Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Первичные и вторичные группы как субьекты социальных отношений. Воздействие первичных групп на деятельность вторичных групп

ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА

ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА

термин, введенный Кули для обозначения такой реальной группы взаимосвязанных людей, к-рая характеризуется: а) личностными, интимными, аффективными связями; б) непосредственным, "лицом к лицу", общением; в) относит. устойчивостью; г) малым размером. Первый является основным. В П. г. (семья , группа соседей, компания подростков, группа близких друзей и т.п.) к человеку определяется уникальными особенностями его личности. Отсюда – большая роль личных симпатий, отсутствие шаблона и формализма, неформальный . В отношениях с др. группами члены П. г. обычно выступают как целое – "Мы", идентифицируя себя друг с другом. В других социальных группах и образованиях (гос-во, армия, большой город, политич. партия и т.д.) к человеку подходят как к представителю определ. социального стереотипа. Отношение к нему носит односторонний , определяясь к.-л. объективным признаком: занимаемой должностью, или расой, или полом, или размером дохода и т.п. Здесь связей между людьми больше, но они безличны, поверхностны, неустойчивы во времени и пространстве и часто не требуют личного контакта. Пытаясь конкретизировать П. г., нек-рые последователи Кули предлагают различать традиционные (примордиальные) П. г., дружеские или личностные (сформированные по взаимной симпатии) П. г. и идеологич. П. г. (возникшие на основе сильно переживаемых общих ценностей). Критикуя Кули, многие бурж. социологи отмечают, что на практике П. г." в чистом виде" встречаются крайне редко. Поэтому предлагается различать интимные (аффективные, основанные на симпатиях) группы и группы утилитарные; группы прямого контакта (группы присутствия) и группы, не связанные непосредств. общением; оригинальные группы и производные и т.д. Мн. совр. социологи говорят о первичных и вторичных отношениях, представляя их как полюса нек-рого абстрактного континуума, по к-рому раскладываются реальные отношения людей в зависимости от того, воспринимаются партнеры как уникальные человеч. личности или же только как носители определ. социальных функций.

В социологии и социальной психологии П. г. рассматривается как важнейшее социализации и социального контроля. П. г. потому прежде всего и названа первичной, что именно здесь впервые знакомится с обществом, усваивает осн. ценности, нормы поведения и т.п. Здесь же формируется и подкрепляется его о собств. "я". Эмпирически установлено, что ослабление "первичных" связей коррелируется с ростом психич. расстройств, преступности, самоубийств, алкоголизма, дезертирства (из армии, а также из семьи, с произ-ва и т.д.) и т.п. Распад связей "первичного" типа – одна из центр. проблем бурж. социологии.

Кули считал, что П. г. первична не только для индивида, но и для общества, поскольку социальные институты вырастают на базе идей, заложенных в П. г. Вытеснение "первичных" отношений "вторичными" одни бурж. социологи объясняют психологич. причинами, другие – ростом индустриализации и разделения труда. Объединяет их непонимание того факта, что решающее воздействие на отношения между людьми оказывает экономич. базис общества. Именно в условиях капитализма в отношениях людей друг к другу не остается ничего, "...кроме голого интереса, бессердечного „чистогана“" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 426). Любовь и , семья и соседство не могут избежать этого влияния. Вот почему П. г., если ее понимать как некий внеисторич. , оказывается безжизненной абстракцией.

В сов. лит-ре отмечается, что "...непосредственного перехода от целого коллектива и личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива..." (Макаренко А. С., Соч., т. 5, 1958, с. 164). "На нем лежит первая перед обществом, он несет на себе первый перед всей страной, только через каждый его член входит в " (там же, с. 355). Первичный коллектив является "ячейкой", "клеточкой" общества, подверженной действию общих законов социального организма. Однако большую роль здесь играют и межличностные связи. Видимо, дальнейшее изучение первичного коллектива потребует вычленения в нем различных типов связей и форм контроля и соответственно введения нек-рых дополнит. категорий.

Лит.: Залужный А. С., Учение о коллективе. Методология, М.–Л., 1930; Шнирман А. Л., Черты первичного коллектива учащихся в средней школе, Л., 1955 (Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та, т. 12. Кафедра психологии); Макаренко А. С., Семья и детей, Соч., т. 4, Μ., 1957; его же, Методика организации воспитат. процесса, там же, т. 5, М., 1958; его же, Мои педагогич. воззрения, там же; его же, Проблемы воспитания в сов. школе, там же; его же, Цель воспитания, там же; Морено Дж., Социометрия, пер. с англ., М., 1958; Беккер Г. и Босков А., Совр. социологич. в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961: Коллектив и развитие личности школьника, Л., 1962 (Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та, т. 232); Xарчев А. Г., Брак и семья в СССР, М., 1964; Кон И. С., Позитививм в социологии, Л., 1964; Социология в СССР, т. 1, М., 1965, разд. 4; Сооlеу Сh. H., Human nature and the social order, N. Y.–Chi.–Boston, ; его же, Social organization, N. Y., 1909; его же, Social process, N. Y., 1918; Freud S., Massenpsychologie und Ich-Analyse, Lpz.–W., 1921; Mayo Ε., The human problems of an industrial civilization, N. Y., 1933; Mead G., Mind, self and society, Chi., 1934; Ηomans G. С., The human group, N. Y., ; Shils Ε. Α., Primary groups in the American army, в кн.: Continuities in social research. Studies in the scope and method of "The American soldier", ed. by R. Merton and P. F. Lazarsfeld, Glencoe (Ill.), 1950; его же, Primary groups, в кн.: The policy sciences recent developments in scope and method, ed. by D. Lerner and H. D. Lasswell, Stanford, 1951; Rоhrer J. H. and Sherif M., Social psychology at the crossroads, Ν. Υ., 1951; Parsons T., The social system, Glencoe, 1952; Research methods in the behavioral sciences, ed. by L. Festinger and D. Katz, N. Y., 1953; Gross E., Some functional consequences of primary controls in formal work organization, "American Sociological Review", 1953, No 18; Small groups, ed. by P. A. Hare, E. F. Borgatta, R. F. Bales, N. Y., 1955; Parsons Т., Вales R. F., Family, socialization and interaction process, Glencoe (Ill.), 1955; Sargent S. and Williamson R., Social psychology, 2 ed., Ν. Υ., 1958; Ogburn W. and Nimkоff M., Sociology, 3 ed, Boston, 1958; Shibutany T., Society and personality, N. Y., 1961; Group dynamics, research and theory, ed. by D. Cartwright and A. Zander, 2 ed., Evanston (Ill.), 1962.

В. Ольшанский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА" в других словарях:

    первичная группа - В системах с частотным уплотнением группа из 12 аналоговых каналов, которая обычно занимает спектр от 60 до 108 кГц (basic group А) и реже от 12 до 60 кГц (basic group В). Каждая первичная группа состоит из 4 трехканальных групп (предгрупп), а… …

    См. ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА - (primary group) малая группа, вроде семьи, друзей или коллег по работе. Кули (1909) классифицировал группы на первичные, имеющие собственные нормы поведения и предполагающие множество интеракций лицом к лицу, и вторичные, которые благодаря… … Большой толковый социологический словарь

    Первичная группа - – малая социальная группа, члены которой связаны личными и продолжительными отношениями … Словарь-справочник по социальной работе

    первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК - первичная группа Совокупность двенадцати каналов тональной частоты системы передачи ЧРК или четырех предгрупп, занимающих в диапазоне частот смежные участки с общей шириной 48 кГц. [ГОСТ 22832 77] Тематики системы передачи Синонимы первичная… … Справочник технического переводчика

    первичная группа цифровых сигналов электросвязи - первичная группа Многоканальный цифровой сигнал электросвязи, характеризующийся скоростью передачи символов 2,048 млн. с 1. [ГОСТ 22670 77] Тематики сети передачи данных Синонимы первичная группа EN primary block … Справочник технического переводчика

    первичная группа стержней останова - (напр. жидкометаллического быстрого ядерного реактора) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN primary shutdown rods … Справочник технического переводчика

    Первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК - 11. Первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК Первичная группа D. Primargruppe Е. Group F. Groupe primaire Совокупность двенадцати каналов тональной частоты системы передачи ЧРК или четырех предгрупп, занимающих в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Первичная группа цифровых сигналов электросвязи - 106. Первичная группа цифровых сигналов электросвязи Первичная группа Primary block Многоканальный цифровой сигнал электросвязи, характеризующийся скоростью передачи символов 2,048 млн. с 1

Три основные черты, которые мы только что рассмотрели, - взаимодействие, членство и групповая идентичность - свойственны множеству групп. Двое влюбленных, три товарища, которые в выходные дни вместе отправляются на рыбалку, клуб игроков в бридж, скауты, объединение по производству ЭВМ - все они представляют собой группы Но группа, состоящая из двух влюбленных или трех товарищей, коренным образом отличается от бригады, которая монтирует ЭВМ, расположившись за одним столом. Влюбленные и друзья образуют первичные группы; группа по сборке ЭВМ - вторичная.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

Чарлз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается "первичной", так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, но и ходят друг к другу в гости, являют собой первичные группы.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. На предприятии по производству ЭВМ должности делопроизводителя, управляющего, курьера, инженера, администратора может занимать любой человек, обладающей соответствующей подготовкой. Если лица, занимающие эти должности, справляются со своей работой, организация может функционировать. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значит для организации и наоборот, члены семьи или группы игроков уникальны. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.



В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков.

Однако не следует преувеличивать некую обезличенность вторичных групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп. Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу.


ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В течение последних двухсот лет теоретики социальных наук отмечают ослабление роли первичных групп в обществе. Они считают, что промышленная революция, развитие городов и возникновение корпораций привели к созданию крупной обезличенной бюрократии. Для характеристики этих тенденций были введены такие понятия, как "массовое общество" и "упадок общины".

Но социологические исследования, проводимые в течение нескольких десятилетий, свидетельствуют о сложности этих вопросов. Действительно, в современном мире наблюдается господство вторичных групп. Но в то же время первичная группа оказалась вполне устойчивой и стала важным связующим звеном между личностью и более формальной, организационной стороной жизни. Исследования первичных групп сосредоточены в нескольких областях. Начнем с анализа роли первичных групп в промышленности.

Промышленность

Бедствия

Социальный контроль: китайский пример


Раздел 1 Основные составляющие общества.

Глава 5. Социальное взаимодействие

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Шестьдесят лет назад группа социальных исследователей изучала поведение рабочих гигантского завода Хоторна, которым управляла "Western Electric Company" в Чикаго. Ученые стремились определить факторы, воздействующие на производительность труда и индивидуальную выработку рабочих. Например, они считали, что количество перерывов в работе влияет на производительность. Итак, они выбрали группу работниц и начали эксперимент. Сначала работницы получили возможность несколько раз подолгу отдыхать в течение рабочего дня, затем периоды отдыха сократились, но стали более частыми. Экспериментаторы также сокращали и удлиняли время, предоставленное для ленча. Кроме того, в разной мере усиливали освещение; предполагалось, что более яркое освещение будет способствовать повышению производительности.

Результаты эксперимента удивили исследователей. Когда они удлиняли периоды отдыха, производительность труда работниц возрастала. При сокращении она продолжала расти. Но когда был установлен первоначальный режим труда и отдыха, производительность труда выросла еще больше. То же самое наблюдалось при экспериментах, связанных с изменением продолжительности ленча и яркости освещения. При любых изменениях уровень выработки женщин возрастал.

Получив такие результаты, исследователи попытались выявить другие факторы (помимо условий труда), которые воздействовали на производительность. Оказалось, что женщины, выбранные для проведения эксперимента, образовали группу. Им казалось, что, поскольку отобрали именно их, они приобрели особый статус, и они стали считать друг друга представителями своего рода "элиты". Поэтому и старались работать как можно лучше в соответствии с требованиями исследователей. Этот тип реагирования стал называться хоторнским эффектом . Он состоял в следующем: вероятно, сам факт, что именно данная группа подвергается изучению, воздействует на поведение ее членов даже больше, чем другие факторы, которые стремятся выявить исследователи.

На основе этого эксперимента и других данных хоторнские исследователи сделали вывод, что "человеческий фактор" играет важную роль в трудовой деятельности. Когда работник приобретал новый статус, связанный с денежным вознаграждением, похвалой или повышением в должности, производительность его труда стремительно возрастала. Этому также способствовала эффективная система реагирования на жалобы. Если работник имеет возможность обсудить ту или иную проблему с терпеливым начальником, который выслушает его с сочувствием и уважением, и если после этого что-то изменится к лучшему, возрастает доверие рабочих к руководству, их чувство собственного достоинства и стремление к групповому единству.

Хоторнские экспериментаторы выявили также благоприятную роль небольших, четко организованных групп работниц. Члены таких групп часто стремились затеять возню, шутки, игры. После работы они играли в бейсбол, карты, ходили друг к другу в гости. И эти первичные группы способны были оказать влияние на производительность всего завода. Несмотря на попытки руководства контролировать выработку путем установления норм, эти группы сами неофициально регулировали темп работы. Те, кто трудился слишком быстро (их называли "выскочками"), подвергались социальному давлению со стороны группы - их дразнили, высмеивали или игнорировали. Часто это давление оказывалось настолько сильным, что рабочие специально работали медленнее и отказывались от премий за превышение норм выработки (Ротлисбергер, Диксон, 1947).

Социальные институты.

Большинство из нас начинают свою жизнь в организации - в родильном доме. Там работают врачи, медицинские сестры, анестезиологи, санитарки и другие; все они заботятся о нашем здоровье. Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, - каждая из них имеет определенную структуру и порядок работы. После окончания школы нам снова не миновать организаций. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них. Мы имеем дело с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. После ухода на пенсию нам предстоит столкнутся с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения; не исключено, что мы окажемся в больнице или даже в доме для престарелых. Даже когда человек умирает, организации не оставляют его на произвол судьбы. Им занимается похоронные бюро, банки, юридические конторы, налоговые агентства и суды, где наследники улаживают дела покойного.

Организации возникли сравнительно недавно. В менее развитых обществах забота о здоровье, обучении, оказании помощи пожилым и т.п. осуществлялись в семье или членами семьи.

Но в промышленных странах жизнь значительно усложняется и возникает потребность в создании множества организаций. Поэтому необходимо подробно рассмотреть сущность организаций и их формы.

Между членами первичных групп (семья, группа друзей) устанавливаются личные отношения, затрачивающие многие стороны их индивидуальностей. В отличие от этого вторичные группы образуют для достижения определенных целей. Их члены играют, например, строго определенные роли, и между ними почти отсутствуют эмоциональные отношения. Основным типом вторичной группы является организация - большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Универсальные магазины, издательские фирмы, университеты, почтамт, армия и т.п. - этот список можно продолжить бесконечно.

В реальной жизни трудно провести четкое различие между двумя образованиями: первичной группой и формальной организацией. Например некоторые группы, подобны организациям, так как они существуют для достижения определенных целей, но по своей структуре напоминают первичные группы. Таковы харизматические группы. Во главе их стоит лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, или харизмой; члены группы обожествляют лидера и готовы служить ему верой и правдой. Типичная харизматическая группа - Христос и его ученики.

Сущность харизматической группы в непостоянстве их организационной структуры и зависимости от лидера. В них нет служебной иерархии (например, должностей вице-президента или секретаря и т.п.), существующей до тех пор, пока существует группа вне зависимости от её состава в любое данное время. Роли членов таких групп определяются в соответствии с их отношением к лидеру. Здесь не существует такого понятия, как продвижение по службе - всё зависит лишь от расположения лидера к тому или иному члену группы. Поскольку личные отношения могут быть очень изменчивыми, структура группы также нестабильна. Более того, в харизматических группах отсутствуют устойчивые внутригрупповые нормы, в отличие от более структурированных организаций, лидеры которых с помощью сложившихся правил и норм укрепляют свою власть.

Поскольку харизматические группы неустойчивы, обычно они сохраняются до тех пор, пока лидеры обладают притягательной силой. Однако, поскольку лидеры не бессмертны, складываются правила, в соответствии с которыми избираются их преёмники. Рано или поздно эти последователи убеждаются, что для сохранения группы на длительное время недостаточно одной лишь веры. Имеет значение также, какими способами члены группы зарабатывают на жизнь. Часто группа решает эту проблему, облагая налогами своих членов или продавая некий товар. В ходе формирования определённых правил, методов и традиций складывается иерархия должностных лиц. Таким образом происходит формирование значительно более упорядоченной организации.

Макс Вебер назвал такой процесс рутинизацией харизмы. Это происходит во множестве групп. Например, Росс (1980) исследовал три организации, которые были образованы для оказания помощи населению городов Среднего Запада, пострадавших от ураганов. Хотя эти три группы во многих отношениях отличались друг от друга, поразительно, что прежде, чем стать организациями, они прошли одинаковые стадии. На стадии "кристаллизации" каждая группа осмысливала потребности общества и принимала решения о мерах их удовлетворению. Затем наблюдался переход к стадии "признания", когда лидеры вступали в контакт с другими организациями для обсуждения своих целей и совместных усилий; таким образом, они получали признание со стороны других. Это приводило к третьей стадии, названной "институтонализацией", когда деятельность начинала осуществляться общепринятым способом. К этому времени устанавливаются устойчивые формы взаимодействия между членами группы и с представителями других организаций. Интересно отметить, что в результате этого процесса каждая группа становилась более упорядоченной; для осуществления её целей требовалось меньшее число людей,

поэтому группа уменьшалась.

При обсуждении специфики перехода от групповой к организационной структуре, у вас, возможно, возникла мысль о том, что существует много форм организаций. Если так, то вы рассуждали правильно. Одна из таких форм - добровольная ассоциация, напоминающая неформальную группу; прямо противоположна ей - тотальная организация.

Добровольные ассоциации распространенны во всём мире. К ним относятся религиозные группы, например, Всемирный съезд сионистов или Женский христианский союз, профессиональные общества вроде Американской социологической ассоциации и Американского института планирования, а также ассоциации, членов которых связывают общие увлечения, например Клуб собаководов или Общество охраны и поощрения вокальных квартетов среди парикмахеров Америки.

Добровольной ассоциации свойственны три основных черты:

1. она образована для защиты общих интересов её членов;

2. членство является добровольным - оно не предусматривает предъявления требований к определённым людям (что наблюдается при призыве на военную службу) и его не присваивают от рождения (как, например, гражданство). В результате лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов добровольной ассоциации, которые имеют возможность выйти из организации, если их не устраивает деятельность лидеров;

3. организация этого типа не связана с местными, государственными или федеральными правительственными органами (Силлс, 1968).

Добровольные ассоциации часто создаются для защиты каких-то общих интересов её членов. Учреждения тотального типа формируются для содействия общественному благу, сущность которого формулируется государственными, религиозными и другими организациями. Примеры таких учреждений - тюрьмы, военные училища и т.п.

Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Часто они находятся под надзором охранников. Охранники осуществляют надзор над многими сторонами их жизни, включая питание, жильё и даже индивидуальную заботу. Не удивительно, что для поддержания порядка и зависимости обитателей этих заведений от охранников издаётся множество постановлений. В результате формируется сильная группа охранников и слабая группа тех - кто им подчиняется.

Эрвин Гофман (1961), который ввёл термин "тотальные учреждения", выделил несколько типов таких организаций:

1. больницы, дома и санатории для людей, которые не могут сами о себе позаботиться (слепые, пожилые, нищие, больные);

2. тюрьмы (и концентрационные лагеря), предназначенные для людей, считающихся опасными для общества;

3. военные казармы, морские судна, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и другие учреждения, созданные для определённых целей;

4. мужские и женские монастыри и другие убежища, куда люди уходят от мира, обычно по религиозным причинам.

Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в тотальное учреждение с помощью сложных или жёстких ритуалов. Это делается для достижения полного разрыва людей с их прошлым и подчинения нормам заведения.

Социальные институты.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“ материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).

В соответствии с этими критериями выделяют два типа групп: первичные и вторичные. Первичная группа это два или более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимосвязи друг с другом. В первичных группах превалируют экспрессивные связи; мы рассматриваем своих друзей, членов семьи, возлюбленных как самоцель, любя их такими, какие они есть. Вторичная группа объединяет два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели . Во вторичных группах превалирует инструментальный тип связей; здесь индивиды рассматриваются как средства достижения цели, а не как самоцель взаимного общения. В качестве примера можно привести наши взаимоотношения с продавцом в магазине или с кассиром на станции обслуживания. Иногда отношения первичной группы вытекают из отношений вторичной группы. Такие случаи нередки. Между сослуживцами часто возникают близкие взаимоотношения, потому что их объединяют общие проблемы, успехи, шутки, сплетни.

Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. Под первичными группа­ми понимаются такие группы, в которых социальные контакты придают интимный и личностный характер внутри-групповым взаимодействиям. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как лич­ности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Например, отношения руководителя и подчиненных безличны и не зависят от дружеских отношений между ними. Вторичная группа может быть трудовым союзом или какой-либо ассоциацией, клубом, командой. Но вторичной группой можно считать и две личности, торгующиеся на базаре. В некоторых случаях такая группа существует для достижения специфических целей, включа­ющих определенные потребности членов этой группы как личностей

Термины «первичная» и «вторичная» группы лучше характеризуют типы групповых взаимосвязей, чем показатели относительной важности данной группы в системе других групп. Первичная группа может служить достижению объективных целей, например на производстве, но она больше отличается качеством человеческих взаимоотношений, эмоциональной удовлетворенностью ее членов, чем эффективностью производства продуктов или одежды

Вторичная же группа может функционировать в условиях дружественных взаимоотношений, но основным принципом ее существования является выполнение спе­цифических функций.

Таким образом, первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вто­ричная ориентирована на цель.

Термин “первичный” используется для обозначения проблем или вопросов, которые считаются важными и насущно необходимыми. Несомненно, это определение подходит для первичных групп, поскольку они составляют основу взаимоотношений между людьми в обществе. Во-первых, первичные группы играют решающую роль в процессе социализации индивида. В рамках таких первичных групп младенцы и маленькие дети постигают основы общества, в котором они родились и живут. Такие группы – своего рода учебные площадки, на которых мы приобретаем нормы и принципы, необходимые в дальнейшей общественной жизни. Социологи рассматривают первичные группы как мосты, соединяющие отдельных индивидов с обществом в целом, поскольку первичные группы передают и интерпретируют культурные модели общества и способствуют развитию в индивиде чувства общности, столь необходимого для социальной солидарности.

Во-вторых, первичные группы имеют фундаментальное значение, потому что обеспечивают ту среду, в которой удовлетворяется большая часть наших личных потребностей. В рамках этих групп мы испытываем такие чувства, как взаимопонимание, любовь, безопасность и ощущение благополучия в целом. Неудивительно, что прочность первичных групповых связей оказывает воздействие на функционирование групп.

В-третьих, первичные группы имеют фундаментальное значение, поскольку являются мощными инструментами социального контроля. Члены этих групп держат в руках и распределяют многие жизненно необходимые блага,придающие смысл нашей жизни. В том случае, когда поощрения не достигают своей цели, члены первичных групп зачастую способны добиться послушания путем порицания или угрозы подвергнуть остракизму тех, кто уклоняется от общепринятых норм.

Еще более важным представляется то, что первичные группы определяют социальную реальность, “организуя” наш опыт. Предлагая определения для различных ситуаций, они добиваются от членов группы поведения, соответствующего представлениям, выработанным в группе. Следовательно, первичные группы выполняют роль носителей социальных норм и одновременно их проводников.

Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп. Спортивная команда, производственная бригада, школьный или студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные контакты более или менее часты. При руководстве вторичной группой, как правило, учитываются первичные социальные образования, особенно при вы­полнении единичных заданий, связанных с взаимодействием небольшого числа членов группы.

Внутренниеи внешние группы. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принад­лежит, и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Такие группы будут считаться внутренними группами, т. е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов группы как «мы». Другие группы, к которым не принадлежит индивид - другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, - будут для него внешними группами, для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».

В наименее развитых, примитивных обществах люди живут малыми группами, изолированными друг от друга и представляющими собой кланы родственников. Род­ственные отношения в большинстве случаев и определяют природу ингрупп и аутгрупп в этих обществах. Когда встречаются два незнакомца, то они первым делом начинают искать родственные связи, и если какой-либо родственник связывает их, то оба они являются членами ин-группы. Если же родственные связи не обнаруживаются, то во многих обществах такого типа люди чувствуют себя враждебными по отношению друг к другу и поступают в соответствии со своими чувствами

В современном обществе отношения между его членами строятся на многих видах связей помимо родственных, но чувство внутренняя группы, поиск ее членов среди дру­гих людей остаются очень важными для каждого человека. Когда индивид попадает в среду незнакомых людей, он прежде всего пытается выяснить, нет ли среди них тех, кто составляет его социальный класс или слой, придерживающийся его политических взглядов и интересов.

Очевидно, что признаком людей, принадлежащих к внутренней группе, должно быть то, что они разделяют определенные чувства и мнения, скажем, смеются над одними и теми же вещами и имеют некоторое единодушие относительно сфер активности и целей жизни. Члены внешней группы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стремления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отличные от чувств членов внутренней группы. И люди бессознательно и непроизвольно отмеча­ют эти черты, деля ранее незнакомых людей на «мы» и «другие»

Термин «референтная группа», впервые введенный в оборот социальным психологом Музафаром Шерифом в 1948г., означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ори­ентируется в своем поведении и самооценке. Мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных ку­миров. Работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Можно заметить также, что честолюбивые люди, неожи­данно получившие много денег, стремятся подражать в одежде и манерах представителям высших классов. Иногда референтная группа и внутренняя группа могут совпадать, например в случае, когда подросток ориентируется на свою компанию в большей степени, чем на мнение учителей. В то же время и внешняя группа может быть референтной, приведенные выше примеры иллюстрируют это.

Различают нормативные и сравнительные референтные функции группы. Нормативная функция референтной группы проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Так, маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается следовать нормам и ценностным ориентациям, принятым в среде взрослых, а эмигрант, приезжающий в другую страну, пытается как можно быстрее освоить нормы и установки коренных жителей, чтобы не быть «белой вороной». Сравнительная функция проявляется в том, что референтная группа вы­ступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Ч.Кули отмечал, что если ребенок воспринимает реакцию близких и верит их оценкам, то более зрелый человек отбирает отдельные референтные группы, принадлежность или непринадлежность к которым для него особенно желательна, и формирует Я-образ, основываясь на оценках этих групп.

Анализ социальной структуры общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая группа, которая стала постоянным необходимым атрибутом всех видов соци­ологических исследований. Однако только в 60-х гг. ХХст. возник и стал развиваться взгляд на малые группы как на реальные элементарные частицы общественной структуры.

Малыми группами являются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Представим себе производственную бригаду, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе работы, - это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники не имеют постоянного личного общения, это большая группа. Об учениках одного класса, имеющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а обо всех учениках школы - большая группа.

Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой

Пример: спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада

Малую группу называют еще первичной, контактной, неформальной. Термин «малая группа» более распространен, чем «первичная группа». Известны следующие определения малой группы

Дж. Хоманс: малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников

Р. Бейлз: малая группа - это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персональ­но, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его

Основные признаки малой группы:

1. Ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний - 2. Если группа превышает «критическую массу», то распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее человек.

2. Стабильность состава. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

3. Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.

4. Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек - 11, а в группе из 7 - 120 связей.

5. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из 7. Группа из 5-7 человек считается оптимальной. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее индивидов.

6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из 6-7 человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14-15 человек.

7. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее.

8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимулируются другие поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы.

ФОРМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ

Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований. Однако исходных форм всего две - диада и триада.

Диада состоит из двух человек. Например, пары влюб­ленных. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах - любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости

Эмоциональная привязанность влюбленных заставля­ет их бережно относиться друг к другу. Даря свою любовь, партнер надеется, что взамен получит не меньшее ответное чувство

Таким образом, исходный закон межличностных отношений в диаде - эквивалентность обмена и взаимность. В больших социальных группах, скажем, в производствен­ной организации или банке, подобный закон может и не соблюдаться: начальник требует и берет от подчиненного больше, чем дает взамен

Триада - активное взаимодействие трех человек. Когда в конфликте двое выступают против одного, то после­дний сталкивается уже с мнением большинства. В диаде мнение одного может считаться и ложным, и истинным в равной мере. Только в триаде впервые появляется численное большинство. И хотя оно состоит всего из двух человек, дело не в количественной, а в качественной стороне. В триаде зарождается феномен большинства, а вместе с ним по-настоящему рождается социальное отношение, социальное начало

Диада - крайне непрочное объединение. Сильные взаимные чувства и привязанность моментально переходят в свою противоположность. Любовная пара распадается с уходом одного из партнеров или охлаждением чувств

Триада более стабильна. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объединяются против одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто не доминирует.

Для социальной группы характерна закономерность: число возможных комбинаций и ролей возрастает намного быстрее, чем расширяются размеры группы.

Структуру связей и отношений в малой группе изучают методом социограммы

Отношения между членами группы могут быть схематично представлены в форме социограммы, которая указывает на то, кто с кем взаимодействует и кто вдействительности является лидером группы.

Представим себе работающую группу на предприятии, где надо провести опрос. Каждый должен был высказаться с кем именно он предпочитает вместе работать, проводить досуг, с кем хотел бы пойти на свидание и т.д. Взаимные выборы наносим на рисунок: каждыйтип связей – особой формой линии.


Примечание. Сплошная стрелка – досуг, волнистая – свидание, угловая – работа.

Из социограммы следует, что Иван является лидером этой группы (максимальное количество стрелок, а Саша и Коля – аутсайдеры.

Лидер – член группы, пользущийся наибольшими симпатиями и принимающий решения в самых важных ситуациях (у него наибольший авторитет и власть). Он выдвигается благодаря своим личным качествам.

Если лидер в малой группе один, то аутсайдером может быть несколько.

Когда лидеров больше одного, группа раскалывается на подгруппы. Их называют кликами.

Хотя лидер в группе один, авторитетных лиц может быть несколько. На них опирается лидер, навязывая группе свои решения. Они формируют общественное мнение группы и составляют ее ядро. Если, к примеру, надо уст­роить вечеринку или сходить в поход, то ядро выступает в роли организаторов.

Итак, лидер - фокус групповых процессов. Члены группы как бы делегируют (по умолчанию) ему власть и пра­во принимать решения в интересах всей группы. И делают это добровольно.

Лидерство - отношения доминирования и подчинения в пределах малой группы.

Для небольших групп, как правило, свойственны лидеры двух типов. Один тип руководителя – “специалист-производственник” – занимается оценкой текущих задач и организацией действий по их выполнению. Второй – “специалист-психолог” – хорошо справляется с межличностными проблемами, снимает напряженность между людьми и способствует повышению духа солидарности в группе. Первый тип руководства является инструментальным, направленным на достижение групповых целей; второй – экспрессивным, ориентированным на создание в группе атмосферы гармонии и солидарности. В некоторых случаях один человек берет на себя обе эти роли, но обычно каждая из ролей выполняется отдельным руководителем. Ни одна из ролей не может обязательно представляться более важной, чем другая, относительную значимость каждой роли диктует конкретная ситуация.

Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами. Что касается большой группы, то она может быть только вторичной. Многочисленные исследования малых групп, проведенные Дж.Хомансом в 1950г. и Р.Миллсом в 1967г., показали, в частности, что малые группы отличаются от больших не только размерами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками. Ниже в качестве примера приведены различия в некоторых из этих характеристик.

Малые группы имеют:

1. не ориентированные на групповые цели действия

2. групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля

3. конформизм к групповым нормам.

Большие группы имеют:

1. рациональные целеориентированные действия

2. групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз

3. конформизм к политике, проводимой активной частью группы.

Таким образом, чаще всего малые группы в своей постоянной деятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в то время как деятельность больших групп рационализирована в такой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распаду. Кроме того, в малой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. Личностные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мне­ния и контроле за конформизмом членов группы по от­ношению к этому мнению. Большие группы в силу отсут­ствия личностных контактов между всеми их членами, за редким исключением, не имеют возможности выработать единое групповое мнение.

Малые группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарожда­ются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений.

ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИХ ЧЛЕНАМИ

РАЗДЕЛЕНИЕ ГРУПП ПО ПРИЗНАКУ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДА

Ингруппа и аутгруппа. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как «мы». Другие группы, к которым не принадлежит индивид - другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, - будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».

В наименее развитых, примитивных обществах люди живут малыми группами, изолированными друг от друга и представляющими собой кланы родственников. Родственные отношения в большинстве случаев и определяют природу ингрупп и аутгрупп в этих обществах. Когда встречаются два незнакомца, то они первым делом начинают искать родственные связи, и если какой-либо родственник связывает их, то оба они являются членами ингруппы. Если же родственные связи не обнаруживаются, то во многих обществах такого типа люди чувствуют себя враждебными по отношению друг к другу и поступают в соответствии со своими чувствами

В современном обществе отношения между его членами строятся на многих видах связей помимо родственных, но чувство ипгруппы, поиск ее членов среди других людей остаются очень важными для каждого человека. Когда индивид попадает в среду незнакомых людей, он прежде всего пытается выяснить, нет ли среди них тех, кто составляет его социальный класс или слой, придерживающийся его политических взглядов и интересов. Того, например, кто занимается спортом, интересуют люди, разбирающиеся в спортивных событиях, а еще лучше болеющие за ту же команду, что и он. Заядлые филателисты непроизвольно делят всех людей на тех, кто просто собирает марки, и тех, кто интересуется ими, и ищут единомышленников, общаясь в разных группах.

Очевидно, что признаком людей, принадлежащих к ингруппе, должно быть то, что они разделяют определенные чувства и мнения, скажем, смеются над одними и теми же вещами и имеют некоторое единодушие относительно сфер активности и целей жизни.

Члены аутгруппы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стремления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отличные от чувств членов ингруппы. И люди бессознательно и непроизвольно отмечают эти черты, деля ранее незнакомых людей на «мы» и «другие».



В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко многим группам, поэтому большое число ингрупповых и аутгрупповых связей может перекрещиваться. Студент более старшего курса будет рассматривать студента младшего курса как индивида, принадлежащего к аутгруппе, но студент младшего курса вместе со студентом старшего курса могут быть членами одной спортивной команды, где они входят в ингруппу.

Исследователи отмечают, что ингрупповые идентификации, пересекаясь по многим направлениям, не снижают интенсивности самоопределения различий, причем сложность включения индивида в группу делает более болезненными исключения из ингрупп. Так, человек, неожиданно получивший высокий статус, имеет все атрибуты, чтобы попасть в высшее общество, но не может этого сделать, так как его считают выскочкой; подросток отчаянно надеется на участие в молодежной команде, однако она его не принимает; рабочий, пришедший работать в бригаду, не может прижиться в ней и подчас служит предметом насмешек. Таким образом, исключение из ингрупп может быть очень жестоким процессом. Например, большинство примитивных обществ считают посторонних людей частью животного мира, многие из них не различают слов «враг» и «посторонний», считая эти понятия идентичными. Не слишком сильно от такой точки зрения отличается установка нацистов, которые исключали евреев из человеческого общества. Рудольф Хосс, руководивший концлагерем в Освенциме, где было уничтожено 700 тыс. евреев, характеризовал эту бойню как «удаление чуждых расово-биологических тел». В данном случае ингрупповые и аутгрупповые идентификации привели к фантастической жестокости и цинизму.

Ожидаемое от представителей аутгруппы поведение при встрече зависит от вида этой аутгруппы. От одних из них мы ожидаем враждебности, от других - более или менее дружелюбного отношения, от третьих - индифферентности. Ожидания определенного поведения от членов аутгрупп со временем претерпевают значительные изменения. Так, двенадпатилетний мальчик избегает и не любит девочек, но спустя несколько лет он становится романтическим любовником, а еще через несколько лет супругом. Во время спортивного матча представители разных групп относятся друг к другу с враждебностью и могут даже ударить друг друга, но стоит прозвучать финальному свистку, их отношения резко меняются, становятся спокойными или даже дружественными.

Мы не в одинаковой степени включены в наши ингруппы. Кто-то может, например, быть душой дружеской компании, но в коллективе по месту работы не пользоваться уважением и быть слабо включенным во внутригрупповые связи. Не наблюдается одинаковой оценки индивидом окружающих его аутгрупп. Рьяный последователь религиозного учения будет закрыт для контактов с представителями коммунистического мировоззрения больше, чем с представителями социал-демократии. У каждого существует собственная шкала оценки аутгрупп.

Р. Парком и Э. Берджесом (1924), а также Э. Богардусом (1933) была разработана концепция социальной дистанции, которая позволяет измерить чувства и отношение, проявляемые индивидом или социальной группой к различным аутгруппам. В конечном счете была разработана шкала Богардуса, служащая измерителем степени принятия или закрытости по отношению к другим группам. Социальная дистанция измеряется путем раздельного рассмотрения взаимосвязей, в которые люди вступают с представителями других групп. Существуют специальные вопросники, отвечая на которые члены одной группы оценивают взаимосвязи, отвергая или, наоборот, принимая представителей других групп. Информированных членов группы просят при заполнении вопросников отметить, кого из знакомых им членов других групп они воспринимают как соседа, товарища по работе, как партнера для брака, и таким образом определяются взаимосвязи. Вопросники по измерению социальной дистанции не могут точно предсказать действия людей в том случае, если член другой группы действительно станет соседом или товарищем по работе. Шкала Богардуса - это только попытка измерить чувства каждого члена группы, несклонность к общению с другими членами данной группы или других групп. Что будет делать личность в какой-либо ситуации, в огромной степени зависит от совокупности условий или обстоятельств данной ситуации (это называется ситуационной детерминацией поведения).

Референтные группы. Термин «референтная группа», впервые введеннный в оборот социальным психологом Мустафой Шерифом в 1948 г., означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Мальчик, играя на гитаре или занимаясь спотом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров. Работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Можно заметить также, что честолюбивые люди, неожиданно получившие много денег, стремятся подражать в одежде и манерах представителям высших классов.

Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать, например, в случае, когда подросток ориентируется на свою компанию в большей степени, чем на мнение учителей. В то же время и аутгруппа может быть референтной, приведенные выше примеры иллюстрируют это.

Различают нормативные и сравнительные референтные функции группы.

Нормативная функция референтной группы проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Так, маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается следовать нормам и ценностным ориентациям, принятым в среде взрослых, а эмигрант, приезжающий в другую страну, пытается как можно быстрее освоить нормы и установки коренных жителей, чтобы не быть «белой вороной».

Сравнительная функция проявляется в том, что референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Вспомните, что мы говорили о концепции зеркального «Я». Ч. Кули отмечал, что если ребенок воспринимает реакцию близких и верит их оценкам, то более зрелый человек отбирает отдельные референтные группы, принадлежность или непринадлежность к которым для него особенно желательна, и формирует Я-образ, основываясь на оценках этих групп.

Стереотипы. Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов.

Социальный стереотип - это разделяемый образ другой группы или категории людей. Оценивая действия какой-либо группы людей, мы чаще всего помимо нашего желания приписываем каждому из индивидов, входящих в группу, некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Например, бытует мнение, что все негры более страстные и темпераментные, чем люди, представляющие европеоидную расу (хотя на самом деле это не так), все французы - легкомысленны, англичане - замкнуты и молчаливы, жители города N - тупые и т.д. Стереотип может быть позитивным (доброта, храбрость, упорство), негативным (беспринципность, трусость) и смешанным (немцы дисциплинированы, но жестоки).

Возникнув однажды, стереотип распространяется на всех членов соответствующей аутгруппы без учета каких-либо индивидуальных различий. Поэтому он никогда не бывает полностью истинным Действительно, нельзя, например, говорить о чертах неаккуратности или жестокости по отношению к целой нации или даже населению какого-либо города. Но стереотипы никогда не бывают и полностью ложными, они всегда должны в некоторой степени соответствовать характеристикам личности из стереотипизируемой группы, иначе они не были бы распознаваемы.

Механизм появления социальных стереотипов до конца не исследован, до сих пор непонятно, почему одна из черт начинает привлекать внимание представителей других групп и отчего это становится всеобщим явлением. Но так или иначе стереотипы становятся частью культуры, частью моральных норм и ролевых установок. Социальные стереотипы поддерживаются селективным восприятием (выбираются только часто повторяющиеся инциденты или случаи, которые замечаются и запоминаются), селективной интерпретацией (интерпретируются наблюдения, относящиеся к стереотипам, например, евреи - предприниматели, богатые люди - жадные и т.п.), селективной идентификацией (ты выглядишь, как цыган, ты выглядишь, как аристократ и т.п.) и, наконец, селективным исключением (он поступает, не как англичанин, он совершенно не похож на преподавателя и т.п.). С помощью этих процессов происходит наполнение стереотипа, так что даже исключения и неправильная интерпретация служат питательной средой для формирования стереотипов

Стереотипы постоянно изменяются Бедно одетый, испачканный мелом школьный учитель как частный стереотип фактически умер. Исчез также достаточно устойчивый стереотип капиталиста в цилиндре и с огромным животом Мы уже забыли, что еще в начале века финнов считали «дикими и невежественными чухонцами», а японцев до второй мировой войны - «не способными к прогрессу азиатами» К величайшему сожалению, исчез в нашем обществе стереотип женщины как слабого, нежного и изящного представителя человеческого рода.

Стереотипы постоянно рождаются, изменяются и исчезают потому, что они необходимы для членов социальной группы. С их помощью мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас аутгруппах. Такая информация определяет наше отношение к другим группам, позволяет ориентироваться среди множества окружающих групп и в конечном счете определять линию поведения в общении с представителями аутгрупп. Люди всегда воспринимают стереотип быстрее, чем истинные черты личности, так как стереотип - это результат многих, подчас метких и тонких суждений, несмотря на то, что только некоторые личности в аутгруппе полностью ему соответствуют.

Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах.

Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Достижение такого видения происходит через социальные контакты, придающие интимный, личностный и всеобщий характер внутригрупповым взаимодействиям, в которые включаются многие элементы личностного опыта. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении.

Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли Например, отношения мастера участка и подчиненных рабочих безличны и не зависят от дружеских отношений между ними. Вторичная группа может быть трудовым союзом или какой-либо ассоциацией, клубом, командой. Но вторичной группой можно считать и две личности, торгующиеся на базаре. В некоторых случаях такая группа существует для достижения специфических целей, включающих определенные потребности членов этой группы как личностей.

Термины «первичная» и «вторичная» группы лучше характеризуют типы групповых взаимосвязей, чем показатели относительной важности данной группы в системе других групп. Первичная группа может служить достижению объективных целей, например, на производстве, но она больше отличается качеством человеческих взаимоотношений, эмоциональной удовлетворенностью ее членов, чем эффективностью производства продуктов или одежды. Так группа друзей встречается вечером за шахматной игрой. Они могут довольно равнодушно играть в шахматы, но тем не менее доставить друг другу удовольствие своей беседой. Здесь главное, чтобы каждый был хорошим партнером, а не хорошим игроком. Вторичная же группа может функционировать в условиях дружественных взаимоотношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций. С этой точки зрения команда шахматистов-профессионалов, собранная для игры в командном турнире, безусловно относится к вторичным группам. Здесь важен подбор сильных игроков, способных занять в турнире достойное место, а уж затем желательно, чтобы они находились в дружественных отношениях между собой. Таким образом, первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная ориентирована на цель.

Первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Каждый находит в ней интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Каждый член вторичной группы может найти в ней эффективный механизм для достижения определенных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Например, продавщица как член коллектива работников магазина должна быть внимательной и вежливой, даже когда клиент не вызывает у нее симпатии, или член спортивной команды при переходе в другую команду знает, что взаимоотношения с коллегами у него будут сложными, но зато перед ним откроется больше возможностей для достижения более высокого положения в данном виде спорта.

Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп Спортивная команда, производственная бригада, школьный класс или студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные контакты более и менее часты. При руководстве вторичной группой, как правило, учитываются первичные социальные образования, особенно при выполнении единичных заданий, связанных с взаимодействием небольшого числа членов группы.