    1. 1. Убеждает себя, что ему показалось. Так он устраняет диссонанс, не меняя своих убеждений.
    2. 2. Переосмысливает отношение к вранью. Родители являются эталоном поведения. Видя, как ведут себя взрослые, ребенок меняет потребность в правде на убеждение, что для достижения личных выгод разрешено прибегнуть к обману.

    Если у ребенка психика не стабильна, то он может быть не в состоянии самостоятельно справиться с возникшим несоответствием. В таком случае без квалифицированной помощи ребенок погрузится в состояние стресса, получит психологическую травму, которая в будущем выразится в комплексах.

    Заключение

    Когнитивный диссонанс - это результат восприятия или непринятия быстро изменившейся реальности.

    Если не снимается состояние внутреннего несоответствия, не удается найти компромисс между собственными когнициями и происходящим, то появляется психоэмоциональное напряжение. В результате этого развивается полная фрустрация - состояние, при котором человек испытывает только негативные эмоции, что провоцирует появление комплекса неполноценности.