Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Костел святого симеона и елены. Костел святого симеона и святой елены

История возникновения Красного костёла в Минске.

Одна из достопримечательностей Минска - костел святых Симеона и Елены, расположенный на площади Независимости, - имеет давнюю и интересную историю. Эта история берет свое начало в конце XIX века, когда минские католики приняли решение о возведении в городе еще одного храма.

Костел Святых Симеона и Елены в Минске , или Красный Костёл ,был построен на средства Эдварда Адама Войниловича, выдающегося белорусского деятеля конца 19 - начала 20 веков.Единственным условием Эдварда и его жены Олимпии было то, что должен быть принят проект, который они предоставят. Они посвящали его святым Симеону и Елене в память о своих умерших детях. (Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни соответственно в 12 и 18 лет.) Так появился проект польских архитекторов Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Торжественная закладка фундамента состоялась 6 сентября 1906 года, первый камень был заложен ксендзом Казимиром Михалкевичем, настоятелем храма Святой Троицы. Все внутренние работы - скульптурные и камнетесные - выполнялись польским мастером Зигмундом Отто.

Строительные материалы на возведения Красного костёла в Минске выбирались самые качественные: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Поговаривают, что даже каждый кирпич был завернут в отдельную бумажку.

Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой. Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня - символ вечной скорби родителей, утративших детей. Две башни поменьше получили имена Симеона и Елены. Рядом с храмом была построена двухэтажная плебания, а вокруг - каменная ограда.

Освящён костёл был ксендзом Витольдом Чечотом в ноябре 1910 года, а с декабря начались проводиться службы. Праздник собрал огромное количество людей, причем не только католического вероисповедания.

Строительство храма обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (в сегодняшнем эквиваленте это порядка 12 млн. долларов).

На фото Костёл Святого Симеона и Елены в Минске, впечатляющий кадр Красного костёла.


Саша Митрахович 15.05.2015 15:18


Основным кредитором строительства костела пожелал быть помещик Эдвард Войнилович, единственным условием Эдварда и его жены Олимпии было принятие проекта, который они предоставят.

Вместе с женой Олимпией он решил посвятить его святым Симеону и Елене в память о своих умерших детях. Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни соответственно в 12 и 18 лет. От сюда и пошло название - Костел Святых Симеона и Елены .

Проект храма был заказан архитектору Томашу Пояздерскому. Участие в создании этого проекта приняли также зодчие В. Маркони и Г. Гай.

Первый камень будущего костела был торжественно освящен ксендзом Михалкевичем в сентябре 1906 года.

На площадку стали поступать самые лучшие строительные материалы: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Поговаривают, что каждый кирпич был завернут в отдельную бумажку.

Спустя два года крыша храма уже была покрыта черепицей. Внутренней его отделкой занимались скульптор из Варшавы З. Отт и художник Ф. Бруздович.

Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой. Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня - символ вечной скорби родителей, утративших детей. Две башни поменьше получили имена Симеона и Елены.

Рядом с храмом была построена двухэтажная плебания, а вокруг - каменная ограда.

На фото Красный костёл Минск в вечернем освещении.


Саша Митрахович 19.05.2015 17:17


История костёла Святых Симеона и Елены в советский период:

После 1917 года в жизни минских храмов настали тяжелые времена. Не стал исключением и костел Святых Симеона и Елены. После прихода к власти большевиков костёл Святых Симеона и Елены был разграблен. Однако богослужения в нём продолжались ещё много лет.

В 1923 году он подвергся опустошительному разграблению. Из святыни вынесли мебель, иконы, посуду, часы, чернильницы.

Спустя еще девять лет храм и вовсе закрыли. Поначалу его здание занял Государственный польский театр, а затем киностудия «Советская Беларусь».

После Великой Отечественной войны костел долгое время оставался закрытым. Затем его помещения вновь были переданы киностудии.

В 1975 году здание храма после реконструкции было приспособлено под республиканский клуб кинематографистов - Дом кино. В самой высокой башне размещался музей кинематографии, а главное помещение было разделено на два зала по 250 мест в каждом.

В это же время (70-е годы) комплекс костела получил статус памятника культуры республиканского значения.

На фото вечерний костёл Святых Симеона и Елены .


Саша Митрахович 22.05.2015 08:47


Возвращение храма Римско-католической конфессии произошло в 1990 году.

Спустя шесть лет (1996) кардинал Казимир Свентэк освятил установленную перед ним бронзовую скульптурную композицию Святого Михаила, который пронзает копьём крылатого змея, автора И. Голубева. Эта композиция символизирует победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил, издревле считавшийся покровителем Беларуси, пронзает копьем крылатого змея.

В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки» - напоминание о жертвах ядерных катастроф.

За сто лет своего существования костёл Святого Симеона и Елены в Минске использовался по прямому предназначению меньше полувека: в 1910-1932 гг. и с 1990 года.

В 2006 году в здании костёла были перезахоронены останки его основателя - Эдварда Войниловича.

Костёл Святого Симеона и Елены в Минске сегодня является одной из визитных карточек столицы и включён во многие экскурсионные туры по Беларуси, познавательные туры по Беларуси, туры выходного дня и религиозные туры.

Достойные Храмы Минска расположены по всем районам города. Собрали для вас интересные факты, историю и фотографии в нашем материале. А про все достопримечательности столицы смотрите вот .

Костел Святого Симеона и Святой Елены

Отыскать костел святого Симеона и Святой Елены не сложно, он расположен около Дома Правительства. В одних источниках, стиль храма определяется как неороманский , в других – неоготический , с элементами модерна.

Начало строительства датируется 1905 годом. Спроектировал “Красный костёл” Томаш Пайдзерский , а само строительство проходило под руководством известного Эдуарда Войниловича , которому храм и обязан своим официальным именем.

Войнилович подарил храму имена своих детей, утрата которых стала для него слишком болезненным ударом. Живопись и витражи в костеле дело рук живописца Франциско Бруздовича . Храм украшен скульптурами Зигмунда Отто. В храме также расположены три колокола. При установке, каждому из них было присвоено определенное имя – Симон и Михаил.

Костёл Святого Роха: тайны Золотой Горки

В самом центре Минска за Дворцом искусств укромно затаился, пожалуй, самый древний костёл города – костёл Святого Роха . В романе Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваім» Кастусь Калиновский говорит, что облюбовал Золотую горку и часовню старого Роха. Какие же секреты хранит это место?

Существует несколько версий происхождения названия Золотая Горка . Согласно самой поэтической из них, место получило название от золотых осенних листьев кленовой рощи, которая раскинулась на возвышенности. Вторая версия свидетельствует, что купцы и разбойники с большой дороги частенько закапывали тут свои запасы.

Еще одна версия говорит о том, что один из католических священников объявил сбор средств для возведения костёла и расстелил на возвышенности свой плащ, на который прихожане начали складывать принесенные пожертвования – монеты и драгоценности.

Так около 1790 г. на Золотой во всех смыслах Горке появилась деревянная часовня.

Начиная с XVIII века на территории Золотой Горки образовалось кладбище, на котором хоронили людей, преимущественно умерших от эпидемий.

Однако Вторая мировая война и современная застройка оставили от старого золотогорского кладбища только несколько могил, которые и по сей день можно найти на территории костёла.

В послевоенные годы, когда часть кладбища сносили, на этом месте находили очень богатые могилы. Говорят, в том числе было найдено тело молодой девушки, завернутое в собственное платье. Она была похоронена заживо.

Святой Рох издавна считался защитником от эпидемий чумы и холеры. Согласно городским легендам, когда Минск страдал от тяжелой эпидемии, одному из горожан приснился вещий сон. Якобы город могут спастись, если найти статую Святого Роха, потерянную под обломками одного из костелов. После длительных поисков статуя была извлечена на свет, и эпидемия отступила. Было решено установить чудотворную статую в деревянной часовне на Золотой Горке. Во время Второй мировой войны статуя бесследно исчезла.

Костел Святого Роха был основан в Минске еще в XIV в. князем Ягайлой. Изначально здание находилось в районе современного оперного театра и было деревянным. Но после страшного пожара в 1809 г. костёл не выстоял, и было принято решение перенести парафию в золотогорскую часовню. В 1861 г. на Золотой Горке был возведен каменный костёл.

Размеры храма достаточно скромные, но под ним таятся подземелья с многочисленными захоронениями в нишах. Некоторые историки предполагают, что в низовой части подземелий могут быть погребены и останки основателей костела.

В анналах городских хроник можно встретить упоминания о необычной иконе, находившейся в костеле Святого Роха. Будто бы один богач, совершая конную прогулку, наехал на мольберт художника и так рассердился, что ударил живописца хлыстом по лицу. Некоторое время спустя толстосум решил отреставрировать старый костел на Золотой Горке и нанял художника для того, чтобы написать величественную икону. Иконописцем оказался тот самый человек со шрамом на лице. Не отказавшись от работы, художник попросил Всевышнего наказать своего обидчика.

Икона получилась настолько одухотворенной, что богач, не удержавшись, забрал её и повесил в собственной спальне. В ту же ночь в городе разразилась страшная гроза, и богач вдруг ощутил, как с иконы на него падают обжигающие слезы. Несчастный бросился бежать, но образ неотступно следовал за ним. В итоге магнат бросился с обрыва в реку и утонул, а икону обнаружили утром в стенах костела. Поговаривают, что призрак богача до сих пор бродит по округе Золотой Горки.

Во дворике костела можно наблюдать группу скульптур, в том числе и «Обнаженного мальчика» , что нетипично для католического прихода. На самом деле, во времена СССР в здании костела располагался зал камерной музыки, и скульптуры сохранились в напоминание об этом периоде городской истории.

Сегодня сложно отличить правду об истории костёла Святого Роха и золотогорской возвышенности от домыслов. Ясно одно: тайны этого уголка в сердце Минска еще долгое время будет будоражить пытливые умы.

Здание костела не единожды горело в Минских пожарах, но его регулярно восстанавливали. Возведя в очередной раз святыню, жители города нарекли ее Троицкий костел, но простоял он до 1809 г. и сгорел в страшном пожаре вместе с половиной города.

И только в 1991 г. про костел святого Роха на Золотой горке вновь заговорили, как о культовом сооружении и в свободное время от концертов стали проводить богослужения. С 2006 г. концертный зал закрыли и вернули сооружение римско-католическому приходу.

Отныне паломники со всех стран, туристы и жители Минска приходят в костел к святому Роху – самоотверженному монаху, жившему во Франции в XIII веке и ухаживавшему за больными – поклониться и попросить за здоровье и скорое выздоровление родных людей.

Церковь Марии Магдалины

Церковь Марии Магдалины построена в 1847 году, в русско-византийском стиле, на месте своей деревянной предшественницы, которая была полностью уничтожена в пожаре 1835 года. Новую церковь строили на деньги прихожан и добровольных взносов. Церковь постоянно развивалась и расширялась новыми строениями, а на заре 19 века была достроена Сторожевская брама .

Во время октябрьской революции храм Святой Марии Магдалины неоднократно подвергался расхищением и вандализму, несколько раз закрывался.

В период великой отечественной войны храм действовал, но в 1949 году было принято решении о закрытии церкви. Позже ее частично реконструировали, а на территории был устроен архив.

Собор святых апостолов Петра и Павла

Древней православной достопримечательностью Беларуси является Собор святых Петра и Павла в Минске , построенный в 1612 году благодаря денежным пожертвованиям 52 горожан, на земле, подаренной княжной Друцкой-Горской «на вечные времена».

Стоит собор на Немиге рядом с и в 300 метрах от другого религиозного строения - . Храм, выстроенный в стиле барокко, открыт ежедневно с 7, а по церковным праздникам и воскресениям богослужение начинается с 6 утра. При храме есть воскресная школа. В 1992 году открыли библиотеку и хоры, а с 1997 года в Соборе размещается редакция газеты «Церковное слово».

Правда, история этого храма не всегда была светлой и радужной. В давние времена его существование и судьба служителей собора была неоднозначной, а порой весьма трагичной. Католическая шляхта, препятствующая распространению православной веры, несколько раз приказывала свернуть возведение храма с мужским монастырём при нём. А в 1617, когда при соборе появилась школа для детей христиан, то униатские священники просто устроили избиение учеников. Вплоть до 1787 года фанатичные униаты и польские шляхтичи несколько раз громили монастырь и собор. Из-за этого храм пришёл в упадок. Только в 1795 году, уже при управлении Екатерины II, на восстановление собора ею было передано 7000 серебром, а 1797 году Павел Первый лично присутствовал на богослужении в обновлённом храме, названном Екатерининским.

Недолго собор переживал хорошие времена, так как уже в 1812, во время оккупации французами, его превратили в лазарет Наполеоновской армии. Все убранство было расхищено и испорчено. После изгнания французов собор восстановили, а к 1875 году храм перестроили, расписали стены, воздвигли купол и переосвятили в честь Николая Чудотворца. Это был период истории, когда все соборы Беларуси переживали свои лучшие времена.

При становлении Советской власти храмы и церкви Минска подверглись гонению. В 1933 году Петропавловский собор закрыли, внутреннее убранство вынесли, а в помещении устроили склад сельди. Церковный двор был заставлен бочками из-под рыбы.

Во время Отечественной войны, когда Минск захватили немецкие войска, жители самовольно расчистили храм от склада и возобновили богослужения. За это в 1944 году советские власти арестовали и осудили настоятеля и служащих, а в здании храма устроили в архив. И это стало последним осквернением Собора за его многовековую историю.

Начиная с 1972 года, здание Собора только восстанавливали и реконструировали, и сегодня он имеет предположительно свой первоначальный облик. В течение последних 40 лет Петропавловский собор пополнился известными иконами, была полностью восстановлена архитектура: воссоздана северная башня, снесённая зарядом ещё во время ВОВ , а фасад освободили от пристроек, сделанных в разные времена. У алтаря установили кованный позолоченный крест и подняли 8 колоколов. Теперь колокольный перезвон призывает людей к богослужению в 400-летний Собор святых апостолов Петра и Павла в Минске, как в стародавние времена.

Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии

Архикафедральный костел (1700 – 1721) обязан своим возведением иезуитам, которые начали деятельность в Минске в XVII веке. Их активная работа вылилась сперва в строительство иезуитской школы, которая помогала просвещению и грамотности детей города, а затем и самого храма. И внешнее и внутреннее оформление костела пресвятой Девы Марии в стиле барокко вызывало восхищение.

Фрески, красивые росписи, орнаментальная живопись, деревянные фигуры 12 апостолов – всё это делало костёл величественным и вызывало трепет прихожан. В 1773 году костёл переформировали в приходской из-за упразднения ордена иезуитов.


cтарое фото: костел пресвятой девы марии

Когда Минск находился в Российской империи, костёл стал носить статус собора. Вторая мировая война стала причиной сильного разрушения этого памятника архитектуры города Минска. Его даже перестроили для спортивного общества “Спартак”. Древние фрески, росписи просто закрасили краской. Здание костёла стало местом, где тренировались спортивные секции. В послесоветское время храм вернули верующими, реконструировали и освятили в 1997 году.


Храм Всех Святых

В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых , но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный - во время богослужения может принять до 1200 человек.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Церковь Александра Невского

Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.

Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ -XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.

Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны . Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.

Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.

Церковь Святого Духа

Одним из выразительных культовых строений центральной части столицы стала церковь Святого Духа, построенная в стиле виленского барокко в 1633 году.

Изначально это был костел, входящий в комплекс женского монастыря бернардинок . После того как все монахини его покинули, в 1860 году костел осветили в память Мефодия и Кирилла и он стал православной церковью. Во времена Советской России церковь Сошествия Святого Духа, как и костел Пресвятой Девы Марии и Петропавловский собор, была отобрана у христиан. В ней разместили пожарную команду со спортивным залом, а затем и вовсе устроили архив.

Во время ВОВ в храме возобновилась служба, а когда гонения веры прекратились, церковь Святого Духа не только восстановила богослужение в полном объеме, но и в 1961 году стала главным храмом Беларуси .

В 2009 году началась реконструкция храма и восстановление его в первоначальный вид. За основу взяли набросок неизвестного художника изобразившего храм в 1800 году.

Сегодня церковь встречает верующих во всем своем великолепии, полностью восстановленная и реставрированная. Залы освещают люстры и бра XVII века, воссозданы витражи витражные двери. При соборе открыта воскресная школа и размещен концертный зал детской филармонии «Верхний город». Посетить церковь Сошествия Святого Духа в Минске вы можете ежедневно с 9, а по праздничным дням богослужение начинается в 7 утра.

Собор Сошествия Святого Духа

Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например таким можно считать Кафедральный собор Сошествия Святого духа Минска, в народе – Свято-Духов .

Построенный первоначально как бернардинский католический монастырь, впоследствии перестроен в православную церковь. Однако ныне, уже в период независимости Беларуси , это чудесное сооружение, возведенное в стиле, именуемом сарматское барокко, – важная достопримечательность столицы Беларуси .

Собор очень ценится паломниками из-за чудотворной иконы Божьей Матери и мощей св. С. Слуцкой . Для не слишком религиозных туристов будет приятным времяпровождением изучение архитектуры церкви и ее внутреннего убранства.

Приятным дополнением к композиции собора становится площадь перед входом, позволяющая оценить всю величественность этого красивого творения профессиональных зодчих прошлых лет.

Костел Святого Иосифа

Монастырь Бернардинцев, построенный в 1630 г. был деревянным и, к сожалению, мы никогда не узнаем, как выглядело первоначальное строение. В последующие годы костел во многом повторил судьбу церкви Святого Духа, расположенной в 50 метрах от него: он трижды горел, но всякий раз перестраивался.

После последнего пожара в 1835 г. монастырь Бернардинцев приобрел черты барокко. А в 1864 г. здание костела забрали у церкви и монастырь упразднили. Но, в отличие от других культовых сооружений, посещаемых туристами, богослужения в костеле так и не возобновились.

Тем не менее монастырь Бернардинцев ремонтировали и восстанавливали, стараясь сохранить его. Сегодня в здании находятся архивы, а в монашеских кельях еще совсем недавно были прокуратура и военная комендатура.

Несмотря на земное использование здания духовного предназначения, Костел Святого Иосифа в Минске не утратил своих отличительных черт трехнефной без башенной базилики с выделенными высокими пилястрами. Выделенные ниши по обе стороны утратили установленные ранее в них скульптуры, но вход в костел с трех лепестковым окном над ним, сохранились в былом виде.


Приход храма иконы Божией Матери “Всецарица”

Приход храма иконы Всецарица приглашает всех верующих увидеть и дотронуться к чудодейственной иконе Божией матери, что c греческого переводится как “Пантанасса “.

На ней изображена Пречистая Дева с сыном на руках, восседающая на троне. В левой руке у Матери находится свиток, а правой рукой она указывает всем на своего Сына, спасителя всего человечества.

Сзади – два ангела, осеняющие крыльями Пречистую. Икона не большая, но очень древняя: написана была в XVII веке, а своё благословение получила на горе Афон.

Из века в век передаётся сказ, что однажды к иконе подошёл молодой парень, и что-то невнятно бормотал про себя. И тут лик Богоматери озарился дивным светом, и непонятная сила отбросила юношу в угол. Когда он поднялся, то тут же в отчаянье и страхе подбежал к другим иконам, признаваясь перед ликом святых в греховном бытие и колдовстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Фото: Костёл святого Симеона и святой Елены (Красный костел)

Фото и описание

Костёл святого Симеона и святой Елены, называемый также Красный костел, был открыт в декабре 1910 года. Строительство храма осуществлялось на средства богатого минского дворянина Эдварда Войниловича и его жены Олимпии, которые внесли на строительство храма крупное пожертвование в 100 000 рублей.

Храм построен по проекту архитекторов Томаша Пайздерского и Владислава Маркони. Строительство храма продолжалось пять лет. Первый камень торжественно заложил ксендз Казимир Михалкевич. Скульптуры костела создавал скульптор Зигмунд Отто. Колокольню храма украшали три колокола: Эдвард (в честь самого Войниловича), Симон (в честь его погибшего сына) и Михаил (в честь святого покровителя архиепископства).

На сегодняшний день Красный костел – один из самых известных и посещаемых католических храмов Минска. Костел представляет собой асимметричную базилику в неороманском стиле, построенную из красного кирпича. Высота колокольни достигает 50 метров.

Костел был освящен в честь святых Симеона и Елены. Безутешный отец посвятил храм своим умершим детям, носившим имена этих святых.

После Революции в 1932 году костел был закрыт. В здании храма работал польский государственный театр, потом он был передан киностудии. Во время фашистской оккупации костел был снова открыт. После войны в храме снова устроили киностудию, а с 1975 года – Дом Кино.

В 1990 году костел святого Симеона и святой Елены был передан Католической Церкви и открыт для прихожан. В 1996 году перед Красным костелом была установлена скульптура Святого Михаила, пронзающего копьем дракона – символ победы небесного воинства над силами тьмы. В 2000 году была установлена скульптура «Колокол Нагасаки» - символ памяти о жертвах ядерных катастроф.

Костёл святого Симеона и святой Елены, часто называемый также Красным костёлом - наиболее известный католический храм Минска. Памятник архитектуры, включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В ряде источников, стиль храма характеризуется как неороманский, в ряде других, как неоготика с чертами модерна. Костёл размещается на площади Независимости в непосредственной близости от Дома Правительства.





Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище ʺКрасный костёлʺ. В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем - Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино. В советское время здание подверглось перестройке - появились пристройки на левом боковом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди. В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник ʺКолокол Нагасакиʺ. Церковь святого Симеона и святой Елены представляет собой пятинефную, трёхбашенную базилику асимметричной объёмно-пространственной композиции. Ядром архитектурной композиции является 50-метровая прямоугольная четырёхъярусная башня в юго-восточной части. Высота зала для богослужений составляет 14,83 м, башни-колокольни - 50 м, двух малых башен - 36 м. Ширина главного фасада составляет 45 м. Скульптуры были выполнены скульптором Зигмундом Отто, ему же принадлежит авторство амвона, ограждений, бронзовых деталей. Живопись на сводах и стенах, оконные витражи принадлежали авторству художника Франциска Бруздовича.

У многих мегаполисов есть узнаваемый символ. У Минска общепринятого символа нет, но негласно им давно стал костел святых Симеона и Елены, в простонародье — Красный костёл. Сегодня это самое узнаваемое здание в городе, которое видел каждый турист, приезжавший в Минск хотя бы на день.

Самым ярким и запоминающимся католическим храмом Минска стал построенный в 1905-1910 годах Красный костёл святого Симеона и святой Елены.


Выстроенный целиком из красного кирпича совсем рядом с Домом Правительства, он сразу привлекает к себе внимание. А если ещё хоть немного знать его историю, то становится просто невозможным пройти мимо.

Красный костёл, как называют его жители столицы, был построен на деньги Эдварда Войниловича и его жены Олимпии. Так они выразили безутешную скорбь о своих рано умерших от «испанки» детях: мальчику Симеону было 12 лет, а Елена несколько дней не дожила до своих 19.

Строительство храма обошлось Эдварду Войниловичу в 300 тысяч рублей, сегодня это почти 12 миллионов долларов. Эти деньги он заработал сам - своими руками и своим умом. Успешная учёба и работа привели его на должность представителя Минской губернии в России.

Эдвард Войнилович, строитель Красного костёла в Минске Приехав по работе в Петербург, побывав на заседании Госсовета, он получил от Столыпина предложение - стать вице-министром сельского хозяйства. «Минский Бисмарк» - так назвал Столыпин Войниловича.


Чтобы не только самому подумать, но и посоветоваться с женой, Эдвард уезжает домой. Но дома, в родных стенах решает отказаться от высокой должности. Решив лично сообщить Столыпину о своём решении, Войнилович опять возвращается в Петербург.

Немного задержавшись в дороге, он прибывает на место и узнаёт о покушении на Столыпина, в котором погибли и ожидающие его приёма люди. А он ведь тоже мог бы быть там и ожидать аудиенции! Так судьба уберегла его в первый раз.

Похожий случай удивительного спасения произошёл в 1918 году, когда в имение, где жила семья Войниловичей ворвались бандиты и стали крушить всё подряд.


Они ломали мебель, сожгли огромную библиотеку с ценными, редчайшими книгами и, самое главное, уничтожили весь семейный архив, который начинался ещё с 16 века. Сам Эдвард с женой - полуодетые и испуганные - успели скрыться в саду и переждали нападение там.

А что после

После этого трагического события, не найдя другого выхода, они уехали в Польшу, где Эдвард умер в возрасте 81 года. Перед смертью он написал книгу своих воспоминаний, которая намного позже, но всё-таки попала в руки читателя.

В ней он описал свою жизнь: как учился, работал, как был на приёме у российских царя и царицы, как всегда хотел приносить пользу своему Отечеству и что из этого получилось.


В 2006 году его останки, согласно последнему желанию, были перевезены в Минск и перезахоронены в костёле святых Симеона и Елены.

Сейчас над этим местом установлена скульптура Спасителя и памятная табличка с годами жизни этого выдающегося деятеля: 13.10.1847-16.06.1928.

Семейная трагедия и чудесное творение

Теперь давайте всё же вернёмся к истории костёла святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.

Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке - люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.

Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.


Костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.

Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.

Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.

Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган.


Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.

Рядом с Красным костёлом построили каменную плебанию - жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.

Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.

После революции в России роскошный костёл разграбили - большая часть ценностей исчезла. Но службы ещё некоторое время продолжались.

В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.


В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.

И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну Красный костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.

Восстановленная жизнь Красного костёла

В 1990 году в костёле вновь зазвучала завораживающая органная музыка, и богослужения возобновились. Немного позже, в 2000 году Туринский кафедральный собор преподнёс ему особый дар - копию Туринской Плащаницы, ставшую особо почитаемой святыней у верующих.

Сейчас над главным входом в Красный костёл Святого Симеона и Святой Елены в Минске располагается огромное панно «Тайная Вечеря», на котором изображены Иисус Христос с его двенадцатью учениками-апостолами.

Приходите! Здесь очень красиво - и снаружи, и внутри. Даже если вы не католической веры, вам здесь понравится.

Рядом с храмом Колокол Нагасаки

Совсем рядом с Красным Костелом в Минске установлен памятник «Колокол Нагасаки». Это копия колокола «Ангел», чудесным образом не разрушенного при атомной атаке одноименного японского города. Этот колокол передал в дар белорусам японский народ.


29 августа 2001 года в основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, из Хиросимы, Нагасаки и Фукусимы, из районов пострадавших от катастрофы в Чернобыле.

12 декабря 2013 года сода привезли ещё одну капсулу с землей из американского города Аламогордо (штат Нью-Мексико), где американцами были произведены испытания первой атомной бомбы.


Посвящён этот памятник жертвам атомной бомбардировки. Теперь, с даты открытия памятного знака, колокола трёх городов одновременно звучат реквиемом по погибшим в полдень по воскресным дням. Такая вот красивая и одновременно печальная традиция.

Прямо у входа в храм стоит скульптура из бронзы, где архангел Михаил копьём пронзает крылатого змея. Эта композиция символизирует собой вечную победу Небесных воинов добра над злом.


На копье, которое вонзается в пасть страшного дракона, прикреплены белые цветы. Этот памятник был установлен в 1996 году.

Где находится

Самый простой ориентир, чтобы найти красный костел Святых Симеона и Елены - это добраться до площади Независимости (Незалежности) в Минске. Здесь его будет трудно не заметить.

Точный адрес: Республика Беларусь, город Минск, улица Советская, 15. Станция метро: «Площадь Ленина».

Координаты: 53.8963, 27.54778.

С понедельника по субботу Минский костел Святых Симеона и Елены открыт с 7 до 19 часов. А в воскресенье с 8 до 21.


Службы проходят на польском и белорусском языках, но это никак не мешает. Часто там проходят концерты органной музыки, а в помещении под верхней базиликой - выставки самой разнообразной тематики.

Вы можете найти красный костёл и другие достопримечательности города на карте Минска.