Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Основные школы социологии. Основные школы и направления современной социологии Основные школы и направления современной социологии вывод

Страница 19 из 31

Основные школы и теории современной социологии.

Теоретическая ситуация в социологии в самом общем виде характеризуется теоретическим плюрализмом, разнородностью теоретических ориентаций. Наряду с поисками единственно верной теоретической ориентации, среди научной общественности распространялось убеждение в том, что неоднородность предмета социологии дает право на жизнь множеству очень различных теорий. В связи с этим на первый план выступает понятие парадигмы. Парадигма – признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает модель постановки проблем и их решения. Этот термин введен в науковедение американским историком науки и философии Т.Куном.

Основным социологическим парадигмам (социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения) соответствуют и определенные виды социологических теорий. Парадигма “социальных фактов” интерпретируется с позиций теорий – структурно-функциональной, системной и конфликтной. Парадигма “социальных дефиниций” исходит из теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Парадигма “социального действия” трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и теории социального обмена.

Вместе с тем ряд социологических теорий нельзя отнести ни к одной из названных парадигм. Рассмотрим некоторые из них.

Социология знания – концепция, в основе которой лежит представление о социальной зависимости, механизмах и функциях знаний, исследуемых с применением социологических методов. Виднейшими представителями этой концепции являются Карл Манингейм и Томас Лукман.

На рубеже 80-х гг. сформировался постмодернизм . Данное направление в современной социологии утверждает, что обществу постмодерна должна соответствовать своя специфическая концепция общества и социологическая парадигма. Виднейшим представителем этого направления является английский социолог Э.Гидденс.

Сторонники теории социальных систем ищут условия, обеспечивающие позитивные для системы последствия. Это своеобразный синтез структурно-функциональной модели равновесия и модели социального конфликта. Объектом социологии считаются социальные отношения и структуры, которые абсолютно не зависят от людей, их намерений и стремлений. Например, организацию создают люди, но раз возникнув, она начинает жить по собственным законам, не зависящим от воли создавших ее людей. Поведение людей, по мнению сторонников теории социальных систем, определяется “императивами системы”, обусловливающими направленность их действий и диктующими типы принимаемых решений.

социология ковалевский марксистский мечников

Основные социологические направления, школы и этапы развития социологии в России

В России социология начала завоевывать свои позиции с 60-х гг. XIX в., когда научная общественность и читающая публика смогли познакомиться с переводами книг и статей О. Конта. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, отечественные социологи создают свои оригинальные концепции, отражающие своеобразие российского общества. В развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить 5 этапов:

  • - с начала 1860-х гг. до 1890 г.;
  • - с 1890-х гг. до начала XX в.:
  • - с начала XX в. до 1917 г;
  • - возрождение 1950-60-хгг;
  • - с 1980-1990 - х гг .
  • 1 Первый этап развития социологии (1860-е гг. -- 1890 г.) связан прежде всего с творчеством видных идеологов народничества П.Л. Лаврова и Н.K. Михайловского. Развиваемое ими направление получило название «этико-субъективная школа». Эти мыслители считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанной на принципах этики и социальной справедливости.

По его мнению, ведущей силой, «главным органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием к изменению застывших общественных форм». Согласно Лаврову, исторический процесс имеет направленность и измеряется степенью развития социальной солидарности.

Он выделяет три вида солидарности:

  • - основанную на привычке;
  • - основанную на сходстве аффектов и интересов;
  • - сознательную солидарность, основанную на единстве убеждений людей.

Отсюда он делает вывод о том, что только те группы и народы могут быть признаны историческими, в среде которых появилась сознательная солидарность.

Н.К. Михайловский придерживался аналогичных взглядов. По мнению Михайловского, главная задача социологии как науки должна состоять не столько в поиске и обнаружении объективных законов, сколько в том, чтобы раскрыть человеческое, гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями человеческой личности.

Субъективным методом он называет такой способ удовлетворения познавательной потребности, когда социолог-наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого. По его мысли, личность и общество взаимно дополняют друг друга, поскольку всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного -- вред личности.

Таким образом, в качестве ведущей силы общественного прогресса Лавров и Михайловский рассматривали «критически мыслящую личность», которая, по их мнению, выступала как творец истории и одновременно как носитель нравственно идеала. Сущность прогресса они видели в росте социальной солидарности и сознательности личности .

Наряду с субъективной социологией заметную роль в социологической мысли России того периода играет позитивизм. Наиболее полное развитие позитивистский подход получил в научном творчестве М.М. Ковалевского -- известного историка, этнографа и социолога. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, с помощью которого исследовал генезис народов разных стран и эпох. Анализ социальных явлений на основе их происхождения Ковалевский называл «генетической социологией», и с этих позиций рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности, государства.

Исходя из установок «социологического плюрализма», он разработан теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Основное содержание общественного прогресса Ковалевский видел в «расширении сферы человеческой солидарности».

В русле позитивизма развивалась «натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. К их числу относится концепция географического детерминизма, разработанная крупным географом и социологом Л.И. Мечниковым. Он объяснил неравномерность общественного развития влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. При этом решающая роль в развитии общества отводилась воздействию гидрологического фактора (рек, морей, океанов). Теория Л.И. Мечникова содержала ценные идеи, объясняющие механизмы взаимодействия природы и общества.

Наиболее яркими представителями психологического направления в российской социологии были Е.В. Де Роберти и Н.И. Кареев.

Е.В. Де Роберти, понимает социологию как теоретическую обобщающую науку, главная задача которой заключается в «открытии законов, управляющих возникновением, образованием и постепенным развитием высшей надорганической или духовной формы мировой энергии.

По мнению Де Роберти, существует четыре группы социальных фактов, которые в конечном счете определяют поведение индивидов в обществе и специфику их психологического взаимодействия: знание, религиозная вера, эстетические чувства и практические, технические действия людей .

Большой вклад в обоснование роли психических факторов в развитие общества внес Н.И. Кареев. Предметом изучения социологии он считал духовное взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни. Кареев отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит, во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного бытия. По его мнению, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и определяется ею. Подобно Де Роберти, Кареев придавал большое значение «коллективной психологии», лежащей в основе развития духовной культуры.

Одновременно с так называемой академической социологией в России большое развитие получили идеологическая и политическая социология.

Религиозная социальная философия (христианский гуманизм) связана с именами таких русских мыслителей, как А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др. Возникновение этого направления было вызвано в первую очередь нарастанием в конце XIX -- начале XX в. кризисных явлений во всех сферах общественной жизни, а также ростом активности народных масс и растерянностью интеллигенции.

Владимир Соловьев и Николаи Бердяев глубоко сознавали, что истинной социологией может быть лишь та, которая но сущности своей является идеологией национального духа. Они считали, что социология должна вырабатывать такие важные интегральные, сплачивающие общество понятия, как «национальная идея», «общественный идеал», «коренной интерес» и другие понятия, относящиеся к категории так называемой ценностной ориентации, как мирового, так и национального масштаба .

Социология марксизма в России была представлена двумя основными теориями: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин) и так называемый «легальный марксизм» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский и Др.,).

Легальный марксизм - это теоретическое и идеологическое направление социальной мысли, признавшее истинность экономического учения К. Маркса о природе и исторической неизбежности капитализма. Наиболее яркими представителями этого течения были П.Б. Струве и М. Туган-Барановский.

По мнению П. Струве, экономическое процветание России в перспективе станет возможным на основе капиталистического пути развития. Необходимым условием этого он считал успешное проведение социальных реформ и создание возможностей для свободного развития индивидов. Важную роль Струве отводил деятельности буржуазного государства -- «организации порядка», способного наладить экономическую и политическую жизнь общества и предотвратить социальные конфликты.

М. Туган-Барановский, так же как П.Б. Струве, предпочитал социализму цивилизованный капитализм. Будучи крупным экономистом и социологом, он высказывал идеи:

  • - частичного и кооперативного предпринимательства;
  • - соединения крупного и мелкого производства;
  • - общественного самоуправления в общественных организациях, общинах;
  • - распределения по труду: «от каждого по способностям, каждой способности по ее труду».

Туган-Барановский большое значение придавал свободной сельскохозяйственной кооперации, через которую крестьяне могут прийти к крупному и эффективному производству.

Главный смысл марксистской теории заключен в раскрытии закономерностей и сущности перехода от частной собственности к общественной .

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) -- это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и иной власти и проповедующее неограниченную свободу личности. непризнание общепризнанных законов и порядка. Виднейшими представителями анархизма в России были русские революционеры М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.

Анархизм XIX в. подразделялся на два течения:

  • 1 анархизм-индивидуализм, представителем которого был Бакунин,
  • 2 анархизм-коллективизм. Кропоткин представлял второе течение, развив его в анархизм-коммунизм.

Суть анархизма, как считал Бакунин, может быть выражена в словах: «предоставьте вещи их естественному течению». Отсюда одна из центральных идей анархизма -- идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. Государство, по мнению Бакунина, -- это всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила .

Подобно Бакунину, Кропоткин резко выступал против «государственного социализма», считая, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе». Этот свободный «анархический коммунизм», по его мнению, должен представлять собой общество равных между собой людей, основанное на самоуправлении и состоящее из множества союзов, организованных для всякого рода производства: земледельческого, промышленного, умственного, художественного и т.п.

Видным представителем исторической школы (направления) русской социологии был Н.Я. Данилевский (1822-1885). В своем наиболее известном труде «Европа и Россия» он выделил и проанализировал основные «культурно-исторические типы», или цивилизации. Согласно его теории, каждое общество, каждый народ в своем развитии переживает циклические стадии -- рождение, молодость, дряхление и гибель. Цивилизационный подход у Данилевского служил методологической основой поиска особого исторического пути России, обоснованием ее самобытности и возможности для нее не повторять этапов развития западных стран.

Идеи Данилевского оказали сильное влияние на П.А. Сорокина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Их отголоски слышны в идеях Л.H. Гумилева и многих других авторов.

2 На втором этапе (1890-е гг. -- начало XX в.) начинается процесс институционализации российской социологии, которая проникает в академическую среду и все больше находит поддержку в научных и общественных кругах.

В этот период возникли новые направления в социологии, наиболее влиятельным из них стала социологическая школа права. Представители этой школы -- известные правоведы и социологи Н.Ж. Коркунов, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев и др. -- выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удаюсь глубоко разработать ряд методологических проблем социологического познания.

К концу второго этапа российская социология вышла на международную арену. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализации отечественной социологии. Благодаря усилиям М.М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге .

3 Третий этап (начало XX в. -- 1917 г.) развития российской социологии характеризуется ориентацией на неопозитивизм, наиболее известными представителями, которого были К.М. Тахтарев и П.А. Сорокин.

Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на необходимость применения в социологии эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения, поскольку без математики социология не может стать точной и объективной наукой.

Научная и организационная деятельность П.А. Сорокина способствовала ускорению процесса институционализации социологической науки. При его активном участии создается первое в стране социологическое общество, учреждается степень по социологии. В 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П.А. Сорокин .

Питирим Сорокин -- крупнейший ученый и общественный деятель, внесший огромный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. Сорокин различает теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология, по его мнению, лишь наблюдает, анализирует и выстраивает концептуальные модели, а практическая социология должна быть прикладной дисциплиной.

Разделами социологического знания, по П. Сорокину, являются:

  • - социальная аналитика, изучающая строение (структуру) социального явления и его основные формы;
  • - социальная механика (или социальная физиология), описывающая процессы взаимодействия социальных агрегатов (людей, групп, социальных институтов);
  • - социальная генетика, которая изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Первичной единицей социологического анализа П. Сорокин считал взаимодействие. Развивая идею понимания общества как особого социшмного пространства, не совпадающего с территориальным, физическим и т.д., П. Сорокин создал две взаимосвязанные концепции: социальной стратификации (социального расслоения) и социальной революции .

Согласно первой теории все общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации Сорокин отнес экономическую, политическую, профессиональную. Внутренняя динамика систем стратификации выражается в процессах социальной мобильности -- перемещении людей по позициям социального пространства.

П. Сорокин был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, эволюционный путь развития. Он считал, что возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления.

Взяв за критерий классификации общефилософские представления о двойственной природе человека, в которой сосуществуют понятия «материального» и «идеального», «возвышенного» и «земного», П. Сорокин выделил три типа культурных суперсистем: чувственный, идеациональный и идеалистический (или интегральный).

Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных течений западной социологии, она вместе с тем смогла выдвинуть немало собственных теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества.

4 Четвертый этап. Возрождение российской социологии началось только в конце 1950-х -- начале 1960-х гг. в связи с либерализацией политического режима. В 1960-х гг. социология восстанавливает свой социальный статус. В 1962 г. создается Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. -- Институт конкретных социальных исследований АН СССР (ныне -- Институт социологии). Открываются факультеты и кафедры при вузах страны. С 1974 г. стал издаваться специализированный журнал «Социологические исследования».

В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило так называемое «социальное планирование», составление плана социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований.

Итак, в послевоенное время произошла частичная институционализация социологии в СССР, но она не получила широкого распространения в обществе, а развитие этой науки продолжало сдерживаться партийными органами .

5 Пятый этап. Современный этап бурного развития российской социологии наступил в середине 1980-х гг. На этап этапе социологии выходит из под опеки КПСС и исторического материализма, становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой в большинстве вузов России с 1989/1990 годов.

Последующее интенсивное развитие социологии связано с коренными изменениями, произошедшими в жизни страны с середины 1980-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали достаточно распространенным явлением. Социология обрела свое второе рождение, стала преподаваться в высших и средних специальных учебных заведениях страны в качестве общеобразовательной дисциплины.

В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшие необходимость высшего социологического образования в стране. 6 июня 1989 г. можно считать днем рождения социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом СССР. Деканом факультета стал его организатор и заведующий отделением социологии профессор В. Добреньков.

Во многих крупных городах успешно функционируют социологические факультеты вузов. В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим дисциплинам .

Развитие социологической науки в России во второй половине 20 века обусловлено рядом особенностей:

  • - медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества («низы-верхи») при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным;
  • - интегрирующим началом выступало православие;
  • - заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности - консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и заканчивая большевизмом) .

Во второй половине XX столетия господствующее положение в социологическом знании заняли такие направления и школы, как структурно-функциональный анализ, теории социального конфликта, символический интеракционизм и др.
Структурно-функциональный анализ - одно из важнейших и сложнейших направлений в социологии. Наибольшего влияния достиг в 1950-60-е гг. Структурно-функциональный анализ - один из способов системного исследования социальных явлений и процессов. Здесь общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых структур. Структурно-функциональный анализ базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение.
Структура (лат. - строение) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его воспроизводимость в изменяющихся условиях. Структура обозначает относительно неизменную сторону какой- либо системы. Признается, что порядок является «нормальным» средством поддержания социального взаимодействия. Разбираются функции и дисфункции социальных институтов внутри целого, но не их эволюция. Таким образом, социальная структура общества рассматривается как нечто стабильное, главное и определяющее в социальной жизни. Здесь не индивиды, а социальные институты оказываются основными элементами социальной реальности. Психология вообще изымается из арсенала объяснения. Социальное исследование сводится к анализу социальных ролей, социальных институтов, позиций, статусов и т.д. Господствует ролевая теория личности, изучаются в основном большие социальные группы. Личность рассматривается со стороны общественных отношений, описывается в терминах социализации. Личность как бы «подгоняется» под комбинации социальных форм, что обеспечивает надежное функционирование социальной системы. Структурно-функциональный анализ как бы знает лишь один тип личности - «конформист-автомат».
В структурно-функциональном анализе понятие функции имеет два значения:
1) служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом (например, функции государства, права, образования, искусства, семьи и т.д.);
2) зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой ее части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения рассматривается как функция (последствие) индустриализации). В этом смысле функциональная зависимость может рассматриваться как вид детерминизма.
В рамках структурно-функционального подхода были выработаны два главных правила исследования любых обществ: 1) для того чтобы объяснить суть социального явления, нужно найти его функцию, которую оно выполняет в более широком социальном контексте; 2) для этого нужно искать прямые и побочные последствия, позитивные и негативные проявления, т.е. функции и дисфункции данного явления.
Большое значение в структурно-функциональном анализе имеет понятие системы. Система - это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. При этом часто проводится аналогия между обществом и человеческим организмом. Однако преимущественное внимание в структурно-функциональном анализе уделяется абстрактной теории социальных систем.
Т. Парсонс (1902-1979) - американский социолог-теоретик, основал и возглавил данное направление. Основные работы: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977) и др. Для Т. Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. Ни одна социальная система (общество в целом, производственная единица или отдельный индивид) не может выжить, если не решены ее основные проблемы: адаптация - приспособление к окружающей среде; целеориентация - формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения; интеграция - поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений; латентность (или поддержание образца) - обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы. За каждую подобную функцию (проблему) ответственны определенные подсистемы, которые включают в себя социальные институты, соответствующие нормы и исполнителей норм- ролей. Например, за функцию адаптации отвечает экономическая подсистема, такие социальные институты, как заводы и банки. Исполнителями норм-ролей здесь выступают предприниматели и работники. Соответственно за функцию целеориентации отвечает политическая подсистема, партии и движения, функционеры и рядовые члены. Интегративную функцию выполняют институты социального контроля, в основном госаппарат, роли - чиновники и граждане. За поддержание образца ответственна подсистема социализации, т.е. семья, школа, религия и т.п., в качестве исполнителей норм-ролей здесь выступают учитель-ученик. Любые социальные явления, ведущие к нарушению равновесия социальной системы, рассматривались Т.Парсонсом как аномальные, нарушающие здоровье общественного организма. Поэтому решительная борьба с ними - это естественная реакция на патологические отклонения от нормы.

Р. Мертон (1910-) - американский социолог, внес большой вклад в разработку структурного функционализма. Разработал концепцию теорий среднего уровня, которые являются связующим звеном между макро- и микросоциологией. Много сделал для разработки теории аномии, девиантного поведения, социальной структуры, науки, бюрократии, массовых коммуникаций и т.д. Основные труды - «Социальная теория и социальная структура» (1957), «Социология науки» (1973), «Методы изучения социальной структуры» (1975) и др.
Р. Мертон развил понятие Э. Дюркгейма «аномия». Аномия рассматривается им как состояние безнормности (нормативной неопределенности), вытекающей из рассогласований в социальной структуре: разные сегменты социальной структуры предъявляют такие нормативные требования индивиду, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Рассогласование между культурно-одобряемыми целями и институциональными нормами, регулирующими выбор средств для их достижения, стало у него предметом специального анализа.

В таблице выделено пять идеально-типических реакций индивида на аномию: 1) конформизм, подчинение (принятие целей и средств); 2) инновация (принятие целей при отвержении институционально предлагаемых средств); 3) ритуализм (принятие средств при отказе от целей); 4) ретритизм (одновременное отрицание одобряемых целей и средств, уход от действительности); 5) мятеж (полный отказ от старых целей и средств с попыткой заменить их новыми).
Следует отметить, что данное направление (как и любое другое) обладает своими достоинствами и недостатками. Структурно-функциональный анализ является полезным инструментом для описания общества, дает развернутую картину социальной жизни. К недостаткам функционализма можно отнести то, что он делает акцент на стабильности системы, а конфликт или изменчивость в системе оставляет в тени. Такой подход не дает полной картины социальной жизни.
Конфликтология. Структурно-функциональный анализ всемерно подчеркивает момент стабильности в социальном развитии. Однако в современной социологии существует и противоположный подход, который, наоборот, делает ударение на борьбе различных социальных групп между собой. С точки зрения конфликтологии такая борьба и есть причина существующей социальной структуры и отношений. Наиболее известные представители теории социального конфликта - К. Боулдинг, Р.Дарендорф, Л. Козер, Ч. Миллс и др. Они опирались на работы К.Маркса, Л. Гумпловича, Г. Зиммеля, которые показали, что стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.
Основные аргументы представителей теории конфликта состоят в следующем. Любое обществ основано на принуждении одних людей другими. Распределение средств находится в руках небольшой группы людей, которая противостоит всему обществу. Политическая власть защищает существующий экономический порядок и поэтому тоже противостоит обществу. Отсюда вытекает, что социальные конфликты неизбежны, так как порождаются самой системой общественных отношений.
К. Боулдинг (1910-) в своей работе «Конфликт и защита: Общая теория» (1963) разработал поведенческую модель конфликта, которую называют также общей теорией конфликта. По К. Боулдингу, все конфликты имеют общую структуру и одинаковые механизмы развития. В самой природе человека заложено стремление к борьбе с другими людьми, к насилию. Конфликт - это такая ситуация, в которой враждующие стороны осознают несовместимость своих позиций, и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой стороны. Глубинная причина социальных конфликтов лежит в раздвоенности
человеческого сознания. Всякая общественная борьба - это лишь проявление противоречий в сфере сознательного и бессознательного. Вообще, с точки зрения микросоциологии, важнейшим источником социальных конфликтов в сфере повседневности (микроуровень) является кризис системы ценностей на уровне всей общественной системы (макроуровень). Например, причина индустриального конфликта (между буржуазией и пролетариатом) состоит в противоположности их идейно-психологических установок, и для разрешения такого конфликта необходимо установить их взаимопонимание.
Л. Козер (1913-) - американский социолог, разработал модель позитивно-функционального конфликта, в которой преодолевает отрицательное отношение структурно-функционального анализа к конфликту. Л. Козер определяет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». При этом Л.Козер подчеркивает позитивные функции конфликта, его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. В качестве основных функций социального конфликта он выделяет следующие: 1) интеграция социальной структуры; 2) сохранение солидарности внутри групп; 3) укрепление межчеловеческих отношений; 4) управление социальными изменениями, 5) нормотворчество (конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов).
Р. Дарендорф (1929-) - немецкий социолог, крупнейший представитель конфликтологического направления. Основные труды - «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957), «Общество и свобода» (1961), «Выход из утопии» (1967) и др. С его точки зрения, классы - это социальные группы, которые отличаются участием или неучастием в осуществлении власти. Неравенство ролей, порождаемое социальным неравенством, ведет к конфликту. Градации социального неравенства проводятся по самым различным основаниям: престиж, доход, уровень образования и т.д. Конфликт рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются господству противоположной социальной силы. Разрешение конфликта направлено на перераспределение авторитета и власти в данном сообществе.
Таким образом, конфликтологическая социология дала свою версию социального взаимодействия. Она показала важную перспективу рассмотрения социальных структур и процессов. В этом смысле теория социального конфликта является антиподом и одновременно дополнением структурно-функционального подхода к анализу общества.
Символический интеракционизм возник в 20-е гг. XX в. как попытка соединить психологизм с органицизмом. Данное теоретико-методологическое направление преимущественное внимание уделяет анализу социальных взаимодействий в их символическом содержании. Представители символического интеракционизма считали, что социальный мир является продуктом ролевого взаимодействия между людьми на основе обобщенных символов. Посредством символов происходит «кристаллизация» процессов повседневного межличностного общения, результатом которой являются социальные структуры. Основная идея символического интеракционизма (по Н. Смелзеру): поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают; поведение людей не есть пассивная реакция на вознаграждения и наказания (как в теории обмена); люди реагируют не только на поступки, но и на намерения людей.
Символический интеракционизм основывается на следующих постулатах:
1) Любое действие происходит только на основе того смысла, который действующий субъект вкладывает в свое действие. Причем все личные смыслы проистекают из общих социальных символов. Например, отказ участвовать в военных действиях может означать (символизировать) личную трусость, а в другом случае тот же акт может символизировать сознательный пацифизм, т.е. личный героизм. И в том, и в другом случаях за актами поведения стоят общественные символы.
2) Указанные символы, на которых строится общество, рождаются во взаимодействиях людей. Человек как бы постоянно смотрится в некое«зеркало», в качестве которого выступают другие люди, и принимает во внимание их мнение о себе.
3) Люди в процессе взаимодействия постоянно интерпретируют, объясняют себе значение тех или иных символов. Этот процесс и создает индивидуальность человека. Если два человека нечто понимают по- разному, то нормальное взаимодействие между ними может установиться только тогда, когда смыслы происходящего они понимают одинаково.
Дж. Мид (1863-1931) - американский социолог, основатель и главный представитель символического интеракционизма. По Дж. Миду («Сознание, самость и общество», 1938), специфика человека определяется отсутствием у него развитой системы инстинктов как основных регуляторов поведения. Поэтому человек вынужден применять символы, что является основой сознательного приспособления к окружающей среде. Взаимодействие между людьми происходит на основе особых средств - символов (жест - значение жеста - реакция). Жесты есть и у животных, но у человека они превращаются в символы, становятся «значимыми жестами». Смысл значимого жеста - спровоцировать у другого индивида желаемую реакцию.
Дж. Мид выделил два типа действий: 1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания) и 2) значимый жест (в этом случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне, а разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него). Значимое действие связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо «поставить себя на место другого человека», «принять роль другого». Лишь придав значение жесту, мы можем на него реагировать - например, подойти к другому человеку или уйти от него. Человек становится членом общества (сообщества) по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия. В каждой группе имеются свои специфические нормы и ценности. Например, «редиска» в общепринятом значении - это «овощ», а у воров это же слово обозначает «нехороший человек» и т.д.
Дж. Мид ввел представление о ролевом поведении: поведение строится не из реакций и стимулов, а из «ролей», принимаемых на себя индивидом и «проигрываемых» им в процессе общения с другими людьми. «Я» у Дж.Мида целиком социально. Богатство и своеобразие «Я» зависит от разнообразия и широты его взаимодействий с окружающим миром. По Дж. Миду, структура личности выражается формулой: Self = I + Me (Я-синтез = Я-сам + Я-меня). Интегральное Я складывается из индивидуальных, скрытых мотивов («я-сам») и совокупности установок, приходящих к индивиду извне («я-меня»).
Ч. Кули (1864-1929) - представитель символического интеракционизма. Считал, что общество и личность изначально едины, одно можно объяснить через другое. Выдвинул теорию «зеркального Я» - одну из первых социально-психологических концепций личности, которая исходила не из «природы» человека, а из взаимодействия людей. «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: 1) как воспринимают нас другие (каким я кажусь другому); 2) как реагируют другие на то, что видят во мне (как другой оценивает мой образ); 3) как мы отвечаем на реакции других (специфическое чувство «Я»). Чувство «Я» не существует без соответствующих чувств «мы», «они» и т.д. С одной стороны, признак истинно социального существа - это способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». С другой стороны, обязательным условием этого выделения является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Сознательные действия людей всегда социальны: другие люди - это те зеркала, с помощью которых и формируется образ «Я» у человека. Личность есть реакция на мнения окружающих, сумма тех впечатлений, которые, как кажется человеку, он производит на окружающих.
Достоинства и недостатки символического интеракционизма состоят в следующем:
1) дает возможность понять социальное взаимодействие глубже, чем другая теория (теория социального обмена): люди не просто реагируют, но и интерпретируют поведение друг друга;
2) однако излишне сосредоточен на субъективных аспектах взаимодействия, слишком большое значение уделяет роли символов, и, тем самым, принижает роль социальной структуры общества, оказывает преувеличенное внимание эпизодическому и преходящему; общество сводится к совокупности исполняемых ролей, однако нет анализа, откуда появляются сами социальные роли.
Теория социального обмена рассматривает обмен различными типами деятельности как основу общественных отношений, из которой вырастают различные социальные образования (власть, статус и т.п.). Своим возникновением обязана американскому исследователю Дж. Хомансу.
Дж. Хоманс (1910-). Основные работы - «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967) и др. Дж. Хоманс попытался применить методологию бихевиоризма в социологии. Центральной категорией его социологии является категория социального действия, трактуемая как непосредственные контакты индивидов. Социальное действие - это постоянный обмен ценностей (как в прямом смысле, так и в переносном). Этот обмен строится по принципу рациональности: люди действуют и взаимодействуют, только исходя из определенного интереса, они стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Субъект поведения - это рациональный искатель выгоды. Предметом обмена становится все, что имеет какую-либо социальную ценность. Ценность каждого человека складывается из тех его качеств, которые подлежат обмену. Однако в реальности никогда не бывает равных обменов. Отсюда выводится социальное неравенство. Согласно теории обмена, поведение человека обусловливается тем, вознаграждались ли (как именно) его поступки в прошлом. Выделяются четыре принципа вознаграждения:
1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;
3) чем выше вознаграждение тем больше усилий готов затратить человек ради его получения;
4) если потребности человека близки к насыщению, то он прилагает меньшие усилия по их удовлетворению.
С помощью этих правил Дж. Хоманс объясняет все социальные процессы: социальную стратификацию, социальную борьбу и т.д. Однако подобное объяснение оказывается недостаточным при рассмотрении социальных объектов макроуровня.
П. Блау (1918-) - американский исследователь, который в работах «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть социальной жизни» (1964) и др. попытался соединить функционализм, интеракционизм и конфликтологию. П. Блау, в отличие от Дж. Хоманса, концентрирует внимание на социологических аспектах взаимодействия, а не на изучении психологических мотивов межличностного поведения. Обмен - специфический тип ассоциации, включающий действия, которые зависят от получаемых вознаграждений. Социальная жизнь трактуется исключительно в экономических терминах, которая представляется в виде своеобразного «базара», где различные акторы взаимодействуют между собой с целью получения наибольшей выгоды. П. Блау выделяет следующие «законы обмена»:
1) чем большую выгоду человек ожидает от другого, тем больше вероятность осуществления определенной деятельности;
2) чем большим количеством вознаграждений индивиды обменялись друг с другом, тем больше вероятность следующих актов обмена (появляются взаимные обязательства);
3) чем чаще при обмене нарушаются взаимные обязательства, тем меньше значат негативные санкции (наказания);
4) с приближением момента вознаграждения ценность деятельности падает и вероятность ее осуществления снижается;
5) чем больше осуществляется отношений обмена, тем больше вероятность, что обменом будут управлять нормы «справедливого обмена» и т. д.
Основные недостатки теории обмена: 1) редукционизм (сведение общественных отношений к межличностным); 2) в основе теории обмена лежит методология бихевиоризма (стимул-реакция), однако известно, что поведение людей намного сложнее (например, многие ученые после получения Нобелевской премии трудятся менее продуктивно, хотя, по теории обмена, должно быть наоборот); 3) априорный характер исходных допущений.
Социометрия (лат. societas - общество и греч. metreo - измеряю) - метод «измерения» социальной привлекательности внутри малых групп; отрасль социологии, изучающая межличностные отношения в малых социальных группах количественными методами с акцентом на исследовании симпатий и антипатий между членами группы.
Дж. Морено (1892-1974) - американский психиатр, социальный психолог, основоположник социометрии. Дж. Морено исходил из необходимости создания «сквозной» науки, которая смогла бы охватить все уровни социума и которая бы включила в себя не только исследования социальных проблем, но и помогала бы их разрешению. С точки зрения Дж. Морено, психическое здоровье человека зависит во многом от его положения в малой группе. Недостаток симпатий и неформальных связей порождает жизненные трудности. Дж. Морено разработал социометрию как эмпирический вариант микросоциологии. Социометрические процедуры позволяют определить положение человека в малой группе, понять его проблемы и получить психотерапевтическую процедуру.
Различаются следующие термины:
- «социономия» - наука об основных социальных законах,
- «социодинамика» - наука более низкого уровня о процессах, происходящих в малых группах,
- «социометрия» - система методов выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений в малых группах,
- «социатрия» - система методов излечения людей, проблемы и трудности которых связаны с недостаточностью навыков поведения в малых группах.

С.Н.Соловьёв, В.О.Ключевский), органицизм (А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд,

Я.А.Новиков);

Географическое направление

Наиболее важной работой Мечникова Л.И. было издание «Цивилизация и великие исторические реки», где он разделяет законы природы и законы общества. Общественностью Мечников Л.И. называет организацию, возникающую на начальных этапах развития органического мира. Общество же он представляет как нескольких человек, объединивщих свои усилия в совместной деятельности для достижения общих целей.

Мечников Л.И. пишет, что в органическом мире основным является закон борьбы за существование, а социальном мире главенствует закон солидарности и сотрудничества. Он выделяет три типа солидарности : подневольная (принудительная), подчиненная, добровольная. Мерилом социального прогресса Мечников Л.И. считает степень свободы и добровольности объединений людей. Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой главным является географический фактор . Природа определяе ход истории, общество способно к солидарности при освоении ее богатств. Первые цивилизации возникают воль рек таких, как Нил, Тигр, Ефрат, Инд, Ганг. Главным природным факторо, по мнению Мечникова Л.И. является вода. Исходя из этого, он выделяет три эпохи в ходе истории : 1. Речная (период создания древних государств по берегам рек); 2. Морская или среднеземноморская (цивилизации создаются вокруг морей)

3. Океаническая (всемирная эпоха, начавшаяся с открытия Америки)

Органицизм

Концепция органицизма основана на таких понятиях, как организм и организация. Организм – это, прежде всего упорядоченное целое.

Сущность органицизма - определенные биологические понятия и закономерности переносятся нна общественные явления.

Внутри организма существуют иерархия частей, функциональная специализация, управление, а также кооперация, дополнительность и т.д. Согласно концепции органицизма отождествляется живой организм, человека, общество (с его разного рода организациями) и смешанные системы.

Для единичного организма и человечества в целом существуют определенные общие алгоритмы, закономерности и единые ценности. Они обладают сходными общими свойствами, функциями и отношениями. Это общее включает следующее:

(системность строения, функций, организации (наличие структур) и иерархичность;

многопараметричность; многофакторность, стремление к поддержанию оптимизированного и эффективного существования, жизнеспособности;, сохранение определенной упорядоченности, устройства, структуры, организации, системность жизнедеятельности, самовоспроизводство в целом и в частях и т.д.; управление и самоуправление, адаптивность по отношению к условиям за счет лабильности и самоорганизации, реорганизации и саморазвития;

Таким образом, в органицизме как направлении социологии рассматиривалось развитие человеческого общества по аналогии с развитием единичного организма.

    этико-субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков)

Субъективная школа в социологии - теоретические взгляды на общественный процесс, в котором личность , а не группа или класс, является основной "единицей" общественной структуры и исторического развития. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых “Исторических письмах” П. Л. Лаврова. В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Лавров конструировал свою формулу прогресса: развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощении в общественных формах истины и справедливости – вот краткая формула.

Сущность общественного развития, по Лаврову - в переработке культуры , а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация - сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально появляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

Михайловский выводил теорию, объясняющую причины активности личности из нравственного самосознания, хотя и не отрицал при этом огромного воздействия на неё социальной среды.

Смысл субъективного метода по Михайловскому - : в естественных науках, прибегающих к объективным методам изучения стихийных материальных явлений, при строгом соблюдении приёмов сбора, описания, классификации и обобщения материала, возможно, получить общепризнанный истинный результат;

в обществоведении в силу специфики изучаемых явлений (наличия в самих объектах сознательного и бессознательного элементов, объединяемого людьми в цели их поведения) требуются другие приёмы и методы, и результат получается более сложным. Эти приёмы и дают нам субъективный метод, который при сознательном и систематическом применении не просто вскрывает причины и необходимость исследуемого процесса, но и оценивает с точки зрения "желательности", "идеала".

Южаков выступает против словосочетания "субъективный метод", предложенного Лавровым и Михайловским, так как считал это обозначением некритичности. При этом он признавал важность соотнесения полученных результатов с нравственным идеалом, с оценкой с позиции "должного". Но никакого особенного метода он в этом не видел. Методы социологии носят объективный характер, но добытые с их помощью результаты должны получать нравственную оценку. На этом основании он заменил название "субъективная школа" на "этико-социологическая школа. Оценка относительной важности явлений на основании нравственного мировоззрения (идеала исследователя) и построение научной теории при помощи того же критерия – вот, по Южакову, отличительная черта, существенный признак субъективного метода.

    психологическое направление (С.В.Де-Роберти, Н.И.Кареев, Н.М.Коркунов и др.);

В его концепции большое значение придается социализации личности и роли группового опыта в этом процессе. Социализированная личность выступает результатом длительного развития общественности, и поэтому становится полноценным участником исторического действия. Личность оказывается главным двигателем социального процесса. В свою очередь, его целью становится формирование нравственной личности, осуществляющееся через связь поколений. Личность выступает творцом социальной эволюции потому, что воплощает в своей деятельности сгусток коллективного опыта. Действиями личностей представлен процесс созидания культуры.Для всего психологического направления в российской социологии типичным было рассмотрение общества как совокупности психических связей, взаимодействий, явлений, процессов, характерных для межличностных отношений. Отсюда следовал показ зависимости общества от личности и провозглашение ее главным объектом социологического внимания.

    неославянофильское направление: теория "культурно-исторических типов" Н.Я.Данилевского, натуралистическая теория общества К.Н.Леонтьева;

Одна из первых теорий культурно-исторических типов была разработана русским социологом Н.Я. Данилевским, выделивший 13 культурных типов (Египетский, Китайский, Ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский, Индийский, Иранский, Еврейский, Греческий, Римский, Аравийский, Германо-романский, европейский), каждый из которых объединяется близостью языка, осознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз - от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку.

Каждая культура проходит стадии возникновения, расцвета, надлома и заката. «Возникновение и рост» происходят за счет энергии «жизненного порыва», а надлом, упадок, разложение связаны с «истощением жизненных сил».

    социологические концепции народничества (П.Н.Ткачёв, М.А.Бакунин,

П.А.Кропоткин);

Задача социологии с точки зрения народников- изучение мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов. особое внимание уделено анализу солидарной деятельности людей направляемой их общими интересами. теоретическая задача социологии понять формы солидарности, а также условие ее усиления (ослабления) при разном уровне развития людей и форм их общежития

    классический позитивизм (М.М.Ковалевский);

Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ко­валевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность кото­рого он видел в развитии солидарности между социальными группа­ми, классамии народом. Одной из основных задач социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных рабо­тах М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнитель­но-исторический метод, с помощью которого стремился выявить об­щее и особенное в социальных явлениях, осуществить познание раз­личных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных осуществляющих явлений. М. М. Ковалевский ве­рил, что с помощью сравнительно-исторического метода через «па­раллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции на­родов можно выявить общую форму поступательного движения об­щественной жизни».

    антипозитивизм: социальная гносеология А.С.Лаппо-Данилевского и

Б.А.Кистяковского; субъективно-нормативные концепции П.И.Новгородцева и

В.М.Хвостова; психологическая интерпретация неокантианства Л.И.Петражицкого;

Антипозитивизм отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (прежде всего биологии, "организмической" модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности.

Петражицкий отстаивал специфику предмета и метода социологии. Особенность общественной жизни он видел в том,что ее подлинную основу составляет психическое взаимодействие людей –эмоции. Он постулирует наличие в обществе особого состояния общественного сознания- народной психологии, которая является источником социальных норм.

* марксистское направление: леворадикальное направление (Г.В.Плеханов,

Н.И.Зибер, В.И.Ленин); "легальный марксизм" (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский,

ранний период творчества Н.А.Бердяева);

развивалась социология марксизма, представленная два основными теориями. Ортодоксаль­ный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры - Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый«легальный марк­сизм» - П. Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. Основные принципы марксистской методологии были изложены в предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма в России в целом их разделяют.

Однако при решении конкретных проблем общественного ус­тройства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали се­рьезные различия, которые в преддверии Октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый «легаль­ный марксизм» как течение социальной мысли носил временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна револю­ции 1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция отошла от марксизма, и «легальный марксизм» прекратил свое су­ществование.

Следует также отметить, что в этот период в социологии накапливается большой фактический материал, шла отработка методов конкретно-социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии и других смежных дисцип­лин.

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена фило­софской наукой

    неопозитивизм (российский период творчества П.А.Сорокина, К.М.Тахтарев,

А.С.Звоницкая).

Неопозитивисты считали, что главное внимание необходимо обращать на изучение социального поведения и общества, рассматриваемых с точки зрения статичности, организованности. Считали, что в социологии должен быть реализован более полно идеал «описательной науки» и должно идти объективное изучение внешних сторон поведения с помощью эмпирических исследований. Для последних характерен функциональный тип исследования социального целого, вместо господствующего до этого эволюционного типа. «Задачей социологии является, – указывал П.А. Сорокин, – описание подведомственных ему явлений и установление между ними функционально-корреляционной связи Объект социологии должен быть транссубъективным и вещественным; таковым является поведение людей». Представители этого направления считали материальное и духовное поведение такими переплетенными и слитыми воедино, что их разграничение бессмысленно. Общественное бытие и общественное сознание выступали для них синонимами, так как индивидуальное сознание, культура, общественное сознание социальны по своей природе. На передний план вместо этих понятий они выдвигали понятие социального поведения, подчиняющегося законам приспособления и стабильности. Методологической программой неопозитивизма как науки о социальном поведении стало наблюдение вместо априоризма, индукция вместо ценностно-значимой интерпретации, сциентизм вместо метафизики, функциональное объяснение вместо эволюционного.

Основные школы и направления современной социологии

Наиболее бурными темпами социология развивается в ХХ веке, США перенимают эстафету в развитии социологии. С 20-х годов ХХ века американские социологи занимают лидирующее положение в мировой социологии.

Среди социологических научных школ в наибольшую популярность и научную плодотворность имела Чикагская социологическая школа. Именно в Чикагском университете, на базе первого в мире факультета были развернуты многоцелевые прикладные исследования, которые ознаменовали возникновение и расцвет эмпирической социологии. В Чикаго был основан первый социологический журнал и Американское социологическое общество. Основателями школы являются Вильям Томас и Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Другой видной работой была «Негры Чикаго» Р. Парка, исследование В. Уорнера «Американский город». Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм (бихевиоризм - «поведение», согласно этой концепции, социология должна изучать наблюдаемое поведение людей, сводимое к стимулам и реакциям, влияя на первые, можно управлять поведением человека) и прагматизм. Р. Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе - это: 1) концентрация населения; 2) централизация (выделение центра); 3) сегрегация (отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия (наплыв эмигрантов); 5) сукцессия (усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). Основной метод исследования - монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение, анализ документов в отношении отдельного явления или территории.

Чикагская школа заложила основу для разработки американскими и европейскими учеными на базе бихевиоризма структурно-функционального, системного подходов, концепций действия, теории конфликта и т.д.

Франкфуртская школа получила свое название в честь Института социальных исследований, существовавшего в 30-х гг. ХХ в. в г. Франкфурт-на-Майне. С приходом Гитлера к власти этот институт был распущен, а его члены эмигрировали. Главными особенностями этой школы были неомарксизм (стремление применить теорию Маркса к современным условиям), и леворадикализм (борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях). Представители: Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Макс Хоркхаймер, Дьердь Лукач, Юрген Хабермас. Основная работа Т. Адорно «Авторитарная личность». Здесь изучалась связь между социальным положением человека и его идеологическими представлениями. Типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм в экономических и политических вопросах, некритическое отношение к групповым авторитетам, их идеализация, стремление проявить и наказать тех, кто не разделяет почтения к этим авторитетам, склонность к суеверию, вере в судьбу, повышенная чувствительность с проявлением силы и твердости. Авторитарная личность не проявляет гуманного отношения и неуступчива, механически подчиняется общим ценностям, подражает авторитетам, ненавидит всяких оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам и стереотипам. Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Основная работа Герберта Маркузе «Одномерный человек». Маркузе считал, что в результате действий государства, господствующих классов и подчиненных им средств массовой информации у людей формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека: 1) ориентация на эффективность производства; 2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического и духовного развития. В результате рабочий класс интегрировался в буржуазное общество и перестал быть революционным. Само индустриальное общество Маркузе отождествлял с буржуазным. Борьба с таким

обществом возможна на путях революции сознания, составной частью которого является сексуальная революция. Носителем сексуальной революции является молодежь. Другие носители - это интеллигенция, национальные и религиозные меньшинства, нищие массы третьего мира.

Структурно-функциональный, системный, конфликтологический подходы опираются на идеи Э. Дюркгейма и К. Маркса. Они исследуют структуры и системы общества на макроуровне. Структурный функционализм представляет общества как системы, состоящие из крупных элементов -- подсистем, взаимосвязанных и взаимозависящих друг от друга. Функционалисты анализируют общественные подсистемы -- экономику, политику, право, религию с точки зрения их связей друг с другом и выполняемых в обществе функций.

К функционалистам примыкает теория социального действия, разработанная Т. Парсонсом (1902-1979). Основной проблемой социологии является исследование прпоцессов интеграции социальных систем. Социальная система состоит из взаимодействующих индивидов, каждый из которых является актором (творцом социального действия) и объектом действия других акторов. Любая социальная система является структурой, совокупностью компонентов со стабильными свойствами, и одновременно как процесс, в ходе которого изменяются взаимоотношения между структурами, или сами структуры (статика и динамика системы). Т. о. социальные системы рассматривались как сложные совокупности социальных действий. Парсонс создал обобщенную, абстрактную модель действия человека, назвав ее «единичным (unit)актом», включающим в себя действующее лицо (актора) и ситуационное окружение. Ситуационное окружение действия оказывает влияние на актора через систему символов и знаков, являющихся элементами культуры. Ситуационное окружение действующих субъектов состоит из 4 факторов: 1. биологический организм; 2. личностная подсистема; 3. культурная подсистема; 4. социальная подсистема, обеспечивающих интеграцию общества. Система действия выполняет 4 функции:

1. адаптация - приспособление к среде;

2. целедостижение - определение целей, мобилизация средств и ресурсов для их достижения;

3. мотивация - воспроизводство и поддержание образца (ценности и нормы системы);

4. интеграция - координация и стабильность между частями системы. Каждая из функций соответствует своему организму: биологический - адаптация, личностная - целедостижение и т.д. В процессе взаимодействия личности с другими, личность приходит к ожиданию определенных действий других индивидов в определенных ситуациях. Это ожидание называется экспектацией. Экспектация, направленная на других, и их экспектации, направленные на тебя и окружающих ведут к возникновению определенных правил, норм, образцов поведения, регулирующих поведение человека.

Роберт Мертон (1910-2003 гг.) - американский социолог, видный теоретик структурного функционализма. Он модернизировал теорию структурного функционализма, придал ей более рациональный характер. Он ввел дополнительные категории к описанию «функций». Дисфункция, понятие, характеризующая то, что существующие в обществе институты могут не только поддерживать социальную систему, но и иметь разрушительное действие. Нонфункция - функция, не имеющая большого значения для системы. Явная и латентная (сткрытая) функция - в обществе могут быть функции видные и скрытые, одни могут быть исследованы, а другие - нет (они проявляются косвенным путем). Именно непредвиденные следствия от латентной функции должны быть предметом социологического исследования. Мертон допускал возможность анализа отдельных уровней системы (институтов, групп), для этого были предложены разные уровни функционального анализа. Мертон предложит концепцию теорий среднего уровня. Они не слишком абстрактны и широки и касаются ограниченного круга явлений, например, социология города, социология молодежи. Мертон разработал современную теорию аномии, изучал культуру как совокупность норм и ценностей общества. Считал, что некоторые члены группы могут действовать не в соответствии с общими нормами.

Теория социального конфликта возникла как реакция социологов на широкое распространение структурно-функционального анализа, основанного на утверждение стабильности, устойчивости и порядка в обществе, игнорируя реально существующие социальные конфликты. Современную теорию социального конфликта развивал американский социолог Льюис Козер (р. 1913). Он дополнял теорию Парсонса, считая, что стабильность не может исчерпывать состояние общества. Кроме стабильности необходим и конфликт. В своих работах «Функции социального конфликта» (1956), «Исследования социального конфликта» (1967), Козер выдвигал идею, что социальная система предполагает неравное распределение власти, богатства, статуса. Никогда не существует согласия в отношении справедливости распределения ресурсов. Конфликт возникает из-за попыток отдельных лиц или социальных групп увеличить свою долю ресурсов. Козер исследует положительные функции конфликта в обеспечении порядка в обществе. 1. Функция разрядки напряженности между враждующими группами. 2. Коммуникативно-информационная функция: в результате конфликта люди лучше узнают друг друга. 3. Функция созидания, конструирования общественного объединения, противоборство с общим врагом образует и сплачивает группы. 4. Функция стимулирования социальных изменений. Конфликт препятствует оскудению и стагнации (застою) общественных порядков. Он порождает новые нормы. Наиболее эффективным средством сдерживания конфликта, является выяснение потенциальной силы воюющих сторон: если силы противников оцениваются до наступления конфликта, то интересы могут быть урегулированы без конфликта. Несколько иную цель преследовал немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929). В работе «Выход из утопии» (1967) он доказывал, что теория конфликта идет на смену позитивизму. Суть социального конфликта - антогонизм власти и сопротивления. Отсюда власть порождает конфликт. В работе «Очерки по теории общества» (1968) Дарендорф говорит, что причины конфликтов - это неравенство социальных положений, занимаемых людьми. Конфликт -естественное состояние общества, но в цивилизованном обществе надо регулировать конфликты, предупреждать социальные потрясения. Конфликт, по мнению Дарендорфа, появляется тогда, когда группа осознает свои права и социальное положение и требует изменить сложившиеся порядки.